Юнона и авось история одной постановки. Подлинная история прототипов рок-оперы «Юнона и Авось»: последняя любовь или жертва Отечеству? Воплощение на сцене

На протяжении вот уже более 30 лет рок-опера «Юнона и Авось» продолжает волновать сердца, погружая зрителей в романтический мир двух влюбленных: графа Резанова и юной Кончиты. Однако не все знают, что это в основе этой истории лежат реальные события, произошедшие в начале XIX века.

Один из основных персонажей оперы, Николай Резанов, родился в обедневшей дворянской семье. Он получил хорошее домашнее образование и проявлял блестящие способности к изучению языков. За довольно короткий промежуток времени Резанов дослужился до управляющего канцелярией при секретаре Екатерины II Гаврииле Романовиче Державине.

Резанов и Кончита на фреске в Post Interfaith Chapel (Сан-Франциско)

Однако появление нового молодого высокого красавца при дворе вызвало опасения у фаворита императрицы, графа Зубова, и Резанов был отправлен в Иркутск. Он инспектировал деятельность путешественника Григория Шелихова, основавшего первые поселения русских в Америке, и через некоторое время женился на его дочери.

Для стимулирования освоения Аляски по приказу Павла I в 1899 году была создана частно-государственная Русско-Американская компания (РАК), а ее уполномоченным представителем стал Резанов. Он стремился наладить морское сообщение с русскими поселенцами в Америке, так как из-за нерегулярной и долгой доставки продовольствия из России они часто получили его просроченным и уже негодным к употреблению. Был разработан план инспекций поселений на Аляске и налаживания связей с Японией.

Однако в это время умирает жена графа. Резанов хотел уйти в отставку и заняться воспитанием детей, но был остановлен приказом императора. В 1803 г. возглавляемая им экспедиция отправилась в путь на кораблях «Надежда» и «Нева». Переговоры с японцами оказались безуспешными, «Надежда» и «Нева» продолжили свой путь на Аляску. Прибыв на место Резанов был поражен условиями жизни поселенцев: они жили на грани голода, в разрухе, страдали от цинги.

Резанов на собственные средства приобретает фрегат «Юнона» с грузом продовольствия. Но это было лишь частичное решение проблемы. Надвигалась зима, и до весны продуктов с «Юноны» поселенцам бы не хватило. Тогда граф приказывает построить еще одно судно – тендер «Авось». За провиантом он отправляется в Сан-Франциско, рассчитывая наладить торговые отношения с испанцами.

За 6 недель Резанов сумел произвести впечатление на калифорнийцев. Он совершенно покорил губернатора Верхней Калифорнии Хосе Арильягу и коменданта крепости Хосе Дарио Аргуэльо. Дочерью последнего и была 15-летняя Донна Мария де ла Консепсьон Марселла Аргуэльо, попросту именуемая Кончитой.

Один из участников экспедиции Резанова, корабельный врач Георг Лангсдорф, записал в своем дневнике: «Она выделяется величественной осанкой, черты лица прекрасны и выразительны, глаза обвораживают. Добавьте сюда изящную фигуру, чудесные природные кудри, чудные зубы и тысячи других прелестей. Таких красивых женщин можно сыскать лишь в Италии, Португалии или Испании, но и то очень редко». И еще: «Можно было бы подумать, что Резанов сразу влюбился в эту молодую испанскую красавицу. Однако ввиду присущей этому холодному человеку осмотрительности, я скорее допущу, что он просто возымел на нее какие-то дипломатические виды».

Может быть, доктор просто ошибался? Но и сам Резанов в своих докладах в Россию не выглядит человеком, потерявшим голову от любви. Несмотря на то что Резанову было уже 42 года, он нисколько не растерял своей привлекательности, кроме того, он был знаменит, богат и вращался в высших кругах общества. Современники утверждали, что в желании Кончиты выйти замуж за русского графа было столько же любви, сколько и расчета, якобы она мечтала о роскошной жизни при дворе в Петербурге, однако последующие события доказали искренность ее чувств к Резанову.

Отношения Резанова и Кончиты быстро развивались, вскоре прошла церемония обручения. Затем, жених покинул невесту, чтобы вернуться в Петербург и просить ходатайства императора перед папой римским о согласии на брак. Николай Петрович рассчитал, что на это вполне хватит два года. Кончита заверила его, что будет ждать…

Двинувшись в путь, Резанов страшно спешил. Надвигалась осенняя распутица, но граф все равно упрямо продолжал свое движение сквозь Сибирь. В итоге, Николай Петрович страшно простудился и пролежал в горячке и беспамятстве 12 дней. А едва очнувшись, снова двинулся вперед, совершенно не щадя себя. В один морозный день Резанов потерял сознание, упал с лошади и сильно ударился головой оземь. Его довезли до Красноярска, где 1 марта 1807 года Николай Петрович умер. Ему было 42 года.

