Работа с вокальным ансамблем. Этапность работы руководителя по организации детского вокального ансамбля Способы записи вокального ансамбля из восьми человек

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«ЛЯНТОРСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2»

ДОКЛАД

на тему: «Работа над развитием вокально – ансамблевых навыков в ансамбле младших классов, как составляющая часть в формировании профессиональной компетентности юного вокалиста»

2013 год

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………….3

Упражнения для развития вокально – ансамблевых навыков ………………………………………………………………………………….5

Разминка 1…………………………………………………………………6

Разминка 2…………………………………………………………………7

Вокальные упражнения……………………………………………………9

Развивающие методики………………………………………………….11

Принципы подбора репертуара ………………………………………………………14

Работа над репертуаром ……………………………………………………………….15

Заключение ……………………………………………………………………………...17

Список использованной литературы ………………………………………………..18

Введение

Работа с вокальным ансамблем, как с творческим коллективом, строится на основе дости­жений многих наук: музыкознания и эстетики, психологии и педагогики. По мере развития му­зыкальной культуры и возросшего интереса слушательской аудитории изменяется отношение к творческому делу. Появляются новые методические воззрения и приемы, отражающие осмыс­ление традиций вокально-хорового опыта, т.к. теория и практика работы с вокальным ансамб­лем неотделимы от основных приемов работы с хором.

Задачи предмета «Вокальный ансамбль» впрямую связаны с такими предметами, как сольфед­жио, сольное пение и непосредственно вытекают из них. К основным задачам вокального ан­самбля относится формирование навыков ансамблевого пения, воспитание художественного вкуса и понимания стиля исполняемых произведений, их формы и содержания, расширение музыкального кругозора, развитие навыков слухового самоконтроля, умение слышать и тракто­вать свою партию как часть совместно исполняемого произведения. В процессе занятий выра­батывается требовательность к себе, приобретаются навыки сценического поведения.

Музыкально-исполнительский процесс в ансамбле предполагает овладение его участни­ками системой специальных музыкально-теоретических, вокально-ансамблевых знаний, уме­ний и навыков, применение которых неразрывно связано с теорией и практикой музыкального исполнительства.

Основные принципы индивидуальной работы с вокальным ансамблем закладываются и осуществляются в результате определенной вокальной организации возглавляемой руководи­телем (лидером). Его общение с поющими в ансамбле носит многоплановый характер. Во вре­мя репетиций, концертов, студийных записей, на радио и телевидении участники ансамбля дол­жны выполнять все указания руководителя, точно следуя установленному режиму работы. В межличностном общении приобретается опыт эмоционально-творческих контактов на основе взаимного интереса и доброжелательного отношения друг к другу. И сам руководитель вокального ансамбля должен предъявить к себе определённые требования, поскольку сама профессия полифункциональна: это психолог, вокалист, педагог, организатор, идейный вдохновитель.

Вокальные ансамбли в школе искусств следует по возможности формировать из учащихся примерно одинакового уровня музыкаль­но-теоретической подготовки и желательно одного возраста и одной вокальной школы. При соблюдении этих правил проще добиться «естественного» ансамбля в звукообразовании, интонировании и ма­нере исполнения.

Пение в ансамбле - эмоционально-психологическая отдача каждого поющего. На заняти­ях необходимо создавать творческую атмосферу. Поощрение первых успехов способствует рас­крепощению учащихся. Существование в ансамбле – коллективное творчество. Самое главное найти общий музыкальный язык (понятная всем терминология, чтобы все понимали друг друга с полу слова).

В начале каждого занятия необходимо мобилизовать внимание учеников, вызвать в них ощущение бодрости и веры в свои силы. Несколько предварительных вопросов, касающихся их самочувствия, приветливый вид педагога, приступающего к работе, обычно способствуют хорошему настроению. Рассеянность учеников на уроке говорит либо об их усталости от напряжённого внимания, либо о том, что методические указания педагога недостаточно живо и интересно, а быть может и не совсем понятно, изложены. В таком случае нужно постараться сменить тактику, а лучше переключить внимание учащихся на другой вид деятельности, например провести какую-нибудь игру.

Необходимо приучать учащихся к пению по нотам и постепенной адаптации к ансамбле­вой партитуре. Помимо навыка чтения по нотам параллельно должны решаться задачи мелодического и гармонического интони­рования.

Синхронность исполнения зависит от отдельной проработки поэтического текста (акцен­тировка, смысл, артикуляция). Применение слоговой импровизации («скэт») с одной стороны, подчеркивает инструментальность джазового вокала, а с другой стороны, может служить одним из приемов работы над ритмом, интонированием и над достижением единой манеры звукооб­разования. Для того, чтобы добиться синхронности произношения, необходимо на начальном этапе разучивания произведения проговаривать текст в разных темпах, хлопая ритм и добиваясь единой манеры произношения.

Важно осознание учениками внешнего эффекта. Это вопросы поведения, общения с окружающими, отношения к занятиям, педагогу и полученным знаниям. Сюда же входят вопросы внешнего вида на сцене и внутренней психологической подготовки к творческому проявлению. Для уверенности в себе можно использовать различные аутогенные установки и психологические тренинги.

Упражнения для развития вокально – ансамблевых навыков.

В педагогической практике вокальных школ всегда использовались различные упражнения. Они необходимы для воспитания певческих навыков, овладения элементами певческого мастерства. Чтобы превратить голос в послушный инструмент, необходима систематическая работа над точностью координации всех частей голосового аппарата.

Важное значение имеет тщательный подбор и правильное использование упражнений, которые отличаются определённой направленностью. На начальном этапе следует обратить внимание на правильное формирование звука, устранение вокальных недостатков, развитие вокальной техники. Всё вместе это называется постановкой голоса.

Начинать занятие, как правило, лучше с небольшой разминки, которая поможет певцам снять внутреннее напряжение, ощутить психологическую и физическую раскованность, а также подготовить голосовой аппарат к пению.

Разминка 1.

    Для снятия напряжения с внутренних и внешних мышц:

а) Счёт на четыре: вдох – голова вниз, задержка – голова прямо, вверх, прямо, выдох – голова вниз.

б) Счёт на четыре: повороты головы вправо, влево.

в) Счёт на четыре: положить голову на плечи.

г) Счёт на четыре: плавный поворот от плеча к плечу, слева направо и обратно.

2. Для развития бокового зрения:

Счёт на восемь: глаза смотрят вверх, вниз, вправо, влево. Задача вокалиста – увидеть окружающие его предметы.

    Для смачивания и размягчения голосовых связок:

Счёт на четыре:

а) «Шпага» - укалывание кончиком языка каждой щеки;

б) Пожёвывание языка (копим слюну и проглатываем);

в) «Бежит лошадка» - поцокивание язычком;

г) «Дразнящаяся обезьянка» - движения языка вперёд назад, задевая верхнюю губу;

д) «Болтушка» - движения языка из стороны в сторону, рот при этом открыт.

4. Прочистка носоглоточной системы:

Счёт на четыре:

а) Вдох – ведём указательным пальцем от основания ноздри до верхних пазух, выдох – слегка бьём указательными пальцами по крылышкам носа;

б) «Нюхаем цветок» - вдох – носом втягиваем воздух, выдох – «Ах!»

5. Для подготовки дыхательной системы:

Счёт на четыре:

а) «Надуваем шарик» - медленно вдыхаем воздух, ладошки разводим в стороны, шарик сдувается на звук с-с-с – ладошки соединяем;

б) «Взлетает самолёт» - на звук у-у-у;

в) «Змея или шум леса» - на звук ш-ш-ш усиливая или ослабевая звучание;

г) «Стрекочет цикада» - дозированный выдох;

д) «Заводим мотоцикл» - р-р-р.

е) «Назойливая муха» - з-з-з- зудит муха как бы удаляясь и приближаясь.

6. Скороговорки следует проговаривать под заданный темп, постепенно ускоряя его. Можно придумать к некоторым скороговоркам несложные движения, только такие, чтобы они не мешали, а помогали в проговаривании.

Скороговорки:

а) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

б) Уточка вострохвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.

в) Три сороки тараторки тараторили на горке.

г) Няня мылом мыла Милу,

Мила мыла не любила.

Но не ныла Мила,

Мила – молодчина!

д) Лакомка молоко лакала, лакала, да не вылакала.

е) Расскажите про покупки. Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

ж) Сорок сорок ели сырок,

Рог носорог принёс на порог.

«Зачем он явился?» - кричат тараторки, -

«Его не хватает для скороговорки!»

з) Король на корону копейку копил,

Да вместо короны корову купил.

А этот король на корову копил,

Да вместо коровы корону купил.

Разминка 2.

    На дыхание:

а) Медленный вдох (3-6 с.), задержка (3-6 с.), выдох (3-6 с.), задержка (3-6 с.), выдох (3-6 с.);

б) Медленный вдох, задержка на мгновение, а затем очень громко (но не переходя на крик), с выражением, довольно медленно, дела ударение на каждом слоге, прочитать стихотворение:

На-ша Та-ня гром-ко пла-чет.

