Миу мау живой журнал. Контрпартизанские меры становятся эффективнее

1. Свиное сало времён Второй мировой войны
На протяжении нескольких десятилетий на берегу Сейнт-Сайрус (Шотландия) после сильных штормов время от времени появляется свиное сало, которое оказалось в море после крушения корабля в разгар Второй мировой войны. Совсем недавно вода вымыла на сушу ещё четыре куска, которые имели форму деревянных бочонков, где они, по всей видимости, хранились все эти годы.

Странные «реликвии» начали появляться на берегу Сейнт-Сайрус после того, как в здешних краях во время Второй мировой войны было затоплено бомбами торговое судно. Считается, что с каждым штормом затонувший корабль систематически расстаётся с определенной частью своего жирного груза.

Местные жители знают об этом и утверждают, что жир хорошо сохранился и пригоден для использования, несмотря на корку из ракушек, которая образовалась на нём. Крупные куски были настоящей находкой во время войны, когда сало было недоступно для большинства людей.

2. Балешэр
В 2005 году на Шотландию обрушился сильный шторм. Он убил пять членов одной семьи, проживавшей на острове Бенбекьюла, а также обнажил чистые развалины, которые были скрыты от человеческого взора в течение 2000 лет. Местные жители всегда знали, что берега острова Балешэр хранят какую-то древнюю тайну, однако крупная галька и песок не позволяли им докопаться до сути.

После шторма люди были крайне удивлены, когда обнаружили на пляже неизвестные структуры. Опасаясь, что другой мощный шторм может разрушить найденные руины, археологи немедленно приступили к их изучению. Они установили, что два круглых строения на берегу принадлежали к Железному веку.

3. Кораблекрушение в штате Алабама, США
Корпус корабля, который давным-давно потерпел крушение в Алабаме, был вымыт на берег, когда на штат обрушился ураган Исаак. Останки, правда, выглядели не очень впечатляюще.

Вокруг обнаруженного корабля сразу образовалось две тайны. Первая – его название и происхождение. По мнению местных историков, он является шхуной «Рейчел», затонувшей во время Первой мировой войны. Другие, однако, считают, что это неизвестное судно относится к временам Гражданской войны в США.

Но если это действительно останки шхуны «Рейчел», тогда возникает второй вопрос: что за груз она везла? Её построили для транспортировки лесоматериалов, однако она находилась в эксплуатации в период действия Сухого закона.

Построенный во время войны, трёхмачтовый деревянный корабль длиной 45 метров потерпел крушение во время сильного шторма в 1923 году. Экипаж судна решил сжечь его на суше после спасения груза (по слухам, на нём нелегально перевозили спиртное).

4. Штормы в ирландской провинции Коннахт, Ирландия
В 2014 году на побережье ирландской провинции Коннахт обрушились сильные штормы, которые повлекли за собой археологическую трагедию. Непогода повредила и уничтожила ценные исторические сокровища. Однако, как говорится, нет худа без добра. Взамен археологам открылись новые, интригующие находки. Жутчайшим образом на поверхности появились два кладбища, которые относятся к средневековому монастырю, обнаруженному в 1990-х годах. Другие «подарки» включали затонувшие дома XVIII и XIX веков, а также неолитическое болото, возраст которого насчитывает 6000 лет.

В данном случае природа кое-что и отобрала, а именно кьёккенмединги, кухонные кучи, которые давали нам представление о том, чем питались наши предки и каким был их образ жизни. Все прибрежные кьёккенмединги, начиная от залива Голуэй и заканчивая бухтой Догс-Бей, были уничтожены, в том числе и самый древний археологический объект, который относился к концу эпохи мезолита.

5. Бомбы времён Второй мировой войны
В 2014 году необычайно сильные штормы в Великобритании вызывали разлив Темзы. Также они помогли обнаружить зловещую находку – место хранения 244 бомб времён Второй мировой войны. Они лежали кучей там, где всегда много народу – на пляже.

Одни бомбы были произведены в Германии, другие остались после военных учений армии Великобритании. Они пролежали здесь в течение нескольких десятилетий и начали показываться примерно в середине декабря 2014 года, когда погода стала резко ухудшаться. Почти каждый день в Южное подразделение подводников Королевского военно-морского флота Великобритании поступали сообщения о том, что была найдена ещё одна бомба.

Военнослужащие безопасно утилизировали найденные снаряды, однако кто знает, сколько ещё их там осталось. В прошлом году на британских пляжах было найдено 108 бомб времён Второй мировой войны.

6. Таинственная мельница

Историческая часть прошлого Южной Каролины, США вышла на свет после того, как в округе Ричленд произошло наводнение. Когда вода сошла, археологи обнаружили на земле деревянные брусья и стальные гвозди. Открытие было впечатляющим, поскольку эти предметы стали первыми реальными зацепками, которые помогли определить месторасположение известного археологического объекта.

До того как была найдена многовековая древесина, считалось, что на месте ручья когда-то стояла мельница Гарнера, которая является туманной частью прошлого страны. Эксперты не знают, что она производила. История общины, которая владела мельницей и проживала на данной территории в XVIII веке, также остаётся загадкой.

Деревянные брусья весом одна тонна каждое были обнаружены после того, как сильное наводнение вынудило их выйти на поверхность из-под земли, в которой они лежали всё это время. Они могли служить лежневой дорогой, которая вела к Уиннсборо или давно исчезнувшему мосту.

7. Ценный скелет ихтиозавра
Рождество 2014 года в Дорсете, Англия преподнесло охотникам за ископаемыми редкий и ценный подарок. После сильного шторма на побережье они обнаружили скелет ихтиозавра.

Скелет достигал длины 1,5 метра и очень был похож на дельфина, однако на самом деле принадлежал хищной морской рептилии. Полноценные скелеты этого вида встречаются редко, поэтому данная находка вызвала фурор. Тем не менее, части морды ихтиозавра всё же не хватало.

Профессиональные охотники за ископаемыми понимали, что скелет рептилии может оказаться потерянным для науки, поскольку надвигался ещё один мощный шторм. На то, чтобы аккуратно убрать окаменелости с берега, нужно было потратить несколько дней или даже недель, однако они справились всего за восемь часов ввиду экстренности ситуации. Когда начался очередной шторм, скелет ихтиозавра, возраст которого составлял около 200 миллионов лет, был уже в безопасности.

8. Находки в заливе Голуэй (Исландия)
После шторма, который обрушился на побережье залива Голуэй, местные жители могли наблюдать оживший древний пейзаж. Около 7500 лет назад уровень воды поднимался настолько быстро, что он погубил огромный лес из дубов, сосен и берёз. Недавняя непогода оголила окаменевшие пни деревьев, которым было почти по сто лет, когда они погибли.

Также был обнаружен огромный торфяной покров (некогда органическое вещество из лесной подстилки). Под ним один из местных жителей нашёл деревянный артефакт размером 1 на 1,5 метра.

Тщательно изучив его, археологи пришли к выводу, что это была часть дороги из дуба, которая использовалась 4500 лет назад. Данный артефакт также служил доказательством того, что в эпоху неолита или бронзового века, ещё до образования залива Голуэй, люди жили в лесу.

9. Подводный лес

Недалеко от побережья Алабамы, США находится капсула времени. Под бескислородными морскими отложениями в течение целых 50 тысяч лет хранился первобытный лес. Ураган Катрина унёс песок и обнажил огромное количество кипарисовых пней.

Они настолько хорошо сохранились, что если на них сделать надрез, то Вы тут же ощутите запах свежего сока кипариса. Обхват некоторых пней достигает 2 метров. По годичным кольцам можно определить, что их возраст составляет тысячи лет. Эти находки имеют неоценимое значение для исследователей, поскольку они содержат тысячелетнюю погодную историю Мексиканского залива.

Фауна затопленного леса несколько изменилась. Здесь процветают ракообразные, актинии и некоторые виды рыб. Существуют опасения по поводу того, что первозданный вид деревьев сохранится ненадолго – всего на несколько лет. Поскольку лес превращается в искусственный риф, морская жизнь постепенно разрушает древесину.

10. Дерево-юноша
После того как сильный шторм, разразившийся в Ирландии, вырвал с корнем 215-летнее дерево, в его корнях был обнаружен скелет убитого средневекового юноши. По чистой случайности примерно в 1800 году кто-то посадил буковое дерево на могиле молодого человека. Его корни впоследствии вросли в останки юноши, которые, кстати сказать, поведали учёным весьма интересную историю.

Молодому человеку было около 17-20 лет. Он питался достаточно хорошо и, скорее всего, принадлежал к высшему слою общества. Однако он страдал заболеванием позвоночника, которое появилось из-за того, что в детстве его заставляли выполнять непосильную физическую работу.

