Не хлебом единым значение фразеологизма. Не хлебом единым жив человек

Американский эсминец "Джон Маккейн", приписанный к морской станции Йокосука (Япония), столкнулся с торговым кораблём Alnic MC. Инцидент произошёл 21 августа неподалёку от Сингапура к востоку от Малаккского пролива, сообщает пресс-служба седьмого флота ВМС США. Десять матросов экипажа эсминца числятся пропавшими безвести. Корабл, получивший повреждение кормы, своим ходом направляется к месту ремонта. Сенатор Джон Маккей, в честь отца и деда которого назван был корабль, заявил что молится о судьбе пропавших моряков...

Готично!
Как говорится, как вы яхту назовёте, так она и поплывёт!
Напомню, нынешний Маккейн в военном отношении был не просто невезучим, он был ходячей катастрофой, появление которого в списках любой части вгоняло в ступор командование. И было от чего!

Для начала Маккейн утопил свой самолет у побережья Техаса, но сам спасся, готовый к новым подвигам. Утерю дорогостоящей техники замяли благодаря папе и его знакомым адмиралам. А самого героя от греха подальше перевели на службу в Европу, в средиземноморское крыло ВВС США. Но и там он продолжил свои подвиги: случайно залетел в запретную зону над британским Гибралтаром, где его, приняв за неопознанного чужака, едва не сбили.

Позже, во время одного из полетов в Испании, он зацепил крылом истребителя ЛЭП, угробив очередную боевую машину. Обычно в такой ситуации летчик не успевает не только дернуть ручку катапульты, а даже сказать: «Мама!» Маккейну же все - как с гуся вода.

Но апофеозом карьеры Маккейна стал пожар на авианосце. 29 июля 1967 года около 11 утра в Тонкинском заливе на борту авианосца "Форрестол" произошёл самый крупный после второй мировой войны пожар.Злые языки утверждают, что готовившийся к взлёту на "Фантоме" Маккейн случайно нажал боевую кнопку и стартовавшая ракета попала в топливный подвесной бак одного из стоявших на палубе штурмовиков, после чего начался пожар в котором сгорело 134 моряка и 21 самолёт. Официально причиной, однако, был объявлен «скачок напряжения в бортовой сети». При этом сам Маккейн, который находился за штурвалом, отделался лишь легкими ожогами.

Советская ракета ЗРК С-75 стала следующей в списке «достижений» Маккейна. В октябре 1967 года он был сбит во время одного из налетов на Ханой. Джону и тут относительно повезло: из нескольких тысяч поражающих элементов ракеты Джон не словил себе на память ни одного! Правда, при катапультировании сильно повредил руку и ногу, но в итоге удачно приводнился в городском озере. Вьетнамцы обычно забивали таких «дорогих гостей» мотыгами, давая понять, что не слишком довольны тем, что их бомбят, выжигают напалмом, а также поливают с неба всякой отравой. Но Маккейна не только не отмотыжили, а вытащили из водоема, положили в госпиталь...

Последней точкой его военной карьеры стала очередная авиакатастрофа. Несмотря на запреты врачей, он снова сел за штурвал боевого самолёта. Надо ли говорить, что тот упал. Сам Маккейн катапультировался...

Так стоит ли удивляться тому, что произошло с эсминцем "Джон Маккейн"?

Свт. Максим Туринский

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Спаситель сокрушает хитрость дьявола удивительным ответом. Он не делает того, что говорит дьявол, чтобы не казалось, что Он проявляет славу Своей силы по воле противника, однако и не отвечает, что это невозможно сотворить, потому что не мог отрицать то, что уже совершал неоднократно. Поэтому Господь не соглашается с тем, что предлагает Ему дьявол, и не отвергает его расспросов, но тем самым сохраняет за Собой решение проявлять Свою силу и изобличает хитрость противника божественным красноречием. Поэтому Он отвечает ему: Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим , - то есть не земным хлебом, не материальной пищей, которой ты обольстил первого человека Адама, но словом Божиим , в котором и заключается пища духовной жизни. Слово же Божие - это Христос Господь, как говорит евангелист: В начале было Слово, и Слово было у Бога (Ин. 1:1) . Стало быть, всякий, кто питается словом Христовым, не нуждается в земном питании. Ибо не может желать хлеба этого века тот, кто укрепляется хлебом Спасителя. Ведь Господь имеет Свой хлеб, и более того, этот хлеб - Сам Спаситель, как Он научил, говоря: Я есть хлеб, сшедий с небес (Ин. 6:41) . Об этом хлебе говорит также пророк: И хлеб, который укрепляет сердце человека (Пс. 103:15) .

