Обычаи и традиции адыгов национальная одежда. Очерк о гордом черкесском народе

Беседа на тему:

«Традиции и обычаи адыгов».

Цели беседы:

  1. Рассказать о традициях и обычаях адыгейского народа.
  2. Формировать нравственные качества: уважение к старшим, скромность, вежливость и т. д.

Ход беседы:

  1. Организационный момент.
  2. Рассказ учителя «Традиции и обычаи адыгов».

У каждого народа имеются свои обычаи и традиции, которые формировались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение. Много их и у адыгейского народа.

Одна из самых лучших традиций адыгов – традиция уважения к старшим. Традиция уважения старших прививается детям с самого раннего детства. В присутствии старших молодые должны вести себя скромно, всем своим видом выражать внимание, уважение, готовность исполнить любое поручение. Они не должны держать руки в карманах, стоять полусогнутыми, сидеть развалившись, поворачиваться к другим спиной, ёрзать на стуле, чесать затылок. В языке существуют специальные вежливо-скромные формы обращения к старшим для выражения им благодарности.

3. Рассказ учителя «Скала стариков».

Эта скала мрачной стеной поднимается над горной речкой Аше. Называется она так не случайно. В давние времена у обитавшего здесь племени шапсугов существовал жестокий обычай – убивать пожилых, становящихся для семьи и бесполезными для племени людей. Уповая на волю Аллаха, стариков сбрасывали со скалы собственные дети. Избранную для этого скалу называли скалой стариков.

В ту пору в одном из аулов жил шапсуг Тахир. Был он когда-то самым бесстрашным сыном племени. И был у него сын Казбек, который заботился о нём. Скоро Тахир совсем постарел и стал таким немощным, что и за собой не мог как следует ухаживать.

Пора на скалу стариков, - говорили о нём люди племени.

Но Казбек очень сильно любил своего отца.

Я спрячу тебя вон в ту пещеру, - предложил Казбек. – Буду к тебе приходить с пищей, от тебя возвращаться с советами. А в ауле пусть думают, что я сбросил тебя со скалы. Так они и сделали.

Ежегодно в ауле проходили состязания молодёжи. И благодаря своему отцу, во всех состязаниях побеждал Казбек. А когда на аул напали башибузуки, то Тахир подсказал Казбеку, как разбить врагов. И аул был спасён.

Когда на торжествах по случаю победы юного Казбека назвали спасителем племени, он смутился и ответил:

Не я ваш спаситель. Всё, что я сделал, я сделал по совету своего отца Тахира. Прожитые годы сделали его кладом опыта и мудрости.

И с тех пор стариков перестали сбрасывать со скалы в пропасть, окружали их уважением и почётом.

4. Знакомство с обычаем гостеприимства.

Обычай гостеприимства берёт своё начало в глубокой древности. Каждый народ в этот обычай внёс свою специфику. Адыгейское гостеприимство отличается своей необычной утончённостью. Оно распространяется на всех адыгов, независимо от их состояния. Гость является священным, неприкосновенным лицом, считается, что он несёт с собой счастье и благополучие. Долг каждого адыга пригласить в дом тех, кто нуждается в пище и ночлеге.

Правом гостеприимства пользуется и стар и млад, богатый и бедный, мужчина и женщина, друг и враг. Наибольшим почётом пользуется гость из дальних краёв.

Рядом с жилым домом каждая семья строит специальный дом – кунацкую. Двери кунацкой открыты в любое время дня и ночи.

Священный долг хозяина – охранять покой и защищать гостя. Наиболее почётным гостям принято дарить подарки. Покидающего дом гостя провожают до края аула, желают ему счастливого пути.

5. Чтение и обсуждение стихотворения «О гостях».

О гостях.

Говорят, что в доме у черкеса

Комната особая была.

Для неё, черкес, как и для песен

Не жалел душевного тепла.

Старики ещё, наверно, помнят:

В ней висели дивные ковры.

Только эта – лучшая из комнат –

Всё же пустовала до поры.

Но не даром в доме домочадцы

Каждый день заботились о ней, -

Могут гости даже не стучаться,

Дверь её открыта для гостей.

Заходи, знакомый, незнакомый,

Одолевший многодневный путь!

Гость адыга – это праздник дома,

Значит, можешь, путник отдохнуть!

Начинай рассказ свой о столицах,

И о сёлах начинай рассказ…

Нам бы у адыгов поучиться

Древнему обычаю сейчас.

Как бы мир тревожный изменился,

Мир с тугими жилами дорог,

Если б в каждом сердце отводился

Гостю самый лучший уголок.

Л. Сорокин.

6. «Если родился ребёнок» - обычай, связанный с рождением ребёнка.

Когда в семье рождается ребёнок, весть об этом разносится по всему аулу. В честь этого события сажают дерево. При рождении мальчика чаще сажают орех, если родилась девочка – яблоню.

Когда малыш делает первые шаги, в доме устраивают праздник.

Чтобы узнать, кем по профессии будет ребёнок, ему предлагают различные предметы и игрушки. Если малыш выберет гармошку – он будет музыкантом, если градусник – врачом, если молоток – плотником, книгу – писателем или поэтом. По обычаю в этот день гости, родственники и соседи дарят малышу подарки.

7. Чтение и обсуждение стихотворения К. Жане «У адыгов обычай такой».

У адыгов обычай такой.

Если где-то в кругу молодых

Держит речь седовласый адыг,

Ты не вздумай его перебить,

Уважай его возраст седой, -

У адыгов обычай такой.

Да, да, да! Да, да, да!

У адыгов обычай такой.

Если гость постучит у двери, -

Гостю сердце своё отвори.

И полдома на время отдай,

И четлибжем его угощай,

И пои ключевою водой, -

У адыгов обычай такой!

Да, да, да! Да, да, да!

У адыгов обычай такой!

Если строишь ты заново дом, -

Весь аул помогает трудом.

Ты один не поднимаешь бревно,

А для всех как пушинка оно.

Встанет радостным дом над рекой,

У адыгов обычай такой.

Да, да, да! Да, да, да!

У адыгов обычай такой!

Если дочь родилась или сын,

Нашей славной страны гражданин, -

Ты прижми его нежно к груди,

А в саду деревцо посади,

В честь того, кто нарушил покой, -

У адыгов обычай такой!

Баю – бай, баю – бай,

Баю – бай, мой малыш, засыпай.

А-а-а, а-а-а, у адыгов обычай такой.

8. Знакомство с этической программой «Адыгэ хабзэ».

За основу воспитания гражданина Адыгеи необходимо взять нравственные законы «Адыгэ хабзэ», впитавшие в себя лучшие качества характера адыгского народа, для которого высокие этические принципы всегда были нормой поведения. «Адыгэ хабзэ» - это устный памятник культуры, спроектировавший такую модель поведения, которой надо придерживаться любому черкесу, желающему сохранить духовную и материальную связь с предками. Эта программа может справедливо являться программой социального воспитания и жизнедеятельности всех граждан, проживающих в республике Адыгея.

Давайте познакомимся с основными принципами программы «Адыгэ хабзэ».

Почитание древности. Должно испытывать уважение к родителям, особенно в их старости. Помни, что они даровали тебе жизнь и что ты их плоть и кровь.

Институт старшинства. Предполагает заслуженное уважение к мудрости и справедливости, это древний живой закон адыгов с распределением прав и обязанностей в обществе.

Мужчина. По адыгским канонам наделялся такими качествами, как мужество, сдержанность, благородство в повседневной жизни. Мужчина ответственен за материальное благополучие семьи и детей своего рода, оставшихся сиротами. Мужчина – пример для детей.

Женщина. Создаёт домашний уют, воспитывает из сыновей мужчин и будущих отцов, из дочерей – женщин и будущих матерей.

Дети. Обязаны уважать старших, и по мере взросления становиться более самостоятельными, переводя своё внимание на помощь стареющим родителям.

Добро и зло. Человеку дан разум, чтобы различать добро и зло. Необходимо творить добро, не требуя взамен благодарности.

Военное дело. Быть воином – для адыга может стать профессией, это гарантирует мир.

Культ красоты и гармонии. Поклоняйся красоте и почитай её. Красота – это гармония. Стремись к ней во всём.

Красота от Бога – это красота женщина.

Красота, которой мы окружены – это природа.

Красота, которую мы создаём сами – это красота взаимоотношений между людьми.

