Гоголь летаргия. Тайны жизни и смерти гоголя

Главный праздник православных христиан — Светлое Христово Воскресение, Пасха —празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния — между 4 апреля (22 марта по старому стилю) и 8 мая (25 апреля по старому стилю).

В день Пасхи вспоминается Воскресение из мертвых Иисуса Христа на третий день после Его распятия на кресте.

Пасха — венец Великого поста

Пасху отмечают сразу после Великого поста, последняя неделя (седмица) которого является самой строгой, Страстной.

Пасха празднуется семь дней, всю неделю. Каждый день недели называется Светлым. На Светлой седмице ежедневно совершаются богослужения с открытыми Царскими Вратами иконостаса (которые на обычной литургии закрыты) в знак того, что Иисус Христос навсегда открыл людям врата Небесного Царствия.

Весь период до праздника Вознесения, который отмечается на 40-й день после Пасхи, считается пасхальным, и православные встречают друг друга приветствием "Христос воскресе!" и ответом "Воистину воскресе!".

Крашеные яйца, кулич и творожная пасха

Издавна принято, что первой едой после Великого поста должны стать освященные крашеные яйца, кулич и творожная пасха.

Объяснение обычая красить яйца на Пасху в красный цвет можно найти в раннехристианской литературе, не вошедшее в библейский канон. Эти источники рассказывают об обращении в христианскую веру римского императора Тиверия. Желая остановить проповедь святой Марии Магдалины, Тиверий заявил, что он скорее готов поверить в превращение белого яйца в красное, чем в возможность оживления умершего. Яйцо покраснело, и это стало последним аргументом в полемике, которая завершилась крещением римского царя.

Обычай обмениваться крашеными яйцами прочно вошел в быт церкви. Красный цвет яйца символизирует всепобеждающую Божественную Любовь.

© Sputnik / Константин Чалабов

Пасхальный кулич по своей форме напоминает артос. Пасхальный артос — символ самого Иисуса Христа. В куличе, перенесенном на праздничный стол, присутствует сдоба, сладость, изюм и орехи. Правильно приготовленный кулич ароматен и красив, он не черствеет неделями и может простоять, не испортившись, все 40 дней Пасхи. Кулич на праздничном столе символизирует Божие присутствие в мире и в человеческой жизни. Сладость, сдоба, красота пасхального кулича выражают заботу Господа о всяком человеческом существе, его сострадание и милосердие к людям.

Творожная сладкая пасха является прообразом Царства Небесного. Ее "молоко и мед" — образ нескончаемой радости, блаженства святых, сладости райской жизни, блаженной Вечности. Форма пасхи в виде горы символизирует основание нового небесного Иерусалима — города, в котором нет храма, но, по словам Апокалипсиса, "Сам Господь Бог Вседержитель — храм его и Агнец".

Богослужение и Крестный ход

Еще с апостольского времени церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане бодрствуют в священную и предпраздничную ночь Светлого Воскресения Христова. Незадолго до полуночи в Великую Субботу служится Полунощница, на которой священник с диаконом подходят к Плащанице (полотну с изображением положения во гробе тела Иисуса Христа) и относят в алтарь. Плащаницу кладут на престол, где она должна оставаться в течение 40 дней до дня Вознесения Господня.

© Sputnik / Игорь Руссак

Священнослужители надевают праздничные облачения. Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон — благовест — возвещает о приближении Воскресения Христова.

Крестный ход означает шествие церкви навстречу воскресшему Спасителю. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед его закрытыми дверями, как бы у входа ко Гробу Господню. Затем священник, держа в руках крест и трехсвечник, творит ими крестное знамение у закрытых дверей храма, они открываются, и все, ликуя, входят в церковь, где горят все светильники и лампады, и поют: "Христос воскресе из мертвых!".

