История государства Российского. Том XII

Гавриил Степанович Батеньков

Батеньков Гавриил Степанович (1793-1863) - участвовал в войны в чине прапорщика; декабрист : с 1825 г. состоял в "Северном обществе", масон; на 14 декабря 1925 г. был подполковником. По приговору суда лишен чинов и дворянства, отбывал наказание в тюрьме - 20 года каторги; с января 1846 г. на поселении.

Батеньков Гавриил Степанович (25. III.1793 - 29.Х.1863) - декабрист, подполковник. Участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 годов. В 1819-1821 годы - ближайший помощник М. M. Сперанского по управлению Сибирью, позднее - член совета военных поселений при А. А. Аракчееве. Дружеские связи с братьями Бестужевыми, К. Ф. Рылеевым и др. декабристами привели Батенькова в ноябре 1825 года в Северное общество, где он примкнул к демократическому крылу. Участвовал в разработке плана восстания 14 декабря 1825 года, высказываясь за решительные действия и привлечение к восстанию народных масс. Намечался кандидатом в члены Временного правительства. На следствии представил заявление о принадлежности к тайному обществу и согласии с его планами, писал, что выступление 14 декабря было "не мятеж..., но первый в России опыт революции политической". С 1826 года содержался в одиночной камере Петропавловской крепости, с 1846 года - на поселении в Томске. После амнистии (1856) жил в Калуге. Оставил много оригинальных работ (большей частью неопубликованных) по вопросам народного хозяйства, статистики, финансов, права, этнографии и др. Был незаурядным поэтом и автором критических статей.

Б. Е. Сыроечковский. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.

Литература: Довнар-Запольский М. В., Мемуары декабристов, (в. 1), К., 1906 (Показания Батенькова на следствии); Воспоминания и рассказы деятелей тайных обществ 1820-х гг., т. 2, М., 1933 (Записки и письма Батенькова); Чернов С. H., Батеньков и его автобиографич. припоминания, там же; Восстание декабристов. Мат-лы, т. 8, М.-Л., 1925; Снытко Т. Г., Г. С. Батеньков - литератор, в сб.: ЛН, т. 60, кн. 1, М., 1956.

Батеньков Гавриил Степанович (1793-1863) - подпоручик 13-й артиллерийской бригады (1813), с 1816 г. служил в Сибири по ведомству путей сообщения; обратил на себя внимание Сперанского, который, возвратившись из ссылки, устроил его назначение на должность правителя дел Сибирского комитета. В 1822 г. по рекомендации Сперанского (тот писал А. 22 ноября: «за Батенко-ва я смею ручаться, что он будет трудиться искренно и усердно» - Дубровин. С. 362) был представлен А. в Грузине, а в начале следующего года - откомандирован в Комиссию составления проекта учреждения военных поселений, подполковник (1824); в 1824-1825 гг. член Совета главного над военными поселениями начальника, старший член Комитета по отделениям военных кантонистов. В середине ноября П.А. Клейнмихель получил анонимный донос (т.н. «Записку об истинном и достоверном»), где подробно излагалось мнение Батенькова об убийстве Минкиной: «Тогда как все почти изумлялись и считали происшествие сие ужасным поступком, Батенков изъяснялся об нем в разных шутках, в разных насмешках и всегда в веселом духе. Правда, что сие делал он неоткрыто <...> На сожаление и удивление, по сему страшному происшествию изъявляемое, говорил он: «Не нужно жалеть! вещи идут своим ходом. Несчастие невелико; впрочем, несчастие одних есть счастие для других <...> Стояние вещей в одном положении невыгодно - в обществе и вредно. Что за беда, что Настасьи не стало, и есть ли о чем жалеть?» В сем месте его разговора изъяснял он о покойной Настасье Федоровне разные нелепости, и столько распространялся в самых язвительных насмешках, что человеку благородно мыслящему невозможно слышать без досады, которая и во мне произошла к Ба-тенкову, видя его в столь развратных, подлых и бессовестных мыслях. Потом, обратя разговор о графе, говорил: «Не беспокойтесь! Если случай сей расстроил графское здоровье и силы, то вместо графа Алексея Андреевича найдется другой граф Сидор Карпович, и при нем, может быть, и нам еще лучше будет. Например, - сказал он, - если таковой случай приблизит по-прежнему к Государю нашего хозяина (хозяином разумел Сперанского, у которого живет он, Батенков, и с ним привезенные из Сибири), то мы без сомнения не проиграли бы, а были бы весьма рады» (РС. 1882. № 10. С. 182-185). Об отношении А. к Батенькову см. рассуждения современника: «Всемогущий временщик, коему уже начали противеть поклонения придворных и их непроходимая низость, полюбил умного, честного и прямодушного Батенькова <...> Дерзкий и грубый на службе, не терпевший противоречий, Аракчеев обходился с Батеньковым вежливо и ласково, выслушивал его возражения, не сердился на его противоречия, имел большую доверенность к его уму и способностям, доверенность безграничную к его честности и, гнуся по своей привычке, говаривал иногда: "Это мой (!!!) будущий министр"» {Долгоруков П.В. Петербургские очерки. М, 1992. С. 389). В круг будущих декабристов Батеньков вошел через А.А. Бестужева и К.Ф. Рылеева, о котором впоследствии вспоминал: «Он видимо избегал сближения со мною, опасаясь моего положения, близкого при графе Аракчееве» (Русские пропилеи. М., 1916. Т. 2. С. 103; ср. ниже свидетельство Н.И. Греча). Арестован 28 декабря, осужден по III разряду в каторгу, но не отправлен в Сибирь, а заключен в одиночную камеру Алексеевского равелина; в 1846 г. переведен в Томск, в 1856 г. по общей амнистии получил свободу.

Использованы материалы кн.: Аракчеев: свидетельства современников. М.: Новое литературное обозрение, 2000.

