Мой личный фотоблог. Юбилей от фонаря или назад в будущее Место где все фотографируются в парке эрмитаж

В Юбилей от фонаря или назад в будущее.

Небольшое расследование.

Несколько дней назад в новостях появилась тема: "100-летие московского фонаря".
Само событие состоялось 18 июля. (см. видеосюжеты: Вести-Москва , Вести-Россия)
И так как мне, собственно, не безынтересно все, что происходит в саду «Эрмитаж», да и к тому же сам этот объект наружного освещения давно вызывал определенные вопросы, то сделать некоторые разъяснения становится насущной необходимостью.

Речь тут пойдет про этот самый юбилейный фонарь. И, пожалуй, самое интересное во всем этом — занимательная история этого "юбиляра".

Обычно журналисты пишут настолько поверхностно, что этот фонарь оказывается у них «самым достопримечательным и чуть ли не единственным, самым первым» и т.п. Но встречаются даже такие тексты, где каждое предложение, на самом деле, не соответствует действительности. Вот, к примеру, цитата:
«Это был первый фонарь, отлитый на Екатерининском заводе. В саду он стоит уже более 130 лет, но какое-то время не работал, а с 2004 года снова освещает сад, как и в прошлом веке.»

Забавно, не правда ли? И это при том, что сам сад только собирается отмечать своё 120-летие.

Ну что же, попробуем разобраться.

Как фонарь, попал в "историю".
Итак, что же это за такой фонарь столь внезапно, и невесть откуда появившийся? Что же достоверно известно про "юбиляра"?

Татьяна Вл. | fotki.yandex.ru

Во-первых, этот фонарь появился в саду "Эрмитаж" совсем недавно, менее 10 лет назад , в 2004 году. Подчеркну это особо: так как до этого "его там не стояло", как говорится.
Из информации опубликованной в тот период следует, что данный фонарь был обнаружен в районе, где ранее располагался старый сад "Эрмитаж", в траншее, при проведении работ по перекладке труб. (см. заметка в "МК" от 2004.07.25) Отметим, уже тогда было известно, что на фонаре стоит клеймо с датой "1913". Следовательно, старый сад "Эрмитаж" ко времени появления этого фонаря уже 20 лет как был закрыт, а его территория в то время давно застроена жилыми домами.
Таким образом — становится очевидно, что наш фонарь-юбиляр не имеет отношения ни к нынешнему саду "Эрмитаж", ни к ранее существовавшему саду в районе Божедомки. Что, собственно, не удивительно, ведь этот фонарь является рядовым представителем московского городского уличного освещения того времени. Этим он и ценен для истории, так как подобных уличных фонарей с дореволюционного времени сохранилось довольно мало (Общеизвестно, что всего в Москве 1913 года городских электрических уличных фонарей было чуть более 4000 шт.).
Изготовлен этот фонарь был на Екатерининском заводе, в крупном промышленном центре, городе Сосновицы, (нынешняя Польша). Своеобразным бонусом в истории именно этого фонаря является, то что он найден в районе, где ранее был расположен старый сад. И логичнее всего было бы установить этот фонарь на то место, где он стоял изначально, т.е. на одну из улиц где он был обнаружен.

Дело в том, что в том же 2004 году отмечалось 110-летие со дня открытия знаменитого сада "Эрмитаж" Я.В. Щукина.
И вот тут начинается нечто весьма странное...
Этот, доселе никому неизвестный, уличный фонарь, вдруг появляется на центральной клумбе в саду "Эрмитаж", в котором тогда проходило празднование 110-летие сада, дабы исполнить там "первую роль". В общем церемонии, овации, и всё такое прочее. При этом официально было объявлено, что это... немного, немало:
"Первый московский электрический фонарь, изготовленный на Екатерининском заводе в 1880 году..." - об этом же сообщала и официальная табличка . Ну а дальше больше. Тут уже и сонм журналистов отметился, дополнив своих вариаций к истории о том, как этот фонарик "освещал в 1880 году аллеи старого сада" все это явилось, как уже легко заметить, апофеозом в непростой биографии юбиляра. В результате этот фонарь, когда-то скромно освещавший одну из московских улочек стал упоминаться, едва ли как не единственно ценный объект в историческом театральном саду. В общем, наверное, даже Герберт Уэллс с его "Машиной времени" был бы удивлен такими поворотами сюжета!
В течении этих неполных десяти лет этот фонарь и табличка при нем, у сколько-нибудь склонных к логическому мышлению посетителей сада вызывали лишь иронические улыбки, либо лёгкий когнитивный диссонанс.

