Всегда быть воином христовым. Сочинение на тему “Бездуховность”

Сочинение по тексту Д.С.Лихачева:"Сейча смного говорят о бездуховности нашего общества..."

В данном тексте Дмитрий Лихачев размышляет над очень важной проблемой «бездуховности» общества, над проблемой роли культуры в жизни каждого человека. Этот вопрос актуален во все времена, и, безусловно, не может оставить читателя равнодушным.

Автор, раскрывая данную проблему, обращает внимание читателя на то, что люди теряют интерес к культуре, она обесценивается, многие даже не понимают, что вложено в это понятие, как много скрыто за ним. Также, Лихачев акцентирует внимание на том, что одной из причин, по которой нематериальные вещи и блага отходят на второй план, является технический прогресс и развитие цивилизации.

Филолог размышляет над понятием классики, какое именно значение она имеет для развития личности, и, что самое главное, кто такой культурный человек, интеллигент, какие качества ему свойственны, и как его распознать.

Лихачев считает, что в современном мире большое распространение получила агрессивная форма культуры, бездуховность, «массовая» полукультура, и что с ней необходимо бороться настоящей культурой.

Я полностью согласна с автором данного текста в том, что необходимо воспитывать культурных людей, прививать им интерес к классике, чтобы общество испытывало уважение к другим, к их культуре. Нужно искоренять агрессивность, возникшую из-за увлечения массовой культурой.

Так, например, в книге Рэя Брэдбери «451&讒 по Фаренгейту» показывается общество, в котором царит культ прогресса, люди многим жертвуют ради приобретения бесполезных вещей. В данном мире введено наказание за хранение и распространение книг. Теперь профессия пожарных предназначена для сжигания всей литературы.

Также, пример пренебрежения духовными ценностями можно встретить в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Элен Курагина решает выйти замуж за Пьера, человека непривлекательного, но очень обеспеченного, поступая при этом очень эгоистично, ради своей выгоды, ставя на первое место материальную выгоду.

Таким образом, на основе всего вышенаписанного, можно сделать вывод, что развитие культуры очень важно, необходимо прививать любовь к классике, воспитывать в обществе терпимость и уважение к другим народам и культуре.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-12-29

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Повторяю, музеи «дышат» выставками. Выставки составляют важную часть духовной жизни наших городов.

Еще один вопрос, который крепко связан с проблемой передачи ценностей из музеев и библиотек. А кто, собственно, является хозяином этих ценностей?

Сейчас некоторые музеи и библиотеки, а также министерства рассматривают национальные святыни как свою собственность, распоряжаются их судьбой, никого не спрашивая. Распоряжаются всем этим богатством «трудовые коллективы», создаются совместные с иностранными фирмами предприятия для извлечения прибылей.

Разумеется, это совершенно недопустимо. И никакое министерство, никакая Академия наук не вправе принимать роковые для наших национальных ценностей решения. И даже не просто национальных, а ценностей, принадлежащих человечеству.

Бесконтрольное распоряжение судьбой памятников культуры общечеловеческого значения характерно не только для нашей страны, хотя здесь мы побили, кажется, все рекорды. Надо понять, что культура принадлежит всему человечеству, как принадлежат ему атмосфера планеты, моря и океаны. Культура омывает и очищает мир. Нельзя реставрировать бесконтрольно произведение французской живописи, не считаясь с мнением французских искусствоведов. Нельзя решать вопрос о принадлежащих всему человечеству Кижах, не создавая совета всех реставраторов деревянного зодчества, в том числе из Канады, Финляндии, Норвегии и т. д. Пора подумать о выработке всемирного морального кодекса «держателей» памятников культуры. Он будет касаться «трудовых коллективов» музеев, коллекционеров, мэрий городов, министерств и правительств. Мы не можем отменить право юридической собственности, но мы можем воздействовать на совесть собственников, подвергнуть недостойных держателей моральному остракизму. Этот вопрос я дважды ставил перед главой ЮНЕСКО Федериком Майором. Я предлагал создание постоянно действующей консультации по вопросам моральной ответственности держателей культурных ценностей.

Надо твердо помнить: музейные, архивные работники, библиотечные дирекции - не собственники хранимых ими ценностей, а министерства и исполкомы - тем более.

Еще один сюжет для размышлений. В подавляющем большинстве случаев церкви строились на народные деньги. Даже если деньги давала церковь - она была только передатчиком средств. Народ жертвовал иногда свои последние трудовые гроши на построение храма. Сборщики средств отказывали себе во всем, проходили, собирая деньги, иногда сотни верст. И если музей владеет церковью, достойно хранит ее - он владеет ею во славу народного искусства, народного трудолюбия, народной веры, наконец! И следует заботиться только, чтобы музей невольно не осквернял церковь, не осквернял алтарь, чтобы время от времени, как это бывало и в Древней Руси, в ней совершались богослужения.

