Иностранцы переехавшие в беларусь говорят. Факты о Беларуси, которые шокируют иностранцев

Многие люди интересуются, каким образом создается иллюзия движения: особенности восприятия человека определяют возможность существования данного феномена.

И здесь вовсе не нужно использовать специальные компьютерные программы и инструменты графической обработки для достижения подобного результата, который по-настоящему поражает человеческое воображение.

Иллюзия движения

Движение само по себе для многих является загадкой. А что и говорить о тех случаях, когда движется, в сущности стационарная картинка?

В некоторых случаях людям сложно заметить движение стационарных объектов, и поэтому они отрицают существование подобных эффектов. Другие статичные, казалось бы, рисунки движутся настолько очевидно, что кажется, что здесь применяются специальные технологии для достижения подобной динамики.

Конечно, сейчас у технологий нет никакого предела, ограничивающего их применения. И некоторые рисунки созданы в действительности с использованием специальных программ или форматов файлов.

Очень популярны в социальных сетях картинки, созданные в формате gif. Это не видео, но и не статичный рисунок. В каких-то из них двигаются только отдельные элементы изображения, в других появляются движущие надписи, а какие-то разворачиваются чуть ли не в полноценные истории со своим сюжетом.

Однако гораздо интереснее те картинки, которые по-настоящему являются статичными, но в них заметно какое-то движение и изменение.

Такие эффекты известны уже довольно давно. Например, существует феномен Оучи, который был открыт еще в 1977 году.

На такой картинке мы видим большой квадрат, который состоит из маленьких прямоугольников. Они выкрашены в черный и белый цвет и последовательно чередуются между собой.

В центре большого квадрата помещен круг поменьше, который также состоит из черных и белых прямоугольников. Только внутри круга они расположены вертикально, в то время как вне его они располагаются горизонтально.

Если смотреть на такой рисунок, то будет казаться, что круг движется. Что для этого необходимо предпринять?

Прежде всего, стоит сконцентрировать свое внимание на центре рисунка. Посмотрите на шар по центру.

Затем не нужно в течение некоторого времени отрывать свое внимание от этой точки. В то же время стоит немного подвигать головой.

Вы четко увидите, что прямоугольники внутри этого круга перемещаются. Создастся полное ощущение, как будто круг существует отдельно от внешнего квадрата.

Такие феномены и особенности восприятия психики изучаются даже на факультете психологии Московского государственного университета. Некоторые из них вы можете понаблюдать и ознакомиться на его официальном сайте.

В интернете вы сможете найти и статьи, в которых предпринята попытка рассказать широкой аудитории о причинах такого восприятия.

Для создания таких перемещающихся элементов применяются следующие возможности:

  • сочетания цветов;
  • наклоны;
  • вращение.

Многие рисунки на вид ничем не отличаются от обыкновенных. Для того, чтобы что-то заметить, от человека требуется приложить определенные усилия: например, сконцентрировать внимнаие на одной точке или сменить угол зрения с помощью поворота головы.

Помимо психологии, подобными феноменами вполне серьезно занимаются и врачи-физиологи. Таким образом, сложно отрицать их наличие: их существование вполне доказано на научном уровне.

Часто перемещение достигается благодаря использованию многочисленных одинаковых геометрических фигур. Кроме квадратов, кругов и изогнутых линий можно использовать и другие элементы.

Например, известны иллюзии с использованием букв алфавита. Также могут использоваться кофейные зерна или шестеренки.

Наиболее популярны изображения, не отличающиеся особой композицией и смысловой нагрузкой. Однако встречаются и настоящие полноценные рисунки.

Например, оптической иллюзией обладает рисунок, на которой изображен человек, гуляющий со своей собакой. Прогулка происходит на фоне пейзажа. Мы видим гору со снежной вершиной.

На сумке человека мы можем заметить иероглифы. Но наше внимание должно быть направлено немного в другую сторону: на небо.

Небо устроено таким образом, что оно, как воронка, закручивается к центру, где расположено солнце. Смотря на это произведение изобразительного искусства, мы сможем заметить, что это небесное светило постоянно перемещается.

Двигающиеся картинки

Перемещающиеся изображения — известная забава. Нужный эффект достигается использованием различных цветовых сочетаний, интересных форм, линий под углом, а также геометрических элементов разного размера.

Как правило, если вы будете искать примеры подобной иллюзии в интернете, то вы сможете сразу же прочитать все необходимые инструкции по их применению.

Как правило, такие своеобразные произведения изобразительного искусства будут собраны на специализированных сайтах.

Пользуются они определенной популярностью и в социальных сетях.

Какие могут быть эффекты? Вариантов довольно много:

  • вращение элементов;
  • смена направления;
  • эффект пульсации;
  • ощущение тряски.