Обсуждаем поиски волшебства в повседневных событиях и обычных вещах (серия публикаций ). С кем? Сегодня у меня в гостях , иллюстратор, писательница и популярный блогер. С ее работами можно пообщаться на сайте miu-mau.net .

Про иную повседневность

Когда я смотрю на Ваши работы, то сразу понимаю: "Яна воспринимает мир совершенно иначе, чем другие ". При этом, Вы постоянно обращаетесь к сюжетам из обычной жизни, к повседневным вещам. Расскажите, пожалуйста, о том, как научиться видеть "иную повседневность"? Где скрывается это волшебство?

С волшебством тут все очень просто, нужно с любопытством рассматривать мир вокруг. На самом деле это звучит банально, но многие давно уже не замечают ничего вокруг, поспешно передвигаясь между домом, работой и покупками. Одно из самых действенных средств от депрессии — ежедневные прогулки по 5 километров. В любом направлении. И неважно, куда идти и зачем. Это работает, потому что, при любой более или менее продолжительной прогулке человек начинает смотреть вокруг. Если не в первый день — так на десятый. Даже если "формально" ходить по одному и тому же маршруту, неважно, в каком темпе, рано или поздно тоска заест, и человек поднимет голову и начнет смотреть вокруг. И то, что он заметит — будь то поющие птички на деревьях, или витрина на углу — это новые впечатления. Впечатления, которые будят наш интерес к жизни. Люди, часто гуляющие не спеша, хотя бы на несколько кварталов в округе, начинают "приносить домой" новости и мелкие открытия: там, оказывается, дом снесли, а тут, оказывается, магазин закрылся и кафе открылось. Под соседским деревом лежат спелые сливы, а возле супермаркета растет ежевика, и никто ее не собирает.

Если выработать привычку смотреть по сторонам, начнут бросаться в глаза разные кустики, пни, смешные предметы. Вот такие подмеченные в реальной жизни вещи обычно являются самым интересным в работах художника. Какой-нибудь стакан, отбрасывающий необычную тень на стол: заметишь, зарисуешь, используешь в иллюстрации, а потом кто-то скажет: "Ну как можно так живо рисовать?! ".

Когда мне задают этот вопрос в присутствии мамы, она всегда отвечает: "Она это где-то в реальной жизни увидела, поэтому оно такое выразительное и интересное! ".

Что для Вас означает выражение "всмотреться в детали"?

У меня дед был криминалистом, поэтому для меня "всматриваться в детали" — это такой интереснейший спорт. При этом я пытаюсь по разным деталям узнать о человеке его историю. (Или иногда не о человеке.) Вот снесли дом, остался фасад соседнего дома, который раньше был стеной, и на стене остались контуры разных комнат, и прямоугольники с разными обоями. Стоишь, рассматриваешь — у кого-то там были зеленые обои в цветочек, а у соседа был минимализм, все белое. А этажом ниже давно ремонт не делали, все потемневшее давно, обшарпанное. Представляешь, что у кого стояло на фоне этих обоев.

Или по кладбищам ходишь, читаешь имена и фразы на памятниках. Пытаешься представить: "Что там произошло? ", "Кем они друг другу были? ", "Чем кончилось? ", "Муж и жена — купили рядом две могилы, он умер на 30 лет раньше ее, она там похоронена, но уже с новым именем. Был у нее потом еще муж? Или еще пятеро? " А иногда еще фраза какая-то написана многозначительная. Или скамеечка самодельная стоит напротив одной могилы, и особым образом все украшено — видно, кто-то туда ходит посидеть, надолго. Такие мелочи рассказывают целые истории. По идее картинки тоже такими должны быть.

Или рассматриваешь людей — во что одеты, что у них в руках, куда идут. Размышляешь — кем этот человек работает, на что живет. Самодельная шапка на нем — это он с блошиного рынка притащил? Или ему любимая связала? Или сам связал? На помойке нашел? Кто-то забыл в кафе, где он работает официантом?

Дед у меня любил, увидев где-то военного (казалось бы — уж униформа у всех одинаковая!) половину биографии про него рассказать. Дырка от звездочки — разжаловали, натворил что-то (перечисление, что надо натворить, чтобы заслужить такое). Рубашка неправильная – значит, работает он в таком-то месте, потому что в тех или других, в такой не разрешили бы на работу явиться. Руки в чернилах — пишет документы где-то. Таких деталей было много. Мне было ужасно интересно, сколько же он всего заметил. А дед мне говорил, что вот, идет человек по улице, встретил другого в первый раз в жизни… за 5 минут поссорились, один другого убил. И убежал. Его, вероятнее всего, найдут за полдня. Надо только внимательно собрать все детали, подумать, что из чего следует, и дойти до тех, кто тебе все расскажет.

Яна, Вы рассказываете о таком взгляде на мир, который многим может показаться "слишком волшебным", чрезмерно игровым, даже детским… Но, судя по всему, именно такая позиция позволяет находить новые идеи. Как объяснить этот парадокс "взрослым и серьезным дяденькам из бизнеса"?

Мне кажется, что "взрослые и серьезные дяденьки из бизнеса" — это тоже какой-то миф. Мне довелось (и до сих пор доводится) сотрудничать с самыми мощными и успешными продавцами и бизнесменами в Германии, России и в Америке. И все руководители высшего звена или владельцы целых империй — точно такие же — "сказочники", "в душе дети", "идеалисты" и немножечко романтики. Мне кажется, что иначе они и не были бы хорошими бизнесменами. Более того, мне иногда встречались такие, что я искренне задавалась вопросом, как этот человек руководит такой империей, и не делает ли кто-нибудь всю "серьезную" работу за него, потому что, по сравнению с их романтизмом — я вообще самый страшный бездушный циник.

Как Вы воспринимаете время? Чем для Вас является время?

Время — это ресурс. Причем один из самых беспощадных. Такой же ресурс, как деньги, силы, здоровье, недвижимость, место, природные ресурсы или рабочая сила. Только денег можно, теоретически, откуда-то вдруг получить побольше, или удачно их размножить, встретить инвестора, который вложится в ваше дело, и сразу с ресурсами станет полегче. А время очень категорично — сколько есть, больше не дано. Мы можем делегировать часть заданий, чтобы освободить себе побольше времени на то, что никто за нас не сделает. Но рано или поздно упремся вот в это "свое" — то, что живет за счет нашего почерка, или за счет того, что преломилось именно через призму нашего восприятия. За человека никто не нарисует его картины, не напишет его книги, и не проживет его призвание — и вот тут мы упираемся во время. Его не бесконечное количество. В день не влезет больше десятка часов работы. В год не влезет больше, чем столько-то книг, картин и статей. Поэтому я постоянно занята распределением своего времени, и раздумыванием о том, что я обязательно хотела бы в него впихнуть, а что уже не получится.

При этом время еще обладает такой магической способностью растягиваться, когда обращаешься с ним иногда щедро. Звучит забавно. Но иногда можно невероятно продуктивно проработать несколько дней или недель только, если перед этим (и после этого — тоже) — хорошенько отдохнешь. Совсем не думая о том, сколько это стоит драгоценного времени.

Про творчество

Как бы Вы описали свой художественный стиль? Пусть Ваш ответ будет состоять из пяти прилагательных и комментариев к ним.

Яркий. Жизнерадостный. Добрый. Женственный. Ничего тут комментировать не буду, зато вместо последнего прилагательного напишу про линии и контуры.

Для этого нет отдельного слова, (или есть, но оно не прилагательное) — но это важно. Я больше половины времени работы над каждой картинкой (будь то иллюстрация или картина) трачу на линии. Для меня это очень важно — какую они имеют толщину, как толщина линий соотносится друг к другу. Какой у линий размах, движение, как линия становится толще или тоньше "в полете". По моим видео видно, что я часто замахиваюсь, рисую длинную дугу, потом стираю ее, и рисую заново — по 5-6 раз. Пока размах и движение получится точно какое надо по характеру. От того, что линии у меня всегда достаточно толстые, иногда бывает трудно нарисовать очень мелкие детали (например, много очень мелких людей или домиков). Приходится передавать характер всего буквально в нескольких простейших линиях. Тут имеет значение каждый миллиметр — чтобы малюсенькая ручка, нарисованная линией, составляющей по толщине треть толщины руки, выглядела живой.

Многие удивляются — вроде котик, нарисованный тремя линиями, а когда доводится понаблюдать за процессом, выясняется, что в этих трех линиях я могла копаться часами.

Что происходит в Вашем внутреннем мире, в сознании, когда Вы рисуете? Какие динамики там рождаются?

