Техника рисования восковыми мелками. Энкаустика
Доброго времени суток,дорогие родители!
Меня зовут Оля. Я-мама маленькой непоседы Алины.На данный момент нам 2,6.Почти с самого рождения Алины я старалась и стараюсь делать упор на развитие творческих способностей и считаю,что творчески развитый человек будет успешен во всем без исключения.Творчество в нашей жизни занимает особое место. Пока Алина маленькая, я стараюсь ориентироваться на нетрадиционные техники рисования.Они самые интересные и самые доступные: ими может овладеть даже самый маленький ребенок.Какую-то часть работы я,пока,конечно,делаю сама(в силу нашего возраста) ,но с каждым днем участие Алины в наших творческих экспериментах становится все все больше и больше.Это меня радует и вдохновляет. Я приглашаю вас присоединится к нашей веселой творческой компании и вы примите нас в свои ряды=).Творческих уроков у нас много,буду по-маленьку их выкладывать,с вашего разрешения;-)
На днях мы с Алиной попробовали новый вид творчества -РИСОВАНИЕ РАСПЛАВЛЕННЫМ ВОСКОМ.В творческих кругах это называют Энкаустикой,
что в переводе с древне-греческого означает «искусство выжигания» . Техника исполнения энкаустики состоит в нанесении на горячую поверхность утюга восковых мелков разных цветов, которые затем переносятся на картон или бумагу гладящими и прикладывающими движениями. В интернете много информации об этой технике,видео-уроков и рекомендаций,поэтому любой желающий может запросто овладеть искусством энкаустики.
Учитывая возраст Алины (2,6) ,я маленько изменила технологию,но главным инструментам конечно по прежнему остался утюг.
Вообще,восковые и масляные мелки у Алины вызывают дикий восторг. Кроме того,что мелки-карандаши всегда находятся у нас в постоянном доступе,так еще и их количество постоянно растет.Я могу смело сказать про себя,что я - канцелярский маньяк. При любом удобном случае,я всегда покупаю карандаши,краски,бумагу итд. Без этого всего я не представляю нашей с Алиной жизни.Мы тестируем мелки разных фирм и выбираем из них только самые хорошие:те что рисуют ярко и в руке лежат удобно.Остальные мелки,не прошедшие тест на профпригодность, я откладываю в коробку с надписью « авось пригодиться» . Из всех опробованных нами восковых и масляных мелков в средней ценовой категории самыми лучшими оказались Восковые треугольные карандаши BARAMBA (Испания) и Мелки пастельные TITI на масляной основе (Южная Корея). Так же отлично рисуют мелки Cryola (США,Мексика) и BIC (Франция).В список пригодных так же можно добавить масляные треугольные карандаши Луч «Кроха» .Они рисуют тоже неплохо,но я бы отнесла их к категории восковых,так как масляная пастель все таки пожирнее рисует.
СЕГОДНЯ МЫ БУДЕМ ДЕЛАТЬ ВОСКОВУЮ КАРТИНУ И УКРАШАТЬ ФУТБОЛКУ ВОСКОМ.
Детям до безумия нравится смешивать, сыпать, гладить и удивляться полученному результату. Так почему бы не заняться тем,что приносит радость и положительные эмоции!? Всегда помните,ВАЖЕН ПРОЦЕСС,А НЕ РЕЗУЛЬТАТ.
Для работы нам понадобятся:гладильная доска,утюг, восковые мелки, газеты или листы тонкой бумаги, картон, листы плотной бумаги,старая футболка или кусок ткани.
1.Точим восковые мелки,либо натираем их на терке.Алина точила мелки,а я терла.У нас есть малюсенькая терка для чеснока.Она пришлась к месту.Внимание! Крошка от мелков прилипает к терке,рукам,ножу,ко всему пластмассовому и полиэтиленовому,поэтому легче наточить мелки,а потом просто измельчить крупную стружку ножом.Но крошка от натертых на терке мелков после утюга смотрится на листе (ткани) эффектнее,так что вам решать точить или тереть-мы сделали и то и другое.В первый раз,когда мы делали картину, то мы точили все карандаши в один стакан,а когда делали футболку то распределили цвета по ячейкам.
