Что такое лидерство? Модели и психология лидерства. Комплекс лидера

Психология лидерства

С давних времен способность к лидерству считается неоспоримым качеством успешного человека. Если обратиться к истории, то можно заметить, что всем правителям государств, гетманам и вождям было присуще это качество. Притом, при выборе правителей народ отдавал предпочтение именно лидерам, которые не боялись повести за собой людей, объявить войну другому государству, брать на себя ответственность за принятие важных для страны решений. У людей был четко сформированный образ вождя, им нужен был человек, который позаботится о них и защитит от опасности. Человек, не имеющий лидерских качеств, не имел никаких шансов стать правителем.

Прежде чем рассмотреть основные качества лидера следует разобраться в том, кто же такой лидер. Лидер - это человек с четко определенными целями и принципами, который берет на себя инициативу в принятии решений, способный управлять настроениями (и даже мышлением) людей. Лидер не боится опасности, всегда готов отвечать за свои поступки. Ответственность является очень важным качеством лидера. Если люди, доверившие человеку быть лидером, обнаружат, что он не готов нести ответственность за свои действия, они сразу переизберут себе другого лидера.

В наше время понятие лидерства применимо повсюду - в семьях, в компаниях, в верхах власти. В последнем случае лидер имеет четкую должность, называемую “президентом”. Если провести параллель с историей, роль президента очень схожа с ролью вождя. От действий президента зачастую зависят отношения между странами, их политическое и экономическое сотрудничество, поэтому президент обязан быть лидером страны, гарантом Конституции государства.

Психология лидера является способом мировоззрения человека, его мыслей, восприятия реальности и своих возможностей. Лидер способен сохранять веру в собственные силы даже в самых сложных ситуациях, сохранять спокойствие и уравновешенность всегда и везде.

Основными качествами, отличающего настоящего лидера от остальных людей, являются:

1. Способность двигаться к своей цели несмотря ни на что. Если человек при первой опасности отказывается от реализации своих планов и опускает руки - это не настоящий лидер. Когда лидер задумал достичь цели, то его просто невозможно остановить - или он добьется своей цели, или проиграет все, что имеет.

Данная способность состоит из двух важнейших компонент - неуемного желания и настойчивости. Не имея желания, лидер просто не сможет оставаться таковым, поскольку вся деятельность человека начинается именно с желания. Если человек не имеет желания, то он не будет мотивирован на достижение цели и, соответственно, будет бездействовать. Без второй составляющей, настойчивости, человек даже обладая страстным желанием, не доведет начатое дело до конца, ведь как только на его пути встретятся трудности, человек может просто решить, что достижение цели не стоит затраченных на нее усилий.

2. Высокий уровень интеллекта. Под высоким уровнем интеллекта подразумевается стремление к накоплению информации в различных областях знаний, начитанность, желание продолжать процесс саморазвития на протяжении всей своей жизни, умение учиться технике лидерства у людей, являющихся истинными лидерами. Последний момент является наиболее важным, так как никто другой не поможет вам достичь цели лучше и быстрее, чем уже достигший успеха человек.

Если вы, по вашему мнению, не обладаете завидным уровнем интеллекта, то эту ситуацию легко можно исправить, достаточно лишь наличия у вас желания. Вам необходимо быть более открытым для новых знакомств, общаться с интересными людьми, посещать библиотеки, научные конференции и семинары. Для повышения своего культурного уровня рекомендуется посещение музеев, картинных галерей, драматического театра и оперы. Не ограничивайте себя знаниями в одной определенной области. Жизнь каждый раз подбрасывает нам сюрпризы, и та область знаний, которая была не нужна вам вчера, уже завтра может оказаться для вас определяющей и первоочередной. Поэтому, чем большим объемом знаний обладает человек, тем большие шансы он имеет на то, чтобы стать истинным лидером.

Это качество лидера не является основным, однако его наличие желательно, так как при решении проблем лидер зачастую опирается на свои знания. При недостаточно высоком уровне интеллекта лидера данное качество может быть успешно компенсирован другими более важными лидерскими качествами.

3. Уверенность в собственных силах. Если человек не уверен в собственных силах, то ему никогда не стать лидером. Ведь как человек может повести за собой людей, заставить их поверить ему, если он даже не верит в самого себя. Неуверенные в себе люди зачастую не решаются принять жизненно важные решения, пока тысячу раз не проверят правильность своих действий, не спросят у других людей их мнений относительно данных действий. На преодоление своих сомнений люди теряют непозволительно много времени, которое они могли применить на созидающие поступки. Уверенные же в себе люди способны принять решение молниеносно, так как они знают, что делают все правильно, а потому им не стоит тратить время на обдумывание ситуации. Соответственно, данное лидерское качество дает человеку (даже не обладающему феноменальным интеллектом) значительную фору над остальными “претендентами” на лидерство.

