Модные слова хипстеров. Топ словечек из лексикона хипстеров, за которые на окраине можно схлопотать по щам

Всё Хипстер , хипстеры - это термин, образованный от жаргонного «to be hip» (англ.), что переводится приблизительно как «быть в теме» (отсюда же и «хиппи»). Слово это первоначально означало, что это представители особой субкультуры, сформировавшейся в среде поклонников джазовой музыки. А уже в наше время это слово обычно употребляется в том смысле как «обеспеченная городская молодёжь, интересующаяся элитарной зарубежной самой современной культурой и искусством, модой, альтернативной музыкой и инди-роком, артхаусным кино, современной литературой и т.п.». Древняя народная мудрость гласит: «Всё новое - это хорошо забытое старое…» бытое старое», гласит народная мудрость. Это утверждение с течением времени находит себе всё стеров.

История развития этого неформального молодёжного движения.

Мне очень удивительно было узнать о том, что первые хипстеры появились в начале 40-х годов прошлого столетия. Это парни и девушки, проповедовавшие идеи вроде сексуальной раскрепощенности и созерцательно-наплевательского отношения к обыденности, разговаривали на сленге, были двумя руками за легкие наркотики, язвительно шутили по поводу мещан вокруг и гордились своей бедностью и неприспособленностью к общественно-политическим устоям социума. Упорно зарабатывать деньги считалось уделом больше ни на что не годных масс. Вести беседы человеческим языком на бытовые темы - это, считалось для них преступлением. А тратиться на что-либо обывательское, неимоверной глупостью.

Но нельзя не отметить, что всех хипстеров объединял джаз. Но есть большое подозрение, что они его слушали не из-за того, что он их так здорово цеплял, а просто потому, что на тот момент был единственной доступной прогрессивной музыкой. Из всего джаза хипстеры котировали его самый свежий в то время стиль - бибоп. После свинга(*9) 30-х, он был следующей ступенькой в сторону от академизма и приторного оркестрового «правильного» джаза. Артисты экспериментировали с ритмами, формами и гармониями, их джаз был скорее какофонией, чем музыкой, то есть чем-то максимально не каноническим и актуальным. Их музыкальными героями были джазмены вроде Чарли Паркера (Charlie Parker), Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) и Бинга Кросби (Bing Crosby). Последнего можно брать за эталон хипстера того времени. Бинга Кросби называли Геккельбери Финном от джаза. Скользкий, хамоватый, всегда позитивный и расслабленный, актер и певец появлялся на сцене в полосатом костюме, соломенной шляпе и с тростью. Пел жизнерадостные куплеты и проповедовал принцип: «жизнь нужно прожить легко и несерьезно». Без Кросби, кстати, не было бы ни Фрэнка Синатры(*10) (Frank Sinatra), ни Дина Мартина(*11) (Dean Martin) - он придумал основные правила и модель поведения для всех будущих поколений таких же неформалов.

Изначально, явление «хипстеры» возникло в среде белых и, ко всему прочему, первые хипстеры копировали манеры и повадки чернокожих артистических аутсайдеров, перенимали у них некоторые сленговые слова и мимику с движениями. Ну и, опять же - джаз. Хипстеров 40-х годов можно было считать первыми захватчиками музыкальных субкультур чернокожих. За пятнадцать лет до того, как белые отобрали у них рок-н-ролл, и почти за полвека до того, как взялись за хип-хоп(*12). Вообще, хипстеры невольно спровоцировали столкновение между ортодоксальными чернокожими джазменами и современной белой молодежью. Первые были уверены, что джаз - это музыка людей с черным цветом кожи. Вторые представляли себя популярным авангардом и старались не реагировать на бухтение стариков. Первые хипстеры просуществовали где-то до 60-х и толком после себя ничего не оставили. У них был би-боп, но эта музыка, скорее всего, прекрасно бы развивалась и без хипстеров. Диззи Гиллеспи когда-то оправдывался перед журналистами по поводу того, что современный на тот момент джаз у публики ассоциировался исключительно с бездельниками и наркотиками. Говорил, что, во-первых, не нужно быть ханжами, а во-вторых, что действительно классные артисты прежде всего делают музыку и мало обращают внимание на тусовку вокруг. Пианист Ленни Тристано (Lenni Tristano) заявлял, что практически все те, вышедшие тогда из хипстерской среды, занимались эпигонством, а двигало ими главным образом желание быть модными ребятами, которые играют модный джаз. С другой стороны, изначально би-боп был обязан своей популярностью именно хипстерам. Среднестатистические обыватели узнавали об этой музыке из газетных статей, в которых рассказывалось о новом типе аутсайдеров.