За чей счет следует делать реставрацию храма при передаче его церкви? Ясно, что в первую очередь за счет тех, кто им временно владел. Но и за счет государства. И за счет верующих. Именно так в Ленинграде обстоит дело с главной мечетью города.

Вопрос о передаче верующим церковных зданий - вопрос очень большой, срочный, и в случаях бесспорных с его решением нельзя медлить. Народ должен иметь свои святыни - религиозные, культурные, природные… Но последний вопрос - о замечательных природных ландшафтах, с которыми также связано воспитание нравственности и культуры, - должен быть поднят особо. Мне хочется только напомнить о том, что и его следует как можно скорее решать.

1990

Агрессивность «бездуховности»

Сейчас много говорят о «бездуховности» нашего общества. Поправлю: «бездуховность» охватила не только наше общество, она характерна для нынешнего времени в целом и для всего человечества. В той или иной мере, конечно. Я не берусь давать точные определения того, что такое «бездуховность». Это, во всяком случае, падение роли духовной культуры, отсутствие интереса к высшим ступеням культуры, отсутствие простого знания того, что такое культура, элементарной осведомленности.

Техника заполонила собой все и не оставила у человека времени и возможности посвящать себя истинной культуре. Но природа не терпит пустоты. Техника и весь комфорт, который с нею связан, может вытеснить духовную жизнь в человеческой деятельности, но не заменить ее. Заменила духовную жизнь внешняя цивилизация и многое с нею связанное. Это многое обладает одним свойством - страшной агрессивностью. Агрессивные формы культуры (если их можно только назвать культурой!) распространяются в наше время с быстротой эпидемии. Когда здоровенный безголосый парень орет через микрофон сто раз одну и ту же фразу, короткую (длинной не сочинить), не имеющую особого смысла, и при этом весь покрывается потом от напряжения и смотрит обезумевшими глазами, - удивляюсь не ему, а тем, кто его с не меньшим азартом слушает. Это агрессивность в чистом виде. И не случайно после таких концертов публика, вошедшая в раж, стремится удовлетворить свой позыв к агрессивности: начинает бить и ломать мебель в зале, а выходя на улицу - опрокидывать плевательницы, тумбы, ларьки, тележки.

Любовь мужчины и женщины всегда служила основным стимулом и содержанием искусства, поэзии - в первую очередь. Но когда любовь заменяется голым сексом, сексом без одежд, то ни о каком Эросе в высоком смысле не приходится говорить. Чистая агрессивность, и при этом в самом святом. Разве те, кто приходит на эротические сеансы, учатся ухаживать за любимой девушкой? Разве они стремятся подарить ей цветы, произвести на нее впечатление своей деликатностью, внимательностью, уважительным отношением, культурой поведения, блеснуть знаниями, способностями? Преклониться перед любимой, перед «вечной женственностью»? «Вечная женственность» - смешная старомодность. Прабабушкин нафталин. На самом деле все просто до предела - как у насекомых. Чистая агрессивность в любви.

От духовной пустоты и порожденная ею агрессивность в идеологии. Это надо знать политикам, которые хотят воспитать в нас навыки парламентаризма. Упрощенные концепции жизни (куда до мировоззрения!) заполняют поведение человека агрессивностью, доминируют у молодежи. Отсюда опасность распространения крайних политических теорий: от «Памяти», монархизма правого толка до анархизма. «Черное знамя - это так красиво!» «Когда окружающие тебя боятся - это так приятно!» Во всем этом есть эрзац храбрости, эрзац убежденности. Отсюда же стремление поразить невероятной одеждой, чудовищной прической, выразить свое презрение к окружающим неопрятностью своего платья. «А нам-то что? Пусть смотрят и терпят!» Агрессивность - это и брань, и арго в разных его формах (об этом у меня есть специальная работа 1964 года). Для агрессивности характерно стремление сколачиваться в группы, собираться в банды.

Пустота агрессивна. Она угрожает лопнуть с треском, иногда даже с опасностью для жизни окружающих, для зрения их, во всяком случае… Иногда бездуховному человеку хочется даже пострадать, ввязаться в драку. Это придает ему имидж человека, «страдающего за убеждения». Пустота создает шум, в котором скрывается бездуховность.

