Тема ты и твое имя. Конспект урока кубановедения и презентация "Ты и твоё имя" план-конспект урока (1 класс) на тему

Педагогическая мастерская

Петриченко Н.В., учитель гимназии № 10

«Ты и твое имя»
Урок-творческий проект в 4-м классе

Цель урока:

  • подготовка выпускников начальной школы к проектной и научно-исследовательской деятельности в среднем звене;
  • развитие творческих способностей учащихся.
  • умение работать со справочной литературой

Задачи:

  • закрепить знания, полученные на уроках русского языка, литературного чтения и окружающего мира;
  • познакомить учащихся с организацией проектной деятельности:
  • создать справочник, как продукт проектной деятельности (всеми учениками класса с помощью учителя и членов семьи).

Оборудование:

  • компьютерная версия презентации;
  • видеофильм;
  • справочник «Ты и твое имя»;
  • выставка книг

Ход урока - презентации:

слайд - Урок-презентация «Ты и твое имя»

слайд - Путешествие в прошлое

1 ведущий - В нашем учебнике «Русского языка» есть рубрика «Путешествие в прошлое». В этом учебном году она рассказывает о происхождении и значении имен людей.

2 ведущий - В учебнике дано только краткое значение имени, да и то двенадцати имен, а нас 28! И мы решили узнать о наших именах, но не только их краткое значение.

1 ведущий - Мы составили план работы.

3 слайд - План работы

  1. Выяснить, что означает имя, из какого языка оно пришло в русский язык.
  2. Узнать у родителей, почему они выбрали именно такое имя, чем они руководствовались.
  3. Сделать генеалогическое дерево имен своей семьи.
  4. Собрать сведения о людях, которые носили или носят такие же имена.

1 ведущий - А когда Нине Васильевне дали список ее будущего 1 класса, мы увидели, что на следующий год в 1 классе «Б» будут учиться шесть девочек с именем Дарья, у нас возник вопрос: Может, существует мода на имена? Мы решили найти ответ и на этот вопрос.

2 ведущий - Отвечать на вопросы Нина Васильевна попросила всех учеников класса. Некоторые ребята начали работу без энтузиазма, но со временем их это увлекло.

1 ведущий - Первое, что мы сделали, пошли в нашу гимназическую библиотеку.

1-й кадр видео (на фоне кадров Н.В.) В читальном зале нам дали книги по нашей теме (показ книг), но их оказалось недостаточно для всех, поэтому мы провели только самое общее знакомство с книгами. Ребята попробовали найти свои имена, но там оказались не все. Это было 15.04.

2 - кадр видео . На следующий день, а это было воскресенье, ребята отправились в другие библиотеки, взяли книги и по группам собрались дома у ребят. Вместе работать веселее и интереснее...

4 слайд - Справочник «Ты и твое имя»

2 ведущий - А результатом нашей работы стал справочник имен, который мы сделали вместе с Ниной Васильевной и нашими родителями. Сегодня мы представляем вам его.

5-й слайд

1 ведущий - Согласно словарю В.И.Даля, имя - это «название, наименование, слово, которым зовут, означают личность».

Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии. Но ведь имя у человека возникло не случайно. Шли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять одного человека из толпы, обращаясь к нему по имени.

6-й слайд

2 ведущий - В 988 году Русь приняла христианскую религию. Эта религия была заимствована из Византии. Вместе с ней на Русь попали и многие византийские имена, которые в свою очередь, произошли от древнегреческих и древнеримских.

7-й слайд - Выскакивают имена

Перекличка имен (ведет учитель).

Старославянские имена: Светлана - светлая, чистая.

Латинские имена:

Альбина - белая.
Валерий - сильный, здоровый.
Валерия - здоровая, бодрая, крепкая.
Сергей - ясный, высокочтимый.
Юлия - пушистая, июльская.

Древнееврейские имена:

Анна - грациозная, миловидная, благодать.
Мария - печальная.
Яна - милость божья.

Греческие имена:

Алена светлая, сияющая.
Ангелина - ангельская.
Анастасия - воскрешающая,
Андрей - мужественный.
Артем - здоровый.
Юрий - земледелец.
Денис - принадлежащий Дионису. (У древних греков это бог жизненных сил)
Дарья - сильная, побеждающая.
Диана - божественная.
Екатерина - чистая, непорочная.
Ирина - мир, покой.
Никита - победитель.
Петр - камень, скала.
София - мудрость.
Алексей - защитник.