Через 60 лет Россия за бесценок продала Америке Аляску вместе со всеми владениями Российско-Американской компании. Планам Резанова не дано было осуществиться. Но славу в веках он все-таки снискал - благодаря Кончите. Правда, она не ждала его 35 лет, как сказано в знаменитой рок-опере. Нет. Только чуть больше года каждое утро выходила на мыс, садилась на камни и смотрела нa океан. А потом, в 1808 году, Кончита узнала о смерти жениха: родственник Николая Петровича написал ее брату. Прибавив, что синьорита де Аргуэльо свободна и может выйти замуж, за кого пожелает. Но она отвергла эту ненужную ей свободу. За кого ей было выходить, какие мечты лелеять? Двадцать лет после этого Кончита жила с родителями. Занималась благотворительностью, учила грамоте индейцев. Потом ушла в монастырь Святого Доминика под именем Мария Доминга. Вместе с монастырем переехала в город Монтеррей, где и умерла 23 декабря 1857 года. Пережив, таким образом, Резанова на полвека…

Не так давно, в 2000 году, в Красноярске на могиле Резанова поставили памятник - белый крест, на одной стороне которого написано: «Николай Петрович Резанов. 1764-1807. Я тебя никогда не забуду», а на другой - «Мария Консепсьон де Аргуэльо. 1791-1857. Я тебя никогда не увижу». На открытие приехал шериф Монтеррея - специально, чтобы развеять там горсть земли с могилы Кончиты. Обратно он увез горсть красноярской земли - Кончите.

Неумолимо наступающая весна и пробуждение природы к жизни так и настраивают на романтический лад. Хочется прикоснуться к чему-то искреннему, чистому и настоящему!

Сегодня я расскажу вам о мюзикле «Юнона и Авось», об истории создания самого мюзикла, о реальных событиях, которые лежат в основе этого музыкального спектакля и о создателях этого чудесного творения. И в конце статьи вас ждёт приятный сюрприз по теме.

«Юнона и Авось» мюзикл?

Было бы более правильно это художественное действо называть рок-опера, но, рождение этой рок-оперы происходило во времена советской жесточайшей цензуры и потому в то время всё, что было связано с рок-музыкой никогда не вышло бы на обозрение публики. И какая утрата постигла бы нас, случись такая несправедливость!!! Поэтому этот музыкальный спектакль его смекалистые создатели назвали «современной оперой». Мюзикл общее название для музыкальных спектаклей и фильмов, мы уже о жанре мюзикла разговаривали в статье . Ну а нам не важно, к какому жанру относят спектакль, важно, что он получился потрясающе-проникновенным и захватил надолго наши сердца в плен.

Создатели

В основе мюзикла лежит поэма Андрея Вознесенского «Авось», музыку к спектаклю написал композитор Алексей Рыбников, постановку осуществил Марк Захаров на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола в 1981 году.

Существует история о том, как состоялась счастливая встреча создателей. А было так… К Марку Захарову пришел композитор Алексей Рыбников и представил свои работы, то были импровизации на православные песнопения. Захаров по достоинству оценил работы Рыбникова и у него появилась идея о создании музыкального спектакля, только тема которая его в то время интересовала была тема труда «Слово о полку Игореве». С мыслями соединить импровизации Рыбникова и «Слово» Захаров отправился к поэту Андрею Вознесенскому и при встрече изложил ему свою идею.

Андрей Вознесенский, выслушав идею Захарова, предложил ещё более дерзкий вариант для музыкального спектакля и дал Захарову прочитать свою поэму «Авось».

Захаров быстро прочитал поэму и ещё быстрее согласился поставить по ней спектакль.

Так оказались связаны создатели этого незабываемого мюзикла.

История «Юноны и Авось»

Если вы думаете, что героев рок-оперы зовут Юнона и Авось, то вы заблуждаетесь, это имена парусных судов, на которых наш главный герой совершал плавание к берегам Калифорнии.

