Толстой детство вопросы по содержанию. Решение жизненные вопросов в повести Л

1. Душевное участие в решении вопросов.
2. Споры и конфликты взрослых.
3. Восприятие образа Гриши.
4. Любовь и творческие опыты.
5. Окончание счастливой поры.

Сознание того, что чудесное было рядом с нами, приходит слишком поздно.
А. А. Блок

Жизнь непременно задает сложные и неоднозначные вопросы, на которые нам приходится отвечать. Но не всегда мы готовы к тому, чтобы сделать первый шаг в правильном направлении. Большую роль в данном случае играет жизненный опыт, который для нас ограничивается рамками семьи, школы и друзей. Взрослым намного легче, чем нам, детям, решать подобные вопросы и проблемы. Но у нас за небольшой период времени тоже складываются свои представления о том мире, в котором мы живем. И мы хоть и по-детски, но пытаемся самостоятельно отвечать на те вопросы, что ставит перед нами жизнь. Такие же проблемы возникают и у героя повести Л. Н. Толстого «Детство».

Писатель рассказывает нам о судьбе одного мальчика — Николеньки, постепенно приближающегося к взрослой жизни. На каждом этапе своего развития он сталкивается с вопросами, на которые ему приходится отвечать. Возможно, что его поступки аргументированы и неверными решениями. Но именно так он видит жизнь и представляет себе путь, по которому следует идти. Автор же не осуждает своего героя, а пытается адекватно показать все оттенки не только образа, но его души. Она словно становится его единственным союзником в решении сложных жизненных вопросов. Например, однажды Николенька слышит разговор отца с Карлом Иванычем, который говорит о неблагодарности. Такая реплика связана с тем, что дети переезжают учиться в Москву, поэтому семья больше не нуждается в услугах домашнего учителя. В этот момент автор представляет нам рассуждения Николеньки по поводу услышанного: «Я сочувствовал его горю, и мне больно было, что отец и Карл Иваныч, которых я почти одинаково любил, не поняли друг друга; я опять отправился в угол, сел на пятки и рассуждал о том, как бы восстановить между ними согласие». Главный герой не вмешивается в отношения отца и учителя, но всей своей душой он хочет решить мирным путем тот вопрос, который вызывает столько споров и разногласий среди взрослых.

Новый спор разыгрывается в семье между матерью и отцом Николеньки. Они не могут прийти к общему мнению относительно юродивого Гриши. Maman постоянно привечает подобных людей на своем дворе, но и папе это очень не нравится. В этом эпизоде повести не рассказано о чувствах и поведении главного героя, не раскрыт его душевный мир и понимание данной ситуации. Однако Гриша, разглядывая макушку Володи действительно предсказал то, что дети скоро покинут дом. В таком случае новый вопрос, который ставит жизнь перед Николенькой, заключался в том, верит ли он в предсказания. За ним же Следует новый: как относится к самому юродивому? Ответ дан в самом повествовании, так как оно ведется от лица главного героя. Николенька в одной фразе говорит все об образе гостя: «Это был юродивый и странник Гриша». Такая характеристика подсказывает нам, что мальчик, как и все другие, верил некоторым его предсказаниям. Поэтому в портрет юродивого, составленного Николенькой, входит не только описание внешности, но и его способность угадывать будущее.

Не миновала главного героя и любовная стихия. Ему нравится девочка Катенька. Но когда он проявляет свои чувства к ней открыто, то Володя «осуждает» его, называя подобные отношения нежностями. Поэтому Николенька прячет вспыхнувшее чувство очень глубоко в своей душе. «Я давно уже привык к ее свеженькому белокуренькому личику и всегда любил его; но теперь я внимательнее стал всматриваться в него и полюбил еще больше». Толстой не показывает нам страстных сцен и бурных романов. Такое отношение к жизни было бы не характерно для мальчика десяти лет. Поэтому писатель старается по-детски передать отношения и чувства, которые возникли в сердце главного героя.

Но жизнь не стоит на месте, и приходит час расставания. Перед Николенькой встает новый вопрос, который связан с переездом. На глазах мальчика появляются слезы. Ему жалко расставаться с тем миром, к которому он привык. Но жажда новых впечатлений словно заставляют их высохнуть: «Все, все жалко! А бедная maman? И слезы опять навертывались на глаза; но ненадолго».