В сети вы сможете найти множество примеров таких изображений. Некоторые из них двигаются сразу же, как на них посмотришь. А остальные требуют определенной концентрации.

Некоторые люди, даже следуя инструкциям, не могут почувствовать нужного эффекта. Возможно, в таком случае необходимо сменить угол зрения или временно отойти от картинки, немного передохнуть и с новыми силами приняться за разгадывание таких интересных оптических загадок.

Как двигаются картинки

Рисунки, созданные человеком без использования специальных компьютерных средств, как правило, стационарны. Как придать им динамики?

Многим известны специальные переливающиеся рисунки. Там эффект перемещения отдельных элементов или всего изображения в целом основан на использовании сразу двух изображений.

При изменении угла зрения видно то одно, то другое изображение. При переходе от одной к другой картинке кажется, что они меняются: происходит иллюзия движения.

Однако необязательно использовать эффекты светового восприятия для достижения таких эффектов. Некоторые стационарные изображения обладают такой структурой, что воспринимаются сознанием обычного человека, как нечто меняющееся.

Здесь применяются знания психологии. Эффект построен на особенностях человеческого восприятия.

В некоторых случаях для того, чтобы понять и увидеть какой-то эффект, необходимо сконцентрировать свое внимание на некоторых точках.

В других случаях, нужно покрутить головой в разных направлениях. Дети очень любят развлекаться с помощью таких забав.

Картинки и движение

Движение — жизнь. И многим недостаточно статистических изображений. Динамические эффекты гораздо интереснее.

И для создания подобных картинок совсем необязательно применять технологии обработки видеофайлов. Можно уже в одной картинке, в которой не применяются никакие специальные графические компьютерные средства и возможности анимации, создать интересные варианты, в которых человек будет чувствовать определенные изменения.

Можно использовать сочетания нескольких картинок. Но мозг человека будет воспринимать их как единое изображение, которое почему-то двигается.

Например, широко известна такая оптическая иллюзия, как . Она даже получила специальную премию в 2005 году.

Иногда такие иллюзии восхищают, а иногда даже пугают или действуют раздражающе. Но все иллюзии основаны на психологических особенностях восприятия человека.

В примере с двухтактным видимы движением человеку довольно неприятно смотреть на такое изображение. Вроде бы, кажется, что картинка передвигается вперед и назад. Казалось бы, что здесь такого?

Но эти перемещения происходят очень резко и часто. Нервная система довольно быстро устает смотреть на такое изображение.

Кажется, что ты едешь в машине или в другом транспорте по неровной дороге. Возможно, у некоторых зрителей психологический эффект при соприкосновении с такого рода искусством может дойти до того, что им даже станет плохо в результате укачивания.

Телеканал« 360» разобрался, некоторые картинки могут обмануть человека.

Следующая новость

Видеть, значит верить. Мы привыкли полностью полагаться на глаза, ведь их, кажется, не проведешь. Но при всей важности зрения, оно не такое уж и совершенное. Некоторые картинки способны обвести нас вокруг пальца и заставить видеть движение там, где его нет, или чувствовать головокружение, стоя на разрисованной, но абсолютно ровной поверхности. А все потому, что видим мы не глазами, а нейронами мозга, который обманываться только рад. Телеканал «360» разобрался в ошибках восприятия и в том, почему они происходят.

«Лицо на Марсе»

Пожалуй, самый яркий пример иллюзии космического масштаба — знаменитое «лицо на Марсе». Образ, похожий на человеческий лик, наделал много шума, и породил гипотезы об инопланетном происхождении. На самом же деле, отчетливо видимое лицо оказалось лишь игрой света и тени.

Человеческое сознание устроено так, что достраивает картинку.

«Из сочетания темных и светлых пятен возникает иллюзия объема, перспективное изменение масштаба и контрастности создает иллюзию глубины, наличие симметрии и асимметрии придает картинке статичность или динамичность», — рассуждает фотограф Станислав Ржевский.

В отличие от галлюцинаций иллюзии восприятия присущи каждому человеку с нормальным состоянием психики. Говоря простыми словами, иллюзия — это искажение формы, цвета, положения в пространстве. Но каждый из этих признаков не воспринимается самостоятельно, а только в совокупности.

Иллюзии движения

«Когда изображение искусственно модифицировано, например, смежные изображения заметно отличаются друг от друга, возникает иллюзия движения. Это достигается за счет контраста, мозг начинает думать, что картинка движется», — говорит психотерапевт Марк Сандомирский.
Доказательство — знаменитая иллюзия японского профессора психологии Акиоши Китаока «Вращающийся змей», подарившая создателю мировую славу. Посмотрите, картинка абсолютно статична. Это легко проверить, зафиксируйте взгляд в центре одного из кругов.

