Леонардо да винчи как мыслитель. Леонардо да винчи как философ

Сначала в Италии, а потом и буквально во всем мире началась новая эпоха - Ренессанса или Возрождения. В то далекое время коснулась почти всех сфер жизни людей. Философия Возрождения очень отличалась и отличается от таковой в Средние века. Основные изменения касались человека, его места и роли в мире, а также познания и глубокого изучения природы. Деятели Ренессанса возрождали научные теории и художественные принципы своих предшественников в Древнем Риме и Греции.

Философия Возрождения немного отодвигала религию с переднего плана во всех сферах. Новая эпоха подарила миру огромное количество выдающихся людей - философов, художников, скульпторов, талантливых ученых и инженеров. Возможно, самым известным из них можно считать Леонардо да Винчи.

Художник из провинции

Леонардо родился в небольшом селении Винчи, расположенном не очень далеко от Флоренции. Уже с самого раннего детства его интересовала природа и живопись. Он не выходил из дома без свертка бумаги и всегда делал зарисовки - птиц, животных, деревьев, людей. Делал огромное количество эскизов, большая часть которых комкалась и выбрасывалась им же. Его всегда занимали мелкие детали, и он постоянно хотел добраться до самой сути - строения листика дерева, мышц лошади, глаз стрекозы. Леонардо да Винчи был безумно счастлив, когда отец отправил его на учебу во Флоренцию к одному из лучших художников и скульпторов Италии того времени.

Философия Возрождения художника

Обучаясь с удовольствием мастерству рисования, графики и скульптуры, Леонардо да Винчи не переставал интересоваться наукой и не упускал возможности поговорить с известными флорентийскими географами, инженерами, медиками. Он с невероятным интересом впитывал в себя все, что они говорили. Параллельно с этим в голове у гения возникало множество образов - и он сразу же делал новые зарисовки. Леонардо да Винчи интересовался в первую очередь людьми. Он смотрел на них на рынке, на улице, в маленьких двориках. Он невероятно точно запоминал и зарисовывал выражения глаз, морщины на лбу, положения рук и складки на одежде. Позже эти образы Леонардо да Винчи использовал в своих картинах. Рисуя «Мадонну с Младенцем», он изображал не божественные («неживые», как он говорил) образы, а настоящих людей - молодую заботливую женщину и маленького ребенка. То же можно сказать и обо всех его картинах. Будь то изображения известных личностей, библейских фигур - там живые люди с их земными эмоциями и чертами.

В этом и состояла своя философия Возрождения гениального художника, ставшая потом и всеобщей в то великое время.

Художник, скульптор, инженер и конструктор

Философия Средневековья и эпохи Возрождения отличались еще и тем, что в первом случае знатным феодалам не хотелось обременять себя «ненужными» растратами для сооружения различных машин, которые значительно упрощали бы труд и жизнь людей. Леонардо да Винчи, будучи мастером живописи и скульптуры, был еще и невероятно талантливым техником. Изучив основы инженерии, он создавал (к сожалению, в основном только на бумаге) большое количество оросительных сооружений, летательных аппаратов и оружия. Если бы философия Возрождения Леонардо да Винчи и его технические решения «дошли» до людей немного раньше, то, будьте уверены, человечество в своем развитии в то и в настоящее время было на несколько уровней выше.

Как сообщает «Википедия», Леонардо да Винчи был: художником, скульптором, архитектором, анатомом, естествоиспытателем, изобретателем, писателем, музыкантом, короче, «универсальным человеком», а проще говоря - гением. В мае этого года исполнилось ровно 500 лет со дня смерти этого великого человека. Вот сколько поразительных вещей он разработал, основываясь на своих наблюдениях за природой вещей и процессов.

Инженерное дело

К Леонардо да Винчи слава гения пришла при жизни. Причём не только благодаря его картинам и работам в области скульптуры, но и многочисленным разноплановым изобретениям. В сохранившихся документах мастера можно найти схемы вертолётов и планеров, коробок передач и подъёмных кранов. Также да Винчи придумал прототипы современного водолазного костюма и парашюта. Но больший упор он делал на военную технику, сам при этом являясь пацифистом. Виной тому желание угодить своим покровителям - королям Италии и Франции.

