Лев и собачка толстой о чем. Сочинение «Лев и собачка

Слепцова Мария
Урок литературного чтения по теме: «Л. Н. Толстой. Лев и собачка»

Урок литературного чтения по теме : "Л. Н. Толстой . Лев и собачка "

Программа «Планета знаний» 3 класс.

Тип урока : комбинированный

Цель : Познакомить учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Лев и собачка »

Задачи :

- образовательные : отрабатывать навыки выразительного чтения , умения определять главную мысль произведения, умение ставить вопросы по содержанию произведения, учить понимать чужую боль, расширить представления о жизни животных;

- развивающие : развивать познавательный интерес, осознанность восприятия учебного материала, речь и логическое мышление, память, фантазию учащихся, умение работать в группе, в паре;

- воспитывающие : воспитывать доброе отношение к животным, ответственность, интерес к чтению , любознательность.

Оборудование : презентация к уроку , научные тексты о льве и собаке , разрезанные части рассказа, листы А4, карандаши.

Технология : исследовательская, коммуникативная, по типу управления познавательной деятельности.

Методы : проблемно-поисковый, работа в группах, использование ИКТ.

Формы обучения : коллективная, групповая, индивидуальная.

Ожидаемые результаты :

Вызвать у учащихся сочувствие, сострадание, сопереживание героям рассказа, желание помочь слабому, совершить доброе дело;

Увеличение интереса к произведениям о животных, желание познакомиться с другими произведениями этого же автора;

Развитие фантазии, творческого воображения;

Совершение доброго поступка по отношению к животным;

План урока

1. Создание ситуация успеха.

2. Актуализация знаний.

Работа над стихотворениями про собак ;

3. Выведение темы и цели урока .

4. Чтение художественного произведения учителем.

5. Физкультминутка.

6. Анализ произведения.

а) чтение

в) Создание книжки-малышки.

г) работа в группе

5. Рефлексия.

6. Информация о домашнем задании.

Ход урока

1. Создание ситуация успеха.

Учитель : Добрый день, ребята! Как настроение? Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Я желаю вам хорошего настроения и приятного общения на уроке . Начинаем урок литературного чтения .

2. Актуализация знаний :

На слайде 1 названия произведений Л. Н. Толстого («Царь и рубашка» , «Отец и сыновья» , «Лгун» , «Комар и лев» , «Прыжок» )

Прочитайте названия произведений.

К какому жанру относятся? Что такое рассказ, басня?

Кто написал эти произведения?

С творчеством, какого писателя мы продолжим знакомство?

Слайд 2 (появляется портрет Л. Н. Толстого ) .

Слайд 3 : Работа над стихотворением :

Бедная собака - бросили её .

Старая собака - где твоё жильё ?

Злой хозяин, вредный, выгнал за порог!

Перед нею, бедной, нет уже дорог.

Чтение стихотворения "про себя". С какой интонацией надо прочитать данное стихотворение? Почему? У кого дома есть домашние любимцы? Как вы к ним относитесь?

В последнее время на улицах городов бродит много бездомных собак . Бездомная собака - брошенный друг . Друг, которого предали, довели до озлобления. А ведь собака более 7000 лет живёт рядом с человеком. Это первое прирученное им животное.

Чтение стихотворения вслух , выразительно, хоровое чтение , прочитайте с логическим ударением.

Прочитав данное стихотворение, назовите главного героя произведения.

Слайд 4 : (появляется иллюстрация собаки ) .

3 Выведение темы и цели урока :

Цель : познакомить с новым произведением Л. Н. Толстого , обогащать словарный запас детей, учить самостоятельно, работать с текстом, анализируя произведение.

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого . Расскажите что вы знаете про Л. Толстого (ответы детей) .

Молодцы! Многое помните.

Одного главного героя вы уже сумели определить - это собака . А второго героя вы узнаете, если угадаете загадку.

Грозный очень и отважный

Гривой он могучей машет.

А рычит, как на распев –

Это сильный, храбрый…

Слайд 5 (Лев)

Назовите полностью тему урока .

Л. Н. Толстой "Лев и собачка " (Слайд 6)

История, о которой расскажет нам Л. Н. Толстой , произошла давно, в далёком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает. Но дело в том, что маленький Толстой был очень чувствителен - когда он слушал печальные истории или видел, например убитую птичку, котёнка со сломанной лапкой, то плакал. Эта черта сострадание, сохранилось в нём до конца жизни. (сообщение ребёнка) .

Как вы понимаете слово "сострадание"? (умение чувствовать чужую боль, переживать и сочувствовать.)

Мне бы хотелось чтобы вы сегодня испытали это чувство. Ведь только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться.

