Мегалитический период. Сооружение мегалитов как защитная реакция культуры Старой Европы

Одна из особенностей неолита состоит в том, что люди того времени, обитавшие в глинобитно-плетневых домах, землянках или даже пещерах, создавали гигантские памятники и мавзолеи для умерших, колоссальные архитектурные сооружения.

Мегалиты (от греч. «мегас» - большой и «литос» - камень, т.е. большие камни), сооружения из больших блоков грубо обработанного камня. К ним относятся дольмены, менгиры, кромлехи, каменные ящики, крытые галереи. Мегалиты распространены во всем мире кроме Австралии, преимущественно в приморских областях. Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Механизм их возведения до сих пор не изучен, для первобытной техники их сооружение представляло сложнейшую задачу и требовало объединение больших масс людей.

Огромные постройки из камня, возведенные первобытным человеком, встречаются в Сирии, Палестине, Северной Африке, Испании, на юге Скандинавии Дании, на побережье Франции и Англии, в Иране, Индии, Юго-Восточной Азии. Мы находим их на Кавказе, в Крыму, в Сибири. Мегалиты разнообразны. Одни из них - отдельные вертикально стоящие каменные столбы, длинные и узкие, иногда грубо обработанные. Это менгиры. Самый большой менгир находится в Локмарьяне в Бретани. Он действительно грандиозен - длина около 21 м., вес близок к 300 т. Менгиры, как правило, связаны с некрополями, им, по-видимому, принадлежала большая роль в культе мертвых.

Менгиры встречаются не только в виде отдельных монументов, иногда они собраны в группы. Самый знаменитый ряд камней находится в Карнаке в Бретани. Он тянется на 3900 м. И состоит из 2813 менгиров.

Некоторые мегалиты образуют круговые каменные ограды, поверх которых лежат огромные плиты (кромлехи). Другая группа мегалитов - погребальные дома из каменных плит с плоской крышей (дольмены). По своему назначению дольмены были монументальными гробницами доисторической эпохи. Обычно они содержат несколько погребений.

Стоунхендж, одна из крупнейших мегалитических построек, расположена на просторной равнине в окрестностях Солсбери, в трех километрах к западу от Эймсбери.

Стоунхендж настолько древен, что его историю забыли уже в античное время. О нём ничего не пишут ни греческие, ни римские авторы. Вероятно, римлян эти камни вообще не впечатлили, ведь они видели древнеегипетские пирамиды, да и сами строили величественные храмы. Сегодня уже нельзя установить, кто был первым биографом Стоунхенджа. Уже к 12 веку все сведения о его происхождении растворились в мифах.

Рис№1. Стоунхендж

Смысл и назначение Стоунхенджа по сей день остаются загадкой. На этот счет выдвинуто множество гипотез, от самых примитивных до совершенно невероятных, для подкрепления которых привлекалась разнообразнейшая, зачастую невообразимо заумная аргументация.

Иниго Джонс, английский архитектор XVII века, сравнивал это сооружение с образцами античной архитектуры и доказывал, что это римский храм. А в наши дни не раз высказывалась мысль, что к этим камням приложили руку инопланетяне, некогда создавшие здесь взлетно-посадочную площадку, для своих земных экспедиций.

Английские ученые Хокенс и Уайт доказали, что Стоунхендж можно использовать как астрономическую обсерваторию, которая позволяет с изумительной точностью определять азимуты всех важнейших положений Солнца и Луны, предсказывать даты затмений. Расстановка камней позволяла в далеком прошлом прогнозировать приливы и отливы, а расположение отдельных элементов комплекса соответствовало точкам восхода и захода десяти главных звезд 12 тысяч лет назад. Наконец, все пропорции Стоунхенджа укладываются в соотношение цифр 9, 11 и 60, две из которых уже известны по феномену индийских «летающих» камней... Что же добавляет цифра 60? Она, как выяснилось, дает возможность получить два ряда чисел, которые отражают распределение планет в Солнечной системе! И, если верить комплексу, их должно быть больше, чем известно современной науке: не 10, а 12. Одна на расстоянии 50 астрономических единиц от Солнца с диаметром 1800 км, вторая - около 60 диаметром 1700 км.