Смотря, в какой я фазе. Пока я придумываю сюжет, я очень эмоционально переживаю процесс. Иногда смеюсь в голос, радуюсь, когда удается придумать какую-то шутку, или как-то развить историю, представляю живо картину того, что я рисую. Например, я помню, как рисовала картинки для набора подушек, где надо было изобразить старинное кресло в трех разных фазах — и на нем подрастающий кот, который по мере вырастания разрушает это кресло своими кошачьими игрищами. Я помню, как я буквально переживала развал этого кресла — сама его нарисовала, и сама его драла и рвала на куски, увлеченно представляя, как это делал годами кот.

А когда с рисунком все решено, он отрисован начисто, и надо его раскрашивать, это часто — огромная куча рутинной работы. Часы! Очень часто бывает, что я работу "дотягиваю", а в мыслях вся уже в следующем задании (потому что там снова надо придумывать). Часто бывает ощущение, что я внутренне жду, когда на этом задании все доделаю до конца, чтобы скорее уже перейти к придумыванию нового. Иногда новое кажется более привлекательным, чем то, с которым уже все ясно. Тут главное — не терять бдительность, и все равно хорошо доделывать начатое.

В детстве у меня даже правило было, привитое мамой: "Удовольствия надо зарабатывать ". В данном случае имелось в виду — честно хорошо доделать одно, чтобы потом с чистой совестью бросаться на следующее.

В Ваших работах много эротических мотивов. Почему? Какую идею или ощущение Вы хотите передать таким образом?

Эротические картинки были первым, чем я научилась развлекать зрителей. Это было еще в детстве — я обнаружила дома разные художественные образцы, которые мне было любопытно рассматривать и срисовывать. А когда это увлечение обнаружили одноклассники и соседи, оказалось, что мои картинки — ценнейший товар! Я тогда как-то запомнила, что эротические картинки, это такой жанр, который всегда всех интересует и всегда пользуется спросом. Через них интересно играть со зрителями (провоцировать разные чувства у них, и смотреть, что получится).

Со временем я очень строго разделила эротические картинки, сделанные для работы за деньги, и всякое лирическое, нарисованное для себя и любимого человека (эти никогда не публикуются и остаются дома, или у тех, кому это нарисовали). За деньги я готова вызывать у кого угодно какие угодно чувства, независимо от того, люблю ли я сама такое переживать. Это — профессиональные амбиции — уметь нарисовать что угодно. А для себя я, конечно, пытаюсь вызвать у одного конкретного человека именно те чувства, которые я хотела бы испытать на себе или разделить с ним.

Как бы Вы советовали "дегустировать" именно Ваши картины?

Никак не советую — пусть смотрят, как хотят. И как могут. Я в какой-то момент поняла, что это все равно недоступный для меня мир, тоже полный сюрпризов — другие люди, смотрящие на мои картины. Иной раз послушаешь, кто что в моих произведениях видит — удивлению нет предела. Часто там видят драмы, которых там нет, и многочисленные смыслы, которые я не собиралась туда вкладывать. А что поделаешь — чужая душа — потемки. Для моих зрителей — моя, а для меня — душа зрителей.

Про музу

Не удержусь от банального вопроса: как стимулировать приход Музы?

Свободным временем! Ничего неделанием!

Если у человека ничего не придумывается, ничего не хочется, и ничего не делается, значит, он устал, занят, и голова забита проблемами. Стоит где-то хорошенько отлежаться, например, на пляже, через день-другой (ну или в зависимости от степени усталости) вдруг начинаются фантазии на тему "что я такого сделаю, как только снова доберусь до стола/бумаги/компьютера/холстов). Вот если эти фантазии начались, и работать охота, значит, человек достаточно отдохнул. (И я так же верю, что человек наиболее продуктивен, если не пользовался будильником, и поспал ровно до того момента, когда встал, потому что не хотелось больше оставаться в постели, а хотелось встать и что-то делать.)

Какое пространство создает для Вас ощущение душевного тепла? Как это пространство оформлено? Какой тип красоты оно несет в себе?

Пространства бывают очень разные, и я понимаю, что у каждого человека — свое. Более того, все люди развиваются, и им может захотеться чего-то, что недавно казалось не слишком привлекательным. Я тоже много раз изменила свое мнение по поводу своих личных пространств, по мере того, как развивалась вся моя жизнь. Детство я провела на Востоке, там меня приучили к тому, что эталон уютного пространства — это что-то густо завешанное яркими вышивками, коврами, предметами народного искусства. Потом я переехала в Европу и начала понимать красоту пустых помещений и поверхностей, голых стен. Раньше я не думала таких вещей как "Я так не смогла бы жить, потому что не понимаю, как за этим ухаживать ". Сейчас для меня это важно, потому что я не могу жить и работать в захламленных и пыльных помещениях, мне все время хочется порядка и чистоты. У меня в убранном и чистом помещении работа лучше движется, и здоровья и сил больше. Но у меня все еще очень много мелких материалов для работы, красивых предметов, нужных для работы, да и товаров своих очень много. Поэтому я, наверное, остановилась где-то на середине, между "раскрашенным теремком" и пустым помещением.

А еще есть некоторые города, которые оказывают на меня совершенно волшебное действие: хочется остаться там навсегда и просто отдыхать душой. Все там такое красивое, уютное, теплое. Например, площадь в центре Бухары, с минаретом. Или Хива. Сиена, Флоренция. Еще я люблю пустыню. 🙂 (Тут меня вообще мало кто понимает.) Раньше я скучала по среднеазиатским пустыням, потом нашла такую же красоту, и еще круче — в Неваде. 🙂 Большинству людей в пустыне тяжело, и они борются с окружающей средой. А мне там хорошо, я там запасаюсь энергией и желанием жить и творить.

Я - творческая натура. Тайм-менеджмент мне не подходит!

Оставим его менеджерам. Их я прекрасно понимаю. Легко засунуть в планировщик дело типа «посетить деловую встречу» или «отправить коммерческое предложение». Но как вы запланируете порыв души, внезапное озарение или ночные посиделки с другими художниками, во время которых родилось столько блестящих идей?!

Художник и писатель Яна Франк показывает, как настроить тайм-менеджмент так, чтобы он не вредил творчеству.

Яна Франк

Что мы знаем о художнике?

Живёт один. Творит по ночам. Ест «Доширак». Неуклюжий, неорганизованный, растрёпанный. Вечно витает в облаках. Ему нет дела до обычной жизни. Он ждёт музу.

Ну, ведь я прав? Такая картинка у вас в голове?

Яна говорит, что не только обыватели думаю так. Точно так же видят себя и сами художники. Большинство.

Но не все. Яна встречала и организованных творцов. Над ними часто смеются коллеги, но спустя годы именно они добиваются успеха. Их работы ценятся выше, чем работы «истинных» творцов. Яне можно верить - она со студенчества вращается в этих кругах.

Это подтолкнуло её к такому выводу:

Подумав обо всём, я пришла к выводу, что хаос не содержит в себе ничего удобного и вдохновительного и не имеет никакого отношения к свободе. Яна Франк

Что общего у Яны Франк и Дэвида Аллена?

GTD Дэвида Аллена - самая популярная система тайм-менеджмента в мире.

Многие, впрочем, воротят от неё нос. Почему? Ответ: система слишком сосредоточена на выполнении всяких мелочей. Я не хочу переделать все-все дела. Не хочу быть роботом!

Ну или как-то так.

На самом деле пользователи GTD со стажем знают, что главный лозунг системы GTD такой: перенеси всю рутину в систему, чтобы ОСВОБОДИТЬ ГОЛОВУ для великих мыслей.

Разве не этого хотят все творческие люди?

Неубранная комната, переполненный почтовый ящик, незаписанные идеи - всё это тянет художника вниз, возвращая его на бренную землю. Не даёт мозгу художника творить по-настоящему. Эта рутина постоянно напоминает о себе, пусть даже и подсознательно. Ведь проблемы висят, они не решены. И чем больше художник отмахивается от них, тем больше эти дела дают о себе знать. Несрочные и мелкие «комарики» превращаются в «птеродактилей», которые норовят оттяпать всю голову.

Яна предлагает всю эту рутину засунуть в планировщик. В её случае - большую разлинованную тетрадь. Она считает, что рутинные дела нужно делать регулярно, чтобы они вошли в привычку. Чтобы не испытывать эмоций при их выполнении, не тратить драгоценную энергию.

Муки творчества

Ну хорошо, творчество очищено от рутины. Можно творить?

Ага, но и тут не всё гладко. Как справиться с отвлечениями? Как бороться с творческим кризисом?

Эти и многие другие проблемы творцов Яна также рассматривает в книге.

Для кого эта книга?

Никакая это не система вроде GTD. Это, скорее, манифест. Об организации творчества.

И написано это для людей, которые не верят, что чёткое планирование и творчество совместимы. Эти люди в своё время прочли несколько популярных книг по тайм-менеджменту. Увидели все эти примеры из жизни белых воротничков. И испугались. И поставили на тайм-менеджменте крест.

