Как называется знакомство с музеем. Сценарий внеурочного мероприятия " знакомство со школьным музеем"

Название метода пришло из Прибалтики, где было замечено, что дети бегающие босиком по прохладной воде и песку Рижского взморья практически не болеют простудными заболеваниями. Метод давно и широко применяется в дошкольных учреждениях, может иметь несколько вариантов.

Для данного метода закаливания используется три дорожки из грубого полотна (мешковина, дерюга и пр.) шириной 0,4 м и длиной 1,5 м. Одна из них смачивается в 10% растворе поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) комнатной t. Другая в чистой воде такой же t. Третья дорожка остается сухой. Дорожки выстилаются на полу в следующей последовательности: "соленая" дорожка, дорожка, смоченная обычной водой и сухая.

Дети шаркающим шагом проходят по очереди по всем дорожкам. Прохождение можно повторить 2-3 раза и совместить его с хождением по ребристой доске или по "Дорожке Здоровья".

"Дорожка Здоровья" представляет собой полосу из легкостирающейся ткани с нашитыми на нее мелкими предметами: пуговицы, бусинки, плетенные веревочки, шнуры и другие объемные предметы, безопасные для ребенка. Можно использовать коврик для ванной типа "травка". Подобные дорожки используют для профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка.

На резиновый коврик с шипами, одетый в чехол, смоченный 10% раствором поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) ребёнок становится босиком и шагает на месте (начиная с 5-7 и до 16 сек). После этого ребёнок встаёт на сухой коврик и топает на нём в течение 15 сек. Затем водой из-под крана протереть руки, шею, лицо.

Начиная со средней группы, дети полощут рот йодно-солевым раствором (на 1 литр воды 1 ст. ложка соли и 3-4 капли йода). Вода комнатной температуры.

Этот интересный метод пришел к нам с восьмидесятых годов и предназначается для закалки детей дошкольного возраста. Рижский метод закаливания позволяет повысить сопротивляемость детского организма к простудам.

1. Такую процедуру лучше всего делать после дневного сна или же после утренней зарядки. Потребуется резиновый коврик, имеющий неровную поверхность или же с шипами. На него надо положить грубую ткань, которую заранее намочить в десятипроцентном растворе обычной соли. На один литр воды положить 100 г соли и добавить туда же пять капель йода. Если коврика не нашлось, возьмите махровое полотенце.

2. Расстелите коврик или полотенце на полу. Ребенок должен встать туда босиком и пошагать по влажной ткани семь секунд. Затем он переходит на другое полотенце, которое намочено в обычной чистой воде и тоже шагает там семь секунд. После этого ребенок должен перейти на сухую ткань и пошагать по ней такое же количество времени. При выполнении процедуры постоянно увеличивается время и оно должно доходить до шестнадцати секунд.

3. Хождение по «солевой дорожке» можно совместить с «дорожкой здоровья». Это кусок ткани или полотенце, на которое нашиты пуговицы, шнуры и бусинки. Это будет отличной профилактикой плоскостопия.

Устанавливаем контакт с родителями и обговариваем, что ребенок должен носить одежду по системе (1,2,3). Летом: один слой одежды. Весна, осень: два слоя одежды. Зима: три слоя одежды. Истоки болезни - в гиперопеке: если одежды много, то закаливание бесполезно. Легкая одежда способствует укреплению здоровья.

Летом:
- один слой одежды;
- одежда должна быть хлопчатобумажной;
- можно ходить без майки, только в платье или рубашке;
- обувь носить без носков (подошва должна быть свободной, так как тренируются рецепторы стоп - планторный массаж)

Весна. Осень:
- платье-курточка;
- рубашка - кофта;
- носок х/б - сапоги (шерстяные носки нужны только для резиновых сапог, в остальных случаях они ведут к перегреванию стопы).

Зима:
- платье, кофта - пальто (шуба - тяжелая одежда, что может привести к нарушению осанки, а тугой пояс на шубе способствует развитию ДЖВП). Приучать ребенка носить зимой одну меховую шапку под нее не одевать шерстяную и не закрывать уши. Шарфом не рекомендуется закрывать носоглотку, так как это ведет к перегреванию носоглотки теплым и влажным воздухом, что нарушает кровообращение и ведет к развитию катара верхних дыхательных путей.

