Кто такая Луна: Vogue назвал самую стильную певицу украинской музыкальной революции (видео). Новое имя: Украинская поп-певица Луна Луна биография

Pianoбой, The Maneken, Иван Дорн - тому подтверждения. Кроме того, продюсерский центр «Кружева», основателем которого является муж Кристины Бардаш - той самой Луны - Юрий Бардаш, уже несколько лет активно поставляет качественных поп-исполнителей, музыкантов, фотографов и продюсеров, многим из которых мы и обязаны возникновением феномена украинской музыкальной революции.

Одной из этих новых поп-исполнителей и стала певица Луна. Проект существует два года, и в 2016-м о Луне как о прорыве киевского музыкального андреграунда заговорили буквально все - от российского Wonderzine до украинского глянца, а теперь - еще и американский Vogue, который впервые обратил внимание на украинскую музыку.


Журналист Лиана Сатенштейн, специализирующаяся на культуре стран СНГ и, в частности, Украины (это она является автором прошлогодней статьи про ), пишет, что музыка Луны - «это символ изменений, происходящих в Украине на фоне политической обстановки, войны и нестабильной экономики». Конечно, само собой напрашивается и сравнение музыки Луны с аналогичным направлением в моде - тем, что делают выходцы из постсоветского пространства и Гоша Рубчинский.


Сама Луна характеризует свой музыкальный стиль как «душевный поп» - в нем чувствуется ностальгия по постсоветским 90-м и нулевым, романтичное увлечение , а также актуальный тренд на «моду гопников», экспортируемую на Запад теми же Гвасалией, Рубчинским, и другими дизайнерами.


Кристина Бардаш - это, возможно, самое непривычное лицо, которое когда-либо становилось символом музыкальной революции,

— пишет о Луне Vogue. Менее чем за год 25-летняя Кристина благодаря своему вокалу, музыкальным видео, записанным буквально на коленке в духе «новой искренности» и личному стилю завоевала внимание музыкальных и модных критиков и просто людей, разбирающихся в современной музыке - и моде, что немаловажно.

— говорит Луна, в то время как Лиана называет ее лицо «эльфийским». После того, как Кристина со своей командой загрузила первый клип на песню «Осень» в Facebook, люди начали сами распространять видео, а уже через полгода все билеты на киевские концерты были раскуплены.


По словам Луны, 90-е и начало 2000-х — главный источник ее вдохновения. И это не случайно, так как именно этот период - минимализма, расцвета и выхода в «большой мир» разнообразных субкультур, феминизма с его «новой женственностью» Фиби Файло, эпохи супермоделей, пика популярности и — больше всего интересует и современную моду.


Для Украины 90-е стали, по словам Луны, «временем революции в головах людей и пробуждения украинской молодежи».

В статье Сатенштейн подробно описывает образ Кристины Бардаш во время интервью: на ней было надето розовое мини-платье Roberto Cavalli на пуговицах, которое «больше бы подошло жене славянского мафиози», однако на Кристине смотрелось абсолютно органично.


Мой стиль зависит от настроения, и то же самое происходит с моей музыкой,

— рассказывает Бардаш. И, действительно, до того, как у Луны появилась возможность покупать одежду в киевских бутиках Helen Marlen и Asthik, она - по ее же словам в предыдущих интервью - одевалась в секонд-хэнде на Лесном (который, кстати, та же Лиана Сатенштейн называет в рейтинге лучших мест для шопинга в Киеве), так как все заработанные средства вкладывала в любимое дело.


Львиной долей популярности Луна обязана не только своему стилю и вокалу, но и подчеркнуто любительским клипам - многие из них сняты на телефон. Луна поддерживает образ «новой искренности», который противопоставляет коммерческой музыке и массовой культуре, медленно убивающим настоящую, живую культуру и искусство. Клип на трек «Осень» Бардаш сняла спонтанно на маленькую карманную камеру, когда отводила сына в детский сад.


