Антонио Вивальди. Неизвестная жизнь известного композитора

Дата рождения: 4 марта 1678
Место рождения: Венеция
Страна: Италия
Дата смерти: 28 июля 1741

Антонио Вивальди (итал. Antonio Lucio Vivaldi) — итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр.

Он учился игре на скрипке у своего отца Джованни Баттисты Вивальди, скрипача собора св. Марка; возможно, композиции — у Джованни Легренци, возможно, также обучался у Арканджело Корелли в Риме.

18 сентября 1693 г. Вивальди был пострижен в монахи. 18 сентября 1700 г. возведен в сан дьякона. 23 марта 1703 г. Вивальди рукоположен в сан священника. 1 сентября 1703 г. принят в приют Пьета как маэстро по классу скрипки. В 1704 г. получает дополнительное вознаграждение за преподавание игры на viola d’amore. В 1706 г. состоялось его первое публичное выступление во дворце французского посольства.

В 1725 г. в Амстердаме цикл "Искус гармонии и инвенции", который уже тогда произвел неизгладимое впечатление на слушателей своей неистовой страстностью и новаторством, включает в себя четыре всемирно известных концерта "Времена года". Работавший в то время во французском посольстве в Венеции Жан Жак Руссо высоко ценил музыку Вивальди и любил сам исполнять кое-что из этого цикла на любимой им флейте. Также широко известны концерты Вивальди - "La notte" (Ночь), "Il cardellino" (Щегленок), для флейты с оркестром, концерт для двух мандолин RV532, отличающиеся художественной изобразительностью и гармонической щедростью, свойственной его произведениям, а также духовные сочинения: "Gloria", "Magnificat", "Stabat Mater", "Dixit Dominus".

В 1703—1725 гг. — педагог, затем дирижёр оркестра и руководитель концертов, а также с 1713 г. — руководитель оркестра и хора в "Делла Пьета" в Венеции, доме призрения сирот, который славился как одна из лучших музыкальных школ для девочек.

Вивальди — крупнейший представитель итальянского скрипичного искусства XVIII века, утвердивший новую драматизированную манеру исполнения. Создал жанр сольного инструментального концерта, оказал влияние на развитие виртуозной скрипичной техники. Мастер ансамблево-оркестрового концерта — кончерто гроссо (concerto grosso).

Еще при жизни Антонио Вивальди стал известен как композитор, способный за пять дней создать трёхактную оперу и сочинить множество вариаций на одну тему. Прославился на всю Европу в качестве скрипача-виртуоза. Только в XX веке было предпринято издание полного собрания инструментальных концертов Вивальди, которые являлись этапом на пути формирования классической симфонии. В Сиене создан Итальянский институт имени Вивальди.

В середине мая 1740 г. музыкант окончательно оставляет Венецию. Он прибыл в Вену в неудачное время, только что скончался император Карл VI и началась война за австрийское наследство. Всеми забытый, больной и без средств к существованию скончался в Вене 28 июля 1741 г. Врач зафиксировал смерть "преподобного дона Антонио Вивальди от внутреннего воспаления". Похоронен на кладбище для бедняков за скромную плату.

Оперное наследие композитора (примерно 90 опер) в настоящее время еще не стало достоянием мировой оперной сцены. Лишь в 1990-е годы в Сан-Франциско успешно поставлен "Неистовый Роланд". Творчество Вивальди оказало огромное влияние не только на современных ему итальянских композиторов, но и на музыкантов других национальностей, прежде всего немецких. Здесь особенно интересно проследить влияние музыки Вивальди на И. С. Баха, величайшего немецкого композитора 1-й половины XVIII века. Усиление инструментально-виртуозного характера тематизма Баха в кётенский период его творчества (1717-1723 гг.) непосредственно связано с изучением музыки Вивальди. Внутренняя близость с музыкой Вивальди ощутима в самых различных произведениях Баха вплоть до его знаменитой "Высокой" мессы си минор. Влияние, оказанное музыкой Вивальди на немецкого композитора, несомненно, было огромным. По словам А. Казеллы, "Бах - его величайший почитатель и вероятно единственный, кто в то время смог понять все величие гения этого музыканта".