Тему сострадания мы увидим в новом произведении Л. Н. Толстого .

Откройте учебник. Прочитайте заголовок. О чём нам может рассказать название? Назовите главных героев.

Давайте мы подробнее узнаем про этих животных (2 ученика читают научные тексты про собак и львов )

Собака : наш самый верный друг из домашних животных. Семь тысяч лет назад человек приручил собаку . Собака помогает человеку на охоте, в домашнем хозяйстве охраняет жилище и скот. Существует более 400 пород собак : мастифф, английский бульдог, боксёр, немецкая овчарка, сенбернар, русская борзая. Многие представители данных пород помогают спасать людей, согревают их своим телом. Самая маленькая собака в мире ? чихуахуа. Её рост -15-20см.

Лев : царь зверей. Смотрит куда- то вверх, словно не замечая вас. У льва - грива, а у львицы гривы не бывает. Грива указывает на власть льва : она ему и скипетр, и держава. У льва не рёв? "гром небесный". Он может ползать по-пластунски и даже в невысокой траве так скроется, что его не заметишь. Лев может развивать скорость до 50км/час. Может лазить по деревьям. Царь зверей уступает дорогу взрослым носорогам, слонам, бегемотам, остерегается их. Всех ли лев сильнее? Оказывается, нет. В схватке с тигром лев в силе ему уступает.

Ребята, как вы думаете. Собака и лев могут дружить ? (ответы детей)

4. Чтение художественного произведения

Послушайте рассказ “Лев и собачка” .

Учитель читает рассказ или прослушивание аудиозаписи рассказа «Лев и собачка » .

– Прислушайтесь к себе. Что вы почувствовали, слушая этот рассказ?

– Какое чувство вызвал этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)

– Какой эпизод больше всего затронул ваши сердца?

5. Физкультминутка

6. Анализ произведения

а) чтение вслух хорошо читающими детьми.

б) Работа над содержанием рассказа.

Ребята, какую работу мы можем проделать с этим рассказом? Ваши предложения. (дети предлагают разные варианты) Хорошо, давайте придумаем интересные вопросы по содержанию рассказа. На подготовку даю 3 мин.

Ответы на вопросы друг друга.

Молодцы мне понравились ваши вопросы и ответы.

Учитель : В чем выразились любовь и преданность льва после смерти друга? (ответы детей)

Учитель : Согласитесь ли вы с мнением, что лев очеловечен?

в) Создание книжки-малышки.

Что надо знать, чтобы сделать обложку? (автора, название произведения, жанр и тему)

в) работа в группе (произвольное деление на группы)

Я вам даю конверты. В конвертах части рассказа. Ваша задача собрать их по порядку.

V. Рефлексия урока

Учитель : Наш урок подходит к концу . Какое задание вы могли бы предложить для домашней работы?

Подведем итог. Кто доволен своей работой на уроке ? Как работал класс?

Что дал вам этот урок ? Что нам открыл автор в этом рассказе? Какова была цель писателя? (ответы детей)

У вас на партах лежат сердечки. Напишите в них, какие чувства возникли в ваших сердцах.

поселились ли там доброта, сочувствие, захотели ли вы совершить какой-то поступок по отношению к животным.

(Дети вывешивают свои сердечки на доску и подводят итог)

Учитель : Да, детки. Мы сегодня прочитали очень интересный рассказ, но мне он не очень по душе…А вы не догадались почему? (разные ответы детей)

Умницы! Догадались! Я сегодня очень довольна и горда вами! Спасибо вам большое!

VI. Домашняя работа. Придумайте счастливый конец этого рассказа.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №5»»

г. Саратова

Конспект урока

по литературному чтению
в 3 классе

Л.Н. Толстой. Лев и собачка

подготовила

учитель начальных классов

Петрова Марина Васильевна

г. Саратов

Конспект урока

по литературному чтению

Тема урока: Л.Н. Толстой. Лев и собачка.

Цель урока:

    Развивать представление о слове как средстве создания художественного образа, средстве выражения авторского отношения.

    Формировать систему читательских умений, обучать стилистическому анализу текста.

ХОД УРОКА

1.Повторение пройденного материала.

Сегодня мы продолжаем работать с произведениями великого писателя Л.Н. Толстого.

Вспомним, с произведениями, каких жанров мы уже работали на прошлых уроках.

Что такое быль?

2. Постановка цели урока.

Сегодня мы познакомимся с былью Толстого «Лев и собачка».

Где они могут встретиться? Могут ли они в дикой природе встретиться? Какие чувства могут возникнуть между ними? Почему?

