Народ южной америки кечуа. Народ Кечуа: Живая История Инков

Задолго до того, как в Южной Америке расцвела цивилизация инков, у народа кечуа – самого многочисленного индейского племени в этих краях – уже была своя особая культура. Кечу а вступили в бронзовый век тогда, когда ацтеки и майя продолжали довольствоваться медью. Выработав однажды свои правила, они веками живут на плато Альтиплано и в его окрестностях, в итоге потихоньку вбирая в себя пришлый контингент.

Кечуа на высоте

Высоко в горах жить тяжело, организму требуется особая подготовка. Но у этой медали имеется и другая сторона – привыкшие к головокружительным высотам кечуа не хотят спускаться вниз. Все, кто совершает туры в Боливию , встречают индейцев кечуа , когда путешествуют по Альтиплано и посещают здешнюю главную достопримечательность, солончак Уюни . Многие кечуа успешно живут в Ла Пасе . Индейцев этого народа можно увидеть в качестве наемных рабочих, шахтеров на серебряных приисках, проводников по горным районам Боливии . Присмотритесь к ним – это те самые люди, которые пронесли свою культуру практически неизменной через тысячелетия! Они до сих пор играют музыку на сделанных из панцирей животных инструментах и пользуются домотканой одеждой, которая по своему качеству даст сто очков вперед фабричным образцам.

Всё как встарь

Внешний вид, привычки, музыка и верования кечуа со времен инкского государства – или, во всяком случае, испанской конкисты – не изменились. Миссионеры, переведя Библию на язык этого индейского народа, успешно крестили его, но вытравить языческую культуру из кечуа не сможет никто. Они продолжают колдовать, ворожить, верить в призраков и приметы, делать подношения Матери Земле и даже самому дьяволу. Как и столетия назад, кечуа ходят в своих круглых шляпах-котелках и накидках из шерсти горных альпака. Они готовят те же блюда, что и их прабабушки, используя приёмы, позволяющие получить вкусную еду в условиях бедного кислородом воздуха.

Особый стиль кечуа

Путешественники, совершающие туры в Боливию , имеют возможность близко познакомиться с представителями этого удивительного народа и привезти на память сувенир: одежду из альпака или даже приворотный напиток от ведьмы-кечуа. Кстати, ведьмы и знахарки кечуа придумали и используют свой особый тайный язык. Он называется «кальяуайя» и даже сегодня в ходу у женщин, практикующих магию кечуа.

Интересно, что именем «кечуа » названа популярная марка палаток и горнолыжной экипировки. И это справедливо, ведь кто лучше умеет устраиваться в сложных «полевых» условиях? Разве что соседи кечуа – боливийские индейцы

Булавин Владимир Иванович::: Боливия

Население Боливии в этническом и расовом отношениях очень неоднородно. Около 2/3 населения страны составляют крупные индейские народы кечуа и аймара, живyщие в основном на плоскогорье Альтиплано. Кроме того, на равнинах Ориенте обитают племена «лесных индей­цев» численностью около 100 тыс. человек. Они принад­лежат к языковым семьям тупи-гуарани, араваков, матеко-матагуайо и др. В городах и на равнинах преобладают испаноязычные метисы («чоло»), составляющие свыше 1/4 всего населения, и белые боливийцы - в основном ис­панские креолы (5% населения). Прослойка негров и самбо (потомков негров и индианок) в Боливии незначи­тельна. Большинство боливийцев говорят на двух язы­ках - испанском и одном из индейских языков (кечуа, аймара или гуарани). Из-за обилия индейских слов и оборотов испанский язык в этой стране заметно отли­чается от испанского языка других стран Латинской Америки.

Численность населения Боливии растет в основном благодаря естественному приросту; иммиграция в страну очень незначительна, что объясняется в первую очередь слабым развитием ее экономики, тяжелыми природными условиями высокогорья и тропической равнины, а также часто меняющимся внутриполитическим положением. Эмиграция из страны незначительна. В 1900 г. в Боливии (в современных границах) проживало 1,7 млн. человек, в 1950 г. - 3 млн., в 1973 г. - 5,3 млн. В 1963-1973 гг. среднегодовые темпы прироста населения страны соста­вили 2,6%.

По сравнению с большинством других латиноамери­канских стран естественный прирост населения Боливии имеет некоторые особенности. В стране по существу со­хранился колониальный тип воспроизводства населения, который был характерен для стран Латинской Америки в XIX в. При высокой рождаемости (42 человека на тыся­чу жителей) в Боливии сохраняется высокая смертность (17 человек на тысячу жителей). Из-за тяжелых жилищ­но-бытовых условий, недостаточного питания и крайне плохого медицинского обслуживания у боливийцев по- прежнему велика детская смертность (140 человек на 1000 родившихся живыми детей). Средняя продолжи­тельность жизни в Боливии составляет всего 47 лет. По­этому население растет медленными темпами.

Плотность населения в Боливии низка - в среднем все­го 4,9 человека на 1 км 2 . По территории страны населе­ние размещено очень неравномерно. 86% боливийцев жи­вет на плоскогорье Альтиплано и в восточных горных до­линах. Средняя плотность населения в этих районах пре­вышает 7 человек на 1 км 2 , достигая максимума в депар­таменте Кочабамба (14,8 человека на 1 км 2) и в районе, прилегающем к озеру Титикака. Равнины Ориенте (осо­бенно на севере) населены очень редко: здесь на 1 км 2 территории приходится в среднем 1 человек.

Городское население растет довольно быстро и состав­ляет в настоящее время 35%. К числу крупных городов с населением свыше 100 тыс. жителей каждый относятся Ла-Пас, Кочабамба, Санта-Крус и Оруро. Однако в целом для Боливии все еще типичны маленькие города с числом жителей менее 10 тыс. человек, возникшие либо как цент­ры сельскохозяйственных зон в той или иной долине (осо­бенно на восточных склонах Анд и на севере Альтипла­но), либо как центры небольших горнорудных районов на востоке и юге плоскогорья.

За последнее десятилетие несколько крупных городов стали центрами притяжения растущих миграционных по­токов (в основном крестьян). Сельскому населению ста­новится все труднее прокормиться в условиях малопро­дуктивного потребительского хозяйства Альтиплано. Крестьяне переселяются в «поясы нищеты», расположен­ные вокруг наиболее крупных городов, в хижины, сколо­ченные из жести, картона, ящиков. Другими центрами притяжения мигрантов в последние годы становятся раз­вивающиеся районы плантационного хозяйства около го­родов Санта-Крус, Кочабамба и в долине реки Пилько- майо.

Несмотря на отток сельского населения в города, в сельском хозяйстве страны занято 66% экономически активного населения (численность его в 1970 г. состави­ла 1,5 млн. человек, в том числе 1 млн. человек в сель­ском хозяйстве). По доле крестьян в общей численности экономически активного населения Боливия превосходит всех своих соседей. В промышленности в 1970 г. было занято 166 тыс. человек (11% всех занятых), в сфере ус­луг - 181 тыс. человек (12%) и т. д. По своему положе­нию к фабрично-заводскому и горнопромышленному про­летариату примыкают довольно многочисленные кустари- надомники. Их численность составляет около 130 тыс. че­ловек. Для Боливии характерна значительная и устойчи­вая безработица. Число безработных составляет почти 1/3 общей численности рабочей силы.