Об этом поподробнее. Поэма Вознесенским была написана, как сейчас принято говорить «на основе реальных событий». В основу положено жизнеописание Николая Резанова, русского офицера, руководителя первой кругосветной экспедиции. Читая повествование о жизни Резанова и путевой дневник мореплавателя, Вознесенский был вдохновлён жизнью отважного соотечественника. Реальная история была такова: Николай Резанов отплыл в Калифорнию в 1806 году, чтобы пополнить продовольственные запасы для русской колонии на Аляске. В Сан-Франциско он встретил Кончиту Аргуэльо, с которой они полюбили друг друга и обручились. Но Резанов, по долгу службы, вынужден был отбыть сначала на Аляску, а потом ко двору императора в Санкт-Петербурге. При дворе императора он планировал получить разрешение женится на католичке. И вот в дороге Резанов заболел… Заболел тяжело и умер в Красноярске, так и никогда не вернувшись к своей возлюбленной. Резанову при встрече с Кончитой было 42 года, Кончите 16 лет. Умер Резанов в 43.

Кончита отказывалась верить слухам о смерти Николая и ждала его возвращения до самого 1842 года, когда английский путешественник Джордж Симпсон смог рассказать ей уже точные подробности о произошедшем с Резановым и о его смерти. Она поверила в известие о смерти любимого лишь через 35 лет, после чего постриглась в монашки и приняла обет молчания. Ушла из жизни она в 1857 году, прожив в монастыре почти два десятка лет.

У этой безнадёжно-пронзительной истории есть небольшое продолжение в наше время. В 2000 году шериф города Бениш, где похоронена Кончита Аргуэлью, совершил путешествие в Россию в город Красноярск и на могилу Резанова привез горсть земли с могилы Кончиты и розу. Через века наши современники попытались воссоединить эти любящие сердца.

На могиле Резанова стоит белый крест, на нем высечены слова с одной стороны «Я тебя никогда не забуду» и «Я тебя никогда не увижу» с другой стороны.

Такова история Кончиты Аргуэлью и Николая Резанова, остальное то, что дополнил поэт Андрей Вознесенский, является художественным обрамлением этой пронзительной истории двух живших в 19 веке людей.

Кончита и Резанов

Даже без художественного образа дополненного Вознесенским история Кончиты и Резанова пронзительна до глубины души! В наш век потребительства и циничного пренебрежения к духовным ценностям сложно представить подобную преданность и всепоглощающую любовь Кончиты, которая всю свою жизнь посвятила одному лишь Резанову, отринув свои собственные желания и ожидания.

Судьба мюзикла

Постановка мюзикла состоялась в 1981 году и удивительно было то, что комиссия пропустила рок-оперу с первого раза, ничего не изменив в ней. Вознесенский вспоминал, что перед этой комиссией они были в церкви у иконы Казанской Божьей матери, которая упоминается в мюзикле, и даже привезли освещенные иконки в свои гримёрки.

Первые исполнители ролей стали Резанов - Николай Караченцов, Кончита - Елена Шанина, Фернандо (жених Кончиты) - Александр Абдулов.

Николай Караченцов играл Резанова до самого несчастного случая, произошедшего с ним.

Спектакль гастролировал за рубежом – Нью-Йорк, Париж, Германия, Нидерланды и др.

В 2010 году мюзикл вышел на сцену в двухтысячный раз, его также поставили и в других странах Германия, Южная Корея, Украина, Венгрия, Польша, Чехия.

Где посмотреть рок-оперу?

Было бы здорово посмотреть мюзикл воочию, но не всегда это у нас получается, и поэтому я советую вам, посмотреть рок-оперу не выходя из дома.

Рекомендую посмотреть мюзикл "Юнона и Авось", в постановке «Ленкома» 1983 года, это одна из первых постановок, на мой взгляд самая удачная! Последующие перепостановки почему-то всегда теряют что-то неуловимо ценное.

Как и обещала вначале статьи даю вам сюрприз

«Юнона и Авось» - самая известная и до сих пор популярная отечественная рок-опера. Премьера спектакля состоялась в 1981 году в Московском театре имени Ленинского Комсомола, на сцене которого он идёт по сей день.

Композитор

Автор музыки к спектаклю - А. Л. Рыбников. Он родился в Москве 17 июля 1945 г. Его родители были людьми творческих профессий: мать - художником-дизайнером, а отец - скрипачом. Писать музыку Алексей Львович начал в 8 лет. Первыми его сочинениями были пьесы для фортепиано, а в 11 лет он написал балет «Кот в сапогах». А. Л. Рыбников окончил консерваторию по классу композиции, его педагогом был Арам Хачатурян.