Исконный смысл и назначение Стоунхенджа и по сей день остаются предметом ожесточенных дискуссий. Во всей атмосфере Стоунхенджа есть нечто необъяснимое и притягательное. Вероятность когда-либо разгадать тайну ничтожна, но для тех, кого раз и навсегда приворожила красота этого исторического памятника и удивительная атмосфера окружающего ландшафта, это уже не имеет никакого значения.

Кто же строил мегалиты? В старинной рукописи «Книга завоеваний» упоминаются три волны ранних пришельцев - фоморяне, сыны Портолана и немедяне. Первые были «сумрачными морскими великанами», и ещё - они строили башни. Может быть, они? Свои навыки строителей фоморяне приобрели в Африке. Два других народа пришли из Европы и принесли с собой искусство политики". Вслед за ними появился народ «фир болг» - трудолюбивые искусные земледельцы. «Фир болг» переводится как «кожаные мешки» - на них-то они и уплыли в Ирландию. Были ещё туата де данани, милезяне, дравиды из Индии. Это всё, что удалось вытянуть из древних преданий, которые уцелели, несмотря на попытки римлян навязать местным племенам свои представления о прошлом.

В прошлом Стоунхенджа явственно различимы несколько этапов строительства, причем некоторые отделены друг от друга дистанцией более одного тысячелетия. На самой ранней стадии, которая датируется примерно 3100 годом до н.э., возникли ров и внутренний вал в форме окружности диаметром 97,5 м. Вне этого круга находился так называемый Пяточный камень.

«Friar"s Heelstone» - «пятка бегущего монаха», а внутри - расположенные по окружности на равном расстоянии друг от друга лунки со следами трупосожжений. Позднее в пространстве внутри рва двумя концентрическими кругами были установлены так называемые голубые камни (тесаные глыбы из долерита зеленовато-голубого оттенка). Но затем их снова переставили, и примерно в 1800 году до н.э. Стоунхендж приобрел облик, знакомый нам сегодня: возникло величественное каменное кольцо, образованное огромными тесаными глыбами серого песчаника высотой до 8,5 м, перекрытыми поверху плитами из камня. Внутри этого кольца находилось еще одно сооружение подковообразной формы, составленное из глыб большего размера, сгруппированных попарно и перекрытых третьей, - так называемых трилитов. Похоже, что голубые камни за время существования Стоунхенджа не однажды переставлялись разными поколениями строителей с места на место. Сейчас некоторые из них образуют как бы небольшую самостоятельную подкову внутри большой подковы из серых песчаниковых глыб, а другие расположились по кругу внутри большого каменного кольца.

Возникает законный вопрос: как наши доисторические предки сумели перетащить неподъемные глыбины на такое огромное расстояние, да и, собственно, зачем? Ответов существует превеликое множество. Вернее, даже не ответов, а скорее предположений.

Согласно старинной кельтской легенде, Стоунхендж сотворил волшебник Мерлин. Это он, великий кудесник, собственноручно перенес громоздкие каменные глыбы из Ирландии и крайнего юга Англии в местечко Стоунхендж, что к северу от городка Солсбери, в графстве Уилтшир, и возвел там пережившее века святилище - самый знаменитый на Британских островах, да и во всем мире, мегалит.

Стоунхендж, напомним, представляет собой двойную круговую ограду из установленных вертикально крупных камней. Ограду эту археологи называют кромлехом. И построена она была, по их мнению, между III и II тысячелетиями до Рождества Христова - в пять больших по времени этапов.

Еще в 1136 году английский хронист Джеффри Монмутский свидетельствовал, что «каменья сии были завезены издалека». Мы же с вами, полагаясь на данные современной геологии, в одном можем согласиться с ним вполне: часть глыб для строительства мегалита действительно была каким-то образом доставлены с запада, но никак не из ближайших к Стоунхенджу каменоломен. Помимо того, 80 тонн менгиров, или обработанных каменных блоков, которые следом за тем устанавливали в вертикальном положении, завезли из южных областей Уэльса, расположенного в западной части Англии (в частности, из Пембрукшира). И было это уже на втором этапе строительства, то есть во второй половине III тысячелетия. Из Презелийских каменоломен, на юго-западе Уэльса, так называемые синие камни перевозили в Стоунхендж по воде - во всяком случае, так предполагает известный английский археолог, профессор Ричард Аткинсон. А более точно - по морю и рекам в глубь страны. И наконец - завершающий отрезок пути, который спустя несколько столетий, в 1265 году, получил название, сохранившееся до наших дней, правда, в несколько ином значении: «авеню». И тут уже действительно впору восхититься силой и долготерпением древних.