Проповеди.

Прп. Исидор Пелусиот

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Камни не обращены Христом в хлебы, наилучший мой, не потому, что не настало еще время чудес, как провозглашают празднословы, но потому, что прошение было суетно и прилично только просившему. Бог подает все числом, и мерою, и сообразно с потребностью, а здесь и просимое было излишне, и чудотворение вовсе неблаговременно.

Письма. Книга I.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Познайте хотя теперь, когда поститесь телесно, что человек, существо духовное и бессмертное, может быть жив не от одного только хлеба и разных снедей, но от слова Божия, и гораздо более от слова Божия, чем от хлеба. Вкушение материальной пищи есть самый обыкновенный для всех чувственных тварей способ насыщения, такой же грубый, как и тело; он приноровлен к планетной нашей жизни, подчиненной во всем той планете, на которой мы живем. Но как наша жизнь не ограничивается только существованием на земле, а будет продолжаться и после того, как она сгорит, – во веки веков, то естественно желать и требовать человеку другой пищи, кроме планетной, грубой, – именно пищи вечной, приспособленной к существу бессмертной, духовно-разумной природы нашей души. Что же это за пища? Это – та пища, которою живут духи бессмертные – Ангелы, та пища, которою держатся в целом составе своем и во всех частях своих все миры вселенной, – то есть это слово Божие.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Иероним Стридонский

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Свидетельство взято из книги Второзакония (Втор. 8:3) . А отвечает Господь так потому, что Он имел в виду одержать победу над дьяволом не могуществом Своим, а Своим смирением. Вместе с тем необходимо заметить, что если бы Господь не начал поститься, то у дьявола не было бы случая к искушению, согласно тому, что написано: Сын мой, приступая к служению пред Господом, стой в правде и в страхе, и приготовь душу свою к испытанию (Сир. 2:1) . Но и самый ответ Спасителя показывает, что человеком был Тот, Который подвергался искушению: Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих . Итак, кто не питается словом Божиим, тот не живет.

Блж. Феофилакт Болгарский

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Данное свидетельство взято из Ветхого Завета, ибо это слова Моисея. И евреи питались манною, которая не была хлебом, но по Слову Божию она удовлетворяла всякую нужду евреев, была всем, чего бы кто ни захотел есть. Рыбы ли, яйца ли, или сыра хотел иудей, манна удовлетворяла такому вкусу его.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Он же отвещав рече: писано есть: не о хлебе единем жив будет человек, но о всяцем глаголе исходящем изо уст Божиих

Видя его лукавство, Иисус не сотворил требуемого знамения. Знамения обыкновенно совершались для пользы созерцающих; но дьявол отсюда не мог получить пользы. И впоследствии, видя все, что сотворил Христос, он нисколько не переменился. Но Христос отвечает на скрытое его помышление и заставляет замолчать Писанием из книги Второзакония (8, 3) , как бы так говоря: к чему ты Мне приказываешь сделать из камней хлебы? Конечно, по причине мучающего Меня голода, чтобы, увидев их, Я соблазнился вкусить. Но не одним только хлебом будет жив человек , а есть и другой род пищи. Всякое слово, исходящее из уст Божиих к алчущему, подобно пище, поддерживает жизнь его, и удовлетворяет его. Таким образом, великодушно Он отразил искушение к чревоугодию. Следует заметить, что Матфей сказал во множественном числе: камни , а Лука в единственном: камень . Часто у евангелистов можно найти такие безвредные различия. Свидетельство почерпнуто из Ветхого Завета: это слова Моисея. И евреи питались манною, которая, хотя не была хлебом, но по слову Божию удовлетворяла всякой нужде евреев и становилась всем, чем только кто-нибудь хотел питаться. Желал ли иудей рыбы, или яйца, или сыра, манна доставляла ему именно такой вкус.

