Народы новой гвинеи. Дикие племена: Папуасы Новой Гвинеи (7 фото)

Культура Папуа-Новой Гвинеи чрезвычайно разнообразна и здесь вряд ли можно выделить единый для всей страны тип традиций или образа жизни. Даже в пределах одного округа или области могут проживать представители нескольких десятков народностей, часто практически не связанных между собой ни происхождением, ни языком. А с учетом изолированности многих племенных групп и тщательного следования ими своим разнообразным и очень древним традициям получается очень сложная картина, вбирающая в себя больше чем 1000 культурных групп.

Местное население Папуа-Новой Гвинеи - одно из наиболее гетерогенных в мире. Здесь проживает несколько тысяч отдельных общин, многие из которых часто насчитывают едва лишь несколько сот человек. Причем до последнего времени многие соседние племена вели друг с другом непримиримые войны, чьи корни зачастую уходят во тьму тысячелетий. Соответственно, и подчеркивание своей культурной идентичности, особенно по отношению к враждебно настроенным соседям, приводило и до сих пор приводит к всемерному увеличению межплеменного разделения. Изоляция, обусловленная гористым ландшафтом и достаточно суровыми природными условиями, часто является настолько всеобъемлющей, что некоторые племенные группы до недавнего времени даже не знали о существовании соседних народов, если те находились хотя бы в нескольких километрах от границы племенного ареала. В итоге здесь даже появилась поговорка "Каждой деревне - свою культуру", точно передающая все многообразие местной жизни.

Лучше всего эта картина прослеживается в местных языках. Папуа-Новая Гвинея - самая многоязычная страна Земли (всего здесь зафиксировано 820 местных языков и диалектов, из них только половина имеет четко прослеживающиеся родственные связи). Большинство местных наречий очень четко локализовано - обычно на том или ином языке говорят представители одной конкретной племенной группы, обитающей на столь же ограниченном пространстве. Обычно один язык используют от нескольких сотен до нескольких тысяч человек, хотя языки моту (хири-моту - практически главный язык прибрежной области вокруг Порт-Морсби) или энга (используется в части горной местности) распространены гораздо шире и часто нужны для межнационального общения. Впрочем, и эти "общие" языки разделены на несколько клановых диалектов, часто очень мало схожих друг с другом. Кроме того, почти все местные наречия чрезвычайно сложны грамматически и изобилуют звуками, почти непроизносимыми для европейца.

Гибридный язык "ток-писин" используется почти на всей территории Папуа-Новой Гвинеи и вобрал в себя множество словоформ как из местных наречий, так и из английского и голландского. Европейцы обычно его называют "пиджин-инглиш", подразумевая английскую языковую основу этого "международного" языка, однако в действительности в нем используется столько местных идиом, что выделить в нем элементы какого-то конкретного языка крайне сложно. Языком межнационального общения, наравне с "ток-писин" и моту (хири-моту), выступает так называемый неомеланезийский язык (распространен в восточной части страны), вобравший в себя как языковую основу народов Океании, так и многочисленные заимствования из английского, немецкого, японского и голландского языков. Часто его путают с языком моту, поскольку звучание многих слов, действительно, очень схоже, однако, на самом деле, это два разных языка. Официальный язык страны - английский используется лишь в системе образовании, коммерческой деятельности и правительственных кругах.

Если попытаться выделить какие-то общие культурные элементы для всего разнообразия населения Папуа-Новой Гвинеи, то относительно четко получится локализовать лишь общие традиции в одежде и украшении тела, довольно схожую организацию поселений и общую для всех племен родоплеменную структуру. Все остальные черты, иногда достаточно глобальные, будут характерны лишь для какой-то конкретной племенной группы. Поэтому при путешествии вглубь страны и общении с местными жителями крайне необходима помощь местного проводника и переводчика, без которого туристу, даже вооруженному энциклопедическими знаниями о строении местного общества, не избежать неприятностей.

Новогвинейцы широко известны их сложным и красочным платьем, причем расцветка и фасон местной одежды, особенно - форма головных уборов, уникальны для каждой племенной группы и часто служат признаком этнической идентификации. Местные племена в большинстве своем исповедуют древние анимистические культы и тотемические системы, согласно которым у каждой племенной группы есть свое животное или растение, выполняющее роль покровителя клана. Причем характер и разнообразие таких тотемов просто поражают - ими могут выступать и всевозможные растения, и насекомые, и птицы, и млекопитающие, и даже какие-то мифические существа. Поэтому и характер племенного платья выражает образ или символ племенного тотема. Этой же цели служит непременная раскраска тела, которая в повседневной жизни имеет явно идентификационную функцию (полную племенную раскраску островитяне наносят на свои тела только для боевых действий или крупных праздничных церемоний), а также выполняет роль средства защиты от воздействия внешней среды (японцы, например, в период боевых действий на островах не раз отмечали, что нанесенная на тело сложная местная краска защищает от кровососущих насекомых значительно лучше, чем военная форма, сетки и реппеленты).

