Тактовый размер. Размер

Введение…………………………………………………………………………

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты сенсорного воспитания детей дошкольного возраста……………………………………………………………….

1.1 Сущность, средство и содержание сенсорного воспитания старших дошкольников……………………………………………………………………

1.2 Пальчиковые игры как одно из средств сенсорного воспитания детей старшего дошкольного возраста……………………………………………

Глава 2. Пальчиковая игра и ее использование в работе по сенсорному воспитанию детей старшей дошкольного возраста ………………………

2.1 Анализ уровня сенсорного развития детей старшей группы ясли-сада №4…………………………………………………………………………

2.2 Подбор и проведение пальчиковых игр с целью обогащения сенсорного опыта детей………………………………………………………………………

Заключение ……………………………………………………………………

Список использованной литературы………………………………………….

Приложения……………………………………………………………………

Введение

Уровень образования и интеллектуальный потенциал общества в современных условиях приобрели характер важнейшей составляющей национального богатства. Каждый субъект общества стремится к образованности, профессиональной мобильности, креативности, умению действовать в нестандартных ситуациях. Образование каждый гражданин Республики Казахстан, согласно закону Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании», получает бесплатно. Дошкольное образование является первой ступенью общего образования. Целью дошкольного образования является обеспечение личностного, интеллектуального и физического развития детей возраста от двух до шести лет. И одной из ниш образовательного процесса занимает воспитание сенсорной культуры детей дошкольного возраста.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. Именно в дошкольном возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. Это обеспечивает дальнейшее развитие мышления, памяти, внимания, успешную подготовку к обучению в школе.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, запахе, вкусе). Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством. С развитием сенсорики (от лат. sensus - ощущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Игры с пальчиками - не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов воспитания сенсорной культуры дошкольников. Богатые возможности для сенсорного воспитания и совершенствования ловкости рук таят в себе пальчиковые игры и упражнения. Эти игры очень эмоциональны, увлекательны. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Работы В.М. Бехтерова доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности.

Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому выше сказанное и позволяет считать выбранную тему актуальной.

Объект исследования: сенсорная воспитания старших дошкольников.

Предмет исследования : использование пальчиковых игр как средство повышения эффективности сенсорной работы.

Цель исследования: определить эффективность использования пальчиковых игр как средства сенсорного воспитания дошкольников.

Задачи:

1 . Изучить теоретический материал по данной проблеме.

2. Выявить уровень развития

3. Разработать систему игр по развитию мелкой моторики рук.

Гипотеза исследования: если создать необходимые условия для организации педагогического процесса с использованием пальчиковых игр, то можно добиться положительных результатов в воспитании сенсорной культуры детей старшего дошкольного возраста.

База исследования: старшая группа ясли-сада №4.

Методологические основы исследования : научные исследования Калдыбаевой Т.Ж., Татауровой Н.Л., Венгер Л.А.

Методы исследования : изучение и анализ литературы, обследование старших дошкольников на уровень развития сенсорного воспитания.

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

1.1 Сущность, средство и содержание сенсорного воспитания старших дошкольников

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире. Без целенаправленного воспитания усвоение происходит стихийно, и оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому необходима организация систематической работы педагога с детьми по развитию и обогащению чувственного опыта ребенка, который будет способствовать формированию его представлений о свойствах и качествах предметов. Данные направления реализуются педагогом ДОУ в ходе сенсорного воспитания детей.

В современной психолого-педагогической литературе достаточно полно описана сущность и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.

Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М.Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что развитие ребенка коренным образом отличается от развития детенышей животных. Ребенок развивается путем «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребенка-результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.П.Усова и др.), справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития детей, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Анализ психолого-педагогической литературы (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А. Г. Рузская) по проблеме позволил нам выделить сущность сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Опираясь на определение, данное Л. А Венгером, сенсорное воспитание рассматривали как целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. Результатом целенаправленного сенсорного воспитания детей дошкольного возраста является сенсорное развитие. Поэтому на каждом возрастном этапе задачи сенсорного воспитания детей должны соответствовать уровню сенсорного развития детей.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. Сенсорное воспитание способствует усвоению сенсорных эталонов. Выделяют эталоны: цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый), формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.), величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.), вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный), обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.).

Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.) Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.) Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.).

Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопления представлений об окружающем мире.

Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребёнка к предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закреплённые в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.

В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух – то есть различение речевых звуков. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребёнка в школе.

В семье необходимо создать предметно-развивающую среду. Игрушки ребёнка должны быть изготовлены из различных материалов, игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.

Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука.

Шумящие и гремящие игрушки можно изготовить самостоятельно. Необходимо иметь несколько видов мозаики, шнуровки, конструкторы, книги с изображением окружающих предметов, животных.

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребёнка.

1.2 Пальчиковые игры как одно из средств сенсорного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. Движение рук построено на занимательно-игровой основе (пальчиковая игра). Именно о них многие взрослые думают только как о развлекательном моменте в воспитании.

