Синяя шляпа мышления. Методика «Шести шляп». Привила ролевой игры

В человеке все должно быть гармонично: тело, внутренний мир, мышление. К сожалению, порой, одна из этих составляющих дает сбой, и тогда появляется усталость, недовольство собой и окружающим миром, творческий кризис, невозможность долго концентрироваться на одном занятии и доводить дело до конца.

Выдающийся психолог 20 столетия Эдвард де Боно и его метод

Часто с подобной проблемой сталкиваются люди творческих профессий. Решением этой проблемы, в свое время вплотную занялся писатель и психолог, англичанин по происхождению - Эдвард де Боно.

Улучшите общение и, следовательно, принятие решений. Спокойное и беззаботное состояние ума необходимо, чтобы любая мысль подразумевала больше, чем просто реакции на ситуацию. Вместо того, чтобы быть рутинным или реактивным мышлением, надевание определенной шляпы вызывает умышленную мысль: один делает это намеренно.

Критическое мышление стоит отреагировать на то, что противно, но ничего не дает предложений. Западный обычай аргументации и диалектики ошибочен. Нуждается в инициативе, планах и действиях. Это способность делать и мышление, которое подразумевает. В этой книге шесть шляп, о которых нужно подумать, соответствуют разным цветам, которые используются для печати карты. Дело не только в том, чтобы надеть шляпу, чтобы думать, но и выбрать, какой цвет будет использовать шляпа. Быть мыслителем не означает постоянно иметь разум.

Будущий эксперт в области родился в 1933 году. Учился в Оксфорде, Трините колледже, Кембридже и Университете Данди. Имеет в психологии, степень доктора наука в медицине и степень доктора в области юриспруденции.

Де Боно является автором таких признанных бестселлеров, как «Использование нестандартного мышления», "Рождение новой идеи", креативность шаг за шагом".

Чтобы играть роль

На самом деле, кто всегда верит в то, что он прав, скорее всего, будет плохим мыслителем. Быть мыслителем не значит быть умным. Поэтому намерение - это первый шаг. Люди не против «делать сумасшедшие», пока ясно, что они играют определенную роль. По этой причине обычно отрицательные люди берут на себя роль защитника дьявола, когда он хочет быть отрицательным. Это означает предположить, что они обычно не являются отрицательными, но для кого-то полезно сыграть эту роль и что они намерены представлять ее хорошо.

Но вместо одной мыслительной роли будет шесть, каждая из которых определяется другой шляпой, о которой нужно подумать. Вы смотрите, как играете эту роль. Ваше эго стремится представлять вас хорошо. Каждая роль должна быть другой, вы становитесь множеством разных мыслителей, все с одинаковой головой. Каждая цветная шляпа представляет собой другой цвет, который можно использовать при печати карты. Таким образом, рисуются карты.

В 80-х годах выходит книга "Шесть шляп мышления". В ней очень доступно описываются принципы мышления, отображенные в человеческом мозге.

Метод "6 шляп" - один из самых продуктивных способов, помогающих организовать свое мышление. В книге идет речь о вспомогательных приемах, позволяющих структурировать коллективную, персональную мыслительную деятельность, и сделать ее максимально продуктивной.

Цель мышления с шестью шляпами

Таким образом, наконец, эго может выбрать маршрут, который предпочитает. Первое значение шести шляп, о которых стоит подумать, - это представление определенной роли. Основным ограничением мысли является защита эго, ответственная за большинство практических ошибок мышления.

Если мы притворимся, что наше мышление не только реактивно, мы должны найти способ обратить внимание на один аспект за другим. Шесть шляп - это средство обратить внимание на шесть разных аспектов дела. Синяя шляпа: Синий холод, а также цвет неба, который выше всего остального. Синяя шляпа связана с контролем и организацией мыслительного процесса.

