Политик с мешаниной во взглядах. Мещанское сословие к началу XX в

Согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля мещанин — это «горожанин низшего разряда, состоящий в подушном окладе и подлежащий солдатству; к числу мещан принадлежат также ремесленники, не записанные в купечество». Считается, что это слово происходит от польского и белорусского названия небольших городов — «местечко». То есть мещанин — это горожанин.

Мещанство берет свое начало от жителей городов и посадов Московского государства, в основном — ремесленников, мелких домовладельцев и торговцев. При Петре I все городские обыватели («регулярные граждане») получили общее наименование мещане. По регламенту Главного магистрата 1721 года они были разделены на две гильдии и цехи. К первой гильдии были отнесены банкиры, знатные купцы («гости»), городские доктора, аптекари, лекари, шкиперы купеческих кораблей, ювелиры, иконники и живописцы. Во вторую гильдию вошли все те, «которые мелочными товарами и харчевыми редкими припасами торгуют, а также рукомесленные: резчики, токари, столяры, портные, сапожники и им подобные». В свою очередь ремесленники подразделялись на цехи, созданные по профессиональной принадлежности.

Официально мещанство как сословие было оформлено при Екатерине II. В Жалованной грамоте городам («Грамота на права и выгоды городам Российской империи») мещане были определены как «городовые обыватели» и «среднего рода люди»: «К сему роду людей причесть должно всех тех, кои, не быв дворянином, ни хлебопашцем, упражняются в художествах, в науках, в мореплавании, в торговле и ремеслах». Принадлежность к мещанству оформлялась записью в городовой обывательской книге, каждый мещанин был приписан к определённому городу. Записаться в мещане мог любой городской житель, имевший в городе недвижимую собственность, занимавшийся торговлей или ремеслом, плативший подати и исполнявший общественные службы. Все мещане города объединялись в мещанское общество. Как правило, на запись в мещанское общество того или иного города требовалось согласие общества, но ряд категорий (законнорожденные воспитанники сиротских домов, питомцы воспитательного дома; принявшие христианство иноверцы; дети церковнослужителей; дети канцелярских служителей и т. д.) мог быть приписан к обществу и без его согласия. Запись в мещане производилась казенными палатами. В компетенцию последних входила также фиксация фамилий, избранных лицами, которые приписывались к городскому состоянию, если они фамилий не имели. Покинуть на время место своего проживания мещанин мог только по временному паспорту, а переехать в другой населенный пункт — с разрешения властей. Звание мещанина было наследственным. Исключить мещанина из сословия мог только суд или мещанское общество. Мещане платили подушную подать (от которой они были освобождены в 1866 году), внутренние городские сборы; отбывали рекрутскую повинность; подлежали телесному наказанию (отменено в середине XIX века); не имели права поступать на государственную службу, а при поступлении на военную службу не пользовались правами вольноопределяющихся. В мещане нередко переходили отставные военнослужащие, получавшие при этом ряд льгот, в том числе освобождение от податей.

Мещанское сословие по положению стояло ниже купеческого, поэтому обедневшие купцы переходили в мещанство, а после 1863 года, когда была отменена третья гильдия купечества, в это сословие были переведены все купцы, приписанные к ней. Запись в мещане была возможна и для государственных крестьян, а после отмены крепостного права — для всех крестьян, но при условии выхода из сельского общества (общины) и с согласия властей. После 1860 года мещанское сословие значительно пополнилось крестьянами, которые зачастую переходили в него только для того, чтобы не платить подати. Купив дом в городе, они арендовали землю и продолжали жить за счет земледельческого труда, не занимаясь ни ремеслом, ни торговлей. В свою очередь разбогатевшие и развившие своё предприятие мещане переходили в купечество, а некоторые, получив образование, в сословие разночинцев.

В XIX веке мещанам принадлежала большая часть городского недвижимого имущества. Будучи основными плательщиками налогов и податей, мещане, наряду с купцами, относились к категории «правильных городских обывателей». Мещанам были присущи такие качества, как личная ответственность, чувство долга в семейной жизни, уважение к труду, почитание старших по возрасту, религиозность. Усыновление сирот, раздача милостыни были обычными в мещанской среде.

