Методы измерения восприятия. В некоторых патологических случаях выступает резкое расщепление непосредственного переживания длительности и опосредованной оценки времени

Этих методов довольно много, но ни один из них не удовлетворяет критерию универсальности. Каждый метод либо группа методов, как правило, подбирается или создаётся заново при решении специальных исследовательских задач.

1. Пожалуй, чаще всего используются методы, имеющие название тахистоскопия .

От двух слов: тахисто – быстрый, скопия – смотреть. Это метод, который был разработан в середине 19 столетия в связи с изобретением тахистоскопа – специального прибора, позволяющего точно дозировать время предъявления информации. Тахистоскоп представлял собой следующее устройство: внешний экран с прорезью – это то, что наблюдал испытуемый. С обратной стороны экрана устанавливалась тяжёлая шторка, которая падала вниз под влиянием различных грузиков. Чем больше вес грузика, тем быстрее перемещалась шторка. Это что-то наподобие гильотины. Шторка тоже имела прорезь. Когда шторка падала и прорези совпадали, наблюдатель имел возможность видеть то, что изображено на третьем экране. Геометрическая фигура, изображение человечка, слово или что-то другое. Меняя грузики и их вес, экспериментатор варьировал скорость перемещения шторки, а следовательно – время предъявления визуальной информации. Таким прибор был в середине 19 века, а к 20-му веку появились уже электронные тахистоскопы, которые работали на иных принципах, но обеспечивали ту же самую функцию. Единица измерения событий, которые воспринимаются с помощью тахистоскопа – 1 миллисекунда, что равняется тысячной доли секунды. Измерение восприятия осуществляется именно в этих единицах. Чтобы вы имели более или менее полное представление: взгляд, брошенный на предмет или человека, предполагает всего 300 млсек, т.е. треть секунды. 2 – 3 раза в секунду мы переводим взор с одной позиции на другую, но, как правило, об этом не знаем.

2. Второй метод, который получил название исследование времени реакции .

Время реакции – это время ответа испытуемого на те или иные сенсорные воздействия. Этот метод тоже появляется в середине 19 столетия, когда было обнаружено, что время реакции на события различной сложности изменяется. Чем сложнее событие, тем больше время реакции на него. В классических исследованиях 19-го и первой половины 20-го века время реакции определялось с помощью нажатия испытуемого на телеграфный ключ. Начиная с середины 20-го века, время реакции оценивается либо с помощью специального устройства, либо с помощью одной из кнопок клавиатуры компьютера.



3. Группа методов, которая получила название: метод оптических (акустических) преобразований . В эту группу входят:

- Инвертоскопия .

Речь идёт об использовании в психологическом эксперименте специальных оптических устройств, которые укрепляются либо непосредственно на голове, либо в очковой оправе. Имеется в виду либо система зеркал, либо система призм, которая формирует необычное изображение проекции предметов на сетчатке глаза.

Вот некоторый предмет, который освещается внешним источником света. Свет отражается от поверхности предмета, попадает в глазное яблоко, где у поверхности сетчатки формируется уменьшенное перевёрнутое изображение предмета. Этот факт был известен ещё в 16 веке. И с 16 века философы, физики и художники задавались одним и тем же вопросом: а что случится, если изображение на сетчатке сделать нормальным? Нормальным – в смысле таким же прямым, как и изображение предмета. Вот инвертоскоп, как раз, и позволяет достигать этой цели.



Американский психолог по фамилии (Стрэттон) был первым, кто перевернул изображение на сетчатке, сделал его нормальным. Стрэттон сам носил специальные устройства – инвертоскопы на своей голове и убедился, что в течении по крайней мере трёх дней воспринимаемый мир представляется перевёрнутым вверх ногами, и более того – смещается вместе с любым поворотом головы или перемещением туловища. Только через три дня Стрэттон осознал стабильность воспринимаемого мира и его привычную ориентацию. Эксперимент Стрэттона многократно повторялся на протяжении всего 20-го столетия и не был ни опровергнут до конца, но и не подтверждён до конца.

Вторая разновидность методов оптических преобразований называется (псевдоскоп), псевдоскопия.

