Но с графическим рисунком заработок. Практическая реализация идеи

Современные технологии разрушают стереотип о постоянно голодном и нищем художнике, работы которого видят только стены мастерской. В издательстве «Манн, Иванов и Фербер» вышла книга «Твори целый день» Лизы Конгдон , которая делится психологическими и практическими инструментами для последовательных шагов работы в сфере творческих индустрий: от поиска каналов продаж до выбора компании-экспедитора. T&P публикует несколько глав вместе с реальными историями людей, опровергающими миф о том, что невозможно делать деньги будучи художником.

Лиза Конгдон

художник и иллюстратор из Калифонии. Занимается дизайном книг, канцелярских принадлежностей, тканей и домашней утвари. Участвует во многих выставках, выступает на профессиональных конференциях, ведет популярный блог о жизни и работе.

Исследование различных источников дохода

Итак, ваш корабль отходит от пристани, увлекая вас в бурное море художественной карьеры. Очертания, которые примет ваш творческий бизнес, нужно определить с самого начала. У вас есть несколько вариантов, о которых мы и поговорим на страницах этой книги. Например, можно продавать оригиналы своих работ или оттиски, заниматься иллюстрированием и предоставлять права использования. Но с чего же начать? Мои слова могут прозвучать как избитая истина, но лучший совет, который я получила, когда сама начинала карьеру в искусстве, был таков: «Следуй велению сердца». Не существует единого пути, который сработает для всех и каждого; так что решение о том, что станет лучшим лично для вас, определяется неповторимыми обстоятельствами вашей собственной жизни, вашими сильными сторонами, целями, ресурсами и опытом.

Некоторые художники полностью обеспечивают себя, сосредоточившись на единственном источнике дохода, например на иллюстрировании или продаже произведений искусства. Но вообще в наше время принято иметь несколько таких источников. Диверсификация доходов - замечательный способ сделать ваше художественное предприятие интересным и динамичным, к тому же вы не будете зависеть от единственного способа заработать на жизнь. Когда один из источников начнет иссякать, на поверхность выйдет другой. Кроме того, на время обратиться к другому виду заработка можно и в том случае, если вы устанете от какого-то определенного способа продажи своих работ. После того как оригинал рисунка будет продан, вариант получения пассивного дохода, например такого, как предоставление права использования, не потребует большой дополнительной работы, при этом вы сможете на протяжении многих лет получать доход из этого источника и продолжать работать над новыми оригинальными произведениями.

Читая следующие главы этой книги и оценивая возможные источники дохода, подумайте, какие из них принесут вам больше удовольствия и будут лучше соответствовать вашей работе. Не позволяйте себе делать выбор в пользу того или иного потенциального варианта только потому, что он, по-вашему, выглядит более прибыльным. Если источник дохода не соответствует вашим ценностям или вызывает неудовольствие, то в результате он лишит вас вдохновения и оставит чувство неудовлетворенности.

Самый разумный подход - начать с чего-то небольшого, особенно если у вас помимо искусства есть другая работа. Если сразу взять старт со слишком большим количеством источников, они могут захлестнуть вас с головой. Поэтому лучше ограничиться одним-двумя, а нащупав основное русло и начав зарабатывать, уже думать о других. Возможно, вы обнаружите, что управление интернет-магазином отнимает слишком много времени, а общение с заказчиками, приобретающими ваши иллюстрации, мешает творческому процессу. Если какой-то из источников дохода у вас не работает - не волнуйтесь, это в порядке вещей. Процесс исследования различных способов реализации своих работ или получения дохода от своих талантов требует неоднократных по- пыток и большого количества времени, и ошибки неизбежны. Но вооружившись терпением и открывшись миру, вы в итоге найдете свою персональную нишу.

Составление маркетингового плана

Я советую составлять маркетинговый план на каждый квартал в течение года. В зависимости от сезона, ваших карьерных устремлений и того, над чем вы в данный момент работаете, маркетинговые планы для каждого квартала будут выглядеть по-разному. Например, в третьем квартале, когда вы активно работаете в преддверии отпускного сезона, можно сосредоточить свои маркетинговые усилия на получении новых заказов, а в четвертом - на повышении продаж в магазине. Если вы начинаете свою карьеру в качестве художника-иллюстратора, лучше всего заняться продвижением в первом квартале, чтобы ваши открытки не затерялись в отпускной суете в редакторских офисах. Мыслите стратегически, занимайтесь маркетингом каждый день, а не только во времена затишья - и ваши усилия в будущем дадут хорошие дивиденды.

Ваш маркетинговый план должен учитывать все составляющие рекламной кампании, в том числе пресс-релизы, публикации в вашем блоге - вплоть до крупной кампании в социальных сетях. Cоставьте таблицу на каждый квартал, распланировав в ней маркетинговые мероприятия по неделям. Укажите все действия, которые вам необходимо предпринять, и крайние сроки их выполнения. Чем лучше вы организуете свою рекламную кампанию, тем большую отдачу от нее получите.

Как найти свою нишу

Если вы размышляете, не заняться ли вам иллюстрированием, спросите себя: «Для какого сегмента этого рынка мои работы подойдут больше всего?» или «Какая из областей иллюстрирования мне более всего интересна?» Когда я только начинала, то завела себе специальную «доску вдохновения», где отметила, какие работы я хотела бы сделать, и области иллюстрирования, отвечавшие моим увлечениям. Поскольку в моих работах главное - это колорит и жизнерадостный настрой, а не концептуальное содержание, я понимала, что мне лучше всего работать над оформлением канцелярских товаров и предметов домашнего обихода. Кроме того, меня привлекало иллюстрирование книг, поэтому пришлось поработать над сюжетно-тематической составляющей моего портфолио.

Не пожалейте времени, чтобы изучить потенциальные сферы применения вашего таланта и понять, на чем бы вы хотели остановиться, - это поможет решить, какие области иллюстрирования вам возвести в разряд целевых и какие изменения понадобится внести в ваши произведения.