Время все ставит на свои места
Ну что же, время не стоит на месте. И приятно когда подобные недоразумения и несуразицы исправляются. И очень хорошо, что сейчас, благодаря недавней акции музея

В июле 1894 года московский предприниматель и меценат Яков Щукин приобрёл участок бывшего механического завода, пустырь и каретные лавки в Каретном ряду, устроив на этом месте сад «Эрмитаж». Прежде увеселительный сад с таким названием был отмечен на картах города в районе Божедомки. Но его владелец антрепренер М.Лентовский разорился и парк - хоть и был он популярным местом отдыха москвичей - пришлось закрыть. Судьба сада с позаимствованным названием оказалась более счастливой. Официальное открытие нового «Эрмитажа» состоялось 18 июня 1895 года.

Яков Щукин в саду «Эрмитаж». 1910 год: https://pastvu.com/p/35648

Яков Щукин старался удивить москвичей необычными зрелищами и у него это получалось. 26 мая 1896 года в саду состоялся первый в городе киносеанс с демонстрацией десятиминутного фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда». Новое развлечение появилось в России спустя пять месяцев после самого первого кинопоказа в Париже.

Стараниями Щукина неказистый московский уголок превратился в цветущий сад с тенистыми аллеями, клумбами, скульптурами, беседками и электрическим освещением. Пролетарская революция хотя и внесла диссонанс в размеренную жизнь горожан, но не избавила от привычки гулять в саду. Даже в годы Великой Отечественной войны «Эрмитаж» закрывался совсем ненадолго.

В советский период на аллеях установили новые фонари и малые архитектурные формы, некоторые из них и сейчас можно увидеть, но вот скульптуры остались только на старых фотографиях. Впрочем, кое-что сохранилось даже с щукинских времён.

Фонарь электрический для светильника с лампой накаливания (изготовлен в 1913 году на Екатерининском заводе в польском городе Сосновицы). Этот фонарь был отреставрирован в 2004 году.

ГАУК г.Москвы МГС «Эрмитаж»: г.Москва, ул.Каретный ряд, д.3

Режим работы сада: круглосуточно

Сад всегда был знаменит своими театрами, на сцены которых выходили Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Антонина Нежданова, Мария Ермолова, Вера Комиссаржевская, балерина Анна Павлова, европейские звёзды Сара Бернар, Эрнесто Росси. И сейчас в саду сразу три театра: «Эрмитаж», «Новая опера» и «Сфера».

В саду снимались сцены культового телефильма «Место встречи изменить нельзя». 1978 год: https://pastvu.com/p/467080 Жаль, что в кадр вместе с Владимиром Конкиным не попал Владимир Высоцкий, для которого эти места были родными. Здесь прошла юность будущего поэта и артиста. Где мои семнадцать лет? - На Большом Каретном...

В первые годы советской власти в здании театра «Эрмитаж» располагался театр МГСПС (Московский Городской Совет Профсоюзов), который впоследствии переименовали в театр имени Моссовета. В 1959 году в здание вселился Московский театр миниатюр, основанный драматургом и сатириком Виктором Поляковым, а в 1987 году художественный руководитель Михаил Левитин подыскал новое название, более соответствующее его сути - «Эрмитаж».