Переезд для мальчика служит определенной границей, которая позволяет заглянуть в свое прошлое. В то же время Николенька переходит на следующую ступень в своей жизни. В ней надо будет не только непосредственно радоваться окружающему миру, но и задумываться над своими поступками. Но если герой вспоминает о прошлом, значит, именно в нем он ищет ответы на те вопросы, которые его мучают.

При прощании с родными Николенька грустит, словно предчувствует, что той беззаботной жизни больше не будет. Но этап взросления рассматривается автором не только как время разочарований, но и как период открытия новых веяний времени. И в этот момент очень важно, на какой основе герой да и простой человек строит свою жизненную позицию. Если у него было прекрасное детство, о котором он может вспоминать с грустью, значит, во взрослой жизни он будет меньше ошибаться. В то же время обращаясь к тем годам и смотря на них уже на определенном расстоянии, человек сохраняет какую-то внутреннюю связь с тем нравственным наполнением, которое было заложено в его детстве.

В этом произведении не показано такое большое расстояние между двумя этапами жизни. Поэтому мы можем судить о том, что происходит в душе Николеньки, который все еще остается ребенком. Он продолжает рассуждать также наивно и легко, как это удавалось ему делать и раньше.

Однако московский мир позволял раскрыться поэтическому таланту мальчика. Он написал свои первые стихи. Но застенчивость не позволила ему преподнести подарок бабушке. Когда же их читает отец, в душе главного героя царит «буря» и смятение. Он боится, что они криво написаны. Но первый опыт удался, бабушка похвалила стихи. Нам в рассказе не показано ликование мальчика, что говорит о его доброй и отзывчивой душе, которой похвала наконец принесла желаемое успокоение. Но повзрослевшая жизнь не такая беззаботная, как кажется на первый взгляд. Она постоянно движется вперед и ставит человека перед неизбежными законами природы. Таким препятствием и ударом для Николеньки становится смерть его матери. «Только в эту минуту я понял... что то лицо, которое за несколько дней было исполнено красоты и нежности, лицо той, которую я любил больше всего на свете, могло возбуждать ужас, как будто в первый раз открыла мне горькую истину и наполнила душу отчаянием». Мальчик по-особенному, по-детски, подходит к своему горю. Возможно, он чего-то не понимает, но горечь утраты все равно находит место в его сердце.

На пороге детства и отрочества важна не только нравственная основа, но и то, как человек впервые самостоятельно решает вставшие перед ним вопросы. В этот период Николенька не разочаровывается в прежних своих надеждах и мыслях. Мы понимаем, что пора детства не накладывает никаких ограничений в решении проблем. Кажется, что человек поступает так, как ему заблагорассудиться. Но следующий жизненный этап заставляет учитывать не только свое я, но мир и чувства другого человека. Так, пространство одного героя словно раскрывается и расширяется и ему приходится впускать в него других людей, от которых непременно зависит и собственная жизнь. «Со смертью матери окончилась моя счастливая пора детства и началась новая эпоха — эпоха отрочества...».

Взрослые в произведении замечают такой факт, что неприятности старят. Возможно, в этом есть свое определенное отражение реальности. Но именно они готовят героя к реальной жизни. Поэтому те испытания, которые выпали на долю мальчика, заставили его стать старше. Они открыли ему новый, но уже не такой радужный мир. Мальчик становится немного серьезнее и по-другому воспринимает окружающую действительность. Повесть Толстого «Детство» заканчивается новым вопросом, на который герою предстоит ответить в следующий период взросления: «Мне приходит мысль: неужели провидение для того только соединило меня с этими двумя существами, чтобы вечно заставить сожалеть о них?..». Новая жизнь будет также задавать новые вопросы, но Николенька будет подходить к их решению с позиций, основанных на небольшом, но очень весомом жизненном опыте.

Вариант 1.

1. Настоящее имя писателя:

а) Максим Максимович Пешкин;

б) Алексей Максимович Пешкин;

в) Алексей Максимович Горький;

г) Алексей Максимович Пешков.

