Джаспер джонс картины. Джаспер Джонс (Jasper Johns) и современный поп-арт

14 августа Джеймс Майер, бывший ассистент американского художника Джаспера Джонса, работавший с ним больше 25 лет, был арестован по обвинению в краже 22 его картин. Все украденные полотна были проданы. Общая сумма выручки с продажи составила около 6,5 миллиона долларов, 3,4 миллиона из которых достались Майеру. 15 августа суд предъявил ему обвинения в мошенничестве и транспортировке краденого имущества между штатами. В совокупности тюремный срок за оба преступления может составить до 30 лет.

6,5 миллионов за 22 картины, некоторые из которых оказались незавершенными, - сумма совсем небольшая, если речь идет о полотнах Джаспера Джонса, неоднократно признававшегося самым дорогим из живущих художников. В 1980 году нью-йоркский MoMA купил у художника картину «Три флага» за миллион долларов, и на тот момент это была самая высокая цена, которую когда-либо платили за картину живого художника. Позже Джонс несколько раз на аукционах побил собственный рекорд. Например, когда в 1998 году Музей Метрополитен в Нью-Йорке заплатил за его работу «Белый флаг» около 20 миллионов долларов, или когда в 2010 году его самое известное произведение «Флаг» было продано на аукционе за 28,6 миллиона долларов.

Флаги в творчестве Джонса стали не только верным способом заработка, но и визитной карточкой. Эти три работы, оказавшиеся знаковыми для его творчества, Джонс создал с 1954 года по 1958-й, вдохновившись идеями Марселя Дюшана: «Флаг» (1954), «Белый флаг» (1955) и «Три флага» (1958). В 1960 году художник отлил свой знаменитый «Флаг» в бронзе. Позднее в серии с флагами было создано около сорока работ. Использование такого важного для американцев символа вызвало многочисленные дискуссии по поводу содержащихся в произведении смыслов. В то время как критики спорили , уважительно ли отнесся Джаспер Джонс к звездно-полосатому, художник заявлял, что ему интересны прежде всего сами звезды и полосы, то есть геометрия флага как предмета. «Одни говорят, что написанный мной флаг нужно рассматривать только как картину, другие, что картину стоит рассматривать как флаг. Вообще-то я подразумевал и то, и другое, так что вам необязательно выбирать», - говорил Джонс в интервью в 1960 году. Помимо флагов, художник создал множество объектов в самых разных техниках - от скульптуры до рельефной живописи и энкаустики (то есть рисования горячим воском), обращался к различным символам массовой культуры.

Фото: Sten Rosenlund / REX / FOTODOM.RU

Джаспер Джонс - значимая фигура для послевоенного искусства второй половины XX века. Начав работать в разгар популярности абстрактного экспрессионизма, он попробовал себя в нео-дадаизме, поп-арте и концептуализме. Но к какому бы художественному течению ни относили работы Джонса, продавались они всегда с большим успехом. Звание самого дорогого художника досталось ему не без постороннего участия: во многом этому способствовало знакомство с известным галеристом и арт-дилером Лео Кастелли. Кастелли увидел работы 28-летнего Джонса в студии Роберта Раушенберга в 1958 году и был так впечатлен творчеством молодого художника, что предложил ему организовать персональную выставку. Кастелли, известный своим чутьем и деловой хваткой, вывел на мировой арт-рынок Роберта Раушенберга и Роя Лихтенштейна, - неудивительно, что с конца пятидесятых продажи Джонса пошли в гору.

Когда в 1984 году 22-летний начинающий художник Джеймс Майер впервые постучал в дверь студии Джонса на John’s Houston Street, он понятия не имел, с кем имеет дело. Знания Майера в области истории искусств на тот момент, по его словам, обрывались где-то на импрессионистах. Юный художник удовлетворял свои амбиции, рисуя бесконечные копии Ван Гога и Матисса для сети забегаловок «Beefsteak Charlie’s» за 6 долларов в час. Друг посоветовал Майеру начать карьеру в мире искусства с ассистирования какому-нибудь известному мастеру. Тот, недолго думая, составил список художников с их телефонами и адресами, надел парадный костюм, сложил в папку несколько примеров своих работ и резюме и стал ходить по нью-йоркским студиям, как коммивояжер.

