Сказка: «Большое путешествие. Смешные рассказы для детей

Мальчику Максиму исполнилось уже десять лет, а он еще ни разу не выезжал за пределы своей страны. Уже все его друзья побывали в далеких странах. Кто-то летал на море в Турцию или Египет. Кто-то ездил на экскурсию в Европу и даже побывал в Диснейленде. Друзья рассказывали о том, как же здорово – познавать мир и видеть новое. Слушая их, Максим понимал, для него это всего лишь сказка про путешествия, которая навряд ли станет реальностью. Ведь его родители жили очень бедно.

Читать сказку про путешествия

Как-то раз мальчик возвращался со школы в поникшем состоянии, ведь его друзья показывали фотографии со снежных гор. Но от грусти Максима отвлек старик, который стоял возле светофора и боялся перейти дорогу. Зеленый свет на светофоре загорался всего на пятнадцать секунд, дедушка боялся, что не успеет.
— Давайте я помогу Вам! – сказал Максим, который любил помогать людям, и вместе они быстро перешли дорогу.
— Как же я могу отблагодарить тебя, мальчик?
— Ну что Вы, я был рад помочь.
— Но все же я вижу, что тебя что-то грызет внутри. Есть у тебя одно заветное желание.
— У всех есть мечты. Моя мечта – сказка про путешествия. Но вряд ли Вы можете мне помочь. – Максим грустно улыбнулся и пошел домой. А дедушка подумал, что за добро всегда нужно благодарить, и остаться в долгу он не мог. К тому же старик был не обычным, а потомственным волшебником. Уже в этот же вечер мальчика ждал сюрприз дома. Курьер принес ему огромную посылку. Открыв ее, Максим увидел сто пижам.
— Что это? – удивились родители мальчика.
— Сам не знаю. Сегодня я перевел старика через дорогу, а он прислал мне эти пижамы. И записку о том, что мечты должны осуществляться. Но зачем мне так много пижам?
— Возможно, он работал на заводе по изготовлению пижам?
Максим же подумал, что дедушка сошел с ума. Но мысленно был очень благодарен ему за такое внимание.
— Зачем же мне аж сто разных пижам? Спать каждый день в новой, пока они не станут малы? Или подарить их друзьям?
Рассматривая подарок, Максим вдруг заметил, что на каждом кофте есть надпись – название страны на языке этой страны. Он увидел Грецию, Польшу, Венгрию, Францию, США, Мексику, Тайланд, Испанию. Были такие надписи на пижам, о которых Максим и услышал впервые – Кения, Ботсвана, Бурунди, Мозамбик.
— Наверное, старик хотел сделать как лучше, но теперь мне еще грустнее. Столько разных стран есть в мире, в которых я никогда не побываю.
Максим надел пижаму с надписью Египет и лег спать. Проснувшись мальчик был невероятно удивлен, ведь его сказка про путешествия ожила! Он почувствовал жар солнца и ощутил, как сильно дует на него ветер. Осмотревшись, мальчик понял, что проснулся на шезлонге, который стоит на пляже. Вокруг почти не было людей, но все же некоторые любители плескаться уже купались в водах Красного моря. Максим подошел к воде и ощутил, что она еще прохладна. Но при этом море было невероятно чистым.

Вдруг мальчик услышал чей-то голос. К нему подошел египтянин и о чем-то заговорил, показывая на ноги. Максим не сразу, но все же понял, в Красное море лучше не заходить босиком. Ведь там живут морские ежи и находятся кораллы. Египтянин дал Максиму тапочки, маску и трубку, через которую можно дышать, улыбнулся и ушел.
Мальчик надел тапочки и пошел в море. Еще никогда он не купался в такой красивой воде, а ныряя Максим увидел невероятных рыб! Яркие, красивые, большие и дружелюбные стаи рыбок кружили вокруг него. Какое же это счастье!
Максим услышал будильник и проснулся. Неужели это все ему приснилось? Но ощущения в средине были такими, будто бы он и вправду пережил настоящее путешествие. А заглянув под подушку, Макс нашел египетские сладости, духи, папирус и другие сувениры из Египта.
С тех пор Максим каждую ночь путешествует во сне. Все что ему для этого нужно сделать – надеть пижамку. И тогда начинается его короткая сказка про путешествия. А утром он всегда находит сувениры под подушкой. Максим верит, хотя сейчас он может бывать в других странах только во сне, когда он вырастит, обязательно посетит каждый уголок Земли.