Самый многочисленный индейский народ Боливии (и крупнейший в Южной Америке) - кечуа (1,8 млн. чело­век). Кроме Боливии, кечуа живут в Перу и Эквадоре, где составляют около половины всего населения, а так­же на севере Аргентины и в Чили. По антропологическим и этническим особенностям боливийские кечуа почти не отличаются от своих соплеменников в названных странах.

Для языка кечуа характерно значительное развитие суффиксации. В современном литературном языке этого народа используется латинский алфавит. Из языка кечуа в европейские языки пришли такие слова, как «лама», «хина», «пума», «вигонь» и др.

Второй по численности индейский народ страны - ай­мара (1,2 млн. человек). Аймара помимо Боливии прожи­вают в Перу и Чили, однако боливийские аймара состав­ляют около 70% численности этого народа в Южной Аме­рике.

Расселение основных народов Боливии сложилось следующим образом. Большая часть кечуа живут в цен­тральной и южной частях плоскогорья Альтиплано - в департаментах Оруро, Потоси, Кочабамба и на севере департамента Чукисака. Основная же этническая терри­тория аймара - районы, прилегающие к озеру Титика­ка, а также высокогорные районы в департаментах Ла- Пас, Оруро и Потоси. Не много можно назвать еще на земле народов, которые жили бы на такой высоте над уровнем моря.

Кечуа и особенно аймара слабо участвуют в заселе­нии Ориенте. С древних времен горные индейцы, выходя на склоны Восточной Кордильеры и их предгорья, с опа­сением смотрели на находящуюся внизу пропитанную влагой сельву. Попытки принудительного переселения ин­дейцев в сельву обычно заканчивались плачевно.

Большинство их не смогли привыкнуть к влажному, жаркому климату и заболевали. За длительный период жизни многих поколений аймара и кечуа хорошо приспо­собились к условиям обитания на высокогорном плато. Медицинские обследования индейцев показали, что в их крови содержится больше красных кровяных телец, чем у жителей низменности. Это способствует лучшему усво­ению кислорода из разреженной атмосферы Альти­плано.

Основную часть населения Ориенте составляют чоло и креолы. Они преобладают в департаментах Санта-Крус, Тариха, Пандо, Бени и южной части департамента Чукисака. Иностранная колония в Боливии немногочис­ленна и насчитывает около 30 тыс. человек (1970 г.). Наиболее значительна группа немцев (около 10 тыс. че­ловек); довольно много их появилось в Боливии после второй мировой войны. Немецкая община играет замет­ную экономическую и политическую роль в самом боль­шом департаменте Боливии - Санта-Крус, расположен­ном в Ориенте. Из остальных национальностей наиболее многочисленны перуанцы, испанцы, итальянцы и арген­тинцы. Все эти национальные группы проживают, как правило, в крупных городах. Некоторые национально­сти живут небольшими колониями. Так, перед второй мировой войной возникла колония еврейских переселен­цев из Европы, затем переселенцев с острова Окинава и т. д.

Занятия отдельных групп населения Боливии, их об­раз жизни, одежда, пища и т. п. характеризуется нема­лыми различиями,

Индейцы занимаются в основном земледелием и ско­товодством, развиты у них также некоторые ремесла. Часть аймара и кечуа трудятся в горнорудной промыш­ленности, выполняя обычно неквалифицированную ра­боту.

Выращивают индейцы главным образом картофель, киноа, кукурузу, ячмень, бобовые и некоторые овощи, ко­торые лучше всего вызревают у озера Титикака. Огром­ное значение в жизни кечуа и аймара имеет разведение лам, альпак и овец. Ламы для них - это и вьючное жи­вотное, и пища, и шерсть, и кожа. В хозяйстве жителей побережья и островов озера Титикака значительным подспорьем является рыболовство.

В питании индейцев главное место занимает карто­фель. Из картофеля кечуа и аймара изготовляют чуньо - крахмалистый продукт, по составу близкий картофель­ной муке, который может храниться много лет.

Одно из главных ремесел индейцев Альтиплано, осо­бенно кечуа, - изготовление одежды и других изделий из шерсти лам и овец. У индианок, идущих за караваном лам или на рудник, за спиною нередко находится ребе­нок, привязанный цветастым платком агуайо, а впереди за поясом почти всегда торчит рогулька с шерстью или с хлопком, из которых скручивается нить. Пряжа окра­шивается до изготовления ткани. Ткани с красивыми и яркими сочетаниями цветов ткутся у индейцев вручную на примитивных горизонтальных станках. Они произво­дятся для собственного потребления и на продажу (втом числе на экспорт). Из других ремесел у кечуа и аймара развито изготовление керамической посуды без гончарно­го круга и плетение из тростника и соломы корзин, ци­новок, сетей и т. д.

Несмотря на кустарное изготовление тканей, одежда аймара и кечуа в основном фабричного производства. Мужчины носят рубашку, жилет и брюки, фетровые шля­пы и кожаные сандалии. Женщины-аймара носят широ­кие юбки и кофты, поверх которых набрасывают шаль, на голове у них неизменные шляпы-котелки. В отли­чие от мужчин они реже носят обувь. Женщины-кечуа на­девают поверх рубашки несколько широких длинных юбок, одна короче другой, так что яркая кайма нижней юбки видна из-под надетой сверху. От холодных ветров Альтиплано особенно хорошо защищают домотканые плотные пончо из шерсти и вязаные шапочки-шлемы: горро - у аймара, чульо - у кечуа.

В густонаселенных районах, примыкающих к озеру Титикака, селения индейцев встречаются двух типов: де­ревни и небольшие хутора посреди обрабатываемых уча­стков. Небольшие индейские дома из адобы (сырцовый кирпич), камня, а иногда из дерновых блоков или трост­никовых циновок имеют прямоугольную или квадратную форму, реже - цилиндрическую. Крыши покрываются тростником (около озера Титикака) или сухой травой - ичу. Окна в них отсутствуют, пол земляной, очаг топит­ся по-черному. В этих домах обычно нет самой примитив­ной мебели, ее заменяют в основном шкуры лам и альпак. В прошлом они освещались плошками с ламьим жиром и фитилем из шерсти ламы, а сейчас используются при­митивные керосиновые светильники. В тех случаях, когда дома не побелены, они малоразличимы на сероватом фо­не ландшафта Альтиплано. На севере Альтиплано дома, как правило, несколько фундаментальней и благоустро­енней жилищ в центральной и южной частях плоскогорья.

Как уже отмечалось, земли здесь плодородней и осадков больше, чем на юге, люди живут более обеспеченно.

Кроме кечуа и аймара на Альтиплано сохранилось не­сколько очень небольших по численности индейских пле­мен. Наиболее интересно из них по образу жизни племя урус. Спасаясь от завоевателей, оно переселилось на ост­рова озер Титикака и Поопо. На озере Титикака один из поселков этого племени расположен на искусственном острове, сплетенном из тростника. Из него же построены хижины и лодки.