История, о которой рассказывает Л.Н. Толстой, произошла очень давно, в далеком городе Лондоне. Может быть, об этой достоверной истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. Кто знает. Но дело в том, что “Маленький Толстой был очень чувствителен – когда он слушал печальные истории или видел, например, убитую птичку, то плакал, и его за это звали “Лева-рева”. Эта черта – сострадание, то есть умение чувствовать чужие страдания, сохранились в нем до конца жизни. Тему сострадания мы увидим в новом произведении Толстого.

Ребята, наверное, все из вас были в зоопарке?

А видел кто – нибудь, как кормят этих зверей?

Так вот, раньше хищников кормили нередко бездомными животными. Послушайте, что произошло в одном из таких зоопарков.

3. Первичное восприятие. (Чтение учителя.)

4. Проверка первичного восприятия.

Какие чувства вызвала быль? Взволновала ли вас? (На доске опорные слова.)

Какие эпизоды взволновали?

5. Постановка учебной задачи.

Л. Н. Толстой много работал над своим произведениями, тщательно отбирал каждое слово.

Сегодня мы будем учиться размышлять над авторским выбором слова, построением предложений, чтобы точнее, глубже понять те мысли и чувства, которые автор вложил в свое произведение.

6. Вторичное восприятие и анализ текста.

Прочитайте первый абзац.

В чем состоит жестокость людей? Как это показывает Толстой? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)

Прочитайте второй абзац.

Какое чувство вызвал у вас поступок человека?

Какие слова характеризуют его поведение?

Подберите синоним к слову «ухватил».

Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил – значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.)

Почему в этом предложении употреблено слово «Собачонка», ведь рассказ называется «Лев и собачка»? (Слово «собачонка» показывает пренебрежительное отношение персонажа рассказа к этой собаке, в названии передано авторское отношение.)

Я прочитаю вам последнее предложение в этом абзаце, чуть-чуть изменив его. Следите по тексту, подумайте влияет ли на смысл рассказа изменение? (Учитель читает: «А собачонку взяли и бросили в клетку ко льву», пропуская слово «на съедение». Автору важно подчеркнуть, что люди бросают живую собачку на растерзание дикому зверю. Если убрать последние слова, смысл произведения изменится.)

Прочитайте описание встречи льва и собачки .

Почему почти каждое предложение в этой части написано с красной строки? (Каждое новое предложение передаёт очередной поворот действия.)

Так обычно оформляется на письме диалог – каждая реплика пишется с новой строки. Мы читаем быль, в произведениях данного жанра животные разговаривать не могут. Как и в жизни, они общаются с помощью движений, жестов. Попробуем расшифровать их поведение, выяснить, что стоит за каждым движением.

- «Собачонка поджала хвост и прижалась в угол клетки». (Она испугалась и приготовилась обороняться, прижавшись в угол, защитила себя сзади.)

- «Лев подошел к ней и понюхал ее». (Это дружелюбный жест. Лев не нападает, он хочет познакомиться с ней.)

- «Собачонка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком». (Она поняла добрые намерения льва, и сама доверилась ему, приняв самую беззащитную позу.)

- «Лев тронул ее лапой и перевернул.» (Лев вернул ее в прежнее положение, как бы сказав: «Я не трону тебя».)

- «Собачка вскочила и встала перед львом на задние лапки». (Поблагодарила льва.)

- «Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал ее.» (Знакомство состоялось. Лев принял собачку.)

Какие чувства возникли между животными?

Прочитайте следующие два абзаца.

Как живут лев и собачка? Почему так считаете? (Лев взял собачку под свое покровительство: она спит, положив ему на лапу голову, значит, полностью доверяет ему. Но живется им невесело: лев иногда играет с собачкой. Не может быть жизнь в клетке веселой. «С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней».)

Прочитайте следующий абзац.

Какой новый персонаж появляется в рассказе?

Почему Толстой не дает ему собственного имени? (Это неважно. Главное в этом человеке то, что он хозяин, он распоряжается жизнью льва и собачки.)

Человек чувствует себя хозяином льва, а подчиняется ли ему лев? (Не подчиняется. Собачку бросили на съедение льву, а он не съел ее. Хозяин дал мясо льву, а он оторвал кусок и отдал собачке.)

Чем похожи барин и хозяин?

Почему увидев свою собачку, он подумал лишь о том, что она его собственная, почему он не сказал, что любит ее, скучает без нее? Зачем Толстой ввел в рассказ этот эпизод? (Барин, как и хозяин, не имеет собственного имени, потому что главное – не его личностные качества, а то, что он владелец собаки. Хозяин и барин быстро поняли друг друга, для них собственность важнее всего. Толстой подчеркивает, что люди и лев по-разному воспринимают собачку: для людей это собственность, которая должна принадлежать хозяину, для льва – друг, отдать которого нельзя.)

