Ольга и ленский - что дальше? (о пользе медленного чтения). Cочинение «Любовь Ленского к Ольге Отношения ленского и ольги кратко

А.С.Пушкину принадлежит доминирующая роль в русской литературе. Любое произведение Пушкина серьёзно, сжато по сущности и форме; оно – плод глубокого размышления. На литературном поприще Пушкин отличался тем, что он всегда был в поисках необычного, точного, прекрасного. Литературные условности преградой ему не были.

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» — это роман о личностях и чувствах, о быте и нравах. Этим романом Пушкин положил начало произведениям, в которых дан объективный анализ современной действительности «с ворохом» сложностей и противоречий.

Литературоведы не раз отмечали пристрастие автора к расположению героев романа «Евгений Онегин» парами: Онегин — Ленский, Онегин — автор, Татьяна – Онегин.

Сегодня объект нашего внимания — пара Ленский – Ольга.

Владимир Ленский – молодой, богатый человек. Он недавно вернулся в родную деревню из Германии, где постигал азы наук. Автор убеждает нас в том, что у Ленского много положительных качеств: он чист душой, вольнолюбив, целомудрен, прост в общении, ласков. Увлекается поэзией. Ценит любовь и дружбу. По словам поэта,

«Он сердцем милый был невежда,
Его лелеяла надежда,
И мира новый блеск и шум
Ещё пленяли юный ум».

Пушкин называет Ленского невеждой. Кто такой невежда? Человек, не сведущий в каких-либо вопросах. Ленский, у которого «ум ещё в сужденьях зыбкой», много думал, «голову ломал». Но, по сути, думая о жизни, самой настоящей жизни он не знал. Он был милым, но невеждой.

Ленский не разглядел Татьяну, добрую барышню, цельную натуру, которой, заметим, отдана любовь автора романа. Ленский увлечен Ольгой.

Ольга Ларина – милая девушка. Она послушна, скромна, весела. Ольга не склонна к тяжелым раздумьям о смысле бытия. Она — порхающая по жизни, резвая, беспечная. Такая же, какой была её мать в девушках, даже ещё проще, потому что мать воспитывалась в Москве, а Ольга от рождения жила в деревне.

Ольга Ларина - обычный типаж незатейливой дворянской девушки начала XIX века.

Ольга живёт среди простых, грубоватых людей, которые мало знают и мало думают. Она влюбляется в человека (Ленского), характер которого такой же лёгкий, как и её собственный.

Молодые люди счастливы. Всё близится к успешной развязке. Правда, Пушкин замечает:

«Но Ленский, не имев, конечно,
Охоты узы брака несть…»

То есть любовь любовью, а перспективы туманны. Но пока высоким чувством поглощены оба:

«Они в саду, рука с рукой,
Гуляют утренней порой…
Он только смеет иногда,
Улыбкой Ольги ободренный,
Развитым локоном играть
Иль край одежды целовать».

Ленский украшает листки её альбома, дарит нежные стихи.

«И, полны истины живой,
Текут элегии рекой»…

Так бы и продолжалась эта вечная любовь, да вмешались обстоятельства. Евгений Онегин, одна из центральных фигур романа, следуя своей эгоистичной привычке всё разрушать, решил отмстить Татьяне Лариной, сестре Ольги, за неподобающе нервное поведение на празднике. Освежив в памяти «науки страсти нежной», Онегин публично флиртует с Ольгой. Ольга, девушка легкомысленная и наивно простодушная, поддалась легкому флирту, раскраснелась, развеселилась. Заметив ухаживания Онегина за Ольгой, Ленский записывает Евгения в свои враги.

«Не в силах Ленский снесть удара;
Проказы женские кляня…»

«Две пули – больше ничего –
Вдруг разрешат судьбу его».

Взбешенный Ленский, взяв за основу правила чести, решил вызвать Онегина на дуэль. Результат дуэли – смерть Ленского. На первый взгляд, Ленский сложил свою голову за «благо» Ольги. Он принял решение воплотить в жизнь не лишённую эгоистических, честолюбивых помыслов идею сделаться «её спасителем».

Не разобравшись в ситуации, внимая лишь внешним проявлениям, он решил стать борцом за «благо мира». Но все решения в жизни надо принимать взвешенно. Погубил Ленский себя сам. «Ревнивые заблуждения», нежелание обуздать и смирить свою гордыню привели к трагическому финалу. Ленский даже не счёл нужным поговорить с любимым человеком, Ольгой. Которая, по сути, должна была поддержать его и в горе, и в радости.

