Самые известные физики мира. Самые известные ученые-физики и их вклад в науку
Аристотель (384–322 до н. э.)
Аристотель - древнегреческий учёный энциклопедист, философ и логик, основатель классической (формальной) логики. Считается одним из величайших гениев в истории и самым влиятельным философом древности. Сделал огромный вклад в развитие логики и естественных наук, особенно астрономии, физики и биологии. Хотя многие из его научных теорий были опровергнуты, они значительно поспособствовали поиску новых гипотез их объяснения.
Архимед (287–212 до н. э.)
Архимед - древнегреческий математик, изобретатель, астроном, физик и инженер. Как правило, считается величайшим математиком всех времён и одним из ведущих учёных классического периода античности. Среди его вклада в области физики - фундаментальные принципы гидростатики, статики и объяснение принципа действия на рычаг. Ему приписывают изобретение новаторских механизмов, включая осадные машины и винтовой насос, названый в его честь. Архимед также изобрёл спираль, которая носит его имя, формулы для расчёта объёмов поверхностей вращения и оригинальную систему для выражения очень больших чисел.
Галилео (1564–1642)
На восьмом месте в рейтинге самых великих учёных в истории мира находится Галилео - итальянский физик, астроном, математик и философ. Был назван «отцом наблюдательной астрономии» и «отцом современной физики». Галилео стал первым, кто использовал телескоп для наблюдений за небесными телами. Благодаря этому он сделал ряд выдающихся астрономических открытий, таких как открытие четырёх крупнейших спутников Юпитера, солнечных пятен, вращение Солнца, а также установил, что Венера меняет фазы. Ещё он изобрёл первый термометр (без шкалы) и пропорциональный циркуль.
Майкл Фарадей (1791–1867)
Майкл Фарадей - английский физик и химик, в первую очередь известен за открытие электромагнитной индукции. Фарадей также открыл химическое действие тока, диамагнетизм, действие магнитного поля на свет, законы электролиза. Ещё он изобрёл первый, хотя и примитивный электрический двигатель, и первый трансформатор. Ввёл термины катод, анод, ион, электролит, диамагнетизм, диэлектрик, парамагнетизм и др. В 1824 году открыл химические элементы бензол и изобутилен. Некоторые историки считают Майкла Фарадея лучшим экспериментатором в истории науки.
Томас Алва Эдисон (1847–1931)
Томас Алва Эдисон - американский изобретатель и бизнесмен, основатель престижного научного журнала Science. Считается одним из самых плодовитых изобретателей своего времени с рекордным количеством выданных патентов на его имя - 1093 в США и 1239 в других странах. Среди его изобретений - создание в 1879 году электрической лампы накаливания, системы распределения электроэнергии потребителям, фонографа, усовершенствование телеграфа, телефона, киноаппаратуры и т. д.
Мари Кюри (1867–1934)
Мария Склодовская-Кюри - французский физик и химик, педагог, общественный деятель, пионер в области радиологии. Единственная женщина лауреат Нобелевской премии в двух различных областях науки - физики и химии. Первая женщина профессор, преподающая в университете Сорбонна. Её достижения включают разработку теории радиоактивности, методы разделения радиоактивных изотопов и открытие двух новых химических элементов - радия и полония. Мари Кюри является одним из изобретателей, которые погибли от своих изобретений .
Луи Пастер (1822–1895)
Луи Пастер - французский химик и биолог, один из основателей микробиологии и иммунологии. Открыл микробиологическую суть брожения и многих болезней человека. Инициировал новый отдел химии - стереохимии. Наиболее важным достижением Пастера считаются работы по бактериологии и вирусологии, в результате которых были созданы первые вакцины против бешенства и сибирской язвы. Его имя широко известно благодаря созданной им и названной позже в его честь технологии пастеризации. Все работы Пастера стали ярким примером сочетания фундаментальных и прикладных исследований в области химии, анатомии и физики.
Сэр Исаак Ньютон (1643–1727)
Исаак Ньютон - английский физик, математик, астроном, философ, историк, исследователь Библии и алхимик. Является первооткрывателем законов движения. Сэр Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения, заложил основы классической механики, сформулировал принцип сохранения импульса, заложил основы современной физической оптики, построил первый телескоп-рефлектор и развил теорию цвета, сформулировал эмпирический закон теплообмена, построил теорию скорости звука, провозгласил теорию о происхождении звёзд и многие другие математические и физические теории. Ньютон также стал первым, кто математически описал явление приливов.
Альберт Эйнштейн (1879–1955)
Второе место в списке самых великих учёных в истории мира занимает Альберт Эйнштейн - немецкий физик еврейского происхождения, один из величайших физиков-теоретиков ХХ века, создатель общей и специальной теории относительности, открыл закон взаимосвязи массы и энергии, а также многих других значительных физических теорий. Победитель Нобелевской премии по физике в 1921 году за открытие закона фотоэлектрического эффекта. Автор более 300 научных работ по физике и 150 книг и статей в области истории, философии, публицистики и др.
Никола Тесла (1856–1943)
Которая позволяет людям узнавать больше об основополагающих законах планеты Земля. Каждый день люди не замечают, как пользуются теми благами, которые стали возможными благодаря труду многочисленных ученых. Если бы не их самоотверженная работа, человек не смог бы летать в самолете, пересекать на огромных лайнерах океаны и даже просто включить электрический чайник. Все эти самоотверженные исследователи сделали облик мира таким, каким его видят современные люди.
Открытия Галилея
Ученый-физик Галилей - один из самых известных. Он является физиком, астрономом, математиком и механиком. Именно он впервые изобрел телескоп. С помощью этого невиданного для того времени аппарата можно было наблюдать за далекими небесными телами. Галилео Галилей является основателем экспериментального направления в физической науке. Первые открытия, которые Галилей совершил с телескопом, увидели свет в его сочинении «Звездный вестник». Эта книга имела воистину сенсационный успех. Так как идеи Галилея во многом противоречили Библии, долгое время его преследовала инквизиция.
