Биография Сальвадора Дали. Уже в детстве проявился талант Дали к изобразительному искусству

помощью публичных сцен и истерик.
Ребенок страдал массой фобий и комплексов, что мешало ему найти общий язык со сверстниками. Одноклассники часто дразнили и использовали фобии против него. Сальвадор вел себя при этом вызывающе, старался эпатировать окружающих. Хотя друзей детства было мало, один из них — Хосеп Самитьер, футболист «Барселоны».
Уже в детстве проявился талант Дали к изобразительному искусству. В 6 лет он писал интересные картины. А в 14 лет состоялась его первая выставка в Фигерасе. Совершенствовать свои навыки Дали получил возможность в муниципальной художественной школе.
В 1914-1918 года Сальвадор учился в Фигерасе в Академии ордена маристов. Обучение в монашеской школе проходило не гладко, и в 15 лет эксцентричного ученика выгнали за непотребное поведение.
В 1916 году произошел знаковый для Дали случай — поездка в Кадакес (Cadaqués) с семьей Пишо. Там и произошло знакомство с современной живописью. В родном городе гений учился у Жоана Нуньеса.
В 1921 году будущий художник окончил институт (так назывались в Каталонии средние школы), в который удалось поступить даже, несмотря на исключение из монашеской школы. Оценки у Дали были блестящие.

Юношеские годы Дали

Талантливый юноша с легкость поступает в мадридскую Академию Сан-Фернандо и переезжает в «Резиденцию» — общежитие для одаренных студентов. Дали замечают за привлекательную внешность и щегольство. Вместе с учебой художественному ремеслу, юноша начинает осваивать литературу. Хотя первые заметки о великих художниках появились еще в 1919 году, обучаясь в Академии, он уделял письму больше времени.
В 1921 году умерла мать Сальвадора, которую он обожал.
В годы учебы Дали знакомится с Лоркой, Гарфиасом и Бунюэлем. Позже в своей скандальной книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим», написанной в 1942 году, художник напишет, что только Лорка произвел на него неизгладимое впечатление. С Бунюэлем художника свяжет плодотворное сотрудничество.
Также в годы учебы Дали зачитывается Фрейдом, идеи которого произвели на него неизгладимое впечатление. Под влияние отца психоанализа родился параноидально - критический метод, который в 1935 году будет описан в работе «Покорение иррационального».
Современники отзывались о Сальвадоре Дали как об очень талантливом и трудолюбивом человеке. Говорили, что он мог часами писать в мастерской, осваивать новые методы, и забывал спуститься, чтобы поесть. Экспериментируя с дадаизмом и кубизмом, Дали пытается найти собственный стиль. К концу учебы он разочаровывается в педагогах, начинает вести себя вызывающе, за что в 1926 году исключается из Академии. В этом же году в поисках себя гений отправляется в Париж и знакомится с Пикассо. В работах того периода заметно влияние последнего, так же, как и Жоана Миро.

Молодые годы

В 1929 году Дали вместе с Бунюэлем всего за шесть дней пишет сценарий фильма «Андалузский пес». Картина имеет ошеломительный успех.

В этом же году художник знакомится с Галой, Еленой Дмитриевной Дьяконовой. Она вместе со своим супругом Полем Элюаром нанесла визит молодому гению в Кадакес. Говорят, любовь поразила их мгновенно, как удар молнии. Гала была старше на 10 лет, состояла в браке, имела вольные взгляды на сексуальную жизнь.… Но, несмотря на все препятствия, они поженились в 1934 году (хотя церковный брак был зарегистрирован в 1958 году). Гала была музой и единственной женщиной Дали на протяжении всей жизни. Так как художник увел жену друга, с которым они вращались в одних кругах, то в качестве компенсации написал его портрет.
Бурные события в личной жизни лишь придавали вдохновения. Многочисленные картины демонстрируются на выставках. В 1929 году Дали вступил в общество сюрреалистов Бретона. Написанные в начале 30х годов картины «Постоянство памяти» и «Расплывшееся время» принесли Дали известность. Фантазии на тему смерти и тления, сексуальности и влечения присутствовали на всех полотнах. Художник восхищается Гитлером, что вызывает недовольство Бретона.
Успех «Андалузского пса» вдохновил Бунюэаля и Дали на второй фильм «Золотой век», который вышел в 1931 году.
Поведение гения становится все более эксцентричным. На одной из картин он написал, что с наслаждением плюет на портрет матери. За это и за отношения с Галой Дали проклял отец. Уже, будучи в преклонном возрасте, художник писал, что отец был очень хорошим и любящим человеком, сожалел о конфликте.
Начинаются ссоры с сюрреалистами. Последней каплей стало написание в 1933 году картины «Загадка Вильгельма Телля». Здесь персонаж отождествлен с Лениным как суровым идейным отцом. Сюрреалисты поняли Дали буквально. Тем более что он имел наглость заявить: «Сюрреализм — это я». Конфликт приводит к разрыву с обществом Бретона в 1936 году.

Творческие изменения

В 1934 году была написана одна из самых знаменитых картин — «Метаморфоза Нарцисса». Практически сразу Дали опубликовал литературную работу «Метаморфозы Нарцисса. Параноидная тема».

В 1937 году художник отправляется в Италию для изучения полотен эпохи Возрождения. Он восхищался полотнами Рафаэля и Вермера. Известна фраза из его книги о том, что художники, считающие, что превзошли их мастерство, пребывают в блаженном идиотизме. Дали призывал сначала научиться писать как старые мастера, а затем уже создавать собственный стиль, только так можно добиться уважения.
Постепенно художник отходит от сюрреализма, но все равно продолжает эпатировать публику, называя себя спасителем (обыгрывается значение имени Сальвадор) от модернистской деградации.

Жизнь в США

С началом второй мировой войны Дали и Гала отправляются в США, где останутся на протяжении 1940-1948 годов. Здесь же выходит скандальная автобиография, упомянутая ранее.
Вся деятельность в Штатах оказывается коммерчески успешной: картины, реклама, фотографии, выставки, эксцентричные поступки. Немало этому способствует волевой характер Галы. Она организовывает деятельность мужа, наводит порядок в его мастерской, подталкивает в определенных направлениях, стимулируя зарабатывать.

Возвращение в Испанию. Зрелые годы

Тоска по родине дала о себе знать, и в 1948 году супруги возвращаются в Испанию, в любимую Каталонию. В картинах того периода начинает проявляться фантастическая и религиозная тематика. В 1953 году состоялась выставка, на которой было собрано более 150 работ. Вообще Дали был очень плодовитым художником.
Свой настоящий первый дом Дали и Гала обосновали в Порт-Льигате в 1959 году. К тому моменту гений стал очень популярным и покупаемым автором. Позволить его полотна в 60х могли только очень состоятельные люди.
В 1981 году у художника диагностировали болезнь Паркинсона, он практически перестал писать. Подкосила его и смерть супруги. Последние работы выражают всю тоску старого больного человека.
Скончался гений 23 января 1989 года от сердечной недостаточности и похоронен у себя на родине, в музее под безымянной плитой, чтобы, как он и хотел, по могиле могли ходить люди.

Ну, здесь биография Сальвадора Дали. Сальвадор — один из моих любимых художников. Я старался добавить побольше грязных подробностей вкусных интересных фактов и цитат друзей из окружения мэтра, которых нету на других сайтах. Имеется краткая биография творчества художника — см навигацию внизу. Много взято из фильма Габриэллы Полеты «Биография Сальвадора Дали», поэтому — осторожно, спойлеры!

