Сборник идеальных эссе по обществознанию. Герои «недотепы» в драматургии А

Каждая пьеса Чехова - это всегда произведение совершенно неповторимое, оригинальное. Читая любую из них, будь то «Чайка» или «Три сестры», «Дядя Ваня» или «Вишневый сад», мы сразу ощущаем атмосферу, в которой живут, страдают, любят герои. «Вишневый сад» - это пьеса о родине, о мнимых, настоящих хозяевах России, о близком превращении всей страны в прекрасный вишневый сад.

Создавая эту замечательную пьесу, А. П. Чехов прежде всего представлял себе вишневый сад, весь в снегу белоснежных цветов, потом озеро, затем старинный дом Раневской и Гаева - последних отпрысков знатного рода. Их прощание с вишневым садом - это прощание с жизнью, это крах дворянства. Характеры чеховских героев сложны и многогранны, но почему же все-таки мы можем «объединить» в одну «группу» таких людей, как Раневская и Гаев, Фирс и Яша, Дуняша и Епиходов? Это «недотепы », как говорит Фирс, старый слуга.

На первый взгляд может показаться странным, как можно назвать Раневскую, такую милую, добрую, умную женщину, «недотепой ». Что же такое «недотепство», в чем оно выражается? Прежде всего это неприспособленность к жизни, безволие, лень, непоследовательность. Есть ли все это у Раневской и Гаева? Бесспорно, есть. Раневская способна сказать о себе правду, иногда очень горькую, но изменить что-то в жизни, сделать лучше для себя и для всех, кого она так любит, она не способна. Любовь к родине, к дому, к саду (что для нее как-то сливается в одно очень сильное чувство) - это умиленное созерцание, вздохи, ахи. Изза своего безволия она не может спасти любимый вишневый сад и уезжает в Париж, который покинула с такой радостью несколько месяцев назад. Что с нею дальше будет, не известно ни нам, ни ей самой.

А вот перед нами Леонид Андреевич Гаев - «истинный аристократ ». Это человек без прошлого, без настоящего, без будущего. Это уже какая-то пародия на человека. Если у Раневской мы еще можем найти много хорошего, у нее всегда хватает чуткости и такта, то у Гаева не осталось (а может, и не было) ничего привлекательного. Ему, по сути дела, ничего особенно не дорого, у него нет никаких стремлений либо желаний. Живя, по-видимому, уже несколько лет за счет Лопахина, он всегда найдет повод оскорбить его за мужицкое происхождение. Его ежедневная игра в бильярд с самим собой, его «философские» рассуждения по любому поводу (например, перед шкафом) - разве это не признаки морального упадка? Быть никому не нужным, кроме Фирса, и самому ни в ком не нуждаться - разве это н приговор самому себе, своей никчемности и младенчеству? Предать все, что, казалось бы, так дорого: сад, дом, верного Фирса- разве это не самое яркое «недотепство»? А. П. Чехову потрясающе удалось показать какую-то внутреннюю связь господ со своими слугами. Ведь Фирс, Яша, Епиходов, Дуняша - это пародии на хозяев, это целая «галерея» карикатур. Яша - это типичный «холуй и хам», это пародия на пародию. Его «ум», «образованность», «занятость» проявляются на каждом шагу. Родную мать называет «необразованной женщиной», себя же считает достойным жить только в Париже.

Вот Епиходов - самый яркий «недотепа», с его вечными несчастьями, пустопорожними разговорами. Что же это за имение, где управляют Епиходовы, и каковы должны быть его господа? Вот, наконец, Фирс - старый преданный слуга, добровольно отдавший себя в рабство господам. Он отражает аристократические замашки Гаева. Если Гаев - это Аристократ с большой буквы, то Фирс - это Слуга с большой буквы. Для него главное, чтобы все было по ритуалу: подает в белых перчатках, когда в доме и естьто нечего, беспрестанно беспокоится о драгоценном здоровье Гаева, когда тому уже, слава богу, за пятьдесят лет. Когда Фирса, никому не нужного, покидают в доме, он и не думает обижаться на господ, а только беспокоится, какое пальто надел Леонид Андреич, которого он, вероятно, видит последний раз. «Жизньто прошла, словно и не жил... Эх-ты... недотепа!..» - говорит он о себе.