Среди эскизов да Винчи есть набросок машины, бронированной и способной стрелять в любом направлении (на этом же принципе основана конструкция современного танка). Эта задумка так и не была воплощена в жизнь, а много веков спустя выяснилось, что «танк» да Винчи был не очень практичным . Если бы его построили так, как задумал мастер, он не смог бы ездить. На схеме мастера передние колёса аппарата должны были крутиться в противоположную сторону от задних колёс. Возможно, Леонардо допустил такую ошибку сознательно, не желая, чтобы разрушительная машина была построена.


Танк. Чертёж Леонардо да Винчи

Также да Винчи грезил о полётах и часто рисовал причудливые летательные аппараты. Благодаря ним человек мог бы летать как птица. По задумке да Винчи, летательные аппараты - орнитоптеры - приводились бы в движение самим человеком, который при помощи специального механизма управлял бы крыльями. Принцип полёта орнитоптеров весьма схож с современными дельтапланами. Ещё у Леонардо была идея «воздушного винта», предвосхитившая появление вертолётов. Но увы, вертолёты и орнитоптеры остались лишь на бумаге, как и большинство других проектов. Однако во многих из них прослеживаются идеи, которые использовали в своих аппаратах современные изобретатели.

Попытки сделать машины по чертежам да Винчи предпринимались и в наше время. Многие из них закончились провалом , но были и удачные испытания . Например, самоходная машинка, приводящаяся в движение пружинами, проехала несколько метров. Возможно, будь у Леонардо в XV веке материалы XXI века, он бы с успехом воплотил свои инженерные задумки в жизнь.

Математика

Хотя все мы думаем о Леонардо да Винчи в первую очередь как о художнике, сам он считал себя скорее учёным . Особенно ему нравилась строгость математики и геометрии. В своих картинах да Винчи пользовался математическими принципами линейной перспективы, чтобы создать на плоской поверхности иллюзию глубины. Это можно увидеть в его картине «Благовещение» и в «Тайной вечере».


«Тайная вечеря», Леонардо да Винчи. 1495–1498 годы

В своё время Леонардо пытался найти способ построения при помощи циркуля и линейки квадрата, который был бы равновеликим данному кругу по площади (к слову, эта задачка не решена до сих пор). Для поиска решения мастер использовал математический метод золотого сечения , нарисовав «Витрувианского человека». Также да Винчи применил золотое сечение и в своей самой знаменитой картине «Мона Лиза», создав гармоничное полотно.

Гидрология и водная инженерия

Леонардо да Винчи посвятил много времени изучению динамики воды. В Кодексе Лестера , написанном в 1510 году, Леонардо сделал 730 (!) выводов о движении воды, многие из которых оказались правдивыми. Он описал гидрологический цикл и влияние скорости потока на давление, а также высказал мысли об инженерных каналах и водохранилищах, благодаря которым можно было бы орошать землю и управлять паводками. А ещё он нарисовал специальное приспособление, похожее на ботинки, позволившее бы человеку ходить по воде.

Можно сказать, что Леонардо был первым гидорологом , сформулировавшим правдивые и проверенные современными учёными гипотезы о движении воды на основе одних только эмпирических данных. Его вклад в науку и технику в области водных ресурсов высоко ценится современными гидрологами и инженерами.

Оптические иллюзии и физиогномика

В своём труде «Codex Urbinas» Леонардо да Винчи представил понятие «moti mentali» - «порывы и движения души», связанные с телесными движениями. Более того, он написал целую книгу, где представил научный анализ закономерности строения и пропорций лица. Да Винчи считал, что целью портретистов должно являться представление внутренних мыслей их моделей, а не только их внешнего вида.

Для передачи неоднозначного выражения лица мастер усовершенствовал технику «сфумато», изобретённую другим художником. В ней переходы от тёмного к светлому или от одного цвета к другому едва заметны, что смягчает острые линии и создаёт оптические иллюзии. Особенно заметно применение этой техники в «Мона Лизе». Созданная да Винчи оптическая иллюзия вокруг рта женщины заставляет одних людей видеть её довольной и весёлой, а других - меланхоличной и задумчивой. Создавая такие иллюзии, Леонардо играл с возникающими разногласиями между глазами и мозгом. И произошло это задолго до того, как учёные поняли, какие механизмы в мозге отвечают за интерпретацию подобных иллюзий.

