«Я красивых таких не видел…. Геологический музей в ленинграде и первые научные экспедиции Осенью 1925 я поступил

И декларационная сдача министрами-эмигрантами своих полномочий в пользу Советской Белоруссии. Но затем, когда «блудные сыновья» пересекут границу СССР и получат советское гражданство, первоначальный сценарий их прощения будет зачеркнут…


Блудный сын. Николай Лосев. 1882 г. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь

«Господа все в Париже!» - строго утверждал один персонаж советской литературы двадцатых годов и был прав в том, что французская столица сосредоточила монархистов-белогвардейцев и тому подобную непримиримую с Советами публику. А на иной тип эмигрантов - либеральной и социал-демократической ориентации - могла указывать фраза другого популярного персонажа: «Мы с коллегой прибыли из Берлина».



Берлин в 1925 году: Hausvogteiplatz. Фото: berlinleipzigerstrasse.com

Именно в германской столице свершилось в октябре 1925 года поворотное событие: публичная капитуляция лидеров Белорусской Народной Республики с последующей просьбой принять их на родине - теперь уже советской.

Печатный документ:


«ПАСТАНОВА ДА ПРАТАКОЛУ

пасяджэньня Рады Народных Мiнiстраў Беларускай Народнай Рэспублiкi 15 кастрычнiка 1925 г.:

У сьвядомасьцi таго, што ўлада сялян i работнiкаў, замацаваная ў Менску - сталiцы Радавай Беларусi, запраўдна iмкнецца адрадзiць Беларускi народ культурна, эканамiчна i дзяржаўна, што Радавая Беларусь ёсьць адзiная рэальная сiла, якая можа вызвалiць Заходнюю Беларусь ад польскага iга, ў поўным паразуменьнi з краявымi арганiзацыямi, пастанавiлi: спынiць iстнаваньне Ўраду Беларускай Народнай Рэспублiкi i прызнаць Менск адзiным цэнтрам нацыянальна-дзяржаўнага адраджэньня Беларусi.

Старшыня Рады Мiнiстраў Б.Н.Р. А. ЦЬВIКЕВIЧ

Дзяржаўны Сэкратар ПРАКУЛЕВIЧ

Дзяржаўны Кантралёр Л. ЗАЯЦ

Бэрлiн, 15 кастрычнiка 1925 г."



Премьер-министр БНР Александр Цвикевич (сидит справа в светлом френче) среди соратников

Фоном служили следующие события. Год 1925-й - время серьезных упрочений в БССР. В предшествующие годы осуществлены широкие амнистии. Благодаря нэпу прилавки заполнены товарами, в промышленности и сельском хозяйстве имеются положительные сдвиги. Проведена белорусизация, громадные успехи сделаны в культурном строительстве. Демонстрируются эти достижения всему миру, и все было бы хорошо, если бы не политэмиграция. Из совсекретной аналитической записки бывшего уполномоченного НКИД СССР при СНК БССР, члена ЦК КП (б)Б С.Л. Козюры, адресованной Партколлегии ЦК:

«Нужно сказать, что нам особенно гадило это „Правительство БНР“, которое путалось в Лиге Наций со своими дурацкими протестами против гнета в БССР, в передних различных министерств иностранных дел и различных контрразведок».

Понятно, что большевикам нужна была громкая акция, которая бы деморализовала белорусскую политэмиграцию. Таковой по их замыслу могла стать капитуляция в пользу БССР правительства Белорусской Народной Республики. Насколько трудоемкой явилась данная операция?..

На архивном столе передо мной лежит оригинал протокола заседания Бюро ЦК КП (б)Б от 6 января 1925 года с рукописной пометкой «Шифр». Читаю этот основополагающий документ, написанный отчасти «одесским» языком:


«Присутствовали: тт. Криницкий, Дьяков, Игнатовский, Червяков, Адамович.

1. Сообщение тов. Итви о белорусских деятелях.