Методы закаливания

"Рижский" метод закаливания

Метод давно и широко применяется в дошкольных учреждениях, имеет несколько вариантов. Применяется, начиная с 1,5 лет.

Для данного метода закаливания используется три дорожки из грубого полотна (мешковина, дерюга и пр.) шириной 0,4 м и длиной 1,5 м. Одна из них смачивается в 10% растворе поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) комнатной t. Другая - в чистой воде такой же t. Третья дорожка остается сухой. Дорожки выстилаются на полу в следующей последовательности: "соленая" дорожка, дорожка, смоченная обычной водой и сухая.

Дети шаркающим шагом проходят по очереди по всем дорожкам. Прохождение можно повторить 2-3 раза и совместить его с хождением по ребристой доске или по "Дорожке Здоровья".

«Дорожка Здоровья»

"Дорожка Здоровья" представляет собой полосу из легкостирающейся ткани с нашитыми на нее мелкими предметами: пуговицы, бусинки, плетеные веревочки, шнуры и другие объемные предметы, безопасные для ребенка. Подобные дорожки используют для профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка.

Обширное умывание

Настоящий метод используется для детей в возрасте от 4лет.

Обтирание производится смоченной в воде рукавичкой, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.

После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легкими массирующими движениями, а массаж всегда делают от периферии к центру, в следующей последовательности:

на счет "1" - растираем грудь круговыми движениями по часовой стрелке;

на счет "2" - кисти рук обтираем до плеча снизу вверх;

на счет "3" - растираем ноги в направлении от стопы до колена;

на счет "4" - одновременно обеими руками обтираем шею в направлении от затылка к подбородку;

на счет "5" - обтираем лицо и уши.

По окончании влажного обтирания тело ребенка растирается сухим полотенцем до легкого покраснения.

В начале обучения данной закаливающей процедуре детям помогают взрослые (воспитатель, помощник воспитателя, медсестра). Далее все этапы дети выполняют самостоятельно.

Данный метод закаливания можно не проводить в дни занятий в бассейне.

Хождение босиком (босохождение)

Технически самый простой нетрадиционный метод закаливания, одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и связок. Начинаем хождение босиком при t земли или пола не ниже +18. Вначале это осуществляется в носках в течение 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты. Время процедуры увеличиваем ежедневно на 1 минуту и доводим до 20-25 минут. Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми любого возраста. Рекомендуется проводить с I младшей группы.

Контрастные воздушные ванны в сочетании с "Рижским" методом

Процедура проходит после дневного сна: начинается в 15.00, длится 12 - 13 минут и имеет характер перебежек из "холодной" комнаты в "теплую" с обязательным музыкальным сопровождением. Данная методика заключается в следующих процедурах. Во время сна детей в спальном помещении открываются окна и температура воздуха доводится до +13 +16 градусов. После пробуждения дети просыпаются и выполняют физические упражнения. Затем следует пробежка в групповую комнату, где температура воздуха достигает +21 +24 градуса.

Деятельность детей в "теплой" комнате заключается в следующем:

Ходьба по коврику, смоченному в солевом растворе;

Ходьба по дорожке, смоченной в чистой воде;

Ходьба по сухому коврику;

Ходьба по "Дорожке Здоровья".

Темп прохождения по дорожкам обычный, а с течением времени темп можно постепенно наращивать.

Затем дети перемещаются в "холодную" комнату, где под руководством педагога выполняют физические упражнения, танцевальные элементы, играют в подвижные игры

В теплом помещении следует придерживаться умеренного темпа в выполнении упражнений, чтобы предупредить перегревание детей.

Количество перемещений из одной комнаты в другую должно быть не менее 6 раз с пребыванием в каждой по 1 – 1,5 минуты. Вся процедура заканчивается перебежкой из "теплой " комнаты в "холодную", где под руководством педагога проводятся дыхательные упражнения.

Дети, переболевшие ОРЗ, закаливание проходят в течение одной недели в половинном объеме указанного времени. Солевой коврик этим детям временно противопоказан на 1 неделю.