Батеньков Гавриил Степанович - поэт, декабрист, философ. Родился в обедневшей дворянской семье, с 1811 учился в Дворянском полку в Петербурге. Участник Отечественной войны и заграничных походов 1812-15. После сдачи экзаменов получил звание инженера путей сообщения; строитель и администратор железных дорог. Помощник генерал-губернатора Сибири М. М. Сперанского (с 1819). Вместе с ним переезжает в Петербург, занимает должность правителя дел Сибирского комитета. С 1824 подполковник, сотрудник Совета при начальнике военных поселений А. А. Аракчееве. В ноябре 1825 отстранен от всех должностей. Член масонских лож - «Избранного Михаила» (1816) и «Восточного светила» в Томске (1818). После запрета лож в 1822 отходит от масонства. Неудовлетворенность государственной службой, осознание беззаконий, творимых в военных поселениях, дружба с декабристами приводят его в тайное Северное общество. Арестован 28 декабря 1825, приговорен к пожизненной каторге, но провел 20 лет в одиночке. В своих показаниях называл восстание декабристов не мятежом, а первым в России опытом политической революции. В показаниях сохранился набросок Конституции будущего политического устройства России, которое мыслилось им как конституционная монархия. В тюрьме пережил религиозное обращение. В 1846 отправлен в ссылку в Томск. Сохранилось свидетельство М. Н. Волконского: после заключения Батеньков совершенно разучился говорить, почерк его был весьма неразборчивым, но он «сохранил свое спокойствие, светлое настроение и неисчерпаемую доброту; прибавьте сюда силу воли». В ссылке он занимается проектированием и строительством мостов, оставляет большое число заметок о промышленности, сельском хозяйстве и транспорте Сибири, о географических исследованиях Сибири, о ее заселении. В этот период он сблизился с религиозно-философским кружком, в который входили А. А. Елагин, П. С. Бобрищев-Пушкин, Н. Д. Фонвизина. После амнистии в 1856 поселился в имении Е. П. Елагиной в Петрищево Тульской губ. Осенью 1857 переселился в Калугу, где и умер. После возвращения из ссылки занимался литературным творчеством. Его сочинения по политическим проблемам («Заметки по крестьянскому вопросу», 1857-59; «Мнение о свободе законов», 1861-62; «Записка о судебных преобразованиях», 1862; «Сочинение о государственном устройстве России», 1862), литературоведческие статьи (в т. ч. о «Мертвых душах»), а также переводы работ Ш. Лебо, Дж. С. Милля, А. Токвилля, Ж. Мишле не были изданы. В последнее десятилетие Батеньков работал над большим философским трудом, задуманным еще в Томске («Общая философия системы мира»), но оставшимся незаконченным. Он представляет собой совокупность заметок, написанных в разные годы и реализующих общий замысел -дать философско-теистическую интерпретацию достижений естествознания в понимании бытия, пространства и времени, движении, жизни, места человека в космосе, роли мышления в познании. По Батенькову, «материалистический принцип ничего изъяснить не может, а еще менее способен быть ключом, которым бы могли отпереть все тайны мироздания и привести науки к истине» («Естественнонаучное наследие декабристов», М., 1995, с. 132). Полемизируя с представителями вульгарного материализма (А. Ф. Постельсом, М. А. Антоновичем), он обращается к личностному опыту, к самопознанию, из которого можно «вывести» все абстракции научного знания: «Бог со мною был, и я узнал Его, теперь стоило утвердить разум в Нем, а не в веществе, чтоб жить совсем независимо» (там же, с. 73). Он исходит из субстанциальности пространства, которая объясняется им различными видами огустенения материи, определяющими ее различные физические состояния. «Философия системы мира» задумывалась как целостная картина жизни Космоса во всех ее проявлениях: человеческое познание предстает как обнаружение космического мировоззрения: «космическое понятие необходимо для полноты и основы теорий в исследовании природы» (см.: Иванова Л. М. Фонд Г. С. Батенькова. - «Записки Отдела рукописей Государственной библиотеки им. В. И. Ленина», 1952, в. 13). Эти философские рукописи в полном виде еще не изданы. 

А. П. Огурцов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 220-221.

БАТЕНЬКОВ Гавриил Степанович (25.3.1793 - 29.10.1863). Подполковник корпуса инженеров путей сообщения.
Из дворян Тобольской губернии. Отец - обер-офицер Степан Батеньков (ок.1733 - не позднее 1810), мать - Урванцева. Воспитывался в Тобольском военно-сиротском отделении, а также в народном училище и гимназии, с 1810 или 1811 в Дворянском полку при 2 кадетском корпусе в Петербурге, откуда выпущен прапорщиком в 13 артиллерийскую бригаду - 21.5.1812, участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов, за отличие произведен в подпоручики - 17.12.1813, за отличие в бою при селении Ларотьер награжден орденом Владимира 4 ст. с бантом - 20.1.1814, раненный 30.1.1814 в сражении при Монмирале (10 штыковых ран), попал в плен, в котором находился до 10.2.1814; по переименовании бригады поступил в 27 артиллерийскую бригаду - 23.9 1814, переведен в 14 батарейную роту 7 бригады - 11.1.1816, за ранами уволен от службы - 7.5.1816, по сдаче экзамена в институте корпуса инженеров путей сообщения определен инженером 3 класса по корпусу инженеров путей сообщения с назначением в Х (Сибирский) округ - 5.10.1816, утвержден в чине поручика со старшинством с 17.12.1813 - 2.2.1817, с апреля 1817 занимался работами по устройству г.Томска. Сблизившись во время службы своей в Сибири со Сперанским, он в 1819 был откомандирован в непосредственное его ведение, капитан - 17.4.1819, майор - 20.6.1821, указом 28.7.1821 назначен для производства дел в Особом сибирском комитете с переводом в Петербург, по высочайшему повелению 29.1.1823 назначен по особым поручениям по части военных поселений, а затем членом Совета главного над военными поселениями начальника с производством в подполковники - 25.1.1824, назначен старшим членом Комитета по отделениям военных кантонистов - 10.7.1824. Масон, член ложи «Избранного Михаила» в Петербурге (1816) и «Восточного светила» в Томске (1818).
Член Северного общества (1825). Арестован 28.12.1825 в Петербурге и помещен на городском карауле, доставлен в Петропавловскую крепость в №2 Никольской куртины - 29.12.1825 («присылаемого при сем Батенкова содержать строжайше, дав писать, что хочет; так как он больной и раненый, то облегчить его положение по возможности»), по письму на высочайшее имя и по двум его запискам к коменданту Сукину от 29.3.1826 высочайше повелено 4.4.1826 объявить Батенькову, что ему не воспрещается писать все, что ему угодно (письмо Дибича Сукину от 4.4, №26).
Осужден по III разряду и по конфирмации 10.7.1826 приговорен в каторжную работу на 20 лет. Отправлен в Свартгольмскую крепость - 25.7.1826, срок сокращен до 15 лет - 22.8.1826, по особому высочайшему повелению в июне 1827 перевезен в Петербург (приметы: рост 2 аршина 8 вершков, «лицом смугл, с рябиною и долголиц, волосы на голове и бровях темнорусые, глаза черные, близорук, нос посредственный, острый») и заключен в Алексеевский равелин (камера №5). «Причины, по которым Батеньков не был отправлен в Сибирь и заключен в крепость, III отделению неизвестны. В 1828 г. Батеньков намерен был голодом и бессонницею лишить себя жизни и показывал признаки сумасшествия, а в 1835 два раза представлял через коменданта запечатанные пакеты на высочайшее имя, в коих оказались записки его бессвязного и запутанного содержания, обнаруживающие в нем явное помешательство ума». На всеподданнейшем докладе гр. Орлова от 22.1.1846 об облегчении участи Батенькова Николаем I положена резолюция: «Согласен, но он содержится только от того, что был доказан в лишении рассудка, надо его переосвидетельствовать и тогда представить, как далее с ним поступить можно». Согласно заключению коменданта, генерал от инфантерии Скобелева, 31.1.1846 последовало высочайшее повеление отправить его на жительство в Томск с учреждением за ним там строгого наблюдения и с применением к нему всех правил, изданных о государственных преступниках, находящихся на поселении в Сибири. Отправлен - 14.2.1846, прибыл в Томск - 9.3.1846. После амнистии 26.8.1856, по которой Батенькову возвращены права потомственного дворянства, вернулся в Европейскую Россию и поселился у Евдокии Петровны Елагиной в с. Петрищеве Белевского уезда Тульской губернии; разрешено временно приезжать в Москву - 14.4.1857, осенью 1857 переселился в Калугу, где и умер; похоронен в Петрищеве. Писал стихи.