Псевдоскопия это метод, построенный на том, что ближние предметы воспринимаются удалёнными, а дальние – приближенными. Этот прибор также представляет собой систему призм, которые крепятся в очковой оправе. Когда вы смотрите на выпуклый предмет, он воспринимается вами как вогнутый и наоборот. Например, когда вы смотрите на маски, выпуклая маска воспринимается вогнутой. Но когда вы смотрите на человеческое лицо, оно никогда вогнутым не воспринимается. Это говорит о том, что существует система норм, которым подчиняется наше восприятие. А псевдоскопия – это метод, который позволяет установить эти нормы. Каковы они, как конкретно они проявляются.

Наконец третий метод из этой группы, из группы оптических преобразований, называется стереоскопия .

В основе метода лежит прибор, который называют стереоскоп. Стерео- означает объёмный. Назначение этого прибора – превращение плоскостных изображений в объёмные. Представим себе, что наблюдатель воспринимает два разделённых круга с поставленными асимметрично точками. Вот это – своеобразный разделительный экран, который позволяет делать так, чтобы каждый глаз воспринимал своё изображение.

В реальной жизни это сделать трудно, потому что существует механизм, который называется конвергенция и аккомодация. Конвергенция – это сведение зрительных осей. Оси сводятся таким образом, чтобы наиболее чётко и правым и левым глазом видеть фиксируемый объект. Есть прямо противоположный процесс, процесс разведения осей. Он называется дивергенция. В процессе сведения и разведения осей постоянно участвует аккомодация глаза. Речь идёт об изменении кривизны хрусталика, т.е. передней линзы.

В том случае, когда оси каждого глаза, правого и левого, направлены на свой самостоятельный предмет, происходит явление, которое называется фузия – слияние двух образов в единое целое. Вот когда это происходит, плоские изображения воспринимаются объёмными. Скажем, в том, что я изобразил, наблюдатель будет видеть конус, ориентированный в сторону наблюдателя. Не зная этого механизма, к такому выводу очень трудно прийти. С помощью метода стереоскопии изучают пространственное зрение, его организацию и функционирование.

4. Психофизические методы .

Это методы, которые позволяют определить пороги ощущений и восприятий, рабочий диапазон сенсорной чувствительности, а также провести оценку воспринимаемого: воспринимаемой величины, формы, удалённости, цвета. Для того, чтобы выполнить такую оценку, необходимо предъявить два предмета или два события. По тому, чем одно событие отличается от другого или чем один предмет больше или меньше другого, делается заключение об их воспринимаемых свойствах. Пример с индивидуальным усилителем, который создается специально под чувствительность конкретного человека.

5. Психофизиологические методы .

Чаще всего речь идёт о регистрации движений глаз, реже – о регистрации движений головы или пальцев рук.

Методы регистрации движения глаз (методы окулографии) – от окулюс – глаз, графия – изображение.

Речь идёт о регистрации позиции и перемещения глаз в пространстве. Выделяют несколько разновидностей движения глаз.

Первая группа называется микродвижения глаз. В эту группу включают тремор глаз – это очень быстрые малоамплитудные дрожания глазного яблока. Движения глаз, в частности тремор, невозможно прервать, а строго говоря, глаз невозможно остановить. Исследования показывают, что пока есть движения глаз, в частности тремор, зрительная функция глаза сохраняется, но как только тремор убирается, человек слепнет.

Есть исследования, которые показывают, что тремор глаз вообще связан с витальными процессами и смерть человека в первую очередь проявляется в отсутствии тремора глаз. Любопытная вещь!

В группу микродвижений глаз входят микроскачки или как их называют обычно микросаккады . Это французское слово – саккада, которое означает резкое перемещение позиции. В психологии принято оценивать и измерять движение глаз в угловых градусах. Вот величина микросаккады не превышает одного углового градуса.

Третье микродвижение называется дрейф глаз или просто дрейф . Это тоже движение, тоже с амплитудой не более одного градуса, но очень медленное. Средняя скорость дрейфа – 15 – 20 угловых минут в секунду. Во время дрейфа, как впрочем и во время микросаккад сохраняется тремор. Чтоб вы представляли себе: амплитуда тремора не превышает 1 – 2 угловых секунд. Это очень маленькое дрожание. А частота тремора может доходить до 200 Гц. Это очень высокая частота. Глаз – один из самых подвижных биологических органов. Он динамично изменяется.

