Жизнеописание. Остап Бендер – реальная история великого комбинатора (2 фото)

По другой версии Ильф и Петров намеренно дали Бендеру «интернациональное» (украинско-еврейско-турецкое) имя как раз для того, чтобы исключить указанные выше толкования и подчеркнуть универсальность, всеобщность этой личности. Как известно, Одесса - город интернациональный, каким был и дуэт авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого телёнка». Данная версия является более спорной по сравнению с первой, ибо в конце XIX -начале веков в Одессе, где проживало значительное число евреев, их численность увеличилась. В том числе из-за бежавших туда от погромов (в частности, из еврейского местечка Бендеры).

Очевидно, что Бендер учился в гимназии , так как он однажды припоминал латинские слова-исключения, зазубренные там (роман «Золотой телёнок» , гл. XVII). Кроме того, в том же романе (гл. XIII), на упоминание Васисуалием Лоханкиным о сермяжной правде жизни , Остап Бендер со знанием дела замечает:

Сермяжная?.. Она же посконная, домотканая и кондовая? Так, так. В общем, скажите, из какого класса гимназии вас вытурили за неуспешность? Из шестого? … Значит, до физики Краевича вы не дошли?

«Двенадцать стульев»

«В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошёл молодой человек лет двадцати восьми. За ним бежал беспризорный».

Так в романе впервые появляется великий комбинатор.

По мнению ряда комментаторов романа (в частности, М. Одесского и Д. Фельдмана), описание свидетельствует о том, что в Старгород вошёл заключенный, неоднократно судимый и совсем недавно освободившийся, то есть преступник-рецидивист (мошенник, так как сразу после освобождения строит планы, связанные с мошенничеством). В самом деле, бездомный бродяга, не имеющий холодной весной (лед на лужах) ни пальто, ни носков, но путешествует в модном костюме и щегольской обуви:

«У него не было даже пальто. В город молодой человек вошёл в зелёном, узком, в талию, костюме».

Зато для рецидивиста тут нет ничего необычного. Квартиры у него нет и быть не должно - советским законодательством предусматривалось, что осуждённые «к лишению свободы» лишались «права на занимаемую жилую площадь» . Значит, бездомным он стал уже после первого срока, вернуться было некуда, и гардероб хранить ему было негде. Если «молодого человека лет двадцати восьми» арестовали до наступления холодов, то пальто он не носил. Туфли и костюм Бендер сохранил, поскольку их отобрали после вынесения приговора и вернули при освобождении, носки же и белье, которые арестантам оставляли, изветшали.

Аферы

Живость характера и любовь к денежным знакам позволяли Остапу проводить довольно остроумные аферы, жертвами которых становились большие группы людей одновременно.

В Старгороде Остап в один вечер сколотил подпольную организацию для свержения Советской власти - «Союз меча и орала». Её члены, старгородские «бывшие» и нэпманы, настолько уверовали в серьёзность затеи, что в конце концов явились с повинной в ОГПУ , а у одного из них Бендеру ещё дважды удалось получить денежные субсидии на «святую цель».

В приволжском городке Васюки Остапу удалось выдать себя за международного гроссмейстера , дать сеанс одновременной игры в местной шахматной секции (которая с лёгкой руки Остапа была переименована в «Клуб четырёх коней»), и убедить наивных провинциалов в реальности организации «Международного Васюкинского турнира 1927 года», на котором должны были встретиться сильнейшие шахматисты современности. А после проведения турнира Васюки с передовой идеей шахматной мысли должны были стать новой столицей СССР (Нью-Москва), а впоследствии - и всего мира.

Получив в в своё распоряжение автомобиль Адама Козлевича, Бендер по пути в Черноморск успешно выдавал себя за командора большого автопробега, «снимая пенки, сливки и тому подобную сметану с этого высококультурного начинания».

Убийство и воскрешение героя

В предисловии к «Золотому теленку» Ильф и Петров в шутливой форме рассказали о том, что к концу написания «Двенадцати стульев» возник вопрос об эффектной концовке. Между соавторами возник спор, убивать ли Остапа или оставить в живых. В конце концов, решили положиться на жребий. В сахарницу положили две бумажки, на одной из которых был нарисован череп с костями. Выпал череп - и через тридцать минут великого комбинатора не стало.

По свидетельству брата Е. Петрова - Валентина Катаева (в книге «Алмазный мой венец») сюжетная основа «Двенадцати стульев» была взята из рассказа А. Конан-Дойля «Шесть Наполеонов», в котором драгоценный камень был спрятан в одном из гипсовых бюстиков французского императора. За бюстиками охотилось двое преступников, один из которых в конце концов был прирезан бритвой своим сообщником . Кроме этого Катаев упоминает и о «уморительно смешной повести молодого, рано умершего советского писателя-петроградца Льва Лунца, написавшего о том, как некое буржуазное семейство бежит от советской власти за границу, спрятав свои бриллианты в платяную щетку».

«Золотой телёнок»

По мнению комментатора Даниэля Клугера , структура «Золотого телёнка» представляет собой классический детектив, элементы которого пародируются.