Почему в рассказе ничего не говорится о том, как собачка отреагировала на появление барина? (Собачка перестала доверять людям. Автор подчеркивает это, опуская описание ее реакции на появление барина.)

Прочитайте следующие предложение.

Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке не богата событиями.)

Прочитайте рассказ до конца .

Как повел себя лев, когда понял, что собачка умерла? Прочитайте.

Почему он «стал грызть засовы и пол»? (Лев давно уже не подчинялся хозяину, но по-настоящему взбунтовался только сейчас, пережив смерть друга. Он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать.)

Впервые в отношении и хозяина ко льву проявляется заботливость: «Хозяин думал, что лев забудет свое горе…» Как хозяин пытался помочь льву? Прочитайте.

Как эти строчки характеризуют хозяина и льва? (Для хозяина все в жизни взаимозаменяемо: одну собачку можно заменить на другую. На этот раз хозяин бросает в клетку другую собачку не для того, чтобы лев съел ее, но лев не принимает другую собачку, поскольку для него это равноценно измене другу. Лев вновь не подчиняется хозяину.)

Мы наблюдали, как на протяжении всего рассказа лев вел поединок с хозяином, он ни разу не подчинился ему. Но вырваться из клетки льву не хватает сил. Кто оказывается победителем в этой борьбе? Прочитайте. (Побеждает лев. Он всетаки уходит из-под власти хозяина, будучи не всилах вырваться из клетки, он выбирает другой путь –смерть. Пять дней он отказывался от пищи. «На шестой день лев умер.» Толстой выносит это предложение в отдельный абзац, придавая ему особую значимость. Лев выбрал свободу, хотя и ценой своей жизни. Но чтобы сделать такой выбор, он должен был пережить смерть собачки.)

7. Обобщение.

Теперь, когда мы перечитали рассказ, размышляя над авторским выбором слова, попробуем сформировать, какие вопросы, какие проблемы ставит Толстой в своем рассказе? (1. Люди не в праве распоряжаться судьбами животных 2. Поведение льва –пример людям. Урок доброты, преданности.)

Всё добро на Земле от Солнца, всё хорошее от Человека. -Прочитайте рассказ выразительно, стараясь передать в своем чтении авторскую позицию.

8. Итоги урока.

Чему вы сегодня учились на уроке? Какой прием анализа текста помог глубже понять рассказ?

Я часто думаю: писатели пишут произведения с печальным концом, режиссеры снимают грустные фильмы, а композиторы пишут печальную музыку. Зачем? (Чтобы произведение всколыхнуло как можно больше чувств у людей. Такие произведения учат нас сопереживанию, состраданию, добру.)

9. Домашнее задание. -Подготовить выразительное чтение рассказа. -Предлагаю вам побывать в роли писателя. Измените конец этой грустной истории.

Список использованной литературы

1. Воюшина М.П. Изучение литературы во втором классе. – СПб.:Папирус, 2003.

Лев Николаевич Толстой — автор большого количества рассказов, повестей, романов — писал произведения и для детей. Многие его рассказы, простые и правдивые, вошли в «Азбуку» — книгу, написанную специально для обучения крестьянских детей.

«Лев и собачка» — необычайно трогательная и грустная история о дружбе двух животных. Злые и жестокие люди бросили маленькую беззащитную собачку в клетку льву на съедение. Однако лев, всегда дикий, сильный, жестокий, её не тронул. С собачкой он был заботлив и внимателен: «Лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней». Через год собачка умерла. Поразительно горе льва, который «бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих».

Привязанность льва к собачке оказалась настолько сильной, что он разорвал другую собачку, а спустя несколько дней, умер. Толстой очень краток, рассказывая эту историю. Он не описывает чувства героев, свои впечатления и отношение к происходящему. Но этот рассказ никого не может оставить равнодушным. Мы словно чувствуем страдания одинокого льва. Правдивость автора, который ничего не приукрашивает и не смягчает происходящие события, только усиливает впечатление. Это рассказ о преданности и верности. Прочитав его, чувствуешь грусть, печаль и восхищение.

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ:

«Нравственная коллизия в произведении Л.Н.Толстого «Лев и собачка»

Тип урока: Открытие.

Тема: Характер героя, его портрет, поступок. Нравственная коллизия.

Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

Планируемые результаты (УУД) на данном уроке:

Личностные УУД:

У обучающегося будут сформированы:

эмоциональная отзывчивость на жизненные события, способность сопереживать человеку, «братьям нашим меньшим»;

способность осознавать нравственные по-нятия и моральные нормы, такие как подде-ржка, понимание, взаимопомощь, милосер-дие, честность, трудолюбие, дружба, совесть;

умение выражать свое эмоциональное от-ношение к содержанию прочитанного (уст-ное высказывание по поводу героев и обсуж-даемых проблем).

Обучающийся получит возможность для формирования:

способности осознавать свою семейную идентичность, включенность в мир клас-са, школы;

способности осознавать себя как лично-стную единицу с потребностью «осмыслить жизнь» и свое место в ней;

представлений о глубине и разнообразии внутреннего мира человека;

ответственности за свое дело, понятий о дружбе, верности, коллективизме;

мотиваций к самовыражению в чтении, рисуночной и игровой деятельности;

стремления к успешности в учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

менять позиции слушателя, читателя, зри-теля в зависимости от учебной задачи;

ориентироваться в принятой системе учеб-ных знаков;

принимать алгоритм выполнения учебной задачи;

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их.

работать в соответствии с алгоритмом и контролировать этапы сво-ей работы;

участвовать в обсуждении плана выполнения заданий, корректировать его выполнение, осуществлять самоконтроль, оценивать результаты своей работы, самостоятельно работать с учебными пособиями.

Познавательные УУД:

находить в тексте ответ на заданный воп-рос;

ориентироваться в содержании учебника;

Обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные вы-воды.

Обучающийся получит возможность научиться:

Понимать информацию, заложенную в вы-разительных средствах произведения;

Подбирать слова-определения для харак-теристики героев;

Осознавать роль названия произведения;

Выполнять первоначальный анализ худо-жественного текста.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

реализовывать потребность в общении со сверстниками;

проявлять интерес к общению и группо-вой работе;

участвовать в выразительном чтении;

Обучающийся получит возможность научиться:

Понимать контекстную речь взрослых;

Эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;

Высказывать оценочные суждения, рас-суждать, доказывать свою позицию;

Уважать мнение собеседников;

Корректировать действия товарищей, понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения.

Предметные результаты:

Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера;

Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев;

Участие в обсуждении (диалоге, полилоге) прослушанного и прочитанного произведения;

Овладение навыками осознанного, правильного, выразительного чтения;

Расширение представлений о произведениях Л.Н.Толстого.

Возможные виды деятельности обучающихся:

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста;

Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев;

Определять главную мысль произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому;

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, участвовать в диалоге.

Оборудование:

Учебник «Литературное чтение», 2 класс, В.Ю.Свиридова.

Презентация к уроку

Карточки-приложения 1,2.

План - конспект урока.

Орг. момент. Начинаем урок литературного чтения. Как вы думаете, ребята, для чего нам нужны эти уроки? Сегодня мы вновь будем исследовать тайны литературы и развивать наши чувства.

Актуализация знаний. Предлагаю поиграть в игру «Третий - лишний» СЛАЙДЫ 2-4

СЛАЙД 2 - лишнее слово «быль», т.к. действие происходит на самом деле

СЛАЙД 3 - лишняя фамилия - Л.Толстой, т.к. Есенин и Пивоварова - поэты

СЛАЙД 4 - лишнее произведение «Лев и собачка», т.к. мы ещё не знакомы с ним. Это произведение тоже написал Л.Толстой. Покажите его портрет.

СЛАЙД 5

Формулирование темы урока. А теперь из «лишних» слов составьте тему урока. СЛАЙД 6

Повторение изученного. Что вы знаете о Л.Толстом?

Проблемная ситуация. - Можете ли вы по заголовку сказать - о ком этот рассказ?

Какое противоречие наблюдается уже в самом заголовке рассказа?

(Лев - большое хищное животное, а собачка - маленькая.)

А о чём этот рассказ?

(Нельзя ответить, для этого нужно прочесть рассказ, проанализировать поступки и поведение героев, узнать их характер.)

СЛАЙД 7 Эпиграфом урока будут такие слова - «Чуткому сердцу откроются тайны». Как вы их понимаете? Что значит «чуткое сердце»?

В детстве Л.Толстого называли «Лёва - рёва». Почему? Он, слушая жалостливые рассказы о людях животных, плакал, потому что принимал их боль и горе как своё, страдал вместе с ними. Как называется это чувство? СОСТРАДАНИЕ

Первичное знакомство с текстом. АУДИО прослушивание рассказа.

Какие чувства у вас возникли?

Какие эпизоды разбудили в вас эти чувства?

Анализ произведения.

ЧТЕНИЕ ВСЛУХ рассказа детьми «по цепочке».

Как собачка попала в клетку?

