Что значит левша и правша. Различия между левшами и правшами

ФОТО Getty Images

Только 10–15% всех людей являются левшами. Статус меньшинства задает некую рамку восприятия: те, кто чем-то отличается от основной массы, воспринимаются другими как неполноценные или, напротив, одаренные. Дальше начинаются спекуляции: левшей то пытаются всеми силами переучить, то ждут от них выдающихся успехов и гениальных решений. Между тем сегодня становится все более очевидным, что связь между мозгом и ведущей рукой (ногой, глазом, ухом) не так прямолинейна, как казалось раньше. Исследования показывают, что многие наши представления о левшах по-прежнему нуждаются в корректировке.

1. Левшей «программируют» не только гены

Однозначного ответа на вопрос, почему часть людей становятся левшами, не существует. Известно, что гены ответственны за эту особенность в 25% случаев. Леворукость также наследуется, но не так часто, как рост или цвет глаз. Даже однояйцевые близнецы могут иногда иметь разную доминирующую руку. Выбор в пользу левшества мозг может сделать и в утробе матери. Например, одна из теорий связывает этот сценарий развития с воздействием больших доз мужского гормона тестостерона. Кроме того, сильный стресс матери во время беременности может вызывать кислородное голодание (гипоксию), что приводит к угнетению более чувствительного левого полушария.

2. Левши не обязательно «правополушарные» люди

Правое и левое полушария контролируют не только «свою» (противоположную) сторону тела, но и по-разному определяют, как мы обрабатываем информацию, решаем задачи и реагируем на стимулы. Раньше считалось, что большинство правшей использует левое полушарие мозга для задач, связанных с речью, в то время как у левшей речевой центр расположен в правом полушарии. Но дальнейшие исследования не выявили отчетливой тенденции: языковая левополушарность наблюдалась у 88% правшей и 78% левшей. Ярко выраженная правополушарная языковая активность была лишь у 7% левшей 1 . «Большинство леворуких используют те же зоны для языка, что и правши», - говорит Джина Гримшоу (Gina Grimshaw), нейробиолог из Веллингтонского университета (Новая Зеландия). - Что касается таких функций, как внимание, эмоции, восприятие, у нас нет данных, чтобы делать обобщения. Но у левшей мозг определенно не «перевернутый», как считают некоторые».

3. Леворукость - не признак творческого мышления и высокого интеллекта

Часто можно слышать, что леворукость идет «в комплекте» с незаурядными способностями. Но, по мнению Рональда Йео (Ronald Yeo), профессора психологии Техасского университета, серьезных подтверждений этому нет. Этот слух родился в 1995 году, когда одно исследование выявило, что левши-мужчины находят более разнообразные и необычные способы решения проблем. «В этой идее есть разумное зерно, но все же нельзя сказать, что от левши непременно стоит ожидать открытий и прорывов в науке или искусстве, - говорит Рональд Йео. С ним соглашается и нейробиолог Татьяна Ахутина. «Нейропсихологические исследование одаренных школьников, имеющих высокие достижения в математике, показало, что среди них есть как выраженные правши, так и левши и амбидекстры».

4. Левши, вероятно, более эмоционально чувствительны

Психолог Жанна Лукьянчикова и ее коллеги обнаружили, что среди одаренных подростков левши и амбидекстры (особенно с разным предпочтением глаза и уха) часто отличаются повышенным уровнем тревожности, интроверсии и астеничности, в то время как правши чаще проявляли волевые качества и упорство в решении задач. Кроме того, в исследовании психологов Университета Абертей (Великобритания) левши чаще соглашались с утверждениями вроде «я часто беспокоюсь из-за своих ошибок», «меня очень задевает критика» 2 . В то же время данные, полученные на более широкой выборке, не выявили серьезных различий в темпераменте правшей и левшей. Возможно, тревожность левшей проявляется именно в стрессовых ситуациях, когда их способности будут оцениваться другими. Так или иначе, этот вопрос пока не до конца ясен.