Последующее Богослужение Пасхальной заутрени состоит из пения канона, составленного святым Иоанном Дамаскиным. Между песнями Пасхального канона священники с крестом и кадилом обходят весь храм и приветствуют прихожан словами: "Христос воскресе!", на что верующие отвечают: "Воистину воскресе!".

В конце заутрени, после окончания пасхального канона, священник читает "Слово святителя Иоанна Златоустого", которое описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся в храме христосуются друг с другом, поздравляя с великим праздником.

Sputnik

Сразу после заутрени служится Пасхальная литургия (богослужение), где читается начало Евангелия от Иоанна. На Пасху все молящиеся, по возможности, причащаются Святых Христовых Таин. Перед окончанием литургии освящается пасхальный хлеб — артос.

После окончания праздничного богослужения, православные христиане обыкновенно разговляются освященными крашеными яйцами и куличами у храма или у себя дома.

История празднования Пасхи

Слово "пасха" ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который был назван так от еврейского слова "пасах" ("проходит мимо") — в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо, оставляя их неприкосновенными. Другое древнее толкование праздника связывает его с созвучным греческому слову "страдаю".

В христианской церкви наименование "пасха" получило особый смысл и стало обозначать переход от смерти к вечной жизни со Спасителем — от земли к небу.

Этот древнейший праздник христианской церкви был установлен и праздновался еще в апостольское время. Древняя церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания — о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа — и посвящала ее празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним. Для обозначения той и другой частей праздника употреблялись особые наименования — Пасха страданий, или Пасха Крестная, и Пасха Воскресения.

© Sputnik / Виталий Белоусов

Воскресение Иисуса Христа свидетельствует, что он "воскрес, яко Бог". Оно открыло славу Его Божества сокровенную до того под покровом уничижения, позорной для того времени смерти на кресте подобно преступникам и разбойникам, которые были казнены вместе с ним.

Воскреснув из мертвых, Спаститель освятил, благословил и утвердил общее воскресение всех людей, которые также, по христианскому вероучению, восстанут из мертвых во всеобщий день воскресения, как из семени вырастает колос.

В первые века христианства Пасху праздновали в разных церквях в разное время. На Востоке, в Малоазийских церквях ее отмечали в 14-й день нисана (март — апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. Западная церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между церквями в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. Первый Вселенский собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время. Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании святой Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.



Освещение куличей и яиц к светлому Празднику Пасхи – это многолетняя традиция, которая является одной из самых главных. Когда светят куличи и яйца в 2018 году, с собой берут и другие угощения, кто какие любит. Ведь Пасха большой праздник и игнорировать приготовления к нему никак нельзя, особенно, если человек верующий. Ежегодно возникает вопрос, когда светят куличи и яйца на Пасху. В 2018 году, как и в другие годы, осветить корзиночку надо накануне праздника или во время всенощной службы.

Подготовка к праздничной трапезе

Как правило, утро Пасхи начинается с того, что вся семья усаживается за стол, зажигает свечу, читает молитву и разговляется теми угощениями, которые были освещены накануне. Свой завтрак в этот праздничный день надо начинать обязательно с кусочка свинченного яичка и кусочка куличика. Но, чтобы накрыть праздничный стол, к празднику надо заготовить все необходимое. Можно ли в Пасху .

В первую очередь, главными и самыми важными атрибутами Пасхи является пасхальные куличи и крашенные яйца, которые также называются крашенками или писанками. Красить яйца и печь куличики принято на Страстной седмице, в Чистый четверг. Если не приготовления не получается сделать в этот день, то можно продолжить готовить традиционные угощения на Пасху в Великую субботу, за день до праздника.

Интересно! Считается, что на Страстную пятницу нельзя готовить. Но, наши предки были уверены, что именно в Страстную пятницу надо печь куличики и красить яйца. Куличи в эту пятницу получались особенно пышными. Есть поверье, что если испечь буханку хлебушка в этот день, то он не покроется плесенью.

