Кто такой романтический герой. Характерные черты романтического героя
Итак, если к вам обратились с побудительным («Вася, быстро домой!»), вы никогда не спутаете его по интонации с повествовательным («Вася уже дома») или с вопросительным («А Вася дома?»). Но внимание! Если будет сформулировано так: «А не пора ли тебе домой, Васенька?» или «Васька, ну ты идёшь?» - то этот пример относится к категории «вопросительно-побудительное предложение». Такие предложения содержат в себе два типа интонации сразу.Если в побудительном предложении есть сказуемое, то оно, вероятнее всего, будет стоять в : «Иди отсюда, Петя!» (Ну, сколько уже можно склонять бедного Васю!) Встречаются также сказуемые в форме : «А не пошёл бы ты отсюда!» И даже в форме : «Пошёл отсюда!» Последнее звучит не очень вежливо, но вопросы этикета в этой статье не рассматриваются. Если в качестве сказуемого используют инфинитив: например, строгое «Не курить!» - то такие предложения называют «отрицательно-побудительными».Верные помощники побудительного предложения - особые частицы. По- они еще называются модально-волевыми. Все они нам прекрасно : «Пусть!», «Пускай!», «Дай!», «Давайте!», «А ну-ка!». И просто незаменимая частица «бы». Но иногда достаточно всего лишь одного в именительном , чтобы предложение стало побудительным. Если услышите: «Пожар! Пожар!» - мгновенно догадаетесь, к чему побудить вас говорящий. «Бегите! Спасайтесь! Звоните «01»!Так пусть же проблемы с определением побудительных отныне будут вам неведомы! И пусть эти предложения звучат для вас не в форме приказов и запретов, а исключительно в виде вежливых и деликатных просьб. Например: «Не выпить ли нам чайку?». Или «Дорогая, ты выйдешь за меня замуж? Твой Вася...»
Источники:
- Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А.. 1976
«Infinitivus» - в переводе с латинского «неопределенный». В словарях, изданных до 70-гг 20 века, «» определяли как «неопределенное наклонение глагола». При чем здесь наклонение, и какое правильное определение у инфинитив а? Да и существует ли он вообще?
Современные словари трактуют инфинитив просто – «неопределенная форма глагола» (такие , как «бежа-ть», «лете-ть» с флексией «-ть»). То, что форма – это понятно, но так как язык – понятие материальное, есть ли у инфинитив а содержание? Этот вопрос до сих пор вызывает жаркие споры: кто-то называет инфинитив нулевой формой (и с отсутствием содержания), кто-то настаивает на возвращении предыдущей формулировки – «неопределенное наклонение». Есть также и сторонники «нулевого залога» (то есть не действительного и не страдательного; не активного и не пассивного – опять же в старой традиции или в других языков, например, английского). Самая версия – инфинитив вообще не имеет отношения к глаголам, а, скорее, к частицам (выражающим модальность, фазовость и пр.). Трудно сказать, нулевое наклонение или нулевой залог у инфинитив а, но то, что частицы не могли бы входить в состав сказуемого – это точно. Инфинитив же, напротив, может входить в состав (глагольных). Например, выражающих ту же модальность (желаемость): «он перестал хотеть учиться», где есть и собственно модальный («хотеть») и возвратный глагол «учиться». Кстати, возвратные некоторыми исследователями также причисляются к инфинитив ам, хотя это мнение представляется ошибочным, так как постфикс –ся (себя) уже несет в себе определенное семантическое наполнение, а инфинитив – неопределенная форма – все-таки не может иметь такого развернутого значения (учить себя).Неразрешенным до сих пор остается вопрос и с «-ть». Одни ученые все-таки к тому, что это флексия (то есть морфема, связывающая слово с другими членами предложения), другие – что это формообразующий суффикс инфинитив а, за связи в предложении не отвечающий.Говоря о сказуемом, необходимо отметить, что в разговорной речи инфинитив может в со значением сообщения, движения, речи, направления, начала или продолжения выполнять функцию нулевого сказуемого. Например, «Мы ужинать», «Пора » «Дети – !».
