Лучшие русские романсы 19 века. История романса

Подводная лодка (подлодка, субмарина) — класс военных кораблей, способных погружаться и длительное время действовать в подводном положении. Важнейшее тактическое свойство и преимущество подводной лодки — скрытность. Подлодки предназначались для разрушения важных объектов на территории противника, уничтожения боевых надводных кораблей, торговых и транспортных судов, проведения разведки, высадки диверсионных групп и выполнения других специальных задач. На лодках в зависимости от их назначения использовались следующие виды вооружения: минное; торпедное; артиллерийское, включая зенитные и стрелковые пулеметы. Кроме того, подводные лодки различались размерами, двигательными установками, конструкцией корпусов, оснащением.

Активное применение субмарин уже наблюдалось в годы Первой мировой войны, когда 600 подводных лодок (372 из них были немецкими) воюющих государств потопили 237 боевых кораблей общим водоизмещением 1 млн. т., в т.ч. 55 крупных боевых кораблей (линкоры и крейсера), 105 эсминцев, 33 подлодки. Общая грузоподъёмность потопленных торговых судов составила около 19 млн. регистровых т. из которых 13,2 млн. т. было потоплено немецкими лодками. В период военных действий было потеряно 265 подводных лодок.

Изучая опыт применения подводных лодок, ведущие морские державы не имели единого взгляда на их предназначение. Так, англичане видели в подводных лодках оружие противолодочной обороны и морской блокады, американцы считали главной их целью боевые корабли противника — линко­ры, авианосцы, крейсеры, эсминцы. Японцы старались создать лодки, способные действовать в составе эскадр, господствующих на море. Наконец, немцы, считали, что главным будет вражеский торговый флот. К началу Второй Мировой войны в состав флотов ведущих морских стран входило почти 800 подводных лодок.

Ориентировочное количество подводных лодок на 01.09.1939 г. в разрезе стран

Страна Количество

подлодок

Страна

Количество

подлодок

Аргентина 3 Португалия 4
Бразилия 4 Румыния 1
Великобритания 69 СССР 165
Германия 57 США 112
Греция 6 Таиланд (Сиам) 4
Дания 11 Турция 9
Испания 9 Финляндия 5
Италия 115 Франция 77
Латвия 2 Чили 9
Нидерланды 24 Швеция 24
Норвегия 9 Эстония 2
Перу 4 Югославия 4
Польша 5 Япония 63

Подводные лодки по степени влияния военного флота на ход Второй Мировой войны занимают второе место после эсминцев. Если в Первой Мировой войне подлодки выполняли роль вспомогательных судов в некоторых операциях, то в нынешней они образовывали отдельные флоты, играли самостоятельную роль. Если в начале ХХ века подводные лодки имели несколько стран, то во Второй Мировой десятки. И это при том, что строительство подводной лодки было в несколько раз сложнее и дороже большинства надводных кораблей. А управление субмариной требовало высоко профессиональных экипажей. Только на подготовку рядового состава лодки уходило 6-12 месяцев, а подготовка офицеров занимала несколько лет. Необходимо отметить, что лодки, построенные в начале века по своей конструкции и оснащению не шли ни в какое сравнение со следующим поколением по всем параметрам: автономность и дальность плавания, силовые установки, вооружение, навигационное оборудование, средства связи и обнаружения противника.

Стремительное развитие подводного флота повлекло и изменение тактики применения подводных лодок. Вместо одиночных атак лодок — стали применяться массированные, вместо базирования в портах — возникли многочисленные плавбазы за тысячи миль от берегов. Появились лодки различного функционального назначения. Так в период войны лодки различались по размерам и водоизмещению: крейсерские (океанские), большие подводные лодки, средние (морские), малые (прибрежные), сверхмалые (мини лодки) и специальные лодки. Также лодки классифицировались по назначению: монофункциональные, многофунционльные, специальные. Различались подлодки и по вооружению, и по конструкции корпуса.

За годы войны судостроительная промышленность ведущих морских стран поставила военным флотам немногим более 1700 под­водных лодок (без учета сверхмалых), в т.ч. 1089 лодок построила Германия, 205 – США, 154 – Великобритания, 145 – Япония, 92 – СССР, 27 — Италия.

В связи с существенными различиями в типах лодок, для полной характеристики качественного состава подводных флотов стран, количество подводных лодок приведем по классификации водоизмещения. При этом в категорию специальные включены лодки по функциональному назначению, независимо от размеров.

Ориентировочное количество подводных лодок использовавшихся в войне в разрезе стран и видов лодок (без трофейных и переданных/полученных)

Страна

Общее количество подводных лодок /погибшие

Кр. и большие 1)

Средние Малые Спец. и сверхмалые 2)

Всего

Аргентина 3 3
Бразилия 1 3 4
Англия 72/29 136/41 9/5 137/5 354/80
Германия 313/164 695/439 110/20 936/24 2054/647
Греция 6/5 6/5
Дания 11/11 11/11
Испания 6/1 4/3 10/4
Италия 60/41 69/54 5/1 24/4 158/100
Латвия 2/2 2/2
Нидерланды 15/10 14/14 1/1 30/25
Норвегия 9/9 9/9
Перу 4 4
Польша 2/1 3 5/1
Португалия 3 3
Румыния 2 1/1 3/1
СССР 38/14 115/50 99/31 5/2 257/97
США 288/53 28/1 1/1 317/55
Таиланд 4 4
Турция 3/1 5/1 1 9/2
Финляндия 3 2 5
Франция 39/32 33/23 6/5 78/60
Швеция 18/8 9 6/1 33/9
Эстония 2/1 2/1
Югославия 4/1 4/1
Япония 130/111 28/28 455/43 613/182
Итого 967/457 1175/669 261/80 1575/86 3978/1292

1) Крейсерские и большие

2) Специальные и сверхмалые

В таблице не учтены погибшие сверхмалые подводные лодки.