Вот так же точно прошла жизнь у всех «недотеп»: глупо, бессмысленно. Они уходят, ничего после себя не оставив, и мы провожаем их смехом, ибо они уходят в прошлое и никогда больше не вернутся. На смену им приходят новые люди, новые формы жизни. Прекрасное будущее - Россия, похожая на цветущий сад, уже не за горами. И это гениально предсказывает в своей пьесе Антон Павлови ч Чехов.

Человек в своем громадном большинстве глубоко несчастлив.

А. П. Чехов

Художественный мир Чехова бесконечно сложен, многогранен, лишен какой-либо однолинейности. Писателю открыто было все несовершенство жизни, понятен был глубокий трагизм человеческого существования. Поэтому закономерно, что в пьесу “Вишневый сад” входит тема “недотепства”. Чехов изображает несчастных, страдающих людей. Круг “недотеп” достаточно широк, хотя слово “недотепа” употребляется в пьесе по отношению только к четырем персонажам: Яше, Дуняше, Пете Трофимову, Фирсу...

Лакей Яша мечтает лишь о блестящей парижской жизни и, разумеется, не осознает своего духовного убожества. Но в этой искаженности и огрубелости русского человека заключается одно из проявлений того самого “недотепства”, которое так тонко почувствовал старик Фирс.

Судьба гувернантки Шарлотты Ивановны - это еще одна вариация на тему “недотепства”. Безвыходным одиночеством и тоской проникнуто ее признание: “.. .Когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить... А откуда я и кто я - не знаю...”

Конторщик Епиходов имеет весьма красноречивое прозвище - “двадцать два несчастья”. И действительно, любовь Епиходова отвергнута, претензии на образованность не имеют под собой.основания. Чехов точно передает смутную неудовлетворенность конторщика жизнью: “Я развитой человек, но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться”.

К “недотепам” относится и престарелый лакей Фирс. Перед нами верный раб, считающий отмену крепостного права несчастьем. В этом человеке так и не пробудилось достоинство, духовного раскрепощения не произошло. Мы видим, как трогательно 87-летний Фирс заботится о Гаеве. Тем страшнее и безысходнее финал пьесы...

Обратимся теперь к образам бывших хозяев вишневого сада. Раневская и Гаев - “недотепы” в полном смысле этого слова. Они давно утратили ощущение реальности и надеются на маловероятную помощь богатой ярославской тетушки, отвергая вполне осуществимый план спасения имения. Трагедия этих людей не в том, что они разорились, а в измельчании их чувств, в утрате последнего напоминания о детстве - вишневого сада.

Страдания Раневской и Гаева совершенно искренни, хотя и принимают несколько фарсовую форму.- Жизнь Раневской не лишена драматизма: умирает муж, трагически гибнет семилетний сын Гриша, бросает любовник... Любовь Андреевна, по ее же собственному признанию, не может бороться со своими чувствами даже тогда, когда понимает, что обманута любимым. В излишней сконцентрированности героини на собственных переживаниях есть немалая доля эгоизма, отстраненности от чужих страданий и лишений. О смерти старой няни Раневская говорит за чашкой кофе. В свою очередь, воспоминания об умершей Анастасии не мешают Гаеву достать заветную коробочку леденцов...

Глубоко несчастны в пьесе “Вишневый сад” и Аня, Варя, Петя Трофимов. Конечно, страдания молодых не так бросаются в глаза. 27-летний Петя - идеалист и мечтатель, но и он подвластен неумолимому ходу времени. “Какой вы стали некрасивый, Петя, как постарели!” - замечает Варя. Трофимов считает себя “выше любви”, но именно любви ему не хватает. “Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа”, - точно угадывает Раневская причину Петиной неустроенности в жизни.

