Сообщение на тему отцы и дети тургенев. Сочинение на тему: "Отцы" и "Дети" в романе Тургенева "Отцы и дети"

План сочинения
1. Вступление. Замедленная кольцевая композиция в романе Тургненева.
2. Основная часть. Сюжетно-композиционная структура романа.
— Передвижение героев в романе.
— Две экспозиции.
— Завязка внешнего конфликта и развитие действия.
— Значение 12-й и 13-й глав для зарождения внутреннего конфликта в романе.
Внутренний конфликт героя и развитие любовной коллизии.
— Развитие действия, кульминация и развязка внешнего конфликта в романе.
— Второй круг странствий героя. Разрывы дружеских связей.
— Развязка внутреннего конфликта.
— Эпилог.
— Своеобразие композиции романа.
3. Заключение. и . Мастерство в построении сюжета.

Композицию романа И.С. Тургенева условно можно назвать замедленной кольцевой. Движение героев в романе сосредоточено между пятью пунктами: Хохловские выселки – Марьино – город *** – Никольское – деревня родителей Базарова. Второстепенным пунктом являются Хохловские выселки (это место в романе упоминается, но здесь не происходит никаких сюжетно значимых событий, кроме первой встречи героев). В Хохловских выселках на постоялом дворе Николай Петрович Кирсанов встречает сына в начале романа, здесь же Базаров и Аркадий запрягают лошадей при переезде из Никольского в деревню родителей Базарова. Более важным пунктом является город ***. Здесь происходит знакомство Базарова с Одинцовой, появляются образы Ситникова и Кукшиной. Поэтому город*** является важным пунктом передвижения героев в романе, наравне с Марьином, Никольским и деревней родителей Базарова.
Непосредственная завязка действия происходит в Марьине, в поместье Кирсановых. И вначале действие как будто движется по одному и тому же полукругу – сначала вперед, потом до конца в обратном направлении, потом снова до конца вперед: Марьино (поместье Кирсановых) – город *** – Никольское (поместье Одинцовой) – дом родителей Базарова – Никольское – город *** – Марьино – город *** – Никольское – дом родителей Базарова. Первые два полукруга (движение «вперед и назад») Базаров проделывает вместе с Аркадием. Последний полукруг Аркадий проделывает частично (из Марьина через город в Никольское), Базаров же проделывает его полностью (из Марьина через Никольское в родительский дом), и причем отдельно от Аркадия (последняя встреча приятелей происходит в Никольском). Характерно, что при описании «обратного» движения приятелей (из родительского дома Базарова) Тургенев не акцентирует внимание читателей на том, что герои заезжают в город, а лишь мельком упоминает об этом. Заметив дурное настроение Анны Сергеевны, Аркадий и Базаров сообщают Одинцовой о том, что «заехали только по дороге и часа через четыре отправятся дальше в город». Но упоминание это важно: благодаря этому сохраняется единство романного движения.
Первая глава романа является экспозицией Кирсановых – здесь дана жизненная история Николая Петровича. Вторую и третью главы можно назвать экспозицией Базарова (здесь дан портрет героя и первые характеристики его: Аркадий говорит отцу, что приятель его – «чудесный малый, такой простой»).
В Марьине происходит завязка внешнего конфликта – знакомство Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым. Развитие действия – споры героев, их взаимная антипатия, презрение Базарова, ненависть Павла Петровича. Все это Тургенев изображает в главах с четвертой по одиннадцатую.
Двенадцатая и тринадцатая главы подготавливают развитие внутреннего конфликта в романе – борьба чувств и миропонимания в душе Базарова. Главы эти, изображающие «провинциальных нигилистов» подчеркнуто пародийны. Как замечает Ю.В. Лебедев, «комическое снижение – постоянный спутник трагического жанра, начиная с Шекспира. Пародийные персонажи, оттеняя своей низменностью значительность характеров двух антагонистов, гротескно заостряют, доводят до предела и те противоречия, которые в скрытом виде присущи и главным героям. С комедийного «дна» читателю становится виднее как трагедийная высота, так и внутренняя противоречивость пародируемого явления» .
Четырнадцатая глава (описание бала у губернатора) – это завязка внутреннего конфликта в романе. Происходит знакомство Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой. Одновременно мы можем считать эту сцену завязкой любовной истории. Пятнадцатая, шестнадцатая, семнадцатая главы – развитие действия в любовной интриге и во внутреннем конфликте: поездка приятелей в Никольское, неожиданные чувства Базарова. Кульминация внутреннего конфликта и взаимоотношений героев – объяснение Евгения с Одинцовой (восемнадцатая глава). Развязка любовной истории – отъезд Базарова.