Поэтому бессмысленно полагаться в борьбе с растущей агрессивностью на запрещения, разгоны беснующейся толпы милицией и пр. Агрессивным людям нужны свидетели, зрители, скандалы. Они испытывают от этого только удовлетворение. Лучше, если это возможно, как можно меньше замечать эту громкую пустоту. Агрессивность, как и всякая истерика, должна тушиться спокойствием и безразличием. Это хорошо усвоила английская полиция, «охраняющая» манифестации протестующих от возмущенных ими.

«Мне отмщение, и Аз воздам», - говорит Бог в Библии. Люди, не мстите - зло (если оно только действительно зло, а не отчаяние правых) само покарает себя.

Но конечно, одного спокойствия недостаточно в борьбе с растущей агрессивностью. Надо понять ее истоки. Основанная на бездуховности агрессивность, не имеющая определенной, серьезной цели, всегда найдет себе эту цель и противостоящую силу, в которой бездуховная агрессивность так нуждается (заметьте, что я постоянно говорю об агрессивности не самой по себе, а вызванной бездуховностью).

Сочинение ЕГЭ по тексту:

А. Б. Добрович известен читателю прежде всего как автор очерков, статей, в которых нередко затрагиваются нравственные вопросы. Так и в предложенном мне тексте врач - психиатр ставит столь актуальную в нашем обществе проблему бездуховности.

Анализируя данный вопрос, автор рассуждает о том, насколько частыми стали случаи столкновения с бездуховностью - своеобразным диагнозом современности. В тексте подробно описаны приметы этой болезни. Одна из главных черт, с точки зрения А.Б.Добровича, - это неумение понять человека, почувствовать его состояние. Неслучайно автор обращается к научной лексике, давая определение понятию «интроекция»- таким образом он подчёркивает глубину проблемы, побуждает разобраться, чем вызвано стремление общаться: ведь если мы не понимаем духовный мир другого человека, то нами движет только выгода! Кроме того писатель обращает внимание читателя на бестактность, бесцеремонность как на еще один признак бездуховности. Говоря о том, что отсутствие важных для общества целей, интересов обсуждаемо прессой, автор подчеркивает актуальность и масштаб проблемы отсутствия духовности.

Позиция А.Б.Добровича предельно ясна: столкновение с бездуховностью может иметь серьезные последствия. Значит, с этим пороком необходимо бороться, объяснять людям «с чем они имеют дело».

С героем, для которого на первом месте собственная выгода, который готов ради достижения своей цели использовать любые средства, можно познакомиться, прочитав поэму Н.В.Гоголя «Мертвые души». Перед нами Павел Иванович Чичиков, который ничем не гнушается, для того чтобы продвинуться по служебной лестнице. Мы видим, как главной герой всеми способами угождает престарелому повытчику, становится своим человеком в его семье, общается с дочерью как с невестой. Как показывает автор, все это было лишь для того, чтобы занять более высокий пост. Жаль людей, оказавшихся на пути человека, который так цинично, потребительски относится к тем, кто его окружает.

Убедиться в том, как страшны бездуховные люди, помогает роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир». Великолепная Элен Курагина, холодная светская красавица - яркий образец героини, которая ради состояния, положения в обществе готова женить на себе несуразного, странного, вовсе не привлекательного для неё Пьера Безухова. Видя ложь, лицемерие, подобострастие, лесть, фальшь героини, мы понимаем, что ей безразличны мысли, чувства, страдания мужа. Читая историю Элен, мы не сомневаемся в том, что перед нами человек, который ищет только выгоду, а значит, с точки зрения А.Б.Добровича, не имеет права называться человеком.

Произведения Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, А.Б.Добровича помогают понять, насколько важную роль играет духовность отдельного человека, всего общества и к каким тяжелым последствиям может привести её отсутствие.

Текст А.Б.Добрович

(1)Что такое духовность?.. (2)Может быть, для начала следует задать вопрос полегче? (3) профессиональные размышления врача-психиатра время от времени приводят меня к вопросу о бездуховности. (4)3а этим, тоже, кстати, весьма смутным понятием стоит уже нечто поддающееся охвату мыслью. (5)В отличие от духовности - явления, по всей видимости, необъятного.(б)Выслушиваю историю пациентов, и странный диагноз приходит в голову: невроз от столкновения с бездуховностью!...

Корреспондент. Отец Алексей, сейчас много говорят о бездуховности нашего времени. Что вы, священник, общающийся с большим количеством людей, можете сказать на эту тему.