5. Левши действительно видят мир иначе

Во многих языках «правый» означает также «верный», «справедливый», «правдивый». Для левшей характерна противоположная установка: то, что находится слева, вызывает у них больше доверия и симпатии. «Человек с доминирующей левой стороной тела (рукой, глазом, ухом) на интуитивном уровне будет предпочитать те предметы и изображения, которые находятся слева, даже если не сможет обосновать это, - объясняет Рональд Йео. - Такой эффект может наблюдаться в различных жизненных ситуациях, когда нужно сделать выбор. Например, во время голосования на выборах, когда фамилии кандидатов размещены слева и справа на странице, левша скорее выберет левого (если он плохо знаком с ними и их программой)».

6. Леворукость не влияет на общее состояние здоровья

Долгое время существовали опасения, что леворукость как-то связана с нарушением иммунной функции и что это может быть фактором риска для аутоиммунных расстройств. Невропатолог Норман Гешвинд (Norman Geschwind) считал, что воздействие тестостерона на плод в утробе матери задерживает процесс локализации нейронов. По его мнению, эта задержка не только вызывает леворукость, но также замедляет развитие иммунной системы. Большая часть этих подозрений не подтвердилась, а теория Гершвинда в целом была опровергнута. Однако некоторые заболевания, такие как болезнь Крона и язвенный колит, у левшей действительно встречаются чаще, чем у правшей.

1 PLoS One, 2012, vol. 7, № 4.

2 Подробнее см. на сайте abertay.ac.uk.

Еще в библейские времена было отмечено, что люди различаются по тому, правой или левой руке они отдают предпочтение при выполнении различных функций. Так, в Книге Судей говорится о том, что в 1406 году до н.э. в армии сынов колена Вельяминова было отобрано 700 левшей, которые «могли метать камни из пращи и не промахиваться». В Библии впервые, вероятно, прозвучало и негативное отношение к левшам при описании картины Страшного Суда .

С тех пор можно проследить две линии в отношении к левшам.

Подавляющее большинство исследований специфики психической деятельности леворуких связано с изучением патологических феноменов. При этом установлено, что у них существенно чаще, чем у правшей, возникают специфические формы дизонтогенеза, связанные с недостаточностью речи, чтения, письма, счета, оптико-пространственных, психомоторных функций и т.д.

Признан факт накопления леворуких среди больных эпилепсией, неврозами, алкоголизмом, различного рода токсикоманиями; показана связь между наличием левшества и иммунными расстройствами, хроническими мигренями, нейроэндокринной патологией, тенденцией к генеалогическому накоплению синдрома Дауна, раннего детского аутизма. Известно, что у леворуких существенно изменяется протекание психопатологических состояний; они склонны к парадоксальным реакциям на различные препараты. Обширный и необычайно интересный материал на эту тему представлен в работах Т.А. Доброхотовой и Н.Н. Брагиной .

Описывая левшей, нельзя не подчеркнуть ряд специфических их черт в сравнении с правшами. Можно с большой долей вероятности говорить о том, что становление многих психических функций в онтогенезе левшей идет не непосредственно, но опосредованно, многоканально. Дети-левши в процессе развития привлекают максимум внешних, произвольных средств для овладения теми операциями, которые у правшей формируются естественно, независимо от их произвольно желания, просто по определенным психологическим законам.

Исследования взрослых леворуких подтверждает тот факт, что привлечение произвольных, осознанных средств в ходе протекания многих видов психической деятельности - специфическое свойство левшей как популяция и не зависит от их возраста.

У них в отличие от правшей не простраивается стабильно тот психологический пласт упроченных навыков и автоматизмов, который позволяет функционировать во внешнем мире, в значительной мере не задумываясь: “А как это сделать?”, не привлекая дополнительных осознанных средств. Именно поэтому, воспитывая левшу, следует максимально автоматизировать извне как можно больше операций, используемых им в повседневной жизни .

Очень много действий правши осуществляют автоматически. У левшей природа не всегда стабилизирует этот уровень психической жизни. Конечно, опора на богатый арсенал внешних, осознанных средств существенно увеличивает у левшей число степеней свободы для достижения той или иной цели. Но тот же феномен свидетельствует о слабости их адаптивных механизмов, изнашиваемости нервной системы в целом: ведь все “пропускается через голову”. Последствия - частые эмоциональные срывы, склонность к неврозоподобным проявлениям. Леворуких отличает своеобразие эмоционального статуса, уязвимость в отношении различного рода внутренних и внешних факторов .