Сочинения Антонио Вивальди

Более 40 опер, в том числе "Роланд — мнимый безумный", "Нерон, ставший Цезарем", "Коронация Дария", "Обман, торжествующий в любви", "Фарначе" , "Кунегонда", "Олимпиада", "Гризельда", "Аристид", "Оракул в Мессении", "Ферасп"; оратории — "Моисей, бог фараона", "Торжествующая Юдифь", "Поклонение волхвов" и др.
Более 500 концертов, в том числе:
44 концерта для струнного оркестра и бассо континуо,
49 кончерти гросси,
352 концертов для одного инструмента с сопровождением струнного оркестра и/или бассо континуо (253 для скрипки, 26 для виолончели, 6 для виоль д’амур, 13 для поперечной, 3 для продольной флейт, 12 для гобоя, 38 для фагота, 1 для мандолины)
38 концертов для 2 инструментов с сопровождением струнного оркестра и/или бассо континуо (25 для скрипки, 2 для виолончели, 3 для скрипки и виолончели, 2 для валторн, 1 для мандолин),
32 концерта для 3 и более инструментов с сопровождением струнного оркестра и/или бассо континуо.
Более 100 сонат для различных инструментов с сопровождением бассо континуо.
Светские кантаты, серенады, симфонии.
Stabat Mater и другие церковные произведения.
Одно из самых известных произведений — цикл из 4 скрипичных концертов "Времена года" — ранний образец программной симфонической музыки.

Итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижер, католический священник. Еще при жизни получил признание в Европе как композитор и скрипач-виртуоз, утвердил новую, так называемую «Ломбардскую» манеру исполнения. Является автором 40 опер, ораторий, более 500 концертов. Наибольшую популярность Вивальди получил благодаря своим скрипичным и инструментальным концертам. Одним из самых его известных произведений является «Четыре времени года» , написанное для струнного оркестра.

Антонио Вивальди родился 4 марта 1678 в Венеции, бывшей в то время столицей Венецианской республики. Предки Антонио происходили из Брешии, где родился его отец - Джованни Баттиста Вивальди . В Венецию Джованни Баттиста (прозванный за огненный цвет волос «Рыжим») переехал около 1670 года. Там в течение некоторого времени он работал пекарем, а потом освоил профессию цирюльника. В свобод­ное от зарабатывания хлеба насущ­ного время Джованни Баттиста играл на скрипке. И оказался настоль­ко одаренным музыкантом, что в 1685 году прославленный Джованни Легренци, капельмейстер собора св. Марка, принял его на службу в свой оркестр.

Первый и самый знаменитый из шести детей Джованни Баттисты Ви­вальди и Камиллы Каликкьо, Анто­нио Лючио, появился на свет раньше срока из-за внезапного землетрясе­ния. Родители мальчика увидели в рождении новой жизни при таких странных обстоятельствах знак свы­ше и решили, что Антонио должен стать священником.

Когда будущему великому компо­зитору было 15 лет, ему выбрили тон­зуру (символ тернового венца), а 23 марта 1703 года двадцатипятилет­ний Антонио Вивальди принял духовный сан. Однако он не чувствовал в себе искреннего желания быть свя­щенником и вскоре перестал слу­жить мессы. Хотя, как свидетельству­ет Карло Гольдони, всю свою жизнь Вивальди ежедневно читал молит­венник.

От отца Антонио унаследовал не только цвет волос (довольно редкий среди итальянцев), но и серьезную любовь к музыке, в особенности - к игре на скрипке. Джованни Баттис­та сам давал сыну первые уроки и привел его на свое место в оркестр собора св. Марка. Антонио занимал­ся композицией, учился играть на клавесине и на флейте. В сентябре 1703 года Вивальди стал преподавать музыку в приюте для девочек «Оспедале делла пьета».

Приют «Оспедале делла пьета» (буквально - «госпиталь сострада­ния») существовал с 1348 года и всег­да славился всесторонним (в том чис­ле и музыкальным) образованием, которое получали его воспитанницы.