Личности эмигрантских вождей требовали деликатного подхода. Вот Александр Цвикевич - премьер-министр БНР в 1923-1925 годах. Родился в Бресте в 1888 году. Окончил в 1912-м юридический факультет Петербургского университета, служил присяжным поверенным в Бресте и Пружанах. В Первую мировую работал в Тульском комитете помощи беженцам. Один из основателей в 1917 году Белорусской народной Громады, участник Первого всебелорусского конгресса. Один из инициаторов провозглашения 25 марта 1918 года Белорусской Народной Республики. Первоначально в правительстве БНР занимал пост министра юстиции, выполнял дипломатические миссии в Украине и в странах Западной Европы. Затем жил в Ковно и Праге.



Александр Цвикевич в кругу семьи

Милейший Александр Иванович мог бы называться белорусским Керенским, если бы не его рефлексии по части народных масс. Когда иные политики утверждали, что массу следует презирать, премьер Цвикевич с романтизмом земского деятеля вынашивал идею национальной гармонии и, верно, переживал по поводу отсутствия всенародного признания:

А может, пора объединительную белорусскую идею поставить выше политического неприятия большевизма?..

Пора наступает после XII съезда РКП (б) в апреле 1923 года, который принял либеральную резолюцию по нацвопросу. Привлекательный образ советского строя также создает объявленная в 1923-м в СССР политическая амнистия. В эмиграции находится все больше людей, готовых чесать затылки.

Похоже, что большевики уже не те…

И вконец смущает закордонных мечтателей укрупнение БССР территориями на востоке.

Выходит, многие наши цели уже достигнуты!

В большинстве это были разумные честные люди: педагоги, врачи, юристы, агрономы, земские работники. Не следует поголовно представлять их как скудоумных националистов с единственной базовой идеей - ненавистью к Московии. Но в достижении практических результатов мешало им, как мне кажется, одно: чрезмерный романтизм.

И почти всех белорусских мечтателей обработал минский уроженец Александр Ульянов - дипломат и разведчик. Весьма работоспособный, пластичный, контактный, умеющий слушать - этот субтильный шатен с редкой мягкой бородкой становится осью закордонной беларускай справы.

Варшава, Прага, Берлин, Данциг, Ковно, Вильно, Рига… Со всеми знакомый, всюду принятый, всех (или почти всех) обаявший и приручивший, Александр Федорович снует между центрами белорусской эмиграции подобно челноку. И, что немаловажно, не скупится на деньги.

Из показаний Антона Луцкевича: «Ульянов обещал материальную помощь. Как и через кого она в дальнейшем давалась, я не интересовался».

Тщаниями Ульянова в августе 1925 года в курортном Сопоте проводится тайная конференция (в историографии она именуется Данцигской) с участием таких фигур, как В. Игнатовский, Р. Островский, Н. Орехво, А. Славинский, С. Рак-Михайловский, Б. Тарашкевич. Здесь оформляется идея будущей Белорусской крестьянско-рабочей громады - структуры, которая оттянет на себя беларускую справу и тем самым заложит мину под БНР.

На заседания Бюро ЦК КП (б)Б 6 января 1925 года, как видно из опубликованного выше текста, присутствовали всего лишь пятеро членов. Но вот наступает середина осени, поставленная задача успешно выполнена, и на триумфальное заседание 22 октября 1925 года собираются аж 14 членов Бюро. У победы, в отличие от поражения, не бывает недостатка в авторах. Обратим внимание на то, как суетливо-радостно погуляло по черновику протокола перо секретаря ЦК А. Криницкого:


Для справки приведу окончательный текст, опубликованный в современном мидовском научно-историческом сборнике:

Выписка из протокола № 67 закрытого заседания Бюро ЦК КП (б)Б о Берлинской конференции и дальнейшей работе А.Ф. Ульянова

I. Слушали: Информацию А.Ф. Ульянова о конференции в Берлине.

Постановили:

1. Признать, что:

а) исход конференции подтвердил правильность позиции бюро ЦК КП (б)Б, занятой им в этом вопросе;

б) т. Ульянов выполнил целиком и полностью директивы бюро ЦК КП (б)Б в деле проведения конференции.