Иллюзия Китаока активирует зоны мозга, призванные наблюдать за действительно движущимися объектами, например, пейзажем из окна поезда.

«Такой эффект достигается за счет гиперконтрастного изображения, деталей, и, главное, из-за микродвижений глаз. Это физиология. Глаза всегда находятся в движении», — говорит нейрофизиолог Илья Ханыков.

Информация о контрасте, изменениях яркости крайне важна для нашего мозга, именно по этим параметрам мы распознаем оттенки цвета, фигуры, поэтому большинство иллюзий движения построены на повторе разноцветных фрагментов.

«Можно сказать, что мы вообще интерпретируем реальность через контрасты. Есть эффект усиления контраста для более убедительного поиска различий и создания значимых сигналов для нашей деятельности», — объяснил нейрофизиолог Илья Ханыков.

Это, например, видно в такой вот иллюзии.

«Если в полной темноте зажечь свечу, она ослепит. В этом случае увеличивается чувствительность, которая формируется на уровне нейронов. И этот эффект также вызван поиском контрастов», — сказал нейрофизиолог Илья Ханыков.

Иллюзия тени и света

Человеческий мозг не сомневается, если объект находится в тени, значит, он хуже освещен. Достаточно посмотреть на оптическую иллюзию профессора Массачусетского технологического института Эдварда Адельсона. Опубликованная в 1995 году она до сих пор заставляет нас, махнув рукой, говорить: «Да, ладно, не может быть!»

Может. Фишка этой картинки в том, что клетки шахматной доски, обозначенные буквами A и B, одного оттенка серого цвета, но благодаря тени и окружающей обстановке, кажутся абсолютно разными.

То, что клетки одинакового цвета, элементарно доказать. Распечатайте на принтере картинку, вырежете квадраты по контуру и приложите друг к другу.

«Светлая клетка, окруженная более темными, будет восприниматься светлее обычного, и наоборот, — так сам Адельсон объясняет данный эффект, — На рисунке светлая шахматная клетка (В) в тени окружена более темными. Это приводит к тому, что клетка (В) кажется нам светлее. Темные же шахматные клетки, окруженные светлыми вне падающей тени, кажутся нам более темными».

Восприятие цветов зависит от окружающей действительности. Один и тот же тон может выглядеть по-разному, в зависимости от фона, на котором он изображен. Плюс большую роль в восприятии цвета играет освещение.

«Серое пятно, помещенное в окружении цветных пятен, в иллюзорном восприятии приобретает некоторый тон, которого в действительности не существовало», — отмечает художник Станислав Ржевский

Какая из фигур темнее? Наверняка, вы ответите, не задумываясь. А теперь закройте середину пальцем и убедитесь в том, что ошиблись. Фигуры одинакового цвета.

Эти иллюзии показывают, насколько важна реакция мозга на восприятие цвета при наличии тени. Именно то, как мозг воспринимает фон, тень, освещение и расположение объекта формирует то, что мы видим. Вспомните, злосчастное платье. Одни видели бело-золотое, другие сине-черное. Разгадка тайны оказалась на поверхности — освещение и фон. Это и есть пример разницы зрительного восприятия.

Так и на картинке ниже. Вы уверены, что эти собаки разного цвета? А на самом деле они одинаковы.

А если нам не верите, убедитесь сами: загрузите картинку с лошадьми в графический редактор и уберите фон.

Цвет придумывает мозг

Стоит отметить, что технически цвета вообще не существует. Есть понятие света, сигналы которого получает и пытается распознать мозг, окрашивая это электромагнитное излучение в разные тона. По большому счету мир — монохромный, а цвета — исключительно творение мозга. Такое восприятие, говорят физиологи, было необходимо для выживания, что бы отличать груду камней от спящего бизона или медведя. Именно поэтому естественный отбор, эволюция и поддержали его.

Человеческий глаз обладает так называемым свойством цветопостоянства — в пределах широкого диапазона яркости освещения, восприятие тонов практически не изменяется.

«К примеру, цветные предметы выглядят практически одинаково при комнатном и уличном освещении. Однако по мере снижения интенсивности света, способность к сохранению цветопостоянства ослабевает», — отмечает фотограф Станислав Ржевский.

При очень слабом освещении отдельные цвета становятся неразличимы. И тогда эта самая оптическая иллюзия, то есть ошибка восприятия, помогает нам. На сетчатке формируется изображение, отличающееся от предмета, который его создал.

«Например, в темном парке на тропе мы видим движение и воспринимаем, например, опавший листок, как птичку или мышку, то есть живой объект. Только после мы понимаем, что он неживой. Такое восприятие было эволюционно выигрышно, потому что все, кто предполагал живой объект, с большей вероятностью выживали в столкновении с ним», — отмечает нейрофизиолог Илья Ханыков.

