Шуман р. Жизненные правила для музыкантов

Новиков - одни из крупнейших мастеров советской массовой песни. Его творчество прочно связано с традициями русского фольклора - крестьянского, солдатского, городского. Лучшие песни композитора, задушевные лирические, маршевые героические, шуточные, давно уже вошли в золотой фонд советской музыки. К оперетте композитор обратился сравнительно поздно, найдя в музыкальном театре новые источники для своего творчества.

Анатолий Григорьевич Новиков родился 18(30) октября 1896 года в г. Скопине Рязанской губернии в семье кузнеца. Музыкальное образование получил в Московской консерватории в 1921-1927 годах по классу композиции Р. М. Глиэра. Многие годы был связан с армейской песенно-хоровой самодеятельностью, в 1938-1949 годах руководил Ансамблем песни и пляски ВЦСПС. В предвоенные годы получили известность написанные Новиковым песни о героях гражданской войны Чапаеве и Котовском, песня «Отъезд партизан». В годы Великой Отечественной войны композитор создает песни «Пять пуль», «Где орел раскинул крылья»; широкую популярность завоевали лирическая песня «Смуглянка», шуточные «Вася-Василек», «Самовары-самопалы», «Недалек тот денек». Вскоре после окончания войны появляются «Родина моя», «Россия», популярнейшая лирическая песня «Дороги», знаменитый «Гимн демократической молодежи мира», удостоенный первой премии на Международном фестивале демократической молодежи и студентов в Праге в 1947 году.

В середине 50-х годов, будучи уже зрелым, всенародно признанным мастером песенного жанра, Новиков впервые обращается к музыкальному театру и создает оперетту «Левша » по мотивам повести П. С. Лескова.

Первый опыт оказался успешным. За «Левшой» последовали оперетты «Когда ты со мною» (1961), «Камилла» («Королева красоты», 1964), «Особое задание» (1965), «Черная береза» (1969), «Василий Теркин» (по мотивам поэмы А. Твардовского, 1971).

Народный артист СССР (1970). Герой Социалистического Труда (1976). Лауреат двух Сталинских премий второй степени (1946, 1948).

Л. Михеева, А. Орелович

Анатолий Новиков (Т. Карева)

Советская массовая песня - новый пласт музыкальной культуры, целиком сформировавшийся в нашу революционную эпоху. "Хлеб музыкального искусства",- так сказал о песне еще в начале века А. В. Луначарский . А сегодня, говоря о советской песне, нужно добавить: "и знамя" - знамя трудовых и боевых подвигов нашего народа. Анатолий Григорьевич Новиков - один из тех замечательных композиторов, кто высоко пронес это знамя сквозь годы, кто всю свою жизнь посвятил делу развития советского песенного искусства, отдал ему весь свой талант, неистощимую творческую энергию.

Детство его прошло на Рязанщине, в городе Скопине. Новиков родился в семье кузнеца и в раннем возрасте вместе с братьями начал помогать отцу. Он рос в атмосфере, наполненной звучанием русских народных песен. В семье Новиковых не было профессионалов-музыкантов, но все обладали хорошим слухом и голосами, любили музыку и с удовольствием пели сами, прислушиваясь друг к другу и складывая узорчатые подголоски. Будущий композитор очень рано обнаружил незаурядные музыкальные способности - самостоятельно научился играть на балалайке, а потом и на скрипке, виолончели, с большим увлечением участвовал в любительских оркестрах. Уже тогда, в юности, начал раскрываться и разносторонний талант Новикова- талант пропагандиста и организатора. Поразительно, как много полезного успел сделать этот совсем молодой человек за короткое время. Это он создает В родном Скопине хоровую капеллу, по его инициативе здесь открывается музыкальная школа (напомним, что в то время, в 1918 году, в подобных городах музыкальные школы были редкостью). Тогда же он делает первые шаги и в сочинении - написанный им "Гимн освобожденной России" местная хоровая капелла исполняла в дни празднования первой годовщины Великого Октября.

Вскоре раскрылась еще одна грань богатой художественной натуры Новикова: привлеченный к участию в спектаклях местного драматического театра, он за сезон сыграл такие заметные роли, как Барон ("На дне"), Хлестаков ("Ревизор"), Мальволио ("Двенадцатая ночь") и другие, а летом 1921 года пел, и с успехом, в городской оперетте.

Так еще в самом начале творческой деятельности Анатолия Григорьевича, как в капле воды, отразилось все многообразие его художественных интересов, одержимость искусством, преданность делу пропаганды музыки в народе. И еще - удивительная работоспособность и постоянная жажда знаний. Все это стало почвой, на которой вырос и расцвел талант композитора.