Я люблю Киев. Это прекрасный город, хотя некоторые люди разрушают культуру. Но теперь появилось новое поколение молодых ребят, которые меняют ситуацию - и я одна из них,

Говорит Бардаш в интервью Vogue. Феномен певицы Луны в том и заключается, что ее музыка - это, безусловно, часть нашего своеобразного, так скажем, культурного кода с его спальными районами, унылой попсой и инфантильной ностальгией по прошлому, который Кристина Бардаш преобразовывает в качественный современный продукт, интересный Западу. Благодаря таким, как она, Украина обретает новое лицо и через несколько лет перестанет ассоциироваться с нищей, полуразрушенной войной страной, которую часто показывают в новостях и в которой все время что-то не слава богу.

Даша Татаркова

В РУБРИКЕ «НОВОЕ ИМЯ» мы рассказываем о перспективных новичках: музыкантах, режиссёрах, художниках и других творческих людях, - то есть всех, чьё имя всё чаще появляется на страницах журналов, в лентах соцсетей и в наших беседах и кто явно находится на пороге большого успеха. Сегодня речь пойдёт об украинской певице Луне, записывающей, как она сама это называет, «душевный поп».

Уже несколько лет на Украине музыкальный бал правит продюсерский центр «Кружева», которому принадлежит небезызвестный проект Quest Pistols. Но не эпатажем единым: «Кружева» сформировали вокруг себя целое сообщество молодых и талантливых людей: не только музыкантов, но и продюсеров, фотографов, режиссёров и так далее, вместе устраивающих ренессанс местной поп-музыки.

Одна из них - Луна, или Кристина Бардаш (её можно было видеть в клипах тех же Quest Pistols). Формально она действует независимо, скорее перенимая опыт у продюсеров «Кружев», нежели встраиваясь в их систему. Луна нарочно поддерживает образ DIY-проекта, снимая клипы на коленке и выкладывая свои треки «ВКонтакте». Кристина записывает мечтательный поп, в равной степени вдохновлённый современностью и родными 90-ми.

В «Кружевах» Бардаш поначалу работала фотографом и режиссёром вместе со своим мужем, Юрием, основавшим центр. Так, пару лет назад появилась Луна: друзья Кристины позвали её в студию и предложили попробовать спеть поверх трека Анжелики Варум. Со временем она решила переключиться с работы над чужими проектами на свой собственный. С тех пор Бардаш прошла путь от робких пробных записей до выпуска полноценного альбома, но ощущение, что она до сих пор поёт с оглядкой на поп-музыку детства, осталось.

Альбом «Магниты» звучит как живая запись хитов 90-х, с поправкой на то, что сейчас на дворе всё-таки 2016 год. Сама певица называет свой проект «душевным попом», говорит, что на неё сильно повлияли Линда и «Гости из будущего», и считает, что такое записывали бы «The Cure в 1984-м по мотивам творческого и местами эротического романа между Робертом Смитом и Аллой Примадонной Пугачёвой».

Свой дебютный альбом Луна понемногу записывала на протяжении двух лет. Хотя большинство вещей певица делает самостоятельно, за это время она нашла единомышленников, которые помогли ей обрести свой звук: Александр Волощук помогал с продюсированием, а Игорь Галарт - со сведением. «Магниты», в соответствии с названием, альбом о взаимном притяжении людей: с одной стороны, тех, кто его записывал, с другой - его лирических героев. Сама певица говорит, что это пластинка о сложном периоде в её жизни, связанном с проблемами в отношениях и послеродовой депрессией : «Магниты - это попытка осмыслить отношения между людьми через метафору природного притяжения».

Луна всеми силами поддерживает образ новой искренности: например, свой клип на трек «Осень» она спонтанно сняла на маленькую японскую камеру, когда её сын не хотел идти в детский сад . Её медленная, мечтательная музыка тоже отрабатывает этот принцип: тексты нарочно оперируют наивными образами юношеской любви, которые Кристина поет просто и без изысков. Однако всё это так хорошо подогнано друг к другу, что получается ровно такой поп, которого очень не хватает на русском языке (и не только). Послушать песни Луны можно не только в паблике «ВКонтакте» - живая презентация альбома «Магниты» пройдёт в Киеве через несколько дней.