Добродетель. Не хвались своими способностями. Не гонись за дурной славой. Адыг, достигший силы и уверенности в себе, не будет кичиться своими достижениями. Необходимо презирать обман и раболепство перед сильнейшим. Чистый разум, твёрдость в убеждениях всегда укажут правильный путь.

Законы «Адыгэ хабзэ» указывают человеку путь к совершенствованию добродетели, способствуют установлению между людьми гармоничных отношений.

9. Подведение итогов.


21:57 15.10.2012

Интересно переплетены между собой обычаи и человеческие судьбы. Для того чтобы молодожены обрели счастье, подарили миру детей, семья порой идет на большие затраты. Если даже нет возможностей сыграть свадьбу, родные молодых находят способ, чтобы удовлетворить все стороны. Свадьба – это такое событие, которое остается в памяти каждого надолго, поэтому всегда нужно стараться, чтобы эти воспоминания грели душу и были незабываемыми.

Интересно переплетены между собой обычаи и человеческие судьбы. Для того чтобы молодожены обрели счастье, подарили миру детей, семья порой идет на большие затраты. Если даже нет возможностей сыграть свадьбу, родные молодых находят способ, чтобы удовлетворить все стороны. Свадьба - это такое событие, которое остается в памяти каждого надолго, поэтому всегда нужно стараться, чтобы эти воспоминания грели душу и были незабываемыми.

Свадьба - это приятный повод собрать всех близких и друзей, торжество, где можно завести новые знакомства, и, в конце концов, именно на свадьбах порой знакомятся в дальнейшем будущие жених и невеста.

Несомненными аспектами черкесских свадеб были демонстрация учтивости молодых и поучение старших. В таком быстротечном и быстроразвивающемся мире трудно сохранить красивые обычаи, которым следовали многие поколения до нас, поэтому во многих случаях приходится их видоизменять, чтобы быть как-то ближе к современной жизни.

Как и в любом крупном мероприятии есть свои прикрасы, так и в свадебной церемонии есть множество запоминающихся моментов. Каждый старается внести в свою свадьбу некую изюминку, чтобы после об этом торжественном событии можно было вспоминать с улыбкой.

То, каким образом свадебная церемония стала структурированной, неизвестно. Можно предположить, что опыты из жизни легли в основу обычаев. Ярким примером этому может служить черкесская свадьба, которая состоит из нескольких аспектов: поиск невесты, осмотр дома невесты, выкуп невесты, привоз невесты в дом жениха, обряд бракосочетания (накях), знакомство невесты с родителями жениха, брачная ночь и многое другое.

Необходимо отметить, что адыги по-разному находили и искали невест и женихов для своих детей. Бывало такое, что обе стороны задолго до свадьбы были знакомы семьями, и уже была определенность, что вскоре они породнятся. Но не исключались и моменты, когда молодые люди общались и знали о чувствах друг друга. Об их отношениях знали и родители, и чтобы не обременять себя многими хлопотами, невесту просто воровали с ее согласия. Наиболее правильным черкесы считали первый случай, но не критиковали и второй. Абсолютно неприемлемым черкесы считали третий вариант, который мог обернуться как для девушки, так и для семьи большим позором: без ее ведома и согласия родителей воровать девушку. Поступок парня в таком случае считался недостойным мужчины по отношению к семье и девушке, такой поступок нельзя было оправдать в лице всего общества.

Свадьба становилась красивым обычаем только в том случае, если соблюдались все обычаи и были довольны обе стороны. Отношения между родителями жениха и невесты оставались холодны только в том случае, если невеста без спроса и разрешения сбежала из родительского дома. В таком случае родители невесты долго не могли смириться с ее поступком и некоторое время относились неодобрительно к ее избраннику, осуждали выбор дочери.

Если проанализировать все вышесказанное, то можно прийти к выводу, что молодожены были счастливы и спокойны только в том случае, если на то было благословение всех сторон. Семьи, у которых было и взаимопонимание и гарантия здоровья будущего поколения, становились подражанием для всех.

Первоначальным и основным аспектом черкесской свадьбы является поиск невесты.

Адыги установили старый и интересный обычай. Они сватали своих детей с самого рождения. Выражалось это следующим образом: на запястье, как девочки, так и мальчика, цепляли одинакового цвета ленточки, чтобы по достижению совершеннолетия они связали себя узами брака.

С тех пор, как проводили подобные обряды, прошло много времени. Теперь они не актуальны, и вообще не практикуются. Это объясняется тем, что сейчас свой выбор должна сделать именно девушка. Она должна решить, с кем общаться, а с кем нет. За ней право выбора. Если нет ее согласия, любые планы, как родителей, так и парня могут расстроиться. Тем самым можно объяснить, что поиск невесты у черкесов придумали женщины.

Адыги не одобряли обычай сватовства с малых лет, но они считали приемлемым и красивым обычай поиска невесты для парня. Всем этим процессом руководило старшее поколение, как со стороны девушки, так и со стороны парня. Бывали случаи, когда молодые знакомились на каком-либо мероприятии, и в ходе долгого и приятного общения завязывались серьезные отношения. Если девушка посчитала чувства парня серьезными и искренними, то она могла сказать ему: «Пусть твои родственники поспрашивают обо мне». Этот жест нельзя было расценивать как-то иначе. Парень собирал своих друзей и через них передавал своему отцу и матери о намерении посвататься к девушке. Сам он не мог об этом сообщить родителям, это неприемлемо по черкесскому этикету. Дальше уже решали родители: если им выбор сына нравился, если она была из хорошей семьи или рода, то они незамедлительно отправляли кого-то из родственников к девушке домой, чтобы тот разведал состояние семьи, их благополучие и познакомился с родителями невесты.

На смотрины потенциальной невесты женщину не отправляли. Если даже родители девушки не были предупреждены о визите сватов, то понять было нетрудно, с каким делом они пришли. Сваты ни в коем случае не заходили в дом и в хачеш, они направлялись к навесу и там решали дальнейшие вопросы. Таков был обычай. Если в семье девушки был родной брат отца, то именно он должен был вести диалог со сватами. Если его не было, то им мог быть хороший сосед или старший брат девушки. Хозяева были обязаны поздороваться с гостями и пригласить их в дом. На что те отвечали: «Если вы согласны в нашем лице рассмотреть сватов к вашей дочери, то мы будем рады принять ваше приглашение».

После смотрин дома невесты следовал ответный визит со стороны девушки в дом жениха. Участники старались не разглашать это событие, но в доме, где есть женщина, это не удавалось. Также не говорили и родителям жениха, что к ним едут гости. В состав делегации, которая ехала на осмотр дома и имущества жениха, также не включали соседей и родственников. Эту миссию доверяли тому человеку, который хорошо и долго знал родителей жениха. Вместе с ним отправлялись еще трое или четверо мужчин. Следует отметить, что и в этом мероприятии женщины не принимали участия. Прибывшие на смотрины мужчины не скрывали цель своего визита и свои ожидания. Родители жениха звали гостей за щедро накрытый стол, но гости не спешили садиться до тех пор, пока не исследовали все в доме. Их интересовало наличие всего: двора, скотины, подвала. Одним словом, не оставалось ни одной щели, куда они не заглядывали. Обращали пристальное внимание на собаку хозяев, на состояние ее шерсти, на то, как за ней ухаживают. Если собака выглядела плохо и не ухоженно, то прибывшие могли подумать, что семья несостоятельная. Считалось также обязательным узнать мнение соседей о семье: насколько она уважаемая в ауле.

После исследования семьи и ее быта старший делегации не говоря ничего мог выйти из дома - это означало, что свадьбе не бывать. Был ясен ответ, который он скажет родителям невесты: «Вы не можете породниться с этой семьей! Они не смогут обеспечить вашей дочери счастливое замужество!» После этого можно было считать, что предстоящая свадьба отменяется. Но если старший, из делегации подходил к хозяину дома и говорил: «Нас прислали такие-то... Можете готовиться к свадьбе», то дело считалось успешно завершенным и все были счастливы.

Как известно, князья и уорки не делали ни смотрин невесты, ни смотрин дома жениха, так как и те и другие прекрасно знали, что все, что необходимо для молодых, имеется. Но если вернуться в наше время, то и сегодня спрашивают, из какой семьи девушка или парень. Известно, что порой важно не только благополучие семьи, но и почет и уважение, которые им оказывают их соседи и приближенные.