Не меньшее восхищение вызывает и мастерство каменотесов. Ведь большая часть кровельных плит знаменитого дольмена, как еще называют мегалитические сооружения типа Стоунхенджа, весят несколько тонн, а вес многих опор составляет порядка нескольких центнеров. Но нужно было еще найти подходящие глыбы, перевезти их к месту будущей постройки и установить в строго определенном порядке. Словом, строительство Стоунхенджа, выражаясь современным языком, было равносильно трудовому подвигу.

При строительстве Стоунхенджа использовались камни двух разновидностей: крепкие валуны - так называемые эоловые столбы - из эйвберийского песчаника, из которых складывали трилиты - те же дольмены, или вертикальные каменные блоки с поперечными каменными же плитами сверху, образовывавшие внешний круг всего сооружения; и более мягкие долериты, входящие в состав рудных и угольных пластов. Долерит - это похожая на базальт магматическая порода синевато-серого оттенка. Отсюда и его другое название - синий камень. Двухметровой высоты долериты образуют внутренний круг мегалитического сооружения. Хотя синие камни Стоунхенджа не очень высоки, именно в них, полагают археологи, заключен тайный смысл всего сооружения.

Первое, на чем единодушно сошлись археологи, так это на геологическом происхождении долеритов: их родина - Презелийские горы. А вот по поводу того, зачем древним предкам кельтов понадобилось ворочать долеритовые валуны, мнения ученых разошлись. Споры, главным образом, вызывал вот какой вопрос: действительно ли люди из нового каменного века собственноручно перетаскивали глыбины к месту постройки мегалита или же камни смешались сами по себе - по мере смещения ледников в четвертичный период, то есть задолго до появления человека? Конец спорам был положен лишь совсем недавно. На международной конференции гляциологи огласили результаты своих многолетних исследований, сводившихся к тому, что в районе Стоунхенджа крупных ледниковых подвижек никогда не было.

Так что археологи уже могли вести раскопки в полной уверенности, что перемещение мегалитических глыб - следствие грандиозной человеческой деятельности. Но ответов на многие другие вопросы, связанные с «как» и «зачем», пока не было.

От Презелийских гор до Стонхенджа по прямой - двести двадцать километров. Но, как известно, прямой путь не всегда самый короткий. Так и в нашем случае: с учетом непомерной тяжести «груза» приходилось выбирать не самый короткий, а наиболее удобный путь.

К тому же надо было построить соответствующие транспортные средства. Известно, что в новом каменном веке люди умели выдалбливать из стволов деревьев челны, они-то и были главным транспортным средством. Действительно, недавно археологи обнаружили остатки древнего тримарана, состоявшего из трех семиметровой длины долбленых челнов, скрепленных поперечинами. Таким тримараном вполне могли управлять с помощью шестов шестеро человек. А что до четырехтонных каменных глыб, тем же шестерым гребцам было под силу погрузить их на тримаран при помощи рычагов. Морской путь вдоль пологих берегов Уэльса был самый удобный, да и укромных бухт, на случай непогоды, там было предостаточно.

Однако часть пути приходилось преодолевать по суше. И тут уж требовались сотни пар рук. Первым делом «груз» надо было перевалить на салазки и тянуть их по очищенным от сучьев стволам деревьев, уложенным поперек пути, наподобие катков. Каждую глыбину тащили не меньше двух десятков человек.

И еще одна немаловажная деталь: во избежание осенних и весенних штормов камни перевозили с начала мая до конца августа. При этом требовалось не только огромное число рабочих рук, но и сметка, поскольку единственными орудиями в те далекие времена были деревянные шесты, каменные топоры и рычаги, не считая деревянных же катков и челнов. Незаменимым подспорьем, кроме того, служили ремни - кожаные, льняные или конопляные. Колесо тогда еще не было известно. Лошадей люди также пока не научились приручать. А значит, не было и повозок - они появились много позже, в бронзовом веке. Между тем в качестве тягловой силы люди нового каменного века уже широко использовали быков. Да и сами люди были объединены в хорошо организованное сообщество.