Биография и открытия Ньютона
Великим ученым, который совершил открытия во множестве областей, является также Исаак Ньютон. Самое известное из его открытий - это Кроме этого, ученый-физик объяснил множество природных явлений на основе механики, а также описал особенности движения планет вокруг Солнца, Луны и Земли. Ньютон родился 4 января 1643 года в английском городке Вулсторпе.
Окончив школу, он поступил в колледж при Кембриджском университете. Ученые-физики, которые преподавали в колледже, оказали на Ньютона большое влияние. Вдохновившись примером преподавателей, Ньютон сделал несколько своих первых открытий. Главным образом они касались сферы математики. Далее Ньютон начинает проводить опыты по разложению света. В 1668 году он получает степень магистра. В 1687 году была опубликована первая серьезная научная работа Ньютона - «Начала». В 1705 году ученому было присвоено звание рыцаря, и правившая в ту эпоху английская лично отблагодарила Ньютона за его исследования.
Женщина-физик: Мария Кюри-Склодовская
Ученые-физики всего мира до сих пор пользуются в своей работе и достижениями Марии Кюри-Склодовской. Она является единственным физиком-женщиной, которая два раза была номинирована на Нобелевскую премию. Мария Кюри родилась 7 ноября 1867 года в Варшаве. В детстве в семье девочки случилась трагедия - погибла мать и одна из сестер. Во время обучения в школе Мария Кюри отличалась прилежностью и интересом к науке.
В 1890 году переехала к старшей сестре в Париж, где поступила в Сорбонну. Тогда же она познакомилась и со своим будущим супругом - Пьером Кюри. В результате многолетних научных исследований супруги открыли два новых радиоактивных элемента - радий и полоний. Незадолго до начала войны на территории Франции был открыт где Мария Кюри занимала должность директора. В 1920 году она выпустила книгу под названием «Радиология и война», в которой был обобщен ее научный опыт.
Альберт Эйнштейн: один из величайших умов планеты
Ученые-физики всей планеты знают имя Альберта Эйнштейна. Его авторству принадлежит теория относительности. Современная физика во многом опирается на взгляды Эйнштейна, несмотря на то что не все современные ученые согласны с его открытиями. Эйнштейн был лауреатом Нобелевской премии. В течение своей жизни он написал порядка 300 научных работ, касающихся физики, а также 150 работ об истории и философии науки. До 12 лет Эйнштейн был очень религиозным ребенком, так как образование он получал в католической школе. После того, как маленький Альберт прочитал несколько научных книг, он пришел к выводу: не все положения в Библии могут быть правдивыми.
Многие считают, что Эйнштейн был гениален с самого детства. Это далеко не так. Будучи школьником, Эйнштейн считался весьма слабым учеником. Хотя уже тогда его интересовала математика, физика, а также философские труды Канта. В 1896 году Эйнштейн поступил на педагогический факультет в Цюрихе, где также познакомился со своей будущей супругой - Милевой Марич. В 1905 году Эйнштейном были опубликованы некоторые статьи, которые, однако, некоторые ученые-физики подвергли критике. В 1933 году Эйнштейн навсегда переезжает в США.
Другие исследователи
Но есть и другие известные фамилии ученых-физиков, которые сделали не менее значительные открытия в своей области. Это и В. К. Рентген, и С. Хокинг, Н. Тесла, Л. Л. Ландау, Н. Бор, М. Планк, Э. Ферми, М. Фарадей, А. А. Беккерель и многие другие. Их вклад в физическую науку не менее важен.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Великие физики и их открытия. Подготовила ученица 7 «А» класса МБОУ СОШ № 1 Сыромятникова Юлия
2
слайд
Описание слайда:
Исаак Ньютон (физик) Родился: 4 января 1643 Умер: 31 марта 1727 г. (84 года) Английский физик, математик, механик и астроном, один из создателей классической физики. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики, ставшие основой классической механики. Разработал дифференциальное и интегральное исчисления, теорию цвета, заложил основы современной физической оптики, создал многие другие математические и физические теории.
3
слайд
Описание слайда:
Открытия И. Ньютона Исаак Ньютон первым научно объяснил природу цветных полос, получающихся при разложении солнечного света оптической призмой. Он считал, что белый солнечный свет есть сумма световых лучей, обладающих различной силой преломления. Каждый такой световой луч вызывает присущее только ему цветовое впечатление. При прохождении белого света через стеклянные призмы он разлагается на простые цветные лучи. При прохождении через собирающую линзу разложенные призмой цветные лучи собираются и опять образуют белый свет. Наконец, пропустив цветные лучи через вторую призму, Ньютон нашел, что они далее не разлагаются. Ньютон был первым, кто расположил цвета спектра в форме круга. Он различал в спектре семь областей аналогично семи ступеням октавы. Терминология, употреблявшаяся Ньютоном для обозначения явлений цвета, была очень точной. Он говорил, например, не о красных или зеленых лучах, а о световых лучах, которые вызывают ощущение красного или зеленого цвета. Следует отметить, что после открытий Ньютона оптика начала развиваться очень быстро. Он сумел обобщить такие открытия своих предшественников, как дифракция, двойное преломление луча и определение скорости света. Но самым известным открытием Ньютона стал закон всемирного тяготения. Также он смог доказать, что силы гравитации распространяются не только на земные, но и на небесные тела. Эти законы были описаны в 1687 году после издания книги Ньютона, посвященной использованию математических методов в физике.
4
слайд
Описание слайда:
Галилео Галилей (астроном) Родился: 15 февраля 1564 г., Италия, Пиза. Умер: 8 января 1642г., (77 лет), Арчетри. Итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени. Он первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Галилей - основатель экспериментальной физики. Своими экспериментами он убедительно опроверг умозрительную метафизику Аристотеля и заложил фундамент классической механики. При жизни был известен как активный сторонник гелиоцентрической системы мира, что привело Галилея к серьёзному конфликту с католической церковью.