Толкование Евангелия от Матфея.

Ориген

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Сказанное было уже сказано Спасителем, и для сведущего становится ясно, что прежде манны, которая есть небесная пища, нужно пострадать и поголодать, изживая в качестве пищи свой жир. Ибо так написано: И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет. Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знали отцы твои, чтобы показать тебе, что не одним хлебом живет человек (Втор. 8:2, . А то, что манна, как Он говорит, была словом, становится ясным из ответа Моисея на вопрос сынов израилевых, когда они говорили друг другу: что это? (Исх. 16:15) . Что же сказал Моисей? Это хлеб, который Господь дал вам в пищу. Это слово, которое повелел Господь (Исх. 16:15-16) . После этого дьявол переходит к другому [искушению, чтобы потерпеть новое] поражение.

Фрагменты.

Лопухин А.П.

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

(Лк. 4:4) . Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих (Втор. 8:3) . Объясним сначала, насколько возможно, какой смысл могли иметь эти слова, первые, сказанные Спасителем после крещения. Тело поддерживается пищей. Но человек не состоит только из одного тела. Тело не может питать себя или питаться само по себе, оно, так сказать, передает сведения о своих нуждах и потребностях духу, и только при его помощи получает нужное для своего продолжения и существования. Дух промышляет о теле и его потребностях, оно погибло бы без такого промышления. Искушая Христа, диавол обратился, следовательно, не к главному источнику человеческой жизни. Желая добиться своей цели, он обратился к рабу (телу) вместо его господина (духа), и искушал тело возобладать над своим господином, покорить его своей воле. Но такой порядок не был нормальным. Не дух находится в зависимости от тела, а тело от духа. Чтобы тело было живо, нужно, чтобы жив был дух. Но жизнь духа не зависит от телесного питания. Это только так кажется. Дух питается иною пищею. Так как образ и подобие Божие заключается не в теле, а в человеческом духе, то и пища, питающая дух, подается Богом - это есть слово Божие. Диавол представлял человека преимущественно как телесное существо, Спаситель представляет человека преимущественно как духовное существо. Господь как бы забыл о питании тела, питая свой дух. Диавол забыл о питании духа, выражая внешнее попечение о теле. Ошибка была раскрыта и искушение отражено.

Ответ Христа диаволу взят из Втор. 8:3 . По переводу LXX это место читается буквально так: … “чтобы возвестить тебе, что не на хлебе одном будет жить человек, но на всяком слове, исходящем через уста Бога, будет жить человек”. Букв. с еврейского: “…что не хлебом одним живет человек, что всем, исходящим из уст Всевышнего, живет человек”. Наш русский текст Второзакония, как видно, отступает и от греческого, и от еврейского, и ближе всего - к латинскому Вульгаты. Трудно сказать, по какому тексту приведена цитата в рассматриваемом стихе у Матфея. Но достоверно, что Матфей отступает здесь и от еврейского текста, и от перевода LXX, что видно уже и из того, что “живет человек”, повторенное и в греческом, и в еврейском тексте, у евангелиста не повторяется. Но смысл подлинный и точный подлинника в Евангелии сохранен, причем вместо еврейского “живет” сказано “будет жить”, как у LХХ. Во Втор. 8:3 писатель его напоминает народу об его странствовании по пустыне и говорит, что там Бог “смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, …дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким (словом), исходящим из уст Господа”. Каким образом человек живет словом Божьим, это показала жизнь евреев в пустыне. Несмотря на голод, Израиль остался там жив, потому что Господь повелел ему жить, и в нужных случаях, по слову Божию, ниспадала манна. Следовательно и Спасителю не было надобности заботиться о хлебе. Бог даст Ему пищу, когда это будет нужно. Он не умрет, если и не превратит камни в хлебы. У Луки речь эта сокращена.