Довнар-Запольский М. В., Мемуары декабристов, (в. 1), К., 1906 (Показания Батенькова на следствии);

Воспоминания и рассказы деятелей тайных обществ 1820-х гг., т. 2, М., 1933 (Записки и письма Батенькова);

Чернов С. H., Батеньков и его автобиографич. припоминания, там же; Восстание декабристов. Мат-лы, т. 8, М.-Л., 1925;

Снытко Т. Г., Г. С. Батеньков - литератор, в сб.: ЛН, т. 60, кн. 1, М., 1956.

Гавриил Степанович Батеньков (25.03.1793-29.10.1863), подполковник, декабрист, историк, член Северного общества декабристов. По решению суда от 10 июля 1826 года получил 20 лет каторжных работ. 21 октября 1857 года, по возвращении из Сибири в Калугу, Батеньков купил дом на Дворянской улице (ул. Суворова, 42). В Калуге он активно включился в проведение подготовительного этапа реформы по освобождению крестьян от крепостной зависимости. Принимал участие в работе кружка, который сложился вокруг губернатора В. А. Арцимовича. Тесным образом общался с Е. П. Оболенским, П. Н. Свистуновым и Н. С. Кашкиным, с вниманием следил за деятельностью Комитета по подготовке крестьянской реформы. Проведение реформы принесло Батенькову разочарование, и он окончательно отошел от политической деятельности. В Калуге Батеньков много писал. В отделе редких книг Российской Государственной Библиотеки в Москве был обнаружен экземпляр книги «О египетских письмах» с подписью Г. С. Батенькова на титульном листе.

Гавриил Степанович проявлял интерес к географии и этнографии, праву, статистике и экономике, о чем свидетельствуют его неопубликованные работы: «Мысли о свободе закона», «Краткое обозрение хода работ и предложения по составлению кодекса законов о наказаниях». До наших дней дошли поэтические сочинения Батенькова «Таинство», «Песнь девы», самое большое по объему произведение «Тюремная песнь» и другие. Сохранились прозаические произведения, воспоминания о Сибири и переводы исторических сочинений французских авторов А. Де Токвиля “Старый порядок и революция”и Шарля Лебо “История Византийской империи”.

Дом Батенькова

Гавриил Степанович Батеньков родился в Тобольске в обедневшей дворянской семье. Окончил Тобольское военно-сиротское народное училище и гимназию. С 1810 года, как сын отставного обер-офицера, молодой Гавриил воспитывался в Дворянском полку при 2-м Кадетском корпусе в Петербурге. В мае 1812 года он произведен в прапорщики с назначением в артиллерию. Участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813 - 1814 гг., в боях с неприятелем Гавриил Степанович проявил себя геройски; в битве при Монмирале 30 января 1814 года он получил 10 штыковых ран, был взят в плен. После освобождения из плена в 1816 году он увольняется «за ранами» от службы, сдав экзамен на звание инженера Корпуса путей сообщения. В апреле 1817 года его определяют инженером 3 класса с назначением в Сибирский округ. Затем последовала уже гражданская служба в Иркутске и Томске, где Батеньков руководил работами по строительству и реконструкции городов. В Сибири произошло знакомство Батенькова с видным государственным деятелем М. М. Сперанским, которому Гавриил Степанович понравился своей честностью и принципиальностью, за что он был откомандирован в его распоряжение в Санкт-Петербург. А в июле 1821 года он назначается в Особый Сибирский комитет, где готовит записки по управлению Сибирью. В январе 1823 года Гавриил Степанович служит под началом генерала А. А. Аракчеева, заведует военными поселениями. Что-то, однако, не нравилось Гавриилу Степановичу в государстве российском, и он ищет утешение в массонстве и оккультных науках, становится членом петербургской ложи “Избранного Михаила”. В Санкт-Петербурге он знакомится с декабристами Пестелем, Рылеевым и Кухельбеккером, входит в Северное общество декабристов. Становится на путь реформирования монархии.