5
слайд
Описание слайда:
Открытия Г. Галилея Первым стал использовать понятие инертность Вывел преобразования координат которые назвали его именем Доказал что вопреки тогда общепринятому мнению, что естественным состоянием тела кроме покоя является состояние равномерного прямолинейного движения Первым додумался использовать телескоп для наблюдения небесных тел(он его не изобретал) Создал более менее соответствующую модель солнечной системы
6
слайд
Описание слайда:
Альберт Эйнштейн (физик) Родился: 14 марта 1879 г. Умер: 18 апреля 1955 г. (76лет) Физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, общественный деятель-гуманист. Жил в Германии, Швейцарии и США. Почётный доктор около 20 ведущих университетов мира, член многих Академий наук, в том числе иностранный почётный член АН СССР.
7
слайд
Описание слайда:
Открытия А. Эйнштейна Увлечения физикой и математикой, постоянные исследования приводят к публикации ряда статей по статической механике, физике молекул. Наиболее известным учением Эйнштейна является теория относительности. Эта теория была развита на основе геометрической теории относительности Лобачевского. К другим величайшим открытиям ученого относят работы по фотоэффекту, броуновскому движению. Используя квантовую статистику Эйнштейн вместе с физиком Бозе открыл пятое состояние вещества, названное в их честь конденсатом Бозе-Эйнштейна.
8
слайд
Описание слайда:
Ломоносов Михаил Васильевич (российский учёный) Родился:19 ноября 1711 г., деревня Мишанинская (ныне - село Ломоносово) Умер:15 апреля 1765 г. (53 года) Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, филолог, художник, историк и генеалог, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь.
9
слайд
Описание слайда:
Открытия М. Ломоносова Особо Ломоносова привлекала химия и физика. Русскому учёному принадлежит первое место в мире в истории закона сохранения энергии и массы. Именно Ломоносов в 1748 году в своей новой лаборатории открыл один из основополагающих законов природы - закон сохранения материи. Опубликован этот закон был только через 12 лет. Ломоносов первым сформулировал основы кинетической теории газов, хотя сегодня многие связывают это открытие с именем Бернулли. Михаил Васильевич утверждал, что любое тело состоит из мельчайших частиц – атомов и молекул, которые при охлаждении движутся медленнее, а при нагревании – быстрее. Ломоносов открыл тайну гроз, природу северных сияний и даже смог оценить их высоту. Ему принадлежит догадка о вертикальных атмосферных течениях и оригинальная теория цветов.
10
слайд
Описание слайда:
Вавилов Николай Иванович (учёный) Родился: 25 ноября 1887 г., Москва Умер: 26 января 1943 г. (55 лет) Российский и советский учёный-генетик, ботаник, селекционер, географ, академик АН СССР, АН УССР и ВАСХНИЛ. Президент, вице-президент ВАСХНИЛ, президент Всесоюзного географического общества, основатель и бессменный до момента ареста директор Всесоюзного института растениеводства, директор Института генетики АН СССР, член Экспедиционной комиссии АН СССР, член коллегии Наркомзема СССР, член президиума Всесоюзной ассоциации востоковедения. В 1926-1935 годах член Центрального исполнительного комитета СССР, в 1927-1929 - член Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, член Императорского Православного Палестинского Общества.
11
слайд
Описание слайда:
Открытия Н. Вавилова Создатель учений о мировых центрах происхождения культурных растений и об иммунитете растений, закона гомологических рядов в наследственной изменчивости организмов, сети научных учреждений по биологии и смежным наукам
12
слайд
Описание слайда:
Мария Склодовская-Кюри (физик - химик) Родилась:7 ноября 1867 г., Варшава Умерла:4 июля 1934 г. (66 лет) Французский учёный-экспериментатор польского происхождения, педагог, общественный деятель. Удостоена Нобелевской премии: по физике и по химии, первый дважды нобелевский лауреат в истории. Основала Институты Кюри в Париже и в Варшаве. Жена Пьера Кюри, вместе с ним занималась исследованием радиоактивности. Совместно с мужем открыла элементы радий и полоний.
13
слайд
Описание слайда:
Открытия М. Склодовской -Кюри Мария Склодовская-Кюри выделила чистый металлический радий, доказав, что это самостоятельный химический элемент. Она получила Нобелевскую премию по химии за этого открытие и стала единственной женщиной в мире с двумя Нобелевскими премиями.
14
слайд
Описание слайда:
Блез Паскаль (физик - математик) Родился:19 июня 1623 г., Клермон-Ферран Умер:19 августа 1662 г. (39 лет) Французский математик, механик, физик, литератор и философ. Классик французской литературы, один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, создатель первых образцов счётной техники, автор основного закона гидростатики.
15
слайд
Описание слайда:
Открытия Б. Паскаля Двенадцать лет своей короткой жизни Паскаль отдает созданию счетной машины (1640-1652). В нее он вложил все свои знания по математике, механике, физике, талант изобретателя. По словам сестры Паскаля Жильберты, "эта работа очень утомляла брата, но не из-за напряжения умственной деятельности и не из-за механизмов, изобретение которых не вызывало у него особых усилий, а из-за того, что рабочие плохо понимали его". Паскалю нередко самому приходилось браться за напильник и молоток или ломать голову над тем, как изменить в соответствии с квалификацией мастера сложную конструкцию.
Министерство образования Республики Башкортостан
МОУ СОШ №1 с. Аскино
Реферат на тему:
Великие ученые.
Выполнил: ученик 10 А класса
Зиязов Алмаз
Руководитель: Хакимова Ф.М.
Аскино - 2007
ПЛАН
- Амедео Авогадро
- Нильс Бор
- Андре Мари Ампер
- Даниил Бернулли
- Людвиг Больцман
- Александр Вольт
- Галилео Галилей
- Генрих Рудольф Герц
- Роберт Гук
- Николай Егорович Жуковский
- Шарль Огюстен Кулон
- Игорь Васильевич Курчатов
- Лев Давидович Ландау
- Петр Николаевич Лебедев
- Эмилий Христианович Ленц
- Михаил Васильевич Ломоносов
- Джеймс Клерк Максвелл
- Исаак Ньютон
- Георг Симон Ом
- Блез Паскаль
- Карл Эрнст Людвиг Планк
- Эрнест Резерфорд
- Вильгельм Конрад Рентген
- Александр Григорьевич Столетов
- Майкл Фарадей
- Бенджамин Франклин
- Константин Эдуардович Циолковский
- Альберт Эйнштейн
- Ханс Кристиан Эрстед
Талант есть способность обрести собственную судьбу.