Когда идти святить

И вот, когда все приготовления к Пасхе уже готовы, возникает вопрос, когда светят куличи и яйца в
2018 году? Обычно, это надо делать в Великую субботу. Поскольку Пасха в 2018 году отмечается 8 апреля, то святить куличи и яйца надо 7 апреля. Обычно храмы начинают этот обряд с самого раннего утра и продолжают до самого вечера. Поскольку желающих освятить свои корзиночки много, в церквях светят еду почти на протяжении всего дня. Итак, самое важно, что нужно знать о том, когда светят куличи и яйца на Пасху в 2018 году, это то, что их светят 7 апреля, в Великую субботу, с утра до вечера.




Внимание! Маленькие церкви порой проводят освещение еды на Пасху в какой-то конкретный промежуток времени. Это связано с тем, что и людей мало приходить, и надо самим успеть подготовиться к всенощной. Поэтому. Лучше всего заранее уточнять расписание освещения еды в храмах. Зачастую они такую информацию вывешивают на двери. На праздничный стол можно приготовить .

Вместе с куличами и яйцами еще надо положить кусочек мяска, соль, хрен и что-то молочное, например, кусочек сыра.

Интересно! Многие мамы кладут в пасхальные корзиночки для своих деток шоколадные яйца и тоже их святят. Некоторые несут святить и пасхальных кроликов, но это уже навеяно влияние Европы, и не является традиции на православную Пасху, однако не запрещается.

Почему кулич нужен обязательно

Кулич – это еще один известный атрибут Пасхи. Почему именно пасхальный куличик должен находиться в корзиночке и быть освещенным? Дело в том, что кулич это исконно русский обрядовый хлеб, который обязательно должен печься на дрожжах и быть сладким. Считается, что именно такой хлеб давал Иисус Христос своим ученикам на Тайной вечере.

Куличики всегда имеют цилиндрическую форму, также в них всегда надо добавлять чуть-чуть изюма. А вот уже что касается пряностей, то можно выбирать по вкусу. Во время освещения куличика, в нем обязательно должна стоять церковная свеча. Подайте на праздничный стол



В Великую субботу на Страстной недели, в 2014 году она приходится на 19 апреля, в храмах и церквях проводится обряд торжественного освещения еды. Ведь 20 апреля, в Пасху, заканчивается Великий пост и наступает самый большой христианский праздник.

Многие верующие задаются вопросом, что можно святить на Пасху. Может показаться, что в корзинку можно положить любую еду. На самом же деле составление пасхального ковшика должно происходить по определенным правилам.

Пасхальная корзинка и все ее содержимое является важным атрибутом праздника Пасхи. Некоторые сравнивают этот ритуал с языческими верованиями, когда предки старались таким способом задобрить божества. Что касается христианства, то активно освящать еду перед Пасхой начали в XV веке. Конечно, современное наполнение пасхальной корзинки индивидуально и зависит от желаний человека. Но, если хочется делать все по христианской традиции, то в корзинке обязательно должны быть продукты, которые имеют скрытый смысл и несут послание.

Что же, согласно мнению священнослужителей, обязательно должно быть в пасхальной корзинке. Что святить на Пасху, чтобы это не было просто набор продуктов:




* Пасха. Самый важный продуктовый символ этого праздника. Она символизирует хлеб, который сошел с неба, чтобы накормить людей духовной пищей. Обязательно, чтобы Пасха была круглой формы, как символ солнца. На Руси пасхой называли блюдо из творога или же кулич из теста. Это символ Голгофы, где Иисус Христос принял свою мученическую смерть на кресте. Хлеб обязательно должны быть сладким и дрожжевым, потому что, согласно церковным книгам, именно таким хлебом Иисус кормил своих учеников на Тайной вечере в Великий четверг. Хозяйка должна готовиться пасху с чистыми намерениями и молитвами.

* Молочные продукты, включая творог и масло. Молочные продукты считаются символом жертвенности и нежности Бога. Человек должен желать божией благодати, как младенец желает молока матери. На молочных продуктах обычно рисовали крестик.