  • Белая шляпа: белый нейтральный и объективный.
  • Черная шляпа покрывает негативы: почему что-то не может быть сделано.
  • Белый и красный черный и желтый зеленый и синий.
На практике каждый из них относится к шляпам всегда по их краскам, а не по их функциям.

А в последнее время, данный метод пользуется большой популярностью, так как с помощью него можно найти новые, оригинальные ответы на поставленные задачи.

Принцип метода шести шляп

Основой метода автора книги, является принцип параллельного мышления. Как известно, то или иное суждение вытекает из споров и дискуссий. Такой подход не гарантирует правдивость и достоверность утверждения, одержавшего верх в процессе полемики. Обычно выигрывает тот, кто более красноречиво доказывает свое мнение.

И не зря; если вы попросите кого-нибудь выразить свою эмоциональную реакцию на что-то, они вряд ли ответят честно: вы думаете, что неправильно быть эмоциональным. Нейтральность цветов позволяет носить шляпы без помех. Представьте себе компьютер, который дает факты и цифры, которые заданы.

Лицо, запрашивающее информацию, должно создавать и указывать вопросы для получения информации или для заполнения пробелов в существующей информации. Во-вторых, факты, которые, как считается, верны, но еще не полностью подтверждены; факты второго класса. В середине есть используемые уровни, такие как «в общем», «иногда» и «иногда».

При параллельном методы противостояния не применяются: идеи, суждения, и различные подходы существуют и принимаются, но не сталкиваются и не взаимоисключают друг друга.

Критическое суждение - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который позволяет рассмотреть существующую проблему под разными углами для нахождения правильного решения. Характеризуется высокой степенью восприятия и объективным подходом к информации, которая находится в распоряжении.

Этот тип информации может быть представлен белой шляпой при условии, что соответствующий «кадр» используется для указания степени вероятности. Мыслитель стремится быть более нейтральным и более объективным в представлении информации. Вы можете использовать его или удалить. Белый означает нейтральность.

Красная шляпа позволяет мыслителю исследовать чувства других, когда их спрашивают о красной шляпе. Когда мнение в значительной степени основано на этом типе чувства, оно также может подпадать под красную шляпу. Черная шляпа думает конкретно о негативном суждении. Чёрный мыслитель шляпы указывает, почему что-то не собирается работать, указывает на риски и опасности, указывает на несовершенства дизайна. Мысль о черной шляпе может.

Что влияет на принятие решения

Множество факторов влияет на человека в процессе принятия того или иного решения. Метод "6 шляп" позволяет справиться с основными факторами, которые оказывают воздействие на человека в момент выбора.

  1. Эмоции . Сильные эмоции способны на время отключить трезвое мышление, и определить все дальнейшие действия человека, следуя эмоциональной составляющей.
  2. Растерянность - непременный спутник в решении какой-либо новой задачей, с которой человек ранее не сталкивался. Она присутствует и при нахождении ответов на многоуровневые задачи.
  3. Путаница . Множество противоречащих друг другу мнений, большой объем информации, стремление быть логичными и последовательными, совмещение всего этого с высокой степенью креативности не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения.

Метод "Шесть шляп мышления" позволяет преодолеть вышеуказанные трудности с помощью разделения процесса мышления на 6 разных режимов, каждый из которых соответствует в этом методе шляпе определенного цвета. Подобное мышление позволяет развить сосредоточенность, и умение анализировать проблему с разных сторон по очереди.

Укажите ошибки в процессе мысли и в самом методе. Противостоять идее с прошлым, чтобы проверить, соответствует ли она тому, что известно. Проектируйте идею в будущем, чтобы проверить, что может потерпеть неудачу или пойти не так. Мысль о черной шляпе не должна использоваться, чтобы скрыть негативную самодовольство или негативные чувства, которые должны использовать красную шляпу.

Положительное суждение касается желтой шляпы. Мысль о желтой шляпе позитивна и конструктивна. Желтая шляпа думает о положительной оценке так же, как черная шляпа думает об отрицательной оценке. Мысль о желтой шляпе охватывает положительный спектр, от логического и практического аспекта до мечтаний, видений и надежд.