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!

Представьте, что однажды ваш ребенок, начитавшись книг о Робинзоне Крузо, Гулливере и Финеасе Фогге, придет к вам с вопросом: почему главные герои приключенческих книг для детей - взрослые люди?

Не торопитесь ответить, что тяготы и опасности дальних странствий детям не по плечу. Вместо этого предложите ребенку почитать об удивительных приключениях их сверстников.

В нашем списке вы найдете лучшие книги о путешествиях, в которых главная роль отведена детям. В основном это литература для школьного возраста, но некоторые истории можно прочесть и дошкольникам.

1. Сельма Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Эта сказочная книга на самом деле была задумана как учебник по географии Швеции. Но даже школьники согласятся: если бы все учебники были такими, никто не зевал бы на уроках.

А пока можно отправиться вместе с Нильсом в дорогу и пережить волнительные приключения. Путь Нильса полон тайн и опасностей, но рядом с ним всегда есть друзья, которые помогут в трудную минуту.

2. Елена Ракитина «Большое путешествие домой»

Мишка и Егорка - люди непоседливые и любопытные. Сегодня они собираются в лес, на вечеринку гномов, завтра их ждут африканские туземцы, а послезавтра в их планах - прогулка на трамвае по родному городу. Очень хочется примкнуть к их компании и увидеть, как многообразен мир.

3. Альфред Шклярский «Томек в стране кенгуру»

Сколько раз Томек Вильбовский, обыкновенный подросток, мечтал о путешествиях! Его мечты сбылись: он отправился в настоящую экспедицию по Австралии и на своем опыте узнал, что такое буря на море и как опасна встреча с хищником. Шклярский написал 9 книг о странствиях Томека, и его книги-приключения читает уже не одно поколение детей.

4. Эрнест Сетон-Томпсон «Маленькие дикари»

Мальчишки учатся так неохотно… Вовсе нет - некоторые науки они постигают с удовольствием. Юные герои книги решили провести лето в лесу, как настоящие индейцы: пожить в собственноручно построенном вигваме, научиться стрелять без промаха и читать следы животных.

Взрослые поддержали их затею, а старый охотник поделился полезными секретами индейцев.

5. Александр Волков «Волшебник Изумрудного города»

Девочка Элли считала себя домоседкой, но однажды ураган унес ее в далекую страну - поневоле пришлось путешествовать, чтобы вернуться домой. Но сколько нового узнала она по пути и скольких нашла друзей!

Потом Элли не раз отправлялась в сказочные странствия, а когда выросла, передала любовь к путешествиям своей дочке Энни. Об этом рассказывается в других книгах Волкова.

6. Жюль Верн «Дети капитана Гранта»

37 параллель южной широты - это тонкая линия на карте и бескрайние просторы океанов в действительности. Где-то на этой параллели нашел прибежище после кораблекрушения капитан Грант.

Его дети, Роберт и Мэри, отправляются на поиски отца. Как и все книги о путешествиях, написанные Жюлем Верном, эта история захватывает с первых страниц.

7. Ян Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»

Стрекоза в качестве транспортного средства - лучший выбор для тех, кто хочет поближе познакомиться с крошечными обитателями нашей планеты.

Дети обычного роста на стрекозах летать не могут, но Карику и Вале помог профессор, который изобрел уменьшающий эликсир. Путешествие в густой траве начинается!

8. Виталий Коржиков «Веселое мореплавание Солнышкина»

Матрос Алеша Солнышкин уже вырос из детских штанишек, но не утратил детского любопытства. Оно поможет ему в нелегком плавании, и корабельные будни не покажутся скучными и однообразными.