Действия Остапа Бендера в первой части его биографии («12 стульев») легко подпадают под соответствующие статьи Уголовного кодекса, в то время как во второй части - «Золотом телёнке» - он, по сути, расследует преступление. Подобная двойственность героя вполне в духе классического детектива .

Образ Бендера в романах

Можно заметить, что образы Бендера в романах «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» довольно сильно различаются. В «Двенадцати стульях» его образ довольно схематичен, фактически это условный персонаж. Он практически не совершает ошибок, всё ему дается удивительно легко. В «Золотом теленке» образ Бендера более глубок, в нём уже можно почувствовать живого человека, со всеми его болями, радостями и мечтами.

Бендер-"управдом" в некоторых подражаниях Ильфу и Петрову

Возможные прототипы Остапа Бендера

Основным прототипом Бендера считается Осип Шор . Он родился 30 мая в Никополе . В - пытался учиться в Петроградском Технологическом институте, но, возвращаясь в Одессу, пережил массу авантюр: с целью добычи средств к существованию представлялся то художником, то шахматным гроссмейстером, то женихом, то представителем подпольной антисоветской организации .

Некоторые исследователи считают, что в образе Бендера воплотились характеры и трёх его создателей (включая Валентина Катаева). От Катаева взяты черты наглого провинциала, от Петрова - неисчерпаемая страсть к шуточкам, от Ильфа - скепсис и элементы разочарованности. Таким образом, Бендер уникален тем, что в его характере, как в калейдоскопе, проворачиваются характеры трёх совершенно разных лиц, что придаёт ему незаурядную художественную глубину.

Бендер на экране

Исполнитель роли Режиссёр фильма Дата выхода на экран
Игорь Горбачёв Александр Белинский
Игорь Горбачёв - первый Остап Бендер на телеэкране. Появился он в 1966 году в телеспектакле Ленинградского телевидения «12 стульев» .
Сергей Юрский Михаил Швейцер
Сергей Юрский стал первым Остапом Бендером в кино, снявшись в экранизации «Золотой телёнок» 1968 года . Считается, что именно Юрскому удалось создать наиболее точный образ Бендера из «Золотого теленка». Примечательно, что на момент съёмок фильма возраст Юрского (1935 года рождения) составлял 33 года, в полном соответствии с романом: «Мне тридцать три года - возраст Иисуса Христа. А что я сделал до сих пор?.. »
Фрэнк Ланджелла Мел Брукс
Фрэнк Ланджелла сыграл Остапа Бендера в американской экранизации «12 стульев » . Единственный из исполнителей в экранизациях романа, отвечающий авторской характеристике: «28 лет» (то есть молодой, а не зрелый мужчина, как все остальные), «с военной выправкой».
Арчил Гомиашвили Леонид Гайдай
Арчил Гомиашвили сыграл роль Остапа дважды: в картине Леонида Гайдая «12 стульев» и в фильме «Комедия давно минувших дней» Юрия Кушнерёва, вышедшем в 1980 году . В картине Гайдая Бендер говорит голосом Юрия Саранцева , из-за хрипа заболевшего Гомиашвили (по другой версии - поскольку в речи Гомиашвили присутствовал грузинский акцент) . Хотя возраст Арчила Гомиашвили не совсем соответствовал указанному в романе возрасту Бендера, многие считают его Бендера лучшим Бендером из всех экранизаций «Двенадцати стульев».
Андрей Миронов Марк Захаров
Андрей Миронов сыграл роль Остапа Бендера в четырёхсерийном фильме-мюзикле «12 стульев» . Его роль считается одним из классических исполнений Бендера.
Сергей Крылов Василий Пичул
Певец Сергей Крылов сыграл Остапа Бендера в фильме Василия Пичула «Мечты идиота» (). Фильм был снят по сценарию, написанному по мотивам произведений Ильфа и Петрова, и являл собой осовремененную, «новорусскую» версию книги, где действие происходит в 1990-х годах, а Бендеру около 40 лет. Большой популярностью этот фильм не пользовался.
101 биография русских знаменитостей, которых не было никогда Белов Николай Владимирович

Остап Бендер

Остап Бендер

Остап Бендер - главный герой романов Иехиела-Лейбы Файнзильберга (псевдоним Илья Ильф) (1897–1937) и Евгения Катаева (псевдоним Евгений Петров) (1903–1942) «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Бендер - всем известный «великий комбинатор», знавший «четыреста сравнительно честных способов отъема денег», один из самых популярных героев «плутовского романа» в отечественной литературе.

Сам Бендер представляется как Остап Сулейман Берта Мария Бендер бей (в «Двенадцати стульях»). В романе «Золотой теленок» Бендер именует себя просто Остап Ибрагимович.

Бендер родился то ли в 1900 году (в «Двенадцати стульях» летом 1927 года он называет себя «мужчиной двадцати семи лет»), то ли в 1897 году (в «Золотом теленке» осенью 1930 года Бендер говорит: «Мне тридцать три года, возраст Иисуса Христа…»). Прошлое Остапа весьма туманно, из своей биографии он сам обычно сообщал только одну подробность: «Мой папа был турецко-подданный», в чем современники видели намек на жительство отца Бендера в Одессе, где евреи-коммерсанты принимали турецкое подданство, чтобы их дети могли обойти ряд дискриминационных положений и одновременно получить основания для освобождения от воинской повинности.