Когда вдохновение меня покидает, я откладываю кисть и краски в сторону и сажусь строчить что-нибудь про людей, которым я вдохновляюсь. Такие дела.

Сальвадор Дали, биография. Оглавление.

Действующие лица

В Соединенных Штатах чета Дали проведет следующие восемь лет. Сразу по приезду в Америку Сальвадор и Гала закатили грандиозную оргию пиар акцию. Они устроили костюмированную вечеринку в сюрреалистическом стиле (Гала сидела в костюме единорога, мда) и пригласили самых видных людей из богемной тусовки своего времени. Дали вполне удачно начал выставляться в Америке, а его шокирующие выходки очень полюбились американской прессе и богемной тусовке. Чего, чего, а такой виртуозно-артистичной шизы они еще не видели.

В 1942 году сюрреалист публикует свою автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим». Книжка для неподготовленных умов будет слегка шокирующей, я сразу говорю. Хотя почитать стоит, интересно. Несмотря на очевидную странность автора, читается довольно легко и непринужденно. ИМХО, Дали, как писатель, довольно неплох, в своем роде, конечно.

Тем не менее, несмотря на огромный успех у критиков, Гале опять было трудно найти покупателей картин. Но, все переменилось, когда в 1943 году выставку Дали посетила состоятельная пара из Колорадо — Рейнольд и Элеонор Мос стали постоянными покупателями картин Сальвадора и друзьями семьи. Чета Мос приобрела четверть всех картин Сальвадора Дали и позже основали музей Сальвадора Дали в Санкт-Петербурге, но не в том в котором вы подумали, а в Америке, во Флориде.

Мы начали коллекционировать его работы, часто встречались с Дали и с Галой и мы ему нравились, потому что нам нравились его картины. Гала тоже нас полюбила, но ей нужно было поддерживать свою репутацию человека с тяжелым характером, она разрывалась между симпатией к нам и своей репутацией. (с) Элеонор Мос

Дали плотно работает, как дизайнер, участвуя в создании украшений и декораций. В 1945 году Хичкок пригласил мэтра для создания декораций к своему фильму «Завороженные». Даже Уолт Дисней был покорен волшебным миром Дали. В 1946 году он заказал мультфильм, который познакомил бы американцев с сюрреализмом. Правда наброски вышли настолько сюрными, что мультик так и не появится в прокате, но позже, все-таки будет закончен. Он называется Destino, мультик шизофазный, очень красивый, с качественной рисовкой и стоит того, чтобы его посмотреть, в отличие от Андалузского пса (не смотрите пса, честно).

Размолвка Сальвадора Дали с сюрреалистами.

В то время, как все художественное и интеллектуальное сообщество ненавидело Франко, так как он был диктатором, силой захватившим республику. Дали, тем не менее решил пойти против всеобщего мнения. (с) Антонио Пичот.

Дали был монархистом, он беседовал с Франко и тот сказала ему, что собирается восстановить монархию. Так что Дали был за Франко. (с) Леди Мойн

Живопись Сальвадора в это время приобретает особенно академический характер. Для картин мэтра этого периода особенно характерна классическая составляющая, несмотря на очевидный сюр сюжета. Также маэстро пишет пейзажи и классические картины без всякого сюрреализма. Многие полотна также приобретают отчетливо религиозный характер. Известные картины Сальвадор Дали этого времени — Атомная леда, Тайная вечеря, Христос святого Хуана де ла Крус и т.д.

Блудный сын вернулся в лоно католической церкви и в 1958 году Дали и Гала обвенчались. Дали было 54 года, Гале 65. Но, несмотря на венчание, их роман изменился. Гала превратила Сальвадора Дали в мировую знаменитость, но хотя их партнерство было гораздо больше, чем деловым, Гала любила молодых жеребцов, чтоб стоял по часу без перерыва, а Сальвадорыч был уже не тот. Он уже не был похож на эдакого бесполого экстравагантного эфеба, которого она знала раньше. Поэтому их отношения к тому времени заметно охладели, а Галу все чаще видели в окружении молодых альфонсов и без Сальвадора.

Многие думали, что Дали просто шоумен, но это не так. Он работал по 18 часов в день, восхищаясь здешними пейзажами. Я думаю он был в общем простым человеком. (с) Леди Мойн.

Аманда Лир, вторая большая любовь Сальвадора Дали.

Всю жизнь отжигавший Сальвадор с горящими глазами превратился в трясущегося несчастного зверька с загнанным взглядом. Время не щадит никого.

Смерть Гала, жены сюрреалиста.


Вскоре маэстро ждал новый удар. В 1982 году, в возрасте 88 лет Гала умерла от инфаркта. Несмотря на достаточно охладевшие в последнее время отношения, Сальвадор Дали со смертью Галы потерял свой стержень, основу своей существования и и стал похож на яблоко, у которого сгнила сердцевина.

Для Дали это было сильнейшим ударом. Как если бы его мир развалился на части. Наступило страшное время. Время глубочайшей депрессии. (с) Антонио Пичот.

После смерти Галы Дали покатился по наклонной. Он уехал в Пуболь. (с) Леди Мойн.

Знаменитый сюрреалист переехал в замок, купленный для жены, где следы ее былого присутствия позволяли ему хоть как-то скрасить его существование.

Я думаю было большой ошибкой уединиться в этом замке, где его окружали люди, которые его совсем не знали, но таким образом Дали оплакивал Галу (с) Леди Мойн.

Когда-то известный тусовщик Сальвадор, дом которого всегда был полон людей, пьяных от розового шампанского, превратился в затворника, который допускал к себе только близких друзей.

Он сказал — хорошо, давай встретимся, но в полной темноте. Я не хочу, чтобы ты видела, какой я стал седой и старый. Я хочу, чтобы та запомнила меня молодым и красивым (с) Аманда.

Меня попросили навестить его. Он выставил на столик бутылку красного вина, бокал, поставил кресло, а сам оставался в спальне с закрытой дверью. (с) Леди Мойн.

Пожар и смерть Сальвадора Дали


Судьба, ранее баловавшая Дали удачей, решила, как будто в отместку за все предыдущие годы, подбросить Сальвадору новую беду. В 1984 году в замке случился пожар. Ни одна из круглосуточно дежуривших сиделок не отозвалась на крики Дали о помощи. Когда Дали спасли, его тело обгорело на 25 процентов. К сожалению, судьба не подарила художнику легкую смерть и он выздоровел, хоть был истощен и покрыт шрамами от ожогов. Друзья Сальвадора уговорили его оставить свой замок и переехать в музей в Фигерасе. Последние годы перед смертью, Сальвадор Дали провел в окружении своего искусства.

Спустя 5 лет Сальвадор Дали умер в больнице в Барселоне от остановки сердца. Такие дела.

Такой конец кажется слишком печальным для человека, который был переполнен жизнью и настолько отличался от других. Он был невероятным человеком. (с) Леди Мойн

Это вы Врубелю с Ван Гогом скажите.

Сальвадор Дали обогатил нашу жизнь не только своими картинами. Я рада, что он позволил нам так близко узнать его. (с) Элеонора Мос

Я чувствовала, что закончилась огромная, очень значимая часть моей жизни, как будто я потеряла собственного отца. (с) Аманда.