Мамы часто играют с детьми раннего возраста в «Сорока, сорока, кашку варила, деток кормила...» но стоит напомнить уже подросшему ребенку эту потешку, и он обязательно начнет выполнять движения руками. У дошкольников цепкая автоматическая память, запомнить двух-четырехстрочный специально для конкретного случая предназначенный текст, для них не представляет особого труда. Зато потом услышанные слова могут вызвать нужные двигательные ассоциации, и наоборот - жест побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих стихов. Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока - Белобока», «Коза - Рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие видят в них развлекательное, а не развивающее воздействие.

Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Согласно наблюдениям М. М. Кольцовой, развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.

Выдающиеся ученые Л.С. Высотский, Л.С. Волкова, М.И Кольцова считали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Если у ребенка недостаточно развита и скоординирована мелкая моторика рук, значит, не сформирована артикуляционная моторика и недостаточно развита речь.

В играх детей всегда присутствует определенный сюжет или воображаема ситуация. Пальчиковая игра также характеризуется наличием какого-либо целостного сюжета или воображаемой ситуации, которая может задаваться текстом вербальным сопровождением, в которое включены движения пальцев или неким игровым образом. Кроме того, именно включенность движений пальцев в целостную воображаемую ситуацию отличают пальчиковые игры от пальчиковых упражнений и самомассажа, а так же целый ряд дидактических игр к которым можно отнести плетение, лепка, нанизывание на нитку и штырьки бусин и колец, шнуров, мозаика, конструкторы, вырезание из бумаги и картона, вырисовывание различных узоров. Они способствуют развитию творческой активности, мышления и речи ребёнка, мелкой моторики рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

В пальчиковой игре движения пальцев всегда соответствуют некоторому образу (животному, человеку, предмету и т.п.), причем воображаемый игровой образ соответствует реальному. Так как, по словам Л.С. Выготского, именно действие, стоящее между образом (в данном случае его создают руки и пальцы) и его значением, которое определяется словом, обуславливает связь реального предмета и воображаемого.

По определению Е. Борисовой, пальчиковая игра – это инсценировка в воображаемой ситуации, каких – либо рифмованных историй, стихов и сказок при помощи пальцев рук отражающих реальности окружающего мира.

История существования пальчиковых игр исчисляется столетием. Пальчиковые игры очень увлекательны. Традиционные пальчиковые игры можно разделить на две группы:

игровой фольклор - прибаутки, потешки, забавы, обращённые к детям младенческого и раннего возраста,

игры с правилами для детей постарше.

Игры часто «растут» с детьми. Одна и та же игра, постепенно усложняясь, может сопровождать ребенка от младенчества до отрочества. Сюжет игры остается тем же, но внутри него происходит переход от пассивных движений к активным, от простейших условий к трудным. В старшем дошкольном возрасте для пальчиковой игры характерна развернутость движений. Дети пробуют придумывать новые образы и движения, которые важны для формирования чувства уверенности, ловкости, мышления и воображения.

В старшем возрасте ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой сторонам. В играх с пальцами звучание голоса, громкость произносимого текста, а также движения отдельных пальцев и всей руки должны быть особенно выразительными. Нужно произносить стихи, то повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя какие-то слова; движения выполнять синхронно со стихами или в паузах. Весёлые стихи, сопровождающие игру, способствуют созданию хорошего настроения, интереса к игре, развитию речи, чувства ритма.

К пальчиковым играм старших дошкольников можно отнести игры с пальцами, где дети изображают с помощью пальцев различные предметы, птиц, животных. Для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у детей, используются различные виды инсценирования. Спектакли игры, напоминающие театральные представления требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Изготовив пальчиковый театр, можно показать небольшие игры - инсценировки, проведенные в форме диалога: "Две лягушки", "Девочка и медведь", сказки "Колобок", "Теремок", "Репка". Соответствующими движениями кисти или пальцами руки дети имитируют движение персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. Такой театр создает эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребенка, участвуя в спектакле, ребенок чувствует себя раскованно, свободно.

В театре теней особенно четко просматривается контуры персонажей, характер их поведения, движения. Путем складывания определенным образом пальцев можно получить изображение птиц, животных, и др. персонажей. У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней, (где действуют пальцы и руки) большие возможности для развития ручной ловкости, согласованности движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.

Пальчиковые игры со скороговорками и стихами. Скороговорки всегда можно "переложить на пальцы", т.е. придумать поначалу не сложные движения для пальчиков, затем эти движения усложнять. Особое значение имеют игры, использующие одновременные разнотипные движения рук (одна рука делает одно, другая выполняет другое) Пальчиковые игры со стихами способствуют развитию мелкой моторики, а так же речи, памяти, внимания, мимики детей и учат общению.

Пальчиковые игры широко представлены в литературе работами О.И. Крупенчук, И. Лопухиной, М.С. Рузиной, Н.В. Новотворцевой и др. Они считают что, играя с пальчиками, ребенок сначала вслушивается в речь взрослого, усваивая фонетические и грамматические нормы родного языка, затем запоминает и уже сам проговаривает знакомый текст во время игры. Стихи, сопровождающие движения рук и пальцев,- это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и при обучении письму (для выработки ровного почерка), для запоминания стихов, для предупреждения нарушений письма (пропуска гласных).