При сочетании воздушного контрастного закаливания с "Рижским" методом и "Дорожкой Здоровья" помимо эффекта закаливания, осуществляется массаж и контрастное солевое закаливание стоп, профилактика плоскостопия и нарушения осанки. В целом данная методика входит в неспецифическую профилактику респираторных заболеваний и направлена на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Гигиенический душ

В летний период с целью закаливания можно использовать душ. Душ действует сильнее, чем, например, обливание или обтирание, так как здесь к температурному фактору присоединяется эффект давления струи. Вода, льющаяся из душа под напором, оказывает массирующее действие. Вода из душа ощущается как более теплая, чем вода той же температуры при обливании или обтирании.

Это поднимает тонус мышечной системы, увеличивает работоспособность, придает бодрость, способствует подъему энергии.

Температура воды, не вызывающая чувства охлаждения вначале (примерно +36+37 градусов) с постепенным снижением ее, при тщательном контроле за реакцией детей. Но для данной процедуры снижение температуры происходит медленно. Время пребывания под душем 20-40 секунд.

Душ используется и для поддержания чистоты тела ребенка. В летнее время это особенно важно, т.к. открытые части тела легко загрязняются. Поэтому, прежде всего, нужно вымыть ноги и руки с мылом.

Точечный массаж "Волшебные точки"(по А.А.Уманской)

Массаж повышает защитные свойства слизистой оболочки носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

Приемы точечного массажа очень легко освоить взрослым, а затем научить детей.

Точка 1. Расположена в центре грудины, на уровне прикрепление 4-го ребра. Связана со слизистой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение.

Точка2. Расположена в центре яремной вырезки грудины. Регулирует иммунные функции организма. Повышает сопротивляемость инфекционным заболеваниям.

Точка 3. Располагается симметрично на уровне верхнего края щитовидного хряща, у переднего края мышцы. Контролирует химический состав крови и одновремен­но слизистую оболочку гортани.

Точка 4. Расположена симметрично, сзади от уха, на границе волосистой части головы, в центре затылочной впадины. Шею сзади необходимо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регулятором деятельности сосудов головы, шеи и туловища. Нормализируется работа вестибулярного аппарата.

Точка 5. Расположена между 7-м шейным и 1-м грудным позвонком, где при наклоне головы вперед ощущается впадина ниже самого выступающего позвонка

Точка 6. Расположена симметрично между носогубной складкой в середине крыла носа. Улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит.

Точка 7. Расположена симметрично у внутреннего края надбровной дуги. Улучшается кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга.

Точка 8. Расположена симметрично в углублении спереди козелка уха. Массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат.

Точка 9. Симметричная, между 1-й и 2-й пястными костями, на конце кожной складки при отведении большого пальцы. Руки человека связаны со всеми органами. При массаже этих точек нормализуются многие функции организма

Техника выполнения массажа

Массировать биологически активные зоны нужно подушечками большого, указательного или среднего пальца горизонтально-вращательными движениями по часовой стрелке и против в течение 4-5 сек в каждую сторону. Массаж не должен быть грубым и резким, не должен оставлять синяков. Лучше начинать с легкого нажима, постепенно повышая интенсивность воздействия.

Зону 3 (в области шеи) нужно массировать легкими движениями пальцев сверху вниз. Если массируемая зона очень болезненна, проводится легкий круговой массаж. Если кожа в области массируемой зоны изменена (нагноения, ссадины, кровоподтеки), то массаж отменяется.

Руки перед массажем должны быть часто вымытыми. Теплыми, с хорошо остриженными ногтями. Не следует проводить массаж сразу после приема пищи. С профилактической целью массаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день, а также после контакта с больным острой респираторной инфекцией.

Как профилактическое средство массаж биологически активных зон можно проводить длительно, особенно осенью и зимой. Необходимо помнить, что высокую сопротивляемость организма поддерживает только регулярный массаж.

Проветривание помещений

Для детей дошкольного возраста необходимо создать оптимальный воздушный режим. В помещении – это основное условие эффективности закаливания. Температура воздуха в помещении:

· С 1 до 3 лет - +20С о

· С 3 до 7 лет - + +18С о , +20С о

Проветривать помещение необходимо 4-5 раз вдень по 10-15 минут через фрамуги: перед утренней гимнастикой, перед физкультурным и музыкальным занятием, перед сном. На это время детей нужно выводить в соседнее помещение. Во время прогулок проводится сквозное проветривание, которое заканчивается за 30-45 мин до прихода детей (в холодный период года).

