Индия дворец тадж махал. История тадж махала

Девушка, которую индийский принц Джахан однажды увидел на рынке, была настолько красива, что он сразу же привёл ее во дворец, сделав своей любимой женой: Мумтаз Махал удалось настолько пленить мужа, на других женщин он не смотрел до самой её смерти. При этом дома она не сидела, всегда сопровождала его в военных походах и была единственным человеком в мире, которому он доверял и с кем часто советовался.

Это даёт основание утверждать, что история о том, что Мумтаз была плебейского происхождения – далёкий от реальности миф. В действительности имела она знатное происхождение, являлась дочерью визиря и была дальней родственницей матери Джахана, а потому получила чрезвычайно хорошее образование (в противном случае конструктивные советы молодая женщина давать сумела бы вряд ли).

Вместе они прожили около семнадцати лет, за это время Мумтаз народила мужу четырнадцать детей, и при родах последнего ребёнка скончалась. Сначала её похоронили в городе, в котором она умерла, в Бурхан-Нуре, а через полгода её останки переправили в один из самых процветающих городов Индии, Агру. Именно здесь безутешный вдовец решил построить для своей жены усыпальницу, которая по красоте должна была стать достойной Мумтаз и одним своим видом рассказывала бы потомкам историю невероятной любви.

В каком именно городе строить мавзолей Тадж Махал («тадж» означает «венец», «махал» – «дворец») было решено практически сразу: пригород Агры, один из красивейших и развитых городов Индии, расположенный на берегу реки, подходил для этого наилучшим образом. Чтобы иметь возможность построить мечеть на выбранной территории, шаху Джахану пришлось обменять этот участок на дворец, расположенный в центре Агры.

Об этом жалеть ему не пришлось: местность эта возле города была не только чрезвычайно красивой и живописной, но и оказалась сейсмически устойчивой – за годы, прошедшие после завершения строительных работ землетрясениям нанести сооружению серьёзный ущерб не удалось.

Главное здание было спроектировано турецким архитектором Исмаилом Афанди из Османской империи, а создателем архитектурного образа памятника считают его соотечественника Усатада Ису – именно их проекты понравились Джахану больше всего. Выбор правителя оказался удачен: возведённый Тадж Махал (Агра) оказался одним из самых выдающихся памятников мира, удачно сочетавший в себе стили индийских, персидских и исламских направлений, и недавно был признан одним из чудес света.

Строительство усыпальницы

Возводить Тадж Махал начали в 1632 г. и строительство длилось двадцать один год (при этом усыпальница была закончена на десять лет раньше). Чтобы построить этот уникальный комплекс, в строительных работах было задействовано более 20 тыс. рабочих со всех концов Индии, а также архитекторы, художники, скульпторы с близлежащих стран.

Территория возле города (Агра) размером в 1,2 га была перекопана, после чего, чтобы уменьшить сыпучесть почвы, на ней был заменён грунт. Уровень намеченной для возведения мечети площадки был поднят на 50 метров над уровнем берега. После этого рабочие выкопали колодцы, заполнили их бутовым камнем, получив, таким образом, фундамент, который к тому же должен был играть роль своеобразной подушки при землетрясениях и не давал бы комплексу разрушиться.


Интересный факт: вместо бамбуковых лесов архитекторы приняли решение использовать леса из кирпича: так было легче работать с тяжёлым мрамором. Каменные леса выглядели настолько внушительно, что архитекторы побаивались, что на то, чтобы их разобрать, потребуется несколько лет. Джахан нашёл выход из положения, объявив, что любой житель Агры может забрать себе нужное количество кирпичей – и строительные леса были разобраны за несколько дней.

Чтобы доставить к мечети строительные материалы, индусы построили пологую наклонную земляную площадку, по которой быки тащили поклажу, находившуюся на специально спроектированных телегах. Доставляли их в город со всех концов Индии (и не только). Самый важный строительный материал – мрамор белого цвета привозили в город из Макраны и Раджастхана, находившиеся на расстоянии 300 км от Агры.

Поднимали мраморные глыбы на нужную высоту с помощью специальных приспособлений. Воду, необходимую для строительных работ, сначала добывали из реки, после чего сливали в водохранилище, откуда она поднималась в специальный резервуар и направлялась по трубах к стройке.


Архитектурный комплекс

Все здания архитектурного комплекса Тадж Махал, Агра с геометрической точки зрения были чрезвычайно тщательно спланированы. Центральным зданием комплекса является мавзолей, повествующий об истории любви правящей четы Индии. Окружают это чудо света с трех сторон возведённые из красного песчаника зубчатые стены, оставив, таким образом, открытой для просмотра возможность лишь со стороны реки.

Усыпальница Тадж Махал, Агра окружена ещё несколькими гробницами, в которых были похоронены другие жёны правителя (их также возвели из красного песчаника, который часто использовали при постройке склепов того времени). Неподалёку от главного мавзолея расположен Музыкальный дом (сейчас там находится музей).

Главные ворота, как и основное здание, сделаны из мрамора, вход украшает ажурный портик белого цвета, сверху – одиннадцатый куполов, по бокам расположены две башни с белыми куполами. По обе стороны центральной усыпальницы были построены из красного песчаника два больших сооружения: здание слева жители Агры использовали как мечеть, а правая служила пансионом. Построили их для баланса – чтобы во время землетрясения ничего не разрушилось.

