Тургенев первая любовь разум и чувства. Разум и чувства

>Сочинения по произведению Отцы и дети

Разум и чувства

В романе «Отцы и дети» Иван Тургенев показал новое общественное явление, возникшее в России в середине 19-го века - нигилизм. С тех пор это понятие стало нарицательным. По сути, нигилисты - это люди, которые не приемлют сложившихся в обществе отношений и отрицают все устаревшие догмы. Наряду с нигилизмом и проблемой двух поколений, писатель затронул еще одну актуальную во все времена тему - тему любви.

С самого начала произведения мы наблюдаем сложные взаимоотношения героев и проблемы личного характера. Молодой студент Аркадий , вернувшись домой к отцу, замечает, что в их родовом имении живет еще один член семьи - юная содержанка Фенечка . Николай Петрович Кирсанов был вдовцом и мог себе позволить приютить другую женщину, тем более что у Фенечки была нелегкая жизнь. Фактически, помещик ее пожалел и взял всю ответственность за ее содержание на себя. Теперь у них был совместный ребенок. Не рад был этому старший брат Николая Петровича, ярый аристократ и убежденный холостяк.

У Павла Петровича также была непростая жизнь. Он оставил блестящую военную карьеру после поражения в борьбе за сердце светской красавицы княгини Р. Однако Кирсановым удавалось сохранить мир в доме, так как Николай Петрович по-доброму относился ко всем членам своей семьи и придерживался дружественной дипломатии. Что касается молодого поколения, Аркадий и его друг Евгений Базаров нашли свое счастье в лице сестер Одинцовых. Однако первому удалось превратить хорошие дружеские отношения с Катей в благополучный союз, а второму нет. Базаров, как яркий представитель нигилизма, старался не подпадать под чары женщин и отрицал саму сущность любви.

Для этого героя на первом месте был разум, а затем уже чувства. Но в этом и заключалась его главная ошибка. Отказавшись от Анны Сергеевны , он всю жизнь мучился. Он знал, что мог сделать Одинцову счастливой, ведь она итак остро переживала свое одиночество после смерти мужа, но герой решил сохранить верность своим взглядам. В ответ на свою откровенность Анна Сергеевна требовала раскрыть душу, на что он был неспособен. В конце произведения, когда он был уже серьезно болен, Базаров сильно жалел о невысказанных чувствах. Он передал их в письме, в котором также просил позаботиться о его престарелых родителях.

К сожалению, любовь Базарова и Одинцовой была с самого начала обречена, потому что герой был слишком самолюбив и заносчив. Он и сам понимал, что их чувства не выдержали бы и первой проверки. Таким образом, Тургенев хотел показать, что каждый человек способен на любовь, но не каждый может ее удержать. В случае с Базаровым, автор наделил героя губительным разумом, который не оставил ему возможности для личностного роста и духовного развития.

Кульминация повести. Реальное и символическое значение финала. Решающее свидание отца и Зинаиды во время верховой прогулки мы видим его глазами. Володя, случайно ставший свидетелем встречи, наблюдает за ней издали. До него почти не доносятся слова. О происходящем Володя может судить лишь по жестам, выражению лиц. Перед нами словно разворачиваются кадры немого кино. О том, что это свидание психологически важное, мы можем судить хотя бы по тому, что Петру Васильевичу пришлось «спуститься на землю» со сказочного кентавра. Со своей лошади по кличке Электрик, которая некогда составляла единое целое со своим хозяином - «такая же избалованная, неутомимая и злая». Но меж ними остается зримая преграда: «На улице <...>, пред раскрытым окном деревянного домика стоял мой отец <…>, а в домике <…> сидела женщина в темном платье <…>. Эта женщина была Зинаида».