По другой версии Ильф и Петров намеренно дали Бендеру «интернациональное» (украинско-еврейско-турецксе) имя как раз для того, чтобы исключить указанные выше толкования и подчеркнуть универсальность, всеобщность этой личности. Как известно, Одесса - город интернациональный, каким был и дуэт авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка». Данная версия является более спорной по сравнению с первой, ибо в конце XIX - начале XX века в Одессе, где и ранее проживало много евреев, их численность увеличилась.

О. Бендер учился в гимназии, так как он однажды припоминал латинские слова-исключения, зазубренные там. Известно также, что в 1922 году Остап Бендер сидел в Таганской тюрьме, где его увидел Яков Менелаевич (администратор театра «Колумб»), «сидевший там же по пустяковому делу». Современному читателю неясно, почему в тексте упомянут именно 1922 году, почему именно тогда оба они оказались на свободе и Бендер, по выходе из тюрьмы, начал «чтить уголовный кодекс».

Дело было в том, что по указанию В. И. Ленина, заменившего политику «военного коммунизма» «новой экономической политикой» (нэпом), мошенничество из разряда преступлений перешло в категорию аморальных проступков, ибо деньги и ценности изымались у их владельцев ненасильственным путем. Жертвы, как любил говаривать сам Остап Бендер, приносили их ему и подобным ему сами, «на блюдечке с голубой каемочкой», а это, на взгляд тогдашних большевиков, ничем не отличалось от торговли, которая в их глазах считалась разновидностью надувательства граждан, но разрешалась законом. В отличие от Якова Менелаевича, за которым по освобождении по амнистии продолжала числиться судимость, Бендер судимым не считался, ибо такого преступления, как мошенничество, более не было. Именно по этой причине Остап Бендер мог стать героем сатирического произведения - большевики приняли решение бороться с «аморальщиной» путем перевоспитания в обществе (коллективе), подвергая аморальщиков высмеянию и осуждению.

Кроме того, известно, что Остап по крайней мере один раз до 1930 года был в Средней Азии.

В Старгороде Остап в один вечер сколотил подпольную организацию для свержения Советской власти - «Союз меча и орала». Ее члены, старгородские «бывшие» и нэпманы, настолько уверовали в серьезность затеи, что, в конце концов, явились с повинной в ОГПУ, а у одного из них Бендеру еще дважды удалось получить денежные субсидии на «святую цель».

В приволжском городке Васюки Остапу удалось выдать себя за международного гроссмейстера, дать сеанс одновременной игры в местной шахматной секции (которая с легкой руки Остапа была переименована в «Клуб четырех коней») и убедить наивных провинциалов в реальности организации «Международного Васюкинского турнира 1927 года», на котором должны были встретиться сильнейшие шахматисты современности.

Получив в свое распоряжение автомобиль Адама Козлевича, Бендер по пути в Черноморск успешно выдавал себя за командора большого автопробега, «снимая пенки, сливки и тому подобную сметану с этого высококультурного начинания».

В романе «Золотой теленок» Остап «воскрес». Шрам на шее, описанный авторами, говорит о том, что студент Иванопуло вернулся домой достаточно вовремя для того, чтобы «хирурги смогли спасти мою молодую жизнь».

В конце «Золотого теленка» Остап был ограблен румынскими пограничниками при переходе границы, но остался в живых, что может говорить о намечавшемся продолжении приключений Остапа.

В 1933 году в печати появились анонсы третьего романа о Бендере под условным названием «Подлец», но этот замысел Ильфа и Петрова остался неосуществленным. Зато в конце XX века на рынке «продолжения» появились- «Дальнейшие похождения О. Бендера» (А. Вилинович, 1997), и «Рог изобилия» (Петр Ильфов, 1999).

Вся дилогия представляет собой биографию авантюриста, который поначалу был уголовником, а затем стал сыщиком, своего рода подпольным советским Видоком или Арсеном Люпеном.

Действия Остапа Бендера в первой части его биографии («Двенадцать стульев») легко подпадают под соответствующие статьи Уголовного кодекса, в то время как во второй части - «Золотом теленке» - он, по сути, расследует преступление. Подобная двойственность героя вполне в духе классического детектива.

Легко заметить, что образы Бендера в обоих романах сильно различаются. В «Двенадцати стульях» его образ довольно схематичен, фактически это условный персонаж. Он практически не совершает ошибок, все ему дается удивительно легко. В «Золотом теленке» образ Бендера более глубок, в нем уже можно почувствовать живого человека сложного характера.

Основным прототипом О. Бендера считается Осип Шор, родившийся 30 мая 1899 года в Никополе. В 1917–1919 годах молодой человек пытался учиться в Петроградском Технологическом институте, но, возвращаясь в Одессу, пережил массу авантюр. С целью добычи средств к существованию, он представлялся то художником, то шахматным гроссмейстером, то женихом, то представителем подпольной антисоветской организации.