Троицкие листки

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Что же Христос Спаситель? Он прямо говорит о том, о чем умолчал диавол; Он не стыдится того, что взалкал; но не хочет ни в чем повиноваться диаволу, чтобы и нас научить не слушаться его даже и тогда, когда он будет внушать что-нибудь полезное. Так и впоследствии Он повелевал бесам молчать, когда они называли Его Сыном Божиим. Он же сказал ему в ответ: написано : (в книге Второзаконие) не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Втор. 8:3). И помимо хлеба у Бога есть много способов пропитать человека. Ты желаешь, чтобы Я сотворил чудо для Своего удовольствия, но Я этого не сделаю. Если бы такое чудо было нужно, то Сам Бог и сотворил бы его для Меня. Но Он не творит: значит, оно не нужно. Я буду терпеть голод, пока Богу будет угодно насытить Меня. Я буду творить чудеса, но не для Себя, а для славы Божией, для спасения людей. Если волос с головы человека не падает без воли Божией, то тем более Бог не попустит Мне умереть с голоду; надо только во всем предать Себя благому Божию попечению. А Бог может и единым словом Своим утолить наш голод. У человека есть нужды более важные, чем пропитание: пища духовная важнее телесной. Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его (Ин. 4:34). И беседа с Богом, молитва, для Меня сладостнее всякой пищи. Так диавол хотел обличить Иисуса Христа в неверии Промыслу Божию, но Христос Спаситель всецело возложил надежду на Отца Своего Небесного и не восхотел угождать Своей плоти чудесным образом. Искушение от плоти Он победил воздержанием.

Троицкие листки. №801-1050.

Не хлебом единым жив человек
Уже месяц она лежала в больнице и всё думала, как она дальше будет жить. Ещё месяц назад всё было хорошо, и она была полна радужных мечтаний, а теперь вот такое. Кому она теперь нужна без ног?
Надежда Валентиновна лежала и всё думала и думала. Она стала какая-то безразличная ко всему. Она лежала, отвернувшись к стенке, и тёмные думы одолевали её. Иногда только она морщилась от невыносимой боли. В глазах было темно, а порой жёлтая стенка давило на неё. На вопросы сестёр милосердия и врачей она почти не отвечала. Ей было всё безразлично. «Если бы тогда меня задавил этот трамвай на смерть, не было бы сейчас так больно» - думала она.
К ней приходили родные и соседи, некоторые жалели или вздыхали молча. А некоторые старались утешить её и даже будто веселились, но Надежду трудно было вывести из того мрака, в которой она пребывала. Совершенно безразлично смотрела она на своих посетителей. Для своих сорока лет, она умела отличать искренность. И не видела она среди знакомых её посетителей искренних людей. Все лживые, и все ей врут. Все посещающие стараются утешить её. Зачем они такие лживые? Ей непонятно теперь, как она раньше этого не замечала. И сегодня вот пришла одна знакомая и Надежда Валентиновна не очень приветливо встретила её. Она знала лживость людей, даже родных. А что может сказать эта не близкая знакомая в утешенье? Та подсела у кровати, положив на тумбочку ненавистные апельсины и конфеты. Видела её Надежда раньше довольно часто во дворе или же в садике у Эрмитажа. Та женщина ходила в церковь, и все разговоры её сводились к Богу. Надежде не была эта тема интересной и она, вставала, и придумав причину, уходила. И вот сегодня тоже, разговор пошёл о Боге. Надежда услышала, что Бог главный Утешитель, и Он есть надежда. «Всё обойдётся, - говорила она, - Господь поможет тебе! Ты только верь!» Чтобы прервать этот ненужный разговор Надежда сказала посетительнице, показывая на тумбочку: «Зачем ты принесла? У меня полная тумбочка всяких фруктов и сладостей, и много продуктов в холодильнике, но я их не ем. Забери назад». Но та улыбнулась и сказала в ответ: «А есть то надо». –
- Ты тоже пришла меня утешить? – холодно сказала ей Надежда, - и не старайся, ничего мне не поможет.
- А Бог поможет, - сказала та, - слегка улыбнувшись и серьёзно.
В этой улыбке и в её фразе не было ничего особенного, но Надежда вдруг увидела ту искренность в глазах, которую до сих пор не замечала в прежних посетителях. Но она буркнула: «Где был твой Бог, когда я попала под трамвай, и почему Он не спас меня?
- А ты просила Его?
- Нет, а зачем? Что Он не видит что ли, что делается на земле. Вот ты раньше говорила, что Бог Всевидящий и Всемогущий. Я не верю в это. И я не знаю, зачем люди ходят в церковь? Я была однажды в церкви. Скукота такая! Свечки везде горят, воском пахнет, все крестятся, и зачем-то иконы целуют. Одни бабушки в платках. Объясни, зачем, вот ты ходишь туда?
- Слово Божье слушать, а ты сама приходи и всё узнаешь. Верь, Бог тебя исцелит!
- Что, Он мне новые ноги даст?
- Когда ты узнаешь Слово, ты поймёшь, что это не главное. «Не хлебом единым жив человек, а Словом исходящим от Бога». Ещё тебе скажу словами Писания «Начало мудрости страх Господень!»
- И что ты этим хочешь сказать? Не притворяйся святошей! Вот, она, единственная правда, я лежу здесь без ног и никому-никому я не нужна. А ты говоришь, что Господь творит правду! За что, за какие грехи Он меня наказал, скажи, кому теперь я нужна?
- Богу ты всякая нужна. А за что Он тебя наказал никто не может сказать, Бог не человек и Его мысли не наши мысли. Может Он тебя не наказал, а встряхнул, чтобы ты спаслась для вечной жизни. Может Он решил тебя спасти и взять в Своё царство. Ведь туда никто не попадёт нечистым. Может Господь очищает тебя от твоих грехов. Когда-нибудь ты разумеешь и поблагодаришь Бога за то, что осталась без ног. – Ну, уж нет! – ответила обозлённая Надежда кривой ухмылкой. Она зевнула, дав понять Жене, той женщине, что она устала и хочет спать. – Та встала и на прощанье сказала. - Приходи после больницы к нам!

