Роль природы в пьесе островского гроза. Cочинение «Роль природы в переживаниях действующих лиц

Тема «М. Горький. Хронологическая таблица жизни и творчества» занимает важное место в школьном курсе литературы. Писатель является одним из наиболее ярких представителей нового романтического направления рубежа 19-20 веков, он был основоположником в советской литературе. Его биография не менее интересна, чем его произведения: она полна лишений, труда, борьбы, через которые прошел автор в течение своей непростой жизни.

Детство и юность

Одним из наиболее видных российских и советских писателей является Горький. Хронологическая таблица, посвященная его биографии, должна включать основные, наиболее важные этапы его жизни, первым из которых являются его детские и юношеские годы. Будущий известный писатель родился в Нижнем Новгороде в 1868 году. Он рано остался сиротой и воспитывался строгим дедом. Из-за постоянной нужды мальчик не смог окончить местного училища. Он был вынужден постоянно работать, чтобы заработать себе на хлеб. В 1880-е годы он жил в Казани, где безуспешно пытался поступить в университет- здесь он сблизился с народниками и даже подвергся аресту.

Видео: Зиновий Пешков (документальный, биография, 2015)

Начало творчества

Горький, хронологическая таблица биографии которого составляет предмет настоящего обзора, испытал множество трудностей и лишений, прежде чем прославился как писатель. 1890-е годы стали новым этапом в его жизни. Именно в это десятилетие он отправился в путешествие по стране, побывал на юге, стал работать у письмоводителя. Но самое главное, что именно к этому времени относится его первый литературный опыт: он пишет свои рассказы, публикуется не только в газетах родного города, но и в соседних областях. Он знакомится с Толстым и Чеховым, на его произведения обращают внимание читатели и критики.


Драматургия

Видным драматургом начала 20 века был Горький. Хронологическая таблица его жизни должна включать этот новый этап в его творчестве. В 1900-е годы он пробует свои силы в написании пьес, которые приносят ему не только всероссийскую, но и европейскую известность («Мещане», «На дне»). Эти произведения ставят в ведущих театрах, о молодом и талантливом драматурге заговорили как о новом выдающемся авторе современности.

В таблице ниже собраны основные вехи жизни М.Горького.

Эмиграция

С 1906 по 1913 год писатель жил в эмиграции. Однако он проявлял живой интерес к событиям, происходящим в стране, и даже перед отъездом стал членом рабочей партии. За границей он пишет роман, который положил начало социалистическому реализму в литературе. Особенно прославился своими автобиографическими произведениями Максим Горький. Хронологическая таблица также должна отражать этот новый этап в его творчестве. Автор пишет трилогию о своем детстве, юности и зрелом возрасте, воспроизводя в художественной форме все то, что ему пришлось вынести за годы скитаний, лишений и борьбы с бедностью.

Возвращение

Октябрьский переворот писатель воспринял неоднозначно. С одной стороны, он был союзником большевиков, однако критически относился к их политике по отношению к интеллигенции. Он занялся общественной деятельностью и благодаря его усилиям и стараниям многие ученые, писатели избежали бедности и голодной смерти. Максим Горький, хронологическая таблица жизни которого представлена в статье, в 1920-е годы уехал за границу под предлогом лечения, но на самом деле из-за идеологических разногласий с партией. Он жил в разных городах Европы, пока советское правительство не пригласило его вернуться в страну.

Последние годы жизни

Хронологическая таблица жизни Горького должна включать заключительный этап его творчества. В 1930-е годы он вернулся в СССР, стал активно работать, способствовал консолидации писателей социалистического направления. По его инициативе прошел их первый съезд, на котором это новое было провозглашено господствующим и единственно правильным. Писатель умер в 1936 году. Этим событием завершается хронологическая таблица. Горького жизнь и творчество в ней отражены в кратком виде для удобства запоминания.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

