Духовные искания андрея болконского и пьера безухова. Нравственные искания и путь к духовности андрея болконского в романе "война и мир" Духовные искания болконского кратко

Смысл духовных исканий заключается в том, что герои способны к духовной эволюции, что, по Толстому, является важнейшим критерием нравственной оценки личности. Герои ищут смысл жизни (обретение глубинных духовных связей с другими людьми) и личное счастье. Толстой показывает этот процесс в его диалектической противоречивости (разочарования, обретение и потеря счастья). При этом герои сохраняют собственное лицо и собственное достоинство. Общее и главное в духовных исканиях Пьера и Андрея то, что в конце концов оба приходят к сближению с народом.

  1. Этапы духовных исканий Андрея Болконского.
    1. Ориентация на идеи Наполеона, гениального полководца, сверхличности (разговор с Пьером в салоне Шерер, отъезд в действующую армию, военные действия 1805 г.).
    2. Ранение под Аустерлицем, кризис в сознании (небо Аустерлица, Наполеон, обходящий поле сражения).
    3. Смерть жены и рождение ребенка, решение «жить для себя и своих близких».
    4. Встреча с Пьером, беседа на переправе, преобразования в имении.
    5. Встреча с Наташей в Отрадном (возрождение к новой жизни, аллегорически изображенной в образе старого Дрба).
    6. Общение со Сперанским, любовь к Наташе, осознание бессмысленности «государственной» деятельности.
    7. Разрыв с Наташей, духовный кризис.
    8. Бородино. Окончательный перелом в сознании, сближение с народом (солдаты полка зовут его «наш князь»).
    9. Перед смертью Болконский принимает Бога (прощает врага, просит Евангелие), ощущение всеобщей любви, гармония с жизнью.
  2. Этапы духовных исканий Пьера Безухова.
    1. Ориентация на идеи Наполеона, «общественный договор» Руссо, идеи французской революции.
    2. Получение наследства, женитьба на Элен, духовный кризис, дуэль с Долоховым.
    3. Масонство. Поездка в Киев и свои южные имения, неудачная попытка ввести преобразования, облегчить участь крестьян.
    4. Неудовлетворенность деятельностью масонов, разрыв с петербургскими масонами.
    5. Рассеянная, бессмысленная жизнь, духовный кризис, который прерывается вспыхнувшим чувством к Наташе.
    6. Организация ополчения, Бородино, батарея Раевского, размышления о роли народа в войне.
    7. Сон Пьера о сопряжении миров после Бородина (Баздеев говорит ему о необходимости «соединять все» знание о мире, Пьер пытается понять смысл этих слов и находит искомое: «не соединять, а сопрягать»).
    8. Отказ уйти из Москвы, намерение убить Наполеона и ценой собственной жизни спасти Отечество. Девочка, спасенная во время пожара, женщина, избавленная от надругательства.
    1. Плен. Неправедный суд Даву, общение с Платоном Каратаевым, духовное возрождение.
    2. Брак с Наташей, духовная гармония.
    3. Конец 10-х годов. Негодование, протест против общественного строя, призыв «объединяться добрым людям» (разговор с Николаем о намерении создать легальное или тайное общество). Преддверие декабризма (Изначально роман был задуман Толстым как повествование о современной ему действительности. Однако, поняв, что истоки современного ему освободительного движения лежат в декабризме, Толстой начинает роман о декабристах. Размышляя о причинах зарождения декабризма, Толстой приходит к выводу, что они лежат в том духовном подъеме, который испытал русский народ во время Отечественной войны 12 года).

«Да, мне открылось новое счастье, неотъемлемое от человека... Счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных внешних явлений на человека, счастье одной души, счастье любви! Понять его может всякий человек, но сознать и предписать его мог только один бог» (Л. Н. Толстой)


Персонажей великого романа-эпопеи «Война и мир» Льва Николаевича Толстого можно разделить на две категории: «герои вне пути» и «герои пути».
Первые отличаются отсутствием внутренней динамики характера, имеют устойчивую жизненную позицию. К таким героем можно отнести ветреного Анатоля Курагина, блистательную светскую Элен, Платона Каратаева, представителя народного мировоззрения, великого стратега Кутузова.
Герои второй категории постоянно находятся в нравственных исканиях, их внутренние ценности постоянно эволюционируют. Представителями «героев в пути» являются Пьер Безухов, Наташа Ростова и Андрей Болконский.