«Не хлебом одним будет жить человек» (Матф. 4:4)

Как эту фразу понимают наши современники?

У этой цитаты есть продолжение. То есть, если мы будем слышать Бога, доверять Его промыслу, исполнять Его волю - это и будет жизнь. Потому что хлеб - тоже от Него.

Светлана, 41 год, беженка из Луганской области, г.Липецк:

Для меня это - когда мой сын рядом. Когда любимый приезжал домой. Когда "животина" со мной. Когда сестра с племянником выразит желание быть вместе.

Мария, 24 года, временно не работает, г. Ахен (Германия):

Хлеб отождествляет материальные вещи. А для жизни человек нуждается в духовной пище, Богообщении и Богопознании. Это нужно для спасения души. Люди умеют жить одним "хлебом", особенно в европейском обществе, но, думаю, для жизни души этого маловато.

Дарья, 26 лет, госслужащий, г.Севастополь:

Для жизни человеку куда важнее духовная пища. Это и отличает нас от животных.

Антон, 29 лет, сотрудник агентства недвижимости, г.Киев:

Воспринимаю это как жестокий стёб на современные ценности общества. Хотя если учесть, что выражение появилось задолго до того, как сложилось современное общество, - хочется плакать. Люди уже тысячелетиями обладают, как минимум, зарисовками конструктивного пути развития, а «воз и ныне там». Фраза намекает на то, что человек - это что-то сложнее и выше простой животины с набором физиологических потребностей. Должна быть подпитка и постоянный рост внутреннего, духовного мира. С умением сопереживать, любить, прощать, думать. Иначе человек рискует скатиться до уровня животного, либо войти в конфронтацию с собственным внутренним миром.

Святоотеческое толкование:

Моисей, успокаивая свой народ, утомленный долгим возвращением из египетского плена, говорил, что Бог не зря подвергал народ израильский таким испытаниям: «Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа. Живет человек».

В Новом Завете, в Евангелии от Матфея, также встречается это выражение. Когда Иисус был впустыне и держал долгий пост, «приступил в Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».

В современной России выражение приобрело дополнительную популярность после выхода в свет (1956) романа «Не хлебом единым» Владимира Дудинцева (1918-1998).
Смысл выражения: для полного счастья человеку мало материального благополучия, ему необходима духовная пища, моральное удовлетворение.