Затем приятели едут в родительский дом Базарова, где проводят три дня (двадцатая и двадцать первая главы) и вновь возвращаются в Никольское, где проводят не более четырех часов, а затем они отправляются в Марьино. И здесь продолжается развитие внешнего конфликта (главы двадцать вторая и двадцать третья). Базаров и Павел Петрович уже как будто избегают острых столкновений. И тот и другой ведут себя сдержанно до тех пор, пока не задеты их чувства. Но Тургенев вновь сталкивает героев в их интересе к Фенечке. Павлу Петровичу она напоминает Нелли, Базаров же начинает «активно» ухаживать за ней, чувствуя большую обиду на Анну Сергеевну и желая самоутвердиться. Кульминацией споров и взаимной неприязни Базарова и Павла Петровича становится их дуэль (глава двадцать четвертая). Затем следует развязка внешнего личностного конфликта героев – Кирсанов получает легкое ранение, Евгений Васильевич уезжает из Марьина. Острота взаимной неприязни притупляется: и Базаров, и Кирсанов чувствуют нелепость всего происходящего, испытывают чувство стыда и неловкости. Характерно, что здесь притупляется и идейное противостояние героев: в Павле Петровиче теперь доминирует личная неприязнь, ревность, Базаров же больше не «щеголяет» своей жизненной философией, так как она оказалась несостоятельной. Да и само идейное противостояние героев здесь уже комически снижено. Так, в качестве причины дуэли (для объяснения с братом) Павел Петрович придумывает остроумную версию – «Базаров непочтительно отозвался о сэре Роберте Пиле».
Затем Базаров через город *** вновь едет в Никольское (главы двадцать пятая и двадцать шестая). Он говорит Анне Сергеевне, что давно опомнился, потому что не хочет, чтобы она вспоминала о нем с отвращением, однако чувствует себя он «препакостно». Как замечает Ю.В. Лебедев, «второй круг жизненных странствий героя сопровождают последние разрывы» . Это разрыв с семейством Кирсановых, со своим единственным другом, Аркадием; разрыв со своей любовью, расставание с Одинцовой – Базаров понимает, что испытывать судьбу бесполезно; наконец, чудовищный разрыв с самим собой – герой старается сохранить цельность своей личности и мировоззрения, однако ему это не удается.
Внутренний конфликт Базарова усугубляется в стенах родительского дома. В отчем доме жива память о детстве, здесь человек чувствует себя наиболее свободно и естественно, здесь «выходит наружу» естественность и непосредственность чувств, – то, что герой пытался подавлять в себе, вооружившись «новейшими теориями». Не потому ли Базаров так не любил бывать в родном доме? И сейчас он испытывает здесь «тоскливую скуку и глухое беспокойство». Он пытается занять себя медицинской практикой, помогая Василию Ивановичу, но его более ничего не радует в жизни. Внутренний конфликт здесь разрешается смертью героя. Во время одной из операций (вскрытие умершего от тифа мужика) Базаров заражается и вскоре умирает. Это становится развязкой внутреннего, неразрешимого конфликта героя (глава двадцать седьмая).
В последней главе действие переносится в Никольское, в поместье Кирсановых, мы узнаем о счастливых изменениях, произошедших в их семействе, о судьбе Павла Петровича. И в этой же главе мы переносимся в деревню, где живут родители Базарова. Тургенев заканчивает роман описанием сельского кладбища, где похоронен Базаров. Глава эта является эпилогом одновременно образа Базарова, и образа Павла Петровича, и всего семейства Кирсановых.
Итак, условный круг замыкается: из родительского дома Базарова действие в последней главе вновь переносится в Марьино. Но здесь мы уже не наблюдаем передвижения героев. Действие далее переносится по воле автора. Из Марьина Тургенев вновь ведет нас в деревню родителей Базарова, на сельское кладбище. «Описанный полукруг» здесь повторяется дважды, сначала движение вперед, а затем на исходную точку его: родительский дом Базарова – Марьино – деревня родителей Базарова. Попробуем совместить оба полукруга (непосредственное движение героев и перенесение читателей в ту или иную точку по воле автора): Марьино (поместье Кирсановых) – город *** – Никольское (поместье Одинцовой) – деревня родителей Базарова – Никольское – город *** – Марьино – город *** – Никольское – деревня родителей Базарова – Марьино (здесь два полукруга смыкаются в единый круг) – деревня родителей Базарова. Так мы получаем единый условный круг, в котором движется все действие романа. Формально мы не можем назвать композицию кольцевой (впервые мы встречаемся с героями на Хохловских выселках, а расстаемся на сельском кладбище, где похоронен Базаров), однако движение героев и авторский переход в ту или иную точку действия образуют единый, цельный круг.
Таким образом, по своей простоте, четкости, стройности и соразмерности композиция романа Тургенева близка к композициям пушкинских произведений.