В период войны страны-союзницы передавали друг другу подводные лодки, как во временное пользование, так и насовсем. Так Великобритания передала Греции и Нидерландам по 5 лодок, Норвегии –3, Польше – 3, СССР – 4, Франции – 7. США передали Великобритании – 15, Турции – 2, Польше -1. Германия – 9 подлодок передала Италии.

Некоторые страны использовали и трофейные лодки. Так в Англии служили 6 трофейных лодок, в Италии – 11, в СССР –7, в Японии – 8. В состав Германского военно-морского флота входило 4 лодки, построенные на иностранных верфях и 16 трофейных лодок. Около 20 лодок Германией было захвачено в Италии, Франции и других оккупированных странах в недостроенном виде. Большинство из них было достроено с применением немецкого вооружения и оборудования, с последующим введением в строй, как судов собственной постройки.

В связи с тем, что подводные лодки одного вида строились нескольких типов (модификаций), а иногда и несколько подтипов (серий), они отличались между собой по тактико-техническим характеристикам (иногда по многим, иногда по нескольких позициях). Ниже приведены ТТХ лучших образцов лодок в своем виде.

Следует отметить, что при сравнении основных ТТХ подводных лодок, которые имеют приблизительно одинаковые параметры (обычно фиксируются в справочниках), необходимо оценивать ряд других обеспечивающих показателей.

К ним относятся: мореходность, непотопляемость, скорость погружения, шумность двигателей, оснащение радарным, гидроакустическим, навигационным оборудованием и его качество, ударостойкость приборов и механизмов, качество торпедного оружия и средств связи, объем запасов и состав аварийно-спасательного имущества. Эти параметры подлодок, а также степень подготовки экипажей непосредственно влияли на эффективность действий субмарин.

Крейсерская (океанская, эскадренная) подводная лодка – лодка с мощным артиллерийским и/или торпедным вооружением, с большой дальностью и автономностью плавания. Она имела длину корпуса – 80 и более метров, подводное водоизмещением – 2-5 тыс. т. и дальность плавания при средней скорости хода 12-30 тыс. миль, глубину погружения – до 300 м. Как правило, лодка предназначались для автономного ведения действий в океане и отличалась лучшими условиями обитания экипажа. Также лодка должна была действовать в составе эскадры крупных надводных кораблей. Крейсерские лодки строили 5 стран: Великобритания (3 лодки), СССР (11 лодок), США (222 лодки 8 типов), Франция (1 лодка), Япония (88 лодок 22 типов + 5 подводных авианосцев).

ТТХ лучших образцов крейсерских подводных лодок

ТТХ лодки /Страна

и обозначение лодки

Англия

тип Thames

СССР тип К США

тип Balao

Япония

Otsu Gata

Водоизмещение надводное, т. 1 830 1 487 1 526 2 200
Водоизмещение подводное, т. 2723 2 100 2 424 3 700
Длина, м. 105,2 97,8 92,2 102,4
Ширина, м. 8,6 7,4 8,3 9,3
2 3 4 2
Количество электродвигателей, шт. 2 2 2 2
10 9,2 5,4 12,4
Мощность электродвигателей, тыс. л.с. 2,5 2,4 2,7 2
Число винтов, шт. 2 2 2 2
Запас топлива, т. 202 263 472 220
25 22,5 20 23,6
Подводная скорость хода, узл 10 10,5 9 8
6,2 15 11 14
60 80 120 100
95 100 187 н/д
Время погружения, сек. н/д 50 н/д н/д
6 10 10 5
Количество торпед, шт. 12 24 24 17
1/102 2/100 1/102 1/140
н/д 100/400 н/д н/д
н/д 2/12,7 2/20 2/25
Автономность плавания, сут. н/д 50 75 90
Численность экипажа, чел. 61 66 62 100

Большая подводная лодка – лодка со средним артиллерийским и усиленным зенитным вооружением, а также увеличенной дальностью плавания. Она имела длину корпуса до 80 метров, подводное водоизмещением – до 2 тыс. т., дальность плавания при средней скорости хода до 12 тыс. миль, глубину погружения – до 200 м. Лодка могла действовать как в море, так и в океане. Большие лодки строили 12 стран: Великобритания (69 лодок 9 типов), Германия (313 лодок 3 видов), Италия (60 лодок 14 видов), США (66 лодок 3 видов), Япония (42 лодки 4 видов). Причем США и Япония устаревшие лодки довоенной постройки.