Важным параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма. Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. А неумение ребенком распознавать пальцы - прогностический признак будущих трудностей с чтением и письмом. Процесс овладения навыком письма имеет многокомпонентную психофизиологическую структуру: включает зрительный и слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно - двигательного образа каждого графического элемента (буквы), а также сложнейшие механизмы координации и регуляции движений.

Глава 2. Пальчиковая игра и ее использование в работе по сенсорному воспитанию детей старшей группы ясли-сада №4

2.1 Анализ уровня сенсорного развития детей старшей группы ясли-сада №4

Доработать

Проведя эксперимент……… сочинение немного отсебячины как воспитателя

На основе теоретического анализа данной проблемы нами была проведена экспериментальная работа, которая включила в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Выборку составили 40 человек - 20 детей контрольная группа, 20 детей экспериментальная.

Целью нашего исследования стало повышение уровня сенсорной культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

При формировании экспериментальной выборки мы опирались на следующие критерии:

2. Критерий эквивалентности испытуемых: результаты, полученные при исследовании экспериментальной выборки, распространяются на каждого ее члена;

Критерий репрезентативности: группа лиц, участвующих в эксперименте, представляет всю часть популяции, по отношению к которой мы применяем данные, полученные в эксперименте.

В качестве диагностического инструментария использовалась методика «Почтовый ящик» (Л.А. Венгер), которую мы модифицировали для цвета и размера (см.приложение…)

Цель данной методики: методика направлена на исследование уровня развития действий восприятия, а также на проверку наличия и степени обобщенности сенсорных эталонов.

Стимульный материал этого теста представляет собой пластмассовую коробку, в крышке которой прорезаны отверстия по форме основных геометрических фигур - круг, квадрат, треугольник и т.д. В наборе имеются и трехмерные фигуры, в основании которых те же геометрические фигуры.

Инструкция: «Посмотри на коробочку, давай поиграем, как будто это почтовый ящик, в который тебе нужно опустить письма (показываются геометрические фигуры). Только запомни, что для каждого письма существует специальное отверстие, в которое его можно опустить. Поэтому смотри внимательно на фигурку-письмо и найди то отверстие, которое для него предназначено».

2. Методика «Эталоны» направлена на диагностику уровня овладения действием отнесения свойств предмета к заданному эталону.

Материал: тетрадь из 4 страниц, на каждой из которых расположены 16 картинок, изображающих различные предметы, а также фигурки-эталоны, которые должны быть использованы ребенком для анализа форм предметов, нарисованных на картинках (см. Приложение А).

Наборы картинок на всех страницах одинаковые, но на каждой странице под картинками изображена лишь одна из четырех фигур-эталонов (см. Приложение Б).

Инструкция: детям даются тетрадки и говорится: «Рассмотрите внимательно на этой странице все картинки (столбик за столбиком) и фигурку под ними. Выберите те картинки, которые больше всего похожи на эту фигурку, и поставьте под такими картинками крестики. Когда вы отметите все картинки, похожие на фигурку, переверните страницу и на следующей странице тоже отметьте картинки, которые похожи уже на другую фигурку, на ту, которая нарисована под ними. Так вы должны отметить фигурки на всех четырех страницах».

Во время выполнения задания необходимо обратить внимание детей на анализ формы фигурок-эталонов, чтобы избежать случайного выбора картинок. («Внимательно смотрите на фигурку под картинками».)

Количественная оценка результатов:

Максимальный балл (по всем 4 страницам) - 32 балла. Ошибками считаются неправильно отмеченная картинка и неотмеченная нужная картинка. Реальный балл равен разности между максимальным баллом и количеством ошибок (за каждую ошибку вычитается 1 балл).

Качественный анализ результатов:

1-й тип. Дети с синкретической ориентировкой. На основе выделения одной детали или, наоборот, без учета характерных деталей контура дети ошибочно относят весь предмет в целом к какому-либо из эталонов. Так, например, изображения гитары или груши относятся к эталону, имеющему форму угла, на основании одной детали - выемки сбоку. Или, наоборот, гитара относится к эталону конусообразной формы на основании общего направления линии контура, без учета характерных деталей.

2-й тип. Дети со смешанной ориентировкой, которая меняется в зависимости от сложности объекта. Простые объекты, детали которых находятся внутри общего контура (например, ботинок, голова собаки), дети безошибочно относят к нужному эталону. При анализе объектов с выступающими за контур деталями (например, корзинка с ручкой) проявляется синкретический тип ориентировки.

3-й тип. Дети с адекватной ориентировкой: при анализе формы предмета они ориентируются на соотношение общего контура и отдельных деталей, что позволяет им безошибочно сопоставить предмет с эталоном. Дети с таким типом ориентировки могут допустить лишь 1-2 случайные ошибки.

3. Методика «Перцептивное моделирование» направлена на выявление уровня развития перцептивных действий моделирующего типа. В методику входят задания, требующие «конструирования» фигуры определенной формы из заданных элементов (см. Приложение Г).

Материал: тетрадь, состоящая из 15 страниц. Первые три страницы - А, Б, В - включают три вводных задания. В верхней части страницы дается изображение фигуры (круга или квадрата), разделенной пунктирными линиями на несколько частей. Ниже располагается в один ряд избыточное количество фрагментов этой фигуры, из которых дети должны выбрать только те, которые при соединении дадут фигуру-образец.