Томас Манн. Какими были они, смотрящие на нас сейчас с портретов?
· Баловнями судьбы?
· Борцами во имя науки?
· Учеными «сухарями»? Все знающими и понимающими мудрецами?
· Совершали свои открытия вопреки или благодаря обстоятельствам?
· Способности к наукам проявили еще в раннем детстве, не мыслили себя ни кем иным, как ученым-физиком?
· В детские годы надежд не подавали, скорее, наоборот, были замкнутыми, необщительными, живущими в своем собственном мире?
· Вопросами, связанными с физикой, стали заниматься далеко не в юные годы?
· Посвятили физике всего несколько лет своей жизни, она не была их основным занятием?
· Предлагаемая ниже подборка может послужить материалом для конференций, факультативных занятий, может быть использована к слову, к месту на обычном уроке, если учитель почувствует, что сказанное окажется важным для кого-то из его учеников.
Амедео АВОГАДРО (1776-1856)
Полное его имя - Лоренцо Романо Амедео Карло Авогад-ро ди Кваренья э ди Черрето. Третий из восьми детей служащего судебного ведомства, предки которого с XII в. состояли на службе католической церкви. Должность передавалась по наследству. В двадцать лет Амедео получил ученую степень доктора церковного права. Двадцатипятилетний юрист начал все свое свободное время посвящать физико-математическим наукам.
Нильс Бор (1885-1962)
Из семьи профессора физиологии Копенгагенского университета. Среди друзей родителей были музыканты, писатели, художники. Это был открытый дом, где у Нильса и его брата Харольда (на год младше) старались развить уверенность в себе, привить уважение к знаниям, труду, к другим людям. В школе Нильс считался способным учеником, в университете - способным студентом. Участвовал в кружке по обсуждению научных и философских проблем, увлекался футболом. Братья входили даже в состав национальной сборной Дании и стали знамениты на всю страну до обретения научной славы. Когда Нильс Бор стал Нобелевским лауреатом, датские спортивные газеты вышли с заголовками: «Нашему вратарю дали Нобелевскую премию».
Андре Мари АМПЕР (1775-1836)
Был, что называется, поздним ребенком в семье торговца лионскими шелками. Исключительные способности проявились в раннем возрасте. Быстро выучился чтению и арифметике. Читал все подряд (у отца была хорошая библиотека). Однажды его застали за чтением энциклопедии.
Что ты читаешь, Андре? -спросил отец.
Я читаю статью об аберрации, - ответил одиннадцатилетний ребенок. И изложил суть этого непростого явления.
Никогда не ходил в школу, не прошел классического курса обучения. Сам учил латынь, потому что только так мог прочитать интересующие его вещи. «Знаешь ли ты, как производится вычисление корней?» - спросил приглашенный учитель математики. «Нет, зато я умею интегрировать!» - ответил мальчик. Время расцвета Ампера как ученого пришлось на 1814-1824 гг., т.е. к сорока годам.
Даниил БЕРНУЛЛИ (1700-1782)
В шестнадцать лет получил степень магистра философии. Примерно в это же время начал изучать математику под руководством старшего брата (Даниил - представитель известной династии ученых Бернулли). В двадцать один год ему была присвоена степень лиценциата медицины. Гидродинамикой, принесшей ему известность, он стал заниматься уже ближе к сорока годам.
Людвиг БОЛЬЦМАН (1844-1906)
Родился в Вене. Отец - чиновник Имперского министерства финансов. С детских лет интересовался математикой и естествознанием. В гимназии считался способным и трудолюбивым. С удовольствием занимался музыкой. Его люби-мым.композитором был Бетховен, любимым поэтом - Шиллер. В девятнадцать лет поступил в Венский университет. С этого момента началась его активная научная и преподавательская деятельность.
Александр Вольт (1745-1827)
Родился в родовом имении, где его предки жили в течение многих веков. Родители считали, что ребенок развивается ненормально: маленького роста, не говорит. Его считали немым до тех пор, пока в четырехлетнем возрасте он не произнес свое первое слово: «Нет!» Учился в школе ордена иезуитов. Будучи восемнадцатилетним юношей, уже бойко переписывался с наиболее видным физиком-электриком того времени - преподобным аббатом Нолле. Расцвет Вольта как ученого приходится на возраст сорок пять-пятьдесят лет.
Галилео ГАЛИЛЕЙ (1564-1642)
Отец хотел, чтобы мальчик стал врачом, за тем и послал его учиться в Пизанский университет. Однако семнадцатилетнему Галилею не особенно нравилась медицина. Он оставил университет и начал серьезно заниматься математикой и механикой. В двадцать два года он писал серьезные научные работы, например, о центре тяжести тел. В двадцать пять лет он -преподаватель Пизанского университета. Должность профессора математики была почетной, но малооплачиваемой.
Генрих Рудольф ГЕРЦ (1857-1894)
В гимназии учился прекрасно. Обожал все предметы без исключения - в равной степени физику и арабский язык. Любил писать стихи и вытачивать фигурки на токарном станке. Говорят, что, когда Герц стал известным ученым, его наставник по токарному делу с сожалением заметил: «Жаль. Из него могбы получиться отличный токарь». За что бы он ни брался, все получалось. Генрих Герц был сыном сенатора. Когда он родился, врачи единодушно утверждали, что он не жилец на белом свете. Болезни преследовали его все тридцать сеиь лет жизни.