Перед нами новая Зинаида, «с непередаваемым отпечатком преданности, грусти, любви и какого-то отчаяния». Это лицо, темное печальное платье говорят, насколько нелегка жизнь девушки, всем пожертвовавшей ради первой любви. Но сознает ли это ее любимый мужчина? Володя застает их в момент спора. Петр Васильевич убеждает Зинаиду еще в чем-то подчиниться - судя по началу французской фразы «вы должны…». Девушка колеблется; в ответ на его слова она «улыбалась - покорно и упрямо. По одной этой улыбке я узнал мою прежнюю Зинаиду». Раздраженный подобным противоречием, отец Володи решается на жестокий поступок: «…Поднял хлыст <…> и послышался резкий удар по этой обнаженной до локтя руке». Володю до глубины души поражает реакция девушки: «Зинаида вздрогнула, молча посмотрела на отца и, медленно поднеся свою руку к губам, поцеловала заалевший на ней рубец». Исполненный самоотвержения жест пробуждает раскаяние в душе старого эгоиста: «Отец швырнул в сторону хлыст и, торопливо взбежав на ступеньки крылечка, ворвался в дом...» Скорее всего, этот день стал поворотным в жизни Петра Васильича и в его отношении к людям: «Он задумался и опустил голову <…>. И тут-то я в первый и едва ли не в последний раз увидел, сколько нежности и сожаления могли выразить его строгие черты».

Отец Володи стал жертвой чувства, как Беловзоров и Лушин. Мы не знаем, какое известие содержало «письмо из Москвы», которое его так взволновало, послужило причиной удара. Счастье любимой женщины побуждает Петра Васильевича, в свою очередь, поступиться гордостью: «Он ходил просить о чем-то матушку и, говорят, даже заплакал. Он, мой отец!» Строки предсмертного письма Володе ничего не поясняют. Незаконченное загробное послание выводит запоздалое чувство на новый уровень обобщения: «Сын мой <…>, бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы…» После кончины Петра Васильевича мать Володи, несомненно, выполняя предсмертную просьбу мужа, отослала в Москву «довольно крупную сумму».

В финале повести Тургенев вновь затрагивает тему времени, снова напоминает, как непоправимо страшно промедлить в любви. Господин Н. не смог догнать Асю. Владимиру Петровичу посчастливилось спустя «года четыре» услышать о Зинаиде. Княжна сумела устроить свою жизнь, вопреки светским пересудам. Так можно понять вежливые недомолвки Майданова, из уст которого Владимир узнал о дальнейшей cудьбе Зинаиды, теперь уже госпожи Дольской. Им можно встретиться и встретить былое. Тем более, что она «еще похорошела» и, по уверениям друга, «будет рада» видеть прежнего поклонника.

«Старые воспоминания во мне расшевелились, - рассказывает Владимир Петрович, - я дал себе слово на другой же день посетить бывшую мою «пассию». Легкомысленное слово «пассия», которое Владимир Петрович употребил, говоря о своей первой любви, внушает читателю тревогу. И действительно, герой не очень спешит: «Но встретились какие-то дела; прошла неделя, другая…» А судьба не хочет ждать: «…Когда я, наконец, отправился в гостиницу Демут и спросил госпожу Дольскую - я узнал, что она четыре дня тому назад умерла почти внезапно <…>». «Меня как будто что-то в сердце толкнуло, - рассказывает герой. - Мысль, что я мог ее увидеть и не увидел и не увижу ее никогда, - эта горькая мысль впилась в меня со всею силою неотразимого упрека. Упоминание «четырех дней», прошедших со дня смерти, объяснимо. Володя не успел даже на похороны Зинаиды. Но он отчасти искупил грех, когда «присутствовал при смерти одной бедной старушки», жившей одиноко, и у которой не было родных.

Конспект урока для 7 класса по теме «И.С.Тургененв. «Первая любовь». Нравственная проблематика повести. Смысл заглавия. Автобиографическая основа текста».

1 . Ребята, я подготовила для вас несколько высказываний Ивана Сергеевича о любви:

Без горячей любви, без глубокой и сильной веры не стоит жить.

В любви одно лицо – раб, а другое – властелин, и недаром толкуют поэты о цепях, налагаемых любовью. Да, любовь – цепь, и самая тяжелая.

Любовь на всякий возраст имеет свои страданья.

Ничего не может быть хуже и обиднее слишком поздно пришедшего счастья.

Всякая любовь счастливая, равно как и несчастная, настоящее бедствие, когда ей отдаешься весь.

По ходу урока мы еще возвратимся к этим высказываниям.