О хипстерах того времени есть некоторая информация, самая основательная из которых - это White Negro Нормана Мейлера (Norman Mailer) Норман Мейлер «Белый негр. Беглые размышления о хипстере». Вопросы философии. №9, 1992, с. 131-145. Ни манифестов, ни каких-нибудь канонических текстов о себе хипстеры не создали. Кэб Келлоуэй (Cab Calloway) выпустил стёбный хипстерско-человеческий словарь, а Гарри Гибсон (Garry The Hipster Gibson) сочинил несколько песен о хипстерах и поместил на конверте одного из своих альбомов краткий хипстерский разговорник. Из него можно узнать, что выражение «форма в драпировке» означает стильно одетого человека, а «как ребенок, не имеющий матери» - спокойного и рассудительного.

И вот снова термин «хипстеры» всплыл в конце 90-х годов. Им обозначили ту часть молодежи, которая предпочитала нерадикальную альтернативу массовой культуре. Деклассированные элементы под определение не попадали, скорее это был средний класс. С определением классических хипстеров, которое дал Гарри «The Hipster» Гибсон (персонажи, прущиеся от хот-джаза), новая публика имела мало общего. Осталась показательная нелюдимость и надменное отношение к окружающим, не принадлежащим к касте. Хипстеры стали чем-то вроде прослойки между андеграундом и масскультом. До первого не дотягивают из-за отсутствия идеологии, то есть хипстеры ни против чего не протестуют, ничем созидательным не занимаются, ни во что не верят, не воспринимают ничего всерьез, разве что только собственное самолюбование. А вот в поп-культуру же они не попадают потому, что вещи, поначалу их интересующие, выходя в тираж, сразу объявляются вчерашним днем.

Культура хипстеров интересна тем, что она бесконечно бесплодна. Хипстерами, отчасти, были и панки 90-х. Хипстерами были и сами же хиппи. Тогдашние западные газетёнки писали о том, что это целая народность - они лузеры, которым совершенно нет дела до объективной реальности. Они принимали LSD и марихуану, сочиняли безумные и наивные стихи, делали новую, интересную музыку. У них была своя журналистика, свои звезды, свои авторитеты. К хипстерам тогда же относили и Элвиса Прэсли. Все эти субкультуры организовывали свою собственную среду, вращались в ней замкнуто, разговаривали на только им понятном языке, были полны презрения и творческой злости к поп-культуре. Но вот только хипстеры не используют эту почву для чего-либо созидательного. Это отличный пример постмодернизма, течения, которое полностью состоит из заимствований и ими же и заканчивается. И, мне кажется, понятно, почему они снова появились. Потому что, первые хипстеры были чем-то вроде реакции на финансовый кризис, тоталитаризм и пару мировых войн. Нынешние - это что-то вроде изжоги общества, пережравшего информации, брэндов, трендов и товаров массового потребления. Ну и извечное максималистское желание, не смотря ни на что, быть моднее всех!.

Анализ субкультуры хипстеров

В России слово «хипстер» вошло в широкий обиход после статьи Юрия Сапрыкина в журнале «Афиша», где он предложил называть хипстерами всех, кто ходит на в московский клуб «Солянка», сидит на сайте «Look at me» и читает журнал «Афиша». Ю. Сапрыкин обвинил хипстеров в безыдейности и сравнил эту русскую субкультуру с таким же безыдейным русским гламуром. Тогда его текст вызвал широкую критику и бурное обсуждение в интернете.

В сообществе хипстеров очень сложно выделить структуру. Можно попытаться выделить стратификацию использовав понятие П. Бурдье «социо-культурный капитал» (знание, приобретенное в процессе воспитания и образования, обеспечивающее социальный статус) и проинтерпретировать понятие hipness (анг. - осведомленность) как форму субкультурного капитала, владелец которого отлично разбирается в последних модных тенденциях, новейших музыкальных стилях и так далее. Глядя на Запад: культурная глобализация и российские молодежные культуры России, тогда молодые люди в сообществе будут делиться на более «продвинутых» и менее «продвинутых».

Уважением пользуются те молодые люди, которые читают определенные журналы, как отечественные, так и зарубежные, посещают определенные серии вечеринок, одеваются в определенных магазинах, при выборе компьютера и музыкального плеера отдают предпочтение продукции Apple Macintosh - ноутбуки Mac Book и плееры IPod, по телевизору смотрят исключительно мультики на телеканале «2х2».

Сейчас становится сложно выделить определенные места тусовок, если говорить о клубах. Популярными становятся серии вечеринок, которые каждый раз проходят в разных местах, например, такие, как Viva Party. Из анонсов некоторых вечеринок можно прочитать: «Нам нравится размах и нравится интерьер Сочи, но Цоколь - это то место, без которого мы уже не мыслим себе вечеринки. Здесь только знакомые лица, самая правильная система фейс-контроля, самый добрый и понимающий персонал (в том числе и охрана), дружеская атмосфера и да, конечно, здесь очень дешевая выпивка!» Место чаще всего продиктовано ценой аренды и алкоголя, потому что мероприятие не рассчитывается на сильно обеспеченную молодежь. Они не пытаются кому-то что-то доказать, они просто живут так, как им нравится, и, в первую очередь, это касается внешнего вида. Но если панки, рокеры, готы и хиппи одеваются, исходя из главной идеи своей субкультуры, то главная идея хипстеров - в общем-то, и есть определенный стиль одежды.