2. Принять к сведению сообщение т. Ульянова о том, что в связи с запрещением Головинскому въезда в Литву временно во главе Белорусского национального комитета в Ковно оставлены Яковюк, Гузней и Валькович. На бюро после сессии ЦИКБ более подробно обсудить вопрос о национальном комитете в Ковно.

4. Признать целесообразным дать информацию о Берлинской конференции и ее резолюциях с соответствующим освещением в выступлениях тт. Адамовича и Червякова на заседании Витебского горсовета.

5. Разрешить въезд в БССР Головинскому, Цвикевичу, Прокулевичу и Зайцу. Оказать поддержку Головинскому и Цвикевичу по 400 долларов.

6. Поручить т. Ульянову все решения согласовать с НКИД.

II. Слушали: Заявление т. Славинского о дальнейшей работе Ульянова.

Постановили: Признать необходимым оставить т. Ульянова советником Полпредства в Варшаве. Поручить т. Славинскому в Москве защищать это предложение.

Секретарь ЦК КП (б)Б А. Криницкий

Дополню, что Криницкий не преминул похвалиться в телеграмме в адрес ЦК РКП (б): «Опыт с посылкой т. Ульянова в Варшаву оправдал себя целиком».

А как же: где белорусский ЦК - там победа!

Александр Криницкий, 1925 г. Национальный музей истории и культуры Беларуси

Усилия эти были оценены Москвой, и через месяц с небольшим Криницкий становится первым секретарем ЦК КП (б)Б.

Как только лидеры БНР (теперь уже бывшие) пересекли границу СССР, с ними начали общаться без реверансов - языком передовых газетных статей.


Начало передовой статьи «Ликвидация „Правительства БНР“» в номере газеты «Савецкая Беларусь» от 15 ноября 1925 года.

Пляска на костях поверженного врага выражалась в смаковании публикуемых документов.


Подборка материалов о капитуляции лидеров БНР в газете «Савецкая Беларусь» от 15 ноября 1925 г.

Поинтересуемся финалами биографий главных участников той истории.

Газета «Известия» 1 декабря 1930 года в рубрике «По Советскому Союзу» опубликовала заметку «Арестована контрреволюционная группа национал-демократов»:

МИНСК , 30 ноября. (ТАСС). ОГПУ Белоруссии арестована контрреволюционная интеллигентская группа национал-демократов, состоящая в подавляющем большинстве из бывших эсеров и белогвардейских эмигрантов, вернувшихся из-за границы. Советское правительство Белоруссии в свое время разрешило возвращение из эмиграции ряду лиц в виду их заверения добросовестно и честно работать в интересах советского строительства. В действительности эти лица, воспользовавшись оказанным доверием, продолжали свою контрреволюционную деятельность в согласии с зарубежными буржуазными национал-фашистскими организациями и по их указаниям. В числе арестованных - бывшие министры: Ластовский, Цвикевич, Красковский, Смолич, а также Лесик, Некрашевич и другие. Ведется следствие.



Александр Цвикевич. 1937 г.

Это было начало конца Александра Цвикевича: сперва осужден к пяти годам высылки, жил в Перми и Сарапуле. Снова арестован в 1937 году и 30 декабря расстрелян в Минске. В фальсифицированных обвинениях фигурировали связи с Польшей. Реабилитирован по обоим приговорам в 1988-м и 1989 годах.

Самая ранняя рукопись романа датируется осенью 1925 года и повествует о событиях лета 1917 года, связанных с участием казачества в походе Корнилова на Петроград. «Написал 5-6 листов печатных. Когда написал, почувствовал, что не то,- рассказывал впоследствии Шолохов. – Для читателя станет не понятным – почему же казачество приняло участие в подавлении революции. Что это за казаки? Что за Область Войска Донского? Не выходит ли она для читателей некой терра инкогнито? Поэтому я бросил начатую работу. Стал думать о более широком романе. Когда план созрел, приступил к собиранию материала. Помогло знание казачьего быта». Написанные к этому времени главы о корниловщине стали в последствии сюжетной основой ко второму тому романа. «Приступил заново и начал с казачьей старины, с тех лет, что предшествовали Первой мировой войне. Написал три части романа, которые и составляют первый том «Тихого Дона». А когда первый том был закончен, и надо было писать дальше – Петроград, корниловщину, - я вернулся к прежней рукописи и использовал её для второго тома. Жалко было бросать уже сделанную работу». Однако прежде чем писатель вернулся к работе над романом, прошел почти год, наполненный как печальными (смерть отца в конце 1925 года), так и радостными событиями.