К “недотепам” в пьесе “Вишневый сад” должен быть отнесен и Ермолай Лопахин. Петя Трофимов прав, когда говорит о его “нежной душе”. В двойственности Лопахина заключается трагическая противоречивость его образа. В своих отношениях с Варей герой предельно скован, робок. Он, в сущности, столь же одинок и несчастен, как и окружающие.

Пьеса “Вишневый сад” кончается грустным словом “недотепа”, которое произносит забытый всеми Фирс. За этим словом стоит многое... Чехов далек от пустого обличительства. Мечта о достойной человека жизни соседствует в произведении с состраданием к несчастным, страдающим людям, которые ищут “высшую правду” и все никак не могут найти...

… Дышит в саду запустелом
ночная прохлада,
Мы старомодны, как запах
вишневого сада.
Нет ни гостей, ни хозяев,
покинутый дом.
Мы уже были, но мы еще
будем потом …
… Ну, полно, мне-то что быть в обиде!
Я посторонний, я ни при чем.
Рубите вишневый сад! Рубите!
Он исторически обречен. ,
Вздор — сантименты. Они тут лишни.
А ну, еще разик! Еще разок!
… И снова снятся мне вишни, вишни,
Красный — красный вишневый сок …
Ю. Левитанский.
«Единицей чеховской драмы, ее атомом, является не идея, как у Достоевского, не тип, как в «натуральной школе», не характер, как у Толстого, а просто — личность, цельный человек, про которого ничего определенного сказать нельзя: он абсурден, так как необъясним». Отсюда возможность говорить о чертах, нетрадиционных для русской литературы, чертах более живых, чем черты героев предшественников Чехова. Действительно, Мармеладов у Достоевского — неудачник, но его невезение запрограммировано, он не может быть другим, и судьба его другой быть не может. Достоевский поднялся до уровня Бога и оттуда решает судьбу героя в «соавторстве» с творцом. У Тургенева герои идут по четко очерченному курсу плоскости не дай Бог — правее или левее! Базаров, к примеру, легко предсказуем в своем поведении. У Льва Толстого от пространных объяснений логики действий героев теряется сама суть поступков, остается лишь цепь логически заключений от эпизода к эпизоду, от поступка к поступку. Все эго авторы создают человека заново, человека во многом условного, играющего определенную роль, задуманную автором, но не всегда вполне реальную. Лишь у Чехова появляется абсолютно живой человек — и появляется не где-нибудь, а на сцене, где сложнее всего угадать грань между фантазией и реальностью. И вот результат привычки читателя и зрителя и условности характеров героев, объясняющейся идейной программой автора. Перед героями чеховских пьес человек становится в тупик. Казалось бы, чего проще — доказать свои способности чуткого психолога и знатока людей, анализируя литературных героев. Понять живых людей гораздо сложнее. И вот наш психолог-любитель мечется в испуге: там, на сцене, такие же живые люди, каких он встречает каждый день, такие же непонятные ему, чужие, но имеющие такое же неоспоримое право на жизнь, как и он сам. «Недотепство» — живое человеческое качество, которое невозможно предусмотреть никакой программой. Оно — свидетельство наличия жизни, существования в человеке мозга и сердца, логики и эмоций. Все герои, произносящие, кривя губы: «Эх ты … недотепа!», вкладывают в это слово некоторый оттенок презрительного сожаления, но фраза эта является скорее похвалой, чем упреком, хоть они и не понимают этого. «Недотепство» — это право на взлет и падение, на любовь и равнодушие, на ошибки и прозрение, на жизнь, в конце концов. Пусть эта жизнь тяжела и неудачна, но это — жизнь! Я, говоря, что все герои «Вишневого сада — «недотепы», не вкладываю в эту фразу того оттенка, который слышится в тоне героев пьесы. Все они заурядны и в своей заурядности свободны. «Недотепство» является, когда человек теряет причинные связи с внешним миром, как раковая опухоль является, когда клетка теряет связь с соседними клетками. И в этом отсутствии связей — несчастье и отчаяние героя, он не связан вообще ни с чем и ни с кем, он свободен, но что делать с этой свободой, он не знает. Формулировка Набокова: «Чехов сбежал из темницы детерминизма, от категории