2. Первую часть своей автобиографии Горький написал:

а) в 1913 году;

б) в 1923 году;

в) в 1933 году;

г) в 1943 году.

3. Повесть, которой заканчивается жизнеописание автора, называется:

а) «Мои институты»;

б) «Мои университеты»;

в) «Мои академии»;

г) «Мои техникумы».

4. Что такое трилогия?

б) Это три , объединённые в одно целое единством или идейного содержания.

в) Это произведение, отдельные части которого обязательно воспроизводились в течение одного дня.

5. В каком городе жила семья Кашириных?

а) Астрахань

б) Москва

в) Нижний Новгород

г) Самара

Весь он был складный, точеный, острый. Его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты…

а) Дядя Яков

б) Дядя Михаил

7. Имя главного героя повести «Детство»

а) Цыганок

б) Николенька

8. Акулина Ивановна приходилась главному герою

б) бабушкой

9. Кто является главой дома в семье Кашириных?

а) дядя Яков

б) бабушка

а) сравнения;

б) противопоставления;

в) синекдохи;

г) эпитеты.

11. Отличие от других произведений автобиографического характера заключается:

а) в романтическом воспевании детства;

б) в общности судьбы ребёнка с народом;

в) в отстранённости повествования от реальности;

г) в непонимании назначения человека на земле.

12. За что главный герой был наказан в первый раз?

а) за лень

б) за наперсток

в) за скатерть

г) за уроки

13. Кто научил героя грамоте?

а) тетка Наталья

б) бабушка

в) дедушка

г) отец

14. Какое чувство испытывал главный герой, находясь в семье деда?

а)любовь

б)равнодушие

в)желание вырваться из этой семьи

г)ненависть

15. . Каковы впечатления Алеши от «неумного племени»:

а) негодование;

б) удивление;

в)отвращение;

г) восторг.

16. Писатель вводит в повесть сцену «пляски бабушки» для того, чтобы показать:

а) красоту русского народного танца;

б) талант, одаренность, красоту души бабушки;

в)благотворное воздействие бабушкиного таланта на окружающих;

г) неумение отдыхать в семье Кашириных.

17. О ком таким образом отзывается Алеша: «Так закончилась моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране - лучших людей её».

а) о Цыганке;

б) о дяде Якове;

в) о Хорошем деле;

г) о деде Каширине.

в) передана одним из персонажей.

7 класс. Тест. М. Горький «Детство».

Вариант 2.

1. Укажите годы жизни М. Горького

2. В каком городе родился М. Горький?

а) Москва

б) Астрахань

в) Нижний Новгород

3. Какие произведения составляют автобиографическую трилогию писателя?

а) «Детство», «В людях», «Мои университеты»

б) «Детство», «Отрочество», «Мои университеты»

в) «Детство», «В людях», «Юность»

4. Что такое автобиографическое произведение?

а) Автобиографическое произведение – это произведение, в котором писатель наделяет героя своего произведения своей биографией, своим характером, отражает в судьбе персонажа свою судьбу. Нередко автобиографический герой внешне похож на автора произведения.

б) Автобиографическое произведение – это произведение, в котором автор описывает собственную жизнь.

в) Автобиографическое произведение – последовательное описание человеком событий собственной жизни.

5. К какому герою относится следующее описание?

Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом…

а) Бабушка

в) Тётка Наталья

6. К какому герою относится следующее описание?

Тихонькая, пугливая …, женщина с детским личиком и такими прозрачными глазами, что сквозь них можно было видеть всё сзади её головы.

а) Бабушка

в) Тётка Наталья

7. В каком году была написана повесть «Детство»?

8. От какого лица ведётся повествование?

в) от третьего

9. Как ведут себя дядьки: Яков и Михаил?

а) веселятся

б) постоянно ссорятся

в) уважают друг друга

10. Выражения «похожие на цветы», «тёмные как вишни, зрачки» – это:

а) сравнение;

б) антитеза;

в) метафора;

г) гипербола.

11. . Рассказывая о «свинцовых мерзостях жизни», автор стремился показать:

а) «... Тот тесный, душевный круг жутких впечатлений, в котором жил... простой русский человек».

б) Что «это – живучая, подлая правда... Это та правда, которую необходимо знать до корня...».