Люди, отправлявшиеся добывать камень, безусловно, руководствовались неким великим побуждением: камнедобытчики знали - если вернутся не с пустыми руками, то их ждут почет и слава, поскольку и они вносят свою посильную лепту в строительство святилища. А это, в свою очередь, означало, что они выполняют священную миссию. Для юношей, к примеру, такой поход был своего рода испытанием, предшествующим посвящению в мужчины.

Нетрудно догадаться, что путь камнедобытчиков был долог и труден. И не случайно иные из них погибали по дороге. Особенно опасным был водный путь - главным образом из-за штормов, встречных ветров и течений. Тем более что челны продвигались вперед очень медленно: ведь управлялись они, как мы помним, с помощью шестов или примитивных гребков. Впрочем, наземный путь также требовал колоссальных усилий. Оно и понятно: передвигать многотонные каменные глыбы по суше куда труднее, чем по воде.

Осенью синие камни наконец доставляли по реке к месту, расположенному в трех километрах от Стонхенджа, - и камнедобытчики возвращались домой. А «груз» оставался на берегу до следующего лета: камни устанавливали неизменно в день летнего солнцестояния. Тогда-то, собственно, и заканчивался долгий «священный путь».

В день церемонии, до восхода солнца, завершался последний этап: к Стоунхенджу по специальной пороге - «авеню» - направлялась торжественная процессия. Дорогу эту, четырнадцати метров шириной, с обеих сторон окаймляли рвы и насыпи. Она тянулась вверх дугой, облегчая подъем на священный холм, и вела строго на восток - туда, где всходит солнце.

Некоторые камни в Стоунхендже образуют прямые ряды, направленные в стороны восхода и заката солнца и луны. Вероятно, для древних это имело жизненно важное значение: они должны были точно знать дни, когда следовало поклоняться духам усопших предков.

Как мы уже знаем, перевезенные в Стоунхендж долериты использовались при строительстве первой ограды - ее возвели около 2500 года до н.э. К тому времени Стоунхендж уже считался древним памятником. Пятью веками раньше святилище обнесли рвом, оградив его с внешней стороны земляным валом шириной порядка сотни метров.

Во время третьего этапа строительства - около 2000 года до н.э. - в Стоунхендже были установлены огромные трилиты. Тогда же на место строительства доставили 30-тонные эоловые столбы - их пришлось перетаскивать за тридцать километров от Стонхенджа.

Самый же грандиозный этап строительства начался с доставкой синих менгиров. К тому времени долеритовый пояс, так и не законченный, был разрушен - вероятно, для того, чтобы уступить место куда более величественному сооружению, на возведение которого требовалось куда больше усилий.

Так, за какие-нибудь четыре сотни лет синие камни исчезли вовсе. Однако около 2000 года до н.э. они оказались на прежнем месте. И сегодня как раз по ним-то мы и можем судить о том, каким был Стоунхендж в первозданном виде.

Впрочем, далеко не все археологи полагают, что долериты, как строительный материал, исчезли на целых четыреста лет. Их следы были обнаружены в других монументальных сооружениях того времени: например, на горе Силбери, самом высоком искусственном холме времен нового каменного века, высящимся в 40 километрах к северу от Стонхенджа. На его-то вершине и был обнаружен обломок долерита, который судя по всему, когда-то был частью кромлеха.

Хотя мы не располагаем полными знаниями о той далекой эпохе, у нас, тем не менее, есть все основания предполагать, что кромлехи представляют собой, помимо всего прочего, памятники культуры левого каменного века, когда человек только-только начал заниматься продуктивной деятельностью. Именно в тот период у человека появился первый опыт в сельском хозяйстве и животноводстве. Тогда же человек стал привыкать к оседлому образу жизни и строить поселения.

Так что, какими бы ни были истинные причины, побудившие людей каменного века построить стоунхенджский кромлех, в нашем представлении он навсегда останется самым замечательным мегалитическим памятником.