Роберт Гук (1635-1703)
Родился в семье настоятеля церкви на острове Уайт (Англия). Отец хотел, чтобы сын тоже стал священником. Но у мальчика было настолько слабое здоровье, что он не мог даже ходить в начальную школу со сверстниками. Свой досуг он посвящал конструированию различных механизмов. Такая безмятежная жизнь оборвалась в тринадцать лет - умер отец. Гук поступил учеником к одному лондонскому живописцу. Вскоре решил, что и без специальной подготовки достаточно хорошо рисует, а запах краски вызывал у него головную боль. Он оставил живопись и потупил в школу – готовиться в университет. Изучал греческий, латынь, геометрию Евклида. В восемнадцать лет он - студент Оксфордского университета. На жизнь зарабатывал в качестве хориста в церкви, ассистента у химика, который и рекомендовал его одному молодому аристократу, увлеченному наукой, Роберту Бойлю.
К сожалению, не существует портрета Гука не только в раннем возрасте, но и ни одного вообще: в приступе ревности И.Ньютон после смерти Гука приказал уничтожить все его портреты (он считал Гука своим соперником в науке). Приведенный портрет является реконструкцией облика ученого по описаниям современников.
Николай Егорович ЖУКОВСКИЙ (1847-1921)
В одиннадцать лет был отправлен из Владимирского имения родителей учиться в 4-ю московскую гимназию. Начиная с 3-го класса выделялся как лучший ученик по алгебре, геометрии и естественным наукам. Трудно давались ему иностранные языки, особенно латынь и немецкий. Любил опыты по физике. Мастерил разнообразные модели и приборы. По окончании гимназии собирался поступать в Петербургский институт инженеров путей сообщения, по стопам отца. Обучение там стоило дорого - семья не могла позволить себе такие расходы.Отец советует поступить в Московский университет, на факультет математики. Шестнадцатилетнему Николаю было очень нелегко. Из письма к матери в то время: «… А время уже подумать, и серьезно, о самом себе, я уже не ребенок. Оканчивая университет, нет другой цели, как сделаться великим человеком, а это так трудно: кандидатов на имя великого так много...» Мечта Жуковского стать инженером осуществилась в зрелом возрасте.
Шарль Огюстен КУЛОН (1736-1806)
Поступил на военную службу сразу по окончании школы. Прошел инженерную подготовку. Строил оборонительные сооружения на острове Мартиника. Одновременно с военной службой проводил научные исследования. Его имя приобрело известность в научном мире к сорока годам.
Игорь Васильевич КУРЧАТОВ (1903-1960)
Юность пришлась на годы революции и гражданской войны. Учился в гимназии города Симферополя. Играл на мандолине в оркестре. Семья была более чем среднего достатка. Подрабатывал во время учебы в мундштучной мастерской, осваивал слесарное дело. Учитель математики в гимназии пророчил ему большое будущее, учитель словесности – тоже. Поступил в Таврический университет, закончив с золотой медалью гимназию. Правда, медаль ему не смогли дать: шла война. Студентом, семнадцати- восемнадцатилетним юношей, где только ни работал, чтобы выжить в эти голодные годы: на строительстве железнодорожной ветки, сторожем, даже воспитателем.
Лев Давидович ЛАНДАУ (1908-1968)
Гимназистом стал в восемь лет, в двенадцать поступил в Бакинский экономический техникум, через два года закончил его. В четырнадцать лет - студент Бакинского университета. Многие современные школьники в этом возрасте только начинают знакомиться с физикой.
Дифференцировать научился в двенадцать лет, интегрировать - в тринадцать, довольно свободно говорил по-немецки и по-французски, к двадцати годам выучил английский. Любил читать, но ненавидел писать сочинения. Постоянно были проблемы с учителем словесности. Как-то получил единицу за сочинение о Евгении Онегине написал без единой ошибки: «Татьяна была довольно скучная особа».
Петр Николаевич ЛЕБЕДЕВ (1866-1912)
Родился в Москве, в семье служащего чаеторговой фирмы. Отец решил направить его в коммерческое училище, заявив: «Я лучше желаю видеть сына дельным человеком в Китае, чем шалопаем в Москве». Сын же читает популярную научно-техническую литературу, помогает учителю физики с демонстрацией опытов, уговаривает отца (человека состоятельного) приобрести некоторые электрические приборы. Сам устанавливает в квартире электрический звонок. Тогда это считалось чудом техники! Надежды отца сделать сына своим достойным деловым наследником рушились. Четырнадцатилетнему мальчику разрешили поступать в реальное училище, а затем в Московское техническое училище (сейчас - Технический университет им. Баумана). Учился Лебедев всегда средне. Много времени и сил отнимали опыты и различные изобретения дома. Отец поощрял романтические увлечения девушками, купил ему лодку, скаковую лошадь. Но желание стать инженером пересиливало. Семнадцатилетним, он пишет: «Я не буду влюбляться, иначе все пойдет прахом и мне придется идти в контору» (т.е. становиться деловым человеком).
Эмилий Христианович ЛЕНЦ (1804-1865)
Русский физик из города Дерпта (Тарту). Тогда это была Российская империя. Бросил учебу в университете, чтобы отправиться в трехлетнее кругосветное путешествие. Проводил географические исследования. По их результатам в двадцать четыре года стал адъюнктом Петербургской академии наук, а в двадцать шесть лет – академиком. Занялся реорганизацией физической лаборатории и собственными физическими исследованиями.
Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ (1711-1765)
Родился неподалеку от города Холмогоры, в крестьянской семье. Почти все местные жители занимались морским промыслом. С десяти лет вместе с отцом в плаваниях стал участвовать и Михаил. Читать он научился в двенадцать лет - у местного дьячка. Перечитал все доступные ему книги. Тяга к знаниям оказалась настолько сильной, что уже совсем взрослым, девятнадцатилетним (а он с десяти лет работал!), отправился в Москву учиться. Двадцатилетний «дядя» сидел за партой со школярами, учениками Славяно-греко-латинской академии. Жил в страшной нужде: «Имея алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку кваса, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды». Обучение в академии было рассчитано на 13 лет. За первый год Ломоносов сумел закончить три класса, а за 5 лет - весь курс.
