Психология групп. Понятие группы

Цель: сформировать основное представление о малых и больших социальных группах, процессах межгруппового и внутригруппового взаимодействия.

План:

    Психология групп. Понятие группы.

    Классификация групп. Структура группы.

    Виды и структура малой группы.

    Психология больших социальных групп.

    Психология внутри- и межгрупповых конфликтов.

Текст:

    1. Психология групп. Понятие группы

Во всех определениях личности подчёркивается её принадлежность к обществу, её включённость в ту или иную систему социальных отношений. Любая личность подвержена воздействиям со стороны общества на макро- и микроуровне. Макроуровень – это широкая социальная среда, вплоть до уровня всей мировой общественной системы. Микроуровень – это ближайшее окружение личности – семья, друзья, коллеги, соседи и пр.

Являясь членом группы, человек выполняет ту или иную социальную роль, которая трактуется как нормативная система действий, ожидаемых от индивида в соответствие с его социальной позицией, т.е. роль обусловлена конкретным местом человека в структуре социальных связей и не зависит от его индивидуально-психологических свойств.

Классификация ролей.

    Приписанные (обусловлены дифференциацией людей по половому признаку – гендерные роли).

    Достигнутые (выполняются в той или иной профессиональной области).

    Специфические (взаимоотношения на основе особых четко ограниченных целей).

    Диффузные (не имеет особой специальной направленности).

Итак, группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.

    1. Классификация групп. Структура группы.

Классификация групп.

1. Первичные и вторичные группы. Первичные – это контактные группы, в которых взаимодействие осуществляется «лицо к лицу» и её члены объединены эмоциональной близостью (семья, друзья). Вторичные группы – характеризуются безличным взаимодействием её членов, которое обусловлено официальными организационными отношениями. Члены такой группы объединены с целью получить какие-либо экономические, политические или другие выгоды (профсоюз, политическая партия).

2. Формальные и неформальные. В основу этого деления кладётся характер структуры группы. Под структурой имеется ввиду существующее в ней относительно постоянное сочетание межличностных отношений. Формальная группа характеризуется обеспечением выполнения определённых официальных задач. Связи, составляющие формальную структуру безличны. Неформальная структура определяется внутренними факторами и является следствием личного стремления индивидов к тем или иным контактам и отличается большей гибкостью по сравнению с формальной.

Классификация групп:

1. По размеру:

1) большие

3) микрогруппы (диады, триады)

2. По общественному статусу:

1) формальные

2) неформальные

3. По непосредственности взаимосвязей:

1) реальные (контактные)

2) условные

4. По уровню развития:

1) низкого уровня развития (ассоциации, диффузные группы, корпорации)

2) высокого уровня развития (коллектив)

5. По значимости:

1) референтные

2) группы членства

Функции групп.

    Социализация – в группе индивид овладевает рядом необходимых социальных умений и навыков.

    Инструментальная – осуществление в группе совместной деятельности, которая не возможна в одиночку.

    Экспрессивная – удовлетворение потребностей людей в одобрении, уважении, доверии, получение удовлетворения от общения с психологически близкими людьми.

    Поддерживающая – в трудных ситуациях люди стремятся к объединению для получения психологической поддержки.

Одним из важных факторов, определяющих свойства группы, является её размер и численность. Группа начинается с диады (соединение двух лиц). Диада представляет собой специфическое человеческое образование: межличностные связи отличаются большой прочностью и принадлежность к диаде вызывает более высокую степень удовлетворённости её членов; хотя диаде свойственна особая хрупкость, т.к. любая другая группа может существовать, если лишается одного из её членов, чего нельзя сказать о диаде. Группа, состоящая из трёх лиц – триада. Триаде также свойственна специфичность, т.к. каждый из её членов может действовать в двух направлениях: способствовать укреплению этой группы или стремиться к её разъединению.

Малая группа – это группа, которая состоит из небольшого числа лиц (от 2-х до 10), имеющих общую цель и дифференцированные ролевые обязанности. Эта цель проистекает из общих интересов членов группы, которые проявляют удовлетворённость своим взаимодействием, которое осуществляются на основе сравнительно частых непосредственных контактов (лицом к лицу).

Группа, состоящая из 30-40 человек и больше – большая группа. Характеризуется непостоянством неформальных контактов, и внутри такой группы может возникать несколько неофициальных подгрупп.

Факторы, влияющие на структуру группы.

    Цели группы

    Степень автономности группы

    Социально-демографические, социальные и психологические особенности членов группы

    Социальная группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой.

    Наиболее широкое понимание социальной группы связано с понятиями общности и совокупности. Наличие общей цели делает людей способными к согласованным действиям, хотя такая согласованность существует только в определенном аспекте их поведения.

    Индивиды принадлежат группе не всей своей личностью, а только теми аспектами, которые связаны с социальными ролями, выполняемыми в данной группе. Ни один человек не может функционировать полноценно только в одной социальной группе. Ни одна группа не может обеспечить полностью условия для самореализации личности в различных аспектах.

    Социальная группа – важная форма объединения людей в процессе деятельности и общения. Цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность – эти феномены выступают в качестве особых компонентов социальной группы, определяющих меру ее устойчивости.

    К устойчивым социальным группам можно отнести семью, школьный класс, друзей, профессиональный коллектив. Именно они в силу своей устойчивости оказывают влияние на характер социального развития и социальную адаптацию субъекта.

    Основные признаки социальной группы:

    1) наличие интегральных психологических характеристик, таких как общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы, которые формируются с возникновением и развитием группы.

    2) Существование основных параметров группы как единого целого; композиция и структура, групповые процессы, групповые нормы и санкции. Композиция представляет собой совокупность характеристик членов группы. Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. К групповым процессам относятся динамические, то есть меняющиеся показатели группы как социального процесса отношений.

    3) Способность индивида к согласованным действиям. Этот признак является ключевым, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных на достижение цели.

    4) Действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с требованиями окружающих. Индивидуальным результатом такого давления выступает конформность как качество человека в нормативном или ненормативном варианте. Психологи фиксируют наличие изменений во взглядах и поведении отдельных участников обусловленных их принадлежностью к группе.