Что она испытала? Найдите в тексте

Почему лев не съел её?

Когда собачка поняла, что лев её е тронет? Как называется это чувство со стороны льва? ЗАБОТА СЛАЙД 8 - анимация 1

Собачка перестала бояться льва и поверила ему? Докажите

Как называется это чувство со стороны собачки? ДОВЕРИЕ СЛАЙД 8

- анимация 2

Можем ли мы сказать, что забота и доверие переросли в ДРУЖБУ зверей? СЛАЙД 8 - анимация 3-5

Докажите.

Какое чувство возникло у льва после смерти собачки? Как он себя вёл?

Почему лев разорвал другую собачку? СЛАЙД 8 - анимация 6

ПРЕДАННОСТЬ

Отчего умер лев?

Решение проблемной ситуации.

ТАК КАКОЕ НРАВСТВЕННОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ ВЫ ЗАМЕТИЛИ В РАССКАЗЕ?

Воспроизведение ранее полученных знаний. Моделирование сюжета - работа в группах.

Сейчас я раздам вам предложения из текста, разрезанные на 2 части. Нужно их соединить и расположить по порядку действия. ПРИЛОЖЕНИЕ1 Проверяем - СЛАЙД 9

Проверка знаний. А теперь давайте проверим ваши знания о Л.Толстом и внимательность при знакомстве с новым произведением. Проведём тест- игру «Да или нет?»

Если будет 10 правильных ответов - отметка «5»,

8 или 9 правильных ответов - отметка «4»,

4 -7 правильных ответов - отметка «3».

Л.Толстой был поэтом? НЕТ

Его усадьба называлась «Ясная поляна»? ДА

Л.Толстой открывал школы в городе? НЕТ

Правда, что Л.Толстой создал «Азбуку»? ДА

- «Лев и собачка» - это быль? ДА

Диких зверей показывали в Москве? НЕТ

Собачка сама забежала в клетку льва? НЕТ

Лев и собачка прожили в клетке целый год? ДА

Лев умер на 6 день после смерти собачки? ДА

Лев умер от болезни? НЕТ

Рефлексия. Итог урока. - Длячего создают грустные произведения? (чтобы развивать чувство сострадания, доброты).

- О ЧЁМ ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ? ЧЕМУ ОНО УЧИТ?

13. Доп.материал - О верности животных сложено много песен и стихов. Прочтите стихотворение Игоря Хавроничев а «О верности животных», (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) подготовьтесь к выразительному чтению.

- что значит «прочесть выразительно»?

Заслушать и проанализировать 2-3 ученика

14. - Д.З. - по выбору- пересказ рассказа или стих-ие наизусть.

15. ОТМЕТКИ по итогам теста.

Я ВАМ ЖЕЛАЮ, ЧТОБЫ У ВАС БЫЛО ДОБРОЕ, ЧУТКОЕ СЕРДЦЕ

И ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

В Лондоне показывали диких зверей

и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Его пустили смотреть,

а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Вечером, когда лев лёг спать,

собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

Через год

собачка заболела и издохла.

Хозяин хотел унести мёртвую собачку,

но лев никого не подпускал к ней.

На шестой

день лев умер.

«О верности животных»

В животном мире всё не так, как у людей,
Из всех законов знают только кодекс чести,
Уж если вместе - до конца, и только вместе,
Не предадут, не заплетут шальных идей.

Хоть мы сильней и в этом нет особой лести,
И разум наш всегда богаче чем у них,
Но в самый лютый холод на двоих,
Они найдут тепло в своей могучей шерсти!

Порой так хочется сильней к себе прижать,
Такого верного и преданного друга!
Животные не предают друг-друга!
Мы их должны за верность уважать!












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Ознакомить с произведением Л.Н.Толстого “Лев и собачка”

Задачи:

  • образовательные:
    • продолжить работу над анализом художественного произведения,
    • отрабатывать навыки выразительного чтения, умения определять главную мысль произведения, учить понимать чужую боль, расширить представления о жизни животных;
  • развивающие: развивать познавательный интерес, сознательное восприятия учебного материала, речь и логическое мышление, память, фантазию учащихся, умение работать в группе, в паре;
  • воспитывающие: воспитывать доброе отношение к животным, чувство коллективизма, ответственность, интерес к чтению, любознательность, целеустремленность.

Формируемые УУД:

  • регулятивные - умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища;
  • познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы;
  • коммуникативные – умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

Программное обеспечение: учебник – литературное чтение “Живое слово” 3класс, тетради, книги Л.Н.Толстого – для викторины, компьютерная презентация по материалу урока, диск “голоса животных”, листы А-4;

Технология: исследовательская, коммуникативная, по типу управления познавательной деятельности.