Индейцы Альтиплано - наиболее неимущая и бес­правная часть населения Боливии. В более бедственном положении находятся лишь «лесные индейцы» Ориенте. При заготовке леса и расчистке площадей под плантации их обычно сгоняют с земли, оттесняя в глубь лесов.

Большинство испаноязычных метисов (чоло) стре­мятся избавиться от индейских обычаев, нравов и внеш­него облика, усвоить европейские обычаи, манеры и одеж­ду. Так же как и испанские колонисты, они предпочита­ли селиться в основном в городах. Обычно чоло живут зажиточней индейцев. Они заняты в торговле, промыш­ленности, на плантациях и в сфере услуг. Численность метисов в Боливии продолжает расти. Это самая дина­мичная часть боливийского народа.

Наиболее высокое положение в боливийском обще­стве принадлежит белым боливийцам (в основном испан­ским креолам), занимающим, как правило, руководя­щие посты.

Как и во всех латиноамериканских странах, идущих по капиталистическому пути, в Боливии очень велики со­циальные контрасты. На долю эксплуататорских клас­сов, составляющих лишь несколько процентов населения, приходится более трети национального дохода страны. Подавляющая масса населения - трудящиеся - живет в большой нищете. Среднегодовой доход у 2/3 населения - один из самых низких в Латинской Америке. Рабочие в обрабатывающей промышленности Боливии трудятся по 60-70 часов в неделю.

Особенно низко оплачивается труд сельскохозяйст­венных батраков. Бичом трудящихся является безрабо­тица. По данным ООН, рацион питания боливийца (1860 калорий в день) составляет лишь 70% физиологической нормы, необходимой для нормального существования организма. Цены на продукты питания в Боливии очень высоки, поэтому многие боливийцы почти не потребляют мяса, масла, молока и сахара, ограничиваясь картофе­лем, кукурузой и овощами.

Особенно плохо питается индейская часть населения. Чтобы заглушить голод, снять усталость, индейцы упот­ребляют сушеные листья кустарника кока. Их жуют, сме­шивая с золой или известью. Даже для успокоения кри­чащих от голода детей индианки дают им пососать раз­жеванные листья коки. Кока - каждодневный «хлеб» индейцев, хорошо известный еще в государстве инков. В Боливии этот наркотик доступен каждому бедняку, и редко можно встретить индейца, у которого одна щека не казалась бы опухшей из-за жвачки коки. Очень много коки потребляют индейцы, работающие на рудниках. Работа в глубоких, плохо оборудованных и проветривае­мых шахтах в условиях значительной высоты и боль­шой разреженности атмосферы чрезвычайно тяжела. Чтобы выдержать нечеловеческие условия труда, индей­цы-шахтеры жуют листья коки. От тяжелого труда и по­стоянного употребления наркотика они уже в 30-35 лет становятся инвалидами, и мало кто из них доживает до 40 лет.

Массовое потребление коки - важная проблема здра­воохранения. Немало жизней уносят также простудные и инфекционные заболевания: малярия (в Юнгасе и Ориенте), дизентерия и туберкулез. От них особенно стра­дает опять-таки индейское население, которое живет в антисанитарных условиях и постоянно недоедает. Меди­цинское обслуживание в стране развито очень слабо. В 1970 г. один врач приходился на 2400 жителей, причем 90% врачей проживали в семи крупнейших городах стра­ны. До сих пор жителям многих сельских районов прихо­дится пользоваться услугами знахарей. Стоимость лече­ния у врачей столь велика, что и в городах значительная часть жителей обращается к народной медицине, кото­рая имеет в Боливии давние традиции. Так, одно из не­больших племен группы колья (колья-уайа), живущее к северо-востоку от озера Титикака (в провинции Баутиста Сааведра) с древних времен завоевало славу знахарей. Передавая знания лечебных свойств трав из поколения в поколение, они до сих пор выполняют роль врачевате­лей, обслуживающих индейцев Боливии. В Ла-Пасе за старым собором Св. Франциско до сих пор существует целый квартал, где лечат колья-уайа,

Древние индейские цивилизации составили не только основу культуры современных кечуа и аймара, но и ока­зали большое влияние на всю боливийскую культуру. Хотя памятники доинкского периода сохранились плохо, но и сейчас можно восхищаться искусством древних вая­телей, создавших замечательные скульптуры Тиуанаку. Влияние древнего искусства заметно и в изделиях нынеш­них боливийских ремесленников - орнаментах тканей, резьбе по дереву и т. п.

Влияние испанской культуры в Боливии несколько меньше, чем в большинстве латиноамериканских стран. Два крупных индейских народа - кечуа и аймара во многом смогли сохранить свою самобытность. Испанская культура более всего заметна в городах - их архитекту­ре, языке и религии населения, характере праздников и увеселений. Как и в некоторых других странах Латинской Америки, в Боливии очень низок такой важнейший по­казатель культуры, как грамотность - более половины населения неграмотно, особенно много неграмотных сре­ди индейцев. Школу посещают менее 60%- детей от 6 до 14 лет.

Официальная религия Боливии - католицизм. Одна­ко у индейцев сохраняются пережитки дохристианских верований. Католический ритуал у основных народностей страны - аймара и кечуа сочетается с земледельческо-скотоводческим культом и рядом других особенностей. Другие религиозные группы немногочисленный представ­лены протестантами, адвентистами седьмого дня, бапти­стами, квакерами, меннонитами, методистами, пятидесят­никами и др.

Особенно характерны для национальной культуры карнавалы, которые устраиваются в основном в наиболее крупных городах в первой половине года и отчасти восхо­дят к древним индейским обрядам. Так, знаменит восьми­дневный индейский карнавал в «столице олова» - Оруро, который проводится с XVII в. Карнавал - всенарод­ное празднество. Участвуя в нем, боливийцы надевают свои самые яркие одежды. Гвоздем карнавала в Оруро являются «диабладас» - вокально-хореографические представления, изображающие борьбу сил добра и зла. Это - прямое продолжение древних ритуальных танцев индейцев, посвященных покровителю горняков Супаку. Страшные маски участников представления свидетельст­вуют о богатой фантазии их творцов. Стремясь удержать индейцев под своим влиянием, католическая церковь Бо­ливии смотрит сквозь пальцы на удивительные сочета­ния христианских и языческих обрядов.

Индейцы кечуа: цивилизация на вершинах гор

В государстве инков (см. главу «Культура древних народов области Анд») кечуа составляли группу племен, расселенных на компактной территории вокруг долины Куско. Они занимали привилегированное положение, были освобождены от наиболее тяжких повинностей. Язык кечуа был государственным. Таким образом, кечуа и их язык в представлении подвластных племен были неотделимы от системы централизованного управления инков, которая противостояла древней родовой организации покоренных племенных групп.

В колониальный период произошли значительные изменения в жизни индейского населения, во взаимоотношениях племенных групп. Если во времена инков подвластные им племена смотрели на кечуа как на угнетателей, то теперь, когда под железным сапогом испанского завоевателя все индейцы сравнялись в своем бесправии, государство инков, в особенности так называемое новоинкское государство, ведшее борьбу с испанскими завоевателями около 40 лет, стало символом независимости. Если в государстве инков язык кечуа был языком притеснителей, то после испанского завоевания он стал символом самостоятельного развития самобытной индейской культуры.