В 1921 году Новиков поступает в прославленную Московскую консерваторию, где учится у замечательных музыкантов - Р. Глиэра, С. Василенко, Г. Катуара, М. Иванова-Борецкого. Несмотря на огромную занятость, он и тут остается верен себе, своим просветительским устремлениям: в 1924 году, еще студентом, начинает работать руководителем хорового кружка при клубе курсов артиллерии особого назначения, затем - в клубе Академии имени М. В. Фрунзе . Проходит всего четыре года, и молодой музыкант, уже имеющий солидную репутацию знатока народной песни, хорового дела, инструментовки, становится руководителем хора и оркестра в Центральном Доме Красной Армии. В ту пору он часто ездит по частям Московского гарнизона, создавая самодеятельные хоры и оркестры. Организованные им "семинары запевал" надолго вошли в армейскую практику - здесь певцы из различных воинских подразделений повышали свою квалификацию и культуру, знакомились с актуальным, нужным для армии репертуаром.

Узы дружбы, связывающие композитора с защитниками Родины, все более крепли. Он тесно сотрудничает со многими армейскими ансамблями, помогает им и советом, и делом. Еще в 1934 году, когда после проведения конкурса на лучшую массовую военно-патриотическую песню была организована Оборонная комиссия Союза композиторов, Новиков вошел в нее одним из первых, а затем возглавлял ее в течение ряда лет.

Воинская тема во всем ее многообразии - солдатские будни и праздники, патриотизм и товарищество, преемственность традиций, рассказы о героях - постоянно привлекает внимание композитора. Его первые песни - "Марш красных мотористов" (слова С. Болотина ), "Песня о Котовском" (слова Э. Багрицкого ) и "Комсомольская-снайперская" (слова С. Болотина ) положили начало многим сочинениям об армии и для армии. Среди созданных Новиковым замечательных песен - "Песня молодых бойцов" (слова В. Лебедева-Кумача ), песни военных лет, в том числе "Пять пуль" (слова А. Софронова ), "Ветер студеный" (слова Г. Фроловского ). А разве можно забыть его песни на слова С. Алымова "Самовары-самопалы", "Недалек тот денек" и "Где орел раскинул крылья", написанные в суровые военные годы, показавшие могучую силу духа, высокий нравственный потенциал советского народа.

Достаточно сказать, что только в программах дважды Краснознаменного имени Александрова ансамбля песни и пляски Советской Армии постоянно исполняется более шестидесяти произведений Новикова. Не случайно этого композитора с полным правом называют певцом Советской Армии, "всеармейским запевалой".

Воскресивший к новой жизни интонации старых солдатских, рекрутских, казачьих песен, Новиков явился одним из создателей целого направления в жанре массовой военно-патриотической песни. Это - значительная часть его творчества, неразрывно связанная со всем многообразным наследием русского музыкального фольклора. Народная песня - предмет непреходящей любви Анатолия Новикова, его неослабевающего интереса и постоянного изучения. Влияние народной песенности, ее формирующее начало ощутимо во всем его творчестве. Композитор собрал, обработал и записал многие образцы песенного фольклора, он знает бесчисленное множество народных песен и попевок. Еще в 1934-1936 годах Новиков проделал огромный труд по подготовке к публикации пятисот народных песен. И никогда его интерес к народному творчеству не приобретал оттенка музейного собирательства, архивной самоцельности. Он запоминал и записывал лишь то, что изумляло, трогало его до глубины души и потому - так или иначе - творчески преломлялось в его собственных сочинениях. Не удивительно, что лучшие песни Новикова глубоко народны по своей сути, а порой воспринимаются слушателями как явления музыкального фольклора.

Интонационно-творческий диапазон Новикова необычайно широк - ему одинаково удаются и широкая лирическая распевность, и темы плясового, частушечного склада, и суровая скорбь, и торжественная героика. Новиков находит точный музыкальный эквивалент психологического состояния героев своих произведений, точное образное решение темы.

Яркий мелодический дар композитора позволил ему, творчески претворяя народные песенные традиции, выработать собственный музыкальный язык. Он всегда хорошо чувствует ту грань, за которой определенные интонационные, гармонические и ритмические обороты грозят превратиться в штамп.