2.Я взяла два листа черного и белого цветов.И два таких же по цвету масляных мелка.Вы можете взять любые другие на ваше усмотрение. На черном не видно черного мелка.Почему? Потому,что это лист черного цвета,как и мел.На белом листе не видно линий от белого мелка.Почему? потому,что лист белый как и мел. .Для взрослых это так просто,и быть может,примитивно,но для детей это волшебство.Ребенок познает цвет и его основные свойства здесь и сейчас,держа в руке карандаш,чиркая каракули видимые и невидимые.Так что, не стоит бояться и избегать черного цвета.
Застилаем гладильную доску газетой(листом),далее сверху кладем наш черно-белый лист и посыпаем восковой стружкой
Включаем утюг; устанавливаем регулятор на минимальное деление и выключаем пар. Сверху нарываем другим листом и гладим.Можно доверить работу с утюгом ребенку. Но взрослый всегда должен быть рядом.Алине понравилось гладить.Она это делала уже со знанием того,что утюг горячий:плавно,не торопясь и аккуратно. Если воск попал на утюг волноваться не стоит.Он хорошо счищается обычно сухой тряпочкой,либо бумажным полотенцем.Почему не стоит использовать тонкую офисную бумагу? Во-первых,потому что она может свернуться после утюга,а во-вторых, не исключено появление больших масляных пятен.
Снимаем верхний лист и...
Вуа-ля, наш космический рисунок готов.Можно покрыть сверху акварелью,приклеить какие либо элементы.Получится уже полноценный рисунок-аппликация.Это наше первое знакомство с данной техникой и поэтому мы не будем ничего дорисовывать,а оставим все как есть.В другой раз попробуем и декор. Детки постарше могут запросто выложить разноцветной стружкой любой рисунок,например,радугу в небе,космос с планетами и ракетой,морское дно с водорослями и рыбами.Кстати,а почему бы и взрослым не заняться этим?! Отличная арт-терапия=)
В следующий раз, мы решили попробовать рисовать воском на ткани.Нашли старую маленькую футболку,снова построгали восковых карандашей,включили утюг и принялись за дело.
1.Застилаем гладильную доску газетой.
2.Берем футболку(ткань) и внутрь кладем картон,что бы рисунок не отпечатался на спине)
3. Сверху посыпаем крошкой
Хочу предложить весьма оригинальную технику рисования. Она хороша тем, что несмотря на всю сложность на первый взгляд, ее может освоить даже ребенок в детском саду. Незамысловатые сюжеты исполненные в данной технике приобретают живописный вид без особого труда и художественного образования. Техника эта близка к стилю называемому — пуантилизм, весьма знаменитому направлению в живописи. — Основные правила в котором — нанесение краски раздельными мазками правильной, одинаковой формы. Краски в основном не смешивались между собой, все ради оптического эффекта. – Наш мозг через глаза сам сопоставляет чистые цветовые пятна друг с другом в нужной пропорции, тем самым смешивает их вместо художника и получает задуманные оттенки.
Что же касается непосредственно нашего мастер класса, — пятна мы будем ставить восковыми мелками нагретым над огнем, — так как капает свечка когда сгорает. Эта техника не нова и стала достаточно популярной, — техника рисования расплавленными восковыми мелками называется — энкаустика. И в ней конечно тоже можно экспериментировать – например, чтобы сделать картинки в стиле pop нужно располагать круглые пятна на равном расстоянии друг от друга. Попробуйте сами.
Мастер класс по энкаустики в стиле пуантилизм
Для работы понадобятся восковые карандаши, листа бумаги или если пожелаете можно взять холст, и конечно же огонь. Можно взять свечу или специальную зажигалку для газовых плит в отличии от обычной от долгого держания зажжённой не обожжёт пальцы.