Опираясь на этот факт, можно сказать, что отношения Ленского и Ольги не были до конца настоящими, их любовь испытания не выдержала.

Впрочем, у Ленского есть и правильные понятия о чести. На последнем свидании Ленский ничего не сказал Ольге о предстоящей дуэли. Забыв о романтизме, которого он в достатке «нахватался», учась в Геттингенском университете (обители немецкого романтизма), он поступил по-мужски, сдержанно и благородно. На вопрос Ольги: «Что с вами?», — он ответил коротко: «Так».

А что Ольга? Как долго она страдала, потеряв дорогого человека, любимого друга? Недолго плакала молодая невеста. Вскоре она вышла замуж за улана. Не выдержав никаких сроков траура, она бросилась в новые отношения. А тот, кто выступил защитником её чести, был безнадежно, скоропалительно забыт.

Заключение

Среди современников Пушкина находились люди, не понимавшие роман «Евгений Онегин», но равнодушных не было. Все следили за сюжетной линией, пытались понять мотивы поведения героев, разобраться с принципами, на которых построен роман.

В романе мы можем наблюдать жизнь во всех её проявлениях. Ленский – образ, появление которого обусловлено самой жизнью. Судьба жестоко обошлась с Ленским. Нам жаль молодого романтика, жаль расставаться с ним. Может быть, в его жизни что-то бы поменялось, и Ленский бы многое переосмыслил. Как знать? А Ольга, его нежная спутница, плакала недолго, она очень быстро оказалась в объятиях другого человека.

Пушкин в «Евгении Онегине» едва ли не впервые в русской литературе применил широко и плодотворно несобственно прямую речь. Это особое средство воспроизведения чужой речи в авторское повествовании. Два голоса (автора и персонажа) на миг сочетаются в одном, но не сливаются окончательно. Автор говорит сам, но как бы имитирует речевую манеру персонажа, и читатель мгновенно отгадывает, кому принадлежит изложенное мнение. Обратимся к примеру. Вот Ленский приглашает Ольгу на танец. Между ними происходит короткий разговор. Автор излагает то, о чем говорят, что чувствуют и решают герои. Речь Ольги и Ленского здесь не выделена кавычками. Нет и авторских указаний: так думал Ленский или так сказала Ольга. Все изложено голосом автора-повествователя. Но в его повествовании не только изложена сущность этого беглого разговора, имевшего роковые последствия. Здесь угадывается настроение говорящих, ощущается их интонация. Посредством знаков препинания, повторов, восклицаний, а также построением фраз создается отчетливое представление о тональности, об эмоциональной окрашенности речи.

В самом деле: кто здесь закипает от мнимой обиды, из пустяков делает поистине глобальный и несправедливый вывод о будто бы известной «испорченности» всех женщин? Кто восклицает: «О, боже, боже!» – и проявляет совершенное невладение собой, своими чувствами, своим поведением? Да это же простодушный, наивный и самолюбивый Ленский! Это он так неуклюже изливает свое раздражение, а в итоге решает поставить на кон свою любовь и даже жизнь. Причем решает в свойственной ему поэтической манере, прибегнув к мрачной метафоре. Здесь три голоса отличаются по интонации – Ольги, Ленского и повествователя. А вместе с голосами возникает и представление о том, в каком состоянии находятся герои и как относится к ним повествователь.

Вот еще пример: Татьяна, с разрешения онегинской ключницы Анисьи, осматривает барский кабинет, вглядывается в обстановку, перелистывает прочитанные Онегиным книги. От автора дается пояснение того, что самой Татьяне не вполне ясно:

  • Хранили многие страницы
  • В чем молча соглашался он.
  • Отметку резкую ногтей;
  • На их полях она встречает
  • Глаза внимательной девицы
  • Черты его карандаша.
  • Везде Онегина душа
  • Татьяна видит с трепетаньем,
  • Себя невольно выражает
  • Какою мыслью, замечаньем
  • То кратким словом, то крестом
  • То вопросительным крючком.