ТТХ лучших образцов больших подводных лодок

ТТХ лодки /Страна

и обозначение лодки

Англия

типа Tudor

Германия

XXI серия

СССР

серия

Франция

серия

Водоизмещение надводное, т. 1 090 1 621 1 120 1 384
Водоизмещение подводное, т. 1 571 1819 1 424 2 084
Длина, м. 83,5 76,7 85,3 92
Ширина, м. 8,1 8,0 7 8,1
2 2 2 2
2 4 2 2
Мощность диз. двигателей, тыс. л.с. 2,5 4,0 2,2 8,2
М-сть электродвигателей, тыс. л.с. 1,5 4,6 1,3 2,3
Число винтов, шт. 2 2 2 2
Запас топлива, т. 215 253 143 108
Надводная скорость хода, узл. 15,3 15,6 15 20
9 17,5 9 10
Макс. дальность плавания, тыс.миль 11 15,5 10 10
Рабочая глубина погружения, м 106 135 80 75
Предельная глубина погружения, м н/д 270 100 100
Время погружения, сек. н/д 18 60 50
10 6 8 11
Количество торпед, шт. 16 23 12 13
Количество орудий/калибр (шт/мм) 1/102 1/100 1/100
2/20 20/4 2/12,7 2/20
Автономность плавания, сут. н/д 100 28 н/д
Численность экипажа, чел. 61 57 56 61

Средняя подводная лодка – универсальная морская лодка с увеличенной глубиной погружения. Она имела длину корпуса до 70 метров, подводное водоизмещением – до 1 тыс. т. и дальность плавания при средней скорости хода до 9 тыс. миль, предельную глубину погружения – 200 м. Лодки этого вида были самыми многочисленными и наиболее эффективными в боевых действиях. Лодки строили 20 стран.

ТТХ лучших образцов средних подводных лодок

ТТХ лодки / Страна

и обозначение лодки

Англия

типа S

Германия

серия VII С

СССР

серия IX-бис

Япония

типа Kai

Водоизмещение надводное, т. 715 769 840 525
Водоизмещение подводное, т. 990 1070 1 070 782
Длина, м. 66 67,1 77,8 57,4
Ширина, м. 7,2 6,2 6,4 6
К-во дизельных двигателей, шт. 2 2 2 2
К-во электрических двигателей, шт. 2 2 2 2
Мощность диз. двигателей, л.с. 1 900 3 200 4 000 1 100
1 300 750 1 100 760
Запас топлива, т. 92 105,3 110 35
Надводная скорость хода, узл. 15 17,7 19,5 14,2
Подводная скорость хода, узл. 9 7,6 8,8 8
Макс. дальность плавания, тыс.миль 6 8,5 8,2 3,5
Рабочая глубина погружения, м. 77 100 80 75
Предельная глубина погружения, м 250 200 100 н/д
К-во торпедных аппаратов, шт. 6 5 6 4
Количество торпед, шт. 12 11 12 8
Количество орудий/калибр (шт/мм) 1/102 1/88 1/100 1/76
Боезапас снарядов (калибр/шт) н/д 88/200 100/200 н/д
Зенит. вооружение/калибр (шт/мм) 1/20 1/20 1/12,7
Автономность плавания, сут. н/д 35 30 21
Численность экипажа, чел. 49 56 46 38

Малая подводная лодка – предназначаясь для ближней защиты берегов и морских баз. Она имела длину корпуса до 50 метров, подводное водоизмещением – до 500 т. и дальность плавания при средней скорости хода до 5 тыс. миль, предельную глубину погружения – 150 м. Малые лодки строили 5 стран: Великобритания (9 лодок), Германия (110 лодок 5 типов), СССР (104 лодки 5 типов), Швеция (9 лодок) и Япония (18 транспортных лодок 3 типов). Кроме того, 78 лодок было построено Великобританией, которые были меньше средних подлодок, но больше малых. Малые лодки всех стран оказались неудачными, представляя собой скорее технический отголосок Первой мировой войны. Из-за малого размера они оказались слабо вооруженными с низкой мореходностью. В тоже время, сравнительно большой размер и низкая скорость делали их легко выявляемыми противником. В итоге каких либо существенных результатов подлодками этого класса в войне не было достигнуто.

ТТХ лучших образцов малых подводных лодок

ТТХ лодки /Страна

и обозначение лодки

Германия

серия XXIII

СССР

серия ХV

Швец ия

тип U

Япония тип Sen Yuso

Водоизмещение надводное, т. 234 280 367 370
Водоизмещение подводное, т. 278 351 450 493
Длина, м. 34,7 49,5 49,6 42,2
Ширина, м. 3 4,4 4,7 6
Количество дизельных двигателей, шт. 1 2 1 1
2 2 1 1
630 1 200 1 300 400
Мощность электродвигателей, л.с. 615 436 500 150
Запас топлива, т. 20 30 н/д 45
Надводная скорость хода, узл. 9,7 15.5 13,8 10
Подводная скорость хода, узл. 12,5 7,9 7,5 н/д
Максимальная дальность плавания, тыс.миль 4,5 4,5 н/д 3,0
Рабочая глубина погружения, м. 80 60 60 н/д
160 70 100 95
Время погружения, сек. 14 35 н/д н/д
Количество торпедных аппаратов, шт 2 2 4
Количество торпед, шт. 2 4 8
Количество орудий/калибр (шт/мм) 1/45
Боезапас снарядов (калибр/шт) 45/200
Зенитное вооружение/калибр (шт/мм) 20/1 25/1
Автономность плавания, сут. 10 15 н/д н/д
Численность экипажа, чел. 14 23 23 21


Сверхмалая (мини-субмарина) – лодка с водоизмещением до 60 т. и экипажем 1-5 человек. Она предназначалась для проникновения в бухты, базы и порты противника с целью разведки, проведения диверсий или доставки взрывчатых веществ для дистанционного подрыва. Лодка имела ограниченную автономность плавания и в район действий доставлялась, как правило, с помощью носителя. Взрывная волна от глубинных бомб не наносила ущерба подлодкам, а отбрасывала их в сторону. В отличие от больших подлодок, мгновенно пеленгуемых и уничтожаемых авиацией и флотом противника, мини-субмаринам благодаря малым размерам, удавалось оставаться незамеченными и успешно выполнять задачи в условиях полного господства противника на море и в воздухе. Сверхмалые лодки строили 4 страны: Великобритания (131 лодка 3 типов), Германия (908 лодок 4 типов), Италия (16 лодок 3 типов) и Япония (405 лодки 4 типов). Несмотря на значительное количество построенных лодок, причиненный ими ущерб не покрыл расходы на их производство и не оказал какого-либо влияния на ход войны.