Учитель: Готовясь к этому уроку, некоторые из вас сумели даже найти песни, стихи со своим именем. И они подтверждают значение ваших имен. Имя Алексей произошло от греческого «защитник». Послушайте песню «Алеша».

Звучит песня.

Учитель -

Вот какими звучными стихами повествовал когда-то о человеческих именах великий старец Гомер. Ну и что же? Прошли тысячелетия, а сказанное им и сейчас остается правдой.

8-й слайд

1 ведущий - С первых дней раннего детства ни одно слово не слышит человек так часто, как собственное имя. Сначала оно употребляется в уменьшительной форме, потом в полной, затем к нему начинают прибавлять отчество.

9-й слайд - (пустой)

Стихотворение.

2 ведущий - В православной традиции имя подбиралось по святцам: ребенка называли именем того святого, день памяти которого совпадач или был наиболее близок ко дню рождения малыша. Так святой становился невидимым защитником человека.

Учитель - У нас в классе только Ангелине и Валерии дали имена по церковному календарю.

Крещение считалось духовным рождением, гораздо более важным, чем рождение телесное. Поэтому праздновать было принято не день рождения, а день именин. И сейчас некоторые люди празднуют именины, но и день рождения тоже. В справочнике есть приложение именинного календаря.

В наши дни имя ребенку не всегда дается по святцам. Иногда ребенка называют согласно семейной традиции, часто в память или в честь дорогого человека. Бывает, что малыша называют именем любимого литературного героя или какого-нибудь знаменитого, уважаемого человека. Родителям хочется, чтобы оно, согласно своему значению, как бы заранее наделяло ребенка положительными качествами.

Чем же руководствовались ваши родители при выборе имени?

1 ведущий - 7 человек из нас получили имена потому, что родителям понравилось их звучание.

Диана, а тебе как выбрали имя?
А тебе, Андрей?
А Юле Герасимовой?
Альбина, тебе как?
А как Ирине?
Юля Дитятева, а тебе как?
А тебя, Екатерина?
А тебе, Никита Мальцев? Так, значит, все-таки существует мода на имена?

10-й слайд - Мода

Рассказ ученика о моде на имена.

2 ведущий - Но самая большая часть ребят нашего класса получила свои имена в память или в честь дорогого человека, или согласно семейной традиции.
Сергей, тебя в честь кого назвали?
София, а тебя 9
Тебя, Яна?
А тебя, Анастасия?

3-й кадр видео

Учитель Я предложила вам сделать генеалогическое дерево имен своей семьи. Вы на славу потрудились вместе со своими родителями. Все ваши чудо деревья здесь. Не вместилось только одно - Петра Кружили на. Расскажи, пожалуйста, как ты работал над ним.

11-й слайд -( генеалогическое дерево)

Рассказ Кружилгша Петра.

Учитель Такие же имена, ребята, как у вас носили или носят знаменитые люди. Расскажите, пожалуйста, о них.

12-16 слайды - (портреты)

Рассказы учеников.

  • ведущий- Широко распространено мнение, что имя оказывает влияние на судьбу человека, на его характер. Разумеется, если бы это влияние было полным и решающим, то все Никиты, Юли, Пети жили бы совершенно одинаково. Только это влияние разное. Нет двух одинаковых людей, двух одинаковых судеб.
  • ведущий А у нас в классе есть две Юли. Может быть, вы согласитесь нам рассказать одинаковые вы по характеру как ваши имена или нет?

А вы, Никиты, не расскажите нам? А может быть Пети? Спасибо вам за откровенность.

Учитель А от чего же по вашему зависит характер человека? Поэтому можно лишь сравнивать какой характер в действительности и совпадает ли он с описанием в книге. Бывает, что очень много совпадений. Я вам сейчас зачитаю характеристику одного имени, послушайте и подумайте, кому может принадлежать это имя? Он - само добродушие, мягкость. В детстве это баловень и любимец. Он - интеллектуал, он ни за что не станет обходить или разрушать преграду. Он обладает незаурядным художественным вкусом, хорошо рисует. Кто же это может быть? А как вы догадались?

Итак, ребята, вы ответили на все вопросы нашего плана работы над проектом. Давайте подведем итоги.