Конструктивные принципы, по которым создавался Стоунхендж, не назовешь ни примитивным, ни случайным, ибо расположение камней недвусмысленно обнаруживает понимание законов перспективы. В любом ракурсе, при любом освещении эти каменные столпы четко выделяются на фоне неба. В этой связи неоднократно высказывалась мысль, что строители Стонхенджа обладали незаурядными познаниями в математике

В наше время Стоунхендж превращается в объект массового паломничества туристов в пору летнего солнцестояния, поскольку главная ось всего сооружения указывает на северо-восток, точно туда, где в самые длинные дни встает солнце, и этот факт как бы укрепляет догадки о мистическом значении памятника.

    Археологическая культура Культура воронковидных кубков Неолит … Википедия

    Воронковидный кубок Культура воронковидных кубков, КВК (англ. Funnel Beaker culture, нем. Trichterbecherkultur, TRB) староевропейская мегалитическая культура (4000 2700 гг. до н. э.) эпохи позднего неолита. Содержание 1 Поселения … Википедия

    Нураг у пос. Лоса Центральная башня нурага Сант Антине Торральба Нураг Аррубиу … Википедия

    Индо-Китай - На Индокитайском полуострове, начиная с палеолита, непрерывно шёл интенсивный процесс развития человеческого общества. До II тысячелетия до н. э. полyостров был заселён почти исключительно племенами бродячих охотников и собирателей, не знавших… …

    Республика Мальта, гос во в Юж. Европе, на Мальтийском архипелаге. Название по главному острову архипелага Мальта. Упоминается в XIII в. до н. э. как финик, колония Мелита; по видимому, от и. е. основы *mala, *melu гора, холм. По другим версиям… … Географическая энциклопедия

    Нураг у пос. Лоса … Википедия

    Энеолит в Западной Европе - Племена Южной и Средней Европы по уровню своего развития мало отличались от трипольцев. Для многих из этих племен характерен значительный объем производства медных изделий. В горах Средней Европы, особенно в Рудных, уже в III тысячелетии до н. э … Всемирная история. Энциклопедия

Термин «мегалиты» (англ - megaliths) происходит от греческих слов μέγας - большой, λίθος - камень. Мегалиты - это сооружения из каменных глыб или блоков, из разных пород, различной модификации, размеров и форм, совмещённых и установленных в таком порядке, что эти глыбы/блоки представляют собой единую монументальную конструкцию.

Каменные блоки в мегалитических сооружениях имеют вес от нескольких килограммов до сотен и даже тысяч тонн. Отдельные сооружения, настолько огромны и уникальны, что вообще не понятно каким образом они сооружались. Также в учёном мире нет единого мнения относительно технологий древних строителей.

Некоторые мегалиты как буд-то высекались (обрабатывались) какими-то инструментами, некоторые объекты как буд-то отливались из жидких материалов, а отдельные объекты имеют следы явно искусственной обработки неизвестных технологий.

Мегалитическая культура представлена абсолютно во всех странах мира, на земле и под водой (и…вероятно, не только на нашей планете..). Возраст мегалитов разный, основной период мегалитостроения определяется с 8 по 1 тысячелетия до н.э., хотя некоторые объекты имеют гораздо более древнее происхождение, что, зачастую отрицает официальная наука. Широко представлены мегалитические памятники и более позднего периода - 1-2 тысячелетия н.э.

Классификация и виды мегалитов

По своей классификации мегалиты разделяются на отдельные категории:

  • мегалитические комплексы (древние города, поселения, храмы, крепости-форты, древние
  • обсерватории, дворцы, башни, стены, и тд);
  • пирамиды и пирамидальные горные комплексы;
  • курганы, зиккураты, кофуны, каирны, тумулусы, гробницы, галереи, камеры и тд;
  • дольмены, трилиты и тд;
  • менгиры (стоячие камни, каменные аллеи, статуи и тд);
  • сейды, Синь-камни, камни-следовики, камни-чашечники, камни-алтари, и тд;
  • камни/скальные породы с древними изображениями - петроглифами;
  • скальные, пещерные и подземные сооружения;
  • каменные лабиринты (сурады);
  • геоглифы;
  • и др.

Гипотез о назначении мегалитов существует немало, однако есть некоторые особенности, которые характерны многим мегалитам мира, независимо от их классификации, модификации, размеров и тп - это их внешнее сходство, места расположений (геолокация), геофизические характеристики и принадлежность к неким высокоразвитым цивилизациям. Изучение (мест) мегалитов методами геофизики и биолокации началось в 20 веке. За время изучений было совершенно точно установлено, что места для сооружения мегалитов выбирались не случайно, очень часто мегалиты располагаются на местах (близ) биолокационных аномалий (в разночастотных геопатогенных зонах - рядом или на тектоническом разломе земной коры).