В 1925 году в издательстве «Новая Москва» вышла в свет отдельной книгой «Донские рассказы». В 1926 году появился второй сборник рассказов – «Лазоревая степь» (в 1931 году ранние рассказы Шолохова выйдут в одной книге «Лазоревая степь. Донские рассказы»). В феврале 1926 года у Шолоховых родилась дочь Светлана.

В это время помыслы писателя связаны с «Тихим Доном». Одним из немногих свидетельств его работы над романом в этот период является письмо Харлампию Васильевичу Ермакову от 6 апреля 1926 года: «Уважаемый тов. Ермаков! Мне необходимо получить от Вас дополнительные сведения относительно эпохи 1919 г. Надеюсь, что не откажете мне в любезности сообщить эти сведения с приездом моим из Москвы. Полагаю быть у Вас в доме в мае – июне с/г. Сведения эти касаются мелочей восстания В-Донского». Донской Харлампий Ермаков стал одним из прототипов Григория Мелехова (в самой ранней рукописи романа герой назван Абрамом Ермаковым).

Осенью Шолохов с семьей перебрался в Вешенскую, где погрузился в работу над романом. Первые строки первого тома были написаны 8 ноября 1926 года. Работа над книгой шла удивительно интенсивно. Закончив черновой вариант первой части, Шолохов уже в ноябре начал работу над второй. К концу лета работа над первым томом была завершена, и осенью Шолохов отвез рукопись в Москву, в журнал «Октябрь» и издательство «Московский писатель». В журнале роман был признан «бытописательским» и лишенным политической остроты, но благодаря активному вмешательству А. Серафимовича именно уже В-первых четырех номерах за 1928 год первая книга романа была опубликована. А в 5-10 номерах за этот же год – и вторая книга «Тихого Дона». В том же 1928 году первая книга романа вышла сначала в «Роман-газете», затем отдельным изданием в «Московском рабочем». Рукопись романа, еще не напечатанного в «Октябре», была рекомендована к изданию заведующей отделом издательства Евгенией Григорьевной Левицкой. Там, в издательстве, в 1927 году произошла встреча двадцатидвухлетнего Шолохова с Левицкой, которая была старше его на четверть века. Этой встрече суждено было стать началом крепкой дружбы. Левицкая не однократно помогала Шолохову в трудные минуты его жизни. Шолохов принимал живое участие в её судьбе и судьбах её близких. В 1956 году выйдет рассказ Шолохова «Судьба человека» с посвящением: «Евгении Григорьевне Левицкой, члену КПСС с 1903 года».

К концу первого года обучения в Ленинградском университете я получил постоянное место шофера ночной смены на пивном заводе и среди студентов стал "богачом" с постоянной зарплатой от пятидесяти до шестидесяти рублей в месяц. Однако это "богатство" мне не принесло никаких сбережений на будущее. Товарищи вокруг жили так бедно, что я не мог не помогать им. В результате мой высокий заработок позволял лишь иногда покупать книги. Все остальное расходилось по рукам, и, конечно, безвозвратно.

Осенью 1925 года я поступил в Академию наук лаборантом геологического музея.

Казалось бы, мне оставалось только закончить университет. На деле получилось совсем не так. Разнообразная деятельность лаборанта, сама наука так увлекли меня, что я часто засиживался в лаборатории до ночи. Все труднее становилось совмещать столь интенсивную работу с занятиями. К тому же с весны до глубокой осени приходилось бывать в экспедициях. Вскоре и совсем бросил занятия, не будучи в силах совмещать дальние экспедиции в Среднюю Азию и Сибирь, где я уже работал в качестве геолога, хотя и не имел еще диплома.