«Накях» - это слово к нам пришло из арабского языка именно в тот период, когда черкесы приняли мусульманство. Неудивительно, что после принятия адыгами мусульманства изменилось многое и в культуре, и в традициях, и в обычаях. Одним словом, поменялся обычный уклад жизни. Во многом начало проявляться шариатское влияние. В давние времена вместе с накяхом для невесты брали выкуп. Вместе с накяхом и выкупом девушке следовало брать с собой в дом жениха серебряные украшения, пришиваемые к ее национальному костюму, предметы и вещи первой необходимости.

В старину черкесы накях заключали в доме невесты, муфтий благословлял и заверял накях и оставлял его в семье девушки. Туда вписывали стоимость выкупа невесты, указывали, сколько выделили накяха для девушки, и указывали все обязанности, которые она должна была исполнять в доме у мужа.

Князья и уорки отдавали большое состояние за выкуп невесты. Но у плохо обеспеченных семей размер выкупа варьировался в зависимости от благосостояния, например: два быка, две коровы, один породистый конь и сумма, выделяемая для покупки разнообразных тканей. Размер накяха составлял 200 серебряных монет. Этими деньгами могла распоряжаться только сама невеста, в случае развода или нужды в деньгах девушка могла или забрать все, или взять нужную ей сумму. Помимо денег у девушки в виде приданого был полный набор драгоценностей, пришитых к национальному костюму. Это могло быть золото или серебро (металл зависел от богатства девушки). Также к этому прилагались такие необходимые вещи в быту, как большой и маленький таз, серебряная лейка, матрац и подушка, большой сундук, зеркало, ленты и ткани разных цветов и оттенков. После того, как родственники невесты представили на обозрение ее приданое, они могли отправиться за стол и продолжить оформление накяха.

Не оставался без внимания тот факт, что при подписании муллой накяха присутствующие свидетели запоминали и считали сумму, сколько принесла с собой невеста и что ей причитается от семьи жениха. После всех формальностей гостей усаживали за стол и угощали всевозможными блюдами.

После того, как Черкесия вошла в состав Российской империи, во всех черкесских селах появились писари, которые заключали браки уже по русским обычаям. Сейчас это называется просто - отделение ЗАГС. Такой поворот событий предписывал черкесам присутствие на свадьбе свидетелей, как со стороны невесты, так и со стороны жениха.

Выкуп невесты. У адыгов самой большой головной болью был выкуп невесты. Много любящих людей и судеб разрушил этот старый обычай.

Даже если была сильная любовь парня к девушке, девушка не могла выйти замуж за парня до тех пор, пока он не заплатит за нее выкуп. Было бы не так печально, если сумма выкупа была маленькой. Иногда молодым людям приходилось работать десятилетиями, чтобы собрать сумму выкупа за невесту. В конечном итоге парни женились в возрасте 40 лет, так как именно к этому возрасту они могли накопить состояние, чтобы отдать выкуп за невесту. Размер суммы выкупа не смущал князей и уорков, так как у них были средства, и даже если не было, они помогали друг другу.

Обряд выкупа невесты был безжалостным и плохо продуманным. Было куда более позорным услышать о себе впоследствии: «Как же дешево они взяли за свою дочь», чем просто сесть и задуматься о том, на какие средства будет жить семья, в которую уходила их дочь. Все придерживались обычая.

Хотя выкуп невесты у нас сегодня особо не практикуется, в истории сохранились эти страницы, когда за невесту просили деньги и немалые. Немного остановимся на описании этого процесса. Мужчины, которые совершали сделку с родственниками невесты, шли к ним домой ближе к вечеру. Среди них должны были быть волевые, воспитанные, знающие обычаи и традиции черкесского народа, мужчины, которые прежде не были знакомы с семьей невесты. Гостей прибывших с выкупом принимали очень радушно, с гармошкой и танцами. На этом мероприятии была молодежь, которая танцевала в кругу и веселилась. Гостям накрывали большой стол и долго угощали.

Старший от прибывшей делегации следил за тем, чтобы его друзья не увлекались выпивкой. Тогда спиртное распивали из деревянной кружки, которую передавали по кругу. После того, как кружка прошла третий раз по кругу, старший из гостей вставал и говорил: «Выпивка и еда никуда не денутся, давайте лучше приступим к делу». Хозяева отвечали ему: «Ваше желание - для нас закон. Что мы только не сделаем для вас?», с такими словами мужчины уходили в сарай. Здесь они начинали долго спорить. Гостей могла не устроить скотина, которую хозяин им предлагал в виде выкупа. Если до гостей доходил слух, что у хозяина есть скот лучше, а он их спрятал от гостей, то они спорили до тех пор, пока хозяин не показывал им скот. После долгих споров они приходили к единому мнению и приступали к обсуждению бытовой утвари. Когда и с этим вопросом все становилось ясно, то гости сразу же становились добрее и усаживались обратно за стол, а в дальнейшем не прочь были станцевать в кругу. После танцев старший от гостей объявлял, что им пора уходить, но их, как правило, задерживали.

Бывали случаи, что, не выплатив полностью сумму выкупа, парень еще долго после женитьбы выплачивал долг родителям невесты. Наблюдались такие моменты, когда парень уходил в поисках работы и денег и не возвращался годами, пока полностью не соберет сумму выкупа.

Можно смело сказать, что обычай выкупа невесты сильно затормозил ход истории черкесского народа.

Свадьба. Весть о том, что будет свадьба, разлеталась вмиг по всему аулу, ввиду того, что в старину аулы были маленькие. Если намечалось какое-либо шумное событие вроде свадьбы, никто не оставался безучастным. Адыги понимали, что сегодня радость у одних, а завтра будет у других. Они старались играть свадьбы осенью, когда проходили полевые работы, чтобы продуктов было достаточно. Свадьбы играли днем. Адыги старались, чтобы это событие выпадало на пятницу. Семья, которая играла свадьбу, обязана была предупредить всех родственников заранее. Молодой парень, которому доверили такую миссию, старался никого не забыть, чтобы потом избежать обид. В свадебных скачках принимали участие более 50 лошадей, бывало и такое, что некоторые свадьбы собирали и 100 наездников, это зависело от состоятельности семьи.

Заранее решалось, кому можно доверить привоз невесты в дом жениха. Когда список был уже утвержден, два парня из рода, который представлял жених, объезжали всех и предупреждали о свадьбе, выражая желание старших, чтобы они прибыли к жениху домой, а потом отправились за невестой. За невестой всегда выезжали ближе к вечеру. Красиво украшенную тележку с сопровождающими отправляли к невесте. Туда садился аккордеонист и две девушки со старшей женщиной. Когда тележка заезжала в аул, девушки начинали громко петь песни, тем самым давая людям понять, что они едут за невестой.

Во двор тележка заезжала в первую очередь и только потом всадники. Она останавливалась у самого входа в дом. Навстречу им выбегали девушки и встречали дорогих гостей, но все это происходило под охраной всадников. Гости заходили в дом, садились в уединении до тех пор, пока не близилось время их отъезда. Перед тем, как вывести невесту из дома, ее наряжали, на голову ей надевали шапочку и сверху прикрывали прозрачным платком, после чего ее ставили в угол. Затем за ней заходил родной брат жениха, выносил во двор и усаживал в тележку. Парня, который заходил забрать невесту, хватали женщины - родственники и требовали за него выкуп. Пока за парня не будет внесена некая сумма денег, невесте не положено двигаться с места.

За гостями буквально вели слежку родственники невесты. Их то заталкивали в пустую комнату, то пачкали или заставляли съесть целую головку чеснока и многое другое.

Перед самым отъездом домой во дворе заводили шумные танцы, все веселились - и стар, и млад. Особое внимание уделялось девушкам, которые приехали за невестой. Им не давали скучать.

После того, как освобождали всех «пленников», делегация выезжала со двора под шумное пение национальных песен. Прежде чем выехать со двора, гостям следует угостить мужчин - соседей, которые перекрывают путь, не давая выехать гостям, этот обычай называется «го». В качестве «го» им даются несколько кусков мяса и немного махсимы (слабоалкогольный напиток черкесов).

Забрав невесту, друзья жениха, которые тоже участвовали в этом действе, собирались все дружно и уезжали к парню домой. Они скидывались деньгами, чтобы купить барана, запасались слабоалкогольными напитками и сидели до утра вместе с женихом. Барана, которого резали в честь жениха, называли «ныш». Этот обычай сохранился до сих пор.