* Яйца считаются символом жизни. Это закрытое пространство, откуда все начинается. Одно из преданий говорит, что первой с новостью о том, что Христос воскрес, к римскому императору Тиберию пришла Мария Магдалина. Тогда было принято приносить императору дары, и Мария принесла яйца. Император сказал, что человек не может воскреснуть, это также очевидно, как то, что это яйцо белое. Тогда яйцо в руках императора покраснело. В христианской традиции яйца символизируют жертву Христа во имя человечества. Они обязательно должны быть в пасхальной корзине.

* Мясные блюда, в частности, ветчина или колбаса. По одной из версий мясные блюда символизируют откормленного теленка, которого отец зарезал, когда блудный сын возвратился домой. По другой версии это символ жертвенного ягненка, которого зарезали, чтобы отметить кровью двери, где живет избранный народ для Ангела Божьего. Также в некоторых источниках сказано, что ягненок является прообразом Иисуса, который своей жертвой и кровью спас народ от власти смерти. Можно класть в корзину копченое мясо и ветчину, запеченное мясо, соленое салон.




* Хрен – это то, что можно святить на Пасху кроме яиц и куличей и что нужно святить обязательно. Традиционно в корзинку клали корешок хрена, и эта традиция отсылает к Ветхому завету. Во время Пасхи евреи должны были есть горькие блюда, чтобы вспоминать горечи египетского рабства. Так что, хрен в корзинке является символом прочности и несокрушимости духа человека после того, как он принял таинство Исповеди. Есть также легенда, которая гласит, что Иисуса хотели отравить корнями хрена, которые в ту пору считались смертоносными.

* Соль также является необходимым продуктом пасхальной корзины. Ведь она придает пище вкус. Соль является символом качества отношений с Богом.

* Вечнозеленое растение, к примеру, мирт или еловую ветку. Оно символизирует бессмертие и вечную жизнь.




Запрещено класть в корзину какие-либо алкогольные напитки. Даже, несмотря на то, что красное вино является кровью Христа, его нельзя освящать. Не говоря уже о водке и других представителях спиртного мира.

Это важно! Также обязательно в пасхальной корзинке должен быть рушник и свеча. Рушник – это сплетение нитей, а нить является символом жизни. Свеча – это свет, который нужно выносить к людям.

Теперь известно, что можно святить на Пасху. Такие продукты пытаются донести до нас науку Христа и сблизить с Богом. Не надо стараться освятить как можно больше еды. Некоторые думают, что такая еда приносит удачу, но это ошибочное мнение. Это, прежде всего, ритуальная еда для разговения.

Пасха — один из самых радостных и светлых праздников в году. Ее празднование сопряжено со многими вековыми традициями и обычаями, которые добавляют Пасхе особого колорита и душевности. К сожалению, далеко не все из нас хорошо знакомы с православными пасхальными традициями. О том, что делают в Пасху и что нельзя делать в этот церковный праздник, а также что делать перед и после Светлого Христова Воскресения, и пойдет речь далее.

Что делают перед Пасхой: главные традиции по дням

Празднованию Воскресения Господнего предшествует Страстная седмица — последняя неделя перед великим праздником. В старину каждый ее день был сопряжен с определенными традициями, которые всеми верующими строго выполнялись. Так, например, в понедельник хозяйки начинали наводить идеальный порядок в доме. Кроме генеральной уборки, в этот день также готовили специальное эфирное масло с травами, которым в течение всего последующего года лечили разные недуги. Во вторник стирали и штопали белье и одежду. Также в страстный вторник мирились и просили прощение. В среду, как правило, заканчивали все работы по дому и варили яйца.