Если вы хотите быть лидером, однако не обладаете данным качеством - это не беда, потому что уверенность в себе всегда можно выработать.

Общайтесь с уверенными в себе людьми, таким образом, вы сами станете более уверенным человеком;

Составьте список своих успехов, вспомните свои ощущения в момент триумфа, что вы чувствовали в этот момент. Чем чаще вы будете ощущать успех, тем выше будет ваша уверенность в достижении успеха;

Не принимайте оценку окружающих о себе за единственную истину. Поймите, мнение окружающих о вас - это сугубо их мнение, не позволяйте окружающим негативно влиять на вашу самооценку и уверенность в себе;

Не беритесь за дело, в положительном результате которого неуверенны даже наполовину. Запомните, что каждая неудача является серьезным ударом по вашей уверенности в собственных силах, и чем чаще происходят неудачи, тем сложнее человеку будет даваться каждое последующее решение. Поэтому, если вы в самом начале знаете, что дело обречено на провал - не начинайте его вовсе.

Перестаньте критиковать сами себя. Если вы потерпели неудачу, лучшее, что вы можете вынести из нее - признать, что неудачи бывают со всеми и вы не робот, чтобы все этапы работы выполнять безошибочно. Просто извлеките из поражения опыт и не казните себя. Каждое ваше заявление в свой адрес: “Это все из-за меня. Это я виновен в неудаче” все дальше отдалят вас от качества уверенности в собственных силах.

4. Способность принимать решения. Представьте себе президента, государству которого объявили войну. И вот, в то время, как ракеты другой страны летят в его сторону, он стоит возле кнопки запуска ракет и думает: “А может быть не стоит?”. Вряд ли такой человек будет носить гордое звание “лидер”. Лидеры могут принимать решения единолично, а могут прибегнуть к помощи друзей или коллег, но они всегда примут решение. Однако, следует помнить, что для того, чтобы принимать верные решения, сперва необходимо проанализировать сложившуюся ситуацию, тщательно взвесить все факторы, и только потом принимать решение. Регулярное принятие решений с расчетом наудачу не характеризуют человека как лидера, а напротив, показывают его халатность к решаемой проблеме.

5. Лидер должен уметь создавать вокруг себя команду единомышленников. Лишь в редких случаях для достижения больших целей лидеры действуют в одиночку. Тем более, что в команде, состоящей из одного человека, именно этот человек и будет являться лидером вне зависимости от того, какими качествами он обладает. Чаще всего вокруг лидера собирается сплоченная организованная команда, движимая едиными целями, принципами и правилами. Способность собрать и организовать команду зависит, в первую очередь, от способности лидера убеждать и оперировать фактами и доводами, наличия у лидера харизмы. Он должен построить команду таким образом, чтобы каждый из ее членов четко знал свои обязанности и понимал свою ответственность за принятие решений.

6. Лидер должен обладать характером. Настоящий лидер всегда способен настоять на своей точке зрения, даже если факты против него. Настоящий лидер идет вперед даже тогда, когда в его успех уже никто не верит. Когда какой-либо член команды посмел предать интересы организации - лидер обязательно накажет его. Иными словами, лидер способен быть жестким, но не жестоким, строгим, но справедливым. От характера лидера во многом зависит результат деятельности команды, и отсутствие данного качества очень трудно заменить каким-либо иным качеством, без характера остальные достоинства лидера могут не помочь достичь результата. Характер лидера может иметь от рождения или он может “закаляться” с опытом работы, но он обязан присутствовать.

7. Готовность к изменениям. Если в процессе достижения цели внезапно поменяются факторы, от которых зависит достижение результата, лидер будет готов поменять стратегию ведения деятельности, довести эти изменения своей команде и привлечь необходимые для достижения цели ресурсы.

Так, если производство определенного товар приносило значительную прибыль компании, однако в связи с изменением предпочтений покупателей и влияния фактора моды данный товар не пользуется спросом, директор компании будет готов изменить производственный план (путем доведения соответствующего распоряжения до руководителя производственного отдела), исключив из него производство данного товара. Тем самым он проявит себя истинным лидером, так как данное решение защитит фирму от больших трат, связанных с производством убыточного товара.

Таким образом, мы рассмотрели основные качества, необходимые человеку для того, чтобы называться “лидером”. Если сегодня человек работает в подчинении у начальника (лидера), однако очень хочет в будущем занять более высокий пост в компании, то без вышеупомянутых качеств ему не обойтись. Посмотрите на начальников организаций, собственников крупных корпораций - все они обладают большинством из этих качеств, они обладают психологией лидерства. Разве они родились с этими качествами? Нет, они развивали их с опытом, постепенно прививая себе лидерские качества. Если они смогли это сделать, то и вы обязательно сможете, все у вас получится.