Сообщенный здесь факт примечателен сам по себе. Пушкин и до того говорил о Татьяне как натуре весьма незаурядной. Но здесь перед нами как бы воочию раскрывается ее зоркость, ее умение сводить воедино разрозненные факты, ее способность от внешних проявлений прийти к точному выводу о сущности человека. Все это так. Но нас в данном случае интересует другое: как сочетаются различные голоса в авторском повествовании? Вот в следующей строфе повествуется о том, что уяснила для себя Татьяна, а затем возникла ее собственная интонация:

И начинает понемногу

Моя Татьяна понимать

Теперь яснее – Слава богу

Того, по ком она вздыхать

Осуждена судьбою властной:

Чудак печальный и опасный,

Создание ада иль небес

А ведь это не авторские недоумения, не вопросы повествователя. Пушкин знает, что его Онегин – никакая не пародия на западных романтиков, хотя и сыграл эту роль в какой-то момент своей жизни. Здесь Пушкин правдиво и убедительно воссоздал процесс ПОИСКА истины, в который вовлечена Татьяна. Это она, сомневаясь и вопрошая себя, опираясь на собственный жизненный и книжный опыт, ищет точного определения. И это она в начале следующей строфы сама себя спрашивает.

История любви Ольги Лариной и Владимира Ленского Владимир Ленский и Ольга Ларина знакомы с детства. Ленский знает семью Лариных с детства, так как они живут в соседних деревнях. Ольга и Ленский уже много лет считаются женихом и невестой. Никто не сомневается, что они поженятся: "...Чуть отрок, Ольгою плененный..." "И детям прочили венцы / Друзья-соседи, их отцы..." Владимир Ленский безумно влюблен в Ольгу. Он все больше и больше восхищается красотой Ольги, которая хорошеет с годами: "...Час от часу плененный боле / Красами Ольги молодой..." Влюбленные Ольга и Ленский проводят все время вместе: "...Он вечно с ней. В ее покое / Они сидят в потемках двое; / Они в саду, рука с рукой, / Гуляют утренней порой..." Влюбленный Ленский думает о своей любимой Ольге все время: "...Поедет ли домой: и дома / Он занят Ольгою своей..." Поэт Ленский посвящает Ольше свои стихи: "...Что ни заметит, ни услышит / Об Ольге, он про то и пишет..." В романе "Евгений Онегин" Пушкин предлагает вниманию читателей стихотворение Владимира Ленского, посвященное Ольге Лариной (смотрите: текст стихотворения Ленского к Ольге). Дуэль Ленского и Онегина Онегин знакомится с Ленским в момент, когда тот практически готовится к свадьбе с Ольгой Лариной. Однако этой свадьбе не суждено случится: "...Он весел был. Чрез две недели / Назначен был счастливый срок..." Незадолго до дня свадьбы Онегин и Ленский приезжают к Лариным на именины Татьяны. Онегину скучно на празднике. Он решает отомстить Ленскому за то, что тот привез его к Лариным. Чтобы отомстить другу, Онегин танцует с его невестой Ольгой и любезничает с екй на глазах у друга. После этого ослепленный ревностью Ленский вызывает Онегина на дуэль. На дуэли Владимир погибает от выстрела Онегина

Кандидат технических наук Д. ВЛАСОВ.

Мой дядя самых честных правил.
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил...

Кто не знает этих хрестоматийных строк, этого начала великого романа в стихах? "Евгений Онегин" неисчерпаем, каждая строфа, если не строка, при перечитывании открывает более глубокий, а иногда и совсем другой смысл. Что значит "самых честных правил"? Современники Пушкина считали эти слова парафразом строки из басни Крылова "Осел был самых честных правил...", но сейчас басня - не из самых известных, и мы слышим (или думаем, что слышим) только прямой смысл строки.

Многие понятия и выражения русского языка изменили смысл с пушкинских времен. Даже имена: имя "Татьяна" считалось простонародным, а вот "Акулина" - благородным (заменявшимся, впрочем, в обиходе более благозвучным именем - Алина)...

Сколько ни читал и ни перечитывал "Евгения Онегина", меня всегда оставляла в некотором недоумении судьба Ольги и посмертная судьба Ленского. Очень мало об этом сказано в романе и ничего - в опере. Между тем накануне дуэли поэт обращается к своей невесте, и последняя ария Ленского в великой опере Чайковского уже больше ста лет живет и волнует нас:

Забудет мир меня; но ты
Придешь ли, дева красоты,
Слезу пролить над ранней урной...

И что же? В опере даже имена Ольги и Ленского исчезают бесследно. В романе же:

Там у ручья, в тени густой
Поставлен памятник простой...