    Школа «групповой динамики» связана с именем К.Левина. Американский период деятельности К.Левина после эмиграции из Германии начался с создания в Массачусетском технологическом институте специального центра изучения групповой динамики. Направление исследований в этом центре опиралось на создание К.Леви К.Левин назвал полем. Ее главное положение – идея взаимодействия индивида и окружения (среды), где значение приобретает структура, в которой совершается поведение, . Она охватывает в нераздельности мотивационные устремления (намерения) индивида и существующие вне индивида субъекты его устремлений.

    Центральная идея теории поля состоит в том, что причины социального поведения следует искать через познание психологических и социальных сил, его детерминирующих.

    Важнейшим методом анализа психологического поля явилось создание в лабораторных условиях групп с определенными характеристиками и последующее изучение функционирования этих групп. Вся совокупность этих исследований носила название групповой динамики. Основная проблематика сводилась к следующему:

    1) какова природа групп;

    2) каковы условия их формирования;

    3) какова их взаимосвязь с индивидами и с другими группами;

    4) каковы условия их успешного функционирования. Большое внимание было также уделено проблемам образования характеристик группы: нормам, сплоченности, соотношению индивидуальных мотивов и групповых целей, лидерству в группах.

    Другая идея К.Левина – идея валентности. Этим понятием К.Левин объяснял направленность индивида в жизненном пространстве. Позитивная валентность обеспечивает устремление индивида в определенный район силового поля, негативная валентность – движение в противоположную от него сторону.

    Отвечая на главный вопрос, какие потребности двигают социальным поведением людей, «групповая динамика» пристально исследовала проблему внутригрупповых конфликтов, сопоставляла эффективность групповой деятельности в условиях кооперации и конкуренции, способы вынесения групповых решений.. Практически весь набор проблем малой группы был представлен в работах этого направления.

    «Групповая динамика» оказала большое влияние на последующее развитие социально-психологической мысли. В рамках этого направления были высказаны важные идеи относительно групповых процессов, тщательно исследованы некоторые из них, разработаны методики, сохраняющие свое значение до сих пор.

    С другой стороны, теоретический контекст конструкции теории поля является в значительной мере устаревшим. В большей степени, чем в случае какой-либо другой области психологии, отбрасывание теоретической концепции К.Левина сочетается с полным или почти полным принятием созданных им методик. Они работают и в других теоретических рамках. Не полностью решена еще задача выявления степени их допустимого принятия в русле новой теоретической схемы.

    Введение…………………………………………………………….……….……3

    1 Теоретическая часть…………………………………………….…….……..….4

    1.1 Понятие группы, их виды, размеры, структура…………….……..…..…..4

    1.2 Общие качества свойственные группам………………….……………..….7

    1.3 Основные признаки социальных групп………………………………..….11

    1.3.1 Групповая сплоченность и совместимость…………………………..….11

    1.3.2 Структура группы……………………………………………………..…..12

    1.3.3 Групповые процессы…………………………………………………..….13

    1.3.4 Положения индивида в группе в качестве ее члена……………………14

    1.3.4.1 Статус…………………………………………………………………….14

    1.3.4.2 Роли………………………………………………………………………16

    1.3.4.3 Групповые (ролевые) ожидания………………………………………..17

    1.3.5 Групповые нормы и групповые санкции………………………………...17

    2 Практическая часть. Определение наличия статусов у членов группы как одной из основных параметров группы………………………………………..20

    2.1 Определение видов статусов в школьных классах и группах внешкольного учреждения………………………………………………………….……..…….20

    2.2 Ход эксперимента по определению статуса в группах…………………..22

    2.3 Выводы про итогам проведенного исследования…………………………23

    Заключение………………………………………………………………………24

    Список использованной литературы………………………………………….25


    Введение

    Большинство задач, встающих перед людьми, требуют коллективных усилий. Совместно несколько человек могут достичь результатов, которых даже ценой неимоверного напряжения сил никогда бы не смог достичь человек в одиночку. Как бы ни был талантлив, усерден, умен или силен человек, его возможности достичь значительных целей чрезвычайно ограничены.

    Глядя на египетские пирамиды или Великую китайскую стену, прежде всего поражаешься тому, как без специальных машин, лишь организуя и соединяя ограниченные силы множества людей, можно было построить такие гигантские сооружения. Объединенное тысячекратно простое физическое усилие обыкновенного рядового человека превращается в исполинскую мощь, способную созидать рукотворные горы.

    Ни развитие общества, ни бурный прогресс техники не изменили этого правила. И сейчас, пытаясь выполнить даже не сложную задачу, человек думает о том, как найти, организовать и заинтересовать людей, составить тот коллективный ум, ту общую силу, которой по плечу выполнение задуманного. Как же, по каким законам происходит рождение этой таинственной коллективной мощи? Может быть, “чувство локтя” или дух соревнования стимулируют индивидуальные усилия, позволяя достигать той продуктивности, которая невозможна в одиночку?

    То, что работа в группе благотворно сказывается на индивидуальной результативности, подтверждается и некоторыми исследованиями. Так, исследователи отмечают. Что при совместной деятельности идентичные проблемы решаются лучше, чем при их индивидуальном решении, что в группе индивид совершает меньше ошибок и демонстрирует более высокую скорость решения задач и т.д.

    Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии.

    Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

    Цель работы: Отобразить основные признаки социальных групп.


    1 Теоретическая часть

    1.1 Понятие группы, их виды, размеры, структура.

    «Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа”». С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей по какому либо общему признаку необходимому в данной системе анализа.

    С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

    Для социально-психологического подхода характерен другой угол зрения. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния. Это имеет для личности два важных следствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе социальной деятельности, с другой - сказывается на формировании сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп. Поэтому крайне значимо определить, какова будет та «равнодействующая» этих групповых влиянии, которая и определит содержание сознания личности. Но, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо установить, что же значит для человека группа в психологическом плане; какие ее характеристики значимы для личности, входящей в нее. Именно здесь-то социальная психология и сталкивается с необходимостью соотнесения социологического подхода, с которым она не может не считаться, и психологического, который тоже имеет свою традицию рассмотрения групп.