Итак, тремор составляет что-то вроде фона, на этом фоне развёртываются микросаккады и дрейф. И микросаккады и дрейф нужны для того, чтобы обеспечить нам оптимальные условия рассматривания предметов или событий. Они имеют место тогда, когда мы смотрим или, на профессиональном языке, фиксируем предмет. Микросаккады и дрейф очень часто объединяются и образуют сложную форму движений, которая называется микронистагм . Это четвёртая - производная форма.

Микронистагм представляет собой дрейф, т.е. плавное движение, кстати очень маленькое, и резкое перемещение в противоположную сторону. Потом снова дрейф и снова резкое перемещение. Иногда микронистагм называют физиологический нистагм.

Вторая группа называется макродвижения . Их отличительная особенность – амплитуда. Амплитуда и саккад и плавных движений больше 1 градуса. 1 градус – это как бы граница. Но граница очень условная.

Сюда включают: макросаккады или просто саккады . Средняя амплитуда саккад при рассматривании изображений – около 6 – 10 угловых градусов. Саккады предназначены для того, чтобы изменять фиксационную позицию. Т.е. рассматривать разные части предмета. Например, оглядывать комнату или читать текст.

Вторая разновидность движений получила название следящие движения . Они имеют место тогда, когда предмет, на который мы смотрим, приходит в движение. Следящие движения как бы прилипают к предмету и воспроизводят траекторию его движения, правда при условии, что это движение не будет больше 90 угловых градусов в секунду. Это очень высокая скорость. Скорость же макросаккад много больше. Она может достигать 600 градусов в секунду. Производной от саккад и следящих движений является так называемый железнодорожный нистагм . Вы наблюдали эту разновидность движений, когда смотрели на идущий поезд, пытаясь фиксировать вагоны. Ваши глаза совершают плавное движение, а потом резко возвращаются назад. Это движение большой амплитуды, в отличие от микронистагма. Скорость и амплитуда этого железнодорожного нистагма в 10 раз, т.е. на порядок отличается от скорости и амплитуды физиологического нистагма.

К макродвижениям относят так называемые вергентные движения – это конвергентное и дивергентное движения. Конвергентное сведение оси, дивергентное – разведение оси.

Наконец, последняя разновидность движений получила название торзионные – от слова торзия – вращение. Это вращение глаза вокруг своей оси.

Регистрация подобного рода движений глаз даёт информацию исследователю о распределении внимания по предметам или событиям, информацию о способах решения зрительных и интеллектуальных задач, а также информацию о наиболее информативных участках зрительного поля.

К другим физиологическим методам, достаточно часто используемым при изучении восприятия, можно отнести вызванные потенциалы . Вызванный потенциал - это ответ, который регистрируется в зрительной коре непосредственно после стимуляции сетчатки. Вызванный потенциал продолжается в течении нескольких сотен миллисекунд, а его форма говорит о различных фазах или этапах формирования зрительного образа.

6. Очень часто в психологии восприятия используются проективные методы , прежде всего пятна Роршаха и тест тематической аперцепции (ТАП).

К подобным методам обращаются тогда, когда пытаются изучить восприятие в связи со структурой личности. Прежде всего, в связи с определёнными потребностями и мотивами человека. Мы видим то, что нам интересно.

Наконец, нужно отметить рисуночные тесты, т.е. рисунки, изображения, которые позволяют раскрыть смысловое содержание того, что воспринимается. В психологии восприятия принято дифференцировать предметное значение воспринимаемого и смысл. Предметное значение – это функциональная характеристика предмета, которая присутствует в нём объективно, независимо от вас. Например, это книга, но моё отношение к этой книге будет самым различным и, возможно, отличаться от отношения к этой книге каждого из вас. Вот это отношение в психологии называется специальным термином смысл.

Если значение объективно, то смысл всегда субъективен. Предметное значение вот этой вещи, которую я держу, одинаково для вас и для меня, но смысл этого предмета для каждого из нас оказывается различным. В этом разница!

Рисуночных тестов довольно много и главное их назначение – это установление мотивационной основы воспринимаемого и установление личностного смысла того, что воспринимается.

Медицинская психология. Полный курс Полин А. В.

Исследование восприятия

Исследование восприятия

Для исследования восприятия используются клинические и экспериментально-психологические методы.