причинности, от эффекта — и тем освободил драму». Чеховские герои мечутся по сцене в поисках роли — они жаждут избавиться от своей никчемности, от мучительной свободы быть никем, от необходимости просто жить, а не строить жизнь. Непонимание, что делать с окружающим миром, людьми и самим собой, ведет героя к состоянию между «внутри себя» и «снаружи себя». Герой не по гружен в свой собственный внутренний мир в экстазе самоанализа и не копается в других людях. Он живет своей оболочкой, прилежно управляемой его душой, разобраться в которой он уже отчаялся. Лопахин, умница, все понимающий, нежно любящий Раневскую, не может удержаться от торжества приобретения имения, мучает ее своим восторгом, понимая, но не осознавая ее боль. Он приказывает рубить вишневый сад еще до отъезда Любови Андреевны и на просьбы подождать реагирует: «Сейчас … сейчас … Экие, право». Что это — эгоизм? Но не он ли давал практические советы, как спасти имение? Не он ли признавался Раневской: » … я забыл все и люблю вас, как родную … больше, чем родную»? Да, это он. Его поступки абсурдны, переходы его настроения необъяснимы и потому абсурдны тоже. Можно, конечно, говорить, что он купец, что в нем проснулась купеческая жилка и т. д., но на самом деле он подчиняется лишь движениям души своей, которой он сам не понимает. Недаром же он, вроде счастливый человек, упивающийся восторгом победы, с тоской говорит: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как -нибудь наша неокладная, несчастливая жизнь!»
А Раневская? Раневская, сбежавшая из Парижа от мучительной
любви, от долгов, от прокуренных комнат и проданной дачи, тоже не
знает, что делать. Она цепляется за вишневый сад как за привычку,
за старую жизнь, за знакомое, близкое, родное. Ей кажется, что сад —
основа ее существования. А если бы сад не продали? Осталась бы она
в России? Нет, конечно! Все равно сорвалась бы с места и ринулась бы
в Париж к тому, предавшему ее, но любимому …
Петя Трофимов … «Вся Россия наш сад!» — не слишком ли? Для одинокого, живущего лишь идеями и мечтами человека ждать понимания и приюта во всей России? Смешно. Мечты о великанах будущего, о будущем саде, при виде которого «радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час … » Ах недотепа, недотепа! Как можно быть оптимистом в этом мире, да еще в полной изоляции?
Герои Чехова мучительно ищут связей с другими, друг с другом,
стремясь остановиться, оглядеться, отойти от постоянной жизни «перекати-поля»; но Чехов не позволяет им определить себя. Они не то что не понимают — они не слышат себя и друг друга. Их разговор похож на перемежающиеся фразы монологов разных людей, каждый из которых говорит о своем. Каждый пытается найти выход, но на самом деле не двигается с места. Петя и Аня еще надеются уйти от этого бессилия, но в конце концов и они остановятся, беспомощно оглядываясь по сторонам. Они отличаются от остальных героев «Вишневого сада» лишь возрастом, но так же не имеют связи с миром. Человек, по Чехову, еще живет в разумном бытийном мире, но делать там ему уже нечего. Другого же мира у него нет. Отсюда неустроенность, бесплодные поиски выхода, отсюда тот факт, что » … сама обстановка прославленного чеховского быта на самом деле полна вокзальной суеты». «Недотепство» является также причиной эфемерности конфликта в пьесе. Действие только притворяется действием, сценический эффект — эффектом, драматургический конфликт — конфликтом в самом деле, о каком конфликте между отдельными, не зависящими друг от друга людьми и явлениями можно говорить? Конфликт для персонажей был бы выходом, ибо он неизбежно привел бы к взаимодействию их между собой и — кто знает? — может быть, и к пониманию. Но разобщенность, свобода ото всего и всех сильнее любви к вишневому саду … Как похожи герои! Своим «недотепством», любовью своей, нежностью — как они похожи друг на друга! Но — центробежные силы сильнее центростремительных, и каждому из них, недотепе, живому человеку, суждено вечно топтаться на месте, не имея сил сделать шаг к ближнему или хотя бы пойти по пути поиска света …