Подражание тотемам явно прослеживается и в церемониальных танцах и музыке, а также в характерных для всех народов островов париках, часто представляющих собой сложное инженерное сооружение из человеческих волос (используются волосы женщин и детей), перьев птиц, цветов (иногда специально выращиваемых только для этой цели) и меха животных. Комбинация этих элементов, естественно, у каждого племени своя. К этому стоит добавить и знаменитые местные маски, которые часто составляют одно целое с каким-то особым типом одежды или раскраски тела, и также несут на себе культовую функцию. В обыденной жизни, естественно, островитяне носят упрощенные варианты своей "национальной одежды", на праздники же или в случае проведения каких-то особо значимых мероприятий (региональные фестивали, ярмарки, переговоры с соседями или прием гостей) одеваются с соблюдением всех элементов местной обрядовости.

Кроме обычных для племени окраски и платья, существует еще целая система "событийных" элементов. Женщины, например, изготавливают специальные праздничные наряды (для свадьбы, например, черного цвета) или покрывают себя особым типом окраски (сине-серой глиной при трауре, например). Мужчины имеют сложную систему окраски тела, соответствующую их рангу или социальному статусу, а также характеру выполняемых действий (нередок настоящий камуфляж из серо-зеленых пятен и полос разной формы, наносимый на тело для охоты или боевых действий). Следует отметить, что эти традиции настолько сильны, что официальными символами того или иного округа или области являются не гербы или флаги, а какие-то особые тотемические образы, оформленные в виде щитов, масок или других предметов военной амуниции (обычно они вполне официально утверждены в качестве своеобразных гербов на самом высоком уровне).

Кланы в горной местности имеют древнюю и достаточно запутанную социальную систему, которая слабо затронута изменениями даже под давлением современной цивилизации. Описывать её практически бесполезно, поскольку в каждой родоплеменной группе есть свой комплекс социальных взаимоотношений. Единственным общим элементом является соблюдение сложной социальной иерархии (во главе клана обычно стоит вождь или старейшина, остальные элементы, начиная с системы наследования и заканчивая выстраиванием общей иерархии, у каждого племени свои) и ее жесткой клановой системы. Плюс характерно разделение обязанностей по половому признаку - женщины традиционно ответственны за домашние заботы и ежедневную работу на благо всей деревни (общины), в то время как мужчины занимаются охотой, торговлей и военными действиями. Материальные блага обычно распределяются между хозяйствами общины старшим мужчиной рода.

Богатство как таковое здесь имеет достаточно необычную роль - накопление имущества не очень принято, а вот система передачи оного в виде подарков или подношений имеет очень сложный церемониал и значение, повышая престиж дающего и накладывая на одариваемого определенные обязательства (отсюда и нелюбовь островитян к подаркам со стороны чужаков и чаевым). Фундаментальным элементом общества также является вытекающее отсюда же понятие взаимных обязательств между кланами (семействами), все еще имеющих сильнейшее воздействие на всю социальную структуру.

Хотя страна постепенно изменяется, множество людей все еще живут в маленьких деревнях, зарабатывая на жизнь сельским хозяйством, садоводством, рыбалкой, охотой или ремеслом. Почти вся земля, а не только пригодная для обработки, принадлежит общинам или деревням, поэтому следует помнить, что при вступлении на чью-либо территорию необходимо спросить разрешения. Это же касается сбора плодов или рыбалки на чьих-то землях, об охоте же речь просто не идет - любого чужака, застигнутого в чужих охотничьих угодьях, местный закон считает преступником, и к нему могут применяться любые (!) методы воздействия.

Центром любой населенной территории является "хаус-тамбаран" (в ближайшем переводе - "дом духов"). Как только местные жители основывают новое поселение, первым делом они строят именно этот культовый центр, священный для любого островитянина, будь он христианином (а таковыми себя официально считают две трети населения страны) или приверженцем местных верований. Вступать под кров этого дома могут только мужчины племени и племенные лидеры, хотя для иностранцев это правило обычно несколько смягчено, и при некотором умении договариваться посетить этот дом вполне возможно и даже необходимо - после ритуала посещения "хаус-тамбаран" любой чужак переходит в разряд гостя. Строятся такие сооружения обычно в самых разнообразных стилях, с массивными резными деревянными колоннами, являющимися их главной отличительной особенностью. Изнутри стены дома украшены многочисленными резными изображениями духов и тотемических покровителей племени, к которым обращаются за советами при совершении каких-либо церемоний. Внутри также обычно находится несколько постаментов, похожих на табуреты, однако сидеть на них не разрешается - брошенные на них связки листьев обозначают право собственности на это место того или иного уважаемого члена общины.

Древние ритуалы все еще играют роль важнейших социальных событий. Над этими сложными церемониями обычно осуществляют надзор старейшины клана, все члены общины имеют в них свою роль и значение, а внешнее оформление часто просто великолепно - почти все члены общины, в зависимости от их социального статуса, украшают себя традиционными одеждами, сложнейшими головными уборами и окраской тела, организуются танцевальные церемонии, религиозные обряды и прочие элементы, в большинстве своем пришедшие в наше время из доисторических времен. Сегодня каждая из двадцати областей страны проводит собственный культурный фестиваль и региональные праздничные мероприятия, на которые обычно приглашаются представители соседних племенных групп и профессиональные артистические коллективы, а их посетители имеют возможность в одном месте и за краткий период времени увидеть многие виды обрядов, традиций и искусств Папуа-Новой Гвинеи.