Кредо театра занятно сформулировано на официальном сайте http://ermitazh.theatre.ru/history/ : «Сегодня сад - со своими ресторанами, аттракционами и прочими массовыми затеями - средоточие индустрии «культуры и отдыха». Неразборчивые люди причисляют к ней и театры. Нам такой подход не по душе; искусство, поставленное на поток, отупляет и развращает. Вот почему театр-дом, сформированный Левитиным, не забывает первоначального значения слова «ermitage»: уголок отшельника, место уединения. Обитатели нашего дома (уголка) всё-таки ближе к отшельникам, чем к массовикам-затейникам. Мы не «обслуживаем» праздных соглядатаев, но коллекционируем своих зрителей, чтобы уединяться с ними в другой реальности».

Увы, попасть в театр «Эрмитаж» в саду «Эрмитаж» невозможно по причине затянувшейся реконструкции исторического здания. Но театральная жизнь продолжается и спектакли идут на других московских сценах, в сезоне 2016 года это Новый Арбат, 11.

«Лир король» в постановке Михаила Левитина. В главной роли Михаил Филиппов. Снято в 2014 году на сцене «Мастерской Петра Фоменко».

В 1909 году по проекту архитектора А.Новикова было построено здание летнего театра, получившего позднее название «Зеркальный». Здесь ставились оперные спектакли «Русской частной оперы» Саввы Мамонтова, где в качестве дирижёра дебютировал Сергей Рахманинов.

В «Зеркальном» театре прошла первая игра интеллектуалов клуба «Что? Где? Когда?». Ну а потом случился период, когда в саду «Эрмитаж» появились ночные клубы (в «Зеркальном» был Penthouse), но со временем здесь вновь зазвучали оперные партии. На месте дореволюционного «Зеркального» выстроили здание для «Новой оперы» Евгения Колобова, театра, основанного в 1991 году. Среди его постановок, отмеченных театральными премиями, «Евгений Онегин», «Риголетто», «Джанни Скикки», «Кошкин дом». Всего в репертуаре «Новой оперы» более семидесяти произведений оперного и концертного жанров.

Как готовилось новоселье, рассказывает сайт «Новой оперы» http://www.novayaopera.ru/?page=history : «В 1991 году по распоряжению Правительства Москвы здание «Зеркального театра» переходит в ведение НОВОЙ ОПЕРЫ, и с этого времени начинается вторая жизнь знаменитого театра в саду «Эрмитаж». Генеральный подрядчик стройки австрийская фирма «Леннекс» и московские строители в короткие сроки возвели на месте полуразрушенного здания современный оперный театр. Главный архитектор проекта В.Котельников нашел возможность сохранить стиль первоначального здания, использовать отдельные элементы убранства «Зеркального театра» в оформлении фасада нового здания. Люстры и занавес выполнены по эскизам народного художника России Э.Кочергина. Организаторы проекта не ограничились реконструкцией памятника архитектуры. Новое здание театра - это зал на 660 мест, оснащённый современным светотехническим оборудованием и механикой сцены, которые позволяют ставить спектакли со сложными сценическими эффектами. Это также уютное фойе и холл, помещения для артистов, современная студия звукозаписи, репетиционные помещения, библиотека, административные службы». Открытие состоялось в 1997 году.

Лариса Долина, Екатерина Гусева, Лика Рулла и другие артисты на церемонии вручения премии «Музыкальное сердце театра» в «Новой опере»

Ирина Трубецкая

В продолжение разговора о Главной выставке, давайте осмотримся по сторонам и подробнее разглядим… фонари. Ведь они здесь отличаются от прочих городских собратьев, что бросается в глаза уже на подходе к ВВЦ-ВДНХ. Сразу оговоримся, что рассматривать будем больше фонарные колонны, так как их верхушки – кронштейны и светильники – менялись часто, а вот многие колонны стоят по сей день.

Большинство фонарных опор на территории ВДНХ – 1950-х годов, так как к торжественному послевоенному открытию в 1954 году реконструировали не только павильоны, но и малые архитектурные формы, к которым относят фонари. И всё же колонны периода 1939-1941 годов можно отыскать.