Г.Г. Аракеловым и Е.К. Шоттом были выявлены особенности стрессовых реакций у правшей и левшей. Определенные различия между правшами и левшами как на эмоциональном и на поведенческом уровне, так и на уровне организации мозговых процессов позволяют предположить, что и стрессовая реакция у них будет развиваться по-разному. Исходя из данных о большой эмоциональной неустойчивости левшей и подверженности их различным психическим и невротическим заболеваниям, можно предположить, что они менее стрессоустойчивы, чем правши, что объясняется различными механизмами стрессовой реакции на уровне ЦНС .

Левшам нелегко дается все, что связано с необходимостью быстрого переключения с одного процесса на другой (или с одного вида манипуляции на другой в рамках одного процесса). Внешне это проявляется в характерных «застреваниях» в начале любого вида деятельности, и в том числе речевого высказывания; в постоянных поисках слов в спонтанной речи, тенденции к замене нужных слов близкими им по значению. У детей-левшей наблюдается сравнительно поздний дебют самостоятельной речи, и в дальнейшем она зачастую носит отчетливую акцентуацию: недостаточно развернута, замедленна, скупа, встречаются моменты неправильного построения предложения, падежных соответствий и т.п.

Вместе с тем, ребенок практически всегда полностью сохраняет контроль за собственной речевой продукцией, понимает, что говорит неправильно, стремится исправить ошибки. Создается твердое убеждение, что внутренняя речь его намного богаче и ярче внешней .

У левшей очень слабы динамические компоненты движений. Особенно недоступны для них ситуации, в которых необходимы быстрые сопряженные действия обеих рук (особенно если эти движения несинхронны

У левшей нет стойких представлений о том где, например, правая и левая рука. В их мире прочитать и написать букву или цифру можно равновероятно в любом направлении (как в горизонтальном, так и в вертикальном). Соответственно это распространяется и на более сложные действия: читать, писать, считать, вспоминать, интерпретировать сюжетную картинку, оказывается, можно начать с любой стороны. Когда необходимо рассматривание большого поля, на пространственную недостаточность накладывается хаотичность и фрагментарность, т.е. выхватывание отдельных элементов целостного изображения .

Наряду с отставанием от правшей по целому ряду параметров психического развития левши обнаруживают больший словарный запас, большую общую информированность и эрудицию, более высокие достижения в математике. Среди них много артистически и художественно одаренных.

При исследовании креативности (способности к творческим решениям) мышления ее показатели оказались значимо более высокими в популяции леворуких по сравнению с правшами .

Наконец, нельзя не отметить основное «преимущество» истинных, естественных левшей -- необычайно высокую степень компенсаторных возможностей их мозга. Наиболее ярко этот факт обнаруживает себя при оценке протекания и спонтанной положительной динамики речевых расстройств при локальных поражениях мозга. Очевиден он и при рассмотрении необычайных качеств леворуких детей (и детей-правшей с семейным левшеством) в плане компенсации различного рода дизонтогенетических явлений .

Левши представляют собой специфическую группу в плане их онтогенеза, общих закономерностей протекания психической деятельности в норме и патологии. Многие из приписываемых им «патологических» черт связаны с недостаточным вниманием к процессу их воспитания и обучения. Это обстоятельство приводит к выводу о необходимости выработки специальных психолого-педагогических подходов к детям-левшам.

Атипия психического развития -- одна из базовых особенностей лиц с наличием фактора левшества

Последние годы усиленно отстаивается точка зрения, что в функциях различных полушарий отражаются различные способы познания. Учёными было обнаружено, что левое полушарие участвует в основном в аналитических процессах, оно - база для логического мышления. Левое полушарие обеспечивает речевую деятельность: ее понимание и построение, работу со словесными символами. Функции левого полушария отождествляются, таким образом, с аналитическим мышлением.

Правое полушарие обеспечивает конкретно-образное мышление, имеет дело с невербальным материалом, отвечает за определенные навыки в обращении с пространственными сигналами, за структурно-пространственные преобразования, способность к зрительному и активному распознаванию предметов. С правым полушарием связаны музыкальные способности.