На остальных страницах фигуры-образцы даны в нерасчлененном виде. На нечетных страницах (задания 1, 3, 5, 7, 9, 11) в качестве образца выступает круг, а на четных (задания 2, 4, 6, 8, 10, 12) - квадрат. Во всех заданиях детям предлагаются наборы из шести деталей, но сложность меняется в зависимости от количества частей, из которых складывается образец: в 1-4-м заданиях достаточно двух деталей, в 5-8-м требуются три детали, в 9-12-м фигура составляется уже из четырех частей.

Инструкция: Перед началом работы каждому ребенку предлагается тетрадь. Взрослый говорит: «Здесь изображен круг, разделенный на две части. Под ним несколько фигурок разной формы. Найдите среди них те, из которых сложен образец, и отметьте их крестиком».

Взрослый просматривает сделанные детьми пометки и в случае необходимости указывает на ошибки.

«На следующей странице квадрат. Он разделен на 4 части. Найдите эти части среди фигурок, изображенных ниже. Эти части также обозначьте крестиками. (Снова проверяется выполнение.) На третьей странице снова круг, но он складывается из трех частей. Найдите их и обозначьте крестиками. Укажите карандашом, на какое место в круге надо положить эти части».

Так как целостные фигуры здесь разделены пунктирными линиями на части, это помогает детям соотнести их с изображенными ниже, найти идентичные и правильно отметить их карандашом.

На этапе вводных заданий А, Б, В взрослый может помогать правильно отбирать и соотносить части с образцом.

В основных заданиях дети должны самостоятельно расчленять фигуры в представлении, для чего необходимо соотносить образцы с теми частями, которые изображены под ними.

Перед первым основным заданием говорится: «Теперь вы знаете, что такой круг или квадрат можно сложить из нескольких частей: двух, трех или четырех. Эти части нарисованы внизу. А теперь откройте следующую страницу. Найдите фигуры, из которых можно сложить точно такой круг. Поставьте на эти фигуры крестики. На следующих страницах делайте так же: находите и отмечайте части, из которых получается целый круг или квадрат, нарисованный сверху». Никаких других дополнительных указаний не дается.

Количественная оценка результатов

За каждую правильно решенную задачу дается количество баллов, соответствующее числу элементов, из которых должен быть сложен образец. Так, за правильное решение задач 1-4 дается по два балла, 5-8 - по 3 балла, 9-12 - по 4 балла. Ошибочным считается решение, когда хотя бы одна деталь выбрана неправильно. Максимальное количество баллов - 36.

Качественный анализ результатов

1-й тип. Дети обнаруживают полную неспособность к выполнению моделирующих перцептивных действий, их решения носят случайный характер. При решении большинства задач они создают комбинации элементов, которые не соответствуют форме фигуры образца.

2-й тип. Дети правильно решают только те задачи, которые предполагают сочетание не более чем двух элементов. В остальных случаях они составляют либо неадекватные сочетания, либо подбирают элементы, сходные по своей форме с фигурой-образцом.

3-й тип. Дети в достаточной мере владеют всей системой операций, необходимых для выполнения моделирующего перцептивного действия, однако само действие еще недостаточно точно и гибко. Допускаются такие ошибки в решении задач, которые приводят к выбору элементов, дающих не идентичную, а лишь похожую на образец фигуру. При этом типе работы могут встречаться и грубые ошибки, носящие случайный характер.

4-й тип. Характерна высокая степень овладения моделирующими перцептивными действиями, хотя и возможны некоторые неточности в решениях, не зависящие от сложности задач.

После проведения констатирующего этапа в группах мы получили следующие результаты (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ): Что желтое отправить в приложение

Все таблицы переделать в диаграммы

Таблица 1 Уровень развития действий восприятия детьми старшего дошкольного возраста (%) СДЕЛАТЬ ДИАГРАММУ ВМЕСТО ТАБЛИЦЫ

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Низкий

Средний

Высокий

Как видим, по результатам данной методики дети находятся примерно на одинаковом уровне развития действий восприятия. Большинство детей в обеих группах имеет средний уровень развития действий восприятия.

Таблица 2. Диагностика уровня овладения действием отнесения свойств предмета к заданному эталону (%)

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Низкий

Средний

Высокий

Следует отметить, что многим детям по методике «Коробочки форм» трудно было опустить в коробку многогранники, легче круги, треугольники, квадраты. Практически все дети с низким уровнем развития действий восприятия многогранники часто прикладывали к квадрату, затем сразу же переносились в нужную прорезь. При этом для детей с высоким уровнем развития действий восприятия задания не доставили трудностей: дети зрительно соотносили форму прорези и фигуры опускали фигуру в нужную прорезь; разворот фигур многие при этом производили заранее в воздухе.

По результатам методики «Эталоны» мы видим, что в обеих группах примерно равные данные. Большинство детей имеют средний уровень и относятся ко второму типу, который характеризуется смешанной ориентировкой, которая меняется в зависимости от сложности объекта. Например, следует отметить наличие значительных трудностей, когда фигурку полумесяц дети сравнивали со всеми картинками на странице, то в основном затруднялись отмечать картинку с чашкой и корзинкой. Трудности вызывали и при сравнении фигурки виде матрешки, дети затруднялись отмечать картинку с лампочкой.