Мне посчастливилось быть в рядах тех геологов, которые открыли пути ко многим важным месторождениям полезных ископаемых. Эта трудная работа так увлекала нас, что мы забывали все. Забыл и я о своем учении.

Я то и дело "спотыкался", когда приходилось отстаивать свои взгляды, выставлять проекты новых исследований или "защищать" открытые месторождения. Наконец, мне стало ясно, что без высшего образования мне встретится слишком много досадных препятствий. Будучи уже квалифицированным геологом, я ходатайствовал о разрешении мне, в порядке исключения, окончить экстерном Ленинградский горный институт. Мне пошли навстречу, и в течение двух с половиной лет удалось, не прерывая работы, закончить его.

Сколько я каялся и бранил себя за то, что оставил учение и не довел его до конца раньше, когда у меня было еще мало обязательств, накоплено мало исследований, требовавших спешного завершения.

Сейчас, когда я, пожилой, много видевший ученый и писатель, смотрю в прошлое, мне ясно, что стремление и воля к знаниям не оставляли меня. Я пробивался к знаниям, чувствуя и понимая, какой огромный и широкий мир открывается передо мной в книгах, исследованиях, путешествиях. Но каковы бы ни были мои способности и желания, сделать доступным все духовное богатство мира могло лишь систематическое образование. Все это - школа и уроки, диктовки и задачи - было трудным препятствием, но и в то же время ключом, открывшим ворота в новое, интересное, прекрасное.

Мне повезло с учителями - на пути оказались хорошие, высокой души люди. Настоящие педагоги, сумевшие разглядеть в малообразованном, плохо воспитанном, подчас просто грубом мальчишке какие-то способности. Но мне думается, что если бы этого не случилось, то все равно я бы продолжал преодолевать все трудности учения. Воля, как и все остальное, требует закалки и упражнения. То, что казалось трудным вчера, становится легким сегодня, если не уступать минутной слабости, а бороться с собой шаг за шагом, экзамен за экзаменом.

Тренировка стойкости и воли приходит незаметно. Когда учишься ездить на автомашине, трудно справляться с ней и следить за дорогой, знаками, пешеходами. И вдруг вы перестаете замечать свои действия, машина становится послушной и не требующей напряженного внимания. Так и с трудностями жизни. Привычка к их преодолению приходит незаметно, учиться становится легко, только нельзя давать себе распускаться и жалобиться. Товарищи будут с уважением называть такого человека собранным, волевым, мужественным, а он будет удивляться: что такого в нем нашли особенного?

И если вы действительно стремитесь к знаниям, то не поддавайтесь слабости, никогда не отменяйте своего решения. Дорогу осиливает и ослабевший человек пока он идет. Но, упав, ему будет трудно подняться, много труднее, чем продолжать идти!

Редакция «Строительной газеты» ознакомила меня с письмами строителей, которые работают и учатся в вечерних и заочных учебных заведениях. Среди них есть письма людей, по тем или иным причинам бросивших учение. И я оглянулся назад, на годы первого десятилетия Советской страны.

Может быть, для читателей газеты будет интересно узнать про мой путь в науку.

В годы гражданской войны я жил на Украине и остался без родителей в возрасте двенадцати лет. Меня приютила автомобильная часть Красной Армии. Я пробыл в ней до демобилизации и расформирования в конце 1921 года, после чего поехал в Ленинград (тогда еще - Петроград) с твердым намерением учиться.

Мальчишке, хоть и не по годам рослому и развитому, но порядком заморенному постоянным недоеданием, мне пришлось сначала туго. Много было просто беспризорных, не говоря уже о безработных, неквалифицированных, как и я, чернорабочих. Единственно, с чем не было никакой трудности, - это с квартирами: бывшая столица Российской империи после голодной войны и блокады империалистов наполовину, если не на три четверти, пустовала.