    Для социально-психологического подхода характерно в большей мере рассмотрение лишь самого факта наличия некоторого множества лиц, в условиях которого протекает деятельность личности. Это множество лиц, «окружающих» человека или даже взаимодействующих с ним в какой-то конкретной ситуации, тоже, конечно, может быть интерпретировано как «группа», но фокус интереса в данном случае - не содержательная деятельность данной группы, а, скорее, форма действий индивида в условиях присутствия других людей или даже взаимодействия с ними. В многочисленных социально-психологических исследованиях, особенно на ранних этапах развития социальной психологии, вопрос ставился именно так. Группа здесь не выступает как реальная социальная ячейка общества, как «микросреда» формирования личности. Однако с такой традицией нельзя не считаться: для некоторых целей, особенно в рамках общепсихологического анализа (например, при выяснении специфики протекания определенных психических процессов в условиях «группы»), такой подход может быть оправдан.

    Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными и реальными. Реальные группы делят на малые и большие, официальные и не официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные. Стихийные - К.К.Платонов назвал «неорганизованными группами».

    В истории социальной психологии предпринимались многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Юбенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе и др. К этому часто добавлялись и такие основания, как время существования группы, принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней и многие другие. Однако общая черта всех предложенных классификаций - формы жизнедеятельности группы. Если же принять принцип рассмотрения реальных социальных групп в качестве субъектов социальной деятельности, то здесь требуется, очевидно, и иной принцип классификации. Основанием ее должна служить социологическая классификация групп соответственно их месту в системе общественных отношений. Но прежде чем дать такую классификацию, надо привести в систему те употребления понятия группы, о которых речь шла выше.

    Прежде всего для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях - реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидностей реальных групп, однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы, выделенные в социологическом анализе. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые “большие” и “.малые” группы. Малые группы - обжитое поле социальной психологии. Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти большие группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования (это по преимуществу большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы, сам термин “группа” по отношению к которым весьма условен), другие же - организованные, длительно существующие группы, - подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. Весь смысл предшествующих рассуждений о предмете социальной психологии требует включения и этих групп в сферу анализа. Точно так же малые группы могут быть подразделены на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся. Эта классификация может быть наглядно представлена в следующей схеме (рис. 1). Все, начиная с рубрики “реальные естественные группы” является объектом исследования социальной психологии. Все дальнейшее изложение будет проводиться по данной схеме. Проанализированные выше общие закономерности общения и взаимодействия людей должны быть теперь рассмотрены в контексте тех реальных групп, где эти закономерности приобретают свое особое содержание.

    Группа - ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определённых признаков.

    Существование большого количества различных социальных групп обусловило разработку различных типологий групп .

    Основными критериями выделения таких типологий могут выступать:

    Количество человек в группе;

    Общественный статус;

    Уровень развития и т. д.

    Так, по общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные, по непосредственности взаимосвязей - на реальные и номинальные, по значимости - на референтные группы и группы членства. Наиболее употребительные типологии выделяются по количеству человек и по уровню развития. Эти два критерия значимы и для педагогической деятельности.

    По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплочённости, а также группы высокого уровня развития:

    - диффузная группа - общность, в которой отсутствует сплочённость как ценностно-ориентационное единство, нет организованной совместной деятельности, способной опосредовать отношения её участников. Чаще всего диффузная группа представляет собой небольшое кратковременное объединение людей на случайной основе. Диффузные группы находятся на очень низком уровне развития и быстро распадаются;

    - ассоциация - группа, в которой отсутствуют объединяющая её совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения. Ассоциация является официальной группой, имеющей общую, официально поставленную цель, официальную структуру, но совместного достижения общественно значимых целей в такой группе ещё нет: каждый добивается этих целей сам по себе;

    - корпорация - организованная группа, характеризующаяся замкнутостью, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих узколичных интересов;

    - коллектив - группа объединённых общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. Выделяются следующие признаки коллектива: высокий уровень развития группы, социально-позитивная деятельность, высокая сплочённость членов группы, референтность группы, опосредованность межличностных отношений совместной деятельностью.

    По количеству человек выделяют большие группы, малые группы и микрогруппы. Состав микрогрупп включает в себя два или три человека (соответственно диады, триады). Большая группа - это социальная общность, члены которой, не имея непосредственных контактов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами групповой коммуникации. Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов (Г.М. Андреева). В малой группе участники лично знают друг друга.


    Психологические характеристики группы

    Групповые нормы (от лат. norma - руководящее начало, точное предписание, образец) - это определённые правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение её членов, чтобы их совместная деятельность была возможна .

    Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к этой деятельности. Нормы группы связаны с ценностями, т. к. любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений.

    Нормы группы включают в себя и общезначимые нормы , и специфические (выработанные именно данной группой). Групповые нормы способствуют повышению устойчивости и стабильности группы. Иногда групповые нормы выполняют в определённом смысле консервативную роль.

    Социальная психология изучает и такую важную проблему, как мера принятия норм каждым членом группы. Если человек не соблюдает групповые нормы, то включаются механизмы, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм. Все процедуры, при помощи которых поведение индивида приводится к групповой норме, называются групповыми санкциями. Система санкций предназначена для того, чтобы обеспечить соблюдение норм.

    Санкции могут быть:

    Положительными и отрицательными;

    Формальными и неформальными;

    Непосредственными и опосредованными.

    Санкции существуют на всех уровнях социальной жизни и во всех группах. Они регулируют поведение индивидов с различным уровнем строгости и силы.

    Групповое давление - действия, побуждающие человека вести себя определённым образом и в соответствии с экспектациями (системой ожиданий, требований относительно норм исполнения индивидом социальных ролей) окружающих. Этот феномен получил в социальной психологии наименование феномена конформности (или конформного поведения).

    Конформность (от лат. conformis - подобный, сообразный) - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

    Различают:

    а) внешнюю конформность , когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться;

    б) внутреннюю (подлинный конформизм) - индивид действительно принимает мнение большинства.

    Слабое влияние группового давления определяется как нонконформизм. Нонконформизм не имеет ничего общего с негативизмом (конформностью наоборот). Негативизм проявляется в стремлении человека обязательно поступить вопреки правилам, и в этом смысле он зависит от групповых норм. Нонконформист же имеет свой, независимый взгляд на явления окружающего мира и доверяет своему мнению, при этом он относится с уважением и к мнениям других людей, но поступать он будет в соответствии со своими представлениями о действительности.