Продолжение истории читайте в книгах «Солнышкин плывет в Антарктиду» и «Ледовые приключения Плавали-Знаем».

9. Маша Вайсман «Правда, весело?»

Поездка на море всей семьей - это очень здорово. Там есть горы, похожие на драконов, молчаливые медузы, лужи с целебной грязью, туристы в палатках и золотая рыбка, которой можно нашептать свои желания. Посмотрите вокруг глазами мальчика Фили - правда, весело?

10. Кир Булычев «Приключения Алисы»

Родители часто берут своих детей на работу. Но если папа - космобиолог, то работать ему приходится на далеких планетах, а значит, у дочки есть возможность путешествовать по нашей галактике и даже за ее пределами.

Алиса этой возможностью пользуется, заводя друзей среди инопланетян и приручая диковинных животных с других планет. Булычев написал цикл книг об Алисе Селезневой, в них девочка путешествует и в пространстве, и во времени.

11. Роберт Льюис Стивенсон «Остров сокровищ»

Думаете, в пиратском приключенческом романе нет места детям? А вот Стивенсон доверил роль рассказчика и главного героя подростку Джиму Хокинсу.

Джим случайно ввязался в поиски сокровищ капитана Флинта, но показал себя наблюдательным, находчивым и смелым участником экспедиции. Дополните чтение просмотром великолепного мультфильма Давида Черкасского.

12. Федор Конюхов «Как я стал путешественником»

Федор Конюхов - знаменитый путешественник, совершивший 5 кругосветных плаваний и переплывший Атлантический океан на весельной лодке. А первое самостоятельное путешествие он предпринял в 15 лет, покорив в одиночку Азовское море. Как мальчик готовился к морскому походу и с чем столкнулся в пути, вы прочтете в этой книге.

13. Аарон Бекер «Путешествие»

В этой книге так много открытий, волнений, радостей - но нет ни единого слова. Путешествуйте вместе с детьми по нарисованным мирам Аарона Бекера, учась узнавать красоту и замечать мелочи, на которых взгляд обычно не задерживается.

Вполне возможно, что эти книги пробудят в ребенке страсть к путешествиям, и он проложит собственный маршрут для новых семейных поездок. А если вы покажете, что хорошо ориентируетесь в детских достопримечательностях (в этом вам поможет ), ребенок будет благодарен вам за совет.

Интересная и смешная история о приключениях детей, которые мечтали о великих путешествиях. Рассказ для младших школьников и детей среднего школьного возраста.

Великие путешественники.

Но Стёпка, хозяйский сын, у родителей которого мы жили на даче, объяснил мне, что такое Земля. Он сказал:

— Земля есть круг. И если пойти всё прямо, то можно обогнуть всю Землю и всё равно придёшь в то самое место, откуда вышел.

И когда я не поверил, Стёпка ударил меня по затылку и сказал:

— Скорей я пойду в кругосветное путешествие с твоей сестрёнкой Лёлей, чем я возьму тебя. Мне не доставляет интереса с дураками путешествовать.

Но мне хотелось путешествовать, и я подарил Стёпке перочинный ножик. Стёпке понравился мой ножик, и он согласился взять меня в кругосветное путешествие.

На огороде Стёпка устроил общее собрание путешественников. И там он сказал мне и Лёле:

— Завтра, когда ваши родители уедут в город, а моя мамаша пойдёт на речку стирать бельё, мы сделаем, что задумали. Мы пойдём всё прямо и прямо, пересекая горы и пустыни. И будем идти напрямик до тех пор, пока не вернёмся сюда обратно, хотя бы на это у нас ушёл целый год.

Лёля сказала:

— А если, Стёпочка, мы встретим индейцев?

— Что касается индейцев,— ответил Стёпа,— то индейские племена мы будем брать в плен.

— А которые не захотят идти в плен? — робко спросил я.

— Которые не захотят,— ответил Стёпа,— тех мы и не будем брать в плен.

Лёля спросила:

— Три рубля нам хватит на это путешествие? Я возьму из моей копилки.

