Как узнать настоящий ли алкоголь. Способы проверки алкогольной акцизной марки

Федеральная служба «Росалкогольрегулирования» (ФС РАР) выпустила приложение «АнтиКонтрафакт Алко» для устройств, работающих на базе Android, iOS и Windows Phone. Программа позволяет проверить подлинность информации на федеральных специальных марках и акцизных марках. Данные через интернет запрашиваются в ЕГАИС. Приложение позволяет отсканировать штрих-код на марке, после чего можно сразу сообщить о нарушении. Также в нем есть карта магазинов, обладающих лицензией на торговлю алкоголем.

Как работает ЕГАИС?

id="sub0">

Все производители и импортеры алкоголя маркируют каждую единицу товара (кег, бутылку и т д.). Производитель клеит федеральные специальные марки, а импортер — акцизные марки. Двумерный штрих-код на каждой бутылке содержит:

наименование алкогольной продукции,

данные о производителе,

лицензии,

дата розлива напитка и другие его уникальные характеристики.

Кладовщик розничного магазина в процессе приемки алкоголя на склад обязан обработать накладные от поставщиков через ЕГАИС.

Чтобы соответствовать техническими требованиями, в каждой торговой точке должен стоять компьютер с универсальным транспортным модулем (УТМ) и подключением к интернету. Также нужен криптоключ JaCarta с квалифицированной подписью. Товаровед должен осуществлять приемку в модифицированной товароучетной системе магазина, которая умеет работать с ЕГАИС, или в стороннем программном продукте.

Кассир при продаже алкоголя считывает сканером штрих-ход с бутылки. Кассовая программа магазина, модифицированная под требования ЕГАИС, отправляет информацию со штриха через интернет на сервер ФС РАР для проверки. После успешной проверки система формирует уникальный QR-код для чека и алкоголь отпускается покупателю.

Покупатель получает чек с QR-кодом (даже если купил несколько бутылок алкоголя, в чеке печатается один QR-код).

Бывает так, что покупатели рискуют приобрести некачественный товар. Это касается любых изделий, в том числе и алкогольных. Чтобы спиртные напитки не стали причиной отравления, существует акцизная марка на алкоголе. Это своеобразный документ в виде наклейки, подтверждающий качество товара. В нем содержится информация о продукте, его происхождении и перемещении по территории страны.

Согласно законодательству Российской Федерации, вся алкогольная продукция подлежит маркировке акцизом. Если она отечественного производства, то имеет знак федерального значения.

Проверка качества алкогольной продукции по акцизной марке

Акцизная марка на алкоголе свидетельствует об оплате зафиксированного в стране сбора на продажу спиртных напитков. Документ подлежит строгой отчетности на государственном уровне, поэтому регулярно проверяется контролирующими органами. При выявлении продажи алкоголя с поддельным акцизом или без него реализатор привлекается к административной ответственности.

Сегодня акцизная марка на алкоголь имеет определенную форму и вид, что позволяет отличить ее от подделки. Сделать это можно несколькими способами.

Визуальная оценка

Принимаются во внимание такие признаки:

  • Внешний вид: четкость краски, отсутствие разводов. Настоящая марка не оставляет следов на руке после прикосновения.
  • Геометрия акциза: ровные прямоугольные края, размеры этикетки 90*26 и 62*21 мм.
  • Выпуклость золотистой линии , пересекающей наклейку. Полоса должна быть непросто нанесена на бумагу, а иметь вид вплетенных нитей.
  • На обратной стороне наличие люминесцирующей надписи «Алкогольная продукция».
  • Слова «Российская Федерация» и аббревиатура ФСМ (Федеральная специальная марка) напечатаны мелким шрифтом, который можно различить при стопроцентном зрении.
  • Изображение голограммы в виде сложного геометрического рисунка, который переливается под разным углом.
  • Голубые квадраты , светящиеся под люминесцентной лампой.
  • Четкость номера из 12 цифр . По нему легко определить подделку, воспользовавшись соответствующим информационным ресурсом.