«Отцы и дети»

План

1. Смысл названия романа.

2. «Герой времени» в «Отцах и детях».

3. Художественный прием «психологической пары»

Название романа «Отцы и дети» часто понимается весьма упрощенно: смена общественной идеологии поколений, конфликт аристократов и разночинцев. Но роман Тургенева не исчерпывается одной лишь социальной сферой, он имеет и психологическое звучание. И сводить весь смысл произведения исключительно к идеологии - значит понимать его «по-базаровски». Ведь и сам Базаров считает, что суть нового времени в необходимости смести с лица земли все, сделанное «отцами», дискредитировать их, с их «принципами» и моралью, во имя туманного «светлого будущем». Такое вульгарное упрощение смысла эпохи и романа, эту эпоху воссоздающего и исследующего, непростительно.

Проблема отцовства - одна из важнейших, это проблема единства развития всего человечества. Только осознание человеком своих корней, своей глубокой духовной связи с прошлым дает ему будущее. Смена поколений - процесс всегда непростой и небезболезненный. «Дети» принимают в наследство от «отцов» весь духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать «отцов», необходимо творческое переосмысление их жизненного credo - но переосмысление на основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных потрясений такая переоценка ценностей новым поколением происходит гораздо более жестко и жестоко, чем это необходимо. И результаты всегда бывают трагичны: слишком многое в спешке утрачивается, слишком сложно эти пробелы восполнять.

В России Х1Х века сильнейшим социальным потрясением оказалось восстание декабристов. Поколение, для которого период становления прошел в эпоху николаевской реакции, не смогло воспринять высокий кодекс чести своих отцов, «Потерянным поколением» станет оно в русской истории. «Толпой угрюмою и скоро позабытой» назовет его один из лучших сынов этого поколения М.Ю. Лермонтов, постигший всю трагичность для духовной жизни общества событий 14декабря. Произошел разрыв в цепи поколений, одно звено - выпало:

И прах наш с строгостью судьи и гражданина

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавиимся отцом,

Предрекал он.

Введенное Лермонтовым понятие «герой времени» означает человека, наиболее типичного для данной эпохи, характер и судьба которого сформированы этой эпохой, отражают ее боли и беды, взлеты и падения.

Разумеется, поколение не может состоять из одних «героев времени». Основную массу людей эпоха как бы «задевает краем», они к любой эпохе умеют приспособиться. И это замечательно - представьте себе поколение из одних Печориных или Базаровых! Невозможно: жизнь бы остановилась.

Роман Тургенева построен так, что в нем отражены вечные типы: «герои времени» и обычные люди. Братья Кирсановы как раз составляет такую психологическую пару.

Павел Петрович неслучайно назван Писаревым «маленьким Печориным». Он действительно не только принадлежит к тому же поколению, но и являет собой «печоринский» тип. «Заметим, что Павел Петрович вообще не отец, а для произведения с таким названием это далеко не безразлично. Павел Петрович - холостая душа, ничего от него „родиться ", произойти не может; именно в этом и заключается все назначение его существования в тургеневском романе“, - комментирует А. Жук.