И в следующей, VII главе:

В тени двух сосен устарелых,
Пришельцу надпись говорит:
"Владимир Ленский здесь лежит,
Погибший рано смертью смелых,
В такой-то год, таких-то лет,
Покойся, юноша-поэт!"

А Ольга? Где та "слеза над ранней урной"? Конечно, мы не ждем от нее вечной верности, но все-таки, все-таки...

Бывало, в поздние досуги
Сюда ходили две подруги,
И на могиле при луне
Обнявшись, плакали оне,
Но ныне... памятник унылый
Забыт. К нему привычный след
Заглох. Венка на ветке нет...

Между тем еще раньше, в VI главе, не Ольга, а

... горожанка молодая
....
Глазами беглыми читает
Простую надпись, - и слеза
Туманит нежные глаза...
Душа в ней долго поневоле
Судьбою Ленского полна;
И мыслит: "Что-то с Ольгой стало?
В ней сердце долго ли страдало,
Иль скоро слез прошла пора?
И где теперь ее сестра?.."

Со временем отчет я вам
Подробно обо всем отдам.

В отношении Ольги отчет очень краткий. Вот наконец в VII главе целая строфа:

Мой бедный Ленский! Изнывая,
Не долго плакала она.
Увы! Невеста молодая
Своей печали неверна.
Другой увлек ее вниманье,
Другой успел ее страданье
Любовной лестью усыпить,
Улан умел ее пленить,
Улан любим ее душою...
И вот уж с ним пред алтарем
Она стыдливо под венцом
Стоит с поникшей головою,
С огнем в потупленных очах,
С улыбкой легкой на устах.

Итак, все сказано, впереди еще много переживаний главных героев и сопереживаний читателя.

"Я так люблю Татьяну милую мою", - заявляет автор.

И все-таки обидно за Ленского, обидно и за Ольгу, слезу она так и не уронила...

Но вот в чем сила не только чтения, но и перечитывания. Замечаешь наконец, что эта строфа ("мой бедный Ленский") имеет три номера: VIII - IX - X - такое изредка встречается и в других местах "Евгения Онегина". Значит, были еще строки и строфы. Пушкин их, может быть, потом исключил, но не стал менять сквозную нумерацию в каждой главе.

Есть исследования пушкинистов, касающиеся всех вариантов и черновиков Пушкина, но это все-таки специальная литература, ее надо искать... Может быть, просто взять "Полное собрание сочинений"?

И вот радость почти исследователя, пусть дилетанта, любителя, но все же открытие, возможно, сделанное в 101-й раз. Действительно, в черновой рукописи Пушкина есть еще две строфы, имеющие как раз два "лишних" номера (VIII и IX). Тот же легкий и совершенный пушкинский стих, но строки другие, широкому читателю почти не известные:

Но раз вечернею порою

Одна из дев сюда пришла.
Казалось - тягостной тоскою
Она встревожена была -
Как бы волнуемая страхом,
Она в слезах пред милым прахом
Стояла, голову склонив -
И руки с трепетом сложив.
Но тут поспешными шагами
Ее настиг младой улан,
Затянут, статен и румян,
Красуясь черными усами,
Нагнув широкие плеча
И гордо шпорами звуча.
Она на воина взглянула.
Горел досадой взор его,
И побледнев, она вздохнула,
Но не сказала ничего
И молча Ленского невеста
От сиротеющего места
С ним удалилась - и с тех пор
Уж не являлась из-за гор.
Так равнодушное забвенье
За гробом настигает нас:
Врагов, друзей, любовниц глас
Умолкнет. Об одном именье
Наследников ревнивый хор
Заводит непристойный спор.

Последние 6 строк из 28 сохранились в следующей, XI строфе, но для этого пришлось исключить другие 6 строк:

По крайней мере из могилы
Не вышла в сей печальный день
Его ревнующая тень -
И в поздний час, Гимену милый,
Не испугали молодых
Следы явлений гробовых.

Как жаль, что по только самому ему ведомым причинам Пушкин исключил из окончательной редакции текста все эти строки, летящие, как всегда, а по содержанию - "реабилитирующие" в какой-то степени Ольгу.

В довольно давние теперь уже времена, в послевоенном Ленинграде был известный во всех редакциях и издательствах книжник. Беседы и встречи с ним кончались всегда одинаково. Прощаясь, он говорил: "Мало читаете, дети мои..." И "молодежи" - что двадцати-, что шестидесятилетней - нечего было возразить.