- У вас так много публикаций в российской прессе. Это работа менеджмента?

Никто не стучится в двери журналистам и не просит обо мне написать. Esquire сам предложил мне сделать съемку. Журнал Interview услышал альбом и захотел сделать материал. Помню, как я писала тебе, когда сняла клип «Осень». Я сомневалась - может быть, эти песни вообще никому не нужны? Переживала целый день. Потом мой клип выложили - все и началось. Пошли позитивные для меня комментарии, люди заметили именно то, что мне действительно важно. Хотя вы в описании к клипу допустили, что это такой коварный продюсерский ход.

И тот же вопрос мне задал Иван Дорн, когда мы с ним для журнала Interview. Он тоже считал, что все это кем-то придумано. А у меня внутренний бунт каждый день. Мне в продакшене говорят: «Ты уже увидела, что людям все нравится, теперь иди и сними себе коммерческий клип. Вот увидишь, пойдет куча просмотров, поедешь в тур». А я говорю: «Нет, я хочу делать по-своему». И постоянно конфликтую,

- Волновались, когда Дорн у вас брал интервью?

Было чувство как перед экзаменом. Хотя с я знакома - пару лет назад фотографировала его, мы с ним дружили. Однажды я встретила Ивана на улице. Он говорит: «О, малая, пофоткаешь меня?» Я говорю: «Слушай, Ваня, я уже другим занимаюсь. И вообще я очень хочу стать такой крутой, чтобы мы с тобой сделали фит». И когда в конце интервью он об этом напомнил, то я счастливая прибежала домой и в секунду написала новый трек.

Дело в том, что после альбома «Маг-ни-ты» я два месяца не могла ничего написать. Свалилась вот эта вот слава. И меня, как любого нормального человека, немножко накрыло. У меня была звездная болезнь, только она выражалась не в том, что я зазналась, а в каком-то испуге. И меня настолько вдохновили слова Дорна о том, что он чувствует во мне жизненность и честность, что я написала новый трек. Песня называется «Грустный дэнс», так же я решила назвать .

Вслед за премьерой EP «Грустный дэнс» вышел одноименный клип

- Вы понимаете, откуда разговоры, что Луна - сфабрикованный проект?

Нет, конечно. Хотя у меня были вопросы, почему у меня нет такого количества просмотров. Но «Луна» не массовый проект, я с этим смирилась. И продолжаю гнуть свою линию. Мне присылают хаус-ремиксы на «Он с тобой не гуляет» и уверяют, что это разорвет каждого, но я не хочу. Мне Юра так и говорит: «Грибы» - это конкретно сейчас фигачить». А Луна… Ее аудитория постепенно нарастает, зато, мне кажется, это надолго. И лет через пятнадцать этот звук будут ценить точно так же, потому что он не в тренде. Я понимаю, как переформатироваться в более поп-проект. Но меня то, какие издания сейчас ко мне обращаются.


- Интерес журналистов - вещь мимолетная. Сегодня вы в моде, завтра нужен кто-то новый.

Я понимаю. Но мне не кажется, что я словила хайп новинки и там сзади пусто. Я этим живу, у меня планы, глубокие корни, связь с космосом. И ну мне пофиг вообще. На душе у меня спокойно.

- У вас ведь не так много концертов-то было. Боитесь, что в Москве что-то не получится?

Я боялась в Киеве, это был первый концерт в моей жизни, каждый день просыпалась в 5 утра, а в голове: «Концерт, концерт». И я свою энергию истратила до концерта и на концерте была на последних стадиях - что я могу отдать? И что я могу вообще сделать? Я очень ждала, что после киевского концерта должны появиться еще выступления, этого не случилось, но я не расстроилась. Потому что если начать чего-то ждать, то можно быстро состариться. Я на расслабленной волне, и меня радует моя команда, творческий коллектив Луны. Это мои музыканты, это Алина, с которой мы разрабатываем идеи и совместно растем. Я уже раскрепостилась на сцене, даже если я буду одна петь под минус, то абсолютно удержу внимание людей. Мне есть что дать, я хочу гастролировать.