Пожалуй, одна из характернейших особенностей стиля композитора - ярко выраженное хоровое начало, пронизывающее все его творчество. "А. Новиков - прежде всего, певец массы,- справедливо отмечал А. Сохор .- Он любит работать над песней, которая зазвучит и польется, подхваченная тысячами людей, на улицах и площадях, на митингах и демонстрациях". С ранней юности увлеченный хоровым делом, знающий все тонкости хоровой фактуры, голосоведения, возможности наиболее удачных сочетаний вокальных линий, Новиков создал многие произведения, прочно вошедшие в репертуар разных коллективов. Можно вспомнить лирические "Ясный месяц" (слова Д. Терещенко ) и "Улетают птицы" (слова М. Вершинина ), шесть хоров на стихи Пушкина, написанные к 150-летию со дня рождения поэта, целый ряд крупных сочинений, среди которых широко известная поэма "Нам нужен мир", "Победная кантата", сюиты "Волжские напевы", "Сказ о поднятой целине". Показательно в этом смысле, что и большинство песен Новикова, предназначенных поначалу для сольного исполнения, затем получают, так сказать, хоровое оформление.

Песни Новикова вне зависимости от их характера, будь то "Родина моя" или "Песня московских студен-тов", "Сибирская-молодежная" или "Баллада о русских мальчишках", "Дороги" или "Ветер студеный", легко поются и легко запоминаются, поются соло и хором, на концертной эстраде и в поезде - по дороге на ударную стройку.

"Песня - моя постоянная муза. И если посчастливится создать такую, которая, уйдя к людям, начинает долгую, уже не зависящую от тебя самостоятельную жизнь, испытываешь радость от своей трудной и прекрасной профессии",- так точно и емко выразил свою творческую позицию композитор.

Анатолий Григорьевич Новиков - истинный сын своего времени, сын своего народа, он всегда в гуще жизни, всегда в центре событий современности. И наверное, именно точность гражданской и художественной позиции позволяет ему идти в ногу с эпохой, чутко откликаться на события века. Отсюда такой прочный контакт со слушателем, отсюда жизнестойкость новиковских песен, ставших важной частью музыкальной летописи жизни советского народа. Не говоря уже о представителях старшего поколения, вряд ли кто-нибудь из сегодняшней молодежи не знает, не любит его "Смуглянку" или "Васю-Василька", а ведь они написаны более тридцати лет назад. А когда весной по традиции мы все отправляемся на коммунистический субботник, рядом с нами шагает "Марш коммунистических бригад", который поют не только юноши и девушки; мелодии своей юности "узнают" в нем и те, у кого за спиной и годы первых пятилеток, и годы войны...

Это умение найти точную интонацию в беседе со слушателем ярко проявилось в замечательной песенной Лениниане Новикова, включающей более тридцати песен.

Да, Анатолием Григорьевичем Новиковым написано немало великолепных песен. И каждая - как отличи* тельный знак времени, как музыкальный памятник свершениям народным. К числу песен, наиболее глубоко отозвавшихся в сердце народном, относятся прославленные "Дороги" и всемирно известный "Гимн демократической молодежи мира".

"Эх, дороги, пыль да туман..." Произведение родилось уже после войны - в нем с пронзительной силой нарисован песенный "портрет" той многотрудной и многодневной дороги, что вела нас к победе... Художественный образ, созданный Новиковым и поэтом Львом Ошаниным, оказался настолько точным и органичным, что песня обрела поистине символическое звучание. Мне довелось беседовать со многими фронтовиками, и они, говоря о наиболее дорогих им песнях военного времени, непременно вспоминали новиковскую "Дороги".

Тема борьбы за мир нашла в лице Новикова художника редкой мобилизующей силы. В преддверии Всемирного фестиваля демократической молодежи в Праге было решено провести конкурс на лучшую песню, в котором участвовали и советские композиторы, в том числе Новиков. В своей книге "Как создавалась песня" один из ее авторов - поэт Лев Ошанин пишет: "Задача была непростая, надо было написать по сути своей комсомольскую песню, такую, чтоб комсомол увидел в ней свои идеалы, свои думы и чувства. В то же время эту песню должны были подхватить демократически настроенные юноши и девушки разных стран, часто по своей идейной сущности очень далекие от комсомола. Значит, слова должны быть очень емкими, высокими и в то же время человечными и простыми..." "Гимн демократической молодежи мира" отвечал этим условиям. В музыке композитор передал юношескую горячность, страстность, светлое и радостное чувство устремленности к высоким идеалам мира и дружбы между народами. Гимн, прозвучавший впервые почти тридцать лет назад, и сейчас сохраняет свою художественную силу. "Песню дружбы запевает молодежь!"- для людей доброй воли эти строки и сегодня звучат, как набат, зовущий отстоять мир, не допустить новой войны.

Тема интернационального единства раскрывается во многих песнях Новикова. Такова песня "Во имя завтрашнего дня", написанная совместно с Л. Ошаниным. Ее идейная направленность выражена словами "Люди, остановите смерть", которые воспринимаются как пламенное обращение советского народа ко всем людям Земли. Идеи братства и товарищества людей труда отражены в песнях на слова М. Вершинина "Джон Рид идет по Петрограду" и "Вспоминает Фучик о России".