В пьесе А. Н. Островского “Гроза” значительное место отводится природе. Само название драмы обозначает яркое и сильное природное явление. Названием своего произведения Островский словно подчеркивает, что природа имеет сильнейшее влияние на человеческую жизнь.
Также огромная роль в пьесе принадлежит описанию природы. Пейзаж у Островского является не только фоном, на котором разворачиваются все события, он как бы предстает живым действующим лицом, наравне с остальными персонажами участвующим в совершающихся событиях.
В пьесе “Гроза” перед читателем предстают великолепные картины природы. Город Калинов расположен на великой русской реке Волге. Образ свободолюбивой и прекрасной реки противопоставляется удушающей атмосфере города, в которой нет ничего живого, все устаревшее, мрачное, закостенелое. Красота природы действует на человека, завораживает его своей силой и красотой. И каким же ничтожным начинает чувствовать себя человек по сравнению с сильной рекой, могучей и девственной природой!
Красота природы существует независимо от желания человека, но она всячески влияет на его сознание, напоминает ему о вечном. Наблюдая за красотой и жизнью природы, человек понимает, что его повседневные, такие мелкие и несущественные проблемы кажутся совершенно незначительными по сравнению с этим гордым и молчаливым великолепием. Рядом с природой сердце человека словно оживает, начинает острее чувствовать радость и горе, любовь и ненависть, надежды и радости.
Катерина - натура мечтательная. Все ее светлое, жизнерадостное детство было связано с природой. Когда девушка говорит о своем детстве, она в первую очередь вспоминает любимую мать, души в ней не чаявшей, и уход за любимыми цветами, которых у Катерины было “много-много”. Также Катерина очень любила прогулки по саду. Сад - это живая природа в миниатюре. Катерина вспоминает о своем детстве, глядя на прекрасный пейзаж. Естественная красота окружающего мира гармонично переплетается с самой речью девушки, с речью живой, образной, эмоциональной. В произведении сам образ Катерины тесно связан с окружающей природой.
Но далеко не все герои Островского обращают внимание на эту красоту. Например, Кулигин говорит, что не может наглядеться на нее в течение всей своей жизни. Также с большим удовольствием любуется красотой природы Катерина. Она выросла на Волге и с детства любит все, что связано с этой рекой и природой вокруг.
Но для большинства персонажей пьесы природа совершенно не важна Например, Кабаниха и Дикой на протяжении всей драмы ни разу не выразили восхищения красотой окружающего мира. На фоне окружающей природы и Дикой, и Кабаниха выглядят особенно жалкими. Не случайно они боятся природы и ее проявлений, например воспринимают грозу как наказание свыше. На самом деле гроза является благом для маленького города, погрязшего в пошлости, раболепстве и жестокости. Гроза как природное и как социальное явление смывает пелену ханжества и лицемерия, которой прикрывались до сих пор горожане.
Чувство любви неразрывно связано с красотой трепетной природы вокруг. Очень часто встреча влюбленных происходит на фоне красивого пейзажа. Встреча Катерины и ее возлюбленного происходит чудесной летней ночью. Природа вокруг живет и радуется, и кажется, что ей нет никакого дела до людской жизни.
Катерина признается в совершенном преступлении, то есть в своей любви, тогда, когда разразилась гроза. Стихийное природное явление удивительным образом гармонирует с чувствами поруганной и униженной женщины. Во время признания Катерина находится в полуразрушенной церкви. Из всех фресок уцелела лишь картина ада.
Катерина чувствует себя глубоко несчастной, совершившей преступление грешницей, она уже ненавидит себя и свой поступок. В это время пошел дождь, который словно старается смыть всю грязь с человеческих отношений, чтобы они предстали в своей первозданной чистоте.
Катерина решает свести счеты с жизнью. В этом ей помогает любимая с детства река Волга. Девушка бросается в волны реки, чтобы навсегда избавиться от людской жестокости, ненависти и лицемерия. Она не может жить среди людей, но природа остается на ее стороне.


