Типичные черты русских. Основные черты русского национального характера

В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (ЛАДНО БЫ – ВО ВРАЖДЕБНЫХ НАМ ЗАРУБЕЖНЫХ, НО - В РОССИЙСИХ!) МНОЖАТСЯ ИЗМЫШЛЕНИЯ О РУССКОМ НАРОДЕ – ДЕСКАТЬ, ОН ЛЕНИВ, НЕОПРЯТЕН В БЫТУ, СКЛОНЕН К ПЬЯНСТВУ, ВОРОВСТВУ И ЕЩЁ КО МНОГОМУ НЕХОРОШЕМУ, А ТО И ВРЕДНОМУ ДЛЯ ДРУГИХ НАРОДОВ. А ГЛАВНОЕ ИЗ ПОРИЦАНИЙ – НЕ «ВПИСЫВАЕТСЯ» РУССКИЙ НАРОД В ЗАПАДНУЮ КУЛЬТУРУ, И СЕГОДНЯ ТОЖЕ, КАК ВСТАРЬ, ДИКИЙ…

А ВОТ В КИТАЕ ПИШУТ РЕФЕРАТЫ О …ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТАХ РУССКИХ ЛЮДЕЙ, О ИХ УНИКАЛЬНОСТИ. ВОТ ОДИН ИЗ ТАКИХ РЕФЕРАТОВ:

ТИПИЧНЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В РУССКИХ ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ

Сун Яньвэй, Даляньский политехнический университет (Китай)

Национальный характер – это совокупность наиболее значимых определяющих черт этноса и нации, по которым можно отличить представителей одной нации от другой. В китайской пословице говорится: “Какова земля и река, таков характер человека”. У каждого народа свой особенный характер. О тайнах русской души, о русском национальном характере много сказано и написано. И это не случайно, потому что Россия, имея долгую историю, переживая много страданий, перемен, занимая особенное географическое положение, вобрав в себя черты и западной, и восточной цивилизаций, вправе быть объектом пристального внимания и целевого изучения. Особенно сегодня, на рубеже третьего тысячелетия, когда в связи с произошедшими глубокими изменениями в России, интерес к ней все более возрастает. Характер народа и судьба страны находятся в тесной взаимосвязи, испытывают влияние друг на друга на всем историческом пути, поэтому заметен возросший интерес к национальному характеру русского народа. Как говорит русская пословица: “Посеешь характер, пожнешь судьбу”.

Национальный характер отражается как в художественной литературе, философии публицистике, искусстве, так и в языке. Ибо язык – зеркало культуры, в нем отображен не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира. Поэтому язык должен изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народа, говорящего на данном языке. Пословицы и поговорки – это отражение народной мудрости, в них хранится представление народа о самом себе и поэтому тайны русского национального характера можно попробовать постигнуть через русские пословицы и поговорки.

ТРУДОЛЮБИЕ, ОДАРЁННОСТЬ

Русский человек одарён и трудолюбив. Он обладает множеством талантов и способностей практически во всех областях общественной жизни. Ему свойственна наблюдательность, теоретический и практический ум, природная смекалка, изобретательность, творчество. Русский народ – большой труженик, созидатель и творец, обогатил мир великими достижениями культуры. Трудно перечислить хотя бы малую часть того, что стало достоянием самой России. В русских пословицах и поговорках эта черта находит отражение: “Счастье и труд рядом живут”, “Без труда не вытащишь и рыбку из пруда”, “Терпение и труд все перетрут”, “Бог труды любит”. Русский народ очень ценит труд: “Золото познается в огне, а человек в труде”, “Талант без труда не стоит и гроша”. Русский фольклор говорит и о существовании трудоголиков: “Скучен день до вечера, коли делать нечего”, “Без дела жить – только небо коптить”, “Не та забота, что много работы, а та забота, как ее нет”. Трудовой люд не завистлив: “Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда”.

В пословицах осуждают ленивых: “Долго спать, с долгом встать”, “Кто поздно встает, у того хлеба недостает”. И одновременно хвалят трудолюбивых: “Кто рано встает, тому бог дает”.

Только честный заработок ценился народом: “Легко добыто, легко и прожито”, “Даровой рубль дешев, нажитой дорог”. И в воспитании молодых предпочтение отдавалось труду: “Не учи безделью, а учи рукоделью”.

СВОБОДОЛЮБИЕ

К числу основных, глубинных свойств русского народа относится свободолюбие. История России – это история борьбы русского народа за свою свободу и независимость. Для русского народа свобода превыше всего.
Русскому сердцу ближе слово “воля”, понимаемое как независимость, свобода в проявлении чувств и в совершении поступков, а не свобода как осознанная необходимость, то есть как возможность проявления человеком своей воли на основе осознания закона. Например, пословицы: “Хоть тяжелая доля, да все своя воля”, “Своя воля дороже всего”, “Вольность всего дороже”, “Воля птичке дороже золотой клетки”-– говорят о стремлении к свободолюбию.

СИЛА ВОЛИ, МУЖЕСТВО И СМЕЛОСТЬ

Обладая свободолюбивым характером, русский народ многократно одерживал победу над захватчиками и добивался больших успехов в мирном строительстве. В пословицах находят отражение черты русских воинов: “Лучше смерть в бою, чем позор в строю”, “Либо полковник, либо покойник”. Эти же черты проявляются и в жизни мирных людей. “Кто не рискует, тот не пьет шампанского” – о том, что русский народ любит рисковать. “Либо пан, либо пропал” – о решимости предпринять что-либо, рискнуть, несмотря на возможный провал, гибель. Близки по значению и пословицы: “Или грудь в крестах, или голова в кустах”, “Либо в стремя ногой, либо в пень головой”, “Либо рыбку съесть, либо на мель сесть”.

Пословица “Волков бояться – в лес не ходить” говорит о том, что нечего и браться за дело, если страшиться предстоящих трудностей. А смелому всегда сопутствует удача: “Удача – спутник смелого”, “Кто смел, тот и съел”.

Характерные черты русских людей – это доброта, гуманность, склонность к покаянию, сердечность и душевная мягкость. Многие пословицы и поговорки иллюстрируют эти черты: “Доброму бог помогает”, “С добрым жить хорошо”, “Делать добро спеши”, “Доброе дело и в воде не тает”, “Жизнь дана на добрые дела”, “Добро век не забудется”, “Тому тяжело, кто помнит зло”. К доброму человеку справедливо относится судьба: “Злому – смерть, а доброму – воскресение”. Однако слишком смирного пословицы осуждают: “Его разве только ленивый не бьет”, “Смирную собаку и кочет бьет”.

ТЕРПЕНИЕ И СТОЙКОСТЬ

Это, пожалуй, одна из самых характерных особенностей русского народа, ставшая буквально легендарной. Русские обладают, кажется, безграничным терпением, удивительной способностью переносить трудности, лишения и страдания. В русской культуре терпение и умение переносить страдания – это способность к существованию, способность ответить на внешние обстоятельства, это основа личности.

Не трудно найти отражение этой черты в русских пословицах и поговорках: “Терпение – лучше спасенья”, “Терпение даст умение”, “На хотенье есть терпение”, “Век живи, век надейся”.

Русский народ терпелив и вынослив, упорен и стоек, не падающий духом от неудач и верящий в свои силы. Об этом говорят пословицы: “Терпи горе, пей мед”, “Час терпеть, а век жить”, “Терпя, в люди выходят”, “Поживи в рабах, авось, будешь и в господах”, “Бог даст день, даст и пищу”.

ГОСТЕПРИИМСТВО,
ЩЕДРОСТЬ И ШИРОТА НАТУРЫ

Русское гостеприимство общеизвестно: “Хоть не богат, а гостям рад”. Для гостя всегда готово лучшее угощение: “Коли есть, что в печи, все на стол мечи!”, “Гостю щей не жалей, а погуще налей”.

Русские люди встречают гостя на пороге своего дома. Обычай преподносить гостям хлеб-соль пришел из глубины веков и сохраняется в России до сих пор. Хлеб-соль – это одновременно и приветствие, и выражение радушия, и пожелание гостю добра, и благополучия: “Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай”. Без хлеба нет жизни, нет истинного русского стола. Об этом говорят русские пословицы: “Хлеб всему голова”, “Хлеб на стол, так и стол – престол”, “Плох обед, коли хлеба нет”, “Хлеб – дар божий, отец, кормилец”, “Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай”. И соль, как известно, играет важную роль в жизни человека: “Без соли, без хлеба худая беседа”, “Без хлеба – смерть, без соли смех”.