Для поступления на рабфак и получения стипендии я не имел рабочего стажа на постоянной работе. Не подходил я и по возрасту, а вечерних школ тогда не было. Пришлось поступать в обычную среднюю школу, изо всех сил наверстывать упущенное за годы гражданской войны, кончая по два класса в год (экстерната тогда не было). Если бы не помощь бескорыстных учителей, бесплатно помогавших мне в занятиях, и если бы не помощь общественных организаций, ведавших питанием ребят, мне бы никогда не справиться и не окончить школы за два с половиной года.

Но как бы ни были трудны занятия, надо было еще и жить. Лето, часть весны и осени, вообще всякое свободное время проходило в погоне за заработком. Мы были воспитаны в старинных правилах. Мало-мальски подросшие дети не могли быть в тягость родителям или родственникам. Поэтому обратиться за помощью к родственникам, что сейчас так легко делают иные молодые люди, в те времена казалось просто невозможным, и я должен был обеспечивать сам себя.

Я начал с разгрузки дров из вагонов на товарных станциях Петрограда. В одиночку удобнее всего выгружать «швырок» - короткие поленья по пол-аршина в длину. «Шестерку» (110 см) один далеко не отбросишь: завалишь колеса вагона и придется ее перебрасывать дважды. За разгрузку из вагона в 16-20 тонн «швырковых» дров платили три рубля. Если втянуться в работу, то за вечер можно было заработать шесть рублей - примерно треть месячной студенческой стипендии. Но после такой работы домой приходил далеко за полночь, в беспокойном сне виделись бесконечные дрова, а на следующий день почти ни на что не был годен. Кроме того, такая работа требовала усиленного питания, поэтому надо было жить и питаться не как студенту, а как грузчику, расходуя гораздо больше денег, чем зарабатывал.

Когда я сообразил, что не могу учиться в таких условиях, то перешел на выгрузку дров с баржей. Отапливающийся дровами Петроград снабжался ими не только по железной дороге, но и по реке. Деревянные баржи подходили прямо к домам по многочисленным протокам-речкам, пронизывавшим весь город. Снимали решетку набережной, прокладывали доски, и дрова катали на тачках прямо во дворы. Тут можно было заработать в день рубля четыре и не уставать так сильно, как на выгрузке вагонов в одиночку. Катала дрова артель, поэтому работа шла с роздыхом и при ловком обращении с тачкой не была слишком тяжела.

Когда я стал засыпать над задачниками и видеть во сне белые булки, которые никак не удавалось съесть, я понял, что надо снова менять род работы.

И тут я нашел товарища. Вдвоем мы стали ходить по дворам пилить, колоть и укладывать дрова в обширные ленинградские подвалы, использовавшиеся как сараи. На этой работе можно было в любое время сделать перерыв и даже кое-что соображать по прочитанному из учебников, когда работа не требовала особого внимания. Так я и прожил бы таким кустарем-дровяником, если бы не подвернулась вакансия помощника шофера в одном из артельных гаражей. Затем - шофер грузового автомобиля системы «Уайт», с цепной передачей модели 1916 года.

С таким трудом найденную работу пришлось, однако, тут же оставить, чтобы сдать выпускные экзамены. Буквально на последние рубли я уехал на Дальний Восток почти сразу после окончания школы. Плавал там матросом на парусно-моторном судне «Интернационал» на Сахалин и по Охотскому морю до поздней осени 1924 года. Потом вернулся в Ленинград, чтобы поступить в университет. Стипендии мне не досталось - их было очень мало. Пришлось снова браться за неквалифицированный труд.

Иван Антонович Ефремов в студенческие годы (1925-1926 гг.), препаратор Геологического музея в Ленинграде. (публикуется впервые

Дело пошло несравненно легче. Во-первых, тогда студенты не были обязаны посещать лекции, лишь бы своевременно отрабатывать лабораторные задания и сдавать зачеты. Во-вторых, были организованы студенческие рабочие артели, прикрепленные к разным организациям, подбиравшим им работу полегче и поприбыльнее.