В студии Джаспера Джонса Майера сначала даже не пустили на порог - однако папку с работами взяли. Молодой художник расстроился и уже начал подумывать о карьере менеджера в том же «Beefsteak Charlie’s», но потом решил вернуться за своей папкой и явился в студию еще раз. На этот раз дверь открыл сам художник и, к удивлению молодого человека, предложил ему чашку кофе. Через несколько часов будущие мастер и подмастерье уже обсуждали условия работы.

О своем знакомстве с Джонсом Майер рассказал в середине девяностых писателю Мэттью Роузу, делавшему обзор молодых успешных помощников художников для журнала Vogue. Тогда текст не был опубликован, его выложили для широкой публики в 2007 году на сайте Theartblog.org . Роуз в своем материале отмечал, как много успел сделать молодой энергичный ассистент за несколько лет работы с Джонсом: перевез его студию в более престижный район, позже организовал переезд художника в новую комфортную квартиру, оборудовал студии в Нью-Йорке и на карибском острове Сен-Мартен так, чтобы мастеру было удобнее в них работать. В обеих студиях все было сделано совершенно идентично: от цвета стен до размера и марки кистей.

Неудивительно, что бойкий и не лишенный таланта ассистент пользовался безграничным доверием художника. Джонс доверял ему даже работу подмастерьем. Иногда Майер делал несколько штрихов на картинах Джонса; правда, по его же словам, художник неизменно их стирал или переписывал. В ведомстве ассистента была вся жизнь его начальника: от порядка в студиях до гроссбухов и счетов. Этим Майер и воспользовался в период с 2006 по 2012 год, когда постепенно переправлял картины из студии художника в городе Шарон, Коннектикут, в неизвестную галерею на Манхэттене, чтобы использовать ее как посредника при продаже.

К афере Майер подошел так же ответственно, как к своей работе. Он придумал для каждого из 22 украденных полотен инвентарные номера, сделал перепись, вставил поддельные страницы в реестр всех работ Джонса и сфотографировал страницы, чтобы отправлять их покупателям. Кроме того, Майер заверил у нотариуса документы, подтверждающие, что все картины были переданы ему в дар, и использовал эти бумаги, чтобы заключить договор на продажу с неназванной манхэттенской галереей. Одним из основных условий продажи картин было молчание покупателей. Все частные лица, приобретавшие в галерее картины Джонса, обязывались в течение восьми лет не выставлять и не перепродавать полотна.

Неизвестно, почему Майер отмерил своему 83-летнему бывшему начальнику и учителю именно 8 лет (а скорее всего, только смерть Джонса могла стать поводом начать открыто продавать краденые картины). Неизвестны и обстоятельства, при которых помощник художника уволился с работы, на которой провел 27 лет. Вряд ли это были творческие позывы: в двухтысячных годах Майер неоднократно выставлялся в нью-йоркских галереях. Последняя выставка его фигуративных рисунков тушью состоялась в галерее в Челси в 2011 году. Маленькие заработки тоже вряд ли могли стать официальной причиной ухода - в последние годы работы с художником Майер активно занимался благотворительностью. При его участии даже была открыта художественная школа неподалеку от его дома в Салисбери.

Возможно, об обстоятельствах разрыва художника и подмастерья мог бы рассказать сам Джаспер Джонс, но он отказывается комментировать ситуацию. Какие именно работы Джонса были украдены из студии в Шароне, не сообщается. Известно только, что некоторые полотна, которые не были закончены, Майер маркировал как готовые, но не выставлявшиеся работы художника. Учитывая то, как ассистент Джонса начинал свою художественную карьеру, можно предположить, что некоторые работы действительно были завершены, но другой рукой, а какие-то и вовсе написаны не самим Джонсом. Известен ведь , когда в 2010 году Брайан Рамнарин, владелец литейного цеха, работавшего с художником, сделал бронзовую копию его «Флага» и пытался продать ее за 10 миллионов долларов. Рамнарин, в отличие от Майера, действовал открыто, даже показывал работу коллекционерам, поэтому попался значительно раньше.