Выбор одежды диктуется самыми последними тенденциями, которые задаются определенными марками одежды и «актуальными» дизайнерами. Из известных марок, которые считаются «хипстерскими» можно выделить американскую American Apparel, британскую Topshop и японскую Uniqlo. Но приобретение одежды исключительно трендовой совершенно не обязательно. Даже, наоборот, если вещь куплена в секонд-хенде, найдена в «бабушкином сундуке» или сделана самостоятельно, то ценится куда больше. В прошлом, культура хипстеров предполагала именно стиль indie (от англ. individual - индивидуальный), «сделай сам», некоммерческий, непотребительский образ жизни. Главное, чтобы она вписывалась в тенденцию. Из отличительных деталей одежды хипстеров можно выделить следующие: узкие облегающие джинсы (чаще черные) - skinny jeans, которые так же являются «визитной карточкой» исполнителей брит-попа и субкультуры эмо, черная кожаная куртка, фланелевая рубашка в крупную клетку, высокие спортивные кеды, которые были популярны в 80х годах, солнцезащитные очки RayBan Wayfarer и футболки с яркими принтами определенной стилистики.

Хипстер слушает только самую модную прогрессивную музыку. В 40-е годы это был джаз, в 60-е - это очень жёсткий рок, а в 90-е - трип-хоп, и уже в 2007-2008 м - ню-рэйв. Трудно выделить одно музыкальное направление, которому отдается предпочтение. В основном, это электронная музыка с примесями из разных направлений: electropop, synthypop, electrorock, techno и т.д. Еще один из принципов выбора музыкальных исполнителей - его принадлежность к независимой звукозаписывающей студии (indie - с англ., так же расшифровывается, как independent, независимый). Хипстер должен знать всех перспективных дебютантов и хорошо ориентироваться в новых терминах, чтобы быть «в теме». В этом большую пользу оказывают жж-сообщества, социальные сети (Lastfm, Look at me), блоги, где появляется информация о всех самых интересных релизах, практически, ежедневно. Из представителей референтной группы Запада можно выделить следующих персонажей: Пит Доэрти и Кэйт Мосс - пара, новости о которой не сходят с таблойдов не только в Британии, но и по всему миру. Он - солист группы The Babyshambles, хулиган, не раз привлекавшийся к ответственности за хранение наркотиков. Она - супермодель, икона мира моды, воплощение идеи «героинового шика». Пара ведущая богемный образ жизни, являющаяся законодателями мод. Корри Кеннэди - молодая девушка, ставшая популярной благодаря своему блогу в интернете. Яркий пример, того, что может дать правильно выстроенная самопрезентация в социальной сети. Агнесс Дейен - топ-модель, обладательница пергидрольных волос. Эдди Слиман - в прошлом, дизайнер мужской линии дома Диор, а теперь модный фотограф. Считается, что именно он вывел на подиум skinny jeans. Сленг хипстеров представляет собой «продвинутый» молодежный слэнг - заимствованные из английского слова, распространение которых идет через СМИ. Например, «худи» (введено журналом «Афиша») - это спортивная кофта с капюшоном, «каллоборация» (журнал «Хулиган») - сотрудничество, совместная работа, «лук»/ «стритлук» (сайт LookAtMe) - это означает фотография стильно одетого человека.

Если первые хипстеры были чем-то вроде реакции на финансовый кризис, тоталитаризм и пару мировых войн, то нынешние - это что-то вроде изжоги общества, пережравшего информации, брэндов, трендов и товаров массового потребления. Постоянное максималистское желание, не смотря ни на что, быть моднее всех. С классическими хипстерами 40-х, эти нынешние, на первый взгляд, имеют мало общего. Но суть сохранилась: что-то вроде прослойки между андеграундом и массовой культурой.

Описание субкультуры хипстеров, провело прямые параллели в развитии сегодняшней молодежной культуры и общества в целом - копирование западных образцов стилей жизни, конструирование идентичности за счет потребления и гонка за «современностью», «актуальностью».

Хипстеры являются яркой иллюстрацией современного общественного потребления в целом - это музыкальная и модная индустрия, являющаяся частью общей системы, реализующей особую идеологию, формируется она от ненасытного потребителя, для которого потребление выступает как основное содержание его жизни. Индивидуальное потребление становится способом конструирования своей идентичности. В силу этого полное удовлетворение даже основных потребностей становится невозможным, поскольку идентичность требует ежедневного воспроизводства.