Предпочтения декабриста Батенькова на стороне конституционной монархии, как в Англии и других странах тогдашней Европы. В случае успеха восстания предполагалось его назначение на должность государственного секретаря при будущем Временном правительстве. Однако в самом восстании 1825 года Гавриил Степанович не участвовал, был арестован как соучастник покушения и приговорен к 20 годам каторжных работ. Несмотря на сокращение срока до 15 лет, пробыл год в крепости Свартхольм (Финляндия), а с июня 1827 - более 18 лет в Алексеевском равелине Петропавловской крепости в одиночном заключении. В начале 1846 года он был отправлен на жительство в Томск. После амнистии 1856 года некоторое время жил в селе Петрищеве Белевского уезда Тульской губернии в имении своего армейского друга А. А. Елагина, был, дружен с его вдовой А. П. Елагиной, матерью И. В. и П. В. Киреевских. В октябре 1857 года Гавриил Степанович купил дом в Калуге на Дворянской улице (ныне ул. Суворова, 42), о чем писал в письме другудекабристу барону В. И. Штейнгелю: «Наконец, бросил я якорь в Калуге, обзавелся крошечным домиком в самом конце города, на Дворянской улице». Дом этот он купил для себя и выписанной из Томска семьи своего умершего друга Э. И. Лучшева. Сам Гавриил Степанович за долгие годы каторги не успел обзавестись собственной семьей. Там, в Томске он поклялся умирающему другу, что позаботиться о его семье и сдержал слово: дал образование детям Константину и Анатолию, а вдову Ольгу Павловну выдал замуж за достойного человека Александра Николаевича Цурикова, товарища председателя палаты гражданского суда, принадлежащего к кругу Кашкина, Сытина и Свистунова. Воспитанник Батенькова Анатолий Эпенетович Лучшев, которому достался этот дом после смерти матери, в студенческие годы исповедовал передовые взгляды, в 1874 году проходил по делу сестер Шевыревых о антиправительственной пропаганде, по окончании медицинского факультета Московского университета, служил земским врачем сначала в Мещовске, а потом до конца дней в Хлюстинской земской больнице.

Здесь в доме на Дворянской улице Гавриил Степанович прожил последние годы своей жизни. В Калуге Батеньков вошел в «калужский кружок» либерально настроенных дворян, сложившийся вокруг губернатора В. А. Арцимовича. Наиболее тесным было общение Батенькова с поселившимися в Калуге декабристами Е. П. Оболенским, П. Н. Свистуновым и Н. С. Кашкиным. Он вспоминал об этом: «Наша колония нередко бывает в частном и общем сборе». Но когда друзья собирались вместе, они принимали участие в бурных дискуссиях и обсуждениях своих мыслей, планов, программ. Известно участие Батенькова в неофициальном обсуждении в доме Н. С. Кашкина, проектов либерального «меньшинства» Калужского губернского комитета по улучшению быта помещичьих крестьян. Участвовал он и в заседаниях губернского статистического комитета. Последние годы жизни Гавриил Степанович посвятил литературной деятельности: писал стихи, прозу, перевел труд А. де Токвиля «Старый порядок» и Революция», работал над переводом книг французского историка Шарля Лебо «История Византийской империи» и над воспоминаниями о службе под началом Сперанского и Аракчеева. Умер Гавриил Степанович 29 октября 1863 года в Калуге. Похоронен по завещанию в селе Петрищеве Белевского уезда Тульской губернии.

Олег МОСИН,

Светлана МОСИНА

Литература: Записки (Данные. Повесть собственной жизни) // Воспоминания и рассказы деятелей тайных обществ 1820-х гг. - М., 1933. Т. 2; Батеньков Г. С. Соч. и письма. Письма (1813 - 1856). - Иркутск, 1989. Т. 1; Карцов В. Г. Декабрист Г. С. Батеньков. - Томск, 1960; Илюшин А. А. Поэзия декабриста Г. С. Батенькова.

(25 марта 1793 – 29 окт. 1863) – рус. философ-идеалист, декабрист. Окончил 2-й кадетский корпус в Петербурге, участвовал в Отечеств. войне 1812 и заграничном походе. В 1825, оставив службу, занялся историей, правом и философией, близко сошелся с участниками тайных декабристских об-в (см. Декабристы). За два месяца до восстания 14 дек. 1825 Б. вступил в Северное об-во. В янв. 1826 он был арестован, осужден и пробыл в одиночном заключении св. 20 лет, затем был сослан на 10 лет в Томск. В соч. "Обозрение государственного строя" (1828) и "Мысли о конституции" (1826) (см. вкн.: М. В. Довнар-Запольский, Мемуары декабристов, вып. 1, Киев, 1906) Б. критиковал обществ. и гос. строй России и доказывал необходимость ликвидации крепостного права. В результате неизбежной, по Б., революции должна быть установлена конституц. монархия. Б. был хорошо знаком с франц. политич. лит-рой 18 в., изучал сочинения Монтескье и физиократов. В области философии он находился под влиянием мистич. сочинений Беме, Сведенборга и рус. масонов (см. Масонство), к к-рым он был нек-рое время близок (см. тюремные записки Б. – "Русский ист. журн.", 1918, кн. 5, с. 117–18). Осн. принципом познания и действия Б. объявлял волевую интуицию. Соч.: Повесть собственной жизни, "Русский архив", 1881, кн. 2. Лит.: Модзалевский Б. Л., Декабрист Батеньков, "Русский истор. ж.", 1918, кн. 5; Рассказы о Г. С. Батенькове, "Русский архив", 1881, кн. 3; Из архива Елагиных. Письма Г. С. Батенькова, И. И. Пущина и Э. Г. Толля, ?., 1936; Ореус H. И., Гавриил Степанович Батеньков, "Русская старина" 1889, авг.; Греч Н. И., Записки о моей жизни, М.–Л., 1930. с. 502–50; Венгеров С. ?., Критико-биографический словарь русских писателей и ученых, т. 2, СПБ, 1891, с. 224–27; Бакай Н., Сибирь и декабрист Г. С. Батеньков, Томск, 1927; Снытко т. Г., Г. С. Батеньков-литератор, в кн.: Литературное наследство, т. 60, кн. 1, М., 1956. А. Казарин. Москва.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БАТЕНЬКОВ Гавриил Степанович