Другие ученые считают, что дело в особенностях художественной манеры автора. Якобы Леонардо так по-особому накладывал краски, что лицо Моны Лизы постоянно меняется.

Многие настаивают на том, что художник изобразил на полотне себя в женском обличье, оттого и получился такой странный эффект. Один ученый даже обнаружил у Моны Лизы симптомы идиотизма, мотивируя их непропорциональностью пальцев и отсутствием гибкости в руке. Зато, по мнению британского врача Кеннета Кила, на портрете передано умиротворенное состояние беременной женщины.

Есть и версия, что художник, который якобы был бисексуалом, нарисовал своего ученика и помощника Джиана Джакомо Капротти, который находился рядом с ним в течение 26 лет. В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо да Винчи оставил эту картину ему в наследство, когда скончался в 1519 году.

Говорят… …что именно модели Джоконды великий художник обязан своей смертью. Что многочасовые изнурительные сеансы с ней извели великого мастера, поскольку сама модель оказалась биовампиром. Об этом говорят и поныне. Как только картина была написана, великого художника не стало.

6) Создавая фреску «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи очень долго искал идеальные модели. Иисус должен воплощать Добро, а Иуда, решивший предать его на этой трапезе, - Зло.

Леонардо да Винчи много раз прерывал работу, отправляясь на поиски натурщиков. Однажды, слушая церковный хор, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.

Прошло три года. «Тайная вечеря» была почти завершена, однако Леонардо так и не нашел подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил художника, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.

И вот после долгих поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека - молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не было, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор. С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Человек толком не понимал, что происходит, и где он находится, а Леонардо да Винчи запечатлевал на холсте лицо человека, погрязшего в грехах. Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного пришел в себя, подошел к полотну и закричал:

– Я уже видел эту картину раньше!

– Когда? - удивился Леонардо. – Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре, и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа…

7) Леонардо обладал даром предвидения. В 1494-м году он сделал серию записей, которые рисуют картины грядущего мира, многие из них уже сбылись, а другие сбываются сейчас.

"Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать" – речь здесь, несомненно, идет о телефоне.

"Люди будут ходить, и не будут двигаться, будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит" - телевидение, запись на магнитофон, воспроизведение звука.

"Ты увидишь себя падающим с великих высот без всякого вреда для тебя" - очевидно, прыжки с парашютом.

8) Но есть у Леонардо да Винчи и такие загадки, которые ставят исследователей в тупик. Может, вам удастся их разгадать?

"Люди будут выбрасывать из собственных домов те припасы, которые предназначались для поддержания их жизни".

"Большей части мужского рода не будет дозволено размножаться, так как у них будут отняты семенники".

Хотите узнать еще больше о Да Винчи и воплотить его задумки в жизнь?

Уникальный талант Леонардо позволял ему создавать не только безупречно точные с точки зрения техники и анатомии образы, но и передавать тончайшие оттенки эмоций.

Британский историк искусства Кеннет Кларк назвал Леонардо «самой загадочной личностью в истории человечества». Действительно, круг интересов Леонардо поражает своей широтой, но за эту широту художнику приходилось платить. Неуёмный, пытливый ум то и дело заставлял его бросать начатую работу, чтобы полностью отдаться другой, только что захватившей его идее. Эта особенность Леонардо была подмечена ещё современниками, и его биограф XVI века Джорджо Вазари писал, что Леонардо «мог добиться гораздо большего, если бы не его непостоянство. Не успев взяться за одно дело, он оставлял его, чтобы тут же взяться за новое».

Заказчики неоднократно выражали недовольство тем, что Леонардо не доводит до конца начатую работу. Однажды художнику даже пришлось быть ответчиком в скандальном и долгом судебном разбирательстве по поводу невыполнения им условий договора. Леонардо и сам страдал от собственной разбросанности. Приводя на склоне лет в порядок свои бумаги, он не удержался и написал на листе, где одновременно были сделаны несколько набросков и чертежей на самые разные темы: «О, читатель, не проклинай меня за то, что невозможно удержать в памяти сразу столько предметов».