Художественные формы страны столь же разнообразны, сколь и отличны друг от друга. В стране, где язык меняется от деревни к деревне, артистические традиции населения также отличны как по стилю, так и по формам выражения. Недаром говорят, что на территории Папуа-Новой Гвинеи можно увидеть всю Океанию в одно время и в одном месте. Глиняная посуда, оружие, резные и плетеные изделия, музыкальные инструменты, созданные мастерами различных племен согласно их традиционным навыкам и верованиям, являются настоящим богатством страны и популярными предметами экспорта.

Когда речь идет о чем-нибудь устаревшем, мы говорим: каменный век. Мы пытаемся представить, как жили наши предки, и в этом нам отлично помогают музеи, в которых мы можем лицезреть всю атрибутику «того века» - каменные топоры, кремневые скребки и наконечники стрел. Этому посвящено много книг, картин и фильмов. Но не каждый знает, что у нас есть уникальная возможность наблюдать за людьми «того времени» в настоящем.

Пространства Земли сегодня освоены, обжиты, заполнены людьми, местами до большой тесноты. И все же есть на Земле «закутки», где без так и не изобретённой «машины времени» с удивлением обнаруживаешь жизнь такой, какой была она в каменном веке, когда люди ещё не знали ни железа, ни бронзы, когда нестареющий желтого цвета металл ещё не сводил с ума род человеческий. Один из таких уголков реликтовой жизни находится в восточной части острова Новая Гвинея, на архипелаге Бисмарка и северной части Соломоновых островов, именно там расположено государство Папуа - Новая Гвинея.

Племена, сохранившие самобытный жизненный уклад предков, не умеющие писать и читать, не знающие, что такое электричество и автомобиль, добывающие себе пищу рыбалкой и охотой. Они верят, что это боги посылают им дождь и пытаются оградить себя от контактов с нашим современным миром. Именно Папуа Новая Гвинея вмещает на своей территории несколько десятков уникальных племен.

Многие ученые-миссионеры пытались проникнуть в жизнь представителей различных племен, но мало кто возвращался оттуда живыми…практически никто!.. А причина «путешествия в один конец» банальна - «чужого человека» съедали. Выражаясь научным языком - смельчаков губил каннибализм племен Папуа. Они не принимали чужаков - нарушение их пространства приводило к смертельному исходу.

Сейчас все изменилось. Жители многих племен с радостью принимают гостей и с не меньшим обоюдным интересом наблюдают за представителями цивилизации.

Мало найдется мест на Земле с таким разнообразием языков, обычаев и культур. Представьте - на одной части острова живут чиновники, бизнесмены, рабочие, носящие европейскую одежду и имеющие образование - современные люди, а на другой - так и не перешагнувшие каменный век горные племена. Они воюют между собой и не понимают языка племён из соседней долины. И для нас их жизнь удивительна. Так странно, что в 21 веке ещё существуют народы, живущие в первобытности. Но мы для них настолько же дики, как и они для нас.

Вот несколько из племён Папуа Новой Гвинеи.

Племя дани долго являлось неизвестным, а высокие горы на Западном Папуа долгое время считались необитаемыми.

Места здесь красивые и люди милые, одна проблема - чужаки никак не могли установить с ними контакт. Все пропадали без следа - и путешественники и миссионеры.
В 1954 году сюда спустился на парашюте первый христианский миссионер. Так местное население узнало, что они не одни на этой земле.
В это почти невозможно поверить, но каменный топор здесь остается главным орудием труда, а стрела и лук - главным оружием. Но охота кормит их все меньше и меньше, т.к. количество животных сокращается - цивилизация наступает.

Дани заядлые курильщики. Курят у них все - от детей до стариков. Первая встреча с Дани может показаться агрессивной - это ритуал в виде боевых действий, которым они приветствуют туземцев. Так что к встрече с ними лучше морально подготовится.

Папуа - удивительный остров. Здесь проживает сотая доля процентов всего человечества, которая говорит на 15% всех существующих в мире языков! Даже Дани используют четыре различных диалекта.
Некоторое время голландские миссионеры не понимали, зачем их просили вставать с подветренной стороны, когда они ходили вместе с членами этого племени - оказалось, что дани не очень нравится запах белого человека. Ощущения были взаимными - запах, который исходит от дани, для белого человека тоже непривычен.

У дани есть жуткая традиция - они очень тяжело переживают потерю близких, и когда это происходит, мужчина отрезает себе бамбуковым ножом кусочек уха, а женщины - фаланги пальцев.

Наверное, пройдет немало времени, прежде чем в племена Папуа Новой Гвинеи доберется интернет, социальные сети и прочие глупости цивилизации. Вот тогда, быть может, и здесь заговорят об одиночестве и эгоизме, тщеславии и цинизме. Пока же у дани все общее и у них гораздо меньше проблем, или они совершенно иные, нежели в «нашем» мире.

Главное богатство народа дани - свиньи. Все здесь измеряется хрюшками. Богатство человека здесь можно определить двумя вещами - количеством жен и количеством свиней. Для церемоний и праздников для дани очень важна свинья. Если вы соберетесь к ним в гости и хотите подружиться - купите хрюшку и будете желанным гостем!
Дани отличные земледельцы - их урожай - это обилие овощей и фруктов. Женщины носят травяные юбки, а мужчины - катеку, предмет, который одевается на причинное место и является единственным элементом одежды мужчины. На вопрос: «Может ли мужчина ходить без катеки?» один путешественник получил ответ: «Нет, конечно, без харима ты как голый! Придется прикрываться руками, чтобы женщины не увидели!». Конечно, люди, которые живут поближе к Вамене и часто там бывающие, уже носят одежду. Но, несмотря на некоторую эротичность костюма местных мужчин, нравы у дани строгие. Распущенности, свойственной людям в других частях света, там не место!