Встреча с Дали для многих была настоящим открытием нового огромного мира, необычной философии. По сравнению с ним, все эти современные художники, которые пытаются копировать его стиль, выглядят просто жалко. (с) Ультрафиолет.

Перед смертью Сальвадор Дали завещал похоронить себя в своем музее, в окружении его работ, под ногами его восхищенных поклонников.

Наверняка есть люди, которые даже не знают, что он умер, они думают, что он просто больше не работает. В некотором смысле, неважно жив Дали или мертв. Для поп-культуры он всегда жив. (с) Элис Купер.

). Автор книг «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим» (1942), «Дневник одного гения» (1952-1963), Oui: The Paranoid-Critical Revolution (1927-33) и эссе «Трагический миф Анжелюса Милле».

Биография

Детство

Сальвадор Дали родился в Испании 11 мая 1904 года в городе Фигерасе , провинция Жирона , в семье зажиточного нотариуса. По национальности был каталонцем , воспринимал себя в этом качестве и настаивал на этой своей особенности. Имел сестру и старшего брата (12 октября 1901 - 1 августа 1903), который умер от менингита. Позднее в возрасте 5 лет, на его могиле, родители сказали Сальвадору, что он - реинкарнация своего старшего брата.

В детстве Дали был сообразительным, но заносчивым и неуправляемым ребёнком.

Однажды он даже затеял скандал на торговой площади ради леденца, вокруг собралась толпа, и полицейские попросили хозяина лавки открыть её во время сиесты и подарить-таки непослушному мальчику данную сладость. Он добивался своего капризами и симуляцией, всегда стремился выделиться и привлечь к себе внимание.

Многочисленные комплексы и фобии (страх перед кузнечиками и другие [какие? ] ) мешали ему включиться в обычную школьную жизнь, завести с детьми обычные связи дружбы и симпатии.

Но, как и любой человек, испытывая сенсорный голод, он искал эмоциональный контакт с детьми любыми способами, стараясь вжиться в их коллектив если не в роли товарища, то в любой другой роли, а точнее той единственной, на которую был способен, - в роли эпатажного и непослушного ребёнка, странного, чудаковатого, всегда поступающего вопреки чужим мнениям.

Проигрывая в школьных азартных играх, он вёл себя так, будто выиграл, и торжествовал. Иногда без причины затевал драки.

Частично комплексы, приведшие ко всему этому, были вызваны и самими одноклассниками: они относились к «странному» ребёнку довольно нетерпимо, использовали его страх перед кузнечиками, подсовывали ему за шиворот этих насекомых, чем доводили Сальвадора до истерики, о чём он позднее поведал в своей книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим».

Обучаться изобразительному искусству начал в муниципальной художественной школе. С 1914 по 1918 год воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе. Одним из друзей детства был будущий футболист ФК «Барселона» Хосеп Самитьер . В 1916 году, с семьей Рамона Пишó, отправился на каникулы в город Кадакéс , где познакомился с современным искусством.

Юность

1921 год. На 47 году жизни от рака груди умирает мать Дали. Это стало для него трагедией. В том же году поступает в Академию Сан-Фернандо . Рисунок, подготовленный им для экзамена, показался слишком мал смотрителю, о чём он сообщил отцу, а тот, в свою очередь, сыну. Юный Сальвадор стер весь рисунок с полотна и решил нарисовать новый. Но у него до итоговой оценки оставалось всего 3 дня. Однако юноша не спешил с работой, чем очень беспокоил своего отца, который и без того за долгие годы натерпелся его причуд. В конце концов юный Дали сообщил, что рисунок готов, но он даже меньше предыдущего, и это стало для отца ударом. Однако преподаватели в силу чрезвычайно высокого мастерства сделали исключение и приняли молодого эксцентрика в академию.

В 1922 году переезжает в «Резиденцию» (исп. Residencia de Estudiantes ) (студенческое общежитие в Мадриде для одаренных молодых людей) и начинает учёбу . В те годы все отмечают его щёгольство . В это время он знакомится с Луисом Бунюэлем , Федерико Гарсиа Лоркой , Педро Гарфиасом . С увлечением читает работы Фрейда .

Знакомство с новыми течениями в живописи развивается - Дали экспериментирует с методами кубизма и дадаизма . В 1926 г. его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. В том же году впервые едет в Париж , где знакомится с Пабло Пикассо . Пытаясь найти собственный стиль, в конце 1920-х создает ряд работ под влиянием Пикассо и Жоана Миро . В 1929 г. участвует вместе с Бунюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пёс ».

Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу (Елену Дмитриевну Дьяконову), бывшую тогда женой поэта Поля Элюара . Сблизившись с Сальвадором, Гала, однако, продолжает встречаться со своим мужем, заводит попутные отношения с другими поэтами и художниками, что в то время казалось приемлемым в тех богемных кругах, где вращались Дали, Элюар и Гала. Понимая, что фактически увёл у друга жену, Сальвадор в качестве «компенсации» пишет его портрет.

Молодые годы

Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. В 1929 году примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном . В это же время происходит разрыв с отцом. Неприязнь семьи художника к Гале, связанные с этим конфликты, скандалы, а также надпись, сделанная Дали на одном из холстов - «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери» - привели к тому, что отец проклял сына и выставил его из дома. Провокационные, эпатажные и, казалось бы, ужасные поступки художника далеко не всегда стоило понимать буквально и всерьёз: вероятно, он не хотел оскорбить свою мать и даже не представлял, к чему это приведёт, возможно, он жаждал испытать серию чувств и переживаний, которые стимулировал у себя таким кощунственным, на первый взгляд, поступком. Но отец, огорчённый давней смертью жены, которую любил и память о которой бережно хранил, не выдержал выходок сына, ставших для него последней каплей. В отместку негодующий Сальвадор Дали послал отцу в конверте свою сперму с гневным письмом: «Это всё, что я тебе должен». Позднее, в книге «Дневник одного гения» художник, будучи уже пожилым человеком, хорошо отзывается об отце, признаёт, что тот сильно любил его и терпел доставляемые сыном страдания.

В 1934 году неофициально вступает в брак с Галой (официальное венчание произошло в 1958 году в испанском городке Жирона). В том же году впервые посещает США.

Разрыв с сюрреалистами

В начале 1989 года Дали был госпитализирован с диагнозом «сердечная недостаточность». Больной, немощный, Дали скончался 23 января 1989 года.

Единственная разборчивая фраза, которую он произнёс за годы болезни, была «Мой друг Лорка»: художнику припомнились годы счастливой, здоровой молодости, когда он дружил с поэтом Федерико Гарси́а Лорка .

Художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому тело Дали замуровано в пол в одной из комнат театра-музея Дали в городе Фигерас . Все свои работы он завещал Испании.

Творчество

Театр

Сальвадор Дали - автор либретто и оформления балета «Вакханалия » (музыка Рихарда Вагнера, хореография Леонида Мясина , Русский балет Монте-Карло).

Кинематограф

В 1945 году в сотрудничестве с Уолтом Диснеем начал работу над мультипликационным фильмом Destino . Производство тогда было отложено из-за финансовых проблем; The Walt Disney Company выпустила фильм на экраны в году.