2. Этот текст тоже о любви. Обратите внимание, что это слово вынесено в заглавие, а это, мы помним, сильная позиция текста. Первое впечатление читателя о литературном произведении формируется именно заглавием.

3. Ребята, хочется отметить, что сам Тургенев очень любил эту свою повесть. Вот как он говорил об этом произведении: «Это единственная вещь, которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено…» Ребята, а какое впечатление на вас произвел этот текст?

4. Текст был написан примерно 150 лет назад. Очень давно. Как вам кажется, сохранил ли он свою актуальность? Почему?

(Здесь учитель должен обратить внимание учеников на то, что текст актуален для всех и всегда, потому что он о любви – чувстве, которое не только волновало писателей и художников во все времена и занимает огромное место в душе, внутреннем мире каждого человека. Кроме того, можно указать, что главный герой Володя практически ровесник ребят).

5. Итак, давайте обратимся к самой повести. Начнем с посвящения. Повесть посвящена П.В.Анненкову. У нас есть сообщение о нем.

Примерный текст сообщения

Повесть посвящена близкому другу И.С. Тургенева Павлу Васильевичу Анненкову. Анненков литературный критик, мемуарист, прозаик, биограф и издатель собрания сочинений А.С. Пушкина.

Дружба с Н.В. Гоголем и В.Г. Белинским определила будущую литературную судьбу Анненкова. Анненков подолгу жил заграницей, посетил Германию, Австрию, Италию, Швейцарию, Францию, Бельгию, Данию, Англию. Свои впечатления живо и интересно отразил в «Письмах из-за границы» и «Путевых записках».

Познакомившись с И.С. Тургеневым, Анненков стал до конца жизни писателя его другом и литературным советчиком.

Важное место в мемуарах П.В. Анненкова занимают воспоминания «Молодость И.С. Тургенева. 1840-1856» (1884). К тому же Павел Васильевич Анненков является первым публикатором писем Тургенева.

После сообщения учитель подытоживает, что Анненков - близкий друг И.С. Тургенева, литературный критик, мемуарист, прозаик, биограф, дружил с Гоголем, Белинским. Кроме того, Анненков – автор мемуаров «Молодость И.С.Тургенева», впервые опубликовал его личные письма.

Здесь учитель записывает на доске слово «мемуары», учащиеся записывают определение в тетради (мемуары – записки, дневники, воспоминания автора о каких-либо событиях, участником которых он был и великих людях, которых лично знал).

6 . Ребята, когда мы говорим о каком-либо тексте, для нас всегда оказывается интересным мнение современников о нем. Ведь мы, спустя 150 лет, судим о повести вслед за критиками и миллионами читателей. А каким текст видели современники? Конечно, мы не сможем в рамках урока осветить все многообразие точек зрения на повесть, поэтому я расскажу вам о мнении тех людей, к которым прислушивался сам Тургенев. Первый человек – Луи Виардо, французский критик и писатель. Но нам эта фамилия уже знакома?

Итак, вот что Виардо писал о повести Тургеневу : “Мой дорогой друг, я хочу высказаться перед вами начистоту по поводу вашей “Первой любви”. Откровенно говоря, если бы я был редактором “Revue des Deux Mondes”, я тоже отказался бы от этого небольшого романа и по тем же причинам. Боюсь, что его, хотите вы этого или нет, следует отнести в разряд той литературы, которую справедливо именуют нездоровой. Все его персонажи отдают одиозностью.

Ребята, кто знает значение слова «одиозный»? Давайте запишем. (одиозный – неприятный, вызывающий к себе крайне отрицательное отношение).

Однако друг Тургенева писатель Гюстав Флобер, классик французской литературы, оценивает “Первую любовь” иначе. В марте 1863 года он пишет Тургеневу: “...я особенно хорошо понял эту вещь… Всю эту повесть и даже всю книгу осеняют следующие две строчки: “Против отца у меня не было никакого дурного чувства. Напротив: он как будто ещё вырос в моих глазах”. Это, на мой взгляд, мысль поразительно глубокая. Будет ли это замечено? Не знаю. Для меня это вершина».

Ребята, а вы в большей степени склоняетесь к какому мнению? Кто же прав? Как вы думаете, почему Виардо назвал повесть «нездоровой литературой»?