ХУДОЖНИК-МЫСЛИТЕЛЬ

Законченные картины Леонардо можно пересчитать по пальцам. И вместе с тем он был очень известным художником. На современников производило впечатление не только стилистическое совершенство работ Леонардо, но и его способность творчески мыслить. До Леонардо художники были во многом ремесленниками. Его же работы были непревзойдёнными не только по «механическому» мастерству, но, в первую очередь, по умению решать композиционные проблемы и выражать эмоции через движение.

Сам Леонардо писал: «Изображённая фигура имеет ценность только в том случае, если её движение передаёт состояние души».

Эту сторону творчества Леонардо иллюстрирует удивительная история, рассказанная Вазари. Настоятель монастыря Санта-Мария Делле Грацие возмущался тем, как Леонардо работает над заказанной ему «Тайной вечерей». Художник мог провести едва ли не целый день, стоя в раздумьях перед едва начатой фреской, в то время как настоятель требовал, чтобы он работал «как вскапывающий сад работник».

В конце концов, настоятель пожаловался Сфорца, тот потребовал от Леонардо объяснений. Леонардо их охотно дал. Он сказал, что никак не может найти лицо, с которого можно писать лик Христа. Та же проблема касалась и Иуды, но её можно считать решённой - голова настоятеля монастыря вполне подойдёт для этого. Герцог весело расхохотался, и инцидент был исчерпан.

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО

Леонардо восхищался человеческим телом и, практически занимаясь анатомией, знал его лучше любого художника своего времени.

При этом художник тяготел к крайностям, создавая либо прекрасные, либо уродливые образы.

Один из рисунков Леонардо иллюстрирует мысль римского архитектора Ветрувия о том, что фигуру человека с распростёртыми руками можно с абсолютной точностью вписать как в круг, так и в квадрат.

ЖИВОПИСЬ НА ДОСКЕ

Все картины Леонардо (за исключением выполненных на стене) написаны на деревянных досках, которые являлись обычной в те времена «основой» (холст в этом качестве тогда был ещё большой редкостью). Именно на доске Леонардо написал на заказ два своих самых чарующих портрета - «Портрет музыканта», 1490-1492, слева и «Портрет Джиневры де Бенчи», ок. 1474-1476, справа.

Для своих картин художники брали доски, сделанные из местных пород древесины - в Италии чаще всего это был тополь. Прежде чем наносить краску, художник грунтовал каждую доску смесью мела и специального клея. Как правило, Леонардо писал маслом, хотя в некоторых ранних работах использовал смесь масла и яичной темперы.

БИТВА ПРИ АНГИАРИ

В 1503 году Леонардо попросили написать большую фреску для Палаццо Веккио во Флоренции - на сюжет состоявшейся в 1440 году бытвы при Ангиари, в ходе которой Флоренция нанесла поражение Милану.

В 1504 году Микеланджело получил аналогичный заказ на фреску «Битва при Кашине», посвящённую победе флорентийцев над пизанцами в 1364 году. Начавшееся соревнование двух титанов Возрождения, в конечном счёте, не состоялось. Леонардо вновь решил применить экспериментальную технику, но его краски не легли на грунт, и в 1506 году он бросил эту работу. Микеланджело, приглашённый в 1505 году в Рим папой Юлием II, также прикратил работу. К счастью, сохранились копии рисунков как Леонардо, так и Микеланджело.

НЕУДАЧНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Леонардо писал медленно и потому предпочитал работать маслом. Масляные краски дольше сохнут, позволяя добиться более тонких и разнообразных эффектов, чем темпера, которой преимущественно пользовались раньше. Обычным видом настенной росписи была фреска, при создании которой краска наносится на влажную штукатурку. Высыхая, штукатурка закрепляет нанесённую на неё краску. Но при этом существовало одно неудобство - художнику приходилось работать очень быстро, укладываясь в то время, пока штукатурка не высохла. А Леонардо так работать не умел и не хотел. С этим связаны его попытки разработать новые методы настенной росписи. Все они окончились провалом - фрески оказывались недолговечны.