Как полноценно использовать время простоя

Ключевое слово, характеризующее карьеру свободного художника, - непредсказуемость. Но даже когда бизнес идет вяло, всегда есть возможность привести в порядок дела, чему-то научиться и заложить основы для будущего роста. В такие периоды важно регулярно проводить определенное время за работой и заниматься развитием своего художественного бизнеса по следующим направлениям:

Формировать портфолио. Это один из лучших способов использовать время простоя. Начните создавать новые произведения, которые впоследствии можно будет использовать в оформлении коммерческой продукции, например обложек ежедневников или кухонных полотенец. Таким образом вы пополните свое портфолио образцами работ, которые будущие клиенты, возможно, решат использовать в изготовлении своей продукции. Кроме того, вы сможете обратиться в галерею и договориться об организации показа ваших новых произведений.

Работать волонтером. В главе 4 говорилось о важности участия в жизни местного художественного сообщества как о средстве нетворкинга и установления контактов, которое впоследствии может оказать благотворное влияние на вашу художественную карьеру. Так вот, «низкий сезон» можно использовать для того, чтобы поработать в некоммерческой художественной организации, на художественной площадке или стажером в галерее. Работая в галерее, можно многое узнать: как произведения искусства продаются коллекционерам, как организуют и проводят выставки, что представляют собой взаимоотношения художников и владельцев галерей. Работая волонтером в некоммерческой художественной организации, вы узнаете, как получить грант, как добиться включения своих работ в запланированные выставки, как принять участие в крупных мероприятиях, например в аукционах.

Заниматься маркетингом. Используйте свободное время, чтобы «засветить» свое имя. Просмотрите свои маркетинговые материалы: не пришло ли время обновить информацию на сайте? Если да, то добавьте на сайт образцы новых работ, отзывы СМИ, сведения о полученных наградах, подумайте над улучшением дизайна. Вы давно общались в соцсетях? Уделите время общению в Facebook, Twitter и Instagram, изучите варианты расширения своего присутствия в сети. Вы давно не писали в своем блоге? Тогда начните новый персональный проект и напишите о нем. Когда вы в последний раз рассылали художественные открытки галереям своей мечты и арт-директорам? Воспользуйтесь появившимся временем, чтобы разработать дизайн открытки с изображением лучшей из ваших новых работ.

Никки Макклюр

Художник, мастер искусства бумажной пластики, Олимпия

В самом начале карьеры Никки принес известность «самиздатовский» календарь-ежегодник в фирменном черно-белом изобразительном стиле бумажной пластики - наилучшая практическая демонстрация ее достоинств, среди которых терпение, умение много работать и заботиться о том, что действительно для нее дорого. А еще Никки выпускает постеры, книги, открытки и футболки. Никки Макклюр - блистательный пример того, как реализовать свои ценности, чтобы процветать в искусстве и бизнесе, и как рассказать в своих произведениях всему миру о том, что вам дорого: о силе любви и надежды, о красоте повседневных вещей, о заботе об окружающей среде и о возможности изменить мир к лучшему.

Лиза Соломон

Художник, работает в стиле смешанной техники

Лиза имеет степени бакалавра прикладных искусств Калифорнийского университета в Беркли и магистра изящных искусств колледжа Миллс. Ее работы, отражающие интерес к сочетаниям стилей в ремесле и домашнем обиходе, представлены на выставках по всему миру - от музея искусств Сан-Хосе до музея Koumi-Machi Kougen в Японии. Работы Лизы выставлялись в различных галереях, среди которых галерея фотографий Дэвида Вайнберга в Чикаго и художественная галерея Гарсона Бейкера в Нью-Йорке. В настоящее время она сотрудничает с галереей Уолтера Масьеля в Лос-Анджелесе, известной в Сан-Франциско как Fouladi Projects. Работы Лизы изданы в виде монографии Hand/Made. Кроме того, она автор книги об искусстве вышивки «Узелки, нитки, стежки» (Knot Thread Stitch). Но, несмотря на активное занятие творчеством, Лиза находит время, чтобы вести блог и обучать студентов искусству в Государственном университете Сан-Франциско.

Эстер Перл Уотсон

Художник, иллюстратор, Пасадена

«Когда вы только начинаете карьеру художника или иллюстратора, стоит соглашаться на большинство заказов, которые вам предлагают, - именно так завязываются контакты и формируется портфолио. И, кроме того, только так и можно понять, какие занятия вам по душе, а какие - нет. Позже, когда вы это поймете, можно выбирать компании и проекты, в отношении которых вы будете уверены. Еще мы считаем, что важно получать хорошую оплату за свою работу. Если заказчик говорит: «Вы получите большую известность, а вот заплатить вам мы не можем», - для нас это как красный сигнал светофора! Если же мы уже работаем над каким-то заказом, то увеличиваем сумму вознаграждения. Лишний труд должен оплачиваться!»

Долан Гейман

Художник, работает в жанре смешанной техники, Чикаго

Долан Гейман рос в Шенандоа-Вэлли, где он бродил по окрестностям, забирался в заброшенные дома и собирал различные предметы. Детство, проведенное в сельской местности, наложило сильный отпечаток на его картины и коллажи, которые он создает в уникальном стиле поп-фолка. Долан учился в Университете Джеймса Мэдисона в Харрисонберге, а окончив его со степенью бакалавра изящных искусств, вскоре отправился в Чикаго на автомобиле, вооруженный кипой картин, небольшим запасом провизии и удочкой для рыбной ловли. Здесь он хотел заявить о себе как о художнике. Несколько лет спустя Долан создаст множество произведений и печатных репродукций. Помимо управления магазином Etsy и участия в жюри художественных ярмарок Долан сотрудничает с международными розничными компаниями, которые продают оригиналы его произведений, а также создаваемые им недорогие художественные сувениры и предметы декора. Кроме того, он предоставляет права на свои произведения таким компаниям, как Anthropologie, Fossil, Pendleton Woolen Mills и Urban Outfitters.