Стёпка сказал:

— Три рубля нам, безусловно, хватит на это путешествие, потому что нам деньги будут нужны лишь на покупку семечек и конфет. Что касается еды, то мы по дороге будем убивать разных мелких животных и их нежное мясо будем жарить на костре.

Стёпка сбегал в сарай и принёс оттуда мешок из-под муки. И в этот мешок мы

положили хлеб и сахар. Потом положили разную посуду: тарелки, стаканы, вилки и ножи. Затем, подумавши, положили волшебный фонарик, цветные карандаши, глиняный рукомойник и увеличительное стекло для зажигания костров. И кроме того, запихали в мешок два одеяла и подушку от тахты.

Помимо этого, я приготовил три рогатки, удочку и сачок для ловли тропических бабочек.

И на другой день, когда наши родители уехали в город, а Стёпкина мать ушла на речку полоскать бельё, мы покинули нашу деревню Пески.

Мы пошли по дороге через лес. Впереди бежала Стёпкина собачка Тузик. За ней шёл Стёпка с громадным мешком на голове. За Стёпкой шла Лёля со скакалкой. И за Лёлей, с тремя рогатками, сачком и удочкой, шёл я.

Мы шли около часа.

Наконец Стёпа сказал:

— Мешок дьявольски тяжёлый. И я один его не понесу. Пусть каждый по очереди несёт этот мешок.

Тогда Лёля взяла этот мешок и понесла его.

Но она недолго несла его, потому что выбилась из сил.

Она бросила мешок на землю и сказала:

— Теперь пусть Минька понесёт!

Когда на меня взвалили этот мешок, я ахнул от удивления: до того этот мешок оказался тяжёлым.

Но я ещё больше удивился, когда зашагал с этим мешком по дороге. Меня пригибало к земле, и я, как маятник, качался из стороны в сторону. Пока наконец, пройдя шагов десять, не свалился с этим мешком в канаву.

Причём сначала упал в канаву мешок, а потом, на мешок, упал я. И хотя я был лёгкий, тем не менее я ухитрился раздавить все стаканы, почти все тарелки и глиняный рукомойник.

Мы с грустью вытащили черепки из мешка. И Стёпка ударил меня по затылку, сказал, что таким, как я, надо сидеть дома, а не пускаться в кругосветное путешествие.

Потом Стёпка свистнул собаку и хотел её приспособить для ношения тяжестей. Но из этого ничего не вышло, потому что Тузик не понимал, что мы от него хотим.

Тем более что мы и сами не очень-то понимали, как нам под это приспособить Тузика.

Тогда Стёпка велел нам всем вместе нести этот мешок.

Ухватившись за углы, мы понесли мешок. Но нести было неудобно и тяжело. Тем не менее мы шли ещё два часа. И наконец вышли из леса на лужайку.

Тут Стёпка решил сделать привал. Он сказал:

— Всякий раз, когда мы будем отдыхать или когда будем ложиться спать, я буду протягивать ноги в том направлении, в каком нам надо идти. Все великие путешественники так поступали и благодаря этому не сбивались со своего прямого пути.

И Стёпка сел у дороги, протянул вперёд ноги.

Мы развязали мешок и начали закусывать.

Мы ели хлеб, посыпанный сахарным песком.

Вдруг над нами стали кружиться осы. И одна из них, желая попробовать мой сахар, ужалила меня в щёку.

От этого моя щека вздулась, как пирог. И я захотел вернуться домой. Но Стёпка не позволил мне об этом думать. Он сказал:

— Каждого, кто захочет вернуться домой, я привяжу к дереву и оставлю на съедение муравьям.

Я шёл позади всех, скуля и хныча. Моя щека горела и ныла.

Лёля тоже не была рада путешествию. Она вздыхала и мечтала о возвращении домой.

Мы продолжали идти в плохом настроении.

И только у Тузика настроение было ничего себе. Задрав хвост, он гонялся за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие.

Наконец стало темнеть. Стёпка бросил мешок на землю. И мы решили тут заночевать.