Во второй половине XIX века мещане, как правило, сочетали разные способы получения дохода. Преобладали различные виды отходничества, работа по найму, огородничество, торгово-посреднические операции, ремесленная деятельность. Лишь небольшая часть мещан смогла стать хозяевами небольших предприятий. В основном они были связаны с тремя сферами — трактирным промыслом, производством одежды и торговлей в лавках (преимущественно табачными и галантерейными товарами). Многие мещане нанимались прислугой к частным лицам, служили приказчиками, работали в сфере образования. Мещане-домохозяева, как правило, владели подсобным хозяйство: небольшим огородом и садом, содержали домашний скот и имели право пользоваться городским общественным пастбищем. Часть дома сдавали в аренду, а продукты с огорода продавали. И ремесленники, и торговцы (составлявшие основную часть мещанства в провинциальных городах средней полосы России), нередко занимались ростовщичеством.

В 1811 году в России насчитывалось 949,9 тысяч мещан, что составляло 35% городского населения. Большинство из них проживало в Европейской части России, особенно в западных губерниях, где численность мещан достигала 60-90% населения. Согласно данным переписи 1897 года численность мещан уже насчитывала 13386,4 тысячи человек — 10% всего населения Российской империи и 40% городского населения. Половина их проживала в городах, а другая часть в сельской местности.

Октябрьская революция 1917 года отменила сословное деление. За годы советской власти слово мещанин приобрело стойкий негативный смысл и стало нарицательным.

МЕЩАНСТВО - го-род-ское по-дат-ное со-сло-вие в Российской им-пе-рии, в XIX веке вто-рое по чис-лен-но-сти по-сле кре-сть-ян-ст-ва.

В по-ня-тие мещанство в раз-ное вре-мя вкла-ды-ва-лось раз-ное со-дер-жа-ние. Пер-во-на-чаль-но ме-ща-на-ми на-зы-ва-лись жи-те-ли го-ро-дов Южной и Западной Ру-си, на-хо-див-ших-ся на тер-ри-то-рии Великого княжества Ли-тов-ско-го , а впо-след-ст-вии - Ре-чи По-спо-ли-той (главным образом ре-мес-лен-ни-ки, мел-кие до-мо-вла-дель-цы и тор-гов-цы). В XVII веке ме-ща-не - на-се-ле-ние Ме-щан-ской сло-бо-ды (ква-ли-фи-ци-ров. мас-те-ра, тор-гов-цы и «це-ло-валь-ни-ки» при По-соль-ском дво-ре), об-ра-зо-ван-ной в 1671-1672 годах под Мо-ск-вой вы-ход-ца-ми из Ре-чи По-спо-ли-той. В XVIII веке на-име-но-ва-ние рас-про-стра-не-но на всё по-сад-ское на-се-ле-ние русских го-ро-дов. В та-ком зна-че-нии сло-во «ме-ща-не» упот-реб-ле-но в «Про-ек-те за-ко-нов о пра-вах сред-не-го ро-да го-род-ских жи-те-лей», со-став-лен-ном в хо-де ра-бо-ты Уло-жен-ной ко-мис-сии 1767-1768/69 годов. В Ма-ни-фе-сте императрийцы Ека-те-ри-ны II от 17(28).03.1775 года «О Вы-со-чай-ше да-ро-ван-ных раз-ным со-сло-ви-ям ми-ло-стях по слу-чаю за-клю-чён-но-го ми-ра с Пор-тою От-то-ман-скою» ме-ща-не вы-де-ле-ны как по-дат-ная ка-те-го-рия городских жи-те-лей с ка-пи-та-лом ме-нее 500 рублей, обя-зан-ных пла-тить по-душ-ную по-дать, от-бы-вать рек-рут-скую и другие на-ту-раль-ные и де-неж-ные по-вин-ности. Ме-ща-не с ка-пи-та-лом свыше 500 рублей мог-ли пе-рей-ти в ку-пе-че-ст-во с уп-ла-той гиль-дей-ско-го сбо-ра. В Жа-ло-ван-ной гра-мо-те го-ро-дам 1785 года ме-ща-на-ми на-зва-ны все го-ро-до-вые обы-ва-те-ли («ме-ща-не во-об-ще»), ко-то-рые де-ли-лись на 6 раз-ря-дов, из них 4 раз-ря-да («на-стоя-щие го-ро-до-вые обы-ва-те-ли», то есть ли-ца, имев-шие в го-ро-де не-дви-жи-мость; «це-хо-вые гра-ж-да-не»; «ино-го-род-ние и ино-стран-ные гос-ти»; «по-сад-ские») фак-ти-че-ски со-ста-ви-ли со-сло-вие мещанства в уз-ком смыс-ле сло-ва. За-кон закре-пил за ме-ща-на-ми пра-во бес-пре-пят-ст-вен-но за-ни-мать-ся мел-кой тор-гов-лей в го-ро-дах и раз-но-го ро-да про-мыс-ла-ми (со-дер-жать мас-тер-ские, трак-ти-ры и прочее), ус-та-но-вил под-суд-ность мещанства ме-щан-ско-му су-ду, га-ран-ти-ро-вал оп-ре-де-лён-ные пра-ва. Вме-сте с тем су-ще-ст-во-ва-ли ог-ра-ни-че-ния на за-ня-тие ме-ща-на-ми государственных долж-но-стей (до конца 1850-х годов), ме-ща-не под-ле-жа-ли те-лес-ным на-ка-за-ни-ям (до 1904 года). Со-слов-ный ста-тус ме-щан объ-яв-лял-ся на-след-ст-вен-ным.