Язык кечуа по своему строению агглютинативный: грамматические изменения образуются путем присоединения аффиксов. Диалектологические различия в языке кечуа так невелики, что не мешают взаимному пониманию отдельных локальных групп. Это единый, общий для всего народа кечуа язык, претерпевший, однако, известные исторические изменения. Язык текста народной драмы «Ольянтай», XVIII века, уже мало понятен современным кечуа.

Миссионеры пользовались языком кечуа для обучения катехизису при обращении индейцев в христианство, а также для записи преданий и легенд. От первого периода колонизации остались сборники текстов на языке кечуа, записанных латинизированным алфавитом. Наиболее ранние тексты — большей частью фольклорные материалы, предания, песни и гимны. Фольклор, как и другие виды народного творчества, играл большую роль в духовной жизни кечуа, в формировании единого народного самосознания и общей культуры.

За период феодальной колонизации индейское население Андского нагорья претерпело значительные изменения в своем развитии. Большинство мелких племен стало говорить на языке кечуа, возникла объединяющая их идея восстановления свободы и независимости, сложилась обгцекечуан- ская литература.

Война за независимость и образование самостоятельных государств Андского нагорья — Эквадора, Перу, Боливии — не приостановили процесса объединения языка и культуры индейских племен. К периоду развития капиталистических отношений, т. е. к 60-м годам XIX в., подавляющая масса индейских племен уже начала сливаться в единую народность. Это выразилось прежде всего в том, что язык кечуа оттеснил и даже во многих областях вытеснил другие индейские языки. Из четырех главных языковых|семей, распространенных в государстве инков, от языка мочика в настоящее время* не осталось и следов. На языке семьи пукина в 30-х годах XX в. говорило лишь несколько сот человек племен уру и чипайя на побережье оз. Титикака (Перу — Боливия). Но в целом в области этого озера продолжает господствовать язык аймара. В Эквадоре с XVIII в. местные диалекты стали отмирать, уступая языку кечуа. В настоящее время большая часть индейцев Эквадора — около полутора миллионов, принадлежавших в прошлом к десяткам мелких племен, говорит на языке кечуа и по культуре почти не отличается от кечуа Перу и Боливии, хотя эти индейцы как, например, отавало, и сохраняют иногда местные названия. Уже в начале XX в. кечуа представляли собой преобладающую индейскую народность области Анд.

Численность и расселение

Сведения о численности индейцев кечуа не совпадают между собой. Называют различные цифры — от 3,5 до И млн. 1 . Из сопоставления разных данных можно сделать вывод, что истина лежит где-то посредине, но ближе к последней цифре /Сравнение этих цифр с данными относительно этнических групп в других частях американского континента показывает, что кечуа — самый большой и значительный из современных индейских народов.

Кечуа расселены в пяти государствах — Перу, Боливии, Эквадоре, Аргентине и Чили. Политическая граница между этими государствами проходит безотносительно к расселению кечуа,— как и других этнических групп,— рассекая на части народ единого языка и единой культуры.

Данные по демографии кечуа отрывочны и неточны. Лучше изучены кечуа, живущие в пределах Перу. Относительно Боливии приходится довольствоваться лишь общими сведениями: их численность там, по данным 40-х годов XX в., достигла 1400 тыс. человек. Они составляют более трети населения Боливии 1 .

О кечуа в Чили и Аргентине имеются лишь глухие данные.

В Перу, по приведенным уже данным переписи 1940 г., численность индейцев, говорящих на языке кечуа, была несколько больше, чем числа испаноязычных перуанцев (первых — 46,8, вторых — 46,7 %) 2 . Если же учесть, что значительная часть кечуа, особенно в северном Перу, а также в городах побережья, говорит на испанском языке, то, преобладание численности кечуа над креолами становится вполне очевидным.

В Перу кечуа составляют большинство населения в центральных и южных департаментах. В Куско на кечуа говорит 98%, а в Аякучо — 99%. В Боливии кечуа живут главным образом в департаментах Оруро, Потоси, Кочабамба, а также частично в Чукисаке. В Эквадоре основная масса кечуа занимает горный район и частично побережье. В Чили и Аргентине они расселены в некоторых северных высокогорных пустынных районах.

В целом кечуа составляют основное население нагорья, так называемой сиерры, и прилежащих долин.

Занятия. Сельское хозяйство

Основными занятиями кечуа остаются земледелие и скотоводство, в меньшей степени — ремесла, кустарные промысла и труд в промышленности, главным образом в горнорудной.

В высогорных районах крестьяне кечуа до настоящего времени возделывают растения, культивируемые здесь с глубокой древности: картофель, другие клубневые культуры (ока, ульюка), затем зерновые типа проса— киноа и каньяуа. В долинах с умеренным климатом выращивают кукурузу, ячмень и пшеницу. Лучшие земли захвачены помещиками-креола- ми, которые владеют подавляющей частью годной к обработке земли. На долю крестьян кечуа остаются небольшие участки неплодородной и, к тому же, истощенной из-за отсутствия удобрения земли. Отсталая техника и примитивный севооборот, лоскутность и чересполосица при малоземелье сокращают урожаи до самых низких пределов.

Техника ведения сельского хозяйства у крестьян кечуа осталась вомногом такой же примитивной, какой она была в XVI в. Правда, в долинах практикуется пахота на быках, но плуг — деревянный и очень примитивный. В высокогорных районах тягловая сила не применяется. Современный крестьянин кечуа, как и во времена инков, возделывает землю так называемой чакитаклъей. Это узкий заступ с поперечным выступом для ноги внизу рукояти. Для своего времени изобретение чакитакльи с ее приспособлением для упора ноги, облегчающим вскапывание, было значительным достижением. Но в настоящее время сохранение ее как основного орудия говорит о крайней отсталости. Употребляют еще несколько- примитивных орудий — таклъю (мотыгу) с железным лезвием, дубинку для разбивания комьев земли с каменным или железным наконечником, серп и палку для молотьбы.

Кечуа работают на пашне обычно семейными группами по три человека, из которых двое (мужчины) поднимают грунт чакитакльей, а третий (женщина или мальчик) идет следом и разбивает выбрасываемые комья земли. Проведя несколько продольных рядов, вскапывают поперек. Перекрещивание борозд помогает задерживать дождевые потоки на горных склонах.

В долинах и по берегам рек влаги достаточно, но на склонах гор и на плоскогорье требуется искусственное орошение. Кечуа применяют ирригационную систему, унаследованную от древнейших времен, в сочетании с террасовым расположением полей. Каждая община прорывает узкую канаву от реки, от горного потока. За время сухого сезона канава высыхает и сравнивается с окружающим грунтом, так что работу приходится возобновлять. Помещики, земли которых в большинстве своем расположены близко к рекам и потокам, пользуются, кроме того, и более совершенной техникой. В некоторых случаях они даже отводят русла речек в нужном им направлении, оставляя крестьян без влаги. Во всех Андских странах идет непрерывная борьба за воду, чаще всего между общинами и помещиками, и последние при содействии властей всегда оказываются победителями.