У моего супруга большой продакшен, я вижу, как там все устроено. Вижу, как нужно снимать клипы, как важно запускать их вовремя и почему не нужно снимать десять клипов в месяц, как этого хочется мне. Но мне необходимо самой пройти этот путь, сделать эти ошибки. С каждым днем я набираюсь опыта, взрослею, мне всего 26 лет, и еще недавно я многого не понимала. И так бы и не поняла, если бы сама не наступила на все эти грабли. Если человек не поест и не попьет, он через четыре дня умрет. Я точно так же чувствую, что умру, если я не пойду и не сниму свои клипы, как я хочу, и не напишу свои песни, как я хочу, со своим музыкантом, которого я себе выбрала и который мне подходит.

Кажется, журналисты, а за ними и аудитория не совсем понимают, как работает мой проект. Наверное, думают что в меня вложили деньги, наснимали клипов и наняли саундпродюсеров, которые создали мой музыкальный образ. На самом деле это DIY-проект, возникший в результате в чем-то стихийной коллективной работы - моей, Сашиной, остальных музыкантов, которые вместе и составляют Луна prod. Это жизнь, которая начинается с утра после семейных дел. Прямо через дорогу от дома на базе Луна Prod. находится наш музыкальный мир. Я давно уже не одна в этом своём видении, за Луной стоит своя лунная команда, состоящая из творческих людей, которые нашли друг друга.

«Осень» не первый клип Луны, но так сложилось, что после его премьеры на «Афише» на нее обратили внимание - и вот к чему это привело

Есть несколько новых русских инди-поп-проектов, которые хочется перечислять через запятую с вами. Это Яна Кедрина («Кедр Ливанский»), и это группа «Не твое дело». Вы что-то о них знаете?

Я была на лайве «Кедра Ливанского» в Киеве, у меня есть ее любимая песня, мне нравится . Алина, которая делает мне все клипы, делала визуализацию на ее выступлении. Я пришла вместе с ней, классно потанцевала. Мне Алина даже сказала: «Кстати, тебя многие сравнивают с ней, говорят, что ты за ней повторяешь». Где-то мы действительно соприкасаемся, но она более электронная и андеграундная, я более поп. У меня на концерте стоят и подпевают, у нее - схавали колесо и танцуют, грубо говоря. У «Не твое дело» я только видела обложку - там стоит девушка и куча мужчин. Видела, но не послушала. . Обложка крутая.

У них альбом через неделю после вашего, и им тоже задавали вопросы: появился альбом Луны с отсылками к поп-музыке 90-х, теперь ваш - что это все значит?

Они нормально отреагировали?

- Они отшучивались. Я думаю, любому творческому человеку не очень нравится, когда его с кем-то сравнивают.

А мне кажется, это нормально. А что касается тренда на 90-е, то я ничего не просчитывала. Меня спрашивают, не боюсь ли я остаться в 90-х, когда поменяется тренд, но я и так не в 90-х. Просто так совпало. У меня, видимо, есть чуйка на то, что будет модно. Так с кроссовками «Суперстар» получилось - увидела их на винтажном рынке в LA - их никто не носил тогда - и подумала: «Блин, скоро они будут модными». А через год все их надели.

- Вам случалось из-за музыки плакать?

И не раз. Я эмоциональный человек, очень близко к сердцу все воспринимаю - даже не критику, а свои внутренние процессы. Проснусь с утра - и кажется, что Саша меня не понимает. Но не потому, что он не написал мне песню, а потому, что на репетиции он на меня как-то не так посмотрел. Но сейчас мне легче - я увлеклась астрологией, познанием новых энергетических наук. Это мне позволяет переключиться, потому что, когда я без дела, меня начинает штырить. Сейчас у меня выпуск EP и клипов, четыре съемки в Москве, я такая вся класс. А когда я все сделала, то мне нужно себя чем-то занять. Иначе я начинаю задумываться о том, о чем лучше не думать. Вот и плачу. Это и в песнях отражается, там через строчку «слезы», «мои слезы». Но опять-таки, раз плачу - значит, мне это нравится. И от этого не деться никуда.

