Сказочный герой волк. Животные в русских народных сказках – образы и прототипы

Образ Волка в
русских народных
сказках
Векшин Ярослав 3а класс

Цель исследования
Целью моего исследования было понять, почему
Волка в сказках всегда изображают по разному. То
как глупого и недалекого животного, то как
верного друга и помощника, то как жуткого и
злобного врага.
Давайте же попробуем разобраться в этом во всем.

Окутанные своеобразной аурой таинственности волки не напрасно
становились героями легенд и фильмов ужасов, песен и романов.
Им приписывают мистические способности и неимоверную силу.
Чего, собственно говоря, у них нет. Да, волки могут учуять жертву
или друг друга на расстоянии 1,5 км, и еще они при необходимости
пробегут без устали многие часы.
Кроме того, что волки все же являются одними из самых опасных
хищников (это – да!), они еще вносят огромный вклад в очищение
территории своего проживания от больных, слабых и даже мертвых
животных. “Санитары леса” не зря им дали такое прозвище.

Во всём мире люди рассказывают сказки, развлекая друг друга.
Порой сказки помогают разобраться в том, что в жизни дурно, а
что хорошо. Появились сказки задолго до изобретения книг, и
даже письменности.
В сказках о животных неправдоподобно спорят, разговаривают,
ссорятся, любят, дружат, враждуют звери: хитрая «лиса – при
беседе краса», глупый и жадный «волк-волчище – из-под куста
хватыш», «мышка-погрызуха», «трусоватый заюнок – кривоног, по
горке скок». Всё это неправдоподобно, фантастично.
Появление различных персонажей в русских сказках о животных
изначально обусловлено тем кругом представителей животного
мира, который характерен для нашей территории. Поэтому
закономерным является то обстоятельство, что в сказках о
животных мы встречаемся с обитателями лесов, полей, степных
просторов (медведь, волк, лиса, дикий кабан, заяц, ёж и т. д.). В
сказках о животных животные сами являются главными героями-
персонажами, а отношения между ними определяют характер
сказочного конфликта.

В сказках о животных одним из
главных персонажей является
волк. Это прямая
противоположность образу
лисы. В сказках волк глуп, его
легко обмануть. Нет, кажется,
такой беды, в какую бы ни
попал этот незадачливый,
вечно избиваемый зверь. Так,
лиса советует волку ловить
рыбу, опуская хвост в прорубь.
Козёл предлагает волку
разинуть пасть и стать под
гору, чтобы он мог впрыгнуть в
пасть. Козёл опрокидывает
волка и убегает (сказка «Волк-
дурень»). Образ волка в сказках
вечно голодный и одинокий. Он
всегда попадает в смешное,
нелепое положение.

Однако, в древних
культурах образ волка
ассоциировался со смертью,
поэтому в сказках этот
животный персонаж
зачастую кого-то съедает
(«Волк и семеро козлят»)
или нарушает спокойную
жизнь животных («Зимовье
зверей»). Но в итоге добрые
сказочные персонажи
русских сказок всегда
обманывают или побеждают
волка. Например, волк в
сказке «Лисичка-сестричка
и волк» остается без хвоста.

«… встречается молодому
воину серый волк…» Это
тоже символ. Символ самого
Перуна. Могучий Бог грозы,
Бог справедливости, света и
воинской доблести,
появляясь на земле,
предпочитает облик волка.
Волк-Перун мудр, отважен и
очень быстр. Это на нём в
других сказках Иван-царевич
покрывает огромные
расстояния. Причём, Перун
становится витязю не просто
другом, но и побратимом. О
чём это говорит? О том, что,
имея в братьях самого
Перуна, русский богатырь
способен сокрушить кого
угодно.

Итак, теперь давайте подумаем,
почему же волк во всех сказках
такой разный? Для этого нужно
вспомнить, что сказки изначально
никто не записывал, они
передавались исключительно из
уст в уста. И только в узком кругу.
Невозможно представить, чтобы
сын какого-то купца слушал
сказку от обычного крестьянина.
А кто мог бояться волков?
Правильно, крестьяне. Волки
могли нападать на скот, на людей,
и крестьяне могли нести от этого
жуткие убытки. Для этих людей
волк страшный, вот и в их сказках
он был страшный, но все таки
победимый. Да и крестьянским
детям такие сказки рассказывали,
чтобы неповадно в лес было
ходить «придет серенький волчок
и укусит за бочок».