Каждый человек по природе обладает определенными лидерскими задатками, однако развить их в достаточной степени и использовать, чтобы достичь своих целей и , получается далеко не у каждого. Почему же некоторые люди уже в юном ведут себя как прирожденные лидеры и способны повести за собой толпу, а другие не могут даже настоять на своей позиции и выступают в роли ведомых, следующих за лидером? В чем состоят особенности психологии лидерства и каковы черты присущи лидеру?

Психология лидерства и ее внешние проявления

Психология лидерства кроется не только в особенности характера и мышлении человека, ни и проявляется внешне: лидера достаточно просто выделить в толпе по его поведению, привычках. Лидер всегда уверен в себе и своих силах, он готов вести за собой других, брать ответственность за себя и свои решения, а также за людей, которые ему доверятся, а также он обладает навыками вербального и невербального воздействия на окружающих. В жестикуляции лидера преобладают жесты открытости и доминирования, его поза и походка также свидетельствуют об уверенности, силе воли и открытости. Прямой решительный взгляд, прямая спина, широко расправленные плечи, размашистая походка, немного резкие, доведенные до конца жесты рук, выразительная мимика, высоко поднятая голова - по этим признакам, как правило, можно выделить среди толпы человека, обладающего лидерскими навыками.

Однако особенности - только внешние проявления лидерских качеств, обусловленные внутренним состоянием человека, его психологией, образом мышления. Внутренне лидер всегда уверен в себе, своих возможностях и начинаниях; он открыт ко всему новому и всегда готов бросить вызов обстоятельствам. Как правило, лидеры обладают большой силой воли, отличными коммуникативными способностями, умением мотивировать себя и других людей; также лидерам присущи навыки психологического воздействия на окружающих, с помощью которых они подталкивают других проникнуться их идеями и работать под их руководством для достижения поставленной цели.

Законы психологии лидерства

Психологии лидерства невозможно научиться по учебнику; чтобы приобрести навыки лидера, необходимо развивать уверенность в себе и коммуникативные способности, на практике учиться воздействию на других,а также не бояться новых возможностей. Лидерские навыки развиваются в процессе самореализации, общения, творческой и трудовой деятельности; однако для того, чтобы стать лидером, а не всегда занимать позицию ведомого, иногда человеку нужно изменить свое мышление и установки. Изучив психологию и установки многих людей, занимающих ведущие позиции в обществе и достигших значительных высот в предпринимательской или общественной деятельности, психологи установили, что в своей жизни и деятельности эти люди придерживаются трех основных законов:

1. Закон притяжения - его суть заключается в том, что лидерство, как и все другое в природе, обществе, развивается посредством творчества и созидания. Лидеры занимаются творческой деятельностью, они обладают способностью нестандартно мыслить и находить новые пути решения поставленных задач. У лидеров нет привычки критиковать что-либо, жаловаться на жизнь; их энергия, уверенность и желание создать что-то новое и полезные для общества - основная причина, по которой к лидеру тянутся другие люди.

2. Закон самосохранения - его суть заключается в том, что лидер всегда первый; он ведет за собой людей, но никогда полностью не погружается в обстоятельства. В любой сложившейся ситуации лидер немного отстраняется и контролирует происходящее со стороны, сохраняя способность беспристрастно анализировать происходящее, давать трезвую оценку ситуации и находить решения проблемам, гладя на них с точки зрения стороннего человека. Благодаря этому, лидер может полностью контролировать происходящие процессы, не растрачивая силы на малопродуктивные действия и не погружаясь в рутину происходящего. Суть такого подхода в том, чтобы отделять зерна от плевел и не расходовать силы и энергию на мелочи, а уверенно идти к цели.

3. Закон отдачи - его принцип действия основывается на том, что все процессы в мире и обществе пребывает в непрерывном движении, а все объекты взаимодействуют между собой. Все процессы, происходящие в социуме, взаимосвязаны, поэтому лидер, работая на свое благо, приносит пользу другим и посредством деятельности оказывает влияние на окружающих людей. В этом состоит одна из основных особенностей психологии лидерства: лидер работает не только для себя, но и благо общества. Оказывая воздействие на подчиненных, последователей, сподвижников, делясь с ними своими идеями и стимулируя их различными методами воздействия к действиям, принимая волевые решения и предлагая обществу результаты деятельности, лидер взаимодействует с окружающими людьми и получает отдачу от взаимодействия.