В день рождения певицы Луны сайт вспоминает интервью с одной из самых ярких украинских артисток.

Шуба из песца, Blood & Honey; колготки из лайкры – собственность стилиста

Наша редакция следит за уже год. Мы познакомились в сентябре 2015-го. Кристина Бардаш (так в жизни зовут Луну) только-только отыграла свое первое в жизни выступление на Mercedes-Benz Kiev Fashion Days и была так органична в своих незамысловатых текстах о любви, а ее музыка так напоминала «Гостей из будущего» и Линду, что мы тут же отреагировали – и написали о ней. Я была первым журналистом, который брал интервью у Луны: Кристина нервничала, накручивала на палец золотистые волосы, рассказывала, что каждый день занимается вокалом и будет продюсировать себя самостоятельно (муж Кристины – продюсер Юрий Бардаш, владелец компании Kruzheva Music).

Спустя ровно год после нашей первой встречи Кристина снова дает мне интервью, и я поражаюсь, как она изменилась за год: стала взрослее, жестче. За это время Луна выпустила дебютный альбом «Ма-гни-ты», который покорил украинские и российские музыкальные радиостанции, а билеты на ее первый сольный концерт, прошедший в Киеве в мае, были раскуплены в первый же день. Кристина снялась для главных глянцевых журналов – например, специально для Interview Russia с ней беседовал Иван Дорн, а американский Vogue назвал ее лицом украинской музыкальной революции.

Шелковая блуза, Fendi; шелковые шорты, Frolov

Теперь Бардаш – настоящая звезда. Мы встречаемся в баре «Косатка» на Большой Житомирской: на улице льет дождь, холодно, и первым делом Кристина просит пересесть за другой стол: «Тут дует, а я берегу горло». Мое замечание о том, как она изменилась, Луна воспринимает спокойно: «Я стала взрослее. Раньше я все делала интуитивно, а сейчас – более профессионально. Сначала я все хотела делать сама: мне казалось, если появится команда, нарушится моя эстетика; я думала, что нельзя снимать коммерческие клипы, потому что потеряется душа Луны. За этот год я поняла, что команда нужна: она только помогает подчеркнуть суть».

«В клипе «Расстояния» я танцую в трусах. Муж увидел, позвонил и попросил убрать этот кадр: «Не хочу, чтобы твоя попа была на весь экран»

Кристина Бардаш родилась в 1990 году: девяностые – ее любимое время и источник ее вдохновения. Именно тогда играла любимая музыка Луны – Земфира, Анжелика Варум, Линда, оттуда родом ее привычка покупать аксессуары в секонд-хенде у метро Лесная: «Мы с мамой и сестрой можем часами там копаться!» В этом сезоне девяностые – главный тренд, но Бардаш не нужно делать усилий, чтобы быть в тренде: она в этом выросла. «Девочки в лагере любили Бритни Спирс, а я пела Наталью Власову: «Я у твои-и-их но-о-ог, спасибо не говори-и-и...» Помнишь? Я всегда любила слезливую музыку, а еще Земфиру и "Тату"».

Шерстяное платье, Stella McCartney; кожаные сапоги, Bevza

В детстве Кристина, которая сегодня на концертах мастерски миксует ботфорты MM6 by Maison Margiela с джинсовыми шортами, купленными в секонд-хенде, как и большинство девочек, любила все яркое. Заработав первые деньги, поехала в Детский мир на Дарнице и купила турецкий розовый костюм. «Мои родители были модниками и многое отдали бы за джинсы Levi’s и трикотаж Lacoste, и папа, увидев меня в этом костюмчике, сильно ругался – мол, ну что за турецкий ширпотреб ты выбрала?» Сейчас Кристина исправилась: носит Opening Ceremony, Maison Margiela и украинских дизайнеров – Ксению Шнайдер, Антона Белинского. А еще мечтает, чтобы костюм для клипа ей сделал , креативный директор Balenciaga и дизайнер Vetements. «Напишу ему письмо», – кокетничает Кристина.