Отец Алексей ДОДОНОВ. В наши дни, когда спрашивают друг у друга: "Как дела?" - в ответ чаще всего слышат: "Да, нормально, купил холодильник, машину, построил дачу и т.д.". Не многие люди говорят об интересном спектакле, концерте, прочитанной книге, о встречах с писателями, священниками. В общем, разговоры касаются сугубо материальной сферы. Это наводит на не очень радостные мысли. Общество все больше уходит в сторону материального потребления, все меньше уделяя внимание духовному развитию. Большая часть населения живет только для удовлетворения своих материальных потребностей, служит "золотому тельцу", и довольно таким положением. Такое состояние может закончиться трагически. Когда в Римской Империи народ потребовал только "хлеба и зрелищ" и остановил свое духовное развитие, случилась беда. Общество забыло о своих и государственных интересах. В конце концов, римское население превратилось в разложившееся сборище, жаждущее только телесных наслаждений. Тогда более организованные германцы, которые не забыли об интересах своего народа, смогли без особого труда разбить некогда непобедимых римлян и завоевать Римскую Империю.

Сейчас говорят о возрождении церковной жизни. Лично я этого в полной мере не наблюдаю. Радует, конечно, что сейчас легко можно приобрести Евангелие и другие духовные книги. Однако в советские времена, тоже была такая возможность, хотя и с некоторыми трудностями. Тогда верующие всем очень дорожили: Евангелием, Словом Божьим, молитвой, если удавалось достать молитвенник. Давление государства на церковь заставляло тех, кто пришел в храм, оставаться на этом пути и идти по нему. Вы знаете, какие замечательные священники вышли из советского времени! Если я назову одного лишь отца Дмитрия Дудко, читателям станет все ясно. Да и не только священники. Даже простые верующие, прошедшие через трудности тех времен, удивительны по своей сущности. В те времена Православием дорожили, сейчас в меньшей мере. Это та беда, на которую нужно указать. Многие думают: сходил в церковь два-три раза, прочитал молитвы, и уже приобщился к духовности, или пошел, поставил свечку в храм, чтобы, например, бизнес шел лучше, и этого достаточно. Вы же понимаете абсурдность такой веры. Нужно понять, что Православие есть образ всей жизни. Поэтому истинного православного возрождения русских пока не видно. Современному человеку нужно обратиться во внутрь себя, нравственно возродиться, воспрянуть духом. Пока этого не произойдет, говорить о свершившемся факте духовного возрождении русского народа не имеет смысла.

Корр. Отец Алексей, сейчас многие священники говорят о наступивших тяжелых временах, о том, что нужно спасать себя, свою душу. Не могли бы вы поподробнее рассказать, что подразумевается под словом "спасаться"?

О.А. Это очень интересный и нужный вопрос. Никогда не было такого времени, после пришествия Христа, когда духовно спасаться не было нужды, и не будет никогда такого времени. Господь просил учеников бдеть, потому что время смерти каждого человека неизвестно, но обязательно придет, а значит, Божий суд за дела земные будет над каждым. От чего нам нужно спасаться в наше не простое время? Если кто-то ощущает себя духовно погибающим, тогда ему нужно спасаться. Если человек чувствует себя очень хорошо, комфортно в этой жизни и всем доволен, то он и сам не придет к мысли о спасении. Потому что он отождествляет себя только с внешним материальным миром. Вот такой простой пример. При знакомстве один человек спрашивает другого, как его зовут. Он отвечает: Саша или Петя. Потом идет вопрос о том, кем он работает. Дальше один из собеседников начинает рассказывать о себе, что иногда обманывает, иногда пьет водку и имеет другие грехи, но все-таки старается с этим бороться. Оказывается, личное духовное состояние самого человека малоинтересно его собеседнику, и такая ситуация встречается очень часто. Вспомните свои разговоры с родными, друзьями. О чем говорим? О футболе, политике, о своих новых материальных приобретениях и т.д., о чем угодно, только не о своем духовном самосовершенствовании. Мало кто хочет узнать, какое нравственное составляющее есть в собеседнике. Я не собираюсь читать вам лекцию по догматическому богословию. Вам только нужно представить состояние человека, который не знает себя или тех, кто его окружает. Христос говорил, что он "пришел не к праведникам, а к грешникам", чтобы привести их к истине.