Очевидно, далеко не каждый может повести за собой тысячи людей, однако и развить до определенного уровня данные природой лидерские способности доступно всем. Поверив в себя, изменив свою психологию, мировоззрение и мышление на позитивное, открывшись новым возможностям, развивая коммуникативные способности и навыки вербального воздействия на людей, можно развить лидерские задатки и существенно изменить свою жизнь к лучшему. Кратко психологию лидерства можно охарактеризовать известной фразой-установкой: "проверь в себя, и другие тоже поверят в тебя".

В человеке. В каких пропорциях они должны быть намешаны, чтобы получилась личность, лишенная сомнений в себе и собственных способностях, активная в любом проявлении, мыслящая нестандартно, действующая решительно и способная сплотить любую разрозненную группу ради общей цели?

Лидером может стать любой, так как качества, речь о которых пойдет ниже, в той или иной степени присутствуют в каждом человеке. Но, как оказалось, не всем подходит и не всех устраивает эта роль.

Терминология

Ли́дер (от англ. leader — "ведущий, первый, идущий впереди") — лицо в какой-либо группе, пользующееся большим авторитетом и обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.

Роль ведущего, идейного вдохновителя и наставника ужасно утомительна для большинства обывателей. Для большинства, но не для лидера - человека, могучая энергия которого бьет через край и ищет применения.

Итак, кто же он такой?

Основные качества лидера

Психологи довольно подробно изучили эту тему и пришли к единодушному мнению, что всем идейным вдохновителям присущи основополагающие черты характера.

Лидер - это человек, который объединяет в себе:

  1. Самоуверенность. Обоснованная или не совсем, но у лидера совершенно нет причин не верить в свои силы. Его уверенность заразительна - будучи уверенным в себе, он внушает это чувство и окружающим его людям.
  2. Энергия и упорство. Не такое уж редкое качество, но вкупе с самоуверенностью это дает потрясающие результаты. Человек, опускающий руки при первом же препятствии, - нытик. Человек, обвиняющий в своих неудачах окружающих, - психопат. Человек, умеющий анализировать свои неудачи и идущий дальше, - лидер рынка. Он является таковым только благодаря своей настойчивости и упорству.
  3. Обаяние, харизма. Очень немаловажные согласитесь. Прежде чем начать руководить, лидер должен сначала зацепить окружающих, понравиться им. К сожалению, не обладающий притягательными эмоциональными особенностями человек вряд ли станет настоящим лидером.
  4. Умение убеждать. Уметь грамотно и доходчиво изложить свои мысли - уже наука, а умение вложить в чужие головы свои мысли так, чтобы люди приняли их за свои - это целое искусство. Безусловно, обладающего таким даром человека можно назвать манипулятором, но лидер и является по сути кукловодом, ведущим массы в ему нужном направлении.
  5. Инициативность. Лидер - это деятельный, энергичный человек, имеющий массу задумок и желающий воплотить все их в жизнь. Настоящая находка для любого коллектива!
  6. Ответственность. Это фундаментальное качество человека, которое стоит в основе всей пирамиды лидерской фигуры. Ведь если при всех вышеперечисленных качествах будет отсутствовать ответственность за совершенные поступки, это получится портрет не лидера, а позёра, пустозвона и фанфарона. Настоящий лидер команды с готовностью ответит за последствия любого своего начинания.

Где интеллект?

Вы заметили, что среди вышеперечисленных качеств совершенно нет такого, как интеллект или умственные способности ? Как считают многие ученые, это совершенно не обязательное качество в портрете лидера. Самое главное условие для успешного лидерства - быть чуть умнее окружающих. При довольно большом разрыве в интеллектуальном плане лидера и его окружения происходит обратная реакция - толпа отторгает зазнайку, а самому лидеру становится скучна работа с таким "сырым материалом".

Лидер и руководитель - одно и то же?

Читая статью, многие из вас уже наверняка примерили портрет лидера к своему руководителю. Совпадения бывают, но очень редко. Значит ли это, что нами руководят люди, не способные повести за собой, случайные? Причинно-следственная связь: если руководят случайные люди, то и руководство получается малоэффективным.

Давайте разберемся. Руководитель-лидер в природе, конечно же, есть. "Зверь" он редкий, встречается больше в центральной части России (амбиции не дают покоя, и лидерские качества зовут покорять столицу). Чем дальше от Белокаменной, тем спокойней и размеренней становятся наши руководители. в их характерах присутствуют, но не в максимальном значении. Как же им удается руководить?

Задачка решается в одно действие, и ответ прост: таких руководителей выручают грамотные кадровые решения. Действительно, что может быть проще - если у меня недостает какого-то качества, нужно найти человека, обладающего им, и взять его на работу. Именно так и поступает думающий руководитель, лидер команды. При этом не страдает идея организации, взаимоуравновешены все составляющие, и цели достигнуты.