У-ро-ни-ла в реч-ку мя-чик,

Ти-ше, Та-неч-ка, не плачь,

Не уто-нет в реч-ке мяч!

в) К числу дыхательных упражнений относится и «долгоговорка». Глубоко вдохните, задержите дыхание и медленно произнесите:

Как на горке, на пригорке

Встали двадцать два Егорки:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка – и т. д.

Такое долгое дыхание появится не сразу, но постоянными тренировками можно добиться прочтения на одном выдохе не менее 22-х «Егорок».

    Упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата и произношения.

Чёткая дикция – непременное условие успешного выступления на сцене артиста. Для вокалиста работа над артикуляцией имеет особое значение, потому что влияет на силу голоса, его подачу и качество звучания. Лучше упражнения для губ и языка выполнять перед зеркалом.

а) Счёт на два: «раз» - губы вытянуть трубочкой, «два» - перевести в широкую улыбку. Повторить упражнение не менее 10 раз.

б) Сложить губы в трубочку - хоботок, устойчиво зафиксировав положение, подвигать «хоботком» вправо-влево. Щёки должны быть неподвижны. Это получается не сразу, поэтому вначале их можно придерживать ладонями.

в) В положении предыдущего упражнения подвигать «хоботком» вверх-вниз.

3. упражнение из разминки 1, пункт 3 б).

4. упражнение из разминки 1, пункт 3 а).

5. «Шпага 2»- упереться кончиком языка в верхнюю губу, затем – в нижнюю.

В работе над упражнениями необходимо воспитывать у учеников сознательное отношение к формированию звука, и приобретению и фиксации певческих навыков. Ученики должны знать для чего даётся то или иное упражнение и как достигнуть поставленной вокально-технической цели.

В процессе работы над упражнениями важны два момента:

2. отрабатывание определённых певческих навыков.

Для первого этапа – распевание, приведение мышечной системы в состояние певческой готовности – достаточно бывает двух трёх упражнений.

Второй этап более длительный. Он связан с техникой формирования качества звука, развитием различных элементов певческих, слуховых, музыкальных навыков.

Вокальные упражнения.

Несколько слов о певческом дыхании. Надо заметить, что чрезмерное внимание к нему мешает контролировать само качество звучания голоса, интонации. Поэтому лучше не слишком фиксировать внимание учеников в ансамбле на процесс дыхания, не допуская в то же время его нарушений, как то: поднятие плеч, вытягивание живота, излишних движений грудной клетки и особенно перебора дыхания, а также «бездыханного пения».

Дыханию же как приёму в ансамбле нужно уделить особое внимание. Участники коллектива должны уметь использовать цепное дыхание, а это достаточно сложно. Первое время ребята могут просто договариваться между собой где, когда и кто из них берёт дыхание, причём делать это следует только в пределах партии, т. е. сопрано договариваются между собой, альты между собой и т. д. Делается это для того, чтобы все голоса ансамбля звучали не прерываясь. Позднее ученики научатся чувствовать друг друга и будут брать дыхание интуитивно.

Филирование – это постоянное усиление или ослабление звучности одного тона. Умение филировать, т. е. владеть всеми градациями силы звука, является признаком хорошей вокальной школы. Это довольно сложный технический приём и работать над ним просто необходимо, т. к. филирование имеет прямое отношение к цепному дыханию.

Кантилена тесно связана с певческим дыханием, опорой звука. Всякое вмешательство в процесс дыхания вне работы над качеством звука не только бесполезно, но может привести к отрицательным результатам.

Правильность положения корпуса, состояние певческой подготовки предшествует вдоху. Он должен быть лёгким, бесшумным. Атака мягкая, но точная. В начале обучение дыхание надо возобновлять чаще. Петь «бездыханно» не менее вредно, чем чрезмерно перебирать дыхание.

Очень важно развивать в учащихся чувство правильной певческой позиции. Позицию исправить почти невозможно, но можно воспитать чувство жёсткого контроля над звуком. Просить мысленно отследить высотность и взять звук сверху.

Полезно чередование staccato и legato . Staccato даёт ощущение близости звука, большей точностью попадания в позицию. Кроме того, соединение различных видов staccato и legato помогает почувствовать опору звука.

Также в ансамбле очень важно избегать разнохарактерности звучания гласных. Нужно, чтобы ученики сохраняли одну и ту же певческую установку для всех гласных, подменяли их осторожно, не нарушая при этом общей позиции. То есть пели в «единой позиции рта».

Важным является и выработка певческого вибрато. Оно образуется благодаря периодическому смещению гортани. Отсутствие вибрато делает голос «неживым», а тембр – непевческим. Над выработкой вибрато можно работать практически на любом упражнении, но на начальном этапе лучше «раскачивать» звук на одном длинном звуке, помогая себе руками.

Сочетание быстрого и медленного темпов помогает овладеть ровностью звучания. В быстром темпе голос как бы не успевает выявить свои недостатки. Упражнения в быстром темпе особенно полезны при борьбе с «качанием» звука, т. е. чрезмерной его вибрацией. Упражнение, спетое в быстром темпе, звучит ровнее, повторенное сразу медленно, оно сохраняет ровность звучания.

К сожалению, и сегодня опора звука или взаимодействие связок и дыхания в попытках объяснить их сущность имеют у вокальных педагогов различные толкования, главным образом, из-за индивидуальных свойств и ощущений поющего, проявляющихся в процессе дыхания.

В практике преподавания опёртый звук имеет понятие достаточно ясное и определённое: это звук энергичный, собранный, окрашенный, легко несущийся в аудиторию. В противоположность ему неопёртый звук – вялый, бледный, рассеянный, без надлежащей окраски, без содержания. Хорошо опёртый звук нам представляется результатом гармоничной, согласованной работы всех частей голосового аппарата, управляемого и регулируемого волей поющего.

Мотив – самая маленькая смысловая единица музыки. Из мотивов складываются фразы. В каждой фразе есть наиболее выразительный опорный звук. Опорный звук – устойчивый, сильный, плотный. Полезно петь упражнения на опору с приседанием на опорный звук – «приседэра».

Особый разговор о ритме. Наряду с мелодией ритм считается одним из основных выразительных элементов музыки. Ритм обладает необычайным воздействием на слушателей, он объединяет, завораживает.

Певец должен ощущать ритмическую пульсацию. Необходимо заниматься ритмическими упражнениями. Работать удобно с метрономом, можно отстукивать ногой или хлопать в ладоши, постепенно соединяя их вместе (хлопки, притопы).

Дикция является средством донесения содержания произведения, выраженного в словесном тексте, и одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа. Главное правило дикции: полное освобождение артикуляционного аппарата от напряжения. Непринуждённость, целесообразность и экономность движений органов речи, их соподчинённость с работой органов дыхания и резонаторами являются надёжным условием правильной дикции.

Безусловно, на занятиях ансамбля важное место занимают многоголосные упражнения, каноны, возможно совмещённые с дикционными. Каждый преподаватель должен сам подобрать эти упражнения в зависимости от подготовки и уровня данного ансамбля.

Развивающие методики.

Как было сказано выше ансамбль следует формировать из учащихся примерно одинакового уровня музыкальной подготовки и возраста. Главной причиной для этого является не только результаты коллектива, но и психологический аспект. Ведь хороший, спетый ансамбль получится лишь из дружного коллектива, а дружный коллектив – из равных между собой детей. Часто ученики общаются между собой только во время урока, поэтому очень полезно применение различных развивающих методик, например игровых. Игра – ведущий тип деятельности ребёнка. Она знакома ему, близка, в состоянии игры он чувствует себя спокойно и комфортно. Игра эффективный способ познакомить и подружить детей.

Пример для детей младшего возраста. Развитие фантазии и темпо-ритма.

Педагог читает потешку, дети двигаются в заданном потешкой ритме. Как только педагог потешку оборвёт, или она закончится сама, дети замирают, оправдывая в дальнейшем свою позу в ключе сюжета потешки.

Такие методики очень хорошо использовать во время урока как отдых. Иногда полезно переключить внимание учащихся на другой вид деятельности, дать возможность подвигаться, чтобы затем с новыми силами вернуться к плодотворной работе.

Следующие упражнения взяты из тренингов по актёрскому мастерству и сценическому движению. Это позволяет «убить двух зайцев» - отдохнуть и позаниматься нужным артистам делом.

1. Упражнение на темпоритм.

Даётся установка, что самый медленный темп – первый, самый быстрый, например – десятый (по желанию ведущего). Учащиеся должны двигаться в темпе, который назовёт ведущий, причём двигаться надо в предлагаемых ведущим же обстоятельствах (напр. жара, скользко, идёт дождь, сильный ветер и т. п.). Каждый участник выбирает время и место действия, то есть где я, в чём я одет, что происходит, почему я так двигаюсь. Ведущий может остановить любого участника и спросить кто он, где и т. д.

2. Упражнение «Сказка».