Мы собрали хворосту для костра. И Стёпка извлёк из мешка увеличительное стёклышко, чтоб разжечь костер.

Но, не найдя на небе солнца, Стёпка приуныл. Мы тоже огорчились. И, покушав хлеба, легли в темноте.

Стёпка торжественно лёг ногами вперёд, говоря, что утром нам будет ясно, в какую сторону идти.

Стёпка тотчас захрапел. И Тузик тоже засопел носом. Но мы с Лёлей долго не могли уснуть. Нас пугали тёмный лес и шум деревьев.

Сухую ветку под головой Лёля вдруг приняла за змею и от ужаса закричала.

А упавшая шишка с дерева напугала меня до того, что я подскочил на земле, как мячик.

Наконец мы задремали.

Я проснулся оттого, что Лёля теребила меня за плечи. Было раннее утро. И солнце ещё не взошло.

Лёля шёпотом сказала мне:

— Минька, пока Стёпка спит, давай повернём его ноги в обратную сторону. А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.

Мы посмотрели на Стёпку. Он спал с блаженной улыбкой.

Мы с Лёлей ухватились за его ноги и в одно мгновение повернули их в обратную сторону, так что Стёпкина голова описала полкруга.

Но от этого Стёпка не проснулся.

Он только застонал во сне и замахал руками, бормоча: «Эй, сюда, ко мне...»

Наверно, ему приснилось, что он берёт в плен индейцев, а те не хотят и сопротивляются.

Мы стали ждать, когда Стёпка проснётся.

Он проснулся с первыми лучами солнца и, посмотрев на свои ноги, сказал:

— Хороши бы мы были, если бы я лёг ногами куда попало. Вот мы бы и не знали, в какую сторону нам идти. А теперь, благодаря моим ногам, всем нам ясно, куда надо идти.

И Стёпка махнул рукой по направлению дороги, по которой мы шли вчера.

Мы покушали хлеба, попили водички из канавы и двинулись в путь. Дорога была знакома по вчерашнему путешествию. И Стёпка то и дело раскрывал рот от удивления. Тем не менее он сказал:

— Кругосветное путешествие тем и отличается от других путешествий, что всё повторяется, так как Земля есть круг.

Позади раздался скрип колёс. Это какой-то дяденька ехал в пустой телеге. Стёпка сказал:

— Для быстроты путешествия и чтоб скорей обогнуть Землю, не худо бы нам сесть в эту телегу.

Мы стали проситься, чтоб нас подвезли. Добродушный дяденька остановил телегу и позволил нам в неё сесть.

Мы быстро покатили. И ехали не больше двух часов.

Вдруг впереди показалась наша деревня Пески.

Стёпка, раскрыв рот от изумления, сказал:

— Вот деревня, в аккурат похожая на нашу деревню Пески. Это бывает во время кругосветных путешествий.

Но Стёпка ещё больше изумился, когда мы приблизились к реке и подъехали к пристани.

Мы вылезли из телеги.

Действительно, это была наша пристань Пески, и к ней только что подошёл пароход.

Стёпка прошептал:

— Неужели же мы обогнули Землю?

Лёля фыркнула, и я тоже засмеялся. Но тут мы увидели на пристани наших родителей и нашу бабушку — они только что сошли с парохода.

И рядом с ними мы увидели нашу няньку, которая с плачем что-то им говорила. Мы побежали к родителям. И родители засмеялись от радости, что увидели нас.

Нянька сказала:

— Дети, я думала, что вы вчера потонули.

Лёля сказала:

— Если бы мы вчера потонули, то мы не могли бы отправиться в кругосветное путешествие.

Мама воскликнула:

— Что я слышу? Их надо наказать.

Бабушка, сорвав ветку, сказала:

— Я предлагаю выпороть детей. Миньку пусть выпорет мама. А Лёлю я беру на себя. И я всыплю ей как старшей не менее двадцати розг.

Папа сказал:

— Порка — это старый метод воспитания детей. И это не приносит пользы. Дети и без порки поняли, какую глупость они совершили.