Композиционно роман Тургенева построен на соединении прямого, последовательного повествования и биографий основных героев. Эти истории прерывают течение романа, уводят нас в иные эпохи, обращают к истокам происходящего в современности. Жизнеописание Павла Петровича Кирсанова подчеркнуто „выпадает“ из общего хода повествования, оно даже стилистически чужеродно роману. И, хотя читатель узнает об истории Павла Петровича из рассказа Аркадия, обращенного к Базарову, язык этого рассказа ничем не напоминает стиль общения молодых нигилистов. Тургенев максимально приближается к стилю и образности романов 30-х - 4О-х годов Х1Х века, воссоздает особый стиль романтического повествования. В нем все уводит от реальной, приземленной повседневности. Мы так и не узнаем настоящего имени загадочной возлюбленной Павла Петровича: она фигурирует под условно-литературным именем Нелли, или под таинственным „княгиня Р“. Не узнаем, что томило ее, что заставляло метаться по всей Европе, переходить от слез к смеху и от беспечности к унынию. Многое в ней не будет разгадано читателем. Да это и неважно. Главное понять, что в ней так привлекло Павла Кирсанова, на чем зиждется его неземная страсть? А вот это как раз довольно ясно: самая загадочность Нелли, многозначительная ее пустота, ее одержимость „ей самой неведомыми силами“, ее непредсказуемость и непоследовательность и составляют ее очарование для Кирсанова.

Любовь и дружба в жизни Базарова.

Все люди разные, и каждый понимает любовь и дружбу по-своему. Для одних найти любимого человека есть цель и смысл жизни, а дружба неотъемлемое понятие для счастливого существования. Эти люди составляют большинство. Другие считают любовь выдумкой, „белибердой, непростительной дурью“; в дружбе ищут единомышленника, борца, а не человека, с которым можно пооткровенничать на личные темы. Таких людей мало, и к таким людям относится Евгений Васильевич Базаров.

Его единственный друг - Аркадий - наивный, несформировавшийся юнец. Он привязался к Базарову всей душой и сердцем, обожествляет его, любит каждое слово. Базаров чувствует это и хочет воспитать из Аркадия человека, подобного себе, отрицающего современный общественный строй, приносящего практическую пользу России. Поддерживать дружеские отношения с Базаровым хочет не только Аркадий, но и некоторые, так называемые, „дворяне-прогрессисты“. Например, Ситников и Кукшина. Они считают себя современными молодыми людьми и боятся отстать от моды. А так как нигилизм - веяние моды, то они принимают его; но принимают частично и, надо сказать, самые неприглядные его стороны: неряшливость в одежде и разговоре, отрицание того, о чем не имеют ни малейшего представления. И Базаров прекрасно понимает, что это люди неумные и непостоянные - он не принимает их дружбы, он все надежды возлагает на молодого Аркадия. Он видит в нем своего последователя, единомышленника. Базаров с Аркадием часто беседуют, многое обсуждают. Аркадий внушил себе, что согласен с Базаровым во всем, разделяет все его взгляды. Однако, все чаще между ними стали возникать разногласия. Аркадий осознает, что не может принять все суждения Базарова. В частности, он не может отрицать природу и искусство. Базаров считает, что „природа - это не храм, а мастерская, и человек в ней - работник“. Аркадий считает, что природой надо наслаждаться, и из этого наслаждения черпать силы для работы. Базаров смеется над „стареньким романтиком“ Николаем Павловичем, когда тот играет на виалончели; Аркадий даже не улыбается его шутке, но, несмотря на возникшие разногласия, продолжает любить и уважать своего „учителя“. Базаров не замечает измену в Аркадии, и поэтому его женитьба совершенно выводит Евгения из равновесия. И Евгений решает расстаться с Аркадием, расстаться навсегда. Аркадий не оправдал его надежд, он подвел его. Базарову горько это осознавать и трудно отречься от друга, но он решается на это. И уезжает с такими словами: »… ты поступил умно; для нашей горькой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость, да молодой задор, для нашего дела это не годится… Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный борич." Аркадий не хочет расставаться с Базаровым, он пытается остановить друга, но тот не покалебим в своем жестоком решении.

Итак, первая потеря - потеря друга.

Любовь - чувство романтическое, а так как нигилизм отвергает все, что не приносит практической пользы, то отвергает и любовь. Базаров принимает любовь только с физиологической стороны отношений между мужчиной и женщиной: «Нравится тебе женщина - старайся добиться толку, а нельзя - ну, не надо, отвернись: земля не клином сошлась.»

Любовь к А.С Одинцовой врывается в его сердце внезапно, не спрашивая его согласия и не радуя его своим появлением.