Вивальди был связан с этим учрежде­нием на протяжении почти всей своей жизни. Нужно еще сказать, что пре­подавательская деятельность компо­зитора не ограничивалась работой в качестве «маэстро ди виолино» - т. е. учителя игры на скрипке. Вивальди давал частные уроки певцам, обучал игре на альте. Кроме того, он дирижи­ровал оркестром на репетициях и концертах, когда не было главного ди­рижера. И без устали писал музыку.

В 1705 году венецианский издатель Джузеппе Сала опубликовал первый сборник сонат для трех инструмен­тов (двух скрипок и баса) Антонио Вивальди. Следующую «порцию» скрипичных сонат Вивальди издал четыре года спустя Антонио Бортоли. Вскоре сочинения «рыжего священ­ника» (так окрестили Вивальди-младшего те самые венецианские шутники, что прежде дали прозвище «Рыжий» его отцу) приобрели не­обыкновенную популярность.

Всего лишь за несколько лет Анто­нио Вивальди стал самым знамени­тым скрипичным композитором Ев­ропы. О его славе и невероятном успехе свидетельствует следующий факт: в 1711-1729 гг. в Амстердаме вышло двенадцать сборников инструментальной музыки Вивальди , в том числе L"estro armonico («Гармоничес­кое вдохновение» ), La stravaganza («Причуда» ) и II cimento dell"armonia е dell"invenzione («Опыт гармонии и фантазии» ) - произведение, вклю­чающее в себя знаменитые Le quattro stagioni («Четыре времени года» или просто «Времена года» ). Впоследст­вии творения Вивальди печатались в Лондоне и Париже - тогдашних из­дательских центрах Европы.

В 1713 году в Виченце Вивальди пред­ставил публике свою первую оперу «Отгон на вилле» . В последующие пять лет он издал еще пять опер, ко­торые покорили крупнейшие вене­цианские театры. Вивальди стре­мительно превращался из вполне скромного «рыжего священника» в блестящего светского композитора.

В начале 1718 года он получил при­глашение служить дирижером при дворе в Мантуе. Здесь композитор пробыл до 1720 года, то есть до смер­ти жены своего работодателя князя Филиппа. И здесь же, в Мантуе, Вивальди познакомился с оперной певицей Анной Жиро . По мнению исследователей, именно Вивальди принадлежит большая заслуга в становлении Анны Жиро как оперной певицы, что вполне объяснимо, так как итальянские оперные композиторы обычно в совершенстве владели секретами вокальной техники. Сначала она была его ученицей, потом - главной исполнительницей в его операх и, на­конец, к всеобщему возмущению, стала его любовницей. Такое поведение композитора вызывало нарекание со стороны церковников. Позднее для Вивальди это приведет к тяжелым последствиям. Известно, что в 1738 году кардинал-архиепископ города Феррары Руффо запретил Вивальди въехать в город и отслужить мессу в связи с грехопадением композитора. По тем временам это считалось неслыханным позором и означало для Вивальди, некогда игравшего перед папой римским, полную дискредитацию его как духовного лица. Не менее значительными были и потери в финансовом плане.

После трехгодичной службы в Мантуе Вивальди возвращается в Венецию. Вернувшись в Венецию после трехгодичной службы в Мантуе, Вивальди всецело посвятил себя театральной деятельности. Он пробовал свои си­лы и в качестве автора, и в качестве импресарио.

В 1723-1724 годах Вивальди в течение трех карнавальных сезонов пожинал триумфальный успех в Риме, выступление в котором считалось наиболее серьезным испытанием для любого композитора. Вивальди выступил в Риме с операми «Геркулес на Термодонте» (1723 год), «Юстин и Добродетель, торжествующая над любовью и ненавистью» (1724 год).

Наиболее популярными у современников стали программные концерты, особенно знаменитые «Времена года» . Под этим названием приобрели известность первые четыре концерта для скрипки и струнного оркестра. В Париже они постоянно исполнялись с 1728 года и были выпущены отдельным изданием. Всего известно 28 инструментальных произведений Вивальди, наделенных программными названиями. Однако программными в подлинном смысле слова являются лишь «Времена года». В амстердамском издании 1725 года каждому из концертов предпослан стихотворный сонет, содержание которого определяет характер музыкального развития. Судя по тексту посвящения, концерты цикла были известны без сонетов задолго до издания, а их тексты, возможно, сочинялись уже под готовую музыку. В посвящении автор сонетов не назван, и не исключено, что им был сам Вивальди. Перед публикацией цикла он основательно переработал партитуру, чтобы сделать более понятным программный замысел музыки.