Видео по теме
Наклонением называется непостоянный морфологический признак глагола, существующий у спрягаемых форм и выражающий отношение действия к реальности путем противопоставления форм повелительного, изъявительного и сослагательного наклонения.
Видео по теме
Повествовательными называются предложения, заключающие в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии и т.д. (утверждаемом или отрицаемом). Повествовательные предложения - наиболее распространенный тип предложений, они очень разнообразны по своему содержанию и структуре и отличаются законченностью мысли, передающейся специфической повествовательной интонацией: повышением тона на логически выделяемом слове (или двух и более, но при этом одно из повышений будет наибольшим) и спокойным понижением тона в конце предложения. Например: Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал колокольчик Пугачева и толпою бежал за ним. Швабрин встретил самозванца на крыльце. Он был одет казаком и отрастил себе бороду (П.).
Вопросительными называются предложения, имеющие своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего. Например: Зачем тебе в Петербург? (П.); Что ты теперь скажешь себе в оправдание? (П.).
Грамматические средства оформления вопросительных предложений следующие:
1) вопросительная интонация - повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса, например: Разве ты песнею зазывала счастье? (Л.) (Ср.: Разве ты песнею зазывала счастье? - Разве ты песнею зазывала счастье? );
2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос), например: Не град враждебный ли горит? (Л.); Но скоро ль возвратится он с богатой данью? (Л.);
3) вопросительные слова - вопросительные частицы, наречия, местоимения, например: Не лучше ли тебе отстать от них самому? (П.); Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память? (Л.); Зачем мы здесь стоим? (Ч.); Откуда зарево блестит? (Л.); А что ты делал в моем саду? (П.); Чем прикажешь заняться? (П.).
Вопросительные предложения делятся на собственно-вопросительные, вопросительно-побудительные и вопросительно-риторические.
Собственно-вопросительные предложения заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ. Например: Написали ли вы свое завещание? (Л.); Скажи-ка, хорошо на мне сидит мундир? (Л.).
Своеобразной разновидностью вопросительных предложений, близких к собственно-вопросительным, являются такие, которые, будучи обращенными к собеседнику, требуют лишь подтверждения того, что высказано в самом вопросе. Такие предложения называют вопросительно-утвердительными. Например: Так вы едете? (Бл.); Так это решено, Герман? (Бл.); Значит, в Москву теперь? (Ч.).
Вопросительные предложения, наконец, могут заключать в себе отрицание того, о чем спрашивается, это вопросительно-отрицательные предложения. Например: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особенно приятно (Бл.); А если бы и заговорил... Что нового может он рассказать? (Бл.).
И вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в вопросительно-повествовательные, поскольку они носят переходный характер от вопроса к сообщению.
Вопросительно-побудительные предложения заключают в себе побуждение к действию, выраженное посредством вопроса. Например: Итак, может быть, наш прекрасный поэт продолжит прерванное чтение? (Бл.); Не поговорить ли нам сначала о делах? (Ч.).
В вопросительно-риторических предложениях содержится утверждение или отрицание. Эти предложения не требуют ответа, так как он заключен в самом вопросе. Вопросительно-риторические предложения особенно распространены в художественной литературе, где являются одним из стилистических средств эмоционально окрашенной речи. Например: Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала. Кто не заключал таких условий с своей совестью? (Л.); Желанья... Что пользы напрасно и вечно желать? (Л.); Но кто проникнет в глубину морей и в сердце, где тоска, но нет страстей? (Л).
Форму вопросительного предложения могут иметь и вставные конструкции, которые также не требуют ответа и служат лишь для привлечения внимания собеседника, например: Обвинитель сломя голову летит в библиотеку и - можешь себе представить? - ни похожего номера, ни такого числа мая месяца в сенатских решениях не обнаруживает (Фед.).