У каждого человека свой путь к духовному спасению. У Феофана Затворника есть замечательная книга "Путь к спасению", но это не практическое руководство, это лишь напоминание. Являясь духовником своих прихожан, я не составляю им расписание того, что и как им делать: когда просыпаться, зубы чистить, в какое время молитвы читать. Это лжестарчество, ложное духовничество, которое, к сожалению, сейчас развивается в России. Я могу только подтолкнуть человека, наставить его на истинный путь, если он идет неправильным путем, за счет своего опыта. Только потому, что я иду этим путем дольше. Я не говорю, что прошел этот путь, Боже упаси меня так думать. Я еще не спасся, поэтому не могу сказать, как это делается. Могу только посоветовать читать писания Святых Отцов: Преподобного Аввы Дорофея, Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, Макария Великого. Не должно быть никакой механики - к этому должно расположиться сердцем, иначе никакого спасения не будет. Таким людям помогает Русская Православная Церковь. Хорошо, что она не стала такой же, как на Западе, не сделалась удобным элементом нашей жизни. Например, я хожу в кино, в парк, и заодно в церковь. На Западе посещение храма считается частью приличия. По субботам играют в бильярд, а по воскресеньям посещают церковную службу. К сожалению, и у нас в стране начинают появляться подобные тенденции. В первую очередь это связано с тем, что многие считают, что Православие это лишь внешнее проявление, соблюдение каких-то обрядов. Тем не менее, ситуация у нас не так уж и плоха, поскольку русские все-таки задумываются о смысле жизни. Я думаю, что это происходит именно из-за периода безбожия, в котором оказалась Россия после революции, он многих вразумил.

Корр. Сегодня часто сравнивают духовное состояние современного человека и человека XIX века, опираясь на информацию, взятую из литературы, церковных книг и других источников того времени. Устоялось мнение, что на сегодняшний день людьми движет только стяжательство, в то время как жившим в XIX веке была присуща необыкновенная духовность. Все тогда было пристойно и благочинно. Как вы можете это прокомментировать, сравнить ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день, с тем, что было в XIX веке?

О.А. Духовное состояние у среднестатистического человека XIX века было очень тяжелым. В этот период жил и скончался в 1833 году Преподобный Серафим Саровский. Многие образованные люди, писатели даже не знали, что подвизался в Сарове такой удивительный старец, равный по силе древним подвижникам. Немалое число людей причащались в ХIХ - начале ХХ века только раз в год по реестру. Не по собственной воле, а потому, что каждый в России должен был под расписку обязательно причаститься, иначе такой человек считался неблагонадежным, как сейчас без регистрации в паспорте. В то же время была Оптина Пустынь, был святой Праведный Иоанн Кронштадский, где-то еще оставались очаги духовности. Были такие, как Святитель Игнатий Брянчанинов, Святитель Феофан Затворник, но их знали единицы. В общем, представление о XIX? веке как о необычайно духовном, во многом - миф. Вы думаете, революция 1917 года произошла случайно? Ничего подобного. В старом государстве уже не было смысла, оно загнивало, в том числе и церковная жизнь.

Корр. Часто в СМИ можно услышать, что русское общество раздроблено и разобщено. В связи с этим постоянно предлагается найти "национальную идею", которая сплотила бы русский народ...

О.А. Всякая идея, даже самая красивая, бесполезна, если лишена при этом нравственного смысла. Христианство как духовное учение вносит своим присутствием смысл в любое общественное движение, в любую общественную идею. Я хочу сказать, что если национальная идея в России будет лишена христианского начала, то в ней нет смысла. Национальная идея в тесном переплетении с Верой может принести большие плоды. Национальная идея существовала всегда, у всех народов. Викинги сражались за своих жен и дочерей, индейцы Северной Америки защищали свои земли от европейских завоевателей. В этом можно увидеть нечто общее. Мы, как и они, пытаемся делать то же дело - защищаем свое. Мы знаем: это моя земля, мой дом, мои родные, и я должен все это защищать. Об этом говорит закон совести, который вложил в нас Бог. Именно с этого начинается любая национальная идея, с внутреннего голоса совести. Когда у общества формируется христианское мировоззрение, то приходит понимание, что дано Богом, дано не какими-то стихийными силами, а значит, этот Божий дар надо защищать и приумножать. Об этом говорится в Евангелие. За это можно проливать кровь, есть такое христианское понимание, "это мне дал Бог". Русский человек должен всегда находиться в состоянии воина, Воина Христова. В том смысле, что он в любой момент должен быть готов вступить в бой с силами зла, а не думать, что когда-то, в старые добрые времена при Иване Васильевиче или Николае Александровиче, было "золотое" время, когда все получалось само собой. Тогда нужен был точно такой же подвиг, как и сейчас. Это не значит, что первоначально нужно иметь национальную идею, а потом привнести туда Веру. Нет, наши предки так не поступали. Давайте возьмем исторический пример, когда Дмитрий Донской приходит к преподобному Сергию просить благословение на Куликовскую битву. Мы видим, он был религиозным человеком, в его войске сражались монахи Сергиевой Лавры, богатыри-витязи, удивительно верующие люди. Для них Вера не была каким-то флагом, добавлением к тому, что есть. Христианство было для них первоначальным и решающим, именно его в первую очередь от иноземного посягательства защищали русские богатыри. Только с этим они могли пойти в бой. Ведь на русских знаменах с ликом Христа писалось: "Сим победиши".