в) Что «русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душой, что преодолевает и преодолеет их».

12. С кем подружился главный герой?

а) Леня

б) Михаил

в) Яков

г) Цыганок

13. Кто на пожаре проявил мужество?

а) дедушка

б) Цыганок

в) бабушка

г) мать героя

14. Куда после школы пошел учиться главный герой?

а) в гимназию

б) в люди

в) в училище

г) опять в школу

15. Что явилось «самым ярким впечатлением» в период болезни Алеши:

а) посещение Цыганка;

б) посещение деда;

в)сказки бабушки.

16. Как характеризует деда Каширина его поведение после пожара:

а) понимает неблаговидность своего поведения;

б)благодарен бабушке;

в) боится за детей и за свою семью;

г) боится потерять свои хозяйские права.

17. Прочитайте отрывок. Чем вызваны изменения в душе Алеши: «С тех дней у меня явилось беспокойное внимание к людям, и, точно мне содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

а) путешествием на пароходе;

б) ссорой с дядьями;

в) несправедливым и жестоким на-казанием;

г) встречей с Хорошим делом

18. Произведение М. Горького «Детство» - это …

а) роман

б) рассказ

в) повесть

Ключи «Детство» М. Горький

Вариант 1

    г

    а

    б

    а

    в

    в

    в

    б

    в

    г

    б

    в

    в

    в

    в

    а

    в

    б

Вариант 2

    б

    в

    а

    а

    а

    в

    б

    а

    б

    а

    а

    г

    в

    б

    а

    а, г

    в

    в

МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа им.

А.Д. Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области

Тест по повести М. Горького

«Детство» для 7 класса

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна

с. Погромец

2014

Пояснительная записка

Тест по повести М. Горького «Детство» для 7 класса позволяет определить уровень знаний учащихся данного произведения (УМК Г.И. Беленького). Работа содержит вопросы на знание текста, вопросы по характеристике героев, вопросы по теории литературы.

К каждому вопросу даётся три варианта ответа, один из которых правильный.

Представленный тест можно использовать на уроке после анализа произведения.

1. Укажите годы жизни М. Горького

1) 1868-1938

2) 1868-1936

3) 1866-1936

2. В каком городе родился М. Горький?

1) Москва

2) Астрахань

3) Нижний Новгород

3. Какие произведения составляют автобиографическую трилогию писателя?

1) «Детство», «В людях», «Мои университеты»

2) «Детство», «Отрочество», «Мои университеты»

3) «Детство», «В людях», «Юность»

4. Что такое автобиографическое произведение?

1) Автобиографическое произведение – это произведение, в котором писатель наделяет героя своего произведения своей биографией, своим характером, отражает в судьбе персонажа свою судьбу. Нередко автобиографический герой внешне похож на автора произведения.

2) Автобиографическое произведение – это произведение, в котором автор описывает собственную жизнь.

3) Автобиографическое произведение – последовательное описание человеком событий собственной жизни.

5. Что такое трилогия?

2) Это три , объединённые в одно целое единством или идейного содержания.

3) Это произведение, отдельные части которого обязательно воспроизводились в течение одного дня.

6. В каком году была написана повесть «Детство»?

1) 1916

2) 1913

3) 1912

7. Имя главного героя повести «Детство»

1) Цыганок

2) Николенька

3) Алёша

8. Акулина Ивановна приходилась главному герою

1) мамой

2) бабушкой

3) тётей

9. От какого лица ведётся повествование?

1) от первого

3) от третьего

10. Кто является главой дома в семье Кашириных?

1) дядя Яков

2) бабушка

3) дед

11. Как ведут себя дядьки: Яков и Михаил?

1) веселятся

2) постоянно ссорятся

3) уважают друг друга

12. К какому герою относится следующее описание?

Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом…

1) Бабушка

2) Мама

3) Тётка Наталья

13. К какому герою относится следующее описание?

Весь он был складный, точеный, острый. Его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты…

1) Дядя Яков

2) Дядя Михаил

3) Дед

14. К какому герою относится следующее описание?

Тихонькая, пугливая …, женщина с детским личиком и такими прозрачными глазами, что сквозь них можно было видеть всё сзади её головы.