25 марта (5 апреля) 1793, Тобольск-29 октября (10 ноября) 1863, Калуга; похоронен в с. Петрищево Белевского уезда Тульской губ.] - поэт, декабрист, философ. Родился в обедневшей дворянской семье, с 1811 учился в Дворянском полку в Петербурге. Участник Отечественной войны и заграничных походов 1812-15. После сдачи экзаменов получил звание инженера путей сообщения; строитель и администратор железных дорог. Помощник генерал-губернатора Сибири М. М. Сперанского (с 1819). Вместе с ним переезжает в Петербург, занимает должность правителя дел Сибирского комитета. С 1824 подполковник, сотрудник Совета при начальнике военных поселений А. А. Аракчееве. В ноябре 1825 отстранен от всех должностей. Член масонских лож - «Избранного Михаила» (1816) и «Восточного светила» в Томске (1818). После запрета лож в 1822 отходит от масонства. Неудовлетворенность государственной службой, осознание беззаконий, творимых в военных поселениях, дружба с декабристами приводят его в тайное Северное общество. Арестован 28 декабря 1825, приговорен к пожизненной каторге, но провел 20 лет в одиночке. В своих показаниях называл восстание декабристов не мятежом, а первым в России опытом политической революции. В показаниях сохранился набросок Конституции будущего политического устройства России, которое мыслилось им как конституционная монархия. В тюрьме пережил религиозное обращение. В 1846 отправлен в ссылку в Томск. Сохранилось свидетельство M. H. Волконского: после заключения Батеньков совершенно разучился говорить, почерк его был весьма неразборчивым, но он «сохранил свое спокойствие, светлое настроение и неисчерпаемую доброту; прибавьте сюда силу воли». В ссылке он занимается проектированием и строительством мостов, оставляет большое число заметок о промышленности, сельском хозяйстве и транспорте Сибири, о географических исследованиях Сибири, о ее заселении. В этот период он сблизился с религиозно-философским кружком, в который входили А. А, Елагин, П. С. Бобрищев-Пушкин, H. Д. Фонвизина. После амнистии в 1856 поселился в имении Е. П. Елагиной в Петрищево Тульской губ. Осенью 1857 переселился в Калугу, где и умер.

После возвращения из ссылки занимался литературным творчеством. Его сочинения по политическим проблемам («Заметки по крестьянскому вопросу», 1857-59; «Мнение о свободе законов», 1861-62; «Записка о судебных преобразованиях», 1862; «Сочинение о государственном устройстве России», 1862), литературоведческие статьи (в т. ч. о «Мертвых душах»), а также переводы работ Ш. Лебо, Дж. С. Милля, А. Токвилля, Ж. Мишле не были изданы. В последнее десятилетие Батеньков работал над большим философским трудом, задуманным еще в Томске («Общая философия системы мира»), но оставшимся незаконченным. Он представляет собой совокупность заметок, написанных в разные годы и реализующих общий замысел-дать философско-теистическую интерпретацию достижений естествознания в понимании бытия, пространства и времени, движении, жизни, места человека в космосе, роли мышления в познании. По Батенькову, «материалистический принцип ничего изъяснить не может, а еще менее способен быть ключом, которым бы могли отпереть все тайны мироздания и привести науки к истине» («Естественнонаучное наследие декабристов», М., 1995, с. 132). Полемизируя с представителями вульгарного материализма (А. Ф. Постельсом, М. А. Антоновичем), он обращается к личностному опыту, к самопознанию, из которого можно «вывести» все абстракции научного знания: «Бог со мною был, и я узнал Его, теперь стоило утвердить разум в Нем, а не в веществе, чтоб жить совсем независимо» (там же, с. 73). Он исходит из субстанциальности пространства, которая объясняется им различными видами огустенения материи, определяю щими ее различные физические состояния. «Философа системы мира» задумывалась как целостная картина жизни Космоса во всех ее проявлениях: человеческое познание предстает как обнаружение космического мировоззрения: «космическое понятие необходимо для полноты и основы теорий в исследовании природы» (см.: Иванова Л. М. Фонд Г. С. Батенькова.-«Записки Отдела рукописей Государственной библиотеки им. В. И. Ленина», 1952, в. 13). Эти философские рукописи в полном виде еще не изданы.

Гавриил Степанович Батеньков (1793-1863) — русский офицер, декабрист, писатель. Участник войны 1812 года и заграничных походов. С 1819 по 1821 год — ближайший помощник М.М. Сперанского по управлению Сибирью. 29 января 1823 г. назначен по особым поручениям по части военных поселений, а затем членом Совета главного над военными поселениями начальника — А. А. Аракчеева. 25 января 1824 г. произведён в подполковники. С 10 июля 1824 — старший член Комитета по отделениям военных кантонистов.

На следствии по делу декабристов заявил о принадлежности к тайному обществу и согласии с его планами, писал, что выступление 14 декабря — «не мятеж, как к стыду моему именовал его несколько раз, но первый в России опыт революции политической, опыт почтённый в бытописаниях и в глазах других просвещённых народов». Был приговорён к вечной каторге, но с 1827 по 1846 год содержался в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости. В крепости ему не разрешалось ни с кем общаться, из книг разрешено было читать только Библию. В 1846 году был выслан в ссылку в Томск. После амнистии (1856 года) жил в Калуге и скончался от воспаления лёгких. Похоронен в с.Петрищево Белёвского уезда Тульской губернии.

Масонские воспоминания

Давно существует и распространено масонское братство как с отдельными по конституции своей, более или менее тайными ложами, так и соединенными в государствах под управлением их «великих востоков». Однако о существенном их отправлении мало что известно в народной жизни, даже собственная их литература печатная, но не публичная, в последнее время имеет более ученое, нежели истолковательное свойство. Много есть понятных причин такому состоянию дела, между прочим и то, что для вникновения в него недостаточно простой пытливости, нескромности лиц или наружного обозрения. Надобно быть, знают в точности одни и весьма немногочисленные адепты, всецело и всем своим существом преданным своему призванию. Сознаюсь, однако, что общество это мирное, безвредно для общей жизни, человеколюбиво; в лучших членах своих умно, нравственно, чуждо суеверия, друг света и чтит Бога как причину всего существующего.