Для детей с низким уровнем овладения действием отнесения свойств предмета к заданному эталону характерно соотнесение фигуры и эталона без учета характерных деталей контура. Такие дети ошибочно относят предмет к какому-либо из эталонов на основании одной детали либо вообще случайно.

Дети с высоким уровнем не испытывали проблем в данной методике: они ориентируются на соотношение общего контура и отдельных деталей, что позволяет им безошибочно сопоставить предмет с эталоном.

Таблица 3

Уровень развития перцептивных действий моделирующего типа (%)

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Очень низкий

Низкий

Средний

Высокий

Добавить контрольный эксперимент

По методике «Перцептивное моделирование» мы получили результаты, которые указывают на то, что дети обеих групп имеют преимущественно средний уровень развития перцептивных действий и относятся к третьему типу - дети в достаточной мере владеют всей системой операций, необходимых для выполнения моделирующего перцептивного действия однако само действие еще недостаточно точно и гибко. Следует отметить, что первые три страницы - А, Б, В - дети выполняли задания без ошибок. Сложно было составлять фигуру из четырёх частей в 9-12-м задании, где дети путались или говорили наугад.

Между тем достаточно большое количество детей в обеих группах с заданием не справились и находятся на низком уровне развития перцептивных действий. Эти дети либо составляют неадекватные сочетания, либо подбирают элементы.

Отметим также, что по 10% детей в каждой группе находятся на высоком уровне развития, характеризующийся, высокой степенью овладения моделирующими перцептивными действиями.

Таким образом, по результатам всех трех методик в обеих группах мы наблюдаем преимущественно средний уровень сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста, поэтому возникает необходимость обогащения условий развития детей. В качестве средства формирования сенсорной культуры у детей старшего дошкольного возраста нами выбраны пальчиковые игры и упражнения с нестандартным оборудованием.

2.2 Подбор и проведение пальчиковых игр с целью обогащения сенсорного опыта детей

Одним из эффективных средств сенсорного развития являются пальчиковые игры с нестандартным оборудованием. Специально созданные пальчиковые игры довольно эффективно влияют на формирование различительных способностей сенсорных органов к выделению признаков различных модальностей.

Традиционно сложилось взаимосвязь программы сенсорного воспитания с эффективными средствами ее реализации - пальчиковыми играми, которые позволяют дифференцированно развивать зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное и вкусовое восприятие.

Соотношение количества пальчиковых игр по всем пяти разделам сенсорного развития разработано неравномерно. Большее количество игр относится к развитию зрительного восприятия и значительно меньше игр на развитие остальных сенсорных функций. Это связано с тем, что в практике жизни человека зрительный анализатор является ведущим, а для адекватного взаимодействия со средой люди чаще всего используют визуальные признаки: форма, цвет, величина и пространственное расположение. Системы эталонов на осязание, слух и обоняние практически разработаны мало.

Во время формирующего эксперимента я заметила, что у воспитателя отсутствовало оборудование для проведения пальчиковых игр с использованием нестандартного оборудования. Поэтому я провела разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимали двигательные упражнения с использованием нестандартного оборудования:

Массажных мячиков;

Платочков;

Ковриков;

Крупных бигуди;

Прищепок;

Счётных палочек;

Зубных щёток;

Бус;

Резинок для волос;

Шестигранных карандашей.

В процессе проведения пальчиковых игр с использованием нестандартного оборудования мною было замечено, что у следующих детей: Плотникова С., Карпенко В., Вороновой В., Каткенёва М. стала развиваться мелкая моторика и появился интерес к сенсорному воспитанию. Я считаю, что использование нестандартного оборудования в пальчиковых играх - это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи, способствует развитию мелкой моторики, т.к. в ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Все игры сопровождались стихотворениями - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.

Дети вместе со мной проговаривали стихи одновременно с движениями пальцев рук, что обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Я считаю, что использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.

Проведя эксперимент я пришла к выводу, что детям очень понравилось манипулировать, играть с предметами-заменителями, придумывать для них новое применение.

В пальчиковых играх с нестандартным оборудованием содержащие стихотворения изображаются с помощью движения рук и пальцев. Во время игр с различными предметами также задействована ориентировка в схеме тела (голова, руки, ноги, туловище).

Игры, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, мышление, память. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоционнальное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

В заключение отправить зеленое

Известно, что увлечь детей легче всего тем, чем увлечен сам, поэтому при выполнении упражнения вместе с ребёнком важно демонстрировать ему собственную увлечённость игрой.

Работу проводить нужно регулярно,систематически. Пальчиковые игры с нестандартным оборудованием обладают способностью настраивать детей на концентрацию внимания, что также может быть использовано педагогом, но по этой же причине ими нельзя злоупотреблять –в течение дня к ним можно обращаться несколько раз, но играть понемногу

Заключение

Пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, стали более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек. Используют пальчиковый театр в свободное время от занятий.

Дети научились быть хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершают сложные манипуляции с мелкими и крупными предметами.