За этими приятными моментами незаметно приближался рассвет. Тамада от гостей привставал и говорил: «Собираемся! Едем домой!». После этих слов гости уже были свободны. Перед фасадом дома люди сдвигались в круг, уступая центр гостям, чтобы те пустились в пляс. Всадники, прибывшие за невестой, выходили по очереди в круг и танцевали джигитовку на коне. При этом нужно было следить, чтобы кнут не был повернут в сторону женщин - его считали подобным холодному оружию. Адыги никогда не поворачивались к женщине с той стороны, где висел кинжал.

Невеста с собой обязательно должна была привезти такие вещи, как матрац, большой сундук, зеркало, медные тазики, кровать и многое другое. К невесте должны были приставить девушку, чтобы та ухаживала за ней в течение всего времени, пока свадьба не закончится. Такую помощницу, «жемхагасе», невеста брала с собой в дом жениха. У князей девушку, которую отправляли с их дочерью, оставляли навсегда в доме жениха, чтобы та постоянно ухаживала за своей госпожой. Позже вместо девушки начали отправлять парня, который обязательно должен был приходиться девушке братом, но не родным.

О том, что везут невесту, было слышно всем соседям, так как все сопровождалось шумными песнями. Они выбегали на улицу и клали на дорогу - кто яйцо, кто свою шапку. Скакуны должны были с разбегу, по очереди растоптать яйцо - это сулило удачу и благополучие. Родители невесты отправляли вслед за своей дочерью несколько всадников вроде охраны. Когда они возвращались обратно, убедившись в том, что кортеж невесты благополучно доехал до дома жениха, любой парень, который жениху приходится другом или братом, должен был догнать охранников невесты и сорвать с одного из них шапку. С того момента начинались скачки между молодыми людьми, родственники невесты пытались догнать и забрать шапку, другие тех еще больше раззадоривали, не отдавая шапку. Это действо называлось «пыазафех».

Если семья жениха готова была принять невесту, то ее сразу заводили в дом, а если нет, невесту отвозили в дом к самому лучшему другу жениха. Разумеется, все свадебные хлопоты брали на себя родители друга жениха, естественно, не без участия родителей жениха. У черкесов это был самый красивый обычай. Многие семьи желали принять невесту у себя, это считалось проявлением уважения к семье. Невесту выносил с тележки тот же, кто ее туда усаживал.

Также в дом заводили сидящую во второй тележке «жемхагасе», которая ухаживала за невестой всю неделю, пока не закончится свадьба. Все вещи, привезенные невестой, заносились к ней в комнату.

В старину черкесы отмечали свои свадьбы ровно неделю, а то и больше. На протяжении всего этого времени каждый день принимали гостей, обязательно их всех угощали. Проводились бесконечные танцы, участниками которых были одни молодые люди.

В разгаре танцев кто-нибудь объявлял, что невесту нужно уже знакомить с жителями дома, и сразу же начиналась суета. По обе стороны невесты становились ее золовка и сосношница. Они должны были завести девушку в комнату, где сидели все старейшины рода, включая и родителей жениха (вели ее за руку, так как девушка сама ничего не видела, потому что ее голова была покрыта фатой). Ее подход к дому, где сидели старшие, сопровождался шумными возгласами: «Мы ведем невесту!», танцевали исламей и стреляли из ружья в небо. Перед тем как она переступала порог дома, ее обсыпали конфетами, маленькими монетами, орешками, которые потом собирали дети.

Невеста должна была зайти в дом с правой ноги, после чего ей стелили свежую шкуру барана и на нее ставили невесту. Если в роду была бабушка, которая знала много красивых и душевных пожеланий, ее просили все это сказать невесте, а если такой бабушки не было в роду, то просили у соседей. Невесту приставляли к стене, сопровождая добрыми пожеланиями. В глубокой древности фату, за которой невеста ничего не видела, снимал кончиком кинжала молодой парень, позже кончиком стрелы снимала фату женщина, ну, а сейчас это доверяют мальчику лет четырех или пяти, который снимает фату уже обычной палкой. Эта палка должна была служить неотъемлемым элементом детской люльки, когда невеста родит первого ребенка.

В Черкесии этот обычай сохранился до сих пор и называется этот ритуал «хитех». Обычай очень старый, и его появление относят к тем временам, когда женщины еще пользовались ружьем.

Следующий ритуал, который обязательно должна была пройти невеста, очень забавный. Брали деревянную миску, накладывали туда масло и мед. Эту смесь намазывали на губы невесте, приговаривая: «О наш Тха, пусть девушка полюбит этот дом и привяжется к его жильцам так же, как волос липнет к меду!» После этого миску выносили во двор только через окно. Адыги считали, что если девушка слизнет мед с губ, то она будет сварливой и алчной женщиной, а если потерпит мед на губах, то будет покладистой и отзывчивой. Этот ритуал называется «урицаль».

После того, как девушку задаривали подарками и украшениями, ее сосношница покрывала заново фатой и выводила ее из комнаты, не поворачиваясь спиной к старшим. Сразу после этого невесту отводили в ее комнату и, сняв с нее фату, усаживали посередине кровати. После всех этих обрядов невеста считалась полноправным членом семьи и могла вставать, когда заходит старший, чтобы уступить свое место. И не садиться вообще, если сидит старший человек.

Свадебное торжество проходило очень бурно и весело. «Джегуако», который заводил публику, делал все, что было в его силах, чтобы гости в кругу не скучали.

Проходил день свадьбы, и на следующий день вечером домой возвращался уже жених невесты. Этот обычай назывался «шауешыж», говоря современным языком - брачная ночь. Всю свадебную неделю жених гостевал у своего лучшего друга, так как у адыгов было не принято, чтобы жених и невеста жили под одной крышей, пока не закончится свадьба. И поэтому на неделю жених уходил к своему хорошему приятелю, другу или соседям. Вечером собиралась шумная компания в лице друзей жениха, сестер и близких родственников и отправлялась за женихом, чтобы его привести домой. Это сопровождалось бурным шествием. Прибывшую за женихом делегацию хозяева дома - родители друга жениха встречали очень радушно и сразу же сажали за щедро накрытый стол. В честь этого даже резали барана. За столом быстро пролетало время, и уже нужно было собираться.

Ближе к полуночи возвращали домой жениха. Друзья скандировали: «Мы вам привели вашего сына, мужа!» Стреляли из ружей в небо, танцевали, пели. Жених вместе со своими двумя друзьями заходил в комнату, где их ждали родители парня.

Жениха освобождали от оков стыда словами: «Все, что ты не сделал, мы тебе все прощаем! Заходи, дорогой сын!» Слабоалкогольный напиток брал в руки один старший дядя, тарелку с едой брал другой старший, тем самым они готовились сказать речь. Это был неудобный момент для жениха, так как он буквально горел от стыда. Тем не менее он должен был подойти к старшим вместе со своими друзьями. Самый старший из присутствующих произносил тост, который был предназначен именно для такого события, как «шауешыж». Когда тостующий доходил до слов: «Не проспи свое время, думая, что ты начеку», жених подходил к старейшему и забирал рог с напитком правой рукой и отдавал другу, который стоял по правую руку от него, затем также правой рукой забирал тарелку с едой и отдавал ее другу, стоящему по левую сторону. Старшие раздавали собравшейся молодежи напитки и еду, при этом жениху перед брачной ночью не следовало пить крепкие напитки. Такое правило существовало у адыгов, чтобы у молодоженов рождались здоровые дети. Считалось неправильным зачать ребенка в пьяном состоянии.

Во время празднования, когда вся молодежь сидела за столом, заходил помощник жениха, выводил его из компании и сопровождал его до комнаты, где уже сидела невеста с золовкой. После того, как в комнате появлялся жених, золовка уходила, и молодоженов оставляли наедине. Это все делалось без лишней огласки.

На этом все аспекты черкесской свадьбы не заканчивались. Должно было пройти пару недель, после чего невесту официально знакомили с родителями мужа. Это тоже было мини-мероприятие. Невесту из ее комнаты выводили женщины, которые долгое время жили в согласии со своими мужьями. Невесту подводили к свекрови, знакомили ее с ней и сразу же отправляли обратно в комнату. Невеста обязательно должна была принести с собой из дома подарки своим новым домочадцам.

После знакомства невесты и свекрови первая должна была каждое утро приходить в комнату свекрови и свекра и наводить порядок, после чего она сразу уходила к себе в комнату, чтобы никоим образом не допустить встречи со свекром. Свекор не имел права разговаривать с невесткой до тех пор, пока та не родила первенца.

После того, как пройдены все этапы черкесской свадьбы, невесту начинали учить шить, кроить и вышивать. Для этого ей покупали ткани, нитки и иголки. Считалось, что после свадьбы она имеет право держать в руках нитку с иголкой.