Перед мавзолеем находится роскошный парк, длина которого составляет 300 метров. Посреди парка, расположен облицованный мрамором оросительный канал, в центре которого был сооружён бассейн, в котором полностью отражается мавзолей (от него к четырём минаретам ведут дорожки).


Согласно описаниям очевидцев, в прежние времена Агра и ее парк поражал обилием растительности: здесь росли розы, нарциссы, огромное количество садовых деревьев. После того как Индия оказалась под Британской империей, вид ее существенно изменился – и она стала походить на обыкновенный английский газон.

Как выглядит усыпальница

Главным сооружением этого архитектурного комплекса, что находится в городе Агра, является сооружённый из белого мрамора мавзолей Тадж Махал. Лучше всего он просматривается с реки, поскольку стена с этой стороны не установлена.

Особенно шикарно он выглядит на рассвете: усыпальница отражается в воде, создавая иллюзию нереальности и, если смотреть на неё с противоположного берега, создаётся впечатление, будто это чудо парит в предрассветном тумане, а появившиеся лучи создают на стенах удивительную игру цвета.

Такую воздушность и ощущение «парения» мавзолею придают прежде всего необычные пропорции, когда высота здания имеет те же размеры, что и его ширина, а также огромный купол, который словно бы уносит за собой более мелкие элементы сооружения – четыре малых купола и минареты.


Мавзолей Тадж Махал, Агра повествует миру о прекрасной истории любви между Джаханом и Мумтаз Маха, и обладает неимоверной красотой. Высота и ширина мавзолея составляет 74 метра. Фасад усыпальницы квадратной формы, при этом в него встроены полукруглые ниши, придающие массивному зданию невесомый вид. Венчает мавзолей мраморный купол высотой в 35 метров, по форме напоминающий луковицу.

Верх купола украшает месяц, рожки которого направлены вверх (до XIX ст. он был золотым, а потом его заменили точной копией, изготовленной из бронзы).

По углам гробницы, подчеркивая форму основного купола расположены четыре меньших свода, полностью повторяющие его форму. По углам мавзолея под небольшим наклоном в противоположную от усыпальницы сторону находится четыре украшенных позолотой башни (минарета) высотой около 50 м (наклон был предусмотрен на раннем этапе строительных работ, чтобы при падении они не смогли навредить основному сооружению).

Стены Тадж Махал (Агра) разрисованы тонким узором и возведены из мрамора белого цвета со вставленными в него самоцветами (всего – 28 видов драгоценных камней). Особенно много украшающих элементов можно увидеть на постаментах, воротах, мечетях, а также внизу мавзолея.

Благодаря уникальному мрамору мавзолей на протяжении дня выглядит по-разному: днём усыпальница белого цвета, на рассвете – розовая, а в лунную ночь становится серебристой. Раньше входные двери были сделаны из чистого серебра, но позже, как и многие другие ценные элементы декора были украдены (кем – история умалчивает).

Вид изнутри

Внутри Тадж Махал (город Агра) выглядит не менее примечательно, чем снаружи. Вход в мавзолей украшает галерея с изящными колоннами. Зал внутри усыпальницы представляет восьмиугольник, в который можно попасть с любой стороны усыпальницы (сейчас это можно сделать лишь со стороны парка). Внутри зала за мраморной ширмой расположено два саркофага, изготовленные из белого мрамора, в действительности, являющие собой ложные гробницы, поскольку сами могилы находятся под полом.

На крышке саркофага жены правителя выбиты восхваляющие её надписи. Единственным асимметричным элементом во всём комплексе является саркофаг Джахана, который был установлен уже после его смерти: гроб правителя немного больше гроба жены. Высота стен внутри здания составляет 25 м, а украшенный солнцем потолок сделан в виде внутреннего купола.

Всё пространство внутри зала разделяется восемью арками, над которым можно прочитать цитаты из Корана. Четыре средние арки образовывают балконы с окнами, через которые в зал поступает свет (кроме этих окон солнечные лучи попадают в помещение через специальные отверстия в крыше). На второй этаж мавзолея можно подняться по одной из двух боковых лестниц. Стены внутри усыпальницы повсюду украшены мозаиками из самоцветов, которые образуют различные символы, растения, цветы, буквы.

Смерть Джахана

После завершения строительства Тадж Махал, Агра сын правителя, Аурангзеб, сверг отца с престола и посадил в темницу, в которой бывший правитель провёл несколько лет (согласно одной из легенд, её окна выходили на построенную им усыпальницу любимой супруги).

После смерти Джахана сын выполнил волю отца и похоронил его рядом с женой. Так закончилась история любви, на века запечатлев память о себе в уникальном сооружении, которое стоит и поныне.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Тадж-Махал - это дворец из белого мрамора, один из самых грандиозных памятников индийской архитектуры с шикарным внутренним убранством и потрясающей красоты парком. Это последний подарок императора Великих Моголов Шаха Джахана своей покойной жене Мумтаз Махал, а также главная и самая популярная достопримечательность в стране, которую ежегодно посещают тысячи туристов.

Легенда о Тадж-Махале

С Тадж-Махалом связана древняя и очень красивая романтическая легенда. Индийский шах Джахан был очарован красотой бедной девушки, которая торговала на местном рынке, и женился на ней. Вскоре она стала его любимой женой и прожила с шахом 17 счастливых лет. Однако счастью не суждено было длиться вечно, и Мумтаз Махал умерла во время родов их четырнадцатого ребенка. Джахан не смог ее забыть и больше никогда уже не был счастлив.