Внутреннее развитие последнего героя условно можно разделит на пять этапов. Каждый из них я детально рассмотрю в моем сочинении. О
В начале романа князь Андрей предстает перед нами довольно холодным и язвительным человеком. Он разочарован в женитьбе и в светской жизни, его целью является достижение славы на военном поприще. Кумир Болконского - гениальный жестокий полководец, враг России, Наполеон.
Во время австрийской кампании князь проявлял истинный героизм, сочувствовал русским солдатам, однако полного духовного единения с ними не испытывал. Перелом в сознании Болконского произошел во время Аустерлицкого сражения. Бесстрашный князь, чтобы воодушевить войско, взял знамя и побежал впереди солдат. За свою смелость Болконский страшно поплатился - его ранили. Глядя на небо, князь осознал ложность своих идеалов. Разочаровался он и в Наполеоне: кумир показался ему мелочным и ничтожным. Второй этап жизни князя ознаменован смертью жены, желанием жить для себя, воспитанием маленького сына, занятием хозяйством и крестьянским вопросом. Болконский разочарован в службе в действительной армии, он растворен в Богучарове. В его душе мрачно и пусто...
Третий период начинается знакомством с Наташей Ростовой, которая привнесла в жизнь князя житейскую радость и духовное обновление. Болконский теперь желает жить для народа, он работает в комиссии Сперанского с целью изменения правового положения крестьян. Все перспективные начинания обрушились. Князь Андрей разочаровался в Сперанском. Увлечение Наташи Анатолем он посчитал предательством...
Шел одна тысяче восемьсот двенадцатый год...Четвертый период своей жизни Болконский начал решением вернуться в армию командиром полка. Его настрой патриотичен, он верит в победу и в Кутузова.
Последний период жизни князя самый трагичный, в то же время он является пиком эволюции личности Болконского. Во время битвы на Бородинском поле князь был смертельно ранен. На операционном столе он прочувствовал духовное единение с народом, простил всех. Момент ожидания смерти и возврат в детство был идеальным состоянием человеческой души. Истинный путь Болконского был рассказан Пьером маленькому князю Андрею. Безухов был уверен, что Болконский идейно был бы на стороне декабристов...

«Жить по-божьи, творя любовь и добро» - таковы были взгляды Л. Н. Толстого на духовный мир человека, которые он высказал на склоне лет, обращаясь к юношеству. «Кто я? Зачем я живу? Во имя чего я живу?» - вот круг вопросов, которые составляют нравственные искания человека. Все любимые герои Л. Н. Толстого заняты этим напряженным духовным поиском. Л.Н.Толстой с симпатией относится к князю Болконскому, неординарному, думающему, ищущему человеку. «Он все читал, все знал, обо всем имел понятие» - такая высокая оценка дана князю Андрею на первых страницах романа. Совершенно очевидно, что князь Андрей не удовлетворен жизнью света, живет по другим, более возвышенным и благородным правилам жизни. В разговоре с Пьером князь так объясняет свой уход на войну: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!». И вот Болконский под небом Аустерлица. О чем он думает накануне сражения? - «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими». Князь Андрей с наслаждением слушает свист пуль, берет знамя и бежит в атаку, уверенный в том, что весь батальон последует за ним. В действительности он сумел пробежать всего несколько метров, был ранен и истекал кровью на Праценской горе. Именно в этот момент в его душе произойдет перелом, который изменит его жизнь и определит будущее. «Как я не видал прежде этого высокого неба? - шепчет он в бреду. - И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба... ничего нет, кроме тишины, успокоения». Как эти мысли не похожи на прежнее честолюбивое стремление к славе. Взгляд на бесконечное и прекрасное небо помог герою осознать мелочность и суету своих желаний. Даже Наполеон, его кумир, кажется теперь маленьким и ничтожным. Конечно, князь Андрей не приходит к Богу, но все же отбрасывает честолюбивые мечты, понимает, что человек должен искать в жизни что-то вечное. Но что? Этого еще герой не знает.