Мобильное приложение

Проверка алкоголя по акцизной марке осуществляется не только визуально, но и благодаря специальному мобильному приложению. Для этого телефонной камерой сканируют штрих-код, подтверждающий качество акциза. После чего на экране высвечивается необходимая информация о производителе.

Интернет

Через интернет, посредством официальных сайтов компаний, выпускающих алкогольную продукцию. Для проверки подлинности акциза достаточно набрать номер этикетки с помощью специального сканера в магазине.

Проверка акциза по цвету

Современные технологии позволяют оформлять марку в разных оттенках. По цвету легко определить содержание спирта в бутылке:

  • Красно-серый тон указывает на то, что напиток содержит малое количество алкоголя – от 9 до 25%.
  • Оранжево-розовый оттенок – признак того, что в алкогольном товаре много спирта – от 25%.
  • Зелено-сиреневым цветом обозначают вина. Их крепость составляет 15–22%.
  • Если напиток игристого типа, он имеет желто-зеленый акциз.

Определение подлинности акциза в магазине

Обращать внимание на маркировку алкогольной продукции в магазине нужно обязательно. Акцизная марка на алкоголь, как и денежная купюра, печатается на специальной бумаге и обладает своей системой защиты. Она должна плотно прилегать к бутылке и не иметь повреждений. Товары с испорченным акцизом не выставляются на прилавки для продажи.

Использование специального сканера, который есть в каждом крупном торговом центре, – самый простой способ определить качество товара. Для этого покупатель имеет право обратиться к администрации супермаркета с целью использования прибора для проверки номера:

  • Если техника не выявила нарушений, а покупатель все равно сомневается в качестве продукции, он может обратиться в «Центр судебных экспертиз» для доказательства подозрений.
  • Если сканер показал, что акциз не соответствует требованиям, от покупки лучше отказаться.

Можно также попросить продавца показать копию сертификата соответствия качеству, в котором содержатся сведения об изготовителе, поставщике и импортере. Сведения, указанные в документе и на акцизе, должны совпадать.

Действия при обнаружении поддельного акциза

Проверка алкоголя по акцизной марке позволяет фиксировать случаи нарушения прав потребителей. При обнаружении фальсификации товара, нужно придерживаться таких правил:

  1. Сохранить чек на некачественный товар.
  2. Написать соответствующее заявление в районное УВД и Роспотребнадзор с целью наказания нарушителей.
  3. Отправить письмо в городское управление торговли.

Во всех письменных документах нужно указывать информацию о товаре:

  • название, производитель;
  • дата и место покупки;
  • копии чеков;
  • фотография напитка с акцизом.

Компетентные органы рассматривают жалобу в течение месяца с вынесением письменного заключения.

Алкогольная продукция, которая продается в Российской Федерации, должна проходить обязательную маркировку. Это помогает контролировать оборот и качество алкогольных напитков. Вид марки зависит от места производства спиртной продукции. Алкогольные напитки, произведенные в России, маркируются специальными федеральными марками; наличие ее означает принятие продукта в ходе сертификации Росалкогольрегулирования.

Что представляет собой акцизная марка?

На акцизную марку наносится следующая информация:

  • вид и название товара;
  • содержание этилового спирта в продукте;
  • его объем;
  • информация о производителе, в том числе адреса;
  • страна завода-изготовителя;
  • подтверждение качества товара.

Наличие акцизной марки на алкоголь свидетельствует не только о качестве купленного коньяка или водки, но и о легальности товарного знака. Но на рынке все еще много контрафактной продукции с поддельными акцизными марками. При обнаружении контролирующими органами такого товара магазины подвергаются крупным штрафам, алкоголь конфискуется и уничтожается.