По мнению исследователя Сергея Белякова, в Бендере есть много от Валентина Катаева, автора идейного и сюжетного замысла произведения (именно поэтому авторы и предварили роман «Двенадцать стульев» посвящением Валентину Катаеву). По утверждению самого Катаева, «что касается центральной фигуры романа Остапа Бендера, то он написан с одного из наших одесских друзей. В жизни он носил, конечно, другую фамилию, а имя Остап сохранено как весьма редкое. Прототипом Остапа Бендера был старший брат одного замечательного молодого поэта… Он не имел никакого отношения к литературе и служил в уголовном розыске по борьбе с бандитизмом…». Некоторые исследователи считают, что в образе Бендера воплотились характеры и трех его создателей (включая Валентина Катаева). Среди многочисленных памятников героям Ильфа и Петрова в России и в Украине особенно известны и почитаемы памятник О. Бендеру возле «Провала» в Пятигорске и установленный в 1998 году в Киеве бронзовый Паниковский.

В 1995 году поклонник творчества Ильфа и Петрова петербуржец Анатолий Котов организовал «Народный литературный музей Остапа Бендера». Вслед за этим событием памятники - в полный рост, в бронзе - потянулись чередой.

Отец Федор, как две капли воды похожий на Михаила Пуговкина, застыл на бегу с чайником в руках на перроне харьковского вокзала. Бронзовый двухметровый памятник «сыну турецко-подданного» был установлен в столице Калмыкии Элисте. Поскольку президент Калмыкии - большой поклонник шахмат, Остап держит под мышкой шахматную доску, а в руке - фигурку коня.

В 2000 году бронзовый О. Бендер обосновался в центре Петербурга, на Итальянской улице, возле ресторана «Золотой Остап». Левой рукой товарищ Бендер картинно опирается на стул, присесть на который могут все желающие, из-под правой торчит «Дело» Корейко.

Есть информация, что памятник великому комбинатору установлен на привокзальной площади города Жмеринка Винницкой области. В Бердянске рядом с парком имени лейтенанта Шмидта восседают изваянные из бетона Шура Балаганов и его шеф. Балаганов держит в руке бокал с пивом, а рядом с Остапом - стул, на сиденье которого красуется надпись про пиво, которое отпускается только членам профсоюза. Строго говоря, герои романа в Бердянске не были, но их «отец» Петр Шмидт провел в этом славном городе детские годы.

В Одессе на фасаде дома № 47 по улице Екатерининской в 2002 году установлена мемориальная доска с «медальным профилем» и сакраментальной надписью: «В этом доме жил Остап Сулейман Ибрагим Берта Мария Бендер бей». Рядом, на Дерибасовской, невысокий постамент с надписью «Граждане Одессы Ильфу и Петрову» венчает замечательный бронзовый стул.

Говорят, что если присядешь на него и загадаешь желание то оно обязательно исполнится.

Из книги Почему вы пишете смешно? автора Яновская Лидия Марковна

Глава пятая

Из книги Звездные трагедии автора Раззаков Федор

Остап за решеткой Арчил ГОМИАШВИЛИ Актер Арчил Гомиашвили, прежде чем стать Остапом Бендером советского кинематографа, имел за плечами несколько судимостей. В первый раз он угодил за решетку в начале 40-х. Виной всему – безотцовщина. Его отец, который долгие годы был

Из книги На плантацию кактусов по визе невесты автора Селезнева-Скарборо Ирина

Из моего ружья выстрелил Остап Бендер У меня две новости. И обе хорошие. Мое ружье на стене, о котором я как-то писала, сделало первый выстрел. И к моему уже существующему другу Сережке Тюленину, о котором я тоже раньше сообщала, прибавился Остап Бендер. Но обо всем по

Из книги Кумиры. Тайны гибели автора Раззаков Федор

Из книги Душеспасительная беседа автора Ленч Леонид Сергеевич

Остап Вишня Трудно назвать второго советского писателя, выбравшего более удачный псевдоним, чем тот, который взял себе украинец, крестьянский сын, уроженец села Грунь на Полтавщине Павло Михайлович Губенко -ОСТАП ВИШНЯ.В сочетании этих слов есть и лукавая усмешка, и

Из книги От Жванецкого до Задорнова автора Дубовский Марк

«Золотой остап» Фестиваль «Золотой Остап» в Санкт-Петербурге – международный фестиваль юмора и сатиры, младший, но более масштабный и талантливый брат фестиваля «MORE SMEHA». Проводился с 1992 года.* * *Концерты, ночные посиделки, уличные акции – чего только не дарили

На написание романа «12 стульев» Илью Ильфа и Евгения Петрова вдохновил другой известный советский писатель Валентин Катаев. Катаев явился в редакцию газеты, где работали Ильф и Петров и рассказал им о своей идее написать роман про разорившегося дворянина, ищущего сокровища родственницы в предмете мебели. Молодым репортёрам он предложил стать его «литературными рабами».