Если не считать «Битвы при Ангиари» и мифологического полотна «Леда» (ныне утерянного), почти все работы Леонардо были портретами или картинами, трактующими религиозные сюжеты. Но, почти не выходя за рамки этих абсолютно традиционных жанров, Леонардо сумел внутри них выработать совершенно оригинальные методы решения художественных задач. В портретах ему удавалось добиться естесственной позы и выразительности, которых до него не было во всей портретной живописи, а в религиозных картинах проявил необычайное умение формировать композицию таким образом, чтобы фигуры выглядели величественно, но в то же время вполне реалистично.

Особенно оригинально художник решал проблемы света и тени. Тени он использовал смелее, чем его предшественники, а искусство Леонардо смешивать цвета и передавать оттенки считается непревзойдённым. Вазари писал, что именно блогодаря Леонардо итальянская живопись сменила «жёсткий, сухой стиль, характерный для XV века, на то, что мы называем современной манерой письма». Имеется в виду стиль Высокого Возрождения, великими представителями которого являлись такие художники, как Микеланджело, Рафаэль и Тициан. «Леонардо, - отмечал Вазари, - буквально заставил свои фигуры двигаться и дышать».

ВОСПЕВШИЙ МАДОННУ

Во времена Леонардо самой популярной темой искусства была Мадонна. Этим образом Леонардо был по-настоящему очарован, снова и снова возвращаясь к нему. Эти возвращения обусловливались тем, что взгляд художника на то, как следует изображать Марию, менялся.

В ранних работах, таких как «Поклонение волхвов», 1481-1482 и «Мадонна с гвоздикой», ок. 1473 - мать Иисуса написана юной, исполненной свежести и невинности, женщиной. Позднее в её образе добавилось зрелости и статичности, и она стала напоминать более Царицу Небесную, нежели земную мать.

ПЕРСТ УКАЗУЮЩИЙ

В некоторых работах Леонардо (примером может служить «Бахус», ок. 1510-1516, слева, авторство оспаривается) встречается фигура с показывающим на что-то пальцем. Чаще всего указывающий перст обращён к небесам - как на картине «Св. Иоанн Креститель», ок. 1514-1516, справа.

Леонардо не был первым, кто использовал этот жест, он встречался ещё на древнеримских статуях, а потом был как бы забыт. Леонардо просто «вспомнил» его - да так удачно, что вслед за ним этот жест «вспомнили» и многие другие художники, очень быстро превратив его в настоящее клише.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ЧЕРТЕЖИ

Изобретательность Леонардо не знала границ, и потому его рисунки часто изображали механизмы, совершенно немыслимые для того времени - например, что-то вроде экскаватора. Художник мечтал построить летательный аппарат, но мечта его была невыполнима за отсутствием достаточно мощных двигателей.

Некоторые проекты Леонардо довольно забавны. Так, он придумал будильник с очень оригинальным принципом действия. Суть его в том, что вода постепенно собирается в сосуд, а когда тот оказывается переполненным, начинает выливаться на ноги спящего. И спящий, по словам самого Леонардо, «немедленно проснётся, чтобы приступить к делам».

Лишь очень немногие изобретения ему удалось реализовать на практике. В основном к ним относятся проекты устройств для различных праздников, но эти приспособления были настолько недолговечными, что от них, разумеется, не осталось и следа.

НАСЛЕДИЕ ЛЕОНАРДО

Всю глубину и мощь гения Леонардо оценили лишь тогда, когда обнаружились его неизвестные ранее труды. Архив художника содержит массу сугубо научных заметок. Многие из них проиллюстрированы рисунками - это анатомические зарисовки, чертежи боевых машин, лодок, мостов, машин и летательных аппаратов. После смерти Леонардо весь его архив отошёл по завещанию ученику художника, Франческо Мельци, который хранил эти бумаги как святыню. Около 1570 года Мельци умер. Записи Леонардо оказались разрознены, и никто толком не занимался их изучением вплоть до XIX века.