Вопрос в вопросительном предложении может сопровождаться добавочными оттенками модального характера - неуверенности, сомнения, недоверия, удивления и др. Например: Как, ты ее разлюбил? (Л.); Разве ты меня не узнаешь? (П.); И как могла она допустить до этого Курагина? (Л. Т.).
Побудительными называют предложения, выражающие волеизъявление говорящего. Они могут выражать: 1) приказ, просьбу, мольбу, например: - Молчать! ты! - злым шепотом воскликнул Объедок, вскакивая на ноги (М. Г.); - Поезжай, Петр! - командовал студент (М. Г.); - Дяденька Григорий... наклонись-ка ухом (М. Г.); - А ты, голубчик, не ломай его... (М. Г.); 2) совет, предложение, предостережение, протест, угрозу, например: Оригинальная баба эта Арина; вы заметьте, Николай Петрович (М. Г.); Питомцы ветреной судьбы, тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы! (П.), Смотри, чаще руки-то мой, - берегись! (М. Г.); 3) согласие, разрешение, например: Как хочешь, так и поступай; Можешь идти куда глаза глядят ; 4) призыв, приглашение к совместному действию, например: Ну, вот и давай стараться во всю силу победить болезнь (М. Г.); Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (П.); 5) желание, например: Дать бы ему сажи голландской с ромом (М. Г.).
Многие из этих значений побудительных предложений разграничиваются недостаточно четко (например, мольба и просьба, приглашение и приказ и т.д.), поскольку это выражается чаще интонационно, чем структурно.
Грамматическими средствами оформления побудительных предложений являются: 1) побудительная интонация; 2) сказуемое в форме повелительного наклонения; 3) специальные частицы, вносящие побудительный оттенок в предложение (давай, давайте, ну-ка, да, пусть ).
Побудительные предложения различаются по способу выражения сказуемого.
Побудительное предложение
Предложение, выражающее волеизъявление говорящего (приказ, просьбу, предостережение, протест, угрозу, призыв, приглашение к совместному действию и т. д.). Грамматические средства оформления побудительных предложений: 1) побудительная интонация. Дежурного генерала скорее!
(Л. Толстой). К барьеру!
(Чехов); 2) сказуемое в форме повелительного наклонения, инфинитива, сослагательного наклонения, изъявительного наклонения в сочетании с побудительной интонацией. Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной
(Пушкин). Продолжать огонь!
(Кетлинская). Чтоб никогда об вас я больше не слыхала!
(Грибоедов). Ты бы ушла, Настя
(Леонов). Пошёл с дороги!
(Горький); 3) особые частицы, вносящие в предложение побудительный оттенок. Пусть наше сердце не замрёт, не задрожит рука!
(Исаковский). А пускай его ходит и заглядывает
(Горький). Давайте с вами поцелуемся (Макаренко). Ну давай зайдём
(Панова).
Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .
Смотреть что такое "побудительное предложение" в других словарях:
побудительное предложение - Предложение со значением волеизъявления, побуждения к действию; сказуемое побудительного предложения обычно выражается глаголом в повелительном наклонении. П.п. может использоваться в разных стилях. В публицистической речи побудительные… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Побудительное предложение - функциональный тип предложения, выражающий адресованное собеседнику побуждение выполнить названное действие. Формой, специально служащей для выражения побуждения, является повелительное наклонение (императив); ср.: Приходи поскорее! Не делай… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
См. вопросительное предложение …
У этого термина существуют и другие значения, см. Предложение. Предложение (в языке) это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной… … Википедия
Предложение, выражающее вопрос (ср. другие типы предложений по цели высказывания: повествовательное предложение, побудительное предложение). Различаются: а) собственно вопросительное предложение, на которое реально ожидается ответ. Далеко вы… … Словарь лингвистических терминов
Предложение (в языке) это минимальная единица человеческой речи, которое представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. («Современный русский язык» Валгина Н. С.) … Википедия
Предложение (в языке) это минимальная единица человеческой речи, которое представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. («Современный русский язык» Валгина Н. С.) … Википедия
То те, что побудительное предложение … Словарь лингвистических терминов
Предложение, в котором выражение содержания мысли сопровождается выражением чувства говорящего. Конструктивными элементами восклицательных предложений являются междометия, эмоциональные частицы, восклицательная интонация. Восклицательным может… … Словарь лингвистических терминов
Л. Ф. Бердник
Вопросительно-побудительные предложения в современном русском языке
В исследованиях по синтаксису русского языка вопросительно-побудительные предложения квалифицируются как особая семантическая разновидность вопросительных высказываний. Сходство вопросительных и побудительных предложений отмечено в науке о языке давно; так, еще Ф.Ф. Фортунатов, а вслед за ним и А.М. Пешковский рассматривали вопросительные предложения как одну из разновидностей побудительной речи. В книге «Очерки по теории синтаксиса» (Воронеж, 1973) И.П. Распопов говорит об определенном сходстве вопросительных и побудительных предложений: вопросительные предложения также содержат волеизъявление, побуждая к ответу. Однако эти и подобные разрозненные замечания не дают целостного представления о структурно-семантических и стилистически особенностях вопросительно-побудительных конструкций. В данной статье мы обратимся к специфике выражения побуждения в форме вопроса.
Вопросительное предложение уже по своей природе близко к побудительному, так как содержит волеизъявление, побуждая к ответу, но это побуждение к особому действию - речевому. Ср.:
Куда ты идёшь? - Скажи, куда ты идешь.
Что ты делаешь? - Скажи, что ты делаешь.
Значение этих предложений - вопросительное. Но в одним случае это значение получает грамматикализованное выражение при помощи вопросительной структуры с вопросительным словом, а в другом - вопрос выражен лексически - глаголом со значением речи в повелительном наклонении. Побудительную фразу типа Скажи мне... можно подставить практически почти к любому вопросу. Но употребление побудительной части является избыточным, поскольку вопрос своей формой сам побуждает собеседника к ответу, хотя подобные «избыточные» побудительно-вопросительные конструкции встречаются довольно часто. Они усиливают вопрос, подчеркивают его, требуют обязательного ответа, например:
- Скажи мне, Яков, зачем ты стучишь? - спросил я. (Короленко); - А вот так, - говорит Митрий Василии,- отвечай по правде: ты за сколь душ подати несёшь? (Он же); - Ну, расскажи, расхожи, как тебя надоумили храм ремонтировать? - Да как? Никак. (В. Шукшин).
Итак, значения вопроса и побуждения к действию очень близки, оба они относятся к эмоционально-волевому языку, поэтому в определенных условиях вопросительное предложение может побуждать не к речевому, а к обычному действию (к чему, собственно, и направлены побудительные высказывания). Общим условием появления побудительного значения у вопросительной формы является широта грамматической семантики вопросительного предложения, его многозначность: способность иметь разные значения в разных условиях. На потенциальную многозначность вопросительных предложений указывалось в работах А.М. Пешковского,
О. Есперсена, А.И. Смирницкого, Н.И. Жинкина, Е.И. Шендельс и др. В значении вопросительного предложения выделяются три семы: сема вопроса, сема сообщения и сема побуждения (под семой понимается минимальный элемент грамматического значения).
Частными условиями, благоприятствующими появлению семы побуждения форме вопроса, являются лексическое наполнение, контекст, ситуация и интонация. Поэтому значение побуждения реализуется далеко не всеми структурными элементами в предложении, а лишь некоторыми с определенным лексическим наполнением, в определенной ситуации и с особой интонацией. Сохраняя общее значение вопроса, эти конструкции могут выражать и побуждение к действию. Рассмотрим особенности таких предложений.
Со значением побуждения к действию могут выступать как местоименные, так и неместоименные вопросительные предложения.