    Групповая динамика - это совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какой-то период её существования.

    Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе. Власть несёт в себе право и возможность распоряжаться чем-либо, кем-либо, подчинять воле одного человека. Лидер и руководитель оказывают ведущее влияние на дела группы.

    1. В большинстве исследований по проблемам управления под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу, п ричём лидер - в системе неформальных отношений, а руководитель - в системе формальных отношений.

    2. В социально-психологическом смысле лидерство и руководство - это механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя.

    В социальной психологии существуют следующие различия между лидером и руководителем:

    Во-первых, лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель - формальные;

    Во-вторых, лидер является представителем своей группы, её членом (элемент микросреды). Руководитель же входит в макросреду (элемент макросреды), представляет свою группу на более высоком уровне социальных отношений;

    В-третьих, в отличие от руководства, лидерство является стихийным процессом, никто не может гарантировать запланированное лидерство, т. к. групповые процессы не всегда предсказуемы. Руководство - процесс целенаправленный и запланированный, поэтому руководство выступает как явление более стабильное, чем лидерство;

    В-четвёртых, руководитель в процессе влияния на подчинённых имеет значительно больше санкций, чем лидер. Если лидер может использовать только неформальные санкции, то руководитель имеет возможность применения как формальных, так и неформальных санкций;

    В-пятых, принятие решений лидером осуществляется непосредственно, а руководителем опосредованно. Ведь лидер владеет только той информацией, которая существует в рамках данной группы, а руководитель использует большой объём как внутренней, так и внешней информации.

    Рассматривая феномены лидерства и руководства, следует отметить роль авторитета. Лидер всегда авторитетен, в противном случае он не будет лидером. Руководитель же может обладать авторитетом, а может и не иметь его совсем.

    Авторитет - это совершенно особый вид влияния на людей. Он выражается в способности человека, не прибегая к принуждению, направлять поступки и мысли других людей. Все харизматические личности были, безусловно, авторитетны.

    В психологии чаще других выделяют подлинный и ложный типы авторитетов:

    Ложный авторитет возникает в условиях манипулятивной деятельности «лидера», когда он достигает власти над людьми посредством ухищрений, лицемерия, социальных игр (Э. Берн ), т. е. действий со скрытыми мотивами. В большинстве случаев ложный авторитет позволяет человеку влиять на ход дела и добиваться признания со стороны других людей, но в целом отношение к такому человеку будет несколько настороженным, ведь явные манипуляции скрыть чрезвычайно трудно.

    Одним из наиболее традиционных вопросов лидерства и руководства является вопрос о стилях лидерства (руководства). Ещё в 30-е годы ХХ века К. Левин выделил три стиля лидерства: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный) и попустительский (анархический).

    Стиль лидерства - это типичная для лидера система приёмов воздействия на членов группы.

    Социологи считают, что социальная группа - это тип социальной общности людей, объединенных в процессе совместной деятельности. Каждая такая группа имеет свою социальную структуру, основанную на следующих признаках:
    статусно-ролевые отношения;
    профессионально-квалификационные характеристики;
    половозрастной состав.

    Для оценки группы, прогнозирования ее развития необходимо сделать анализ этой группы с психологической точки зрения.

    Статусно-ролевые отношения. Отражают систему взаимосвязей, которые складываются в группе. Каждый человек в своей группе занимает определенное социальное положение: по вертикали - руководство и подчиненные (начальник и подчиненный), по горизонтали - сотрудничество (сотрудники). Это положение отражается на статусе каждого члена группы.

    Статус человека раскрывается в наборе-ролей, которые он играет в данной группе. Роль - это социально-психологический феномен, который связан с выполнением той или иной деятельности в соответствии с психологическими возможностями личности. Роль связывает социальные явления и психологические особенности человека.

    Часто невозможно понять, почему возникают отрицательные эмоции, конфликты в группе. Объяснения этому можно найти, используя схему ролевого поведения человека, предложенную американским психологом Олпортом. Эту «схему» можно проиллюстри^ ровать следующим примером. Человека хотят назначить на должность руководителя. Первое, что нужно при этом сделать - определить, насколько он отвечает ролевому ожиданию той группы, которой он собирается руководить. В разных группах критерии ролевого ожидания могут различаться: одни ждут демократического или даже либерального руководителя (если это творческие или научные группы), другие - более строгого, авторитарного (в производственных группах).

    Когда роль передается человеку, очень важным становится фактор его личности (индивидуальности). Человек должен понять, чего от него хочет группа и какие требования предъявляет к нему. В соответствии с этим он должен определить свои функции. Без понимания своей роли и функций, соответствующих ей, человеку трудно справиться с данной ролью. На практике очень часто не обращают внимания на подобные несоответствия, но, когда возникает конфликт, оказывается, что новый руководитель даже не понял, чего от него ждут (со всеми вытекающими последствиями). Некоторые люди совершенно сознательно принимают ту или иную роль, четко представляя себе, чего от них ждет группа. Однако при этом они заранее определяют для себя, что не будут делать того, чего от них ждут, надеясь на «авось».

    После осознания своей роли человек должен принять ее или отклонить как несоответствующую его индивидуально-психическим особенностям. Если человек сознательно принял на себя роль, то это решение, как правило, сопровождается процессом обучения новым функциям, выработкой определенных позиций, стиля поведения и общения. Все это требует напряжения умственных и нравственных сил, внутренней перестройки, осознания своего нового положения.

    Систему ролевого поведения можно разделить на два этапа.

    Первый этап - процесс вхождения в роль, сопровождается проверкой и подтверждением знаний человека о самом себе, своего психологического портрета, выявлением всех плюсов (и их дальнейшего использования в своей деятельности) и всех минусов (и их нейтрализации). Эта проверка может быть осуществлена с помощью психологических тестов.

    Второй этап - исполнение роли; учитывается и анализируется с двух сторон: поведение человека, исполняющего роль, и оценка окружающих. Эта оценка производится как самим человеком в виде самооценки, так и другими людьми, занимающими разное статусное положение по отношению к оцениваемому.