В моей юности я любим был одним из усерднейших адептов, и здесь привожу мои воспоминания из отрывочных по временам разговоров с ним. Сказывал он, что при первом вступлении в ложу его поразила глубокая тишина и серьезное настроение собрания. Он почувствовал, несмотря на простоту обстановки, пребывание некоего особого древнего света — пред ним предстояло таинство. Обозрев символические вещи, заметил, что они прошли через веки и люди их не касались. Приняв звание ученика, он смутился, видя необходимость сложиться вновь. Его поразило, что никто не может произнести слова, не получив на то позволение мастера, и наблюдаемая обязанность безмолвно и внимательно слушать, что говорит один из прочих. Все движения должны иметь геометрическую правильность.

Символ ученика есть грубый булыжный камень, и упражнение его должно состоять в отвердении, чтобы быть годным в здание храма, посвященного вечному духовному Существу. Самое это понятие должно быть приобретено вниманием к ходу работ и не преподается извне словами. Оно внедряется по временам легальными, испытующими, краткими вопросами мастера и обрядами приема, непрестанно напоминающими о важности и неизбежности смерти. Клятвы и присяги не дается, но напоминается, что должно быть твердо и неизменно «честное слово», хотя бы и жизни то стоило. Так ученик должен упражняться, чтоб выработать в себе дисциплинарный склад и понимать речи братьев. Он должен вступить совершеннолетним. Для того это, чтоб человек занялся обработкой самого себя в зрелости дарований и сил и не стеснял своего ума и воли, избегал направлять их к внешнему авторитету.

II
Когда ничего нет вредного в масонстве, почему же оно так старательно скрывается и избегает всякой известности? На такой вопрос дан был ответ, что это перешло от таинств древнего мира. Самый образ работ, требующий тишины и углубления в самого себя, не может происходить в виду общей жизни и при открытых дверях. Притом требует такой осторожности хранимый ложею великий свет знания космической причины всему — бытия самобытного вседействутощего Бога. Это тайна от мира, не могущего устроить себя сообразно с познанием истины. Оно профанируется самою речью, употребляемою в общежитии, наполовину ложною и двусмысленною. Посему никакой рассказ о масонстве не дает точного и ясного понятия, для сего требуется быть масоном и употреблять те определенные термины, тот язык, который, подобно математическому, выработан и возделывается трудами мысли множества поколений. Обязанность таинств есть передать достигнутые понятия чрез смерть поколений для их продолжения в целостности и чистоте.

В обыкновенной жизни оставляется между поколениями большой промежуток в знании, правах и направлении. Таинство хранит последовательность, не выкидывает ничего полезного и не препятствует прогрессу, наблюдая его как вывод и без скачков. Должно стоять на незыблемой почве. Таким образом, таинство необходимо для всякого долговечного общества, составляет его регулятор и критериум и, будучи основано на истине и человеколюбии, ничего кроме света и блага, потребных для собственного себя сохранения, содержать в себе не может. К этому неспособны страстные увлечения общей жизни. Так, пред началом работ, чрез особенного члена удостоверяется мастер, тщательно ли закрыты двери. Этот обычай наблюдался и в древней христианской церкви, где, и по прекращении гонений, пред совершением освящения даров, напоминается возгласом: «Двери, двери!» Человек, основываясь на достигнутых понятиях истин и приобретенных познаний, обозревая всю задачу, предлагаемую состоянием и явлениями вселенной, убеждается, что в краткий свой век познать он может весьма малую часть из всей целости. Посему масонство внедряет разумное смирение, не возбуждает зависти, будучи чуждо гордости, и хотя нередко подвергалось гонениям от неразумной тирании, но сохранилось чрез многие века незапятнанным юридическим обвинением. Как познание самого себя и устройство жизни, чрез смерть проходящей, масонство называет себя работою и искусством, прилагая часто эпитет царственного...

VI
Масоны сохраняют предание, что в древности убит злодеями совершенный мастер, и надеются, что явится некогда мастер, не умом только перешедший через смерть, но и всем своим бытием. Такое предание, должно быть весьма не новое, и составляет стимул надежды на высшее на земле просвещение и цивилизацию, на освобождение от неотвратимого жала смерти, при шествии судеб человеческих к свету и правде чрез тьму и рожденную в ней отрицательную природу зла, и ставят это в соответствие учению о прирожденном грехе. Как бы то ни было, но такой способ мышления и склада жизни не заслуживает презрения. Я могу представить из опыта два значительных факта, избавившие меня от верной смерти.

1. В одном из сражений в 1814 году в холодном и сыром январе месяце во Франции, я, потерпевший многие раны и оставленный с трупами на поле сражения, был неприятельскими солдатами раздет до рубашки. Вслед за ними явились верхом два офицера французской гвардии и обратили на меня внимание, приникнув к лицу, удостоверились, что я жив, тотчас покрыли (меня) плащом убитого солдата и на своих руках донесли до шоссе, чрез расстояние не менее полуверсты. Там сдали на фуры, собиравшие раненых, и строго приказали отвести в госпиталь ближайшего города и передать особенному попечению медика. Впоследствии я узнал, что обязан спасением положению своей руки, которою покрывал одну из главных ран случайно в виде масонского знака. Крайне горестно, что я не знаю имен своих благодетелей.

2. Пробыв двадцать лет в секретном заключении во всю свою молодость, не имея ни книг, ни живой беседы, чего никто в наше время не мог перенести, не лишась жизни или по крайне мере разума, я не имел никакой помощи в жестоких душевных страданиях, пока не отрекся от всего внешнего и не обратился внутрь самого себя. Тогда я воспользовался методом масонства к обозрению и устройству представшего мне нового мира. Таким образом укрепил я себя и пережил многократные нападения смерти и погибели.