Отдельные мысли Леонардо, впрочем, были сведены вместе ещё в XVI веке, составив «Трактат о живописи». Тогда же с него было сделано несколько рукописных копий. В 1651 году книгу (с иллюстрациями Никола Пуссена) впервые напечатали в Париже на французском и итальянском языках. С тех пор этот трактат неоднократно переиздавался. Он не представляет собой цельную систему взглядов Леонардо на искусство, однако ценен тем, что в нём содержатся ссылки и выдержки из старых манускриптов, которые давно считаются безвозвратно утерянными.

2 мая 2019 года исполнилось 500 лет со дня смерти Леонардо да Винчи – человека, имя которого знают все без исключения. Величайший представитель Итальянского Возрождения, Леонардо да Винчи скончался в 1519 году. Он прожил всего 67 лет – не так много по нынешним меркам, но тогда это был преклонный возраст.

Леонардо да Винчи был настоящим гением, причем одинаково талантливым практически во всех областях науки и искусства, которыми он занимался. А занимался он очень многим. Художник и писатель, музыкант и скульптор, анатом и архитектор, изобретатель и философ – все это Леонардо да Винчи. Сегодня такой разброс интересов кажется удивительным. И действительно, такие гении как Леонардо рождаются даже не раз в столетие.

Сын нотариуса и подмастерье художника

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано в окрестностях городка Винчи, что неподалеку от Флоренции. Собственно, «да Винчи» это и означает «из Винчи». Он был сыном 25-летнего нотариуса Пьеро ди Бартоломео и его возлюбленной крестьянки Катерины. Таким образом, Леонардо родился не в браке – жениться на простой крестьянке нотариус не собирался. Первые годы детства Леонардо провел с матерью. Его отец Пьеро тем временем женился на богатой девушке своего круга. Но детей у них не было и Пьеро решил забрать трехлетнего Леонардо на воспитание. Так мальчика навсегда разлучили с матерью.

Через десять лет умерла мачеха Леонардо. Отец, оставшись вдовцом, женился повторно. Он прожил 77 лет, имел 12 детей, был женат четыре раза. Что касается юного Леонардо, то Пьеро сначала пытался приобщить сына к профессии правоведа, но отрок был к ней совершенно равнодушен. И отец, в конечном итоге, смирился и отдал 14-летнего Леонардо в мастерскую Верроккьо подмастерьем к художнику.

Мастерская находилась во Флоренции – тогдашнем центре наук и искусств, культурной столице Италии. Именно здесь Леонардо да Винчи постигал не только основы изобразительного искусства, но и гуманитарные и технические науки. Юноша интересовался рисованием, скульптурой, черчением, металлургическим делом, химией, изучал литературу и философию. В мастерской Верроккьо, кроме Леонардо, обучались Аньоло ди Поло, Лоренцо ди Креди, часто бывал Боттичелли. Пройдя курс обучения, в 1473 году 20-летний Леонардо да Винчи был принят мастером в Гильдию Святого Луки.

Таким образом, основной профессией Леонардо все же можно считать изобразительное искусство. Он занимался им всю жизнь и именно рисование было основным источником средств к существованию.

Жизнь в Милане: становление гения

Двадцати лет от роду Леонардо стал работать самостоятельно, благо к этому были все возможности. Кроме очевидного таланта к живописи и скульптуре, он обладал широким кругозором в гуманитарных и естественных науках, отличался прекрасной физической подготовкой – умело фехтовал, демонстрировал большую силу. Но во Флоренции, которая была перенасыщена талантливыми людьми, Леонардо не нашлось места. Несмотря на таланты Леонардо, правивший в городе Лоренцо Медичи имел других любимых художников. И Леонардо да Винчи отправился в Милан.


Музей Леонардо да Винчи в Милане

Именно в Милане прошли следующие 17 лет жизни великого художника, здесь он превратился из юноши в зрелого мужа, приобрел широкую известность. Интересно, что здесь да Винчи реализовался и как изобретатель и инженер. Так, по поручению миланского герцога Лодовико Моро он занялся прокладкой водопровода и канализации. Затем да Винчи начал работать в монастыре Санта Мария делле Грацие над фреской «Тайная вечеря». Это была одна из самых удачных его работ.