На написание романа «12 стульев» Илью Ильфа и Евгения Петрова вдохновил другой известный советский писатель Валентин Катаев // Фото: factroom.ru


Ильфу и Петрову эта мысль пришлась по душе. Они тут же приступили к работе над книгой. Большинство персонажей репортёры списывали из своего окружения. Примечательно, что Остап Бендер изначально задумывался как второстепенный персонаж, но совершенно неожиданно он вышел на первый план. К слову, с прототипом Остапа Бендера Ильфа и Петрова познакомил тот же Катаев. И снова Катаев раскрыл поклонникам романа имя того, кто вдохновил писателей создать образ великого комбинатора.

«Остап Бендер был одним из наших одесских друзей. Он не имел никакого отношения к литературе и служил в уголовном розыске, но имел атлетическое телосложение и романтичный характер, а также был братом замечательного поэта-футуриста» - написал Катаев в книге «Алмазный мой венец».

Великий комбинатор

На самом деле великого комбинатора звали Осип Шор. Многие считают, что он был родом из Одессы, но на самом деле Осип появился на свет в еврейской семье в Никополе. Осип был младшим в семье. Старший брат Натан и был тем самым поэтом-футуристом.

После окончания школы Осип Шор поступил в Новороссийский университет, но вскоре бросил учёбу и стал зарабатывать на жизнь карточными играми. Заветной мечтой Шора действительно был переезд в Аргентину либо Бразилию. Грезя о дальних странствиях, Осип носил капитанскую фуражку, белые брюки и шарф, небрежно обмотанный вокруг шеи. Осип Шор был довольно запоминающимся персонажем. Его манера одеваться, приятные черты лица, а также рост в метр и девяносто сантиметров делали образ впечатляющим и западающим в память.


Осип Шор стал прототипом легендарного Остапа Бендера // Фото: i-fakt.ru


Как утверждают исследователи, первой аферой Осипа Шора стало оформление поддельных документов, согласно которым его отцом был не еврей из Никополя, а гражданин Турции. Таким образом Осипу удалось избежать призыва в армию, поскольку иностранцев и их детей в вооружённые силы не брали. Позже он помог некоторым своим друзьям стать курдами, греками и представителями других национальностей по документам, а главный герой «Двенадцати стульев» получил отца-турецкоподданного.

За свою жизнь Осип Шор провернул немало афер. Одна из них – основание компании «Идеальная курица». На сельскохозяйственной выставке в Одессе Осип представился профессором и провёл несколько лекций, где рассказывал о достижениях одесских селекционеров. Он говорил, что ему и его команде учёных удалось вывести новый вид кур совсем без перьев. У заинтересовавшихся компаний Шор попросил предоплату, и исчез.

По некоторым данным, Осип Шор действительно проводил сеансы одновременной игры в шахматы, женился на богатой вдове, чтобы пережить зиму на содержании, путешествовал в качестве художника-иллюстратора на пароходе, а также пережил множество приключений, описанных в романе.

Одесский уголовный розыск

Что известно об Осипе Шоре достоверно, это то, что он непродолжительное время работал в Одесском уголовном розыске. Во времена гражданской войны Одесса страдала от разгула бандитизма. Это не удивительно, ведь за несколько лет в городе четырнадцать раз сменилась власть. Осип был на хорошем счету у руководства. Он взял с поличным нескольких налётчиков, раскрывал дела об ограблениях и так далее.

По некоторым данным, Осип Шор и Мишка Япончик (прототип Бени Крика в «Одесских рассказах» Исаака Бабеля) ненавидели друг друга. Япончик даже предложил за его голову большие деньги. Однако, преступникам не удалось убить Осипа. Вместо него по ошибке был застрелен старший брат Шора. Осип едва пережил гибель Натана. Он начал жестоко мстить, и в результате добрался до убийцы брата. По легенде, Осип был готов пустить ему пулю в голову, но тут увидел его детей. Шор отказался от своих намерений, уволился из уголовного розыска и поехал в Москву.


Осип Шор едва пережил гибель старшего брата Натана // Фото: mediamera.ru

«12 стульев»

Оказавшись в столице, Осип Шор некоторое время жил на квартире своего товарища Юрия Олеши, где и познакомился с Катаевым, а позже Ильфом и Петровым. Новым товарищам он рассказал некоторые подробности своей жизни, которые затем были описаны в романе.
Когда «12 стульев» были изданы, Осип Шор пришёл к Ильфу и Петрову с требованием процента от гонорара, но позже отказался от любых претензий, но взял с писателей обещание, что они воскресят его героя, и напишут ещё один роман о похождениях Остапа Бендера.


В столице Осип Шор не стал надолго задерживаться. Затем он отправился в Челябинск, где около двух лет работал на тракторном заводе. Затем он предпринял попытку отыскать своих родных, путешествовал по СССР и, по легенде, сумел каким-то образом излечиться от рака кожи. Умер Осип Шор глубоким стариком в Москве и похоронен на Востряковском кладбище.