Майер всегда тепло отзывался о своем мастере. В более позднем интервью тому же Роузу перед открытием одной из своих выставок, художник говорил, что Джонс не только научил его всем известным ему живописным техникам. «Самое главное, чему научил меня Джаспер - это хорошенько подумать о том, что я делаю, перед тем, как это сделать». Похоже, Майер усвоил этот урок очень хорошо: перед тем, как ограбить своего учителя, он думал целых 27 лет.

Джаспер Джонс (англ. Jasper Johns , р. 1930) – американский художник, работающий в жанрах и поп-арт . Автор картины «Флаг» .

Биография, творчество

Джаспер Джонс родился к городе Огаста (Джорджия, США) 15 мая 1930 года. Вскоре его родители развелись и вместе с матерью ребенок переехал в Южную Каролину, где и провел большую часть своего детства. Жил он попеременно то в городе Колумбия, где жила его мать, то в Аллендэйле, с бабушкой и дедушкой. Несмотря на то, что по собственному признанию Джонса, в Южной Каролине в то время не было художников, он сам начал заниматься живописью достаточно рано. В 1947 году Джонс поступил на факультет искусств университета Южной Каролины, откуда, впрочем, ушел уже через три семестра в 1948 году и переехал в Нью-Йорк.

В Нью-Йорке Джаспер Джонс один семестр посещал школу дизайна Парсона и активно посещал разнообразные выставки, но в 1950 записался в армию США и служил два года, сначала на базе в Южной Каролине, а после в городе Сендай в Японии (время его службы пришлось на годы корейской войны). После демобилизации Джонс вернулся в Нью-Йорк, где познакомился и вскоре начал жить с Робертом Раушенбергом, который оказал на него существенное влияние и познакомил с другими представителями современного американского искусства того времени, среди которых были галерист Лео Кастелли и Альфред Барр (в то время директор Музея современного искусства).

Имя Джаспера Джонса чаще всего ассоциируется с его ранними работами, относящимися ко второй половине 1950-х годов. В некотором смысле ранний период творчества художника можно ограничить пределами с 1954 по 1961 год, когда он жил вместе со своим бойфрендом Робертом Раушенбергом. Вероятно, наиболее известная широкой публике картина Джонса «Флаг» была создана как раз в это время, в 1955 году. Работа эта вызвала массу споров. Её интерпретировали самыми разными образами, видя в ней как проявление американского «империализма», так и, напротив, неуважение к своей собственной стране. Альфред Барр принял решение приобрести «Флаг» для постоянной экспозиции, но побоялся обвинений в непатриотизме и потому провел весь процесс покупки через посредника, который затем отдал картину в дар музею. Арт-критики того времени также были склонны видеть в работе Джонса определенное политическое высказывание. Так, например, Роберт Розенблюм ставит вопрос именно так: «святотатство это или почтительность?» и называет картину «кощунственной и неуважительной». Впрочем, сам художник утверждал, что увидел во сне как пишет флаг США и затем, проснувшись, приступил к работе.

Тема американского флага обыгрывалась Джонсом и в ряде других работ, созданных в тот период времени. Наиболее заметными работами здесь можно считать «Белый флаг» (1955) и «Три флага» (1958).

В последующие годы споры вокруг данной работы Джонса не утихли, но вышли за пределы обсуждения уровня патриотизма художника. Рассматривая «Флаг» в контексте искусства XX века и пытаясь определить его роль для различных арт-течений, данную картину начали рассматривать как один из первых примеров поп-арта. Джаспер Джонс таким образом может считаться художником, который в некотором смысле проложил дорогу Энди Уорхоллу и всему американскому поп-арту 60-х годов. Кроме того, «Флаг» начал создаваться еще в 1954 году, что даже раньше, чем коллаж Ричарда Гамильтона «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» (1956 год), который в свою очередь традиционно считается одной из первых работ в жанре поп-арт в Великобритании.