В концерте «Зима» - в партитуре «Ад» - композитор достигает вершин художественной изобразительности. Уже в первых тактах мастерски передано ощущение пронизывающей зимней стужи. Затем с поразительной наглядностью воспроизводятся удары капель дождя в окно, скольжение на коньках и внезапное падение конькобежца, трещание льда и, наконец, неистовая борьба южного сирокко с северным ветром.

Подлинно новаторский по замыслу цикл «Времена года» значительно опередил свое время, предвосхитив искания в области программной музыки композиторов-романтиков XIX столетия.

Во время карнавала 1734 года зрители театра «Сант-Анджело» увидели новую оперу Вивальди на либретто «Олимпиады» Метастазио - одного из самых знаменитых творений поэта-драматурга. Столь многоплановый по драматическим коллизиям сюжет, несомненно, вдохновил композитора на создание высокохудожественного произведения. Такой авторитетный знаток оперного творчества Вивальди, как А. Казелла, писал, что «Олимпиада» выделяется среди других опер итальянского композитора несравненной красотой музыки.

Несмотря на приближение композитора к преклонному возрасту, его творческая продуктивность оставалась поразительной. В Вероне исполняются его «Тамерлан» и «Аделаида» (1735 год), а во Флоренции «Джиневра, принцесса шотландская» (1736 год).

В 1740 году Вивальди окончательно отказался от работы в «Оспедале дел­ла пьета» и уехал в Вену, ко двору им­ператора Карла VI, своего давнего и, что немаловажно, могущественного почитателя.

Но, увы, радужным планам вели­кого композитора не суждено было сбыться. Приехав в Вену, он уже не застал монарха в живых. Кроме того, к этому времени популярность Ви­вальди пошла на спад. Предпочтения публики изменились, и барочная му­зыка быстро оказалась на периферии моды.

Шестидесятитрехлетний музы­кант, никогда не отличавшийся креп­ким здоровьем, не смог оправиться от этих ударов судьбы и заболел неизве­стной болезнью.

Умер Вивальди 28 июля 1741 года в Вене от «внутреннего воспаления» (так было записано в погребальном протоколе), на руках своей ученицы и подруги Анны Жиро. Похороны были скромные: прозвучало лишь несколько ударов колокола, а про­цессия состояла только из людей, на­нятых нести гроб.

После смерти музыкальное наследие Антонио Вивальди находилась в забвении почти 200 лет, и только в 20-х годах XX века итальянским музыковедом были обнаружены сборки рукописей композитора.

Итальянский композитор Antonio Vivaldi (Антонио Вивальди) известен нам как автор скрипичных концертов «Времена года» и один из главных представителей скрипичного искусства Италии 18-го века. Вивальди экспериментировал с музыкальными тембрами и придал скрипке новое звучание, сделав ее более удобным и по-настоящему концертным инструментом. Его гармоничную музыку слушают и сегодня для того, чтобы поднять настроение, улучшить работоспособность или расслабиться.

Антонио Вивальди родился в Венеции в 1678 году. Он появился на свет 7-месячным, с родовой травмой – сдавленной грудью, из-за этого музыкант всю жизнь страдал астмой. Припадки удушья практически не позволяли ходить по лестницам и совершать пешие прогулки. Из-за слабого здоровья родители решили определить мальчика в священники: они предполагали, что наличие сана, независимо от его здоровья и успехов, всегда обеспечит положение в обществе.

Служить в церкви Вивальди начал в 15 лет, однако музыка интересовала его куда больше, чем богослужения. Он мог прямо в ходе мессы сослаться на приступ астмы и уйти от алтаря в ризницу, чтобы сделать наброски новой фуги. В итоге начинающий композитор добился своего: молодому Вивальди запретили проводить службы.