Джеймс Клерк МАКСВЕЛЛ (1831-1879)
Детство его было счастливым. Трехлетний ребенок исследовал все вокруг. Как звонок колокольчика для вызова прислуги может передаваться по проволоке в другие комнаты? Загадка! У него были на редкость добрые, мудрые и внимательные родители. В одном из писем мать мальчика пишет, что слова: «Покажи мне, как это делается», - постоянно сопутствуют ему. Матери не стало, когда Джеймсу было восемь лет. В школе особых успехов он поначалу не показывал. Заинтересовала его лишь геометрияния овальных линий с помощью двух иголок и нитки. Способ был доложен на заседании Королевского научного общества и одобрен самыми известными учеными. В шестнадцать лет поступил в Эдинбургский университет, а в девятнадцать перешел в Кембридж.
Исаак Ньютон (1643-1727)
Родился маленьким и хилым, однако прожил восемьдесят пять лет, болея не больше обычного. Ребенком считался способным, имел великолепную память. Любил мастерить. Например, сделал мельницу, колесо которой приводила в движение мышь; фонари, солнечные и водяные часы. Воздушными змеями, загоравшимися в воздухе, пугал соседей. Много читал. Родные хотели видеть его фермером, возможно, священником. Но, с детства нелюдимый, обидчивый, любивший уединение молодой человек решил серьезно заняться наукой. В восемнадцать лет он - студент Кембриджа, в двадцать два года (необычайно рано!) получил степень бакалавра. Наиболее значительные свои работы он сделал в сравнительно молодом возрасте. Ни разу не покинул пределов Англии, не выезжал дальше, чем на 200 км от Кембриджа.
Георг Симон ОМ (1787-1854)
Родился в семье слесаря. Отец придавал большое значение образованию детей. Хотя семья постоянно нуждалась, Георг учился - сначала в гимназии, а потом в университете. Однако, по воле отца, считавшего, что сын слишком много внимания уделяет развлечениям, Ому пришлось прервать учебу и начать преподавать матема-1ику в одной из частных школ Швейцарии. Лишь в двадцать четыре года ему удалось сдать экзамены в университет. Физикой Георг Ом стал интересоваться позже.
Блез ПАСКАЛЬ (1623-1662)
Отец разработал систему воспитания детей (в семье кроме Блеза было еще две дочери), которая исключала точные науки. Он боялся, что ранняя увлеченность математикой и естественными науками помешает гармоничному развитию. О «запретной» геометрии например мальчик узнал в двенадцать лет. Физика вошла в область его интересов к тридцати годам.
Макс Карл Эрнст Людвиг ПЛАНК (1858-1947)
Родился в семье профессора гражданского права. Мальчик учился в Мюнхенской гимназии, собирался сталь музыкантом или лингвистом. Впоследствии играл дуэтом (партия фортепиано) с Эйнштейном, исполнявшим партию скрипки. Физика привлекла его внимание в старших классах гимназии.
Один из преподавателей Мюнхенского университета отговаривал Планка связывать свои интересы именно с теоретической физикой. Там, мол, все уже известно, осталось уточнить детали.
Эрнест РЕЗЕРФОРД (1871-1937)
Четвертый ребенок мелкого фермера из Новой Зеландии, у которого было еще восемь детей. Отцу не под силу было дать образование всем детям, и Ре-зерфорд, начиная с детского возраста и до получения высшего образования, все время учился на стипендии. Живой, активный, веселый, он любил охоту и спорт. В школе и университете играл форвардом в футбольной команде. Любил читать. Еще мальчиком сам сделал себе фотоаппарат, что по тем временам было довольно трудно.
В 1891 г., будучи двадцатилетним студентом, на заседании Научного общества сделал доклад «Об эволюции материи», где высказал совершенно революционные мысли: все атомы состоят из одних и тех же частиц. Доклад был встречен очень неодобрительно. Ему пришлось извиниться перед Научным обществом.
Вильгельм Конрад РЕНТГЕН (1845-1923)
Ученый, получивший первую Нобелевскую премию, не имел школьного аттестата. Из школы его исключили. Кто-то нарисовал на доске карикатуру на учителя, и тот посчитал, что это дело рук Рентгена. Не получил он аттестата и при попытке сдать экзамены экстерном - его экзаменатором оказался тот самый учитель. О том, чтобы поступить в высшее учебное заведение, теперь нельзя было и мечтать. Случайно уже двадцатилетний молодой человек узнает о том, что в швейцарском городе Цюрихе открылся новый Политехнический институт, где принимаются вольнослушатели (т.е. аттестат не обязателен). Туда-то он и поступил на машиностроительный факультет.
Александр Григорьевич Столетов (1839-1896)
Родился в семье небогатого владимирского купца - владельца бакалейной лавки. Научился читать в четыре года. С пяти лет чтение - любимое занятие. Писал стихи, в гимназии с товарищами выпускал рукописный журнал. Занимался музыкой, даже хотел одно время стать профессиональным музыкантом. В последние годы учебы в гимназии любимыми предметами стали физика и математика. Они и определили дальнейшую судьбу. Семнадцатилетний юноша стал студентом физико-математического факультета Московского университета (за казенный счет, т.е. по окончании учебы должен был шесть лет проработать «по учебной части Министерства народного просвещения»).
Майкл ФАРАДЕЙ (1791-1867)
Родился в Лондоне, в семье кузнеца. Получил лишь начальное образование. С двенадцати лет начал работать разносчиком газет, подмастерьем в переплетной мастерской. Самоучка, очень много читал.
Бенджамин ФРАНКЛИН (1706-1790)
Политический деятель. В Америке по сей день является одним из самых почитаемых людей за все время истории США. Его работы по электричеству были сделаны за короткий период времени, с 1747 по 1753 гг. То есть физике он посвятил семь лет, будучи уже в зрелом возрасте. Благодаря ему мы сейчас пользуемся громоотводом, понятиями «положительный» и «отрицательный» заряды. Портрет Франклина все желающие могут увидеть на стодолларовой купюре.