В Чистый четверг все члены семьи обязательно купались, желательно до рассвета. Такой обряд омовения гарантировал крепкое здоровье на весь год, а еще символизировал духовное очищение. Также в четверг начинали красить яйца и печь пасхальные куличи. В Страстную пятницу, как правило, ничего не делали и старались не есть. Таким образом, верующие скоробили по Христу. В последний день перед Пасхой — субботу, заканчивали последние приготовления. В этот день хозяйки готовили все оставшиеся пасхальные угощения, убирали и стирали.

Что делают в Пасху?

Пасху отмечают в воскресение — последний день Страстной седмицы. Традиционно верующие отправляются в ночь с субботы на воскресение в церковь, чтобы отстоять Пасхальную службу и освятить куличи и яйца. Кроме традиционных куличей и крашанок, святить можно также воду, соль, фрукты. Считается, что освященная еда приносит здоровье. Кроме того, принято также оставлять в церкви часть принесенных продуктов, чтобы каждый нуждающийся в этот день смог разделить радость праздника.

На заметку! На Пасху принято приветствовать друг друга особыми словами: «Христос Воскрес». В ответ на такое приветствие нужно сказать: «Воистину Воскрес». Затем трижды поцеловаться.

Утром в воскресение традиционно вся семья собирается за одним столом, чтобы начать праздновать Пасху. Сначала глава семьи разрезает кулич на столько частей, сколько людей присутствует за столом. С кусочка пасхального кулича и крашанки и начинается разговение. После можно пробовать и другие праздничные блюда. Затем весь день нужно веселится и радоваться.

Что нельзя делать в Пасху?

Существует и перечень того, что на Пасху делать нельзя. Например, в этот день категорически возбраняется ругаться, ссориться, скорбеть и ходить на кладбище. Также нельзя работать и заниматься физическими нагрузками. Не приветствуется церковью и чрезмерное распитие крепких алкогольных напитков, в том числе и освящение их во время службы.

Что делают после Пасхи?

В первую неделю после Пасхи принято поминать усопших. Всю неделю можно ходить на кладбище и приносить пасхальные угощения.

Также в период до Вознесения Господнего (40 дней после Воскресения Христова) следует придерживаться главных пасхальных правил: быть приветливыми, радостными, не сквернословить, жить в мире с окружающими. По возможности нужно поменьше трудиться и избегать тяжело физического труда. В это время стоит больше внимания уделять духовному развитию и очищению.

Надеемся, что мы ответили вам на главный вопрос о том, что делать на Пасху, а чего делать нельзя. И уже в этом году вы на практике примените все полученные знания.

Пасха – главный праздник года. Как встретить Святую Пасху? Какие существуют русские традиции этого православного праздника? Ответы Вы найдёте в статье.

Праздник Светлого Христова Воскресения, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово “ ” пришло к нам из греческого языка и означает “прехождение”, “избавление”. В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

– это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

Как происходит Богослужение в Пасху

О приветствиях и Лобзании в День Пасхи

При конце утрени священнослужители начинают христосоваться между собою в алтаре во время пения стихир. По Уставу “целование настоятеля с прочими иереи и диаконы во святом алтаре бывает сице: глаголет приходяй – “ “. Оному же отвещавшу – “Воистину воскресе” . Так же должно совершаться христосование и с мирянами.

По Уставу священнослужители, похристосовавшись между собой в алтаре, исходят на солею и здесь христосуются с каждым из молящихся. Но такой порядок мог быть соблюдаем лишь в древних обителях, где в храме находилась лишь немногочисленная братия, или в тех домовых и приходских церквах, где бывало немного молящихся. Ныне же при громадном стечении богомольцев священник, выйдя с Крестом на солею, произносит от себя краткое общее приветствие предстоящим и заканчивает его троекратным возглашением “ !” с осенением Крестом на три стороны и после этого возвращается в алтарь.

Обычай приветствовать друг друга в Пасху этим словами – очень древний. Приветствуя друг друга с радостью воскресения Христова, мы уподобляемся ученикам и ученицам Господа, которые по воскресении Его “говорили, что Господь истинно воскрес” (Лк. 24, 34). В кратких словах “Христос воскресе!” заключается вся сущность нашей веры, вся твердость и непоколебимость нашего упования и надежды, вся полнота вечной радости и блаженства.