Мама, вздохнув, сказала:

— Ах, у меня дурацкие дети! Идти в кругосветное путешествие, не зная географии и таблицы умножения,— ну что это такое!

Папа сказал:

— Мало знать географию и таблицу умножения. Чтоб идти в кругосветное путешествие, надо иметь высшее образование в размере пяти курсов. Надо знать всё, что там преподают, включая космографию. А те, которые пускаются в дальний путь без этих знаний, приходят к печальным результатам.

С этими словами мы пошли домой. И сели обедать. И наши родители смеялись и ахали, слушая наши рассказы о вчерашнем приключении.

Папа сказал:

— Всё хорошо, что хорошо кончается.

И он не наказал нас за наше кругосветное путешествие и за то, что мы потеряли подушку от тахты.

Что касается Стёпки, то его собственная мамаша заперла его в бане, и там наш великий путешественник просидел целый день вместе со своей собакой Тузиком.

А на другой день мамаша его выпустила. И мы с ним стали играть как ни в чём не бывало.

Стало смеркаться.

Над тайгой, над сумрачными скалами, над речкой с плещущим названием Вёлс взошёл узенький лисий месяц.

К сумеркам поспела уха.

Разыскавши в рюкзаках ложки, мы устроились вокруг ведра, выловили куски хариуса и отложили в отдельный котелок, чтобы хариус остывал, пока будем есть уху.

Ну, Козьма да Демьян, садитесь с нами!

Длинной можжевёловой ложкой я пошарил в глубине ведра - рука по локоть ушла в пар. Выловил со дна картошки и рыбьих потрохов - печёнки, икры, - потом зачерпнул прозрачной юшки с зелёной пеной.

Ну, Козьма да Демьян, садитесь с нами! - повторил Лёша, запуская свою ложку в ведро.

Садитесь с нами, садитесь с нами, Козьма да Демьян! - подтвердили мы.

Костёр мы разложили на низком берегу Вёлса. Наш берег весь завален грязными льдинами. Они остались от половодья - не успели потаять. Вот льдина, похожая на огромное ухо, а вот - на гриб груздь.

Кто же это такие - Козьма да Демьян? - спросил Пётр Иваныч, который в первый раз попал в уральскую тайгу.

Уху Пётр Иваныч ест осторожно и почтительно. Голова его окутана паром, в очках горят маленькие костры.

Это меня старые рыбаки научили, - ответил Лёша. - Будто есть такие Козьма да Демьян. Они помогают хариуса поймать. Козьму да Демьяна на уху звать надо, чтоб не обиделись.

По часам уже полночь, а небо не потемнело, осталось ясным, сумеречным, и месяц добавил в него холода и света.

Это, наверно, белая ночь, - задумчиво сказал Пётр Иваныч.

Белые ночи начнутся позже, - ответил Лёша. - Они должны быть светлее. Для этой ночи названья нет.

Может быть, серебряная?

Какая там серебряная! Серая ночь.

Подстелив на землю лапника, мы разложили спальные мешки, прилегли. Я уткнулся головой в подножие ёлки. Нижние ветки её засохли, на них вырос лишай и свисает к костру, как пакля, как мочало, как белая борода.

Неподалёку, за спиной у меня, что-то зашуршало.

Серая ночь, - задумчиво повторил Пётр Иваныч.

Серая она, белая или серебристая, всё равно спать пора.

Что-то снова зашуршало за спиной.

Уха так разморила, что лень повернуться, посмотреть, что это шумит. Я вижу месяц, который висит над тайгой, - молодой тоненький, пронзительный.

Бурундук! - вдруг сказал Лёша.

Я оглянулся и сразу увидел, что из-за ёлки на нас смотрят два внимательных ночных глаза.

Бурундук высунул только голову, и глаза его казались очень тёмными и крупными, как ягода гонобобель.

Посмотрев на нас немного, он спрятался. Видно, на него напал ужас: кто это такие сидят у костра?!

Но вот снова высунулась глазастая головка. Легонько свистнув, зверёк выскочил из-за ёлки, пробежал по земле и спрятался за рюкзаком.