Пройдет полтора года, князь Андреи оправится от раны и вернется в Лысые Горы. Но духовное озарение под Аустерлицем не даст пока Болконскому внутренних сил, не избавит от разочарования и пессимизма, кстати, это обнаружит Пьер, приехав к нему в имение: «Его поразила происшедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый...» Встреча Пьера и князя Андрея ста - нет еще одним важным моментом в духовной биографии последнего. Князь Андрей скептически слушает лозунги Пьера о необходимости делать людям добро. Сам он отстаивает другое, жить так, чтобы не делать другим зла, жить для себя. И все же «свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». И в этой новой жизни князь Андрей перечислит своих крестьян в вольные хлебопашцы, заменит барщину оброком, в Богучарово крестьянских и дворовых детей станут учить грамоте. Так Болконский начнет преодолевать свое отчаяние, снова будет стремиться к добру, истине, справедливости. Но впереди - еще много надежд и разочарований, взлетов и падений. Князь Андрей будет пристально следить за происходящими событиями, думать, анализировать. Правда, он все еще убежден, что никогда не воскреснет к счастью, радости, любви. Поэтому, увидев посреди цветущего весеннего леса старый корявый дуб, он грустно согласится с ним: «...да, он прав, тысячу раз прав этот дуб... пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!» Однако встреча с Наташей перевернет его взгляд на мир, он воскреснет душой, и старый дуб, правда уже покрытый нежной зеленью, расскажет ему о другом. «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь... чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!» - скажет себе Болконский. Однако на этом сложный нравственный путь героя не закончился. Личная драма повергнет его в апатию, мало того - породит в душе ненависть к Анатолю Курагину. Князь Андреи уходит на войну, он живет только этим мщением, он теряет себя. Истинное возрождение героя произойдет в армии: князя вылечит общение с простыми солдатами, с народом, со своим полком. Бородинское сражение, кровь и страдания людей, увиденные им, вид раненого Курагина, у которого отнимают ногу, - все это окончательно вернет его к мысли о прощении, к желанию «быть вполне хорошим», к стремлению жить для людей: «Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце. Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над своими заблуждениями». Таким образом, судьба Андрея Болконского - сложный путь нравственных потерь и открытий. Важно, что на этом пути он сохранил истинное человеческое достоинство не случайно Кутузов скажет герою: «Ваша дорога - дорога чести». Безусловно, Толстому по душе неординарные люди, подобные князю Болконскому, люди, старающиеся жить небесполезно, творя любовь и добро.

«Жить по-божьи, творя любовь и добро» - таковы были взгляды Л. Н. Толстого на духовный мир человека, которые он высказал на склоне лет, обращаясь к юношеству. «Кто я? Зачем я живу? Во имя чего я живу?» - вот круг вопросов, которые составляют нравственные искания человека. Все любимые герои Л. Н. Толстого заняты этим напряженным духовным поиском. Л.Н.Толстой с симпатией относится к князю Болконскому, неординарному, думающему, ищущему человеку. «Он все читал, все знал, обо всем имел понятие» - такая высокая оценка дана князю Андрею на первых страницах романа. Совершенно очевидно, что князь Андрей не удовлетворен жизнью света, живет по другим, более возвышенным и благородным правилам жизни. В разговоре с Пьером князь так объясняет свой уход на войну: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!». И вот Болконский под небом Аустерлица. О чем он думает накануне сражения? - «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими». Князь Андрей с наслаждением слушает свист пуль, берет знамя и бежит в атаку, уверенный в том, что весь батальон последует за ним. В действительности он сумел пробежать всего несколько метров, был ранен и истекал кровью на Праценской горе. Именно в этот момент в его душе произойдет перелом, который изменит его жизнь и определит будущее. «Как я не видал прежде этого высокого неба? - шепчет он в бреду. - И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба... ничего нет, кроме тишины, успокоения». Как эти мысли не похожи на прежнее честолюбивое стремление к славе. Взгляд на бесконечное и прекрасное небо помог герою осознать мелочность и суету своих желаний. Даже Наполеон, его кумир, кажется теперь маленьким и ничтожным. Конечно, князь Андрей не приходит к Богу, но все же отбрасывает честолюбивые мечты, понимает, что человек должен искать в жизни что-то вечное. Но что? Этого еще герой не знает.