Здесь ребята, скорее всего, затруднятся с ответом. Переходим к наводящим вопросам:

Давайте поговорим о главной героине. Какая она? Что вам в ней симпатично, а что неприятно?

Учитель должен обратить внимание учеников на то, что именно живость княжны, ее непосредственность, искренность делают ее привлекательной в глазах окружающих. Этим она противопоставлена остальным героям, которые пытаются соблюдать светские приличия. О том, что молодая девушка не должна вступать в отношения с женатым мужчиной, дети, как правило, говорят сами.

Почему же никто из окружающих ее мужчин не находит места в ее сердце?

Через этот вопрос приходим к выводу, что ее окружение заурядно, неинтересно ей. Можно отметить, что Малевский – подлец, Беловзоров глуп и т.д. Она выше и сильнее каждого из этих мужчин.

Почему Зина полюбила Петра Васильевича.

Анализируем образ отца Володи. Акцентируем внимание на противоречивости образа. Утонченность, ум, обаяние, загадочность, сила – вот что привлекает Зину в нем.

Вы осуждаете этого героя? Пренебрегает чувствами жены, сына, Зины.

Как вы думаете, почему Володя так сказал об отце: “Против отца у меня не было никакого дурного чувства. Напротив: он как будто ещё вырос в моих глазах”.

Отец холоден, равнодушен с женой и сыном, а тут Володя увидел в его сердце любовь. Именно это чувство возвысило отца в глазах сына.

Здесь можно вернуться к высказываниям Тургенева. Обратить внимание учеников на то, что любовь это и счастье, и мука одновременно.

Делаем вывод, что именно за то, что герои нарушают нормы морали, Виардо и называет повесть «нездоровой литературой», а Флобер, по всей видимости, готов оправдать любовью очень многое.

7 . Ребята, давайте обратимся к заглавию. Почему текст так называется?

Здесь ребята всегда говорят, что текст о первой любви Володи. Иногда говорят, что о первой любви Зарецкой. Нужно подвести ребят к мысли, что повесть и о первой любви Петра Васильевича.

8 . Эта повесть трогает читателя до глубины души. Но она становится еще интереснее, если читатель знает, что текст является автобиографическим.

Прототипами родителей Володи стали родители И.С. Тургенева. Писатель рисует яркий и достоверный портрет своего отца, о чём он сам неоднократно говорит. Многие его за это осуждали, но писатель восхищался красотой своего отца, его неотразимой очаровательностью. Тургенев вспоминал, что он, почти мальчик, и его отец полюбили молодую и удивительно красивую поэтессу Екатерину Шаховскую. Для отца это была последняя, почти роковая любовь, которая, по мнению некоторых критиков, и ускорила его гибель. Причины смерти Сергея Николаевича Тургенева до конца неизвестны. Сама Варвара Петровна (мать писателя) намекает на это в одном из писем, говоря о “насильственной смерти” мужа. В то самое утро, когда отца хватил удар, он начал письмо к сыну на французском языке: «Сын мой, бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы». И сам Иван Сергеевич сказал о себе: «Вся моя жизнь пронизана женским началом... Я полагаю, что только любовь вызывает такой расцвет всего существа, каким не может быть ни что другое».

Однажды на вопрос, кто же послужил прототипом молодого героя повести «Первая любовь»,Тургенев ответил: «Этот мальчик – ваш покорный слуга…-Как? И вы так влюблены были?- Был. - И с ножом бегали?- И с ножом бегал».

О прототипе главной героини повести у нас есть сообщение.

Примерный текст сообщения .

Прототип Зинаиды Засекиной - реальное лицо – княгиня Шаховская, поэтесса. Под её именем в 30-х годах напечатано несколько стихотворных отрывков. Стихи Шаховской производят необычное впечатление. Особенно, если перед этим перечитаешь тургеневскую "Первую любовь". Они необычайно легки, свободны и изящны. Поэтическим опытам Шаховской в сильной степени присущи исповедальные мотивы. Этим они для нас особенно ценны. С детской непосредственностью рассказывает княжна о том, какое смятение вызвала любовь у ее героини, как велика у нее решимость отстаивать свое чувство против целого мира.