17-й слайд - (Цель проекта)

Создать справочник в помощь ребятам, которые заинтересуются этой проблемой. Петр Кружилин точно заинтересовался этой проблемой. Может кто-нибудь еще? Но вы на следующий год уходите в 5 класс, а как же «Справочник»

Спасибо за урок! Я желаю вам удачи!

Цели.

1. Познакомить учащихся с историей, значением своеобразием имён.

2. Учить работать со справочным материалом, научно-популярной литературой, текстами художественной литературы, извлекать материал из Интернета.

3. Развивать умение излагать материал перед классом.

4. Способствовать формированию интереса к именам.

Ход урока

Человек умирает, а имя живет.
Пословица

Слово учителя. Человек проносит свое имя через всю жизнь и берет его с собой в могилу. Прекратился род, племя, а имя живет. В любом русском имени – значительный смысл. Имя – это дар. Наука о собственных именах называется ономастикой. Онома – имя. 95% русских носят старые традиционные имена. В Московской Руси имя и отчество использовались по-разному в зависимости от общественного положения. Холопы и прислуга назывались унизительно: Фильками, Петрушками, Ивашками. Ни о каком отчестве для этой категории людей речи не было. Имена использовались в различных значениях: они выражали ласку и нежность (Ванюшка, Мишенька, Машенька, Глашенька), особый суффикс добавлялся к именам незаконнорожденных детей (Ярославец, Мстиславец). Поповские имена писались на -чище (Степанище, Иванчище).

Сегодня на уроке мы познакомимся с происхождением, значением и своеобразием имен, легендами, обычаями, ролью имен в жизни человека.

Послушаем интересные рассказы учеников. Прежде всего, выясним происхождение и значение слова “имя”.

В словаре русского языка под редакцией С.И.Ожегова дается толкование слова “Имя”:

  1. Личное название человека, даваемое при рождении.
  2. Фамилия, семейное название
  3. Личная известность, репутация
  4. Известный, знаменитый человек.
  5. Название предмета, явления.
  6. В грамматике: разряд склоняемых слов.

Учащиеся, работая в группах, ищут в этимологическом словаре происхождение слова “Имя”. Имя от древнерусского “имъти” - “иметь”, “считать”, “принимать” за кого или за что-либо;

Заранее подготовленные ученики по группам рассказывают о значении своего имени о том, как оно пришло в русский язык. Объясняют, почему родители выбрали это имя. Дают астрологическую характеристику своего имени.

Астрологическая характеристика

  1. Имя – происхождение.
  2. Число, год рождения.
  3. Знак зодиака.
  4. Планета – покровитель.
  5. Благоприятные цвета.
  6. Растение.
  7. Камень-талисман.
  8. Знаменитые личности с вашим именем.

Учитель. Слово “Имя” имеет родственников в языке. Приведите примеры родственных слов и составьте словосочетания с ними (имение Толстого, именительный падеж, именины друга, именинник одноклассник, именной указ, наименование детских игр, именитый гость, одноименный роман, именуемый Петром, отымённый, образованный от существительного или прилагательного).

Раздаются учащимся словари пословиц и поговорок.

Задание. Найдите пословицы и поговорки об имени (Богатырь умрет, а имя его останется. Доброе имя лучше богатства. Хороша Маша, да не наша. Федул губы надул. С именем Иван, без имени – болван. У него доброе имя. Не позорь моего имени).

Народные приметы и традиции народов, связанные с именами.

При выборе имени соблюдались определенные правила и запреты. Нельзя называть новорожденного именем недавно умершего члена семьи. В старину, да и в наше время часто называют детей в честь деда, бабушки, близких родственников.

Викторина “Что в имени тебе моем?”

1. Найди имя героя

Н.В.Гоголь “Обломов” Лука Лукич
А.С.Грибоедов “Шинель” Фома Фомич
М.Ю.Лермонтов “Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем” Максим Максимыч
И.А.Гончаров “Ревизор” Акакий Акакиевич
Н.В.Гоголь “Герой нашего времени” Иван Иванович
Н.В.Гоголь “Горе от ума” Илья Ильич

Учитель: Нельзя меняться именами. Поменяться именами – значит поменяться судьбами. Человек с новым именем приобретает новые черты характера. Традиция давать двойные имена пошла от католических обрядов. При крещении давали имя родители и добавляли имя святого, в день которого родился ребенок. В нашей школе тоже есть у ученицы 9Б класса двойное имя – Сикорская Мария-Николетта. Николетта – монашка, которая молилась за появление на свет Марии. Святые покровители являются “оберегом” для человека.