Творчество может стать прибыльным занятием. Особенно это касается создания портретов на заказ. Открыть бизнес с нуля по написанию портретов может любой художник. Стоит лишь правильно организовать бизнес, продумав все технические и финансовые вопросы.

Как создать бизнес на написании портретов

Изобразительное искусство постоянно развивается и становится все разнообразнее и современнее. Поэтому художники, желающие зарабатывать на своем таланте и умениях, могут применить свои навыки в практическом русле, в том числе писать портреты на заказ.

Востребованность интересных и необычных подарков постоянно возрастает, поэтому свою популярность не теряют портреты на заказ. Современные художники могут предлагать как создание какого-то одного типа портретов, так и различные виды услуг.

Наибольшим спросом традиционно пользуются:

  • портреты маслом, пастелью, акварелью или карандашом с натуры;
  • любой вид портрета по фотографии;
  • портрет в стиле поп-арт;
  • подарочные варианты, выполняемые в определенной стилистике.

Поскольку профессиональных художников, предлагающих свои услуги, в том числе и в деле написания портретов, сегодня немало, необходимо сразу продумать, в чем будет заключаться «фишка» предложения нового участника рынка. Одним из таких моментов может стать оформление портретов в особенном стиле или создание срочных портретов и некоторые другие интересные идеи.

Основная сложность бизнеса в области создания портретов заключается в необходимости тщательной организации деятельности: обязательно поэтапное планирование и серьезные финансовые расчеты.

Бизнес-план должен включать следующие основные пункты:

  • анализ выбранного направления деятельности: уровень востребованности подобных услуги и занятости этой ниши. Здесь нужно провести мониторинг существующих предложений и обратить внимание на разнообразие предлагаемых услуг и ценовую политику основных участников рынка;
  • создание стратегии будущего бизнеса: следует определиться с тем, какие услуги будут предлагаться клиентам и установить ценовую шкалу. В этом пункте плана делают выводы относительно целевой аудитории и определяют наиболее эффективные методы поиска клиентов;
  • финансовые расчеты: определяют характер и размер будущих вложений, общий бюджет, необходимый для открытия бизнеса и дальнейшего его продвижения и, с учетом ожидаемой прибыли, подсчитывают рентабельность нового бизнеса.

Поскольку открыть бизнес с нуля по созданию портретов различного характера можно самостоятельно, без привлечения дополнительных сотрудников и оборудования отдельного помещения, работая на дому, стартовые инвестиции будут несущественными.

Наиболее значительными будут затраты по закупке рабочих инструментов, оборудования и расходных материалов, существенными могут быть и затраты на рекламную кампанию. Если подсчитать примерные расходы на организацию деятельности по созданию портретов, то закупка холстов, мольбертов, красок, карандашей, кистей, емкостей для жидкостей, расходных материалов и прочего при небольшом объеме работы на начальном этапе обойдется в пределах 100 – 200 тысяч рублей . В перспективе, при развитии деятельности и расширении клиентской базы, а значит, увеличения количества заказов, придется закупать больше материально-технического оснащения. Около 50 тысяч на начальном этапе должно быть потрачено и на рекламу услуг художника-портретиста, столько же – на дополнительные расходы, в том числе установку программного обеспечения, если художник будет предлагать и портреты в современной обработке или сувенирные варианты.

Что касается возможного заработка, можно добиться очень высоких результатов в первые месяцы работы. Так, установив на начальном этапе цену около 400 рублей за рисунок, выполненный на заказ карандашом и от 1 000 – за портрет на холсте, а также более высокую стоимость за различные сувенирные варианты, можно добиться достаточно высокого заработка при условии наличия высокого уровня профессионализма и активной рекламной кампании.

Портреты: начало бизнеса, этапы развития

Занимаясь созданием портретов различного рода на заказ, можно отказаться от аренды студии, сэкономив значительную сумму и работая в домашних условиях. Все, что нужно для начала такой деятельности – выбрать подходящую организационную форму и зарегистрировать субъект предпринимательства, приобрести все необходимое оборудование, материалы и инструменты и заняться рекламой своих услуг.

После того как выбран вид деятельности и определен спектр услуг, которые художник будет предлагать потенциальным клиентам, нужно закупить оборудование для работы, инструменты и расходные материалы.

Так, для написания классических портретов на холсте или бумаге понадобятся:

  • мольберт – настольный или напольный, а также деревянный или металлический;
  • этюдник;
  • холсты и бумага;
  • палитры;
  • кисти из нескольких видов материалов – из акрила, синтетики, щетины, поролона и другие;
  • карандаши различного предназначения;
  • краски;
  • пеналы;
  • всевозможные аксессуары.

Художники, ранее не занимавшиеся профессионально написанием картин, могут испытать трудности на этапе закупок расходных материалов и инструментов для работы. Поскольку существует достаточно много стационарных и интернет-магазинов, предназначенных для художников, следует выбрать тот, в котором будет оптимальное соотношение качества и доступной стоимости. Чтобы не ошибиться и выбрать качественные инструменты и материалы, можно воспользоваться советами опытных художников.

Если создание портретов будет предполагать компьютерную обработку, обязательно нужно обзавестись качественной компьютерной и сопутствующей техникой, установить соответствующее программное обеспечение.

Начиная бизнес по написанию портретов самостоятельно, со временем, с увеличением количества заказов можно взять помощника либо ассистента, а также работать в паре с другим художником. В этом случае лучше арендовать совместную студию, хотя можно продолжать работу на дому в онлайн-режиме.

Грамотная реклама – залог успеха будущего бизнеса. Начиная деятельность, следует в первую очередь продумать, какой будет целевая аудитория и на каких потенциальных клиентовследует ориентироваться. Как показывает практика, в большинстве случаев портреты заказывают на подарок – часто такие идеи возникают у людей молодого или среднего возраста. А поскольку стоимость написания портрета в основном немалая, большая часть заказчиков должна иметь средний или высокий уровень дохода.