У черкесов невеста не имела права называть всех домочадцев по имени. Поэтому она давала каждому имя и впоследствии так всех и называла.

У князей и уорков невеста не делала по дому ничего до тех пор, пока не родит первенца.

После свадьбы невеста снимала шапку девушки и одевала другую шапку, которая ей полагалась уже по статусу. Шапки, которые они надевали после замужества, были конусообразными и назывались шапочками невесты. Такие шапки девушка могла носить до тех пор, пока не родит первого ребенка. Девушка, родившая ребенка, никогда больше не имела права носить шапочки, она носила платки или широкие ленты.

Одной из нерешенных проблем современной цивилизации является сохранение чистоты окружающего мира. Недолговечные некачественные товары, сомнительного свойства продукция, выбрасываемые в огромном количестве отходы за последние два-три десятилетия заполонили всю планету. Где только не встретишь мусор из современных материалов…

Чистоту надо соблюдать не в какомто отдельном месте, а повсюду. Охрана окружающей среды - обязанность не отдельных людей, а всего общества. Этому необходимо учить детей с малых лет, прививать любовь к опрятности и правилам гигиены. Надо уверить их, что они не последние на этой планете, что после них еще будут жить поколения. Им, как, собственно и нам всем, необходима планета не отравленная, а с чистой экологией.

Из опыта этноса

Адыги - коренное население Западного Кавказа - еще с древности выработали уклад жизни сообразно окружающей природе. Жили, не причиняя ей никакого вреда. Как можно было навредить благодатному уголку Земли с великолепным климатом, плодороднейшими почвами?

Исстари по представлению адыгов в природе все одушевлено, поэтому они старались оберегать каждый объект как живую сущность. В отличие от современности в прежние времена не только взрослые, но и дети не просто оберегали природу, они знали большинство птиц и зверей, трав и деревьев. А многие ли наши современники знают об особенностях окружающего мира? Да, сейчас у любого сотовый телефон, компьютер - с их помощью в интернете можно найти информацию о любом диковинном объекте, но, извините, это не знания.

Разумный уклад жизни

С эпохи ранней бронзы мягкий климат, плодородные земли определили выбор предков адыгов. Земледелие и скотоводство стали главными в хозяйственной деятельности народа на тысячелетия.

Были развиты промыслы, но не было товарного производства на продажу, поэтому все необходимые в быту и в жизни вещи изготавливали сами. Умели использовать природные материалы животного и растительного происхождения. Из окружающей среды брали всегда столько, сколько было необходимо, а не бездумно и хищнически, как современные люди.

Раньше адыги без надобности не то что дерево срубить, даже веточку не ломали, листик с дерева не срывали, а, наоборот, высаживали в большом количестве фруктовые деревья. Ранней весной мужчина, идущий в лес, срезал веточку с фруктового дерева и прививал другому дереву в лесу. В детстве, когда мы рвали траву, бабушка стыдила нас: «Не вырывайте бороды дедов!», а поскольку отношение к старшим было трепетным, дополнительных разъяснений, отчего не следует срывать травинку, не требовалось.

Первым божеством адыгов было Солнце, вторым - дерево. Его называли «Дерево-княжна» (Чъыг-гуащэ). Дерево - мир: корни ведают подземное пространство, ствол - белый свет, а крона - небеса. Лист по-адыгейски «тхьапэ» (тхьэ - бог, пэ - начало). Кто решится оторвать от божества хоть малую частицу?

Аулы и строительство

Присматривая место поселения, обязательно учитывали близость леса для строительства, наличие поля для выращивания урожая, луга для выпаса скота. Главная особенность - это удобные берега рек. Нужно было обосноваться на таком месте, чтобы круглый год была возможность пригонять животных к водопою. Практичные адыги предпочитали селиться по правым берегам рек, более высоким, чем левые. Ничто не затапливалось, ни весенние паводки, ни сильные ливни их не беспокоили. Неплохо было бы учитывать этот опыт современникам.

В подворье на месте намечаемого строительства закапывали свежее куриное яйцо и выдерживали 10 суток. Откапывали, проверяли. Если не высохло и не протухло - место пригодно для жилья.

Как только определяли место дома, первыми в подворье строили два туалета. В настоящее время они есть в квартирах, но общественный трудно разыскать в любом населенном пункте. Их наличие тоже показатель культуры страны и общества.

Сейчас в Адыгее развивается туризм, но инфраструктура оставляет желать лучшего. Мне часто приходится проводить экскурсии по городу и республике - бывает, что гости больше времени проводят в поисках, где пообедать за умеренную плату и где найти туалет.

Основой адыгских строений были плетеные стены. Полы во всех постройках были глиняными, поэтому до обмазки стен внутрь засыпали грунт, разравнивали и утрамбовывали. Крыши покрывали камышом или соломой и закрепляли жердями, чтобы ветер не сорвал.

Такие турлучные строения могли простоять примерно столько, сколько живет человек. Со временем обветшалый дом разваливался и «растворялся» в земле. Понятно - никакого вреда природе.

Проблема демографии

В наше время, когда в стране образовалась демографическая яма, невольно приходит на ум мысль: если некому оставлять землю, то зачем стараться обустраивать ее?..

Не секрет, что в настоящее время адыги, русские и многие народы России не имеют прироста, более того, ежегодно наблюдается убыль. Если так будет продолжаться дальше, то многовековой опыт коренных народов России передавать будет некому. Но, как говорится, свято место пусто не бывает. Демографическую нишу сейчас активно заполняют пришлые народы. Они не родились здесь, это не их родина. Они просто ищут выгоду, а завтра без оглядки могут уехать к себе или в другое место. Чужеземцу не до патриотизма и бережного отношения к природе, его интересуют лишь сиюминутная выгода и прибыль.

В прежние времена адыги, русские, да и другие народы не беспокоились по поводу уменьшения населения, был постоянный прирост. Семьи независимо от достатка были многодетными. Адыги никогда не считали детей обузой, наоборот, стремились иметь их больше. Детей обеспечивали родители, а основное воспитание было делом всего общества. Их с малых лет приучали к труду, уважительному отношению к старшим, бережному, разумному использованию всего, что дает природа, соблюдению правил этикета Адыгэ хабзэ.

Пища адыгов

Одно из главных отличий древности от нашего времени - это употребление в пищу нашими предками экологически чистых продуктов.

Адыгская кухня насчитывает более 700 блюд. Некоторые из них сладкие. Сахар появился недавно, поэтому наши предки, как и многие российские народы, использовали мед. Каждая семья имела пасеку, к тому же было развито бортничество.

Адыг любого возраста в течение года обязан был хотя бы раз отведать блюдо, называемое «кIадэ дашъэ» - фундук, смешанный с майским медом. Предки были уверены, что это даст здоровье и долголетие. Еще бы - столько витаминов и микроэлементов!

В старину адыги выращивали около шестидесяти сортов проса. Ежедневно употребляли в пищу пшенную кашу - продукт, противодействующий образованию холестерина. Чем не здоровая еда? Хлеб и мучные изделия выпекали по праздникам и торжественным случаям. Мясные и молочные продукты постоянно были в рационе. Более того, из них приготавливали «гъомылэ» трех видов - очень калорийную дорожную еду долгого хранения. Такая пища предназначалась для путников, воинов, охотников и всех тех, кто уезжал или уходил куда-то на некоторое время.

Употребляли в пищу и свежие овощи и фрукты. Садоводство было древнейшим занятием адыгов. Родиной груш и яблонь является Западный Кавказ. В 2014 году при раскопках пещеры близ Каменномостского в яме нашли сушеные груши. Анализ показал, что их возраст около 5 тысяч лет.

Пить или нет?

В наше время с каждым годом становится все труднее и труднее обеспечивать население Земли чистой водой. Помнится, еще лет 50 назад, когда мы были мальчишками, наша бабушка спускалась к речке Марта, приносила ведро воды. В любое время года ее пили все - и дети и взрослые, ни у кого не возникало и тени сомнения, можно ли пить эту воду. А сейчас? В аулах были колодцы, в руслах рек - ключи с чистейшей водой, а в поймах - родники в огромном количестве.

Адыги всегда брали из малых и больших рек воду для питья и готовки. Отношение к ней всегда было особенным. Воду не загрязняли. Очень боялись и почитали Псыхъогуаще - божество реки. В нашей республике и не только у нас есть большие проблемы с очистными сооружениями, мусорными свалками. В городах и станицах, хуторах и аулах сейчас налажена служба вывоза мусора, но пока нет предприятий по его переработке.