Статистика распространенности имен в 11А классе.

Вывод. Проанализировав статистику имен в нашем классе, можно сказать, что большей популярностью пользуются такие имена, как Михаил, Павел, Александр (мужские), Александра, Анастасия (женские).

(Например, А.С.Пушкин “Евгений Онегин”, А.С.Пушкин “Борис Годунов”, К.Ф.Рылеев “Иван Сусанин”, Л.Н.Толстой “Анна Каренина”, Карамзин “Бедная Лиза”, С.А.Есенин “Анна Снегина”, В.А.Жуковский “Светлана”, “Людмила”, “Слово о полку Игореве”).

3. Какие вы знаете фамилии, образованные от имен людей (Иванов, Петров, Станиславский, Алексеев, Алешин, Аванесов, Ваничкина, Захаров, Григорьева).

Учитель: Есть в морозном январе день, окрашенный радостным, каким-то весенним настроением. Это 25 января - Татьянин день. День всех студентов. Вероятно, это единственный в истории случай, когда на один и тот же день претендуют и служители церкви и студенчество, причем каждая сторона понимает праздник на свой манер.

Татьянин день - праздник студента, прежде всего задорный и искрящийся молодостью. Праздник Татьянин день для тех, кто испытывает тягу к знаниям, всему новому и неизведанному. История праздника Татьянин день насчитывает уже больше двух столетий. Приурочен Татьянин день к открытию первого в Москве университета. История гласит, что в 1755 году в этот день императрицей Елизаветой Петровной был подписан указ об открытии высшего учебного заведения.

4. Какие вам известны праздники, посвященные именам (“Ильин день”, “Ивана Купала”, “День Петра и Февронии”, “Веры, Надежды, Любви”).

5. С именами связаны названия городов, назовите, какие (Владимир, Ярославль, Петербург, Екатеринбург, Иваново, Лида (Белоруссия), Елена (Болгария).

6. Даже цветы носят имена(Роза, Лилия, Анютины глазки, Нарцисс, Иван-да-Марья, Маргаритка, Василёк).

Учитель: Ураганам тоже дают имена, как правило, женские, имена святых, чтобы не пугать эти ураганы, которые в одном и том же районе мира могут подействовать на несколько разных тропических циклонов (Алиса, Катрина, Бренда, Мария, Клара, Шарлотта, Виктория).

7. Имена повсюду: в названиях улиц - Кати Соловьяновой, Ивана Голубца (Анапа), пер. Марьина роща (г. Москва), Карла Маркса (Армавир), магазинов, кафе, гостиниц (“Валентина”, “Людмила”, “У Кузьмича”, “Алиса”, “Дарья”, “Натали”).

8. Все вы любите петь песни. Вспомните и назовите строки из песен, связанные с именами собственными .

Например:

1) “Выходила на берег Катюша…”

2) “Ксюша – юбочка из плюша…”

3) “Утоли мои печали, Натали…”

4) “Шаланды полные кефали

В Одессу Костя приводил…”

5) “Стоит над горою Алеша…”

6) “Стюардесса по имени Жанна…”

Учитель: Живопись - важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита).

Часто используются в названиях картин собственные имена. Найдите в интернете такие картины (Васенцов “Аленушка”, Иван Царевич на сером волке”, “После побоища Игоря Святославича с половцами”, Тициан “Венера у зеркала”, Рембранд “Даная”, Леонардо да Винчи “Мона Лиза”).

Учитель: Подведем итог урока.

Домашнее задание.

  1. Рассказать об именах святых
  2. Причуды имен

Урок кубановедения в 1-м классе на тему «Ты и твоё имя»

Цели и задачи:

  • дать краткую энциклопедическую справку имён учащихся и родных;
  • формировать начальные навыки исследовательской работы у младших школьников;
  • развивать интерес к прошлому и настоящему своей семьи, семейным традициям;
  • воспитывать чувство любви к своей семье и гордости за неё, чувство уважения к родителям, гордость и любовь к родному краю.

Универсальные учебные действия, формируемые в ходе урока.