Согласно опыту многих художников, лучшим способом раскрутки своих услуг будет собственный сайт, на котором должна быть размещена вся информация о предлагаемых услугах, сведения о сроках и других подробностях выполнения заказов. В наибольшей степени эффективным будет подробное портфолио уже выполненных художником работ, а также отзывы клиентов. Работу с сайтом лучше доверить профессионалам: его разработка, развитие, оптимизация и дальнейшее обслуживание требуют участия квалифицированных вебмастеров.

Дополнительно помогут в раскрутке размещение контекстной рекламы, использование возможностей форумов и социальных сетей и других функциональных ресурсов. Объявления в журналах, наружная реклама могут быть полезными, но преимущественно это будут вспомогательные методы.

Художник, ранее никогда не имеющий собственного бизнеса, может выбрать более простой путь продвижения собственного дела: не отвлекаясь от творческого процесса – доверить эту задачу специалистам из рекламного агентства. Но в этом случае предстоят дополнительные затраты, которые следует учитывать, разрабатывая бизнес-план.

Как открыть бизнес: официальная регистрация предприятия

Многие фрилансеры, работающие в одиночестве и не открывающие стационарную студию, не считают нужным регистрировать свою деятельность в налоговой инспекции. Важно помнить, что, занимаясь коммерческой деятельностью и имея постоянный доход, не сообщать о нем в официальные структуры, не уплачивая налоги, незаконно. Поэтому с самого начала деятельности по написанию и продаже портретов собственного изготовления важно действовать в соответствии с нормами закона. Прежде всего законом предусмотрено оформление одной из возможных организационных форм. Как правило, для частной предпринимательской деятельности выбирают форму ИП.

Требования к будущему индивидуальному предпринимателю минимальны: достаточно иметь в наличии паспорт, идентификационный номер, а также соответствовать предъявляемым налоговой службой требованиям – возраст старше 18 лет и наличие гражданства страны.

Процесс оформления ИП для художника, частным образом, занимающегося написанием портретов на заказ, будет достаточно простым. Прежде всего нужно выбрать подходящую отрасль деятельности, для чего обращаются к классификатору ОКВЭД. В соответствии с актуальным классификатором для этого вида деятельности подойдет код «Деятельность в области художественного творчества».

Для регистрации ИП необходимо уплатить госпошлину в банковском отделении, подготовить пакет документов (копии паспорта, ИНН и квитанции об уплате пошлины) и, заполнив заявление, подать его в территориальный орган ФНС. Срок рассмотрения заявления и выдачи свидетельства индивидуального предпринимателя составляет до 5 рабочих дней.

Поскольку уровень заработка в первое время будет невысоким, можно параллельно со статусом ИП перейти на упрощенную систему налогообложения, что позволит уплачивать минимальный налог и подавать сокращенный пакет документов.

Сен 28, 2017 Сергей

Но и получать моральное удовлетворение от своего труда. Люди не хотят разменивать жизнь на денежные знаки, а желают реализовать внутренний потенциал. Художники мирового уровня делают на своих картинах миллионы. Однако создать шедевр сложно. Поэтому можно просто рисовать для клиентов за деньги. Ведь портрет на заказ – отличный подарок.

Создание портретов на заказ

Многие художники-портретисты с успехом зарабатывают на своих способностях. Но необязательно идти на Арбат и предлагать услуги – гораздо целесообразней рисовать портреты под заказ прямо дома.

Портрет является хорошим подарком и знаком внимания любимому человеку, другу, коллеге, начальнику и просто знакомому. Всем приятно получить на день рождения свой портрет по фотографии, выполненный от руки на холсте или в цифровом варианте, при помощи компьютерных программ. Итак, как зарабатывать любимым делом и превратить искусство в бизнес?

Портрет по фотографии на заказ: недорого и качественно

Начинать всегда сложно, но нужно лишь сделать первый шаг и шансов на развитие станет больше. Правда, сначала нужно отточить мастерство и научиться действительно профессионально рисовать . В первые месяцы придется уделять этому все свободное время. Если усиленно работать над навыками – портрет на заказ начнет выходить более «живым». Вот тогда можно начинать предлагать свои услуги.


Поиск клиентов


Заказ портрета на холсте для подарка – редкий случай в жизни каждого и постоянных клиентов в таком бизнесе, обычно, немного. Для начала нарисовать портрет по на заказ недорого или вообще без оплаты, в виде рекламы – это нормально. Если качество работы – достойное, то можно попросить заказчика выложить полученный портрет в и, возможно, клиенты сами решат связаться с вами.

Не стоит сразу называть слишком высокую цену – на первых порах нужно лишь зарекомендовать себя как хорошего мастера.

Поэтому не нужно сразу просить за картины более 150-250 руб. Оптимальная цена зависит от потраченных материалов и сложности заказа. Поэтому, портрет на заказ, выполненный вручную на бумаге или холсте, стоит дороже, а обычная компьютерная обработка гораздо дешевле.


Необходима постоянная практика

Безусловно, не у всех есть много друзей для стажировки и раскрутки и с них много не попросишь, поэтому потребуется размещать объявления в социальных сетях, на различных тематических или даже в газетах. Желательно прикладывать ссылку на портфолио и обязательно указать примерную стоимость портрета. Чтобы потом цена для потенциального заказчика не стала неожиданностью. Для расчетов можно использовать самые различные .

Также неплохо будет иметь личную «фишку». Это может быть необычный стиль, скидки, подарки, кратчайшие сроки выполнения. После грамотной подготовки, появление клиентов не заставит себя ждать. Не забывайте составлять расписание и записывать, когда вы обещали клиенту отдать готовую работу, иначе есть шанс прослыть безответственным человеком, что в любом бизнесе непозволительно.

Положительные отзывы клиентов зарабатываются нелегким трудом. Художник может делать портрет на заказ днем и ночью, делая перерыв только на обед и сон.