С другой стороны, «Флаг» Джаспера Джонса можно рассматривать как определенное продолжение идей Марселя Дюшана и его реди-мейдов. Фактически, флаг Джонса можно без изменений перенести на более привычную для флагов материю и использовать именно как флаг, т.е. вывесить его из окна, пойти на стадион и т.д. Т.о. мы получаем нечто вроде «реди-мейда наоборот», когда произведение искусства без всяких изменений может использоваться как банальный предмет быта. Флаг же США представляет собой один из наиболее узнаваемых, а потому и наиболее банальных символов и т.о. обращение к нему это все то же обращение к предметам повседневности. «Игра» с объектом, с символом, создание произведения искусства подписью художника – все это свойственно дадаизму и потому творчество Джаспера Джонса возможно отнести к т.н. неодада. Впрочем, надо отметить, что сам данный термин был предложен Барборой Роуз как раз для характеристики творчества Джонса и Раушенберга, а сам художник, говоря о понятии «объекта» отмечал, что «само понятие объекта сомнительно. Холст есть объект, краска есть объект и объект есть объект. Поскольку предполагается, что холст обладает каким-то пространственным значением, то и объект, написанный на холсте, можно наделить тем же значением»

Кроме всего вышенаписанного «Флаг» можно рассматривать и в контексте преодоления абстрактного экспрессионизма. При этом сам Джаспер Джонс в наименьшей степени занимался борьбой с господствующим тогда течением, но его живопись все-таки можно отнести к фигуративной и он начал «множить» символы (хотя вряд ли здесь в полной мере можно применять понятие симулякра) в то время как и сама история со сном и экспрессивные мазки напоминают скорее об образе художника, характерного для абстрактного экспрессиониста и т.о. Джаспер Джонс вновь становится неким «связующим элементом» между, условно говоря, такими деятелями американского искусства как Поллок и Уорхолл.

Кроме флага Джаспер Джонс работал также с рядом других символов. Так, например, ему принадлежит серия работ с изображениями цифр в самых разных вариациях («Серые числа», «от 0 до 9», «0-9» и т.д.), а также множество изображений карт США и различного рода мишеней. Все эти символы являются частью обычного мира, но в повседневной жизни обывателю свойственно игнорировать их форму, обращая внимание лишь на то, что они «значат» в различных своих комбинациях. Крайне редко ставится под сомнение значимость одной цифры или буквы, также как редко кто-то говорит о самой форме флага или карты. Джонс, очевидно, игнорирует вопросы, связанные с тем, как отдельные буквы или цифры взаимодействуют друг с другом, создавая язык и смысл. В своей ранней работе «Серые числа», например, он отдает все пространство холста под сетку заполненную цифрами. Цифры нарисованы по трафарету, каждая в своей клеточке на всем протяжении картины за исключением левого верхнего прямоугольника. Они выстроены в определенной последовательности, но привлекает внимание не смысл каждого числа, а форма, структура, порядок, который создает непосредственно художник.

В середине 60-х годов Джаспер Джонс занялся скульптурой. Здесь так же нельзя еще раз не упомянуть о противостоянии абстрактного экспрессионизма и поп-арта. Дело в том, что одну из своих наиболее известных скульптур – две банки из-под пива («Ale cans», 1964) – художник сделал в ответ на едкое замечание Виллема де Кунинга по поводу профессиональной деятельности галериста Лео Кастелли, сводящееся к тому, что последний купит даже банки из-под пива, если сказать, что это поп-арт.

Скульптуры Джаспера Джонса в большинстве своем изображают бытовые предметы (фонарик, лампочка, банки из-под пива) сделанные в бронзе. Про смысловую нагрузку данных работ можно сказать все то, что уже было написано про «Флаг» и другие произведения Джонса. Здесь мы видим игру с бытовыми предметами, возвращение от абстракционизма к фигуративизму, некое послание зрителю, который устал от непонятных абстракций, сводящиеся к тому, что если вам не нужны непонятные фантазийные «узоры», то можете полюбоваться на знакомые всем и каждому предметы, например, на пустые банки эля. Несколько выделяется скульптура "Взор критика" (1964). Данная работа представляет собой метафору на работу арт-критика.