Кроме произведения «Юноны и Авось» Алексей Львович написал ещё одну легендарную рок-оперу - «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Он является автором музыки к мистерии «Литургия оглашенных», к музыкальной драме «Маэстро Массимо», к современной опере «Война и мир», к таким фильмам, как: "Остров сокровищ", "Тот самый Мюнхгаузен", "Сказка о Звёздном мальчике", "Андерсен - Жизнь без любви", "Приключения Буратино", "Красная Шапочка", "Братья Карамазовы" и др., а также к мультфильмам: "Волк и семеро козлят на новый лад", "Чёрная курица", серия "Муми-Тролль" и т. д. Помимо этого, А. Л. Рыбников пишет симфоническую, камерную и хоровую музыку. И несомненно, что присвоение ему звания Народного артиста в 1999 году вполне справедливо.

Сюжет

Самым знаменитым произведением композитора А. Л. Рыбникова была и остаётся рок-опера «Юнона и Авось». Краткое содержание спектакля будет представлено в данной статье. В основе сюжета одноимённая поэма, написанная Андреем Вознесенским. Она знакомит нас с подлинной историей, случившейся в начале 19-го столетия. Русский государственный деятель Николай Петрович Резанов в 1806 году предпринял путешествие в Калифорнию, где произошла его встреча с Кончитой - дочерью коменданта Сан-Франциско.

Итак, «Юнона и Авось» (краткое содержание оперы будет описано далее в деталях) - это повествование о том, как Николай Резанов в составе экспедиции, которой он руководил, по пути на Аляску останавливается в Калифорнии. На балу он знакомится с шестнадцатилетней Кончитой, которая влюбляется в него. После обручения с нею, Николай Резанов вынужден продолжить экспедицию и оставить невесту в Калифорнии. По пути в Санкт-Петербург, куда он ехал, чтобы хлопотать о разрешении на брак с Кончитой, поскольку она католичка, Николай Петрович заболевает и умирает. Кончита ждала его много лет и не верила в то, что он умер, а получив подтверждение его кончины, постриглась в монахини и дала обет молчания.

Пролог

Рок-опера «Юнона и Авось» (краткое содержание идет "нога в ногу" с самим произведением) начинается с пролога. Николай Петрович молится, взывая к Господу и к Родине. После чего выходит на сцену пророк, который предсказывает России, что скоро грядёт тяжёлый 1812 год.

Первое действие рок-оперы "Юнона и Авось"

Краткое содержание первой части таково: после отпевания в церкви жены Резанов подаёт прошение графу Румянцеву о том, чтобы тот оказал поддержку его проекту - первому в истории России кругосветному путешествию, которое он намеревается возглавить, дабы наладить дружественные отношения с Америкой, что сулит России большие блага. Получив добро от Румянцева, Н. П. Резанов отправляется в плаванье.

Второе действие

Рок-оперы «Юнона и Авось» краткое содержание (вторая часть) повествует о том, что происходит с героями уже в Америке. Сцена начинается с того, что Николай Петрович пишет письмо А. Н. Румянцеву о том, в каком состоянии его экспедиция прибыла к берегам Калифорнии, и как их встретили местные жители. Далее действие переносится в бальную залу. Здесь и происходит знакомство Н. П. Резанова с Кончитой, в честь 16-летия которой был дан бал. Николай Петрович преподносит дочери коменданта подарок - золотую диадему из коллекции императрицы Екатерины. После бала Резанов проникает в спальню Кончиты и соблазняет её. Девушка влюбляется в него, а он испытывает лишь раскаяние. На исповеди девушка рассказывает всё своему духовнику, о чём тот доносит её отцу, который настаивает на помолвке, чтобы скрыть бесчестье дочери. Резанов и Кончита обручаются, после чего он уплывает, но вернуться к ней ему уже не суждено. Тридцать лет Кончита ждала возвращения Н. П. Резанова, не веря слухам о его смерти.

Публикации раздела Театры

«Юнона и Авось». 10 фактов об истории любви

Н есбывшиеся мечты и расстояния. Сила духа, что гонит за океан в государственных интересах и за мужество дарит любовь. История любви 42-летнего Николая Резанова и 16-летней Кончиты живет уже третье столетие, из более 35 лет - на сцене «Ленкома». С непременным аншлагом. 10 фактов про один из самых культовых советских спектаклей собрала Наталья Летникова.

Сначала было Слово

Композитор Алексей Рыбников в 1978 году показал Марку Захарову свои импровизации по православным песнопениям. Музыка понравилась, и режиссер предложил Андрею Вознесенскому создать спектакль на сюжет «Слова о полку Игореве» . Поэт представил свой вариант - поэму «Авось», написанную под впечатлением от «Консепсьон де Аргуэльо» Брета Гарта. «Давайте я почитаю», - сказал Захаров и на следующий же день согласился.