Сыграть роль «идейного борца за денежные знаки» пробовало много талантливых актеров, а гениальным стал только один. Здесь же как — одного таланта мало. У одних получался образ, у других роль, у третьих — обыкновенный парень средних лет, обмотанный шарфиком с сигареткой в зубах и черно-белой капитанской фуражке на голове. И только.

И дело ведь не в них, а в нем. Он был не первым и не последним Остапом, а в конце концов, стал — единственным, лучшим… Не претендую на роль кинокритика или эксперта, но для меня лучший мошенник в истории кино, лучший Остап Бендер — это Андрей Миронов. Но обо всем по-порядку.

Всего великих комбинаторов было 9. Точнее — 9 совершенно разных актеров в разные эпохи примеряли образ того, кто знал «четыреста сравнительно честных способов отъёма денег». Вспоминаем только тех актеров, которые играли роль именно Остапа Бендера.

К слову, прототипом Остапа было лицо реально живущее в этом мире. Осип Шор — именно так звали главного прообраза Остапа, прожил долгую жизнь. Знаменит тем, что слыл известным мошенником и авантюристом, высоченного роста — под 2 метра. Проработал некоторое время инспектором уголовного розыска славного города Одессы. Был умен и пытлив. Большой мечтой Осипа было уехать в Бразилию или Аргентину, поэтому он даже начал по-особому одеваться: носил светлую одежду, белую капитанскую фуражку и, конечно же, шарф…

Бендер на экране

Экранизации романов были как в СССР, так и за границей. К примеру, «Двенадцать стульев» ставили в Польше, Германии, на Кубе. Но сегодня поговорим о тех актерах, сыгравших именно роль Остапа Бендера.

Самым первым комбинатором на телевидении был Игорь Горбачёв, по иронии судьбы однофамилец еще одного не менее известного комбинатора конца 80-х годов. Думаю, все понимают о ком идет речь…

Итак, 1966 год. На Ленинградском телевидении снимают чёрно-белый спектакль «12 стульев» по мотивам одноимённого романа И. Ильфа и Е. Петрова. 1966 год — точка отсчета для всех Остапов, сыгранных девятью абсолютно разными актерами в разное время.

Сергея Юрского тоже можно считать первым Бендером в кино, в связи с первым появлением Остапа в экранизации «Золотой телёнок» 1968 года. Примечательно, что на момент съёмок фильма возраст Юрского (1935 года рождения) составлял 33 года, в полном соответствии с романом: «Мне тридцать три года - возраст Иисуса Христа. А что я сделал до сих пор?..»

Большинство кинокритиков считают Юрского — лучшим Остапом. Как говорил выше, я — не эксперт, для меня Сергей Юрский — это блестяще сыгранный Викниксор из «Республики ШКИД», Иван Сергеевич Груздев в «Место встречи изменить нельзя», и дядя Митя в «Любовь и голуби».

К слову, на роль Остапа вместе с Юрским пробовался Владимир Высоцкий… Но предпочтения режиссера фильма Михаила Швейцера были в пользу самого последнего актера, пробовавшихся на роль. Юрский, в телефонном звонке сослался на занятость, но авторитет кинорежиссера сделал свое дело. Фактически уболтали приехать на киностудию, на пробы. По слухам, Швейцер не любил, когда ему отказывали…

Третьим аферистом и шарлатаном становится Фрэнк Ланджелла, сыгравший Остапа Бендера в американской экранизации «12 стульев».

Фрэнк Ланджелла

Фрэнк Ланджелла

Самонадеянные американцы видели эту историю немного в другом цвете, умышленно или по тупости нашпиговав картину «косяками» и политическим подтекстом.

Так, в открывающих титрах появляется название фильма на русском. Оно написано с ошибкой: «Двенадцать Стчльев» . А на табличке с названием «Улица Маркса-Энгельса-Ленина и Троцкого» имя Троцкого перечёркнуто, намекая на репрессии к троцкистам в конце 1920-х годов.

Арчил Гомиашвили — советский и российский киноактёр грузинского происхождения, 4-й в моем списке «самых талантливых актеров», сыгравших роль Остапа.


Арчил Гомиашвили

В картине Гайдая Бендер говорит голосом Юрия Саранцева, из-за хрипа заболевшего Гомиашвили или из-за грузинского акцента. Хотя возраст Арчила Гомиашвили совсем не соответствовал указанному в романе возрасту Бендера, многие зрители считают его лучшим Бендером из всех экранизаций «Двенадцати стульев». По признанию самого Гомиашвили, Бендер — был одновременно успехом и началом конца в карьере киноактера:

«Как шутит мой друг Махмуд Эсамбаев, если Бориса Бабочкина народ знает только как Чапаева, то меня — как Остапа Бендера. Конечно, у фильма есть свои достоинства: он хорошо смонтирован. Гайдай был режиссером, прекрасно знающим законы комедийного жанра. Но есть один недостаток, самый существенный в моем понимании: ни разу не остановились, чтобы заглянуть в душу Остапу.

Я сыграл эту роль бегом — в ритм фильму. К тому же меня озвучивал другой актер. Я только потом узнал, что этого не имели права делать без моего согласия.