В по-сле-дую-щих за-ко-но-дательных ак-тах рас-ши-рял-ся и уточ-нял-ся круг лиц, имев-ших пра-во или обя-зан-ных всту-пать в со-сло-вие ме-щан. В не-го вхо-ди-ли вос-пи-тан-ни-ки за-ве-де-ний, под-ве-дом-ст-вен-ных при-ка-зам об-щественного при-зре-ния, а так-же вос-пи-тательных до-мов; при-няв-шие российское под-дан-ст-во ино-стран-цы; ис-клю-чён-ные из сво-их преж-них об-ществ кре-щё-ные ев-реи; ра-зо-рив-шие-ся куп-цы. Главным ис-точ-ни-ком по-пол-не-ния со-сло-вия (648 тысяч человек обое-го по-ла в 1789 году, 950 тысяч человек в 1811 году) бы-ли вы-ход-цы из кре-сть-ян. При этом бывшие кре-по-ст-ные кре-сть-я-не пред-став-ля-ли уволь-ни-тель-ные от сво-его по-ме-щи-ка, удель-ные кре-сть-я-не - от удель-но-го ве-дом-ст-ва, двор-цо-вые кре-сть-я-не - от двор-цо-во-го, государственные кре-сть-я-не - от ка-зён-но-го. При-чис-ле-ние к мещанству про-из-во-ди-лось ка-зён-ны-ми па-ла-та-ми по при-ём-но-му до-го-во-ру и с одоб-ре-ния 6 «бла-го-на-ме-рен-ных» чле-нов ме-щан-ско-го об-ще-ст-ва, к ко-то-ро-му осу-ще-ст-в-ля-лась при-пис-ка. Про-жи-ва-ние ме-ща-ни-на в го-ро-де, к ме-щан-ско-му об-ще-ст-ву ко-то-ро-го он был при-пи-сан, не счи-та-лось обя-за-тель-ным; по-лу-чив пас-порт, он мог жить по мес-ту на-хо-ж-де-ния его тор-го-во-промышленного за-ве-де-ния. В 1906 году от-ме-не-на обя-зательная при-пис-ка ме-щан к оп-ре-де-лён-но-му го-ро-ду.