В память о своей любимой жене и годах их семейного счастья индийский правитель велел построить самый прекрасный в мире мавзолей, красивее которого нет на всем белом свете. К работе были привлечены лучшие зодчие и мастера Индии и Европы - всего около 20 тысяч человек. Строительство длилось долгие 20 лет, и на побережье реки Джамны было построено роскошное сооружение, которое до сих пор восхищает каждого, кто его увидит.

Несмотря на многочисленные землетрясения в этих краях, оно ни разу не было разрушено и совершенно не пострадало.

Парк, архитектура, интерьеры

Здание мавзолея создает уникальный архитектурный ансамбль в сочетании с парком, который разбит вокруг него. Все сооружение выполнено из белоснежного мрамора, квадратный фасад пронизывают полукруглые ниши, и благодаря этому оно выглядит как будто невесомым, несмотря на массивность. Впечатление «парения» также создают отражения фасадов в каналах садов, которые окружают мавзолей. А самая удивительная особенность этого здания это способность менять свой цвет в зависимости от времени суток и от погоды. В дождь он выглядит словно полупрозрачным, утром светится розовым цветом, а при заходе солнца отливает золотом. Внутренние стены мавзолея украшены расписными изразцами и инкрустированы драгоценными и полудрагоценными камнями и жемчугом.

Раньше роскошь Тадж-Махала была еще более впечатляющей: входные двери были сделаны из чистого серебра, но как и многие другие ценные предметы интерьера, были украдены. Однако тем не менее Тадж-Махал до сих пор впечатляет своей роскошью и богатым убранством.

Практическая информация

Как добраться: Тадж-Махал находится в городе Агра (200 км от Дели). Доехать можно на любом поезде, который следует в Калькутту, Мумбаи и Гвалиор (все они идут через Агру), времени в пути - 2-3 часа. От Агры до мавзолея - на рикше или такси.

Время работы: мавзолей открыт ежедневно, кроме пятницы, в течение светового дня.

Вход: для иностранцев - 1000 INR, для граждан Индии - 650 INR. Цены на странице указаны на август 2018 г.

Это величайший памятник Индии, который был построен во имя любви и необычайной преданности к женщине удивительной красоты. По своему величию, он не имеет аналогов во всем мире и отражает богатый период в истории своего государства, который захватил целую эпоху.

Здание, построенное из белого мрамора стало последним подарком императора Шаха Джахана своей скончавшейся жене Мумтаз Махал. Император приказал найти лучших мастеров, которые построили бы мавзолей, настолько красивый, чтобы ему не нашлось аналогов в мире.

На сегодняшний день Тадж Махал находится в списке семи наиболее величественных монументов во всем мире. Возведенный из белого мрамора, украшенный золотом и полудрагоценными камнями, Тадж Махал стал одним из самых прекраснейших зданий в архитектуре. Его сложно не узнать и он является наиболее часто фотографируемым сооружением в мире.

Тадж Махал стал не только жемчужиной всей мусульманской культуры Индии, но и одним из признанных мировых шедевров. На протяжении многих веков он вдохновлял художников, музыкантов и поэтов, пытавшихся воплотить невидимую магию этого сооружения в картины, музыку и поэмы.

Еще с 17 века люди специально пересекали целые континенты, чтобы просто увидеть и насладиться этим поистине сказочным памятником любви. Даже спустя века, он до сих пор очаровывает посетителей своей архитектурой, рассказывающей о таинственной истории глубокой любви.

Тадж Махал, переводится как "Дворец с куполом", и на сегодняшний день считается наиболее сохранившимся, архитектурно прекрасным мавзолеем в мире. Одни его называют "элегией в мраморе", для других Тадж Махал является вечным символом неувядающей любви.

Индийский поэт Рабинданат Тагор называл его "слезой на щеке вечности", а английский поэт Эдвин Арнольд говорил - "это не произведение архитектуры, как другие здания, а любовные муки императора, воплощенные в живые камни".

Создатель Тадж Махал

Шах Джахан был пятым императором Великих Моголов, и помимо Тадж Махала, он оставил после себя множество прекрасных памятников архитектуры, которые в настоящее время ассоциируются с обликом Индии. Такие как Жемчужная мечеть расположившаяся в Агре, Шахджаханабад (нынче Старый Дели), Диван-и-Хас и Диван-и-Ам, что в цитадели Красный форт (Дели). А так же, считавшийся самым роскошным троном в мире, Павлиний трон Великих Монголов. Но самым известным стал, конечно же, Тадж Махал, который навсегда увековечил его имя.

У Шаха Джахана было несколько жен. В 1607 году он был помолвлен с юной девушкой Арджуманад Бану Бегам, который на тот момент было всего 14 лет, спустя пять лет состоялась свадьба. Во время церемонии отец Шах-Джахана, Джахангир, дал имя своей невестке Мумтаз Махал, что в переводе означало "Жемчужина дворца".

Согласно летописям Казвани, "отношения императора с другими женами, были просто формальными, а все внимание, благосклонность, интимность и глубокую превязанность, которые Джахан испытывал к Мумтаз, были в тысячу раз сильнее по отношению к другим своим женам".