Дизайн

Сальвадор Дали - автор дизайна упаковки Чупа-Чупса . Энрике Бернат назвал свою карамель «Чупсом», и сначала у неё было только семь вкусов: клубника, лимон, мята, апельсин, шоколад, кофе со сливками и клубника со сливками. Популярность «Чупса» росла, увеличивалось количество выпускаемой карамели, появлялись новые вкусы. Карамель уже не могла оставаться в изначальной скромной обертке, нужно было придумать нечто оригинальное, чтобы «Чупс» узнавали все. Энрике Бернат обратился к своему земляку, знаменитому художнику Сальвадору Дали с просьбой нарисовать что-нибудь запоминающееся . Гениальный художник думал недолго и менее чем за час набросал ему картинку, где была изображена ромашка «Чупа Чупс», которая в несколько измененном виде сегодня узнаваема как логотип «Чупа Чупс» во всех уголках планеты. Отличием нового логотипа было и его местоположение: он находится не сбоку, а сверху конфетки

Скульптуры

  • 1969-1979 - Коллекция Клота , серия из 44 бронзовых статуй, созданных художником в своем доме в Порт Лигат.

    Dalí. Caballo.JPG

    Лошадь со всадником спотыкаясь

    Dalí DonQuijotesentado.JPG

    Сидячий Дон Кихот

    Dalí. Elefantecósmico.JPG

    Космический слон

    Гала в окне

    Dalí. GalaGradiva.JPG

    Dalí.Perseo.JPG

Образ в кинематографе

Год Страна Название Режиссёр Сальвадор Дали
Швеция Швеция Приключения Пикассо Таге Даниэльссон
Германия Германия
Испания Испания
Мексика Мексика
Бунюэль и стол царя Соломона Карлос Саура Эрнесто Альтерио
Великобритания Великобритания
Испания Испания
Отголоски прошлого Пол Моррисон Роберт Паттинсон
США США
Испания Испания
Полночь в Париже Вуди Аллен Эдриен Броуди
1991 Испания Дали Антонио Рибас Лоренцо Куинн

Напишите отзыв о статье "Дали, Сальвадор"

Примечания

Литература

  • 1974 г. Робер Дешарн. Salvador Dali. Изд. DuMont Buchverlag, 164 с., ISBN 3-7701-0753-5 ;
  • 1990 г. Джорж Оруэл (англ. George Orwell). Привилегия духовных пастырей. Эссе. - Лениздат,
  • 1992 г. А. И. Рожин Сальвадор Дали. Изд. Республика, 224 с., тираж 75000 экз., ISBN 5-250-01946-3 ;
  • 1992 г. Е. В. Завадская Сальвадор Дали. Изд. Изобразительное искусство, 64 с., тираж 50000 экз., ISBN 5-85200-236-4 ;
  • 1995 г. Gilles Neret. Salvador Dali. 1904-1989 = Сальвадор Дали / Gilles Neret. - Koeln: TASCHEN, 95 с.(На немецком языке) ISBN 3-8228-9520-2 ;
  • 2001 г. Никола Дешарн, Робер Дешарн. Изд. Белый город, 382 с., ISBN 5-7793-0325-8 ;
    • 1996 г. (ошибоч.) ;
  • 2002 г. Мередит Этерингтон-Смит. «Сальвадор Дали» (Перевод Е. Г. Гендель). Изд. Попурри, 560 с., тираж 11000 экз., ISBN 985-438-781-X , ISBN 0-679-40061-3 ;
  • 2006 г. Робер Дешарн, Жиль Нере. Dali. Изд. Taschen, 224 с., ISBN 3-8228-5008-X ;
  • 2008 г. Делассен С. Гала для Дали. Биография супружеской пары. М., Текст , 186 c., тираж: 5000, ISBN 978-5-7516-0682-4
  • 2009 г. Ольга Морозова. Сгоревший заживо. Скандальная биография Сальвадора Дали. Изд. Funky Inc., 224 с., тираж 3000 экз., ISBN 978-5-903912-70-4 ;
  • 2010 г. Сальвадор Дали. Мысли и анекдоты. Pensees et anecdotes. Изд. Текст, 176 с., тираж 3000 экз., ISBN 978-5-7516-0923-8 ;
  • 2011 г. С. С. Пирожник . Сальвадор Дали. Изд. Харвест, 128 с., тираж 3000 экз., ISBN 978-985-16-1274-7 ;
  • 2011 г. В. Г. Яськов Сальвадор Дали. Изд. Эксмо, 12 с., тираж 3000 экз., ISBN 978-5-699-47135-5 ;
  • 2012 г. Сальвадор Дали. Моя тайная жизнь. La Vie Secrete De Salvador. (Перевод Е. Г. Гендель) Изд. Попурри, 640 с., тираж 5100 экз., ISBN 978-985-15-1620-5 ;
  • 2012 г. Сальвадор Дали. Дневник одного гения. Journal D’un Genie. (Перевод О. Г. Сокольник, Т. А. Ждан) Изд. Попурри, 336 с., тираж 5100 экз., ISBN 978-985-15-1619-9 ;
    • 2014 г. Сальвадор Дали. Дневник одного гения. Journal D’un Genie. Изд. Азбука, Азбука-Аттикус, 288 с., тираж 5000 экз., ISBN 978-5-389-08671-5 ;
  • 2012 г. Робер Дешарн, Никола Дешарн. Salvador Dali / Сальвадор Дали. Альбом. Изд. Эдита, 384 с., ISBN 5-7793-0325-8 ;
    • 2008 г. Изд. Белый город
  • 2013 г. Р. К. Баландин Сальвадор Дали искусство и эпатаж. Изд. Вече, 320 с., тираж 5000 экз., ISBN 978-5-4444-1036-3 ;
  • 2013 г. Библия с иллюстрациями Сальвадора Дали. Изд. Книжный клуб «Клуб семейного досуга». Белгород, Книжный клуб «Клуб семейного досуга». Харьков, 900 с., тираж 500 экз., ISBN 978-5-9910-2130-2 ;
  • 2013 г. Дали вблизи и вдали. Сборник статей. Отв. редактор Бусев М. А. М., Прогресс-Традиция, 416 с., тираж 500 экз., ISBN 978-5-89826-406-2
  • 2014 г. Сальвадор Дали. Сокрытые лица. Ostros Ocultos (Visages Caches / Hidden Faces). (Перевод Л. М. Цывьян) Изд. Эксмо, 512 с., тираж 7000 экз., ISBN 978-5-699-70849-9 ;
  • 2014 г. Кэтрин Инграм. Гениальный Дали. This is DaLi (Перевод Т. Платонова). Изд. Эксмо, 80 с., тираж 3150 экз., ISBN 978-5-699-70398-2 ;

Ссылки

  • - Журнал «Третьяковская галерея», #4 2015 (49)