Судьба Шаховской передана Тургеневым в повести в значительной мере в соответствии с реальностью. В сентябре 1835 года, то есть без малого через год после смерти С.Н.Тургенева, Шаховская вышла замуж. Замужество княжны было истолковано современниками как какой-то отчаянный жест, демонстрация. 22 июня 1836 года у Екатерины Львовны родился ребенок. Через шесть дней после этого мать скончалась. В Петербурге, на Волковом кладбище, в начале прошлого века ещё сохранялось небогатое надгробие над могилой княжны Шаховской. На памятнике эпитафия:

Мой друг, как ужасно, как сладко любить!

Весь мир так прекрасен, как лик совершенства.

После сообщения учитель акцентирует внимание на том, что и героиня повести, и Шаховская умирают молодыми, практически сразу после смерти любимого. В сообщении звучит слов эпитафия, записывает определение (эпитафия – слова, сочиняемые на случай чьей-либо смерти, часто используются в качестве надгробной надписи).

Ребята, послушайте еще раз как звучит эпитафия на могиле поэтессы. Кто написал эти пронзительные слова? Кто посылал ей прощальный привет? Неизвестно. Но нам хочется думать, что это И.С. Тургенев.

9. Д/З Анализ эпизода повести по группам.

I группа: “Игра в фанты” (гл. VII);

II группа: “Прыжок со стены” (гл. XII);

I II группа: “Объяснение Зинаиды и отца” (гл. XXI).

П л а н а н а л и з а э п и з о д а

1/ Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения. Его условное название.

2/Речевой строй эпизода: диалог (речевые характеристики героев, особенности авторских ремарок), повествование (изображение событий), описание (портрет, пейзаж, психологическое состояние героев), авторские рассуждения (лирические отступления).

3/Какие события происходят в эпизоде, кто в них участвует, какие стороны характера героев раскрываются?

4/Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель, с какой целью?

5/Каково значение эпизода для раскрытия главной мысли произведения, выражения авторской позиции?

«Первая любовь» — повесть И.С. Тургенева. Замысел произведения относится к концу 1850-х годов, работа над ним завершена в марте 1860 г. Первая публикация осуществлена в журнале «Библиотека для чтения» за 1860 г. (№3), последующие воспроизводили этот текст с незначительными авторскими правками.

«Первая любовь» Тургенева, в отличие от одновременно создававшихся романов «Накануне» и «Дворянское гнездо», не ставит и не решает остро социальных вопросов времени. Повесть отличается камерностью звучания, на что указывает, в частности, обрамление. Три друга, три уже немолодых человека, собираются вместе, чтобы исполнить давнее намерение: каждый должен рассказать историю своей первой любви. Содержание повести, следовательно, обращено не к сфере официальных отношений «большого мира», а к глубоко личной, интимной стороне человеческого существования.

Исследуя одну из вечных проблем жизни, Тургенев добивается подлинно символического обобщения материала. Ключ к содержанию кроется в заглавии. Образ «первой любви» означает, с одной стороны, возраст человеческой жизни, а именно переход от детства к юности и приближение к периоду зрелости (герой повести, шестнадцатилетний Владимир, готовится к поступлению в университет и переживает в этот момент первое любовное чувство). С другой стороны, это универсальный образ такого духовного состояния, в котором ожидание счастья, боготворение любимого существа, готовность ради него жертвовать жизнью сопрягаются с глубокой печалью, познанием трагической сущности любви, наконец, грустным сожалением о неосуществимости прекрасных надежд юности. Такое сложное звучание мотива «первой любви» достигается посредством соединения в повествовании двух точек зрения: юного Владимира, делающего первые шаги на жизненном пути, и того же героя четверть века спустя — сорокалетнего Владимира Петровича, остро сознающего приближение старости.

Повесть «Первая любовь» Тургенева построена как ретроспекция — но не в форме ожидаемого устного рассказ, а как предварительно записанное воспоминание (оказывается, легче описать интимные чувства на бумаге, чем рассказать о них вслух). Различение временных пластов «прошлого» и «настоящего» позволяет рассказчику преобразить давно минувшее и показать первую любовь как исключительное событие человеческой жизни, единственное и неповторимое по яркости переживаний, по молитвенному настрою души. Состояние первой любви не имеет ничего общего с обыденностью и пошлостью повседневности. Праздничный образ первой любви складывается из неотразимого обаяния женской красоты, желания подвига, романтического воодушевления (юный Владимир цитирует Пушкина, Лермонтова, Хомякова, Шиллера), наконец, удивительных, сотканных из цвета и света пейзажей, отвечающих чувствам героя.