    В системе ролевого поведения можно найти источники конфликтов в группе. Они могут возникнуть на всех ключевых моментах системы ролевого поведения в тех случаях, когда человек:
    - не понял своей роли;
    - не принял ее, согласившись занять определенное место в группе;
    - плохо исполняет свою роль;
    - не оправдывает ожиданий группы.

    Чтобы помочь человеку, необходимо найти главный источник внутриролевого конфликта.

    Профессионально-квалификационные характеристики. Они включают образование, профессии, уровень квалификации членов группы; влияют на эффективность работы группы и морально-психологический климат. Существенные различия в профессионально-квалификационном и образовательном составе работников в группе могут быть источником конфликтов.

    Половозрастной состав группы. Понимание особенностей этой составляющей очень важно для руководителя именно с психологической точки зрения. Каждый возрастной период имеет свои психологические особенности, которые должен учитывать руководитель.

    Понятие «возраст» многопланово. Различают четыре его подвида: хронологический (паспортный), биологический (функциональный), социальный (гражданский) и психологический. Психологический возраст связан с понятием психологического времени, которое выражается в том, как человек оценивает во внутреннем мире свой возраст.

    Существует определенная закономерность в оценке своего возраста людьми разных возрастных групп. В процессе одного эксперимента оценивали свой возраст группы людей: первая - молодые люди от 20 до 40 лет, вторая - люди старшего возраста от 40 до 60 лет. Оказалось, что чем моложе человек, тем старше он себе кажется, и так же, как и в отношении себя, переоценивает возраст других. Молодым людям в 17-18 лет 30-летние кажутся стариками. Девушка, не вышедшая замуж в 23 года, считает себя старой девой. После 40 лет люди обычно воспринимают себя моложе, чем они есть. Чем старше они становятся, тем больше молодеет у них душа, и только биологический возраст напоминает человеку о том, что он не молод. Поэтесса Мариэтта Шаги-нян писала о себе так: «Я была молода в свои восемьдесят пять лет. Я была так молода, что казалась сама себе моложе прежних двадцати лет». Эту особенность психологического возраста нужно учитывать руководителям (особенно молодым), если они имеют дело с пожилыми людьми в группе. Предъявляя одинаковые требования к сотрудникам, руководитель должен оценивать их работу с точки зрения качества ее выполнения, но ни в коем случае не напоминать человеку о его возрасте (особенно, если этот человек - женщина!).

    Психологический возраст может сопровождаться психологическими кризисами в определенные возрастные периоды. Психологические кризисы - это «поворотные пункты», психологические переломы в жизни человека, связанные с его возрастом. Психологи установили хронологию таких переломов: в детстве - 6-7 лет; у подростков- 12-14 лет; у юношей- 18-19 лет, 25-26 лет. Далее психологические переломы наступают каждое десятилетие - в 30, 40, 50, 60, 70 (после семидесяти - через каждые 5 лет). Человек как бы подводит итоги своей жизни за 10 лет и строит планы на будущее. Психологический кризис у 40-летних оценивается как кризис середины жизни. Сила этого кризиса зависит от того, насколько велико расхождение между целями, поставленными в молодости, жизненными планами, и тем, как они реализованы к 40 годам жизни. Кризис середины жизни позволяет каждому человеку переосмыслить прожитую часть жизни и определить ее перспективу гак, чтобы оставаться активным и нужным людям, обществу.

    На внутригрупповые взаимоотношения оказывают влияние особенности мужской и женской психологии. Женские коллективы отличаются большей эмоциональностью, в них чаще возникают ролевые конфликты, иногда носящие ситуационный характер. Мужские группы более жестки, рациональны, но в то же время инертны (ригидны), прагматичны; имеют тенденцию к деловым и престижным конфликтам. Благоприятным фактором для развития группы и хорошего психологического климата является сочетание мужчин и женщин в группе.

    В любой группе независимо от желания ее членов и руководства складывается невидимая на первый взгляд внутренняя социально-психологическая структура, зависящая от ряда особенностей. Прежде всего эта структура зависит от особенностей психологического мира взаимодействующих людей, в частности, от таких его составляющих как: 1) отношение к себе и другому человеку; 2) энергетического заряда, который активизирует психологический мир человека.

    Каждый человек, находясь в обществе, постоянно вступает в контакт с другими людьми. Эти люди занимают в психическом мире человека определенное место, создавая хорошее или плохое настроение. Психоаналитик К. Хорни пришла к выводу о том, что люди, взаимодействуя друг с другом, образуют некое социально-психологическое поле. Человек, находящийся в группе, испытывает потребность в некотором количестве контактов. Эти потребности К. Хорни разделила на три типа: 1) направленные к людям; 2) направленные против людей; 3) направленные от людей.

    Большинство людей отличается определенным типом потребностей. В зависимости от этого различаются и психологические типы характера: по контактности, агрессивности, замкнутости, открытости. Но эти потребности человек реализует в конкретных условиях, которые складываются в группе. В одних ситуациях он вынужден постоянно общаться и уступать; в других - бороться за доминирование; в третьих- изолироваться от группы.

    В зависимости от потребностей в контактах и реально существующих отношениях с группой у человека (в случае нарушения этого равновесия) могут появиться элементы беспокойства - страх, беспомощность, враждебность, чувство покинутости и одиночества.

    К. Хорни дала характеристику трем социальным типам:
    1) уступчивый тип - направлен к людям, стремится присоединиться к группе, либо к более влиятельной (сильной) личности; свои агрессивные стремления он подавляет; не очень любит людей;
    2) агрессивный тип - направлен против людей, смотрит на жизнь как на борьбу всех против всех; все другие люди для него враги; главной целью для себя считает победу и контроль над другими; никому не дрверяет; симпатии и привязанности рассматривает как слабости;
    3) разобщенный тип - направлен от людей; у него возникают эмоциональные барьеры по отношению к другим людям; близкие контакты вызывают у него тревогу; старается подавить свои эмоции и воздержаться от оценки других людей.

    Глубинные основы взаимодействия людей пытался раскрыть в своем учении Э. Берн (основатель трансактного анализа). Основной идеей его теории является предположение о том, что внутри каждого человека живут как бы несколько людей, которые в тот или иной момент управляют поведением человека. Эти люди представляют собой три человеческих эго-состояния: «Родитель» (Р), «Взрослый» (В), «Дитя» (Д). Любое из трех эго-состояний может постоянно или временно (ситуационно) преобладать в человеке. Тогда он чувствует, мыслит и действует в рамках этого состояния.