У правшей имеет место отчетливо асимметричный тип церебрального межполушарного обеспечения психических функций.

У левшей мозговая межполушарная организация психической деятельности приобретает более симметричный и менее упорядоченный характер. Данная часть человеческой популяции удивительно, редкостно индивидуализирована и разнообразна .

Таким образом, атипия психического развития -- одна из базовых особенностей людей с наличием фактора левшества. Левши имеют ряд специфических их черт в сравнении с правшами. Данная часть человеческой популяции удивительно, редкостно индивидуализирована и разнообразна.

1. Леворукость - это предпочтение и активное использование левой руки, т.е. внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений. Левшество - это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга.

2. Изучение вопроса о происхождении левшества протекает по трем основным направлениям, развивающимся в рамках принципиально различных парадигм: «генетической», «культурной» и «патологической».

3. Атипия психического развития -- одна из базовых особенностей людей с наличием фактора левшества. Левши имеют ряд специфических их черт в сравнении с правшами. Данная часть человеческой популяции удивительно, редкостно индивидуализирована и разнообразна.

Наконец, на явление право- или леворукости может влиять и социум. В советское время, например, считалось, что детей-левшей надо переучивать. Поэтому если родители видели, что ребенок держит левой рукой ложку или карандаш, они запрещали ему это и настаивали, чтобы он использовал правую руку. Точно так же поступали воспитатели в детском саду и учителя в школе. Поэтому врожденных левшей в принципе может оказаться больше, чем мы думаем.
В чем разница между левшами и правшами?
Известно, что многие выдающиеся личности - политики, ученые, актеры, художники, композиторы - были левшами. Среди них - Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, Юлий Цезарь, Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Уинстон Черчилль, Билл Клинтон, Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо, Андерсен, Моцарт, Аристотель, Ницше, Чарли Чаплин… Но означает ли это, что все левши – потенциальные гении?
Психологи из Огайо Стивен Кристман и Рут Проппер провели любопытный эксперимент по проверке памяти. Они отобрали 62 человека и предложили им запомнить 55 слов, промелькнувших на экране. Левши справились с заданием в два(!) раза лучше, чем остальные. По мнению ученых, это объясняется более тесным взаимодействием между полушариями мозга. Однако память левшей избирательна. Так, им легче вспомнить, куда они положили какую-нибудь вещь, чем воспроизвести наизусть кулинарный рецепт или историческую дату.
За последние три десятилетия количество левшей в мире заметно увеличилось. По мнению шведских исследователей, это объясняется тем, что процедура УЗИ, которой подвергаются будущие матери на стадии беременности, воздействует на мозг и центральную нервную систему еще не родившихся детей. По некоторым данным, сейчас в мире более 800 миллионов левшей, а к 2020 году их число перевалит за миллиард…
Напоследок - тест на скрытую «леворукость», рекомендуемый психологами. Скрестите между собой пальцы обеих рук. Если сверху окажется большой палец левой руки - вы от рождения левша.

Помню, в далеком школьном детстве в класс попал журнал с фотографией «The Beatles». «А чего это он держит гитару наоборот? » — спросил кто-то о Поле Маккартни. Так впервые мы узнали, что один из битлов — левша.

А потом, спустя годы, прочитал, что леворуким является еще и барабанщик знаменитой группы Ринго Старр. Став журналистом, воочию увидел, как великолепная певица Мирей Матье левой рукой подписывает автограф для читателей моей газеты.

Левша — явление редкое и распространенное одновременно. Всюду, где собирались больше тридцати человек, обязательно есть левша.

Лингвисты установили, что на разных языках слово «правый» созвучно словам «право» и «правильный», в то время как «левый» похоже на такие слова, как «зловещий» и «разбитый». На левшей всегда смотрели как на некое отклонение от общепринятых норм: английское left-handed переводится не только, как «леворукий», но и как «неуклюжий», «лицемерный», и как «дефектный» и «лживый». Но справедливо ли это?