В горах в связи с развитием туризма возводятся строения, но, к сожалению, некоторые из них без очистных сооружений. Летом особенно заметны антисанитария, зловоние и грязь.

Заветы предков

В наше время, когда глобализация коснулась всех и вся, когда большие предприятия и мощные производственные площадки, миллионы единиц техники наносят большой вред окружающему миру, надо осознать каждому, что пора перестать быть сторонним наблюдателем, и включиться в борьбу за чистоту окружающего мира.

Старшие поколения понимали, что с их смертью жизнь не прекращается, поэтому старались сохранить и улучшить состояние мира, в котором останутся жить их потомки.

Думается, что настало время взять на вооружение опыт предков и жить по их заветам, чтобы окончательно не погубить природу нашей красивой, уютной, хрупкой планеты Земля. Это не значит, что нужно вернуться в первобытно-общинный строй. Нужно жить так, как говорил Маленький принц: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».

Аслан Тов, член Союза журналистов России, заслуженный работник культуры РА.

Канокова Фаризет
Конспект занятия «Семейные обычаи адыгов»

Тема : "Семейные обычаи адыгов . Первое укладывание ребёнка в колыбель"

Данный материал будет полезен для педагогов дошкольных образовательных учреждений,с целью формирования у детей региональной культуры.

Виды детской деятельности : игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкльно-художественная.

Цель :Приобщение детей к культуре своего народа,пополнение запаса знаний детей о родной республике, воспитание любви и уважения к традициям и обычаям адыгов .

Познакомить детей с обрядом первого укладывания ребенка в колыбель (кущъэхапхэ) ;

Продолжать знакомить детей с традиционной – бытовой культурой адыгского народа ;

поддерживать и развивать интерес к традициям Малой родины;

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях ;

Закреплять знания старинных адыгейских имен ;

Обогатить словарный запас существительными : оберег, колыбелька.

Предварительная работа :

Беседы по ознакомлению с окружающим «Предметы адыгейской старины » ; «Я и мое имя» , Посещение районного музея;

Чтение адыгейских народных сказок , былин, рассматривание иллюстраций, слушание адыгейских народных песен , колыбельных; организация и проведение с детьми адыгейских народных игр .

Оборудование : предметы адыгейского быта и культуры , люлька адыгейская , кукла-младенец, яйцо белого цвета, игрушка-кошка.

Ход занятия

Дети входят в зал, оформленный в соответствии с темой занятия .

Орг. момент

Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение? Правильно солнышко. А мы представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснёмся ими друг друга и подарим тепло своим друзьям. (Дети становятся в хоровод, вытягивая руки вверх, соприкасаясь друг с другом).

Дети :

Солнышко, солнышко!

Мы – твои лучи!

Быть людьми хорошими

Ты нас научи!

Воспитатель : Вот мы и согрели своим теплом своих друзей и гостей, и поделились с ними хорошим настроением.

Ребята, скажите, как называется наша страна : (Россия)

Наша Россия - огромная, могучая страна. В состав России входит много маленьких республик. Мы с вами живём в одной из таких республик. Как называется наша республика? (Республика Адыгея )

Правильно. От берегов Черного моря далеко на восток с незапамятных времен жили Черкесы или Адыги . В Адыгее живут люди разных национальностей : и русские, и адыги , и многие другие национальности.

В нашей республике есть красивые города, сёла, хутора, станицы.

Мы с вами живём в селе. Как оно называется? (село Красногвардейское) .

А ещё в республике есть селения, в которых живут адыги .

А как называют селения, в которых живут адыги ? (аул)

Сейчас в аулах большие современные дома, а раньше, в старые времена адыги жили в домах , построенных из обмазанных глиной плетней, крытых соломой или камышом.

Как назывались дома в ауле в старые времена? (сакля) .

Ребята сегодня в детский сад, в нашу группу пришло письмо из аула. Посмотрите, какой конверт необычный с адыгейским орнаментом . Хотите узнать, что в нём (ответы детей) .

Открываем конверт и читаем.

Воспитатель : Уважаемые ребята! Мы очень рады, что наше письмо дошло до вас. У нас в ауле сегодня большой праздник - родился наш долгожданный первенец! Ждем вас в гости! До встречи и удачи!

Итак, ребята, вы готовы отправиться в путешествие? (ответы детей) .

А на чём мы с вами отправимся в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку :

Дом с тремя крылечками

Ездит с Человечками (Автобус)

Музыкальная игра «Автобус»

Воспитатель : Вот мы с вами и приехали. Где же мы? (В ауле)

Ребята, посмотрите, на доме вывешен красный флаг! Хотите узнать, что это означает?

Когда в семье рождается ребёнок, то на крышу дома вывешивается флаг в честь рождения ребёнка. Если родилась девочка, то флаг из пестрой ткани, а если мальчик, то ткань однотонная, как правило, красная.

Флаг символизирует, что ребёнок жив, мама жива, что все хорошо. Все празднуют рождение человека.

Какой флаг висит на этом доме? (красный) Значит, кто здесь родился? (мальчик) .

Наверное, сюда нас и пригласили в письме! Давайте, постучим! (стучим) .

(выходит бабушка приветствует детей и на адыгейском , и на русском языке).

Бабушка : Добрый день! Как много пришло гостей, рады вас видеть, проходите, будьте как дома, присаживайтесь. (дети садятся на стульчики) .

(Раздается звук плача ребенка.)

Воспитатель : Ребята, что это за звук? Кто плачет?

Бабушка : Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш, Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Его нужно покачать, чтобы он успокоился

(Бабушка достаёт куклу, качает, плач стихает.)

Черкесы (черкесы/адыги Карачаево-Черкесии) - один из коренных народов республики Карачаево-Черкесия.

Черкесы были объединены в независимые сельские общины, имевшие свои органы самоуправления (в основном - из зажиточных общинников). Их члены были связаны круговой порукой, пользовались общими земельными и пастбищными угодьями, правом голоса на народных собраниях. Сохранялись патрилинейные родственные группы (члены которых иногда образовывали особые кварталы в селениях), обычаи кровной мести, гостеприимства, куначества. Большая патриархальная семья, включавшая несколько поколений и насчитывавшая до 100 человек, преобладала до XVIII века. Семейные общины частично начали возрождаться в конце XIX века. Брак был строго экзогамным. Брачные запреты распространялись на всех родственников по обеим линиям, на потомков людей, находившихся в молочном родстве. Бытовали левират и сорорат, аталычество, фиктивное родство. Браки заключались через уплату калыма.
Возникновение большей части современных аулов Черкесии датируется 2-й половиной XIX века. В XIX - начале XX вв. было основано 12 аулов, в 20-х годах XX века - 5. Усадьба обносилась оградой. Жилые помещения строились обычно фасадом на юг. Жилище имело плетёные стены на столбовом каркасе, обмазанные глиной, двух- или четырёхскатную крышу из плетня, покрытую соломой, глинобитный пол. Состояло из одной или нескольких комнат (по числу в семье супружеских пар), примыкающих в ряд друг к другу, двери каждой комнаты выходили во двор. Кунацкой служила одна из комнат или отдельная постройка. У стены между дверью и окном устраивали открытый очаг с плетёным дымарём, внутри которого устанавливали перекладину для подвешивания котла. Хозяйственные постройки также делались из плетня, часто имели круглую или овальную форму. Современные черкесы возводят квадратные многокомнатные дома.

Основное занятие - отгонное скотоводство (овцы, козы, лошади, крупный рогатый скот; до принятия ислама разводили также свиней), садоводство, виноградарство. Особое место занимало разведение лошадей. Черкесское сукно особенно высоко ценилось у соседних народов. На юге Черкесии была развита обработка дерева. Широко распространено было кузнечное ремесло, оружейное дело. Черкесы были объединены в независимые сельские общины «лъэпкъ», имевшие органы самоуправления из выходцев из родовых групп (в основном - из зажиточных общинников). Их члены были связаны круговой порукой, пользовались общими земельными и пастбищными угодьями, правом голоса на народных собраниях.