ОТЗЫВЧИВОСТЬ

Отличительной чертой русского народа является его отзывчивость, умение понимать другого человека, чуткое отношение к чужому душевному состоянию, способность интегрироваться с культурой других народов, уважать ее. Удивительная этническая терпимость, а также исключительная способность к сопереживанию, умение понимать и принимать другие народы позволили русской нации создать невиданную в истории империю. И эта черта отражается в народных пословицах и поговорках: “Кто нас помнит, того и мы помянем”, “За добро добром платят”. По мнению Вл. Соловьева, “истинное единство народов есть не однородность, а всенародность, т.е. взаимодействие и солидарность всех их для самостоятельной и полной жизни каждого”. Такие свойства русского человека, как гуманизм, доброжелательность в отношении других народов, гостеприимство, самопожертвование, альтруизм порождают социально более глубокие свойства, такие, как интернационализм, взаимное уважение людей, их национальных обычаев, культуры.

Особое внимание русские уделяют отношению к соседям: “Худое дело обидеть соседа”, “Жить в соседах – быть в беседах”, “Близкий сосед лучше дальней родни”, “Межи да грани – ссоры да брани”.

Анализируя русский фольклор, мы пришли к выводу, что пословица – это не просто изречение. Она выражает мнение народа. В ней заключены народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Не всякое изречение становилось пословицей, а только то, которое согласовывалось с образом жизни и с мыслями множества людей. Такие изречения существуют тысячелетия, переходя из века в век. Пословицы справедливо считают сгустками народной мудрости, т.е. тем самым народным опытом, который хранится в языке и передается из поколения в поколение. Анализ русского национального характера на основе пословиц является новым подходом к изучению этого вопроса.

Литература:
1. Вьюнов Ю.А. “Слово о русских”. М.,2002.
2. Воробьев В.В. “Лингвокультурологическая парадигма личности”. М.1996.
3. Даль В.И. “Пословицы русского народа”. М.,2000.
4. Соловьев В.М. “Тайны русской души”. М.,2001
5. Верещагин Е.М. Костомаров В.Г. “Язык и культура”. M,1990.
6. Тер-Минасова С.Г. “Язык и межкультурная коммуникация”. М.,2000.

Уважаемые Товарищи. Позвольте представить научные толкования Темы Тайны Догмата - "Святой Троицы" ...... или в толкованиях Этно-Русского народа это культура работы трех триединых совокупности процессов - это Правь, Явь, Навь....... или в более древней культуре это три триединых совокупности процессов - это Ясунь, Мирдгард, Дасунь......... в толкованиях на основе технологии Русской Философской культуры - Триединства от идеалистического начала? Наиболее употребительно летоисчисление от «Сотворения Мира в Звёздном Храме» - мирного договора между Асуром, князем славяно-ариев, и Аримом, князем Империи Великого Дракона (Китай) в 5527 г. до н. э. (на 2019 г. по современному летоисчислению) после победы над Китаем. Одним из памятников той эпохи считают Великую Китайскую стену и символическое изображение всадника, поражающего дракона. Материалы направляю с одной целью - ознакомления и Узнать когда и как в России возродится эта технология и какие действия с моей стороны нужно по вашему мнения предпринять??? Теория организации, работы и СМЕНЫ поколений духовности Этно-Русского Народа. (на основе технологии Триединства от идеалистического начала) Почему Вы называете технологию материалистической диалектики, которую привнесла в Святую Русь Еврейско-Христианско-Коммунистической религией, ФИЛОСОФИЕЙ Духовности Православия? Преамбула. Ваше Христианство противоречит технологии работы культуры жизни Этно-Русского Народа. Потому что современная Цивилизация это господство технологии материалистической диалектики. А Технология работы Культуры жизни людей в целом это работа Гармонии многообразия или это технология триединства от идеалистического начала. Название "Православие", происходить от технологии работы Прави или опыта жизни Предков. А Духовность Этно-Русского Народа это работа трех триединых совокупности процессов - Прави, Яви, Нави. НУ или технология работы трех триединых совокупности поколений - это предки, современники, потомки. Позвольте представить НАУКУ от простого Русского Ученого - это технология триединства от идеалистического начала, это технология которая сложилась испокон веков как культура жизни Этно-Русского народа и толкуется как технология работы трех триединых совокупности процессов - это Правь, Явь, Навь........ НУ или технология работы культуры жизни трех триединых совокупности поколений - это предки, современники, потомки....... 1. Технология триединства от идеалистического начала. Философия это три триединых совокупности ТЕХНОЛОГИЙ - это три монистических (или метафизики); три диалектических это материалистическая диалектика, экзистенциальная. идеалистическая; три триединых технологии это триединство от материалистического начала (это технология Буддизма), это триединство от экзистенциального начала (это технология Ислама), это триединство от идеалистического начала (или это технология Христианства). Вы меня великодушно извините, НО ознакомившись с вашими материалами, это просто ДЕТСКОЕ баловство, потому, что вы и живете, и понимаете, и отражаете через ЗНАНИЯ только материальный мир. Причем ТОЛЬКО в толкованиях с использованием материалистической диалектики. Если желаете иметь НАУКУ от Этно-Русского НАРОДА? 2 . Научные толкования Духовности древней Руси. (на основе технологии Русской философской культуры – триединства от идеалистического начала). Духовность Этно-Русского народа или в толкованиях Еврейско-Христиаско-Коммунистической религии это Язычество. Поповско-церковная братва перекроила одежду Этно-Русского Православия на свои еврейские плечи, и получилось Христианское Православие. Эту религиозную ОДЕЖДУ привнесенную Христианством на Русь и просто одели, на ТЕЛО культуры работы духовности Этно-Русского народа. В наши дни, как и многие лета назад, возрождается историческая память Народа, традиции, обычаи, нравы, придания и т.д., возвращается и в духовности простого народа, и в эмпирике или это опыт предков, который передается в исторической памяти, и в науку. Просыпается Духовность Этно-Русского Народа как историческая Память трех триединых совокупности процессов - и материальное НАСЛЕДИЯ и социальное (это экономика, политика, право), И духовное (или это обыденное сознание и ЗНАНИЯ, эмпирические, научные). На святых местах возрождают символы духовности. На капищах ставятся, вырезанные из дерева образы богов, и перед ними горит священный огонь. Снова звучат слова древних приданий, принимают посвящение новые поколения Жрецов и Волхвов. Обновленное языческое движение постепенно набирает силу. Христианство, зародившееся вдали от славянских племен, как духовность униженных и их господ, восприняло славянское язычество как чуждую религию. Потому что, технология работы Христианства это материалистическая диалектика. А вот технология работы Этно-Русской духовности это триединство от идеалистического начала ну или от духовного, интеллектуального, НАУЧНОГО. Но объективная необходимость вступления Этно-Русского народа в мировой хозяйственный процесс привнесло в русскую ДУХОВНОСТЬ свои божественные, религиозные, догматические, Христианские технологии, терминологию обряды и чинопочитания. Ну, или христианство это просто ОДЕЖДА одетая на ТЕЛО Этно-Русской духовности. Причем в своем историческом пути развития Христианство прошло так же три триединых совокупности этапов усложнения самой – это протестантство, католицизм, православие. Суть этапов развития в том, что происходила смена трех триединых совокупности процессов – это смена предмета религии, технологии его работы, тенденции количественно-качественных взимосвязей (взаимосвязи это три триединых совокупности процессов - взаимодействия, взаимоотношения, взаимоотражения). Но процесс развития духовности любого народа работает в технологии ТРЕХ триединых процессов - это эволюция, революция, скачек. Так вот смена НАЗВАНИЯ русской ВЕРЫ и стало православие в христианских толкованиях, названиях. А вот в толкованиях Русской философской культуры остались технологические начала триединства, всеединства, гармонии многообразия совокупности поколений. В силу объективности духовности всякого народа христианство просто сменило названия в русской ВЕРЕ. Причем всякая из трех триединых совокупности Мировых религий работает в технологии триединства. 3. Что такое триединство? Это одновременная совместная работа ТРЕХ триединых совокупности процессов - материальные, социальные, духовные. А суть триединства в том, что в каждом конкретном процессе жизни, какой либо персоны собственности все три работают одновременно, НО один из процессов господствует, второй составляет ему противоречие, а третий гармонизирует работу процесса в целом. А духовность людей это просто толкования людьми ПРАВИЛ, работа этих процессов через способности, доступные каждому народу в работе трех триединых совокупности начал - материи, пространстве, времени. Но основа духовности каждого народа просто усложняется, но НЕ меняется о изначальной, которая закладывается в этих триединых совокупности процессов. Православие на Руси насаждалось в противоречии с исконно русскими толкованиями, потому что на смену триединству ВЕРЫ насаждалась диалектика или противоречие народа и власти. И потому русская духовность жестоко уничтожалась сверху. Народ же несколько веков сопротивлялся этому и разными путями вносил язычество в христианство (путем иносказания, кодирования, намека, переименования по созвучию или внутренней близкой сущности и т.д.), в конце концов, народное (изначальное языческое) мировоззрение, этика, растворились в христианстве, создав уникальный сплав. Русское Православие, как духовность кстати и название языческое, от трех триединых духовных процесса это Правь, Явь, Навь, ну или три триединых процессов жизни поколений - это предки, современники, потомки. Потому и название происходит от названия Опыта Предков – от Прави. А в более древнем толковании этого триединства совокупности персон собственности дается в таких названиях – это Ясунь, Мирдгард, Дасунь. Само понятие культуры сложилось исторически в русском языке как процессы, построенные на основе ТРУДА людей, хотя и имеет исторически различные толковании, которые усложняются в зависимости от сложности правил самой практики жизни людей. Одно из толкований культуры происходит от слова "культ" - вера, обычаи и традиции предков, созданное ТРУДОМ людей в ходе общественно-исторического развития. При этом сам труд это три триединых вида - физический, управленческий, умственный. А потому и товарных процессов три триединых - это материальное производство, это социальное производство (или это конституции, законы, тарифы, ДЕНЬГИ и т.д.), это духовное производство. И в след, за усложнением практики жизни людей меняются способности людей к окультуриванию процесса жизни и меняются и толкования этих правил жизни. Таким образом, меняется и духовность, как товарное производство духовной сферы хозяйственных процессов. Здесь прекрасно подходит такое понятие как Дух-хозя́ин(и аналогичные ему:владыка; или дух локуса, дух места,гений места) - общеупотребительный термин первобытных религий, а также и современного фольклора, перешедший в качестве синонима божества во все высшие религии. Таким образом, Дух-Хозяин это работа идеалистических процессов (духовные, интеллектуальные, научные и т.д.). И работают они в трех триединых совокупности процессов - это в материальных, социальных (экономика, политика, право), интеллектуальных. 4. Дух-Хозяин. Дух-Хозяин, как совокупность ПРАВИЛ работы какого либо конкретного процесса, работает в трех триединых совокупности процессов:- первая совокупность это три триединых совокупности предметностей- это материя, пространство, время. Материя это три триединых совокупности предметностей - это физические, химические, биологические процессы. Пространство это среда распространения этих предметностей, причем которые работают в трех триединых совокупности участия в организации процесса - это господствующие, противоречивые, гармонизирующие (это касается всех трех триединых совокупности процессов). Время это просто процесс работы периодичностей в каждом из компонентов.- вторая совокупность процессов это ПРАВИЛА работы технологии - это монистические, диалектические, триединые. Монистические технологии это процесс, в работе которого основным принципом является господство одного из компонентов над прочими и организация процессов на основе его правил работы. Диалектические технологии это организация работы процесса в качестве основы, где работает принцип противоречия двух и более противоположностей. Триединство работы процесса это когда все три компонента работают в каждом компоненте, НО один из них занимает господствующее положение, второй формирует ему противоречие, а третий гармонизирует работу процесса в целом.- третья совокупность процессов это ПРАВИЛА работы тенденции количественно-качественных взаимосвязей в ходе работы процессов – это эволюционные процессы, революционные, СКАЧЕК или переход в новое качество бытия. 5. Предметность работы информации. Какие символы, образы, обычаи и т.д. НУ или визуальные, вербальные, виртуальные отражения ПРАВИЛ работы Этно-Русской культуры работают в практике жизни людей. Здесь следует упомянуть работу триединства от идеалистического начала. Согласно этой технологии работает три триединых уровня сложности ПЕРСОН СОБСТВЕННОСТИ в процессе жизни людей - это единичные процессы бытия персон собственности, это отдельные, это общие. Ну или так, в практике жизни людей одновременно работает три триединых поколения - это семья, нация, МЕЖ-национальная персона собственности. Причем, триединство семейной духовности это три триединых совокупности персон собственности - это мужская духовность, женская, детская. Так же и национальные персоны имеют три триединых совокупности составляющих – прошлое, настоящее, будущее или преемственность поколений или это три триединых совокупности поколений - это предки, современники, потомки. А МЕЖ-национальная персона формирует три триединых мировых религии – это Буддизм или господство материальной духовности; Ислам или противоречие материальной и духовной, Христианство это гармония многообразия трех триединых совокупности процессов – это материальные, социальные, духовные. Причем Христианство это три триединых ЭТАПА усложнения технологий религии или это Протестантство, Католицизм, Православие. Таким образом, в практике жизни людей работает, согласно бытия духовности Этно-Русского народа три триединых уровня сложности процессов духовности: – это общая предметность процесса или это Вселенская Духовность. - это Посредник между вселенской и земной духовностью или отдельная- это Дух-Симаргл. - И уже затем работа духовности Земной это Дух-Род, это уже работа духовности в Душах людей или единичная или три триединых совокупности процессов или духовность в общении людей - это Духи-Матушки-Земли, которую понимают люди; это Духи-Деточек-Людей; это Духи-Батюшки-Разума. С уважением Простой Русский Ученый Чефонов В.М.