Беседу вел Александр Данилин

Вариант 25. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3

(1)Рецензия (от лат. recenzio - рассмотрение, обследование) - письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного, публицистического произведения, спектакля, концерта, кинофильма, книги. (2)Обычно в рецензии даётся анализ содержания произведения, высказывается и обосновывается его оценка, что требует от автора рецензии хорошего знания предмета того, о чём он пишет: литературы, театра, кино. (3) в рецензии отмечаются художественные достоинства произведения (сочинения, спектакля, фильма), особенности его построения, особенности авторского языка.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Слово «рецензия», образованное от латинского «рассмотрение», «обследование», обозначает «письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного, публицистического произведения, спектакля, концерта, кинофильма, книги».

2) Письменный анализ произведения, предполагающий критическую оценку его содержания, особенностей формы, художественных достоинств и поэтому требующий от автора хорошего знания предмета рассмотрения, называют рецензией.

3) В рецензии излагается содержание научного, художественного, публицистического произведения, спектакля, концерта, кинофильма, книги и критически оценивается позиция автора.

4) Рецензия - это письменный анализ произведения, который требует от автора хорошего знания предмета рассмотрения, так как предполагает критическую оценку его содержания, особенностей формы, художественных достоинств.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Вопреки этому

Наоборот,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЯЗЫК. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.ЯЗЫК, -а, м.

1) Подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения, у человека участвующий также в артикуляции. Лизать языком. Попробовать на я. (т. е. на вкус). Держать я. за зубами (перен.: не говорить лишнего, помалкивать; разг.).

2) (о предметах и явлениях) То, что выражает, объясняет собой что-нибудь. Я. фактов. Я. цветов. Я. танца.

3) Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский л. Славянские языки. Литературный я. История языка.

4) Речь, способность говорить. Лишиться языка.

5) Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Я. пчёл. Я. жестов. Я. дорожных знаков. Я. программирования.

6) Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе, стиль. Я. Пушкина. Я. писателей. Я. художественной литературы. Я. публицистики.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения:

НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это

добрАлась

убыстрИть

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Для выполнения ремонтных работ по замене повреждённых элементов необходимо в целях безопасности ОГОРОДИТЬ опасную зону.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ лица пьесы, поставленной школьниками, были легко узнаваемы.

Немаловажным фактором при ОТРАЩИВАНИИ волос является правильный уход за ними.

НАПОМИНАНИЕ об этом древнем городе впервые встречается в летописи XII века.

С прошлого года ПЛАТА за проезд увеличилась.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

МОКЛА под дождём

ЧУДЕСНЕЙШИМ образом

косвенных ПАДЕЖОВ

здоровые ДЁСНЫ

из жарких ПУСТЫНЬ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Один из упомянутых старинных домов в путеводителе был снесён.

2) Благодаря синонимам один и тот же смысл можно выразить по-разному.

3) Петровскими преобразованиями были охвачены не только сферы экономики, системы власти и управления, а также культура.

4) Те, кто увлечённо работает в какой бы то ни было области знаний, часто становится новатором.

5) Главным инженером, ни перед кем не отчитываясь, было принято решение, противоречащее первоначальным планам компании.

6) Даниель Дефо (1660-1731 гг.) - английский писатель, автор известного романа «Робинзона Крузо».

7) Употребляя деепричастие, нужно учитывать структуру предложения.

8) Те, кто читал статью Н. А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве», знакомы с оценкой критика образа Катерины.

9) Пётр I, издав указ, обязал всех оружейников, которые не работали на заводе, перейти в Оружейную слободу.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ут..пический

ав..нтюра

в..ртуозный

приг..рать

компр..мисс

9. Определите ряд» в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..успел, пр..плёл

о..гадать, на..кусить

ра..жечь, бе..печный

н..длом, н..езд

пр..добрый, пр..думал

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

солом..нка

застр..вать

усидч..вый

отчётл..вый

подчёрк..вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

запиш..шь

наполн..нный

закручива..мый

накин..шь

закле..вший

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ЗАМЕЧЕННАЯ преследователем серая птичка выпорхнула из кустов.