Термометр в групповой, спальной и умывальной комнатах должен располагаться на уровне роста детей.

Прогулки – способ закаливания воздухом

Дети в детском саду гуляют 2 раза в день.

Деятельность детей на прогулке в морозные дни должна часто меняться: включать в себя пробежки, влезание на горку, перелезание через валы, ходьба по валам и спрыгивание в них. Катание по ледяным дорожкам. В течение 40-60 минут воспитатель должен активизировать движение детей.

Полоскание полости рта

Проводится кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи. Является превосходным средством, предупреждающим заболевания зубов и слизистых полости рта.

Детей 4-5 лет и старше можно приучать к полосканию горла. Ежедневное полоскание горла утром после сна и вечером перед сном чистой кипяченой водой комнатной температуры является весьма эффективным средством предупреждения ангин, разрастания миндалин и аденоидов.

На каждое полоскание используют примерно 1/2 – 1/3 стакана воды, причем «бульканье» воды в горле должно продолжаться как можно дольше, для чего, перед тем, как взять в рот воду, делают глубокий вдох и, запрокинув голову, чтобы вода стекала в область глотки, производят очень медленный и продолжительный выдох через рот. Для контроля удобнее тянуть голосом «а-а-а-а-а!».

Экскурсия в школьный историко-краеведческий музей «ПАМЯТИ НАЧАЛО».
Тема: Знакомство с музеем.
Экскурсию проводит: руководитель музея, учитель истории и обществознания Ходыкин А.В. и члены кружка «Юный историк».
Цели и задачи:
Знакомство учащихся со школьным музеем.
Развитие у ребят исследовательского начала.
Приобщение уч-ся к культуре своего края.
Материалы к занятию:
1. Экспозиции школьного историко-краеведческого музея:
- «Село родное».
- «Наша школа вчера и сегодня».
- «Эхо войны».
2. Иллюстрации для игры– «Что должен делать ученик?»
3. Песни.
Подготовка к мероприятию:
1. Создать три группы экскурсоводов.
2. Подготовить исполнение отрывка песни «Гляжу в озера синие…».
3. Подготовить пословицы о Родине.
Ход мероприятия.
Орг. момент: Руководитель музея:
- Ребята, сегодня вы первый раз пришли в школьный историко-краеведческий музей. Я и мои помощники проведём необычную экскурсию, но очень важную для каждого из нас. Послушайте наших экскурсоводов, и в конце мероприятия скажите, о чём вы сегодня узнали.
I. 1-я группа экскурсоводов:
- Первая школа в селе Талы была открыта 1861 году. В селе существовала и воскресная школа. В ней учились 65 девочек и 19 мальчиков в возрасте 12-17 лет. Занятия велись 32 дня в год двумя учителями и одним законоучителем. Учащиеся делились на четыре группы: 1 - неграмотные, 2- учившиеся одну зиму, выбывшие почему-то среди года, 3 - учившиеся 2-3 зимы, 4 - учившиеся 5 зим в школе.

В шестидесятые годы Таловская средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа с производственным обучением проводит сельскохозяйственные опыты на площади 95 гектаров и имеет свою утиную ферму. В 1963 году, за выращивание 50 тысяч уток, награждена дипломом второй степени Комитета Совета ВДНХ СССР. Восьмидесятые годы прошлого столетия… Жизнь школы насыщенная и интересная. Пионерские сборы, комсомольские собрания, торжественные линейки, посвященные памятным датам, спортивные соревнования. Весной и летом походы по местам боевой славы, задорные песни у костра, сбор макулатуры и металлолома. Работа производственной бригады на полях и току колхоза «Победа», и конечно, на приусадебном участке. Именно там, ребята постигали азы кролиководства и выращивания рассады.
- На каникулах поездки в города-герои и столицы союзных республик. Где только не побывали ученики нашей школы: Москва, Ленинград, Волгоград, Баку, Киев, Минск, Кишинев, Рига, Одесса.

Школа! Для нас и наших преемников ты была, есть и будешь храмом науки. В твоих стенах получили путевку в жизнь ученые и механизаторы, старшие офицеры и животноводы, учителя и летчики, дипломаты и строители, геологи и врачи. Они своим ратным подвигом и самоотверженным трудом защитили, восстановили и прославили свою Родину!