Способы проверки

Существует несколько способов проверки акцизов:

  1. 1. С помощью мобильного приложения. Для проверки акцизных марок этим способом нужно скачать приложение «Антиконтрафактинфо» на смартфон; оно предназначено для операционной системы Android разработано специалистами Росалкогольрегулирования. Чтобы проверить марку, нужно отсканировать с помощью камеры телефона штрих-код акцизной марки или QR-код на чеке. После этого на экране отобразиться подробная информация о производителе. Также, воспользовавшись приложением, можно найти ближайшие лицензированные магазины и оповестить правоохранительные органы об обнаружении контрафактного товара.
  2. 2. На сайте http://fsrar.ru/. Этот способ доступен только для организаций, которые занимаются продажей спиртных напитков. На сайте Росалкогольрегулирования в разделе электронных услуг можно проверить акцизы по информационной базе этой организации. Для получения доступа к сервису нужно подтвердить лицензию.
  3. 3. На сайте производителя. Некоторые компании разрабатывают собственные сервисы для расшифровки акцизных марок. Для проверки нужно зайти на официальный сайт производителя и ввести номер акцизной этикетки с помощью специального сканера в магазине.

Алкогольная продукция, наряду с такими товарами массового потребления как табак и бензин, облагается акцизом — специальным видом налога. С помощью акциза государство может регулировать цены, объемы реализации и качество продукции, что особенно важно в отношении алкоголя.

В свете последних событий, связанных с массовыми отравлениями населения, контроль качества алкогольной продукции это важное направление политики страны. Какие механизмы защиты потребителей действуют в настоящее время, с какой даты проверяют продавцов и какие правила реализации алкогольной продукции обязательны для рынка спиртосодержащей продукции?

Значение акциза

Согласно Налоговому кодексу, а именно главе 22 «Акцизы», алкоголь признается подакцизным товаром, что существенно отражается на ценообразовании в этом направлении.

Потому как данный тип налога включается в конечную стоимость реализуемой продукции, изменения стоимости акциза ощущает на себе в первую очередь конечный потребитель.

Этиловый спирт, согласно специальному перечню относится к подакцизным товарам, что обязывает включать акцизный сбор в цену следующей продукции:

  • спирты (безводный этиловый, пищевой, непищевой, денатурированный);
  • дистилляты (висковый, кальвадосный, плодовый, винный, виноградный, коньячный);
  • вина;
  • ликеры;
  • коньяки;
  • водка;
  • пиво.

Ежегодно ставка акциза на алкоголь увеличивается, что отражено в статье 193 Налогового кодекса. Так, например, с 2107 года ставки на алкогольную продукцию (рубль за литр) следующие:

523
Напитки с содержанием этилового спирта <9%

Вина с защищенным географическим указанием

5
Вина за исключением напитков, с защищенным географическим указанием

Игристые вина с защищенным географическим указанием

14
Игристые вина за исключением напитков, с защищенным географическим указанием
21
Пиво с содержанием спирта >8,6%

Согласно действующему законодательству, любая алкогольная продукция, кроме пива и его производных, должна на своей упаковке содержать акцизную марку . Акцизные марки могут получить организации, имеющие разрешительную документацию на производство или реализацию спиртосодержащей продукции. Кроме этого организация должна быть способна документально отчитаться за партию подакцизного товара.

Кроме самого факта обозначения алкогольной продукции, а также того, что товар соответствует действующим стандартам качества и безопасности, акцизная марка несет в себе очень важную информацию о продукте :

  • страна-производитель;
  • название;
  • доля содержания этилового спирта;
  • объем упаковки.

Законодательство в 2019 году

В 2019 году торговля алкоголем должна производиться лицами, подключенными к Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС).

Эта система позволяет собирать информацию по каждой реализованной единице алкоголя, начиная от ее состава, крепости и объема, заканчивая страной-производителем, а также датой и местом реализации.

В перспективе ЕГАИС должна стать универсальным инструментом для выявления подделок и ведения учета по всей алкогольной продукции в стране. Подключение к единой системе дополняет и ни в коем случае не отменяет обязательное лицензирование . Лицензированию подвергаются как производители, так и продавцы спиртосодержащей продукции.

Лицензия

Государственная организация, осуществляющая контроль оборота алкогольной продукции, а также выполняющая функции лицензирующего органа — это Федеральная служба по регулированию алкогольных товаров.