Константин Эдуардович ЦИОЛКОВСКИЙ (1857-1935)
Родился в семье лесника. Кроме него - еще двенадцать детей. В девять лет заболел скарлатиной и в результате осложнения частично потерял слух. Это отразилось на всей его дальнейшей жизни. Он оказался изолированным от остальных детей, его дразнили, он не мог учиться в школе (не слышал учителя). Еще через два года умирает мать. Отныне его мир - книги. Лет с четырнадцати-пятнадцати стал интересоваться физикой, математикой, химией, астрономией. В шестнадцать лет уехал в Москву, где прожил три года, тратя очень небольшие деньги, которые получал из дома, в основном на книги. Потом, вернувшись, домой, зарабатывал репетиторством. В двадцать два года экстерном сдал экзамены на звание учителя. Гениальный ученый-самоучка, на много опередивший свое время, вспоминал потом, что глухота всегда заставляла страдать его самолюбие, отдаляла от людей, оставляла наедине со своими мыслями.
Альберт Эйнштейн (1879-1955)
В детстве настолько медленно учился говорить, что его едва не сочли умственно отсталым. Все же мать строила честолюбивые планы относительно его будущего. Она не отличалась ни мягкостью, ни терпимостью, и детство Эйнштейна прошло под знаком ее властной натуры. Сам он вспоминал, что был одиноким и мечтательным ребенком, испытывал трудности в общении со сверстниками, избегал шумных игр. Любил строить сложные конструкции из кубиков и карточные домики высотой до четырнадцати этажей. Был подвержен приступам ярости, в обычном же состоянии почти заторможен. Его апатия беспокоила родителей. Начал учиться играть на скрипке в пять лет. Музыка стала его духовной потребностью на всю жизнь. В школе столкнулся с антисемитизмом. Одиннадцатилетним пережил период горячей религиозной веры, который сменился периодом увлечения научно-технической литературой. Хотя довольно медленно усваивал в детстве новую информацию, особо серьезных проблем в школе у него не было. Слабым местом была лишь физкультура. Его учитель греческого вошел в историю, сказав, что из Эйнштейна никогда ничего не получится.
Специалистом по древним языкам он действительно не стал. Всю жизнь не терпел милитаризма. Отказался от немецкого гражданства, чтобы не быть призванным в армию в возрасте семнадцати лет.
По собственным воспоминаниям, в шестнадцать лет задумался, как можно (и можно ли вообще) догнать движущийся по небу луч света.
Ханс Кристиан ЭРСТЕД (1777-1851)
Родился в семье бедного аптекаря. Денег на образование особенно не было, так что вместе с братом Андерсом учился, где придется: у парикмахера - немецкому языку, у жены парикмахера - датскому, у пастора - грамматике, истории и литературе, у землемера - математике. Заезжий студент рассказал как-то о свойствах минералов. В двенадцать лет стоял уже за стойкой отцовской аптеки. Все же, попав в Копенгагенский университет, взялся изучать все сразу: медицину, физику, астрономию, философию, поэзию. Двадцатилетним получил золотую медаль за эссе «Границы поэзии и прозы». В физику Эрстед пришел позже.
Литература
1. Азерников В.З. Физика. Великие открытия. - М.: ОЛМА-пресс, 2000.
2. Голин Г.М., Филонович СР. Классики физической науки. - М.: Высшая школа, 1989.
3. Замечательные ученые. - Библиотечка «Квант». 1980.
4. Лишевский В.П. Охотники за истиной. - М.: Наука, 1990.
5. Они создавали физику. - М.; Бюро «Квантум», 1998.
6. Храмов Ю.А. Физики. -М.: Наука, 1983.
Физика - одна из важнейших наук, изучаемых человеком. Ее присутствие заметно во всех сферах жизни, иногда открытия даже меняют ход истории. Поэтому великие физики так интересны и значимы для людей: их работа актуальна даже по прошествии многих веков после их смерти. Каких ученых стоит знать в первую очередь?
Андре-Мари Ампер
Французский физик появился на свет в семье коммерсанта из Лиона. Библиотека родителей была полна трудов ведущих ученых, писателей и философов. С детства Андре увлекался чтением, что помогло ему обрести глубокие знания. К двенадцати годам мальчик уже изучил основы высшей математики, а в следующем году представил свои работы в Лионскую Академию. Вскоре он начал давать частные уроки, а с 1802-го трудился преподавателем физики и химии, сначала в Лионе, а затем и в Политехнической школе Парижа. Через десять лет его избрали членом Академии наук. Имена великих физиков нередко связаны с понятиями, изучению которых они посвятили жизнь, и Ампер не исключение. Он занимался проблемами электродинамики. Единица силы электрического тока измеряется в амперах. Кроме того, именно ученый ввел многие используемые и сейчас термины. Например, это определения «гальванометр», «напряжение», «электрический ток» и многие другие.
Роберт Бойль
Многие великие физики вели свою работу во времена, когда техника и наука были практически в зачаточном состоянии, и, несмотря на это, добивались успеха. Например, уроженец Ирландии. Он занимался разнообразными физическими и химическими экспериментами, развивая атомистическую теорию. В 1660 году ему удалось открыть закон изменения объема газов в зависимости от давления. Многие великие его времени не имели представления об атомах, а Бойль не только был убежден в их существовании, но и сформировал несколько связанных с ними понятий, например «элементы» или «первичные корпускулы». В 1663 году ему удалось изобрести лакмус, а в 1680-м он первым предложил способ получения фосфора из костей. Бойль являлся членом Лондонского королевского общества и оставил после себя множество научных трудов.
Нильс Бор
Нередко великие физики оказывались значимыми учеными и в других сферах. Например, Нильс Бор также был и химиком. Член Датского королевского общества наук и ведущий ученый двадцатого века, Нильс Бор родился в Копенгагене, где и получил высшее образование. Некоторое время сотрудничал с английскими физиками Томсоном и Резерфордом. Научные работы Бора стали основой для создания квантовой теории. Многие великие физики впоследствии работали в направлениях, изначально созданных Нильсом, например, в некоторых областях теоретической физики и химии. Мало кто знает, но он также был первым ученым, заложившим основы периодический системы элементов. В 1930-х гг. сделал немало важнейших открытий в атомной теории. За достижения был отмечен Нобелевской премией по физике.