ТТХ лучших образцов сверхмалых подводных лодок

ТТХ лодки / Страна

и обозначение лодки

Англия

серия Х

Германия

серия XXVII

Италия

серия СВ

Япония

тип D

Водоизмещение надводное, т. 27 14,9 25 н/д
Водоизмещение подводное, т. 30 17 44 59,3
Длина, м. 15,6 12 15 26,3
Ширина, м. 1.8 1,7 3 2
Количество дизельных двигателей, шт. 1 1 1 1
Количество электрических двигателей, шт. 1 1 1 1
Мощность дизельных двигателей, л.с. 42 60 80 150
Мощность электродвигателей, л.с. 30 25 50 500
Число винтов, шт. 1 1 1 1
Запас топлива, т. 11 0,5 н/д 4,5
Надводная скорость хода, узл. 6,5 7,7 7,5 8
Подводная скорость хода, узл. 5,5 3,5 7 16
Максимальная дальность плавания, мили 500 300 1 400 1 000
Предельная глубина погружения, м. 92 50 н/д 100
Количество торпедных аппаратов, шт. 2 2 2
Количество торпед, шт. 2 2 2
Количество зарядов/вес (шт/т) 2/4 1/0,6
Численность экипажа, чел. 4 2 4 5

Специальные подводные лодки в классификацию по размерам и водоизмещению не попадают, однако в силу специфичности выполняемых функций их следует рассмотреть отдельно. К таким лодкам относились: подводные авианосцы и авиатранспорты, подводные минные заградители, транспортные лодки, топливозаправщики. Такие лодки выполняли или специфическую, узкую боевую задачу, или обеспечивали ее выполнение другими подразделениями. Среди эффективных действий следует отметить постановку минных полей германскими минными заградителями в прибрежных морских фарватерах и снабжение грузами и топливом японскими транспортными лодками своих экспедиционных войск и кораблей.

Безусловно, что кроме технических параметров подводных лодок на эффективность их действий влияла и тактика их применения. Экипажи подводных лодок США и Германии интенсивно занимались боевой и тактической подготовкой в течение всей войны и имели сравнительно высокую подготовленность в отличие от итальянских, советских и японских моряков. Подводными лодками Германии и США управляли командующие подводными силами флотов, как правило, бывшие подводники. Они же руководили боевой и тактической подготовкой подлодок. Немецкие и американские лодки могли слажено действовать большими группами на большом удалении от баз и противостоять конвоях или соединениям надводных кораблей.

Тактика действий лодок определялась задачами, которые они решали, географическим положением района в которым они действовали, состоянием материальной части и уровнем подготовленности к боевым действиям их самих и объектов их действий. Поэтому в разных флотах тактика лодок была разной. Но было много и общего.

Например, почти все лодки в начале войны действовали в надводном положении и днем и ночью. Погружались лишь при атаке боевых надводных кораблей, сильно охраняемых конвоев и при уклонении от атак противолодочных сил. Атаки конвоев обычно проводились ночью по несколько суток подряд.

Для решения противолодочных задач лодки днем маневрировали на перископной глубине, а ночью надводном положении, заряжая аккумуляторные батареи. Наблюдение вели в перископ и с помощью гидроакустических станций. В большинстве случаев боевые столкновения под водой были безрезультатными, так как торпеды имели глубину хода не более 14 метров, а гидроакустические станции – малые дальности действия и точность пеленгования. Для повышения успешности атак практиковалась стрельба залпом из нескольких торпед. Кроме торпед для борьбы с подлодками применялись мины.

Свои особенности тактики применялись, практически, каждым флотом. Так Германией использовалась тактика «волчьих стай» состоящая в преследовании подводными лодками кораблей противника с целью дождаться превосходства в позиции или числе. Атака происходила одновременно максимально возможным количеством подводных лодок. При этом противолодочные силы конвоя, вынуждены были реагировать сразу на несколько лодок, рассредоточиться, тем самым не угрожая совместно какой-либо одной из них, что позволяло большинству лодок выходить в атаку неоднократно. Атаке подвергалось большое количество судов, что впоследствии требовало организации большого объёма спасательных работ и отчасти отвлекало корабли эскорта от преследования субмарин.

На практике данная тактика осуществлялась следующим образом. Подводные лодки выстраивались в завесу (300-500 миль) так, чтобы хотя бы одна из них могла обнаружить проходящий конвой противника. Обнаружившая конвой подводная лодка передавала сообщение об этом в центр и следовала в надводном положении параллельно конвою на значительном от него удалении (за горизонтом), следя за дымами. Центр же наводил на цель остальные подлодки. «Стая» могла состоять из 20 — 60 лодок. Как правило, атаки проводились в ночное время и из надводного положения. Лодки погружались лишь в случае ухода от преследования. Днем «стая» обгоняла суда конвоя, пользуясь преимуществом в скорости надводного хода, и занимала позицию для новой атаки ночью.