(Батеньков) - декабрист, сын отставного обер-офицера, род. 25 марта 1793 г. в г. Тобольске (по некоторым свидетельствам в Томске), ум. в октябре 1863 г. Сведений об его детском возрасте очень мало; в автобиографических записках, помещенных в "Русском Архиве" 1881 г. кн. II, он рассказывает о своих детских впечатлениях, о своем развитии, мало упоминая о фактах жизни. Родители воспитали в нем религиозное чувство, не покидавшее его всю жизнь; рос он болезненным ребенком, был очень нервен и впечатлителен, чтению и письму выучился самоучкой, без всяких усилий; первоначальное образование получил он в тобольском военно-сиротском отделении, а затем, неизвестно кем и когда был привезен в С.-Петербург для поступления во 2-й кадетский корпус. 21 мая 1812 г. он был выпущен прапорщиком в 13-ю артиллерийскую бригаду, которая состояла в корпусе генерал-лейтенанта барона Сакена; во время заграничных походов отличался храбростью, участвовал в занятии Варшавы и Кракова, был в деле при г. Кренбау, в 1814 г. участвовал в сражении с неприятелем при Шато-Бриенне и Ла-Ротьере и за отличие получил орден св. Владимира 4-й степени с бантом.

В сражении при Монмирале отличился "чрезмерною храбростью", как сказано в официальном донесении об этой битве, долго держался на позиции и получил 10 штыковых ран; его, еле живого, подобрали на поле битвы французские офицеры и бережно перенесли в городской госпиталь; товарищи считали его убитым и служили по нем панихиды, а он, между тем, выздоровев, снова вернулся в батарею и уже 15 марта опять участвовал в битве при Сен-Миэле, состоя при корпусе прусских войск, под командою принца Бирона Курляндского.

В 1815 г. Батенков совершил заграничный поход под начальством Дохтурова, а осенью того же года возвратился в Россию, после чего, в начале 1816 г., вышел в отставку, с чином подполковника.

Математические способности дали ему возможность поступить в только что основанное тогда ведомство путей сообщения, но он не ужился с сослуживцами и был отправлен на службу в Сибирь на место управляющего 10-м округом.

Еще находясь на службе в строю, Батенков познакомился с масонством, был членом петербургской ложи "Избранного Михаила", а, приехав в Сибирь, был одним из учредителей ложи "Восточного Светила", основанной в Томске в 1818 г.; участие в масонстве не мешало Батенкову ревностно заниматься своею службою; из его занятий более важными были: укрепление берегов р. Ангары и предначертание работ на китайской границе, между прочим он взялся построить и действительно построил мост через реку Ушайку за полцены; это восстановило против него многих сослуживцев и ему приходилось опять оставлять службу, но в 1819 г. приехал на ревизию в Сибирь Сперанский.

Он сразу оценил опытного, даровитого и трудолюбивого инженера, приблизил его к себе и предложил ему участие в работах по задуманному им преобразованию всех существующих в Сибири учреждений.

Батенков принял участие в Сибирской ревизии, результатом которой было раскрытие вопиющих злоупотреблений; затем, он оказался незаменимым сотрудником Сперанского по собиранию статистических материалов Сибири; им были представлены графу 7 записок: 1) О сухопутных сообщениях, 2) Об учреждении этапов, 3) О ссыльных, 4) Об инородцах, 5) О сибирских казаках, 6) О занятии киргизской степи Средней Орды, 7) О приведении в известность земель Сибири.

Трактаты эти не были напечатаны, но они легли в основу "Сибирского учреждения" 1822 г. Кроме того Батенков занимался изысканием пути около озера Байкала, а свободные минуты посвящал учрежденной им, первой в Сибири, ланкастерской школе и составлял для нее учебники.

Уезжая из Сибири в Петербург в 1820 г. Сперанский взял с собою и Батенкова.

Из Петербурга он ездил в заграничный отпуск, но был вызван графом до срока для составления всеподданнейшего отчета о сибирских делах. По образовании в 1821 г. "Сибирского комитета", Батенков, незадолго перед тем произведенный в майоры, получил в нем место секретаря.

Сперанский давал ему много поручений и настолько сблизился с ним, что он поселился у графа и сделался своим человеком в его доме. За труды свои в Сибирском комитете Батенков получил единовременного пособия 10 т. рублей ассигнациями.

Когда председателем Сибирского комитета сделался граф Аракчеев, Батенков своими трудами и усидчивостью обратил на себя внимание графа, и последний предложил ему поступить на службу по военным поселениям;

Батенков согласился; ему дали 10 т. рублей ежегодного содержания и чин подполковника.

Но скоро, по наговору завистников его блестящей служебной карьеры, он должен был в 1825 г. оставить выгодную службу.

В это время он завел знакомства с членами тайного Общества - Рылеевым, Александром Бестужевым и другими и незадолго до 14 декабря окончательно сошелся с ними; непосредственного участия в заговоре Батенков не принимал и в день бунта на Сенатской площади не был, тем не менее через две недели он был арестован и, по приговору Верховного уголовного суда, зачислен в 3-й разряд государственных преступников, который должен был идти в пожизненные каторжные работы; решение это впоследствии было изменено на 20-летнюю каторгу, и затем опять было изменено на 20-летнее одиночное заключение в крепости.

О причине второго изменения первоначального приговора существует два рассказа, - один, что Батенков родом был сибиряк и его не хотели ссылать туда, где у него были связи, - другой, что будто бы Батенков, боясь, чтобы смягчение наказания не послужило поводом к обвинению его в предательстве товарищей, заявил, что он сам составит новый заговор.

Сначала он был помещен в форте Свартгольме, на Аландских островах и пробыл там 1/2 года; здесь он написал стихотворение "Одичалый", рисующее тяжелое душевное настроение заключенного.

Из Свартгольма он был переведен в Петропавловскую крепость и заключен в Алексеевский равелин, в котором и оставался 20 лет. Ему дозволено было читать и писать, выдавали книги преимущественно духовно-нравственного содержания.

Он занимался сличением переводов библии на древних и новых языках; нужные для этого книги, по ходатайству коменданта, доставлялись ему из публичной библиотеки.