Интересной работой была и скульптура, изображающая всадника – герцога Франческо Моро, отца Лодовико. Эта статуя, к сожалению, не сохранилась до настоящего времени. Но есть рисунок да Винчи, по которому можно представить себе, как она выглядела. В 1513 году да Винчи приехал в Рим, участвовал в росписи Бельведерского дворца, а затем перебрался во Флоренцию. Здесь он расписывал палаццо Веккио.

Изобретения да Винчи

Очень интересны революционные для своего времени идеи Леонардо да Винчи, каждую из которых можно назвать гениальным футуристическим проектом. Так, Леонардо да Винчи разработал концепцию витрувианского человека, опираясь на пропорции римского механика Витрувия. Эскиз да Винчи сегодня узнаваем во всем мире – он изображает серьезного мужчину с идеальной мускулатурой.

Еще одно гениальное изобретение Леонардо – самодвижущаяся повозка. Еще тогда, более пятисот лет назад, да Винчи задумывался о том, как создать транспортное средство, которое бы перемещалось самостоятельно, без помощи лошадей, мулов или ослов. И разработал конструкцию деревянного «протоавтомобиля», который двигался за счет взаимодействия пружин с колесами. Уже в наше время по чертежам Леонардо инженеры воссоздали точную копию повозки и увидели, что она действительно способна ехать самостоятельно.

Именно Леонардо впервые пришла идея разработать некий прототип современного вертолета. Конечно, конструкция вряд ли могла бы подняться в воздух, но это не умаляет смелости научного поиска автора. Управлять подобной машиной должна была команда из четырех человек. Не менее впечатляют и разработки парапланов с хлопающими крыльями. Для да Винчи полет человека над землей был настоящей мечтой и он надеялся, что кто-нибудь ее осуществит. Прошли столетия и то, что казалось невероятным в XVI веке, осуществилось. Человек полетел не только в небо, но и в космос, появились не только парапланы, самолеты и вертолеты, но и космические корабли.

Большой интерес Леонардо да Винчи проявлял и к строительству, к городской архитектуре. В частности, он разработал концепцию двухуровневого города, который должен был быть более удобным для жизни и чистым, чем современные художнику итальянские города. Кстати, когда да Винчи жил в Милане, Европу поразила эпидемия чумы. Страшная болезнь была вызвана, в том числе, и колоссальной антисанитарией в тогдашних европейских городах, поэтому да Винчи и задумался о проекте более совершенного города. Он решил создать два уровня города. Верхний предназначался бы для наземных и пешеходных дорог, а нижний – для грузового транспорта, который бы выгружал товары в подвалы домов и лавок.

Кстати, сейчас идея двухуровневого города актуальна как никогда. Можно представить себе, насколько удобными и безопасными для движения и транспорта, и пешеходов стали бы подобные города с подземными тоннелями. Так что да Винчи предвосхитил идеи многих современных урбанистов.

Танк, подлодка, пулемет

Хотя Леонардо да Винчи никогда не имел отношения к вооруженным силам, он, как и многие передовые изобретатели и мыслители своего времени, задумывался и над тем, как улучшить действия войск, морского флота. Так, Леонардо разработал концепцию вращающегося моста. Он считал, что именно такой мост будет оптимальным для быстрого передвижения. Мост из легких и прочных материалов, прикрепленных к канатно-роликовой системе, позволит войску быстрее передвигаться и разворачиваться в необходимом месте.

Знаменит и проект скафандра для ныряния. Леонардо да Винчи жил в эпоху Великих географических открытий. Многие знаменитые путешественники того времени были его земляками – выходцами из Италии, а итальянские города Венеция и Генуя «держали» средиземноморскую морскую торговлю. Да Винчи разработал подводный костюм из кожи, который был соединен с тростниковой дыхательной трубкой и колокольчиком, который находился на поверхности воды. Примечательно, что модель скафандра включала даже такую пикантную деталь как мешочек для сбора мочи – изобретатель заботился о максимальном комфорте ныряльщика и предусматривал даже самые тонкие нюансы погружения под воду.