Животноводство, также имеющее в Андских странах древнюю историю, доныне играет большую роль в горных районах. Лама служит как вьючное животное, дает шерсть и мясо. Альпака и вигонь, дававшие превосходную шерсть, ныне вымирают. В настоящее время для получения шерсти разводят овец, ввезенных сюда в колониальный период. Но в крестьянских хозяйствах овцы малы и плохо упитаны, шерсть их обычно низкосортна.

Религия

Испанские завоеватели обратили индейцев-Кечуа в католицизм, но не смогли сломить их воинствующий дух. Сегодня многие Кечуа являются ярыми католиками, но это не мешает им сохранять в глубине души частичку собственной
истории.

До сих пор наряду с христианством в племенах встречаются языческие верования и шаманизм. Во время парадов в крупных городах можно увидеть языческие знамена рядом с католическими изображениями.

Среди традиционных ритуалов наибольшее значение имеет праздник очистки оросительных каналов . Сохраняются почитание горных вершин, Пачамамы (Матери-земли), жертвоприношения при полевых работах и строительстве дома и пр.

ТРАДИЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

К сожалению, сегодня часть древних технологий ведения хозяйства утеряна, однако, индейцы продолжают заниматься тем, что делали всегда.

Традиционными занятиями Кечуа являются: земледелие, скотоводство, народные ремесла.

Наиболее важное место в их хозяйстве занимает террасное орошаемое земледелие, осуществляемое с помощью «чакитакльи» (исп. Chakitakli; заступ с поперечным выступом для ноги), в долинах до сих пор используется примитивный плуг.

В поселениях, расположенных в горах, индейцы выращивают бобы, картофель и другие клубневые культуры, а также зерновые культуры (просо, киноа, каньиуа). В долинах выращивают кукурузу, ячмень, пшеницу.

В горах большое значение имеет скотоводство, излюбленными животными Кечуа являются ламы и альпаки, хорошо приспособленные к высокогорному суровому климату.

Среди традиционных ремесел Кечуа развито ручное производство тканей: в горах — из шерсти, в долинах — из хлопка. Прядением шерсти занимаются мужчины, женщины и дети, но ткут обычно мужчины на примитивных ткацких станках.

target="_blank">https://hasta-pronto.ru/wp-content/uploads/2016/06/Quechua-1-500x311.jpg 500w, https://hasta-pronto.ru/wp-content/uploads/2016/06/Quechua-1-768x477.jpg 768w" style="margin: 0px; padding: 0px; border: 0px none; font-style: inherit; font-variant: inherit; font-weight: inherit; font-stretch: inherit; font-size: inherit; line-height: inherit; font-family: inherit; vertical-align: baseline; max-width: 100%; height: auto;" width="550" />

Ручное производство тканей

Очень развиты следующие ремесла: выделка фетровых шляп; плетение шляп-панам и всевозможных изделий из тростника; изготовление лепной керамики и украшений из природных материалов; производство калебас, золотых и серебряных украшений; резьба по кости и дереву.

ОДЕЖДА

Индейцев Кечуа можно встретить во всех крупных городах Перу, Боливии и Эквадора.

Они всегда выделяются среди местного населения своими колоритными традиционными нарядами, изготовленными вручную с соблюдением старинных технологий.

Мужчины носят штаны чуть ниже колен и укороченные куртки из сыромятной кожи или замши. Сверху часто накинуто пестрое домотканое пончо с традиционным узором.

Женщины наряжаются в несколько ярких разноцветных юбок и шерстяную шаль, обычно скалываемую на груди большой брошью. Традиционные украшения выполнены из серебра, камня, кости, раковин.

Пожалуй, основным элементом, отличающим К. от других индейских племен, являются фетровые головные уборы, которые носят все - и женщины, и мужчины. Мужчины предпочитают широкополые шляпы с неглубокой тульей, под которую в холодную ветреную погоду надевается шерстяной вязаный шлем - чульо (кеч. Chullo).

Женщины украшают свои шляпки декорами из кости, камня, раковин, дерева и даже живыми цветами.

В своих поселениях индейцы чаще всего ходят босиком, а в городах они носят легкие кожаные сандалии.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

  • С языка индейцев-Кечуа Мачу-Пикчу (Machu Picchu) переводится как «Старая гора». Рядом находится Уайна-Пикчу (Huayna Picchu) - «Молодая гора», именно она изображена на всех панорамных фотографиях древнего города Инков.
  • Мелодичность, структура и богатый словарный запас языка К. вызывали всеобщее восхищение еще с колониальных времен, а современный испанский почерпнул из него огромное количество слов. target="_blank">https://hasta-pronto.ru/wp-content/uploads/2016/06/Quechua-2-500x375.jpg 500w" style="margin: 5px 0px 25px 35px; padding: 0px; border: 0px; font-style: inherit; font-variant: inherit; font-weight: inherit; font-stretch: inherit; font-size: inherit; line-height: inherit; font-family: inherit; vertical-align: baseline; max-width: 100%; height: auto; float: right;" width="433" />
  • По некоторым данным, на языках К. говорят около 13 млн человек. Центральный, или южноболивийский кечуа - крупнейший по числу носителей индейский язык Америки.
  • К. документируется с XVI в., когда была создана их письменность на латинской основе. К. является хорошо изученным языком, даже преподается в школе.
  • Во многие языки из К. пришло большое количество заимствований, особенно названий растений и животных.
  • Языку кечуа наиболее близок Аймара , их даже называют двумя стволами дерева, выросшего из одного корня. Более ¹⁄3 словарного запаса этих языков совпадает.
  • Когда в долину Куско пришли Инки, они быстро оценили редкое сочетание богатства и простоты структуры языка К., сделав его государственным языком своей Империи.
  • Испанские миссионеры восхищались красотой, стройностью и логичностью языка К.
  • Католические миссионеры по достоинству оценили потенциал этого языка: на К. была переведена Библия, на этом языке читались проповеди.
  • В 60-е годы XX в. многие политические партии андских стран включили в свои программы пункты о повышении статуса Кечуа. В результате, в мае 1975 г. К. стал государственным языком Перу (наряду с испанским), в августе 1977 г. - в Боливии (наряду с испанским и Аймара), а с 2008 г. - в Эквадоре (наравне с Шуар).
  • Когда Ацтеки и Майя довольствовались медью, К. уже вовсю осваивали бронзу.
  • В Андах индейцы-К. живут на высоте в среднем 3650 м над у/м. Интересно отметить, что размер сердца и легких у людей этого племени больше, чем у «земных» людей. Дело в том, что эти увеличенные органы позволяют организму человека усиливать кровообращение, таким образом получая больше кислорода.
  • Интересно, что у индейцев-К. принято ходить босиком. При такой ходьбе подошвы ног становятся настолько загрубевшими, что они спокойно могут ходить даже по обледеневшим скалам, не ощущая холода.
  • С установлением владычества испанской короны многие К. были обращены в католицизм, однако, часть их остались верны своим традициям. Поэтому и сегодня среди индейцев можно встретить приверженцев язычества и шаманизма. И если Вам придется побывать в Южной Америке, где повезет встретиться с К., то Вы можете стать обладателем специально изготовленного магического талисмана или любовного зелья. Способ изготовления колдовских вещей шаманы К. многие века хранят в строжайшем секрете.
  • С некоторой опаской индейцы относятся к тучным людям. Если Вы - любитель покушать с фигурой, даже отдаленно не напоминающей кипарис, не обижайтесь, если К. отнесутся к Вам настороженно. Дело в том, что индейцы верят в существование потустороннего существа «ликичири» . Само слово «ликичири» на языке племени означает «похититель жира». Согласно древней легенде, передаваемой из поколения в поколение, чудовище нападает на спящих толстяков и высасывает из них подкожный жир, отчего человек худеет и вскоре умирает. Чем тучнее человек, тем больше вероятность, что на него нападет вампир. Поэтому при встрече с полным человеком индейцы опасаются, что гость привлечет в их поселок кровожадного монстра. К. считают, что оборотень ликичири может принять облик человека, обезьяны или опоссума. Из-за панического страха перед вампиром жители Анд стараются не переедать, чтобы не поправиться. Индейцы не любят толстяков, и когда в их деревне появляется путешественник, обладающий лишним весом, стараются обходить его стороной.
  • Во время сна индейцы тщательно закрывают двери и окна своих домов и стараются на ночь не оставаться в горах в одиночестве. Часто можно встретить индейца с долькой чеснока во рту - считается, что запах чеснока отпугивает ликичири.
  • К. говорят: «Мы рождены в Андах, но мы - дети Бога».
Серия сообщений "

Хосе Мария Ардегас::: Обычаи и обряды индейцев

Окончание «илью» на кечуа является звукоподражательным. В одной из своих форм «илью» - звук, производимый крыльями птицы во время полета, либо это любой звук, производимый полетом легких предметов. Но «илья» - это название монстров, рожденных лунными ночами: ребенок с двумя головами или теленок без головы, или огромная черная скала, на поверхности которой проходит широкая белая полоса, излучающая мерцающий свет, кукурузный початок, семена в котором расположены в страшной неразберихе; «илья» - это быки, что живут в глубине озер, лагун, окруженных камышами, где обитают черные утки. Все «илья» приносят или счастье, или большое несчастье. Умереть или воскреснуть можно, лишь дотронувшись до «илья». Звукосочетание «илья» и по звучанию и по смыслу совпадает с окончанием «илью».

Танкайлью - беззащитный шмель, который летает в полях и опыляет цветы. Танкайлью появляется в апреле, но на орошаемых полях его можно увидеть и в другое время года. Его крылья трепещут с бешеной скоростью, так как сам он очень тяжелый, с огромным брюшком, со светящимися полосами. Дети гоняются за ним и ловят его. Длинное темно-зеленое тельце танкайлью оканчивается чем-то похожим на жало, которое совершенно безобидно и к тому же сладко. Дети охотятся за шмелем, чтобы облизать мед с его «жала». Но танкайлью поймать нелегко: он высоко летает, разыскивая медоносные цветы. Из-за того, что его трепещущие крылья производят при этом полете шум, совершенно не соизмеримый с размером тела, индейцы придают этому несоответствию какой-то сверхъестественный смысл. В нем они находят много загадочного: почему же у него мед на кончике жала? почему его маленькие и слабые крылья способны поднять настоящий ветер? почему в лицо ударяет порыв ветра, если рядом пролетел танкайлью? разве способно его маленькое тельце создать такой вихрь? Пролетая в воздухе, он жужжит, как что-то большое, его пушистое тельце исчезает под лучами солнца, поднимаясь перпендикулярно вверх. Нет, он не злодей: дети, которым удалось полакомиться его медом, радостно вспоминают о нем. Но танкайлью - не как все насекомые, он - не божье создание, он - грешник.

Миссионеры иногда вынуждены были читать проповеди против него и других загадочных существ. В департаменте Айякучо жил фокусник, ставший легендарным. Костюмом ему служило оперение, украшенное кусочками зеркала. Он появлялся на площадях селений во время больших праздников и проделывал свои дьявольские штучки: глотал кусочки железа, протыкал свое тело иголками и колючками, ходил около паперти с тремя металлическими прутьями в зубах. Этого фокусника тоже называли «танкайлью».

Пинкуйлью - название гигантской кены, на которой играют индейцы только во время больших праздников. Ее никогда не увидишь на домашних праздниках, это эпический инструмент. Делают ее не из обычного тростника и не из осоки, и даже не из мамакк (дикого тростника необычной толщины и длины). Отверстие мамакк темное и глубокое. В районах, где не растет бузина с мягкой сердцевиной, индейцы изготавливают пинкуйлью меньшего размера, однако не осмеливаются называть ее «пинкуйлью», ее называют просто «ма"макк», чтобы отличить от обычной кены. «Ма"макк» означает мать, дающую жизнь, это магическое название. Для изготовления пинкуйлью в природе не существует тростника. Для этих целей индеец выбирает из ветвей бузины мягкую сердцевину, затем изгибает их и оплетает бычьими сухожилиями. После этого становится невозможно увидеть свет из-за изгиба в другом конце пустой трубки, а лишь его отражение, словно на горизонт упали лучи заходящего солнца. Изготовитель пинкуйлью просверливает в ней отверстия на значительном расстоянии одно от другого. Первые два отверстия должны закрываться большим и указательным пальцами левой руки; три оставшихся - указательным, безымянным и мизинцем правой руки, т. е. самыми подвижными пальцами. Индейцы с короткими руками (бывает и такое!) не могут играть на пинкуйлыо. Инструмент настолько велик, что человек среднего роста должен вытягивать шею и поднимать голову так, как если бы он хотел заглянуть за горизонт. На этом инструменте играют в ансамбле, под аккомпанемент барабанов и пение женщин, непременно в открытом поле или во дворе дома, но ни в коем случае не в закрытом помещении.

Только звук уак"рапукус мощнее и ниже голоса пинкуйлью. Однако в тех районах, где появился уак"рапукус, уже не знают пинкуйлью. Оба инструмента служат для одних целей. Уак"рапуку - это бычьи рога, самые мощные и изогнутые. На их острые концы надевают по серебряному или бронзовому мундштуку. Влажный и извилистый канал внутри него еще более непроницаемый и загадочный, чем канал пинкуйлью.

На пинкуйлью исполняют только музыку, песни и эпические танцы. Я не слышал ее звуков во время религиозных праздников. Может быть, миссионеры запрещали индейцам пользоваться этим инструментом с удивительно низкой и загадочной тональностью в храмах, на папертях, в католических процессиях? На пинкуйлью играют на выборах Главы общины, во время драк между парнями на карнавале, на кровавых корридах, во время сельскохозяйственных работ.

Пинкуйлью словно насылает на всех временное помрачение, лишает ясности ума. Возникает необыкновенная раскованность, беспредельное презрение к смерти, когда слышится ее голос. Опьяненные звуками пинкуйлью индейцы могут идти на диких быков, распевая и сквернословя, поигрывать тлеющей бомбой, начиненной динамитом, прокладывать дороги н туннели в неприступных скалах, танцевать без отдыха, не замечая, как день сменяет ночь. Только чарующие звуки пинкуйлью способны проникнуть в самые глубины человеческого сердца.

Как и музыка, называемая «илью», «илья» означает свет, который вызывает разного рода расстройства у человека. Оба слова имеют такое множество значений, какое возможно лишь в языках, подобных кечуа. Оно практически бесконечно. «Пинкуйлью» - не только название инструмента, это и обозначение эффекта, производимого ее музыкой. «Танкайлью» - не только название маленького насекомого, но и обозначение непонятных явлений природы. И слово «килья» не просто название луны, оно содержит универсальные знания о мире звезд, их взаимосвязи с человеком и Вселенной, красоте луны и периодичности ее появления на небосводе.

«Ильярий» означает рассвет, т. е. свет, который едва забрезжил после того, как ночь умерла. Солнце еще не взошло, оно запаздывает, бродит где-то в бездне Вселенной... И вот оно поднимается после короткого отдыха. «Илья» служит не для обозначения яркого солнечного света. Это тот сумеречный свет, при котором лучше думается и мечтается человеку, оно обозначает сияние, молнию, луч. Это особенный свет, не совсем божественный, но и не земной.

«Эль лайк"а». Слово «эль лайк"а» обозначает колдун. Индейские дети играют черными плодами дерева, растущего в горах. Но иногда среди тысяч черных попадается плод с красными и желтыми прожилками. Это и есть лайк"а. Ему придаются магические свойства: он непобедим и стоит сотни обычных. Контраст между черными и красными плодами кажется загадочным, особенно когда этот контраст является произведением самой природы. Всегда черный плод, но вот встретился красный с желтыми пятнами. Индейцы верят в его чудодейственную силу. Его хранят и оберегают с суеверным страхом, достают лишь в исключительных случаях, когда нет другого выхода из какого-нибудь затруднительного положения. Это - эль лайк"а - колдун, воплощение дьявола.

В дальних горных долинах живет лохматый паук (к"ампу). При встречах с человеком он сразу же принимает угрожающую позу. Иногда после дождя его можно видеть тяжело идущим по дороге. Когда его дразнят, он приподнимается на своих мощных мохнатых лапах и начинает раздуваться, кажется гигантом, а в глазах индейцев разъяренным и страшным быком.

Дети разбегаются в ужасе и долго еще помнят о встрече с ним. К"ампу ядовит, но в Абанкайе, столице департамента Апуримак, я видел девочку, которая играла с одним из таких пауков. Она гладила его, подбрасывала и ловила в свои маленькие ладошки. Это казалось невероятным. Ведь считается, что только лайк"а Сан Хорхе может справиться с к"ампу и даже съесть его. Сан Хорхе - двукрылое насекомое с темно-синим тельцем, красными крыльями и усиками. Размер его обычно достигает 2-4 сантиметров. Все его темно-синее тело блестит, красные крылья подрагивают в нетерпении, - красные, как огонь, на загадочном синем, как горная порода, теле. Он тоже лайк"а! Сан Хорхе выигрывает жесточайшие сражения с к"ампу. Это впечатляющее зрелище. Огромный к"ампу приподнимает голову, как бы готовится к прыжку, его ярость и гнев вселяют ужас в индейцев. Сан Хорхе пикирует на него сверху и наносит ему укол, затем снова взмывает вверх, снова - пике, и вновь - укол. Раненый к"ампу медленно погибает. Когда начинается агония к"ампу, Сан Хорхе приближается к нему, если тяжесть паука ему под силу, хватает его и улетает вместе с ним.

Низколетящий, он теряется среди деревьев, кустарников и камышей, опускается в каком-либо укромном месте и, говорят, съедает свою добычу. Сан Хорхе индейцы тоже боятся и считают его магическим насекомым, может быть, поэтому он кажется им значительно больше, чем есть на самом деле. Я видел одного мертвого и немного покалеченного Сан Хорхе, вероятно, какое-то животное наступило на него переходя дорогу. Мне он показался очень маленьким, хрупким, как и все насекомые. Несмотря на свое «святое» имя, для индейцев он является также лайк"а. Когда они слышат стрекот его крыльев, останавливаются и провожают его взглядом, пока он не исчезнет среди гор или леса.

Лайк"а, таким образом, представляет из себя колдуна, способного причинить порчу, сглазить. Правда, иногда он помогает лечить страшные болезни - безумие, истерию, бессонницу и страх. Он лечит нервных и напуганных детей, применяя для них «мягкий» вариант системы исцеления. Он рассказывает больному ребенку истории об интересных животных, камнях, сказки про зачарованные озера, а когда тот почти засыпает, склоняется над ним и, словно заклинание, произносит отрешенным голосом: «Душа, душа этого ребенка, где ты, где ты бродишь, вернись на свое место! Хорошая душа, смотри, как я жду тебя, как я плачу по тебе, вернись, я уже сплю!». Этот способ лечения называют «к"айай», он основан на предположении, что если мужчина или ребенок в раннем детстве испугался чего-либо, душа его покинула тело, которому принадлежала, и нигде не может его найти. Именно поэтому больным овладевает меланхолия, у него теряется память и благоразумие, он превращается в «утти»- идиота, или человека без души, безумного, испытывающего постоянно приступы депрессии или буйства. Только голос лайк"а способен дойти до блуждающей где-то души, наставить ее на путь истинный. Он обращается к душе таким тихим призывным голосом, что не будит детей, а держит их в каком-то туманном полусне. В этом состоянии ребенок слушает лайк"а, и ему кажется, что это именно он обегает ночные небеса, превратившись в меняющееся и обволакивающее облако. Я присутствовал на сеансе одного из этих лайк"а в столице провинции Тайакаха, городе Пампас. Его всепроникающий голос, казалось, исходил из какого-то потустороннего, но такого знакомого по сновидениям, мира. На другой день колдун ушел из селения, но я до сих пор не могу забыть его лицо, запах коки, цвет его пончо, склоненную голову и скрытую силу его голоса.

Другие болезни лайк"а лечат и с помощью к"ако"опас. Это слово происходит от «к"ак"ой» - «растирать». Лайк"а растирает тело больного главным образом живыми кроликами или другим грызуном - вискачей. Он бьет ими о тело пациента до тех пор, пока зверьки не умрут. Затем он тут же вспарывает брюшко животного, изучает состояние внутренностей и ставит диагноз. До сих пор колдуны пользуются большим спросом среди индейцев и белых обитателей горных селений. Лайк"а лечит также с помощью трав, земли и ворожбы.

Впрочем, индейцы почитают, но и боятся лайк"а, ведь он может вызвать медленную или быструю смерть, напустить порчу. Лайк"а, как считают индейцы, - пособник дьявола и значит, имеет власть над смертью. Он может также вызвать сумасшествие, немоту, слепоту и хромоту, наслать неизлечимую и необъяснимую болезнь на тело своего врага или врага того, кто хорошо ему заплатит.

Лайк"а опутывает свою жертву разными приемами в зависимости от масштабов того зла, которое он собирается причинить. Чтобы вызвать образование опухоли в теле врага, он где-то рядом с домом предполагаемой жертвы ловит жабу, повязывает ей нечто вроде галстука, сплетенного из одежды того, кого ожидает страшная кара, купает ее в моче, настоенной на табаке. Жаба после такой «ванны» вздувается, глаза ее вылезают из орбит. Если колдун хочет, чтобы жертва получила еще и боль в горле, он втыкает колючку в горло жабы. Затем лайк"а произносит над жабой соответствующее заклятье.