Это не бурундук, - сказал Лёша, - нет на спине полосок.

Зверёк вспрыгнул на рюкзак, запустил лапу в брезентовый карман. Там была верёвка. Зацепив когтем, он потянул её.

Пошёл! - не выдержал я.

Подпрыгнув к ёлке, он вцепился в ствол и, обрывая когтями кусочки коры, убежал вверх по стволу, в густые ветки.

Кто же это? - сказал Пётр Иваныч. - Не белка и не бурундук.

Не знаю, - сказал Лёша. - На соболя не похож, на куницу тоже. Я такого, пожалуй, не видал.

Серая ночь ещё просветлела. Костёр утих, и Лёша поднялся, подбросил в него сушину.

Зря ты его шуганул, - сказал мне Пётр Иваныч. - Он те-

перь не вернётся.

Мы смотрели на вершину ёлки. Ни одна ветка не шевелилась.

Длинные искры от костра летели к вершине и гасли в светлом сером небе.

Вдруг с вершины сорвался какой-то тёмный комок и раскрылся в воздухе, сделавшись угловатым, четырёхугольным. Перечеркнув небо, он перелетел с ёлки на ёлку, зацепив месяц краешком хвоста.

Тут мы сразу поняли, кто это такой. Это был летяга, зверёк, которого не увидишь днём: он прячется в дуплах, а ночью перелетает над тайгой.

Крылья у него меховые - перепонки между передними и задними лапами.

Летяга сидел на той самой ёлке, что росла надо мной. Вот сверху посыпалась какая-то шелуха, кусочки коры - летяга спускался вниз. Он то выглядывал из-за дерева, то прятался, будто хотел подкрасться незаметно.

Вдруг он выглянул совсем рядом со мной, на расстоянии вытянутой руки. Глаза его, тёмные, расширенные, уставились на меня.

«Схватит или нет?» - думал, видно, летяга.

Он сидел, сжавшись в комок, и поглядывал на костёр.

Костёр шевелился и потрескивал.

Летяга соскочил на землю и тут заметил большое тёмное дупло. Это был сапог Петра Иваныча, лежащий на земле.

Удивлённо свистнув, летяга нырнул в голенище.

В то же мгновение я кинулся схватить сапог, но летяга выскочил и побежал, побежал по вытянутой руке, по плечу и - прыгнул на пенёк.

Но это был не пенёк. Это было колено Петра Иваныча с крупной круглой чашкой.

С ужасом заглянув в пылающие очки, летяга закашлял, перепрыгнул на ёлку и быстро вскарабкался наверх.

Пётр Иваныч изумлённо ощупывал своё колено.

Лёгонький какой, - хрипловато сказал он.

Перелетев на другую ёлку, летяга снова спустился вниз. Видно, притягивал его затухавший огонь костра, манил, как лампа летним вечером манит мотылька.

На меня напал сон. Вернее, не сон - волчья дрёма. Я то закрывал глаза и проваливался куда-то под еловый корень, то открывал их и видел тогда бороду лишайника, свисающую с веток, а за нею совсем посветлевшее небо и в нём летягу, перелетающего с вершины на вершину.

С первыми лучами солнца летяга исчез.

Утром, за чаем, я всё приставал к Петру Иванычу, просил подарить мне сапог, в котором побывал летяга. А Лёша сказал, допивая вторую кружку чаю:

Не Козьма ли да Демьян к нам его подослали?

Детские рассказы о путешествиях

В предыдущих постах этого блога я делилась собственным опытом, как брать с собой детей и как благополучно летать с ними в самолете. Среди моих расчудеснейших советов был следующий: рассказать ребенку о стране заранее, а еще лучше - дать ему почитать книгу.

«И какую же книгу ты, любительница давать советы, дашь маленькому ребенку почитать, когда соберешься, например, в Китай? » - решила спросить я себя, тем более что у моей шестилетней дочки наконец-то начался период ночных бдений над горой книг, на русском и французском вперемешку, с которыми она так и засыпает. Как она на них спит, не могу понять. Кстати, она неделю назад как раз собралась лететь в Китай без меня (вместо своей подружки, которая в Китай не очень хочет. Наверное, боится, что ее там оставят, вместе с живущим там прадедушкой).