Далее, приступаем к рисованию. Для начала набросайте карандашом эскиз вашей будущей картины. Если вы умеете рисовать — у вас все быстро получится. Если не умеете рисовать — в этом мастер классе я вас этому не научу. — В конце концов, есть курсы рисования , если вы задаетесь такой цели – посетите их. А если не задаетесь, но хотите попробовать эту технику – просто нарисуйте что-нибудь. Когда эскиз будет готов зажгите свечу и приступим. Нужно держать восковой мелок над свечей до образования капли затем аккуратно и быстро перенести его на нужное место над вашим наброском, положив каплю на плоскость листа.
В случае с зажигалкой можно держать мелок сразу над нужным местом. Более подробно можно посмотреть в ролике
Здесь вы выбираете как удобней вам. В случае с детьми пожалуй безопаснее использовать свечу и рисовать под присмотром взрослых.
Капли восковых мелков создают объёмную и гладкую текстурную поверхность что смотрится эффектно как в живописных работах так и в графике. О чем можем убедится из работ представленных здесь авторов.
Каждый мечтает провести выходные с удовольствием и пользой в кругу своей семьи. Возникает вопрос – чем заняться таким, чтобы всем было интересно, увлекательно, а еще и что-то на память от этого совместного творчества осталось? Форум-Град предлагает своим посетителям замечательную идею по созданию художественного полотна из расплавленных восковых мелков.
Если идея заинтересовала, надеваем ботинки, отправляемся в супермаркет и загружаем тележку коробками с восковыми мелками!
Итак, как создать произведение искусства из расплавленных мелков?
Шаг первый.
Заранее приобретите чистый белый холст. Представьте мысленно картину на этом белом прямоугольнике, полюбуйтесь его девственной чистотой, так как совсем скоро он превратиться в ваше совместное творение.
Шаг второй.
Распакуйте мелки, используйте упаковку с 64 мелками, если ваш холст достаточно широк. В зависимости от его размеров можно добавлять мелки из других коробок или уменьшать соответственно. Разложите мелки в верхней части холста бок о бок, располагая по цветам, так как вы задумали.
Шаг третий.
Приклеиваем мелки клеевым пистолетом к холсту, заостренным концом вниз.
Шаг четвертый.
Устанавливаем холст на подстеленные газеты или клеенку под углом, почти вертикально. Подключаем фен и направляем на мелки до тех пор, пока вы не увидите, что они начинают плавиться и течь разноцветными реками вниз. Для того чтобы расплавить мелки равномерно, направляем струю теплого воздуха по всем мелкам.
Шаг пятый.
Весь этот процесс происходит очень быстро, поэтому, кстати, предполагает мгновенное удовлетворение вашего творческого потенциала. Так что, как только вы будите удовлетворены полученным результатом, вам следует сразу выключить фен, и буквально через несколько минут ваша работа высохнет, мелки затвердеют.
Шаг шестой.
Повесьте свой шедевр на стену, и приготовьтесь с вашими сотворцами получать массу комплиментов.
Подобные поделки – прекрасный способ создать яркое цветное пятно в спокойном интерьере, или просто украсить стену, выкрашенную в однотонный цвет. Главное, попасть в общую колористику интерьера. А кроме того подобная творческая деятельность сближает и позволяет раскрыться всем вашим потенциалам и потенциалам ваших близких. А у детей этот необычный процесс, без сомнения, вызовет массу положительных эмоций!
Мелки восковые относятся к художественным материалам, объединенным под общим названием «пастель». Используемая в живописи и графике пастель бывает восковой, масляной и сухой. Эта классификация определяется способом изготовления материала.
Нетрудно догадаться о том, что базой для описываемых мелков является воск, в который добавляются цветные пигменты. Такие карандаши самого лучшего качества производят только из натурального сырья и растительных красок.