Как же сложилась судьба выпускников нашей школы? Разбросала их судьба по всей великой стране. Забыли ли они родную школу? Нет! В позапрошлом году на встречу собрались выпускники 1956 года.

В 1972 построено нынешнее здание школы.
- Поднимите руки, у кого учились в нашей школе папы и мамы, дедушки и бабушки.

Игра-разминка (с использованием картинок) «Каким должен быть ученик?»
(экскурсоводы первой группы показывают ребятам картинки, на которых показано, как и что, обязан делать ученик, и что он не должен делать, задают вопросы)
II . 2-я группа экскурсоводов: (может заменить руководитель музея)
- Руководитель музея:
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей...
- Каждый год, 9 мая, гремит салют Победы, а в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. Что это за праздник, кто мне скажет? Этот праздник встречают в каждой семье, в каждом доме. В этот день мы с благодарностью кланяемся героям, павшим в боях за свободу и независимость Родины. Советский народ, разгромив фашистских захватчиков, отстоял мир на Земле.
И летом 1942 году немцы заняли село Талы.
Всего полгода находилось село Талы в оккупации, но, сколько горя и разлуки оно принесло односельчанам. 19 декабря 1942 года наше село было освобождено после тяжелого боя. В боях за Талы и Бугаевку, пало несколько сот советских воинов 267-й стрелковой дивизии, имена 20 офицеров и 221 солдата и сержанта известны. Все они покоятся в братских могилах, находящиеся в центре села Талы, на ул. Степной, ул. Луговой, в селе Бугаевка и Чехуровка. На могилах установлены памятники и стелы. Местные жители заботливо ухаживают за могилами. Каждый год 9-го мая жители сёл приходят к этим могилам и чтят память павших солдат, офицеров, сержантов. Не забывают и тех, кто остался жив.
Ветераны 267-й стрелковой дивизии благодарны жителям сёл Талы, Бугаевка, Чехуровка за добрую память о войнах-освободителях. Оставшиеся в живых, ветераны не раз бывали на братских могилах своих павших друзей. Очень часто приезжали и родственники погибших.
В годы войны на фронт ушло почти всё взрослое мужское население. С полей сражений не вернулось 309 мужчин. Уроженцем села является генерал – лейтенант А.М. Городнянский (1896 – 1942), командующий 6-й армией Юго-Западного фронта. Погиб под Харьковом в 1942 году, там и похоронен.
III .3-я группа экскурсоводов:

Наше село Талы основали казаки Острогожской сотни на юге Воронежской губернии на левом берегу реки Богучарки. Название села Талы происходит от речного растения тальник. По одной из легенд, река Богучарка, впадающая в Дон, получила своё название благодаря Петру I. Однажды император плыл по реке Дон, и узнал о том, что его собираются отравить, поднеся ему чашку отравленного вина. Когда ему подали чашу с вином, он вылил его в реку и сказал: «Богу чарка!».
Интересные названия имели улицы в Талах имели названия – Губернаторка, Проезжая, Шаповалова. Вдоль берега реки протянулась Довгалаевская улица. Возле залива – Браташёва улица, получившая своё название по фамилии жившего на ней богатого казака, здесь же были дворы двух таловских попов. На самом высоком месте стояла Николаевская церковь.
Слобода, как полагалось в те далёкие времена, для безопасности была обнесена «палисадом», ворота которого ночью запирались и охранялись нарядом караульщиков. За палисадом и рекою простирались луга, леса и пахотные земли слобожан. Основным занятием было земледелие, скотоводство и извоз.