Серый волк еще 200 лет назад засеял практически всю территорию Евразии, Аравийский полуостров и Индокитай.

Помимо этого животные обитали в Северной Америке. Но сегодня этих хищников уже нет в США, а в Европе они встречаются лишь в России и в северной Испании. В Азии серый волк также встречается, но далеко не везде: в Турции, Монголии, Средней Азии и в Китае. А вот в Канаде, Сибири и Аляске этих зверей довольно много.

Вид «серый » состоит из 30 подвидов. Хищники, живущие в северных районах, значительно крупнее южных собратьев. Канадские особи дорастают до 140-160 сантиметров, а в высоте они достигают 85 сантиметров. Длина хвоста достигает 30-50 сантиметров. Весят они не менее 38 килограмм, средний вес составляет 55 килограмм. Европейские собратья весят не более 40 килограмм, а серые волки, живущие в Турции, весят 25 килограмм, представители, обитающие в Пакистане и Иране, весят и того меньше – 13 килограмм. Самцы крупнее самок примерно на 15%.

Внешний вид серого волка

Серый волк имеет пушистый и плотный мех. От сильных морозов хищников согревает короткий подшерсток, который напоминает по своей структуре пух.

Шерсть грубая и длинная, она тоже служит защитой от холода, к тому же она не промокает. Самая длинная шерсть растет на шее и в передней части спины. Длина волос на этих частях тела достигает 110-130 миллиметров. Уши обрамлены коротким и упругим мехом. Такой же меховой покров находится на лапах. Длина волос на задней части спины и боках не превышает 70 миллиметров. Мех настолько теплый, что эти хищники практически не ощущают мороз в 40 градусов.


Когда серый волк зарывает в землю морду, из-за его теплого дыхания на волосках не образуется иней. У южных жителей мех гораздо реже и грубее, чем у северян.

Окрас имеет большое количество оттенков. У серых волков, живущих на Аляске, светлый окрас, иногда он темно-бежевый. У таежных волков шкура серо-бурого цвета.

У хищников, живущих в монгольских степях и Средней Азии, светло-рыжий окрас. В некоторых местностях живут полностью черные или темно-коричневые хищники. Но самым распространенным окрасом является темно-серый. Волки с таким мехом встречаются на юге и на севере. Между окраской самок и самцов не имеется никакого различия.

Поведение и питание серого волка

Серые волки умеют рыть норы, но они не любят это занятие, поэтому чаще устраивают логово в зарослях или расщелинах между скалами. Живут эти хищники в степях и лесостепных районах. В лес они заходят крайне редко.

Рацион питания в основном состоит из копытных: , косулей, сайгаков. В южных районах серые волки охотятся на антилоп. Домашние животные также могут стать жертвой этих хищников.


Серый волк — опасный хищник и великолепный охотник.

На людей серые волки нападают довольно часто. Эти звери занимаются каннибализмом. Также они едят падаль. С удовольствием охотятся на песцов, лис и грызунов. Не отказываются хищники от диких фруктов и ягод. На протяжении 2-х недель серый волк может находиться без пищи.

Прослушать голос серого волка

Эти звери обладают отменными физическими данными. Во время бега они могут разгоняться до 65 километров в час. Но в таком темпе они могут бежать не более 20 минут. В поисках пищи эти охотники преодолевают до 60 километров.

На крупных животных серые волки охотятся стаями, при этом одни ждут в засаде, а другие гонят в нее добычу. Если погоня продолжается долгое время, то хищники сменяют друг друга. Это свидетельствует о том, что серые волки обладают высоким интеллектом.

Живут представители семейства стаями, численность которых доходит до 40 особей. Управляет этим обществом доминирующая пара. После пары на иерархической ступеньке находятся ее близкие родственники, в основном это молодые особи, не достигшие половой зрелости. Следующую ступень занимают волки, примкнувшие к стае. На самой низшей ступени находятся малыши.


В основном продолжением рода занимается доминирующая самка. Молодняк по достижению половой зрелости покидает стаю и образует собственную семью. Между братьями и сестрами никогда не образуется брачных союзов. Партнеров серые волки отыскивают на стороне.