Методы: проблемно-поисковый, объяснительно- иллюстративный, работа в группах, в паре, использование ИКТ.

Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.

Ожидаемые результаты.

  • вызвать у учащихся сочувствие, сопереживание героям рассказа, желание помочь слабому, совершить доброе дело;
  • увеличение интереса к литературным произведениям о животных, желание познакомиться с другими произведениями этого же автора;
  • повышение эрудиции и словарного запаса детей;
  • развитие фантазии, творческого воображения;
  • совершение доброго поступка по отношению к животным;

План урока

1. Создание ситуация успеха.

2. Постановка учебной задачи.

Решение кроссворда “животные”;

Работа над стихотворениями о собак;

3. Решение учебной задачи.

Работа над рассказом “Лев и собачка”;

Творческое задание №1 по группам;

Творческое задание№2 в паре;

4. Физкультурная пауза.

5. Рефлексия.

6. Информация о домашнем задании.

Ход урока

I. Создание ситуация успеха.

Доброе утро, мои дорогие! Как настроение? Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка располагает приятному общению. Поднимите красивые глазки на меня. Начинаем урок литературного чтения. Пусть этот урок несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

II. Постановка учебной задачи.

Решение кроссворда. “Животные” (слайд № 1)

а) Под соснами, под ёлками лежит клубок с иголками. (Ёж)

б) Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса
Кто же это? (Лиса)

в) По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан. (Овца)

г) Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)

д) Он огромен, полосат,
А вообще – то, кошке брат. (Тигр)

е) Меня по хоботу, ушам
Легко узнать и малышам. (Слон)

ж) Среди двора стоит копна,
спереди вилы, сзади метла. (Бык)

ж) Кто зимой, забыв тревоги,
Крепко спит в своей берлоге? (Медведь)

Ключевое слово “животные”. Про животных будем читать.

А вот про кого? Отгадайте!

Я – лучший сторож дома,

И с детства всем знакома. (Собака) (слайд № 2)

2) Работа над стихотворениями (слайд № 3)

Жила-была собачка,
По кличке Чебурашка,
Курчавенькая спинка,
Забавная мордашка
Хозяйка к ней настолько
Привязана была
На рынке покупала
Куриную печёнку
В одно и то же время
Кормила собачонку
А та жила в довольстве.

Бедная собачка – бросили её
Бедная собачка – где ее жильё?
Злой хозяин, вредный, выгнал за порог
Перед нею, бедной, нет уже дорог.

Прочитайте стихотворения. Первый раз про себя, второй – вслух, выразительно, на публику. Не забудьте, вы должны увлечь слушателя. А этому поможет что? Правильно, интонация!

Вчитайтесь и вслушайтесь в это стихотворение! Можно ли читать их одним тоном? Что вы хотите сказать? Какие мысли и чувства вызвало первое стихотворение? А второе? (Ответы детей.)

Учитель: Дети, у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? Расскажите! Что интересного знаете о собаках? (Дети рассказывают о своих младших друзьях)

Собака – друг человека, верные друзья, никогда не передаёт своего хозяина. Собаки раньше были дикими животными, человек приучил собаку, и собака теперь помогает человеку всю жизнь. В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака - брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Мы должны жалеть наших младших бессловесных братьев, проявлять чуткость к ним, защитить их в нужный момент. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили. Добро начинается с любви к живому. Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой.

Ребята, у нас в мире есть Всемирное общество защиты животных с центром в Лондоне, а в России во многих городах тоже созданы “Общества защиты животных”, куда люди обращаются с различными жалобами и просьбами в защиту животных. Помогают пристроить в хорошие руки, создают приюты для бездомных животных.

Длина - 2м 40см, вес – 230кг (Показ рисунка льва, слайд № 4)

III. Физкультминутка

IV. Решение учебной задачи

1. Работа над рассказом “Лев и собачка”

а) беседа.

Мы сегодня ребята продолжим читать рассказы Л.Н.Толстого. (Портрет Л.Н.Толстого, слайды № 5, №6 ) Вспомните, какие рассказы читали в 1классе? Во 2 классе? Какие рассказы вы ещё знаете? (Выставка книг Л.Н.Толстого, слайд № 7 )

Молодцы! Прекрасно! Вы можете найти эти книги в школьной библиотеке и читать. Открыли учебник. Как называется рассказ? (“Лев и собачка”).

О чем нам может рассказать заголовок? (Речь пойдет о хищном льве и собачке. О маленькой собачке и огромном льве.)

б) чтение рассказа учителем.