Пройдет полтора года, князь Андреи оправится от раны и вернется в Лысые Горы. Но духовное озарение под Аустерлицем не даст пока Болконскому внутренних сил, не избавит от разочарования и пессимизма, кстати, это обнаружит Пьер, приехав к нему в имение: «Его поразила происшедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый...» Встреча Пьера и князя Андрея ста - нет еще одним важным моментом в духовной биографии последнего. Князь Андрей скептически слушает лозунги Пьера о необходимости делать людям добро. Сам он отстаивает другое, жить так, чтобы не делать другим зла, жить для себя. И все же «свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». И в этой новой жизни князь Андрей перечислит своих крестьян в вольные хлебопашцы, заменит барщину оброком, в Богучарово крестьянских и дворовых детей станут учить грамоте. Так Болконский начнет преодолевать свое отчаяние, снова будет стремиться к добру, истине, справедливости. Но впереди - еще много надежд и разочарований, взлетов и падений. Князь Андрей будет пристально следить за происходящими событиями, думать, анализировать. Правда, он все еще убежден, что никогда не воскреснет к счастью, радости, любви. Поэтому, увидев посреди цветущего весеннего леса старый корявый дуб, он грустно согласится с ним: «...да, он прав, тысячу раз прав этот дуб... пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!» Однако встреча с Наташей перевернет его взгляд на мир, он воскреснет душой, и старый дуб, правда уже покрытый нежной зеленью, расскажет ему о другом. «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь... чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!» - скажет себе Болконский. Однако на этом сложный нравственный путь героя не закончился. Личная драма повергнет его в апатию, мало того - породит в душе ненависть к Анатолю Курагину. Князь Андреи уходит на войну, он живет только этим мщением, он теряет себя. Истинное возрождение героя произойдет в армии: князя вылечит общение с простыми солдатами, с народом, со своим полком. Бородинское сражение, кровь и страдания людей, увиденные им, вид раненого Курагина, у которого отнимают ногу, - все это окончательно вернет его к мысли о прощении, к желанию «быть вполне хорошим», к стремлению жить для людей: «Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце. Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над своими заблуждениями». Таким образом, судьба Андрея Болконского - сложный путь нравственных потерь и открытий. Важно, что на этом пути он сохранил истинное человеческое достоинство не случайно Кутузов скажет герою: «Ваша дорога - дорога чести». Безусловно, Толстому по душе неординарные люди, подобные князю Болконскому, люди, старающиеся жить небесполезно, творя любовь и добро.

Цель:

  • на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенство-вания;
  • создать условия для исследовательского чтения и личностной интерпретации кульминационных эпизодов в мировоззрении главных героев романа (Андрея Болкон-ского);
  • способствовать совершенствованию навыков фи-лологического чтения и анализа художественного текста;
  • пробуждать интерес к духовному миру личности; способ-ствовать воспитанию читательской культуры. Оборудование: учебник, текст романа «Война и мир», иллюстрации к ро-ману.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые

результаты: учащиеся знают содержание изученных глав романа;

характеризуют Андрея Болконского, выделяя и анали-зируя отрывки, раскрывающие его духовные искания и жизненную позицию; раскрывают авторское отноше-ние к герою.

Беседа

Необходимо ли изучение романа JI. Н. Толстого в наши дни? Какую пользу оно может принести современной молодёжи, современному поколению?

Какие нравственные, моральные, психологические проблемы современно-сти вы обнаружили в романе JI. Н. Толстого?

Читая роман, вы, конечно же, обратили внимание на то, что JI. Н. Толстой далеко не у всех героев показывает процесс их внутренней жизни. Чем вы можете объяснить это?

Слово учителя

— Джон Голсуорси писал о «Войне и мире»: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей ли-тературных анкет: “величайший роман в мире”,— я выбрал бы “Войну и мир”. В романе “Война и мир” сошлись, пересеклись все самые яркие, все самые зна-чительные силовые поля русской словесности. Главные герои романа — Анд-рей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья — не просто ключевые персонажи русской классической литературы. Они играют более значимую роль. Их образы превратились в настоящие “опоры” русского на-ционального сознания, приобрели символическое значение. А сама четырёх-томная книга Толстого стала вершиной отечественной культуры “золотого века” »...

«Я буду писать историю людей, более свободных, чем государственные люди, историю людей, живших в самых выгодных условиях жизни, людей, сво-бодных от бедности, от невежества и независимых...» — писал JI. Н. Толстой. Человек и его душа были предметом творческих исследований JI. Н. Толстого. Он пристально изучает путь, который проходит человек, стремясь к высокому и идеальному, стремясь познать самого себя. Сам писатель прошёл свой жиз-ненный путь через страдания, от грехопадения к очищению (об этом свидетель-ствуют его дневниковые записи). Этот опыт он и показал через судьбы своих любимых героев. Любимые и близкие Толстому герои — люди с богатым вну-тренним миром, естественные, способные к духовному изменению, люди, ищу-щие свой путь в жизни. К ним относятся Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Марья Болконская. У каждого героя есть свой путь духовных исканий, который не является прямым и лёгким. Можно сказать, что он напо-минает кривую, где есть свои взлёты и падения, радости и разочарования.