Размножение и продолжительность жизни

Эти звери однолюбы, они образуют пары на всю жизнь. Самок меньше чем самцов, поэтому самкам проще найти партнера. Течка у самок наступает в конце зимы, а беременности длится 2,5 месяца. Самка рожает 5-6 малышей, но в помете их может быть и значительно больше 14-16. Новорожденные щенки глухие и слепые, весят они не более 400-500 грамм. Через 2 недели после рождения у них открываются глаза, а через месяц прорезаются зубы.

В 1,5 месяца волчата уверенно стоят на ногах. Мать не отлучается от своих щенят на протяжении 2-х месяцев. В это время добычей пропитания занимается самец. Он приносит жертву, самка ее ест, а малышам отрыгивает пищу. Твердую пищу щенята начинают есть в месячном возрасте. Щенята быстро растут и на 5-м месяце жизни по размерам догоняют своих родителей. У самок половое созревание наступает в 2 года, а у самцов на 1 год позже. Продолжительность жизни этих хищников составляет около 15 лет.


Проблема того, как отражает себя народ (в нашем случае – народ русский), вероятней всего, далека от своего разрешения. Целью данной статьи является рассмотрение того, как образы волка и лисы в русских народных сказках отра-жают мифологическое мышление русского человека. При этом мы решили об-ратиться к сказкам о животных – наиболее древнему сказочному фонду. В ка-честве материала послужил известный трёхтомник А.Н.Афанасьева, при всех его сокращениях и искажениях являющийся наиболее авторитетным изданием русских народных сказок (1957 г., т. I; в круглых скобках далее обозначаем страницы указанного издания). Основное внимание было обращено прежде все-го на те сказки, где волк и лиса выступают в качестве основных персонажей. Известнейшая «Сказка об Иване-Царевиче, жар-птице и о сером волке» нами не рассматривалась, хотя она более чем очевидно показывает верность и благо-родство этого зверя (серый волк в этой сказке, фактически выполнив всю рабо-ту за Ивана-царевича и вернув ему жизнь, уходит в тень и в финале даже не упоминается – см.: I, 423).

Почему решено было обратиться к сказкам о животных – и прежде всего к сказкам о волке и лисе? – Эти сказки создавались в очень древние времена и по своему происхождению связаны с тотемизмом – мировоззрением первобытных охотников, почитавших священными некоторых животных и веривших в их сверхъестественную связь со своим родом (В.Пропп 1957: XIY). Нет сомнений, что образы волка и лисы также входят в тотемические представления славян.

Так каким же предстаёт волк в русских народных сказках?

Волк в отношениях с лисой почти всегда:

– простодушен (Волк спал, спал, да есть захотел и на избицу побрёл. «Ах-ти беда! – волк завопил. – Ахти беда! Кто масло съел, толокно сзобал?» А ли-са: «Волченёк-голубок! На меня не подумай». – «Полно ты, кума! Кто подума-ет на тебя!» – 18);

– наивен и доверчив (Волк пошёл на реку, опустил хвост в прорубь; дело-то было зимою. Уж он сидел, сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморо-зило; попробовал было приподняться: не тут-то было. «Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь!» – думает он. – 3; Волчик беспечно уснул, а лиса побежала в ближнюю пасеку, украла сот, съела, а вощинами всего волка обле-пила. Проснувшись и быв изобличён, волк повинился, что он и сам не помнит, как это случилось, но после такого ясного доказательства винится и очень охотно подчиняется приговору лисички-сестрички, чтобы при первой добыче не иметь ему в ней доли, а всю уступить лисе. – 7);

– жалостлив и больше верит словам, а не очевидности неблаговидных по-ступков («Так-то учишь ты? Меня всего исколотили!» – «Эх, куманёк, – говорит лисичка-сестричка, – у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь». – «И то правда, – говорит волк, – где тебе, кумушка, уж идти; садись на меня, я тебя довезу» – 4; Волк долго отнекивался, наконец согласился. – 9);

– страдает от собственной доверчивости (А обманутого волка с примёрз-лым хвостом увидали на пруде мужики и убили его. – 4; Бабы пришли, да и уби-ли волка, а лисичка убежала. – 18);

Заканчивает жизнь плачевно:

– в качестве бирюка-одиночки (Только что сунулся бирюк сдуру – а капкан щёлкнул и ухватил его за морду. – 43; Коза с лисою прикрыли его доскою, и би-рюк сгорел – 77; см. также: Старая хлеб-соль забывается – 43);

– в качестве глупца (Так и скончал свою жизнь серый волк! – 80; сказка «Волк-дурень»; Кургузый как выскочит из-под низу да бежать! Все семеро волков попадали наземь да за ним вдогонку; нагнали и ну его рвать, только кло-чья летят. – 80);

– в качестве сотоварища медведя и лисы (Сказки «Звери в яме» – 44; «Кот и лиса» – 62; «Зимовье зверей» – 92-93);

иногда умнеет и отказывается иметь дело с лисой (Волк провёл по брюху лапою и нашёл, что оно в масле. «Что, куманёк, не стыдно ли свой грех на чу-жих сваливать? Отпирайся теперь, вор, а укоры-то верные». Волк осердился, с досады и горя пустился бежать и домой не воротился. <…> Волк эту быль мне сам рассказывал и заверял, что вперёд никогда не станет жить вместе с лисою. – 21; «Нет, лебёдушка, пошла вон из моей избы, чтоб я тебя не видал!» Лиса ушла, а волк стал по-прежнему поживать да медок запасать. – 22).

Справедливости ради надо отметить, что в сказках довольно часто гово-рится о хозяйственности волка: «Жили-были кум с кумой – волк с лисой. Была у них кадочка медку» (16); «Жили-были волк да лисичка. У лисички-то изба была ледяная, а у волка-то лубяная» (17); «Волк и лиса жили в одном месте. У волка был дом коряной, а у лисы ледяной» (18); «У волка была изба деревянная, а у ли-сы ледяная» (21); Лиса ушла, а волк стал по-прежнему поживать да медок за-пасать (22).

Зададимся вопросом: представители какого рода (этноса) у русских людей считаются простодушными, доверчивыми, жалостливыми («жалеет – значит любит»), любящими слово и страдающими от своей доверчивости? – Они сами. Представители какого этноса ценят коллективизм (соборность) и разум? – Рус-ского. Приведём лишь одну цитату: «Русский народ, считал архиепископ Рус-ской зарубежной церкви Аверкий, виновен в том, что он проявил себя слишком наивным и доверчивым к обольстившим его врагам своим, поддался их лукавой пропаганде и не оказал достаточно сильного сопротивления» (Аверкий, архи-епископ. Современность в свете Слова Божия. Т. IY. Джорданвилль, 1975. С. 97-98; цит. по: О.А.Платонов 2004: 217). Нет сомнений, что в сказках о живот-ных волк выступает как тотемное животное именно русского народа, фактиче-ски воплощая все его наиболее характерные особенности (медведь на такую роль не может претендовать просто по определению, хотя и усиленно навязы-вается на такую роль – но это тема специального исследования).

Наше представление о том, что именно волк является тотемным живот-ным русского народа, подтверждается, кроме текста сказок, и самыми последними работами других исследователей, прежде всего А.А.Меняйлова и Л.Н.Рыжкова.

Реальный волк обладает совсем не теми качествами, которые ему обычно приписываются. Ср. в лингвокультурологическом словаре «Русское культурное пространство»: «В русских сказках о животных и в авторских баснях волк предстаёт вечно голодным, глупым и жадным», «Волк – жестокий и беспощад-ный хищник, признающий только силу» (Русское культурное пространство 2004: 64). В общем, волк обычно подаётся как ходячий желудок на четырёх ножках, по ироническому выражению А.А.Меняйлова. Если же обобщить эт-нографические наблюдения А.А.Меняйлова, то волк:

– никогда на человека не нападает (А.А.Меняйлов 2005: 63);
– необычайно умён и способен на многоходовые комбинации (А.А.Меняйлов 2005: 26);
– чрезвычайно коллективное животное в рамках волчьей стаи, включаю-щей сотни и тысячи семей на громадных территориях (А.А.Меняйлов 2005: 97);
– в качестве основной пищи использует мышей и других грызунов (вовсе не случайно в некоторых районах Украины волка называют «мышиным бо-гом»), на крупную дичь волки выходят только зимой и только от голода, а здо-ровых особей на своей территории не только не трогают, но даже охраняют (см.: А.А.Меняйлов 2005: 158, 193);
– отличается благородством и верностью в семейной жизни («Если милый друг погибает, то оставшийся в живых в новые сексуальные контакты не всту-пает. Вдовец присоединяется к полной семье и принимает участие в воспитании и выкармливании их волчат в качестве «дядюшки» [А.А.Меняйлов 2005: 25]);
– считает своим злейшим врагом лису и даже в охотничьем окладе, увидев лису, сначала её ловит и душит, а уж затем продолжает свой путь (А.А.Меняйлов 2005: 100),
– защищает человека доброго и возвышенного и режет собак и прочую живность у попов, девиц лёгкого поведения и людей непорядочных (А.А.Меняйлов 2005: 73-78).

Представление о волке как о тотемном животном этноса было живо до ис-торически недавнего времени у многих народов. «В Грузии и во времена дет-ства Сталина тоже, если охотник убивал волка, то ему предписывалось облечь-ся в траур – как по упокоившемуся значимому родственнику. Во многих наро-дах волка полагалось неприбранным не оставлять, а непременно похоронить. А якуты и вовсе найденного мёртвым волка хоронили, как великого шамана: обо-рачивали в солому и подвешивали к ветвям дерева» (А.А.Меняйлов 2005: 13).

Основываясь на совпадении археологических, мифологических и языко-вых данных, Л.Н.Рыжков пишет: сам Рим был основан славянами «в своих ан-тичных ипостасях от троянцев до сербов Германии, Швейцарии, Житалии, Вострии и Югославии» (Л.Н.Рыжков 2002: 104). Важно помнить, что памятник в Риме поставлен именно волчице, – это ещё одно из проявлений справедливо-сти представлений о волке как тотемном животном русского, а также других славянских (и, вероятно, многих) народов.

В связи со сказанным становится понятной несправедливость общеприня-той ныне трактовки латинской формулы «человек человеку волк» (homo homini lupus est) как формулы «человек человеку зверь». В изначальном смысле homo homini lupus est означало человек человеку Человек, т.е. Учитель с большой бук-вы. В лингвистическом плане – по отношению к понятию волк – несомненен происходящий со временем процесс десакрализации.

В лингвокультурологическом плане интересно сопоставить две пословицы: английскую Dog eats dog (Собака ест собаку) и латинскую Lupus non mordet lupum (Волк волка не кусает). Поведение типа «акме» постулируется второй из этих пословиц, где утверждаются принципы коллективности, соборности пове-дения. Общеизвестно, что когда в схватке волков становится очевидной победа одного из них, то побеждённый подставляет противнику шею для того, чтобы тот нанёс последний удар, но победитель, рыча, уходит в сторону. С таким по-ведением волков перекликается столь же известная русская поговорка «лежа-чих не бьют». Иными словами, латинские пословицы Lupus non mordet lupum и homo homini lupus est изначально содержали кодекс нравственного человека: человек человеку друг и Учитель.

В английской же пословице Dog eats dog постулируются принципы демо-кратического поведения, сформулированные ещё Платоном: «Все находятся в войне со всеми как в общественной, так и в частной жизни, и каждый [находит-ся в войне] с самим собой». А.Ф.Лосев справедливо назвал этот принцип про-поведью «звериной борьбы всех против всех» (см.: Платон 1990: 40)

В плане нравственных ценностей поведение волка – на уровне генетиче-ской памяти – поведение волка значительно предпочтительней поведения соба-ки (исключение составляют собаки канака, см. об этом: А.А.Меняйлов 2005: 14-19, 265-266). Поэтому изречение «Собака – друг человека» в конечном счёте – на уровне генетической памяти – вряд ли оказывается истинным.