В пьесе "Вишневый сад" автор четко показывает свое отношение к каждому герою, и из всех, только двух из них нельзя назвать "недотепой"- это Лопахин и Яша. Они точно знают, чего хотят и идут к своим целям. Для меня "недотепа"- это детское выражение, поэтому, я считаю, что каждый герой произведения- это ребенок. Ребяческое отношение и поведение можно заметить в их словах, которые всегда цепляются за прошлые воспоминания о доме и саде, которые отражают детское восприятие к этому месту, наверное, именно поэтому они теряют все, что имеют, из-за своей глупости и детской наивности о том, что все наладится и кто-то им все-таки поможет.

Самый главный "недотепа"- это Раневская, которая не умеет жить и пользоваться благами своей жизни. Она тратит свои деньги на людей, которые сами не могут и не хотят их зарабатывать, зная, что смогут обратиться к глупой Раневской и не получат отказа. Она, несмотря на свой возраст, наивная и жалкая женщина, которая из-за своей глупости теряет все, что имеет.

В конце пьесы, когда у Раневской появляются деньги, присланные бабушкой, она не старается помочь своим детям или как-то исправить ситуацию, сложившуюся с садом, она снова уезжает от всех к своему любовнику, который уже понял ее наивность и щедрость и научился этим пользоваться.

Второй, после Раневской, "недотепа"- это ее родной брат. Такой же глупый и не умеющий распоряжаться ценностями человек средних лет, который потерял все свое имущество из-за леденцов. Гаев- неразумный человек, не вписывающийся в общество, потому что не умеет даже элементарного- поддерживать диалог или слушать собеседника, у него на уме только игра в бильярд, которая ярко выражается при диалогах, а порой и монологах.

Третий "недотепа" в произведении- это Петя Трофимов, или, как его прозвали другие "вечный студент". Петя, которому на тот момент было уже двадцать четыре года, не закончил учебу в университете по той причине, что его оттуда отчисляют, а он и не стараются как-то исправить ситуацию. Он много говорит о том, что "все будет хорошо", подает надежды наивной Ане, которая верит ему и восхищается его умом, и пытается всем доказать свою правоту, хотя на деле он не делает ничего, что могло бы подтвердить его слова. Даже уезжая с Аней, он говорит о том, что у них все будет хорошо и они сделают свой сад, хотя они едут в неизвестность и их ждет тяжелый труд, к которому не готов даже сам Петя.

Произведение "Вишневый сад"- это самое яркое отражение России и ее народа, и очень обидно осознавать, что Россия- это страна "недотеп" и по сей день.

Обновлено: 2018-07-22

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Общеизвестно, что нравственный идеал Чехова - это гармонически развитый человек. Но даже среди любимых его героев нет такого, про кого можно было бы сказать, что у него «все прекрасно - и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Куда чаще мы досадуем на чеховских героев, потому что в самых очевидных ситуациях они ведут себя вовсе не так, как подсказывает здравый смысл. Многие герои Чехова непрактичны, нерешительны, излишне мягки. Часто Чехов просто иронизирует над ними, а порой изображает даже трагикомически.

В рассказах Чехова подобные персонажи зачастую являются главными героями. В «Вишневом саде», где герои-недотепы тоже присутствуют, им назначена другая роль.

Комедия «Вишневый сад» - последнее произведение Чехова, завершающее его творческую биографию. Действие пьесы происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской и ее брата - Леонида Андреевича Гаева. Имение это окружено прекрасным вишневым садом. Но Раневская и Гаев - моты, абсолютно не приспособлены к жизни, они легкомысленны. Неумение вести хозяйство привело их к полному разорению, имение с садом заложено и перезаложено. Предстоит его продажа с торгов.

Разбогатевший крестьянин, ныне купец, друг семьи Лопахин предупреждает хозяев о надвигающейся катастрофе, предлагает им пути спасения их родового гнезда. Достаточно сдать сад в аренду под дачи. Но ни Раневская, ни Гаев, который носится с фантастическими проектами, не способны услышать Лопахина.