Таким образом можно предположить, что генератором этих волн разной частоты, являются тектонические разломы, а каменные сооружения в таком случае выполняют роль многофункциональных акустических приборов, резонирующих с этой частотой.

Получается, что мегалиты могут влиять на биоэнергетику человека! Это позволяет эффективно проводить коррекцию биополя человека путём воздействия, как на его энергетические точки тела, так и на отдельные системы.

В древности подобными практиками занимались посвещённые жрецы, и практиковалось это с помощью различных обрядов и ритуалов.

С помощью камней древние жрецы, шаманы, знахари общались с духами ушедших предков, с богами, получали интересующие их ответы, лечили болезни и тд, а также совершали подношения-требы (не жертвоприношения, которые появились позднее и скорей всего не создателями мегалитов). Знания об этом сначала искажались, затем и вовсе стирались.

Практически везде близ мегалитов была или есть вода (какой-либо водоём, ручей, родник, и тд)! Зачастую ориентация мегалитов как раз направлена в сторону воды, это особенно отчётливо прослеживается на примере большей части дольменов Краснодарского края, которые в свою очередь, не без основания, являются эталоном в дольменном строении.

Стоит также упомянуть и ориентировку многих мегалитов по сторонам света, с учётом некоторых астрономических особенностей.

Зачастую, при изучении мегалитов, складывается впечатление, что со временем строители буд-то утрачивали способности возведения каменных построек и со временем мегалиты становились похожи лишь на отдалённые копии изначальных сооружений.

Возможно, по каким-то причинам, древние утратили те знания и технологии, а главное со временем была утрачена и необходимость в мегалитостроении.

Однако, не смотря на время, мегалитостроение в мире продолжает существовать. Даже в наши дни в Суматре (Индонезия) люди продолжают создавать погребальные каменные памятники внешне схожие с древними мегалитами, сохраняя таким образом память и обычаи своих предков.

Во многих местах мира, сохранились предания, легенды и истории о том, что многие мегалиты связаны с реинкарнациями умерших людей.

Очень многие мегалиты тесно связаны с астрологией, в связи с этим, возникло новое направление исследователей древностей - археоастрономия. Именно археоастрономы занимаются изучением астрономического аспекта в мегалитостроении. Именно археоастрономами были доказаны многие гипотезы,относительно назначения многих древних каменных сооружений.

Некоторые мегалитические сооружения были созданы для определения основных солнечных и лунных циклов года. Эти объекты выполняли роль календарей и обсерваторий для наблюдения за небесными светилами.

Мегалиты - наследие древних цивилизаций

К сожалению, в наше время, во всех уголках мира, по разным причинам сохраняется тенденция уничтожения древних памятников, однако во всём мире также продолжают открывать и новые находки древних сооружений.

Многие исследования и сами объекты упорно замалчиваются официальными ведомствами, либо умышленно неверно определяются датировки и фальсифицируются отчёты и выводы учёных, т.к. многие объекты попросту не вписываются в общепринятую хронологию нашей цивилизации.

Мегалиты - это те самые объекты, которые связывают нас с далёким прошлым, с глубоким прошлым, и совершенно определённо можно утверждать, что они ещё не открыли людям все свои тайны…

Страница 2 из 4

Наиболее распространенный вид мегалитических сооружений - дольмены (от бретонского dol - стол и men - камень). Это в большинстве случаев коллективные, предназначенные для погребения членов отдельных родов, реже - индивидуальные гробницы, сложенные из больших каменных глыб или плит, поставленных на ребра вертикально или слегка наклонно и покрытых одной или несколькими плитами сверху, наподобие крышки стола, отчего и происходит название «каменный стол». В некоторых дольменах плита, закрывавшая вход, имеет большое круглое или овальное отверстие. Многие дольмены были засыпаны сверху землей, так что оставался свободным лишь вход, но за редкими исключениями насыпи не сохранились до наших дней, они осели. В некоторых областях мегалитические гробницы украшены резным, гравированным или рисованным орнаментом в виде спиралей, лент или прямоугольных мотивов. Наиболее знаменитые образцы подобных орнаментированных гробниц Гавр Инис и Морбиган во Франции и Нью-Грендж (New Grange) в Ирландии. В Бретани и на Марне встречаются символические изображения части человеческих фигур - голова, руки, грудь, иногда некоторые принадлежности костюма - пояса, ожерелья, гривны, оружие - кинжалы.