Лицо, производящее или осуществляющее продажу алкогольной продукции, обязано обратиться с заявлением и соответствующим пакетом документов в территориальное отделение ФСРАР для своевременного получения .

Помимо подачи заявления производителям и продавцам необходимо оплатить государственную пошлину, которая в зависимости от соискателя равна:

Розничная продажа

Изменения в розничной торговле алкогольной продукцией, связанные с ЕГАИС, позволили государству всего за полгода существенно повысить поступления в бюджет. Благодаря вынужденной легализации части производителей и продавцов, объемы изготавливаемой продукции выросли на 30% . Что касается увеличений выплат в федеральную казну, то они составили около 120 миллиардов рублей за полгода, что почти на 20% больше чем в предыдущем году.

Изменения в розничной торговле алкоголем диктуют свои требования уже на этапе закупок продукции у поставщиков. Для того чтобы алкоголь появился на прилавке. необходимо совпадение данных на продукцию обеих сторон сделки. Если единая система после проверки подтверждает факт поставки, то алкоголь может быть реализован, в обратном случае в ЕГАИС отражается информация о расхождении сведений.

При продаже алкоголя конечному потребителю продавец обязан провести сделку через ЕГАИС. Только после считывания информации о товаре система разрешает произвести продажу и выдает покупателю чек со штрих-кодом, подтверждающим качество продукции.

Розлив

Лица, осуществляющие продажу алкогольной продукции на розлив, также обязаны присоединиться к единой системе. Помимо этого требования продавцы должны придерживаться следующих правил:

  • в качестве пунктов продажи разливных алкогольных напитков должны выступать только стационарные помещения, за исключением временных заведений общепита;
  • пункт продажи должен располагаться в отдалении от образовательных, медицинских и культурных учреждений;
  • пункт продажи не должен располагаться на автозаправочных станциях, вокзалах, рынках и других местах массового скопления людей;
  • купить алкоголь могут лица не моложе 18 лет, в период 10.00 – 22.00 .

Стоит отметить, что реализация разливного пива, сидра, медовухи и пр. может осуществляться индивидуальными предпринимателями и без лицензии, чего нельзя сказать о продаже крепких разливных напитков.

Как отличить поддельный продукт

Несмотря на то, что акцизные марки изготавливают с применением различных защитных технологий, бутлегеры умудряются успешно их подделывать. На первый взгляд такие марки не отличаются от настоящих и не вызывают никаких сомнений. Однако, разглядев тару внимательнее, а также имея в своем распоряжении несколько рекомендаций можно без труда отличить фальсификат от качественной продукции.

Визуальный осмотр

В первую очередь стоит внимательно разглядеть тару алкогольного продукта – зачастую этого бывает достаточно, чтобы распознать фальсификат:

  1. Если при прикосновении к акцизной марке краска на ней размазывается, оставляя следы на руке – однозначно стоит насторожиться.
  2. Марки изготавливаются на Гознаке, поэтому вид их должен быть соответствующий.

Сканер-проверка

Во многих крупных сетях розничной торговли и специализированных магазинах алкогольной продукции можно увидеть так называемые сканеры – устройства, которые считывают штрих-код, отображая на экране информацию о продукте. Такая проверка может позволить проверить качество выбранного алкоголя, не подходя к кассе.

Размеры действующих марок

  1. Акцизные марки обладают установленными размерами: 9смх2,6см и 6,2смх2,1см . Если на упаковке алкоголя имеются марки отличных размеров, то, скорее всего продукция не соответствует заявленному качеству.
  2. Кроме этого стоит обратить внимание на то, как крепко держится марка, а также, нет ли на ней неровных и смятых краев.

Чек и штрих код

При покупке алкоголя в магазине, подключенном к ЕГАИС, покупателю предоставляют специальный чек с QR кодом. Отсканировав код или перейдя по ссылке, указанной ниже него, можно попасть на сайт ФНС, где будет указана подробная информация о товаре, его продавце и производителе.