Часто люди задумываются о подарке за пару дней до торжества и просят выполнить заказ за 24 часа. Зато за срочность можно выставить клиенту гораздо более солидный счет.

Популярные виды современных портретов

Выбор стиля живописи – одна из важнейших ступеней становления художника-бизнесмена, желающего рисовать портрет на заказ.


В каком стиле работать?

Нужно исходить из того, что вы умеете и с каким материалом предпочитаете работать. Основные стили:

  1. Портрет карандашом – самый, пожалуй, простой вид, позволяющий значительно улучшить навыки. Такие работы всегда в цене, любой бедный романтик не прочь подарить своей девушке недорогой карандашный портрет – мелочь, а приятно.
  2. «Сухая кисть» – это может быть детальный портрет маслом по фотографии. На заказ такие работы делаются дольше всего. Портрет может быть черно-белым или цветным – это зависит от предпочтений заказчика.
  3. Цифровые арт портреты по фото на заказ стали особенно популярными при появлении компьютерных программ, позволяющих создать из обычной фотографии настоящий портрет, напечатанный на холсте. Потом он помещается в красивый подрамник, что делает его еще привлекательней. Но для изготовления подобных работ нужно специальное оборудование и основательные знания Adobe Photoshop. Все это требует немало сил, времени, а, главное, вложений. Наиболее популярными считаются цифровые портреты-гранж. Их отличительными особенностями являются живые сочные цвета, расплывчатый фон и некоторая ирреальность лиц. Также популярен портрет в стиле поп арт на заказ.
  4. Еще одна разновидность цифрового портрета – имитация высокой живописи. Это один из самых популярных типов обработки. Наверное, вы видели некоторых друзей на портрете в костюме генерала, светской дамы, короля. Такая техника обычно подразумевает последующую печать и детальную прорисовку лица. По желанию клиента возможна имитация мазков краски.
  5. Портреты на дереве на заказ – требует навыков выжигания и работы с древесиной.

Выбор материалов и установление цен на работу

Большинство профессионалов берут за работы немалые деньги. Это портрет карандашом по фотографии на заказ по 3000 рублей или портрет маслом на заказ, цена которого порой доходит по 4000 рублей. Возможно, стоит более адекватно рассчитывать стоимость.

Во-первых, в нее нужно включить цену за холст или ватман. Выбирайте только качественные материалы, чтобы не ставить под удар репутацию. Как известно, на поверхность различного качества краски ложатся по-разному. У многих художников на хорошем счету именно отечественные холсты и бумага.

Во-вторых, нужно определить стоимость 1 часа работы, например, это будет 80-100 рублей (поначалу 50-70 рублей). Замечайте время, затраченное на определенный заказ и включите его в конечную цену. Обычно в среднем на портрет тратится в общей сложности 10-15 часов. А на карандашный рисунок и того меньше. Очень важно уметь затраты времени и средств.

Заключение

На портретах можно заработать неплохие деньги, но поначалу доход составит около 12-15 тысяч рублей или даже меньше. Но в дальнейшем, с ростом опыта, он, как правило, возрастает в несколько раз. При большом количестве заказов можно сколотить небольшую команду художников и делить прибыль на всех.


Нет ничего невозможного

Главное, в любом деле – это сильное желание. Ничего не мешает научиться, настолько виртуозно писать портреты, что потом от клиентов отбоя не будет.

Петербургские карикатуристы сообразили на троих сайт по продаже иронических изображений

Для того, чтобы «весёлые картинки» приносили не только удовольствие, но и какой-никакой доход, художники-карикатуристы из Петербурга Вячеслав Шилов, Виктор Богорад и Игорь Алёшин запустили сайт Cartoonbank.ru. Не обладая ни малейшим бизнес-опытом, они на троих учредили компанию «Медиаграфика», которая продаёт газетам, журналам и сайтам оригинальные иллюстрации. Сейчас на их сайте более 32 тысяч изображений от 88 авторов из девяти стран. О том, как устроен сток лицензионных иронических изображений и каковы перспективы их бизнеса, порталу сайт рассказал карикатурист и гендиректор «Медиаграфики» Вячеслав Шилов.

46 лет, художник-карикатурист из Санкт-Петербурга, учредитель и генеральный директор компании «Медиаграфика» , развивающей банк карикатур Cartoonbank . Окончил Санкт-Петербургский государственный университет, член Санкт-Петербургского творческого союза художников . Соучредители «Медиаграфики»: Виктор Богорад , 68 лет, художник-карикатурист, окончил Ленинградский электротехнический институт, почетный академик Российской академии художеств; Игорь Алёшин , 55лет, художник-карикатурист, окончил Ленинградский институт аэрокосмического приборостроения, работает программистом.


Как всё начиналось

В 90-х я работал штатным художником-карикатуристом в петербургских газетах, сначала в «Невском времени», потом в «Вечернем Петербурге», и там и там вёл ежедневную рубрику.

В «Невское время» как-то пришёл пухлый пакет с рисунками и предложением о сотрудничестве из США. Так до эпохи интернета делали несколько синдикатов карикатуристов в Америке - просто рассылали по редакциям картинки. Подумал - раз технология есть, можно применить её и у нас. И начал отправлять рисунки в газеты по всей России – почтой, в большом конверте формата А4. Примерно через год с начала рассылок изданий-клиентов было уже не меньше сотни. Если рисунки печатали, мне присылали деньги. Через какое-то время стал получать от рассылок гонорары - как несколько редакционных зарплат, и рост шёл вплоть до кризиса 98-го года. Тогда рухнул весь бизнес по стране, я тоже это на себе сразу ощутил.

Кстати, я даже устроил «наш ответ Чемберлену» - в какой-то момент набрался наглости, нашёл базу американских газет и разослал им по почте предложение о сотрудничестве. 99% не ответило, но штук пять от удивления опубликовали рисунки русского художника. Было забавно - присылали чеки из американской глубинки, я шел в «Балтийский банк», там тоже удивлялись, проверяли их месяц, а потом обналичивали. А одна газета вообще прислала в Питер редактора отдела путешествий, чтобы он написал о карикатуристах Петербурга. До сих пор дружим с этим журналистом, я спустя много лет потом в Америке с ним снова встретился удивительным образом.