Отрывок, характеризующий Дали, Сальвадор

За обедом, посадив подле себя Балашева, он обращался с ним не только ласково, но обращался так, как будто он и Балашева считал в числе своих придворных, в числе тех людей, которые сочувствовали его планам и должны были радоваться его успехам. Между прочим разговором он заговорил о Москве и стал спрашивать Балашева о русской столице, не только как спрашивает любознательный путешественник о новом месте, которое он намеревается посетить, но как бы с убеждением, что Балашев, как русский, должен быть польщен этой любознательностью.
– Сколько жителей в Москве, сколько домов? Правда ли, что Moscou называют Moscou la sainte? [святая?] Сколько церквей в Moscou? – спрашивал он.
И на ответ, что церквей более двухсот, он сказал:
– К чему такая бездна церквей?
– Русские очень набожны, – отвечал Балашев.
– Впрочем, большое количество монастырей и церквей есть всегда признак отсталости народа, – сказал Наполеон, оглядываясь на Коленкура за оценкой этого суждения.
Балашев почтительно позволил себе не согласиться с мнением французского императора.
– У каждой страны свои нравы, – сказал он.
– Но уже нигде в Европе нет ничего подобного, – сказал Наполеон.
– Прошу извинения у вашего величества, – сказал Балашев, – кроме России, есть еще Испания, где также много церквей и монастырей.
Этот ответ Балашева, намекавший на недавнее поражение французов в Испании, был высоко оценен впоследствии, по рассказам Балашева, при дворе императора Александра и очень мало был оценен теперь, за обедом Наполеона, и прошел незаметно.
По равнодушным и недоумевающим лицам господ маршалов видно было, что они недоумевали, в чем тут состояла острота, на которую намекала интонация Балашева. «Ежели и была она, то мы не поняли ее или она вовсе не остроумна», – говорили выражения лиц маршалов. Так мало был оценен этот ответ, что Наполеон даже решительно не заметил его и наивно спросил Балашева о том, на какие города идет отсюда прямая дорога к Москве. Балашев, бывший все время обеда настороже, отвечал, что comme tout chemin mene a Rome, tout chemin mene a Moscou, [как всякая дорога, по пословице, ведет в Рим, так и все дороги ведут в Москву,] что есть много дорог, и что в числе этих разных путей есть дорога на Полтаву, которую избрал Карл XII, сказал Балашев, невольно вспыхнув от удовольствия в удаче этого ответа. Не успел Балашев досказать последних слов: «Poltawa», как уже Коленкур заговорил о неудобствах дороги из Петербурга в Москву и о своих петербургских воспоминаниях.
После обеда перешли пить кофе в кабинет Наполеона, четыре дня тому назад бывший кабинетом императора Александра. Наполеон сел, потрогивая кофе в севрской чашке, и указал на стул подло себя Балашеву.
Есть в человеке известное послеобеденное расположение духа, которое сильнее всяких разумных причин заставляет человека быть довольным собой и считать всех своими друзьями. Наполеон находился в этом расположении. Ему казалось, что он окружен людьми, обожающими его. Он был убежден, что и Балашев после его обеда был его другом и обожателем. Наполеон обратился к нему с приятной и слегка насмешливой улыбкой.
– Это та же комната, как мне говорили, в которой жил император Александр. Странно, не правда ли, генерал? – сказал он, очевидно, не сомневаясь в том, что это обращение не могло не быть приятно его собеседнику, так как оно доказывало превосходство его, Наполеона, над Александром.
Балашев ничего не мог отвечать на это и молча наклонил голову.
– Да, в этой комнате, четыре дня тому назад, совещались Винцингероде и Штейн, – с той же насмешливой, уверенной улыбкой продолжал Наполеон. – Чего я не могу понять, – сказал он, – это того, что император Александр приблизил к себе всех личных моих неприятелей. Я этого не… понимаю. Он не подумал о том, что я могу сделать то же? – с вопросом обратился он к Балашеву, и, очевидно, это воспоминание втолкнуло его опять в тот след утреннего гнева, который еще был свеж в нем.
– И пусть он знает, что я это сделаю, – сказал Наполеон, вставая и отталкивая рукой свою чашку. – Я выгоню из Германии всех его родных, Виртембергских, Баденских, Веймарских… да, я выгоню их. Пусть он готовит для них убежище в России!
Балашев наклонил голову, видом своим показывая, что он желал бы откланяться и слушает только потому, что он не может не слушать того, что ему говорят. Наполеон не замечал этого выражения; он обращался к Балашеву не как к послу своего врага, а как к человеку, который теперь вполне предан ему и должен радоваться унижению своего бывшего господина.
– И зачем император Александр принял начальство над войсками? К чему это? Война мое ремесло, а его дело царствовать, а не командовать войсками. Зачем он взял на себя такую ответственность?
Наполеон опять взял табакерку, молча прошелся несколько раз по комнате и вдруг неожиданно подошел к Балашеву и с легкой улыбкой так уверенно, быстро, просто, как будто он делал какое нибудь не только важное, но и приятное для Балашева дело, поднял руку к лицу сорокалетнего русского генерала и, взяв его за ухо, слегка дернул, улыбнувшись одними губами.
– Avoir l"oreille tiree par l"Empereur [Быть выдранным за ухо императором] считалось величайшей честью и милостью при французском дворе.
– Eh bien, vous ne dites rien, admirateur et courtisan de l"Empereur Alexandre? [Ну у, что ж вы ничего не говорите, обожатель и придворный императора Александра?] – сказал он, как будто смешно было быть в его присутствии чьим нибудь courtisan и admirateur [придворным и обожателем], кроме его, Наполеона.
– Готовы ли лошади для генерала? – прибавил он, слегка наклоняя голову в ответ на поклон Балашева.
– Дайте ему моих, ему далеко ехать…
Письмо, привезенное Балашевым, было последнее письмо Наполеона к Александру. Все подробности разговора были переданы русскому императору, и война началась.