Действие «волчьих стай» в прибрежных, тесных и сильно охраняемых районах оказались весьма затруднительными. Поэтому немцы использовали одиночные лодки, днем лежали на грунте на глубине 50-100 метров в нескольких милях от маршрутов транспортов, в сумерки шли к берегу под водой, а ночью всплывали в надводное положение для атак.

В английском флоте единого командования подводными силами не было. С началом войны подводные лодки широко использовались для противолодочных действий у своих портов и баз. Кроме того, они вели противолодочные действия на путях переходов немецких подлодок. Однако главной задачей в начале войны считалась борьба с немецкими надводными рейдерами, которые казались англичанам главной угрозой их судоходству. В ходе войны лодки Великобритании привлекались для прикрытия конвоев и соединений надводных кораблей от ударов сил противника. Случаев потопления ими лодок противника при этом не было. Боевые столкновения под водой чаще всего были безрезультатными из-за несовершенства гидроакустических станций и отсутствия противолодочных торпед.

Итальянские подлодки решали те же задачи, что и немецкие. Однако действовали иначе. В атаку выходили одиночно и только в подводном положении, конвои не преследовали. Командиры подводных лодок не умели действовать в группах и завесах, атаковать противника, находясь в надводном положении, прорывать охранение конвоя, идущего переменными курсами, и длительно преследовать обнаруженного противника.

Основными задачами подводного флота СССР было определено: уничтожение транспортов и боевых кораблей противника и стеснение их плавания; ведение разведки с целью выявления напряженности и характера коммуникаций противника, системы и организации его противолодочной обороны, дозора, навигационных ограждений и фарватеров. В боевой деятельности лодки применяли позиционный метод, затем стали применять крейсерство в ограниченных районах. В ходе войны подводные лодки перешли к групповым действиям. От стрельбы одиночными торпедами подводники перешли к стрельбе несколькими торпедами с временными интервалами, а впоследствии - к стрельбе залпом «веером». Нередко подводные лодки, не имея возможности использовать торпеды, всплывали в надводное положение и вступали в артиллерийский бой с кораблями противника.

Подводные лодки: Свыше 300 подводных лодок всех стран мира


Пер. с англ. А. Николаева. - M.: OOO «Изда - тельство ACT», 2001. - 352 с., ил. - (Энциклопедия военной техники).


Иллюстрированная энциклопедия охватывает всю историю подводного кораблестроения - от «Черепахи» американца Бушнелла, созданной во время Войны за независимость Соединенных Штатов, до современных атомных подводных ракетоносцев. Приведена также информация об основных моделях современного подводного оружия торпедах, минах, противокорабельных и баллистических ракетах. Тактике технические данные субмарин дополнены и откорректированы. Текст книги снабжен подробными комментариями, дано краткое изложение эволюции подводных лодок.

Появление подводных лодок перевернуло все сложившиеся дотоле представления о стратегии и тактике ведения войны на море. Эти корабли могли вести эффективные боевые действия прямо из морской пучины, оставаясь при этом невидимыми для противника. Они прошли долгий путь развития от примитивных паровых лодок времен Гражданской войны в США до бесшумных атомных субмарин, способных месяцами не всплывать на поверхность и оснащенных межконтинентальный ми ракетами с разделяющимися ядерными боеголовками.

Идея создания подводного оружия возникла несколько веков назад. В 1634 году два французских священника, Мерсенн и Форнье, разработали детальный проект вооруженного подводного корабля. В 1648 году Джон Уилкинс, приходившийся зятем Оливеру Кромвелю, рассуждал о возможности создания «Подводного ковчега». Во время американской Войны за независимость подводные лодки впервые приняли участие в боевых действиях. Первая в истории подводная вылазка была предпринята в сентябре 1776 года. Американский солдат по имени Эзра Ли, управляя подводной лодкой «Тертл» («Черепаха») 1, попытался прикрепить мину к днищу английского фрегата «Игл», стоявшего на реке Гудзон. Впрочем, эта лодка еще не была в полном смысле слова подводной. Весь корпус «Черепахи» находился под водой, но над поверхностью поднимай лась крошечная боевая рубка со стеклянными иллюминаторами. Эзра Ли не смог закрепить мину на корпусе вражеского судна, и английский фрегат остался невредимым. Впоследствии подводная лодка погибла, когда перевозивший ее корабль сел на мель.

Во время Наполеоновских войн использовалось несколько подводных лодок, построенных по проекту американского изобретателя Роберта Фултона. Его работы не вызвали интереса в Америке, и в 1797 году Фултон переехал во Францию, где наконец-то смог реализовать свои идеи. Первой в мире субмариной, построенной по правительственному заказу, стала лодка «Наутилус», спущенная на воду в 1800 году. Во время испытаний в порту Гавра «Наутилус» пробыл под водой на глубине 7,6 метра в течение одного часа. После того как французы прекратили финансирование проекта, Фултон отправился в Англию и добился от премьер-министра Вильяма Питта создания специальной комиссии для оценки его проекта подводной лодки. Но комиссия сочла постройку таких судов нецелесообразной. Отношение Британского Адмиралтейства к идеям Фултона лучше всего сформулировал лорд Сент-Винсент, заявивший Питту: «Для страны, которая правит морями, оказание поддержки в создании такого вида оружия было бы величайшей глупостью, поскольку его успешное развитие может лишить нас господства на море».