Считаю, что очень важно продолжать использовать пальчиковые игры во всех видах деятельности, т.к они дают положительный результат в развитии детей дошкольного возраста.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Эти игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Можно сделать вывод, что пальчиковая игра – это театр, актеры которого всегда рядом с нами. Она является эффективным средством психического развития детей старшего дошкольного возраста. Благодаря пальчиковой игры у детей развивается речь и обогащается словарный запас, улучшается память и развивается воображение. Пальчиковые игры вырабатывают такие качества как адекватная самооценка, способность мобилизоваться, сосредотачиваться и расслабляться.

С помощью пальчиковых игр ребенок получает разнообразные зрительные, слуховые и тактильные впечатления, у него развивается внимательность, способность сосредотачиваться и переключаться, умение концентрировать свое внимание и правильно его распределять, совершенствуются умения соотнести то, что он видит и слышит с траекторией движения его руки.

Благодаря таким играм, у детей развивается воображение и фантазия, умение действовать в воображаемой ситуации. Овладев играми, дети в старшем возрасте начинают «рассказывать руками» целые истории.

Список использованной литературы

    ГОСО РК 1.001-2009, Астана: Министерство образования и науки РК.

    Программа воспитания и обучения детей от 1 года до 3 лет «Алғышқы қадам», Астана, 2014 год.

    Венгер Л.А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». Москва, «Просвещение», 2008 г.

    Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Москва, «Просвещение», 2008г.

    Л.А. Венгер, О.М.Дьяченко. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.-Москва, «Просвещение», 2009 г.

    Павлова Л.Н. «Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трёх лет». Москва, «Просвещение», 2012 г.

    Калдыбаева Т.Ж. Социальные проблемы дошкольного образования в Казахстане // Социологические исследования. 2010. № 4.

    Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития (журнальный вариант книги) // Дошкольное воспитание. 2007-2010.

    Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, Астана, 2010, - 85 с.

    Отчет по реализации Программы обеспечения детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» за 2010 год, Астана 2011 г. - 6 с.

    Отчет по реализации Программы обеспечения детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» за 2011 год, Астана 2012 г. - 8 с.

    Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010-2014 годы, Астана 2014, - 21 с.

    Калдыбаева Т.Ж. Социальная роль детских дошкольных учреждений в современном Казахстане: Автореф. дис. Алматы,2011. С. 18.

    История советской дошкольной педагогики. М, 2008. С. 433-434.

    Бегимкулова Ширбан. История развития детских дошкольных учреждений в Казахстане (1960-1985): Автореф. дис. Фрунзе, 2010. С. 16.

    Региональный стат. ежегодник Казахстана. Казинформцентр. Алма-Ата, 1992. С. 214-215.

    5. Дошкольное образование в России. Сборник действующих нормативных правовых документов и научно-методических материалов. М.: Издательство ACT, 1997; Программа дошкольного воспитания в детском саду / Под ред. Татауровой Н.Л. Алматы: РИК Минобраз., 2006;

    Программа "Балбобек". Алматы: РИК Казахской академии образования им. И. Алтынсарина. 2009;

    Калдыбаева Т.Ж. Детский сад и жизнь: социальные проблемы развития детских дошкольных учреждений в Казахстане. Алматы, 2014;

    Социология образования. Алматы, 2007 (на казахском языке); Проект внедрения предшкольного образования в Республике Казахстан, Алматы, 1998 (Одобренный Министерством образования РК);

    Бестужев-Лада И.В., Гришаева Н.П., Иванова Е.Ю. Дошкольное воспитание: проблемы и перспективы. М.: РИПКРО, 1995, и др.

    Данные Министерства образования, культуры и здравоохранения Республики Казахстан, 2012.

    Калдыбаева Т.Ж. Детский сад и жизнь. Алматы, 2014. С. 67-69.

Приложение А

Рис. 1. Таблица рисунков для четырех заданий методики «Эталоны»

Приложение Б

Правильно отмеченные картинки:

Приложение В

Рис. 2. Материал для вводных заданий методики «Перцептивное моделирование» (страницы тетради А, Б, В)

Приложение Г

Рис. 3. Материал для нечетных заданий методики «Перцептивное моделирование» (наборы фигур к заданиям 1, 3, 5, 7, 9, 11; а - образец ко всем нечетным заданиям)

Приложение Д

Рис. 4. Материал для четных заданий методики «Перцептивное моделирование» (наборы фигур к заданиям 2, 4, 6, 8, 10, 12; б - образец ко всем четным заданиям)

Введение

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, «Рука - это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. Эти выводы не случайны.

Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не будет развита своевременно, то в последующем наверстать упущенное будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, особенно - от движений пальцев рук (то есть от мелкой моторики). Дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. На протяжении дошкольного возраста ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.

Известно, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Дети с нарушениями речи, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения.

Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. Выдающиеся ученые (Л.С. Выготский, Л.С. Волкова) считали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи.

Движение рук построено на занимательно-игровой основе. Как правило, развитию мелкой моторики рук способствуют пальчиковые игры.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи.

Проблему развития речи детей дошкольного возраста можно считать одной из самых актуальных на данный момент, поскольку именно речь является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Речь - одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира. Период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи.

Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.

Цель: определить особенности применения пальчиковых игр в развитии мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста.

Задачи :

.Определить сущность пальчиковой игры как элемента жизнедеятельности ребенка; выявить особенности пальчиковых игр.