1) Бабушка

2) Мама

3) Тётка Наталья

15. Рассказывая о «свинцовых мерзостях жизни», автор стремился показать:

1) «... Тот тесный, душевный круг жутких впечатлений, в котором жил... простой русский человек».

2) Что «это – живучая, подлая правда... Это та правда, которую необходимо знать до корня...».

3) Что «русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душой, что преодолевает и преодолеет их».

1) скрыта,

3) передана одним из персонажей.

Ответы

1 – 2

2 – 3

3 – 1

4 – 1

5 – 1

6 – 2

7 – 3

8 – 2

9 – 1

10 – 3

11 – 2

12 – 1

13 – 3

14 – 3

15 – 1

16 – 2

Критерии оценивания:

«5» - 15 – 16 баллов,

«4» - 12 – 14 баллов

«3» - 8 – 11 баллов

«2» - 0 – 7 баллов

Урок – литературная викторина по повести М. Горького «Детство»

Цель:
- развить интерес к чтению произведений русской литературы;
- привить любовь к литературе как искусству слова;
- обучение работе в команде

Задачи:
- проверить знание полного текста произведения;
- пробудить дух соревнования;
- сплотить коллектив класса

Тип урока: повторительно-обобщающий урок

Оборудование:
- портрет Максима Горького
- иллюстрации к повести «Детство»
- компьютер
- мультимедийный проектор
- экран

Ход урока

Итоговый урок по повести М. Горького «Детство» будет проходить в форме литературной викторины. Класс делится на три команды. Литературная викторина проходит в три тура. Вопрос выбирает капитан команды.

1 тур по 1 баллу (5 баллов)

1 вопрос

Сколько лет было бабушке?
Ответ: Я ведь уж старая, за шестой десяток лета-вёсны мои перекинулись-пошли.

Как звали отца Алеши?
Ответ: Максим Савватеич

Кем в молодости был дедушка?
Ответ: бурлаком

2 вопрос

Что происходило в семье Кашириных в дни приезда Алеши?
Ответ: братья настойчиво требовали у отца раздела имущества

С какого события начинается повесть?
Ответ: смерть отца

Чем занимались в праздничные вечера так памятные Алеше?
Ответ: Дядя Яков пел и играл на гитаре, Цыганок плясал с бабушкой

3 вопрос:

Почему Алеша привязался к Хорошему Делу?
Ответ: он не запрещал мне говорить обо всем, что приходило в голову мою

Почему Алешу не пускали гулять на улицу?
Ответ: он дрался с ребятами

Какое событие послужило началом раздела семьи?
Ответ: пожар

4 вопрос

Какой лозунг жизни был у бабушки?
Ответ: - Господи, господи! Как хорошо всё! Нет, вы глядите, как хорошо-то всё!

Как звали дедушку?
Ответ: Василий Васильевич

Про кого говорил Цыганок: «У мный житель, ласковый, ее домовой очень любит!»?
Ответ: про мышей

5 вопрос:

Какую награду получил Алеша за окончание третьего класса?
Ответ: получил в награду Евангелие, Басни Крылова в переплете и еще книжку без переплета, с непонятным титулом - «Фата-Моргана», дали мне также похвальный лист

Как Алеша относился к своей уличной жизни?
Ответ: мне эта уличная, независимая жизнь очень нравилась и нравились товарищи, они возбуждали у меня какое-то большое чувство, всегда беспокойно хотелось сделать что-нибудь хорошее для них.

Кем в детстве представлял себя Алеша?
Ответ: В детстве я представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог. Часто мед этот бывал грязен и горек, но всякое знание - все-таки мед.

2 тур (2 балла за тур).

Чей это портрет?