В ка-ж-дом го-ро-де соз-да-ва-лось ме-щан-ское об-ще-ст-во. Оно из-би-ра-ло на 3 го-да ме-щан-скую упра-ву из ста-рос-ты, его по-мощ-ни-ка и не-сколь-ких «де-сят-ни-ков», ко-то-рые ут-вер-жда-лись гу-бер-на-то-ром. Ста-рос-та вёл спи-ски лиц, со-сто-яв-ших в дан-ном ме-щан-ском об-ще-ст-ве, вы-да-вал пас-пор-та на от-луч-ку, ве-дал рас-клад-кой и сбо-ром по-да-тей. Ме-ща-нин, же-лав-ший пе-рей-ти из од-но-го ме-щан-ско-го об-ще-ст-ва в дру-гое, а так-же в иное со-сло-вие, дол-жен был по-лу-чить от сво-его об-ще-ст-ва со-гла-сие на это - уволь-ни-тель-ный при-го-вор, в ко-то-ром ука-зы-ва-лось, что он не име-ет не-дои-мок по по-да-тям, ча-ст-ных дол-гов, не со-сто-ит под след-ст-ви-ем и не ос-тав-ля-ет на преж-нем мес-те жи-тель-ст-ва род-ст-вен-ни-ков, не спо-соб-ных се-бя про-кор-мить. Для при-ня-тия в другое ме-щан-ское об-ще-ст-во тре-бо-ва-лось его пред-ва-рительное со-гла-сие, для че-го бы-ли не-об-хо-ди-мы ре-ко-мен-да-ции со-се-дей по ста-ро-му мес-ту жи-тель-ст-ва. Су-ще-ст-во-ва-ла и не-зна-чительная про-слой-ка лиц (от-став-ные сол-да-ты, си-ро-ты и другие), ко-то-рых при-пи-сы-ва-ли к ме-щан-ско-му об-ще-ст-ву без со-гла-сия по-след-не-го. Эти ли-ца в те-че-ние 5 лет со вре-ме-ни при-пис-ки обя-за-ны бы-ли ис-хо-да-тай-ст-во-вать со-гла-сие ме-щан-ско-го об-ще-ст-ва на окон-чательное и по-сто-ян-ное их при-чис-ле-ние. По ука-зу императора Алек-сан-д-ра I от 12(24).12.1801 года ме-ща-не, на-ря-ду с государственными кре-сть-я-на-ми и куп-ца-ми, по-лу-чи-ли пра-во по-ку-пать не-на-се-лён-ные зем-ли (во 2-й половине XIX века раз-мер ме-щан-ско-го зем-ле-вла-де-ния су-ще-ст-вен-но вы-рос). Гиль-дей-ская ре-фор-ма 1824 года вве-ла про-мыс-ло-вое об-ло-же-ние ме-щан, за-ни-мав-ших-ся тор-гов-лей, раз-де-лив их на «тор-гую-щих ме-щан» и «по-сад-ских ме-щан». Ус-та-нов-лен-ное этой ре-фор-мой на-ло-го-об-ло-же-ние ока-за-лось для ме-щан не-по-силь-ным, в 1826-1827 годах оно от-ме-не-но.

Чис-лен-ность мещанства осо-бен-но воз-рос-ла во 2-й половине XIX века: около 4,6 миллионов человек (1858 год), свыше 9,9 миллионов человек (1897 год; 44,3% от все-го на-лич-но-го городского на-се-ле-ния, в не-ко-то-рых го-ро-дах - до 90%). Уве-ли-че-ние про-ис-хо-ди-ло главным образом за счёт при-то-ка из других со-сло-вий, по-преж-не-му пре-имущественно из кре-сть-ян-ст-ва, осо-бен-но по-сле кре-сть-ян-ской ре-фор-мы 1861 года . Ме-ща-не, как пра-ви-ло, за-ни-ма-лись мел-кой тор-гов-лей, ре-мес-лом, слу-жи-ли при-каз-чи-ка-ми, по-сту-па-ли в ус-лу-же-ние. По до-сти-же-нии оп-ре-де-лён-ных чи-нов на государственной и во-енной служ-бе ме-ща-нам мог-ло быть по-жа-ло-ва-но дво-рян-ст-во, пос-ле окон-ча-ния выс-ших учеб-ных за-ве-де-ний их мог-ли при-чис-лить к почётным граж-да-нам (с 1832 года). Во 2-й половине XIX века мещанство ста-ло од-ним из ис-точ-ни-ков фор-ми-ро-ва-ния бур-жуа-зии. В 1863 году от-ме-не-на по-душ-ная по-дать с ме-щан, за-ме-нён-ная уме-рен-ным тор-го-во-про-мы-сло-вым об-ло-же-ни-ем. С из-да-ни-ем за-ко-на о про-мы-сло-вом на-ло-ге (1898 год), ко-то-рый рас-про-стра-нял-ся и на ме-щан, их хо-зяйственная дея-тель-ность окон-ча-тель-но пе-ре-ста-ла за-ви-сеть от со-слов-ной при-над-леж-но-сти. Со-сло-вие мещанство уп-разд-не-но по-сле Октябрьской ре-во-лю-ции 1917 года.