В неместоименных вопросительных предложениях значение побуждения часто возникает у вопросительных структур с частицей не...ли, которая как бы обрамляет предикат, выраженный модальными глаголами хотеть, желать, мочь, иногда в сочетании с вежливым обращением к слушателю на Вы , эксплицитно или имплицитно выраженным, например:
Вот сочные ломтики! Не хотите ли? (Маяковский); - Не хотите ли, -шепнул он мне вдруг,- я познакомлю вас с первым здешним остряком? (Тургенев).
Кроме модальных глаголов в этих конструкциях используются и полнознаменательные глаголы, например:
Молока не выпьете ли на дорогу? - сказал Яков. (М. Горький); Не купишь ли у меня еще участок лесу? (А.Н. Островский).
Значение побуждения может быть выражено инфинитивными вопросительными предложениями с частицей не...ли. При этом побудительное значение усиливается благодаря взаимодействию инфинитива с частицей а в начале предложения и указанием на адресат в форме дательного падежа местоимения 2-го лица единственного или множественного числа:
А не пойти ли нам погреться? (А.Н. Толстой); А не пойти ли нам поужинать? (М. Горький); Слушай, а не провести ли тебе еще одну операцию? (П. Нилин).
Побудительное значение часто обнаруживается в неместоименных вопросительных предложениях с модальными словами может быть (может ) в сочетании с глаголами совершенного вида и указанием адресата. Адресат речи всегда узнаваем из контекста, если даже формально он не выражен. Обычно такие высказывания выражают мягкую просьбу, совет, например:
Может бить, ты с дороги моешься, папа? (Г. Николаева); M ожет быть, мы обсудим этот вопрос? (В. Тендряков); Может, встанешь походишь маленько? Давай повожу тебя по избе. (В. Шукшин).
Местоименные вопросительные предложения также могут иметь побудительное значение. Так, побудительное значение совета содержат инфинитивные предложения с вопросительными словами почему, отчего с частицей бы , отрицанием не и дательным падежом адресата, например:
Послушай, дорогой мой, а отчего бы вам не попробовать выступать на эстраде? (Куприн); Тогда почему нам не попытаться взглянуть на все, что нас окружает, как говорится, свежим взглядом? (Ком. правда.- 1977.
Обычно в таких предложениях преобладает совершенный вид глагола, что способствует более мягкому выражению побуждения.
Вопросительные предложения с местоимением что , которые, как правило, имеют в своем составе отрицательную частицу не , могут выражать значение приглашения, предложения, например:
Что же вы не посидите? Я подогрею самоварчик. (К. Федин); Что же вы не веселитесь... ну? (Л. Леонов).
В разговорной речи часто встречаются такие вопросы-приглашения: Что не заходите к нам? Что же не приезжаете?
В вопросительно-побудительных предложениях часто встречается отрицательная частица не , которая не имеет отрицательного значения, а как бы вносит новые экспрессивные оттенки в семантику побуждения и актуализирует побудительное значение вопросительной формы.
Побудительное значение проявляется в инфинитивных вопросительных предложениях с местоименным фразеологизмом А что если , например:
А что если попробовать? (Д. Гранин); А что если сейчас позвонить Крылову? (Он же); А что если на Кубань уйти, подальше отсель... далеко...далеко. (М. Шолохов).
В этих конструкциях адресат формально не выражен, но из контекста ясно, что побуждение адресовано 1-му лицу.
Основным признаком побудительности является обращенность к адресату. Адресованность побуждения может быть направлена к собеседнику (2 лицо), к самому себе (1-е лицо), к 3-м лицу, а также на побуждение к совместному действию говорящего и собеседника. Адресованность выражается в личных формах местоимений и глаголов.
В инфинитивных вопросительно-побудительных предложениях при адресованности побуждения 2-му лицу обязательным компонентом структурной схемы является указание на адресат в формеме дательного падежа местоимения 2-го лица единственного или множественного числа.
При адресованности побуждения самому себе дательный падеж адресата отсутствует.
Какие же побудительные значения могут выражать вопросительно-побудительные предложения и в чем их отличие от собственно побудительных высказываний?