Напомним, что именно волк упоминается как образец воинского поведе-ния в словах Буй Тура Всеволода («Песнь о полку Игореве»): «И рече ему Буй Тур Всеволод: один брат, один свет светлый ты Игорю, оба есве Святъславли-чя; седлаи, брате, свои бръзыи комони, а мои ти готови, оседлани у Курьска на переди; а мои ти Куряни сведоми к мети, под трубами повити, под шеломы възлелеяны, конець копия въскръмлени, сабли изъострени, сами скачють акы серыи влъци в поле, ищучи себе чти, а Князю славе» (Хрестоматия 1974: 65). Уподобление волку достаточно часто используется в указанном памятнике и при описании неуязвимости в перемещениях: «Гзак бежит серым влъком…», «…Игорь Князь <…> въвръжеся на бръз комонь, и скочи с него босым вълком, и потече к лугу Донца…», «…тогда Влур вълком потече, труся собою студеную росу» (Хрестоматия 1974: 66, 70).

Ограниченность рамок изложения не позволяет дать образу лисы в значи-тельной мере детальную характеристику. Известны слова В.Я.Проппа: «Слабая лисичка обманывает сильного, но глупого волка и выходит победительницей из всех бед» (В.Пропп 1957: XIY). Это суждение представляется неверным. Осно-ваний несколько.

Во-первых, лисичка далеко не всегда выходит победительницей из всех бед, особенно когда сталкивается с другими, кроме волка, сказочными персо-нажами: например, с петухом (Петух в третий раз: «Кукуреку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон! Лисица выбежала; он её зарубил ко-сой-то и стал с зайчиком жить да поживать да добра наживать» – 24, см. также 25, 27), собаками (…а собаки схватили за хвост и самоё лисицу вытащили и разорвали. – 34, а также 36, 37, 51 и др.), мужиком (Мужик стал отво-рачивать да задел лису по голове и убил её до смерти, приговаривая: «Старая хлеб-соль забывается!» – 42), дроздом («Ну, рассмеши ж меня теперь». <…> Дрозд и начал кричать: «Бабка, бабка, принеси мне сала кусок! Бабка, бабка, принеси мне сала кусок!» Выскочили собаки и разорвали лисицу. – 46, см. также 97), раком (Зачали перегоняться. <…> Лиса обернулась посмотреть, вернула хвостом, рак отцепился и говорит: «А я давно уж жду тебя тут» – 52), котом и бараном (Потом вышла сама лиса. Они и её стук в лобок да в коробок. – 57), котом (К коту стали выходить лисонькины дети, один за другим; он их всех поколотил; после вышла сама лиса, он и её убил и избавил кочетка от смерти. – 58), быком и бараном (Лиса привела их к избушке. <…> Медведь отворил дверь, а лисица вскочила в избушку. Бык увидал её и тотчас прижал к стене рогами, а баран зачал осаживать по бокам; из лисы и дух вон. – 93).

Во-вторых, лиса часто оказывается жертвой собственной материалистич-ности: так, наказывая собственный хвост, зачастую теряет жизнь, и примеров такого рода в сказках приводится много («А, ты такой! Так вот же, нате, со-баки, ешьте мой хвост!» – и высунула хвост, а собаки схватили за хвост и са-моё лисицу вытащили и разорвали. – 34; см. также: 36, 37, 38).

В-третьих, в психологической науке само по себе служение другим (аль-труизм), которое в сказках часто демонстрирует волк (лисе, Ивану-царевичу), оценивается как проявление психического здоровья, а вовсе не глупости, ср.: «Ещё у русского психолога А.Ф.Лазурского находим мы основанный на тща-тельных наблюдениях вывод, что здоровье личности в наибольшей степени обеспечивает идеал бескорыстного служения другому. "Альтруизм, – писал он, – в том или ином виде представляется формой, и средством, и показателем наилучшей гармонии между личностью и средой. Здесь извращённых нет"» (Б.С.Братусь 1999: 45).

Конечно, может быть, с точки зрения людей, для которых доверчивость, открытость и альтруизм являются проявлением глупости, приведённое сужде-ние В.Я.Проппа и справедливо, но вряд ли приложимо к этномифологическому сознанию славян (и прежде всего – русского народа) и не соответствует мне-нию многих психологов.

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Какой же смысл для русского человека приобретают неудачи и успехи волка в его столкновени-ях и общении с лисой? Полагаем, что сказки содержат совет-предостережение носителю этномифологического мышления русского народа – быть умным и внимательным при общении с представителями других этносов, особенно с те-ми, кто характеризуется лисьими признаками.