Шах Джахан, "Повелитель Мира", был большим покровителем ремесла и торговли, искусства и садов, науки и архитектуры. В оглаве империи он встал в 1628 году после смерти своего отца и по праву заслужил репутацию беспощадного правителя. После ряда успешных военных компаний, император Шах Джахан, значительно увеличил территории Империи Великих Монголов. На пике правления его считали самым могущественным человеком на планете, а богатство и великолепие его двора поражало всех европейских путешественников.

Но его личная жизнь была омрачена в 1631 году, когда во время родов умерла его любимая жена Мумтаз Махал. Как гласит легенда, Джахан пообещал умирающей жене, что он построит самый красивый мавзолей, который не сравнится ни с чем в мире. Так ли это было, или нет, но Шах Джахан воплотил свое богатство и всю свою любовь к Мумтаз в создание обещанного монумента.

Шах Джахан до конца своих дней взирал на свое прекрасное творение, но уже не в роли правителя, а в качестве узника. Он был заключен в тюрьму Красного форта в Агре своим собственным сыном Аурангзебом, который в 1658 году захватил трон. Единственным утешением для бывшего императора была возможность видеть в окно Тадж Махал. А перед смертью, в 1666 году, Шах Джахан попросил исполнить свое последнее желание: отнести его к окну с видом на Тадж Махал, где он в последний раз прошептал имя своей возлюбленной.

Мумтаз вышла замуж 10 мая 1612 года после пяти лет помолвки. Эту дату для пары выбрали придворные астрологи, утверждая, что это наиболее благоприятный день для бракосочетания. И они оказались правы, брак оказался счастливым и для Шаха Джахана и для Мумтаз Махал. Еще при жизни все поэты восхваляли необычайную красоту, стройность и безграничное милосердие Мамтаз Махал.

Путешествуя с Шахом Джаханом по всей Империи Великих Моголов, она стала для него надежным спутником жизни. Лишь война могла их разлучить, но в дальнейшем, даже война не могла их разделить. Мумтаз Махал стала опорой и утешением для императора, а также неразлучным спутником мужа до самой своей смерти.

За 19 лет своего замужества Мумтаз родила императору 14 детей, но последние роды стали для роковыми. Мумтаз умирает во время родов, а ее тело временно похоронено в Бурханпуре.

Летописца императорского двора необычайно много внимания обратили переживаниям Шаха Джахана в связи со смертью жены. Император был настолько безутешен, что после смерти Мумтаз, провел целый год в уединении. Когда он пришел в себя, он уже не был похож на старого императора. Его волосы стали седыми, согнулась спина и постарело лицо. Он на протяжении нескольких лет не слушал музыку, перестал носить богато украшенную одежду и украшения, а также использовать парфюмерию.

Шах Джахан умер по происшествию восьми лет с момента захвата сыном Аурангзебом престола. "Мой отец испытывал большую привязанность к моей матери, так пусть его последнее пристанище будет рядом с ней", сказал Аурангзеб и приказал чтобы отца похоронили рядом с Мумтаз Махал.

Существует легенда, по которой Шах Джахан собирался построить точную копию Тадж Махала на другой стороне реки Ямуна, но уже из черного мрамора. Но этим планам не суждено было превратиться в жизнь.

Строительство Тадж Махал

Строительство Тадж Махала началось в декабре 1631 года. Оно было выполнением обещания Шаха Джахана данного Мумтаз Махал в последние минуты ее жизни, что он построит монумент который бы мог соответствовать ее красоте. Строительство центрального мавзолея завершили в 1648 году, а весь комплекс был закончен в 1653 году, спустя пять лет.

Никто не знает, кому принадлежит планировка Тадж Махала. Раньше в исламском мире сооружение зданий приписывали не архитектору, а заказчику строительства. На основе множества источников можно утверждать, что над проектом трудилась команда архитекторов.

Так же, как и множество других великих памятников, Тадж Махал - это яркое свидетельство чрезмерного богатства его создателя. На протяжении 22 лет, чтобы воплотить фантазию Шаха Джахана, работали 20000 человек. Скульпторы приезжали из Бухары, каллиграфы из Персии и Сирии, инкрустация производилась мастерами из южной Индии, камнетесы прибыли из Белуджистана, а материалы привозили со всей Центральной Азии и Индии.

Архитектура Тадж Махал

Тадж Махал состоит из следующих зданий:

  • Главный вход (Darwaza)
  • Мавзолей (Rauza)
  • Сады (Bageecha)
  • Мечеть (Masjid)
  • Гостевой дом (Naqqar Khana)

Мавзолей окружают с одной стороны гостевой дом, а с другой мечеть. Здание из белого мрамора окружено четыремя минаретами, которые наклонены во внешнюю сторону, чтобы при разрушении не повредить центральный купол. Комплекс стоит на территории сада с огромным бассейном, в котором отражается копия красоты Тадж Махала.

Сад Тадж Махала

Тадж Махал окружает красивый сад. Для исламского стиля сад это не просто часть комплекса. Последователи Муххамеда проживали на огромных засушливых землях, поэтому этот сад, обнесенный стеной, олицетворял Рай на Земле. Территория сада занимает большую часть комплекса 300х300 м, при всей площади 300х580 м.

Так как в исламе цифра 4 считается святым числом, все строение сада Тадж Махала основано на цифре 4 и его кратных. Центральный водоем и каналы разделяют сад на 4 равные части. В каждой из этих частей находится 16 клумб, которые разделены между собой пешеходными дорожками.