Дольмены широко распространены в мире. В Европе они встречаются на севере территории ФРГ, в Дании, Южной Скандинавии, Голландии, Англии, Шотландии, Ирландии, Франции, Испании, Португалии, Италии, Болгарии. Старейшие европейские дольмены относятся к IV тысячелетию до н.э., позднейшие - 2400-2000 гг. до н.э. .

К некоторым дольменам вели небольшие коридоры, сложенные из крупных каменных плит и засыпанные землей, так называемые гробницы с ходом. В Южной Франции и на Пиренейском полуострове местами коллективных погребений служили также «крытые галереи» (allees couvertes) - удлиненные (15-20 м) коридоры из камней.

Позднейшим типом мегалитических сооружений, относящимся уже к эпохе бронзы, являются небольшие подземные гробницы в виде ящиков из каменных плит, так называемые цисты, или кисты. В полном смысле слова их уже нельзя назвать мегалитическими, так как их размеры не позволяют говорить о «больших» камнях.

Иногда к мегалитическим постройкам относят крепости, жилища и другие сооружения из каменных глыб или плит сухой кладки (так называемые циклопические постройки).

Возведение мегалитических построек представляло для первобытной техники сложнейшую задачу. Вес покровных плит достигает 40 и более тонн, а вес отдельно стоящих камней - иногда 100 или даже 300 тонн. В некоторых случаях, например для сооружения Стонхенджа, камни доставляли почти за 200 км. Кроме ряда приспособлений - подсыпки земли, установки рычагов, вальков и т. п., для сооружения мегалитических построек необходимо было соединение больших масс людей. Эти постройки возводились целыми родами или даже племенами. Несомненно, что связанная с возведением мегалитических построек большая затрата сил целой общины требовала специальной организации. Таким образом, общая черта всех носителей мегалитических культур состоит в том, что на их хозяйственную и общественную структуру оказывали сильное влияние культовые, религиозные представления. Мы не знаем, какие идеи сформировали явление, которое можно было бы назвать «мегалитической религией». Культ солнца? Культ богини-матери? При отсутствии письменных источников эта загадка, по-видимому, не может быть решена. В качестве элементов «мегалитической религии», кроме основного - коллективных погребений (в различных каменных сооружениях и естественных гротах), можно назвать почти повсеместно находимые изображения женского божества (статуэтки, иногда статуи-менгиры), символы в виде изображения двух глаз (находимые в различных местах от Сицилии до Скандинавии), храмы (на Британских островах, на Мальте, в Бретани). Но даже признавая наличие каких-то общих элементов в различных мегалитических обществах, нельзя не заметить чрезвычайного разнообразия в их проявлении. Поэтому высказываемая некоторыми исследователями мысль о распространении «мегалитических идей» некими «миссионерами», следовавшими вместе с торговцами, выглядит не только неоправданной модернизацией процессов, протекавших 5 тыс. лет назад, но и беспочвенной по самим фактам, которые нам известны.

Вопрос о происхождении мегалитических построек сложен и до сих пор не решен. Монтелиус, Софус Мюллер, Гернес и другие считали, что мегалиты возникли под влиянием древних египетских каменных гробниц и постепенно распространились по морскому побережью от Африки до Скандинавии. Некоторые немецкие ученые считали родиной мегалитов Северную Европу и в частности Скандинавию, а их строителями - «праиндогерманцев», но новые датировки окончательно опровергли эту точку зрения. Наиболее древние (вторая половина IV тысячелетия до н.э.) мегалиты в Западной Европе появились в Испании (культура альмерии) и Португалии (культура дольменов) .