Перед собой вы видите вещи, которыми пользовались наши предки. Значение каких вещей вы знаете?
- Смотря на вещи, которыми пользовались ваши прапрабабушки, прапрадедушки, прабабушки, прадедушки, дедушки и бабушки, да и сейчас некоторыми из них пользуются родители, как вы думаете, чем они занимались? Как проводили свободное время?
(уч-ся перечисляют) (Прослушивание отрывка песни на патефоне «За окном черемуха душистая»)
3-я группа экскурсоводов:
- Да, наши предки занимались в основном земледелием и скотоводством. А теперь давайте вспомним пословицы о Родине (маме, хлебе, и т.д.)
3-я группа экскурсоводов:
Пословицы о Родине:
Жить – Родине служить.
Нет в мире краше Родины нашей.
За Родину – мать не страшно умирать.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Родной куст и зайцу дорог.
С родной земли – умри, не сходи.
Своя земля и в горсти мила.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
- А какие пословицы о Родине вы знаете? (Высказывания детей)
3-я группа экскурсоводов:
- Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёзка, и крик кукушонка, и полянка. Это место, где ты родился и вырос. Село, историей которого мы гордимся! Родина – это и наши предки, наши мамы, папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь и имя. Любовь человека к Родине русский народ выразил в своих пословицах и поговорках. Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов... Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.
- Руководитель музея: Россия. Какое красивое слово - и роса,
и сила, и синее что-то...
С. Есенин
IV. Звучит песня «Гляжу в озера синие..»
V. Заключительное слово руководителя музея.

Вот уже четвёртый год в МБДОУ Центр развития ребенка №89 “Парус” г. Якутска Республики Саха (Якутия) мы работаем по экспериментальной программе “Истоки”. Логотип программы – “источник” - означает, что ребёнок вместе с взрослым черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры знания, развиваясь и обогащая друг друга.

Раздел “Эстетическое развитие” предполагает ввести ребёнка в мир искусства, развивать его художественную культуру в условиях социо- культурной среды музея.

Понимая всю важность данного направления в деле воспитания детей, его целесообразность, мы начали поэтапную подготовку к ней.

Первым делом, в начале учебного года мы заключили договор с Национальным художественным музеем изобразительного искусства г. Якутска о еженедельном посещении детей старшей группы. Со старшим воспитателем и работником музея были обговорены условия, основные задачи и формы работы.

Занятия с детьми мы разделили на три этапа:

  • Подготовка детей в детском саду к посещению музея (проводится воспитателем).
  • Работа с детьми на экскурсиях в музее (проводится музейным педагогом – искусствоведом).
  • Работа с детьми по закреплению музейных впечатлений (проводится воспитателем и музейным педагогом – искусствоведом).

На первом этапе знакомства с художественным музеем особое значение имеет внутренняя готовность ребёнка к восприятию художественных коллекций, его эмоциональный настрой. Поэтому первые занятия по приобщению детей к миру музея мы начали ещё в группе: были проведены занятия о правилах поведения в музее, рассматривали с детьми репродукции картин, портреты художников, открытки, иллюстрации из книг, изделия мастеров декоративно-прикладного искусства, скульптуру малых форм.

Если до этого многие дети не знали, что такое музей, то уже после первых бесед, мы заметили возникший интерес: они с удовольствием самостоятельно вне занятий рассматривают репродукции, интересуются тем, кто его нарисовал и т.п. Отрадным моментом было то, что когда дети пришли первый раз в музей, то они сразу узнали и назвали картину И. К. Айвазовского, про которую мы на одном из занятий рассказывали.

В настоящее время, посещение детьми музея стало для наших дошкольников настоящим праздником. С большим интересом дети рассматривают картины разных жанров, учатся понимать, различать способы изображения (масляная живопись, гуашь, мелки, уголь, и т.п.)

В музее с детьми работала специалист – искусствовед Сизых Ольга Васильевна. Педагог по образованию, она в увлекательной форме “игр-путешествий”, рассказывает об экспонатах, художниках, самом музее, обращая особое внимание на архитектуру здания, интерьеры залов.

Опираясь на знания, полученные на занятиях по изобразительной деятельности, дети узнавали и называли дымковские игрушки, знакомились с каргопольскими игрушками. Рассматривая, эти два вида они сравнивали отличия и сходство росписи, формы этих фигур, что немаловажную роль играет в развитии познавательной деятельности, умении анализировать и способствует развитию связной речи.