Возможно и более узкое толкование смысла русских народных сказок, ес-ли учесть гендерные аспекты их послания (волк – существительное мужского рода, т.е. мужчина, а лиса – женского, т.е. женщина). Сказки предостерегают русских мужчин от заключения союзов с женщинами-лисами. Русские народ-ные сказки содержат предостережение о духовной и материально выраженной бесплодности, разрушительности таких союзов.

Литература

Братусь Б.С. Нравственная психология возможна // Психология и этика: опыт построения дискуссии. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999. С. 29-48. Меняйлов А.А. Смотрите, смотрите внимательно, о волки! / Меняйлов А.А. – М.: Крафт+, 2005. – 480 с.
Народные русские сказки А.Н.Афанасьева: В 3-х т. – Т. I. – М.: ГИХЛ, 1957. – 516 с.
Платон. Собрание сочинений: В 4-х т. Т. I /Общ. ред. А.Ф.Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А.Ф.Лосев; Примеч. А.А.Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1990. – 860, с.
Пропп В.Я. Предисловие // Народные русские сказки А.Н.Афанасьева: В 3-х т. Т. I. М.: ГИХЛ, 1957. С. III-XYI.
Русское культурное пространство: Лингвокультурологический словарь: Вып. первый / И.С.Брилева, Н.П.Вольская, Д.Б.Гудков, И.В.Захаренко, В.В.Красных. – М.: Гнозис, 2004. – 318 с.
Рыжков Л.Н. О древностях русского языка. – М.: ИЦ «Древнее и совре-менное», 2002. – 368 с.: ил.
Хрестоматия по истории русского литературного языка / Составитель А.Н.Кожин. – М.: Высшая школа, 1974. – 415 с.

Волк в русских народных сказках в большинстве случаев является негативным персонажем. Он сильный и опасный противник, но в то же время это наивный и не отличающийся особым умом герой. Часто попадает в передряги из-за своей глупости, злонамеренности, излишнему доверию Лисе и другим более смышленым персонажам. В редких повествованиях волк все же становится верным другом и защитником.

Волк в русских народных сказках

Положительная и отрицательная роль волка в сказках: ее истоки

Неоднозначное изображение персонажа связано с таким же нечетким отношением к животному в народе. В сказках он нередко становится собирательным образом, наделенным силой и глупостью одновременно. С помощью поучительных историй демонстрируется, что физическая мощь противника – это еще не главное качество для победы в схватке. Удачно дополняет этого персонажа пословица «Сила есть – ума не надо!». Но в тоже время, когда в сказке хитрая Лиса издевается над волком, мы сопереживаем ему. Его простодушие нам ближе, чем коварность рыжей плутовки.

Образ простодушного волка опровергается в некоторых сказках. Например, в рассказе об Иване-царевиче волчий герой наоборот демонстрирует мудрость, неожиданно становится на сторону добра, выполняет роль советчика и помощника. Но это скорее исключение, чем правило.

В изображении сказочного волка народ далеко отошел от реальных качеств животного. Если данное лисе качество хитрости, а зайцу – трусости кажутся вполне логичными, то совсем непонятно почему столь опасному хищнику приписали глупость. В природе волк - отличный охотник. Он даже приносит определенную пользу, как санитар леса. Приписанное ему качество прямодушия можно разве что связать с тем, что он способен глаза в глаза столкнуться с опасностью. Также о бесхитростности говорит его манера охотиться: волк не гоняется долго за жертвой, нападает чаще стаей и только на самых слабых особей из стада.

Характер волка в народных сказках

В первую очередь волк – это персонаж-злодей. Вот только в некоторых сказках он несет угрозу для других героев, а в остальных является безобидным и даже полезным.

  • «Как волка уму разуму учили» - волчий персонаж в этом рассказе глупый и ленивый. Он проявляет прямодушие, которое можно было бы расценивать как положительную черту, если бы она не была связана с глупостью.
  • «Волк и Коза» - здесь он злонамеренный обманщик, безжалостный и жадный, но все же не лишенный наивности.
  • «Лисичка-сестричка и Волк» - волчий герой отображается как глупый и наивный персонаж, который, несмотря на свою злобную личину, страдает от проделок Кумушки-Лисы.
  • «Иван-царевич и серый волк» - изображается как совестливый злодей, решивший возместить свое злодеяние добрым делом и помочь человеку советом и делом. Здесь он раскрывается как добрый и бескорыстный персонаж.
  • «Волк, кот и собака» - здесь персонаж демонстрирует неухищренные уловки, это один из немногих рассказов, где проявляется его способность к обману. Не такому искусному, как у Лисы, но все же способному причинить вред.