Загадочная русская душа (национальный характер русских и особенности общения)

Русским народом « можно очароваться и разочароваться, от него всегда можно ожидать неожиданностей, он в высшей степени способен внушать к себе сильную любовь и сильную ненависть».

Н.Бердяев


Черты национального характера

Если об Англии говорят « Старая добрая Англия», подразумевая сохранение и соблюдение традиций, о Франции - „Прекрасная Франция!“, имея в виду ту красоту и блеск страны, которою всегда она всегда славилась во всех проявлениях, то о России говорят: „Святая Русь“, предполагая то, что Россия - страна, исторически ориентированная на духовную жизнь, страна, придерживающаяся традиционного уклада, страна, стоящая в основе на православных ценностях.

Исторические и политические трансформации не слишком положительно сказываются на характере и менталитете русского народа.

Размытые, нестандартные, нетрадиционные ценности, внедряемые в русское общество - философия потребления, индивидуализм, стяжательство — это одна из основных причин формирования современного национального характера.

Сначала надо определиться с тем, что считается русской национальностью. Издавна русским считался тот, кто воспринял русскую систему ценностей, традиции, эстетику и др. Исторически русских считался тот, кто принял православие. Так, треть русского дворянства до Октябрьской революции была представлена татарами. А.С.Пушкин, его предки вообще были темнокожими! И это при том, что стихотворец считается самым главным русским (!) поэтом, впитавшим и описавшим русский быт, нравы, традиции того периода жизни России!

А те беловолосые и синеглазые русичи, которых еще можно увидеть в Вологде и Угличе, составляют исконно славянскую ветвь всех русских.

Национальные черты русских

Для того, чтобы понять « загадочную русскую душу», надо немного познакомиться с истоками формирования национального характера русских.

Характер русских формировался на основе исторических условий, географического положения страны, пространства, климата и религии.

К числу национальных черт можно отнести знаменитую широту русской души. В связи с этим, несмотря на всевозможные правила и предписания, которые диктуют умеренность в дарении, партнерам, коллегам противоположного пола, сотрудникам « по вертикали» дарят несоразмерные по стоимости подарки. Поистине с русским размахом. Недаром подарочная индустрия изобилует дорогостоящими и пафосными подарками, которые к каждому празднику раскупаются.

Главными отличительными чертами русского народа являются также такие:

Сострадательность, милосердие. Сегодня в тренде милосердие и благотворительность (это весьма по-русски - помогать даже не для имиджа, а просто потому, что кто-то нуждается и страдает…): многие люди и компании активно помогают тем, кому трудно, перечисляя средства на нужны стариков, детей и даже животных. Едут за свой счёт в места бедствия и активно помогают потерпевшим.