Лидер в организации, не думающий о будущем своего детища, берет к себе на работу брата, свата, любовницу, чем дискредитирует не только себя, но и компанию.

Лидер-женщина: дар небес или наказание?

Как в шутку уверяют знатоки, женщине для того, чтобы преуспеть, нужно быть не просто умной и хитрой, она должна быть выше любого мужчины на две головы. И это утверждение не лишено смысла, потому что гендерный подход рулит и здесь.

Независимая группа ученых экспериментальным путем доказала, что представителям слабого пола очень трудно вести за собой. К группе испытуемых подсаживали "лидера" сначала женского пола, потом мужского. В обоих случаях подсадной лидер должен был взять бразды правления в свои руки и, убеждая испытуемых, привести их к решению проблемы. В ходе испытания выяснилось, что окружающие согласны довольно благосклонно воспринимать желание руководить, исходящее от мужчины. Они позволяют взять над ними верх и охотнее соглашаются с его точкой зрения. Тогда как активность женщины, рвущейся к лидерству, вызывает у большинства окружающих неприятие и раздражение.

Неудивительно, что женщины-лидеры в конкурентной борьбе с сильным полом вынуждены маскировать свои слабые стороны. Они приобретают мужские черты характера, мужской стиль управления, мужские привычки. Своего рода это защитная реакция.

Может ли лидер быть в подчинении?

Очень интересный вопрос, согласитесь. Ведь если в человеке амбиций и самоуверенности больше, чем волос на голове, как он сможет подчиниться требованиям другого человека, своего начальника?

Действительно, - это большая проблема для действующего руководителя. Он, в силу своего характера, просто не сможет оставаться в стороне и будет подрывать авторитет действующего начальника ежедневно и ежеминутно. Неформальный лидер - это человек, который сам является заложником своей харизмы.

Конечно, можно избавиться от такой помехи путем увольнения, но если бунтарь еще и хороший специалист, то разумнее найти для его энергии другое применение. Предложите ему занять место руководителя назначьте его ответственным за пожарную безопасность и охрану труда. Поверьте, вы не пожалеете. Наделение полномочиями и определенной властью обеспечит удовлетворение амбиций неформального лидера. Критиковать он вас, конечно же, не перестанет, но исключительно по делу. И к тому же не стоит отметать все сказанное неформальным лидером в свой адрес - его мозг устроен так, что он ясно видит минусы в управлении. Поэтому лучше "мотать на ус" и принимать во внимание.

Можно ли воспитать в себе лидера?

Конечно, можно, но для начала нужно определиться, так ли уж оно вам нужно.

Существующие в настоящее время многочисленные курсы и тренинги по развитию предлагают каждому желающему за одну-две недели воспитать в себе лидера. Это, как уверяют психологи, сулит социальную значимость, славу и внимание. Многим эти тренинги действительно нужны и помогают. Но есть вероятность, что человек, пройдя такие курсы, испытает настоящий шок и стресс, если в ходе выяснится, что он не рожден быть главным.

Подведем итог

Подытоживая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что проблема лидерства очень многогранна. С психологической точки зрения, лидер - это заложник своей неуемной энергии. Им быть чаще всего небезопасно, его жизнь полна непредвиденных ситуаций, он всегда находится в эпицентре событий, но от этого настоящий лидер получает только удовлетворение и ощущение выполненного долга.

Хвала бесстрашным, мир вращающим!

Психология лидерства имеет свои особенности.

Мысли, чувства и действия лидера отличаются от обычного человека. Лидер ощущает и воспринимает реальность по-другому, а соответственно и действует не так, как большинство людей. Именно это и позволяет ему достигать тех результатов, на которые обычный человек неспособен.

Это позволяет говорить об особенной психологии лидерства.

Внешние проявления лидера – уверенный взгляд, твердая походка, крепкое рукопожатие, приветливое лицо – являются результатом его внутреннего состояния. Любой человек может улыбнуться, крепко пожать руку или пройтись уверенной походкой.

Но если обычному человеку для этого надо напрячься, то для лидера это естественное состояние и делает он это легко и непринужденно. Именно в этом и заключается психология лидерства.

Результаты деятельности лидера напрямую зависят от его внутренних установок, основанных на следующих принципах – страсть, ответственность, творчество, стремление к действию и уверенность в себе.

Эти пять принципов являются основанием для формирования психологии лидерства.

Страсть позволяет заниматься одним делом в течение продолжительного времени. Для лидера не характерны метания от одного к другому. Поэтому именно страсть позволяет лидеру надолго сохранить желание и мотивированность двигаться и развиваться в выбранном направлении. Страсть и психология лидерства проявляется во всем и особенно она видна утром, когда человек просыпается. Если нет страсти, нет и радости на лице. Нет радости и удовольствия от нового дня, значит эффективность результатов будет гораздо ниже. Слабые результаты ведут к неудачам в жизни.