Шляпы, которые думают

Кому подходит данный метод?

В группе, метод имеет много общего с мозговым штурмом. Он также эффективен при решении спорных и конфликтных ситуаций.

Метод "6 шляп" давно применяют ведущие международные компании.

Книга "Шесть шляп мышления" Эдварда де Боно приводит рекомендации по воплощению системы в реальность. При коллективном использовании метода, необходимо наличие модератора, который будет руководить всем процессом.

Постарайтесь продемонстрировать обоснованный оптимизм, но это не ограничивается этим, если только другие типы оптимизма не имеют надлежащей квалификации. Из него выходят конкретные предложения и предложения. Зеленая шляпа предназначена для творческого мышления.

Поиск альтернатив является фундаментальным аспектом мышления зеленой шляпы. При творческой паузе мыслитель «зеленой шляпы» останавливается в определенном пункте, чтобы рассмотреть альтернативные идеи в этот момент. Для этой паузы не требуется никаких оснований.

Мыслитель стремится перейти от одной идеи к другой. Провокации используются, чтобы выбраться из наших привычных мыслей. Существует несколько способов поднять провокации, в том числе метод случайных слов. Боковое мышление - это серия взглядов, языков и методов пропусков в самоорганизующейся системе асимметричных узоров.

Ведущий записывает на бумаге "показания" каждой из шляп, суммируя в конце все результаты.

Рассмотрим более детально, как выглядит метод "6 шляп мышления".

Примеры ситуаций:

  • Ведущий вкратце знакомит всех участников с задачей каждой из шляп, далее озвучивается проблема, ради решения которой все и затеялось. Например: "Фирма-конкурент предложила сотрудничество в области… Какие предложения?"
  • Далее все участники примеряют белую шляпу, и по очереди делятся своими рассуждениями, согласно концепции шляпы.
  • Необязательно соблюдать четкую последовательность шляп, однако некая последовательность необходима.
  • Можно использовать такой порядок: в белой шляпе собираются все данные о предмете обсуждения (числа, статистика, условия).
  • Далее следует примерить шляпу черного цвета, и посмотреть на ситуацию с пессимистической стороны, стоит попытаться увидеть ложку дегтя, даже если кажется, что все отлично.
  • Надев желтую шляпу, встаньте на позитивный образ мышления.
  • Пребывая в зеленой шляпе, каждый участник сессии выдвигает новые, альтернативные идеи. Творческое мышление должно работать на максимум. Новые идеи снова анализируются с позитивных и негативных сторон.
  • Не стоит забывать периодически выпускать пар в красной шляпе. Данную шляпу надевают редко и на короткий промежуток времени, не более 30 секунд.
  • В завершении общей работы, модератор подводит итоги. В обязанности модератора также входит контролировать, чтобы в процессе обсуждения все надевали одинаковые шляпы, и не путались в суждениях.

Можно работать и по другой схеме. Пусть каждый из участников наденет шляпы разных цветов, при этом важно, чтобы цвет противоречил персональным качествам человека. Например, пессимист надевает черную шляпу, и наоборот, молчун примеряет зеленую, красная шляпа украсит голову уравновешенного участника проекта. Таким образом, все участвующие смогут раскрыть свой потенциал.

Синяя шляпа - контрольная шляпа. Идея синих шляп определяет темы, на которые должна направляться мысль. Останавливает дискуссию и настаивает на картографическом мышлении. Усиливает и применяет дисциплину.

  • Устанавливает фокус Определяет проблемы и разрабатывает вопросы.
  • Определяет мыслимые задачи, которые будут разработаны.
  • Это может происходить время от времени в ходе мысли, а также в конце.
  • Наблюдает за мышлением и обеспечивает уважение к правилам игры.
Вы можете использовать синюю шляпу, думая в случае возможных перерывов, просить шляпу.