Именно таких людей Яна убеждает передумать.

В конце концов, она показывает свой героический пример. Яна пережила страшную болезнь (рак). И не просто пережила, а продолжает творить с поражающей продуктивностью:

  • Более 100 картин и 1 000 иллюстраций.
  • 8 книг.
  • Яна - один из самых популярных блогеров Рунета с десятками тысяч подписчиков.
  • И при всём при этом она воспитала сына.

Таким образом, это и мотивационная книга. Если смогла Яна, значит, сможете и вы.

А ещё мне показалось, что книга написана для женщин)) Недаром ведь на «Озоне» просто подавляющее количество отзывов именно от них.

Итоги

Да, творцам мешает рутина. Но вместо того, чтобы бежать от неё, попробуйте организовать её и регулярно выполнять.

Освободите свою голову для творчества!

Учебы в художке я затолкала в офортный станок
все, что можно было, все что приходило на ум, было вымазано краской, воском, бензином, керосином, олифой, аниллином, приклеено к бумаге, приглажено тряпкой к картону, прокатано через пресс, проглаженно утюгом,пропитано ПВА, покрыто лаком, накатанно на стекло, отпечатанно на холсте, пришито, привязанно... Потом когда я приехала сюда, у меня еще была фаза экспериментов длиной в 3-4 года, когда запихивалось в цветные и черно-белые копировальные аппараты и принтеры все, что можно, от тканей, пленок, картонок и дощечек до частей растений и небольших предметов. А напечатанное на бумаге переносилось на другие материалы с помощью все того же бензина, керосина, утюга, итд... И все это еще было умноженно на запаивание в пленки, закатывание в плексиглас и двукомпонентные массы.. короче, все что можно было я попробовала.
Большую часть - для того, чтобы сделать и успокоиться.

А: Чем ты работаешь в последнее время?

М: В последнее время я пишу картины маслом, рисую иллюстрации простой тушью на бумаге или картоне, рисую в тетрадках гуашью и темперой, цветными карандашами и водостойкими фломастерами. В тетрадки иногда по старой привычке приклеиваю что-нибдуь чуть ли не скотчем, делаю коллажи, могу высушенное растение приклеить или пуговицу пришить, но только так, иногда, ради развлечения...
Люблю рисовать маслом, но это требует особого отношения - я привыкла в последние годы устроиться где-нибудь на уголке, быстро вытащить две коробочки с карандашами и красками, и нарисовать что-нибудь. А с маслом так не получается, надо расположиться нормально, уголком стола не отделаешься. Зато материал красивый и "благодарный".
Гуашь люблю, потому что она позволяет ровно закрасить плоскость, и меня не смущает, что она при высыхании меняет свой цвет, хотя многие ее за это ругают. Еще я люблю "старым советским способом" рисовать титановыми белилами, смешанными с лелинградской акварелью. Потому что получается краска того же качетва, как хорошая темпера, и много хороших цветов.
Люблю простую медовую тушь. За то что блестит и не растворяется водой после высыхания.

Я совершенно не справляюсь с разными материалами, из которых делают что-то трехмерное. Хотя папа у меня скульптор, и умеет вылепить что угодно, он не передал мне этот талант - когда у меня в руке кусок
глины, я не знаю, что с ним делать, и даже если выдумаю, чего я хочу, совершенно не могу этого добиться. Зато я могу связать любую форму из шерсти или сшить из ткани. Больше всего я люблю работать с толстыми
пальтовыми драпами, или с "вареной шерстью", им можно придать любую форму, вплоть до шара....

А: У тебя есть какие-то постоянно любимые техники и материалы?
Или все бывает наплывами, периодами?

М: Бывают наплывы, но остаются какие-то техники, которым я "остаюсь верна" и к которым возвращаюсь снова и снова (я их только что перечислила)

А: Что-то особое ты любишь из материалов? какие-то особые марки ручек или кистей, бумаги?

М: Фломастеры Copic, ручки Faber Castell, восковые карандаши Karismacolor и кисти Da Vinci

А: Найдя твой ЖЖ, я первым делом наткнулась на дискуссии по поводу костюмов, современной одежды - коллекций знаменитых модельеров - и старинного,исторического костюма. Откуда в тебе эта любовь?

М: Я еще в детстве научилась шить и шила себе сама все на свете. Когда приехала в Германию, первым делом пошла работать в ателье, где шили лицензионные модели для "кутюра", потому что мое художественное образование было не закончено, но я умела шить, и искала работу. На этой работе научилась шить "на высшем уровне" и окончательно влюбилась в это ремесло.

А: Правда ли то, что ты не носишь брюк вообще?:) (я-то знаю, мне-то нравится эта общая у нас черта:))
Почему это так? отчего ты носишь только юбки - тебе удобнее так или это красивее или у тебя есть какая-то концепция женственности - и это ношение концептуально?

М: Мой друг и учитель Абдулла как-то с горечью заметил, что во мне слишком развито женское начало, и полностью отсутствует мужское. И действительно, я люблю и ношу только очень "женственную" одежду, а брюки мне таковыми не кажутся. У меня есть одна пара джинсов, и сшитые друзьями-маньяками кожанные брюки, но я в них выходила из дома раза два.
У меня "бабские формы", как называет это мой двоюрдный брат - модельер, и я в основном ношу подходящие к ним "бабские платья". :-)

А: Ты левша? я догадываюсь об этом по тому, что у тебя все профили на рисунках повернуты в другую, чем мне привычно, сторону. Ты всегда была левшой? Переучивали ли тебя? Как это связано с твоей работой?

М: Да, левша, и всегда была левшой. Пыталсь переучивать в школе с боем и с настоящей войной и за первые 2 класса даже добились неплохих успехов, но потом я сломала правую руку, а после наврала, что не могу ей больше писать, чтобы меня оставили в покое и разрешили писать левой. Позже я обнаружила, что я умею писать вниз головой, снизу вверх, сверху вниз, справа налево и слева направо, "зеркально", по кругу, слева направо и одновременно вниз головой, обеими руками.

А: Ого!
А тебе легче или тяжелее чем правшам?

М: Насколько от этого легче или тяжелее работать - не знаю. Некоторые вещи просто не работают в левой руке, поэтому я их беру в правую руку, без проблем. Например я режу ножницами правой рукой, в левой большинство нормальных ножниц все равно не работает. Шью я обеими руками одинаково хорошо и хватаюсь за иголку то одной то другой рукой - по мере того, как удобнее. И ножом режу разными руками. Например я режу хлеб левой рукой, а картошку чищу правой...
А мышь я всегда держу в правой руке, не знаю, как это получилось. При этом я довольно лихо орудую и рисую мышкой:-)

А: Кроме того, я прочла в твоих ста фактах описание того, как ты видишь мир - и поразилась. Твое это видение - оно как-то влияет на работу? Может ты как-то особенно видишь рисунок, когда над ним работаешь?

М: Мое "очень особое видение" связанно с тем, что я во-первых просто довольно плохо вижу (-6), во-вторых у меня сильный астигматизм. Для работы это означает всего лишь, что мне надо следить за тем, чтобы смотреть на то что я делаю, точно через середину очков, а не как-нибудь боком или наклонив голову, иначе я вместо ровной линии вижу дугу и соотвественно криво рисую... Если я случайно посмотрю на что-то со стороны а не прямо, я могу "промахнуться" рукой на добрых полметра, или могу не пройти в дверной проем и "промазать" так, что ударюсь лбом о стенку в 30 см от двери:-) Но такие вещи со мной случаются крайне редко, например если я сонная иду куда-то посреди ночи.
А вот смотреть под ноги, когда я спускаюсь с лестницы, мне действительно нельзя. Ступеньки находятся далеко, и смотреть на них можно только под большим углом (обычно ведь не пригибаешься носом к ступенькам), поэтому они для меня выглядят настолько деформированно и на вид находятся "не там", что я начинаю спотыкаться и падать.

А: На картинках у тебя практически одни женщины. Я знаю, что это не ты, они не автопортретны в смысле внешности. Но во всех них есть что-то общее во внешности - откуда это? кто они?
И при этом героини твои часто выступают в окружении атрибутов твоей жизни, так что создают впечатление автопортретов. Это какая-то особая ты?

М: Я так не думаю, хотя говорят, что все художники в какой-то степени рисуют себя, а так же многие говорят, что мои девушки очень похожи на меня. Раньше я рисовала много мужчин, но мои мужики почему-то нагоняли на публику ужас, они у меня все были такие огромные, мрачные, угловатые...
В какой-то момент я просто перестала рисовать их в иллюстрациях, чтобы не пугать зрителей, остались девушки, которые всем вроде нравятся. Я в последнее время часто думаю, что это неправильно, и надо "возвращать мужиков в мои картинки", даже если они у меня получаются такие страшные-ужасные.