Деревья в саду либо фруктовые, которые обозначают жизнь, либо семейства кипарисовых, которые обозначают смерть. Сам Тадж Махал расположен не в центре сада, а на северном его краю. А в центре сада расположен искусственный водоем, отражающий в своих водах мавзолей.

История Тадж Махала после строительства

Где-то к середине 19 века, Тадж Махал превратился в место для приятного отдыха. Девушки танцевали на террасе, гостевой дом с мечетью сдавались в аренду для свадебных церемоний. Англичане и индусы разграбили полудрагоценные камни, гобелены, богатые ковры и серебренные двери, некогда украшавшие этот мавзолей. Многие отдыхающие брали с собой молоток, для того, чтобы удобнее было извлекать кусочки карнеола и агата из каменных цветов.

Некоторое время вообще казалось, что Тадж Махал может исчезнуть, как и сами монголы. Генерал-губернатор Индии Уильям Бентинк в 1830 году собирался демонтировать монумент, а его мрамор продать. Говорят, что разрушение мавзолея предотвратило только отсутствие покупателей.

Еще больше Тадж Махал пострадал во времена индийского восстания в 1857 году, а в конце 19 века он полностью пришел в упадок. Могилы были осквернены вандалами, а территория полностью заросла без ухода.

Упадок длился многие годы, пока лорд Кензон (генерал-губернатор Индии) не организовал масштабный проект реставрации монумента, который завершился в 1908 году. Здание было полностью отремонтировано, а сад и каналы восстановлены. Все это помогла вернуть Тадж Махалу его былую славу.

Многие ругают англичан за плохое отношение к Тадж Махалу, но и индийцы относились к нему не лучше. По мере того, как увеличивалось население Агры, сооружение начало страдать от приводимых загрязнением окружающей среды кислотных дождей, что обесцвечивало его белый мрамор. Будущее монумента находилось под угрозой, пока в конце 1990-х годов Верховный суд Индии не постановил переместить все особо опасные вредные производства за черту города.

Тадж Махал - это лучший образец монгольской архитектуры. Он сочетает в себе элементы исламской, персидской и индийской архитектурных школ. В 1983 году памятник был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и был назван "жемчужиной всего мусульманского искусства в Индии и шедевром мирового наследия, вызывающего всеобщее восхищение".

Тадж Махал стал для туристов символом Индии, который ежегодно привлекает около 2,5 миллионов путешественников. Он считается одним из самых узнаваемых сооружений в мире, а история, стоявшая за его строительством, дает право считать его величайшим памятником любви, когда-либо построенным в мире.

История великой любви: Шах-Джахан и Мумтаз-Махал

Каждый год Тадж-Махал в Индии посещает около пяти миллионов туристов. Создание величайшего сооружения на Земле связано с именем Шах-Джахана, внука великого могола Акбара.

Имя Шах-Джахан, которое означает «правитель мира», дал любимому своему сыну Хурраму его отец. Еще в юном возрасте мальчик был помолвлен с Мумтаз-Махал, но так совпало, что они полюбили друг друга. И их любовь прошла испытание вечностью…

У Шах-Джахана был большой гарем, но для него не существовало других женщин, кроме Мумтаз-Махал. Да, у него были дети и от других жен, но его чувства к этим женщинам не шли ни в какое сравнение с его большой любовью к «избраннице дворца» - именно так переводится имя Мумтаз-Махал. Тот факт, что они были очень близки, зафиксирован во всех дворцовых хрониках, что необычно для восточного мира. Ведь у мусульман проповедуется разная любовь: любовь к Богу, к повелителю, к стране, - но не романтическая.

Счастье влюбленных длилось недолго. В одной из отдаленных провинций вспыхнуло восстание, и Шах-Джахан отправился его подавлять. Во всех походах Мумтаз-Махал сопровождала своего мужа. Но этот поход давался ей очень трудно - она была беременна. Роды проходили очень тяжело, и 17 июня 1631 года после рождения своего четырнадцатого ребенка она скончалась.

Горе Шах-Джахана невозможно описать словами. Он не выходил из своих покоев 8 дней, ничего не ел и ни с кем не разговаривал. За это время он очень постарел и поседел.

История создания Тадж-Махала


По легенде, незадолго до смерти Мумтаз-Махал попросила мужа построить самый красивый мавзолей в мире. Это было единственным, что теперь мог сделать Шах-Джахан для своей любимой…

Строительство Тадж-Махала началось в 1632 году через шесть месяцев после смерти Мумтаз-Махал и продлилось двенадцать лет. На этот проект ушли огромные средства. Тадж-Махал - самое дорогое из когда-либо построенных сооружений. На строительство было потрачено около 32 миллионов рупий, что в настоящее время сопоставимо с миллиардами евро. Для облицовки здания использовался самый чистый мрамор в мире, который добывали в провинции Раджастан. Шах-Джахан запретил использовать этот мрамор на других стройках индийской империи.

Из-за строительства в стране начался голод: часть зерна, которая предназначалась провинциям, была отправлена на стройку, чтобы обеспечить питанием рабочих.

Строительство Тадж-Махала завершилось в 1643 году. После этого правление Шах-Джахана продолжалось еще довольно долго - до 1658 года. Но его нельзя было назвать успешным. Империя оказалась в очень тяжелой экономической ситуации. Сын Шах-Джахана и Мумтаз-Махал лишил отца власти. Остаток жизни Шах-Джахан провел в Красном форте, из окна которого он постоянно смотрел на усыпальницу женщины, ставшей любовью всей его жизни… Похоронен великий правитель моголов рядом со своей любимой женой.