Существует три основных типа значения императива: а) категорическое побуждение с частными значениями требования, приказа, команды, распоряжения, запрещения; б) смягченное побуждение с частными значениями просьбы, упрашивания, убеждения, мольбы; в) так называемое «нейтральное» побуждение, представляющее собой переходную ступень между смягченным категорическим побуждением: совет, приглашение, разрешение, предостережение. Эти оттенки значения не всегда можно четко разграничить, потому что при этом большую роль играет интонация, контекст, ситуация, лексически наполнение. То же самое можно сказать и о вопросительно-побудительных предложениях. Причем, в них значение вопроса полностью не исчезает, оно как бы отодвигается на второй план, и его присутствие проявляется в оттенках передаваемого побуждения: побуждение может быть более мягким, неофициальным, так как говорящий не знает, как будет воспринят его совет, поэтому этот совет облекается в форму допроса: это одновременно и совет и вопрос (Почему бы тебе не сходить к врачу? ), приглашение и вопрос (Может быть, сходим в кино? ). Иногда говорящий по ситуации не может давать совет или выражать другой вид побуждения; в этом счалучае побуждение также облекается в форму вопроса (Ваше превосходительство, не дозволите ли довезти вас? - Куприн). Таким образом, мягкое побуждение в форме вопроса употребляется там, где отношения междy собеседниками неравноправные, где один собеседник в силу разных причин не может позволить себе выразить побуждение более категорично. В этом одна из причин употребления вопросительно-побудительных предложений вместо собственно побудительных.
С другой стороны, некоторые виды побуждения в вопросительной форме более категоричны, чем в побудительном предложении. Это относится к запрещению действия, что в вопросительной форме сближается с угрозой:
Тетке надоели мои хождения. - Ты дашь сегодня покой дверям? А ну, садись на место, берись за пряжу. (Ч. Айтматов).
В вопросительно-побудительных предложениях, выражающих запрещение действия, наблюдается переосмысление значений вопросительных местоимений (что в значении «зачем»), нарушение прямых отношений и связей между словами (Ты дашь сегодня покой дверям? ). Это приводит к тому, что действие, которое непосредственно обозначено глаголом, мыслится как нежелательное и даже запрещается говорящим. Такое переосмысление содержания высказывания тесным образом связано с определенной интонацией, близкой к восклицательной, с особенностями лексического наполнения. В этих предложениях частица не отсутствует, тогда как в побудительном предложении запрет обычно выражается формой глагола несовершенного вида с отрицанием не :
Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной... (Пушкин).
Итак, вопросительные предложения могут иметь значения простого побуждения (предложения), просьбы, совета, приглашения к действию, запрещения действия и не могут выражать значения призыва, распоряжения, приказа. Вопросительно-побудительные предложения способны выражать многие частные значения всех трех типов побуждения: категорического, нейтрального и смягченного, при этом качество побуждения меняется: оно либо усиливается, становится более жестким, категоричным, либо, наоборот, смягчается.
Чаще всего вопросительное предложение выступает со значением простого побуждения к конкретному действию, которое полезно для адресата. С таким значением сближается значение приглашения, например:
Кваску, господа, не угодно ли? (Короленко); Может, хотите позавтракать с нами? (Ю. Бондарев); - Поедемте со мной? - предложил он. - У меня тут брат живет. (В. Шукшин).
Вопросительно-побудительные предложения со значением просьбы отличаются особой деликатностью выражения просьбы, близкой к упрашиванию:
- Дядя, а дядя... - сказал Андрей Иванович заднему мужику, - не подвезешь ли нас? (Короленко).
Нерешительная просьба выражается неместоименными структурами с модальным словом может быть (может ):
Я ухожу. Может быть, ты проводишь меня? (М. Горький).
Вопросительно-побудительные предложения со значением совета также выражают мысль более деликатно, ненавязчиво. Совет всегда обосновывается, поддерживается контекстом, например:
- А почему бы тебе не пойти на эту должность? - спросил Крылов. - Ты так хорошо понимаешь необходимость самопожертвования. (Д. Гранин).