1.Познавательные:

Формировать умение выделять и формулировать цель занятия; формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

2. Коммуникативные:

Развивать умение с точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими нормами русского языка; формировать умение устанавливать контакт и организовывать взаимодействие в решении общей задачи в паре;

3. Регулятивные:

Развивать умение контролировать свое поведение, действуя по правилам в ходе игровой ситуации;

4. Личностные:

Формирование чувства гордости за свою Малую Родину; развитие познавательных интересов, желания расширять знания об истории и культуре родного края.

Оборудование: компьютерное обеспечение, проектор, проекты учащихся.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  1. Работа над новым материалом.

1. Вступительное слово учителя.

Слайд 1

– У нас сегодня с вами, ребята необычный урок – урок-исследование. Исследование, которое провёл каждый из вас по-отдельности по изучении имён и группа ребят старшеклассников по изучению имён ребят нашей школы.

– Как вы думаете, может ли человек жить без имени? Этот вопрос вызовет у вас только улыбку! А как же тогда различать людей? Как к ним обращаться? У многих народов, в том числе у русских, данное в детстве имя сохраняется за человеком всю жизнь. У каждого имени есть своя история происхождения.

Слайд 2

Что имя – звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значения?
Конечно, нет. И в именах есть тайны,
И таинство есть имянареченье.
И вот мы сами, силами своими
Осознаем в начале века:
Не человек себе находит имя,
А имя выбирает человека.

– Славянские имена самые старые из тех, что дошли до нас. И сейчас в ходу имена Святослав, Ярослав, Владимир, Людмила. Что они означают? На этот вопрос мы найдем ответ, вслушиваясь в звучание слова: Святослав – святая слава, Владимир – владеющий миром, Людмила – людям милая.

Во времена Древней и Московской Руси многие имена были прозвищами. Родился мальчик с черными волосами – назвали его Чернышем. Белокурую девочку – Беляной. Часто имя было связано с ростом и внешностью человека, его характером. (Мал, Глазко, Крик, Бессон, Молчан).

Иногда давали имена по названиям животных, растений: Волк, Заяц, Медведь, Трава, Ветка. Ученые предполагают, что они связаны с древними верованиями наших предков, которые обожествляли природу.

После принятия христианства на Руси стали давать имена из перечня святых, помещенных в церковном календаре.

II. Толкование имен.

Слайд 3

– А знаете ли вы, почему ваши родители дали вам такое имя? Знаете ли его толкование?

Слайды 4-28

  • Высказывания детей о том, почему их так назвали родители и повлияли ли знания значения имени на выбор имени?
  • Выступление группы детей собиравших информацию о значении мужских и женских имен.

III. Пословицы.

Народная мудрость, пословицы и поговорки, не обошли стороной эту тему, не остались «безымянными».

– Какие пословицы и поговорки с именами знаете? (дети вспоминают пословицы и поговорки)

  • Каждая Аленка хвалит свою буренку.
  • Наш Андрей никому не злодей.
  • На всякого Егорку есть поговорка.
  • Проснулась Ульяна не поздно, не рано - все с работы идут, а она тут как тут.

IV. Стихи.

– Многие поэты посвящали стихи своим детям, в своих стихотворениях для детей рифмовали имена.

Слово представляется группе учащихся, которые сделали подборку стихотворений.(по ходу стихов идёт слайд)

АНАСТАСИЯ – воскресшая, возрожденная к жизни - древнегреческое; женская форма мужского имени Анастас.

Настенька, голубушка!
Выгляни в окно.
Там на небе солнышко
Вышло уж давно.
Там на небе пташечки
Малые поют.
Там на небе облачки
Синие плывут.
Там на небе радуга
Выгнулась дугой.
Настенька, голубушка!
Ты окно открой.

СЕРГЕЙ – родовое римское имя.

Быстры-быстры ноженьки
У нашего Сереженьки.
Бежит он по дорожке,
Уже устал немножко,
А все ж бежит, старается,
И, в общем, получается!
Наш мальчик замечательный,
Очень примечательный –
Здоровый он и сильный,
И очень он спортивный!

V. Исследование.

Слайд 29

– Инициативная группа ребят нашего класса провела исследование. Вот его результаты (выступают дети ):

В нашей школе всего 1008 детей, имен женских – 58, мужских 64.