Преимущество отдается первому способу, так как он позволяет избежать путаницы среди участников сессии.

Интеллект-карта как дополнение к методу шести шляп

Работая с помощью метода шести шляп, желательно использовать Что это такое? Это представление любого события или идеи в систематизированном, графическом виде. Она позволяет проследить и выявить все смысловые и причинно-следственные связи между рассматриваемыми объектами и понятиями.

Его также можно использовать для установления постепенной последовательности операций мышления, которые должны соблюдаться, так же, как танцы уважают хореографию. Даже если конкретная роль мышления синей шляпы назначается человеку, эта роль открыта для всех, кто хочет предлагать комментарии или предложения синей шляпы.

Самый большой враг мысли - сложность, потому что это приводит к путанице. Концепция шести шляп, о которых нужно подумать, очень проста. Вместо того, чтобы использовать логику, чтобы наполовину скрывать эмоции, мыслитель может донести эту эмоцию до поверхности через красную шляпу и без необходимости ее оправдывать. Тогда черная шляпа для размышлений может иметь дело с логическим аспектом. Вторая центральная цель шести шляп, о которых стоит подумать, - это позволить вариации в мышлении. Это говорит человеку, что вы настойчиво отрицательны.

Такая карта позволяет разложить всю информацию по полочкам, не тратя времени на лишнюю, абсолютно ненужную информацию, как это часто бывает при словесном изложении сути задачи.


По сути, интеллект-карта - наглядное изображение работы человеческого мозга. Он состоит из нейронов и их отростков, которые соединены между собой нейронными отростками. Каждый образ и мысль стимулируют тот или иной нейронный сегмент. Карты представляются как изображения сложных мыслительных связей, которые помогают мозгу упорядочить явления и объекты.

Это прямой запрос быть позитивным. Таким образом, шесть шляп предоставляют язык, который, не будучи оскорбительным, точным. Шесть шляп позволяют просить думать определенным образом. Шляпы - это своего рода поучительная стенография. В некоторых случаях мы можем носить все шляпы в формально структурированной последовательности; в этих случаях мы должны заранее разоблачить структуру.

Или мы можем попросить одного из гостей носить определенную шляпу. Сначала это может показаться немного странным, но со временем это будет выглядеть очень естественно. Например, все те, кто обычно встречается для обсуждения, должны знать смысл разных шляп.

Главная цель создания подобных карт - навести порядок в голове, структурируя, всю известную по этому делу, информацию. Это позволит составить полноценную картину, и взглянуть на нее под разными ракурсами. Интеллект - карты позволяют лучше оперировать данными, и способствуют большей свободе мысли.

Метод шести шляп Эдварда де Боно в комплекте с интеллект-картами, широко используются предпринимателями, дизайнерами, учеными, преподавателями, и представителями других профессий. Многие успешные люди на Западе признают, что часто прибегают к этому методу.

Концепция работает лучше всего, когда она становится своего рода общим языком. Если бы кто-то сказал: «Снимите свою черную шляпу и поместите желтый цвет за раз». Сможете ли вы интерпретировать сообщение или вы инстинктивно возьмете руку за голову, пока вы спросите, в какую шляпу?

Это очень полезный инструмент для менеджеров среднего звена, разработанный Эдвардом де Боно почти 30 лет назад и применяемый при принятии решений и решении проблем. С этой моделью Э. де Боно пришел, чтобы навести порядок в форме разоблачения аргументов на собраниях.

Применение метода в школьной программе

Метод де Бона применяется в школах, в частности в Европе, Америке, некоторых Азиатских странах начиная с начальных классов.


Метод "6 шляп мышления" в начальной школе дает отличные результаты в дальнейшем. Данная технология интересует преподавательский состав, благодаря следующим результатам.