Я вступил в студенческую артель из самых здоровых ребят, которая работала в порту. Особенно выгодна была погрузка соли (девятипудовые кули посильны не каждому), а также катание дубовой клепки. Мокрая, она составляла на тачке очень тяжелый груз, обращаться с которым на узких и гнущихся досках-трапах - целое искусство.

Мы зарабатывали при удаче до девяти рублей в день. Двухнедельная работа обеспечивала два месяца безбедного, по тем студенческим меркам, житья.

На одной из работ, взявшись вместе с товарищами построить ограждение вокруг чьего-то капустного огорода, я едва, как говорится, не «отдал концы»: исцарапал ржавой проволокой руки, заразился столбняком.

Я понимаю, что наши усилия найти работу могут вызвать сейчас снисходительную улыбку у молодежи. Стоит пойти на любую стройку - и готово... Да, но в то время строек в городе почти не было. Если и случались, то на них не было отбоя от постоянных, квалифицированных строителей. Я был одно время секретарем комиссии по летней практике. Мы сами, студенты, распределяли места на практику. Это был более серьезный вопрос, чем может сейчас показаться, потому что для нестипендиатов два-три месяца летней практики, то есть оплачиваемой работы по своей или близкой специальности, были возможностью не только подкормиться, но и материально обеспечить себя хоть на часть следующего учебного года. Если бы вы видели, сколько слез сопровождало каждое распределение путевок на летнюю практику, вам стало бы ясно нелегкое положение студенчества в начале нэпа.

К концу первого года обучения в Ленинградском университете я получил постоянное место шофера ночной смены на пивном заводе и среди студентов стал «богачом» с постоянной зарплатой от пятидесяти до шестидесяти рублей в месяц. Однако это «богатство» мне не принесло никаких сбережений на будущее. Товарищи вокруг жили так бедно, что я не мог не помогать им. В результате мой высокий заработок позволял лишь иногда покупать книги. Все остальное расходилось по рукам, и, конечно, безвозвратно.

Осенью 1925 года я поступил в Академию наук лаборантом геологического музея.

Казалось бы, мне оставалось только закончить университет. На деле получилось совсем не так. Разнообразная деятельность лаборанта, сама наука так увлекли меня, что я часто засиживался в лаборатории до ночи. Все труднее становилось совмещать столь интенсивную работу с занятиями. К тому же с весны до глубокой осени приходилось бывать в экспедициях. Вскоре и совсем бросил занятия, не будучи в силах совмещать дальние экспедиции в Среднюю Азию и Сибирь, где я уже работал в качестве геолога, хотя и не имел еще диплома.

Мне посчастливилось быть в рядах тех геологов, которые открыли пути ко многим важным месторождениям полезных ископаемых. Эта трудная работа так увлекала нас, что мы забывали все. Забыл и я о своем учении.

Я то и дело «спотыкался», когда приходилось отстаивать свои взгляды, выставлять проекты новых исследований или «защищать» открытые месторождения. Наконец, мне стало ясно, что без высшего образования мне встретится слишком много досадных препятствий. Будучи уже квалифицированным геологом, я ходатайствовал о разрешении мне, в порядке исключения, окончить экстерном Ленинградский горный институт. Мне пошли навстречу, и в течение двух с половиной лет удалось, не прерывая работы, закончить его.

Сколько я каялся и бранил себя за то, что оставил учение и не довел его до конца раньше, когда у меня было еще мало обязательств, накоплено мало исследований, требовавших спешного завершения.

Сейчас, когда я, пожилой, много видевший ученый и писатель, смотрю в прошлое, мне ясно, что стремление и воля к знаниям не оставляли меня. Я пробивался к знаниям, чувствуя и понимая, какой огромный и широкий мир открывается передо мной в книгах, исследованиях, путешествиях. Но каковы бы ни были мои способности и желания, сделать доступным все духовное богатство мира могло лишь систематическое образование. Все это - школа и уроки, диктовки и задачи - было трудным препятствием, но и в то же время ключом, открывшим ворота в новое, интересное, прекрасное.