Секреты строительства Тадж-Махала

Тадж-Махал поражает своей красотой вот уже более трехсот лет. Его по праву можно назвать одним из самых грандиозных сооружений за всю историю человечества. Идеи и решения, которые были использованы при его строительстве, просто поражают воображение! Особенно если учесть, что Тадж-Махалу уже несколько веков. Но он идеален по своей красоте и точности. Где же находится Тадж-Махал и почему его стоит посетить?

  • Тадж-Махал находится в городе Агра (примерно 250 км от Дели) на берегу реки Джамна. Это место не было самым удобным для строительства такого сооружения: грунт неустойчивый из-за близости воды. Поэтому была использована уникальная технология, которой пользуются и сейчас только в несколько измененном виде (например, использование свай при строительстве небоскребов в ОАЭ).

Рабочие выкопали глубокие колодцы, которые проходили через слой грунтовых вод. Эти колодцы заполнили камнями и известковым раствором. На этом фундаменте воздвигли каменные колонны, связанные друг с другом арками. На эту конструкцию была помещена фундаментная плита здания.

  • При проектировании Тадж-Махала были использованы некоторые оптические иллюзии. Чтобы попасть на территорию Тадж-Махала, нужно пройти арку входных ворот, через которую посетитель первый раз видит здание. По мере приближения к арке кажется, что Тадж-Махал удаляется. И наоборот, когда посетитель уходит, то видит через арку, как будто сооружение приближается. Тем самым создается эффект, что человек уносит Тадж-Махал с собой.
  • Кажется, что удивительно красивые минареты Тадж-Махала расположены строго вертикально. Но и здесь не обошлось без оптического трюка! На самом деле они слегка отклонены в стороны от здания. Если бы они стояли строго вертикально, то казалось бы, что они склоняются к мавзолею. Но в выбранном наклоне скрыто и еще одно преимущество. При землетрясении минареты обрушились бы в стороны от Тадж-Махала, не задев его.
  • Тадж-Махал сочетает в себе лучшие элементы мемориалов, построенных ранее представителями династии моголов: минареты, купол, четыре угловые башни и четыре портала.
  • Гробница, которая находится под главным куполом Тадж-Махала - это не настоящее место захоронения Мумтаз-Махал. Настоящая ее гробница расположена в секретном мраморном зале под мавзолеем. Это было сделано для того, чтобы покой «избранницы дворца» никто не потревожил. В Коране сказано, что нельзя нарушать покой умершего.

Пьетра дура

Отделка внутри Тадж-Махала выполнена по технике Пьетра дура, которая попала в Индию из Италии. Удивительные каменные цветы из самоцветов украшают стены залов и другие элементы здания. Поэтому Тадж-Махал внутри похож на шкатулку для драгоценностей.

В настоящее время в индийских мастерских можно увидеть это искусство резки по камню. А технология за последние несколько веков совершенно не изменилась.

Религиозный символизм Тадж-Махала

Тадж-Махал изображает земную и загробную жизнь в соответствии с представлениями ислама. Весь комплекс делится на 2 части. Земная часть состоит из базаров и караван-сараев, а загробная - из райского сада и мавзолея. Пруд и входные ворота, расположенные между этими двумя частями, символизируют переход из одного мира в другой.

Также очень символично цветовое оформление Тадж-Махала. Строения земной части выполнены из красного песчаника. Белый цвет используется только для мавзолея и символизирует духовность и веру.

В мавзолее находятся восемь залов, которые символизируют описанные в Коране восемь ворот рая и один центральный - в нем расположена гробница Мумтаз-Махал.

Что нужно знать туристам

Весь комплекс обнесен надежной стеной, а на входе производится тщательная проверка посетителей на наличие запрещенных вещей: еды, зажигалок, сигарет, жевательной резинки, мобильных телефонов. Так что лучше оставить их в гостинице.

Фото: Википедия,Muhammad Mahdi Karim, Vetra,

Тадж-Махал, мавзолей султана Шах Джахана и его жены Мумтаз-Махал. Архитектор Устад Иса. 1630-1652 гг.

Тадж-Махал

Мавзолей Тадж-Махал расположен в городе Агра на севере Индии, в штате Уттар-Прадеш. Он создан в стиле, позже названном «мугал», соединившем традиции индийской, персидской и арабской архитектуры. Собственно, мавзолей и явился первым зданием, построенным в новом духе. Тадж-Махал возвели по воле Шах-Джахана (1592-1666). пятого правителя из династии Великих Моголов, как место захоронения его жены Арджуманд и памятник их любви. Арджуманд была дочерью министра Джангира и более известна под титулами Мумтаз-Махал (Избранница Дворца) или Тадж-Махал (Венец Дворца).
Первоначально усыпальница именовалось Раоза Мумтаз-Махал либо Тадж Бибиха-Раоза, что на арабском означает «гробница владычицы моего сердца». Лишь позднее, во времена английской колонизации Индии, за сооружением закрепилось современное название -Тадж-Махал.