Видео: Особенности леворуких людей (детей) или кто такие левши

Пока не удалось абсолютно точно установить причину того, почему человек становится левшой. Как полагают ученые, примерно в половине случаев виноваты нарушения в генетическом коде. В другой половине — неправильный ход сменных процессов в период развития плода (это приводит к целому ряду характерных для левшей проблем: раннему половому созреванию, дислексии, бессоннице…), или родовая травма.

В природе левизна и правизна — мало изученный феномен, хотя асимметрия — одно из фундаментальных свойств природы. Как она проявляется на уровне органических веществ и живых организмов? Известно, например, что живая клетка по своему строению асимметрична, а мертвая — симметрична. Наблюдения Луи Пастера в XIX веке сводились к тому, что многие органические молекулы могут образовывать две различающиеся формы, которые представляют собой зеркальное отражение — таким же точно образом, как перчатка правой руки есть зеркальное повторение перчатки для левой. Будучи химически идентичными, такие молекулы различаются морфологически, их называют стереоизомерами.

Еще более странно то, что живые существа способны производить либо один, либо другой стереоизомер, тогда как лабораторная химия всегда дает их смесь в равной пропорции. Возьмем для примера лимон и апельсин — два фрукта с характерным для каждого ароматом, которые хоть и похожи, но несколько отличаются. Так вот, два этих отчетливо выраженных запаха дает одно и то же химическое вещество — лимонин. Однако атомы в его двух молекулах расположены различным образом: лимонин, вырабатываемый в лимоне, является зеркальным отображением того же самого химического вещества, рождающегося в апельсине.

«Из наблюдений натуралистов известно, что в природе движение идет справа налево. Все светила и их спутники описывают круговые пути с востока на запад. У человека правая рука развита лучше, чем левая… Завитки раковины, за редким исключением, завернуты справа налево. И если попадется раковина-левша , знатоки ценят ее на вес золота», — писал Жюль Верн.

Большинство людей левизну считают аномальной, но сама жизнь является по преимуществу морфологически левой.

Леворукие — это аномалия генов?

Спираль молекулы ДНК неизменно закручена в левую сторону. И хотя все люди внешне выглядят симметрично, все они обладают скрытой односторонностью, не имеющей ничего общего с тем, правша, данный человек или левша . Так, почти у всех нас сердце расположено с левой стороны, а печень — справа. Под своими кожными покровами мы весьма асимметричны.

Для биологических форм, однако, характерно наличие исключений. На десять тысяч человек встречается один, у которого расположение внутренних органов перевернуто. Это явление по-латыни называется «ситус инверсус». Доктор Найджел Браун из медицинской школы-больницы Сент-Джордж, написавший работу о «ситус инверсус», убежден, что асимметричность тела в конечном счете определяется левой или правой морфологией химических «строительных блоков» жизни, хотя и признает, что связать напрямую молекулу и млекопитающее пока не представляется возможным. Но означает ли это, что если бы спираль ДНК была ориентирована в правую сторону, то у всех людей сердце бы располагалось справа? Доктор Браун считает: нет, хотя не менее уверен, что существует некий химический спусковой механизм, который как-то сообщает человеческому зародышу в возрасте пятнадцати дней, что есть левое, а что — правое.

8% Населения земли пользуются левой рукой

Итак, если зеркальное расположение внутренних органов наблюдается у одного человека из десяти тысяч, то люди, пишущие левой рукой, играющие ею в теннис, встречаются достаточно часто — 8 процентов из общего числа гомо сапиенс. Доктор Кристофер Макиэнас из лондонского университетского колледжа выдвинул предположение, что в организме человека происходит процесс, имеющий две стадии. В нашем организме есть ген, позволяющий отличить левое от правого, — своего рода метка. Эта метка затем считывается другим геном, пока еще не обнаруженным учеными. Он-то и определяет, будет человек левшой или правшой.

Если мы рождаемся с одним вариантом последнего гена, то становимся правшами. Но у значительной части людей имеется иной его вариант, он считывает метку так, что те становятся левшами .

Разделение на правшей и левшей — уникальная особенность человека. Любопытно, что лишь половина левшей являются левшами генетическими, а 50 процентов -компенсаторными, то есть левшами они стали в результате поражения левой доли головного мозга .