Традиционный мужской костюм - «черкеска» (цей) однобортный кафтан с открытой грудью, длиной чуть ниже колен, с широкими рукавами. Молодые мужчины в возрасте воина носили черкески с короткими рукавами - что бы не стесняли движений в бою. С обеих сторон груди нашивались газыри (адыгское хазыр - готовый) - прошитые тесьмой узкие кармашки для особых герметичных пенальчиков, чаще - костяных. «Черкеска» строго различалась у мужчин по сословной принадлежности цветом - белого цвета у князей (пшы), красного у дворян (уорк), серый, коричневый и чёрный у крестьян (синий, зелёный и другие цвета как правило не использовали). Бешмет (къэптlал) по покрою напоминал черкеску но был с закрытой грудью и стоячим воротником, узкими рукавами, длина его была чуть выше колена, шился как правило из светлого и более тонкого материала, часто бешмет был стеганый на ватной или шерстяной основе. Штаны (гъуэншэдж, гъуэнчэдж) с широким шагом к низу сужались. Папаха (пыlа) шилась из овчины, белого, чёрного или бурого цвета, высота варьировалась. Также у адыгов(черкесов) имели большое распространение в быту войлочные шляпы (упlкlэ пыlа). Бурка (щlакlуэ, кlакlуэ)- длинный, войлочный плащ, черного, редко белого цвета. Наборный пояс. Пряжка его использовалась как кресало для высечения огня. Обувь - чувяки (вакъэ) шились из сафьяна красного света как правило бытовали у высшего сословия, крестьяне носили из сыромятной кожи или из войлока. Обязательными предметами мужского костюма были кинжал и шашка. Кинжал (къамэ)- рукоять и ножны богато украшались серебром, как правило, черненным - что бы не демаскировать владельца, как и рукоять шашки (сэшхуэ) но ножны шашки украшались галуном и вышивкой золотом (этой работой занимались молодые девушки горцев) Сейчас только некоторые имеют полный комплект национального костюма и появляются в нём по праздникам.

Женская одежда была весьма разнообразна и богата украшена. Как и мужская одежда она различалась в сословных вариациях. В костюм женщины входило платье, кафтан, рубаха, штаны, многообразие головных уборов и обуви. Платье - (бостей, бохцей, зэгъалъэ, сай) длинное, распашное с открытой грудью, рукава узкие или широкие до кисти или короткие до локтя. Праздничные платья шили из дорогих, покупных тканей: шёлк, бархат, тафта… Цветовая гамма женской одежды была также сдержанна, редко использовали синий, зелёный и яркие пёстрые тона, предпочтение было белым, красным, чёрным, коричневым оттенкам. Края платья и швы закрывались и обшивались галуном и тесьмой из золотых и серебряных ниток, края подола, рукава украшали золотым шитьём. Молодые девушки из знатных семей до рождения первого ребёнка носили шапочки (дыщэ пыlэ) на твёрдой, кожаной основе украшенные по околышу галунами или вышивкой с округлой или конусообразной верхушкой, центр которой венчал серебряный шарик, полумесяц или фигура птички. По верх шапочки накидывалась легкая шелковая шаль или накосное украшение (щхьац пыщэ) которое тонким шнуром крепилось к верхушке шапочки и в виде двух длинных лент спускалось вниз, сзади каждой ленты были шнурки под которые протягивали косы, такие накосники украшали золотым шитьём и басонными изделиями. Обувь - (вакъэ) как и мужская шилась из кожи или делали из тонкого войлока. Бусы и браслеты были не очень популярны у черкешенок Обязательным элементом одежды благородных (аристократических) адыгских мужчин было холодное оружие. «Бешмет» подпоясывался так называемым сабельным опоясьем, то есть кожаным поясом, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялся кинжал и сабля.

В летнее время года в пищу употребляются в основном молочные продукты и овощные блюда, зимой и весной преобладают мучные и мясные блюда. Наиболее популярен слоёный хлеб из пресного теста, который употребляют с калмыцким чаем (зелёным с солью и сливками). Выпекают также дрожжевой хлеб. Широко употребляются кукурузная мука и крупа. Национальное блюдо, либжа - курица или индюшка с соусом, заправленным толчёным чесноком и красным перцем. Мясо водоплавающих птиц употребляют только жареным. Баранину и говядину подают к столу варёными, обычно с приправой из кислого молока с толчёным чесноком и солью (бжыныху щыпс). После варёного мяса обязательно подают бульон, после жареного - кислое молоко. Из просяной и кукурузной муки с мёдом к свадьбе и по большим праздникам готовят махсыма (национальный слабоалкогольный напиток). По праздникам делают халву (из поджаренной пшённой или пшеничной муки в сиропе), пекут пирожки и пироги (лэкъумэ, дэлэн, хьалывэ).

По данным французского агента шведского короля Карл XII (король Швеции) Абри де ла Мотре, задолго до 1711 года в Черкесии владели навыками массового оспопрививания. Абри де ла Мотре оставил подробное описание процедуры оспопрививания у черкесов в селении Деглиад: «… производили прививку маленькой девочке четырех или пяти лет… Девочку отнесли к маленькому мальчику трех лет, который был болен этой болезнью и у которого оспинки и прыщики начали гноиться» и т. п. Напомним, что только 14 мая 1796 г. английский аптекарь и хирург Дженнер привил коровью оспу 8-летнему Джеймсу Фипсу.

В настоящее время основной религией черкесов является Ислам суннитского толка, ханафитского мазхаба.

Обычаи и фольклор

Правовые, обрядовые установления мусульманской религии отразились в культуре адыгов, в его песнях и фольклоре. Исламская этика стала составляющей самосознания черкесского народа, его религиозной самоидентификации.

В древней культуре черкесов центральное место занимает морально-этический и философский кодекс «Адыгэ Хабзэ», сформировавшийся под воздействием древней ценностной системы черкесов и доведенный до совершенства многовековой историей народа. Следование Адыгэ Хабзэ является одним из инструментов самоидентификации черкесов: понятие "адыгагъэ", буквально переводимое на русский язык как или "черкесскость", является основным оценочным критерием поведения индивидуума в черкесском обществе. "Адыгагъэ" означает соответствие поведения человека критериям Адыгэ Хабзэ. "Ар адыгагъэк1э мэпсэу" ("Он поступает в соответствии с адыгагъэ") является одной из высших похвал для черкеса.

По черкесскому обычаю, каждый приезжий мог заехать в любой двор, спешиться у коновязи, войти в кунацкую и провести там столько дней, сколько считал необходимым. Гостем мог быть мужчина любого возраста, знакомый и незнакомый, даже кровный враг. Хозяин не имел права интересоваться ни его именем, ни его званием, ни целью посещения. Отказ в гостеприимстве был немыслим, и даже недостаточная заботливость со стороны хозяев, принимавших гостя, считалась позором: в старину такого человека судили и наказывали. Гость занимал самое почетное место за столом. Его угощение составляло целый ритуал. Столики с едой переходили от более почитаемых лиц к менее почетным и, наконец, выносились за пределы кунацкой, где поступали в распоряжение женщин и детей. Если подавался целый баран, то мясо распределялось согласно положению участвующих в пиршестве. Голова и лопатка, как лучшие части, предлагались гостю. Хозяин был обязан не только кормить гостя во все время пребывания его в доме, но и снабдить всем необходимым на дорогу. Кунака обычно принимали не в гостиной, а в жилом доме хозяина семьи. Неписаный этикет требовал, чтобы каждая семья имела кунака другой национальности, который считался другом семьи и на которого распространялись брачные запреты. Кунацкая служила местом пребывания всей мужской части семьи. Неженатая молодежь мужского пола ночевала в кунацкой, если там не было гостей. Черкесы в доме обычно почитали порог и очаг.

Обязанности кунака были значительно шире, чем просто хозяина, так как куначество требовало установления особых отношений типа побратимства. Союз этот скреплялся совместным питьем из чаши, в которую бросали серебряные монеты или настругивали серебряные стружки с рукоятки кинжала. Часто после этого следовал обмен оружием. Такой союз заключался на всю жизнь.

Усыновление считалось приемом в род с возложением на принятого всех обязанностей и прав как по отношению к роду в целом, так и к усыновившей его семье. Обряд усыновления состоял в том, что усыновляемый должен был публично трижды коснуться губами обнаженной груди своей названой матери. Прикосновение губами к груди женщины служило достаточным основанием для усыновления и в других случаях. К этому часто прибегали кровники. Если убийца любым способом – силой или хитростью – касался груди матери убитого, то он становился ее сыном, членом рода убитого и не подлежал кровной мести.

Хотя формально право мести распространялось на весь род, ее осуществляли ближайшие родственники убитого. В большинстве случаев она заменялась выплатой скотом, предметами вооружения. Размер выплаты определялся сословной принадлежностью убитого. Примирения можно было также достигнуть воспитанием убийцей ребенка из рода убитого.