Например, десяток довольно высоких фонарей для четырёх светильников стоит на подступах к ВДНХ на улице Сергея Эйзенштейна, а когда-то такие же стояли и на аллее, ведущей к «Рабочему и колхознице». Ещё один вид фонарных опор этого периода – «чугунная литая колонна типа 343», разработанная Мосгорсветом в 1930-е годы для освещения улиц Москвы. В мастерских ВСХВ к ней спроектировали специальную серию кронштейнов и светильников, последние должны были быть продолговатой формы из гранёного стекла. Но, как гласит надпись на чертеже: «ввиду отсутствия возможности получить гранёные цилиндрические стёкла, согласован переход на сферические шары». Кронштейны и светильники меняли в 1950-е, и 1960-е годы, а также относительно недавно, а вот изящные колонны 1930-х до недавнего времени стояли в безопасности. К сожалению, в этом году их признали аварийными и начали демонтировать.

Демонтаж выглядит ошибкой, учитывая, что этот тип фонарных колонн, когда-то распространённый в городе, сегодня почти нигде не сохранился. Известно лишь о нескольких полузаброшенных колоннах этого же типа. На ВДНХ же их будет около 20 штук, выстроенных в ряд на аллее Малого северного кольца. В упоминалась необходимость экспертного обсуждения будущего ВВЦ и выработки особого подхода к этой необычной территории, вмещающей разнообразные наслоения ХХ века. Сохранение малых архитектурных форм могло бы стать частью такого целостного подхода. Было бы познавательно пойти дальше и восстановить кронштейны и светильники 1930-х годов, чтобы дать посетителям почувствовать атмосферу города того времени.

А как обстоят дела с другими старыми фонарями в Москве? По словам специалистов, в городе около четырёхсот тысяч фонарей, из них около двух тысяч – старых. Рубежом, отделяющим старые от новых, являются 1950-е годы, когда началась борьба с «излишествами» в архитектуре.

Поиск в реестре культурного наследия показывает, что ни один отдельно стоящий фонарь пока не признан памятником, подлежащим госохране. Хотя несколько числятся «заявленными» и «выявленными» объектами, то есть находящимися на разных стадиях историко-культурной экспертизы, определяющей ценность потенциальных памятников. Самыми старинными из этого списка являются два фонаря усадьбы Усачёвых-Найдёновых на Земляном Валу. Это бывшие масляные светильники первой половины 19 века, которые сейчас приспособлены под электрические и находятся в рабочем состоянии. А вот их собратьям по эпохе – бывшим масляным фонарям у Новоекатерининской больницы не повезло – они пропали после недавнего начала реконструкции здания, на охрану их заявить не успели.

Настоящим заповедником старых фонарей является сад Эрмитаж, где можно увидеть три их разных вида. Самые старые – около пятидесяти колонн, на цоколях которых отлиты инициалы основателя парка Якова Щукина – «ЯЩ». Он закупил генераторы для освещения театра и устройства иллюминации в саду в 1895 году, тогда же и были установлены эти колонны. Их нижняя часть сейчас выглядит несколько массивно и контрастно по отношению к тонкой верхней, но дело в том, что изначально они несли более высокие колонны, непохожие на сегодняшние. Чтобы понять, как они выглядели когда-то, надо пойти в Кремль и рассмотреть фонари на Ивановской площади, где этот тип сохранился. Другой вид исторических фонарей в саду Эрмитаж дошёл до нас целиком – это единственный фонарь 1912-13 годов. Проект этого изящного фонаря разработан Отделом освещения Мосгордумы, а отлит он в польском городе Сосновицы (сохранилось клеймо изготовителя). Вероятно, сохранности этого раритета способствовало то, что он является выявленным памятником и занесён в реестр объектов культурного наследия. Третий вид – невысокие парковые торшеры, спроектированные в 1950-е годы специально для этого сада институтом «Мосгазпроект».