Британская подводная лодка М-2 была спущена на воду в октябре, 1918 года и в военных действиях не участвовала. В апреле 1928 года ее переоборудовали для транспортировки гидросамолета, а в 1932 году лодка затонула а Портленде


После поражения Наполеона наступил мир, и до самой Гражданской войны в США изобретатели не вспоминали про подводные лодки, поскольку необходимости в них не возникало 2. Однако с началом войны между Севером и Югом живой интерес к этому виду оружия возродился вновь. Впрочем, субмарины, созданные в этот период, скорее можно отнести к разряду орудий для самоубийства. Эти суда вооружались так называемой «шестовой миной» - зарядом взрывчатки, укреплен -ным на длинном шесте. Первой в мире подводной лодкой, осуществившей удачную атаку вражеского корабля, стала субмарина «Х.Л. Хан-ли»3, названная так по имени ее создателя. 17 февраля 1864 года она потопила своей миной корабль северян «Хьюстоник», но при этом сама была затянута на дно потоком воды, хлынувшей в пробоину в борту тонущего судна. Много лет спустя подлодку обнаружили на дне моря. Скелеты восьми членов экипажа по-прежнему находились на своих боевых постах 4.


«И, ЧЕРТ ВОЗЬМИ, НЕ АНГЛИЙСКОЕ ОРУЖИЕ»


На рубеже XX века первенство в создании подводных лодок заняли Соединенные Штаты. Разработкой и постройкой субмарин здесь руководил американец ирландского происхождения Джон II. Голланд. Первым его удачным творением стала лодка «Голланд № 1», это миниатюрное судно, подобно своим предшественникам, приводилось в движение мускульной силой экипажа. Но, применив только что изобретенный керосиновый двигатель Брайтона мощностью 4 л.с., Голланд смог создать более совершенную модель подводной лодки. «Голланд № 1» строился на Металлическом заводе в Олбани и был испытан в 1878 г. Сейчас эта лодка хранится в Музее Паттерсона в США. Вера Голланда в перспективность использования двигателя внутреннего сгорания говорит о его редком чутье на технические новинки. Ведь остальные подлодки того времени в качестве движущей силы все еще использовали пар.

Первой американской субмариной, имевшей «современную» конструкцию, стала лодка «Гол-ланд № 6». Она была оснащена бензиновым двигателем и электромотором с аккумуляторной батареей.


«B тесноте, да не в обиде» внутренний вид английской подлодки «Граф» (бывшая немецкая U 570 5)


Этот корабль послужил прототипом для созданных позднее английских и японских подводных лодок. «Голланд № 6» был куплен американским флотом и в 1900 году вошел в его состав под именем «Голланд»6. Американская пресса буквально-таки пела дифирамбы подводной лодке Голланда, называя ее «боевой рыбой-монстром» и тому подобными звучными именами, но в сущности это судно было еще очень и очень примитивным 6.

Адмирал сэр Артур Вильсон в 1899 году раздраженно отозвался о подводных лодках, как о «подлом, бесчестном и, черт возьми, не английском» оружии. Его высказывание наглядно демонстрирует, как Британское Адмиралтейство пыталось закрыть глаза на существование этого вида морских вооружений. Но флот Ее Величества был встревожен быстрым ростом численности подлодок в составе французского и американского флотов. Да и сами английские конструкторы подводных лодок к началу XX века уже достигли определенных результатов. Морским бюджетом на 1901 - 1902 финансовый год были выделены средства на строительство пяти усовершенствованных лодок типа «Голланд» для оценки их боевых качеств. Первые пять подводных лодок британского флота строились по лицензии компании «Виккерс» на машиностроительном заводе «Барроу-ин-Фернесс». Под руководством новоиспеченного главного инспектора подводных лодок британского флота капитана Реджинальда Бэкона компания внесла в американскую конструкцию ряд улучшений и дополнений, поэтому когда 2 ноября 1902 года первая подводная лодка Королевского флота была спущена на воду, в ней уже трудно было узнать ее американскую предшественницу.

В марте 1904 года все пять лодок класса «А» (так стали называть эту серию) приняли участие в учебной атаке на крейсер «Джюно» возле Портсмута. Атака была успешной, но лодка А-1 протаранила пассажирский лайнер и затонула со всем экипажем. Всего было построено тринадцать подводных лодок серии «А», за которыми последовали одиннадцать подлодок серии «В» и тридцать восемь лодок серии «С». Отныне подводные лодки стали одним из важнейших видов оружия в британском флоте.

К 1914 году Америка, Англия, Франция, Италия и Россия уже обла дали внушительными подводными флотами. Германия поначалу отставала, но в ходе Первой Мировой войны ее подводный флот непрерывно рос и совершенствовался. Б результате к концу 1916 года подводные лодки стали главным ударным оружием немецких ВМС. Появление в германском флоте «крейсерских» подлодок, обладавших значительными размерами и большой дальностью плавания, застало союзников врас плох и едва не стало причиной их поражения. Немецкие лодки наносили огромный урон английским торговым судам, которые совершали рейсы поодиночке. К апрелю 1917 года общий тоннаж потопленных германским подводным флотом «торговцев» составил 907 000 тонн, причем 564 000 тонны приходилось на английские суда. Коммерческий флот союзников спасло лишь запоздалое введение системы конвоев.


5 место

«Я помню чудное мгновенье...»