.Выявить зависимость речи детей от развития мелкой моторики рук.

Объект исследования : пальчиковые игры в развитии речи и мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

Гипотеза: развитие речи и мелкой моторики рук детей дошкольного возраста будут эффективными, если использовать систему пальчиковых игр.

Предмет исследования: пальчиковые игры в образовательном процессе.

1. Теоретические аспекты развития мелкой моторики и речи детей посредством использования пальчиковых игр

1.1 Научные исследования влияния пальчиковых игр на развитие мелкой моторики и речи детей

Дошкольный возраст - это тот период, когда ребёнок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации - прикосновения. Ребёнку необходимо всё трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Если взрослые поддерживают это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твёрдые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки, предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Поэтому, для того, чтобы ребёнок хорошо говорил, необходимо развивать его ручки.

Общему развитию моторики уделяют внимание многие детские психологи, физиологи. Такие авторы, как В.В. Цвынтарный, О.А. Новицкая, Ю.А. Соколова описывают отдельные приёмы по развитию моторики у детей. А.А. Хвостовцев, С.Е. Большакова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей дошкольного возраста.

Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных (И.П. Павлов, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев). Они пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребёнок, сосредоточенно пишущий или рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык? Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет о том, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга.

Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует точных координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а так же выполнять множество разнообразных действий.

Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика основа развития, всех психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие, речь).

Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы.

речь пальчиковый ребенок моторика

1.2 Значение пальчиковых игр в развитии мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста

Пальчиковые игры - это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук. Проведение с детьми пальчиковых игр способствует развитию у них мелкой моторики рук, у них улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков - сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.

Пальчиковые игры помогают ребенку достичь хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так? Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Сороку - белобоку», «Козу рогатую».

Используя пальчиковые игры необходимо придерживаться двух принципов обучения - это «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Этот союз позволит разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

во-первых, пальчиковые игры могут дать пищу для ума;

во-вторых, они всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

в-третьих, выполняя самостоятельно, ребенок развивается наиболее успешно.

в-четвертых, они могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;

в-пятых, играя в эти игры со своими детишками, папы и мамы, бабушки и дедушки, а также все специалисты, работающие с детьми, незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать, ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Ежедневно вводя в развитие детей пальчиковые игры, практика показала, что темп умственного развития детей может возрасти. Естественно, что только пальчиковыми играми нельзя достичь желаемых результатов. Это только одно из средств развития мелкой моторики и речи, и оно будет тем действеннее и полезнее, чем меньше будет противоречий между принципами, которые легли в основу этих игр, и принципами, на которых строится вся система обращения с детьми в семье или в том месте, где дети воспитываются.

1.3 Группы пальчиковых игр

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому целесообразно будет разделить их на группы по их назначению:

1. Игры-манипуляции: «Ладушки-ладушки», «Сорока - белобока», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Семья», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?», «Пальчики пошли гулять». Эти игры развивают воображение, и в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной объект (Приложение 1).

2. Сюжетные пальчиковые упражнения: «Пальчики здороваются», «Цветы», «Грабли», «Ёлка» и др. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

3. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»): «Колечко», «Кулак - ребро - ладонь», «Ухо - нос», «Симметричные рисунки», «Горизонтальная восьмёрка».

4. Пальчиковые игры в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных играх используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек», «Гуси щиплют травку». Для более эффективного самомассажа кисти рук можно использовать грецкий орех, каштан, массажный мячик, карандаш.

5. Театр в руке: «Бабочка», «Сказка», «Осьминожки». Эти игры позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение.

Использование разнообразных групп пальчиковых игр и упражнений помогают детям улучшить произношение и обогатить лексику; подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу; развивать внимание, терпение, внутренний тормоз - умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо; стимулировать фантазию, проявлять творческие способности; научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат», что предотвратит возникновение неврозов; ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.

2. Педагогические условия проведения пальчиковых игр, как средства развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста

.1 Основные принципы проведения и этапы разучивания пальчиковых игр

Чтобы применение пальчиковых игр в развитии мелкой моторики и развития речи было результативным необходимо придерживаться следующих принципов их проведения:

·выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой;

·при повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;

·все упражнения, постепенно заменять новыми;

·наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка;

·не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;

·нельзя принуждать ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменять игру.

Этапы разучивания игр.

1.Взрослый сначала показывает игру ребёнку сам.

.Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.

.Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

.Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

2.3 Методы работы при проведении пальчиковых игр

При проведении пальчиковых игр необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций:

·перед игрой необходимо с детьми обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготавливать детей к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;

·перед началом упражнений нужно разогреть ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла;

·все упражнения должны выполняться в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе;

·выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой;

·при выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки;

·во время игры обязательно следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

·нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость;

·все указания должны даваться спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости оказывать помощь отдельным детям.

Развитие речи и мелкой моторики посредством пальчиковой игры невозможно без руководства взрослого. Для проведения данной работы необходимо использовать различные методы и приемы:

·наглядный метод работы - показ детям, как должны двигаться пальцы при проведении пальчиковой гимнастики;

·практический метод работы - пальчиковая игра.

Использование данных методов даёт положительный результат:

·улучшение качества речи детей.