В 80-х годах Джонс начал создавать коллажи , тематика которых также затрагивала проблему смысловой наполненности привычных символов и знаков, которые группируются в жизни обывателя, не имея никакого «настоящего», изначального общего знаменателя, кроме непосредственно того человека, в голове которого все они имеют какой-то смысл и что-то значат. Вырванные из общего культурного дискурса, различные знаки вновь собираются вместе уже в частной жизни человека и, разумеется, начинают что-то в ней значить, но речь при этом идет уже не об изначальных объектах или даже идеях, а об симулякрах – копиях без оригинала.

После окончательного разрыва с Раушенбергом Джаспер Джонс стал все более и более стремиться к уединению. С 90-х годов он почти не давал интервью, но все-таки продолжал контактировать с несколькими избранными деятелями арт мира и время от времени выставлять свои новые работы. В августе 2013 года Джаспер Джонс вновь попал в заголовки газет после того, как его помощник Джеймс Майер, работавший у него с 1988 по 2012 год, был обвинен в краже недописанных картин мастера на общую сумму в шесть с половиной миллионов долларов. Сам Джонс запретил продавать данные работы, но Мейер скрылся с 22 произведениями из студии художника в Шароне, штат Коннектикут, чтобы продать их через неустановленного человека в галерее в Нью-Йорке, утверждая, что все это были подарки от Джонса. Джонс не стал комментировать кражу, но обратился в полицию вскоре после обнаружения недостающих работ.

В настоящее время Джаспер Джонс живет между своими студиями в Шароне (штат Коннектикут), куда он переехал в 1990-е годы, и студией на острове Сент-Мартин.

Джаспер Джонс (Jasper Johns, р. 15 мая 1930, Августа, США ) — американский художник, которого причисляют к нео-дадаистам и концептуалистам. Джонс считается одним из главных предшественников поп-арта . Родился и вырос в Южной Каролине. Большую часть жизни прожил в Нью-Йорке и его окрестностях. Самые знаменитые свои работы создал после знакомства с художником Робертом Раушенбергом и творчеством Марселя Дюшана .

Особенности творчества художника Джаспера Джонса: самыми знаменитыми его работами считаются картины с флагами, созданные в технике энкаустики. Кроме пчелиного воска как основы для красок, в своих картинах Джонс использовал кусочки газет, бумаги и ткани. В некоторых работах он объединяет живопись и скульптуру, дополняя живописные полотна гипсовыми слепками и конструкциями из дерева и металла.

Известные картины Джаспера Джонса: «Флаг », «Три флага », «От нуля до девяти », «Раскрашенная бронза(Банки эля Бэллентайн) », «Девайс ».

Джаспера Джонса называют художником, проложившим мост между абстрактным экспрессионизмом и поп-артом. Хотя его нельзя в полной мере отнести ни к одному из этих направлений. Джонс крайне редко дает интервью, в которых при этом ничего не рассказывает о личной жизни, предпочитает не распространяться о методах своей работы и категорически отказывается хоть как-то расшифровать смысл и значение своих картин. Интервьюерам, которые все же удостаиваются чести побеседовать с ним, приходится сильно постараться, чтобы соорудить из очень скудного полученного материала пристойный текст. Тем не менее, журналисты не оставляют попыток разговорить художника, которого многие признают величайшим из ныне живущих.

Кочевая жизнь

Детство Джаспера Джонса при всем желании сложно назвать счастливым. Его отец ушел от матери, когда будущий художник был младенцем, и до девяти лет он прожил у бабушки и деда по отцовской линии. Еще будучи ребенком Джаспер понял, что ему нравится рисовать, однако на тот момент это увлечение не ассоциировалось у него с желанием однажды стать художником. По словам Джонса, это скорее было стремление к какой-то другой жизни, отличающейся от той, к которой он привык. Ситуация осложнялась еще и тем, что тогда едва ли не единственным примером творчества для Джаспера были рисунки его бабушки, развешанные на стенах: «В моем детстве было очень мало искусства. Я рос в Южной Каролине и не знал никаких художников. Был один мелкий музей в Чарльстоне, в котором не было ничего интересного: местные художники и картины с птицами» . Несколько лет Джонс прожил со своей теткой, которая обучала его на дому, а затем наконец воссоединился с матерью, которая вновь вышла замуж. В этот период, когда в жизни Джаспера появилась хоть какая-то стабильность, окончательно оформилось и его желание стать художником.