Еще на балу Одинцова привлекла внимание Базарова: "-Это что за фигура? На остальных особ не похожа." Анна Сергеевна показалась ему очень красивой молодой женщиной. Он с любопытством принимает ее приглашение погостить в ее имении Никольском. Там он открывает для себя очень умную, хитрую, видавшую виды дворянку. Одинцова, в свою очередь, познакомилась с человеком неординарным; и красивой, самолюбивой женщине захотелось околдавать его своими чарами. Базаров и Одинцова проводят вместе много времени: гуляют, беседуют, спорят, словом, познают друг друга. И в обоих происходит перемена. Базаров поразил воображение Одинцовой, он занимал ее, она о нем много думала, ей было интересно в его обществе. «Она как будто хотела и его испытать, и себя изведать.»

А что происходило в Базарове! Он окончательно влюбился! Это же настоящая трагедия! Рушатся все его теории и доводы. И он старается оттолкнуть от себя это навязчивое, неприятное чувство, «с негодованием сознает романтика в самом себе.» А, между тем, Анна Сергеевна продолжает кокетничать перед Базаровым: она приглашает его на уединенные прогулки в саду, вызывает на откровенный разговор. Она добивается его признания в любви. Это было ее целью - целью холодной расчетливой кокетки. Базаров не верит в ее любовь, но в его душе теплится надежда на взаимность, и в порыве страсти он бросается к ней. Он забывает все на свете, хочет лишь быть с любимой, никогда не расставаться с ней. Но «Одинцовой стало страшно и жалко его.» «Нет, бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете,-…

Итак, он отвергнут. Это вторая потеря - потеря любимой женщины. Базаров очень тяжело переживает этот удар. Он уезжает домой, лихорадочно ищет себе занятие и, наконец, успокаивается своей привычной работой. Но Базарову с Одинцовой суждено было еще встретиться - в последний раз.

Внезапно Базаров заболевает и посылает нарочного к Одинцовой: „Скажи, что кланяться велел, больше ничего не нужно“. Но это он только говорит, что „больше ничего не нужно“, на самом деле он робко, но надеется увидеть любимый образ, услышать нежный голос, взглянуть в прекрасные глаза. И мечта Базарова сбывается: Анна Сергеевна приезжает и даже привозит с собой доктора. Но приезжает она не из любви к Базарову, она считает своим долгом благовоспитанной женщины отдать последний долг умирающему. При виде его, она не бросилась со слезами к его ногам, как бросаются к любимому человеку, „она проста испугалась каким-то холодным и томительным испугом.“ Базаров понял ее: „Ну, спасибо. Это по-царски. Говорят, цари тоже посещают умирающих.“ Он дождался ее, и на любимых руках умирает Евгений Васильевич Базаров. Умирает сильным, волевым, не отказавшимся от своих суждений, не отчаявшимся в жизни, но одиноким и отвергнутым.

Жаль, что жизнь такого человека оборвалась так рано. С его желанием и волей он бы добился своего, прине бы практическую пользу России, а может, и не только России.

«Отцы и дети» вромане И.С. Тургенева

Главной проблемой в романе И.С.Тургенева становится проблема «отцов и детей», которая существовала всегда.Дети не могут слушаться и во всем потакать родителям, потому что так заложеново всех нас. Каждый из нас - индивидуальность и каждый имеет свою точкузрения. Мы не можем копироватького-либо, в том числе и родителей. Самое большее, что мы можем сделать длябольшего сходства с ними - это выбрать тот же путь в жизни, что и наши предки.Некоторые, например, служат в армии, потому что военными были их отец, дед,прадед и т.д., а некоторые лечат людей, так же как и их отец и как ЕвгенийБазаров.

Мне кажется, чтопроблема «отцом и детей» в романе это только повод для конфликта, а причинойявляется то, что отцы и дети являлись представителями разных идей. Уже описывая героев, Тургенев противопоставляет грязный балахонБазарова, который самим же хозяином называется «одежонкой», модному галстуку иполусапожкам Павла Петровича. Принятосчитать, что в общении между Павлом Петровичем и Базаровым полная победаостается за последним, а между тем на долю Базарова выпадает весьма относительное торжество. И Базарова и Павла Петровича можно обвинить в том, что они любят спорить. Кирсановговорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них. А Базаровотрицает разумность того и другого. Павел Петрович утверждает, что без принципов могут жить лишьбезнравственные и пустые люди. А Евгений считает, что принцип это пустое инерусское слово. Кирсанов упрекает Базарова в презрении к народу, а он говорито том, что «народ заслуживает призрения». И если проследить на протяжении всего произведения, то существуетмножества областей, в которых они не сходятся во мнениях. Так, например Базаровсчитает: «Порядочный химик двадцать раз полезнее всякого поэта».