·развитие мелкой моторики рук детей.

·развитие таких познавательных процессов, как мышление, память, внимание.

·развитие эмоциональной сферы детей.

Пальчиковые игры необходимо включать как в непосредственно образовательную деятельность (например, во время занятий по искусству, развитию речи и др.), так и вовремя утренней гимнастики, во время умывания, одевания, физкультминуток, в свободное время утром, на прогулке и после сна (Приложение 2). Упражнения должны подбираться так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. Наиболее удобным будет разработать тематическое планирование пальчиковых игр со стихотворным сопровождением. Это позволит к каждой теме занятия учить и отрабатывать определенную рифмованную историю, скороговорки, потешки. Например, тема «Транспорт»:

Автобус, троллейбус, машина, трамвай -

О них ты на улице не забывай,

В морях - корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

Дети соединяют все пальцы с большим по очереди, начиная с указательного, на каждый ударный слог. Слова, сопровождающие движения произносятся четко, неторопливо. При сопряженном произношении дети усваивают просодические компоненты речи: темы, ритм, мелодику, интонацию, выразительность, логическое ударение, учатся сливать слоги, слова друг с другом так, чтобы фраза произносилась как единое целое, плавно, с выразительным интонированием. Дети очень любят пальчиковые игры. При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки. В пальчиковых играх-драматизациях слово связано с действием персонажей. Из произведений детской литературы подбираются тексты, имеющие воспитательные ценности, отличающиеся динамизмом, глагольной лексикой, четкой последовательностью событий, действий, художественной выразительностью языка, простотой построения фразы. Дети участвуют в хоровой драматизации, затем, переходят к индивидуальному проговариванию роли с помощью взрослого и самостоятельно.Как результат не только развитие мелкой моторики, но и накапливание предметного, глагольного словаря по теме.

2.4 Организация предметно-развивающей среды и взаимодействие с родителями

Для целенаправленной работы необходимо подготовить соответствующую предметно - развивающую среду, с учетом возрастных особенностей детей. Необходимо, чтобы предметно-развивающая среда включала в себя все пособия, игры и упражнения на развитие мелкой моторики:

  • мелкая и крупная мозаика;
  • леска, проволока, шнуры для нанизывания бусинок и пуговиц;
  • пособия по застегиванию пуговиц разной величины;
  • коробочки для собирания и перекладывания мелких предметов;
  • цветные клубочки ниток для перематывания и выкладывания узоров на бумаге «Рисуем ниточкой»;
  • пособия со шнуровкой;
  • наборы резиновых игрушек для укрепления мышцы руки;
  • дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из ракушек, семян и другого природного материала;
  • счетные палочки и спички для выкладывания узоров с образцами рисунков;
  • головоломки «Собери картинку»;
  • пальчиковый театр;
  • конструкторы.

Работа по данному направлению подразумевает тесное сотрудничество с родителями. Очень важно чтобы все закреплялось и повторялось дома, в семье. Для этого необходимо просветить родителей. В работе с родителями необходимо использовать разнообразные формы работы, это:

·индивидуальные беседы;

Заключение

Процесс развития речи довольно длительный. Вводить ребёнка в мир звуков и слов надо постепенно, последовательно и целенаправленно. Как нельзя лучше для этого подходят пальчиковые игры. В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него - основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. Пальчиковые игры совершенствуют внимание детей, зрительную реакцию на собеседника, подражательность как основу самостоятельности. Игра является формой активного творческого отражения ребёнком окружающей действительности, её предметов и явлений.

Систематическая работа по развитию мелкой моторики и речи у детей с использованием пальчиковых игр, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты: дети становятся более активными в общении, ясно и последовательно выражают свои мысли; используют в речи образность, точность языка; умеют выражать свое отношение к окружающему. Большинство детей умеют рассуждать, делать умозаключения, выводы, сравнения.

Разнообразное использование пальчиковых игр одно из важных средств, в развитии мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста.

Все представленные методы, предложенный игровой материал могут быть использованы не только во время проведения занятий, но и в свободной игровой деятельности вне занятий.

Список литературы

1.Авдулова, Т.П. Игра: её развитие на современном этапе / Т.П. Авдулова // Дошкольное воспитание. - 2008. - 112 с.

2.Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок [Текст] / Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. - 2008. - №7. - С. 33-37.

.Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение / А.Г. Арушанова. - Минск, 1999. - 221 с.

.Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е.А. Панько [и др.]; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск: Нац. ин-т образования, 2012. - 181 с.

.Игры для малышей от 2 до 6 лет [Текст] / Сост. Р. Граббет. - М.: Росмэн, 1999. - 160 с.

.Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: ООО «Гном-пресс», 2000. - 18 с.

7.Образовательные стандарты Дошкольное образование. - Минск, - 2013. - 28 с.

8.Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А. Панько [и др.]. - Минск: НИО; Аверсэв, 2007. - 311 с.

9.Старжинская, Н.С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. Образования / Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина. - Минск: Адукацыя і выхаванне, 2012. - 119 с.

10.Старжинская, Н.С. Играем со словами и звуками: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н.С. Старжинская. - Минск: Нац. ин-т образования, 2009. - (Серия «Мир детства»).