Весомый вклад внес Анатолий Новиков и в развитие советского музыкального театра. Он стал одним из тех композиторов, которые во многом способствовали превращению традиционной оперетты, по сути дела, в новый театрально-музыкальный жанр.

Новиков дебютировал в музыкальном театре уже будучи зрелым, сложившимся мастером. Первая музыкальная комедия была написана композитором на пороге своего 60-летия, в 1955 году. С тех пор Новикову и в этом жанре сопутствует неизменный успех. По крайней мере, четыре из шести его музыкальных комедий стали украшением репертуара многих театров нашей страны.

Причины этого успеха определить нетрудно: просто дело в том, что, обращаясь к новому для себя жанру, композитор не изменил своим творческим принципам, остался самим собой - художником, который черпает вдохновение в самой жизни, вслушивается в интонационно-ритмическую "атмосферу" времени и вместе с тем неизменно опирается на народную мелодику, столь близкую сердцу музыканта и столь органично воплотившуюся в его песенном творчестве. Реалистическая целеустремленность помогает Новикову преодолевать устоявшиеся каноны и штампы оперетты, создавать произведения, волнующие правдой чувств.

Новые качества, присущие музыкальным комедиям Новикова, со всей отчетливостью проявились уже в его первом сочинении, написанном для театра,- комедии "Левша". Симптоматично уже и само обращение композитора к чудесной повести-притче Лескова (либретто Р. Галист-Валаева ), полной мягкого юмора и глубокой веры в созидательную силу простого человека и в то же время остроумно высмеивающей самоуверенность, тупость, невежество и косность. Новиков сумел найти музыкальный язык, органично слившийся с глубоко национальным стилем лесковской прозы, и создал произведение, воспевающее народную мудрость, прямоту и чистоту чувств. Выразительные средства, избираемые для этой цели композитором, берут свои истоки все в той же песенной и танцевальной стихии, опираются на глубокую народность композиторского почерка. Но в своих ариях и дуэтах, песнях и хороводах Новиков не стилизует, а смело творит свежие, самобытные мелодии и ритмы, что накладывает на всю оперетту отпечаток неповторимой индивидуальности. Музыкальная комедия Новикова по достоинству признана одним из самых удачных обращений к классической русской прозе в жанре музыкальной комедии вообще.

Иной круг образов раскрывается в оперетте Новикова "Камилла", написанной по пьесе Е. Корниевской и П. Градова. Действие этой веселой комедии происходит на далекой, но близкой сердцу советских людей Кубе в наши дни, и это определяет характер музыки. Композитор обращается к богатейшей сокровищнице кубинского фольклора. Умудренный опытом работы с фольклорным материалом, композитор бережно передает национальный колорит музыки, ее огненно-темпераментные ритмы, страстно-напряженные интонации. Нужно ли удивляться, что "Камилла" лишь в первый год своей сценической жизни триумфально прошла по сценам двадцати театров страны более 600 раз!

Не менее счастливой оказалась и судьба музыкальной комедии "Особое задание" (либретто П. Градова ). На сей раз композитор обратился к событиям первых лет революции, времени становления Советской власти. Здесь в его поле зрения - разнообразные персонажи, сложные драматические коллизии. В произведении используются и элементы городской бытовой музыки начала века, и интонации революционных песен, и, конечно, как всегда у Новикова, фольклорный материал - частушки, протяжные песни. Подлинно народным духом проникнута и созданная Новиковым песня "Эй, моряк" - своеобразный драматургический стержень всей оперетты.

Еще одной несомненной удачей Анатолия Новикова стала музыкальная комедия "Василий Теркин" (либретто П. Градова по поэме А. Твардовского ). Душевный мир и весь облик героя поэмы, конечно, особенно близок композитору. Может быть, и сам Теркин на перекрестках военных дорог не раз запевал новиковские песни. Песенность органично пронизывает все произведение, но сам характер песен столь разнообразен, что это отнюдь не делает музыку одноплановой: тут и проникновенная лирика, и сочный юмор, и героический пафос. А знаменитая, неувядаемая песня "Дороги" с новой силой зазвучала в этой партитуре как лейтмотив сочинения рядом с новыми мелодиями, рожденными талантом художника спустя многие десятилетия. И это лишний раз убеждает, как неиссякаема душевная молодость и запас творческих сил художника, отметившего в год премьеры "Теркина" свое 75-летие. Однако при огромной творческой занятости Анатолий Григорьевич всегда находит время и для кипучей общественной деятельности, которой он также отдает весь жар своей щедрой души. И это никогда не мешало, а скорее помогало решению чисто творческих задач, Новиков живет в постоянном общении с людьми - он всегда в разъездах по стране, за рубежом. Его личное обаяние помогает ему сразу устанавливать контакт с собеседниками, с многотысячной аудиторией. А богатство впечатлений так или иначе находит отражение в песне.