Я считаю, чтоБазаров прав, что любые истины авторитета должны подвергаться сомнению. Нов то же время он не должен забывать оботношении к прошлой культуре, о культуре предков, а Базаров полностью отвергает все, что связно связано с прошлым.Для него истина это современная наука, современное естествознание. Базаровотрицает все исторические ценности. Онпризирает преклонение Павла Петровича перед искусством, критикует их отношениек любви. Бросая вызов старому поколению. Герой заходит слишком далеко. Он сам создает себе проблему, причем,отрицая искусство, которое близко Павлу Петровичу, отрицает всякое искусство.То же самое происходит с отношением клюбви, к принципам и т.д.

Автор, сравниваяхарактеры и жизненные позиции Базарова и Кирсанова показывает проблему «отцов и детей» в спорах. В спорерождается истина и эту истину Тургенев желает донести до читателя. Тургенев старается показать, что позицииБазарова и Павла Петровича – крайние: в одной мы видим пережитки прошлого, а вдругой нетерпимость. Таким образом, истина ускользает от спорящих сторон: Кирсанову не хватает понимания, а Базаровууважения к родителям.

Итак, перед нами два абсолютно разных героя. И их различия автор будетподчеркивать на протяжении всего романа. С первых страниц видно, что авторизображает Базарова более симпатичным человеком, чем Павел Петрович. Базарованевозможно повторить и в тоже время в нем есть что-то от каждого из нас. Эточеловек не дюжего ума, имеющий свою точку зрения, и умеющий ее отстоять.

На основе вышесказанного мы убеждаемся в том, чтопозиция героя особенно проявляется в спорах. В них речь идет о непримиримомконфликте не столько между «отцами и детьми», сколько между аристократами и демократами.

Автор описывает в своем романе еще одного героя – Аркадия, представляяего, как единомышленника Базарова. Но с моей точки зрения Аркадий являетсячеловеком, имеющим другую точку зрения, чем Базаров. Аркадий очень похож наотца, он хочет казаться взрослым, бытьпохожим на Базарова. Но на самом деле Аркадию надо не больше, чем его отцу:тихий родной дом, любящую жену, любимых детей. И это желание пересиливает мысльидею Базарова о всемирном счастье. Таковым является и Николай Петрович. Скорее всего, Аркадий повторит путьотца после ухода из его жизни Базарова со своими идеями. Аркадий в глазах Базарова «размазня»,«мяконький либеральный барин». Базаровне хочет принимать и признавать мягкосердечие Аркадия, мечтательность НиколаяПетровича, их любовь к музыке и поэзии. Он это все отрицает, поэтому междуАркадием и Базаровым нет понимания, возникает разлад, который касается нетолько их убеждений, но и ценностей которыми они дорожат. Здесь и происходит разрыв между прошлым и настоящим.

Разница между героями видна в их поведении. Так Базаров занимаетсяработой, изучением природы, а Аркадий бездельничает. Базаров идет в ногу современем. Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по настоящему неодно не увлекает. Для него главное покой и уют. Таким образом, Аркадий большепохож на своего отца, ему ближе его взгляды, а не новые взгляды Базарова. Они были для Аркадия лишь только модой, он хотел подражать новому поколению. Но такая жизнь не для него.

На мой взгляд, не малый смысл заключен в конфликте Базарова с родителями.Именно в момент встречи Базарова с ними конфликт отцов и детей в романедостигает наибольшего напряжения. Базаров не знает, как он относится к родителям. С одной стороны он их любит, говоря об этомАркадию в минуты откровения, а с другой стороны он надсмехается над глупойжизнью отцов. Скорее всего, этот упрек связан с убеждениями Базарова, с егожизненной позицией.

Критикуя старшее покаленее сын забывает о накопленной культуре, котораяпомогла ему стать образованным человеком. Он не понимает точку зрения отца, таккак хочет жить в новом мире не оглядываясь на прошлое. Таким образом, Базаров не обращает вниманиена красоту, прелесть жизни, не наслаждается поэзией, музыкой. В этом автор не согласен со своимгероем так же, как Павел ПетровичКирсанов.