(Рассказ очень грустный. Я чуть не заплакала. Собачку жаль, и когда она умерла, и когда в клетку попала. Льва тоже жалко)

Мне понятны ваши чувства. Давайте ещё раз перечитаем.

в) чтение вслух детьми.

г) словарная работа

Ребята, о каких словах хочется поговорить? Какие слова вас интересовали? (Лондон, барин...)

Много стран на свете. Наша страна называется...Россия. Столица – Москва.

Есть страна Англия. Столица Англии – Лондон. Барин – богатый человек.

д) Работа над содержанием рассказа.

Ответы на вопросы (слайд №8 )

Как вы думаете, почему лев не тронул собачку? Лев до этой собачки съедал множество собак. (Понравилась собачка с первого взгляда, пришлась по сердцу, по душе, полюбилась. Захотел дружить с собачкой. Собачка была забавной)

Как знакомство льва и собаки переросло у них в чувство дружбы и привязанности друг к другу. Подтвердите это словами из текста.

Выборочное чтение

В чем проявилась забота льва по отношению к собачке? (Оставлял ей еду. Спал рядом с собачкой. Никого не подпускал к собачке. Играл иногда с ней. Лев заботился как старший друг, он был очень нежный и ласковый, заботливый, защищал её и не отдавал никому.)

Когда они так счастливо жили, что же произошло? (Собачка умерла. Оборвалась жизнь собачки. Не стало собачки...)

Как вел себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста (выборочное чтение)

Какими словами писатель передал сначала недоумение льва, а потом нарастание его горя? Подтвердите словами из текста(выборочное чтение)

В чем выразились любовь и преданность льва после смерти друга? (ответы детей)

Согласитесь ли вы с мнением, что лев очеловечен? (Да, чувства любви присуще не только человеку, но и животному. Любит как человек, кормит как человек. У животных такие же чувства как у людей. Любовь и преданность своему другу у льва, а затем ярость и отчаяние, горе и страдание, об умершем друге.)

От чего умер лев? (Лев умер от тоски. Он не хотел один оставаться, так как потерял друга)

2. Творческое задание №1 (Задание по группам, слайд № 9 )

  • 1 группа. Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится? Как выглядят животные? Рассказать. Озаглавить.
  • 2 группа. Найдите в рассказе завязку, кульминацию, развязку.
  • 3 группа. Викторина. Как называются эти рассказы Л.Толстого? Что из них мы узнаем?
  • 4 группа и 5 группа. Сочинить четверостишье про животных по рассказу.

Проверка.

Ответы 4 и 5 группы (Четверостишья, которые сочинили дети)

а) “Лев и собачка друзья лучших лет,
Лев и собачка прекрасный дуэт.
Дружат они без ссор и без драк,
Любит лев собачку так”

б) Лев и собачка хорошие друзья,
Им расстаться никак, никак нельзя.
А через год собачка умерла,
Зачем и почему? Лев спрашивал себя.
И от тоски он погубил себя.

3. Творческое задание №2 (работа в паре, слайд № 10)

Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Даю две минуты на размышление.

Проверка. (на голове детей маски льва и собаки)

Диалог:

Собака: Не тронь меня, я добрая!

Лев: Какая интересная собачка. Боишься, да?

Собака: Да, я тебя боюсь. Ты такой большой. А я ведь маленькая.

Лев: Не бойся меня, собачка. Я огромный, но добрый.

Собачка: Давай тогда дружить!

Лев: Давай, ты мне нравишься. Будем дружить! Я тебя не дам в обиду.

V. Рефлексия урока

Наш урок подходит к концу. Какое задание вы могли бы предложить для домашней работы?

Подведем итог. Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?

На листочке нарисуйте свое сердечко и напишите, какие чувства там возникли, поселились ли там доброта, сочувствие, захотели ли вы совершить какой-то поступок по отношению к животным. (Дети вывешивают свои листочки на доску и подводят итог)

Учитель: Дети, прислушайтесь к слову “посочувствовали”. К чему же обращается писатель? (К нашим чувствам.)

Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез.

Рассказ прекрасный. Спасибо Л.Н.Толстому за его добрые рассказы, (слайд № 11)

Да, дети. Мы замечательный рассказ прочитали с вами, но мне он не очень по душе...А вы не догадались почему? (разные ответы детей)

Спасибо! Умницы! Догадались! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами! (слайд №12)

VI. Домашняя работа. Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

Литература.

  1. Литературное чтение З.И. Романовская
  2. Детские книги Л.Н.Толстого. (Филиппок”, “Прыжок”, “Рассказы и басни”, “Рассказы о детях”, “Рассказы о животных” и другие)
  3. О.Т.Тищурина. Писатели в начальной школе.
  4. Интернет