Иллюзия объема и глубины

Художественные приемы, позволяющие на плоскости создавать объемные предметы, с учетом их расположения в пространстве, открыли еще в античные времена. До сих пор для этого применяются различные виды перспективы и светотеневые акценты.

Перспектива сама по себе уже является обманом, потому что она создает иллюзию пространства на плоскости. Например, уходящая вдаль дорога или рельсы всегда изображаются линиями, стремящимися к сближению в одной точке. И кажется, что два одинаковых отрезка разные по размеру. А все потому, что мозг воспринимает верхний отрезок как расположенный дальше, следовательно, представляет его большим по размеру.

Одним из первых миру это продемонстрировал итальянский психолог Марио Понцо в начале XX века: он доказал, что на восприятие размеров предметов влияют не только смежные объекты, но и глубина фона, и разработал классическую иллюзию, которая носит его имя.

Ярким примером иллюзии объема является направление в искусстве под названием оп-арт (от англ. optical art — «оптическое искусство»). Одним из его основоположников считается Виктор Вазарели, французский художник и скульптор.

Такие изображения, говорит психотерапевт Марк Сандомирский, искусственно модифицированы: «Иллюзия объема или пространства возникает за счет изменения пропорций этих псевдообъемных изображений. Они модифицированы очень тонко и заставляют мозг думать, будто бы картинка объемная».

Одна из таких модифицированных картин даже попала в книгу рекордов Гиннеса. Художники из 13 стран мира на асфальте создали гигантский 3D рисунок — 150 метров в длину, и около 15 метров в ширину, общей площадью — более двух тысяч метров.

В большинстве случаев такие рисунки делаются на горизонтальных поверхностях. И именно благодаря искаженным пропорциям, при просмотре с определенной точки мы видим не плоское изображение, а объемное. К слову, в Москве работает целый музей оптических иллюзий. Так что если вас не пугают обмороки и головокружения, отправляйтесь в мир искаженной реальности. А если «укачивает», тренируйте вестибулярный аппарат, ведь весь дискомфорт связан именно с ним.

«Глаза видят одно, от положения тела поступают другие сигналы, из-за этого несоответствия и возникает дискомфорт. Но самое приятное в этом то, что вестибулярный аппарат можно тренировать», — делится наблюдениями нейрофизиолог Илья Ханыков.

Психотерапевт, тренер Института групповой и семейной психологии и психотерапии Марк Сандомирский уточняет, что подобные картинки рассчитаны на человека с нормальным состоянием нервной системы, глаз, мозга и связи между ними.

«Если у человека есть проблемы со зрением, мозгом или координацией, а к этому могут присоединяться проблемы с органами равновесия, тогда восприятие подобных картинок либо не получается, либо становится чрезмерной нагрузкой для мозга и вызывает разного рода дискомфорт — головную боль, боль в глазах, зрительное утомление», — объяснил Сандомирский.

Очевидно, что таким людям, и в 3D-кино не сходить…

Иллюзия искажения

Оптические иллюзии художники и дизайнеры в XXI веке научились вписывать в интерьер. По их мотивам создают мебель и предметы декора. Так, например, автор стеллажа «180°» был вдохновлен иллюзией немецкого астрофизика Иоганна Цельнера, обнаруженной ученым в 1860 году. Горизонтальные линии искажены особым расположением квадратов, и, хотя они параллельны относительно друг друга, кажется, что каждая установлена под наклоном.

На рисунке Цельнера длинные линии кажутся не параллельными, но в действительности это не так. Весь фокус в том, что короткие линии образуют угол с длинными, и именно он создает впечатление, будто бы один конец длинной линии ближе к нам, чем другой.

Мозг возвращает нас в детство

Любые оптические иллюзии вызывают в человеке бурный поток эмоций.

«Все эти эффекты, несовпадение восприятия с реальностью, несовпадение зрительного впечатления с привычным опытом вызывают возрастную регрессию, то есть заставляют мозг переключаться в детское состояние», — говорит психотерапевт Марк Сандомирский.

По его словам, в самом раннем возрасте, в первые недели и месяцы жизни мозг только учился обрабатывать информацию, которую передают глаза, распознавать предметы и улавливать целостную картинку. А при просмотре искаженных и модифицированных картинок обычный навык нарушается, мозг оказывается в непривычном состоянии, полагая, что нужно переучиваться.

«Картинка приковывает внимание, взрослый, словно ребенок, воспринимает предметы с жадным любопытством, именно поэтому эффекты вызывают детские эмоции, ведь у ребенка они более живые и яркие чем у взрослого. То же самое лежит в основе оптических иллюзий и 3D кино», — заключил Марк Сандомирский.

Ольга Лисакова

Следующая новость