1 из 3

2 из 3

3 из 3

И вот я полезла на сайты русских книжных магазинов, представив себя на месте среднего человека из среднего спального района, который собрался в путешествие с ребенком и у которого нет времени ехать за книгами. И он лезет в интернет. Заодно закажу книги родителям – пусть привезут мне в Париж. Хотя бы парочку. Итак, что же найдет в русскоязычном интернете полный новичок, впервые пустившийся на поиски детских книг о других странах, то есть я? Отчет, первая часть.


Занимательная география. Фото: kmrz.ru

Начала я с ozon.ru. Не отвлекаться я не умею, так что попутно прочитала рассказ о том, какими безумными темпами растет сайт (140 миллионов долларов прибыли за 2010 год, по сведениям forbes.com) и как его генеральный директор, француженка Маэль Гаве, меньше чем за два года выросла до своей должности, параллельно научившись пить много водки. Сколько именно, не уточнялось. И это не шутка, глубокомысленно заявлял сайт venturebeat.com, – имелась в виду водка, а не головокружительная карьера Маэль. Порадовавшись за экспатку, как все мы рады за успешных людей, я все-таки добралась до самого ozon.ru, внешний вид которого, несмотря на безумные прибыли, почему-то совсем не меняется (а вдруг будет хуже?), и стала нажимать на кнопки.

Первой моей опцией была кнопка «Детский мир». Выяснив, что речь идет не о книгах, я нажала на «Книги», затем на «Детям и родителям» (позже я обнаружила, что в книжных интернет-магазинах литература для детей и о детях продается вперемешку). Я решила, что «Познавательная и справочная литература» мне подойдет. Все началось книгами о том, что хорошо, что плохо, что такое дружба и вообще в чем смысл жизни. Это, наверное, для тех, кто никуда не ездит. Кто часто путешествует, такие вопросы себе не задает. Не верите – посмотрите «Смешариков», про «кузинатру». А вы думали, я на Льва Николаевича ссылаться буду?

И вот – ура! «Санкт-Петербург, иллюстрированный путеводитель для родителей и детей» Анны Рапопорт . На сайте можно посмотреть фотографии книги, хотя и не очень крупные. Верстка текста маленькими блоками, мультипликационные персонажи, четкий шрифт... Классная вещь! Берем. Похожий путеводитель есть и по Москве. Опять же, для детей и родителей. Детей одних с книжкой не оставляют. Комиксы замечательные. Но хотелось бы Китай. Или хотя бы Италию. Идем дальше.


Путешествие по чужим столам. Фото: clubs.ya.ru

Книга Андрея Усачева «Занимательная география. Россия. Европа» . Обложка веселая, но фотографий книги внутри, к сожалению нет. Набираю в гугле, ищу в других местах. На сайте labirint.ru находится «Занимательная география. Азия. Америка. Африка» , тоже Усачева. В общем, это иллюстрированный сборник стихов известного детского поэта. Берем? Но много ли мы узнаем о конкретной стране?

Дальше – замечательная серия, детский проект Людмилы Улицкой «Другой, другие, о других» , направленный на формирование толерантности у детей. Меня привлекли книги «Семья у нас и у других», «Дух дома дома?», «Путешествие по чужим столам» . Из них ребенок, несомненно, узнает многое о других культурах. Но для моего шестилетнего ребенка они сложные. Книги формируют у детей любознательность и открытость – и это прекрасно. Но нам нужно, чтобы про Италию рассказали! И чтобы в игровой форме. Для маленьких. Хочется весело научить ребенка, такое бывает? А то вдруг он решит, что путешествия – это скучно, и так и будет всю жизнь дома сидеть? Хотелось минимум дидактики, максимум «экшна». Дети едут во Францию, в Италию, в Индию! Детям нужно рассказать о стране! Чтобы прямо хотелось ее «съесть»! Ау?