После трех семестров в Университете Южной Каролины преподаватели начали настойчиво рекомендовать Джонсу продолжить обучение в Нью-Йорке. Он последовал их совету и поступил в Школу дизайна Парсонс. То ли это учебное заведение оказалось не слишком подходящим для Джонса, то ли он успел научиться всему необходимому, но он продержался здесь только один семестр. В 1951 году, вскоре после начала войны в Корее, художника призвали на службу, и он два года провел на военных базах в Южной Каролине и Японии. После возвращения в Нью-Йорк Джонс снова окунулся в богемную творческую жизнь и на одной из вечеринок встретил человека, который, без преувеличения, перевернул всю его жизнь.

Просто вместе

Джаспера Джонса и Роберта Раушенберга многое объединяло: они оба были художниками родом из южных штатов, оба обитали на Манхэттене, обоих порядком утомил невыносимо серьезный абстрактный экспрессионизм, что заставило их искать новые пути в искусстве и средства самовыражения. За плечами обоих было военное прошлое: у Джонса — война в Корее, а у Раушенберга — Вторая Мировая и работа медбратом в госпитале. Что же касается личной жизни, то у Роберта она была гораздо более насыщенной. К моменту знакомства с Джаспером, он успел жениться, завести ребенка, развестись и несколько месяцев провести в путешествиях по Европе и Северной Африке со своим тогдашним партнером — художником Саем Твомбли .

Партнерство Джонса и Раушенберга было многомерным разносторонним. Их связывали не только романтические отношения, но и крепкая дружба и похожие творческие устремления. В 1955 году Раушенберг поселился в том же здании, в котором жил Джонс, и они виделись каждый день, обсуждая идеи друг друга и вместе пробуя на прочность границы искусства. Их творческие отношения часто сравнивают с партнерством Пабло Пикассо и Жоржа Брака , и Раушенберг однажды сказал, что они «давали друг другу разрешение делать все, что вздумается» . Джонс же в один из редких моментов откровенности вспоминал: «Мы много разговаривали. Каждый был благодарной публикой для другого. Мы обсуждали свои работы и предлагали друг другу идеи для них. Нужно быть достаточно близким с кем-то, чтобы делать это, и по-настоящему понимать, чем он занимается» .

Благодаря Раушенбергу в жизни Джонса появились еще несколько людей, которые повлияли на его творчество и жизнь в целом. Первыми стали близкие друзья Роберта композитор Джон Кейдж и хореограф Мерс Каннингем. Все четверо придерживались особой творческой философии — позже искусствоведы объединят их взгляды названием« нео-дадаизм». Следующим стал арт-дилер Лео Кастелли, который в 1958 году организовал первую персональную выставку Джонса, положившую начало небывалой популярности его картин с флагами. И последним, но, пожалуй, самым важным оказалось знакомство с Марселем Дюшаном. Благодаря Раушенбергу Джонс впервые увидел реди-мейды отца дадаизма, и в том же 1958 году художники вместе отправились в Филадельфию, чтобы увидеть их живьем. А уже год спустя Дюшан собственной персоной появился в студии Джонса, окончательно утвердив прямую связь между европейским авангардом и новым поколением американских модернистов.

Отношения Джонса и Раушенберга продлились семь лет и, по всей видимости, не выдержали испытания славой. Триумфальная первая выставка Джонса, его появление на обложке журнала« Art News» и приобретение трех его картин Метрополитен-музеем не могли не повлиять на жизнь художника. Внезапно обрушившаяся на Джонса слава вызвала напряжение между ним и Раушенбергом, хотя уже на тот момент художники снимали отдельные студии в пригородах Нью-Йорка и виделись достаточно редко. В 1961 году они окончательно разошлись. Завершение таких важных, во многом сформировавших его отношений стало серьезным ударом для Джонса, и он полностью посвятил себя работе. Он стал вести затворнический образ жизни, начал избегать публичных мероприятий, практически перестал давать интервью и поддерживал постоянную связь лишь с несколькими близкими друзьями.