Основными ситуациями, в которых используется клинический метод, являются следующие:

1) определение состояния болевой и тактильной чувствительности, которое проводится с использованием специальных иголок, волосков, щетинок разной толщины и остроты;

2) определение состояния температурной, вибрационной чувствительности, а также состояния слуховой и зрительной чувствительности;

3) использование аудиометра для исследования слуховой чувствительности, ее пороговых значений. Экспериментально-психологические методики применяются для определения состояния более сложных слуховых и зрительных функций. Существует 2 основных варианта таких методик:

1) методики, исследующие простые стороны разных этапов действия анализаторов;

2) методики, применяемые для изучения более сложной комплексной деятельности. Кроме перечисленных, существуют и менее распространенные и применяемые.

Интересна методика, используемая для исследования зрительной агнозии. Для нее используются наборы всевозможных предметов и их графических изображений. На первом этапе исследования пациенту для анализа представляют четкие изображения, пациент должен сказать, узнал ли он предмет. На следующем этапе вниманию пациента представляют таблицы Поппельрейтера. Они представляют собой сложные рисунки, состоящие из перечеркнутых, наложенных или смазанных изображений. Испытуемый должен узнать все изображенные предметы. Анализ теста основан на количестве и характере ошибок. Для выяснения состояния слухового восприятия применяется тахистоскопический метод. Он заключается в том, что больному предлагают звукозаписи, на которых зафиксированы разнообразные звуки: журчание воды, звон разбитого стекла, шелест листьев или страниц читаемой книги, шепот и др. Также больному предъявляют различные изображения. В его задачу входит идентификация и записей, и изображений. При помощи данного метода порой удается выявить механизмы возникновения иллюзий и галлюцинаций при различных психических заболеваниях.

Из книги Стратегии гениев. Альберт Эйнштейн автора Дилтс Роберт

Позиции восприятия Позициями восприятия называются те основные точки зрения, которые могут быть приняты вами при рассмотрении взаимоотношений между вами и другим человеком.Первая позиция. Ассоциируется с вашей собственной точкой зрения, убеждениями и постулатами, с

Из книги Преобразующие диалоги автора Флемминг Фанч

Значение восприятия (Смысл восприятия) У каждого человека свои восприятия. Разные люди воспринимают разные вещи в одной и той же ситуации. Больше того, каждый приписывает разный смысл тому, что он воспринимаем. И у одного человека значения могут меняться. Он может

Из книги Исследование мира осознанных сновидений автора Лаберж Стивен

Структура восприятия Процесс восприятия представляет собой сложную и изначально бессознательную оценку сенсорной информации, а также другие факторы, распадающиеся на два основных вида: ожидания и

Из книги Мозг напрокат. Как работает человеческое мышление и как создать душу для компьютера автора Редозубов Алексей

Чувствительность восприятия Еще раз вспомним, как происходит восприятие. Информация из внешнего мира поступает на нейронные сети древнего мозга, в которых происходит первичное восприятие явления, его дифференциация на огромное количество составляющих - элементарных

Из книги Психология подсознания автора Подводный Авессалом

Спектр восприятия Если мы соберем все эмоции и ощущения, из которых строится восприятие человека, то получим своеобразный спектр восприятия. Этот спектр восприятия можно поделить на спектр ощущений и спектр эмоций. Спектр ощущений определяет наши физические

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Типы восприятия Связь с тонким миром осуществляет подсознание. И если мы хотим узнать, почувствовать, увидеть что-то новое, мы должны выключить сознание и передать управление программе подсознания, которая может сменить объект внимания в тонком мире.* * *Все люди довольно

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Штампы восприятия Штамп как программа подсознания обладает жестким форматом для информации на входе и выходе. Применительно к штампам восприятия это означает, что человек воспринимает информацию, априорно (подсознательно) предполагая, что она относится к одному из

Из книги Как говорить «нет» без угрызений совести [И сказать «да» свободному времени, успеху и всему, что для вас важно] автора Брайтман Патти

Природа восприятия Все филогенетическое развитие чувствительности свидетельствует о том, что определяющим в процессе развития чувствительности по отношению к тому или иному раздражителю является его биологическая значимость, т. е. связь с жизнедеятельностью, с

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

Константность восприятия Всякое восприятие является восприятием объективной действительности. Ни одно восприятие не может быть ни истинно понято, ни даже правильно, адекватно описано вне отношения к объективному предмету, к определенному участку или моменту

Из книги Альтернатива терапии. Творческий курс лекций по процессуальной работе автора Минделл Эми