Как стало известно, в настоящий момент Департаментом топливно-энергетического хозяйства г. Москвы при участии музея «Огни Москвы» разрабатывается техническое задание на реставрацию всех перечисленных фонарей сада Эрмитаж. Реализация проекта может занять год, так как процесс трудоёмкий – предстоит вручную очищать чугунные части от многочисленных слоёв краски и ржавчины.

Пример уже проведённой реставрации – работы в Лужниках на аллее, ведущей к набережной. Здесь недавно были отреставрированы около пятидесяти фонарей, созданных в 1947 году, к 800-летию Москвы, по проекту архитектора М. Минкуса. Таких в городе сохраняется несколько сотен, но за последние годы они стали исчезать в процессе «благоустройства». Последний случай – Пушкинский сквер, где сейчас спешно проводятся работы по благоустройству, а подлинные фонари 1947 года вывезены. Вернут ли их, а не бледные копии, на место?

Сложность сохранения старых фонарей заключается ещё в том, что все они принадлежат разным ведомствам и целиком зависят от доброй воли и распоряжений руководителей организаций. Например, упомянутые фонари в Лужниках находятся на балансе городского Департамента энергетики. А фонари на ВВЦ – на балансе ОАО «ГАО ВВЦ». Захочет ли администрация Выставки взяться за реставрацию фонарных колонн 1930-х годов? Захотеть взяться означает и захотеть найти средства, и захотеть привлечь специалистов. Но попробовать стоит. Тем более что специалисты и общественность уже обратились с соответствующей просьбой к администрации сохранить для городской истории эти колонны in situ – ведь так приятно брести по аллее и разглядывать всякие «мелочи»!

Сад «Эрмитаж» (фото смотрите ниже) является памятником садово-паркового искусства. Располагается он в самом центре Москвы. Жители столицы высоко ценят этот островок зеленой природы, находящийся среди шумных дворов и загазованных улиц. Здесь гуляют молодые мамы с колясками, встречаются влюбленные и совершают променад семейные пары.

Вы выбрали местом вашего отдыха парк «Эрмитаж»? Как добраться до него? Стоит иметь в виду, что он располагается неподалеку от улицы Каретный ряд и станций метро «Чеховская» и «Пушкинская».

История появления

Парк «Эрмитаж» был первым увеселительным садом в Москве. Открылся он в 1830 г. В те давние времена располагался сад не на нынешнем месте, а на Божедомке. Парк «Эрмитаж» предлагал к услугам своих посетителей кофейни и беседки, павильоны и театр. Пика своей популярности он достиг в те годы, когда им владел известный антрепренер М.В. Лентовский.

В прошлом он был актером Малого театра. В саду устраивались катания по пруду на лодках, водяные фейерверки, шествия военных оркестров и прочие увеселительные мероприятия. В парк «Эрмитаж» приезжали отдохнуть не только все жители Москвы, но и посещавшие столицу иностранцы.

После того как Лентовский разорился, это место постепенно пришло в запустение. Несколько позже территорию сада застроили домами.

Парк «Эрмитаж» получил свое второе рождение в 1894 г., когда московским купцом Я.В. Щукиным была выкуплена усадьба, располагающаяся в Каретном ряду. Буквально за год запущенная территория превратилась в цветущий сад. На пустыре были разбиты клумбы, проложены дорожки и высажены кустарники и деревья. В саду появилось также здание театра.

Культурные мероприятия

В парке «Эрмитаж» 26.05.1896 г. произошло знаменательное событие. В этот день здесь состоялся общедоступный сеанс кино Спустя два года в парке был открыт театр, руководителями которого явились В.И. Немирович-Данченко и К.С. Станиславский. 26.10.1898 г. состоялась премьера поставленного ими спектакля под названием «Царь Федор Иоаннович». На этой же сцене Московским художественным общедоступным театром были сыграны такие пьесы, как «Дядя Ваня» и «Чайка» А.П. Чехова.