«Я помню чудное мгновенье...» - одно из самых известных стихотворений Александра Сергеевича Пушкина, написано в 1825 году и адресовано Анне Керн. Значительную лепту в популяризацию данных строк внес знаменитый русский композитор Михаил Иванович Глинка, который в 1840 году, вдохновленной красотой своей возлюбленной - Екатерины (по иронии судьбы оказавшейся дочерью Анны Керн), написал на данные стихи музыку, что дало романсу новый импульс и позволило получить известность в широких кругах.

4 место

«Соловей»

Романс «Соловей» - написан в 1820-ые годы известным русским поэтом и издателем - бароном Антоном Антоновичем Дельвигом и популярным композитором, пианистом и дирижёром - Александром Александровичем Алябьевым. Небывалая популярность романса обуславливается в первую очередь тем, что стихи и музыка были написаны в жанре русских песен, что дало повод воспринимать его как народную песню. В наше время «Соловей» является одним из самых известных русских романсов, занимающих почетное место в копилке классики российской культуры.

3 место

В. Чуевский
«Гори, гори, моя звезда»

Романс «Гори, гори, моя звезда» - был написан в 1846 году студентом МГУ Владимиром Чуевским и известным композитором Петром Булаховым (на фото ) к 700-летию Москвы. Наибольшую популярность романс обрел во время Первой мировой войны, однако насладиться в полной мере патриотическими мотивами народ не успел, т.к. после революции большевики, окрестив романс белогвардейским, запретили его к исполнению, но уже к концу 1950-х запрет сняли, правда лишив Чуевского и Булахова авторства, записав в создатели песни народ, что в свою очередь породило в СССР множество легенд о истинных авторах романса.

2 место

«Вечерний звон»

Романс «Вечерний звон» был написан в середине 20-ых годов XIX столетия известным русским поэтом и переводчиком эпохи романтизма Иваном Ивановичем Козловым и композитором Александром Александровичем Алябьевым. Как ни странно, но один из самых известных и широко любимых в народе романсов, считающийся русским народным, таковы на самом деле не является, дело в том, что Иван Козлов просто перевел на русский язык песню ирландского поэта Томаса Мура - «Those evening Bells». За все время своего существования текст романса сменил множество музыкальных сопровождений, однако наиболее любимым и популярным до сих пор является классическая его версия.

1 место

«Очи чёрные»

«Очи чёрные» - один из самых известных русских романсов не только в России, но и в мире. Написан в первой половине XIX века украинским поэтом и писателем - Евгением Павловичем Гребёнкой, как посвящение для будущей супруги - Растенберг Марии Васильевне. Как романс стихотворение «Черные очи» стал популярным лишь в 1880-ых годах. Изначально исполнялся на музыку вальса немецкого композитора Флориана Германа, однако наибольшую популярность обрел благодаря музыке итальянского композитора - Феррари. Самым известным исполнителем, до сих пор, является легендарный певец Федор Шаляпин, который, включив его в свой репертуар, возвел романс до мировой славы.

Отдельной строкой:

Отличная новость для все любителей слушать музыку в Вконтакте! Теперь, для того, чтобы сохранить понравившейся трек на своем компьютере не нужно бегать по всему интернету в поисках каких-то программ, достаточно просто зайти на musicsig.ru, скачать с сайта специальное приложение, установить и наслаждаться легкостью скачивания любимой песни в один клик.

Романс - термин вполне определенный. В Испании (на родине этого жанра) так назывались особого рода сочинения, предназначенные преимущественно для сольного исполнения под звуковое сопровождение виолы или гитары. В основе романса, как правило, лежит небольшое лирическое стихотворение любовного жанра.

Истоки русского романса

В Россию этот жанр был привезен из Франции аристократами второй половины XVIII века и сразу же был принят плодородной почвой советской поэзии. Однако русские романсы, список которых известен сегодня каждому любителю классической песни, начали зарождаться несколько позже, когда испанская оболочка стала наполняться подлинно российскими чувствами и мелодиями.

В ткань новой песни органично вплетались традиции народного творчества, которое пока еще было представлено исключительно анонимными авторами. Романсы перепевались, переходя из уст в уста, переделывались и «шлифовались» строки. К началу XIX века стали появляться первые собиратели песен, движимые идеей сохранить старинные русские романсы (список их к тому времени уже был достаточно велик).

Нередко эти энтузиасты дополняли собранные тексты, придавая строкам глубину и поэтическую силу. Сами собиратели были людьми академически образованными, а потому, отправляясь в фольклорные экспедиции, преследовали далеко не только эстетические, но и научные цели.

Эволюция жанра

Начиная с рубежа XVIII-XIX веков, художественное содержание романсовой лирики становилось все более наполненным глубокими личными чувствами. Индивидуальный мир героя получил возможность для яркого, искреннего выражения. Сочетание же высокого слога с простой и живой русской лексикой сделало романс поистине народным и доступным как для дворянина, так и для его крестьянина.

Вокальный жанр окончательно переродился и к середине XIX века стал неотъемлемой частью светского вечера в рамках любимого всеми барышнями «томного» домашнего музицирования. Появились и первые романсов. Список, составлявший их песенный репертуар, заключал в себе все больше авторских произведений.

Наиболее известными в первой половине XIX века были такие прославленные композиторы, как А. Алябьев, и А. Гурилёв, сыгравшие неоценимую роль в становлении русского романса и его популяризации.

Городской и цыганский романсы

Городской романс впитал в себя наибольшее количество фольклорных мотивов России XIX-XX веков. Будучи авторской, такая песня по свободе своего бытования напоминала и отличалась характерными для него чертами:

  • магией деталей;
  • четко очерченными образами;
  • ступенчатой композицией;
  • мощной рефлексией главного героя;
  • образом постоянно ускользающей любви.