Рисунок Вячеслава Шилова

Когда активно начал развиваться интернет, я вместо почтовых рассылок запустил электронные рассылки, открыв простенький сайт Best-cartoon.spb.ru - и привлёк к работе нескольких своих друзей-художников, чтобы у редакций был больший выбор иллюстраций.

Банк иронических изображений

Где-то в середине 2000-х у меня в голове засела идея более серьёзного ресурса по карикатуре - современного интернет-инструмента для подбора иронических изображений. Я поделился ею с другом и известным художником-карикатуристом Виктором Богорадом. А тот меня свёл с Игорем Алёшиным, который параллельно, как оказалось, тоже думал на эту тему. Игорь - отличный карикатурист, а по совместительству профессиональный программист, классный специалист, который в Штатах работал по контракту (до его отъезда мы встречались пару раз, было шапочное знакомство) и потом вернулся в Петербург. Так и случился наш проект на троих - Cartoonbank.ru .

Домен зарегистрировали в 2006 году, имя подобрали по аналогии с англоязычным сайтом журнала The New Yorker, известным ресурсом по юмору. Cartoon - это «карикатура» по-английски. Дословно получился «банк карикатур», хотя позиционируем официально мы себя как «Банк Иронических Изображений» - у нас на сайте целый список категорий, от коллажа до стрипа.


ООО мы открыли в 2010 году, тогда же запустили в закрытом режиме и сайт. Четыре года старт откладывался - боролись с сомнениями и вели подготовительную работу, не хотели создать что-то некачественное и непродуманное. Игорь Алёшин взял на себя всю техническую сторону вопроса - разработку и поддержку сайта; на мне - документация, контент, группы в соцсетях, общение с авторами, партнёрами, реклама; Виктор Богорад - дал деньги на старт, 100 тысяч рублей.

Мы даже не всё сразу потратили - оставили «подушку безопасности». Заплатили за оформление юрлица, хостинг, домен, аренду почтового ящика (оригиналы договоров с авторами получаем на него). Немного потратили на контекстную рекламу, но особого эффекта не увидели и отказались от неё.

В штате сейчас всего два человека - я и мой заместитель, имеющий право подписи на документах, чтобы моё отсутствие не ударяло по компании. Зарплаты у нас чисто символические. Офиса нет, он нам не нужен. Ещё мы пользуемся услугами бухгалтера на аутсорсинге.

Как всё устроено

Наш сайт - это посредник между художниками и редакциями. По сути это тот же фотобанк, только с карикатурами, вернее – с ироническими изображениями. При запуске на сайте было 6 тысяч картинок. Мы ещё до старта полусекретно рассказали о проекте друзьям-художникам, заключили с ними договоры, научили их ставить рисунки на сайт.

С самого начала решили, что работы будут определенного уровня и качества. Да, были те, кто обиделся или расстроился, что мы не взяли его рисунки, но у нас идёт ступенчатый отбор и первая ступень - приём в проект автора. Сейчас на сайт принято 88 авторов из девяти стран, но гораздо больше художников мы не взяли. Вежливо, но отказываем. Решение коллегиальное - по голосованию, и результат в целом нам нравится. У нас уже больше 32,5 тысяч изображений.


Рисунок Виктора Богорада

По договору автор передаёт нам на свои работы неисключительные права. Мы это право передаём покупателю - с помощью лицензии на выбранное изображение. 250 рублей стоит лицензия ограниченная - для сайтов и для газет с небольшим тиражом. 500 рублей - для изданий с тиражом больше 15 тысяч экземпляров. Есть ещё расширенная лицензия, для коммерческого использования, например, для рекламы или печати на футболках или других носителях (в этом случае можно печатать неограниченный тираж для последующей продажи), она стоит 2500 рублей.

Гонорар художника составляет 40 процентов от стоимости его работы

Причём мы «копим» до 5 тысяч рублей совокупных гонораров, а потом их выплачиваем, иначе было бы очень замороченно с документами - перечислять каждые 40 процентов от 250 рублей. Суммы небольшие, а банк с проводки каждой платёжки берёт деньги, это банально разумная экономия. Остальное идёт нам: на поддержку ресурса, бухгалтерию, налоги (мы работаем «вбелую» и платим все отчисления), цифровую обработку изображений (заказываем такую услугу при необходимости). По факту, остаётся немного.

Любопытная коллизия с авторами-иностранцами. У нас расчёты только в рублях и только на рублёвую карту мы можем перечислять гонорары. Да, у нас есть художники из США, Израиля, Канады, но все они - бывшие соотечественники, и у есть них мамы, братья или друзья, у которых есть карты, выданные банками в России, рублёвые. Вот на них и переводим гонорары. Пока так решаем вопрос, выкручиваемся, они доверенности пишут. А вот бразилец, итальянец, португалец к нам просились в «Картунбанк» - и не можем взять! Тормозит нас валютный контроль.

Первое время, а начинали мы с двадцати продаж в месяц, своими деньгами приходилось скидываться, чтобы покрыть расходы. Цены на лицензии мы не меняли с момента запуска, поэтому сейчас думаем и их повышать, а также расширять круг лицензий. Авторы начинают роптать, мол, слишком дешёво продаете - и они правы со своей точки зрения.

На сегодня в среднем 100-130 продаж в месяц - уже норма. По деньгам это 30-40 тысяч рублей, что позволяет ресурсу жить полноценно и независимо, но не приносит нам ощутимую прибыль. Хотя мы на бешеные доходы и не рассчитывали - у нас же бизнес на стыке с искусством. Делаем сайт в своё удовольствие, а зарабатываем на хлеб мы другими способами, как и раньше, до «Картунбанка».