Есть шесть шляп. Каждый из них имеет разные способы мышления и другую роль. Каждая шляпа имеет цвет, а когда вы носите или меняете шляпу, вам нужно играть роль, определяющую роль и стиль, определяющие эту шляпу. Беспристрастность фактов и цифр. Он представляет собой чистоту данных, правду в информации. Первое, что нужно задать себе, когда мы надеваем белую шляпу, - это если у нас есть вся информация, чтобы принять решение или если нам понадобится больше, что не появляется, и мы хотели бы иметь, что уместно и т.д.

Это объективная и беспристрастная роль, которая не думает и не взвешивает плюсы и минусы. Ему только интересно знать факты, каковы они есть на самом деле. Поколение идей, творчества. Роль, связанная с творческим мышлением и новыми идеями. И неважно, могут ли они казаться немного сумасшедшими или безрассудными, потому что эта шляпа мышления не судит, просто исследует и позволяет летать воображением.

  1. Дети быстро учатся критично мыслить, что помогает им стать более самостоятельными и независимыми. В будущем для них не будет неразрешимых задач.
  2. Информация служит лишь отправной точкой, но никак не конечной. Это вспомогательный инструмент на пути к появлению уникального решения как для простых, так и для трудных задач.
  3. Благодаря методу, довольно скучный учебный процесс превращается для ученика в настоящую интеллектуальную деятельность, которая дает реальные результаты и позволяет находить альтернативные решения даже весьма нестандартных вопросов. Изучая данные, анализируя информацию, рассматривая различные точки зрения, участвуя в коллективном обсуждении, ученики учатся находить ответы на волнующие их вопросы.
  4. Школьники учатся убедительно аргументировать свои доводы, используя разумные доказательства (информационный текст, личный опыт, статистические данные).

Ученики применяют критическое мышление во многих видах учебной деятельности, в том числе и в письменной работе. В данном случае, учитель может прочесть ход мыслей ученика, его процесс мышления, и оценить верность его выводов.

Шляпа черного мышления заставляет остальных видеть трудности, риски и опасности предложений, которые были сделаны с зеленой шляпой. Он предупреждает, что может пойти не так, и указывает на новые осложнения, которые могут возникнуть. Когда вы его накладываете, вы должны приложить усилия к отрицанию и сказать, что вам не всегда нравится слышать.

Желтая шляпа для размышлений подчеркивает положительные стороны, преимущества, преимущества и жизнеспособность проекта, который ценится. Он оптимистичен, но оптимизм не остается в простом положительном импульсе, а вызывает предложения и планы действий.

Дети любят работать по методу 6 шляп, потому что он позволяет не только найти ответы на поставленные вопросы, но и интересно провести время.


Критическое мышление доступно ученикам как в старшей школе, так и в младшей. Для юных учеников, освоить его будет в каком-то смысле даже легче. Параллельное мышление предполагает некую долю скептицизма и сомнения в общепринятых истинах. Также оно позволяет выработать собственную точку зрения и уметь отстоять ее.

Технология параллельного (критического) мышления располагает многими способами, которые применяются в последовательной реализации каждого этапа учебного процесса. Метод шести шляп - один из самых действенных способов научиться критически мыслить.

Заключается в том, что:

обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод Эдварда де Боно

«Шесть шляп мышления».

Метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно был сформирован на основе теории CoRT (это базовый курс де Боно по обучению навыкам мышления, опубликованный им в 1970 году.

Причины возникновения метода.

1. Найти такой способ обсуждения проблемы, при котором все предложения будут услышаны, т.к. у детей обычно прав тот, кто сильнее, а у взрослых тот, кто выше рангом.

2. Помочь развить уважение к себе, веру в свою способность думать и самостоятельно решать проблемы, не поддаваясь эмоциям, предрассудкам.

Новизна и эффективность методики де Боно в подходе мыслительного процесса.

Мыслительный процесс:

1) стадия-восприятие;

2) стадия- «обработка информации».