Осмысленность восприятия Восприятие человека предметно и осмысленно. Оно не сводится к одной лишь чувственной основе. Мы воспринимаем не пучки ощущений и не структуры, а предметы, которые имеют определенное значение.Практически для нас существенно именно значение

Из книги Позитивная психология. Что делает нас счастливыми, оптимистичными и мотивированными автора Стайл Шарлотта

Историчность восприятия Как сознательный процесс, восприятие включается в процесс исторического развития сознания. Человеческое восприятие исторично. Чувственное восприятие человека не есть только сенсорный акт, обусловленный лишь физиологической природой

Из книги автора

Методика «Исследование восприятия индивидом группы» Автор методики - Е. В. Залюбовская. Методика позволяет выявить три типа направленности (восприятия индивидом группы): индивидуалистический, коллективистский и прагматический.ИнструкцияВам предлагается ряд

Из книги автора

Проблема восприятия Наша подруга рассказала о таком случае. Начальница собрала совещание и сообщила сотрудникам следующее: «Никто из вас не находится на грани нервного срыва, а это значит, что вы работаете недостаточно упорно».При всем желании трудно найти лучший пример

Из книги автора

39. Свойства восприятия Избирательность восприятия. Предметы и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не может все их воспринимать и на них реагировать одновременно. Из огромного числа воздействий лишь некоторые мы выделяем с большой отчетливостью и

Из книги автора

Преграды для восприятия Дона Карлетта подчеркивала, что наше осознание привлекающего или раздражающего нас аспекта клиента имеет ключевое значение, поскольку в ином случае мы склонны восставать против этой характеристики или игнорировать ее, и наши способности

Из книги автора

Роль восприятия Истории, которые мы придумываем сами для себя, и объяснения, которые даем событиям, формируют нашу жизнь. Позитивные психологи выяснили, насколько восприятие людей и интерпретация событий влияют на способность адаптироваться к невзгодам – мелким и

Описываемые далее методики позволяют оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Последние две характеристики в психодиагностику детского восприятия введены потому, что основная тенденция в развитии восприятия состоит именно в его постепенной интеллектуализации.

Методика 1. «Чего не хватает на этих рисунках?»

Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рис. 11. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

Оценка результатов*

10 баллов - ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек,

назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.

8-9 баллов - время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от

26 сек до 30 сек.

6-7 баллов - время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 сек до

4-5 баллов - время поиска всех недостающих предметов составило от 36 сек

2-3 балла - время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах

от 41 сек до 45 сек.

0-1 балл - время поиска всех недостающих деталей составило в целом

больше чем 45 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

Баллов -высокий.

Баллов -средний.

Балла -низкий.

Балл -оченьнизкий.

* Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне психологического развития ребенка. Наряду с такими общими выводами ребенок в результате его обследования по той или иной методике получает частные оценки, которые позволяют более тонко судить об уровне его развития.

Точные критерии оценок в десятибалльной системе не заданы по той причине, что априори, до получения достаточно большого опыта применения методик, их определить невозможно. В этой связи исследователю разрешается прибавлять или отнимать один-два балла (в пределах заданного диапазона оценок) за наличие или, соответственно, отсутствие усердия со стороны ребенка в процессе его работы над психодиагностическими заданиями. Такая процедура в целом мало влияет на конечные результаты, но позволяет лучше дифференцировать детей.

Методика 2. «Узнай, кто это?»

Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т. е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.

Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом. Ребенку показывают рис. 12, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а». Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь. На решение данной задачи отводится 10 сек. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время - 10 сек - ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке.

Рис. 12. Картинки к методике «Узнай, кто это?»

Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок по фрагменту изображения «а» за время меньшее чем 10 сек, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака.

7-9 баллов - ребенок установил, что,на данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения «б», затратив на это в целом от 11 до 20 сек.

4-6 баллов - ребенок определил, что это собака, только по фрагменту «в», затратив на решение задачи от 21 сек до 30 сек.

2-3 балла - ребенок догадался, что это собака, лишь по фрагменту «г», затратив от 30 сек до 40 сек.

0-1 балл - ребенок за время, большее чем 50 сек, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента: «а», «б» и «в».

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Методика 3. «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. 13 и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.

Рис. 13. Картинки к методике «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Оценка результатов

10 баллов - ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

8-9 баллов - ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 сек до 30 сек.