Ее большое стройное тело, темное, железное лицо, тяжелая корона заплетенных в косы светлых волос, - вся она мощная и твердая…
Ответ: мама Алеши Варвара

Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер, празднично одетый в золотистую, шёлковую рубаху, плисовые штаны и скрипучие сапоги гармоникой. Блестели его волосы, сверкали раскосые веселые глаза под густыми бровями и белые зубы под черной полоской молодых усов, горела рубаха, мягко отражая красный огонь неугасимой лампады.
Ответ: Цыганок (Иван)

С утра до вечера он, в рыжей кожаной куртке, в серых клетчатых штанах, весь измазанный какими-то красками, неприятно пахучий, встрепанный и неловкий, плавил свинец, паял какие-то медные штучки, что-то взвешивал на маленьких весах, мычал, обжигал пальцы и торопливо дул на них, подходил, спотыкаясь, к чертежам на стене и, протерев очки, нюхал чертежи, почти касаясь бумаги тонким и прямым, странно белым носом.
Ответ: Хорошее Дело (Григорий)

Лицо у него было плоское, медное, окисшее, в морщинах лежала какая-то празелень, особенно уродовали это лицо совершенно лишние на нем оловянные глаза, так неприятно прилипавшие к моему лицу, что всегда хотелось вытереть щеки ладонью.
Ответ: школьный учитель

Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, всё лицо казалось молодым и светлым.
Ответ: бабушка Акулина Ивановна

Худенький, темный, с выпученными, рачьими глазами, … говорил торопливо, тихо, захлебываясь словами, и всегда таинственно оглядывался, точно собираясь бежать куда-то, спрятаться. Карие зрачки его были неподвижны, но, когда он возбуждался, дрожали вместе с белками.
Ответ: Саша сын дяди Якова

3 тур по 3 балла за правильный ответ

Вставьте пропущенные слова.

Живая, трепетная радуга тех чувств, которые именуются…., выцветала в душе моей, всё чаще вспыхивали угарные синие огоньки злости на всё, тлело в сердце чувство тяжкого недовольства, сознание одиночества в этой серой, безжизненной чепухе.
Ответ: любовью

Долго спустя я понял, что……., по нищете и скудости жизни своей, вообще любят забавляться горем, играют им, как дети, и редко стыдятся быть несчастными.
Ответ: русские люди

……- не страшны, не опасны, в этом меня незаметно убедило жалостное отношение к ним бабушки и презрительное со стороны деда.
Ответ: Бедные

Подведение итогов

Домашнее задание: написать отзыв о повести М. Горького «Детство»

Тест по повести М.Горького «Детство» (7 класс)
1.Настоящие имя и фамилия писателя:
А) Алексей Каширин
Б) Алексей Пешков
В) Максим Пешков
Г) Максим Горький
2.Дата выхода в свет повести «Детство»:
А) 1902
б) 1908
В) 1913
Г) 1923
3. Кому посвятил повесть «Детство» писатель:
А) Дедушке
Б) Бабушке
В) Матери
Г) Сыну
4.В каком городе жил Алеша с родителями до поездки к деду?
А) Нижний Новгород
Б) Саратов
В) Астрахань
Г) Москва
5.Сколько лет было бабушке Алёши, когда он поселился в их доме?
А) 45
Б) 50
В) 55

Г) Более 60
6. Какой мастерской владел дед Каширин?
А) Сапожная
Б) Ткацкая
В) Красильная
Г) Гончарная
7. Узнай героя по описанию:
«..быстро шёл… в чёрном длинном одеянии, с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим
носом и зелёными глазками».
А) Дед Каширин
Б) Дядя Яков
В) Григорий Иванович
Г) Хорошее Дело
8. Какую работу выполнял дедушка в годы молодости:
А) Сапожника
Б) Красильщика
В) Бурлака
Г) Водовоза
9. Кто в доме Кашириных играл на гитаре и пел:
А) Дядя Михаил
Б) Дядя Яков
В) Бабушка
Г) Цыганок
10. Каких животных подкармливал Цыганок, играя с ними:
А) Кошек
Б) Собак

В) Мышей
Г) Лошадей
11. Как называется средство речевой выразительности в выделенном словосочетании:
«Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая
кошка, ­ она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь»:
А) Эпитет
Б) Метафора
В) Сравнение
Г) Гипербола
12. Укажите основной признак, отличающий автобиографическую повесть от других
жанров:
А) Произведение, в котором изображаются одно или несколько событий жизни героя;
Б) Повествование основано на фактах биографии, которые художественно осмыслены
автором;
В) Повествование о событиях прошлого, которое ведется от лица рассказчика;
Г) Описание жизни человека, основанное на точных фактах.
Ключи:
1
2
3
4
5
6
Б
В