Эдвард де Боно работает с восприятием. Восприятие расширяет возможности нашего мышления, поскольку мы можем сознательно расширять точки зрения.

Эдвард де Боно родился на Мальте. Он рос скромным мальчиком, не отличался крепким здоровьем и силой, и товарищи по играм обычно игнорировали его предложения. Эдвард очень расстраивался и хотел, чтобы все его идеи выслушивались, и дело никогда не доходило бы до споров и драки. Но когда мнений много, а спорящие находятся в разных весовых категориях, сложно найти такой способ обсуждения, при котором все предложения будут услышаны, а принятое решение всех удовлетворит. Эдвард де Боно занялся поиском такого универсального алгоритма. Когда он повзрослел, то придумал оригинальный метод, позволяющий повысить эффективность мыслительного процесса.

Чтобы методика лучше запоминалась, нужен был яркий образ. И тогда Эдвард де Боно решил связать типы мышления с цветными шляпами. Дело в том, что в английском языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности – шляпа кондуктора, полисмена и т. д. Словосочетание "надеть чью-либо шляпу" означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется.

В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Естественно, никаких шляп в реальности иметь не нужно - человек лишь мысленно надевает головной убор того цвета, который лучше всего подходит на данной стадии решения задачи.

Четыре типа использования « шляп».

  1. Надеть шляпу. В ходе обсуждения мы можем попросить коллегу или члена коллектива надеть шляпу конкретного цвета. Или мы можем попросить всю группу использовать шляпу конкретного цвета в течение нескольких минут. “Каковы ваши мысли в черной шляпе об этой идее? Что может не получиться, если мы попытаемся ее воплотить?” “Какие об этом известны факты? Что мы об этом знаем? Давайте наденем белые шляпы”.
  1. Снять шляпу. Мы можем попросить человека снять шляпу определенного цвета. Здесь мы подразумеваем, что в настоящий момент мышление принадлежит к некоторому типу. Мы просим человека уйти от этого типа мышления. Система шести шляп дает удобный способ это сделать. Человек, возможно, и не надевал шляпу сознательно, но, судя по всему, использует ее. “Кажется, мы сфокусировались на мышлении в красной шляпе. Давайте снимем ее на момент”. “Хорошо, это неплохие мысли в черной шляпе. Давайте пока отложим черную шляпу”. “Вы нашли много новых идей и возможностей - теперь у нас их достаточно. Давайте теперь снимем зеленые шляпы”.

3. Сменить шляпу. Как только правила введены, мы можем попросить мгновенно переключить мышление. Мы достигаем этого, предложив коллеге снять одну шляпу и надеть другую. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении. “Мы выслушали положительные стороны. Теперь давайте переключимся с желтой шляпы на черную. В чем мы можем «нарваться» на неприятности, если поступим таким образом?”

“Находясь в черной шляпе, вы объяснили, почему идея может не сработать. Теперь давайте перейдем к зеленой шляпе и посмотрим, нельзя ли разрешить проблемы”.

4. Обозначить свое мышление. Мы можем назвать шляпу, чтобы показать, какой тип мышления мы собираемся использовать. Например, иногда нужно что-то сказать, но это трудно сделать, не обидев кого-то. Просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее.

Шляпы можно использовать по отдельности на любой стадии мышления. В целом, это их основное применение. Шляпы нужны как удобный способ управлять мышлением и его переключением. Для определенной цели также может использоваться простая последовательность из двух-трех шляп. Например, желтая шляпа, сопровождаемая черной, необходима для оценки идеи. Черная шляпа, сопровождаемая зеленой,- для улучшения замысла (указать на недостатки и устранить их). Полная последовательность шляп - структура для обдумывания темы. Она определяется заранее как программа мышления - его повестка дня. После этого мыслители следуют этой программе шаг за шагом.

На курсах повышения квалификации впервые услышала о методике Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления». Начала самостоятельное изучение данного опыта работы, а затем и его использование на практике. Убеждена в действенности этого метода: повышается активность обучаемых на уроке, познавательная деятельность, интерес к учебе, стремление к самостоятельности.