Так же дети посетили выставочный зал Комдрагмета. Там мы познакомились с работами нашей якутской художницы – Лены Гоголевой. Дети впервые воочию увидели эскизы костюмов и сами костюмы со спектаклей “Ромео и Джульетта”, “КыысДьэбилийэ” (костюмы богатырей Верхнего и Нижнего мира, костюм и маска чёрта), увидели карнавальные костюмы и костюмы к сказкам А. С. Пушкина. Впечатления от увиденного было потрясающими: я увидела в глазах детей и интерес, и страх, и радость. Думаю, что всё это ещё сильнее побудило интерес к дальнейшим посещениям музея. В следующее посещение дети познакомились с новой экспозицией, на этот раз нас ожидали работы скульптора Ксенофонта Николаевича Пшенникова. Здесь они познакомились с новым для них видом искусства – скульптурой. Интересно была подана беседа о том, как можно передавать через искусство скульптуры настроение, желание, чувство человека. Узнали, что скульптуры бывают разные: портреты-бюсты, жанровые композиции, дети опять вспомнили о скульптуре малых форм. Рассматривая и непосредственно трогая скульптурные работы, ощущая их руками, дети узнали, что делают их из разных материалов. Если из металла или камня – то они холодные, если из дерева, гипса или глины – то они тёплые. Занятие проводилось в игровой форме, дети с большим удовольствием играли: показывали мимикой настроение изображаемого в скульптуре человека, превращались в “живую скульптуру”, изображая различные жанры. Они могли “ рассыпаться” и “ упасть”, потому что были из песка, ходили тяжело – значит из металла и камня. Здесь мы ещё раз отметили для себя качественное отличие музейной педагогики от вербальных методик, что такого эмоционального раскрытия ребёнка можно добиться только при зрительном (визуальном) контакте ребёнка с подлинным произведением искусства.

По системе поэтапной работы с детьми, мы проводим занятия по закреплению музейных впечатлений. Эта своеобразная рефлексия ребёнка. Наша практика работы подтвердила её целесообразность. Эти занятия мы проводим иногда в детской художественной студии при музее, в некоторых случаях в изостудии при детском саде. Занятия ведём совместно с музейным педагогом. На этих занятиях дети раскрывают свои творческие способности: рисуют, лепят из глины, теста свои впечатления от увиденного, вступают в диалог об увиденном. По результатам знаний можно судить об изменениях в эстетическом и познавательном развитии ребёнка. Темы занятий:

“Моя любимая игрушка”, “Игрушка-свистулька”, “Натюрморт моего настроения”, “Что мне понравилось больше всего?”, “Мы украшаем”, “Мой пейзаж”, “Моя любимая картина” и т.д. После каждого занятия дети получают домашнее задание – нарисовать или слепить любимую картину, скульптуру и рассказать своим родителям. Мы посетили выставки “Декоративно-прикладное искусство Якутии”, “Старый город” и провели семейный просмотр скульптур города.

В условиях группового помещения открыли мини-музей детских работ, “Уголок русской горницы”, где с детьми провожу в форме посиделок занятия по РНК, интегрированные занятия, в уголке дети с удовольствием играют в самостоятельные игры.

Вся работа ведётся, руководствуясь методической литературой из серии программы “Истоки” (авторы Л.В.Пантелеева “Музей и дети”, Т.Н.Карачунская “Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ”).

Итак, работая по указанной системе, подведя итоги проведённой работы уже сейчас можно сделать следующие выводы:

Непосредственное знакомство с коллекциями музея – подлинными историческими экспонатами, а так же с архитектурой зданий, интерьерами залов оказывают огромное эмоциональное воздействие на детей, а это, безусловно, неоценимо в формировании личности и духовно-интеллектуального потенциала общества в целом. В зрительном (визуальном) контакте ребёнка с подлинным произведением искусства – качественное отличие музейной педагогики от вербальных методик.

Необходимо создать специальную системную программу занятий, по схеме: - до музея – в музее – после музея.

Наблюдения, беседы и анализ детских работ показали, что у детей сформировался “образ музея”, развивается зрительная память, художественное мышление и воображения, заметен прогресс общего культурного уровня и обогащение изобразительной деятельности. Наши дети неоднократно принимали участие в различных конкурсах детского рисунка, где занимали призовые места.

Тяга к рисованию, к кистям и краскам сохраняется не у всех детей, но пристрастие к посещению художественных музеев, интерес к людям и предметам, чувствам и событиям, временам и странам не только обогатит душу и разум будущих инженеров, фермеров, политиков и предпринимателей, но и сделает их более полезными для своей Родины.