Дани живут довольно долго и редко болеют - тут сказывается и жизнь на свежем воздухе, и физический труд. Понятно, что это способствует долголетию. И это - при жуткой антисанитарии, которой они так щедро будут с вами делиться, угощая своими диковинными блюдами. Но живут и даже не жалуются! В общем, их иммунитету можно только позавидовать.

И есть в этих людях что-то невероятно трогательное и то, чего нет уже у нас - простоты и искренности.

Когда-то и до этого племени доберутся плоды цивилизации и технического прогресса и дани изменятся. И станут похожими на нас…

Следующими представителями «каменного века» является племя лани . Прибыв на их землю, не удивляйтесь, если увидите немалое количество брошенных хижин. Дело в том, что люди племени лани, где бы они ни останавливались, пусть даже на несколько часов, строят хижины из ветвей, бамбука, листьев и папоротника для защиты от дождя.

Не так давно за племенем лани ходила слава каннибалов. Связь лани с цивилизованным миром до сих пор практически не установлена. В обмен на ножи, спички и кастрюли они предлагают гостеприимство в хижине, наполненной едким дымом.

Вообще, племенной народ Папуа — народ удивительный, умеющий жить в совершенной гармонии с природой, добывающий пропитание охотой и земледелием. Мужчины выглядят крепкими и носят ту же «одежду», что и мужчины дани. Одежду здесь не носят даже в холода, в таких случаях тело натирают свиным жиром.

Внешний облик женщин будет попроще - они одеты в юбки из растительных волокон, на голове носят длинную сеть, спускающуюся на спину подобно мешку, в котором держат личные вещи, включая младенцев или поросят. Их пальцы часто ужасно изуродованы: это результат ритуальной ампутации в знак траура по родным. Так, палец за пальцем, племя лани жертвует часть себя в память о близких...

По утверждениям властей, в племенах Папуа случаев каннибализма уже нет, но кое-кто уверяет, что в глубине острова, в самых отдаленных и труднопроходимых местах, до сих пор вспыхивают кровавые битвы между племенами, являющиеся продолжением долголетней вражды. В случае победы, они просто совершают традиционный ритуал - поедание тела врага.

Но, несмотря на всю «каменность» жизни лани у них все же состоялась неизбежная встреча с белым человеком, а значит и с металлическими ножами, пластмассовыми ведрами, майками, джинсами, миссионерами, антропологами и туристами.

Племя яли ещё 35 лет назад употребляло в пищу «человечину». Сегодня настала очередь цивилизации - она «съедает» их. Миссионеры своим вмешательством в их жизнь постепенно разрушают самобытную культуру, а правительство Индонезии бесцеремонно захватывает территорию, принадлежащую яли с древности. Сейчас племя яли составляет около 20 тысяч человек.

Самое первое знакомство яли с белыми людьми произошло более 50-ти лет назад, но эта встреча практически ничего не изменила в жизни папуасов. Если не считать за изменения такие мелочи, как появление в жизни яли металлических котелков и сковородок. Внешний вид их мало отличается от внешности других аборигенов Новой Гвинеи. Рост у них очень маленький (самый высокий ялиец - полтора метра), и они по-прежнему ходят обнаженными. На женщинах из одежды присутствует только некое подобие мини-юбки, а мужчины на свое мужское достоинство надевают катеку - подобие чехла из высушенной тыквы.

Яли очень трудолюбивые, основное их занятие - земледелие, они выращивают сладкий картофель, бананы, кукурузу, табак. Едят только то, что вырастили сами и то, что дает им природа. Единственный продукт питания фабричного изготовления, который пользуется у яли огромной популярностью - сухая вермишель «Мивина»! В чем можно убедиться, проехав через Джунгли, где местами валяются обертки от этого фастфуда.

Яли - одно из немногих племен, которые известны каннибализмом. Аборигены имеют различные уловки и оружие для нападения на людей, чего стоит один черный лук, сделанный из пальмового дерева и для которого имеется целый арсенал стрел для разной добычи. И среди этих стрел на птиц и другую живность имеются стрелы на людей. По утверждениям яли, ягодицы считаются самым вкусным лакомством. В каннибализме они не видят ничего предосудительного. Но по утверждениям многих путешественников и властей острова, яли больше не едят людей с белым цветом кожи. Так как белый цвет для них - это траур. Им кажется, что белые люди - слуги смерти.

Живут они по принципу «девочки - налево, мальчики - направо», т.е. женщины с детьми живут раздельно от мужчин. Но когда мальчики достигают 4-х летнего возраста, они переселяются в «мужской дом».

Что может нарушить такой упорядоченный образ жизни? Ответ прост - война. Самое удивительное, что причиной может стать совершенная мелочь, но если уж не мелочь, то точно не причина для начала войны. Свинья, а точнее её исчезновение - вот она, «глобальная» причина распрей. И случись подобное, яли тут же берутся за луки и копья, готовые к атаке. Все объясняется тем, что свинья у папуасов ценится на вес золота, за одного упитанного кабанчика можно купить себе жену. Вот такой вот обмен.