Рисунок Игоря Алёшина

Максимально мы смогли продать 200 изображений в месяц. И мы до сих пор доотдаём те 100 стартовых тысяч - совсем немножко осталось. Как правило, более активно покупают картинки к праздникам, к предвыборным кампаниям.

Мы подключили платежную систему Robokassa от московского банка «Океан», чуть позже - Paypal, когда он стал работать в РФ. Первые клиенты только по договору работали - мы заключали договор по безналичному расчёту, выделяли им «электронные деньги», а они оплачивали в течение месяца картинку. А сейчас - хоть с мобильного телефона смской оплачивай, хотя по договорам с юрлицами мы тоже продолжаем работать.

Меньше рынок – меньше покупок

Автор сам выставляет свои картинки на сайт, у нас разработана подробная инструкция. Для него это - архив изображений, который доступен в любое время и в любой точке земного шара. Есть зависимость: чем больше картинок выставлено, тем выше продажи.

Одна и та же картинка может продаваться по девять-десять раз, есть у нас такие хиты. В лидерах - Виктор Богорад и Игорь Кийко, у них за всё время существования проекта продалось более чем по 800 карикатур, они получают по несколько выплат в год. И одна из причин этого - они поставили на сайт больше всех рисунков, не поленились.

Всего за время работы проекта продано около 7000 лицензий разного типа

Изначально мы ориентировались в основном на газеты, хотя осознавали, что пресса уходит в интернет. За последнее время ситуация на рынке СМИ сильно изменилась не в лучшую сторону. Это лет 15 назад рынок СМИ был насыщен, с удовольствием печатали карикатуры на остросоциальные темы, и даже выпускали юмористические пятничные приложения. Сейчас больше «рулит» интернет, а газеты массово закрываются.

Тенденция нас не радует: меньше рынок - меньше покупок. К тому же те издания, что ещё на плаву, избегают карикатур. Виной тому политическая чехарда. Искусственно раздутые пропагандой скандалы с «Шарли Эбдо» неприятным эхом откликаются у нас. Редакции стали побаиваться карикатур - как бы чего не вышло, такой неосознанный страх и в целом нездоровая ситуация, настороженное отношение к карикатуре.

Некоторые неприятные и странные законы, принятые нашей Госдумой в последние годы, тоже не добавляют оптимизма. Можно сказать, всё это ударяет по нам как по бизнесу. Мы уже поставили значок 18+ на сайт от греха подальше. Теперь вот думаем, как бы чьи-нибудь чувства не осквернить - карикатуры у нас есть довольно ехидные, один Ёлкин чего стоит, есть и про религию и про наших небожителей.


Рисунок Сергея Ёлкина

Мы даже разместили на сайте предупреждение: если вас, уважаемый посетитель проекта, вдруг посетит неконтролируемый приступ обиды, напишите нам, мы обязательно рассмотрим ваш случай! Да, до смешного доходит, а что делать? Но пока не обращались - видимо, лень писать или пока дураком себя выставлять никто не хочет.

И в то же время у нас сложился круг постоянных клиентов: есть сайт, который стабильно покупает до 30 изображений в месяц для своего юмористического отдела, есть наши любимые друзья - журнал «Красная Бурда», постоянные клиенты. Из газет с нами постоянно сотрудничают «Новая газета» (Петербург), «Труд», «Парламентская газета», даже из далёкого Биробиджана покупают. Скачивают работы и из-за границы - из Литвы, Германии, Швейцарии; кто - не знаем, думаем, бывшие соотечественники.

Больше чем сайт

Ещё Cartoonbank работает как бренд - на нас выходят организаторы выставок, конференций, наши художники ездили в Польшу, Германию, они участвуют в международных семинарах как представители проекта. Меня приглашали в Китай как руководителя проекта, и я в институте анимации читал лекцию, где примером служили работы наших художников - рассказывал про гэги, которые они используют в рисунках. Так что «Картунбанк», во многом, имиджевый проект.


Рисунок Бориса Эренбурга

Некоторые авторы нам пишут с благодарностью - мы стали снова рисовать для людей, а не в стол! Это как помощь художникам, как точка приложения их творчества. За время нашей работы, к сожалению, трёх авторов уже не стало. С родственниками двух из них мы перезаключили договор - причём им отчисляем 50 процентов, то есть, по сути, на них сами не зарабатываем, но это поддержка семей, и как будто этот автор, он до сих пор с нами, через его картинки.

Как ещё можно заработать

У нас несколько возможностей зарабатывать, помимо продаж картинок в СМИ, и мы как раз очень нацелены на эти формы сотрудничества. Правда, мы думали, что всё пойдет быстрее и веселее - и заказы на нас хлынут, когда мы наберём большое количество изображений. Однако постоянно-интенсивного потока мы не наблюдаем. Почему? На мой взгляд, причин несколько. Первое - стагнация в связи с отношением к карикатуре, которое в целом поменялось в худшую сторону. Второе - много картинок попросту воруют, увы. Третье - недостаточная «раскрутка» наших возможностей, при том, что их немало.

1. Печать наших изображений на разных носителях - сумках, футболках, кружках и т.д. У нас заключено партнёрское соглашение, но только с одним сайтом, который этим занимается. На нашем ресурсе размещена его «кнопка» - клиент может тут же увидеть, как изображение будет выглядеть на вещи, и сделать заказ. Партнёры все изготавливают «под ключ», наша - только картинка. Кстати, с сайта этого партнёра на «Картунбанк» идут посещения, они же тоже пиарят услугу. Стоимость картинки для этих целей (а это считается индивидуальным заказом, а не неограниченным тиражом для продажи) - 250-500 рублей.

2. У нас можно заказать полноценную выставку . Любой тематики. Покупай лицензии - делай принты, оформляй в багет - и готово. Так, например, с Гатчинским музеем у нас был совместный проект, и с Музеем Ленобласти - оба вполне успешные. Был проект с Планетарием - там работы демонстрировались в режиме выставки на огромный экран. Выставку может сделать любая организация - хоть стоматологическая клиника, хоть золотопромышленная компания: повесили в офисе или конференцию провели с необычным таким дополнением. У нас рисунков - на какой угодно запрос. Лицензия стоит всего 500 рублей (пока).