Кристина Бардаш родилась в 1990 году: девяностые – ее любимое время и источник ее вдохновения

У дизайнера и певицы много общего: оба любят нормкор, слушают Земфиру и вдохновляются новым поколением городской молодежи: Луна – в Киеве, Гвасалия – в Париже. Гвасалия любит проводить показы в необычных местах – например, в гей-клубе или дешевом китайском ресторане, а Луна в таких же неожиданных местах снимает клипы. Когда нужно сосредоточиться, она садится в машину – и меняет образцовые Липки, где живет с мужем и четырехлетним сыном Жорой, на Харьковский массив, где находится квартира ее мамы. Здесь, в спальном районе, застроенном в начале девяностых унылыми серыми коробками, Луна уединяется и сочиняет тексты. Здесь же, во дворе на Харьковском массиве, осенью 2015 года она сняла один из первых своих клипов – видео на песню «Осень».

«Однажды я приехала к маме, взяла маленькую японскую камеру, надела пижамные шорты, свитер, найденный у мамы, сверху набросила любимый рыжий плащ – и решила, что прямо во дворе сниму клип. Жора плакал, не хотел идти в сад, и я взяла его с собой. Людей почти не было, поэтому сын не стеснялся и у нас вышли классные кадры: мы танцевали, обнимались. В какой-то момент он устал, заплакал – и мы ушли домой». Через пару дней Кристина показала видео мужу, и тот, увидев кадры с плачущим ребенком и танцующей в пустом дворе Луной, разглядел хит. «Иди монтируй», – сказал он. Кристина отправила мужа гулять с сыном, и за два часа сделала клип. За несколько дней «Осень» взорвала украинский YouTube, набрав десятки тысяч просмотров, а пользователи развернули под видео целую дискуссию на тему, чего в Луне больше – ранней Земфиры или поздней Линды.

Успех объяснить просто: у Луны искренняя история. «Знаете, как я начала сочинять песни? Мы разошлись с мужем, и за полгода я написала песен тридцать – они просто лились». (Позже эти песни вошли в альбом «Ма-гни-ты».) Долгое время тексты лежали в столе, а уже после примирения с мужем Кристина как-то раз пришла в гости к друзьям и начала под гитару «рифмовать на ходу какие-то строки». «Компания была душевная, и друзья сказали: «У тебя получается!» Бардаш вспомнила, что в музыкальной школе ей поставили второе сопрано, пришла в студию и записала свою любимую песню – «Давай забудем все» Анжелики Варум. «Было так страшно, что я даже не рискнула спеть в «минус» – пела в ее голос, потому что боялась сама держать мелодию».

Свитер из хлопка, хлопковый бомбер, все – Isabel Marant Étoile; вельветовые сапоги, MM6

Сейчас она не боится своего голоса, но все так же оберегает свой мир от случайных людей. Например, клипы ей снимает младшая сестра Алина: «Она чувствует мою эстетику, и это главное, а техническим тонкостям я ее обучила». Эстетика Луны – это крупные планы, зернистая картинка, нарочито примитивные тексты, эротика («В клипе «Расстояния» я танцую в трусах. Муж увидел, позвонил и попросил убрать этот кадр: «Не хочу, чтобы твоя попа была на весь экран»). Луна производит впечатление DIY-проекта, но при этом за ней стоит влиятельный продюсерский центр. Как это сочетается? «Мы с Юрой – суперкоманда. Он меня поддерживает: помогает снимать видео, собирать нужную команду, договаривается, чтобы на моих выступлениях была охрана. Вот и все продюсирование. Что касается творчества, то он не сделал ни одной правки в нашем альбоме «Ма-гни-ты».