Главным учителем музыки в жизни Антонио Вивальди стал его отец Джованни Батиста, который был известным скрипачом-виртуозом. Была у композитора также спутница и муза – певица Анна Жиро. Она жила в доме Вивальди, заботилась о его здоровье и сопровождала в путешествиях.

В 1713 году Антонио Вивальди и его отец упоминаются в путеводителе по Венеции как лучшие скрипачи этого города. К тому времени Вивальди стал оперным композитором. Всего он закончил более 400 крупных инструментальных произведений. Одновременно с этим Вивальди был совладельцем театра «Сант-Анджело», вел его бухгалтерию. Не бросил он и работу в венецианской консерватории «Пиета», для которой писал музыку. В свободное время композитор ставил свои оперы в других городах. Удивительно, что все это делал человек, который без посторонней помощи не мог дойти от двери до поданной кареты. Кстати, театр «Сант-Анджело» был выбран Вивальди именно потому, что он находился ближе всего к его дому.

В 1718 году Антонио Вивальди уехал работать в другой итальянский город – Мантую. Здесь он занял должность капельмейстера при дворе князя и губернатора. Через несколько лет Вивальди вернулся в Венецию, и уже оттуда впервые привез свою оперу «Геркулес на Термодонте» в Рим. Римлянам постановки понравились настолько сильно, что композитор удостоился аудиенции у самого папы.

Многие композиторы того времени испытывали финансовые трудности, коснулось это и Вивальди. Переменчивые музыкальные вкусы аудитории сделали его музыку устаревшей, а у публики появились новые кумиры. Одним из них был немецкий композитор Иоганн Адольф Хассе, работавший в то время в Венеции.

В 1740 году Вивальди отправился в Вену с надеждой поправить свое материальное положение при дворе императора Карла VI. Однако вскоре после приезда композитора его могущественный почитатель умер. В Вене началась война за австрийское наследство, и о Вивальди все забыли. Он умер в нищете в 1741 году и был похоронен на кладбище для бедняков. Место его погребения в Вене не сохранилось.

Отец Джованни Батиста Вивальди, скрипач собора св. Марка, обучал сына игре на скрипке с самого детства. Предположительно, учителем композиции был Джованни Легренци, а также Арканджело Корели из Рима.

Вивальди был пострижен в монахи 18 сентября 1693 года, а этого же числа, но уже 1700 года получил сан диакона. В сан священника Вивальди возведен 23 марта 1703 года.В церкви Сан-Джованни ин Олео он провел свою первую мессу. Был прозван рыжим священником, потому что оттенок его волос был необычным для венецианцев. В 1703 году 1 сентября его взяли в приют Пьетта на должность маэстро по классу скрипки. От графини Лукреции Тревизан он получил заказ на службу в церкви Сан-Джованни ин Олео 90 обетных заутренних. Вивальди была получена награда за преподавание игры на viola d’amore в 1704 году 17 августа. Имея проблемы со здоровьем, он был вынужден отказаться от предложения Лукреции Тревизан и прекратил службу на половине обетных заутренних. 1706 год запомнился поступлением в печать «Путеводителя по Венеции», оформленного картографом Коронелли, в издании которого говорилось о скрипачах-виртуозах отце и сыне Вивальди, а также переезд из старого, в более новое просторное жилье с площади Брагора в соседний приход Сан-Проволо.

Впервые он попал в Рим в 1723 году, а в 1724 - во второй раз, во время которого посетил премьеру оперы «Джустино», а также побывал у папы Бенедикта XIII на аудиенции.Опус VIII "Il Cimento dell’Armonia e dell’Invenzione издается в Амстердаме в 1725 году. Четыре известнейших концерта «Времена года» были включены в данный цикл «Искус гармонии и инвенции», производящий уже на тот момент непередаваемое впечатление на слушателя своею страстью и новаторством. Жан Жак Руссо, который работал тогда в посольстве Франции, очень дорожил музыкой Вивальди и даже сам играл некоторые произведения из данного цикла на своей флейте. Очень популярны были концерты «Ночь» (La notte), «Щегленок» (Il cardellino), для флейты и оркестра, концерт для двух мандолин RV532, которые выделялись своей изобразительностью и гармонией, что было очень характерно для его произведений. «Gloria», «Magnificat», «Stabat Mater», «Dixit Dominus» - духовные произведения, принадлежащие руке Вивальди.