Князь Андрей Болконский — одна из самых ярких и самых трагических фи- гур романа «Война и мир». С первого своего появления на страницах произве-дения и до смерти от ран в доме Ростовых жизнь Болконского подчинена своей внутренней логике.

IV. Работа над темой урока

1.Объяснение учителя (Учащиеся составляют тезисы.)

Жизненный путь и искания героев

— «Война и мир» — произведение с огромным количеством персонажей (их насчитывается более 500). Героев романа нельзя по традиции разделить услов-но на отрицательных и положительных. Автор предлагает другой подход: герои не меняющиеся, застывшие и изменяющиеся.

Такое деление определяется убеждением Л. Н. Толстого о том, что «одно из самых величайших заблуждений при суждениях о человеке в том, что мы назы-ваем, определяем человека умным, глупым, добрым, злым, сильным, слабым, а человек есть всё: все возможности, текучее вещество».

В. Днепров в своей книге «Искусство человековедения» пишет: «Чем от-личается зло хороших людей от зла людей плохих? Этот, казалось бы, простой вопрос играет важную роль в искусстве Л. Н. Толстого. Притом ответ на него дают не только произведения художника, но и сама жизнь... Зло плохого и хо-рошего человека отличаются характером реакции на него. Во-первых, хороший человек открыто его признаёт, ставит его пред собой во всей его унизительно-сти и постыдности. Он не станет защищаться от зла ложью или выступать его | лицемерным адвокатом перед самим собой. Во-вторых, он будет действовать наперекор этому злу, сознаваясь в своих поражениях и неустанно возобновляя борьбу. Толстой знает, что борьба эта трудна, что каждый раз возникает ситуа-ция, когда зло может вползти в душу неузнанным. Но в сознании должно быть j достаточно светло, чтобы распознать его и отвергнуть его делом». Такой приём изображения героев в форме психологического анализа Н. Г. Чернышевский назвал «диалектикой души».

2. Комментированное чтение отрывка из романа (раздаточный материал)

Карточка

♦ Прочитайте отрывок, выпишите ключевые слова.

КНЯЗЬ АНДРЕЙ

Князь Андрей не только знал, что он умрёт, но он чувствовал, что он уми-рает, что он уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчуждённости от всего земного и радостной и странной лёгкости бытия...

Прежде он боялся конца. Он два раза испытал это страшное мучительное чувство страха смерти, конца, и теперь уже не понимал его.

Первый раз он испытал это чувство тогда, когда граната волчком вертелась перед ним и он смотрел на жнивьё, на кусты, на небо и знал, что перед ним была смерть. Когда он очнулся после раны и в душе его, мгновенно, как бы освобождённый от удерживавшего его гнёта жизни, распустился этот цветок любви, ной, свободной, не зависящей от этой жизни, он уже не боялся смерти и не ал о ней.

Чем больше он, в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые провёл после своей раны, вдумывался в новое, открытое ему начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило никого не любить, значило жить этою земною жизнию. И, чем больше он проникался этим началом любви, тем больше он отрекался от жизни и тем совершеннее уничтожал ту страшную преграду, которая без любви стоит между жизнью и смертью. Когда он, это первое время, вспоминал о том, что ему надо было умереть, он говорил себе: ну ж, тем лучше...

«Любовь? Что такое любовь? — думал он. — Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Всё, всё, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Всё есть, всё существует только потому, что я люблю. Всё связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть — значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечно-му источнику...

Да, это была смерть. Я умер — я проснулся. Да, смерть — пробуждение!»

Ключевые слова

  • Андрей Болконский
  • Вечная любовь
  • Всех любить
  • Любовь мешает смерти
  • Любовь — жизнь
  • Любовь — Бог
  • Вечный источник
  • Смерть — пробуждение

3. Постановка и решение проблемных вопросов

  • Какими тремя понятиями определяется ценность человека?
  • Какие черты характера члена семьи Болконских особенно близки Толстому?
  • На чём основана семейная близость Болконских?

4.Исследовательская работа: путь духовных исканий князя Андрея Болконского (в группах)

1-я группа «биографы» князя Андрея — выстроить жизненный путь героя.

2-я группа «наблюдатели» — определить приёмы, используемые автором для развития образа Андрея Болконского.