Одно из самых лирических произведений Тургенева, повесть «Первая любовь» автобиографична. Работая над повестью, сорокадвухлетний Тургенев испытывал глубокий душевный надлом, вызванный переживанием близкого порога старости. «Жизнь вся в прошлом, — писал он графине Ламберт, — а настоящее только дорого, как отблеск прошедшего. А между тем что же было такого особенно хорошего в прошедшем? Надежда, возможность надеяться, — т.е. будущее». Идея трагизма жизни, невоплотимости идеалов, столь напряженно переживаемых в юности, — таков итог осмысления прошлого в повести «Первая любовь».

Фокеев Никита

Работа анализирует содержание 16 главы повести И.С.Тургенева "Первая любовь" и определяет ее роль в раскрытии идейного замысла произведения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

  1. Введение. Постановка цели……………………………….2
  2. Анализ эпизода…………………………………………….3
  3. Заключение………………………………………………...6
  4. Литература…………………………………………………7

I.Введение. Постановка цели .

Любовь… Что это? Стрела Эрота, которая пронзает человеческий разум и сводит с ума? Проделки богини любви Афродиты? А может, это награда человечеству за все созданное им? Или наказанье за нарушение святых заповедей Бога? Тысячи философов за все существование человеческого рода бились и будут биться над этой загадкой, потому что каждый человек мира хоть раз любил. И каждый по-своему. Те люди, которые любят всей душой, искренне, самозабвенно, отдаваясь полностью во власть чувства, рождены стать творцами. Одним из таких творцов был Иван Сергеевич Тургенев. Этот известный человек поражал и поражает своих читателей многогранностью своих чувств. Его понимание любви очень красочно передается в его произведениях: любовь к природе («Записки охотника»), любовь к крепостному крестьянину («Муму»), любовь мужчины и женщины («Ася», «Первая любовь») – и это самый краткий перечень его произведений.

Подробно я хочу остановиться на повести И.С.Тургенева «Первая любовь», так как считаю, что я и мои ровесники находимся в ожидании этого большого загадочного чувства, которое «…волнует душу и мешает сну» (М.Ю.Лермонтов). Как понять, что к тебе пришла настоящая любовь, и это именно то, что перевернет всего тебя, всю твою жизнь, как ухватить эту

ускользающую нить, как успеть сказать то самое главное слово, ведь «У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего… у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье». Вряд ли я найду ответы на эти вопросы, все это очень индивидуально. Но чувства Володи, его переживания, на мой взгляд, близки современному молодому человеку.

В каждом своем произведении Тургенев проводит своих героев через испытание любовью. У Тургенева жизнеспособен только любящий, глубоко чувствующий человек. Мне импонирует в писателе то, что характеры героев, их психология, их взгляды раскрываются не сразу, а постепенно, полунамеками: через детали, портрет, реплики диалога, авторские ремарки. Отсюда – важность каждого эпизода, каждого сказанного героями слова.

Цель моей работы – проанализировать 16 главу повести И.С.Тургенева «Первая любовь» и выяснить, какую роль играет эпизод игры в фанты в раскрытии идейно-тематического содержания повести.

II.Анализ эпизода.

Почему именно 16 глава? Я считаю, что именно здесь Тургенев проникает в глубины души человеческой, постигая ее диалектику. В этом эпизоде главным становится анализ психологического состояния героев, раскрываются тайны и загадки предыдущих глав, обрисовываются характеры героев, их дальнейшие судьбы.