После своего свидания в Москве с Пьером князь Андреи уехал в Петербург по делам, как он сказал своим родным, но, в сущности, для того, чтобы встретить там князя Анатоля Курагина, которого он считал необходимым встретить. Курагина, о котором он осведомился, приехав в Петербург, уже там не было. Пьер дал знать своему шурину, что князь Андрей едет за ним. Анатоль Курагин тотчас получил назначение от военного министра и уехал в Молдавскую армию. В это же время в Петербурге князь Андрей встретил Кутузова, своего прежнего, всегда расположенного к нему, генерала, и Кутузов предложил ему ехать с ним вместе в Молдавскую армию, куда старый генерал назначался главнокомандующим. Князь Андрей, получив назначение состоять при штабе главной квартиры, уехал в Турцию.
Князь Андрей считал неудобным писать к Курагину и вызывать его. Не подав нового повода к дуэли, князь Андрей считал вызов с своей стороны компрометирующим графиню Ростову, и потому он искал личной встречи с Курагиным, в которой он намерен был найти новый повод к дуэли. Но в Турецкой армии ему также не удалось встретить Курагина, который вскоре после приезда князя Андрея в Турецкую армию вернулся в Россию. В новой стране и в новых условиях жизни князю Андрею стало жить легче. После измены своей невесты, которая тем сильнее поразила его, чем старательнее он скрывал ото всех произведенное на него действие, для него были тяжелы те условия жизни, в которых он был счастлив, и еще тяжелее были свобода и независимость, которыми он так дорожил прежде. Он не только не думал тех прежних мыслей, которые в первый раз пришли ему, глядя на небо на Аустерлицком поле, которые он любил развивать с Пьером и которые наполняли его уединение в Богучарове, а потом в Швейцарии и Риме; но он даже боялся вспоминать об этих мыслях, раскрывавших бесконечные и светлые горизонты. Его интересовали теперь только самые ближайшие, не связанные с прежними, практические интересы, за которые он ухватывался с тем большей жадностью, чем закрытое были от него прежние. Как будто тот бесконечный удаляющийся свод неба, стоявший прежде над ним, вдруг превратился в низкий, определенный, давивший его свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного.
Из представлявшихся ему деятельностей военная служба была самая простая и знакомая ему. Состоя в должности дежурного генерала при штабе Кутузова, он упорно и усердно занимался делами, удивляя Кутузова своей охотой к работе и аккуратностью. Не найдя Курагина в Турции, князь Андрей не считал необходимым скакать за ним опять в Россию; но при всем том он знал, что, сколько бы ни прошло времени, он не мог, встретив Курагина, несмотря на все презрение, которое он имел к нему, несмотря на все доказательства, которые он делал себе, что ему не стоит унижаться до столкновения с ним, он знал, что, встретив его, он не мог не вызвать его, как не мог голодный человек не броситься на пищу. И это сознание того, что оскорбление еще не вымещено, что злоба не излита, а лежит на сердце, отравляло то искусственное спокойствие, которое в виде озабоченно хлопотливой и несколько честолюбивой и тщеславной деятельности устроил себе князь Андрей в Турции.
В 12 м году, когда до Букарешта (где два месяца жил Кутузов, проводя дни и ночи у своей валашки) дошла весть о войне с Наполеоном, князь Андрей попросил у Кутузова перевода в Западную армию. Кутузов, которому уже надоел Болконский своей деятельностью, служившей ему упреком в праздности, Кутузов весьма охотно отпустил его и дал ему поручение к Барклаю де Толли.
Прежде чем ехать в армию, находившуюся в мае в Дрисском лагере, князь Андрей заехал в Лысые Горы, которые были на самой его дороге, находясь в трех верстах от Смоленского большака. Последние три года и жизни князя Андрея было так много переворотов, так много он передумал, перечувствовал, перевидел (он объехал и запад и восток), что его странно и неожиданно поразило при въезде в Лысые Горы все точно то же, до малейших подробностей, – точно то же течение жизни. Он, как в заколдованный, заснувший замок, въехал в аллею и в каменные ворота лысогорского дома. Та же степенность, та же чистота, та же тишина были в этом доме, те же мебели, те же стены, те же звуки, тот же запах и те же робкие лица, только несколько постаревшие. Княжна Марья была все та же робкая, некрасивая, стареющаяся девушка, в страхе и вечных нравственных страданиях, без пользы и радости проживающая лучшие годы своей жизни. Bourienne была та же радостно пользующаяся каждой минутой своей жизни и исполненная самых для себя радостных надежд, довольная собой, кокетливая девушка. Она только стала увереннее, как показалось князю Андрею. Привезенный им из Швейцарии воспитатель Десаль был одет в сюртук русского покроя, коверкая язык, говорил по русски со слугами, но был все тот же ограниченно умный, образованный, добродетельный и педантический воспитатель. Старый князь переменился физически только тем, что с боку рта у него стал заметен недостаток одного зуба; нравственно он был все такой же, как и прежде, только с еще большим озлоблением и недоверием к действительности того, что происходило в мире. Один только Николушка вырос, переменился, разрумянился, оброс курчавыми темными волосами и, сам не зная того, смеясь и веселясь, поднимал верхнюю губку хорошенького ротика точно так же, как ее поднимала покойница маленькая княгиня. Он один не слушался закона неизменности в этом заколдованном, спящем замке. Но хотя по внешности все оставалось по старому, внутренние отношения всех этих лиц изменились, с тех пор как князь Андрей не видал их. Члены семейства были разделены на два лагеря, чуждые и враждебные между собой, которые сходились теперь только при нем, – для него изменяя свой обычный образ жизни. К одному принадлежали старый князь, m lle Bourienne и архитектор, к другому – княжна Марья, Десаль, Николушка и все няньки и мамки.
Во время его пребывания в Лысых Горах все домашние обедали вместе, но всем было неловко, и князь Андрей чувствовал, что он гость, для которого делают исключение, что он стесняет всех своим присутствием. Во время обеда первого дня князь Андрей, невольно чувствуя это, был молчалив, и старый князь, заметив неестественность его состояния, тоже угрюмо замолчал и сейчас после обеда ушел к себе. Когда ввечеру князь Андрей пришел к нему и, стараясь расшевелить его, стал рассказывать ему о кампании молодого графа Каменского, старый князь неожиданно начал с ним разговор о княжне Марье, осуждая ее за ее суеверие, за ее нелюбовь к m lle Bourienne, которая, по его словам, была одна истинно предана ему.
Старый князь говорил, что ежели он болен, то только от княжны Марьи; что она нарочно мучает и раздражает его; что она баловством и глупыми речами портит маленького князя Николая. Старый князь знал очень хорошо, что он мучает свою дочь, что жизнь ее очень тяжела, но знал тоже, что он не может не мучить ее и что она заслуживает этого. «Почему же князь Андрей, который видит это, мне ничего не говорит про сестру? – думал старый князь. – Что же он думает, что я злодей или старый дурак, без причины отдалился от дочери и приблизил к себе француженку? Он не понимает, и потому надо объяснить ему, надо, чтоб он выслушал», – думал старый князь. И он стал объяснять причины, по которым он не мог переносить бестолкового характера дочери.
– Ежели вы спрашиваете меня, – сказал князь Андрей, не глядя на отца (он в первый раз в жизни осуждал своего отца), – я не хотел говорить; но ежели вы меня спрашиваете, то я скажу вам откровенно свое мнение насчет всего этого. Ежели есть недоразумения и разлад между вами и Машей, то я никак не могу винить ее – я знаю, как она вас любит и уважает. Ежели уж вы спрашиваете меня, – продолжал князь Андрей, раздражаясь, потому что он всегда был готов на раздражение в последнее время, – то я одно могу сказать: ежели есть недоразумения, то причиной их ничтожная женщина, которая бы не должна была быть подругой сестры.
Старик сначала остановившимися глазами смотрел на сына и ненатурально открыл улыбкой новый недостаток зуба, к которому князь Андрей не мог привыкнуть.
– Какая же подруга, голубчик? А? Уж переговорил! А?
– Батюшка, я не хотел быть судьей, – сказал князь Андрей желчным и жестким тоном, – но вы вызвали меня, и я сказал и всегда скажу, что княжна Марья ни виновата, а виноваты… виновата эта француженка…
– А присудил!.. присудил!.. – сказал старик тихим голосом и, как показалось князю Андрею, с смущением, но потом вдруг он вскочил и закричал: – Вон, вон! Чтоб духу твоего тут не было!..