Вопросы без ответов

Джонс никогда не зацикливался на какой-то определенной технике, в его творческом багаже можно найти и работы, выполненные маслом, и карандашные рисунки, и офорты. Но для самых знаменитых своих картин художник выбрал технику энкаустики. Однако краски на основе пчелиного воска — достаточно сложный для работы материал, они быстро сохнут, из-за чего мазки получаются густыми, плотными и неоднородными. Впрочем, как раз эти особенности материала и привлекали Джонса в энкаустике. «Это было решением проблемы, — говорит он. — Я писал масляными красками, но они высыхали недостаточно быстро для меня. Мне хотелось поскорее наложить новые мазки» .

Когда в 1955 году он закончил свой первый« Флаг», детальному анализу критиков подвергся не только сюжет полотна. Покушение Джонса на неприкосновенный государственный символ одними людьми было воспринято как кощунство, а другими — как смелый вызов традициям. В выборе неоднозначного и довольно нестабильного материала критики усмотрели метафору изменчивой природы подлинности и идентичности. Спустя несколько десятилетий флаги Джаспера Джонса уже могли бы посоперничать в популярности с первоисточником, и сейчас они чаще всего воспринимаются как однозначный патриотический жест.

Художник до сих пор только посмеивается над многочисленными интерпретациями своих картин: «Я не собирался делать никаких патриотических заявлений. Тогда многие считали мои картины разрушительными и отвратительными. Забавно, как ситуация изменилась сейчас». Джонс всегда отказывался подтверждать либо опровергать чужие домыслы относительно своих работ. Он неохотно комментировал даже техники, которые использовал. Однажды во время интервью журналист, отчаявшись разговорить художника, спросил, почему же он все-таки выбрал энкаустику: ему понравились краски или они просто оказались под рукой? Джонс на секунду задумался и ответил: «Они понравились мне, потому что оказались под рукой» .

Ничего личного

В работе Джонсу всегда был интересен момент« смотрения», видения. Создавая свои произведения, он часто отталкивался от того, как их увидит зритель. Художник называл картины абстрактных экспрессионистов« эмоциональными тестами Роршаха» и настаивал на том, что в его собственных работах нет ничего субъективного, ничего глубоко личного. Кроме знакомых всем флагов он использует символы, «которые знакомы нашему разуму» — мишени , цифры, буквы . Все эти вещи привлекают художника прежде всего тем, что при своей изначальной понятности и однозначности они могут нести в себе бесконечное количество смыслов.

В то же время, когда Джонс начинает писать флаги, он объединяет в своих работах живопись и скульптуру. Ярчайший пример — «Мишень с четырьмя лицами »(1955). Как и в случае с флагами, художник формировал пространство полотна с помощью пчелиного воска и кусочков бумаги. А в верхней части холста он закрепил деревянную коробку с четырьмя одинаковыми слепками нижней части женского лица. В этих работах уже ощущается влияние дадаизма и Раушенберга с его объемными коллажами. Другие свои мишени Джонс дополняет различными изображениями фрагментов человеческих тел, подчеркивая агрессивное, жестокое значение этого символа.

Джонс будет использовать разнообразные предметы и материалы и в более поздних своих работах. К примеру, в серии с «девайсами»( , ) он размещает на полотнах деревянные и металлические элементы, конструируя устройства, с помощью которых могли быть созданы концентрические круги.

Интересно то, что практически каждое свое знаковое произведение художник после обыгрывает в разных формах, создавая на его основе рисунки, коллажи и офорты. Свои флаги( , )
и скульптуры(например, «Банки эля Бэллентайн» — , ) он таким образом превращал в целые серии работ, выполненных в разных техниках.

Последние годы Джаспер Джонс проводит все так же вдали от людей в своем доме-студии в маленьком городке под названием Шарон. Теперь он уже точно может позволить себе не оглядываться на кого бы то ни было в своей работе и большую часть времени посвящает офортам. Если спросить его, для чего он их создает, он ответит: «Ни для чего. Для самих себя» .