6-7 баллов - ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 сек до 40 сек.

4-S баллов - ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 сек до 50 сек.

2-3 балла - ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 сек до 60 сек.

0-1 балл - за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8 -9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Методика 4. «Чем залатать коврик?»

Цель этой методики - определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. В данной методике применяются картинки, представленные на рис. 14. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

Рис. 14. Картинки к Методике «Чем залатать коврик?»

Оценка результатов

10 баллов - ребенок справился с заданием меньше чем за 20 сек.

8-9 баллов - ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 сек. до 30 сек.

6-7 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 31 сек до 40 сек.

4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 сек до 50 сек.

2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 сек до 60 сек.

0-1 балл - ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.


Похожая информация.


32. Методы исследования восприятия

Феноменологический метод. Один из старых но актуальных методов. Чувственный образ рассматривается как непосредственная данность – феномен.

Метод интроспекции. Это самоанализ содержания образа сознания с акцентом на их динамику. Анализируется ясность, четкость, детальность, угасание образов. Взаимосвязь с другими актуальными объектами при разной стимуляции и условиях наблюдения.

Экспериментальный метод. Предполагает формулирование гипотезы, составление плана эксперимента, определение и контроль зависимых и независимых категорий, сбор экспериментальных данных, проверку гипотезы с использованием статистических процедур.

В экспериментах по восприятию используют следующие подходы:

Тахитоскопия. Строго дозированное и ограниченное время экспозиции. Контроль за скоростью обнаружения, опознания и идентификации стимула.

Хронометрия. Измерение времени реакции, которая является индикатором перцептивных процессов. Существуют моторные, вербальные, физиологический реакции.

Измерительный метод. Относительная или абсолютная оценка параметра стимуляции.

Анализ моторных компонентов перцептивной деятельности. Регистрируются движения, воспринимаемых органов, несущие оперативную информацию о процессе восприятия.

Манипулирование прямой и обратной связями в перцептивной системе. С помощью специальных устройств: псевдоскоп, пседофон, вибраторы, зеркала. С помощью эмпирических операций или инъекций вносятся систематические искажения в естественные соотношения между объектом и наблюдателем.

Генетический метод. Выявление этапов развития перцептивных способностей. Включает приёмы онтогенетического и формирующего исследования восприятия.

Анализ событий. Не ставит ограничение на время экспозиции, а также на подвижность наблюдателя в процессе восприятия.

Клинический метод. Изучение восприятия, вызванного соматическими или психич.расстройствами. Оценивается уровень и функции сенсорных моторных систем, центров перцептивных механизмов.

Метод моделирования работы перцептивных пр-ссов. Строгое точное описание отдельных феноменов восприятия.


24. Монистическая и множественная модели памяти

Винер разделил память на текущую и постоянную.

Оперативную память

Бродбент предложил модель переработки, в котором перцептивная информация параллельно поступает в сенсорные центры, которые соответствуют различным модальностям сигналов, где она хранится очень короткое время, а потом передается в следующий блок, где подвергается переработке в вербальную форму, этот блок соответствует кратковременной памяти.

Предложили идею о первичной и вторичной памяти, информация из первичной памяти теряется, т.к. она не затухает. Вытесняются вновь поступившей информацией (интерференция).

Множественная модель памяти, Шифрин

В данной модели информация не просто перекачивается из одного блока в другой, а копируется путем переведения в другие коды.


Сл.страница


Бэдели и Хинч разработали модель оперативной памяти, основываясь на том, что хранение поддерживается в активном состоянии.

Под оперативной памятью понимается система хранения и переработки информации, которая является не модально специфической, а мультимодальной.

Система состоит из 3-х компонентов:

Центрального исполнительного компонента и 2-х «систем-врагов». Одна из которых специализируется на переработке вербального материала (артикуляционная).

Согласно модели в артикуляционной петле автоматически поддерживается определённое количество информации.

Это количество зависит от времени необходимой для вокализации материала (1-2 сек.), поэтому ёмкость памяти можно выразить либо через количество стимулов, либо через общую длительность проявления.

S – ёмкость памяти

R – скорость чтения
Ck – коэффициенты

Подавление артикуляции влечёт за собой снижение ёмкости оперативной памяти.

Шанин Д.А, - идея оперативного образа – аналога оперативной памяти визуальной модальности, в нем акцентируются признаки объекта, которые существенны при выполнении конкретной деятельности.