Мне повезло с учителями - на пути оказались хорошие, высокой души люди. Настоящие педагоги, сумевшие разглядеть в малообразованном, плохо воспитанном, подчас просто грубом мальчишке какие-то способности. Но мне думается, что если бы этого не случилось, то все равно я бы продолжал преодолевать все трудности учения. Воля, как и все остальное, требует закалки и упражнения. То, что казалось трудным вчера, становится легким сегодня, если не уступать минутной слабости, а бороться с собой шаг за шагом, экзамен за экзаменом.

Тренировка стойкости и воли приходит незаметно. Когда учишься ездить на автомашине, трудно справляться с ней и следить за дорогой, знаками, пешеходами. И вдруг вы перестаете замечать свои действия, машина становится послушной и не требующей напряженного внимания. Так и с трудностями жизни. Привычка к их преодолению приходит незаметно, учиться становится легко, только нельзя давать себе распускаться и жалобиться. Товарищи будут с уважением называть такого человека собранным, волевым, мужественным, а он будет удивляться: что такого в нем нашли особенного?

И если вы действительно стремитесь к знаниям, то не поддавайтесь слабости, никогда не отменяйте своего решения. Дорогу осиливает и ослабевший человек - пока он идет. Но, упав, ему будет трудно подняться, много труднее, чем продолжать идти!

Для чего человеку нужно стремиться к постоянному самосовершенствованию? Какую роль в этом процессе играют знания, приобретённые в течение жизни? И действительно ли нужно прикладывать огромные усилия, бороться со своими слабостями и воспитывать себя как личность, чтобы добиться своей цели? Именно на эти вопросы отвечает Иван Антонович Ефремов, поднимая в своем тексте проблему важности стремления к знаниям.

Размышляя над этой актуальной проблемой, автор с большим волнением рассказывает историю из своей жизни, когда «бранил себя за то, что оставил учение и не довёл его до конца раньше». И. А. Ефремов пишет: «Наконец мне стало ясно, что без высшего образования не встретится слишком много досадных препятствий», подводя читателя к тому, что знания, по мнению автора, – это ключ, который способен открыть ворота в новое, интересное и прекрасное.

И. А. Ефремов считает, что «лишь систематическое образование способно сделать доступным всё духовное богатство мира».

Я абсолютно согласен(-на) с мнением автора, ведь без стремления к знаниям человек не узнает и толики того, что таит в себе наш удивительный мир, готовый открыться только тому, кто сумеет не поддаться своим слабостям и сумеет преодолеть все трудности на этом пути.

Как в русской, так и зарубежной литературе немало примерно на данную тему. И мне бы хотелось привести пример произведения «Цветы для Элджернона», автором которого является Дэниел Киз. Главный герой произведения Чарли Гордон является умственно отсталым молодым человеком, что обрекает его на неполноценную жизнь. Однако Чарли – это яркий пример человека, который никогда не опускает руки и всегда стремится к обучению, несмотря на все жизненные трудности.

Именно стремление к самосовершенствованию и натолкнуло Чарли согласиться на участие в эксперименте. И этот эксперимент подарил главному герою возможность обучаться. В итоге Чарли удалось превзойти не только самого себя, но и большую часть людей вокруг. Главный герой показал, что стремится к обучению важно, так как это открывает перед человеком огромные возможности.

В качестве второго аргумента хотелось бы взять знаменитую антиутопию Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Гай Монтэг - обычный пожарник, которому довелось жить в бездуховном мире, где шаблонность мышления считалась нормой, а любая тяга к знаниям моментально подавлялась. Несчастному Монтэгу приходилось ежедневно сжигать кладезь знаний – книги. Но в итоге он осознал, что никогда не станет счастливым, если не будет развиваться и стремиться к большему, ведь только это способно открыть перед человеком ворота в новое и интересное. После этого Монтэг решил во что бы то ни стало сохранить источник знаний – книги.

И заключение хочется сказать, что только непрекращающееся стремление к знаниям способно открыть для человека все двери в новый, интересный и увлекательный мир.