Слайд 30

Самые редкие, т.е. с такими именами учатся по одному ребенку в школе:

Женские имена:

Слайд 31

Мужские имена:

Слайд 32

Самые популярные имена:

Женские

Мужские

Имя

Количество детей

Имя

Количество детей

Александра

Денис

Ирина

Максим

Мария

Алексей

Екатерина

Иван

Юлия

Дмитрий

Елена

Сергей

Дарья

Александр

VI. Знаете ли вы, что…

Слайд 33

Слово учителя

На Руси всех детей до крещения называли Богданами.

Полное имя Пабло Пикассо звучит так: Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомукено Криспин Криспиано ла Сантисима Тринидат Руис Пикассо.

Кристины дочери Артура Пеппера, владельца одной из ливерпульских прачечных, продолжались ровно полдня, т.к. только инициалы девочки составили почти весь латинский алфавит. Ее назвали: Анна Берта Цицилия Диана Эмилия Фанни Гертруда Ипатия Инесса Жанна Катерина Луиза Мод Нора Офелия Пруденс Ребекка Сара Тереза Уиллис Венера Уинфрид Зена Пеппер. Для краткости девочку обычно зовут алфавит Пеппер.

В одной из школ Гонолулу училась дочь владельца местного ресторана, имя которой не помещалось в классном журнале. Оно состояло из 102 букв и звучало по- гавайски примерно так: Напуамахалаонаонаанекавехивехионакуахивеаненававакехоонка к ехаалекесаонанайнананиакекеоао гавайиикаванао, что значит: Многочисленные прекрасные цветы гор и долин начинают наполнять Гавайи в длину и в ширину своим благоуханием.

Слайд 34

В некоторых районах Индии существует обычай особый, разрешения спора между родителями об имени новорождённого. Если отец предлагает одно имя, а мать- другое, то они зажигают две лампы. Чья лампа будет гореть дольше, тот и даст ребёнку имя.

У Вольтера было около 200 литературных псевдонимов и среди них псевдорусские имена Иван Альтов и Жан Плаков.

Двух одинаковых имён в племени Качанов (Северная Бирма) не бывает. Но когда рождаются близнецы, возникают трудности, так как по качинским поверьям близнецы – это один человек в двух лицах. Тогда в силу вступает специальный обряд: по достижении 9 лет близнецам предлагают три раза по очереди засунуть руку в кувшин с рисом. Одна из рисунок окрашена в красный цвет. Тот, кто достанет её, и будет носить имя. Другой же отныне будут звать просто «Второй».

VII. Итог работы. Рефлексия.

Слайд 35


- Какие имена запомнились?

Покажите карточками (красной, жёлтой, зелёной): какую оценку вы себе поставили за работу на уроке.

Использованная литература:

  • Кубановедение: Учебник для 3-4 классов/МирукМ.В., Ерёменко Е.Н. и др. – Краснодар, 2008.
  • Кубановедение: Материалы к урокам и внеклассным мероприятиям.3 класс – Краснодар, 2006.
  • Сайт Интернета: Тайна имени – значение имени человека. names.neolove.ru

Тема: Ты и твое имя.

Задачи: 1. Пробудить интерес к истории происхождения своего имени;

2.Вызвать эмоциональное стремление к поисковой работе по истории происхождения имен.

Ход занятия.

  1. Организованное начало урока.
  2. Психологический настрой.
  3. Сообщение темы занятия.

Надеюсь, вы не намерены потерять свое имя.

Конечно, нет, - растерянно сказала Алиса.

Не знаю, не знаю - пробормотал Комар.

Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени. Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: « Иди к доске …» - и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени и вы, разумеется, сможете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там!

Ничего из этого не выйдет,- сказала Алиса, - и все равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Если учительница забудет, как меня зовут, она скажет: «Эй, ты!», или «Эй!», или еще как-нибудь.

*Нужны ли людям имена? Зачем?

Попробуйте хоть один день не употреблять в своей речи имен друзей и знакомых. Вы увидите. Что это невозможно: либо вас вообще не будут понимать, либо вам придется настолько сложно многословно описывать людей, что вы откажетесь от этой затеи.

Сообщение темы.

II Возникновение имен.

  1. Древнерусские имена.