Споры об архитекторе

После завое вания Индии англичанами ряд учёных выдвигал гипотезы, что подлинном творцом проекта усыпальницы был европейский зодчий. Возможно, итальянец Джерони мо Веронео, работавший при дворе Шах-Джахана. Или французский ювелир А вгустин де Бордо, один из создателей Золотого трона Великих Моголов. Оппоненты им возражают: в архитектуре сооружения и строительных приёмах нет следов евро пейских технических достижений того времени, зато соединено всё лучшее, чем владело индийское, персидское и арабское зодчество. Специфические способы обработки камня, применённые при строительстве, были известны только восточным мастерам. А купола, подобные куполу Тадж-Махала, возводились в тот период л ишь в Самарканде и Бухаре.

ЛЮБОВЬ В КАМНЕ
Любимая супруга Шах-Джахана скончалась при родах в 1631 г. в возрасте 38 лет. Опечаленный император решил увековечить её память в ранее невиданной гробнице. Повелитель одной из могущественнейших и богатейших стран того времени сполна использовал возможности
своего положения. Он послал гонцов во все центры архитектуры исламского мира: Стамбул, Багдад, Самарканд, Дамаск и Шираз, созывая известнейших зодчих Востока. Одновременно но его заказу в Агру свозили чертежи и планы всех знаменитых сооружений Азии. Владыка хотел воздвигнуть здание, равного и даже подобного которому в мире не существовало.

Рассматривалось множество проектов. Возможно, то был первый в истории архитектурный конкурс. В итоге Шах-Джахан остановился на варианте молодого ширазского архитектора Устад Исы.
Затем началась непосредственная подготовка к строительству. В Агру приехали каменщики из Дели и Кандагара, считавшиеся лучшими в Индии. Художников и каллиграфов наняли в Персии и Багдаде, отделкой ведали бухарцы и делийцы, а для создания садово-паркового ансамбля пригласили искусных садовников из Бенгалии. Руководство работами было возложено на Устад Ису, а его ближайшими помощниками стали видный ту рецкий зодчий Ханруми и самаркандец Шариф, создавший великолепные ку пола мавзолея. Таким образом, мавзолей Мумтаз-Махал соединил в себе всё лучшее, чего достигли на тот момент архитектурра и декоративно-прикладное искусство Востока.

МУЗЕЙ ТАДЖ-МАХАЛА

Кроме собственно архитектурного комплекса мавзолея на территории Тадж- Махала есть и музейная экспозиция, посвящённая истории династии Великих Моголов. В ней представлены уникальная нумизматическая коллекция, предметы искусства и быта XVI-XVII вв. У стен музея разбиты сады в знаменитом могольском стиле — копии сада, окружающего мавзолей.

За основу Устад Иса взял позднюю индийскую архитектуру, в частности мавзолей Хумаюна - место погребения первых Великих Моголов и членов их семей. Но при этом внёс немалые изменения, отказавшись, например, от пристрастия к многочисленным колоннам (их и Тадж-Махале вообще нет). По данным придворного историка Абдул Хамида Лахори. строительство началось через полгода после смерти Мум- таз-Махал и длилось 12 лет. В 1643 г. было закончено центральное здание усыпальницы.

Полностью строительство завершилось в 1648 г., но, судя по всему, пос-
ле этого отделка продолжалась ещё несколько лет. В общей сложности возведение и отделка заняли 22 года. В работах одновременно участвовали более 20 тыс. человек, для которых вблизи Агры был выстроен специальный городок Мумтазабад.
Основным материалом стал белый мрамор, доставлявшийся на слонах из каменоломен Джохапура - за триста с лишним километров. В отделке широко применялись инкрустации драгоценными и полудрагоценными камнями. Здесь были лазурит Гиндукуша, китайский нефрит всех цветов, лунный камень Декана, персидские аметисты и бирюза, тибетский сердолик, привозимый из России малахит. Золота и серебра на инкрустации пошло, по преданиям, «много больше, чем может увезти слон». Для основных линий в орнаментах использовались красный песчаник и чёрный мрамор.
Чтобы поднимать на большую высоту материалы для возведения главного ку пола, по проекту турецкого инженера Исмаил Хана построили покату ю земляную насыпь длиной 3,5 км и высотой почти 50 м. По ней слоны могли без помех доставлять к месте работ мраморные блоки. Когда Шах-Джахан увидел законченный мавзолей, он заплакал от восхищения.

Несмотря на огромные размеры, мавзолей выглядит невесомым. Во многом такой эффект достигается благодаря четырём минаретам, имеющим тщательно спланированное отклонение от вертикальной оси. Это должно было спасти усыпальницу от разрушения обломками минаретов в случае землетрясения.

Вскоре Шах-Джахан пожелал рядом с Тадж-Махалом построить аналогичный мавзолей, но уже чёрного цвета - для него самого.
Однако этому сбыться было не суждено. Император заболел, в стране вспыхнула война между его сыновьями. Благодаря поддержке мусульманского духовенства победил младший - исламский фанатик Аурангзеб, казнивший всех своих братьев и не пощадивший даже родного отца.
Остаток жизни Шах-Джахан провёл в каземате знаменитого Красного форта Агры, построенного ещё его прадедом Акбаром, основателем династии. Оттуда ему открывался вид на Тадж-Махал - последнее утешение пленника. Как сообщает летописец Абдул Хамид Лахори, чувствуя приближение смерти, узник попросил тюремщиков поднести его к окну и, глядя на гробницу любимой жены, «погрузился в глубокий, вечный сон». По завещанию его погребли рядом с Арджуманд.