(НЕ)ВДАЛЕКЕ от дома начинался лес.

(НЕ)РАСПРОДАННЫЕ в течение месяца игрушки уценили.

Дуня (НЕ)ЛИШЕНА обаяния.

(НЕ)НАЙДЯ у одноклассников поддержки, Алексей был вынужден выполнять требования руководителя кружка.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(И)ТАК, подытожим всё сказанное: лес - наш целитель, наше богатство и, (НА)КОНЕЦ, лучший наряд земли.

Надо было дождаться ребят во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что нельзя бросать друзей в беде.

ТАК(ЖЕ), как и вчера, сегодня душно, (ПО)ЭТОМУ все окна открыты.

(В)ТЕЧЕНИЕ лета мне пришлось жить за городом, (ПРИ)ЧЁМ у незнакомых людей.

Лет сто (НА)ЗАД (НА)ПРОТЯЖЕНИИ полувека на улице Московской в Курске располагалось двухэтажное здание, на

фасаде которого красовалась вывеска «Кондитерская Н. П. Левашкевича».

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

2) Причастия способны как образно описать предметы или явления так и представить их признаки в динамике.

3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и слушателя.

4) Сергей Николаевич поднялся и вслед за ним встали все гости.

5) А она только слушает да молчит.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В числе чудаков (1) живших в Москве в грибоедовские времена (2) был человек (3) описанный в комедии «Горе от ума» под именем (4) Максима Петровича.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Даниил Чёрный (1) по мнению искусствоведов (2) был живописцем первой величины. Самая большая его заслуга (3) однако (4) в том, что он увидел одарённость Андрея Рублёва и повлиял на развитие индивидуальной манеры этого величайшего художника.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В садах романтического стиля (1) невозможно обойтись без дорожек из натурального камня (2) естественность (3) которых (4) подчёркивает поселившийся между камнями мох.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Рука Николая дрожала (1) и (2) когда он передавал лошадь коноводу (3) чувствовал (4) как со стуком приливает кровь к сердцу.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Чиновник был уверен: подобным отвлечённым абстракциям не место на выставке современного социалистического искусства.

Прочитайте текст и выполните задания 21 – 26

(1)Сейчас много говорят о «бездуховности» нашего общества. (2)Поправлю: «бездуховность» охватила не только наше общество, она характерна для нынешнего времени в целом и для всего человечества. (3)В той или иной мере, конечно.

(4)Я не берусь давать точные определения того, что такое «бездуховность».

(5)Это, во всяком случае, падение роли духовной культуры, отсутствие интереса к высшим ступеням культуры, отсутствие простого знания того, что такое культура, элементарной осведомлённости.

(6)Техника заполонила собой всё и не оставила у человека времени и возможности посвящать себя истинной культуре. (7)Но природа не терпит пустоты. (8)Техника и весь комфорт, который с нею связан, может вытеснить духовную жизнь в человеческой деятельности, но не заменить её. (9)3аменила духовную жизнь внешняя цивилизация и многое с нею связанное. (10)Это многое обладает одним свойством - страшной агрессивностью. (11)Агрессивные формы культуры (если их можно только назвать культурой!) распространяются в наше время с быстротой эпидемии.

(12)Лучшая форма борьбы с агрессивностью бездуховности - спокойно противопоставить ей духовность, культуру. (13)Агрессивность происходит от потребности в деятельности. (14)Это деятельность в чистом виде, без содержания. (15)Жажда деятельности - естественное свойство человека. (16)Её нужно вооружить полноценным содержанием. (17)Именно культура даёт достойное, высокое содержание этой жажде активности. (18)Благодаря культурным интересам стремление к активности приобретает полезные формы - полезные и для общества в целом, и для отдельной личности. (19)Необходимо противопоставить агрессивности неагрессивную по своей природе культуру. (20)Настоящая культура не нуждается для своего развития в насилии. (21)Она сама в себе несёт притягательность. (22)Она никого не отталкивает, но всех приглашает. (23)Поэтому-то культура вечна и даёт выход жаждущему деятельности человеку.

(24)Что такое культура, которую можно противопоставить агрессивной «массовой» полукультуре? (25)Есть понятия, которые с трудом поддаются определению. (26)Тем более неоднозначно такое явление, как культура. (27)Культура труда, поведения, культура нации, народа, культура человека, человечества. (28)Сколько различных оттенков в понимании культуры во всех этих словосочетаниях!