Значительным этапом общественной деятельности Новикова явилось его участие в организации и становлении Всероссийского хорового общества. Избранный его председателем, Анатолий Григорьевич многое сделал для того, чтобы распространить опыт работы крупнейших профессиональных и лучших самодеятельных хоров, вовлек в новую музыкально-просветительскую организацию многих специалистов, способствовал развитию художественной самодеятельности, помогал разным коллективам своими методическими советами, активно участвовал в смотрах и фестивалях хорового искусства.

Предмет еще одной неустанной заботы маститого художника - Народная певческая школа, ректором которой он является многие годы. Вот уже почти пятнадцать лет в школе занимаются люди разных профессий - студенты, рабочие, инженеры, педагоги. Три раза в неделю, по вечерам, без отрыва от производства, они постигают здесь секреты вокального искусства - изучают технику сольного пения, сольфеджио, теорию и историю музыки. Преподавание в Школе идет на серьезной профессиональной основе, по программе, которая охватывает почти полный курс музыкального училища.

"Музыка современности разлита в самой нашей действительности, эта музыка - в замечательных делах наших рабочих и колхозников. Истинно современной становится музыка тех композиторов, которые живут чувствами и мыслями всего народа. Жить в гуще современных чувств - главное для композитора-художника. Композитор - человек, профессия которого - переживать и, как следствие, выражать пережитое. Песенники - это художники, работающие на передовой линии нашего искусства, это зоркие разведчики, остро видящие то новое, что другим, может быть, еще незаметно". Так говорит о своей профессии, о деле своей жизни Анатолий Новиков. И эти слова с полным правом могут быть поставлены эпиграфом ко всему его творчеству.

Композитор-гражданин, композитор-патриот, выросший из народа, воспитанный им, все свои творческие и душевные силы отдает делу приумножения культурного богатства нашей Родины.

Новиков Анатолий Григорьевич, родился 30 октября 1896 в Скопине Рязанской губернии. Герой Социалистического Труда (1976).

В 1921-1927 учился в Московской консерватории по классу композиции Р. М. Глиэра. В 1918-1920 дирижер хора при Отделе народного образования г. Скопина. В 1921-1924 преподаватель музыки сельхозтехникума г. Битца (Моск. обл.). В 1924-1926 руководитель художественной самодеятельности в клубе Военной академии (Москва). Преподаватель теории музыки на вокальных курсах ГИМНа (1926-1928), музыкального техникума им. Октябрьской Революции (1929-1932). В 1928-1938 инструктор по красноармейской самодеятельности ЦДКА, Политуправления МВО. В 1939-1943 художественный руководитель Ансамбля песни и пляски ВЦСПС. В 1949-1951 художественный руководитель Ансамбля песни Всесоюзного радио. В 1957-1962 секретарь правления Союза композиторов СССР. В 1957-1960 председатель Оргкомитета Союза композиторов РСФСР. В 1962-1965 советник Министерства культуры СССР по вопросам музыки. В 1962-1969 председатель ВХО. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1947). Народный артист РСФСР (1961). Народный артист СССР (1970). Лауреат Государственных премий СССР (1946 1948).