А: Что такое по твоему личный стиль художника? Это какие-то узнаваемые образы? особые черты? степень декоративности?

М: Личный стиль складывается из многих параметров, которые у конкретного художника постоянно повторяются - техника исполнения, материалы, характер линий и штрихов, способы стилизовать предметы, степень реалистичности или условности, форма тех или иных предметов, повторяющиеся искажения (у кого-то большие тела и маленькие головы, у
кого-то вытянутые фигуры с длинными пальцами или ногами и.т.д.), излюбленные цвета или способы комбинирования цветов...

А: Помнишь, ты говорила про продаваемость иллюстратора? Что для успешной продажи иллюстратор должен обладать узнаваемым стилем и придерживаться его. Тогда заказчик может ткнуть и сказать - хочу вот так! если же художник слишком разнообразен и может и так и этак - это пугает заказчика.
А что ты сама думаешь про это? Действительно нужно остановиться на одном стиле - и даже может быть умышленно развивать, создавать его?

М: Чтобы быть продаваемым? Конечно. Чем понятнее. в чем заключается товар, тем легче его продать. Чем больше известно о стиле иллюстратора, тем меньше будет "сюрпризов", и возможных незапланированных претензий, когда работа будет готова. Чем точнее иллюстратор соответствует ожиданиям, тем короче его путь к желанному результату, который устраивает заказчика, тем больше он может "наплодить" товара, тем больше его можно будет продать и тем больше он интересен тем, кто торгует его иллюстрациями.

А: Мне кажется, если это даже лучше для бизнеса, возможно это скучнее для
художника?

М: Естественно. Обычно там, где начинается коммерческий успех. начинается тоска для художника. Там где художник выработал конкретный понятный стиль, создал его из набора приемов, для него кончается поиск и начинается просто продукция многочисленных одинаковых картинок. Это обычно не интересно и хочется искать чего-то нового, придумывать, изобретать, а продавцы ничего такого не любят.

А: А если ему хочется пробовать, экспериментировать, разбрасываться?

М: Тогда начинаются сложности. Либо приходится "поступиться" творческими полетами ради зарабатывания денег. Либо искать способы выработать новый стиль и найти что-то новое, так чтобы не разбежались заказчики, или чтобы старый стиль перешел в новый не так заметно, либо надо искать совсем новый круг заказчиков. Это почти никогда не получается сделать "без боя".

А: Или тут дело как в анекдоте про конкурс степных музыкантов - первое место у аксакала, который играет на своих струнах одну ноту - тын-тын-тын, а второе у помоложе, которы играет две (повыше и пониже) - тан-тын-тан-тын. И когда корреспондент спрашивает про причины этого, аксакал с достоинством отвечает: молодой еще - ищет... А я нашел!
То есть может человек со стилем - это тот, который уже наигрался и у него выкристализовался такой наиболее близкий ему и работающий стиль?

М: Может быть мы опять путаем художника с профессиональным иллюстратором?
Если профессиональный иллюстратор "наигрался", можно его поздравить с тем, что он "приплыл к своему берегу", и может теперь ни о чем не думая плдодить картинки и деньги, до гроба. Если удожник "наигрался", то можно ему посочувствовать, потому что все самое интересное в его жизни закончилось.

А: Стало быть, это необходимо лишь иллюстратору, а художник может быть свободнее - и жить периодами? Нравится ему одно - и в это время у него период такого стиля, нравится другое - и стиль иной?

М: Естественно. Художник и живет периодами. Он делает то, что считает нужным, независимо от того, обидятся на него потенциальные покупатели. или нет.

А: Ты живешь сейчас в Германии. Давно ли ты там оказалась и каким образом?

М: Я приехала сюда почти 15 лет назад, это длинная неинтересная история про "как" и "почему".

А: Какова художественная обстановка в Германии? Каково там быть художником?

М: Художником везде трудно быть, но кого это интересует - если у человека нету других вариантов, кроме как быть художником? :-)
В Германии вообще обстановка "не очень", и художественная - в том числе. Как я уже писала в некоторых статьях, тут уже довольно много лет царит сплошной "праздник безвкусия", и то что выставляется как искусство в большинстве случаев - просто ужас какой-то. Соответственно и параметры оценки искусства стали совсем другие, и "рынок" предъявляет художнику требования, которые имеют мало отношения к настоящему искусству.

А: И каково быть русским художником за границей? Сложно ли это, есть ли особые трудности - или художественный язык не знает границ?

М: По-моему никого особо не интересует, какой ты художник. Если художник делает что-то, очень сильно замешанное на его народных традициях, приближенное к его "народному искусству", его обычно практически вообще никто не понимает, и он никому не нужен. Если же он делает просто искусство, не имеющее конкретного национального окраса, то его происхождения мало влияет на продаваемость или еще что-то.

А: Как твой немецкий - ты свободно участвуешь в художественной жизни, работе и прочем?

М: Я говорю на немецком свободно и без акцента.

А: Куда бы ты хотела отправиться, чтобы жить и рисовать - в идеале, если отвлечься от практических трудностей? Я знаю, что ты любишь жару - ты бы выбрала место за клиимат - или за какие-то особенности природы?

М: Туда где жарааааааа! Желательно 35 градусов и больше, круглый год. Я хотела бы жить там где тепло, имет возможность вырастить огромный сад, и конечно хорошо бы еще иметь рядом море и пляж с песочком. И чтобы никогда в жизни больше снега не видеть!

А: О! совершенно с тобою согласна насчет снега! Как сказала одна моя знакомая из теплых краев: снег - это то, на что нужно приезжать смотреть на три дня в году.
Но вернемся к тебе. Ты личность загадочная. Твои работы подписаны не именем, а псевдонимом. Ты срослась со своим псевдонимом - Миу Мау? Тысячи людей тебя знают именно под таким именем. Оно тебе родное?

М: Меня почти все так зовут. Только родители еще зовут меня по имени:-)

А: Давно ли оно у тебя и как появилось?

М: Лет 12 назад.

А: Тебя зовут им в реальности, а не в виртуальном общении?

М: Да, у меня сначала было это прозвище в реальной жизни (китайские друзья дали) а потом я его начала использовать как "никнейм" в интернете.

А: А как тебя называют при общении? Вот я называю тебя коротко Миу, цитируя кого-то с работы, ты говоришь, что они обращаются к тебе фрау Мау. Так прямо и говорят в действительности?

М: Да, на работе сотрудники, говорившие по-немецки, называли меня Фрау Мау или Миумау. Даже шеф меня так называл, и едва удерживался, чтобы не представить меня так на каком-нибудь важном собрании заказчикам.
Русскоязычные друзья склоняют это Миу и Мау как хотят, говорят "Мява" или "Мяфа" или "Миучка" или "Мяфочка", там куча всяких таких вариантов.

А: Миу, а правда, что ты умеешь гадать на картах - и не просто картах, а картах Таро? Мне кажется, это какое-то особое, отдельное от гадания на простых картах,
умение.

М: Правда.
Думаю, что карты, это такой же оракул, как и все остальные. В обычных картах, точно так же, как и в картах Таро, можно увидеть все, что касается человека, во всех подробностях. Это только вопрос правильной
постановки вопроса и времени. Правда надо отдать картам Таро должное - там все возможные состояния, в которых может побывать человек, разложенны по полочкам особенно четко, можно очень коротким путем прийти к очень подробному прогнозу.

А: Я у Ошо где-то читала, что одна из его учениц рисовала карты Таро, а он ее очень поддерживал, говоря, что это ее собственный тип медитации. Ты сама себе рисовала?

М: Нет, что ты! Я слишком серьезно к этому отношусь, чтобы взять на себя смелость рисовать колоду Таро. Это не шуточки. Мне кажется, что многие художники совершенно зря сделали это, продемонстрировав очень несерьезное отношение к этой теме. Это ведь не просто 64 темы, удобно разложенные для иллюстратора по полочкам. Чтобы нарисовать все карты, по идее, надо пережить все описанные там состояния и ситуации, а кто может этим похвастяться. из нарисовавших по такой колоде? И вообще, я думаю, что именно мне вообще не стоит этого делать. Я хочу нарисовать некоторое количество картин, описывающих смысл той или иной карты, но сами карты я
рисовать не буду.

А: Ты думала когда-нибудь о том, чтобы написать книгу? У тебя столько советов и размышлений разбросано по твоему дневнику дизайнера-маньяка, по жж, что прямо эти тексты можно публиковать .

М: Книгу, большей частью состоящую из текстов с моего сайта, я уже написала. Осталось закончить несколько картинок и поправить пару мелочей в тексте, и все. Вот я сейчас полечусь месяц, потом приедет в гости Тёма Лебедев, и мы все доведем до ума.

А: Идея писания книг тебе кажется привлекательной?