Рисунок Олега Дергачёва

3. Можно печатать календари с нашими рисунками . Такие заказы тоже были, но их по пальцам сосчитать.

5. Наши художники могут давать мастер-классы по карикатуре . Как-то нас попросили провести мастер-класс для детей в Эрарте, это музей современного искусства в Петербурге, за не очень большие, но деньги. В другой раз попросили «выделить» официально карикатуристов на уличный фестиваль рисовать шаржи. Даже в Смольный однажды приглашали, на конференцию для СМИ, мы там отчасти себя пиарили, но авторам заплатили как за участие в проекте, по договору.

6. С картинками «Картунбанка» можно издавать юмористический журнал целиком , и, представьте, к нам однажды обратился издатель - и даже выпустил отличный пилотный номер - тиражом 10 экземпляров. Дальше этого, правда, у него дело не пошло, он занялся организацией концертов, а не сбором рекламы для журнала. Однако возможность-то сохраняется!

7. Можно печатать открытки-карикатуры . У нас есть свой опыт - один из авторов (я ему тоже помогал, было интересно) вложился в печать открыток - всего 38 наименований, потратил 60 тысяч рублей. Себестоимость печати одной открытки, кажется, тогда была 3 рубля. Продавались они по 15 рублей за штуку в магазины, а те накручивали свою комиссию, и до покупателя открытка доходила за 30-50 рублей. Деньги довольно быстро были «отбиты». Перспектива, кажется, есть, но это отдельное направление бизнеса, которым надо заниматься серьёзно, а ни у партнёра, ни у меня не было на это ни времени, ни сил. Мы же ещё и художники - работаем со своими личными заказчиками постоянно. Но это направление бизнеса, в принципе, может кто угодно развивать через «Картунбанк» - купил картинку за 2500 рублей (а с системой скидок и того дешевле) и печатай хоть 10 тысяч открыток на продажу - дарю идею!


Рисунок Вячеслава Шилова

8. С помощью наших иллюстраций можно оформлять книги - мы продаём всего по 250 рублей картинку для книг.

9. Наш рисунок можно вмонтировать в постоянный дизайн сайта , но это уже будет коммерческая лицензия за 2500 рублей.

10. Когда в стране была активная политическая жизнь, во время выборов часто карикатуры покупали для листовок , по 2500 рублей, тоже как рекламу, политическую. Просили пакет документов - лицензии, договор - это мы всегда без проблем предоставляли. Последние года два никакой активности в этом плане нет, но сама возможность не исчезла.

Говорят, настоящий художник должен быть голодным. Но, наверняка, ни один из них с этим не согласится. Существует масса способов заниматься любимым делом и при этом неплохо зарабатывать. Просто многие не знают, как это сделать. Или ленятся искать варианты. Для них и всех остальных художников мы предлагаем 7 способов заработка в интернете.

Сайт услуг

Самый простой способ заявить о себе широкой аудитории и показать свой талант – это личный сайт, где будет размещено портфолио и описаны предлагаемые услуги. Конечно, без грамотного продвижения веб-ресурса не обойтись, но интернет-маркетинг может принести довольно весомые результаты. Не забываем также и о группах в социальных сетях и личном блоге!

Биржи фриланса

Если помимо художественного таланта вы умеете складно излагать свои мысли, то стоит задуматься о написании специализированных статей. Для этого нужно зарегистрироваться на биржах фриланса, благо, их великое множество, например, fl.ru‎. Там всегда есть заказы по темам рисования, фотографии, художественных мастер-классов и им подобным. Ваш личный опыт, знания и, конечно, желание помогут в раскрытии любой из них. Итак, находим заказ, пишем текст и получаем оплату! На подобных сервисах также размещаются объявления о поиске веб-дизайнеров, художников-иллюстраторов, а также частные объявления: многие ищут мастеров, кто может нарисовать портрет по фотографии или репродукцию картины.

Фотобанки

Это специальные сервисы, где любой художник может выставить на продажу свои работы в электронном виде. При этом один и тот же рисунок может быть продан несколько раз, однако самим фотобанком с вас будет взята небольшая комиссия.

Создание информационных продуктов

Сайты по продаже работ hand-made

Существует масса интернет-площадок, где можно продать работы, сделанные своими руками. Самой популярной на просторах рунета является Ярмарка мастеров . В дополнение к личному он-лайн магазинчику можно вести свой блог, делиться новостями, публиковать собственные мастер-классы. Из зарубежных площадок стоит присмотреться к Etsy.com , которая является самой большой в мире. В «живое» сообщество входят более 30 МИЛЛИОНОВ (!!) ваших потенциальных покупателей. К тому же русский интерфейс позволяет быстро разобраться, что к чему.

Никто не будет спорить, что творческий процесс завораживает. Так почему бы не показать всему миру, как вы создаете шедевры? Снимите ролик на 2-3 минуты, добавьте немного спецэффектов, музыки и не забудьте указать свой сайт или группу. Большое количество просмотров и «лайки» вам гарантированы.

Специализированные сайты

Наверное, этот пункт нужно было поставить первым, так как специализированные сайты по продажам художественных работ – самый легкий и быстрый способ заработать на своем творчестве. Но мы действуем по принципу «Через тернии – к звездам» и не ищем легких путей, правда? Итак, три самых популярных ресурса, где вы можете разместить свои работы для продажи: Illustrators.ru , Hiero.ru и artmagazin.ru . Не благодарите) Всегда пожалуйста!

Чтобы успешно вести деятельность в интернете, необходима самореклама. Регистрируйтесь на форумах, вступайте в сообщества, выкладывайте свои работы, комментируйте, обсуждайте – станьте заметным! И не забывайте рисовать!