Мой голос звучит только в одном эпизоде в фильме. Когда я увидел фильм, мне стало плохо. После просмотра я сказал Гайдаю, что при всем желании сыграть эту роль, если бы я знал, что … (здесь последовало несколько непереводимых и хорошо известных каждому русскому человеку терминов. — А.Щ.), я бы не снимался. Тот за словом в карман не полез: «Если бы я знал, что …(здесь последовало несколько непереводимых и таких же известных каждому русскому терминов. — А.Щ.), я бы тебя не снимал». Мы не разговаривали пять лет. Первый раз после этого он позвонил мне накануне телепремьеры «Двенадцати стульев» Марка Захарова: «Арчил Михайлович, будут показывать уголовное преступление»…

Андрей Миронов 5-й Остап Бендер, сыграл свою роль в четырёхсерийном фильме-мюзикле «12 стульев» режиссера Марка Захарова, полностью снятый в павильоне.

Забавно, но образ Остапа Бендера стал предметом выяснения отношений между кинорежиссерами советской эпохи, по принципу — кто кого. Ощущение, будто режиссеры выстроились в ряд с линейкой в руках — давай меряться… Уж простите… Ведь именно о картине Захарова Леонид Гайдай неодобрительно отзывался, называя его «уголовным преступлением» и противопоставляя ему свой фильм, снятый пятью годами ранее.

Возможно, Гайдай не мог простить себе, что не утвердил прекрасный тандем Миронов-Папанов тогда — пять лет назад, когда он — великий режиссер, забраковал двух гениальнейших актеров на пробах, ссылаясь на неубедительность в игре последних.

Андрей Миронов вжился в роль мошенника-мечтателя о южных берегах блестяще. Бендеру-Миронову и его обаянию поддаешься, ему искренне доверяешь, даже ключ от квартиры, где деньги лежат! Ощущение свободы, уверенность, невозмутимость, легкость и небрежность в каждом движении, превосходство во всем — рядом с Остапом Бендером невольно чувствуешь себя таким ничтожеством. Вот и Ипполит Матвеевич, в один прекрасный момент понимает, что без Остапа - он ничто и не видать ему тещиных драгоценностей, как своих ушей.

В раскрытии образа Остапа заслуга не только А. Миронова, но и песен, которые он исполняет. Несомненно одно - М. Захаров рискнул, и на мой взгляд попал в те самые образы и характеры.

Нет — нет, лучшим Остапом в моем списке был и есть Андрей Миронов. Пожалуй, самая лучшая роль Андрея Миронова. Таким и должен был быть самый знаменитый мошенник, аферист со стажем - Остап Бендер. Таким он и запомнился. И именно эта версия считается в народе.

Роли других актеров, примеряющих роль мечтателя-афериста, после Миронова, рассматриваю как версии. Все они подпадают под вполне законный вопрос: Зачем? Перечислю коротко.

В 1993 году вышел фильм Василия Пичула «Мечты идиота», снятый по мотивам «Золотого телёнка». В этом фильме роль Остапа сыграл певец Сергей Крылов. Классический сюжет «Золотого телёнка» с кардинально переделанными образами героев. Остап Бендер уже не молод, лыс, носит шляпу и трехдневную щетину. Блекло, уныло, паршиво, безобразно, чудовищно… Чувствую, как завожусь… Ощущение, что порой через кино отмывают деньги…

Через 10 лет, в 2003 году, появился ещё один очень оригинальный Бендер - в фильме немецкого режиссёра Ульрике Оттингер «Двенадцать стульев» главную роль сыграл одессит Георгий Делиев.

В музыкальной новогодней постановке «12 стульев» 2005 года роль Великого Комбинатора на себя примерил ещё один шоумен - Николай Фоменко. К Фоменко всегда относился с уважением, потому просто не стал досматривать, дабы не подпортить хороших впечатлений от его на Русском радио.

В 2006 году был снят восьмисерийный сериал «Золотой телёнок», в котором роль Остапа Бендера исполнил Олег Меньшиков. Актёрское воплощение образа Остапа Меньшиковым было признано одним из самых неудачных.

Критиковали все, кто как мог. Остро отреагировал и сам Сергей Юрский:

«Этот фильм … не представляет никакой художественной ценности! Этого фильма просто нету! Пустое место! И актёры тут ни при чём».

Татьяна Лиознова отметила, что «Меньшиков - худший из Остапов»:

«Золотой телёнок» я смотреть начала, но не стала, потому что не испытываю симпатии к исполнителю роли Бендера. Это худший из всех Остапов! Новый Бендер слабосильный и какой-то женственный, словно лишённый мужского начала. Сильнее всех, по мнению актрисы — Арчил Гомиашвили, показавший героя, который при своём хамстве и наглости был очень обаятельным…»


Меньшиков Олег

Марк Захаров, режиссёр фильма «12 стульев» 1976 г.:

«В «Золотом телёнке» аморфное и замедленное действие. У Андрея Миронова, Юрского и даже у Гомиашвили была целеустремленность и энергия, которой мне недостаёт в Меньшикове. Он актёр интересный. Но ему нужно помогать, в фильме он брошен в отсутствие жанра. Ему остаётся только играть какую-то жизнерадостность на пустом месте. Непопадание у всех актёров. Режиссура слабенькая».