М: Да, мне кажется, что мне очень повезло в жизни с интересными людьми и приключениями. Если просто перечислить все ключевые факты, которые я знаю о своих родственниках, начиная с прабабушек, уже получается идеальная заготовка для детективного романа. Половина моих работодателей были такими "странными птицами", что про них можно писать отдельную книгу. И помимо этого мне довелось встретить за мою короткую жизнь невероятное количество выдающихся людей. Я недавно писала в своем жж, что получила письмо от писательницы Сири Хастведт, она спрашивала, как мои дела, и не собираюсь ли я написать книгу, хотя я именно с ней даже не говорила о таких планах. Она написала: "Черт возьми, мы с тобой видели живого Карлоса Кастанеду, одно это уже повод, чтобы написать книгу!". И я думаю, что она права.
Только у меня теперь очень много планов, и очень мало возможностей, поэтому придется очень сильно думать, с чего начинать, и что делать первым. У меня больше не получится, как раньше, делать 200 проектов параллельно.
Как это ни печально, мне пришлось смириться с фактом, что сил в распоряжении мало, и я по-настоящему могу что-то делать всего пару часов в день.

А: Чтобы ты хотела от человека, который заказывает тебе книгу? Вот чтобы он пришел и сказал: а напишите мне книгу.. - о чем?

М: Я не отношусь к людям, умеющим писать книги на заказ. Я же не профессиональный писатель. Я могу написать то, что у меня на уме, и потом искать желающего это издать.

А: Некоторое время назад ты оставила работу, вышла из вечной спешки-круговерти заданий, сроков, проектов. Хотела делать давно задуманное, свое, интересное. И тут прищлось сражаться с больницами, операциями, слабостью...

М: Да. В принципе болезнь привела меня к тому же самому: круговорот из заданий, сроков, проектов и вся эта беготня потеряли смысл. Теперь осталось только немного сил на самое главное.

А: Мы все за тебя очень переживали. Но переживать в нащем смысле - это одно, а переживать это время в твоем смысле - совсем другое. Но ты и из больницы отвечала жизни рисунками. Тебе как художнику сильно помешал этот опыт?

М: Я бы не сказала, что я "отвечала жизни рисунками", на самом деле это было то самое "нытье в картинках", которое я сама так не люблю. И не надо было, наверное, этого делать. Правильно говорил мой друг Семислав, от того, что страдания и переживания рисуют, описывают в дневниках и письмах, им придают только еще больше формы и материальности, и они становятся более реальными. Надо стараться отвлекаться от них, не думать о них и заниматься другими вещами, хотя бы в мыслях, как можно чаще.

М: Сейчас мое "художество" страдает, т.к. я не могу найти сил и времени чтобы порисовать, вот уже больше месяца. Но у меня теперь есть оправдание, чтобы в любой момент посылать к черту всех, и заниматься только тем, что я считаю нужным, а не тем, чем я должна заниматься по мнению других людей. Я воспользуюсь этим, чтобы спокойно заниматься своими делами, когда вернусь домой.

А: Что в тебе изменилось, в твоем отношении к жизни, к важности вещей в этой жизни?

М: Конечно многое изменилось в отношении к жизни. Если выражаться совсем грубо, то я теперь живу "с одной ногой в могиле", и к сожалению это теперь будет так всегда - три тяжелые операции причинили мне больше вреда, чем сама болезнь, и их последствия больше ничем не лечатся. Понятное дело, что никто точно не знает, сколько ему осталось жить, но я особенно часто натыкаюсь на напоминания о смерти. Когда живешь в таком состоянии, часто переоцениваешь решения - большие и маленькие.

Я, конечно, большой оптимист, и часто беспечно провожу время, не думая ни о чем "таком". Но я натыкаюсь на свои границы много раз в день, и тогда понимаю, что все в жизни изменилось очень сильно. Стоя в магазине среди кучи продуктов, я понимаю, что 90% всего, что меня там окружает, есть жизнеопасно. И таких "мелочей" в моей жизни теперь много. Я не могу больше "просто так", проходя мимо холодильника сунуть в рот кусок еды, или не могу схватиться за какой-то предмет, раньше не казавшийся мне особо тяжелым, и переставить его в другое место. А главное - всего сил очень мало, и приходится очень строго смотреть, что я могу сделать.
Помыв лишний раз посуду или сделав какую-то мелочь, раньше казавшуюся совершенно незначительной, и делавшуюся за 2 минуты между делом, я лишаю себя возможности сделать что-то более важное.
Мне срочно нужно научиться ни о чем больше не волноваться (громко рассмеялась, когда писала эту фразу. Это, наверное, будет самой тяжелой задачей из всех).
Нужно учиться не растрачивать силы на лишние эмоции, движения, ненужные дела и "незначительную возню", может быть так мне удастся высвободить еще немного энергии, нужной для дел.

Пока даже при самом строгом отборе "самого важного" получается раз в 10 больше, чем я могу сделать. Пока не знаю, как решить этот вопрос.Видимо, искать тайные источники жизненной энергии, и одновременно отсеивать еще какие-то дела за ненадобностью, а оставшиеся пытаться лучше организовать. Ты же у нас мастер организации, я буду к тебе приставать, чтобы ты меня научила делать все рационально и эффективно!

А: Приставай, конечно! Я тебе с удовольствием помогу:)
Спасибо тебе огромное за ответы, за все интересные мысли в твоих статьях. Когда я опубликую этот текст, ты уже уедешь на месяц. Желаю тебе отдохнуть там от всей суеты и тяжких мыслей, отогнать болезнь как можно дальше, набраться сил - и может начать писать новую книгу!

........................................ ..........

January 30th, 2015

Одно из самых мощных антиколониальных движений на африканском континенте в послевоенное время получило известность как «Восстание мау-мау». Оно объединило представителей крупнейших народов современной Кении, а тогда - Колонии и Протектората Кении, которые не были довольны британским господством над этой территорией. Начало движения мау-мау уходит во вторую половину 1940-х годов, когда на волне завершения Второй мировой войны практически во всех колониях европейских государств активизировались национально-освободительные движения. К этому времени в колониях уже имелась собственная национальная интеллигенция, многие выходцы из колоний прошли фронты Второй мировой и получили представление о жизни в других странах, а также опыт общения с европейскими солдатами и офицерами левых и демократических взглядов. Все это, в совокупности с обычными для колоний проблемами социального неравенства, экономической неудовлетворенности, и способствовало развитию национально-освободительных движений.

Давайте узнаем подробнее как это было …

Появление «мау-мау»

Костяк мау-мау составили представители народа кикуйю. Это - крупнейший народ Кении. В настоящее время его численность достигает 6 млн. человек. В основном это земледельцы, а также скотоводы, говорящие на языке кикуйю группы банту бенуэ-конголезской языковой семьи. Кикуйю исповедовали и продолжают исповедовать свои традиционные верования, при этом подвергшись значительной христианизации в колониальный период.
Яндекс.Директ

Будучи крупнейшим народом Кении, именно кикуйю стояли у истоков национально-освободительного движения страны в середине ХХ века. Объяснялось это тем, что в колониальной Кении кикуйю оказались в очень неблагоприятном экономическом положении. Европейские фермеры с разрешения и при прямой поддержке колониальных властей захватывали для себя лучшие сельскохозяйственные земли. Кикуйю лишались хозяйственной базы и были вынуждены поступать батраками на европейские фермы и плантации, или идти в наемные рабочие. Более того - значительная часть кикуйю маргинализовывалась и пополняла ряды городских пауперов, оседая на окраинах Найроби и формируя там трущобные поселки с многочисленным населением, перебивающемся случайными заработками, а то и откровенным нищенством и криминалом. Многих кикуйю британские власти практически насильно использовали для различных работ - и в сельском хозяйстве, и в промышленности, фактически превращая их в аналог рабов.

Движение «мау-мау». «Кенийское сафари» британских колонизаторовКикуйю по национальности и ветераном Второй мировой войны был и основатель движения «мау-мау» Дедан Вачиури Кимати (1920-1957). Он родился в Ньери, сумел окончить миссионерскую школу и получить работу учителя в начальной школе. Затем он пошел на службу в колониальную администрацию - то есть, начал путь типичного представителя местной образованной прослойки населения. Как и многие кенийцы, Кимати был мобилизован во Вторую Мировую войну и служил в британских колониальных войсках. Участником повстанческого движения он стал в конце 1940-х годов и быстро выдвинулся на руководящие позиции как образованный человек, тем более с опытом военной службы. В октябре 1952 года именно Кимати возглавил крупнейшую группировку «мау-мау», действовавшую в районе лесистых гор Абердэр.