В период 1703-1725 годов он был преподавателем, а после - дирижером оркестра, руководил концертами, начиная с 1713 года, руководил хором и оркестром в «делла Пьета» (Венеция), сиротском доме, который носил звание наилучшего музыкального учебного заведения для девочек. Вивальди в 1735 году снова побыл капельмейстером, но на этот раз недолго.

Так называемая драматизированная «ломбардская» манера исполнения, была утверждена Вивальди как наиболее авторитетным представителем скрипичного искусства XVIII века в Италии. Ему принадлежит сотворение жанра инструментального соло-концерта, а на развитие виртуозной техники игры на скрипке он оказал значительное воздействие. Будучи мастером кончерто гроссо (ансамблево-оркестрового концерта), Вивальди определил для него форму в виде цикла в 3х частях, определив при этом для солиста виртуозную партию.

Славу композитора, которому по силам за 5 дней сотворить оперу в 3 актах и сделать массу вариаций для одной темы, получил еще при жизни. В Европе прославился званием скрипача-виртуоза. Гольдони, которого Вивальди просто лелеял, после кончины второго в своих мемуарах говорил о нем, как о композиторе «посредственном». Память о Вивальди длительное время хранилась за счет сделанного Й. С. Бахом ряда транскрипций из произведений предшественника, и лишь XX век отметился выпуском всех инструментальных опусов в одном собрании. Классическая симфония формировалась, проходя этап инструментальных концертов Вивальди. Ф.Малипьеро в Сиене возглавил Итальянский институт, названный именем Вивальди.

Венецию Вивальди окончательно покинул в мае 1740 года. Прибыв в Вену в неудачный для себя период, период кончины императора Карла VI и начала войны за наследство Австрии, Вивальди оказался вне интереса. 28 июля 1741 года он умер в Вене, будучи забытым, нищим и больным. Квартальным врачом была зафиксирована смерть от внутреннего воспаления. Похоронили Вивальди за небольшую плату в 19 флоринов 45 крейцеров на кладбище для бедных. Сестры Маргарита и Дзанетта только через месяц узнали о смерти Антонио. Судебный пристав 26 августа сделал опись его имущества для того, чтоб погасить долги.

За то, что чересчур был увлечен оперной сценой, проявляя спешку и неразборчивость, часто поддавался критике современников, Вивальди был прозван друзьями, как Дирус (Неистовый), после того, как поставил оперу «Неистовый Роланд». На сегодняшний день все оперное богатство композитора, оцениваемое в 90 опер, пока что не смогло стать достоянием оперной сцены мира, и только в 1990-е годы был поставлен «Неистовый Роланд» в Сан-Франциско.

Вивальди и его творчество очень повлияли на музыкантов различных наций, особенно на немцев, а не только на композиторов - соотечественников. Высокий интерес вызывает влияние творчества Вивальди на Й. С. Баха, являющегося одним из величайших немецких композиторов XVIII века. В 1802 году была опубликована первая биография Баха, в которой ее создатель, Иоганн Николаус Форкель, акцентировал внимание на имени Вивальди среди всех мастеров, оказывающих влияние на молодого Баха. С изучением творчества Вивальди связано усиление тематики, характеризующейся инструментальной виртуозностью в период 1717-1723 гг., так называемый кётенский творческий период. Влияние отслеживалось не только в овладении и переделке некоторых приемов, все было гораздо серьезней. Стиль Вивальди был настолько горячо воспринят Бахом, что стал его личным языком музыки. Близость Баха изнутри с музыкой Антонио заметна в разных произведениях, даже в «Высокой» мессе си минор. Неоспоримо, что воздействие на немецкого композитора музыки Вивальди было очень велико. Стоит вспомнить слова А.Казеллы, что говорил о Бахе, как о величайшем почитателе, которому чуть ли не единственному удалось в то время по достоинству оценить всю гениальность Вивальди.