Как можно использовать восковые мелки
Существует несколько замечательных техник, которые дают неповторимые результаты. Классический способ - рисование с наброском. Его делают карандашом того цвета, который будет главным в гамме рисунка. Затем на набросок наносят оттенки. Мелки восковые (масляные и сухие карандаши, кстати, применяют на этом этапе точно так же) используют на рисунке сначала темные, потом светлые. Штрихи, которые будут лежать сверху, необходимо делать очень бережно, чтобы не сорвать воск, уже положенный на бумагу.
Способ сграффито
В переводе с итальянского - «выцарапанный» рисунок. Осуществляется он в технике гравировки. Потребуются мелки и нож. На лист бумаги густо наносится пастель - сначала светлая, затем темная. Ножиком процарапываются контуры.
Способ витражной эмали
Придется запастись решеткой-подставкой. Под ней надо разместить горящие свечи, а на ней - металлическую или фарфоровую пластину, на которой будет лежать лист бумаги (под нее знатоки советуют положить газету). Смысл метода заключается в том, что в процессе рисования воском поверхность должна постоянно подогреваться. Мелки плавятся на теплой бумаге и создают восхитительный эффект эмали.
Энкаустика
Это тоже способ рисования расплавленным воском, но осуществляется он по-другому. Изображение получается объемным, «живым». Метод использовали еще Понадобятся мелки восковые, плотный картон, сплошной (без дырочек для пара) утюг. На подошву слабо нагретого прибора наносят разноцветные линии и прижимают, слегка поворачивая, утюжок к поверхности картона. Получатся красивые разводы, которые можно превратить как в реалистичные холмы, горы и реки, так и в диковинные абстрактные пейзажи. Более тонкие и точные линии можно делать носиком или ребром утюга.
Метод размывки
Рисунок получится очень загадочным и прозрачным, если созданное восковыми мелками изображение размыть скипидаром. На синтетическую кисточку берут каплю растворителя и легкими штрихами водят по рисунку.
Мелки восковые в детском творчестве
Мелки всевозможных форм и цветов доставляют небывалое творческое наслаждение и малышам. Линии и штрихи получаются красочными и рельефными, а сам инструмент не требует постоянного затачивания. Разной фактуры бумага позволяет сотворить необычные рисунки и композиции. Очень живописно выглядят картины, для создания которых используют акварель и мелки восковые. Фото на этой странице демонстрирует чудесную технику. На сначала делают «восковое» изображение, а потом раскрашивают его красками.
Вторая жизнь восковых мелков
Изрисованный до короткого кончика и сломанный мел можно превратить в красивый сувенир или новый инструмент для художника. Обломки укладывают в жаростойкие формочки и запекают в духовке две-три минуты, дают остыть и вынимают. Если цветные обломки перед процедурой смешать, то новый мел получится необычайно колоритным.
Восковые мелки не считаются серьезным материалом для живописи. Чаще всего их покупают для детей, потому что они наиболее безвредны. Восковая пастель подходит даже для малышей, конечно если она изготовлена из качественного растительного воска. Недорогие восковые мелки производят на основе парафина, поэтому есть вероятность наткнуться на дешевый(не пищевой) парафин. Если вы заботитесь о здоровье своего чада, то лучше покупать восковую пастель от проверенного производителя художественных материалов.
Восковые мелки, как и обычные цветные карандаши, очень легко затачиваются ножом. Толщину и форму заточенного мелка можно варьировать в зависимости от того, какого типа штрихи вам нужны. Стружку, оставшуюся от заточки восковых мелков, можно применить с пользой. Для этого ее нужно собрать в разные емкости, подбирая по цвету. Когда восковых отходов наберется достаточное количество, можно изготовить новые мелки первоначального цвета.
Безусловно, выбирая восковые мелки, лучше выбирать пастель на основе натурального растительного воска. Такие мелки будут более пластичны и укрывистые, что для восковой пастели очень важно.