5. Общие свойства ощущений

Качество – основная особенность данного ощущения, отличает его от других видов и вирирующая в пределах данного вида ощущения. Качественное многообразие ощущений отражает многообразие форм движения материй.

Интенсивность – является количественной характеристикой ощущений и определяют силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность ощущения. Это есть его временная характеристика, определяется функциональным состоянием органа чувств но главным образом действием раздражителя. При воздействии раздражителя ощущение возникает спустя латентный период ощущения. Латентный период для разных видов ощущений различен.

Подобно тому, как раздражение не возникает, но и также не сразу исчезает после прекращающегося воздействия раздражителя (зрительное ощущение – остается след в виде последовательного образа).

Существуют положительные и отрицательные положительные образы: положительные остаются после раздражения неизменными (в кино не замечаем периоды перемены кадра, т.к. они заполнены следами последовательных образов). Отрицательные: при ощущении цвета, последовательные образы переходят в дополнительный цвет и возникает отрицательный последовательный образ, это объясняется ослаблением чувствительности сетчатки.

Анализ, осуществляемый, пространственными рецепторами дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве.

Формы предметного восприятия. Многообразие рецепторных аппаратов и воздействий, по отношению к которым оказываются чувствительными эти рецепторы, обусловливает существование различных ощущений как первичных форм психического отражения. Классификация рецепторов может производиться по характеру взаимодействия со стимулом: дистантные (слуховые, зрительные, обонятельные) и контактные (температурные, ...

Деятельность формирует психические процессы. Любая деятельность – это соединение внутренних и внешних поведенческих действий и операций. Мы рассмотрим каждый вид психической деятельности отдельно. 2. Психические процессы как форма деятельности Психические процессы – общее название ощущений, восприятий, приспособлений, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Все они участвуют в...

Долголетия. Активному долголетию пожилого человека способствует, таким образом, развитие его как социально активной личности и как субъекта творческой деятельности. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ Дифференциальная психофизиология - направление в психологии, исследующее индивидуальные психофизиологические различия между людьми. Термин введен В. Д. Небылицыным (1963). В Д. п. используются два...

Неоднозначности и неясности понятия используют такое своеобразное определение: «Интеллект – это то, что измеряется тестами на интеллект». Так, например, американский психолог Л. Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций: 1) счетную способность – умение считать, ...

Исследование восприятия проводится:

1) клиническими методами;

2) экспериментально-психологическими методами. Клинический метод применяется, как правило, в следующих случаях:

1) исследования тактильной и болевой чувствительности;

2) исследование температурной чувствительности;

3) исследование расстройств органов слуха и зрения.

4) исследование порогов слуховой чувствительности, восприятия речи.

Экспериментально-психологические методы обычно применяются для исследования более сложных слуховых и зрительных функций. Так, Е. Ф. Бажиным был предложен комплекс методик, который включает:

1) методики для исследования простых сторон деятельности анализаторов;

2) методики для исследования более сложной комплексной деятельности.

Также применяются следующие методики:

1) методика «Классификация предметов» – для выявления зрительной агнозии;

2) таблицы Поппельрейтера, которые представляют собой изображения, наложенные друг на друга, и которые нужны для выявления зрительной агнозии;

3) таблицы Равена – для исследования зрительного восприятия;

4) таблицы, предложенные М. Ф. Лукьяновой (движущиеся квадраты, волнистый фон), – для исследования сенсорной возбудимости (при органических нарушениях головного мозга);

5) тахистоскопический метод (идентификация прослушиваемых магнитофонных записей с различными звуками: звон стекла, журчание воды, шепот, свист и т. д.) – для исследования слухового восприятия.

1. Анестезия, или утрата чувствительности, может захватывать как отдельные виды чувствительности (парциальная анестезия), так и все виды чувствительности (тотальная анестезия).

2. Довольно часто встречается так называемая истерическая анестезия – исчезновение чувствительности у больных с истерическими невротическими расстройствами (например, истерическая глухота).

3. Гиперестезия обычно захватывает все сферы (наиболее часто встречаются зрительная и акустическая). Например, такие больные не переносят звук обычной громкости или не очень яркий свет.

4. При гипоэстезии больной как бы нечетко воспринимает окружающий мир (например, при зрительной гипоэстезии предметы для него лишены красок, выглядят бесформенно и расплывчато).