За помощью в Елоховский собор

Рок-опера на советской сцене - настоящее испытание. «Звезду и смерть Хоакина Мурьеты» 1976 года того же Марка Захарова комиссия отклоняла 11 раз. Наученный горьким опытом, Захаров с Вознесенским, как вспоминал потом поэт, поехали в Елоховский собор и поставили свечки у иконы Казанской Божией Матери, о которой идет речь в опере. «Юнону и Авось» приняли с первого раза.

Сцена из рок-оперы «Юнона и Авось» (1983)

Елена Шанина в роли Кончитты в рок-опере «Юнона и Авось» (1983)

Премьера до премьеры

Еще до выхода на сцену спектакль прослушали в церкви Покрова в Филях на творческой встрече с реставраторами. В феврале 1981 года в храме установили динамики, за столом сидел Алексей Рыбников и стоял магнитофон. Композитор произнес вступительную речь. «После этого люди просто сидели и слушали полтора часа запись. И ничего не происходило больше. Вот такой была премьера оперы «Юнона и Авось».

Гастроли от Кардена

«Антисоветской» постановке зарубежные гастроли были заказаны. Но Париж все же увидел «Юнону и Авось» благодаря французскому кутюрье, дружившему с Вознесенским. Пьер Карден в течение двух месяцев представлял русскую рок-оперу в своем театре на Елисейских Полях. Успех был необычайным. Не только в Париже, где на спектакль пришел клан Ротшильдов, арабские шейхи, Мирей Матье.

Двойной юбилей

Премьера рок-оперы о межконтинентальной любви состоялась в 1975 году. За полтора столетия до этого встретились Николай Резанов и Консепсия де Аргуэльо. В 1806 году корабль графа прибыл в Калифорнию, чтобы пополнить продовольственные запасы русской колонии на Аляске. Хотя сам Андрей Вознесенский подчеркивал - поэма и опера вовсе не исторические хроники из жизни: «Образы их, как и имена, лишь капризное эхо судеб известных...»

Николай Караченцов в роли графа Николая Резанова в рок-опере «Юнона и Авось» (1983)

Ирина Алферова в роли старшей сестры Кончитты в рок-опере «Юнона и Авось» (1983)

История в музее

Первый музей Русской Америки в городе Тотьма. Дом, где провел последние годы жизни мореход и основатель крепости Росс Иван Кусков. Среди документов, писем, портретов XVIII–XIX веков есть и рассказ об одном из учредителей Российско-Американской компании Николае Петровиче Резанове. О службе на благо страны и романтической истории одного из инициаторов первой российской кругосветной экспедиции.

Первая рок-опера

В качестве первой советской рок-оперы мировую известность получила «Юнона и Авось». Но в 1975 году ВИА «Поющие гитары» впервые в Советском Союзе в оперной студии при Ленинградской консерватории поставил зонг-оперу «Орфей и Эвридика» Александра Журбина и Юрия Димитрина. Буржуазное словечко «рок» заменили на «зонг» (с немецкого - «эстрадная песенка»). В Книге рекордов Гиннесса «Орфея и Эвридику» назвали мюзиклом с рекордом исполнения одним коллективом 2350 раз.

Новые строки

Спектакль «Юнона и Авось» - визитная карточка «Ленкома» . Николай Караченцов играл Николая Резанова без дублера почти четверть века. Образ, созданный актером, сохранился в видеоспектакле 1983 года. Сейчас в главной мужской роли Дмитрий Певцов и Виктор Раков. Диктует изменения и время. По просьбе Марка Захарова Андрей Вознесенский изменил финальную строчку: «Дети двадцать первого столетья! Начался ваш новый век».

Сцена из спектакля «Юнона и Авось». Фото: lenkom.ru

Резанов и Кончита в ХХI веке

В Красноярске, где умер Николай Резанов, на Троицком кладбище поставили белый крест с надписями «Камергер Николай Петрович Резанов. 1764–1807. Я тебя никогда не увижу», и ниже - «Мария де ла Консепсьон Марцела Аргуэльо. 1791–1857. Я тебя никогда не забуду». Они больше не встретились, но это лишь при жизни. Такой финал посчитал грустным шериф города Монтерей: он развеял у креста горсть земли с могилы Кончиты и увез горсть земли для могилы на другом краю земли.