Многие мелочи раздражают левшу в «правом» мире. Он входит в метро — щель монетоприемника расположена справа. Все руководства по обучению любому ручному труду рассчитаны на людей, работающих правой рукой. И так во всем. Поэтому лозунг «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих» взяли на свое вооружение левши в западном мире. Они создали всевозможные союзы, ассоциации и общества, призванные защитить их права. Широко известен случай, когда в 1980 году Международная ассоциация левшей добилась восстановления на работе американского левши Франклина Уинборда, уволенного из полиции за отказ носить кобуру справа.

И ведь это правильно. В ряде случаев леворуким требуется не меньшая помощь, чем инвалидам. Самый яркий пример: все двери навешиваются так, что их открывание рассчитано на прав-шей. Если молодая слабая девушка — левша , а у двери сильная пружина, то открыть ей дверь просто-напросто не под силу.

Проблемы левшей начинаются в детстве. В России, к примеру, практически отсутствуют прописи для детей-левшей. Кстати, до середины 80-х годов в советских школах их насильственно переучивали на правшей. Давно уже прекратился выпуск ножниц для леворуких (в советское время их делали в Горьком). Вообще левшам нужна масса «левых» предметов — от мелочей до серьезных вещей: хоккейные клюшки, наручные часы, фотоаппараты (у всех моделей кнопки спуска затвора расположены справа), записные телефонные книжки и так далее и тому подобное.

Если хотите представить себе, как живет левша в нашем «правостороннем» обществе, привяжите к телу правую руку хотя бы на час -другой. Или перечитайте» Алису в Зазеркалье», где гениальный левша Льюис Кэрролл талантливо описал ощущения леворучки от жизни в праворуком мире. Кстати, Николай Лесков, написавший «Левшу», был левшой.

Знаменитые люди-левши

Знаменитых левшей не так много, как правшей, и все же в их полку очень много бойцов. Слово «бойцы» вполне уместно, поскольку многие выдающиеся полководцы были левшами. И среди них такие гении, как Александр Македонский, Юлий Цезарь, Карл Великий, Наполеон… Леворучкой была и Жанна д’Арк, прославившаяся на военном поприще. Но ее леворукость стала одним из аргументов обвинения, приведшего Орлеанскую деву на костер.

Фидель Кастро — левша

Леворукость не является препятствием и для тех, кто делает политическую карьеру, равно как не определяет и моральный облик человека-политика. Левшами были английская королева Виктория и Адольф Гитлер . Все президенты США последних двух десятилетий XX века — Джордж Буш-старший, Рональд Рейган и Билл Клинтон — левши, традиция могла бы продолжиться, если бы Альберт Гор (тоже левша) победил на последних президентских выборах. Кстати, их общий злейший и ближайший в географическом смысле оппонент — Фидель Кастро, тоже левша .

Традиционно сильны позиции левшей в искусстве. Вероятно, это связано с тем, что у них лучше развито образное (интуитивное) мышление, за которое отвечает правое полушарие, контролирующее левую руку, чем логическое. Левшами были Леонардо да Винчи и Микеланджело, Рафаэль и Рубенс, Пабло Пикассои Писарро, Франц Кафка и Поль Верлен, Моцарт и Бетховен, Пол Саймон и Джимми Хендрикс…

Левши просто оккупировали Голливуд. Среди них такие звезды, как Грета Гарбо, Мерилин Монро, Дина Дурбин, Джин Харлоу, Деми Мур, Вупи Гольдберг,Джулия Роберте, Чарли Чаплин, Роберт Де Ниро, Том Круз, Роберт Редфорд, Брюс Уиллис, Сильвестр Сталлоне…

Эффектно используют свою анатомическую особенность левши-спортсмены в тех видах состязаний, где присутствует тактическое единоборство, — теннисе, боксе, фехтовании. Среди левшей-теннисистов — десятикратная победительница Уимблдона Мартина Навратилова с ее фирменным ударом слева, Моника Селеш, Род Лейвер, названный лучшим теннисистом всех времен и народов; Джимми Конорс и Джон Макинрой. В боксе левши выигрывают до 40 процентов золотых медалей, хотя их втрое меньше в этом виде спорта, чем правшей.