Итак, глава 16-ая…

«Майданов пришел в этот раз раньше всех – он принес новые стихи». В прошлый раз, когда Майданов приносил свои стихи, в обществе молодых людей – поклонников Зинаиды – появился Володя. Эти «новые стихи» - знак, посредством которого автор хочет показать читателям, сто свершилось что-то новое в жизни Зинаиды. (Как мы позже узнаем, в ее жизни появился отец Володи, который сумел ее укротить. И свершилось что-то очень важное: само по себе появление нового мужчины означало обострение конкурентной борьбы за сердце дамы). О своей любви Зинаида хочет рассказать всему обществу: «Все общество было налицо, в полном составе…» Эта цитата еще больше обостряет ожидание чего-то нового, совершенно странного, непохожего на прежнюю Зинаиду.

Композиционным центром главы является сказочная история, рассказанная Зинаидой, из которой мы понимаем, что она полюбила. Как известно, любовь меняет человека, его сущность. Главная героиня повести все свое окружение подстраивала под себя («…вы все готовы умереть у моих ног, я владею вами…»), и тут мы видим, что настроение «сходки» изменилось. «Начались опять игры в фанты, но уже без прежних странных выходок, без дурачеств и шума – цыганский элемент исчез». Особое внимание я хочу уделить словам «цыганский элемент исчез». Цыгане – народ вольной жизни, склонный к кочевничеству, бесшабашный и веселый, но в то же время всеми гонимый и обладатель нелегкой жизни. Исчезновение «цыганского элемента» свидетельствует о том, что свобода и буйства героини закончились, и Зинаида нашла своего укротителя.

О чем же рассказывает Зинаида? О красивой любви величественной, гордой, роковой Королевы к простолюдину. И сразу же в голову приходит сравнение с другой тургеневской девушкой – Асей – «Нет, Асе нужен герой, необыкновенный человек – или живописный пастух в горном ущелье». Но давайте посмотрим, а в каких декорациях происходит действие? Сплошная романтика: музыка, тихий плеск воды, «небо с большими звездами да темный сад с большими деревьями», фонтан «длинный, длинный, как привидение». И все прихоти роскоши: великолепный чертог, золото, мрамор, хрусталь, шелк, огни, алмазы, цветы, куренья. Здесь очень значим диалог между героиней и доктором Лушиным:

Вы любите роскошь? – перебил ее Лушин.

Роскошь красива, - возразила она, - я люблю все красивое.

Больше прекрасного? – спросил он.

Это что-то хитро, не понимаю.

Красивое и прекрасное…

По словарю С.И.Ожегова, красивый – доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом и л и: привлекающий внимание, эффектный, но бессодержательный; прекрасное – то, что воплощает красоту, соответствует ее идеалам. Я понял так, что красивое – больше форма, а прекрасное – содержание, это что-то более глубокое, серьезное, нравственное, тонкое. Но Зинаида не поняла этой разницы. Не следствие ли это ее воспитания? Беспорядочность жизни, дурные манеры и неопрятность матери, сальные огарки, сломанные ножи и вилки, мрачный Вонифатий, неразборчивость в знакомствах – все это приходит в столкновение с чистой, романтичной, искренней душой Зинаиды. «Сколько во мне дурного, темного, грешного…» (18 глава) «Все мне опротивело, ушла бы я на край света, не могу я это вынести, не могу сладить… Ах, мне тяжело… Боже мой, как тяжело!» (9 глава). И любовь к лести – это тоже из-за недостатка воспитания, из-за мещанского мелкого желания почувствовать себя лучше других, выше, чище.

Такую же интересную игру слов мы встречаем в 21 главе. После свидания с Зинаидой отец на вопрос Володи «Где же ты уронил свой хлыст?» отвечает: «Я его не у р о н и л, я его б р о с и л» (разбивка моя). Уронить – это сделать нечаянно, а бросить – специально. Деталь небольшая, но говорит нам многое о характере и чувствах Петра Васильевича.

Из столкновения Зинаиды с Малевским мы понимаем, насколько она расположена к Володе, насколько тонко понимает переживания молодого человека, насколько ценит его общество и насколько умеет сопереживать. Ради этого 16-летнего мальчика девушка изгоняет из своего дома самого светского человека, графа, проявляя удивительную жесткость и решительность. Холодный взгляд и холодная усмешка – это совсем не в характере Зинаиды. Зато совсем в ее характере – способность прощать даже самые горькие обиды. Это столкновение с графом Малевским не пройдет бесследно для героев повести, обернется трагедией и для Засекиных, и для семьи Володи. Недаром автор пишет о предчувствии несчастья, беды: «всем немного стало неловко…от…тяжелого чувства. Никто о нем не говорил, но всякий сознавал его и в себе и в своем соседе.»