Поэтому страсть является первым кирпичиком в фундаменте психологии лидерства. Еще ни один человек не добился выдающихся успехов, не чувствуя страсти к своему делу.

Ответственность позволяет человеку стать лидером прежде всего для себя – психология лидерства такова, что пока человек не примет ответственность за свою жизнь и принятые решения на себя, пока не начнет сам определять свои действия и стимулировать на какие-либо свершения – он не станет лидером для себя, а соответственно не сможет быть лидером и для других. Это сердцевина психологии лидерства.

Творчество – это способность мыслить и действовать нестандартно. Искать и находить новые способы и решения, которые будут показывать большую эффективность. Успеха нельзя добиться, действую шаблонно. Это может дать эффект в каком-то одном деле, но успех в целом возможен только с задействованием творческого потенциала. Здесь психология лидерства заключается в постоянном развитии и поиске новых путей решения задач.

Стремление к действию – любой успех – это результат действий. И зачастую действий не благодаря, а вопреки обстоятельствам, людям, ошибкам и неудачам. Когда все идет отлично, действовать легко. Но при встрече с неудачами или проблемами большинство людей сникают, в то время как лидер только удваивает усилия. В этом и состоит самое большое отличие психологии лидерства от психологии большинства.

Если посчитать количество людей начавших свой путь к успеху и добившихся его – то он будет удручающе мал. Причина – большинство людей не знают, что такое психология лидерства и останавливают попытки при первой же неудаче. Но путь к успеху – это именно путь решения проблем и столкновения с неудачами.

Уверенность в себе позволяет лидеру принимать осознанные и эффективные решения, что в свою очередь ведет к большим результатам. Неуверенность порождает страх, который сковывает разум и закрывает большинство возможностей – а это прямой путь к неудаче.

Лидеры тоже испытывают страх, но они научились его контролировать. Они четко видят ситуации и возможные риски. И не позволяют страху развиваться до гигантских масштабов, рисуя невероятные образы, которые никогда не осуществятся.

Естественно, психология лидерства гораздо многограннее. Но как и все в этом мире, она имеет свою основу, без которой дальнейшее развитие невозможно.

Поэтому развивайте в себе эти пять принципов - страсть, ответственность, творчество, стремление к действию и уверенность в себе – создавайте фундамент своей психологии лидерства и стремитесь к успеху.

Бесплатный миникурс - 9 Эффективных Уроков Покажут Ключ к Вашему Успеху И Помогут Сдвинуть Ваш Успех с 0

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Лидерство и руководство . Важными характеристиками структуры группы являются феномены руководства и лидерства. Руководитель «представляет» формальную структуру группы и назначается официально. Лидера выдвигает «сама жизнь». Это человек, который хочет и может влиять на других людей, вести их за собой, и за которым люди хотят идти.

Феномены руководства и лидерства связаны с понятиями «власть» и «влияние». Влияние обычно рассматривается как понятие более широкое, чем власть. Это отношения, при которых человек вынуждает других действовать определенным образом. Власть подразумевает санкции: негативные (лишение вознаграждения или доступа к чему-то) или позитивные (вознаграждение). Влияние более тесно связано с лидерством. В своей деятельности руководитель и лидер, осознанно или неосознанно, могут использовать различные виды власти . Харазматическая власть построена на исключительных качествах личности. Традиционна я власть основывается на распространенном убеждении, что люди должны подчиняться тем, кто занимает более высокие должности. Власть страха (в том числе страх оказаться несостоятельным в глазах членов своей организации), при этом заглушается творчество и энтузиазм. Власть вознаграждения построена на наличии у руководителя ресурсов, которые он может использовать для удовлетворения тех или иных потребностей подчиненных. Экспертная власть основана на убеждении подчиненных в том, что руководитель имеет больше опыта, более образован, умен. Информационная власть предполагает позицию лидера, имеющего доступ к ценной для группы информации, как центра коммуникаций. Власть убеждения построена на умении логически доказывать правоту своих действий и требований.

Почему именно этот человек становится лидером? С одной стороны, лидеру, как правило, присущи психологические качества: уверенности в себе, острый и гибкий ум, сильная воля, социально-психологическая компетентность, организаторские способности. Биологические и психоаналитические подходы к решению проблемы власти и подчинения указывают на генетическую и психологическую предрасположенность некоторых людей к власти. С другой стороны, в разных группах – разные требования к лидеру, который обладает важными именно для этой группы чертами. Недаром говорят, «какова группа, таков и лидер» В третьих, в разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. Важно, чтобы этот человек мог привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем и задач.