С 1840-х годов по-ня-тие «ме-ща-не» ста-ло упот-реб-лять-ся в пе-ре-нос-ном смыс-ле - лю-ди с мел-ки-ми ин-те-ре-са-ми, ог-ра-ни-чен-ным кру-го-зо-ром, «спло-чён-ная по-сред-ст-вен-ность» (А.И. Гер-цен), «за-жи-точ-ность без куль-ту-ры» (А.С. Ма-ка-рен-ко). Те-ма мещанства как со-ци-аль-но-го и этического яв-ле-ния на-шла во-пло-ще-ние в русской литературе и пуб-ли-ци-сти-ке XIX-XX веков: ро-ма-не А.Ф. Пи-сем-ско-го «Ме-ща-не», пье-се М. Горь-ко-го «Ме-ща-не», ро-ма-не Е.И. За-мя-ти-на «Мы» и других.

Дополнительная литература:

Дру-жи-нин Н.П. Ме-ща-не и зе-мель-ный во-прос. М., 1906; он же. Ме-ща-не, их по-ло-же-ние и ну-ж-ды. 2-е изд. М., 1917;

Рынд-зюн-ский П.Г. Го-род-ское гра-ж-дан-ст-во до-ре-фор-мен-ной Рос-сии. М., 1958; он же. Го-род-ское на-се-ле-ние // Очер-ки эко-но-ми-че-ской ис-то-рии Рос-сии пер-вой по-ло-ви-ны XIX в. М., 1959;

Клок-ман Ю.Р. Со-ци-аль-но-эко-но-ми-че-ская ис-то-рия рус-ско-го го-ро-да: вто-рая по-ло-ви-на XVIII в. М., 1967;

Но-ви-ков А.И. Ме-щан-ст-во и ме-ща-не. Л., 1983;

Мер-ков-ский В.Г. Ро-до-слов-ные пе-ре-кре-ст-ки: кре-сть-я-не, ме-ща-не, куп-цы, ка-за-ки и дво-ря-не. СПб., 2001;

Ми-ро-нов Ю.В. Ре-во-лю-ция и ме-ща-не. М., 2003;

Ан-ку-ше-ва К.А. Ме-щан-ст-во про-вин-ци-аль-но-го го-ро-да // Си-бир-ский ис-то-ри-че-ский жур-нал. 2004. № 1.

Изначально понятие «мещанство» имело сугубо социально-экономический смысл. В дореволюционной России так называли мелкую городскую буржуазию. С середины XIX века, после выхода комедии Ж.Б. Мольера «Мещанин во дворянстве», в данный термин начали вкладывать морально-эстетический и политико-идейный смысл.

В широком смысле мещанство - это моральное качество, которое характеризует не только но и мышление человека. Таким личностям присуща ограниченность жизненных взглядов узколичным интересам, трусость и вульгарность во вкусах.

Мещанство - это середина

Мировоззрение и поведение мещанина заключается в том, что на самые низшие слои он смотрит с презрением, а на высшее общество - с благословением. Он изо всех сил пытается приблизиться к элитарной касте, но это ему, к сожалению, удается слабо. В итоге, он так и остается средне пропорциональным членом общества, которому никогда не прыгнуть «выше головы».

Мещанин всегда стремится устроить свою жизнь, приспосабливаясь под обстоятельства. Часто такой человек, не имея своего личного мнения, старается слепо подражать всему тому, что считается престижным и модным.