5. При парестезииу больных отмечаются тревожность и суетливость, а также повышенная чувствительность к соприкосновению кожи с постельным бельем, одеждой и т. д.

Разновидностью парестезии является сенестопа-тия – появление довольно нелепых неприятных ощущений в различных частях тела (например, чувство «переливания» внутри органов). Такие нарушения обычно возникают при шизофрении.

26. Определение и виды восприятия

Теперь рассмотрим основные нарушения восприятия. Но сначала определимся, чем же восприятие отличается от ощущений. Восприятие основывается на ощущениях, возникает из них, но обладает определенными особенностями.

Общим для ощущений и восприятия является то, что они начинают функционировать лишь при непосредственном воздействии раздражения на органы чувств.

Восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а является качественно новой ступенью познания.

Основными принципами восприятия предметов считаются следующие.

1. Принцип близости (чем ближе друг к другу в зрительном поле располагаются элементы, тем с большей вероятностью они объединяются в единый образ).

2. Принцип сходства (похожие элементы стремятся к объединению).

3. Принцип «естественного продолжения» (элементы, выступающие как части знакомых фигур, контуров и форм, с большей вероятностью объединяются именно в эти фигуры, контуры и формы).

4. Принцип замкнутости (элементы зрительного поля имеют тенденцию к созданию замкнутого целостного изображения).

Вышеперечисленными принципами обусловлены основные свойства восприятия:

1) предметность – способность воспринимать мир в виде отделенных предметов, обладающих определенными свойствами;

2) целостность – способность мысленно достраивать воспринимаемый предмет до целостной формы, если он представлен неполным набором элементов;

3) константность – способность воспринимать предметы постоянными по форме, цвету, консистенции и величине независимо от условий восприятия;

Основные виды восприятия выделяются в зависимости от органа чувств (как и ощущения):

1) зрительные;

2) слуховые;

3) вкусовые;

4) осязательные;

5) обонятельные.

Одним из наиболее значимых видов восприятия в клинической психологии является восприятие человеком времени (оно может значительно изменяться под влиянием различных заболеваний). Большое значение придается также нарушениям восприятия собственного тела и его частей.

27. Основные нарушения восприятия

К основным нарушениям восприятия относят:

1. Иллюзии – это искаженное восприятие реального объекта. Например, иллюзии могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными и т. д.

По характеру возникновения выделяют три вида иллюзий:

1) физические;

2) физиологические;

3) психические.

2. Галлюцинации – нарушения восприятия, возникающие без наличия реального объекта и сопровождающиеся уверенностью в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно существует.

Зрительные и слуховые галлюцинации обычно делят на две группы:

1. Простые. К ним относятся:

а) фотопсии – восприятия ярких вспышек света, кругов, звездочек;

б) акоазмы – восприятия звуков, шума, треска, свиста, плача.

2. Сложные. К ним относят например слуховые галлюцинации, которые имеют вид членораздельной фразовой речи и носят, как правило, приказывающий или угрожающий характер.

3. Эйдетизм – расстройство восприятия, при котором след только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе остается в форме четкого и яркого образа.

4. Деперсонализацией называется искаженное восприятие как собственной личности в целом, так и отдельных качеств и частей тела. Исходя из этого, выделяют два вида деперсонализации:

1) парциальную (нарушение восприятия отдельных частей тела); 2) тотальную (нарушение восприятия всего тела).

5. Дереализация – это искаженное восприятие окружающего мира. В качестве примера дереализации можно привести симптом «уже виденного» (de ja vu).

6. Агнозиями называют нарушения узнавания предметов, а также частей собственного тела, но при этом сохраняется сознание и самосознание.

Выделяют следующие виды агнозий:

1. Зрительные агнозии – расстройства узнавания предметов и их изображений при сохранении достаточной остроты зрения. Делятся на:

а) предметную агнозию;

б) агнозию на цвета и шрифты;

в) оптико-пространственную агнозию (больные не могут передать на рисунке пространственные признаки объекта: дальше – ближе, больше – меньше, выше – ниже и т. д.).

2. Слуховые агнозии – нарушение способности различать звуки речи при отсутствии нарушений слуха;

3. Тактильные агнозии – расстройства, характеризующиеся неузнаванием предметов путем их ощупывания при сохранности тактильной чувствительности.