Вопрос о том, как относится Тургенев к своим героям и их идеям, очень занимал Писарева в своейстатье. По-моему, он очень точно подметил, что автора ни удовлетворяют не отцы,ни дети. В романе писатель показал борьбу «отцов и детей», а такжесемейные отношения и отношения семьи общества. Чем же все-таки является семьядля Тургенева? Я согласна с мнениемЛебедева, что семья это зерно, первооснова всех сложных форм общественности. Ипоэтому Тургеневу удалось показать не только отношение отца и сына, но иотношения Базарова к прошлому, настоящему и будущему, то есть мы видим сына вузком и широком смысле слова. Тургеневхотел показать «отцовство» в широком смысле слова, которое предполагает любовьстаршего поколения к младшему, терпимость, мудрость. Но понимание отцов и детейсуществует лишь в идеале. В реальной жизни всегда существуют конфликты междуотцами и детьми, не понимание. Это ипоказал в своем произведении Тургенев, причем выбрав Базарова, как главногогероя, с сильным характером, с новыми идеями. Тем самым конфликт стал ещесильнее виден. Между отцом и детьми, помнению Лебедева, существует непроходимая пропасть, а значит такая же пропастьесть между «отцами и детьми».

Хотелось быотметить, что в наше время эта проблема стоит особенно остро. Это связано ссерьезными изменениями в жизни страны, ведущими порой к разладу, непониманиюпоколениями друг друга. И как мне кажется, непонимания – это главная причинаэтой проблемы. В каждой семье есть отцы и дети, и в каждой семье возникает этапроблема. И надо стараться бытьповнимательнее к своим близким, к самому себе, к окружающим. И если мы будемчуточку внимательней и добрей, может быть, мы сможем решить эту проблему.

Главной проблемой в романе И.С. Тургенева становится проблема «отцов и детей», которая существовала всегда. Дети не могут слушаться и во всем потакать родителям, потому что так заложено во всех нас. Каждый из нас - индивидуальность и каждый имеет свою точку зрения. Мы не можем копировать кого-либо, в том числе и родителей. Самое большее, что мы можем сделать для большего сходства с ними - это выбрать тот же путь в жизни, что и наши предки. Некоторые, например, служат в армии, потому что военными были их отец, дед, прадед и т.д., а некоторые лечат людей, так же как и их отец и как Евгений Базаров.

Мне кажется, что проблема «отцом и детей» в романе это только повод для конфликта, а причиной является то, что отцы и дети являлись представителями разных идей. Уже описывая героев, Тургенев противопоставляет грязный балахон Базарова, который самим же хозяином называется «одежонкой», модному галстуку и полусапожкам Павла Петровича.

Принято считать, что в общении между Павлом Петровичем и Базаровым полная победа остается за последним, а между тем на долю Базарова выпадает весьма относительное торжество. И Базарова и Павла Петровича можно обвинить в том, что они любят спорить. Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них. А Базаров отрицает разумность того и другого. Павел Петрович утверждает, что без принципов могут жить лишь безнравственные и пустые люди. А Евгений считает, что принцип это пустое и нерусское слово.

Кирсанов упрекает Базарова в презрении к народу, а он говорит о том, что «народ заслуживает призрения». И если проследить на протяжении всего произведения, то существует множества областей, в которых они не сходятся во мнениях. Так, например Базаров считает: «Порядочный химик двадцать раз полезнее всякого поэта».

Я считаю, что Базаров прав, что любые истины авторитета должны подвергаться сомнению. Но в то же время он не должен забывать об отношении к прошлой культуре, о культуре предков, а Базаров полностью отвергает все, что связно связано с прошлым. Для него истина это современная наука, современное естествознание. Базаров отрицает все исторические ценности. Он призирает преклонение Павла Петровича перед искусством, критикует их отношение к любви. Бросая вызов старому поколению, герой заходит слишком далеко. Он сам создает себе проблему, причем, отрицая искусство, которое близко Павлу Петровичу, отрицает всякое искусство. То же самое происходит с отношением к любви, к принципам и т.д.

Автор, сравнивая характеры и жизненные позиции Базарова и Кирсанова показывает проблему «отцов и детей» в спорах. В споре рождается истина и эту истину Тургенев желает донести до читателя. Тургенев старается показать, что позиции Базарова и Павла Петровича – крайние: в одной мы видим пережитки прошлого, а в другой нетерпимость. Таким образом, истина ускользает от спорящих сторон: Кирсанову не хватает понимания, а Базарову уважения к родителям.