Об этой особенности русского характера написал немецкий солдат вермахта, оказавшись в русской деревне во время ВОв: « Очнувшись, увидел стоявшую передо мной на коленях русскую девушку, которая поила меня с чайной ложечки горячим молоком с медом. Я сказал ей: „Я мог убить твоего мужа, а ты беспокоишься обо мне“. Когда мы проходили через другие русские деревни, мне тем более стало ясно, что было бы правильно как можно быстрее заключить с русскими мир. …Русские не обращали внимания на мою военную форму и относились ко мне скорее по-дружески!»

К числу лучших качеств русского народа можно отнести интересы своей семьи, уважение к родителям, счастье и благополучие детей.

Но с этим связано и так называемое кумовство, когда руководитель берёт на работу своего родственника, которому многое прощается в отличие от обычного сотрудника, что не очень хорошо сказывается на выполнении профессиональных обязанностей

Русским свойственно удивительное качество самоуничижение и самоотречение, принижение своих заслуг. Может, с этим связаны все те слова, которые слышать иностранцы, находясь в России, что они гуру, звёзды и т.п., а русские вроде бы ни при чем Иностранцы никак не могут понять, как народ с такой богатейшей культурой и литературой, колоссальной территорией, полной богатств, умудряется так отвергать себя. Но это связано с православным правилом: унижение паче гордости». Гордыня считается основным из смертных грехов, убивающих бессмертную душу, по верованиям христиан.

К национальным чертам относится также:

Религиозность, набожность существует в душе даже русского атеиста.

Умение жить умерено. Не погоня за богатством (поэтому-то и растерялось русское общество - люди не умеют жить только богатством). При этом многие, « наголодавшиеся» в советский период „по импорту“, стремятся шиковать и кидаться деньгами, что вошло уже в притчу во языцех и хорошо известно в Куршевеле. Эту часть русской натуры обычно связывают с „азиатчиной“ и деньгами, доставшимися легко или неправедно.

Доброта и гостеприимство, отзывчивость, чуткость, сострадание, незлопамятность, жалостливость, готовности прийти на помощь.
открытость, прямодушие;
естественная непринуждённость, простота в поведении (и вплоть до изрядной простоватости);
несуетность; юмор, великодушие; неумение долго ненавидеть и связанная с этим уживчивость; лёгкость человеческих отношений; отзывчивость, широта характера, размах решений.

Замечательный творческий потенциал (поэтому так прекрасна была оформлена Олимпиада, с помощью инновационных технологий). Недаром в русской культуре есть персонаж Левша, который блоху подкуёт. Известно, что Левша правополушарный, то есть человек с творческим мышлением.

Русские невероятно терпеливы и толерантны. (см. выше пример с солдатом вермахта).

Терпят до последнего, а потом могут взорваться. Повторяя фразу А.С.Пушкина: « Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный!», а иногда и перевирая её (так в в Интернет-словаре афоризмов можно прочесть „СТРАШЕН русский бунт - бессмысленный и беспощадный“), вырывая её из контекста, некоторые забывают о том, что у этой реплики есть очень информативное продолжение: „Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка“.

Отрицательные качества, конечно, тоже можно отметить. Это беспечность, лень и обломовская мечтательность. И, увы, пьянство. В определенной мере это связано с климатом. Когда по полгода не бывает солнца, то хочется согреться и и не хочется ничего делать. При определенным условяих русские умеют собраться, сконцентрироваться и игнорировать климат во имя идеи. Многие ратные подвиги - подтверждение. Беспечность связана с крепостным правом, которое придётся изживать в себе каждому почти русскому. Русский полагается на « авось» по двум причинам: надежда на барина, царя-батюшку и „зону рискованного земледелия“, то есть на неопределенность и неровность климатических условий.

Русским свойственна некоторая сумрачность. И на улицах нечасто встретишь людей с весёлыми лицами. Это связано с наследием социалистического прошлого, в котором были свои трудности, с нынешним положением вещей и, надо предположить, с суровым климатом, где почти полгода не бывает солнца. Но зато в офисе ситуацию меняется: со знакомыми людьми русские охотно общаются.

Недостаточная способность к объединению, к самоорганизации предполагает, что непременно нужен вождь, правитель и др. При этом, руководителем часто назначают мужчину, опираясь на патриархальные стереотипы - мужчина лучший вождь. Впрочем, ситуация меняется, и сегодня мы можем увидеть на топовых позициях много женщин.

Возможно, из-за того, что в последние десятилетия привнесены не свойственные русскому народы ценности - стяжательство, поклонение Золотому тельцу, русские люди, несмотря на все существующие блага, современные технологии, отсутствие « железного занавеса» и возможности, часто пребывают (да представители мидл-класса) в состоянии повышенной тревожности и пессимизма. Где бы ни собирались русские, за празднично и пышно накрытым столом, непременно найдётся пара-тройка людей, которые станут утверждать, что „всё плохо“ и „мы все умрём“.

Свидетельством этого является активное обсуждение на форумах Открытия Олимпиады, которое было прекрасно. При этом многие этой красоты не видели, потому что обсуждало коррупцию и сколько денег ушло на подготовку Олимпийских игр.

Русские не могут жить без идеи и веры. Так, в 1917 году отобрали веру в Бога, появилась вера в КПСС, в 90-е отобрали веру в КПСС и коммунистическое будущее, появились бандиты, маргиналы, иваны-родства-не-помнящие, т.к. стало непонятно, во что и в кого верить.

Сейчас ситуация медленно, но выравнивается. Несмотря на вечную критику в адрес всех и вся (и на православную церковь и ее служителей), люди обращаются к Богу и занимаются милосердием.

Два лица современного делового общества

Сегодня деловое сообщество разделилось примерно на две части. Эти части представлены так. Директора среднего и пожилого возраста, чаще - представители регионов, бывшие комсорги и партийные деятели. И молодые менеджеры, с МВА-образованием, полученным иногда за границей. Первые отличаются закрытостью в общении в большей степени, вторые - в большей степени открыты. Первые - чаще наделены инструментальным интеллектом и склонны рассматривать подчиненных как винтики в едином механизме. Вторым в большей степени свойственен эмоциональный интеллект, и они всё же пытаются вникать в проблемы своих сотрудников, конечно, не всегда.

Первую категорию вести переговоры не учили. При этом в процессе общения некоторые из них обретали хорошие коммуникативные навыки и умели договориться, « с кем надо» и обладали большими связями в своей среде. Часть представителей этой группы, напротив, общалась „сверху вниз“, в привычном авторитарном стиле, нередко, с элементами речевой агрессии.

Современные же топ-менеджеры были обучены навыкам ведения переговоров и продолжают обучение после завершения основного курса. Но при этом « …Редко кто из иностранцев, попадающих на топовые позиции в российские компании, выдерживает более года» (Еженедельник „SmartMoney“ №30 (120 ) 18 августа 2008).

В чём же причина? Дело в том, что, несмотря на европейское образование молодые топ-менеджеры являются носителями отечественного менталитета.

Авторитарный стиль управления « впитан с молоком матери», на совещаниях и в кулуарах может звучать ненормативная лексика. Такой типаж продемонстрировал Никита Козловский в фильме „ДУХЛЕСС“. Его герой обладает всем набором характеристик.

Кстати сказать, и первые, и вторые интровертны. Вторые и вовсе могут быть погружены в мир гаджетов и предпочитают общение через устройства связи.

Зная эти особенности, можно сделать выводы, каким образом адаптироваться к общению с русскими.

Так, приходится понимать, что с амбициозными « красными директорами» нужно обращаться с великим почтением, как с барином во времена крепостничества, с молодыми топ-менеджерами - также, но при этом понимать, что они более демократичны в общении. И всё же предпочтут коммуникации по Интернету.

Русский этикет - иногда бессмысленный и беспощадный

При всей доброте, щедрости, толерантности манеры русских оставляют желать лучшего, т.к. русские являют преемниками советского народа, которому долгое время внушали, что « буржуазное» — это плохо. Это въелось в подсознание. Поэтому иногда можно наблюдать проявление не слишком корректного поведения.

Так, например, на Церемонии Закрытия 22 Олимпийских игр, когда чемпиону вручали медаль на ленте, и ее надо было повесить на шею, атлет не догадался снять шапку, хотя во время гимна приложил правую руку к сердцу. В торжественных случаях мужчинам нужно снимать головной убор.