Князь Андрей хотел тотчас же уехать, но княжна Марья упросила остаться еще день. В этот день князь Андрей не виделся с отцом, который не выходил и никого не пускал к себе, кроме m lle Bourienne и Тихона, и спрашивал несколько раз о том, уехал ли его сын. На другой день, перед отъездом, князь Андрей пошел на половину сына. Здоровый, по матери кудрявый мальчик сел ему на колени. Князь Андрей начал сказывать ему сказку о Синей Бороде, но, не досказав, задумался. Он думал не об этом хорошеньком мальчике сыне в то время, как он его держал на коленях, а думал о себе. Он с ужасом искал и не находил в себе ни раскаяния в том, что он раздражил отца, ни сожаления о том, что он (в ссоре в первый раз в жизни) уезжает от него. Главнее всего ему было то, что он искал и не находил той прежней нежности к сыну, которую он надеялся возбудить в себе, приласкав мальчика и посадив его к себе на колени.
– Ну, рассказывай же, – говорил сын. Князь Андрей, не отвечая ему, снял его с колон и пошел из комнаты.
Как только князь Андрей оставил свои ежедневные занятия, в особенности как только он вступил в прежние условия жизни, в которых он был еще тогда, когда он был счастлив, тоска жизни охватила его с прежней силой, и он спешил поскорее уйти от этих воспоминаний и найти поскорее какое нибудь дело.
– Ты решительно едешь, Andre? – сказала ему сестра.
– Слава богу, что могу ехать, – сказал князь Андрей, – очень жалею, что ты не можешь.
– Зачем ты это говоришь! – сказала княжна Марья. – Зачем ты это говоришь теперь, когда ты едешь на эту страшную войну и он так стар! M lle Bourienne говорила, что он спрашивал про тебя… – Как только она начала говорить об этом, губы ее задрожали и слезы закапали. Князь Андрей отвернулся от нее и стал ходить по комнате.
– Ах, боже мой! Боже мой! – сказал он. – И как подумаешь, что и кто – какое ничтожество может быть причиной несчастья людей! – сказал он со злобою, испугавшею княжну Марью.
Она поняла, что, говоря про людей, которых он называл ничтожеством, он разумел не только m lle Bourienne, делавшую его несчастие, но и того человека, который погубил его счастие.
– Andre, об одном я прошу, я умоляю тебя, – сказала она, дотрогиваясь до его локтя и сияющими сквозь слезы глазами глядя на него. – Я понимаю тебя (княжна Марья опустила глаза). Не думай, что горе сделали люди. Люди – орудие его. – Она взглянула немного повыше головы князя Андрея тем уверенным, привычным взглядом, с которым смотрят на знакомое место портрета. – Горе послано им, а не людьми. Люди – его орудия, они не виноваты. Ежели тебе кажется, что кто нибудь виноват перед тобой, забудь это и прости. Мы не имеем права наказывать. И ты поймешь счастье прощать.
– Ежели бы я был женщина, я бы это делал, Marie. Это добродетель женщины. Но мужчина не должен и не может забывать и прощать, – сказал он, и, хотя он до этой минуты не думал о Курагине, вся невымещенная злоба вдруг поднялась в его сердце. «Ежели княжна Марья уже уговаривает меня простить, то, значит, давно мне надо было наказать», – подумал он. И, не отвечая более княжне Марье, он стал думать теперь о той радостной, злобной минуте, когда он встретит Курагина, который (он знал) находится в армии.
Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, ежели Андрей уедет, не помирившись с ним; но князь Андрей отвечал, что он, вероятно, скоро приедет опять из армии, что непременно напишет отцу и что теперь чем дольше оставаться, тем больше растравится этот раздор.
– Adieu, Andre! Rappelez vous que les malheurs viennent de Dieu, et que les hommes ne sont jamais coupables, [Прощай, Андрей! Помни, что несчастия происходят от бога и что люди никогда не бывают виноваты.] – были последние слова, которые он слышал от сестры, когда прощался с нею.
«Так это должно быть! – думал князь Андрей, выезжая из аллеи лысогорского дома. – Она, жалкое невинное существо, остается на съедение выжившему из ума старику. Старик чувствует, что виноват, но не может изменить себя. Мальчик мой растет и радуется жизни, в которой он будет таким же, как и все, обманутым или обманывающим. Я еду в армию, зачем? – сам не знаю, и желаю встретить того человека, которого презираю, для того чтобы дать ему случай убить меня и посмеяться надо мной!И прежде были все те же условия жизни, но прежде они все вязались между собой, а теперь все рассыпалось. Одни бессмысленные явления, без всякой связи, одно за другим представлялись князю Андрею.

Князь Андрей приехал в главную квартиру армии в конце июня. Войска первой армии, той, при которой находился государь, были расположены в укрепленном лагере у Дриссы; войска второй армии отступали, стремясь соединиться с первой армией, от которой – как говорили – они были отрезаны большими силами французов. Все были недовольны общим ходом военных дел в русской армии; но об опасности нашествия в русские губернии никто и не думал, никто и не предполагал, чтобы война могла быть перенесена далее западных польских губерний.
Князь Андрей нашел Барклая де Толли, к которому он был назначен, на берегу Дриссы. Так как не было ни одного большого села или местечка в окрестностях лагеря, то все огромное количество генералов и придворных, бывших при армии, располагалось в окружности десяти верст по лучшим домам деревень, по сю и по ту сторону реки. Барклай де Толли стоял в четырех верстах от государя. Он сухо и холодно принял Болконского и сказал своим немецким выговором, что он доложит о нем государю для определения ему назначения, а покамест просит его состоять при его штабе. Анатоля Курагина, которого князь Андрей надеялся найти в армии, не было здесь: он был в Петербурге, и это известие было приятно Болконскому. Интерес центра производящейся огромной войны занял князя Андрея, и он рад был на некоторое время освободиться от раздражения, которое производила в нем мысль о Курагине. В продолжение первых четырех дней, во время которых он не был никуда требуем, князь Андрей объездил весь укрепленный лагерь и с помощью своих знаний и разговоров с сведущими людьми старался составить себе о нем определенное понятие. Но вопрос о том, выгоден или невыгоден этот лагерь, остался нерешенным для князя Андрея. Он уже успел вывести из своего военного опыта то убеждение, что в военном деле ничего не значат самые глубокомысленно обдуманные планы (как он видел это в Аустерлицком походе), что все зависит от того, как отвечают на неожиданные и не могущие быть предвиденными действия неприятеля, что все зависит от того, как и кем ведется все дело. Для того чтобы уяснить себе этот последний вопрос, князь Андрей, пользуясь своим положением и знакомствами, старался вникнуть в характер управления армией, лиц и партий, участвовавших в оном, и вывел для себя следующее понятие о положении дел.

Великий и неординарный человек Сальвадор Дали родился в Испании в городе Фигерас в 1904 году 11 мая . Его родители были очень разные. Мать верила в бога, а отец наоборот, был атеистом. Отца Сальвадора Дали звали тоже Сальвадор. Многие считают, что Дали назвали в честь отца, но это не совсем так. Хоть у отца и сына были одинаковые имена, все же младшего Сальвадора Дали назвали в память о его брате, который умер не дожив до двухлетнего возраста. Это беспокоило будущего художника, так как он чувствовал себя двойником, каким-то отголоском прошлого. У Сальвадора была сестра, которая родилась в 1908 году.

Детство Сальвадора Дали

Учился Дали очень плохо , был балованным и неусидчивым, хотя способности к рисованию у него появились еще в детстве. Первым учителем Сальвадора стал Рамон Пичот. Уже в 14 лет его картины были на выставке в Фигерасе .

В 1921 году Сальвадор Дали уехал в Мадрид и поступил там в Академию изобразительных искусств. Учеба ему не нравилась. Он считал, что сам может преподавать своим учителям искусство рисования. Он оставался в Мадриде лишь потому, что ему было интересно общаться с его товарищами. Там он познакомился с Федерико Гарсиа Лорка и Луисом Бунюэлем.

Учеба в Академии

В 1924 году Дали был исключен из академии за недостойное поведение. Вернувшись туда через год, его снова исключили в 1926 году без права на восстановление. Случай, повлекший за собой эту ситуацию, был просто поразителен. На одном из экзаменов профессор академию попросил назвать 3 самых великих художников в мире. Дали ответил, что не будет отвечать на подобного рода вопросы, потому что ни один преподаватель из академии не имеет право быть ему судьей. Слишком презрительно относился Дали к преподавателям.