«Знаете, как я начала сочинять песни? Мы разошлись с мужем, и за полгода я написала песен тридцать – они просто лились»

В октябре-ноябре Луна сыграет несколько больших концертов – в Киеве, Тель-Авиве, Риге и Москве. Бардаш немного удивлена свалившейся на нее популярностью, но признается, что это не повод для самолюбования, а скорее мотив поработать. «Мы репетируем три раза в неделю, а я еще и дома каждый день, когда Юра уходит на работу, а Жора в садике».

После интервью в «Косатке» мы направляемся в Дом художника, где репетируют Луна и ее музыканты – два гитариста и барабанщик. Музыканты хохочут: на ноутбуке Кристина показывает им нарезку кадров из советского фильма «Карнавал» с Ириной Муравьевой, где ее героиня поет знаменитую песню «Позвони мне, позвони». «Обожаю эту песню. Давайте сделаем ремикс?» – улыбается Бардаш.

Текст: Дарья Слободяник

Стиль: Julie Pelipas

Поп-певица в постоянной рубрике о восходящих звездах

О Кристине Бардаш как о певице Луне заговорили чуть ли не все одновременно. В лентах социальных сетей стали мелькать ее аматорские и незатейливые девичьи клипы. Самый популярный из них — "Осень", на сегодняшний день его посмотрели более 90 тысяч раз.

20 мая на презентации дебютного альбома "Маг-ни-ты" Луна собрала полный зал — около тысячи человек.

Что говорят другие:

Влад Фисун, диджей, ведущий радио "Аристократы": "Выход такого, казалось бы, простого проекта, как "Луна", в музыкальное поле оказался для многих сложным — для приверженцев соревновательной идеи в музыке, для тех, кто привык видеть исполнителей песен во всех ипостасях, от народных судей до кулинаров, для тех, кому надо, чтобы певец вещал и повергал со сцены. А проект Кристины Бардаш — это исследование окружающего мира большими влажными глазами. Исследование, в котором хоть цветы, хоть атмосферные осадки способны вызвать неподдельную дрожь, заставить часами рассматривать, как зной июня растворяет последнюю тучку в небе. Без грохота литавр. И с такими параметрами звукового и идейного давления кажется, что не проймешь закованную в офисные вериги аудиторию. Но на нее идут петь, пить и плакать. Хотя на деле девушка она сама по себе веселая".

Юрий Каплан, лидер группы "Валентин Стрыкало": "Форма, апеллирующая к ностальгическим чувствам, зачастую лишена новых смыслов, и как правило за потертой ширмой ничего нет. В данном случае все иначе. Музыка Луны - безусловно, часть нашего культурного кода, она говорит с поколением девяностых на очень знакомом ему языке, но теперь это разговор со взрослыми людьми. И нет в нем ничего инфантильного. Нам всем очень грустно, мы скучаем, и это серьезно".

Что говорит Кристина:

У нас в группе я пишу песни. Когда возникает импульс, я записываю стихотворение в айфон. Потом приходит другое настроение, более мелодичное, — и я пишу под стихотворение музыку. Но я хочу облечь мелодию в какую-то форму, и тут просто моего желания не хватает. И в плане музыки ко мне на помощь приходят ребята. Я рада, что они есть. Их мужская энергия дополняет мою, у нас возникает баланс мужского и женского начал.

Мы не хотим акцентировать внимание на том, что мы — группа. Достаточно того, что мы сами это знаем. У нас есть лицо "Луны" — красивая девушка, которая пишет песни. Этому образу не нужно добавлять чего-то лишнего.

Для меня "Луна" не просто название. Я начала в эту тему погружаться, и чем больше я прислушиваюсь к луне, лунному календарю, тем больше чувствую с ней взаимодействие. И ребята его тоже ощущают. Но я не хочу лепить из себя человека, который говорит "если луна сказала мне "нет", то я останусь дома".