Как-то раз автор наблюдала ситуацию, также связанную с головными уборами, в другом городе. После семинара по деловому этикету и разговора о том, как надо и как не надо, два участника встали без предупреждения, прямо в зале для занятий надели крупные кепки и - вышли из помещения.

По правилам европейского и русского этикета в помещении и, тем более, за столом, снимает головной убор. Исключение: артисты, претендующий на определенный имидж, и представители конфессий, где принято всегда носить тюрбан или чалму.

Если иностранец откинулся на стуле, это может означать, что он предполагает расслабиться и/или завершить общение. У русских манера сидеть, откинувшись на стул - базовое состояние. Только спортивные и/или воспитанные люди в России сидят, не прислонившись к спинке стула (если стул традиционный, а не эргономический), остальные же - сидят как придётся, демонстрируя многие свои комплексы и базовые установки.

Русские не привыкли элегантно стоять, они могут пытаться принять закрытую позу и/или перетаптываться на месте.

Взгляд русского человека зависит от ситуации. Если это руководитель, то он может смотреть, буквально не мигая, колючим взглядом в лицо собеседника, особенно подчиненного, либо вполне доброжелательно, если перед ним его знакомый или родственник. Разумеется, интеллигентные и воспитанные люди « носят» доброжелательное выражение лица.

На тревоги и напряженность указывает поперечная вертикальная складочка между бровями, которая придаёт строгий, недосягаемый вид, что может несколько помешать при контакте. Интересно, что у нас такую складочку можно увидеть даже у весьма молодых девушек.

Когда дама подходит к коллеге, сидящему на стуле, он не всегда догадается приподняться, но при этом может элегантным жестом предложить ей войти в лифт, что неверно, т.к. в лифт первым входит или мужчина, или тот, кто ближе стоит.

Особенности общения в России

В общении в нашей стране есть своя специфика:

— нелюбезность, неудачные манеры, проективное мышление (проекция - тенденция считать других подобными себе); скованность или развязность вместо свободного общения; мрачное выражение лица; неумение/нежелание давать ответ и обратную связь, конфликтность, неумение вести « маленькую беседу» и слушать.

В неформальном (а порой и в формальном) общении часто предпочитается неверный тематический выбор беседы (о политике, проблемах, болезнях, частных делах и т.п.). При этом приходится признать, что женщины чаще говорят о « бытовухе» и своей личной жизни (отношениях с родителями, мужьях, детях, а мужчины - о политике и будущем, причем чаще в мрачных тонах.

В России большой разброс характера коммуникации - от мрачного стиля до наигранно-позитивного стиля, пришедшего еще в 90-е годы в и « скопированного» с коммуникативных образцов США.

Наряду с другими факторами неумение общаться в целом понижает персональный имидж многих соотечественников, уровень корпоративной культуры и имидж компании в целом.

Ошибки и основные заблуждения в общения в России

К основным ошибкам и заблуждениям в России можно отнести существующее до сих пор в некоторых случаях мнение среднестатистического сотрудника о том, что гость ему что-либо должен и обязан: оставить много денег, приобрести дорогостоящий турпродукт, заказать в номер роскошные блюда и т.п.

Это основано на иррациональной психологической установке, называемой « долженствование» (человек считает, что ему все что-то должны, а когда это не происходит, очень обижается) и сказывается на общении самым прямым образом. Если надежды на то, что коллега, партнер, покупатель не оправдались, и собеседник ведёт себя так, как ведёт, то русский клерк может испытывать разочарование и даже выражать своё раздражение.

Общепринятым заблуждением является также нелюбезное отношение и, соответственно, общение с несостоятельным, с точки зрения сотрудника, гостя.

Что влияет на стиль общения. Прошлое и современное.

На современный стиль общения влияет:

— огромный поток информации, с которым сталкивается современный человек;

— множественные контакты, открытые границы стран и связанная с этим готовность путешествовать, туризм всех видов;

— новые технологии, прежде всего online-общение, которое задаёт определенный коммуникативный стиль, фрагментарное восприятие мира, « клиповое» мышление»;

— огромные скорости и ритмы жизни;

— глобализация, и связанные с этим процессы взаимопроникновения языков, речи и стилей общения.

Причины формирования коммуникативных навыков в России.

Историческое прошлое, крепостное право, политический режим, климат и расстояния, ментальная дуальность (двойственность) - « черное» и „белое“ в одном человеке, географические границы России, патерналистская (то есть когда правитель является как бы отцом) культура управления.

В итоге сформировавшийся национальный характер побуждают к общению, не связанному с любезностью, открытостью и пр.

Это проявляется, например, во внутренней неготовности называть своё имя по телефону. Хотя после тренингов этому обучаются.

Почему в России так трудно назвать своё имя по телефону

Примером недостаточной коммуникативной компетентности может служить небольшая готовность соотечественников называть своё имя по телефону. Это связано с историческим менталитетом и привычками россиян. И может происходить потому, что

— прежде персонал не обучали деловому общению, любезности и др.

— доказано, что чем более низким является социальный статус человека, тем труднее представиться.

— человеку из более отдаленного от центров труднее ему представляться по имени незнакомому человеку.

— Советский человек много десятилетий привык не демонстрировать себя, быть скрытным. Это связано с политическим режимом, долгое время существовавшим в СССР.

— « Работает» архетипическая память, коллективное бессознательное.

— Некоторые мистические представления (например, в дохристианской Руси сущестовали представления о том, что по имени можно сглазить и поэтому на шею вешали обереги - медвежий коготь и пр.)

Центры и регионы

Говоря о современном российском обществе нельзя не сказать о постоянном противостоянии центральных городов (Москва, Санкт-Петербург…) и регионов, которое связано с тем, что Москва всегда в советское время пополнялась продуктами, отсутствовавших во всех регионах РФ. В период застоя существовали так называемые « колбасные электрички». Из других городов России, из Подмосковья приезжали за тем, чтобы купить дефицитные продукты, в том числе колбасу

Первые считают жителей провинций не слишком воспитанными, иногда развязными и что « они идут по трупам», ни с чем не считаясь.

Существует даже такое понятие, как « жизнь за МКАДом», то есть за пределами Москвы. Начиная с ближайших областных городов и мест, жизнь действительно как будто замирает и остаётся неизменной долгое время. Новшества приходят сюда с некоторой задержкой.

При этом регионалы считают москвичей с одной стороны, высокомерными и богатыми, не смотря на то, что истинно коренные жители столицы в нном поколении — довольно спокойные и доброжелательные люди, с другой стороны - « лохами» и „растяпами“, которых можно легко опередить во многих направлениях.

И если москвичи могут снисходительно, но терпимо смотреть на приезжих, то региональные, даже поселившись в столицу, не всегда могут принять образ жизни и менталитет москвича, и, бывает, могут даже испытывать остаточные комплексы, говоря в беседе с коренным жителем что-то вроде: « А ничего, что я не москвич?» или же: „Вот вы - москвичи!..“ Последним приходится доказывать „презумпцию невиновности“ в неадекватной распределительной системе, имевшей место быть в годы СССР.

Сейчас облик, лицо города меняется, и стиль и нравы жителей мегаполиса - тоже.

Булат Окуджава

Ч.Амирэджиби

Я выселен с Арбата, арбатский эмигрант.

В Безбожном переулке хиреет мой талант.

Кругом чужие лица, враждебные места.

Хоть сауна напротив, да фауна не та.

Я выселен с Арбата и прошлого лишен,

и лик мой чужеземцам не страшен, а смешон.

Я выдворен, затерян среди чужих судеб,

и горек мне мой сладкий, мой эмигрантский хлеб.

Без паспорта и визы, лишь с розою в руке

слоняюсь вдоль незримой границы на замке,

и в те, когда-то мною обжитые края,

всё всматриваюсь, всматриваюсь, всматриваюсь я.

Там те же тротуары, деревья и дворы,

но речи несердечны и холодны пиры.

Там так же полыхают густые краски зим,

но ходят оккупанты в мой зоомагазин.

Хозяйская походка, надменные уста…

Ах, флора там все та же, да фауна не та…

Я эмигрант с Арбата. Живу, свой крест неся…

Заледенела роза и облетела вся.

И, несмотря на некоторое противостояние - открытое или тайное - в трудный исторический момент русские объединяются, становятся соборным народом.