Памятником его пребывания в крепости осталась рукописная тетрадь в двадцать листов, переполненная различными набросками и мыслями касательно политики, философии, администрации и пр. Одиночное заключение сильно повлияло на Батенкова, рассудок временами покидал его, он забыл некоторые слова, потерял счет времени, о многом совершенно утратил понятие.

В 1846 г. окончился срок заключения Батенкова, и он был сослан на поселение в Томск, где устроился в доме чиновника Лучшева и, в благодарность за приют, учил грамоте детей, помогал в различных заботах по хозяйству.

Старые друзья помогли Батенкову приобрести небольшой участок пригородной земли. Он выстроил тут избу, завел небольшое хозяйство и прожил здесь 10 лет, принятый радушно представителями лучшего местного общества; он любил читать французские газеты, делал из них обширные выписки в русском переводе, изучил древние языки: еврейский, греческий, латинский и вел переписку с некоторыми из друзей.

Между прочим, к нему очень был расположен граф Н. Н. Муравьев-Амурский.

Проезжая из Иркутска в Петербург и обратно, он никогда не забывал навестить Батенкова, а нередко прямо останавливался у него на хуторе, чтобы напиться чаю и переменить лошадей.

Пользуясь расположением Муравьева, Батенков успел устроить в иркутский институт и другие учебные заведения немало сирот и детей бедных родителей на казенный счет. В августе 1856 г. декабристам дозволено было выехать из Сибири, и Батенков отправился в Белевский уезд Тульской губернии, в имение Петрищево, принадлежавшее другу его Елагину, а через год, получив обратно с процентами, по приказанию Государя, все имущество, отобранное у него в 1825 г., купил домик в Калуге, куда выписал из Сибири вдову одного из братьев Лучшевых с ее двумя малолетними сыновьями, которых определил в калужскую гимназию.

В 1859 г., когда декабристы получили разрешение жить в обеих столицах, Батенков побывал в Петербурге, Москве, Варшаве.

Скончался он в Калуге от воспаления легких на 71 году жизни и похоронен согласно его желанию, в Петрищеве, рядом с своим другом и боевым товарищем Алексеем Андреевичем Елагиным.

Из писем Гавриила Степановича, помещенных в "Русской Старине" за 1889 г. № 8, видно, что он занимался переводом 28 книг византийской истории, полученным им от Петра Киреевского.

В той же книжке "Русской Стар." помещена характеристика графов Аракчеева и Сперанского, составленная Батенковым.

В 20-х годах он поместил в "Сыне Отечества" несколько статей о Сибири, которые были переведены на немецкий язык. Для Ешевского Батенков написал воспоминания о масонстве, помещенные А. Н. Пыпиным в "Вестн. Европы" 1872 г. № 7; для барона Корфа сообщал некоторые сведения о Сперанском.

В "Русском Архиве" за 1881 г. помещена автобиография Батенкова под названием: "Данныя.

Повесть собственной жизни"; одна половина записок посвящена воспоминаниям о детских впечатлениях, а другая касается деятельности графа Сперанского, о котором он отзывался с большим уважением и любовью. "Русский Архив" 1871 г. и 1881. - "Русская Старина" 1887 и 1889 г. - Иллюстриров.

Газета" 1863 г. № 319. - "Сибирский Вестник" 1886 г. № 25. - Максимов, "Сибирь и Каторга" ч. III. - Греч, "Записки". - Словари: Андреевского и Венгерова. - Корф, "Жизнь гр. Сперанского". - Пыпин, "Общественное движение в России при Александре I". - Алексей Иванов, "Один из декабристов" (в "Книжках Недели", 1898, ноябрь). {Половцов} Батенков, Гавриил Степанович или Батеньков - декабрист; род. 25 марта 1793 г. в Томске или Тобольске; учился в Петербурге во 2 кадетском корпусе, откуда в 1812 г. выпущен в артиллерию.

В заграничном походе 1813-15 гг. Б., по выражению официального донесения о битве при Монмирале, заявил себя "чрезмерно храбрым" офицером.

По возвращении в Россию вышел в отставку, но вскоре опять поступил на службу в ведомство инженеров путей сообщения.

Быстро составил он себе здесь репутацию "беспокойного человека", и от него отделались, дав ему место управляющего округом путей сообщения в Западной Сибири.

Идеальная честность и тут послужила бы для Б. источником всяческих неприятностей, если бы не приезд на ревизию в Сибирь Сперанского, который сразу оценил выдающиеся дарования Б. Он сделал его одним из ближайших помощников своих по управлению Сибирью.

В числе многих других поручений Б. изготовил для Сперанского семь обстоятельных записок-трактатов, оставшихся ненапечатанными, но легших в основу "Сибирского Учреждения" 1822 года. В 1820 г. Сперанский, уезжая из Сибири, взял Б. с собой и пристроил его секретарем "Сибирского Комитета"; в 1825 г. Б., однако, оставил службу.

В это время он близко сошелся с Александром Бестужевым, Сергеем Трубецким, Рылеевым и др. членами "Северного Общества". Всех их он очаровал своим умом и обширными познаниями.

Осужденный за участие в революционном сообществе Б. был приговорен к 20 годам каторги, но вместо отбывания наказания в Сибири Б. двадцать лет просидел в одиночном заключении.

В 1856 г. декабристам было дозволено вернуться в Россию, и Б. поселился сначала в имении старинных своих друзей Елагиных-Киреевских, а через год, когда ему возвратили имущество, отобранное при аресте, он обзавелся домиком в Калуге, куда выписал вдову и двух детей одного из приютивших его в Томске братьев Лучшевых.

В Калуге же и умер Батенков в октябре 1863 г. Б. напечатал несколько статей о Сибири в "Сыне Отечества" 20-х годов, которые были переведены на немецкий язык, написал начало автобиографии, появившейся в "Русск. Арх." 1881 г., и воспоминания о масонстве для покойного историка Ешевского (они напечатаны А. Н. Пыпиным в "Вест. Евр.", 1872 г., № 7). В "Русск. Старине" 1889 г. № 8 напечатаны его характеристики Аракчеева и Сперанского, ряд писем и длинное стихотворение "Одичалый", написанное во время сидения в Свартгольме; в нем он излил весь ужас душевного состояния "одичалого", оторванного от всего живого. {Брокгауз}