Пропорции Тадж-Махала были столь совершенны, что даже родилось предание, будто при его создании прибегали к магии и помощи потусторонних сил. Другая легенда гласит, что по окончании работ архитекторам выкололи глаза, а мастерам отрубили руки, дабы они не могли сотворить больше ничего подобного. Разумеется, это миф. Напротив, и зодчие, и строители были щедро вознаграждены, а кроме того, их труд во всё время возведения мавзолея неплохо оплачивался. Что, кстати, дало повод врагам Шах-Джахана утверждать, будто постройка Тадж-Махала разорила казну империи. Но и это не так: в тот момент держава Великих Моголов была весьма богата и занимала почти весь Индостан. Одновременно с сооружением усыпальницы проводились обширные ирригационные работы в Пенджабе и велись успешные войны с соседями.

КРАСОТА И ВРЕМЯ
Время и люди не пощадили памятник. Первым начал его разорять Аурангзеб, изъявший золотую решётку, которая окружала кенотаф Мумтаз-Махал. Осуждая отца за бессмысленное расточительство, он сам построил подобие Тадж-Махала к югу от Агры — для себя и своей старшей жены. Но копия оказалась весьма неудачной и почти неизвестна широкой публике.
После Аурангзеба мавзолей подвергся разграблению при Надир-шахе в 1739 г. Тогда были увезены серебряные двери главного зала, позже заменённые бронзовыми, существующими и поныне. Когда в 1803 г. британская армия заняла Агру, солдаты вынесли из Тадж-Махала порядка 200 кг золота и выковыряли из его стен немало драгоценных камней. Большинство этих сокровищ досталось Ост-Индской компании.
Лишь в конце XIX в. по приказу вице-короля Индии лорда Керзона памятник был взят под охрану. С тех пор его безопасность является заботой властей Индии — сначала колониальных, а после провозглашения независимости — национального правительства. Руководство Департамента археологических изысканий Индии даже добилось постановления Верховного суда страны о введении запрета на производственную деятельность в окрестностях Тадж-Махала. Над мавзолеем запрещены полёты самолётов, чтобы вибрация от работы двигателей не повредила уникальный монумент.
К сожалению, нормальному функционированию музея уже не первый год мешает политика. В связи с активизацией в Индии террористических организаций охрану Тадж-Махала пришлось поручить вооружённым силам и спецслужбам. Центральный павильон мавзолея был закрыт для посетителей ещё в 1984 г. — после того, как там произошло столкновение охранников с боевиками. С тех пор правительство Индии опасается повторения нападения и тщательно контролирует окружающую территорию. По иронии судьбы, теракты против Тадж-Махала, построенного одним из величайших мусульманских государей Индии, планировались и осуществлялись именно исламскими радикалами.
С недавнего времени мавзолею угрожают и силы природы. Из-за оседания почвы, изменения гидрологического режима и нескольких землетрясений фундаменты минаретов сместились, и только срочно принятые меры по укреплению грунта спасли чудо архитектуры от разрушений.

Мозаичное панно на стенах Тадж-Махала.
Внутри стены Тадж-Махала украшены мозаичными изображениями сказочных деревьев и цветов. Продуманное расположение окон делает мавзолей буквально прозрачным для солнечного и лунного света, и он почти не нуждается в искусственном освещении. В центре главного зала размещается восьмиугольная погребальная камера, увенчанная невысоким куполом. Здесь за ажурной каменной оградой инкрустированной драгоценными камнями, находятся ложные гробницы - кенотафы. Настоящие саркофаги императрицы Мумтаз-Махал и Шах-Джахана располагаются в подземелье точно под кенотафами. Эти гробницы покрыты фантастически растительным орнаментом из полудрагоценных камней.

Тадж-Махал является жемчужиной мировой архитектуры. Он признан одним из самых красивых сооружений на Земле, а его силуэт считается неофициальным символом Индии. В 1983 г. Тадж- Махал внесён в список объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО.

ИДЕАЛЬНЫЕ ПРОПОРЦИИ
В плане Тадж-Махал отчасти похож на классическое исламское культовое сооружение. В комплекс зданий кроме собственно мавзолея входят мечеть и крытая галерея, сложенные из красного песчаника, ворота в виде арки, а также обширный сад с фонтанами и бассейнами, распланированный так, что усыпальница хорошо просматривается со всех сторон.
Мавзолей воздвигнут на обширной платформе из красного песчаника семиметровой высоты, на которой, в свою очередь, сооружён трёхметровый Луже на нём и покоится непосредственно Тадж-Махал. Это абсолютно симметричное восьмиугольное здание высотой 57 м увенчано 24-метровым куполом, по форме напоминающим бутон лотоса. Фасады украшены стрельчатыми арками и нишами, создающими тонкую игру света и тени.
Мавзолей особенно прекрасен на фоне синего неба, и всё это великолепие отражается в прямоугольном бассейне, находящемся прямо перед зданием. Это первый в мире подобный опыт. В Европе спустя два года после завершения строительства Тадж-Махала французский архитектор Андре Ленотр использовал водоём, спроектированный так, чтобы отражать фасад дворца.
Белый мрамор в сочетании с тщательно подобранным оттенком изразцов купола - под цвет неба - создаёт впечатление невероятной лёгкости монументального ансамбля. Красота Тадж-Махала подчёркивается игрой света, особенно в вечерних сумерках, когда мрамор окрашивается в различные оттенки фиолетового, розового, золотистого цвефв. Ранним утром здание, словно сотканное из кружева. кажется парящим в воздухе.