Мужчины и женщины

Русские мужчины, которые служат в компаниях, а не работают на стройке, отличаются галантным поведением: откроют дверь перед дамой, пропустят вперед, оплатят счёт в ресторане. Иногда даже вне зависимости от служебной субординации. Придерживать ли дверь перед дамой? Подавать ли ей пальто?

До сих пор мнения экспертов противоречивы, и в каждом случае это помогает понять момент и интуиция. По правилам американского делового этикета: дверь придерживать и подавать пальто даме-коллеге нельзя ни в коем случае. Но мы живём в России.

Женщины в России обладают сочетанием женственности и домовитости, ухожены, деловиты и очень активны. В Москве каждая вторая-третья дама - за рулём. Скромность в её традиционном значении, похоже, ушла в прошлое.

При этом женщины продолжают любить, когда офисные мужчины за ними ухаживают: подают пальто и т.п. Так что иностранцам, ратующим за эмансипацию, приехав в Россию, придётся подождать со своими советами.

С одной стороны, галантность приятна, с другой, в России, как и во многих странах, для женщин существует стеклянный потолок. И на руководящие должности предпочитают брать мужчин. Как мужчины, так и женщины.

Традиционными стереотипами являются, что женщина не может мыслить логически, слабый руководитель, ей будет мешать семья.

При этом уж если женщина заняла руководящий пост, то она « настоящая стерва», „мужик в юбке“ и идёт по трупам…

В смешанном коллективе, где трудятся и мужчины, и женщины, случаются служебные романы. Традиционно общественность встаёт на сторону мужчины, поэтому в некоторых случаях лучше не рисковать и не начинать не нужные отношения.

В женских коллективах существует своя специфика. Пока у какой-то сотрудницы всё хорошо, то со стороны других может иногда появлться зависть. Поэтому лучше стараться её не возбуждать, одеваясь, скажем, слишком ярко или стильно. При этом если сотрудницу постигло несчастье, все объединяются и начинают оказывать ей всевозможную помощь: финансовую, организационную и др.

По правилам этикета не приянто говорить о болезнях и семейных делах на работе. Тем не менее, это правило нарушается, особенно в женском коллективе. И горе тому секретарю, которая в ответ на доверительные рассказы начальницы, начала делиться своими проблемами. Аукнуться может жёстко.

Мужчины и женщины в России выглядят по-разному.

Одежда, дресс-код

Ради того, чтобы идти по карьерной лестнице, какая-то часть мужчин старается одеваться элегантно, и даже приобретает костюмы известных брендов. В основном это топ-менеджеры и амбициозные яппи.

Другая часть мужчин социально ниже, образовательный уровень ниже. Наверное, с этим связана манера носить черный верх и джинсы в любой день. В метро бывает темно от такой одежды. Черные куртки, черные пуловеры, иногда черные рубашки (на переговоры, на которые принято надевать светлые рубашки) в сочетании с чёрным же галстуком.

Интересно, что, как только предоставляется малейшая возможность не носить хороший, стильный костюм, как итальянцы или французы, русские мужчины моментально облачаются в « черный стиль». Объясняется это обычно тем, что „немарко“. В действительности, желание „скрыться“ за черным цветом о многом сказало бы социальных психологам…

В России существует особая демографическая ситуация: женщин значительно больше, чем мужчин. И, если раньше приходилось опасаться харрасмента, направленного на женщину, то сейчас в России из-за закономерной конкуренции происходит « охота» на состоявшихся мужчин. Поэтому женщины прибегают к различным уловкам, лишь бы заполучить успешного мужа: декольте, мини, накладные ногти, что не соответствует корпоративным стандартам, но при этом „продвигает“ даму на местном „брачном рынке“. Этому не приходится удивляться.

И те, и другие нарушают дресс-код, который в то же время сегодня стал более мягким и демократичным. И работодатели не требуют у дам строгого костюма-»футляра», необходимого ранее.

Переговоры и приём делегаций

О правилах ведения деловых переговорах на страницах нашего журнала много писалось.

Российские переговорщики: воспринимают собеседника как противника, относятся к нему с подозрительностью и некоторой враждебностью, считают необходимым скрывать некие данные (непрозрачность позволяет делать многие деда).

Местные « князьки» обладают амбициями. Российским переговорщикам кажется, что их город или регион - самый лучший. И, что хуже, стараются „выбить“ себе на переговорах всевозможные преференции, которые чаще всего идут не на развитие территорий, а в собственный карман. При этом часто на местах федеральные власти представляют самое серьезное препятствие на пути к инновационному развитию территории.

При этом есть очень положительные примеры развития территорий. Так, гордостью Сибири считается Александр Васильевич Филипенко, бывший глава Администрации Ханты-Мансийского автономного округа, который прославил край инновациями и удивительными проектами, направленными на благоустройство и развитие ХМАО. В его честь назван Международный биатлонный центр.
Специфика переговоров

Громкая речь без учёта манеры другой стороны также может расстроить переговоры.

Ригидность, т.е. твердость, малоподвижность, неадаптивность в переговорах. Никаких уступок.

Откровенное манипулирование, когда собедника пытаются « загнать в угол»

Неадекватный внешний вид (либо джинсы с черным пуловером, либо очень нарядный костюм.

Нежелание принимать на себя ответственность, попытки уйти от серьезной беседы.

Незнание и не сильное желание узнать национальные особенности представителей другой стороны и правил хорошего тона (могут снять пиджак не по времени, в начале переговоров, хлопнуть по плечу)

Невыполненные обещания и небрежность в оформлении документаций дополняют список.

Неприятные намёки на мзду (в случае с соотечественниками), так называемые откаты.

Отрадные тенденции. Некоторые российские руководители на местах за собственные средства строят дороги и больницы. Это ли не по- русски?.. Ведь щедрость и благотворительность всегда была на Русской земле.

Когда ожидают делегацию в организации или в компании, то все стремятся подготовиться наилучшим образом.

Гостеприимство.

Но если в современных компаниях молодые менеджеры при всей демократичности могут доходить до некоторой даже фамильярности в общении (это выражается в небрежности обращения, усеченное имя « Татьян» вместо „Татьяна“, в игнорировании позиций старший-младший, некоторая даже небрежность в общении, странные визитные карточки), то в организациях с традиционной культурой в большей чести церемонность, степенность, следование правилам поведения, принятым при приёме делегаций. Работает отдел протокола, который занимается огранизацией приёмов, делегаций, встреч, и мероприятий.

Застолье

В России сопровождается обильным вкушением пищи и винопитием. Только в дипломатических кругах на « Завтрак» или „Обед“ могут подать всего по две закуски. Если же подать на корпоративе не слишком много угощения, то это может быть воспринято с удивлением, если не с обидой. Русские на корпоративах едят с размахом, много пьют и, бывает, что танцуют, но чаще предпочитают разбиться на группы и говорить „по душам“.

Этикет соблюдается далеко не всегда, ведь зачем его соблюдать, если все стали в этот момент друзьями и почти родственниками?..

Очень важно контролировать себя в такие моменты, потому что служебные романы, которые завязываются на мероприятиях, быстро проходят, а слова, сказанные о руководителе под воздействием горячительных напитков, « Не воробей. Вылетит - не поймаешь»

Приветствие, обращение

После Октябрьской революции границы общения между полами стёрлись и в обиходе появилось обращение « товарищ» и — „товарищ“, адресованное и мужчинам, и женщинам.

После Перестройки, когда в Россию стал входить капитализм, специалисты в области русского языка попытались ввести в речь обращения « господин», „госпожа“, „сударь“, „сударыня“. Иногда на пафосных корпоративах можно услышать „Господин Иванов“, „Госпожа Петрова“, но чаще в тот момент, когда о них говорят в третьем лице.

При непосредственном обращении приходится находить тот вариант, который приемлем и удобен для обоих. Так, к человеку старшего возраста в России обращаются по имени-отчеству, разумеется, на « вы», к человеку, более молодому, — по имени. При этом в практику вошла манера обращаться даже к старшим людям по имени (зависит от корпоративного стиля). Этот стиль пришёл из США.

Особо стоит сегодня вопрос о переходе на « Ты». Инициатором такого обращения может выступить только вышестоящая персона, только клиент, только лицо старшего возраста, при равных только женщина. Всё остальное - нарушение правил этикета.

При этом в России сплошь и рядом звучит « ты», особенно на автодорогах, где, кажется, водители вообще забывают о существовании местоимения „вы“.