    Оптимальным вариантом считается присутствие в человеке всех трех состояний в равных пропорциях, что встречается редко. Наличие этих трех состояний сказывается на коммуникациях людей. При контактах с другими людьми человек обычно неосознанно выбирает одну из трех позиций. При общении следует правильно определить позицию партнера, выбрать и гибко менять свою собственную. Это помогает достижению успеха в коммуникациях, позволяет улавливать скрытый смысл сказанного в процессе разговора и адекватно реагировать на ситуацию.

    На психологический климат коллектива влияет не только его официальная социальная структура, но и внутренняя социально-психологическая структура, которая складывается независимо от желания членов группы и руководителей и носит неформальный характер. Возникновение этой внутренней социально-психологической структуры группы можно рассмотреть на примере формирования новой группы людей.

    Все начинается с того, что в группе собираются люди, каждый из которых имеет индивидуальные особенности (свой темперамент и характер, определенный склад ума и интеллекта, мир своих ценностей и интересов). Эти люди знакомятся друг с другом, вступают в общение, и постепенно в группе возникают межличностные отношения, которые строятся на обоюдном восприятии и понимании.

    Психологи А. Бодалев и В. Панферов, изучавшие наиболее яркие внешние впечатления, которые производит каждый человек на других людей при знакомстве, пришли к выводу, что их несколько:
    1) прическа, которая способна выделить человека на фоне других людей; изменить до неузнаваемости внешность человека; подчеркнуть природные достоинства лица (или наоборот, обнаружить недостатки);
    2) глаза, которые являются «зеркалом души»; они могут быть добрыми, злыми, хитрыми, лучистыми, холодными и т. п.; могут настроить другого человека на определенный лад - доверительный, настороженный, агрессивный;
    3) улыбка, которая всех очень привлекает, и особенно, если она приветливая, добрая (поэтому она должна идти из «глубины души», иначе она будет неестественной, натянутой либо злой). Д. Карнеги в своей книге «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» писал, что если вы хотите понравиться людям - улыбайтесь, учитесь улыбаться, делайте специальные упражнения перед зеркалом;
    4) выражение лица, которое формируется мимикой; у одних людей она живая, динамичная, разнообразная, а у других - бедная, от чего складывается впечатление угрюмости, неприветливости, скрытности;
    5) манера поведения, движение тела, походка, жесты, которые, как правило, строго индивидуальны; именно по ним можно узнать человека после долгой разлуки, даже если внешность его изменилась до неузнаваемости;
    6) смысл и интонация речи, которые одинаково значимы для людей. Например, одно и то же слово «здравствуйте» можно произнести приветливо, уважительно, а можно - зло и сердито или небрежно. Интонация - это могучее выразительное средство, она сложнее, богаче и полнее самого текста. Наиболее чувствительные люди большее значение придают не тому, что сказано, а тому, как сказано. Если слова говорящего - это текст, то интонация - подтекст речи. Человека можно обидеть не текстом, а подтекстом сказанного. Некоторые руководители жалуются на то, что подчиненные обижаются на них без видимых причин: «Ведь никаких обидных слов я не говорил»,- сетуют они, но не замечают при этом интонации (тона) своих высказываний, распоряжений, указаний. Взаимному психологическому расположению спосрбствует учтивость. Вместо того чтобы говорить человеку: «Вы обязаны это сделать», лучше иногда сказать: «Мне хотелось бы, чтобы Вы это сделали»; или вместо заявления типа: «У Вас ничего не выйдет», лучше сказать: «Попробуйте, может быть что-то и получится, хотя я в этом и не вполне уверен». Выражения типа «спасибо», «благодарю Вас», «пожалуйста», «будьте любезны», «будьте добры», «простите за беспокойство», «всего доброго» и т. п. должны всегда присутствовать в лексиконе человека;
    7) одежда человека также влияет на восприятие его другими людьми, недаром существует русская поговорка «встречают по одежке, а провожают по уму».

    Таким образом, если человек хочет произвести хорошее впечатление на других людей, он должен быть аккуратно и со вкусом одет, причесан; быть доброжелательным и проявлять это в выражении лица, улыбке, манерах; хорошо продумывать что сказать и как сказать людям то, что он хочет выразить.

    Внешними представлениями и впечатлениями знакомство людей в группе, естественно, не заканчивается. Дальше они начинают присматриваться друг к другу, оценивать личностные качества каждого. Как правило, в этих оценках люди ориентируются на сложившиеся социальные стереотипы, установки и эталоны восприятия, сформированные у каждого человека житейские представления, уровень его культуры в целом и, конечно же, уровень психологической культуры.

    Примером социального стереотипа являемся мнение людей о том, что студент всегда остроумен, подвижен, деловит, а профессор рассеян, близорук и не приспособлен к повседневной жизни; все англичане худощавы, надменны и хладнокровны, а французы любвеобильны и беспечны. К стереотипам по внешним признакам можно отнести мнение о том, что люди с большим лбом - умные, с квадратным подбородком - волевые, полные люди - добродушные и общительные, а худые - злые и замкнутые.

    При встрече нового человека люди обычно сразу же относят его к определенному стереотипу и в соответствии с этим строят свое поведение.

    Психологи отличают три типа установок на восприятие другого человека: позитивную - люди переоценивают положительные качества других людей, что проявляется в неосознанной доверчивости к ним. Такие установки ловко используют мошенники и аферисты, умеющие произвести благоприятное внешнее впечатление, вызвать доверие людей, а затем обмануть их;
    негативную, проявляется в том, что люди воспринимают в основном отрицательные качества другого человека, что выражается в подозрительности, недоверчивости, невосприятии его;
    адекватную - позволяет предположить, что у каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества.