Осн. соч.: муз. комедии - Левша (Иркутск, 1957), Когда ты со мною (Кемерово, 1961), Камилла (Королева красоты, Ростов-на-Дону, 1964), Особое задание (Омск, 1965), Черная береза (Свердловск, 1969), Василий Теркин (Омск, 1971); для чтеца, солистов, хора и орк. - поэма Нам нужен мир (1954); для солиста, хора и орк. - кантата Звезда золотая (1955); для духового орк. - рапсодия Солдатские напевы (1947); для хора - кантата Красной Армии - слава! (1943), Победная кантата (1946), сюита Волжские напевы (1946), 6 хоров на ел. А. Пушкина (1949), Солдатские напевы (1965), Пароход "Сергей Есенин" (1975); песенные циклы - Хасанская сюита (1938), Ровесники Октября (1942), Четыре песни 14-й гвардейской кавалерийской Мозырьской краснознаменной дивизии (1944), Земляки (1945), Три песни о Москве (1947), сюита Константин Заслонов (1954), сюита Побратимы (1954), Тула трудовая (1958), сюита Сказ о поднятой целине (1959); песни (св. 500), в т. ч. Песня о Котовском, Песня-пляска (1934), Пограничная сторожевая (1935), Весенняя первомайская, Отъезд партизан, Песня молодых бойцов, Песня о Чапаеве, Хороши подруги наши (1936), Парад талантов (1937), Гусли звонкие, По морям, по океанам, Песня про Буденного (1938), Песня о партии (1939), Смуглянка, Тульская винтовочка (1940), Вася-Василек, В поход, Зимушка-зима, Самовары-самопалы (1941), Балтийская слава, Октябрьская звезда, Подарок, Пять пуль, Спор о генералах (1942), Ветер студеный, Где орел раскинул крылья, Партизанская думка (1943), На Берлин, По-над Доном, Смоленская дорога (1944), Марш артиллерии, Наше дело правое, Недалек тот денек, Победа, Победный тост, Сыграй про очи карие, Дороги (1945), От ворот - поворот, У Кремлевской стены (1946), Гимн демократической молодежи, Застава Ильича, Марш трудовых резервов, Размечтался солдат молодой, Россия, Хороша ты, Москва (1947), Приходите свататься, За край родной (1948), Марш студентов, Песня мира (1949), Песня о Ленине, Хороши колхозные покосы, Шахтерская семья (1950), Мы славим труд, Фестивальная (1951), Дружба юности, Есть такая партия, Запевайте, москвичи, Партия, слушай, родная, Рубиновые звезды (1952), Отчизну береги, Слушай, весь свет (1953), Баллада о русской женщине, Песня московских студентов, Ты только одна (1954), Звенит гитара над рекою, Народу партия верна, Под Воронежом, Своими сердцами (1955), Быть первыми, Душа народа - партия моя, Когда идешь ты на свиданье (1956), Во имя завтрашнего дня. Давайте дружить, Знамя труда поднимай! (1957), Дороги дальние, Марш коммунистических бригад, Марш коммунистов, Пришла весна в мои края (1958), Вот как в жизни солдатской бывает, Гимн Ленину, Народы-великаны, Перекуем мечи на орала (1959), Верные братья, Пропел гудок заводской, Советская наша держава (1960), В солнечный полет, Ленинская партия, Ленин, Родина, Ленин - Партия, Свершилось! (1961), Баллада о русских мальчишках, Марш Ленинского комсомола (1962), Голос страны моей, Ленин с нами, У Мавзолея, Уральская молодежная (1963), Осенний лист (1964), Рязань моя - краса моя! (1965), Вспоминает Фучик о России, Джон Рид идет по Петрограду, Первая солдатская весна (1966), Незримого фронта солдаты, Семнадцатый год (1967), Век двадцатый, Грозой овеяны сны, Звездам навстречу, Ленина помнит земля, Огонь горит неугасимый (1968), Когда я думаю о Ленине, Люди любят Ленина, На Красной площади (1969), Лыжная, Ничто не забыто - никто не забыт (1970), Песня русского сердца, Отвечает любовью земля, Незакатно советское солнце (1971), Ты пробей свою тропинку (1973), две песни о БАМЕ (1974), Знамя Победы, На подступах к Москве, Есенинские вечера (1975); музыка к драм, спектаклям и фильмам ; обр. нар. песен ; сборник в трех томах Русские народные песни (1938).

Лит.: Глезер Р. Анатолий Новиков. М., 1957; Поляновский Г. Анатолий Новиков. М., 1976.

Композитор Новиков Анатолий Григорьевич - яркий представитель нового музыкального искусства, сформированного революцией 1917 года. Его талант, творческая энергия были направлены на развитие новой музыкальной тематики - советской песни, прославляющей трудовые и боевые подвиги советского народа. Этому делу Анатолий Новиков посвятил всю свою жизнь. Результатом его творчества стали более 600 песен, популярных и поныне.

Начало пути композитора

Анатолий Григорьевич Новиков, биография которого берет свое начало еще в XIX веке, а точнее 18 (30) октября 1896 года, родился в уездном городишке Рязанщины - Скопине.

Родители его, Григорий Осипович и Неонила Николаевна, были малограмотными. Отец работал в кузнице, что находилась на окраине города, поэтому единственной книжкой, которую видел у себя в доме будущий композитор, была «Как ковать лошадей».

А вот музыкой детство Анатолия обделено не было: вечерами семейство Новиковых любило петь народные песни, а по праздникам в городишке проходили военные парады и всякие церемонии с участием Зарайского пехотного полка. Но какой военный парад проходит без музыки и солдатских песен? Так зародилась любовь будущего композитора к музыке, песням народной и военно-патриотической тематики.

Любовь к музыке требовала выхода, и Новиков покупает на первые заработанные деньги балалайку, очень быстро осваивает игру на слух. Затем появилась тяга к хоровому пению, и Анатолий решает учиться музыке. В 1912 году он поступает в Рязанскую учительскую семинарию, которую оканчивает в 1916 году, и сразу же поступает в Московскую народную консерваторию.