Но порадовать себя жареным кабанчиком яли могут крайне редко, исключительно по праздникам. Например, свадьба или обряд инициации, то есть становление мальчика яли мужчиной - вот тут и свинью можно закоптить. А в будни приходится ходить вокруг аппетитной хрюшки и «радовать» себя полусъедобным корешком или новогвинейской морковкой.

Миссионеры все больше «внедряются» в жизнь племени, пытаясь сделать их жизнь более цивилизованной. Они привозят им медикаменты, обучают детей грамоте, строят маленькие гидроэлектростанции, посадочные площадки для вертолетов, мосты на реках... Но при этом территория, на которой проживает племя яли, объявлена национальным парком, и, следовательно, там запрещена охота, что лишает племя пропитания. Были попытки переселить яли ближе к цивилизации, т.к. здесь часты землетрясения, но в долине люди яли начинают болеть малярией.

В то время, когда каннибализм в Новой Гвинее ещё не сбавил свои обороты, местные власти для обеспечения безопасности туристов обязали всех приезжих брать разрешение в полиции и сообщать им свои данные - приблизительный маршрут экспедиции. Наверное, чтобы хотя бы знали, в каком котелке их потом искать…

Волею судеб племя асматы поселилось в самой мокрой и болотистой местности с высокой степенью влажности и самым богатым источником заболеваний.

Они проживают в одноимённом регионе провинции Папуа в Индонезии. Численность асматского народа оценивается примерно в 70 000. Асматы являются профессионалами в области резьбы по дереву, их изделия высоко ценятся среди коллекционеров.

Культура и образ жизни асматов очень зависят от природных ресурсов, добываемых в лесах, реках и морях. Асматы живут за счёт добываемого из пальм саго крахмала, рыбы, лесной дичи и других видов животных и растений, которых можно встретить на острове. Из-за частых наводнений асматы ставят свои жилища на деревянные балки - на два или больше метра выше уровня земли. В некоторых регионах жилища папуасов расположены в 25-ти метрах от земли.

Асматы, также как и другие племена Папуа, в свое время «грешили» каннибализмом.
У них осталось много занятных способов использования частей человеческого тела - использование черепа в качестве «подушки» под голову или детской игрушкой, человеческая берцовая кость использовалась в качестве дротика.
А сейчас гостям они помогут построить дом, каждый день будут снабжать вас рыбой, креветками и кабаньим мясом в обмен на леску, крючки, бритвенные лезвия, спички, соль, ножи, топоры или мачете. Кое-кто из них найдет время, чтобы помочь вам выучить их язык, который вначале ошеломит вас невероятной смесью бессвязного бормотания, кулдыканья и кудахтанья.

Короваи - племя, живущее на деревьях

Племя короваи - одно из интереснейших и уникальнейших находок для антропологов и других исследователей. Они живут в восточном регионе Индонезии на деревьях и разговаривают на одном лишь им понятном языке. По данным переписи населения, проводимой в этом году, аборигенов этого племени насчитывалось около 3000 человек. Они умело взбираются по лестницам к своим деревянным домам, располагающимся на высоте 50-ти и более метров от земли. Высота, на которой находится дом, зависит от отношений с соплеменниками. Чем хуже отношения, тем выше дом. Для постройки спиливают деревья, на которые и устанавливают довольно специфическое сооружение. Это невероятно: там, на высоте, вместе с членами одной или двух семей живут еще и собаки, свиньи и прочая живность. Подняться к этому дому можно только по очень тоненькой деревянной лесенке - по стеблю бамбука с вырубленными ступеньками.

До конца 1970-ых годов, когда антропологи начали изучать это племя, короваи не знали о существовании других людей помимо своего племени. Любимое блюдо племени - личинки жуков. Для этого деревья саго срубают за 4-6 недель до пира и оставляют гнить в болоте, где их наполняют эти личинки. На подходящей стадии развития личинок деревья «вскрывают» каменным топором или острым копьем. Жуков едят как сырыми, так и жареными. У них довольно приятный вкус. В мире племени короваи, где не хватает протеина, эти жуки - один из нескольких важных источников жира.

Встречают гостей они внимательно, но настороженно. Могут угостить своим деликатесом - блюдом из сагового крахмала. Еще они питаются бананами, ананасами. Свинина для них - роскошь, ее едят, наверное, раз в год. Но общаться с представителями этого племени не так просто - что-то им не понравилось, сразу забежали вверх и закрылись.

Один из самых загадочных народов земли - племя комбаи . До недавнего времени они практиковали каннибализм. Многие миссионеры пытались понять, что же заставляет племена есть себе подобных?

Для того чтобы понять другую культура, нужно стать её частью. Что и делали многие ученые-путешественники. Ни дорог, ни бетона, ни зданий, ни телеграфных столбов - только километры джунглей. Эти люди живут глубоко в чаще леса и занимаются охотой и собирательством. Путь к ним мог бы занять несколько недель, если бы не сеть аэродромов, построенных миссионерами. В Вангамале, построенной в 70-х годах живут около ста представителей племени комбаи. Они носят европейскую одежду, дети ходят в школу, а по воскресеньям все собираются на мессу. После прихода к ним миссионеров, комбаи не сразу их приняли и были настроены весьма враждебно. Но после того, как миссионеры выдали им одежду, посуду, табак, отношение к ним изменилось. Людям, которые живут в деревнях, намного легче, чем тем, которые живут в джунглях. Видя человека в одежде, они прячутся и стреляют в него. Эти люди по сей день едят друг друга.