История возникновения мещанства

Мещанство - сословие с очень неопределенными границами, которое возникло в процессе урбанизации. В культурном выражении этот социальный массовый слой воплощает стадии адаптации традиционализма к городской культуре. К этому сословию, как правило, относили мелких городских ремесленников, торговцев, домовладельцев и клерков. Данная социальная прослойка не проявляла никакой политической активности в жизни страны и совершенно не интересовалась культурой.

По сути, мещанство - это отсутствие духовности, стремление жить в комфорте только путем получения материальных благ. В русской литературе отношение к мещанству в основном носит негативный характер. Однако существует мнение, что мещанство - не самый плохой вариант социального развития, ведь эта многочисленная каста поддерживает консервативные взгляды и высоко ценит материальные блага общества.

Мещанство: характеристика личности

В современных условиях мещане не редкость. К ним можно отнести людей, которые ограничены стереотипными суждениями, живут по навязанному обществом сценарием, боясь даже на сантиметр отклониться от этого курса. Другими словами, мещанство - это узколобость, отсутствие широты и гибкости мышления. Это жизнь без каких-либо приоритетов и убеждений. Такая личность думает лишь о материальном, в результате чего такой человек обычно становится очень мелочным и скупым. Кроме того, в наше время мещанином может быть не необязательно только бедный человек, ним может быть и миллионер. Мировоззрение такого человека довольно редко поддается изменениям, даже если он стал богатым.

Мещане - это сплетники, которые при встрече первым делом будут выведывать у человека о его личной жизни (замужем/женат он (она), когда будет свадьба, дети и т.д.). Ограниченность взглядов и отсутствие цели - вот главные критерии мещанина.

К сожалению, мещанство - это качество, которое есть у большинства жителей нашей планеты. Если вы заметили, что это свойство есть и у вас, с ним нужно обязательно бороться и подавлять.