Приступая к работе с восковой пастелью впервые, лучше опробовать новый для вас материал на различных видах бумаги или основах для рисования. Так вы сможете заранее оценить все особенности восковой живописи.
Восковая пастель, в сравнении с другими видами пастелей, имеет ряд особенностей. Она не смешивается с такой же легкостью, как классическая сухая пастель. В восковой пастели не получится смешать два отличных друг от друга цвета непосредственно на бумаге. Можно лишь изменить тон основы, высветлив или затемнив его. Растушевка для воска применима только на границах элементов рисунка, для сглаживания резких переходов одного цвета в другой. Чтобы сгладить эти переходы, нужно приложить некоторые усилия, однако втирать с силой пигмент в бумагу все-таки не стоит. Дайте воску немного оттаять под теплотой ваших пальцев, это сделает восковые мелки более пластичными. К тому же нельзя рисовать восковой пастелью на улице, когда там холодно.
Для дешевой восковой пастели, изготовленной на основе парафина, смешивание цветов на бумаге вообще окажется невозможным. Такая пастель очень непластична и будет скатываться под вашими пальцами. Для этого типа восковых мелков существуют другие технические приемы, например: энкаустика или витраж-эмаль .
Несмотря на ряд отличий, восковая пастель имеет много общего с другими видами пастелей. По технике рисунка воск ближе к масленой пастели.
Для того чтобы освоить технику восковой пастели, нужно овладеть основами рисунка карандашом. Для любого типа рисунка или живописи актуальны понятия: перспективы, пропорций, композиции, теней и штрихов. Без понимания основ рисунка, нельзя освоить живопись.
Для начала делается эскиз будущего рисунка. Эскиз можно сделать при помощи обычного карандаша, а можно взять восковой мелок доминирующего в композиции цвета. На эскизе намечается общая композиция рисунка, распределяются по своим местам элементы рисунка, наносятся контуры объектов, обозначаются контуры белых или светлых участков. Чтобы не повредить поверхность бумаги, набросок делается легкими штрихами.
Когда набросок готов, нужно разнести по поверхности будущего рисунка цвет. Чаще, для пастели берется специальная пастельная бумага. Восковая пастель в этом смысле не является исключением, хотя для восковых мелков могут подойти и другие материалы. Важно, чтобы фон не диссонировал с общим цветовым исполнением рисунка, а дополнял его. Если говорить о пастельной бумаге, то теплые тона пастели подчеркиваются бумагой холодных тонов. Для пастелей холодных оттенков подойдет бумага теплых тонов.
Так как восковые мелки являются непрозрачным материалом и обладают стопроцентной укрывистостью, то цвет разносят от темных тонов к светлым. Восковая пастель также позволяет смешивать предыдущий цветовой слой с последующим, но нужно быть очень осторожным. Ведь восковые мелки ближе по моим свойствам к масленым, а потому могут скатываться в грязные хлопья под вашими пальцами. Не нужно с силой давить на пастель. Если ваша пастель изготовлена на основе натурального воска, то она должна немного согреться под вашими пальцами. Тогда она станет более пластичной и позволит сгладить резкие цветовые переходы рисунка.
Световые блики на восковой пастели разносятся в конце работы, когда остается только сделать цветовые акценты на каких-то деталях, требующих выделения цветом. Восковая пастель не требует фиксации, работа готова с последним штрихом.
Конечно же, нужно учесть, что смешивание полутонов в восковой пастели является затруднительным. Потому цветовую гамму работы нужно продумать заранее, выбирая доминирующий цвет, который будет достаточно слегка подчеркнуть световыми бликами и контрастными линиями. Работы, выполненные восковой пастелью не подразумевают богатство цветовой палитры, лучше выбрать пару-тройку основных цветов, в которых будет выполняться рисунок. Рисунки, написанные восковыми мелками, получаются яркими, выразительными и экспрессивными. Законченная работа скорее похожа на вылепленное цветное панно, нежели на живописное полотно.