Не удивляйтесь, если при встрече они попросят вас раздеться. Возможно, для того, чтобы убедиться, что вы готовы говорить на Их языке, следуя Их традициям. Комбаи ходят обнаженными, прикрывая только область паха листьями. Для чужака вторжение в один из кланов может стоить жизни. Если к одной из хижин подойти в одиночку, то вас могут застрелить. Здесь нет утвари, которой пользуемся мы. Представьте, каково жить без сковородок и посуды, в которой можно кипятить воду и даже без посуды для питья - здесь есть только листья и камни.

Курение их любимое занятие и удивительно, что у этих людей нет проблем с легкими, по крайней мере, они спокойно передвигаются по горам и склонам, не испытывая отдышки.

В этом обществе обязанности четко разделены на мужские и женские. Когда мужчины срубают дерево, женщины достают из него сердцевину. Их жизнь кажется легкой. Когда им хочется есть - они отправляются на охоту, а остальное время - отдыхают.

Трудно представить, что эти спокойные и добродушные люди могут быть каннибалами. В разных мировых культурах каннибализм объясняется по-разному. Причины варьируются от обычного голода до воздания почести мертвым. У некоторых племён каннибализм считается формой казни - едят только преступников. Считается, что если человек злой, его нужно съесть. Комбаи верят, что душа живет в животе и мозге. Именно поэтому эти части тела нужно съедать. «Если плохой человек убьет кого-то из моей семьи, я убью его. Если он из другого селения - я съем его. Если он из нашего селения - я отдам его на съедение всем своим соседям». Вот так. Этой морали они следуют и сейчас.

Джунгли покрыты ковром их колючек, но комбаям все нипочем. Они не носят обуви - от этого их ступни жесткие и нечувствительные.

Путешествие по Папуа может стать хорошей школой жизни. Побывав рядом с опасностью и тяжелыми условиями жизни, по-новому оцениваешь свою жизнь и находишь крайне важным то, к чему раньше относился непростительно небрежно.

Папуа - Новая Гвинея - государство в Океании, занимающее восточную часть острова Новая Гвинея, архипелаг Бисмарка и различные мелкие острова. Население страны - 7 миллионов человек. Название "Папуа" происходит от малайского слова "папува", что в переводе на русский язык означает "курчавый" (по другой версии - от "оранг папуа" - "курчавый черноголовый человек"). Такое название острову дал его европейский первооткрыватель португалец Жоржи ди Менезеш в 1526 году, отметив форму волос местных жителей. В 1545 году остров посетил испанец Иньиго Ортис де Ретес и дал ему название "Новая Гвинея", так как, по его мнению, местные жители были похожи на туземцев Гвинеи в Африке.
Люди впервые заселили территорию Папуа - Новой Гвинеи 60-45 тысяч лет назад с территории юго-восточной Азии, преодолев несколько морских проливов. В то время уровень моря был ниже, и остров составлял одно целое с Австралией. Потомки первого населения острова, ныне составляющие большинство населения Папуа - Новой Гвинеи, называются папуасами. Около трех тысяч лет назад на остров переселилась вторая волна выходцев из Азии, относящиеся, как и папуасы, к австралоидной расе (к ней же относятся австралийские аборигены), но говорящие на австронезийских языках. Часто австронезийское население острова также называют папуасами из-за внешнего сходства. При этом не ясна грань, которая отделает австронезийцев от папуасов. Возможно, что прибывшие на остров австронезийцы растворились в местном папуасском населении, передав им свои языки и культуру. Сейчас в Папуа - Новой Гвинее насчитывается около 7 тысяч племен и народностей, говорящих на более чем 800 языках (из которых 650 папуасские, а остальные - австронезийские). На долю Папуа - Новой Гвинеи приходится 12 процентов языков мира, это самый разнообразный в языковом отношении регион нашей планеты.
Большой вклад в изучение папуасов внёс русский этнограф Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846-1888).
На страницах сайта я расскажу о наиболее интересных племенах папуасов. Первое племя, о котором пойдет речь, не имеет общепринятого названия. Часто его называют племенем скелетов из-за местных обычаев раскрашивания тела белой и черной краской с целью имитации вида скелета. Племя живет в деревне Миндима в горной провинции Чимбу. Как гласит местная легенда, людей этого племени поедал злой лесной дух Омо Масалаи. Тогда они решили сами прикинуться духами, чтобы изгнать злого духа. До сих пор ритуал по изгнанию злого духа повторяется во время религиозного праздника. Люди перекрашиваются в скелетов и гонятся за человеком, который обряжается в злого духа.
Далее - подборка фото, где показан ритуал изгнания злого духа и подготовка к нему. В подборке использованы работы следующих фотографов: Brent Stirton (brentstirton.com), Rita Willaert (flickr.com/photos/rietje/), Eric Lafforgue (ericlafforgue.com).

ПАПУАСЫ - группа народов, населяющих Папуа-Новую Гвинею. Составляют основное население страны. Также народы папуасской группы встречаются в соседних регионах - в Индонезии, Восточном Тиморе, на северо-западе Меланезии.