Теперь мне хочется сказать вслед за ним:

Нас ждут 30 томов Тургенева, 30 - Достоевского, Толстого - 90 томов.

А Пушкина - 10...

Начнем с Пушкина?

Применил широко и плодотворно несобственно прямую речь. Это особое средство воспроизведения чужой речи в авторское повествовании. Два голоса (автора и персонажа) на миг сочетаются в одном, но не сливаются окончательно. говорит сам, но как бы имитирует речевую манеру персонажа, и читатель мгновенно отгадывает, кому принадлежит изложенное мнение. Обратимся к примеру. Вот Ленский приглашает Ольгу на танец. Между ними происходит короткий разговор. Автор излагает то, о чем говорят, что чувствуют и решают герои. Речь Ольги и Ленского здесь не выделена кавычками. Нет и авторских указаний: так думал Ленский или так сказала Ольга. Все изложено голосом автора-повествователя. Но в его повествовании не только изложена сущность этого беглого разговора, имевшего роковые последствия. Здесь угадывается настроение говорящих, ощущается их интонация. Посредством знаков препинания, повторов, восклицаний, а также построением фраз создается отчетливое представление о тональности, об эмоциональной окрашенности речи.

В самом деле: кто здесь закипает от мнимой обиды, из пустяков делает поистине глобальный и несправедливый вывод о будто бы известной «испорченности» всех женщин? Кто восклицает: «О, боже, боже!» - и проявляет совершенное невладение собой, своими чувствами, своим поведением? Да это же простодушный, наивный и самолюбивый Ленский! Это он так неуклюже изливает свое раздражение, а в итоге решает поставить на кон свою любовь и даже . Причем решает в свойственной ему поэтической манере, прибегнув к мрачной метафоре. Здесь три голоса отличаются по интонации - Ольги, Ленского и повествователя. А вместе с голосами возникает и представление о том, в каком состоянии находятся герои и как относится к ним повествователь.

Вот еще пример: Татьяна, с разрешения онегинской ключницы Анисьи, осматривает барский кабинет, вглядывается в обстановку, перелистывает прочитанные Онегиным книги. От автора дается пояснение того, что самой Татьяне не вполне ясно:

  • Хранили многие страницы
  • В чем молча соглашался он.
  • Отметку резкую ногтей;
  • На их полях она встречает
  • Глаза внимательной девицы
  • Черты его карандаша.
  • Везде Онегина душа
  • Татьяна видит с трепетаньем,
  • Себя невольно выражает
  • Какою мыслью, замечаньем
  • То кратким словом, то крестом
  • То вопросительным крючком.

Сообщенный здесь факт примечателен сам по себе. Пушкин и до того говорил о Татьяне как натуре весьма незаурядной. Но здесь перед нами как бы воочию раскрывается ее зоркость, ее умение сводить воедино разрозненные факты, ее способность от внешних проявлений прийти к точному выводу о сущности человека. Все это так. Но нас в данном случае интересует другое: как сочетаются различные голоса в авторском повествовании? Вот в следующей строфе повествуется о том, что уяснила для себя Татьяна, а затем возникла ее собственная интонация:

И начинает понемногу

Моя Татьяна понимать

Теперь яснее - Слава богу

Того, по ком она вздыхать

Осуждена судьбою властной:

Чудак печальный и опасный,

А ведь это не авторские недоумения, не вопросы повествователя. Пушкин знает, что его Онегин - никакая не пародия на западных романтиков, хотя и сыграл эту роль в какой-то момент своей жизни. Здесь Пушкин правдиво и убедительно воссоздал процесс ПОИСКА истины, в который вовлечена Татьяна. Это она, сомневаясь и вопрошая себя, опираясь на собственный жизненный и книжный опыт, ищет точного определения. И это она в начале следующей строфы сама себя спрашивает:

  • Ужель загадку разрешила?
  • Ужели слово найдено?

Мы привели примеры наиболее отчетливого сочетания и в то же время расслоения различных голосов в авторском повествовании. Можно было бы увеличить их число, но суть вопроса уже сна: Пушкин овладел нелегким искусством возбуждать представление о характерах посредством голосов в авторской речи.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Взаимосвязь образов Ольги, Ленского и автора в романе «Евгений Онегин» . Литературные сочинения!