А к этому времени Сальвадор Дали уже имел свою собственную выставку, которую посетил сам . Это было катализатором для знакомства художников.

Тесное общение Сальвадора Дали с Бунюэлем вылилось в фильм под названием «Андалузский пес», который имел сюрреалистический уклон. В 1929 году Дали официально стал сюрреалистом.

Как Дали обрел музу

В 1929 году Дали обрел свою музу. Ей стала Гала Элюар. Именно она изображена на многих картинах Сальвадора Дали. Между ними возникла серьезная страсть, и Гала оставила своего мужа, чтобы быть вместе с Дали. В момент знакомства со своей возлюбленной Дали жил в Кадакесе, где купил себе хижину без особых удобств. Не без помощи Галы Дали удалось организовать несколько отличных выставок, которые были в таких городах как Барселона, Лондон, Нью-Йорк.

В 1936 году случился очень трагикомичный момент. На одной из своих выставок в Лондоне Дали решил почитать лекцию в костюме водолаза . Вскоре он стал задыхаться. Активно жестикулируя руками он попросил снять с него шлем. Публика приняла это за шутку, и все обошлось.

К 1937 году, когда Дали уже побывал в Италии, стиль его работ значительно изменился. Уж слишком сильно повлияли работы мастеров Возрождения. Дали изгнали из общества сюрреалистов.

Во время Второй Мировой войны Дали уехал в США, где был узнаваем, и быстро добился успеха. В 1941 году для его личной выставки открыл двери музей современного искусства США. Написав свою автобиографию в 1942 году, Дали почувствовал что он действительно известен, так как книга разошлась очень быстро. В 1946 году Дали сотрудничал с Альфредом Хичкоком. Конечно, смотря на успех своего бывшего товарища Андре Бретон не мог упустить шанс написать статью, в которой унижал Дали - «Salvador Dali - Avida Dollars» («Гребущий доллары»).

В 1948 году Сальвадор Дали вернулся в Европу и поселился в Порт-Льигате, выезжая оттуда то в Париж, то обратно в Нью-Йорк.

Дали был очень известным человеком. Он занимался практически всем и был успешным. Все его выставки не сосчитать, но больше всего запомнилась выставка в галерее Тейт, на которой побывало около 250 миллионов человек, что не может не впечатлять.

Умер Сальвадор Дали в 1989 году 23 января после смерти Галы, которая скончалась в 1982 году.

Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 года в испанском городе Фигерасе (Каталония). Его настоящее имя Сальвадор Хасинто Дали Доменч Куси Фаррес. Отец называл его Сальвадор, что в переводе с испанского означает "Спаситель".

Первый сын, появившийся в семье, умер, и родители хотели, чтобы второй стал их утешением, спасителем древнего рода. Как писал Дали в своем шокирующем "Дневнике одного гения": "В шесть лет я хотел стать поваром, в семь - Наполеоном. С тех пор мои амбиции неуклонно растут. И сегодня я жажду стать не кем иным, как Сальвадором Дали". Больше всего Дали любил самого себя, о таких людях говорят - Нарцисс. Он много говорил о себе, издавал личные дневники. Он был уверен в своей исключительности.

Единственное, что отличает меня от безумного человека, так это то, что я нормальный.

Дали Сальвадор

Дали утверждал, что был гениальным уже в чреве матери. мать свою он обожал, потому что она выносила Спасителя, то есть его, и когда мать умерла, не мог прийти в себя от удара. Но прошло не так много времени, и Дали в рекламных целях начертал на одной из собственных картин, висевших на выставке в Париже, кощунственные слова: "Я плюю на свою мать". Отец Сальвадора запретил сыну возвращаться домой, а Дали было все равно: семьей и домом ему стала живопись.

Гениален Дали или нет - судить не будем, его всегда оценивали по-разному, а вот одаренность всегда была налицо. Сохранился отличный пейзаж, который он написал в 6 лет, а в 14 лет состоялась его персональная выставка №1 в муниципальном театре Фигераса. В 17 лет он поступил в Королевскую академию художеств (иное название - Высшая школа изящных искусств).

Преподаватели оценили его рисунки довольно высоко. Поэт Рафаэль Альберти вспоминал: "Я испытываю огромную любовь к Сальвадору Дали - юноше. Его талант от Бога подкреплялся удивительной работоспособностью. Очень часто, закрывшись в своей комнате и неистово работая, он забывал спускаться в столовую. Несмотря на свою редкую одаренность, Сальвадор Дали каждый день посещал Академию художеств и учился рисовать там до изнеможения". Но в голове юного дарования всегда жила мысль: как стать знаменитым? Как выделиться из огромного круга талантов? Как необычно войти в мир искусства, чтобы тебя запомнили? Тщеславие - могучий рычаг для одаренного человека. Кого-то оно ведет к подвигу, кого-то заставляет проявить лучшие стороны характера и души, Дали решил идти совершенно иным путем: он решил шокировать!

В 1926 году Дали изгоняют из Академии за дерзость, затем он попадает на короткое время в тюрьму. Что же, ему эти скандалы только на руку! Начав самостоятельную дорогу в живописи, Дали принялся бороться со здравым смыслом. Помимо того, что он безостановочно писал свои жуткие фантазии, он вел себя весьма оригинально. Вот, например, некоторые из его выходок. Как-то в Риме он появился в парке княгини Паллавичини, освещенном факелами, из кубического яйца и произнес речь по-латыни.

В Мадриде Дали произнес однажды речь, обращенную к Пикассо. Цель ее - приглашение Пикассо в Испанию. "Пикассо испанец - и я тоже испанец! Пикассо гений - и я тоже гений! Пикассо коммунист - и я тоже нет!". Публика стонала. В Нью-Йорке Дали появился, одетый в золотой космический скафандр и находясь внутри диковинной машины собственного изобретения - прозрачной сферы. В Ницце Дали объявил о намерении приступить к созданию фильма "Тачка во плоти" с гениальной актрисой Анной Маньяни в главной роли. Причем он утверждал, что по сюжету героиня влюбляется в тачку.

Сальвадор Дали был гением саморекламы, поэтому совершенно ясна его следующая тирада: "Наше время - эра кретинов, эра потребления, и я был бы последним идиотом, если бы не вытряс из кретинов этой эпохи все, что только можно." ...Дали, обожавший все нетрадиционное, все "наоборот", был женат на удивительной женщине, которая вполне была ему под стать. Настоящее имя ее - Елена Дмитриевна Дьяконова, хотя в историю она вошла под именем Гала. Гала в переводе с французского означает "праздник". На самом деле так и было: для Дали Гала стала праздником вдохновения, главной моделью. Они не расставались 53 года.

Брак Дали и Галы был довольно странным, скорее это был творческий союз. Дали не мог жить без своей "половины": в быту он был довольно непрактичным, закомплексованным человеком, боялся всего: и езды в лифте, и заключения договоров. Гала говорила: "Утром Сальвадор совершает ошибки, а во второй половине дня я их исправляю, разрывая легкомысленно подписанные им договоры". Они представляли собой вечную пару - лед и пламень.

Новости и публикации, касающиеся Дали Сальвадора