При самостоятельном решении определенных проблем у ребенка закладываются основы ответственного отношения к принятию решения, собственной личности. Обычно, когда учащиеся пытаются думать над решением практической задачи, они сталкиваются с несколькими трудностями. Во-первых, учащиеся часто вообще не склонны думать над решением, вместо этого ограничиваясь эмоциональной реакцией, которая предопределяет их дальнейшее поведение. Во-вторых, ребята испытывают неуверенность, не зная, с чего начать и что делать. В-третьих, они пытаются одновременно удерживать в уме всю информацию, относящуюся к задаче, быть логичными, следить, чтобы наши собеседники были логичными, быть креативными, быть конструктивными и так далее, и всё это обычно не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения.

Эту задачу (подход к личности каждого учащегося) помогает решить методика Эдварда де Боно.

Ребята делятся на группы, выбирая лидера (командира).

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

Каждой группе дается шляпа определенного цвета.

Белая шляпа . Надевая белую шляпу, внимание учащихся ориентировано на получение информации. В этом режиме мышления учащихся интересуют только факты.

Красная шляпа. В режиме красной шляпы учащиеся высказывают свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

Черная шляпа . Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она исключает безрассудные и непродуманные действия, указывает на возможные риски и подводные камни.

Желтая шляпа. Желтая шляпа переключает внимание учащихся на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

Зеленая шляпа . Находясь под зеленой шляпой, учащиеся придумывают новые идеи, модифицируют уже существующие, ищут альтернативы.

Синяя шляпа. Управление процессом. Эту шляпу примеряет учитель.

Обладатель синей шляпы ставит проблему, на которую каждая группа должна посмотреть с разных точек зрения: критической, позитивной, креативной и т.д.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1)Подготовка к выполнению группового задания:

а) постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

б) инструктаж о последовательности работы;

в) раздача дидактического материала по группам (инструктивные карточки).

2) Групповая работа:

а) знакомство с материалом, планирование работы в группе;

б) распределение заданий внутри группы;

в) индивидуальное выполнение задания;

г) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

д) обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

е) подведение итогов группового задания.

3) Заключительная часть:

а) сообщение о результатах работы;

б) анализ познавательной задачи, рефлексия;

в) общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Последовательность ответов определяется исходя из решаемой задачи. Синяя шляпа следит за процессом.

Использование шляп.

Надеть шляпу. Группа использует шляпу конкретного цвета в течение определенного времени.

Сменить шляпу. Класс не делится на группы. Ставится проблема. Предлагается классу снять одну шляпу и надеть другую, т.е. переключить мышление. Такой метод позволяет эффективно перестраивать ход мыслительного процесса. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.

Опыт показал, что такая деятельность включает взаимную работу учащихся на уроке и взаимные действия. Учащиеся должны постоянно обсуждать некоторые проблемы друг с другом, включаться в диалоги, чтобы уметь понять позиции других и в то же время научиться смотреть на себя глазами других, т.е. выработать в себе качество саморефлексии. В процессе занятий постоянно поддерживается «ситуация успеха», и из мимолетного интереса вырастают и совершенствуются способности, о которых никто и не подозревал.

Данная методика успешно применяется во внеклассной работе и в дистанционном обучении. Наглядной иллюстрацией является дистанционный курс «Подсказки на каждый день».

Актуальность предлагаемой методики на уроке заключается в том, что:

  • обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением;
  • цветные шляпы - это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять;
  • метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от занятий в начальной школе до подготовки к ЕГЭ;
  • шляпы является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая;
  • метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени;
  • этот метод предполагает личностный подход: проблема одна, но путей решения несколько, а каждый учащийся понимает, что есть несколько возможностей выбора;это учит учащегося в жизни гибкости, осознанию того, что любая проблема решаема.