    Наличие установок лежит в основе типичных искажений представлений людей о другом человеке. Примерами типичных искажений, названных психологами, являются:
    1) «эффект ореола» - это влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку свойств его личности. Например, если у руководителя (у группы) сложилось мнение о человеке, что он очень хороший, то его отрицательное поведение, плохой поступок расценивается как случайность. Или иногда «хорошим человеком» в группе слывет тот, кто умеет произвести хорошее впечатление (особенно на начальство), выступает на всех собраниях по разному поводу, рассказывает анекдоты, организовывает «дни рождения» и т. п. При этом как бы уходит на второй план его конкретный вклад в дело, которым занимается коллектив. И наоборот, если человека считают плохим, то его хороший поступок либо не замечается, либо также расценивается как случайность. Этот эффект часто мешает адекватно оценивать людей. В таких условиях способные и яркие индивидуальности, которые могут слыть в группе «занудами», «злюками», «одиночками», в данной группе не могут эффективно работать;
    2) эффект последовательности - это влияние слухов о человеке на суждение о нем. Обычно тот, кто хочет навредить человеку, узнав о нем компрометирующие подробности и не проверив информацию, спешит рассказать об этом начальнику и его ближайшему окружению. На фоне расползающихся слухов человеку очень трудно оправдаться и доказать что-либо обратное;
    3) «эффект авансирования» - это приписывание человеку несуществующих положительных качеств. Люди, сталкиваясь с неадекватным их представлению поведением этого человека, разочаровываются, огорчаются, говорят, что «он не оправдал надежды»;
    4) «эффект проецирования на других людей собственных свойств» - это ожидание поведения других людей по заранее разработанной человеком модели. Этот эффект наблюдается в том случае, когда люди не умеют (или не хотят) встать на место другого человека, принять его точку зрения. Их начинает раздражать поведение этого человека, несоответствующее их собственной «программе».

    Люди, объединенные в группу, оказывают друг на друга влияние, имеющее глубинные психологические механизмы. Эти механизмы используются для воздействия одного человека на другого, на группу людей, на социальные общности - общество в целом, толпу, публику, болельщиков и т. п. Они имеют определенные свойства.

    1. Психологическое заражение - это эффект многократного взаимного усиления эмоционального состояния людей, общающихся между собой. Взаимовлияние на уровне «заражения» происходит на бессознательном уровне и имеет огромный эффект. Особенно сильно оно проявляется в толпе, при большом скоплении людей. Эффект «заражения» особенно опасен в экстремальных ситуациях, так как в этих условиях людьми может овладеть паника, и они становятся неуправляемыми (например, при сильном шторме или повреждении корабля на море, при захвате террористами самолета и т. п.). Эффект «заражения» используется артистами эстрады, когда они начинают «заводить публику» различными приемами. Психологический эффект имеют заразительный смех или зевание. «Заражение» может происходить и на уровне небольших групп (например, студент боится идти на экзамен и свое состояние передает другим студентам группы).
    2. Внушение и подражание - это свойства, сопутствующие друг другу. Внушение может быть групповым или индивидуальным и происходить на сознательном и бессознательном уровне. У каждого человека имеется способность воспринимать передаваемые ему в общении чувства, идеи, действия, которые становятся как бы его собственными. Подражание - это сложное динамическое свойство, которое проявляется либо как слепое копирование человеком чужого поведения, жестов, интонации, либо как сознательное, мотивированное подражание.

    На использовании сочетания свойств внушения и подражания построено психотерапевтическое воздействие людей друг на друга, а также групповое поведение, обряды, формирование общественного мнения.

    Психологические явления, которые происходят в группе, давно интересуют исследователей психики человека. Группа является своеобразным усилителем многих психических процессов. Воздействие группы может привести как к слепому подчинению и деградации личности, так и к проявлению лучших человеческих качеств. В последнее десятилетие психологи и психотерапевты разработали немало методов для коррекции личности при помощи организации психокоррекционных групп.

    Психокоррекционные группы делятся на четыре категории:
    1) группы организационного развития или решения проблем;
    2) группы обучения руководителей и развития межличностных навыков;
    3) группы личностного развития;
    4) терапевтические группы.

    К моделям психокоррекционных групп относятся:
    «Т-группы» - это группы тренинга, их развитие началось с исследований К. Левина (специалиста по социальной психологии 30-х годов XX в.). Он был глубоко убежден в том, что наиболее эффективно личность меняет свои взгляды и установки, находясь именно в группе. Работы К. Левина до настоящего времени являются классическими в области групповой динамики. «T-группы» способствовали распространению психологических знаний в широких кругах общества.

    «Группы встреч» - это группы, которые возникли на передовых рубежах движения «Т-групп» под влиянием К. Роджерса и В. Шютца в 60-х годах XX в. «Группы встреч» вызвали большие противоречия в обществе, так как имели дело со спорными проблемами (например, такими как возможность публичного выражения сильных эмоций; поиск способов быстрого установления близких отношений и т. п.). Работа в «группах встреч» способствует развитию самосознания и коммуникативных навыков людей.

    «Гешталът-группы»- это группы, возникшие в Германии в 1926 г. под руководством немецкого нейропсихиатра Ф. Перлза. Первоначальная его практика была основана на принципах З.Фрейда. В дальнейшем его представления о природе человека изменились под влиянием философии экзистенциализма. Гештальт-психология использует множество методик, которые направлены на то, чтобы помочь человеку осознать те стороны его личности, о которых он прежде не подозревал.

    В последнее время «гештальт-группы» используются для исследования групповых процессов и групповой динамики, а также специального взаимодействия отдельных членов группы.

    Психодрама - это групповой процесс, в котором драматическая импровизация служит для исследования внутреннего мира человека. Создание и развитие психодрамы связано с именем Я. Морено (1892-1974), который считается основателем психодрамы, социометрии, а по некоторым мнениям - и всей групповой психотерапии. Психодрама в условиях группы направлена на создание такой обстановки, в которой люди в наибольшей степени могли бы эмоционально разрядиться, переобучиться и по-новому решить имеющиеся проблемы в отношениях с другими людьми, внутренние конфликты. С этой целью используются специальные технические приемы, разработанные Я. Морено.

    Телесная психотерапия основана на признании существования тесной связи между психическими и физиологическими процессами, в частности на том, что личностные характеристики проявляются в позах, жестах, движениях. Важную роль в телесной терапии играют представления об освобождении от эмоций, в результате которых меняется поведение. В менеджменте телесная психотерапия находит свое применение в организации на предприятиях комнат психологической разгрузки, кабин с манекенами менеджеров (для высвобождения от отрицательных эмоций и т. п.).