Название папуасы происходит от индонезийского слова «папува», что значит «курчавый». К папуасам относится несколько сотен народов. Среди них есть как крупные народы, так и затерянные в джунглях племена численностью в несколько десятков человек. Самые многочисленные - энга, чимбу и медлпа. Численность этих народов превышает 100 тысяч человек. Достаточно велики экари, камано, хули, ангал и другие. Общее количество порядка 5 миллионов. Языки папуасов невероятно разнообразны. Их больше 700, при этом оценка является приблизительной. Ученые зачастую не могут сказать, является тот или иной язык самостоятельным или диалектом другого языка. Для такого языкового многообразия попросту не находится нужного количества исследователей. Официально папуасы считаются сторонниками христианства. Но христианская религия не проникла глубоко в их мировоззрение. Традиционные верования по-прежнему сильны.

Впервые папуасы заселили эту территорию 20-25 тысяч лет назад. Позже, за 3 тысячи лет до нашей эры, их начали вытеснять меланезийцы. Папуасам пришлось отступить от побережья в глубь лесов.

В 1975 году завершился период европейской колонизации. Папуа-Новая Гвинея получила независимость. Началось развитие промышленности и культуры, это сплотило разные группы папуасов. В наше время не все они живут в первобытных условиях джунглей. Многие стали городскими жителями, работающими в сфере услуг, или предпринимателями. Часть трудится в горнодобывающей промышленности или становится цивилизованными фермерами. Однако больше половины папуасов сохраняют традиционный образ жизни.

По способу ведения хозяйства они аналогичны меланезийцам. Занимаются земледелием тропического типа, в связи с отсутствием сельскохозяйственной техники работы выполняются вручную. Выращивают кокосы, батат, ямс, бананы. Производят копру на продажу. Основной вид животноводства - разведение свиней. Охота менее важна, а ловля рыбы распространена лишь у берегов острова.

Деревни папуасов невелики. Бывают случаи, когда деревня состоит из одного длинного дома. Одна семья владеет несколькими участками земли. Часть участков обрабатывается, с других в то же время собирается урожай. Тропический климат способствует высокой урожайности; но недостаточно эффективные способы ведения хозяйства создают трудности. Принят совместный труд.

Папуасы поклоняются своим предкам (культ предков), верят в существование колдовства. Священными для племени являются его тотемы. Сохраняются ритуалы инициации (посвящения подростков во взрослую жизнь). За соблюдением обрядов наблюдают бигмены. При этом в каждом папуасском поселке есть христианская церковь. Их может быть даже две, если обитатели селения относятся к разным ветвям христианства. Традиционная папуасская мифология очень обширна. По сей день у них сохранился традиционный фольклор, включающий музыку, танцы, сказки.

Злые, дикие и поедающие себе подобных - вот, пожалуй, главные характеристики, которыми принято описывать племенных жителей Папуа-Новой Гвинеи. Однако в реальности все обстоит несколько иначе - слухи о жестокости и людоедстве, процветающих на этих островах, явно сильно преувеличены. По крайней мере, туристы, отважившиеся познакомиться лично с культурой папуасов, утверждают, что местные аборигены вполне приветливы, хотя вначале и кажутся весьма суровыми и мрачными. Об этом, кстати, писал в своем дневнике и Миклухо-Маклай, русский этнограф-путешественник, проживший с дикими племенами не один год. Ученый почти сразу раскрыл простодушие этих людей, описав свое первое явление на острове так: «Исключая двух или трёх царапин, никто не решался нанести мне тяжёлую рану». Надо сказать, что с тех пор (а было это в 1870 году) сердечной доброты папуасы не утратили и по-прежнему готовы мирно вести разговоры, если только вы не покуситесь на их земли, женщин и… свиней.

Каменный XXI век

За прошедшие века мало изменился не только психологический портрет дикарей, но и все устройство их бытия. Этнографы, тщательно изучившие папуасский мир, сошлись во мнении, что многие племена до сих пор сохранили в своей повседневной жизни признаки строя времен каменного века. Большинство папуасов, будучи далеки от прогресса и Большого света, живут точно так же, как жили их предки. Да, конечно, какие-то признаки современного мира на острова все-таки проникли (вместо перьев и пальмовых листьев аборигены теперь облачаются в ткани), но в целом уклад жизни остается таким же, как и много веков назад.

Однако было бы абсолютной ложью говорить, что с появлением белых людей на этих землях жизнь папуасов никак не изменилась. С момента создания европейцами горной промышленности и развития в стране туризма часть коренных жителей покинула свои родовые общины и занимается извозом гостей, разработкой месторождений, обслуживанием магазинов и так далее. Сегодня можно уже говорить о том, что в Гвинее формируется прослойка предпринимателей и фермеров. А многие традиции и обряды либо бесследно исчезли, либо превратились в туристические аттракционы.

Планы племени - в жизнь!


Как и много лет назад, основная доля папуасского населения живет общинно-родовым строем. В рамках отдельно взятого племени, как и в каменном веке, нет места частной собственности, моногамным отношениям, классовой градации и государственным законам. Все крупные работы, будь то сбор урожая или война с соседним племенем, община делает сообща. Совместно же решаются все споры, отмечаются праздники, исполняются магические обряды. Даже, казалось бы, сугубо личные вопросы вроде выбора невесты или время вступления в брак тоже решаются совместно.