Эти слова, ежегодно бессчетное количество раз повторяемые, всегда, тем не менее, поражают наш слух своей новизной и значением как бы высшего откровения. Как от искры, от этих слов верующее сердце воспламеняется огнем небесного, святого восторга, как бы ощущает близкое присутствие Самого блистающего Божественным светом воскресшего Господа. Понятно, что наши возглашения “Христос воскресе!” и “Воистину воскресе!” должны быть одушевлены живой верой и любовью ко Христу.

С этим пасхальным приветствием соединено и лобзание. Это древнее, идущее еще от времен апостольских, знамение примирения и любви .

С древнейших времен оно совершалось и совершается в . О святом лобзании в дни Пасхи так пишет святитель Иоанн Златоуст: “Да памятуем и те святые целования, кои при благоговейных объятиях даем мы друг другу”.

Почему на Пасху принято дарить друг другу яйца

Обычай дарить друг другу на Пасху появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо.

Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: “Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным”. Тут же на глазах императора свершилось чудо – яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры

Почему Церковь освящает пасхи и куличи

Пасхальный кулич – это церковно-обрядовая пища. Кулич – это род артоса на нижней степени освящения.
Откуда же происходит кулич и почему пекут и освящают именно куличи?

Нам, христианам, особенно следует причащаться в . Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжении , а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемый пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной и соединяло всех верных во Иисусе Христе.

Употребление освященных пасох и куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4). Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей, верующие в первый день праздника, прийдя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление – прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.

О семидневном праздновании Пасхи

От самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством.

С апостольских времен продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.

Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую , Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей.

Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается .

В богослужебном отношении вся есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами.

Пред началом Литургии во и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо “Царю Небесный” – “Христос воскресе” (трижды ).

Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня – до Вознесения Господня .

О поведении православных христиан в Пасху

Древние христиане в продолжение великого торжества Пасхи ежедневно собирались для общественного Богослужения.

Согласно благочестию первых христиан, на VI Вселенском Соборе постановлено для верных: “От святого дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя (Фомины), во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися во псалмех и пениих и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писания внимая и святыми Тайнами наслаждайся. Ибо таким образом со Христом и мы купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни не бывает конское ристалище, или иное народное зрелище” .

Древние христиане великий святили особыми делами благочестия, милости и благотворения. Подражая Господу, Своим Воскресением освободившему нас от уз греха и смерти, благочестивые цари отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников (но не уголовных преступников). Простые христиане в эти дни помогали нищим, сирым и убогим. Брашно (то есть еду), освященные в Пасху, раздавали бедным и тем делали их участниками радости в Светлый праздник.

Древний святой обычай, сохраняемый и ныне благочестивыми мирянами, состоит в том, чтобы во всю Светлую седмицу не опускать ни одного церковного Богослужения.

Что такоe артос

Слово артос переводится с греческого как “квасной хлеб” – общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе – просфора всецелая .

Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.

Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого – как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.

С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый на Литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против Царских Врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.

Как хранить и принимать артос

Частицы артоса, полученный в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей.

Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами “Христос воскресе!”.

Как поминают усопших в Дни Пасхи

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.

Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.
Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой – разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей .

Как правильно поминать усопших

Молитва за усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике – все это дань традициям, пусть и благочестивым.

Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.

Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего – долг всякого православного христианина.

Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).

После Литургии нужно отслужить панихиду.

Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

Как вести себя на кладбище

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление . Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен в “Полном православном молитвослове для мирян” и в брошюре “Как вести себя на кладбище”, выпущенных нашим издательством).

Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.

Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба “для усопшего” является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Московский Сретенский монастырь, «Новая книга», 1998 год