    Арт-терапия и танцевальная терапия - это специализированные методы работы в группах. Методика арт-терапии базируется на том, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах каждый раз, когда он рисует, пишет картину, лепит скульптуру, не задумываясь о своих произведениях (т. е. спонтанно). Полученные в ходе работы с группой материалы позволяют выявить степень агрессивности и других негативных чувств у людей, помогают разрешить конфликты и наладить отношения между участниками. Арт-терапия используется в области социальной реабилитации и трудовой терапии.

    В основе танцевальной терапии лежит изучение отношений между психическими и физиологическими процессами и последующее изменение этих отношений посредством спонтанной двигательной активности. При проведении занятий руководитель группы побуждает участников к движению. Это приводит к тому, что каждый из них начинает лучше осознавать свое тело и свои эмоции, что в конечном итоге повышает самооценку участников группы.

    Темоцентрированное взаимодействие (ТЦВ) является достаточно новым методом групповой психотерапии. Специфическая черта этого метода состоит в том, что в группе происходит концентрация внимания на определенной выбранной теме. Члены группы, сосредоточив свое внимание на конкретной теме, вступают в межличностные взаимодействия, по ходу которых постепенно уточняется философский смысл обсуждаемой темы. Метод ТВЦ используется в менеджменте при обсуждении самых разных тем и решении разнообразных групповых задач.

    Трансактный анализ (ТА) основан психиатром из Сан-Франциско Э. Берном. Базовые концепции этого метода были разработаны им в 50-х годах. Э. Берн рассматривал поведение и чувства людей как производные от трех отдельных «состояний эго»: Ребенок, Взрослый, Родитель. Эти состояния легли в основу структурного анализа личности и стали составными частями (блоками) трансактного анализа. ТА получил популярность благодаря такой книге, как «Игры, в которые играют люди» (Э. Берн, 1964) и ряда других изданий, посвященных ТА.

    Работа в группах ТА имеет образовательную и познавательную направленность, выявляет проблемы, существующие во взаимоотношениях между людьми.

    Группы «тренинга умений» относятся к бихевиористскому направлению в психологии, которое сопровождается подчеркнутым вниманием к наблюдаемым проявлениям поведения и отказом от исследования эмоций. В основе подхода к работе с группами «тренинга умений» положены обучающая модель, постановка целей, измерение и оценка поведения. Примером групп «тренинга умений» могут быть группы «тренинга уверенности в себе». Формы работы, применяемые в данных группах поощряют участников к приобретению навыков более уверенного поведения членов группы, что приводит к развитию чувства личной ответственности и обогащению поведенческого репертуара. В группах «тренинга умений» обучают также умению планировать карьеру и принимать решения, развивают способность справляться с беспокойством, совершенствуют навыки общения, родительские навыки. В настоящее время группы «тренинга умений» приобретают все большую популярность.

    3. Соревнование - это свойство людей сравнивать себя с другими людьми, их желание «не ударить в грязь лицом», «быть не хуже других» и т. п. Соревнование требует напряжения умственных, эмоциональных, физических сил. Соревнование можно считать положительным свойством в группе, если оно является стимулом развития ее членов и группы в целом, иотрицательным, если оно превращается в соперничество: у мужчин, например, в деловой сфере или физической силе («кто круче»), у женщин - в личной («кто лучше выглядит», «кто лучше одет», «кто пользуется большим успехом у мужчин» и т. п.). Соперничество в группе может привести к проявлениям зависти, злобы у людей и как следствие - к попыткам морального (или даже физического) устранения соперников, нанесения им ущерба различными способами.

    4. Убеждение - это уровень взаимодействия людей, основанный на аргументированном, сознательном, словесном доказательстве своих идей, мнений, поступков. Убеждение является действительным лишь тогда, когда оно опирается не только на одни слова, но и на дела, эмоции, эффекты заражения, внушения и подражания. Руководители, которые при общении с людьми умело пользуются полным набором психологических механизмов, добиваются больших успехов в своей деятельности.
    5. Конформизм - это осознанное либо неосознанное подчинение личности влиянию группы, в которую она включена.

    Существует три типа конформизма людей, которые образно можно назвать так:
    1) «Майский жук-Дюймовочка». Этот тип конформизма состоит в том, что человек перестает доверять своим впечатлениям, искренне следуя и подчиняясь мнению группы. Так, Майский жук (персонаж сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка») сначала искренне думал, что Дюймовочка очень красива, но перестал в это верить под влиянием своих собратьев, которые уверяли его, что она некрасива, так как не похожа на жука;
    2) «Защита» - человек в группе пытается найти защиту от неприятностей, находящихся вне группы;
    3) «Новое платье короля». Это тот случай, когда человек делает вид, что согласен с группой, но на самом деле он просто не хочет «выделяться», чтобы не нарушить единодушия группы. Конформное поведение людей достаточно распространено в нашем обществе, что нельзя назвать положительным явлением.

    Межличностные отношения в группе очень важны для взаимодействия членов группы одного статуса, а также руководителя и подчиненных. Важнейшую роль в межличностных отношениях играет взаимопонимание. Уровень понимания личности, индивидуальности другого, человека может быть разным в зависимости от глубины проникновения в ее сущность. Первому (нижнему) уровню понимания соответствует внешнее восприятие поступка другого человека без проникновения в его личностные особенности, мотивы и цели, т. е. оценка по принципу «хорошо или плохо». Второму (среднему) уровню понимания соответствует анализ отдельных качеств человека, т. е. его ума, темперамента, черт характера. Оценка среднего уровня понимания идет в основном либо по интеллектуальным особенностям (умный, глупый), либо по характеру (жесткий или мягкий, вспыльчивый или уравновешенный и т. п.). Третий (высокий) уровень понимания человека включает выявление системы целей и мотивов поведения; выделение связей между отдельными поступками и личностью в целом; умение проникнуть в скрытые резервы и способности человека; прогнозирование поведения человека на основе понимания его индивидуальности, т. е. это уровень глубокого понимания человека.

    Для руководителя коллектива наиболее важно глубокое понимание подчиненных, что, в свою очередь, повышает их ответственность и творческую отдачу.