Все мы пользуемся в жизни штопором. Но разработан этот безобидный предмет кухонной утвари был совершенно с другими целями. Леонардо да Винчи придумал некий прообраз торпеды, которая должна была вкручиваться в обшивку корабля и пробивать ее. Это специфическое изобретение да Винчи полагал использовать в целях подводных сражений.

В 1502 году Леонардо да Винчи создал чертеж, на котором, по мнению многих современных историков, изображен некий прообраз подводной лодки. Но этот чертеж не был подробным и изобретатель, по его собственному признанию, избежал подробностей вполне сознательно. Леонардо, бывший гуманистом, написал рядом с чертежом, что не публикует метод создания приспособления, с помощью которого люди получат возможность длительного нахождения под водой, для того, чтобы некие злобные люди не занялись бы «предательскими убийствами на дне морей, разрушая корабли и топя их вместе с командой». Как видим, да Винчи предугадал появление подводного флота и его использование для атак на надводные корабли и суда.

Был у Леонардо и чертеж некоего подобия современного танка. Конечно, это не танк, но специфическая боевая повозка. Круглую и закрытую со всех сторон повозку приводили в движение семь членов экипажа. Сначала да Винчи полагал, что двигать повозку могут лошади, но затем он понял, что люди, в отличие от животных, не испугаются замкнутого пространства. Главной задачей такой боевой повозки было наступление на противника с целью давить и расстреливать его из мушкетов, расположенных по всей окружности повозки. Правда, как и в случае с подводной лодкой, этот проект Леонардо да Винчи тоже остался лишь на бумаге.

Нельзя не вспомнить и эспрингаль – «попрыгун». Это – устройство, напоминающее катапульту, работающую по принципу скрученной резинки. Сначала натягивается веревкой рычаг, в специальный мешочек кладется камень, а затем натяжение обрывается и камень улетает к противнику. Но, в отличие от традиционного онагра эспрингаль не получил в армиях позднего Средневековья серьезного распространения. При всей гениальности да Винчи, это его изобретение серьезно уступало старинной римской катапульте.

Еще один проект да Винчи в сфере вооружения – знаменитый пулемет. Он был разработан Леонардо потому, что стрельба из огнестрельного в то время требовала постоянного перезаряжания стволов, которое отнимало очень много времени. Для того, чтобы избавиться от этой досадной необходимости, Леонардо придумал многоствольное орудие. По задумке изобретателя, оно должно было стрелять и перезаряжаться практически одновременно.

Тридцатитрехствольный орган состоял из 3 рядов по 11 малокалиберных пушек, соединенных в виде треугольной вращающейся платформы, к которой крепились большие колеса. Один ряд пушек заряжался, из него производился выстрел, затем платформа переворачивалась и ставился следующий ряд. Пока один ряд стрелял, второй охлаждался, а третий перезаряжался, что позволяло вести почти непрерывный огонь.

Друг французского короля

Последние годы жизни Леонардо да Винчи прошли во Франции. Король Франции Франциск I, ставший покровителем и другом художника, в 1516 году пригласил да Винчи поселиться в замке Кло-Люсе, рядом с королевским замком Амбуаз. Леонардо да Винчи был назначен главным королевским художником, архитектором и инженером Франции и получил ежегодное жалование в тысячу экю.

Таким образом, под конец жизни художник добился официального титула и признания, пусть и в другой стране. Наконец он получил и возможность спокойно мыслить и действовать, пользуясь финансовой поддержкой французской короны. И королю Леонардо да Винчи платил заботой о королевских празднествах, планированием нового королевского дворца с изменением речного русла. Он проектировал канал между Луарой и Сеной, спиральную лестницу в замке Шамбор.

Судя по всему, в 1517 году у Леонардо да Винчи произошел инсульт, в результате которого онемела правая рука. Художник с трудом передвигался. Последний год жизни он провел в постели. 2 мая 1519 года Леонардо да Винчи скончался, окруженный своими учениками. Великого Леонардо похоронили в замке Амбуаз, а на могильной плите выбили надпись:

В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства.