Кубизм в литературе. Школьная энциклопедия
Выяснить об истории происхождения слов российского языка есть возможность в последующих книжках:
Словарь включает около 7 тыщ устаревших слов и устойчивых выражений российского языка, встречающихся в текстах художественной литературы XVIII - начала XX века, которые в наши дни или утрачены, или переосмыслены и употребляются в активном лексическом припасе с новым значением. Словарь также содержит более 500 художественных иллюстраций, помогающих выяснить, как выглядели те либо другие исторические реалии, профессии, костюмчики и т. д. тех пор. В словарную статью заходит заголовочное слово либо выражение, грамматическая черта слов, их истолкование, фразеологические обороты, включающие заголовочное слово, цитаты из текстов художественной литературы, также историко-этимологический комментарий.
Словарь содержит разъяснение истории и происхождения 13 560 слов современного российского литературного языка. В словарной статье дается определение значения слова, указываются его производные и однокоренные слова, приводятся схожие образования в других славянских языках, а для взятых слов - языковые параллели в других языках. Указывается время возникновения слова в языке с иллюстрацией из монумента письменности соответственного периода. Выслеживается изменение значения слова, его фонетического вида, орфографии.
Узнаваемый филолог в пользующейся популярностью форме ведает, как появляется речь, как мы обучаемся говорить, каким количеством звуков обходимся, какие образы появляются в нашем сознании, когда мы произносим слова и фразы. Создатель разъясняет происхождение слов, при всем этом его толкования оригинальны и юмористичны.
Словарь содержит около 3500 слов, избранных в основном из художественных произведений, исторических трудов и документов, критичных статей и журнальных публикаций, узревших свет в XVII-XIX веках и начале XX века.
Создатель в интересной форме ведает о том, как развивался российский язык. Приводится история отдельных слов, образных выражений и неких грамматических конструкций.
Книжка посвящена словам и выражениям российского языка, с помощью которых именуют предметы и явления современной жизни. Рассмотрены новые методы сотворения и присвоения заглавий, в том числе в новых разновидностях языка - языках СМИ, рекламы, Интернета и других средств фиксации и передачи языковой материала, в том числе средств мобильной связи.
В словаре объясняются классические нормативные написания российских орфограмм, не подчиняющиеся никаким правилам. Читатель знакомится с надлежащими историческими процессами в российском языке, определившими возникновение непроверяемых орфограмм. Словарь разъясняет выше 6000 непроверяемых орфограмм российского языка.
Книжка Б.Ю. Нормана, известного языковеда, ведает о том, что язык служит не только лишь для людского общения, передачи материала, самовыражения личности, да и для многого другого: он веселит, смешит, поражает, восхищает… Идет речь о различных разновидностях языковой игры, понимаемой очень обширно. Творцом тут оказывается обыденный человек, а объектом наблюдения и размышления - словесные шуточки, анекдоты, каламбуры, общее поэтическое творчество и т.п., прямо до речевого кривляния и балагурства. В книжке приводится также обеспеченный материал из российской художественной литературы и фольклора, в том числе современного. Завершает книжку юмористический «Этимологический словарь», удостоенный в свое время премии 16-й странички «Литературной газеты» и вызвавший целую лавину подражаний. Это на нынешний день более полный (более 2000 слов) список шутливых словотолкований , у каких, как оказалось, есть и полностью суровый научный нюанс.
Лексический состав словаря - архаизмы, варваризмы, экзотизмы, поэтизмы, диалектизмы, также проф и терминологическая лексика, отражающая своеобразие жизни Рф XVIII - начала XX века. Кроме редчайших слов, словарь включает и редчайшие выражения. Задачки словаря - снять лексические трудности, которые появляются при чтении произведений российских классиков от Александра Сумарокова до Александра Блока; расширить и углубить языковую и историко-культурную компетенцию современного читателя, любителя вдумчивого чтения. Особо увлекателен словарь тем, кто неравнодушен к истории Отечества. Для их он удачный источник сведений о российской старине.
Дополнительно на сайт:
Перечень книжек с заданиями олимпиад по русскому языку
Перечень книжек по истории происхождения слов российского языка
Перечень книжек для детского чтения от 14 до 16 лет
Перечень книжек для детского чтения от 11 до 14 лет
Слитературным языком тесно связано понятие культуры речи. Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи - своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов.
Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится об их здоровье, оказывает людям различные услуги. Термин «культура речи» означает:
владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи;
раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации с целью совершенствования языка как орудия культуры.
(Языкознание. Большой энциклопедический словарь. М., 1998.)
Под культурой речи понимается:
умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определенной ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации;
соблюдение этики общения.
Таким образом, культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический.
Культура речи предполагает, прежде всего, правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями (говорящими и пишущими) в качестве «идеала», образца. Языковая норма - это центральное понятие языковой культуры, а нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших. «Умение правильно говорить - еще не заслуга, а неумение - уже позор, - писал знаменитый Цицерон, - потому что правильная речь не столько достоинство хорошего оратора, сколько свойство каждого гражданина».
Однако культура речи не может быть сведена к перечню запретов и определений «правильно - неправильно». Понятие «культура речи» связано с закономерностями и особенностями функционирования языка, а также с речевой деятельностью во всем ее многообразии. Оно включает в себя и предоставляемую языковой системой возможность находить для выражения конкретного содержания в каждой реальной ситуации речевого общения адекватную языковую форму.
Культура речи вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами. Выбор необходимых для данной цели языковых средств - основа коммуникативного аспекта культуры речи.
Коммуникативная целесообразность считается одной из главных категорий теории культуры речи, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами. К ним относятся: точность, логичность, богатство речи, ее выразительность и чистота, а также уместностьречи.
Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления и т. п.; обращение на «ты» и «вы»; выбор полного или сокращенного имени, формулы обращения и др.).
На использование речевого этикета большое влияние оказывают экстралингвистические факторы: возраст участников речевого акта (целенаправленного речевого действия), их социальный статус, характер отношений между ними (официальный, неофициальный, дружеский, интимный), время и место речевого взаимодействия и т. д.
Этический компонент культуры речи накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения, осуждает разговор на «повышенных тонах».
Использованная литература
Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов 8-е изд. испр. и доп. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. – 544 с. (стр. 69-71)
М.Ю. Сидорова, В.С. Савельев Русский язык и культура речи. Курс лекций для студентов нефилологических вузов. М.: Проект, 2002, с. 432
ВОПРОСЫ
для самопроверки.
Что понимается под культурой речи?
Какие три аспекта культуры речи можно выделить?
В чем сущность нормативного аспекта?
Почему для хорошей речи недостаточно знания норм литературного языка?
Какие качества речи относятся к коммуникативным?
Что предписывает этический аспект культуры речи?
Задания для самостоятельной работы .
Задание 1. Составьте развернутый план по теоретическому материалу.
Задание 2. Напишите рассуждение на тему: «Какие качества характеризуют культурного человека?»
ТЕСТЫ
Тест
1. Найдите утверждение, не соответствующее
действительности:
Под культурой речи понимается:
самостоятельная лингвистическая дисциплина;
использование слов в несвойственном им значении;
владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах;
выбор и организация языковых средств, позволяющих достичь поставленных задач коммуникации;
Тест 2. Какое из приведенных утверждений является неверным?
Культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка.
Культура речи – это соблюдение норм нравственного поведения людей.
Культура речи – умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.
Культура речи – раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации с целью совершенствования языка как орудия культуры.
Тест 3. Не относится к аспектам культуры речи.
эстетический;
этический;
нормативный;
коммуникативный.
Тест 4. Отметьте словарь, к которому следует обратиться в следующей ситуации: Вы читаете статью и встречаете слово «эвтаназия», значение которого вам непонятно.
Орфоэпический словарь;
грамматический словарь;
ассоциативный словарь;
словарь иностранных слов.
Тест 5. Не относится к лингвистическим словарям:
ассоциативный;
терминологический;
орфографический;
синтаксический.
Тест 6. Знание человека о мире отражается в словаре:
энциклопедическом.
этимологическом.
толковом;
иноязычных слов.
Тест 7. Историю происхождения слов можно узнать в словаре:
энциклопедическом;
этимологическом;
толковом;
иноязычных слов.
Тест 8. В толковом словаре, помимо значения слова дается помета, указывающая на
происхождение слова;
способ образования слова;
сочетаемость слова;
грамматические характеристики слова.
Тест 9. Из какого словаря выписана данная словарная статья?
Винов а тый – вин о вный. Совпадают в знач. «совершивший что-л. предосудительное (проступок, преступление)», но различаются оттенком знач.: виноватый – совершивший какой-н. промах, неловкость, виновный – совершивший преступление. Отец чувствовал себя виноватым в том, что дал сыну неудачное имя. Признавая себя виновным в нанесении ран, подсудимый отрицал умысел в своих деяниях.
Словарь паронимов;
словарь синонимов;
словарь антонимов;
словарь омонимов.
Тест 10. В каком словаре словарная статья выглядит так: И кс, и кса (не икс а )?
Обратный словарь;
словарь синонимов;
ассоциативный словарь;
орфоэпический словарь.