Весьма своеобразным был свадебный черкесский обряд, который состоял из ряда обычаев, растягивавшихся в прошлом не на один год. Существовал обычай похищения невесты. Даже если оно совершалось с ее согласия – из желания уменьшить размер калыма (выкупа за невесту), избежать расходов на свадьбу или из-за несогласия родителей, – то и тогда неизбежно вызывало ссоры, драки между родными девушки и похитителями и часто приводило к ранениям и убийствам. Как только молодой человек делал свой выбор, он договаривался о цене за девушку с ее отцом. Выкуп чаще всего состоял из кольчуги, сабли, ружей, лошадей и нескольких быков. После заключения соглашения жених вместе со своим другом увозили девушку в жилище одного из приятелей или родственников, где ее поселяли в комнате, предназначенной для супругов. Здесь она находилась, пока родные жениха заканчивали приготовление к свадьбе. Здесь же происходило и оформление брака. Со дня привоза невесты жених уходил в дом к другому своему товарищу и посещал невесту только вечерами.

На следующий день после увоза невесты ее родители отправлялись к родителям жениха и, изображая гнев, требовали сообщить причину тайного похищения. Обычай требовал не показывать, что соглашение о свадьбе было достигнуто ранее. На следующий день начиналась свадьба, на которую собирались все родственники и друзья. Одни сопровождали жениха, чтобы еще раз похитить невесту, а другие мешали им сделать это. Все участники свадебной процессии изображали баталию, во время которой невеста появлялась в дверях дома, поддерживаемая двумя подругами. Жених бросался вперед и уносил ее на руках. Молодые девушки заводили победную песню, а все «сражавшиеся» объединялись и сопровождали жениха и невесту. Свадьба продолжалась пять-шесть дней, но жених не присутствовал на ней.

Перевоз невесты в дом жениха сопровождался различными обрядами, джигитовкой и скачками. За невестой отправлялись отобранные из числа односельчан и родственников жениха мужчины и девушки. Девушки оставались при невесте и ухаживали за ней до окончания свадьбы. Привозили невесту обычно на свадебной арбе. Невесту вводили в специальную комнату, где ставили на тахту, и выбирали девушку, чтобы снять с ее головы шарф. В день перевоза невесты устраивали угощение для всех присутствовавших на свадьбе. При этом старшие мужчины находились в одной комнате, а младшие – в другой.

Жених оставался у своего приятеля до окончания свадьбы, и только после ее завершения устраивали обряд возвращения молодого мужа в свой дом. Новобрачный при возвращении должен был совершить обряд «примирения» со своими родными: ночью он являлся в родной дом и получал от отца и старших мужчин селения угощение. Через два-три дня для него устраивался обед, на котором присутствовала мать и другие женщины.

Комната для новобрачных была у черкесов священной частью жилья. Около нее не разрешалось громко разговаривать и выполнять хозяйственную работу. Спустя неделю после пребывания в этой комнате молодой жены совершался обряд введения ее в большой дом. Новобрачной, закрытой покрывалом, давали смесь из масла и меда и осыпали орехами и сластями. После свадьбы она уезжала к своим родителям. По прошествии некоторого времени (иногда только после рождения ребенка) жена возвращалась в дом супруга и начинала принимать участие во всех хозяйственных работах новой семьи. В течение супружеской жизни муж посещал жену в их общей комнате только ночью. Днем же он находился на мужской половине или в кунацкой.

В свою очередь, жена была полновластной хозяйкой на женской половине дома. Муж вообще не вмешивался в домашнее хозяйство.

Родильный обряд черкесов включал в себя ряд мер, направленных на то, чтобы обезопасить беременную от злых духов. Будущая мать должна была соблюдать многочисленные запреты, в том числе не раздувать огня и не ходить на кладбище. Когда мужчине сообщали о том, что он будет отцом, он покидал дом и появлялся там в течение нескольких дней только ночью. Через две недели после родов совершался обряд укладывания ребенка в колыбель, к которому обычно приурочивали наречение имени новорожденному.

Явными отголосками традиционных древних верований были изображения на могильных памятниках предметов, которые могут понадобиться покойному в потустороннем мире. Человек, убитый молнией, считался избранником бога и хоронился особым образом. Почетные похороны ждали даже животных, погибших от молнии. Эти похороны сопровождались плясками и пением, а щепки от дерева, пораженного молнией, считались целебными.

Многие религиозные обряды были тесно связаны с сельским хозяйством. К их числу относились прежде всего обряды вызывания дождя во время засухи. Жертвоприношениями отмечались начало и конец сельскохозяйственных работ.

Черкесская община очень торжественно, с участием всего населения аула и с приглашением уважаемых людей других аулов, отмечала завершение пахоты и сева. Женщины готовили праздничные мясные блюда, сладости и хмельные напитки. Все это в день праздника привозили в поле.

В фольклоре центральное место занимают сказания на общеадыгские сюжеты, нартский эпос. Развито искусство сказителей и исполнителей песен (джегуакlуэ). Распространены песни-плачи, трудовые и шуточные песни. Традиционные музыкальные инструменты - шыкlэпщынэ(скрипка), бжъэми (свирель), пхъэцlыч (трещотка), различные бубны, на которых играли руками и палочками. В конце XVIII века получила распространение гармоника.

Развито искусство сказителей и исполнителей песен (джэгуакlуэ). Распространены песни-плачи (гъыбзэ), трудовые и шуточные песни. Традиционные музыкальные инструменты - шыкlэпщынэ(скрипка), бжъэми (свирель), пхъэцlыч (трещотка), различные бубны, на которых играли руками и палочками. В конце XVIII века получила распространение гармоника.

Черкесские поговорки: «Шапсуг не любит жечь порох», «смерть наездника в бою - плач в его дому, а потеря оружия - плач в целом народе», «настоящий воспитанный джигит должен покидать застолье с тем, чтобы сразу смог бы присутствовать ещё раз за таким же угощением».

Черкесы в прошлом не имели профессиональных музыкантов. Песни передавались из уст в уста. Певцы выступали перед зрителями не только как вокалисты, но и как сказители и музыканты, за что пользовались большим уважением. Черкесы слагают свои песни и с большим мастерством исполняют их во время семейных и религиозных праздников. Существуют героические, трудовые, бытовые и исторические варианты песен. Короткие частушки, часто сатирического содержания, поют обычно на вечеринках в зимнее время.

Наиболее распространены у черкесов парные танцы под гармонику и трещотку или хлопанье в ладоши, а также танец типа лезгинки – исламей, в котором упражняются с малых лет. Для девушки (замужние женщины не танцуют) танцы – смотр ее красоты, изящества, наряда. Первый выход на танцы является как бы признанием совершеннолетия девушки. Танцы устраивают по случаю свадьбы, во время вечеринок и на общих праздниках. Танцевальные мелодии многочисленны и разнообразны. Народные музыкальные инструменты: скрипка, различные бубны, на которых играют руками и палочками, а также гармоника. Играют на ней главным образом черкешенки, тогда как на всех других национальных инструментах – только мужчины.

Высказывания о черкесах

… Черкес проворный
Широкой степью, по горам,
В косматой шапке, в бурке чёрной,
К луке склонясь, на стремена
Ногою стройной опираясь,
Летел по воле скакуна,
К войне заране приучаясь.
Он любовался красотой
Одежды бранной и простой:
Черкес оружием обвешен,
Он им гордится, им утешен:
На нём броня, пищаль, колчан,
Кубанский лук, кинжал, аркан
И шашка, вечная подруга
Его трудов, его досуга.
Ничто его не тяготит,
Ничто не брякнет; пеший, конный –
Все тот же он; все тот же вид
Непобедимый, непреклонный…

А. С. Пушкин «Кавказский пленник»

Он поднял светлое чело,
Смотрел и внутренно гордился!
Что он ЧЕРКЕС, что здесь родился!
Меж скал незыблемых один,
Забыл он жизни скоротечность,
Он, в мыслях мира властелин,
Присвоить бы желал их вечность.

М. Ю. Лермонтов. Исторический очерк об Измаиле
Атажукине, поэма «Измаил - Бей». 1832.

Она мила - скажу меж нами -
Придворных витязей гроза,
И можно с южными звездами
Сравнить, особенно стихами,
Её черкесские глаза…

Есть три качества, которые в этих краях дают человеку право на известность - храбрость, красноречие и гостеприимство; или. острый меч, сладкий язык и сорок столов.