Если лайк"а хочет наслать нечто более серьезное, например неизлечимую болезнь, заставляющую жертву чахнуть и покрываться гнойными язвами, то он прибегает к более сложной процедуре. Он собирает лоскутки от гардероба жертвы, прядь ее волос, обрезки ногтей с ее ног и рук. Все это он связывает в узел, используя при этом шнурок или веревку, которая обязательно должна быть скручена «влево», закапывает узел рядом с домом жертвы при условии, что никто не должен знать об этой страшной тайне. Поэтому никто не может утверждать, что видел что-либо подобное. Известно лишь одно - все происходит в абсолютной тишине. Лай собаки, чей-то голос, звуки кены или гитары, пение птицы, шаги путника - любой шум или шорох сведет на нет эффект колдовства. Это почти невыполнимое условие должно быть непременно соблюдено. Любые магические действия имеют силу лишь в полнейшей тишине.

В каждом горном селении имеется свой лайк"а, но немногие из них пользуются всеобщей известностью. Из самых дальних селений идут к ним люди, чтобы исцелиться, избавиться от порчи или, наоборот, вызвать чью-либо смерть. Индейцы рассказывают невероятнейшие истории из жизни этих людей: они умеют, например, плавить камни и иссушать родники, ходить целыми днями спиною вперед и пересекать бурные гоные реки верхом на палке, будто бы глаза их светятся в темноте, словно горящие свечи, освещая дорогу желтым и дрожащим светом. Единственное, чего боятся лайк"а - это встречи с духом священных аукис (горных вершин) или с освященным крестом.

Лайк"а - это слуга дьявола («супай») и прочей нечистой силы. Пако, наоборот, - посланник аукис, их священник, поскольку он охраняем крестом, умеет молиться и вызывать «пукарас» - души аукис.

21.02.2016 13:33

Для большинства людей пребывание в горах является нелегким испытанием. Холодная температура воздуха и недостаток кислорода - такие условия жизни не подходят для большинства современных народов.

Однако есть люди, чьи народы не просто веками проживают в горах, но и не стремятся с них спускаться. Одним из таких народов являются индейцы племени кечуа. Интернет-журнал "100 миров" подготовил для вас интересные факты об этом необычном народе.

Особенности жизни индейцев кечуа

Народ индейцев кечуа проживает в Южной Америке: Беру, Боливии, Аргентине, Эквадоре и других регионах. Некоторые из них «спустились на землю», однако многие представители этого народа остались верными своим традициям. Так, например, в горах Анд индейцы кечуа живут на высоте 3650 м над землей. Интересно отметить, что сердце и легкие людей этого племени больше, чем стандартные размеры этих органов у «земных» людей. Дело в том, что увеличенные размеры этих органов позволяют организмам индейцев усиливать кровообращение и, таким образом, получать больше кислорода. Фото с сайта: votpusk.ru

По причине того, что народ кечуа расположился так далеко
от земли, с ними редко контактируют представители других народов. Именно поэтому индейцы до сегодняшнего дня смогли сохранить свои культуральные особенности , свою национальную индивидуальность. Культура индейцев кечуа прочно ассоциируется с наследием инков - от них они сохранили и яркие наряды, и своеобразные песни.

Индейцы племени кечуа обладает собственным языком , многие слова которого ушли в испанский язык. Собственно, часть индейцев говорит на чистом испанском языке.

Национальные наряды индейцев выделяются среди прочих своей яркостью и, кроме этого, все они изготовлены вручную из природных материалов. Важным элементом в одеяниях как мужчин, так и женщин являются фетровые шляпы, которые представители этого народа также любят украшать природными материалами: цветами и изделиями из кости и натурального дерева.

Интересно, что у индейцев кечуа принято ходить босиком . Таким образом, подошвы ног этих людей являются настолько загрубевшими, что они запросто могут ходить даже по обледеневшим скалам, не чувствуя холода .

Традиционными занятиями кечуа являются скотоводство, ручное производство тканей, изготовление украшений из природных материалов и земледелие. В поселениях, расположенных в горах, представители этого народа выращивают такие культуры, как бобы и картофель, а излюбленными животными кечуа являются ламы - животные, которые хорошо приспособлены к суровому климату высоких гор.

Но это не самое интересное. Вследствие испанских завоеваний многие кечуа были обращены в католицизм, однако часть индейцев осталась верной своим традициям. Поэтому среди них можно встретить сторонников язычества и шаманизма . А потому, если вы когда-нибудь посетите Южную Америку, и вам повезет встретиться с представителями народа кечуа, то для вас могут изготовить волшебный талисман или приготовить любовное зелье . Правда, способ изготовления таких вещей индейцами кечуа остается неизвестным - шаманы хранят рецепты своих магических снадобий в строжайшем секрете.

Кстати говоря, индейцы кечуа относятся к туристам с большой доброжелательностью , и многие из них занимаются как раз туристическим бизнесом: изготавливают сувениры и организуют экскурсии. Поэтому, если вы совершите путешествие в Южную Америку, то возможность познакомиться с народом кечуа вполне реальна. Говорят, что индейцы любят открытых и доброжелательных людей - таким путешественникам они ответят таким же любезным отношением. Однако если вы являетесь обладателем тучной фигуры, то представители этого народа могут отнестись к вам с подозрением . Но обижаться на это не стоит - дело вовсе не в вашей полноте как таковой. Просто среди индейцев кечуа распространена одна занятная легенда.

Племя кечуа верит в существование потусторонней твари, которую они называют ликичири . Согласно их верованиям, ликичири - это оборотень, который нападает на спящих людей и высасывает из них подкожный жир, отчего человек впоследствии умирает. Чем больше подкожного жира в теле человека - тем больше вероятность, что на него нападет это ужасное чудовище. Таким образом, при встрече с полным человеком индейцы кечуа опасаются, что гость сможет привлечь в их поселение кровожадного монстра. Впрочем, иногда они с подозрением относятся и к незнакомцам нормального телосложения - кто знает, а вдруг под вашей миловидной внешностью на самом деле скрывается оборотень?

По причине страха индейцы тщательно закрывают двери и окна в свой дом и стараются не оставаться в одиночестве. Иногда можно встретить представителя племени с долькой чеснока во рту - запах чеснока является еще одним способом отпугнуть чудовище.

По этой же причине индейцы данного племени следят за собственным весом и стараются не переедать . Если вам доведется побывать у них в гостях, то они гостеприимно угостят вас своим блюдами, однако могут поглядывать на вас: а не переедаете ли вы? Как бы ни было вкусно блюдо , не стоит есть слишком много в компании этих людей - это может испортить их впечатление о вас.

Кстати говоря, в кухне этого племени имеется кое-что экзотическое . Известно, что индейцы кечуа употребляют в пищу блюда, приготовленные из мяса морских свинок - тех самых симпатичных зверушек, которых мы держим в качестве домашних животных. Сможете ли вы попробовать такое блюдо? Решать вам.

Вот такой интересный народ можно встретить на высотах нашего мира. Что думаете?


Статью подготовила для вас

Анастасия Черкасова

Все права принадлежат законным правообладателям.

Статья женского Интернет-журнала показалась вам интересной? Расскажите о ней своим друзьям!