Вопросительно-побудительные предложения часто выражают побуждение к действию и самого говорящего:
- А может быть, все же рискнуть, попробовать? - спрашивал себя капитан Енакиев, подкручивая по глазам окуляры стереотрубы. (В. Катаев).
Вопросительно-побудительные предложения выражают и побуждение к совместному действию, которое также более непринужденно, естественно, неофициально по сравнению с побуждением, выраженным побудительным предложением:
Пойдем вместе? Станцуем? (В. Шукшин)
Предложение - это основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. В отличие от словосочетаний предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) или одного из них .
Предложение выполняет коммуникативную функцию и характеризуется интонационной и смысловой законченностью . В предложении, помимо подчинительных связей (согласование, управление, примыкание), может быть сочинительная связь (между однородными членами) и предикативная (между подлежащим и сказуемым).
По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные . Простое предложение имеет одну грамматическую основу, сложное состоит из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей).
Простое предложение
представляет собой слово или сочетание слов, характеризующееся смысловой и интонационной законченностью и наличием одной грамматической основы.
Классификация простых предложений в современном русском языке может осуществляться по разным основаниям.
В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные , вопросительные и побудительные .
Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т. д. или описание их.
Например: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (Лермонтов). Я приду к пяти часам .
Вопросительные предложения заключают в себе вопрос. Среди них выделяют:
а) собственно вопросительные
: Что ты тут написал? Что это такое?
(Ильф и Петров);
б) риторические вопросы
(т. е. не требующие ответа): Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна
? (Пушкин).
Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления (побуждения к действию): приказ, просьбу, призыв, мольбу, совет, предостережение, протест, угрозу, согласие, разрешение и т. д.
Например : А ну спать! Здесь разговоры взрослые, не твоего ума дело (Тендряков); Скорее! Ну! (Паустовский); Россия! Встань и возвышайся! Греми, восторгов общий глас!.. (Пушкин).
Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения различаются и по форме (в них используются различные формы наклонения глагола, присутствуют специальные слова - вопросительные местоимения, побудительные частицы), и по интонации.
Сравните:
Он приедет.
Он приедет? Приедет ли он? Когда он приедет?
Пусть он приедет.
По эмоциональной окраске простые предложения разделяются на восклицательные и невосклицательные .
Восклицательным называется предложение эмоционально окрашенное, произносящееся с особой интонацией.
Например:
Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть!
(Л. Толстой).
Восклицательными могут быть все функциональные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).
По характеру грамматической основы членимые предложения делятся на двусоставные , когда в грамматическую основу входят и подлежащее, и сказуемое,
например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом! (Лермонтов), и односоставные , когда грамматическую основу предложений образует один главный член,
например: Сижу за решеткой в темнице сырой (Пушкин).
По наличию или отсутствию второстепенных членов простые предложения могут быть распространенными и нераспространенными .
Распространенным называется предложение, имеющее наряду с главными второстепенные члены предложения. Например: Как сладка печаль моя весной! (Бунин).
Нераспространенным считается предложение, состоящее только из главных членов. Например: Жизнь пуста, безумна и бездонна! (Блок).
В зависимости от полноты грамматического строения предложения могут быть полные и неполные . В полных предложениях словесно представлены все необходимые для данной структуры члены предложения: Труд будит в человеке творческие силы (Л. Толстой), а в неполных отсутствуют те или иные члены предложения (главные или второстепенные), нужные для понимания значения предложения. Отсутствующие члены предложения восстанавливаются из контекста или из ситуации. Например: Готовь летом сани, а зимою телегу (пословица); Чаю? - Мне полчашечки.
Простое предложение может иметь синтаксические элементы, осложняющие его структуру. К таким элементам относятся обособленные члены предложения, однородные члены, вводные и вставные конструкции, обращения. По наличию/отсутствию осложняющих синтаксических элементов простые предложения делятся на осложненные и неосложненные .