Помимо всего прочего на марке должны быть следующие признаки:

  • люминесцирующая надпись «алкогольная продукция»;
  • микротекст негатив/позитив «марка/ФСМ»;
  • голограмма в форме ромба, внутри которого надпись «РФ»;
  • волокна, наподобие тех, что используются для денежных купюр.

Образец

Для того чтобы без труда отличить поддельную акцизную марку от настоящей, необходимо внимательно рассмотреть заведомо качественную бутылку алкоголя и обратить внимание на признаки, указанные выше. Поскольку хорошая подделка потребует значительных затрат, вряд ли все защитные признаки будут присутствовать на такой акцизной марке . Для наглядности имеет смысл поставить рядом настоящую и поддельную продукцию.

Проверка алкоголя по акцизной марке онлайн

Федеральной службой по регулированию алкогольных товаров запущен интернет сервис «Проверка Марок», позволяющий по номеру с акцизной марки сравнить соответствует ли информация в ЕГАИС с информацией, которая имеется по факту. Кроме этого некоторые производители алкогольной продукции предлагают ценителям своих марок проверить качество покупаемых напитков по своим, уникальным сервисам.

Видео: Проверка акцизной марки

Проверка покупаемого алкоголя по штрих коду позволит избавиться от риска покупки поддельного продукта. Законодательство тщательно регулирует оборот алкоголя, однако, несмотря на это, количество нелицензионной продукции не уменьшается. Если в барах, ресторанах далеко не всегда возникает мысль проверить алкоголь, то при покупке в магазине есть больше возможностей для этого.

Существует ряд мер, которые позволяют проверить алкоголь на наличие лицензии, однако есть и более простой вариант проверить информацию о покупаемом продукте. В торговой сети информация о продукте регистрируется по штрих-коду.

Штрих-код на этикетке

Штрих-код несет в себе массу информации, в частности:

  • О стране-производителе;
  • О наименовании товара, его категории;
  • О сроке годности;
  • О подлинности цифрового кода;

Вроде бы, ничего сложного в том, чтобы подделать этикетку, нет, но сочетание цифр в конце 13-значного штрих-кода позволяют установить ошибку. Система проверки на такая уж и простая, поэтому поддельные штрих-коды штампуются без учета системы расчетов, за что и попадаются при проверке. Да и попытки учета особенностей проверки результатов ощутимых не дают.

Штрих-коды могут быть 2 видов: 13- и 12-значные в зависимости от использующей эту систему страны. Например, в европейской системе код состоит из 13 цифр, а в Канаде и США-12 знаков.

Международная система учета продукции разработала индивидуальный код для каждой страны для удобства считывания информации.

Проверить штрих-код можно, скачав приложение для операционной системы телефона. Можно воспользоваться сервисом и проверить алкогольную и не только алкогольную продукцию онлайн.

Проверка кода

Как проверить подлинность кода:

  • Вручную
  • Автоматически

Для ручной проверки необходимо взять сложить цифры на четных позициях и умножить полученное число на 3, сложить этот показатель с суммой нечетных чисел, кроме последнего, которое является контрольным. У полученного числа необходимо использовать показатель единиц, отняв от 10 эту цифру. Полученное значение должно совпадать с последней цифрой штрих-кода.

Для автоматической проверки необходимо только правильно ввести штрих-код, нажать в поле «Проверить» и оценить результат. Если код подлинный, то он подсвечивается зеленым фоном, если поддельный – то появляется соответствующая надпись.

Есть несколько причин, по которым цифры, соответствующие стране-производителю, не показывают того наименования, которое должны, это может быть связано с несколькими причинами:

  • Основной завод имеет представителей, дочерние фирмы в других странах, хотя бренд будет сохранен.
  • При наличии лицензии товар можно изготавливать в другой стране от имени зарубежного производителя;
  • Регистрация фирмы происходила в другой стране. В таком случае маркировка всей продукции будет производиться по адресу регистрации.
  • Если фирма состоит из нескольких зарубежных учредителей, то код страны может быть любым из всех стран-учредителей.

Зная эти тонкости можно избежать приобретения поддельной и некачественной продукции.