Участники садятся в полукруг. Кто-то из них начинает рассказывать сказку до тех пор, пока его не прервали. Как только это произошло, сказку продолжает следующий, но не начинает новую сказку.

3. «Кошка».

Все участники кошки и коты. Ведущий говорит что делать животным н-р:

Кошка спит (все спят), её мешает назойливая муха, она почувствовала запах чего–то вкусненького и т. д.

Упражнения на координацию.

1. «Ладошки» - одна ладонь раскрыта, но пальцы вместе (прижимаются друг к другу), другая – пальцы врозь. Сжать обе ладони в кулаки, затем раскрыть, но каждая ладонь теперь находится в том положении, в котором до этого находилась соседняя. Раскрыть – сжать – раскрыть – сжать и т. д. увеличивая темп.

2. «Парус» - движения рук : одна на счёт 1, 2, 3…12 на каждую долю без пауз выполняет движения – вперёд – в сторону - согнуть в локте в том же положении так, чтобы кисть коснулась плеча – опустить вдоль тела. Вторая на тот же счёт без пауз – вперёд – согнуть в локте так, чтобы кисть коснулась плеча – опустить.

Движения ног: ноги выполняют шаги вперёд под этот же счёт на 1, 3, 5, 7, 9, долю на 11 – ногу приставить. Когда счёт начинается заново, ноги выполняют шаги назад по аналогичному принципу, на 11 ногу приставить (далее последует движение вперёд и т. д.).

Одновременно с движениями рук и ног декламируем стихи М.Ю.Лермонтова «Парус»:

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

Играют волны, ветер свищет,

И мачта гнётся и скрипит;

Увы, - он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

3. «Аквариум» - люди – обитатели аквариума (водоросли, рыбы). Действовать по заданию ведущего я – водоросль в предлагаемых обстоятельствах н-р: аквариум ночью, взаимодействие с рыбами.

4. «Разножка» + «Перестуки».«Разножка»: размер 4 четверти (4 такта) ноги выполняют движения через прыжок: в сторону уходит то одна нога, то другая, приземляясь на пятку: 1 такт – положение ног меняется каждую четверть, 2 и 3 такты – каждую восьмую, 4 такт – четверть. Руки у девочек согнуты в локтях и движутся как часики то вправо, то влево; у мальчиков согнуты в локтях и заводятся за макушку головы то правая рука, то левая: 1 такт – на каждую восьмую, 2 и 3 такты – на каждую четверть, 4 – на восьмую.

Счёт 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4

Руки \\ \\ \\ \\ \ \ \ \ \ \ \ \ \\ \\ \\ \\

Ноги \ \ \ \ \\ \\ \\ \\ \\ \\ \\ \\ \ \ \ \

Это упражнение можно соединить со следующим «Перестуки». Счёт 4 четверти (два такта). Руки выполняют русские народные движения: 1 – раскрываются, 2- закрываются, 3 – раскрываются, 4 – закрываются, 1 – раскрываются, 2 – закрываются, 3, 4 – на поясе. Ногами делаются притопы через небольшой прыжок: 1 – вперёд, 2 – назад, 3 – влево, 4 – вправо, 1 – вперёд, 2- назад, 3 – прыжок (без притопа) влево, вправо на каждую восьмую, 4 – прыжок в центр.

5. «Крестики».Размер 4 четверти (4 такта). Руки выполняют хлопки в ладоши и по

коленкам: 1,2,3 – на каждую восьмую в ладоши, по коленкам, 4 – хлопок, 1,2 – на каждую восьмую в лад., по кол., 3,4 – хлопок, пауза. Эти два такта повторяются. Ноги выполняют шаги на каждую четверть 1,2,3, на 4 – прыжок – ноги на ширине плеч, 1,2 – шаги, 3 – правую ногу поставить накрест, 4 - повернуться в обратную сторону. Эти два такта повторяются в обратную сторону.

Принципы подбора репертуара.

Для успешной работы вокального ансамбля большое значение имеет правильно подобран­ный репертуар, от которого зависит заинтересованность всех участников, а подчас и само су­ществование вокального коллектива. Репертуар должен отвечать задачам музыкально-худо­жественного воспитания ансамбля и в тоже время должен быть доступным ему по вокально-техническому и исполнительскому уровню. В репертуар надо включать произведения разнооб­разные по форме, жанру, содержанию. При выборе произведения надо учитывать также следу­ющие параметры: количество голосов, их тесситурные условия, интонационные, ритмические, динамические трудности, наличие аккомпанемента.

Тщательный подбор репертуара с точки зрения его художественной ценности, соответствия исполнительскому уровню вокального ансамбля и педагогической целесообразности - залог творческого роста и эстетического воспитания учащихся.

Работа над репертуаром.

Приступая к работе над художественным репертуаром, надо прежде всего узнать, знакомо ли это произведение ученикам. Но и при положительном ответе необходимо внимательно изучить нотный и словесный текст. Чаще всего именно те произведения, которые «на слуху», труднее выучить без ошибок. Обычно они бывают «загрязнены» множеством неточностей, от которых не так просто освободиться.

Если произведение вовсе незнакомо ученикам, надо, чтобы они прослушали его и составили себе представление о нём в целом. Важно, чтобы ребёнок «схватил» основную мысль произведения, его характер, настроение, стиль.

Ознакомившись с произведением в целом, следует более подробно изучить поэтический текст, временно отделив его от музыки, чтобы не пропал смысл стихотворения, чтобы музыка не «заглушила» его красоту. Ибо совместно с музыкой текст перестаёт восприниматься как самостоятельная эстетическая ценность и преломляется только через музыку, хотя в конечном итоге именно в этом синтезе он и должен доходить до слушателя. В текст надо вчитаться, разобраться в его строении, выразительно продекламировать вслух. Верное, выразительное чтение текста, правильные акценты, выделение главных слов, чёткое произнесение ударных и смешанных гласных – всё это должно найти своё место в последующем исполнении произведения.

Музыкальный текст тоже следует проанализировать: обозначить особенности мелодического и гармонического склада и ритма, найти кульминацию, понять, как развивается мелодическая линия, обратить внимание на изменение темпа и ритма, на динамические оттенки.

Для того, чтобы произведение сразу хорошо и правильно запомнилось, лучше учить его небольшими отрывками в медленном темпе, избегая неточностей и ошибок. Небрежно, невнимательно разобранное произведение так и остаётся в памяти со всеми ошибками, которые потом трудно исправить. По нескольку раз повторяя в медленном темпе музыкальную фразу, не надо спешить с переходом к последующим фразам, пока она твёрдо не запомнится. Конечно, память у учеников разная, и некоторые способны к верному, точному и быстрому запоминанию большого музыкального материала после одного – двух повторений. Однако для многих правило точного, медленного выучивания по частям остаётся в силе.

Разучивая произведение, необходимо следить не только за точностью воспроизведения музыкального и словесного текста, но и за правильностью звукообразования и звуковедения.

В процессе впевания иногда полезно вокализировать песню на какой-либо гласный, что позволит преодолеть многие вокально-технические сложности. Из трудно поддающихся мест целесообразно создавать упражнения, петь, транспонируя по полутонам вверх и вниз по звуковой шкале.

Каждый педагог должен уметь правильно оценить возможности данного вокального ансамбля и подобрать произведение, которое будет наиболее полезно ученикам на данном этапе развития. Перед руководителем стоит сложная задача – не только научить вокальной технике, развить музыкальность и исполнительские данные, но и воспитать дружный, спетый коллектив с высокой музыкально-исполнительской культурой.

Заключение

Ансамбль - это уравновешенность, слитность и согласованность всех выразительных элементов ансамблевого звучания.

Оно подразумевает органичное слияние индивидуальностей, умение каждого певца слышать свою партию и ансамбль в целом. Приравнивать, подчинять свой голос общей звучности, гибко согласовывать свои действия с действиями других певцов. Ансамбль – это коллектив, в котором люди одинаково мыслят, говорят на одном языке.

В каждом ученике надо выявить самые лучшие его физические и человеческие качества. В контакте с ним с первых минут общения необходимо раскрыть красоту этих качеств, их значимость для самого ученика, для его окружения, а также необходимость их в творческом процессе.

Неординарные проявления должны иметь поддержку. Повышая самооценку, желательно выявить для ученика только ему присущую красоту, внешнюю и внутреннюю. Эта самооценка, воспитанная педагогом, важна для укрепления желаний, воли при необходимости выразить себя через голос.

Только тогда, когда каждый участник коллектива, будет чувствовать себя в нём комфортно и свободно, чтобы проявить все свои способности, когда он будет рад встрече со своими одногрупниками – друзьями и будет уверен в своём руководителе, можно сказать, что это коллектив, ансамбль в полном смысле этих слов.

При работе над докладом использована следующая литература:

1. И.Исаева «Эстрадное пение. Экспресс – курс развития музыкальных способностей». Москва, 2007.

2. Т. В. Охомуш. «Методика вокальной работы в детской эстрадной студии». Москва, 2003.

3. Сет Риггс. Аудиошкола для вокалистов «Как стать звездой». Москва, 2004.

4. Т. И. Ручинская. Методическая разработка «Основы вокальной методики». СПб, 2001.

5. Н. Д. Фокина. Курс лекций «Техника эстрадного вокала». Москва, 2006.

6.А. Билль. Методические материалы для организаторов и педагогов детских эстрадно – вокальных студий «Чистый голос». Москва, 2003.

7. Н.Б.Гонтаренко. «Сольное пение: секреты вокального мастерства». Ростов на Дону, 2006.

8. П.В.Голубев. «Советы молодым педагогам - вокалистам». Москва, 1963.

9. Н.З.Андрианова. «Особенности методики преподавания эстрадного пения». Могсква, 1999.

10. Л.В.Романова. «Школа эстрадного вокала». Санкт – Петербург, 2007. Образовательные вебинары

  • SWOT-анализ и методика его использования. Стратегический анализ, PEST-анализ, SNW-анализ в менеджменте.
  • Алгебраический материал в курсе математики начальной школы и методика его изучения.
  • Амортизация основных фондов, методика расчета амортизационных отчислений.
  • МЕТОДИКА РАБОТЫ

    ЭСТРАДНЫМ ВОКАЛЬНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ

    Разработана преподавателем МГКИ

    ПЕТРОВИЧ А.Н.

    Курс "Методика работы с эстрадным вокальным ансамблем» изучается на II – III курсах в объёме 58 часов (40 – II, 18 – на III) в соответствии с типовым учебным планом. Занятия лабораторно-практические. На III курсе экзамен.

    Данный курс включает в себя три основных раздела: «Методика организации эстрадного вокального коллектива», «Вокальный эстрадный ансамбль», «Методика работы с эстрадно-вокальным коллективом».

    Цель курса – воспитание организационных и профессиональных качеств личности руководителя эстрадного вокального коллектива.

    Задачи курса:

    · приобретение теоретических знаний в области эстрадного вокального

    · искусства;

    · изучение основных приемов и принципов работы с вокальным ансамблем;

    · исследование различных приемов достижения ансамблевой звучности;

    · определение необходимых вокально-хоровых средств для выявления художественных результатов при работе с эстрадно-вокальным коллективом;

    · овладение элементами хоровой звучности (ансамбль, строи), а также теоретическими знаниями о пении а сарреllа, многоголосии;

    · развитие музыкально-эстетического вкуса учащихся.

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    Введение в предмет

    Раздел 1. Методика организации эстрадного вокального коллектива (ЭВК) 11

    1.1. Роль руководителя. Комплектование коллектива. Материальная база. 2

    1.2. Методы и приемы прослушивания. 3

    1.3. Система занятий. Планирование работы. 3

    1.4. Музыкально-образовательная работа. 3

    Раздел 2. Вокальный эстрадный ансамбль 10

    2.2.Основные типы и виды вокальных ансамблей. Бэк-вокал. 2

    2.3. Специфика звукообразования различных певческих манер. 1

    2.4. Воспитание вокально-хоровых навыков. 1

    Контрольная работа 1

    Раздел 3. Методика работы с вокальным эстрадным ансамблем 36

    3.1. Специфика вокальной работы в зависимости от состава вокального коллектива. 3

    3.2. Дикция. 3

    3.3. Строй. 3

    3.4. Ансамбль. 3

    3.5. Средства художественной выразительности. 3

    3.6. Основные репетиционные приемы работы. 3



    3.7. Распевание и вокальные упражнения. 3

    3.8. Подбор репертуара и специфика его разучивания. 4

    3.9. Особенности работы с детским вокальным эстрадным коллективом. 3

    3.10. Организация концертно-исполнительской деятельности. 3

    3.11. Требования к солисту ансамбля. 1

    Контрольная работа 1

    Введение в предмет

    Личность руководителя как педагога, организатора и просветителя. Необходимые данные для овладения профессией.

    Необходимые психологические качества руководителя как организатора, педагога, просветителя: воля, быстрота реакции, ответственность, самообладание и т.д.

    Раздел 1. Методика организации эстрадного вокального коллектива

    1.1. Роль руководителя. Комплектование коллектива. Материальная база.

    Организационные основы работы вокального ансамбля. Руководитель – квалифицированный специалист, обладающий достаточной эрудицией, с доброжелательным отношением к людям. Его задачи – создание коллектива,

    организация учебно-воспитательного процесса, репетиционной и исполнительской деятельности.



    Комплектование коллектива. Первоначальный организационный период. Материальная база.

    1.2. Методы и приемы прослушивания.

    1.3. Система занятий. Планирование работы.

    Организация репетиционного процесса. Периодичность продолжительность репетиций. Самоуправление. Формы проведения занятий

    1.4. Музыкально-образовательная работа.

    Вокальный класс. Занятия по музыкальной грамоте, система овладения ею тесная связь с репетитором.

    Повышение уровня музыкальной культуры исполнителей. Развитие творческой инициативы участников. Организация встреч с композиторами, художниками, посещение театров, концертов и т.д.

    Раздел 2. Вокальный эстрадный ансамбль

    2.2. Основные типы и виды вокальных ансамблей.

    Однородный, смешанный. Их состав, диапазон, вокальные, технические и художественные возможности. Виды вокальных ансамблей по составу голосов.

    2.3.Специфика звукообразования различных певческих манер.

    Особенности звукообразования эстрадной, народной и академической

    манер. Их различие, сходства. Типичные недостатки и методы их устранения.

    2.4. Воспитание вокально-хоровых навыков.

    Певческая установка. Певческое дыхание. Цепное дыхание. Работа над развитием голоса, чувства ритма, гармонического слуха.

    Контрольная работа.

    Итоги работы учащихся на протяжении учебного семестра. Выставление

    текущей оценки.

    Раздел 3. Методика работы с вокальными эстрадными ансамблями

    3.1. Специфика работы с различными в зависимости от состава вокально-эстрадными коллективами.

    Женская вокальная группа. Смешанная вокальная группа. Бэк-вокал. Особенности работы.

    3.2. Дикция.

    Вокальное искусство как синтез слова и музыки. Отличие певческой дикции от разговорной. Гласные и согласные звуки, работа над ними. Взаимосвязь дикции со средствами художественной выразительности.

    3.3. Строй.

    Понятие «строй» в музыке. Строй как главный элемент хорового звучания. Виды строя: мелодический и гармонический, их закономерности. Настройка, ее значение и методы. Строй в произведениях с сопровождением а сарреllа.

    3.4. Ансамбль.

    Хоровой ансамбль, его технические возможности. Зависимость от количественного состава партий и силы их звучания. Частный и общий ансамбль.

    3.5. Средства художественной выразительности.

    Мелодия. Отличие мелодической интонации от мелодической линии Ритм его ведущая роль в музыке.

    Понятие «метр» и «размер». Простые и сложные размеры. Темп, агогика, фермата. Динамика и нюансировка. Основные динамические обозначения и группы.

    3.6. Основные репетиционные приемы работы.

    Показ нового произведения и короткий рассказ об его авторах, идеи, содержании, особенностях исполнения. Разучивание произведения: показ, выучивание отдельных партий, работа над дикцией, общехоровой звучностью. Работа над деталями.

    3.7. Распевание и вокальные упражнения. Роль распевания в вокальной
    работе.

    3.8. Репертуар. Влияние репертуара на учебно-воспитательный процесс.

    Критерии отбора репертуара. Соответствие произведения профессиональной подготовке ансамбля. Художественные качества произведения. Учет возрастных особенностей певцов. Произведения а сарреllа и с сопровождением. Источники репертуара.

    3.9. Особенности работы с детским вокальным эстрадным коллективом.

    Работа с детьми по привитию им певческих навыков и способности петь в ансамбле. Участие в ансамбле певцов-мальчиков и работа с ними.

    3.10. Концертно-исполнительская деятельность.

    Организация концертной деятельности, ее планирование. Типы и виды исполнительской деятельности. Составление концертных программ в зависимости от типа концерта, аудитории, рекламы концерта, психологического состояния певцов, руководителя. Освоение приемов пластического выражения песни, приемов хореографии. Навыки сценической речи, образного мышления. Анализ недостатков, допущенных в концерте.

    3.11. Требования к солисту ансамбля.

    Вокально-исполнительская техника (умение свободно владеть голосовыми

    данными, хорошая дикция, умение филировать звук, высокая музыкальная

    грамотность и т. д.).

    Развитие слуха – одна из существенных предпосылок в достижении вокально-ансамблевой техники. Внешний и внутренний слух. Понятие вокально-ансамблевой техники, ее отличие от вокальной. Гармонический слух, развитое чувство ритма и хорошая дикция – существенно важные моменты вокально-ансамблевой техники.

    Контрольная работа.

    Подводятся итоги работы учащихся на протяжении учебного семестра, выводится текущая оценка.

    Методика – система правил, изложение методов обучения чему-нибудь или выполнения какой-нибудь работы.

    Метод – (греч. methodos – путь к чемулибо, прослеживание, исследование) – способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом.

    Раздел I. Методика организации эстрадного вокального коллектива.

    «Вокальный ансамбль Методические рекомендации для работы в ДШИ СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка..3 Методические рекомендации в работе с вокальным ансамблем Принципы подбора репертуара в вокальном...»

    Пояснительная записка…………………………………………………………………….3

    Принципы подбора репертуара в вокальном

    ансамбле……………………………………………………………………………………………5

    Организация репетиционного процесса…………………………………………..7

    Интонационные сложности в ансамбле. Работа над ритмическим

    ансамблем………………………………………………………………………………………….9

    Дикция в вокальном ансамбле………………………………………………………..10 Вокально-хоровые упражнения………………………………………………………13 Заключение………………………………………………………………………………………17 Приложение……………………………………………………………………………………..18 Репертуарный список вокальной литературы…………………………………20 Список используемой литературы……………………………………............... 21 Пояснительная записка В последние годы малые формы совместного музицирования, в частности вокальные ансамбли (в классическом понимании), занимают значительное место в концертной практике. Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

    Работа с творческим коллективом - вокальным ансамблем строится на основе достижений многих наук: музыкознания и эстетики, психологии и педагогики.

    Курс предмета дает возможность раскрыть основы воспитательного процесса и обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учеников. Занятия в ансамбле способствуют развитию голоса, слуха, музыкально-художественного вкуса, расширяют музыкальную культуру ребят.



    Творческий коллектив (в дальнейшем именуемый «вокальным ансамблем»)– это организованный коллектив певцов, чья исполнительская деятельность подчинена единым целям и задачам.

    Цель: На основе изучения детских песен, вокальных произведений, русского романса и прочего расширить знания ребят об истории Родины, её певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций.

    Задачи:

    1. Привить любовь к вокальному искусству и научить правильно исполнять вокальные произведения.

    2. Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.

    3. Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить 2х и 3хголосному исполнению песен и романсов.

    Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.

    4.Развить индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.

    5.Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу увлеченности, успешности каждого члена ансамбля.

    Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольное и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения.

    Методические рекомендации в работе с вокальным ансамблем Понятие ансамбль происходит от французского слова ensemble – вместе, означает единство, созвучие, согласованность. «Умение певца подчинять свою индивидуальность задачам коллектива – основное правило настоящего ансамбля. Так в навыке ансамблевого пения и проявляется главная суть хорового исполнения – коллективность» (Школа хорового пения.

    / сост.В.Соколов, В.Попов, Л. Абелян. Выпуск 2 – М. 1978г. – стр.9) Работа в классе ансамбля ведется под руководством педагога. При формировании коллектива, отбираются и прослушиваются тембровые возможности каждого голоса, чтобы они «сливались», диапазон, возраст учащихся. Состав ансамбля может быть самым разнообразным, в зависимости от количества учеников. Для успешной деятельности коллектива руководитель должен заранее планировать занятия, грамотно подбирать репертуар.

    Принципы подбора репертуара в вокальном ансамбле Репертуар – звуковая карта, на которой видны творческие маршруты коллектива.

    Вопрос формирования репертуара всегда был основным в творчестве вокальных ансамблей. От умелого подбора репертуара зависят рост и перспектива развития коллектива. Чтобы правильно подобрать репертуар, руководитель должен помнить о задачах поставленных перед ансамблем и выбранное произведение так же должно быть направлено на отработку некоторых навыков.

    Репертуар должен отвечать таким требованиям:

    1)Носить воспитательный характер

    2) Быть высокохудожественным

    3) Соответствовать возрасту и пониманию детей

    4) Соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива

    5) Быть разнообразным по характеру, содержанию

    6) Подобранным трудностям, т.е. каждое произведение должно двигать коллектив вперёд в приобретение тех или иных навыков, или закреплять их.

    Брать сложные и объёмные произведения не следует. Для детей, которые будут петь это, может оказаться неразрешимой задачей, и это обязательно скажется на продуктивности в их работе, и может повлечь за собой утомление, отсутствие интереса к делу, которым они занимаются, в некоторых случаях даже отчуждение от пения вообще (зависит от характера ребёнка). Но сложные произведения должны входить в репертуар, их следует брать с осторожностью и с учётом всей последующей работы. В то же время большое количество легких произведений должно быть в репертуаре ограниченно, так как лёгкая программа не стимулирует профессиональный рост. А так же естественно он должен быть интересен участникам ансамбля, это даёт даже некоторое облегчение в работе, так как дети будут стремится как можно лучше работать и прислушиваться к каждому слову руководителя.

    И как было сказано выше - произведение должно соответствовать возрастному уровню по тематике.

    Успешный концертирующий вокальный коллектив должен иметь в перечне исполняемых произведений, сочинения различных эпох и композиторских школ, отличающихся по стилистической и жанровой направленности. Основу репертуара могут составлять сочинения русских и зарубежных классиков, народные песни, произведения современных авторов и т.д. Главное, чтобы эти произведения были высокохудожественными в музыке и тексте. Следует учитывать вокально-технические возможности поющих и «концертность»

    репертуара, в который должно входить не менее 20 произведений.

    Желательно что бы не менее половины его составляли хоры a"cappella (хорошо развивает слух, и частоту интонирования).

    Организация репетиционного процесса Выбрав произведение, руководитель прежде всего должен внимательно изучить его. Для этого надо наметить общий план исполнения, проанализировать трудные места. Прежде чем приступить к разучиванию произведения руководитель проводит беседу о его содержании и характере, сообщает краткие сведения о композиторе и авторе литературного текста.

    Формы ознакомления различны. Лучше их организовать прослушиванием (аудиозапись и д.р.) в исполнение высококвалифицированного коллектива.

    Если нет возможности прослушать запись, то художественный руководитель сам должен воспроизвести это произведение: сыграть или напеть основные мелодии под аккомпанемент. Это способствует музыкальному развитию детей, освоению музыкальной фактуры и возможности вслушиваться в гармоническое окружение мелодии, вносит в процесс активность и сознательность.

    Начальная работа - сольфеджирование. При сольфеджировании проверяется точность интонирования, правильность ритмических рисунков, т.е.

    музыкально - теоретическая основа произведения. При сольфеджировании происходит отстранение от эмоциональной стороны понимания ладогармонических, метроритмических особенностей нового произведения.

    При читке нот с листа вокальный коллектив, всё же получает первичное представление о произведении (Егоров А. Теория и практика работы с хором

    М.,1951с.226).

    Учить произведение следует по заранее намеченным частям, причём разделить их в связи со строением музыкальной речи и литературного текста, чтобы была определенная завершенность. Перейти от одной части к другой можно лишь тогда, когда предшествующая часть освоена. Но если партия трудна, разучивание следует продолжать, но к закреплению трудного места следует вернуться, после ознакомления со всем произведением.

    Процесс разучивания произведений и работы над художественно технической стороной исполнения сложен; требует от руководителя большого опыта, знаний и умения. Вывод: сначала разбор произведения по партиям, затем работа над преодолением технических трудностей и художественная отделка произведения. При этом опытный руководитель найдёт способ привнести художественность в техническую фразу, хотя бы в малых дозах. Это выражается в ярких образных сравнениях и сопоставлениях, кроме того эти образы могут и не относится непосредственно к идейно- художественному образу данного произведения.

    Это закономерно и необходимо. Нечто подобное происходит и в последний, художественный период работы, когда внимание сосредоточено к художественной стороне исполнения. Здесь обратная взаимосвязь: в процессе художественной отделки вокального произведения вкраиваются и чисто технические приёмы это тоже необходимо и закономерно.

    Таким образом можно утверждать, что процесс работы над произведением с ансамблем нельзя строго ограничивать фазами с чётко очерченным кругом технических, или художественных задач для каждой из фаз. Это будет формальным, и может приниматься лишь как схема, следуя которой руководитель в меру своего опыта, умения и способности примет те или иные методы работы.

    Итогом всех репетиционных работ становится концертное выступлениепоследнее звено в единой цепи творческого, учебно-воспитательного и образовательного процесса коллектива.

    Концерт – это важное событие как для участников творческого коллектива, так и для художественного руководителя. Это своего рада подведение итогов достигнутого. Возможность общения со зрителем посредством музыкального языка.

    Интонационные сложности в ансамбле В процессе репетиций перед учащимися стоят сложные задачи. Одна из которых - работа над интонацией. Необходимо добиваться интонационной уверенности и самостоятельности, т.к. в ансамбле, в отличии от хора, исполнитель лишен интонационной поддержке коллег по хоровой партии.

    Проверив каждый голос (сольфеджио и со словами) можно соединять их вместе. Такой метод работы будет формировать у каждого участника ансамбля функциональное восприятие своего голоса в звучании и всего ансамбля. Не может быть хорошего ансамбля без качественно выученного каждого голоса отдельно. Из других факторов, положительно влияющих на интонацию, следует отметить: правильную постановку голоса, правильное дыхание и звукообразование, умение прислушиваться к пению других и сопровождению. Работа над звуком, дикцией, ритмом и интонацией должны быть тесно связаны. В этой работе с ансамблем большое значение будет иметь показ руководителя. Опираясь на сои знания, слуховой опыт, стараться предупредить ошибки, показывая голосом, как надо петь.

    Работа над ритмическим ансамблем Для участников коллектива нелёгкой работой в процессе репетиций является выстраивание ритмического ансамбля. Под ритмическим ансамблем следует понимать: умение исполнителей одновременно начинать и заканчивать произведение и отдельные его части, одновременно и одинаково произносить слова, брать дыхание в указанных местах, вместе переходить к изменениям в темпе, чётко выявлять метрическую структуру произведения,все это является важнейшим качеством певцов, ибо в ритмичности исполнения заключается тот порядок, без которых, не может быть решена ни одна творческая задача. Развитие ритмического чутья начинается с первого же момента работы вокального ансамбля. Уже во время пения певцы относились к ритму вполне сознательно. Длительности должны активно отсчитываться.

    Способы счёта:

    Вслух хором ритмический рисунок.

    Простучать (прохлопать) ритм и вместе с тем читать ритм песни.

    После этой настройки сольфеджировать, а уж потом петь со словами.

    В профессионально обученных детских вокальных коллективах, чтобы добиться выразительности и точности ритма применяют упражнения на ритмическое дробление, что впоследствии переходит во внутреннюю пульсацию, и придаёт тембровую насыщенность.

    Ритмические особенности ансамбля вызываются также общими требованиями к взятию дыхания, обязательно в нужном темпе. При смене темпов или при паузах не допускать удлинения, или укорочения длительности.

    Известно, что «чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу: в основе его лежит восприятие выразительности музыки»(Мастера хорового искусства./сост.Лебедев К.М. – М. 2002 г.,стр.53).

    Поэтому только через активную музыкальную деятельность, возможно развить у певцов ритмическую свободу. В воспитании чувства ритма особая роль принадлежит связи музыки с движением.

    Дикция в вокальном ансамбле Еще один немаловажный аспект - работа над дикцией. О необходимости хорошей дикции упоминают все книги о вокальном искусстве. Без ясного произношения текста исполнители не смогут донести до слушателя художественную идею вокального произведения.

    Дикция – ясность, разборчивость, правильность произношения текста. В пении она играет огромную роль. Хорошая дикция способствует чистому звучанию каждой гласной и согласной в отдельности, а так же слов и фраз в целом. Органами человека, которые образуют звук, являются: губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми складками, зубы. Все это – артикуляционный аппарат. У юных певцов часто артикуляционный аппарат работает слабо (в работе мало участвуют мышцы лица, губы, язык), он скован, зажат. Очень часто дети поют с зажатыми зубами, запрокинув (приподняв вверх) голову, что ведет к зажатию челюсти. Все это мешает или делает невозможным четко и удобно, без напряжения, артикулировать.

    Артикуляционная разминка (упражнения без интонирования).

    Покусывание кончика языка.

    Покусывание языка и постепенное его высовывание до конца.

    - «Пожевать» язык попеременно, то правыми, то левыми боковыми зубами.

    - «Чистим» зубы языком (круговые движения между зубами и губами с закрытым ртом.

    Пытаемся «проткнуть» щеку (упереться языком в верхнюю, нижнюю губу, в левую, правую щеку).

    Щелканье языком (изменяя форму рта при этом издавать щелкающий звук, пытаясь произвольно издавать более высокие и низкие щелчки).

    Предлагается пощелкать одинаково, то есть выстроить унисон.

    Покусывание верхней и нижней губы.

    - «Массаж» мышц лица (круговые, разминающие массажные движения по всему лицу от корней волос на лбу до шеи).

    Покалывающие движения по лицу кончиками согнутых пальцев (так, чтобы лицо загорелось).

    - «Плохо пахнет» - сморщить нос.

    - «Удивление» - поднятие бровей.

    - «Радость, грусть» - чередование «масок».

    Круговые движения нижней челюстью (вперед, назад, «кощей»).

    Движение челюстью по кругу (вперед-вправо-назад-влево-вперед).

    При этом и правильное положение корпуса тоже влияет на свободу артикуляционного аппарата. Правильным считается прямое, без напряжения положение корпуса и головы, расправленные плечи, руки должны быть свободно опущены вниз при положении стоя или свободно лежать на коленях при положении сидя. Самое важное – свобода мышц и в то же время подтянутость.

    Педагогу необходимо постоянно контролировать выполнение правильной певческой осанки, а также демонстрировать на себе и отдельных ребятах правильное и неправильное положение при пении Если хочешь стоя петь, Не вставай ты как медведь.

    Спину выпрями скорей, Ноги в пол упри смелей.

    Раз, вдох и запел, Птицей звук полетел.

    Руки, плечи, все свободно, Петь приятно и удобно.

    В работе над произведением - дикции, артикуляции, орфоэпии (правильность произношения) уделяется огромное внимание. Вокальная орфоэпия и орфоэпия речи сильно отличаются. На первом этапе обозначаются логические ударения, смысловые центры. «Певческий текст в пении воспринимается только при сохранении исполнителями правильных речевых ударений в сочетании их с музыкальным рисунком произведения»

    (Постановка голоса и методика обучения пению./сост. Далецкий О.В.- М.1990 г., стр.7). В речи безударные окончания сами собой, по привычке, произносятся тише, слабее. В пении это так же необходимо, чтобы не исказить смысл и не нарушать правила культуры речи. Но в пении, даже самая короткая, неударная гласная должна пропеваться. Педагог должен приучить детей ярче петь ударные гласные (опереться на них), и тогда безударные гласные (например, окончание слова) уйдут на второй план.

    Основным правилом певческой дикции является краткость и активность произношения согласных. «В пении гласные – река, а согласные – берега».

    Гласные должны звучать плотно, а согласные – четко, энергично, коротко.

    Внимание к слову – одна из характерных черт русской вокальной школы.

    Одним из его основоположников был М.И.Глинка, именно у него мы находим замечательное высказывание: «В музыке, особенно вокальной, ресурсы выразительности бесконечны. Одно и тоже слово можно произнести на тысячу ладов, не переменяя даже интонации, ноты в голосе, а переменяя только акцент, придавая устам то улыбку, то серьезное, строгое выражение.

    Учителя пения обыкновенно не обращают на это никакого внимания, но истинные певцы, довольно редкие, всегда хорошо знают все эти ресурсы»(Воспоминания о М.И.Глинке. Избранные статьи./сост. А.Серов. – т.1 – М.,1950 г.,стр.139).

    Вокально-хоровые упражнения Важная роль в работе с вокальным ансамблем уделяется вокально-хоровым упражнениям. Цель упражнений – вооружить коллектив техническими приемами, которые помогут ему выразительно исполнить сочинения различные по характеру и степени трудности. Упражнения расширяют диапазон, вырабатывают ансамблевые, интонационные навыки, развивают технику (например, пение в быстром темпе, цепное дыхание). Наконец в значительной мере они направлены на то, чтобы создать в ансамбле единую манеру пения. Первое упражнение должно быть удобным по тесситуре и целесообразно, чтобы оно было постоянным. Это помогает возобновить певческие ощущения.

    Русский язык удобен для пения, но есть гласные звуки неудобные – в распевании будем их чередовать с более вокальными гласными. Гласные в пении отличаются длительностью, емкостью, речевые же гласные пестры.

    Использование согласных «м», «д» снимает напряжение в работе языка.

    «в» активизирует работу губ, зубов.

    Гласная «и» - высветляет тембр, «м», «н», «р», «л» - сонорные согласные, звучат без шума, интонируются на прилежащем к ним гласном звуке, способствует напевному звучанию.

    Расширение диапазона, раскрепощение мышц лица.

    Первые 2х и 3хголосные упражнения и произведения следует выбирать с "педалью" - выдержанным звуком в каком-либо голосе. "Педаль" особенно характерна для русских народных песен подголосочного склада. Эти песни являются наиболее благодатным материалом для воспитания навыка пения многоголосия. Наличие в отдельных партиях выдержанных звуков и определенная самостоятельность каждого голоса при общих опорных мелодических оборотах упрощают разучивание русских народных песен.

    (Остальные упражнения помещены в Приложении) Овладение навыком многоголосного пения во многом зависит от степени развития музыкального слуха. Как известно, музыкальный слух есть способность нашего слуха анализировать музыкальную высоту. Различают слух мелодический - по отношению к мелодии, и слух гармонический - по отношению к созвучиям.

    В многоголосном пении особое значение имеет гармонический слух. Пение отдельных интервалов и аккордов сначала в мелодическом движении, а затем и многоголосно, узнавание функций лада на рояле или при исполнении ансамблем, вступление в заданный тон, разучивание специальных упражнений и самого разнообразного репертуара - все это помогает успешному развитию гармонического слуха. Необходимо так же постоянно совершенствовать внутренний слух - способность слышать музыку и отдельные ее элементы. Именно этот вид слуха помогает как бы предварительно слышать то, что подлежит исполнять. Умение "предсказывать" звучание отдельных ступеней, интервалов и аккордов позволяет ансамблю петь интонационно чисто.

    Все, что было сказано о многоголосном пении, следует отнести и к пению без сопровождения. Этот тип вокального исполнения является самым трудным, но вместе с тем и самым интересным. Свободное владение навыком пения без сопровождения является главным показателем достижения наивысшей ступени вокального мастерства, так как красота и богатство человеческого голоса представлены здесь в наиболее полном виде.

    Пение а capella требует развитого чувства певцов ко всем сторонам вокальной звучности, а также достаточно совершенного владения вокальными навыками.

    Навык пения без сопровождения приобретается в постоянной тренировке. В этом смысле большую пользу приносит разучивание специальных упражнений, пение без сопровождения вокальных произведений, написанных с инструментальным сопровождением, а также умелый подбор репертуара.

    Особое значение в воспитании навыка многоголосного пения без сопровождения имеет народная песня. Многие качества народной песни помогают выработать устойчивость строя. Но, пожалуй, самое важное, что необходимо заимствовать нам у народных певцов - это подлинную увлеченность своим исполнением, благодаря которой народные певцы достигают глубокой выразительности и чистоты строя.

    Поэтому и руководитель, работающий с детьми, должен стремиться к тому, чтобы ребенок в ансамбле испытывал творческое вдохновение и искреннюю увлеченность многоголосным пением. Благодаря сценической выразительности, произведения в вокальном ансамбле будут иметь большое эмоциональное воздействие. «Нет большего удовольствия, чем то, когда вы почувствуете, что своим выступлением создаете настроение, объединяете зрителей в свою музыкальную веру. Вот для этой высокой цели и стоит учиться, трудиться…»(О музыке и музыкантах./сост.Птица К.- ИЧП, 1995 г.,стр.45) Заключение Ансамблевое пение в эстетическом воспитание детей всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры, философами, мыслителями всех времён и стран. В России идея первичности, т.е. основополагающей роли ансамблевого пения, заключается в самобытном складе российской музыкальной культуры, культуры по преимуществу вокальной. Поддержание лучших отечественных традиций вокально-хорового исполнительства всегда обусловлено школьным обучением, так как именно в музыкальных школах на самом раннем образовательном уровне детей существует возможность целенаправленного вокально-хорового воспитания с одновременным решением задач музыкально-эстетического развития. Прямая обязанность руководителя вокального ансамбля так усовершенствовать методы работы с коллективом, чтобы они служили не только целям музыкально-образовательным, но и воспитательным в самом широком смысле слова.

    Ансамблевое пение – искусство массовое, оно предусматривает главное – коллективное исполнение художественных произведений. Осознание детьми того, что совместное, дружное пение – это хорошо и красиво, осознание каждым из них того, что он участвует в этом исполнении и что песня, спетая ансамблем, звучит выразительней и ярче, чем если бы он спел её один, – осознание этой силы коллективного исполнения является для юных певцов фактором для дальнейшего творческого развития.

    Приложение Упр.№1 – активное, короткое дыхание, интонационно устойчивое пение каждого звука и утрированное произношение согласных Упр.№2 – широкое дыхание и напевный льющийся звук Упр.№3 – развитие навыка 3-хголосного пения на различные слоги Упр.№4 – соблюдение при 2хголосии, чистоты терции, а также ансамбля – равновесие между первыми и вторыми голосами Упр.№5 – для 4хголосного ансамбля Репертуарный список вокальной литературы Романсы и дуэты Русских композиторов (Золотой репертуар вокалистов). – Л., 2000 г.

    Дуэты. Репертуар начинающего певца/сост. Далецкий О.В. – М.,2001 г.

    Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. Тетрадь 2 / сост. А.Скульский – М., 1983 г.

    Трио и квартеты русских композиторов. – М.,1981 г.

    Песня всегда с тобой (для женского вокального ансамбля в сопровождении фортепиано и без) – М.,1966 г.

    Сборник вокальных ансамблей, ч. 3 / сост.Н.Райский – М.,1949 г.

    Используемая литератур:

    Далецкий О.В. «Вокальная подготовка» - М.,2003 г.

    Лебедев К.Н. «Мастера хорового искусства» - Л.: Тенета – Бартенева, М.,2002 г.

    Птица К.Б. «О музыке и музыкантах» - ИЧП, 1995 г.

    В.Соколов, В.Попов, Л.Абелян «Школа хорового пения»,выпуск 2 – М.,1978 г. Столетов, И. А. Чихарев Учебно-методическое пособие Издательство "Известия" Москва Учебно-методическое посо...» образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского" Балахнинский филиал И.В. Гурылева...»

    МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ

    Овчинникова Л.К.

    Москва, 2015

    Методика преподавания вокального ансамбля. Методические рекомендации. Автор – профессор кафедры академического пения Овчинникова Л.К.

    Введение…………………………………………………………………..3

    Особенности работы в ансамбле………………………………………...4

    Методические трудности работы с ансамблем…………………………6

    Практическая часть курса методики вокального ансамбля……………8

    Примеры вокальных ансамблей…………………………………………9

    Примеры разбора вокальных ансамблей…………………………… 12

    Введение

    Вокальный ансамбль – это один из важнейших специальных курсов в средних и высших специальных музыкальных заведениях. Он вносит существенный вклад в формирование современного певца. Огромный ансамблевый репертуар - камерный, оперный, кантатно-ораториальный, песенный – представляет большую художественную и педагогическую ценность, педагогический потенциал развития вокалиста.

    Знание ансамблевой литературы повышает эрудицию, формирует вкус будущего артиста-профессионала. а также расширяет музыкальный кругозор и музыкально-художественные представления. Кроме того, это впоследствии значительно обогащает его исполнительный репертуар и, как финал, педагогический репертуар и практические возможности.


    Особенности работы в ансамбле

    Работа над ансамблем способствует формированию у студентов необходимых навыков ансамблевого исполнения. Что мы видим под названием «ансамблевое исполнение».

    2) Чувство ритма

    3) Внимание

    4) Интонирование

    5) Фразировка

    6) Вокализация

    7) Динамика

    8) Слово (т.е. текст)

    9) Дыхание

    Да, это все есть и в сольном исполнении, но здесь мы воспитываем чувство «самоконтроля и взаимоконтроля». Самоконтроль – это отношение к своей партии как к самостоятельной художественно-завершенной миссии и образу. Взаимоконтроль подразумевает, что партия и ее исполнение является частью коллективно создаваемого музыкального образа, а значит, он должен быть целостен и не распадаться на мелкие части. Для этого вырабатывается точность реакции, достигается максимальная свобода владения материалом, и определенно корректные отношения между исполнителями. Так например, если тема переходит в другой голос, то исполнителям других голосов необходимо создать удобную звуковую палитру (динамику), при которой новый голос (подголосок) будет ярче очерчен (а не перекрывать его). Тогда целостность образа будет соблюдена.



    Часто успех эффективного взаимодействия исполнителей, и как следствие, создание целостного художественного произведения кроется в атмосфере занятий. Взаимные доброжелательность, но и требования к партнеру обязательны! Доброжелательная, творческая атмосфера должна рождать общность художественных задач. В идеале, это должно быть единство технических приемов! Высокая организованность, доброжелательность, профессиональная требовательность – это залог отличных результатов и достижений в самостоятельной артистической, а в дальнейшем и педагогической деятельности вокалистов.


    Методические трудности работы с ансамблем

    Как будущие преподаватели вы должны быть готовы к неизбежным трудностям: непредсказуемый и каждый раз новый состав голосов; различный уровень подготовки студентов; ограниченность вокальных данных певцов; зачастую, различие вокальных школ, «болезненная» перестройка, особенно в начальной стадии; притирки по голосам, темпераментам, дисциплине. Задачи преподавателя – решить, кого с кем объединять, выработать репертуарную политику. Надо быть хорошим психологом, уметь преодолевать перечисленные трудности, хорошо знать репертуар, уметь точно подбирать и чередовать различные формы работы. Постепенно усложняя технические и художественные задачи, мы получим хороший прогресс результатов. Лучше давать последовательно усложнение материала. Разделим виды ансамблей по этапам сложности:

    3) дуэт в форме канона;

    4) ансамбль a capella;

    5) ансамбль с самостоятельными, независимо разработанными линиями голосов;

    6) полифонический ансамбль;

    7) ансамбль, содержащий следующие трудности:

    Интонационные,

    Гармонические,

    Метроритмические;

    8) виртуозный ансамбль с большим количеством участников (секстеты, оттеты, нонеты);

    9) оперный ансамбль как высшая сложность.

    Исполнение камерного, концертного и оперного репертуара дает возможность расширения музыкального языка. Однако в процессе занятий нужно повышать навыки чтения с листа и пассивное ознакомление с репертуаром (записи, концерты) с обязательным обсуждением с педагогом.