В день презентации альбома я представляла себе худший вариант развития событий, чтобы потом не расстраиваться. Но в глубине души понимала, что все будет классно. И когда я увидела зал, то поняла, что это сила лунного стояния. В тот день была полная луна.

На сцене я была максимально искренней. Нет такого, чтобы на сцене я как-то перевоплощалась. Каждая девушка — актриса. Сейчас я разговариваю с тобой так, а дома с мужем — другим голосом. Каждая так делает, это нормально. Мы всегда играем какую-то роль, но эта роль органична. Я не перевоплощаюсь в другого человека и не веду себя наигранно. Это мои чувства.

"Артист должен выйти на сцену и отдать всего себя" — это неправильно. Надо мной космос, подо мной земля — это две огромные неисчерпаемые силы. А я — передатчик. Когда на меня смотрят люди, я могу брать силу из космоса, силу из земли и передавать им ее через свое сердце.

Я думаю, что возраст моей аудитории разный. Но в основном эти люди — мечтатели. Для них ощущения и эмоции очень важны, и они их не боятся.

Во время концерта я трижды переодевалась. Мои подруги создали новый бренд Drag and Drop, о котором скоро услышат все. Я первая, кто надел вещи из этой коллекции. Когда я увидела эту одежду, то очень обрадовалась, потому что долго не могла определиться, в чем быть на концерте.

Для меня правильная коллаборация — это коллаборация без нервов. Когда вы действительно друг другу даете что-то взамен и всем от этого комфортно. Никто не страдает и не прогибается. Это желание должно идти от двух сердец, и если оно совпало, то оно совпало.

Недавно у меня была суперколлаборация с Викторией Коха, девочкой из Москвы. Она взорвала интернет своими образами. Она выступает в инстаграме как мейкап-артист под именем vivicoxy — это ее основная профессия. И у нее есть еще один аккаунт, где она создает на своем лице странные мейки. В этом аккаунте она сделала видеопародию на мою песню "Мальчик, ты снег". Меня тегнули в комментариях, и я на нее подписалась. Потом она написала мне, что я ее вдохновила и что она хочет ко мне приехать. В Киеве мы сделали с ней совместное видео, которое скоро выйдет. Половину клипа сняли на айфон, половину — на пленочную видеокамеру Panasonic.

Когда я придумывала клип "Осень", у меня была определенная идея — взять сына и снять видео на ноутбук, но я не знала, что получится в конечном счете. Это был экспромт, я не могла предугадать, что он будет плакать и что девушка на заднем плане будет качать пресс. Вышло очень атмосферно.

Мой сын многому меня учит. Я рада, что он появился на том этапе, когда я еще не повзрослела. Потому что теперь он не дает мне это сделать. Я не хочу становиться взрослой и серьезной, хочу всегда оставаться ребенком.


Все, что со мной сейчас происходит, и все результаты проделанной работы каждый день приближают меня к популярности. Это непросто, ответственность растет, но я готова к ней. Если я мечтатель и ребенок в душе, это не означает, что я не соображаю, как правильно строить жизнь.

Некоторые говорят, что в записи я лучше, чем на концерте. У меня особый вокал. Я понимаю, что где-то голос звучал слишком громко, потому что я себя плохо слышала. Но я неопытный артист, это был мой первый концерт. Я еще никогда не отыгрывала часовую программу.

Я люблю критику, она помогает анализировать себя и идти дальше. Мне даже стало немного не по себе, когда после концерта в гримерке меня все хвалили. Внутри я чувствовала: так классно, что аж тошно.

Сейчас уже не только я одна думаю о том, как будет развиваться проект "Луна". Нас уже много, и это мое достижение. Теперь я могу беспокоиться только о своих песнях.


Я не какая-то звезда, которую поставили по телику — и она там крутится. Я просто девочка с улицы, и каждый может видеть, как я развиваюсь. Еще два года назад надо мной бы смеялись, если бы я сказала, что хочу записать трек. А сейчас я собрала в зале тысячу человек.