Макс Борн
Многие великие ученые-физики были родом из Германии. Например, Макс Борн родился в Бреслау, в семье профессора и пианистки. Он с детства увлекался физикой и математикой и поступил в Геттингенский университет для их изучения. В 1907 году Макс Борн защитил диссертацию, посвященную устойчивости упругих тел. Как и другие великие ученые-физики того времени, например Нильс Бор, Макс сотрудничал со специалистами Кембриджа, а именно с Томсоном. Вдохновляли Борна и идеи Эйнштейна. Макс занимался исследованием кристаллов и разработал несколько аналитических теорий. Кроме того, Борн создал математическую основу квантовой теории. Как и другие физики, Великой Отечественной войны антимилитарист Борн категорически не хотел, и в годы сражений ему пришлось эмигрировать. Впоследствии он выступит с осуждением разработок ядерного оружия. За все свои достижения Макс Борн получил Нобелевскую премию, а также был принят во многие научные академии.
Галилео Галилей
Некоторые великие физики и их открытия связаны со сферой астрономии и естествознания. К примеру, Галилей, итальянский ученый. Обучаясь медицине в университете Пизы, он ознакомился с физикой Аристотеля и принялся читать древних математиков. Увлекшись этими науками, бросил учебу и занялся сочинением «Маленьких весов» - работы, которая помогала определять массу металлических сплавов и описывала центры тяжести фигур. Галилей прославился среди итальянских математиков и получил место на кафедре в Пизе. Через какое-то время он стал придворным философом герцога Медичи. В своих работах он занимался исследованиями принципов равновесия, динамики, падения и движения тел, а также прочности материалов. В 1609 году построил первый телескоп, дающий трехкратное увеличение, а затем - и с тридцатидвухкратным. Его наблюдения дали информацию о поверхности Луны и размерах звезд. Галилей обнаружил спутники Юпитера. Его открытия произвели фурор в научной сфере. Великий физик Галилей был не слишком одобрен церковью, и это определило отношение к нему в обществе. Тем не менее, он продолжил работу, что стало поводом для доноса в инквизицию. Ему пришлось отказаться от своих учений. Но все же через несколько лет трактаты о вращении Земли вокруг Солнца, созданные на основе идей Коперника, были опубликованы: с пояснением, что это лишь гипотеза. Так, важнейший вклад ученого был сохранен для общества.
Исаак Ньютон
Изобретения и высказывания великих физиков часто становятся своего рода метафорами, но легенда про яблоко и закон тяготения известнее всех. Каждому знаком герой этой истории, согласно которой он и открыл закон тяготения. Кроме того, ученый разработал интегральное и дифференциальное исчисление, стал изобретателем зеркального телескопа и написал немало фундаментальных трудов по оптике. Современные физики считают его создателем классической науки. Ньютон родился в бедной семье, обучался в простой школе, а затем в Кембридже, параллельно работая слугой, чтобы оплатить учебу. Уже в ранние годы к нему пришли идеи, которые в будущем станут основой для изобретения систем исчислений и открытия закона тяготения. В 1669 году он стал преподавателем кафедры, а в 1672-м - членом Лондонского королевского общества. В 1687 году был опубликован важнейший труд под названием «Начала». За неоценимые достижения в 1705 году Ньютону даровали дворянство.
Христиан Гюйгенс
Как и многие другие великие люди, физики нередко являлись талантливыми в разных сферах. Например, Христиан Гюйгенс, уроженец Гааги. Его отец был дипломатом, ученым и литератором, сын получил прекрасное образование в юридической сфере, но увлекся математикой. Кроме того, Христиан прекрасно говорил на латыни, умел танцевать и ездить верхом, музицировал на лютне и клавесине. Еще в детстве он сумел самостоятельно построить себе и работал на нем. В университетские годы Гюйгенс переписывался с парижским математиком Мерсенном, что сильно повлияло на юношу. Уже в 1651 году он опубликовал труд о квадратуре круга, эллипса и гиперболы. Его работы позволили ему обрести репутацию прекрасного математика. Затем он заинтересовался и физикой, написал несколько трудов о сталкивающихся телах, которые серьезно повлияли на представления современников. Кроме того, он сделал вклад в оптику, сконструировал телескоп и даже написал работу о расчетах в азартной игре, связанных с теорией вероятности. Все это делает его выдающейся фигурой в истории науки.
Джеймс Максвелл
Великие физики и их открытия заслуживают всяческого интереса. Так, Джеймс-Клерк Максвелл добился впечатляющих результатов, с которым стоит ознакомиться всякому. Он стал основоположником теорий электродинамики. Ученый родился в дворянской семье и получил образование в университетах Эдинбурга и Кембриджа. За достижения был принят в Лондонское королевское общество. Максвелл открыл Кавендишскую лабораторию, которая была оборудована по последнему слову техники для проведения физических экспериментов. В ходе работы Максвелл изучал электромагнетизм, кинетическую теорию газов, вопросы цветного зрения и оптики. Проявил себя и как астроном: именно он установил, что устойчивы и состоят из не связанных частиц. Занимался также изучением динамики и электричества, оказав серьезное влияние на Фарадея. Исчерпывающие трактаты о многих физических явлениях до сих пор считаются актуальными и востребованными в научной среде, делая Максвелла одним из величайших специалистов в данной сфере.
Альберт Эйнштейн
Будущий ученый родился в Германии. С детства Эйнштейн любил математику, философию, увлекался чтением научно-популярных книг. За образованием Альберт отправился в технологический институт, где изучал любимую науку. В 1902 году стал сотрудником патентного бюро. За годы работы там он опубликует несколько успешных научных работ. Первые его труды связаны с термодинамикой и взаимодействием между молекулами. В 1905 году одна из работ была принята как диссертация, и Эйнштейн стал доктором наук. Альберту принадлежали множество революционных идей об энергии электронов, природе света и фотоэффекте. Самой важной стала теория относительности. Выводы Эйнштейна преобразили представления человечества о времени и пространстве. Абсолютно заслуженно он был отмечен Нобелевской премией и признан во всем научном мире.