Антибританское движение кикуйю появилось еще в 1920 году - это была Ассоциация молодых кикуйю, созданная в Найроби местными жителями. В 1922 году ее демонстрация была расстреляна британскими полицейскими, причем жертвами разгона демонстрации стало 25 человек. Политический режим в колонии был ужесточен, однако это скорее сыграло против британцев. Вместо того, чтобы легализовать оппозицию и иметь контроль за ее настроениями, лидерами и деятельностью, британские власти сами способствовали уходу антиколониальных активистов в подполье.

Само происхождение названия «мау-мау» точно неизвестно. Существует несколько версий. Первая - о том, что это - общее название народа кикуйю британскими колонизаторами. Вторая - о том, что это сокращение слова на языке суахили «Mzungu Aende Ulaya, Mwafrika Apate Uhuru» - «Пусть европейцы вернутся в Европу, Пусть африканцы восстановят независимость». Скорее всего, британцы использовали для обозначения восстания слово «мау-мау» целенаправленно - чтобы создать повстанцам в глазах мировой общественности имидж дикарей, подавление которых не является чем-то зазорным и антигуманным. Ведь на самом деле повстанческая организация называлась вполне современно и «цивильно» - Кенийская армия земли и свободы (KLFA), практически - «Земля и воля». Определенную роль в ее создании сыграли культы «дини», последователями которых становилось все большее количество кенийцев. Эти культы носили отчетливо антибританский характер, одновременно привлекая местное население всевозможными благами - исцелением болезни, ростом репродуктивных возможностей, предотвращением падежа скота и так далее. Однако при этом от своих адептов лидеры культов требовали не исполнять христианских обрядов, не носить европейскую одежду, не бриться, не говорить по-английски и так далее. То есть, по возможности максимально отрицать порядки и культуру, навязываемые колонизаторами.

Первые известия о появлении повстанческого движения в Кении относятся к 1948 году, а к 1950 году оно сильно активизировалось. Начались поджоги ферм и домовладений европейцев. В 1952 году губернатор колонии Эвелин Баринг объявил чрезвычайное положение на территории Кении. Это было связано с возросшей активностью антиколониальных сил. Губернатор затребовал дополнительные войсковые контингенты, которые были переброшены в Кению из других африканских колоний Великобритании и из региона Суэцкого канала. Среди перебрасываемых войск были и британские, и африканские подразделения. Колониальными властями было выдано 183 ордера на арест кенийских оппозиционеров и уже к утру 21 октября 1952 года было задержано около ста активистов. Тем не менее, подавить движение этими репрессивными мерами британским властям не удавалось, так как «мау-мау» пользовались широкой поддержкой среди населения. В столице колонии Найроби происходили массовые аресты и обыски, в особенности в пригородах города, где проживали переселенцы из деревень, традиционно более склонные к антиколониальным настроениям.

Пеерход к партизанской войне

Одной из основных форм деятельности «мау-мау» стали атаки на фермы европейских землевладельцев. В колонии проживало большое количество фермеров - англичан и представителей других европейских наций, которые имели внушительные землевладения и пользовались трудом местных батраков и слуг. Последний фактор их и подставлял - африканские слуги сочувствовали соплеменникам - повстанцам, а не европейским хозяевам и при удобном случае выступали в качестве наводчиков. Однако, надо отдать должное, далеко не во всех случаях африканские слуги выступали на стороне повстанцев. Так, когда 29 октября 1952 года в знак отмщения за начало массовых репрессий против движения «мау-мау» был убит первый белый фермер Эрик Бойер, двух его слуг - африканцев повстанцы также убили.

Нападения на фермы европейцев совершались мобильными группами примерно около десяти человек. Однако имели место и куда более массовые нападения «мау-мау», в которых участвовали сотни повстанцев. При этом колониальные власти никак не могли обезопасить белое население Кении. В ответ на нападения британские власти проводили рейды по территориям, где могли базироваться «мау-мау». Прежде всего, это были лесные массивы, в особенности в районе современных национальных парков Эбурру и Абердер.

Июнь 1953 года отметился назначением генерала Джорджа Эрскина (1899-1965) на пост командующего войсками в регионе. Движение «мау-мау». «Кенийское сафари» британских колонизаторов Это был опытный военнослужащий британской армии, в годы Второй Мировой войны командовавший танковой дивизией, воевавшей на территории Северной Африки, Италии и Нормандии, затем служивший в должностях главнокомандующего войсками в Гонконге, главнокомандующего Восточным командованием британских войск. Он был известен не только своим боевым опытом, но и большими связями в британских верхах, которые позволяли ему поступать сообразно собственной точке зрения, не сильно прислушиваясь к мнению общественности и парламентариев.

Одновременно кенийское командование переподчинили непосредственно Лондону, тогда как раньше оно подчинялось штабу в Каире. После этого значительно ужесточились полицейские операции. В фильтрационных лагерях содержалось около 12 тысяч кенийцев, арестованных по обвинению в сотрудничестве с повстанцами. 15 января 1954 г. в руки полиции попал сам Варухиу Итоте - один из ключевых руководителей движения, допрос которого помог колониальным властям ответить на многие вопросы относительно внутренней организации повстанческого движения, его обеспечения боеприпасами и продовольствием, мест базирования и так далее.

Чтобы добиться хоть каких-то результатов в борьбе с повстанцами, британские власти крайне ужесточили порядки в колонии, стремясь запугать местное население. Было принято постановление о расстреле на месте любого африканца, который появится в районах предполагаемого базирования «мау-мау». Однако поскольку значительная часть повстанцев базировалась и в пригородах Найроби, постепенно комендантский час и полицейские зачистки стали неотъемлемыми спутниками жизни африканского населения столицы. 24 апреля 1954 года в столице было введено осадное положение, после чего начались тотальные проверки африканского населения. Все подозрительные африканцы отправлялись в фильтрационный лагерь. Одновременно началось строительство дорог в лесных массивах, в воздух была поднята авиация.

Контрпартизанские меры становятся эффективнее

Понимая, что одними лишь армейскими частями и полицией проблему «мау-мау» не решить, британские власти приступили к реализации старой идеи создания контрпартизанских отрядов. В них нанимали местных уголовников и амнистированных повстанцев, которые, будучи африканцами, куда лучше знали местные тропы и занимались отловом соплеменников. В 1953 году это подразделение было объявлено составной частью африканских колониальных войск. Таким образом, кенийское общество разделилось. Одна часть поддерживала повстанцев и снабжала их продовольствием и людскими ресурсами, другая поддерживала колониальные власти. Естественно, что вскоре началось и вооруженное противостояние между двумя группами населения. Контрпартизанские отряды охотились на повстанцев и сочувствующих им крестьян, попутно занимаясь грабежами и насилием над мирным населением. В свою очередь повстанцы карали смертью за сотрудничество с властями, в том числе не брезговали сожжением деревень, населенных «коллаборационистами» и уничтожением крестьян, отказывавшихся выступать против британских колонизаторов.

Постепенно британское командование проявляло все большую изобретательность в поиске эффективных методов контрпартизанской борьбы, обращаясь, в том числе, и к опыту борьбы с коммунистическими партизанами в Британской Малайе. Для разведывательных операций против повстанческого движения колониальными властями были созданы специальные группы, которые действовали под видом «мау-мау». В эти группы входило 8-10 человек. Как правило, их костяк составляли выступавшие на стороне властей кикуйю. В каждой группе был белый - руководитель. Он гримировался под негра, одевал парик из волос убитого повстанца или шляпу. При этом к белому командиру приставлялся боец - телохранитель, задачей которого было отвлечение внимания от командира и его прикрытие в случае опасности. Одевались разведчики в одежду, снятую с убитых «мау-мау», которая специально не стиралась, чтобы не выдать чистым запахом людей, маскирующихся под партизан, живущих в лесу. Входя в деревню кикуйю, симпатизировавшую повстанцам, разведчики просились на ночлег под видом «мау-мау» и разузнавали информацию. После этого информация сообщалась контрпартизанским командам. В состав этих команд входило обычно 3 британских полицейских, 15 африканских полицейских и проводник. Кроме этих подразделений действовали и отряды самообороны, созданные белыми фермерами, которые проводили самостоятельные рейды по деревням, поддерживавшим партизан, действуя, прежде всего, в целях устрашения местного населения.

Британская пропаганда, с целью очернить «мау-мау» в глазах мировой общественности и снизить их поддержку кенийским населением, постоянно распространяла негативную информацию об их деятельности, в том числе обвиняя их в излишней жестокости, расправах над мирным населением и даже использовании колдовских методов и черной магии. Для африканцев последние обвинения были особенно значимы - многие темные крестьяне переставали сочувствовать повстанцам из-за боязни связываться с колдунами. «Мау-мау» умудрялись обвинять даже в скотоложстве, причем с ритуальными целями - очевидно для того, чтобы представить максимальными дикарями, недостойными жалости со стороны цивилизованного общества.