Как можно заметить, серый волк является самым поучительным, как в положительной, так и в отрицательной ипостаси.

А примеры… волков - любимцев детей и взрослых будут? “(с)

Васнецов Виктор Михайлович – прекрасный русский художник. В мастерстве написания исторической и фольклороной живописи ему нет равных. Всему миру известны такие его творения, как «Богатыри», «Витязь на распутье», «Аленушка». Картина «Иван-Царевич на Сером Волке» получилась у художника, как ожившая сказка на холсте. Она была написана по сюжету народной сказки, когда смотришь на нее, сразу вспоминается детство и прекрасные истории о сказочных персонажах. Главные герои смотрятся так, будто сейчас сойдут с картины и помчатся вдаль.

Иван Царевич и Серый Волк
в темнице там царевна тужит
а серый волк ей верно служит
..”

Волк далеко не всегда персонаж отрицательный.
В фольклоре разных народов волк зачастую выступает как часть силы благородной и благодарной. Иногда даже священной. Нередки случаи когда народ считал волка своим предком.
Волк почитался и древними немцами. Имена Адольф или Вольфганг имеют корневое происхождение от слова “Вольф”.

В природе, волк, в первую очередь, санитар леса, обеспечивает развитие…
Кроме того, из личного опыта - волки отменные родители, некоторые уроды пользуясь этим связывают волчат - родители всё равно выкормят, а шкура взрослого волка куда дороже, чем волчонка.
Волк не нападает вблизи своего логова (если не защищает потомство).
«… встречается молодому воину серый волк. Это тоже символ. Символ самого Перуна. Могучий Бог грозы, Бог справедливости, света и воинской доблести, появляясь на земле, предпочитает облик волка. Волк-Перун мудр, отважен и очень быстр. Это на нём в других сказках Иван-царевич покрывает огромные расстояния. Причём, Перун становится витязю не просто другом, но и побратимом. О чём это говорит? О том, что, имея в братьях самого Перуна, русский богатырь способен сокрушить кого угодно. Что на земле нет ему среди людей равных. И здесь, в сказке о борьбе с Кощеем Бессмертным, требуется его волшебная скорость.» (с)
Из сказки о смерти кощеевой.
«Негативный герой - “Серый волк”. Волк - сильное, благородное и независимое животное. Для кого волк является однозначным кошмаром, несет явный негатив? Точно не для феодала, который с этим волком скорее ощущает родство душ, может зарубить в бою, повесить на камин трофеем, а волчат детям отдать на воспитание. Волк - кошмар для козлопаса, причем для козлопаса такого, для которого потеря пары голов из стада крайне критична т.к. стадо не его, а господское, а за одну господскую козу можно и без башки остаться. Для козлопаса такого, который не может сам устроить охоту на волка - потому как тогда он будет не просто козлопас, но еще и охотник и воин (считай, свободный человек с оружием, который будет строить отношения с феодалом совсем по иным принципам) - поэтому и лес господский и все в лесу господское, дичь господская… выходит, что и волк в лесу тоже вассал господский, да за господской дичью с господского разрешения охотиться. А жизнь козлопаса в том, чтобы следить как бы господский волк не загрыз ненароком господскую козу. Волку ж не объяснишь, что он вассал господский и господскую козу жрать морального права не имеет - точнее не объяснишь, но козлопас ДОЛЖЕН объяснить - как, его козлопасовы проблемы… Притом что сам козлопас в этой иерархии ниже волка, жизнь его наполнена перманентным трагическим волнением и совсем нерадужными перспективами.
Вот козлопасы-то и рассказывают своим детям, тоже будущим козлопасам, сказки про страшного серого волка, которого требуется перехитрить. Феодалы, разумеется, своим детям рассказывали совсем другие.


Меток нет
Запись: Образ волка в… народных сказках
опубликована 4 мая, 2016 в 21:11 и находится в |
Копирование разрешено ТОЛЬКО С АКТИВНОЙ ССЫЛКОЙ :