Мещане

этим именем уже в московской Руси назыв. иногда "черные градские люди", т. е. горожане, занимавшие низшее место в среде городских жителей (мелочные торговцы, ремесленники, поденщики) и более известные под названием посадских (см.). Манифест 17 марта 1775 г. назвал М. всех городских обывателей, которые, не владея капиталом в 500 руб., не могли быть записаны в купечество. Городовое положение 1785 г. называет М. всех вообще представителей третьего сословия ("среднего рода людей, или М., название есть следствие трудолюбия или добронравия, чем и приобрели отличное состояние"), именуя посадскими тех городских обывателей, которые не принадлежат ни к именитому гражданству, ни к купечеству, ни к цехам, а кормятся в городе промыслом, рукоделием или работой. Позднейшее законодательство присвоило наименование М. исключительно этому последнему, "нижнему разряду городских обывателей", почти совершенно отказавшись от термина: посадские. В отличие от купцов и цеховых, М. представляют собой сословие в тесном смысле, так как принадлежность к мещанству наследственна и не обусловлена соблюдением каких-либо правил. По правам своего состояния, М. принадлежат к бывшим податным состояниям; от телесного наказания по суду не изъяты. В местностях, где введено положение о земских участковых начальниках, М., "имеющие постоянное жительство в селениях, доколе не выбудут из оных", подведомственны крестьянскому общественному управлению и подчинены административно-карательной власти земских начальников (см. соотв. статью), но не подлежат телесному наказанию по приговорам волостных судов. Мещане подчинены дисциплинарной власти своих мещанских обществ, имеющих право на принудительное выселение в Сибирь порочных своих членов, о чем см. Ссылка. Прежде постановления приговора о выселении порочных и развратных М. в Сибирь, мещанские общества применяют к ним до трех раз, по мирским приговорам, меры исправительные, именно: отдачу в разные работы, казенные, городские и частные, в первый раз на время от одного до двух месяцев, во второй - от 2-х до 4-х месяцев и в третий - от 4-х до шести месяцев. В 1866 г. М. Европейской России были освобождены от подушной подати, взамен которой был введен налог с недвижимых имуществ в городах, посадах и местечках; ныне этот налог распространен и на Сибирь и не имеет характера специально мещанского налога. М. каждого города, посада или местечка образуют особое мещанское общество. По общему правилу, управление мещанского общества принадлежит мещанскому старосте и его помощникам, называемым десятниками; все они избираются на трехгодичный срок и утверждаются губернатором. С разрешения губернатора, мещанские общества городов, где введено городовое положение, могут учредить для заведования делами общества мещанские управы; состав последних законом не определяется. Обязанности мещанск. старост или управ заключаются в попечении о всех сословных делах, ведении списка М., выдаче видов на жительство, раскладке, с общественного согласия, и сборе всех платежей, лежащих на сословии. Общественные сборы на удовлетворение частных нужд мещанского общества могут быть введены лишь на основании общественных приговоров. В городах Виленской, Гродненской, Ковенской и Минской губ. избираются для составления общественных приговоров на три года мещанские депутаты, по одному от каждых пяти мещанских дворов, а в городах Нижнем Новгороде и Пензе - по одному от 5 - 10 дворов. Все должности по мещанскому самоуправлению безвозмездны. В обеих столицах и Одессе М. имеют ту же общественную организацию, что и купцы (см. соотв. статью), именно собрания выборных, сословных старшин и сословные управы. Мещанское состояние сообщается рождением, браком (если жена не имеет прав высшего состояния), усыновлением; приобретается оно припиской к какому-либо мещанскому обществу. По общему правилу, приписка совершается не иначе, как по приемному приговору мещанского общества; при этом лица, уже принадлежащие к какому-нибудь крестьянскому или мещанскому обществу, должны представить и увольнительный приговор от прежнего своего общества. Без согласия мещанских обществ могут к ним приписываться во всех городах, кроме столиц, Царского Села, Гатчины, Павловска, Ораниенбаума, Петергофа, Стрельны и Кронштадта, лица, не принадлежащие ни к какому состоянию и потому обязанные избрать род жизни (напр. незаконнорожденные, питомцы воспитательных домов, дети канцелярских служителей). Для приписки этих лиц к мещанскому обществу требуется только одобрение шести благонадежных граждан-домохозяев и согласие мещанской управы. Последняя, однако, может отказать в своем согласии лишь тому из вышеозначенных лиц, кто опорочен по суду или имеет "явный и доверие нарушающий порок, всем известный, хотя судим не был, пока оправдается". Есть города, к мещанским обществам которых все вообще лица могут приписываться без приемных приговоров; таковы Владикавказ, Кокбекты, Копал, Петровск, Сергиополь, Сухум, Чита.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Мещане" в других словарях:

    Мещане податное сословие в Великом княжестве Литовском, Речи Посполитой и Российской империи, состоящее из мелких домовладельцев, горожан и ремесленников, рабочих. В советское время под мещанином стали понимать человека с мелкими, сугубо… … Википедия

    В Российской империи в 1775 1917 гг. податное сословие из бывших посадских людей (ремесленники, мелкие торговцы и домовладельцы). Объединялись по месту жительства в общины с некоторыми правами самоуправления … Юридический словарь

    Современная энциклопедия

    Большой Энциклопедический словарь

    МЕЩАНЕ, в 1775 1917 податное сословие из бывших посадских людей ремесленники, мелкие торговцы и домовладельцы. Объединялись по месту жительства в общины с некоторыми правами самоуправления. До 1863 по закону могли подвергаться телесным наказаниям … Русская история

    - «МЕЩАНЕ», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1971, ч/б. Телеспектакль, трагикомедия. По одноименной пьесе М. Горького. Телевизионный вариант спектакля ленинградского БДТ имени М.Горького (первая постановка 1966 год), шедшего почти четверть века в исполнении… … Энциклопедия кино

    В Российской империи в 1775 1917 податное сословие из бывших посадских людей ремесленники, мелкие торговцы и домовладельцы. Объединялись по месту жительства в общины с некоторыми правами самоуправления. До 1863 по закону могли подвергаться… … Политология. Словарь.

    Мещане - МЕЩАНЕ, в Российской империи в 1775 1917 податное сословие из бывших посадских людей ремесленники, мелкие торговцы и домовладельцы. Объединялись по месту жительства в общины с некоторыми правами самоуправления. До 1863 по закону могли… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Низший разряд городских обывателей. Мещане относились к податным сословиям, несли рекрутскую и податную повинность, могли подвергаться телесным наказаниям.