Именно в 16 главе Володя впервые остро чувствует одиночество, становится свидетелем чужого счастья и окончательно убеждается в том, что не он является избранником Зинаиды: «Я чувствовал странное волнение: точно я ходил на свидание – и остался одиноким и прошел мимо чужого счастья».

Но страдает не только наш герой. Счастье прошло мимо всех обожателей Засекиной.

(недаром он единственный предлагал ей руку и сердце):

Вы бы ее (жену) заперли?

Я бы ее запер.

Ну, а если бы … она изменила вам?

Я бы ее убил.

Ну, а положим, я была бы вашей женой, что бы вы тогда сделали?

Я бы себя убил…

И он на самом деле не смог пережить отказа: «А Беловзоров… Без вести пропал, говорят, на Кавказ уехал».(20 глава) Видимо, уехал искать смерти…

Очень содержательны рассуждения девушки о том, что бы сделали ее поклонники, узнай они о ее избраннике. Беловзоров, конечно же, вызвал на дуэль. Мрачный романтик, наигранно трагичный, полный сарказма поэт Майданов написал бы длинный ямб. Расчетливый Нирмацкий дал бы денег взаймы за проценты, а подлый, двуличный граф Малевский поднес бы отравленную конфетку. Именно здесь кроется предпосылка последующей трагедии: только в роли конфетки выступит анонимное грязное письмо, подброшенное матери Володи, жене Петра Васильевича (19 глава).

Как мы видим, в 16 главе ярко проявляется «скрытый», «тайный» психологизм Тургенева. Писатель не изображает прямо все чувства и мысли своих героев, но дает угадывать их по внешним проявлениям. Он насыщает свое повествование изображением действий героев, именно они сообщают нам о том, что чувствует герой в это время.

Мы увидели в Зинаиде натуру чистую, ищущую, страстную, способную на сопереживание, на дерзкое самоотречение и на протест.

Мы увидели зарождение беды, которая постигнет наших героев: именно сон, рассказанный Зинаидой Засекиной, толкнет графа Малевского на низкий поступок и станет причиной расставания ее с отцом Володи.

И мы раскрыли тайну странного поведения Зинаиды, ее «хамелеонства», причину грусти и слез, причину резко меняющегося настроения – она полюбила.

Таким образом, 16 глава является важным эпизодом в раскрытии идейного содержания повести.

III. Заключение.

Повесть «Первая любовь» Тургенев опубликовал в 1860 году. Многие современники восприняли героиню повести как девушку, «лишенную всякого нравственного чувства». Д.И.Писарев признавался, что не понимает ее характера, а Н.А.Добролюбов писал, что «Никто такой женщины не встречал, да и не желал бы встретить.» «Героиня этой повести, - как сказано в рецензии «Московских ведомостей», - не более как кокетливая и в высшей степени капризная и далеко не нравственная личность».

Сам же Тургенев однажды сказал: «Из всех моих женских типов я более всего доволен Зинаидой в «Первой любви». В ней мне удалось представить действительно живое лицо: кокетку по природе, но кокетку привлекательную».

«Это единственная вещь, которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено…» (И.С.Тургенев)

IV Литература:

  1. И.С.Тургенев «Первая любовь». – М., «Дрофа», 2002г.
  2. И.С.Тургенев «Ася». – М., «Дрофа», 2002г.
  3. М.Ю.Лермонтов «Сочинения». – М., «Правда» 1990г. т1
  4. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка» - М., «АЗЪ», 1992г.
  5. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон «Энциклопедический словарь». – М., «Эксмо», 2007г.
  6. Газета «Литература» №16 от 23.04.01.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Верхнеуслонская гимназия»

Верхнеуслонского муниципального района

Республики Татарстан

Анализ одного эпизода.

(И.С.Тургенев «Первая любовь», глава 16)

(Исследование)

Выполнил:

Фокеев Никита, ученик 9

Класса

Руководитель:

Тихонова Т.Н., учитель русского

Языка и литературы

1 квалификационной категории