Волк Тихомир Вера

Зубр Добрыня Надежда

Белка Светлана Любовь

Некрас Владимир

Нехорошко Людмила

Крив Владислав

Первуша Любомир

*Прочитайте имена в первом столбике. Это одни из древних имен. Как вы думаете, почему родители так странно называют своих детей?

* Как вы думаете, откуда могло появиться имя Первуша, Третьяк?

Можно ли догадаться, почему возникли мена, приведенные во 2 столбике?

  1. Заимствованные имена.

В русский язык пришло много имен из языков других народов. В таком случае определить их значение, не зная иностранного языка, невозможно. Такие известные имена, как Игорь, Олег, Ольга, носили русские князья, пришли с севера. Это приспособленные к русскому произношению имена Ингвар, Хельг, Хельга.

Игорь Ингвар

Ольга Хельга

Олег Хельг

Много имен пришло к нам из еврейского, греческого, латинского языков. Эти имена тоже имеют свое значение.

Александр - (греч) - защитник людей

Антон - (греч) - противник

Андрей - (греч) - мужественный

Сергей - (греч) - высокий, крепкий

Ирина - (греч) - мир и спокойствие

Мария - (древнегреч) любимая

Акмарал - белый олененок

Айгуль - лунный цветок

Асель - мед

Арман - мечта

Алима - ученая

* А знаете ли вы, что означают ваши имена?

В языкознании существует специальный раздел, который занимается изучением личных имен - ономастика.

III Правописание имен.

Поскольку имя человека призвано выделить его из числа других людей, подчеркнуть его индивидуальность, в письменной речи имена собственные выделяются с большой буквы.

Языковые игры

* Отгадать ребусы

Какие слова в стихотворении произносятся одинаково, а пишутся по-разному? Почему?

На виду честного люда

Трусит с горки ехать Люда.

А у Саши, а у Сани

С горки сани едут сами.

* Составить предложения с парами слов: Роза-роза, Роман-роман, Сережка-сережка.

* Сейчас я прочитаю отрывки из сказок, а вы назовите имена упоминаемых в них персонажей.

В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая - маленькая, всего в один дюйм. Её так и прозвали (Дюймовочка)

Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как шарик, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня…. Снегурочка»

Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых? Айболит

* Прослушайте стихотворение Чуковского и скажите сколько в нам упомянуто девочек?

Наталья, Наточка,

Наташенька, Наталенька,

Натуленька, Натусенька.

Екатерина, Катенька,

Катюша, Катерина,

Касенька.

Любовь, Любонька,

Любаня, Любаша,

Любушка, Любочка,

Марьюшка, Марусенька,

Машенька и Манечкаю

Побежали в лавочку

И купили пряничка.

*Сколько имен упомянуто?

IV Итог занятия

*Что нового вы узнали сегодня на занятии?

* Что же такое имя?

Имя - отличительное название, обозначение человека, которое дается ему при рождении.

Между живущих людей безымянным никто не бывает вовсе:

в минуту рождения каждый -

и низкий, и знатный -

имя свое от родителей

в сладостный дар получает.

Когда-то вы все станете родителями и вам придется выбрать имя для своего ребенка. Отнеситесь к этому обдуманно, чтобы не получилось как у С. Маршака

Удружить хотела мать

Дочке белокурой,

Вот и вздумала назвать

Дочку диктатурой.

Хоть семья её звала

Сокращенно Дита

На родителей была

Девушка сердита.

Для другой искал отец

Имя похитрее,

И назвал он наконец

Дочь свою Идея

Звали мама и сетра

Девочку Идейкой

А ребята со двора стали

Звать Индейкой

Пусть поймут отец и мать,

Что с прозваньем этим

Все придется вековать

Неразлучно детям.

(Пожелание детям)

У вас у всех красивые, звучные имена. Я хочу, чтобы с такими именами ваша судьба была счастлива.

Тема: Ты и твое имя.Задачи: 1. Пробудить интерес к истории происхождения своего имени; 2.Вызвать эмоциональное стремление к поисковой работе по истории происхождения имен.

Ход занятия.