Тем не менее, жестокость «мау-мау» была преувеличена - за все годы существования они убили лишь 32 европейских фермеров и 49 индийцев (в Восточной Африке выходцы из Индии всегда были привилегированным сословием, вторым после европейцев, и занимались бизнесом или служили в колониальной администрации). Что касается мирного населения, то здесь «мау-мау» были более жестоки - они убили 1800 представителей кенийских народов, сотрудничавших с колониальными властями. В боевых действиях с «мау-мау» погибло 200 британских военнослужащих, сотрудников полиции, около 500 «Королевских Африканских Стрелков» - местного корпуса колониальных войск. Неизвестно, чтобы «мау-мау» совершали нападения на объекты инфраструктуры, занимались экономическими диверсиями.

Британские военные и полицейские действовали не менее, а то и более жестоко, чем подавляемые ими повстанцы. Так, один из белых фермеров так описывал свое участие в издевательствах над пленным повстанцем: «К тому времени я отрезал его яйца и уши и выколол его глаза. Жаль, он умер прежде, чем мы получили от него много информации» (Elkins Caroline Britain’s Gulag: The Brutal End of Empire in Kenya. - London: Pimlico, 2005.).

Один британский офицер так описывал свои действия после захвата трёх известных мау-мау:

Я сунул револьвер прямо в его улыбающийся рот, сказал что-то, не помню что, и нажал на спусковой крючок. Его мозг разлетелся по всему полицейскому участку. Два других Микки (презрительное название мау-мау) стояли, глядя пустыми глазами. Я сказал им, что если они не скажут мне, где найти остальную банду, я убью их. Они не сказали ни слова, поэтому я выстрелил в них обоих. Один из них был ещё не мертв, поэтому я выстрелил ему в ухо. Когда младший инспектор подъехал, я сказал ему, что Микки попытались скрыться. Он не верил мне, но все, что он сказал, было «похороните их» .

В пытках широко использовался электрошок, а также сигареты и огонь. Бутылки, оружейные стволы, ножи, змеи, ящерицы вкладывались в распоротые животы мужчин и во влагалища женщин.

Кастрация захваченных в плен повстанцев, да и мирных жителей, которые только подозревались в симпатиях к «мау-мау», приняла в Кении массовый характер. Так поступали с очень многими мужчинами, попавшими по подозрению в симпатиях к повстанцам в фильтрационный лагерь. Вообще, британские колонизаторы не в меньшей степени, чем «нецивилизованные» кенийские крестьяне - повстанцы, проявляли изощренные садистские наклонности.

Колонизаторы утверждали, что в ходе карательных операций было убито 11500 повстанцев, и отрицали жертвы среди чёрного гражданского населения. Исследователь Дэвид Андерсон считает, что реальная цифра, вероятно, более 20000. Другой исследователь заявлял, что число жертв достигло не менее 70 000, и даже что оно может составлять сотни тысяч. Однако это было убедительно опровергнуто британским демографом Джоном Блэйкером, на основе данных переписей и расчетов с учетом рождаемости. Блэйкер считает, что общее число убитых африканцев составило около 50000 .

Также колониальные власти озаботились лишением повстанцев доступа к продовольственным ресурсам. В первую очередь, вдоль леса в Абердэре выкопали оборонительный ров с колючей проволокой, на определенных отрезках которого находились полицейские посты. Местным крестьянам запретили обрабатывать землю вблизи леса и выпасать там скот. Также решили переселить крестьян из отдаленных деревень, которые рассматривались как потенциальные базы повстанцев.

Подавление восстания

Надо отметить, что суровая политика колониальных властей дала определенные результаты. Численность повстанцев значительно сократилась. В октябре 1956 года был захвачен лидер «мау-мау» Кимати. 17 октября он был ранен, но сумел бежать в лес. Однако 28 часов в непрерывном пути по лесу сделали свое дело - он сильно ослаб, хотя смог продержаться в лесу 4 дня, пока 21 октября не был обнаружен полицейским. В феврале 1957 года Кимати казнили. Считается, что движение «мау-мау» фактически прекратило свое существование в 1956 году, а в 1960 году было отменено чрезвычайное положение в колонии. Декабрь 1963 года ознаменовался для Кении официальным провозглашением государственной независимости.

В независимой Кении участники восстания «мау-мау» далеко не сразу превратились в национальных героев. Первый президент Кении Джомо Кениата не симпатизировал методам ведения борьбы «мау-мау» и запрещал их деятельность и упоминания о них. Тем более, что Кениата не хотел ссориться с Великобританией - Кения оставалась одной из «образцово-показательных» африканских стран. Примечательно, что сам Джомо Кениата перед провозглашением независимости Кении семь лет провел в ссылке - за принадлежность к движению «мау-мау». Хотя, скорее всего, его закрыли за то, что он руководил партией «Союз африканцев Кении» - основной оппозиционной организацией страны, представлявшей едва ли не большую опасность для британцев, чем деятельность повстанческого движения. В любом случае, именно Кениата провозгласил 12 декабря 1963 года независимость Кении.

Движение «мау-мау». «Кенийское сафари» британских колонизаторовЛишь после того, как Кениата умер, а затем сменился и заложенный им политический режим, отношение кенийских властей к этой странице в истории государства изменилось кардинальным образом. В современной Кении «мау-мау» стали героизировать. Был введен специальный праздник «День Героев» 20 октября, посвященный памяти «мау-мау». В 2003 году была зарегистрирована Ассоциация ветеранов войны «мау-мау», одной из ключевых задач которой стало требование от британских властей официальных извинений за свои действия и выплаты денежных компенсаций пострадавшим от пыток повстанцам и их родственникам.

Вплоть до нынешнего времени британское правительство упорно не соглашалось рассекретить информацию о подавлении восстания «мау-мау». Только в 2011 году историки и общественные деятели смогли получить право пользоваться документами из секретных британских архивов. Связана повышенная секретность была с тем, что жестокость колониальных властей в отношении повстанцев и местного мирного населения многократно превосходила известные случаи преступных действий со стороны повстанцев. Вполне вероятно, что свою роль в рассекречивании архивов и вообще в изменении отношения британских властей к «мау-мау» сыграла личность одной женщины, которая, по официальной версии, шесть месяцев провела в фильтрационном лагере британских колониальных властей по подозрению в сотрудничестве с повстанцами, подвергаясь при этом жестоким пыткам. Зовут ее Сара Оньянго Обама (р.1922). Другому, более знаменитому Обаме, она приходится родной бабушкой. Впрочем, та же самая история - про шесть месяцев заключения и пытки рассказывается и про деда американского президента - Хусейна Оньянгу Обама, который прежде служил поваром в британских колониальных войсках, а затем вроде как состоял в движении «мау-мау». Согласно воспоминаниям Сары Обама, Хусейн был кастрирован во время его пребывания в фильтрационном лагере, как и многие другие кенийцы, подозревавшиеся в участии в национально-освободительном движении.

Сегодня члены мау-мау признаны властями Кении как герои войны за независимость, пожертвовавшие своей жизнью, чтобы освободить кенийцев от колониального господства. Правительство Кении ввело специальный праздник Mashujaa Day (День Героев), который будет отмечаться ежегодно 20 октября. Стоит заметить, что Mashujaa Day заменил праздник, посвященный первому президенту Кениате, который в своё время осуждал террор мау-мау.

В 2003 г. власти Кении официально зарегистрировали Ассоциацию ветеранов войны «мау-мау». Её представители требуют от Британии компенсации за пытки повстанцев .

За рассекречиванием архивов, на котором настаивало и правительство Кении, последовали и следующие «красивые жесты» со стороны Великобритании. В июне 2013 года Великобритания заявила о том, что будет выплачивать компенсации более чем 5 тысячам кенийских граждан, пострадавших от действий британских колониальных властей в годы борьбы с повстанческим движением. 12 декабря 2013 года британские власти пошли еще дальше и заявили о готовности открыть за свой счет мемориал в столице Кении Найроби, посвященный памяти бойцов «мау-мау», павших в борьбе за независимость и свободу своей родной земли.

Движение «мау-мау», безусловно, нельзя оценивать однозначно. Поскольку элемент стихийности был в нем очень высок, а рядовой состав, да и многие вожди, происходили из архаичного общества кенийских отдаленных деревень и из маргинальных слоев Найроби, имели место и проявления жестокости, и криминального поведения со стороны повстанцев. Тем не менее, они как могли пытались сделать свое благородное и достойное уважения дело - отстоять независимость своей родины от британских колонизаторов, эксплуатировавших природные ресурсы и население Кении. За это повстанцы «мау-мау» и заслужили место в мировой истории, а также и определенное уважение. Другое дело - британские колонизаторы, которые, прикрываясь вывеской цивилизации, творили немыслимые зверства на территории африканского континента.

http://infoglaz.ru/?p=58733