В театре парка «Эрмитаж» выступали многие знаменитости. Среди них Ф.И. Шаляпин и С.В. Рахманинов, Анна Павлова и Эрнесто Росси и другие.

«Эрмитаж» - сад, в котором Щукиным был построено летнее сооружение, Зеркальный театр. В дальнейшем планировалось возведение нового здания. Им должен был стать зимний театр, рассчитанный на тысячу зрителей. Однако осуществлению планов помешала Первая мировая война.

После революции 1917 г. парк «Эрмитаж» был национализирован. Несколько позже, в период НЭПа, его сдали в частную аренду.

В 1924 г. здание, находящееся в парке «Эрмитаж», было отдано театру Московского Городского Совета Профсоюзов. Позже он был переименован в театр Моссовета.

Военный период

В годы советской власти парк «Эрмитаж» также был одним из самых популярных мест, где могли отдохнуть жители столицы. Осенью 1941 г. его закрыли. Работа парка возобновилась уже в апреле следующего года. В 1943 г. здесь осуществляли постановку спектаклей. Для этого из эвакуации в Москву вернулись артисты. Помещение театра не отапливалось. Однако ни зрителей, ни артистов это никак не останавливало.

Послевоенный период

Летом 1945 г. была произведена реконструкция сада «Эрмитаж». В 1948 г. на территории парка построили концертный летний зал. На его сцене проходили выступления К.И. Шульженко, А.И. Райкина, Л.И. Руслановой. Здесь можно было послушать оркестр Л.О. Утесова.

В пятидесятые-шестидесятые годы прошлого столетия москвичи, чтобы поиграть в шахматы, почитать, просто погулять и послушать выступления любимых артистов, приходили в сад «Эрмитаж». Кинотеатр летнего типа был открыт в парке в 1953 г. Он сразу стал популярным местом у москвичей и гостей столицы. Большое количество людей приходило посмотреть картины, выставленные прямо на открытом воздухе.

О той популярности, которой пользовался парк-сад «Эрмитаж», говорят данные статистики. Так, в 1957 г. этот зеленый уголок в столице посетило 1,5 миллиона человек. На сцене парка выступал Р. Карцев и В.С. Высоцкий, зарубежные театральные и музыкальные коллективы. Зеркальный театр сада «Эрмитаж» был выбран местом, где состоялись съемки первой игры «Что? Где? Когда?». В 1980 г. кинотеатр передали театру Миниатюр, руководителем которого стал А.И. Райкин.

Современная жизнь сада

В 1980-х - 1990-х годах парк «Эрмитаж» пережил время запустения. К счастью, оно уже прошло. В 1991 г. для гостей парка открылся театр «Новая опера». Работают здесь театры «Эрмитаж» и «Сфера». К был реконструирован. Реставрационные работы коснулись многих исторических построек.

Сад «Эрмитаж» в настоящее время является замечательным местом для отдыха. Днем здесь любят гулять молодые мамы со своими малышами. С соседних дворов прибегают иногда и школьники. В теплые летние дни непосредственно на садовых дорожках или на открытой сцене выступают непрофессиональные танцоры, изучающие искусство классического танца.

С наступлением вечера парк «Эрмитаж» становится местом проведения различных мероприятий. В летний период это презентации и выставки, концерты звезд из зарубежья, а также джазовый Международный фестиваль. Зимой в парке работает большой каток.

Есть на территории сада ночной клуб и Клуб чайной культуры, а также несколько ресторанов.

Театр «Новая опера»

В 21 веке парк «Эрмитаж» пережил большое потрясение. На его территории произошел пожар. В результате огнем была уничтожена часть исторической постройки, которую сдавали в аренду клубу «Дягилев». В остальном в саду продолжается благополучная жизнь, он как и прежде остается одним из самых любимых мест москвичей. Здесь с удовольствием можно провести весь свободный день. Сначала просто погулять, полюбоваться выставкой цветов или потанцевать с непрофессиональными танцорами на летней открытой площадке, а немного позже пообедать, посетив ресторан, и пойти смотреть спектакль.