Пьесы А. Н. Островского «Гроза» и А. П. Чехова «Вишневый сад» различны и по проблематике, и по настроению, и по содержанию, но художественные функции пейзажа в обеих пьесах схожи. Та нагрузка, которую несет пейзаж, отражена и в названиях пьес. Пейзаж у Островского и Чехова является не только фоном, природа становится действующим лицом, а у Чехова вишневый сад является одним из главных персонажей. В обеих пьесах пейзаж удивительно красив, хотя трудно сравнивать захватывающие волжские виды, открывающиеся с того места, где расположен город Калинов, с маленьким по сравнению с великой русской рекой вишневым садом. Огромный, колоритный волжский пейзаж подавляет своей красотой, суровой и могучей. На его фоне человек кажется мелкой букашкой, ничтожеством по сравнению с необъятной, сильной рекой. Вишневый сад - это укромный, спокойный уголок, дорогой сердцу каждого, кто здесь вырос и живет. Он красив, - красив той тихой, милой, уютной красотой, что так притягивает человека к родному дому. Природа всегда оказывала влияние на души и сердца людей, если, конечно, в них еще жива душа и не очерствело сердце. Так, Ку-лйгин, очень мягкий, слабый, но добрый и чуткий человек, за всю жизнь не мог наглядеться на красоту Волги-матушки. Катерина, эта чистая и светлая душа, выросла на берегу Волги и полюбила всем сердцем реку, которая была ей и другом, и защитницей в детстве. Отношение к природе являлось у Островского одним из критериев оценки человечности. Дикой, Кабаниха и другие послушные подданные «темного царства» равнодушны к красоте природы, в глубине души боятся ее. Герои «Вишневого сада» - Раневская, Гаев и все, чья жизнь долгое время была связана с вишневым садом, - любят его: нежная, тонкая красота цветущих вишневых деревьев оставила неизгладимый след в их душах. Все действие пьесы происходит на фоне этого сада. Вишневый сад все время незримо присутствует на сцене: о его судьбе говорят, его пытаются спасти, о нем спорят, философствуют, о нем мечтают, его вспоминают. У Островского пейзаж также дополняет действие. Так, объяснение Катерины с Борисом происходит на фоне прекрасной летней ночи, кается Катерины во время грозы в полуразрушенной церкви, где из всех фресок уцелела лишь картина ада. Для Раневской и Гаева вишневый сад -родовое гнездо, малая родина, где прошли их детство и юность, здесь родились и угасли их лучшие мечты и надежды, вишневый сад стал частью их самих. Продажа вишневого сада символизирует конец их жизни, от которой остались одни горькие воспоминания. Эти люди, обладающие великолепными душевными качествами, прекрасно развитые и образованные, не могут сохранить свой вишневый сад, лучшую часть своей жизни. Аня тоже выросла в вишневом саду, но она еще очень молода, полна жизненных сил и энергии, поэтому она покидает вишневый сад с легкостью, с радостью, для нее это освобождение, шаг в новую жизнь. Она стремится навстречу новым жизненным испытаниям, мечтая посадить новый сад лучше прежнего. Но в старом саду, в заколоченном доме, остался умирать забытый старый Фирс. Вишневый сад не отпускает никого просто так, как не дает человеку покоя его прошлое. Вишневый сад - это символ жизни, символ прошлого и будущего. Он бессмертен, как бессмертна сама жизнь. Да, его вырубят, да, на его месте построят дачи, но новые люди посадят новые вишневые сады, и все начнется заново. В момент покаяния Катерины разразилась гроза, пошел дождь, очищающий, смывающий все грехи. Но люди не столь милосердны: «темное царство» затравило героиню, которая осмелилась преступить его, законы. Волга помогла Катерине уйти от невыносимой жизни среди людей, прекратила муки и страдания. Дала покой. Смерть в Волге стала выходом из того тупика, куда загнали Катерину человеческая черствость и жестокость. Пейзаж в пьесах Островского и Чехова подчеркивает, кроме всего прочего, несовершенство, мелочность человеческих отношений перед лицом холодной и прекрасной природы.