Итак, перед нами два абсолютно разных героя. И их различия автор будет подчеркивать на протяжении всего романа. С первых страниц видно, что автор изображает Базарова более симпатичным человеком, чем Павел Петрович. Базарова невозможно повторить и в тоже время в нем есть что-то от каждого из нас. Это человек не дюжего ума, имеющий свою точку зрения, и умеющий ее отстоять.

На основе вышесказанного мы убеждаемся в том, что позиция героя особенно проявляется в спорах. В них речь идет о непримиримом конфликте не столько между «отцами и детьми», сколько между аристократами и демократами.

Автор описывает в своем романе еще одного героя – Аркадия, представляя его, как единомышленника Базарова. Но с моей точки зрения Аркадий является человеком, имеющим другую точку зрения, чем Базаров. Аркадий очень похож на отца, он хочет казаться взрослым, быть похожим на Базарова. Но на самом деле Аркадию надо не больше, чем его отцу: тихий родной дом, любящую жену, любимых детей. И это желание пересиливает мысль идею Базарова о всемирном счастье. Таковым является и Николай Петрович.

Скорее всего, Аркадий повторит путь отца после ухода из его жизни Базарова со своими идеями. Аркадий в глазах Базарова «размазня», «мяконький либеральный барин». Базаров не хочет принимать и признавать мягкосердечие Аркадия, мечтательность Николая Петровича, их любовь к музыке и поэзии. Он это все отрицает, поэтому между Аркадием и Базаровым нет понимания, возникает разлад, который касается не только их убеждений, но и ценностей которыми они дорожат. Здесь и происходит разрыв между прошлым и настоящим.

Разница между героями видна в их поведении. Так Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий бездельничает. Базаров идет в ногу со временем. Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по настоящему не одно не увлекает. Для него главное покой и уют. Таким образом, Аркадий больше похож на своего отца, ему ближе его взгляды, а не новые взгляды Базарова. Они были для Аркадия лишь только модой, он хотел подражать новому поколению. Но такая жизнь не для него.

На мой взгляд, не малый смысл заключен в конфликте Базарова с родителями. Именно в момент встречи Базарова с ними конфликт отцов и детей в романе достигает наибольшего напряжения. Базаров не знает, как он относится к родителям. С одной стороны он их любит, говоря об этом Аркадию в минуты откровения, а с другой стороны он надсмехается над глупой жизнью отцов. Скорее всего, этот упрек связан с убеждениями Базарова, с его жизненной позицией.

Критикуя старшее покаленее сын забывает о накопленной культуре, которая помогла ему стать образованным человеком. Он не понимает точку зрения отца, так как хочет жить в новом мире не оглядываясь на прошлое. Таким образом, Базаров не обращает внимание на красоту, прелесть жизни, не наслаждается поэзией, музыкой. В этом автор не согласен со своим героем так же, как Павел Петрович Кирсанов.

Вопрос о том, как относится Тургенев к своим героям и их идеям, очень занимал Писарева в своей статье. По-моему, он очень точно подметил, что автора ни удовлетворяют не отцы, ни дети. В романе писатель показал борьбу «отцов и детей», а также семейные отношения и отношения семьи общества.

Чем же все-таки является семья для Тургенева? Я согласна с мнением Лебедева, что семья это зерно, первооснова всех сложных форм общественности. И поэтому Тургеневу удалось показать не только отношение отца и сына, но и отношения Базарова к прошлому, настоящему и будущему, то есть мы видим сына в узком и широком смысле слова. Тургенев хотел показать «отцовство» в широком смысле слова, которое предполагает любовь старшего поколения к младшему, терпимость, мудрость.

Но понимание отцов и детей существует лишь в идеале. В реальной жизни всегда существуют конфликты между отцами и детьми, не понимание. Это и показал в своем произведении Тургенев, причем выбрав Базарова, как главного героя, с сильным характером, с новыми идеями. Тем самым конфликт стал еще сильнее виден. Между отцом и детьми, по мнению Лебедева, существует непроходимая пропасть, а значит такая же пропасть есть между «отцами и детьми».

Хотелось бы отметить, что в наше время эта проблема стоит особенно остро. Это связано с серьезными изменениями в жизни страны, ведущими порой к разладу, непониманию поколениями друг друга. И как мне кажется, непонимания – это главная причина этой проблемы. В каждой семье есть отцы и дети, и в каждой семье возникает эта проблема. И надо стараться быть повнимательнее к своим близким, к самому себе, к окружающим. И если мы будем чуточку внимательней и добрей, может быть, мы сможем решить эту проблему.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www. bolshe.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.