В наши дни в качестве первоначального обращения можно услышать « уважаемый» по отношению к мужчине или „дама“, сказанное женщине. Или же обезличенное: „Будь любезны?“,» Не подскажете ли вы мне?..»

Улыбка.

Надо отметить, что традиционная неулыбчивость и мрачное выражение лицо, по которому русских узнают во всем мире, связаны с искренним желанием казаться серьезными.

Русские охотно улыбаются. Но только при встрече со знакомыми. Поэтому иностранцам можно было бы философски отнестись к тому, что на улицах они встретят много людей, которые идут с самым непозитивным выражением лица, насупив брови. Очевидно, климат так повлиял на подобный стиль. Это связано и с тем, что русским свойственна некоторая закрытость при том, что существует пословица « На миру и смерть красна!». Некоторые актёры в жизни бывают очень замкнуты. Зато руссуике будут широко и искренне улыбаться знакомым и друзьям. Просто в сознании русского человека улбыка и смех близки по значению, а „Смех без причины - признак дурачины“.

Гости могут приехать не только из зарубежья, но и из другого региона

Предупрежден, значит вооружен. Чтобы хорошо подготовиться к контакту с представителями отдельной национальной культуры, в данном случае современных русских, важно изучить их нравы и традиции, особенности и возможные отличия. Если знать, с чем связаны те или иные традиции, то это даст возможность адаптироваться по отношению к партнерам, визитёрам, установить с ними правильные стиль и интонацию в общении, что в результате позволить установить долгосрочные деловые отношений. Знание нравов, особенностей, традиций в итоге даст толерантный подход, что в свою очередь, даст понимание и создаст душевный комфорт и лояльность по отношению, в данном случае, к русскому народу и к его загадочной душе.

___________________________-

  1. Патернали́зм ( лат. paternus — отцовский, отеческий) — система отношений, основанная на покровительстве, опеке и контроле старшими младших (подопечных), а также подчинении младших старшим.

___________________________________

Ирина Денисова, член Совета, координатор клуба « Персональный маркетинг», цеха „Коммуникации“ Гильдии маркетологов

Данная статья опубликована в бумажном деловом издании « Справочник секретаря и офис-менеджера», № 4 2014 г. Просьба соблюдать авторские права и ссылаться при перепечатке на автора и издание. Публикуется в авторской редакции. - И.Д.

Спаситель как-то говорил о христианах: «Если бы вы были от мира сего, мир любил бы вас как своих; но поскольку вы не от мира сего, ибо Я взял вас из мира, мир ненавидит вас». Эти же слова можно отнести и к русскому народу, в плоть и кровь которого христианство впиталось сильнее всего.

Сегодня мы часто сталкиваемся с открытой русофобией и ненавистью со стороны других государств. Но это не повод для паники, это началось не сегодня и закончится не завтра — так будет всегда.

Мир ненавидит нас, но сам не подозревает, насколько он сам нуждается в русском народе. Если русский народ исчезнет, то из мира вынут душу и он потеряет самый смысл своего существования!

Именно поэтому Господь хранит нас и русские существуют, несмотря на все трагедии и испытания: Наполеона, Батыя и Гитлера, революцию, перестройку и смутное время, наркотики, падение нравов и кризис ответственности…

Мы будем жить и развиваться до тех пор, пока сами сохраняем актуальность, пока русский человек сохраняет черты характера, присущие нашему народу.

Заботливые «друзья» часто напоминают нам о тех присущих нам особенностях, которые можно отнести к плохим, пытаясь заставить нас ненавидеть самих себя и саморазрушиться… Мы же рассмотрим положительные особенности русской души, чтобы помнить, какими дарами щедро наделил нас Господь и какими мы всегда должны оставаться.

Итак, ТОП-10 лучших качеств русского человека:

1. Крепкая вера

Русский народ на глубинном уровне верит в Бога, имеет сильное внутреннее чувство совести, понятие о добре и зле, достойном и недостойном, должном и не должном. Даже коммунисты верили в свой «Моральный кодекс».

Именно русский человек всю свою жизнь рассматривает с позиции сына Божьего понравится это Отцу, или огорчит . Поступить по закону или по совести (по заповедям Божиим) — это чисто русская проблема.

Русский человек верит и в людей, постоянно делая им добро и даже сверх того, жертвуя личным ради блага ближнего. Русский человек в другом человеке видит прежде всего Образ Божий , видит равного , признаёт достоинство другого человека. Именно в этом секрет победительной силы русской цивилизации, наших гигантских пространств и многонационального единства.

Русский человек верит в себя, как носителя Истины. Отсюда сила наших поступков и легендарная русская выживаемость. Уничтожить нас не смогли ни одни завоеватели в мире. Убить русский народ можем только мы сами, если поверим в тот негативный образ русского человека, который нам навязывают.

2. Обострённое чувство справедливости

Не можем мы жить в комфорте, пока в мире лютует кривда. «Отребью человечества сколотим крепкий гроб!» из песни «Священная война» — это про нас.

Мы долгое время воевали с турками за свободу братьев-славян, мы избавили от баев и их поборов бедняков Средней Азии, прекратили геноцид китайцев японской армией и спасли евреев от холокоста.

Стоит русскому человеку поверить, что откуда-то исходит угроза всему человечеству, как Наполеон, Гитлер, Мамай или кто-либо иной тут же пропадают с исторического полотна.

То же правило действует и во внутренней жизни — наши бунты и революции являются всего лишь попытками построить справедливое общество, наказать зарвавшихся и облегчить участь неимущих (естественно, если рассматривать мотивацию простых рабочих и крестьян, а не циничных вождей революции).

На нас можно положиться — ведь мы держим слово и не предаём союзников. Понятие чести, в отличие от англосаксов, русскому человеку не только знакомо, но и глубоко присуще.

3. Любовь к Родине

Родину любят все народы. Даже американцы, народ эмигрантов, с благоговением относятся к своим национальным символам и традициям.

Но русский человек любит Родину крепче других! Белоэмигранты бежали из страны под угрозой смерти. Казалось бы, они должны были ненавидеть Россию и поскорее ассимилироваться там, куда приехали. Но что произошло на самом деле?

Они так болели ностальгией, что научили сыновей и внуков русскому языку, так тосковали по Родине, что творили вокруг себя тысячи маленьких Россий — основывали русские институты и семинарии, строили православные храмы, обучали русской культуре и языку тысячи бразильцев, марокканцев, американцев, французов, немцев, китайцев…

Они умирали не от старости, а от тоски по своему Отечеству и плакали, когда власти СССР разрешали им вернуться. Они заражали своей любовью окружающих и сегодня в Россию едут жить испанцы и датчане, сирийцы и греки, вьетнамцы, филиппинцы и африканцы.

4. Уникальная щедрость

Русский человек щедр и щедр во всём: и на материальные дары и на замечательные идеи и на проявление чувств.

Слово «щедрота» в древности обозначало милосердие, милость. Это качество глубоко коренится в русском характере.

Для русского человека совершенно неестественно тратить 5% или 2% от зарплаты на благотворительность. Если друг в беде, то русский не будет торговаться и что-то для себя выгадывать, он отдаст другу всю наличность, а если её не хватит — пустит по кругу шапку или снимет и продаст ради него последнюю рубаху.

Половину изобретений в мире сделали русские «кулибины», а запатентовали ушлые иностранцы. Но русские не обижаются на это, так как их идеи — это тоже щедрость, дар нашего народа человечеству.

Русская душа не приемлет полумер, не знает предрассудков. Если в России кого однажды назвали другом, то за него умрут, если врагом — то он обязательно будет уничтожен. При этом совершенно не важно кто наш визави, какой он расы, нации, религии, возраста или пола — отношение к нему будет зависеть только от его личностных качеств.

5. Невероятное трудолюбие

«Рюсски ошень ленивий народ» — вещали пропагандисты Геббельса и продолжают повторять их сегодняшние последователи. Но это не так.

Нас часто сравнивают с медведями и это сравнение очень меткое — у нас схожие биологические ритмы: лето в России короткое и приходится ударно трудиться, чтобы успеть собрать урожай, а зима долгая и относительно бездельная — руби дрова, топи печь, убирай снег, да собирай поделки. На самом деле мы трудимся много, просто неравномерно.

Русский человек всегда работал старательно и добросовестно. В наших сказках и пословицах положительный образ героя неразрывно связан с мастерством, трудолюбием и смекалкой: «Землю солнце красит, а человека труд».