Илья Авраменко, кинодраматург, сценарист «Золотого телёнка» (этого телесериала):

«Мне стыдно, что я автор этого фильма. <…> Мы видим чудовищную операторскую работу; безобразную, халтурную - художника-постановщика. На доморощенные декорации невозможно смотреть. Полное отсутствие крупных планов <…> говорит о том, что режиссёр просто не успевал по времени снять весь материал. <…> Из актёров на уровне играет один Дмитрий Назаров (Козлевич). <…> Я считаю - это провал. И мне очень жаль! И я хочу всем людям, которые любят Ильфа и Петрова, <…> как автор сериала, принести свои искренние извинения!»

Такие дела. А на Ваш взгляд — кто лучший мошенник, всем Остапам Бендер?


Когда заходит разговор об экранизациях бессмертных романов Ильфа и Петрова "12 стульев" и "Золотой телёнок", сразу разгорается спор - какой актёр лучше всего представил образ Остапа Бендера на экране. При этом вспоминают только трёх актёров - Арчила Гомиашвили, Андрея Миронова и Сергея Юрского. А ведь образ Великого Комбинатора воплотили не только они. Про остальных даже и не вспоминают (а может и не знают). Так, давайте, устраним эту несправедливость и вспомним всех актёров, сыгравших Остапа Бендера

Первой адаптацией романа "12 стульев" в кино стала чешско-польская постановка 1933 года. Фильм был адаптирован под европейские реалии и Великого Комбинатора там переименовали в Владислава Клепку в исполнении Адольфа Дымша

В 1936 году вышел английский фильм "Пожалуйста сидите". Это ещё одна адаптация по мотивам романа. Здесь Джордж Формби сыграл Комбинатора под именем George Withers

В 1938 году был снят адаптированный под немецкие реалии фильм "Тринадцать стульев". Ганс Мозер сыграл помощника охотящегося за наследством парикмахера

В 1957 в Бразилии снял ремейк немецкого фильма. Вот только помощника парикмахера сделали дамой в исполнении Ренаты Фронци

Ещё один ремейк про парикмахера был снят в 1969 году. Это итальяно-французская комедия "Один из тринадцати" ("12+1"), в котором опять наследнику помогает очаровательная девушка в исполнении Шэрон Тейт

В 1962 году вышел Кубинский фильм "12 стульев". Действие фильма происходит на Кубе, вскоре после Кубинской революции. Главных героев зовут Оскар и дон Иполито. В этом фильме кубинского Великого Комбинатора сыграл Рейнальдо Миравальес

Первым отечественным Остапом Бендером стал Евгений Весник. Правда не в кино, а в театре. В 1956 году он сыграл его в постановке "Золотого телёнка" Эммануила Краснянского. А затем и в "12 стульях" Эраста Гарина


В общей сложности, по воспоминаниям самого Евгения Весника, он сыграл "великого комбинатора" шестьсот раз

Первым же экранным воплощением Остапа стал Игорь Горбачёв. Появился он в 1966 году в телеспектакле Ленинградского телевидения "12 стульев"

Следующим Комбминатором стал Сергей Юрский в знаменитой постановке "Золотого телёнка" Михаила Швейцера в 1968 году


Примечательно, что на момент съёмок фильма возраст Юрского составлял 33 года, в полном соответствии с романом: "Мне тридцать три года - возраст Иисуса Христа. А что я сделал до сих пор?.."

В 1970 году в американской экранизации "12 стульев" Бендера сыграл Фрэнк Ланджелла

Ну, а в следующем, 1971 году, на экраны вышли "12 стульев" Леонида Гайдая, где Остапом стал Арчил Гомиашвили

Кстати Арчил Гомиашвили сыграл роль Остапа дважды: в "12 стульях" Леонида Гайдая и в фильме "Комедия давно минувших дней" Юрия Кушнерёва, вышедшем в 1980 году

Следующим Комбинатором стал Андрей Миронов в четырёхсерийном фильме-мюзикле "12 стульев" Марка Захарова

В 1993 году вышел фильм Василия Пичула "Мечты идиота", снятый по мотивам "Золотого телёнка". В этом фильме роль Остапа сыграл певец Сергей Крылов

Через 10 лет, в 2003 году, появился ещё один очень оригинальный Бендер - в фильме немецкого режиссёра Ульрике Оттингер "Двенадцать стульев" главную роль сыграл одессит Георгий Делиев

В музыкальной новогодней постановке "12 стульев" 2005 года роль Великого Комбинатора на себя примерил ещё один шоумен - Николай Фоменко

Ну, и последним (или крайним, как сейчас модно выражаться) Остапом Бендером стал Олег Меньшиков в восьмисерийнам сериале "Золотой телёнок" в 2006 году

Было ещё несколько зарубежных постановок по мотивам романа "12 стульев", например иранский фильм "12 сидений", австрийский "Мой дедушка и 13 стульев" или шведский "Семь чёрных бюстгальтеров". Но информация по ним крайне скудная.