Не представляют единую культуру, их создавали различные общины, и «мегалитическая» керамика в различных местах очень разная. Очевидно, причиной их сооружения является общая религиозная идея, зародившаяся в сходных социальных и географических условиях: попытка создать для умершего неразрушаемый, вечный дом. Погребения в дольменах должны были заменить погребения в специально вырытых или природных пещерах, которые и служили образцом для мегалитических гробниц. Еще Г. де Мортилье доказывал, что в дольменах нашла продолжение традиция хоронить в жилищах, в том числе в искусственных или естественных пещерах, служивших жилищами и одновременно местами погребения. Круглые отверстия во входной плите дольмена, вероятно, должны были служить, по представлениям древних, для входа и выхода души умершего, а также для доставки умершему еды и питья.

Однако гипотеза о независимом зарождении идеи мегалитов в различных, малосвязанных между собой обществах не исключает возможности заимствования этой идеи и даже образцов построек одним обществом у другого. Чаще всего саму идею коллективных погребений, реализованную в мегалитических сооружениях, выводят из Восточного Средиземноморья. В этой области известны могилы, перекрытые уступчатым фальшивым сводом (толосы), в которые вели каменные входы (дромосы). Сходные постройки наряду с другими мегалитическими сооружениями встречаются на Пиренейском полуострове, который считается древнейшей западноевропейской областью мегалитических построек, и даже в Ирландии и Шотландии. Однако эта форма построек известна на западе с III тысячелетия до н.э., а в Эгейском мире появляется в развитом виде лишь около 1600 г. до н.э. Можно думать, что толосы ведут свое происхождение от более ранних круглых могил, но не обязательно от могил с ложным сводом . Словом, у нас нет оснований отрицать возможность зарождения идеи мегалитических построек в Восточном Средиземноморье, но нет и доказательств того, что эта идея пришла в Западную Европу оттуда . Мысль о едином народе - строителе мегалитов окончательно опровергнута открытиями последних лет. Осталось лишь предположение о диффузии идеи мегалитов. Земледельческо-скотоводческие племена, оставившие после себя мегалитические постройки в Южной Англии и во Франции, отличались культурой от племен, населявших Юго-Восточную Норвегию и северные районы территории ГДР и ФРГ и также возводивших мегалитические постройки. Вообще, мегалитические культуры в северном направлении от Средиземноморья становятся более бедными в отношении архитектурных форм, разнообразия инвентаря и количества металла. Кроме того, южные мегалитические культуры - более древние, и это свидетельствует о том, что идея мегалитических построек распространялась с юга на север.

Вернемся к культуре СУМ, вопрос о которой послужил поводом для рассказа о мегалитах вообще. Культура СУМ интересна тем, что здесь наглядно прослеживается возможность перехода от погребений в естественных пещерах к мегалитическим сооружениям. Погребения этой культуры находят в естественных пещерах, искусственных пещерах, высеченных в меловых скалах, или гробницах-галереях.

Искусственные пещеры представляли собой выдолбленные в слоях мела камеры размерами около 4x4 м, в которые вел наклонный вход (дромос). На стенах некоторых гробниц бывают высечены схематические фигуры человека с топором (или просто топор, а иногда и другие предметы), подобные тем, которые изображают статуи - менгиры Южной Франции . В гробницах находят до 40 и более костяков, лежащих в вытянутом положении (иногда они носят следы пребывания в огне). Есть более тщательно отделанные камеры, в которых помещено только восемь костяков, а погребальный инвентарь богаче. Можно предположить, что это погребения «вождей» Назад к тексту

14. Вопрос о распространении мегалитических построек с Востока рассматривается в обширной литературе. Однако он не может быть решен только на европейском материале. Мегалитические постройки известны в разных странах мира (кроме Австралии), и сторонники теории распространения их из единого центра не могут объяснить, как они проникли, скажем, в Корею и другие удаленные от Ближнего Востока страны. Идея о приходе мегалитических культур в Европу из Восточного Средиземноморья связана с общей концепцией развития европейской, особенно неолитической, культуры под влиянием творческих импульсов, идущих с Востока. Одним из таких импульсов якобы было распространение по морским путям идеи мегалитов и вместе с ней металла в Европе. См.: A. Varagnac. Die Verbreitung des Megalithglaubens uber See. Das Chalkolithikum. - В кн.: Der Mensch der Urzeit. Dusseldorf - Koln, 1960, стр. 375-380.

15. Одни считают эти фигуры изображением вооруженной топором богини погребений, другие - изображением женского предка, родоначальницы.