    Практическая часть курса методики вокального ансамбля

    Практическая часть курса представляет собой разбор урока по вокальному ансамблю. Она направлена на освоение будущими артистами и педагогами основ методики работы с вокальным ансамблем. Практическая работа состоит из следующих этапов:

    2) Студент А выбирает музыкальный материал - произведение для вокального ансамбля (будет интереснее, если студент А выберет незнакомый студенту Б материал).

    3) Студент А знакомится с композитором произведения, изучает его эпоху, школу (у кого он учился), известные произведения, преобладающие жанры, особенности изобразительных приемов.

    5) Ознакомившись с произведением, студент А в письменном виде рассказывает о произведении, его задумке, характере, подводя студента Б к пониманию того, как исполнять это произведение. При необходимости производится гармонический разбор произведения.

    6) Далее письменно и в нотном тексте студент А делает соответствующие пометки и инструкции. Например, как должны взаимодействовать голоса (какой выходит на первый план, какой прибирается; повторяют они друг друга эхом или «наступают» друг на друга), какова динамика при одновременном голосоведении, каковы «характеры» голосов и т.д.

    7) Студент А репетирует о студентом Б, отрабатывая задуманное на практике.

    8) На показательном занятии студент А представляет свой разбор произведения и исполняет произведение со студентом Б.

    Занятие в объединении "Эстрадное пение"
    по теме: "Работа с вокальным ансамблем"

    Эстрадная и джазовая музыка как один из ведущих музыкальных жанров развивается под влиянием различных национальных традиций. Новые идеи приходят сегодня в популярную музыку, раздвигая её горизонты. Синтез элементов многих стилей и жанров не только фактор моды, но и естественный ход развития музыкального творчества и исполнительства.
    В последнее время возрос интерес к вокально-ансамблевому пению. А музыкальный вкус слушателя подчас портят далеко не лучшие образцы бытовой эстрадной музыки, звучащей повсеместно. Наша задача – сформировать, раскрыть и приумножить творческие способности воспитанников, занимающихся в вокальных ансамблях.
    Работа с творческим коллективом, вокальным ансамблем строится на основе достижений многих наук: музыкознания и эстетики, психологии и педагогики. В основе работы творческого коллектива лежат увлеченность и духовная общность, определяющие деятельность творческого коллектива. Через исполнительскую деятельность раскрываются любовь к музыке, ансамблевому пению.
    Творческий коллектив (в дальнейшем именуемый также «вокальным ансамблем») - это организованный коллектив певцов, чья исполнительская деятельность подчинена единым целям и задачам. Вокальный ансамбль возглавляет руководитель (лидер). Индивидуальная работа руководителя с участниками ансамбля носит многоплановый характер. Во время репетиций, концертов и в процессе подготовки к ним участники ансамбля должны выполнять все указания руководителя, точно следуя установленному режиму работы. В межличностном общении приобретается опыт эмоционально-творческих контактов на основе взаимного интереса и доброжелательного отношения друг к другу. В результате продуманной учебно-воспитательной работы развивается творческая инициатива каждого участника ансамбля и открывается перспектива для развития всего коллектива.
    Для успешного существования вокального ансамбля большое значение имеет правильно подобранный репертуар. Репертуар должен отвечать задачам музыкально-художественного воспитания ансамбля и, в то же время, должен быть доступен по вокально-техническому и исполнительскому уровню. В репертуар необходимо включать произведения разнообразные по форме, жанру, содержанию.
    При выборе произведения необходимо учитывать следующие параметры: количество голосов; их тесситурные возможности; интонационные, ритмические, динамические трудности; наличие аккомпанемента («живой инструментальный ансамбль» или «фонограмма»).
    Эти же принципы лежат в основе вокальных аранжировок.

    Задачи курса «Работа с вокальным ансамблем».

    Музыкально - исполнительский процесс в ансамбле предполагает овладение его участниками системой специальных музыкально - теоретических вокально-ансамблевых знаний, умений и навыков, применение которых неразрывно связано с теорией и практикой музыкального исполнительства.
    Теория и практика работы с вокальным ансамблем неотделимы от основных приемов работы с хором. В методике вокально-ансамблевой работы знания акустических закономерностей и механизма работы голосового аппарата необходимы для руководителя.
    По мере развития музыкальной культуры и возросшего интереса слушательской аудитории, все настоятельнее ощущается потребность осмысления накопленного вокально-хорового опыта. В постоянном изменении отношения к певческому делу меняются задачи, стоящие перед ним.

    Вокальный ансамбль, как творческий коллектив.
    1. Цели и задачи.
    - творческий коллектив как вокальная организация;
    - создание творческой атмосферы, духовная общность, ответственность каждого в ансамбле;
    - музыкально-просветительская работа как важный фактор воспитания вкуса и художественной культуры людей.
    2. Голосовой аппарат и его функции.
    - голосовой аппарат как система голосообразования;
    - строение и работа гортани, органы дыхания, артикуляционный аппарат и резонаторы.
    Работа с детским ансамблем
    1. Особая роль руководителя.
    - создание руководителем творческого контакта, искренних и доверительных отношений – залог активной жизнедеятельности детского коллектива.
    2. Возрастные особенности детского голоса.
    - основные правила охраны детского голоса. Опора на ассоциативную доступность в применении вокальной методики, естественность пения;
    - органичность и естественность пения.

    Ансамбль, общее понятие.
    1.Несколько значений слова «ансамбль»;
    - ансамбль как группа совместно выступающих музыкантов и «искусство» ансамблевого пения;
    - обусловленность ансамбля жанровыми признаками, стилистикой, составом исполнителей;
    - умение одного музыканта соизмерять свою художественную индивидуальность с другими музыкантами в ансамбле.
    2. Ритм в ансамбле.
    - ритм – пульс;
    - достижение метроритмического единства движения в комплексе исполнительских задач;
    - «звучащая» пауза;
    - развитие ритмического чувства как работа над дикцией, орфоэпией, динамикой, характером звуковедения, фразировкой.

    Строй в ансамбле.
    1. Равномерно-темперированный и зонный строй.
    - естественное отклонение от равномерно - темперированного строя в вокальном ансамбле - результат индивидуальной манеры интонирования;
    - законы интонирования;
    - зависимость интонирования от ритма и темпа исполняемого произведения.
    2. Гармонический и мелодический строй.
    - вертикальный и горизонтальный строй;
    - формирования чистого интонирования – система целенаправленных занятий.
    -
    Средства исполнительской выразительности.
    1. Темп.
    - многозначность художественного образа произведения и многовариантность его прочтения;
    - связь темпа с художественным образом, гармонией, ладом, ритмом.
    2 Динамика.
    - относительный уровень градации громкости («тихо», «умеренно», «громко»);
    - изменение темпа в зависимости от содержания текста.
    3. Тембр.
    - непосредственное воздействие на слушателя;
    - тембр как окраска голоса и певческая манера.
    4. Штрихи.
    - тесная связь с другими средствами исполнительской выразительности;
    - «легато», «нон - легато», «стаккато».
    5. Фразировка.
    - музыкальная фраза, общее понятие;
    - зависимость от литературного текста;
    - произношение поэтического текста в ансамблевом исполнении.
    6. Соотношение музыкальной и литературной речи.
    - разное взаимодействие литературной музыкальной структуры в произведениях;
    - интерпретация художественного образа.
    7. Орфоэпия в пении.
    - основные нормы литературного произношения, правила орфоэпии.

    Некоторые вопросы аранжировки для вокального ансамбля.
    .1.Анализ произведения.
    - определение жанровых истоков и стилистических особенностей произведения;
    - творческий подход к поэтическому тексту;
    - взаимосвязь речевой и музыкальной ритмоинтонации
    2. Вокальная аранжировка.
    - реальные возможности ансамбля;
    - диапазон, тесситура, выбор удобной тональности;
    - логика и плавность голосоведении.
    -
    Выучивание произведения с ансамблем.
    1.Три периода выучивания произведения.
    - технический;
    - художественный;
    - генеральный (по П. Чеснокову).
    2. Некоторые способы разучивания произведения с вокальным ансамблем:
    - пение но нотам, адаптация к ансамблевой партитуре каждого поющего в ансамбле;
    - работа над унисоном, мелодическая «речитация»;
    - индивидуальный опрос поющих;
    - исполнение произведения без дирижера.

    1. Багадуров В. «Вокальное воспитание детей» М., 1980.
    2. Чесноков П. «Хор и управление им» М., 1968.
    3. Птица Кл. «Работа с детским хором» М.,1981.
    4. Апраксина О. «Методика развития детского голоса» М.,1983.
    5. Соколов В. «Средства художественной выразительности. Работа с хором»
    М., 1983.
    6. Балашов В. «Поэтическое слово и вокальная интонация»// Работа в хоре
    М., 1977.
    7. Аванесов Р. «Русское литературное произношение» М.1994.
    8. Дмитриев Л. «Основа вокальной методики» М., 2000.