Живут папуасы в основном за счет ручного земледелия, собирательства и гораздо реже - охоты. С появлением европейцев немаловажную роль в функционировании племени стало играть свиноводство, хотя мясо здесь едят очень редко, из соображений экономии заменяя его бататом, кокосом и бананами.

Само племя представляет собой объединение больших семей, притом понимание «большой семьи» здесь сильно отличается от европейского и порой насчитывает порядка 30-40 человек. Что примечательно, основа ячейки дикого общества - женщины, многочисленные жены одного мужчины, главы семейства.

Кто в доме хозяин?

Ну и какое же племя без вождя! Узнать его очень легко: сосредоточенное лицо, брутальный вид, пронизывающий взгляд. Его мнение авторитетно и редко подлежит обжалованию. Более того, даже когда вождь умирает, к его обернутому в пальмовые листья телу еще долгое время приходят соплеменники, жаждущие получить частичку мудрости покинувшего мир вождя.

Племенной властитель Папуа не только командует общиной, но и лечит её, ибо по совместительству является шаманом и врачевателем. Только вождю известно, какую болезнь и чем лечить и как правильно проводить мальчикам обрезание - обязательную процедуру для посвящения юнцов в мужчины. Кроме этого, вождь стерилизует женщин племени, если та родила двух и более детей. Увы, территория обитания племени сильно ограничена, переезжать с насиженного места община не имеет права, поэтому за рождаемостью в семьях ведется строгий контроль.

Мужчины правят миром


Кто-то скажет, что сегодня в Папуа совсем не считаются с правами женщин, но история свидетельствует, что раньше ситуация выглядела куда менее лицеприятно. Не так давно во всех папуасских племенах (а в некоторых - до сих пор) существовали так называемые Мужские дома. Вхожи в него были только взрослые представители сильного пола (те, которые многоженцы!), а женщинам вход строго воспрещался. И, правда, негоже женщине отвлекать мужчин от важных мыслей и бесед. А вещи в Мужском доме действительно обсуждались важные. Совет решал, какой выкуп следует предложить за невесту, какой из семей племени требуется увеличение жилплощади, как разделить собранный урожай и кто из воинов достоин отправиться на охоту.

Кому из молодых женщин племени и, что важнее, - за кого нужно было выходить замуж, тоже решал Мужской дом. При этом чувства несчастной, конечно же, в расчет не брались. А поскольку женить молодых людей из одного племени было нельзя (это приравнивалось к инцесту), то юную особу ждала весьма незавидная участь. Впрочем, положение молодой женщины в племени всегда имело временный статус. Проживали они в своей общине лишь до замужества, после которого они переезжали в племя своего супруга. Несмотря на совместную деятельность, барьер между супружеской парой сохраняется всю жизнь: он живет в Мужском доме, она - в женской хижине, он владеет своим имуществом, она - своим. Так что духовным единением влюбленной пары в Папуа-Новой Гвинее даже не пахнет!

Стенка на стенку


Обычаи и традиции папуасских племен сильно отличаются, а потому ритуалы друг друга им совершенно непонятны. Шутка ли: одних только языков на этих островах насчитывается порядка 700. Так что со взаимопониманием здесь дела обстоят неважно, а когда следует решить взаимные вопросы по владению землей, женщинами и свиньями, папуасы берутся за топор войны. Выступать с боем здесь не только способ уладить спор, но и дело чести для каждого мужчины.

Ежегодно случается несколько таких межплеменных вооруженных столкновений. Основанием для объявления серьезной войны является кража или убийство. За пострадавшего папуаса, как предписывает традиция, вступается все племя, но и община злодея тоже не остается в долгу. Чаще всего используется традиционное оружие: луки, стрелы, топоры и копья, но в последнее время папуасы стали прибегать и к огнестрельному оружию. Если вожди враждующих племен не смогут договориться мирно, военные действия могут продолжаться месяцами, а то и годами.

Война танцев

И все-таки не всегда папуасы воют на ножах! В августе на островах проходят бои совершенно иного свойства - танцевальные. В это время у подножия одной из самых высоких гор - горы Вильгельм - собирается около сотни племен со всех уголков Папуа-Новой Гвинеи, чтобы сразиться в танцевальном мастерстве на традиционном фестивале Синг-Синг, посвященном Дню независимости страны.

Кому-то покажется, что этот праздник барабанов, костюмов, песен и плясок не более, чем туристическая уловка, но корни этого мероприятия уходят аж в каменный век. Далекие предки папуасов проводили нечто подобное в честь победы над соседней общиной или в честь перемирия (все с тем же соседним племенем). В 50-х годах ХХ века фестиваль получил статус официального праздника и проводился, чтобы сблизить враждующие общины. Пока рядовые члены племени танцевали и коллективно поедали арбузы, вожди достигали важных соглашений. Материальная польза от фестиваля, когда на танцевальный поединок стали приезжать туристы, стала лишь дополнительным бонусом.

Готовиться к мероприятию папуасы начинают с самого раннего утра. Работы предстоит много: нужно всех раскрасить в «фирменные» цвета, нарядить в листья пальм, перья птиц, бусы из клыков и собачьих костей, распределить танцевальные партии. Все силы бросаются на то, чтобы максимально доходчиво рассказать зрителям в безумных плясках и песнопениях о традициях, ритуалах и устройстве своего племени. Посмотреть на это красочное шоу съезжаются туристы со всего света. И есть ради чего: этот праздник считается самым масштабным в мире собранием туземных племен.