На сегодняшний день в саду «Эрмитаж» являются действующими три театра. Один из них - «Новая опера» - открыт в перестроенном помещении. Ранее здесь располагался Зеркальный театр. В 1997 г. для «Новой оперы» было построено новое здание.

Театр обрел популярность сразу после открытия. Тысячи зрителей стремились попасть в него, чтобы послушать классические произведения в новаторских постановках. Наиболее известные из них - «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Травиата» и другие. Постановки, осуществленные первым художественным руководителем театра Евгением Колобовым, до сих пор идут с аншлагами.

Знают и любят театр далеко за пределами российской столицы. В последние годы ему присуждено несколько весьма престижных премий. В их перечне диплом «Звезда недели», учрежденный немецкой газетой «Abendzeitung», Российская оперная премия «Casta Diva» и другие. Помимо того, театр стал членом Европейского оперного сообщества «Opera Europa».

«Эрмитаж»

Это еще один театр сада. Основанный он существует уже не одно десятилетие. «Эрмитаж» ценен для театралов тем, что на его сцене осуществляется постановка пьес, созданных писателями 1920-х годов.

Среди них Николай Олейников и Юрий Олеша, Исаак Бабель и Александр Введенский.
В последнее время на сцене этого театра показывают спектакли авторов Латинской Америки.

«Сфера»

Этот небольшой, но в то же время необычный и очень интересный театр в парке «Эрмитаж» предназначен для массового зрителя. Создан он был в 1981 г. Для публики является привлекательной его открытость, ведь зрители в небольшом помещении, посредине которого располагается сцена, нередко становятся участниками проходящих спектаклей.

Чайный клуб

Московский парк «Эрмитаж» предлагает своим посетителям необычное времяпровождение. В саду находится уникальный клуб, в котором представлена целая коллекция китайского чая элитных сортов, а также изысканная утварь для церемоний чаепития.

Ознакомиться в этом клубе можно и со специализированной литературой. Посетители заведения снимают обувь и верхнюю одежду, располагаясь прямо на мягких коврах в небольших уютных помещениях. Только после этого начинается церемония чаепития, которая проходит под руководством специалистов, дающих новые знания о привычном напитке.

Прогулки по саду

Зеленый уголок в самом центре г. Москва - парк «Эрмитаж» - встречает своих посетителей уютной и ухоженной территорией. Летом здесь работают фонтаны. По всей территории парка растут тополя и дубы, клены и липы. Между деревьями выложены дорожки с установленными вдоль них скамейками. Радуют глаз высаженные кусты роз, сирени и жимолости.

В 2000 г. на аллеях парка появилось две скульптуры. Одна из них была подарена мэрией Парижа. Это бюст Виктора Гюго. Его автор - Л. Маркест. Вторая скульптура - подарок правительства Италии. Это фигура Данте Алигьери. Автор - Р. Пирас. В 2004 г. в саду после реставрации вновь зажгли первый электрический который был изготовлен в 1880 г. на Екатерининском заводе.

Сад "Эрмитаж" - небольшой и тихий зелёный уголок на улице Каретный Ряд, являющийся памятником садово-паркового искусства.

"Эрмитаж" занимает особое место среди московских садов: дело в том, что он вырос из своеобразного садово-театрального квартала, обустроенного в конце 19 века. За время своего существования сад не раз был реконструирован и дошёл до наших дней в виде благоустроенного зелёного парка с красивыми фонарями и фонтанами - и, конечно же, театрами на своей территории.

История сада "Эрмитаж"

Сад "Эрмитаж" (сначала - "Новый Эрмитаж") был официально открыт в 1895 году по инициативе известного театрального предпринимателя и мецената Якова Щукина. Изначально он был задуман как летний увеселительный сад с театральной функцией, и Щукин основательно взялся за его обустройство: верхний слой грунта глубиной до одного метра на всей территории сада был выкопан и заменён на свежий чернозём, а для озеленения территории использовали специально отобранные деревья и кустарники из окрестностей Москвы. Планировка сада была осуществлена по проекту архитектора Алексея Белевича, он же разработал проекты первых летних павильонов: эстрад и буфета.