Создал больше 40 опер, включая «Роланд — мнимый безумный» (1714г.), «Нерон, ставший Цезарем» (1715г.), «Коронация Дария» (1716г.), «Обман, торжествующий в любви» (1725г.), «Фарначе» (1727г.), «Кунегонда» (1727г.), «Олимпиада» (1734г.), Оракул в Мессении» (1738г.), «Ферасп» (1739г.) - театр «Сант-Анджело» в Венеции. «Гризельда» (1735г.), «Аристид» (1735г.) - театр «Сан-Самуэле» в Венеции. Оратории — «Моисей, бог фараона» (1714г.), «Торжествующая Юдифь» (1716г.), «Поклонение волхвов» (1722г.) и др.

Создатель 500 концертов, в числе которых: 44 для бассо континуо и струнного оркестра, 352 для инструмента в сопровождении струнного оркестра или бассо континуо(для виолончели - 26, для скрипки - 253, для поперечной - 13, для фагота - 38, для гобоя - 12, для продольных флейт - 3, для мандолины - 1, для виоль д’амур - 6),49 кончерти гросси, 32 для 3х и больше инструментов в сопровождении струнного оркестра или бассо континуо, 38 для 2х инструментов в сопровождении струнного оркестра или бассо континуо (для скрипки - 25, для виолончели - 2, для валторн - 2, для скрипки и виолончели - 3, для мандолин - 1).

4 скрипичных концерта «Времена года» - это одно из известнейших его творений, являющееся образцом симфонической музыки. Вивальди один из первых использовал валторны, гобои, фаготы и другие инструменты в роли самостоятельных, а не дублирующих, поэтому его вклад в развитие инструментовки более чем значительный.

Вивальди — имя этого композитора на слуху у каждого из нас. Его виртуозные скрипичные произведения сложно не узнать, они сопровождают нас повсюду. Все потому, что каждое из них невероятно красиво, уникально, но вместе с тем узнаваемо за счет единого стиля композитора. Список произведений Вивальди обширен и разнообразен. Это оперы, концерты, сонаты и небольшие пьесы, некоторые из которых не дошли до наших дней.

В статье представлен список известных произведений Вивальди, дана информация, как и когда он их написал.

Жизнь великого творца

Антонио Лючио Вивальди — итальянский композитор — появился на свет 4 марта 1678 года в прекраснейшем городе Венеция. Его отец был потомственным цирюльником, но по совместительству увлекался игрой на скрипке. И настолько хобби завлекло его, что он стал виртуозным скрипачом, весьма известным в своем городе.

Свой талант вместе с инструментом он передал по наследству сыну и тот уже, приумножая дарования своего родителя, сумел не только играть на скрипке, но и сочинять уникальные мелодии.

Написанием музыкальных текстов Антонио увлекся еще в юные годы — он сочинял простые «песенки», мотивы, иногда записывал их, иногда просто запоминал. Вскоре стал придумывать полноценные произведения, которые пришлись по вкусу венецианской музыкальной элите.

Вивальди был приглашен на работу в качестве композитора в консерваторию «Пиета», где музыке обучались брошенные и осиротевшие девочки. Именно для них Антонио писал по 2 концерта в месяц, а они изучали эти творения в качестве этюдов. Вот так пришли в мир многочисленные произведения Вивальди. Список бесконечен, их невероятно много, они чем-то похожи между собой, но вместе с тем каждое является уникальным.

Кончерто гроссо

Антонио Вивальди по праву считается родоначальником отдельного музыкального жанра — кончерто гроссо, что переводится как «большой концерт». Суть заключается в том, что в ходе исполнения произведения чередуются партитуры, в которых выступает весь оркестр и отдельные партии, где солирует тот или иной инструмент (в случае Вивальди это чаще всего скрипка). Это разновидность ранее существовавшей трио-сонаты, где первая часть — быстрая, вторая — медленная и третья — снова быстрая. Только теперь ее звучание стало более многогранным и интересным за счет такой колористики. В списке произведений Антонио Вивальди насчитывается 517 концертов, которые делятся на следующие категории:

  • 44 концерта для бассо континуо и струнного оркестра;
  • 49 кончерто гроссо;
  • 38 концертов для двух инструментов с аккомпанементом струнного оркестра или бассо континуо;
  • 32 концерта для трех инструментов и сопровождения в виде бассо континуо или струнного оркестра;
  • 352 концерта для одного инструмента и аккомпанемента в качестве бассо континуо или струнного оркестра.