Целесообразно ли совмещение в одном лице руководителя и неформального лидера? Чаще руководитель и лидер имеют различную целевую ориентацию: руководитель всецело направлен на задачи, для решения которых группа создавалась, лидер больше ориентирован на внутренние интересы членов группы. Однако в ряде случаев такое слияние может быть эффективно (например, в научном коллективе, в молодежной общественной организации). При наличии в коллективе нескольких неформальных групп, каждая из них может сформировать свои правила и нормы, и внутри каждой может определиться свой лидер. Руководитель коллектива должен уметь взаимодействовать с лидером неформальной группы, выражающим и формирующим ее мнение.



Отличный специалист, назначенный на руководящую должность, не всегда справляется с новым кругом обязанностей. Если человек хорошо умеет сам делать какую-то работу, это еще не означает, что он также умеет организовать работу других людей и принять на себя ответственность за них. Именно это отражает знаменитый Принцип Питера: «В иерархии каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до уровня своей некомпетентности». Руководителю важно освоить основы менеджмента – теории и практики управления.

Исследования в менеджменте трех основных стилей управления : авторитарного ( посредством приказов, не подлежащих обсуждению),. демократического (посредством коллективного обсуждения и принятия решений) и попустительского (полное доверие и делегирование функций подчиненным) – привели в конце концов к разработке теорий ситуативного лидерства , которые допускают применение того или иного способа влияния на подчиненных в зависимости от складывающейся ситуации.

Основные умения и способности руководителя:

1. Искусство быть равным.

2. Искусство быть лидером.

3. Искусство разрешать конфликты.

4. Искусство обрабатывать информацию.

5. Искусство принимать нестандартные управленческие решения.

6. Искусство распределять ресурсы в организации.

7. Дар предпринимателя (способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений).

8. Искусство самоанализа .

Ли́дер (от англ. leader - ведущий, первый, идущий впереди) - лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

В психологии приняты различные классификации лидеров:

· по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);

· по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т. д. Лидер может быть одновременно и официальным руководителем группы.

Различают:

· формальное лидерство - процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;

· неформальное лидерство - процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.

· Демократичный - лидер советуется с коллегами, прислушивается к их аргументам, поощряет их инициативу, ориентируется на мнение группы, часть полномочий делегирует другим членам группы.

· Либеральный - лидер не предъявляет никаких требований к членам группы, ни на что не настаивает, принимает все предложения членов группы, не конфликтует. Группа практически не организованна, разобщена, функциональные обязанности в группе распределяются хаотично.

В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а чаще назначают, и который, будучи ответствен за положение дел в возглавляемом им коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, неформальный лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности.

Если руководитель группы и её лидер не являются одним и тем же лицом, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности совместной деятельности и гармонизации жизни группы или же, напротив, приобретать конфликтный характер, что, в конечном счёте, определяется уровнем группового развития. Так, например, в просоциальных и асоциальных ассоциациях, как правило, функции лидера и руководителя выполняют разные члены группы. При этом чаще всего лидер в сообществах этого уровня социально-психологического развития оказывается член группы, отвечающий преимущественно за сохранение и поддержание позитивной эмоциональной атмосферы в группе, в то время как руководитель, будучи ориентирован прежде всего на повышение эффективности групповой деятельности, нередко не учитывает, как это отразится на социально-психологическом климате сообщества.

В корпоративных группировках также, как и в группах высокого социально-психологического уровня развития, как правило, функции лидера и руководителя возлагаются на одно и то же лицо. В то же время основания лидерства и руководства в этих двух типах высокоразвитых в психологическом плане групп носят принципиально различный характер. Так, если в корпоративных группировках совпадение статусных позиций лидера и руководителя связано с явным приоритетом отношений власти в ущерб эмоциональному плану отношений, то в просоциальной группе высокого уровня развития типа коллектива именно эмоциональная «подпитка» властных полномочий нередко выступает как необходимый фундамент реализации формальной власти.

Многие современные исследователи подчеркивают выросшую роль последователей лидера в современном мире.

Я.Морено выделяет три основных роли лидера в группе:

1) лидер по способности к руководству, характеризуется как спокойный, интеллигентный, рациональный, трудолюбивый, заслуживающий доверие, самоотверженный, активный, надёжный;

2)лидер по популярности, люди общительные, весёлые, увлекательные, мирные, сердечные;

3)"чёрная овца" - человек, для остальных членов группы непривлекательный, равнодушный, несимпатичный и отрицательный.