В каком-то смысле щукинский сад стал одной из колыбелей театральной жизни Москвы: в 1896 году здесь прошёл первый общедоступный показ синематографа братьев Люмьер, в 1898 - премьерой спектакля "Царь Фёдор Иоаннович" открылся Московский художественный общедоступный театр (будущий МХАТ); на эстрадах сада выступали Фёдор Шаляпин, Антонина Нежданова, Михаил Вавич, балерина Анна Павлова и другие известные артисты театра и балета и певцы прошлого. В театре "Эрмитаж" состоялись премьеры пьес Антона Чехова "Чайка" и "Дядя Ваня".

Щукин активно занимался привлечением талантливых артистов и развитием сада. В 1907 году по проекту архитектора Богдана Нилуса в саду был возведён ряд каменных построек, позже появился "Зеркальный театр", было проведено электрическое освещение и внедрены различные технические новшества, "подсмотренные" владельцем в Европе. Под руководством Щукина сад работал вплоть до 1917 года, когда его национализировали.

В советские годы капитальные здания были реконструированы и перестроены, в саду появились новые фонари, тумбы и фонтаны, и постепенно из увеселительного сада он превратился в "обычный" парк в центре города.

На сегодняшний день на территории сада расположены театр "Эрмитаж", Московский драматический театр "Сфера" и театр "Новая Опера".

Интересные объекты и достопримечательности

В саду "Эрмитаж", помимо театров, расположен ряд менее масштабных объектов и достопримечательностей, достойных внимания посетителей.

Чугунные беседки-павильоны «Гарден-коттедж» - два удивительно изящных садовых сооружения из чугуна, украшенных кружевными чугунными решётками. Производят необычное впечатление и практически силой заставляют посетителей сада фотографироваться внутри и снаружи.

- арт-объект, разработанный в студии Артемия Лебедева и установленный в саду "Эрмитаж" в 2013 году. Гармонично вписавшийся в пейзаж сада небольшой знак стал его необычной достопримечательностью, но, к сожалению, фотографироваться рядом с ним, вопреки названию, хочется далеко не всем.

Щукинская сцена - уникальное сооружение, возведённое в 1910 году. Задумано Щукиным как инновационный зимний театр с различными техническими новшествами на 4 тысячи мест. К сожалению, всё остановилось на этапе кирпичной коробки: из-за начала Первой Мировой войны, постепенного разорения владельца и последующей Революции проект не удалось осуществить.

Бюсты Данте Алигьери и Виктора Гюго появились на аллеях сада в 2000 году. Бюст Данте Алигьери (скульптор Ринальдо Пирас) был передан в дар Москве правительством Италии, бюст Виктора Гюго (скульптор Лоран Маркест) - подарок от мэрии Парижа. Также вблизи эстрады сада расположены бюсты отечественных композиторов Петра Чайковского и Михаила Глинки.

Также на территории сада можно найти голубятню и бельчатник.

Сегодня сад "Эрмитаж" - современный и благоустроенный парк, любимый простыми москвичами и театралами. На аллеях сада регулярно проходят выставки, городские фестивали и ярмарки, а эстрада становится площадкой различных концертов, выступлений и показов. Для посетителей с детьми есть отличная большая детская площадка.

В дни выходных и фестивалей сад бурлит жизнью, а вот по будням он, как правило, малолюден и идеально подходит для тихого отдыха в тени деревьев.

Сад "Эрмитаж" находится на улице Каретный Ряд в Тверском районе Москвы. Добраться до него можно пешком от станций метро "Пушкинская" Таганско-Краснопресненской линии, "Тверская" Замоскворецкой, а также "Чеховская" и "Цветной бульвар" Серпуховско-Тимирязевской линии.