Мещанство берёт начало от посадских (жителей городов и посадов) Московской Руси, в основном - ремесленников, мелких домовладельцев и торговцев. Считается, что название происходит от польского и белорусского названия небольших городов - «местечко». Официально сословие мещан было оформлено в Жалованной грамоте городам Екатерины II, в 1785 году. Наименование «мещане» в ней было определено как: «городовые обыватели», «среднего рода люди», мелкие торговцы и ремесленники. Мещанское сословие по положению стояло ниже купеческого . Именно мещанам принадлежала бо́льшая часть городского недвижимого имущества. Будучи основными плательщиками налогов и податей, мещане, наряду с купцами, относились к категории «правильных городских обывателей».

Мещане города объединялись в «мещанское общество». Принадлежность к мещанству оформлялась записью в городовой обывательской книге, то есть всякий мещанин был приписан к определённому городу. Покинуть на время населённый пункт своего проживания мещанин мог только по временному паспорту, а перейти в другой - с разрешения властей (которое, впрочем, обычно давалось). Звание мещанина было наследственным. Записаться в мещане мог любой городской житель, который имел в городе недвижимую собственность, занимался торговлей или ремеслом, платил подати и исполнял общественные службы. Исключить мещанина из сословия мог только суд или мещанское общество. Мещанин платил подушную подать, внутренние городские сборы, отбывал рекрутскую повинность. Мещане имели право корпоративного объединения и сословного самоуправления (которое реализовывалось через мещанские управы). Для них существовал отдельный, мещанский суд. В середине XIX века мещане были освобождены от телесных наказаний, с 1866 года - от подушной подати.

Мещане-ремесленники переходили в разряд цеховых: всякий, кто постоянно занимался каким-либо ремеслом, обязан был записываться в цех. Ремесленники по званию делились на мастеров и подмастерьев. Мастером мог сделаться только подмастерье, пробывший в этом звании не менее трех лет.

Литература

  • Ю. Степанов. Мещанство // Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры: 3-е изд. - М.: Академический проект, 2004, с. 679-683
  • М. Горький Заметки о мещанстве

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мещанство (сословие)" в других словарях:

    Мещанство (от польск. mieszczanin горожанин) многозначный термин. Мещанство сословие в Великом княжестве Литовском, Речи Посполитой и России до 1917 года. Мещанство звание (статус) мещанина, представителя мещанского… … Википедия

    К числу книжных славянизмов, вошедших в активный состав русского литературного языка в период так называемого «втор ого южнославянского влияния» (XIV XVI вв.), относится слово сословие. А. Г. Преображенский думал, что оно представляет собою,… … История слов

    МЕЩАНСТВО, мещанства, мн. нет, ср. 1. Сословие мещан, мещанское звание (дорев.). Приписаться к мещанству. || собир. Мещане, члены этого сословия (дорев.). Богатое мещанство. 2. перен. Психология и идеология мещанина (во 2 знач.), проявление этой… … Толковый словарь Ушакова

    Современная энциклопедия

    СОСЛОВИЕ, сословия, ср. 1. Сложившаяся на основе классовых отношений феодализма общественная группа, классовая организация с закрепленными законом наследственными правами и обязанностями (ист., дорев., загр.). «Значение каждого лица в государстве … Толковый словарь Ушакова

    Сословие - СОСЛОВИЕ, социальная группа многих докапиталистических обществ, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации общества, обычно включающей несколько сословий,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Большой Энциклопедический словарь

    Социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации, обычно включающей несколько сословий, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и… … Политология. Словарь.

    МЕЩАНСТВО, а, ср. 1. В царской России: сословие мещан, мещанское звание. 2. Психология и поведение мещанина (во 2 знач.). | прил. мещанский, ая, ое. Мещанское звание. Мещанские взгляды. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова

    В истории феодальной Европы социальная группа, обладающая закрепленными в законе или обычае и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации характерна иерархия. В России со второй половины XVIII в. утвердилось… … Юридический словарь