    Организованное начало урока. Психологический настрой. Сообщение темы занятия.
- Надеюсь, вы не намерены потерять свое имя. - Конечно, нет, - растерянно сказала Алиса. - Не знаю, не знаю – пробормотал Комар. - Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени. Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: « Иди к доске …» - и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени и вы, разумеется, сможете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там! - Ничего из этого не выйдет,- сказала Алиса, - и все равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Если учительница забудет, как меня зовут, она скажет: «Эй, ты!», или «Эй!», или еще как-нибудь. *Нужны ли людям имена? Зачем? Попробуйте хоть один день не употреблять в своей речи имен друзей и знакомых. Вы увидите. Что это невозможно: либо вас вообще не будут понимать, либо вам придется настолько сложно многословно описывать людей, что вы откажетесь от этой затеи. Сообщение темы. II Возникновение имен.
    Древнерусские имена.
Волк Тихомир Вера Зубр Добрыня Надежда Белка Светлана Любовь Некрас Владимир Нехорошко Людмила Крив Владислав Первуша Любомир Вторак *Прочитайте имена в первом столбике. Это одни из древних имен. Как вы думаете, почему родители так странно называют своих детей? * Как вы думаете, откуда могло появиться имя Первуша, Третьяк? Можно ли догадаться, почему возникли мена, приведенные во 2 столбике?
    Заимствованные имена.
В русский язык пришло много имен из языков других народов. В таком случае определить их значение, не зная иностранного языка, невозможно. Такие известные имена, как Игорь, Олег, Ольга, носили русские князья, пришли с севера. Это приспособленные к русскому произношению имена Ингвар, Хельг, Хельга. Игорь Ингвар Ольга Хельга Олег Хельг Много имен пришло к нам из еврейского, греческого, латинского языков. Эти имена тоже имеют свое значение. Александр - (греч) – защитник людей Антон - (греч) – противник Андрей - (греч) – мужественный Сергей - (греч) – высокий, крепкий Ирина - (греч) – мир и спокойствие Мария - (древнегреч) любимая
Акмарал - белый олененок Айгуль - лунный цветок Канат - крыло Ауэз - голос, звук Асель - мед Арман - мечта Алима - ученая
* А знаете ли вы, что означают ваши имена? В языкознании существует специальный раздел, который занимается изучением личных имен – ономастика. III Правописание имен.Поскольку имя человека призвано выделить его из числа других людей, подчеркнуть его индивидуальность, в письменной речи имена собственные выделяются с большой буквы. Языковые игры * Отгадать ребусы

Какие слова в стихотворении произносятся одинаково, а пишутся по-разному? Почему? На виду честного люда Трусит с горки ехать Люда. А у Саши, а у Сани С горки сани едут сами. * Составить предложения с парами слов: Роза-роза, Роман-роман, Сережка-сережка. * Сейчас я прочитаю отрывки из сказок, а вы назовите имена упоминаемых в них персонажей.
В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего в один дюйм. Её так и прозвали (Дюймовочка)
Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как шарик, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня…. Снегурочка» Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых? Айболит
* Прослушайте стихотворение Чуковского и скажите сколько в нам упомянуто девочек? Наталья, Наточка, Наташенька, Наталенька, Натуленька, Натусенька.
Екатерина, Катенька, Катюша, Катерина, Касенька.
Любовь, Любонька, Любаня, Любаша, Любушка, Любочка,
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечкаю Побежали в лавочку И купили пряничка.
*Сколько имен упомянуто?
IV Итог занятия*Что нового вы узнали сегодня на занятии? *Что же такое имя?
Имя - отличительное название, обозначение человека, которое дается ему при рождении.
Между живущих людей безымянным никто не бывает вовсе:
в минуту рождения каждый – и низкий, и знатный – имя свое от родителей в сладостный дар получает. (Гомер)
Когда-то вы все станете родителями и вам придется выбрать имя для своего ребенка. Отнеситесь к этому обдуманно, чтобы не получилось как у С. Маршака

Удружить хотела мать

Дочке белокурой,

Вот и вздумала назвать

Дочку диктатурой.

Хоть семья её звала

Сокращенно Дита

На родителей была

Девушка сердита.

Для другой искал отец

Имя похитрее,

И назвал он наконец

Дочь свою Идея

Звали мама и сетра

Девочку Идейкой

А ребята со двора стали

Звать Индейкой

Пусть поймут отец и мать,

Что с прозваньем этим

Все придется вековать

Неразлучно детям.

(Пожелание детям)

У вас у всех красивые, звучные имена. Я хочу, чтобы с такими именами ваша судьба была счастлива.