Более подробно о проведённом эксперименте можно прочитать в моей статье, вышедшей в журнале № 3 2006г. “Чомчуук Саас”. г. Якутск Республика Саха (Якутия).

За последние 5 лет работа по направлению РНК в мини-музее “Русская горница” ЦРР "Парус" ведётся в третьем поколении детей разного возраста.

За эти годы приобретено и создано многочисленное количество материала, пособий, игрушек, сувениров. Накоплено множество литературы, как методической, так и детской для чтения, рассматривания иллюстраций, демонстративный материал.

Созданы выставки детской литературы “Русские народные сказки” по разным возрастным категориям. Собраны видео материалы для просмотра не только сказок, но и разделов устного народного творчества по возрасту детей. Открыты театральные уголки для самостоятельных инсценировок Русских народных сказок.

Проведено множество занятий, утренников, посиделок, развлечений по РНК. С одним из занятий со старшими детьми хотелось бы познакомить подробней.

Открытое занятие по теме “Павловопосадский платок”

Цель:

  • Познакомить детей с павлово-посадскими платками и шалями. Научить детей, чем отличаются платки от шалей. Продолжать знакомство с народными традициями русского народа.
  • Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета. Вызвать желание больше узнать о народных традициях и ремёслах русского народа.
  • Воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

Оборудование: Павлово-посадские платки и шали, слайды.

Ход занятия

I ч. Педагог: Перед вами большие, красочные шерстяные платки. Называются они Павловопосадскими, потому, что их изготавливают в городе Павловский Посад. Посмотрите, даже на гербе города изображён край платка. Этот город находится недалеко от Москвы. Уже более 100 лет мастера Павловского Посада делают такие платки. Вот самый первый камвольный комбинат, где стали их изготавливать в больших количествах.

Сначала, очень давно, платки в Павловском Посаде делали полностью вручную. Основу ткали на ткацком станке. Ткачество – традиционное занятие русских женщин. Разрисовывали такие платки тоже вручную.

А вот таким стал камвольный комбинат в наше время. Ткацкие станки стали более совершенными. Над платками трудятся разные мастера. Ткачи ткут ткань из шерстяных ниток, красильщики красят ткань в разные тона. Краски наносят под управлением компьютера, перемешивание готовой краски – выполняется без участия человека. Художники составляют узоры, печать осуществляется на печатных станках. Самые ответственные операции осуществляются вручную.

А знаете ли вы, что в старину на Руси кусок материи называли “Плать”? Отсюда и появилось слово “платок”. А вот другие изделия Павловопосадских мастеров – шали (показывает детям шаль).

Посмотрите внимательно и скажите, чем отличаются шаль и платок? Платок меньше по размеру, чем шаль; шаль украшена кистями, а платок нет). У кого из вас есть дома Павловскопосадские платки или шали? Кто их носит? (мама, бабушка, тётя). (Обращается к нескольким девочкам): Можете набросить себе на плечи платок или шаль. Почувствуйте, как вам тепло и уютно.

Физминутка. Музыкальная игра “Гори, гори ясно...”.

II ч. А известно ли вам, как можно ещё использовать шали и платки? Оказывается, их можно стелить как скатерть, набросить для красоты на спинку кресла или дивана, украсить стену в деревенском доме или на даче.

Все Павловопосадские платки разные. Каждый имеет свой фон и свой рисунок, орнамент. Фон – это основной цвет платка, на котором располагаются элементы узора. А какого цвета фон у этого платка? А у этого? Какими узорами украшены платки? (листьями, цветами). А какого цвета цветы? Обратите внимание, весь узор расположен по краям и углам.

III ч. А сейчас мы с вами будем мастерами из Павлова Посада и для наших гостей оформим узорами основы платков. Для начала рассмотрите и выберите образцы. Аппликация. Работа детей.

Вопросы к детям: Как называются платки, которые вы изготовили? А почему вы думаете, что это платки, а не шали? Для чего нужны платки и шали? Как раньше изготавливали платки? А в наше время? Какими узорами украшали Павловопосадские платки и шали? (по окончании работы дети дарят свои платки гостям).

Павловопосадские платки и шали такие красивые и тёплые, что их с удовольствием носят жительницы разных городов России и других стран.