И брат, и сестра льют слезы о потере вишневого сада, без которого, им кажется, они не смогут жить. Но наступает день торгов, имение продано, его покупает Лопахин. Правда, когда это свершилось, выясняется, что никакой трагедии ни для Гаева, ни для Раневской не происходит. Любовь Андреевна возвращается в Париж, куда она все равно бы отправилась, потому что там ее ждет нелепая любовь. Гаев тоже легко примиряется с происшедшим. «Ужасная драма» для ее героев не оказывается столь тяжелой по той простой причине, что у них вообще не может быть ничего серьезного и драматического.

Интересен способ, которым Чехов подчеркивал призрачность, несерьезность мира Раневских и Гаевых. Он окружает двух центральных героев комедии персонажами, отражающими их комическую никчемность. Шарлотга, конторщик Епиходов, лакей Яша, горничная Дуняша -эти герои-недотепы выполняют роль карикатур на господ. Что позволило одному из современных Чехову критиков так и назвать «Вишневый сад» - «пьесой недотеп».

Замечательна шутовская фигура Епиходова. Со своими «двадцатью двумя несчастьями» он одновременно представляет собой карикатуру и на Гаева, и на помещика Симеонова-Пищика, и даже на Петю Трофимова. Именно в адрес Епиходова сказано старым слугой Фирсом: недотепа. Епнходов концентрирует в себе эту тему пьесы. Он душа всякого «недотепства». У Гаева, и у Симеонова-Пищика тоже постоянные «двадцать два несчастья»; как и у Епиходова, из их намерений ничего не выходит, на каждом шагу их преследуют комические неудачи.

Симеонов-Пищик постоянно находится на грани полного банкротства и, запыхавшись, бегает по всем знакомым с просьбой дать денег взаймы. Борис Борисович - человек, живущий в долг, как говорит Петя Трофимов о Гаеве и Раневской. Эти люди живут за чужой счет - за счет народа.

В одинокой, «ненужной» судьбе приживалки Шарлотты Ивановны есть большое сходство с нелепой, «ненужной» судьбой Раневской. Обе они относятся к самим себе, как к чему-то непонятно-ненужному, странному. И той и другой жизнь представляется туманной, неясной, призрачной. Как и Шарлотте, Раневской тоже «все кажется, что она молоденькая», и живет Раневская приживалкой при жизни, ничего не понимая в ней.

У Чехова нет «злодеев» и «ангелов», он не делит героев на положительных и отрицательных, они парадоксальны и непредсказуемы. Все герои Чехова даются в двойственном освещении: автор и сочувствует некоторым сторонам их характеров, и выставляет напоказ смешное и дурное - нет абсолютного носителя добра, как нет и абсолютного носителя зла.

Тот же Петя Трофимов не принадлежит к числу передовых, смелых и сильных борцов за грядущее счастье. Во всем его облике чувствуется противоречие между силой мечты и слабостью мечтателя. «Вечный студент», «облезлый барин», Петя Трофимов чист, мил, но чудаковат и недостаточно силен для великой борьбы. Не такие люди преуспевают в жизни и становятся ее творцами и хозяевами. Напротив, жизнь сама изрядно потрепала Петю. Подобно всем «недотепам» в пьесе, он нескладен и бессилен перед жизнью. Но все то, что он говорит Ане, дорого и близко Чехову.

В пьесе нет главных и второстепенных лиц. Епиходов столь же важен автору, как Гаев, а Шарлотта не менее интересна, чем Раневская. Такие непривычные для всей драматургии принципы приводят к появлению в пьесе характеров, сочетающих в себе противоречивые, даже взаимоисключающие черты и свойства.

Лучики правды, человечности и красоты есть в каждом из героев «вишневого сада», но они так слабы и неярки, что не в силах осветить грядущий день. И видится, что сама Россия, в какой жил Чехов на рубеже двух веков (и не только Чехов), еще не выработала в себе действительный идеал человека. В ней лишь зреют предчувствия грядущих изменений, но люди пока к ним не готовы.