5.Составление таблицы «Духовные искания Андрея Болконского» (запись в тетрадях)

Духовные искания Андрея Болконского

Лучшие минуты

жизни

Что меняется в герое

Небо под Аустер-лицем

Начинает понимать ничтожность «мелкого тщеславия» Наполеона в сравнении с тем «высоким, справедливым и добрым небом, кото-рое он видел и понял»

Князь осознал великую истину: жизнь есть абсолютная ценность. Ощутил свою связь с бесконечностью: «Ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понят-но, и величия чего-то непонятного, но важнейшего»

Открытие

богат-ства мирной жизни

Вернувшись из французского плена, Болконский узнаёт о смерти жены. В его памяти навсегда останется «мёртвое укоризненное лицо» маленькой княгини. С этого момента князь Андрей будет мучиться мыслями о пренебрежении, с которым относился к жене, поймёт и осознает ценность семейного счастья, радости обыденной жизни среди родных людей: отец, сестра, сын Николенька

Князь раскаивается в своих честолюбивых мечтаниях, в его душе начинают превалировать естественные потребности любви и добра

Лучшие минуты

жизни

Что меняется в герое

Встреча с Пье-ром

в Богучарове

«Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой на-чалась, хотя во внешности та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Пьер «заражает» князя Андрея своей верой в людей, в жизнь не только земную, но

и вечную, в Бога

Князь Андрей принимает некоторые из убеждений Пьера, оказывающие на Болкон-ского благотворное влияние. Теперь уже князь может себе признаться: «Как бы счаст-лив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: “Господи, помилуй меня”»

Встреча с Ната-шей Ростовой в Отрадном

Возвращается к «живой жизни», начинает ощущать радость об-щения с большим миром, людьми. В этом состоянии князь Андрей спешит войти в близкие ему сферы государственной деятельности, сходится со Сперанским

Эмоциональность Наташи, её искренность и восторг дают толчок к душевному возро-ждению князя

Любовь к Ната-ше Ростовой

Меняет своё отношение к Сперанскому, которого уже начал почи-тать за кумира, замечает в себе пренебрежение к делу, которым так раньше интересовался: «Разве это может сделать меня счастливее и лучше? »

Князь становится счастливее и лучше от того чувства, которое пробуждает в его душе Наташа Ростова

Участие в войне 1812 г.

В армии князь — заботливый и внимательный командир. Он отка-зывается от предложения служить в штабе армии, его не волнуют мечты о личной славе. Солдаты называют его «наш князь»

Во время Бородинского сражения Болконский исполняет свой долг, им движут не желание личной славы, а чувство чести офицера, ненависть к врагу, разорившему его родную землю, его Лысые Горы

Прощение Ана- толя Курагина

Увидев, как ампутируют ногу Анатолю Курагину, князь испытал искреннее сочувствие к боли и страданиям этого человека: «Рас-пустился... цветок любви, вечной, свободной, независимой от этой жизни...»

Возрождение любви к Наташе Ростовой

После тяжёлого ранения переживает страстное желание жить. Именно в эти минуты возвращается к нему любовь к Наташе Росто-вой. Но это уже другое чувство: «...он в первый раз представил себе её душу. В первый раз понял всю жестокость разрыва с ней»

Смерть Андрея Болконского

«Чем больше он в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провёл после своей раны, вдумывался в новое, открытое начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило — никого не любить, значило — не жить этою зем-ною жизнью»

Судьба Андрея Болконского — это путь человека, совершающего ошибки и способно-го искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству. Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по Толстому, дело — умер спокойно и достойно

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя.

— Нелёгок путь героев JI. Н. Толстого к искренним чувствам, стремлениям, не подверженным ложным законам общества. Такова дорога чести Андрея Болкон-ского. Не сразу он открывает для себя истинную любовь к Наташе, скрываемую за маской лживых представлений о чувстве собственного достоинства; трудно даёт-ся ему прощение Курагина, «любовь к этому человеку», которая всё же наполнит «его счастливое сердце». Перед смертью Андрей обретёт «любовь, которую пропо-ведовал Бог на земле», но жить на этой земле ему уже не суждено. Долог был путь Болконского от поисков славы, удовлетворения своего честолюбия к состраданию и любви к ближним, он прошёл этот путь и дорого заплатил за него — жизнью.

VI. Домашнее задание

  • Подготовиться к исследовательской работе на тему «Путь духовных иска-ний Пьера Безухова» (с опорой на текст романа).