Уже в то время в юноше проявились незаурядные способности к музыке: в 20 лет он пишет первое произведение, названное «Гимном освобожденной России». Однако через год тяжелое материальное положение вынуждает Новикова покинуть стены консерватории и вернуться в Скопин.

Новиков на малой родине

Вернувшись в Скопин, Новиков Анатолий Григорьевич начал организовывать музыкальную школу. Здесь он использует опыт своих московских товарищей. Его обращение в городское управление образования с просьбой о помощи в создании народной музыкальной школы было удовлетворено: под школу выделено одно из помещений почты, переданы два рояля (инструменты были найдены в домах окрестных помещиков, усадьбы которых были разгромлены), а петербургская школа выделила своих специалистов на формирование преподавательского состава школы.

Несмотря на тяжелое послереволюционное время, учеба в детской музыкальной школе (ДМШ) проводилась бесплатно, что, конечно, имело большое значение: искусство стало доступным для простых, но талантливых детей. ДМШ явила собой центр культуры города Скопина, местная интеллигенция с восторгом встретила почин Новикова и всячески поддерживала его.

В этот период Анатолий Григорьевич явственно понял, что музыка стала для него смыслом жизни, но одновременно с этим он чувствовал дефицит своих знаний и необходимость получения высшего музыкального образования.

И снова Москва

Бывший преподаватель Новикова, композитор Пасхалов, рекомендует юноше учебу в столичной Госконсерватории. В 1921 году молодой композитор уезжает в Москву, где успешно проходит испытания в консерваторию.

В консерватории учителями Новикова становятся замечательные музыканты: С. Василенко, Р. Глиэр, Г. Катуара. Однако учеба не вытеснила просветительские устремления композитора на более отдаленную перспективу: в 1924 году параллельно с занятиями в консерватории Новиков руководит хоровым кружком клуба курсов артиллерии особого назначения, а далее его приглашают на аналогичную работу, но уже в клуб Академии имени Фрунзе.

За короткое время Новиков Анатолий приобретает известность знатока народного песенного репертуара, хорового пения, инструментовки. ЦД Красной Армии приглашает его руководить хором и оркестром.

Помимо этой работы, Анатолий Григорьевич создает в частях московского гарнизона военные оркестры и хоры, проводит семинары для запевал воинских подразделений. Композитор Новиков Анатолий получает негласный статус «всеармейского запевалы», а в 1934 году становится членом Оборонной комиссии Союза композиторов, которую в дальнейшем возглавляет несколько лет.

Особенности творчества

Воинская тематика постоянно присутствует в творчестве композитора, причем она очень разнообразная. В своих песнях Новиков-композитор непременно отражает будни защитников Родины, их праздники. Его произведения пронизаны патриотизмом, товариществом, рассказывают о героях, воинских традициях.

Новиков реанимирует интонации песен наших предков. Он возвращает к жизни уже почти забытые старые солдатские, казачьи песни, в которых продолжает тему патриотизма русского народа, силы его духа. В большинстве его произведений четко просматривается русский музыкальный фольклор: «Ой, да ты, калинушка», «Сизый голубочек», «Вниз по матушке, по Волге» и др.

Одной из ярких особенностей творчества Новикова является четко выраженная хоровая направленность его песен. Даже песни, которые изначально задумывались как сольные, впоследствии становились хоровыми. Можно сказать, что композиции Новикова были универсальными для исполнения.

Его песни, такие как «Родина моя», «Дороги», «Марш коммунистических бригад», «Вася-Василек» и др., могли исполняться и сольно, и хором, на концертной площадке и в поезде.

Новиков и фильмы

Новиков Анатолий Григорьевич, биография, фильмография которого прочно связаны со становлением советской власти, историей страны, был тем композитором, произведения которого просто не могли пройти мимо советского кинематографа. Трудно назвать фильмы того времени, в которых не звучали песни Новикова. Редко какой фильм о войне обходился без песни «Эх, дороги». В ней звучало все, что чувствовали, испытывали русские солдаты.

Нельзя не сказать о песне «Смуглянка», которая была написана в 1940 году, но отдельные ее фрагменты вызвали недоумение у официальных лиц, и композиция была предана забвению.

Возродиться ей помог режиссер Леонид Быков, слышавший мотив в детстве от фронтовиков и решивший обязательно снять фильм о летчиках, в котором непременно должна была прозвучать «Смуглянка». Эту мечту Быков реализовал в своей картине «В бой идут одни старики».

С момента выхода фильма на экраны страны «Смуглянка» заслуженно вернулась в репертуар многих исполнителей и музыкальных коллективов.