Концертный список произведений Вивальди до сих пор практически в полном объеме является достоянием музыкальных школ и училищ. Дети разучивают и играют концерты, тем самым совершенствуясь в виртуозности и технике звука.

Оперы

Антонио Вивальди был композитором, который мог за три дня написать целую оперу — именно такая слава разнеслась о нем по всей Венеции. И это было правдой. Он действительно очень быстро и при этом талантливо сочинял столь сложные вокально-инструментальные произведения, которые имели большой успех.

На счету у композитора 90 опер, многие из которых незаслуженно забыты. Другие же до сих пор пользуются успехом в ведущих театрах мира.

Рассмотрим оперный список произведений Вивальди, затронув лишь самые известные творения:

  1. «Неистовый Роланд».
  2. «Фарнак, правитель Понта».
  3. «Олимпиада».
  4. «Гризельда».
  5. «Аристид».
  6. «Тамерлан».
  7. «Моисей, бог фараона».
  8. «Поклонение волхвов».
  9. «Торжествующая Юдифь».

Прочие произведения

Поразительно, но учитывая темпы, с которыми Вивальди писал под заказ, у него еще оставалось время и вдохновение, чтобы сочинять произведения ради собственного удовольствия! Так сказать для души, композитор написал более 100 сонат, а также серенады, кантаты, симфонии и мелкие пьесы. Но стоит представить еще один биографический факт об Антонио — он был священником. Он никогда не отступал от церкви, поэтому написал немало католических секвенций Stabat Mater.

Для августейших особ

Благодаря несравненному таланту и гениальности Вивальди быстро стал излюбленным композитором и музыкантом. Его творения просто обожал Людовик XV. Антонио ко дню бракосочетания короля написал серенаду-кантату «Глория и Игоменей». Год спустя ко дню рождения двух августейших принцесс Вивальди написал еще одну серенаду — «Празднующая Сена». Следующее творение было уже создано специально для Карла VI и получило название «Цитра». Говорят, что император настолько проникся творчеством и самой личностью композитора, что мог беседовать с ним целыми днями. Он пожаловал Вивальди золотую медаль и звание рыцаря, а также пригласил в Вену. За это композитор отправил ему копию произведения «Цитра».

Времена года

Переходим к списку музыкальных произведений Вивальди, которые завоевали успех, неподвластный времени. Речь идет о знаменитых «Временах года», кои получили столь простое и незамысловатое название лишь потому, что их в опусе 12 штук.

В начале 1720-х Вивальди принялся за написание нового опуса под номером 8. Он назвал его «Спор гармонии с изобретением», но однозначно эти «сонаты» имели сезонный контекст. Дело в том, что перед исполнением каждой из них зачитывался сонет, в котором четко представлялось конкретное время года. Предположительно, эти сонеты сам Антонио и написал, но скрыл свое авторство. Что же из себя представляет Opus No.8?

Это четыре концерта, каждый из которых состоит из трех частей. Первая именуется «Аллегро», вторая — «Ларго» или «Адажио» и третья снова «Аллегро» или «Престо». То есть структура как у обычной сонаты или кончерто гроссо — две крайние части быстрее, а середина медленная и протяжная.

Нередко «Времена года» звучат в фильмах, передачах, их исполняют на светских раутах или просто наслаждаются этой прекрасной музыкой дома.

Заключение

Полный список произведений Вивальди, указывающий на наименование каждого произведения, был бы невероятно огромным и не уместился бы в рамки единой статьи. Сложно представить себе, насколько талантливым и гениальным был этот человек, как он виртуозно владел инструментом и собственным вдохновением. Он подарил миру богатейшее наследие в виде несчетного количества концертов, сонат, опер и прочих музыкальных творений, которые с огромным удовольствием играют и слушают сегодня.