Альберт Эйнштейн — левша

Среди ученых — левшей не так уж и много, но единицы вполне весомые: физики Альберт Эйнштейн и Джеймс Максвелл, физиолог Иван Павлов, теолог и врач Альберт Швейцер.

Среди знаменитых предпринимателей левшей тоже единицы. Исключения — Джон Рокфеллер, Генри Форд, Билл Гейтс. Если среди обычных людей левшей — 8процентов, то среди гениев — 20 процентов. То есть левши в целом более чем вдвое одареннее правшей. Так что если ваш ребенок — левша , не расстраивайтесь. Просто постарайтесь разглядеть в нем гения. Между прочим, леворукость часто передается по наследству. Не исключено, что и вы сами — гений. Только еще нераскрытый и непризнанный. Не упустите свой шанс.

Ни для кого не секрет, что человек – левша отличается от человека – правши не только тем, что пишет он, держа ручку в другой руке. Попробуем узнать об особенностях, характеристике и качествах левши.

На сегодняшний день в мире около 8-15% людей в качестве преобладающей руки используют левую, они называются левшами.

Интересно, что ведущую руку дети выбирают в возрасте трёх лет, проявляется это в играх, творческих занятиях – например, при рисовании, разукрашивании, лепке. Считается, что у деток, которые являются левшами, правое полушарие головного мозга является преобладающим (доминирующим). Его работа отвечает за восприятие месторасположения и ориентацию в пространстве, художественное восприятие, творческие, в том числе и музыкальные, способности, интуицию, воображение, эмоции.

Психологи часто отмечают, что левши являются художественно одарёнными людьми, они обладают отличным музыкальным слухом. Кроме этого, левшам свойственна затруднительность произношения некоторых звуков и иногда задержка развития речи. Говоря о других качествах левшей, психологи отмечают упрямство, умение рисовать, лепить, петь, трудности с чтением и письмом.

Дети-левши зачастую являются доверчивыми, непосредственными, подвержеными чужому влиянию, настроению. Также им присущи капризность, плаксивость, настойчивость и упорство в достижении желаемого. Причины отличия правшей и левшей заключаются в том, что правое и левое полушария мозга ответственны за разные сферы психической деятельности.

Также специалисты отмечают связь темперамента с леворукостью. Левши в сравнении с правшами более эмоциональны, у них существуют проблема с самоконтролем. Левши могут моментально разгневаться и выйти из себя, но зато обладают логическим мышлением, способностью последовательно обрабатывать информацию, обобщать её и анализировать. Левши отличаются отличной физической подвижностью, тягой к спорту, впечатлительностью и ранимостью, также они обладают склонностью фантазировать и обладают отличной памятью.

Раньше большинство детей, которые непроизвольно предпочитали использование левой руки, намеренно переучивали. Многие родители воспринимают новость о том, что их ребёнок левша негативно, однако не надо быть столь категоричными в своих суждениях. На сегодняшний день все специалисты сходятся в едином мнении, что ни в коем случае нельзя переучивать левшу. Процесс переучивания левши является тяжёлым испытанием для его психики, которое вызовет только стресс и невротизацию ребенка.

После переучивания дети часто страдают от невротических расстройств, в том числе нарушения сна, аппетита, головных болей, энуреза, заикания.

В качестве рекомендаций по поведению взрослых с ребёнком левшой встречается совет не заострять внимание на том, что ребёнок отличается от других детей своей леворукостью. В ситуации, когда малыш ощущает, что его особенность вызывает повышенный интерес со стороны окружающих, у него может понижаться самооценка и развиваться застенчивость и неуверенность в себе.

Интересно, что при выборе профессии стоит учитывать леворукость человека. Левши отлично себя зарекомендовали в таких областях, как дизайн, фотография, живопись, архитектура, музыка, спорт. Отмечено, что среди леворуких людей очень много творческих личностей, достигших успеха, в качестве примера можно назвать: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Владимир Маяковский, композиторы Бах, Бетховен, Чарли Чаплин, Мэрилин Монро. Если в семье появился ребёнок-левша, не стоит переучивать его, скорее нужно дать шанс проявить себя с творческой стороны и развить особенности и умения, которые ему хорошо удаются. Детям нужна и важна поддержка родителей. Будьте здоровы!