(29)Возьмём только одно, необходимое нам в дальнейшем словосочетание - «классическая культура» или даже проще: «классика» - и остановимся на классических произведениях. (30)Классические произведения - это те, что прошли испытание временем, те, что остались современными и для нас.

(31)Классика - это то, что остаётся постоянным в мировой культурной традиции, продолжает участвовать в жизни культуры. (32)А самое главное - она воспитывает, делает чище, содержательнее каждого человека, который к ней приобщается. (33)В каком смысле «содержательнее»? (34)Содержательнее культурным опытом. (35)Классические произведения литературы позволяют прожить не одну жизнь. (36)Классическая поэзия обогащает человека своим лирическим опытом, обладает врачующими свойствами.

(37)Культурный человек - это не тот, кто много читал классических произведений, много слушал классическую музыку и т. д., а тот, который обогатился всем этим, которому открылась глубина мысли прошедших веков, душевная жизнь других, который многое понял и, следовательно, стал терпимее к чужому, стал это чужое понимать. (38)Поэтому приобрёл уважение к другим народам, к их культуре, верованиям.

(39)Итак, люди, ставшие терпимее к чужому на основании знаний бессмертного в искусстве и в философии, умеющие открывать на основании своих знаний и культурного опыта новые ценности в прошлом и настоящем, - это и есть люди культуры, интеллигенты. (40)Интеллигенты - это не просто люди, занятые умственным трудом, имеющие знания или даже просто высшее образование, а воспитанные на основе своих знаний классической культуры, исполненные духа терпимости к чужим ценностям, уважения к другим. (41)Это люди мягкие и ответственные за свои поступки, что иногда принимается за нерешительность.

(42)Интеллигента можно узнать по отсутствию в нём агрессивности, подозрительности, комплекса собственной неполноценности, по мягкости поведения.

(43)Агрессивен только полу интеллигент, теряющий себя в шаманизме «массовой культуры».

(По Д. С. Лихачёву)

21. Какие из высказываний противоречат содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Культура по своей природе неагрессивна и не нуждается для своего развития в насилии.

2) Хотя техника даёт людям комфорт, она не способна заменить духовную жизнь человека.

3) Классическая литература обогащает человека культурным опытом.

4) Интеллигенты - люди преимущественно нерешительные и закомплексованные и поэтому несклонные к агрессии.

5) Такому явлению, как культура, можно дать однозначное определение: это опыт прошедших веков.

22. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-5 дано описание.

2) В предложениях 6-11 представлено повествование.

3) В предложениях 12-19 представлено рассуждение.

4) Предложение 23 содержит вывод из утверждений, высказанных в предложениях 21 и 22.

5) Предложение 34 поясняет то, о чём говорится в предложении 32.

23. Из предложений 33-36 выпишите устаревшее слово.

24. Среди предложений 12-21 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «Д. С. Лихачёв вовлекает своих читателей в диалог, используя при этом приём - (А)___(предложения 24-28, 33-34). Понятия и явления, о которых рассуждает автор, только на первый взгляд кажутся однозначными - наверное, поэтому в тексте так часто встречается лексическое средство - (Б)___ ("чужому" - "своих", "прошлом" - "настоящем" в предложении 39). Автор делится с читателями мыслями о том, что ему кажется важным, акцентируя внимание с помощью такого приёма, как (В)___ ("полезные" в предложении 18, "культура" в предложении 27), и такого тропа, как (Г)___ (предложения 16, 43)».

Список терминов:

1) контекстные синонимы

2) градация

3) сравнение

4) лексический повтор

5) антонимы

6) анафора

7) риторическое обращение

8) вопросно-ответная форма изложения

9) метафора

26. Напишите сочинение.

Вариант 25

Номер задания

Ответ

Номер задания

Ответ

итакнаконец

добралась

123 или любая комбинация этих цифр

упоминание

1234 или любая комбинация этих цифр

пригорать

отвлечёнными

надломнаезд

застревать

заклеивший

врачующими

невдалеке

1621 или 2116

Проблема

    Проблема значения культуры в нашей жизни. (В чём состоит значение культуры в нашей жизни?)

2. Проблема определения понятия «культура». (Что такое культура?)

1. Культура наполняет жизнь человека высоким содержанием, благодаря культурным интересам стремление человека к активной деятельности приобретает полезные формы. В частности, классическая культура воспитывает каждого человека, который к ней приобщается, делает его чище, обогащает человека своим опытом.

2. Однозначно ответить на вопрос, что такое культура, невозможно: существует культура труда, поведения, культура нации, народа, культура человека, человечества, и каждое из этих словосочетаний отражает различные стороны культуры.