Три теории лидерства .В современной социальной психологии существует три подхода к изучению лидерства. «Теория черт лидера » исходит из того, что лидерами люди рождаются. Ряд врож­денных свойств и характеристик индивида (сила и подвижность нервных процессов, экстравертированность, способность к эмпатии-сочувствию, ярко выраженные эвристические и интел­лектуальные способности), как утверждают сторонники этой теории, позволяют ему занять господствующее положение в любой ситуации и взять на себя роль ведущего, т. е. лидера. В жизни имеется сколько угодно случаев, когда лица, отмеченные силь­ной волей, интеллектом и другими достоинствами, так и не стали лидерами. По данным Е. Дженнингс, почти в каждой группе есть члены, превосходящие лидеров по уму, способно­стям, однако они не имеют статуса лидера.В 50-х годах «теорию черт лидера » сменила концепция «лидерства как функции группы » (Р. Крачфилд, Д. Креч, Г. Хоманс), а также « теория лидерства как функции ситуации » {Р. Бейлс, Т. Ньюком, А. Харе). Теория «лидерства как функции группы » исходила из того, что феномен лидерства есть результат внутригруппового разви­тия, все члены группы в той или иной степени участники этого процесса, а лидер-это член группы с наибольшим статусом, который наиболее последовательно придерживается норм и ценностей группы.Третья точка зрения-«теория лидерства как функции си­туации » - в настоящее время самая распространенная. Наблюдения над тем, как одни и те же лица в разных группах могут занимать разное положение, играя в них различные социальные и межличностные роли (ребенок может быть лидером среди ребят своего двора и «отвергаемым» в классе; учитель может быть лидером в своем коллективе и «ведомым» в семье и т.д.), привели исследователей к выводу, что лидерство - это не столько функция личности или группы, сколько результат сложного и многопланового влияния различных факторов и ситуаций.Подход к личности с точки зрения ролей, которые принимает она на себя, дал повод рассматривать различные факто­ры (ситуации) как моменты, с которых и начинается выдвиже­ние лидера. Отсюда и тезис, что специфика лидерства как функ­ции ситуации и роли заключается в том, что эту роль лидеру не «дают», а он ее «берет» сам (Н. С. Жеребова). Лидер-это тот, кто в определенной ситуации берет на себя большую ответ­ственность за выполнение групповых задач, чем все остальные.В пределах одного школьного класса всегда можно выде­лить школьников, которым лучше других дается организация и проведение спортивных, культурно-массовых, общественно полезных, туристских и других мероприятий. Имеются случаи, когда в группе появляется универсальный лидер (он и самый подходящий капитан волейбольной команды, и самый лучший капитан команды КВН, только он может лучше других органи­зовать проведение вечера или выпуск стенной газеты, только с ним можно быть уверенным, что в походе быстро разобьешь палатки и т.д.). Однако, как правило, в различных ситуациях выдвигаются различные лидеры. Еще в 50-х годах Р. Бейлс экспериментально выявил, что в каждой малой группе выдвигается как минимум два типа ли­деров: эмоциональный и инструментальный . Функция эмоцио­нального лидера-психологический климат в группе, забота об оптимальном урегулировании межличностных отношений. Обычно он выступает в роли арбитра, советчика. Инструмен­тальный лидер - тот член группы, который берет на себя ини­циативу в специфических видах деятельности (благодаря своей особой компетентности в тех или иных делах) и координирует общие усилия по достижению цели. К подобным выводам при­шли и другие американские исследователи. В советской лите­ратуре было отмечено, что, правильно понимая роль ситуации для проявления лидерства, американские исследователи, одна­ко, определяют саму ситуацию лишь как сумму неких психологических ожиданий группы. «Лидер- это член группы, который спонтанно выдвигается на роль не­официального руководителя в условиях определенной, специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели». Это человек, с которым хочется общаться, находящий единственно правильное решение проблемы, не ущемляя ничьих интересов. Это серьёзный, всегда находящийся в центре событий, уважаемый, авторитетный, популярный человек, либо человек которого боятся.Черты личности:1 самообладание2 справедливость3 упорство4 расчётливость5 смелость6 уверенность в решениях7 честность, прямолинейность8 мужественность9 хитрость10 эрудиция, ум11 дипломатичность12 ораторские способности13 общительность14 организаторские способности15 сила (духовная)16 энергичность17 целеустремлённостьЛидер – это интересный, увлекающийся и увлекающий за собой людей человек,умеющий организовывать и вести их за собой.Черты личности:1. Чувство юмора2. Справедливость3. Мудрость, ум4. Аккуратность5. Трудолюбивость6. АвторитетностьКонечно, на основании этих данных нельзя рассматривать лидера, как человека, обладающего всеми этими факторами. Это субъективное представление о лидере, основанное в основном только на личном опыте. Этого для нас не достаточно. Давайте посмотрим, что же думают об этом так называемые «эксперты» в области лидерства. Далее я привожу некоторые теории относительно тех личностных черт, которыми должен обладать лидер.