Труд издревле был славен и почитаем в среде крестьян и ремесленников, книжников и торговых людей, воинов и иноков и всегда был глубоко увязан с делом защиты Отечества и приумножения его славы.

6. Умение видеть и по достоинству ценить прекрасное

Русский народ живёт в крайне живописных местах. В нашей стране можно найти большие реки и степи, горы и моря, тропические леса и тундру, тайгу и пустыни. Поэтому в русской душе обострено чувство прекрасного.

Русская культура формировалась более тысячи лет, вобрав в себя частицы культур множества славянских и угро-финских племён, а также восприняв и творчески переработав наследие Византии и Золотой Орды и сотен малых народов. Поэтому по богатству содержания с ней не может сравниться ни одна другая культура мира .

Сознание несметности собственных богатств, материальных и духовных, сделало русского человека доброжелательным и понимающим по отношению к прочим народам Земли.

Русский человек, как никто другой, способен выделить прекрасное в культуре другого народа, восхититься этим и признать величие достижений. Для него нет отсталых или недоразвитых народов, ему нет надобности относиться к кому-либо пренебрежительно от сознания собственной ущербности. Даже у папуасов и индейцев русский всегда найдёт, чему поучиться.

7. Гостеприимство

Эта национальная черта характера связана с нашими огромными пространствами, где в пути редко можно было встретить человека. Отсюда и радость от таких встреч — бурная и искренняя.

Если к русскому человеку приезжает гость — его всегда ожидает накрытый стол, самая лучшая посуда, праздничная еда и тёплый ночлег. И всё это делается безвозмездно, так как у нас не принято видеть в человеке только «кошелёк с ушками» и относиться к нему потребительски.

Наш человек знает, что гость в доме скучать не должен. Поэтому иностранец, попавший к нам, уезжая с трудом может сложить в кучу воспоминания о том, как его пели, плясали, катали, кормили до отвала и поили до изумления…

8. Терпение

Русский народ удивительно терпелив. Но это терпение не сводится к банальной пассивности или «рабскости», оно сплетается с жертвой. Русский человек отнюдь не глуп и всегда терпит во имя чего-то , во имя значимой цели.

Если он понимает, что его обманывают, начинается бунт — тот самый, беспощадный бунт, в пламени которого погибают все ростовщики и нерадивые управители.

Но когда русский человек знает, во имя какой цели он терпит трудности и работает на износ, то национальное терпение даёт невероятные положительные результаты. Для нас за пять лет срубить целый флот, выиграть мировую войну или провести индустриализацию в порядке вещей.

Русское терпение — это и своего рода стратегия неагрессивного взаимодействия с миром, решения жизненных проблем не за счет насилия над природой и потребления её ресурсов, а в основном за счет внутренних, духовных усилий. Мы не расхищаем данное нам Богом достояние, а слегка умеряем свои аппетиты.

9. Искренность

Ещё одной из основных черт русского характера является искренность в проявлении чувств.

У русского человека плохо получается вымучивать улыбку, он не любит наигранности и ритуальной вежливости, раздражается на неискреннее «спасибо за покупку, приходите ещё» и не подаёт подаёт руки человеку, которого считает мерзавцем, даже если это могло бы принести выгоду.

Если человек не вызывает у тебя эмоций, то и выражать ничего не надо — проходи не задерживаясь. Лицедейство в России не в почёте (если это не профессия) и больше всего уважают тех, кто говорит и действует так, как думает и чувствует, как Бог на душу положил .

10. Коллективизм, соборность

Русский человек — не одиночка. Он любит и умеет жить в обществе, что отражается в поговорках: «на миру и смерть красна», «один в поле не воин».

Сама природа своей суровостью издревле побуждала русских объединяться в коллективы — общины, артели, товарищества, дружины и братства.

Отсюда — «имперскость» русских, то есть их неравнодушие к судьбе родственника, соседа, друга и, в конечном итоге, всего Отечества. Именно из-за соборности на Руси долгое время не было бездомных детей — сирот всегда разбирали по семьям и воспитывали всем селом.

Русская соборность , по определению славянофила Хомякова, это «целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям», христианским ценностям.

Запад не сумел создать такого мощного государства, как Россия, объединенного на духовных началах, потому что он не достиг соборности, а для объединения народов вынужден был использовать прежде всего насилие.

Россия же всегда объединялась на основе взаимного уважения и взаимного учёта интересов. Единение народа в мире, любви и взаимопомощи всегда было одной из базовых ценностей русского народа.

Андрей Сегеда

Вконтакте

О том, что представляет собой русский характер,какие черты являются в нём определяющими, изначальными, написано немало исследований - художественных и публицистических. О загадочной русской душе спорили лучшие умы отечественной и западной философии и литературы на протяжении нескольких столетий. Тот же Достоевский устами Дмитрия Карамазова утверждал, что в душе каждого русского человека уживаются два идеала - Мадонны и содомский. Время доказало полную справедливость его слов и актуальность их на сегодняшний день.

Итак, русский характер - каков он? Попробуем и мы выделить некоторые определяющие его стороны.

Качественная характеристика

  • Отечественные поэты и писатели, такие, как Хомяков, Аксаков, Толстой, Лесков, Некрасов отличительной чертой человека из народа считали соборность. Издавна на Руси было принято «миром» решать многие вопросы, начиная от помощи обедневшим односельчанам и заканчивая глобальными проблемами. Естественно, что данная морально-нравственная категория рассматривалась как атрибут деревенской жизни. А так как Россия была изначально страной аграрной и основной массой населения было крестьянство, то именно деревенский мужик олицетворял собой характер русского человека. Недаром у Льва Толстого в «Войне и мире» духовной близостью к народу определяется ценность всех героев.
  • С соборностью напрямую связана ещё одна черта, свойственная народу - религиозность. искренняя, глубокая, ненаносная, и связанные с нею миролюбие, смирение, милосердие входят в характер русского человека как органическая его часть. Примером тому могут служить легендарный протопоп Аввакум, Пётр и Феврония Муромские, Матрёна Московская и многие другие личности. Недаром святые и юродивые, странствующие монахи и паломники пользовались в народе особым уважением и любовью. И хотя к официальной церкви народ относился иронично и критично, образцы настоящего благочестия можно рассматривать как особенности русского национального характера.
  • Загадочной русской душе в большей степени, чем другим национальностям, присуще самопожертвование. как олицетворение вечной жертвы во имя ближних «пока мир стоит» - вот он, русский характер в чистом виде, без всяких инородных примесей. А если вспомнить Великую Отечественную войну, простоту и величие солдатского подвига, то станет ясно, что ни время, ни смена не властны над истинными ценностями, над тем, что вечно.
  • Как ни странно, но в число природных свойств человека из народа входят такие качества, как бестолковость, бесшабашность - с одной стороны, и острый ум, природная сметка - с другой. Самые известные и популярные сказок - Иванушка-дурачок да лентяй Емеля, а также умелец Солдат, исхитрившийся сварить да кашу, и воплощают эти особенности русского национального характера.
  • Героизм, мужество, преданность своим идеалам, делу, которому служишь, скромность, миролюбие - об этом также нельзя забывать, когда речь о русском человеке. У писателя Алексея Толстого есть замечательный очерк, в котором русский характер определён ёмко, глубоко и образно - «человеческая красота».
  • Однако русский человек амбивалентен. Не зря Достоевский говорил о двух идеалах, борющихся в его душе. И потому наряду с безграничной добротой, жертвенностью он способен на такую же безграничную жестокость. «Русский бунт», бессмысленный, беспощадный, о котором предупреждал ещё Пушкин, а затем и гражданская война - страшные образчики того, на что способны люди, если лопнуло их терпение, если их довести до предела возможного.
  • Пьянство и воровство тоже, увы, исконно русские качества. В анекдоты вошла знаменитая фраза Карамзина о том, что делается на родине. Его лаконичный ответ - «Воруют!» - говорит о многом. Кстати, актуален он и сейчас!

Послесловие

О русском можно говорить много и долго. Любовь к родной земле, к «отеческим гробам», уважение к предкам и память о них - это русские. Но и иваны, не помнящие родства, предавшие малую родину, - тоже русские. Правдоискатели, готовые пострадать за идею, принебрёгшие материальными ценностями ради духовных - русские. Но и Чичиков, и Шариков и ему подобные - такие же русские…