Общественная деятельность композитора

В 1957 году композитор Новиков Анатолий Григорьевич избирается главой оргкомитета Союза композиторов (СК) РСФСР и секретарем правления СК СССР.

С 1960 года Новиков занимает должность секретаря правления СК республики. В этой должности композитор работает до 1968 года.

С 1962 по 1965 год Новиков является советником министра культуры СССР. Одновременно становится председателем Всероссийского хорового общества.

Награды и звания

Новиков Анатолий, произведения которого были настолько народными и патриотическими, что его творчество не могло быть не замеченным со стороны государства, был заслуженно отмечен:

  • второй степени;
  • орденом Трудового Красного Знамени;
  • орденом Ленина (дважды);
  • орденом Октябрьской революции;
  • звездой Героя Социалистического труда;

Были присвоены звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, народного артиста РСФСР и СССР.

Заключение

Композитор Новиков Анатолий Григорьевич написал множество прекрасных песен. Интересно, что каждая из них содержит тот или иной отрезок истории нашей Родины, служит своеобразным музыкальным побед русского народа.

Умер Анатолий Григорьевич 24 сентября 1984 года. Его могила находится на Новодевичьем кладбище в Москве.

Новиков-композитор всегда будет в памяти народной как человек, знавший душу народа, его чаяния. В память о великом композиторе снят документальный фильм, выпущена почтовая марка. В Скопине на доме композитора установлена одна улица города носит его имя.

К сожалению, в настоящее время детская музыкальная школа, созданная Новиковым в городе Скопине, не имеет былой поддержки со стороны местной администрации и влачит нищенское существование.

Ученик Р. М. Глиэра. Автор более 600 песен на слова различных авторов, в том числе «Смуглянка» (1940), «Дороги» (1946), «Россия» (1946), «Гимн демократической молодёжи мира» (1947), а также музыкальных комедий («Василий Тёркин», 1971 и др.).

Биография

В 1921-1927 годах учился в МГК имени П. И. Чайковского (класс композиции Р. М. Глиэра).

В 1920-1930-х годах руководитель самодеятельных хоров, в том числе армейских. В 1926-1928 годах преподаватель теории музыки на вокальных курсах Государственного института музыкальной науки, в 1929-1932 годах – музыкального техникума имени Октябрьской революции. В 1928-1938 годах инструктор по красноармейской самодеятельности Центрального дома Красной Армии, Политуправления Московского военного округа.

В 1930-1951 годах художественный руководитель ансамблей песни ВЦСПС, Всесоюзного радио и др.

Жил в Москве. Скончался 23 сентября 1984 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Общественные должности

  • В 1957-1962 годах секретарь правления СК РСФСР
  • В 1957-1960 годах председатель оргкомитета СК РСФСР
  • В 1960-1968 годах секретарь правления СК РСФСР
  • В 1962-1965 годах советник министра культуры СССР по вопросам музыки
  • В 1962-1969 годах председатель Всероссийского хорового общества
  • Депутат ВС РСФСР 5-8-го созывов

Награды и звания

  • Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 октября 1976 года Новикову Анатолию Григорьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
  • два ордена Ленина (29.10.1966, 29.10.1976)
  • орден Октябрьской революции (1971)
  • орден Трудового Красного Знамени (24.11.1956)
  • Сталинская премия второй степени (1946) - за песни «Вася-Василёк», «Пять пуль», «Где Орёл раскинул крылья», «Партизанская думка», «Ветер студёный» и другие
  • Сталинская премия второй степени (1948) - за «Гимн демократической молодёжи»
  • заслуженный деятель искусств РСФСР (1947)
  • народный артист РСФСР (1961).
  • народный артист СССР (1970).

Память

  • Фильм - . ЦСДФ (РЦСДФ). 1977. 28 минут.
  • Почтовая марка СССР, 1986 год.

Список произведений

Песни

  • «Смуглянка» (1940)
  • «Вася-Василёк» (1942)
  • «Самовары-самопалы»
  • «Марш артиллеристов»
  • «Дороги» (1945)
  • «Россия» (1946)
  • «Гимн демократической молодёжи мира» (1947)
  • «На катке» (1947)
  • «Футбольная песня»

Музыкальные комедии

  • «Левша» (1957)
  • «Когда ты со мной» (1961)
  • «Королева красоты» (1964)
  • «Особое задание» (1965).
  • «Чёрная берёза» (1969)
  • «Василий Тёркин» (1971).
  • Будучи в СК СССР, Новиков продолжал кампанию по «травле» композиторов-авангардистов, как и современных (Э. В. Денисов, А. Г. Шнитке, Е. О. Фирсова), так и новаторов начала XX века (Н. А. Рославец, Л. А. Половинкин).