Джаспер Джонс

Джаспера Джонса часто воспринимали как посредника между двумя направлениями в искусстве -- абстрактным экспрессионизмом и поп-артом. Однако его длинный творческий путь, на разных этапах включавший занятия живописью, скульптурой и совместную художественную деятельность, продолжался на протяжении многих десятков лет и не может быть сведен к этому короткому периоду в середине 1950-х годов. Черпая идеи из последних художественных направлений 20-го века и коммерческой культуры, Джонс нашел свой путь в стороне от абстракционизма. Как и последовавшие за ним деятели поп-арта, Джонс трансформировал внешний вид легко узнаваемых предметов, таких как карты, мишени и номера. И, самое главное, он изменил то, как мы воспринимаем эти символы, и вывел на поверхность всю сложность явлений повседневной иконографии.

Однако его художественная практика требовала использования интенсивных мазков, нанесения на узнаваемые символы толстого слоя краски, энкаустика, пчелиного воска и других подобных материалов. Работая и по сей день, Джаспер Джонс по-прежнему интересуется логикой, феноменом языка и исследованием значения посредством измененных символов.

Сюжет - например, картина Мишень (Рис. 16) - идентичен плоскости холста. Эти произведения существуют как самостоятельные и самодостаточные объекты.

Джонс познакомился с художником Робертом Раушенбергом, от которого воспринял передовые идеи в современном искусстве. Он усвоил также многие идеи Марселя Дюшана; Велосипедное колесо и другие редимейды Дюшана стали источником вдохновения для серии предметов, отлитых в бронзе, которую Джонс создал в конце 1950 - х - начале 1960-х годов. Вероятно, наиболее значительными произведениями Джаспера Джонса можно назвать серию его ранних живописных работ, созданную во второй половине 1950-х годов. Американский флаг изображен не гордо реющим на ветру, а растянутым на плоскости; это нивелирует патриотический смысл картины и превращает флаг в эмблему, подобие книжной репродукции.

Джаспер Джонс пережил и периоды увлечения Пикассо1, работал в стиле абстрактного экспрессионизма (преодоление которого суть лейтмотив творчества многих поп-художников). Но запомнился Джонс именно как яркий представитель поп-арта. К списку поп-символов, созданных Джонсом, можно добавить «мишени» (этот сюжет и его вариации широко представлены в тиражной графике), символистские «цифры» и знаменитую пару пивных банок Ballantine Ale, воплощенную в многочисленных живописных работах и бронзовых скульптурах.

В качестве сюжета своей самой знаменитой картины Джаспер Джонс избрал американский флаг. Однако художник вдохновлялся не патриотическими чувствами, а лишь желанием представить самый банальный, легко узнаваемый объект. Что может быть банальней звездно-полосатого флага? Флаг Джонса не развевается на флагштоке или в руках солдата-победителя - он словно распластан по стене. Художник не изображает, а преображает объект: он не пытается обмануть зрителя, заставив его поверить в реальность своего флага. С помощью энкаустики - живописной техники, применявшейся еще в Древней Греции - Джонс создает рельефную поверхность холста. Три флага разного размера, расположенные один на другом, ослепляют, как свет сигнального фонаря. Наряду с другим своим соотечественником Робертом Раушенбергом, Джаспер Джонс считается одним из самых видных представителей американского поп-арта

«Как-то ночью мне приснилось, что я рисую большой американский флаг, на следующее утро я проснулся и пошел покупать материалы, чтобы приступить к работе над ним. Я начал работать. Я долго трудился над созданием своей картины. Это очень утомительная работа, требующая немалых физических усилий, -- я начал писать ее бытовой эмалевой краской, которой красят мебель, а сохнет она очень медленно. Потом мне в голову пришла идея, о которой я где-то читал или слышал, -- идея использовать восковые краски» (Джаспер Джонс). «Модернизм: Анализ и критика основных направлений». Под. редакцией В. В. Колпинского, издательство «Искусство» 1980, (с. 256)

Трактовка картины как объекта естественно привела художника к сопоставлению настоящих предметов с нарисованными на холсте, а затем к созданию скульптуры. Скульптуры Джаспера Джонса представляют собой отлитые в бронзе обыденные предметы, например электрический фонарик, лампочку или зубную щетку. Одно из наиболее известных произведений Джаспера Джонса - две бронзовые Банки из-под пива.