Характерными чертами городского романса с музыкальной точки зрения являются гармоническое построение композиции с минорными тонами, а также присущая ему секвенция.

Цыганский романс родился как дань русских композиторов и поэтов в любимой многими одноименной манере исполнения. Основой его явилась обыкновенная лирическая песня. Однако в тексты ее и мелодию вписывались характерные художественные обороты и приемы, которые были в ходу у цыган. Узнать такой романс сегодня немудрено. Его основной темой, как правило, является любовное переживание в различных градациях (от нежности до плотской страсти), а наиболее приметная деталь - «зелёные глаза».

Жестокий и казачий романсы

Академического определения этим терминам не существует. Однако же их характерные черты описаны в литературе достаточно полно. Особенностью жестокого романса является весьма органичное сочетание принципов баллады, лирической песни и романса. К индивидуальным чертам его относят обилие основных сюжетов, отличающихся только причинами трагедии. Результатом же всей истории обыкновенно бывает смерть в виде убийства, самоубийства или от душевных терзаний.

Родиной казачьего романса является Дон, подаривший любителям народной поэзии легендарную песню неизвестного автора «Не для меня придет весна…». Истории также неизвестно точное авторство большинства высокохудожественных произведений, которые можно охарактеризовать как «классические русские романсы». Список их включает такие песни, как: «Дорогой длинною», «Только раз», «Эх, друг гитара», «Вернись», «Мы только знакомы» и прочие, написанные в первой трети XX века.

Русские романсы: список и их авторы

По одной из основных версий, русские романсы, список которых был приведен выше, принадлежат перу популярнейших в начале минувшего века авторов-песенников: Бориса Фомина, Самуила Покрасса, Юлия Хайта и других.

Самым преданным ценителем классического романса в XX веке стал Валерий Агафонов, который первым заявил о высокой ценности уходящего от советского слушателя культурного багажа. Русские романсы, список которых составлял Агафонов, своим возрождением на новой почве были обязаны возвращению на Родину их легендарных исполнителей - Александра Вертинского и Аллы Баяновой.

Романс - это камерное вокальное произведение, которому свойственна стихотворная форма и лирическое содержание любовной тематики. Иными словами, это поэтическое произведения для пения под инструментальный аккомпанемент.

Романс по форме близок к песне, только с ограниченной тематикой любовно-лирического характера. Исполняется романс обычно в сопровождение какого-то одного инструмента, чаще всего . Главный акцент в произведениях такого плана делается на мелодию и смысловую нагрузку.

Зарождение романса

Сам термин «романс» возник в в Испании, где использовался для названия светских песен на испанском языке, которые нужно было отделить от религиозных гимнов, исполняемых на латыни. Испанское слово «romance» или позднелатинского «romanice» так и переводятся: «по-романски» или «по-испански», что собственно одно и то же. Термин «романс» прижился во многих языках параллельно с термином «песня», хотя в немецком и английском до сих пор не разделяются эти два понятия, обозначая их одним и тем же словом (нем. Lied и англ. Song).

Итак, романс - это вид песни, оформившийся в период 15-19 веков.

Западноевропейский романс

С середины 18 века романс приобретает особую популярность в Германии и Франции и становится отдельным жанром на грани музыки и поэзии. Поэтической основой к романсам этой эпохи стали стихотворения таких великих поэтов, как Гейне и Гете.

Уже в 19 веке в Германии, Австрии, Франции и России сформировались национальные школы романса. В этот период были созданы знаменитые романсы австрийцев Шумана, Брамса и Шуберта, французов Берлиоза, Бизе и Гуно.

Характерно для европейских школ было и объединение романсов в целые вокальные циклы. Первый такой цикл «К далекой возлюбленной» создал Бетховен. Его примеру последовали Шуберт (циклы романсов «Зимний путь» и «Прекрасная мельничиха»), Шуман, Брамс, Вольф… С середины 19 века и в 20 веке формируются национальные школы романса в Чехии, Польше, Норвегии, Финляндии.

Постепенно, кроме классической камерной формы романса, развивается и такой жанр, как бытовой романс. Он был рассчитан на непрофессиональных певцов и имел широкую популярность в обществе.

Русский романс

Русская школа романса зародилась под влиянием романтических настроений в искусстве и окончательно сформировалась к середине 19 века. Основоположниками ее считают Алябьева, Гурилева, Варламова, часто обращавшиеся в своем творчестве к цыганской тематике.


Александр Алябьев

Позже в жанре русского романса формируются отдельные течения - салонный романс, жестокий романс… Апогей развития русский романс переживает в начале 20 века, в эпоху творчества Вертинского и Вяльцевой, Плевицкой и Паниной. Заложенные этими гениальными музыкантами традиции успешно продолжили Алла Баянова и Петр Лещенко, а уже в эпоху существования Советского Союза - Вадим Козин, Тамара Церетели, Изабелла Юрьева.

К сожалению, в советскую эпоху жанр романса не приветствовался партийным руководством, поскольку считался непролетарским жанром, пережитком царизма. и исполнители романсов подвергались гонениям и репрессиям.

Только в 70-е гг. 20 века романс переживает возрождение, когда обретают популярность романсы в исполнении Валентины Пономаревой и Нани Брегвадзе, Николая Сличенко и Валентина Баглаенко.